Главный герой «Сказки про храброго зайца Длинные-Уши-Косые-Глаза-Короткий-Хвост» Д.Н.Мамина-Сибиряка из сборника «Аленушкины сказки» — обычный заяц, живший в лесу вместе с другими зайцами. Он, как и все его сородичи, боялся всего и всех – лесных шорохов, взлетающей птицы и, конечно, волка. Шло время и вот однажды зайцу надоело бояться. Он громогласно объявил всем жителям леса, что никого теперь не боится.
Собрались другие зайцы – и умудренные жизненным опытом, и молодые зайчата, и зайчихи. И все недоверчиво слушали новоявленного храбреца. А когда поняли, о чем он говорит, то стали потешаться над ним, настолько нелепыми были его слова. Где это видано, чтобы заяц никого не боялся? А герой сказки до того расхрабрился, что пригрозил съесть самого волка! Волк в это время как раз проходил мимо и, услышав речи хвастуна, решил подойти поближе, глянуть, кто это там такой смелый, да и съесть его.
Увидев волка, расхрабрившийся заяц сначала замер от испуга, а потом, пытаясь спастись от хищника, резко подпрыгнул, и совершенно случайно приземлился прямо на голову волку, после чего задал стрекача и долго не мог остановиться от страха. Он думал, что волк гонится за ним, а волк в это время бежал совершенно в другую сторону. Удар по его голове был очень сильным, и волк решил, что в него стреляли.
Когда оставшиеся на поляне зайцы пришли в себя, то отправились на поиски храбреца. Они с трудом нашли его и стали хвалить за храбрость. Заяц понял, что волк от него убежал и с той поры стал верить, что он действительно никого не боится. Таково краткое содержание сказки.
Главный смысл сказки про храброго зайца состоит в том, что жизнь в значительной степени зависит от собственного отношения кого-либо к окружающему миру. Если все время бояться и опасаться разных неприятностей, то эти неприятности всё время будут вертеться в голове и мешать жить. А если найти в себе силы побороть страх, то удача будет на твоей стороне. Сказка учит не бояться опасностей, а стараться преодолевать их, активно бороться с надуманными страхами.
В сказке мне понравился главный герой, храбрый заяц. Ему надоело все время чего-то бояться и он решил стать смелым, а вскоре и на деле сумел доказать свою храбрость, напугав волка.
У страха глаза велики.
Храбрость превосходит силу.
08.02.2011г.
Учитель года 2011
– Вам необходимо раскрасить печать. Красным – отличная работа. Зелёным – успешная работа.
– Поблагодарите друг друга за работу.
Урок окончен. Всем спасибо за работу.
Слайд
Удостоверение
Ильичева Ольга
НОД «Заяц в русских народных сказках»
Конспект непосредственно образовательной деятельности
(старший дошкольный возраст)
Тема : «Заяц в русских народных сказках » .
Программное содержание :
1. Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками .
2. Совершенствовать умение детей давать характеристику персонажам сказки .
3. Формировать оценку таких нравственных понятий, как «трудолюбие» , «смелость» , «доверчивость» , «хвастовство» .
4. Упражнять в образовании однокоренных слов, обогащать речь детей прилагательными, учить понимать переносное значение слов и словосочетаний.
5. Упражнять в умении передавать настроение персонажей сказки , используя разнообразные средства выразительности.
6. Развивать у детей творческое воображение
Материал : иллюстрации к русским народным сказкам «Заяц - хваста » , «Заюшкина избушка» , «Колобок» .
Пропедевтическая работа : знакомство со сказками «Колобок» , «Заюшкина избушка» , «Заяц - хваста » ; рассматривание рисунков разных художников - иллюстраторов.
Воспитатель заранее выставляет иллюстрации к сказкам «Колобок» , «Заюшкина избушка» , «Заяц - хваста » с изображением зайца.
В :Посмотрите, сколько зайцев к нам сегодня в гости пожаловало.
Вы знакомы с ними?
Из каких они сказок ?
Почему эти сказки называются русскими народными ?
Что нам лучше помогает понять героев сказок ?
Д :Отвечают на вопросы
В :Дети, давайте рассмотрим с вами иллюстрации с изображением зайца и расскажем какой заяц в этих сказках ?
Д :Слабый, маленький, пугливый, трусливый …
В : Что бы могло произойти, если бы колобок не встретил лису?
Д : Отвечают
В : А если бы заяц не встретил петуха , кто бы ему помог?
Д : Отвечают.
В : А теперь давайте придумаем самое длинное слово о зайце из сказки «Заюшкина избушка»
Проводится игра на образование новых прилагательных.
Д : короткохвостый, длинноухий, трусоватый, длиннолапый …
Назовите ласковые слова о зайчике из сказки «Заюшкина избушка»
Д :Отвечают
Физкультминутка
Заинька - зайка - дети прыгают, поджав руки, имитируя зайца.
Маленький зайка - садятся на корточки, показывая рукой вершок от пола.
Длинные ушки - приставляют ладошки к голове.
Быстрые ножки - бегут на месте.
Заинька - зайка - то же.
Маленький зайка - то же.
Деток боится - обхватывают себе руками,
Зайка - трусишка - изображают страх, дрожат.
В : Ребята, давайте посмотрим на иллюстрацию к сказке «Заяц - хваста »
Опишите этого зайца. Что он делает? Вспомните, как хвастал заяц ? Можно ли его назвать : озорник, непослушный, забияка?
Д : Отвечают.
В : Чтобы нарисовать такого зайца, художник наблюдал за животными, изучал их повадки. А среди вас нет таких хвастливых?
Хорошо ли хвастаться?
Д : Отвечают
В : Какие пословицы о хвастовстве вы знаете?
Д : - на печи не храбрись, а в поле не трусь;
Боится как пугливая ворона;
Пугается, как заяц бубна ;
Прячется, как лягушка в камышах.
В : А теперь я вам предлагаю поиграть в игру «Скажи по - другому»
«Душа в пятки ушла» - испугался.
«Задал стрекача» - убежал.
«Выбился из сил» - устал.
«Задрал нос» - зазнался.
В : Следующая игра называется «На что похоже?»
Воспитатель предлагает одному ребенку изобразить хвастливого зайца : ребенок должен мимикой и жестами выразить образ, а остальные дети угадать, кто это?
В : С каким из этих зайцев вы хотели бы дружить и почему?
Д : Отвечают.
В : Подводит итог деятельности.
Можно ли говорить о зайце как о трусливом животном?
Трусость - это, скорее, человеческая черта характера. Но зоопсихология - наука относительно молодая, а люди склонны приписывать животным то, что свойственно им самим.
Как ведет себя заяц в естественных условиях? Чтобы не попасть в зубы хищнику, заяц затаивается, а если хищник его все-таки обнаружил, резко срывается с места и бежит. Человека, который прячется от опасности, могут считать трусливым. Альтернативное поведение - встретить опасность лицом к лицу, «в бою». Эти стереотипы тоже можно обсуждать, выяснять их историю.
Но с точки зрения природы поведение зайца предельно рационально. Он умеет хорошо маскироваться - поэтому и затаивается. И так, между прочим, обеспечивает выживание своему потомству. Он очень быстро бегает на коротких дистанциях, поэтому для него есть смысл спасаться бегством. Так ведут себя многие травоядные. Например, лани, олени. Вспомните цикл сказок Феликса Зальтена про олененка Бемби. Там зайцы с оленями в добрых отношениях. Они друг друга считают «своими». Конечно, это сказка, и она идеологизирует эти отношения: мол, олени и зайцы «дружат», потому что ни те ни другие никого не убивают.
Но вообще-то реальный заяц - не такое уж маленькое и слабенькое животное. Длина его тела - 60-70 см. А если он встанет на задние лапы, то его «рост» может достигать и 80 см. Это - без учета длины ушей. У него на передних и задних лапах есть когти, и он способен в некоторых случаях дать отпор хищнику. Если заяц стоит, он будет бить передними лапами. Если он опрокинулся на спину, будет бить задними лапами, которые у него намного сильнее передних. Он может даже распороть брюхо лисе. Поэтому не всегда лиса решается напасть на зайца.
Распространенное представление о том, что заяц «постоянно дрожит от страха», связано с особенностями его обоняния. Обоняние у зайцев очень острое, и они постоянно нюхают воздух: не появился ли поблизости хищник, нет ли где рядом подходящей еды. Когда заяц принюхивается, он быстро-быстро шевелит носом, и от этого у него шевелится еще и верхняя губа. Со стороны это может выглядеть так, будто заяц дрожит.
Еще одно «популярное» заблуждение касается заячьего «косоглазия». Глаза у зайца расположены не как у человека, а по разные стороны головы. И смотрит заяц иначе: у человека поля зрения разных глаз пересекаются, и в мозгу возникает единый образ. А у зайца поля зрения не пересекаются. У него каждый глаз «видит свое». Точно так же смотрят на мир лошади, овцы, коровы, козы, мыши, белки и многие другие звери. Они тоже могли бы считаться «косыми». Собственно, о лошади часто так и говорят, что она «косит глазом».
Вообще заяц, как и любое другое животное, ‒ существо невероятно интересное. Ну а то, что, читая сказки, дети сочувствуют зайцу и жалеют его, ‒ это хорошо. Возможно, когда-нибудь они увидят живого зайца и очень удивятся - настолько он будет отличаться от зайца сказочного. Но удивляться полезно.
Роль животных в русском народном творчестве крайне велика и разнообразна. Почти во всех сказках фигурируют те или иные звери. Среди них можно выделить лису, медведя, волка, зайца, ежа, сороку и прочих. С помощью этих хорошо известных ярких персонажей взрослые рассказывают своим детям о том, что такое хорошо, а что-плохо. Первые сказки в истории появились задолго до изобретения книг и письменности и передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Потому они и называются народными. Рассмотрим самых популярных животных, фигурирующих в сказках, и сравним, насколько совпадают их «сказочные» характеристики с их описанием в реальной жизни.
«Лисичка-сестричка», «Лиса-при беседе краса», «Лиса Патрикеевна», Лисафья, Лисица–кумушка – так ласково называют Лису в русских народных сказках. Эта рыжая плутовка, безусловно, является излюбленным персонажем во все времена. И неизменно она хитра, умна, сообразительна, расчетлива, злопамятна и коварна. Так, лишь она смогла обхитрить и съесть бедного Колобка, провести глупого волка, у которого хвост примерз к проруби, и даже обмануть мужика, притворившись мертвой. Главная идея этих сказок – рассказать детям о том, что в жизни важна не сила, а хитрость. Несмотря на это, лиса - все-же отрицательный персонаж. В некоторых сказках, мирным зверушкам, пострадавшим от этой рыжей плутовки, приходится очень потрудиться, чтобы перехитрить и проучить саму Лису.
Но так ли хитра и умна лиса на самом деле? Немецкий зоолог Альфред Брем в своей книге «Жизнь животных» утверждает, что хитрость лисы в русских сказках сильно преувеличена, а вот ум волка – напротив, недооценен. В остальном же, реальная обыкновенная лисица во многом схожа со «сказочной»: рыжая шерсть, красивый пушистый хвост, лиса нередко охотится на зайца или наведывается в близлежащие курятники.
«Медведь косолапый», «Михаил Потапыч» или просто Мишка по своей популярности, не отстает от Лисы. Этот персонаж часто представлен в сказке, как ленивый, толстый и неуклюжий. Большой и косолапый, он медлительный, глупый и опасный. Часто он угрожает слабому своей силой, но в конечном счете всегда проигрывает, потому что важна не сила, а быстрота, ловкость и ум – таков смысл сказок с участием Мишки. Самые популярные сказки – «Три медведя», «Маша и Медведь», «Вершки и Корешки». Однако, в реальной жизни, бурый медведь не настолько и медлителен, как это можно предположить. Он может очень быстро бегать и, кроме того, особой глупостью не отличается. В остальном же, его «сказочный» образ имеет с ним много общих черт: он действительно, большой, опасный и немного косолапый: при ходьбе его носки смотрят немного внутрь, а пятки – наружу.
фото 1
«Зайчик-Побегайчик», «Зайчишка-Трусишка» или «Косой» - тоже очень распространенный герой русских сказок. Его главная черта – трусость. В некоторых сказках Заяц представлен как трусливый, но в то же время хвастливый, задиристый и глупый герой, а в каких-то – наоборот, как в меру осторожный и умный лесной зверь.
Например, в сказке «Зайчишка-Хвастунишка» или «У страха глаза велики», трусость Зайца высмеивается, главная идея этих сказок – нужно быть всегда смелым. В то же время, в сказке «Заюшкина избушка», Зайчик предстает перед нами положительным персонажем, который нуждается в поддержке и защите.
В реальной жизни, заяц, как и его «сказочный» персонаж, длинноух, быстр, проворен, осторожен и внимателен. Благодаря особому положению глаз, заяц может смотреть не только вперед, но и назад. Во время погони, заяц может «скосить» глаз, чтобы рассчитать расстояние до своего преследователя. За такую способность, заяц и был прозван Косым. Главный враг зайца, как и в сказках, – лиса.
«Серый волк – зубами щекл», «Волк-волчище – из-под куста хватыш», «Волк-дурень» представляется в большинстве случаев как отрицательный персонаж, глупый, злой, голодный и опасный. Но, в большинстве случаев, он настолько глуп, что, в конце концов, остается ни с чем. Например, «сказка о Лисе и Волке» или «Волк и семеро козлят». В этих сказках, волк является воплощением зла, и главный посыл для детей – что добро всегда побеждает зло. Тем не менее, в некоторых сказках волк предстает перед нами как мудрый и верный друг человека, готовый всегда прийти на помощь, примером тому служит сказка «Иван-Царевич, жар-птица и Серый Волк».
В реальной жизни, волк, действительно, может быть крайне опасным. Нередко он голоден и блуждает по лесу в поисках пищи. Но его ум крайне недооценен. Волк – умное и организованное животное, в волчьей стае прослеживается четкая структура и дисциплина. Волки создают невероятно крепкие пары, их союзы прочны, а сами волки – настоящее олицетворение верности и любви друг к другу. Прирученный волк и в самом деле может стать верным и преданным другом для человека.
Колючий Ежик – издавна предстает перед нами в образе доброго сообразительного старичка, умудренного жизнью. Несмотря на свой небольшой рост и маленькие ножки, он всегда выходит победителем благодаря своему неординарному уму и хитрости. Так, например, в сказке «Заяц и Еж», - ежик обхитрил и уморил бедного Зайца, с которым они якобы бежали наперегонки, а в сказке «Палочка-выручалочка», Ежик учил Зайца разным жизненным премудростям, объясняя, что для выживания нужно прежде всего думать головой.
В реальной жизни, Еж не отличается выдающимся умом, но и не глуп. При опасности, еж сворачивается в колючий клубок, что делает его недоступным для хищников, как и заявлено в сказках.