Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Упражнения для отработки штриховки. Игровые приёмы для развития графических навыков

Упражнения для отработки штриховки. Игровые приёмы для развития графических навыков

Штрих – линия, выполняемая одним движением руки. Отдельный штрих может восприниматься глазом как линия или же сливаться с соседними линиями в сплошное тоновое пятно.

Штриховка может иметь различный характер: простая вертикальная, простая горизонтальная, диагональная с переменным ритмом, вертикальная со сменным ритмом, диагональная со сменным ритмом, горизонтальная со сменным ритмом, диагональная с нарастанием, сложная разнохарактерная по кругу, разнохарактерная сложной формы. Различный характер штриховки зависит от положения карандаша в руке и характера рисовальных движений. Легче всего наносить штриховку графитным карандашом, рисунок получается монохроническим, и все внимание сосредотачивается на тоне. Как только ребенок овладеет элементами тонового рисунка, можно вводить цвет. Штрих, полученный графитным карандашом, несмотря на кажущееся изобразительное однообразие, неяркость, может быть очень выразительным. Все зависит от характера его применения, а именно от его вида и формообразования.

Выполняются штриховка на нелинованной бумаге. Штриховка способствуют подготовке руки к письму. Развитие мелкой моторики определяется не только четкостью и красотой изображения линий, но и легкостью и свободой: движения руки не должны быть скованными, напряженными. Правильно соблюдать графические пропорции, писать плавно и симметрично важно для выработки красивого и четкого почерка. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. При прочерчивании прямых линий хорошо видна четкость будущего почерка и уверенность движения руки. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно при формировании почерка. Развитию точности движений, вниманию и контролю над собственными действиями также способствуют графические упражнения.

Штриховка - одно из важнейших упражнений. Овладевая механизмом письма, дети вырабатывают такую уверенность штриха, что когда они приступят к письму в тетрадях, у них это будет получаться как у человека, много писавшего.

Правила штриховки :

  • Штриховать только в заданном направлении.
  • Не выходить за контуры фигуры.
  • Соблюдать параллельность линий.
  • Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см.

В формировании графического навыка могут быть выделены следующие этапы:

а) заштриховка фигур, обводка трафаретов и другие упражнения,
направленные на выработку умения соблюдать строку, нужным образом
располагать и держать письменные принадлежности, вести прямую линию и
закруглять ее, соизмерять длину линии и т. п.;

б) письмо элементов букв: палочки короткой и длинной, загибов, петель в пр. (эта ступень не является обязательной);
в) письмо отдельных букв - строчных и прописных - без соединения с
другими буквами;
г) письмо сочетаний букв, слогов, письмо целых слов, с целью выработки
навыка соединения букв.

Дети чаще всего испытывают затруднения со штрихом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; нередко встречается и «зеркальное» письмо; ребенок не различает понятия «слева» и «справа», «лист», «страница» и «строка», не укладывается в общий темп работы. Особенность штриховки заключается в том, что для ее осуществления важно не только развитие руки, а совместное развитие руки и глаза, зрительный контроль над движением руки необходим на всех этапах создания изображения. Глаз оценивает получающееся изображение и исправляет его, если оно не соответствует сложившемуся образу предмета. Постепенно, по мере формирования способов действия, роль зрительного контроля несколько снижается: рука приобретает представление о движении, ощущение как бы входит в руку, и рисующий может произвести движение почти не глядя. Однако зрительный контроль не может быть снят совсем, т.к. без него невозможно передать образ предмета, его в нем свойства. Правильные технические навыки и умения, формирующиеся не сразу, а постепенно, от занятия к занятию, при условии, если воспитатель обращает на него внимание и учит детей правильным способам действия.

Пояснительная записка

Главная задача дошкольного обучения - научить детей

учиться развивать их умственные способности, не стремясь

при этом к обилию знаний.

В.Ф. Одоевский.

Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретают все большее значение. Особенно актуальны они в настоящее время, когда изменилось содержание начального обучения. Школа заинтересована в том, чтобы дети, поступающие в первый класс, были хорошо подготовлены к обучению. К сожалению, уровень их подготовленности не всегда соответствует этим требованиям.

Дошкольный возраст-время интенсивного развития у детей ориентировочной основы их действий. Полноценное обучение должно опираться на чувственный опыт ребенка, на его непосредственные наблюдения окружающей действительности. Поэтому одним из принципов обучения дошкольников является принцип наглядности. Известный психолог Л.С. Выготский считал, что обучение должно идти впереди развития и вести его за собой, опираясь на « зону ближайшего развития». Это утверждение тесно связано с теоретическим понятием того, что ребенок обладает особой чувствительностью к определенного рода внешним воздействиям. Иначе говоря, обучение следует начинать в период становления психических функций дошкольника. Опаздывая в обучении, педагоги теряют возможность направлять детское развитие по нужному пути, регулировать этот процесс. Наиболее эффективное использование богатых возможностей ребенка реально только тогда, когда период особой чувствительности к усвоению того или иного материала в его развитии еще не миновал.

На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв, нередко встречается зеркальное письмо, ребенок не различает понятие "лево", "право", "лист", "строка", "стра­ница", не укладывается в общий темп работы.

Эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, аналитического восприятия, слухового внимания.

Всё это отрицательно сказывается на усвоении детьми программы первого класса и вызывает необходимость организации в детском саду специальных занятий, цель которых подготовить руку ребёнка к письму. Такие занятия сочетающие тренировку мелкой моторики пальцев руки с решением задач умственного развития можно организовать через кружковые занятия по программе "Готовим руку к письму".

Целью программы является: Формирование компонентов интеллектуальной и сенсорной готовности к школе через:

Развитие мелкой моторики руки ребенка.

Развитие слухового внимания.

Развитие графического воспроизведения.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

Обучающие: Развитие тонкокоординированных движений рук. Развитие слухового внимания и графического воспроизведения.

Развивающие: Развитие графических движений, зрительного восприятия, зрительно- моторных координации.

Воспитательная: Воспитание старательности, аккуратности, самостоятельности и уверенности в своих умениях.

Программа рассчитана на один год (старшего дошкольного возраста). Занятие проводится 1 раз в неделю. 4 раза в месяц. 36 занятий в год. Организовывается во время свободной деятельности детей, после обеденного сна.

Тематический план занятий

Структурные элементы занятий

Пальчиковая гимнастика, работа со счетными палочками.

Штриховка, графические упражнения.

Вырезание

Повторение изученного, учет результатов обучения.

Учебный план

Количество занятий в месяц

Количество занятий в год

Структура занятий

1 часть - Упражнения на развитие координации пальцев рук:

пальчиковая гимнастика, упражнения со счетными палочками.

2 часть - Упражнения на развитие графических движений, зрительного восприятия: штриховка, дорисовка.

3 часть - Упражнения на развитие зрительно- моторной координации и ориентировке на листе: работа в тетради, графические диктанты.

1 часть - Итог.

Продолжительность занятия: Занятия проводятся по 25 минут

Предполагаемый результат освоения программы:

К концу года дети должны знать и уметь:

знать гигиенические правила письма

Уметь сохранять правильную посадку и положение рук при письме.

Знать правильное расположение тетради и ручки при письме.

уметь правильно держать ручку, карандаш.

Знать правила штриховки.

Уметь ориентироваться на листе бумаги в клеточку, в тетради.

Знать правила работы с тетрадью.

Уметь выполнять штриховку, соблюдая правила.

Знать правила работы с ножницами.

Уметь самостоятельно рисовать простые элементы, фигуры.

Уметь ориентироваться в тетради, на строке, на странице.

Уметь правильно держать ножницы и работать с ними.

Рисование по клеточкам по слуховому восприятию.

Эта работа предполагает систему приёмов и заданий от простого к сложному. Учитывая возрастные особенности старших дошкольников, особенности слухового и зрительного восприятия занятия проводятся в тетради в крупную клетку. Клетка даёт большие возможности для развития мелкой моторики и элементарных графических навыков письма, так как рисование по клеткам требует мелких и точных движений, а также развивает умения ориентироваться в пространстве.

На первом этапе ребёнок знакомится с тетрадью в клеточку, рабочей строкой затем учится выполнять задания в ограниченном пространстве-клетке, совершенствует умения измерять условной меркой-клеткой.

В последующем задания усложнятся, постепенно к сложным слуховым диктантам переходим после того, как у детей уже сформировались достаточно чёткие прост­ранственные ориентиры и они свободно воспринимают слуховые задания. Занятия рекомендуется проводить один раз в неделю по 25 минут. Перед выполнением задания психологический настрой, а после выполнения - упражнения для кистей рук. Задания можно выполнять различным материалом: шариковой ручкой, фломастером, простым или цветным карандашами.

Все знания и умения полученные на занятиях кружка "Волшебные клеточки" дети закрепляют в свободной деятельности. Для этого в уголке развивающих игр помещены тетради и листочки в клеточку, ручки, карандаши, образцы различ­ных заданий из книжек издательства "Карапуз из серии "Готовим руку ребёнка к письму", "Математика в клеточку " и другие.

Дети самостоятельно перерисовывают картинки по клеточкам, придумывают различные свои фигуры.

Подготовка руки к письму.

Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умение держать карандаш и ручку при письме и рисовании. Подготовительные упражнения для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев: обводка и штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки. Овладение строчкой.

Письмо элементов букв: прямой наклонной короткой палочки, прямой наклонной длинной палочки, палочки с закруглением внизу, длинной палочки с петлей, палочки с закруглением вверху и внизу, полуовала и овала.

Пальчиковая гимнастика.

Ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Необходимо стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию, письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма. "Пальчиковые игры" очень эмоциональны и увлекательны. Они как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и др.

Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоил какую-нибудь одну "пальчиковую игру", он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку. Дети старше 5 лет могут оформить игры разнообразным реквизитом - домиками, кубиками, мелкими предметами и т.д. Целесообразно каждое занятие по подготовке к письму начинать с "пальчиковых игр", чтобы размять пальчики, активизировать моторику рук для успешного выполнения детьми разнообразных графических упражнений. Время проведения 3 - 7 минут.

Графические упражнения. Штриховка.

Выполнение графических упражнений и штриховки способствуют подготовке руки к письму. Развитие мелкой моторики определяется не только четкостью и красотой изображения линий, но и легкостью и свободой: движения руки не должны быть скованными, напряженными. Правильно соблюдать графические пропорции, писать плавно и симметрично важно для выработки красивого и четкого почерка. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. При прочерчивании прямых линий хорошо видна четкость почерка и уверенность движения руки. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно при формировании почерка. Умение писать с наклоном сверху вниз и снизу вверх необходимо при формировании почерка. Развитию точности движений, вниманию и контролю за собственными действиями также способствуют графические упражнения.

Штриховка - одно из важнейших упражнений. Овладевая механизмом письма, дети вырабатывают такую уверенность штриха, что когда они приступят к письму в тетрадях, у них это будет получаться как у человека, много писавшего.

Правила штриховки:

Штриховать только в заданном направлении.

Не выходить за контуры фигуры.

Соблюдать параллельность линий.

Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см.

Выполняя различные упражнения по подготовке к письму, ребенок и обучающий должны постоянно помнить и соблюдать гигиенические правила письма, доводя их выполнение до автоматизма. Соблюдение гигиенических правил поможет ребенку в дальнейшем преодолеть трудности технической стороны письма.

Вырезывание ножницами.

Педагог уделяет особое внимание усвоению основных приемов вырезания - навыкам резания по прямой, умению вырезывать различные формы (прямоугольные, овальные, круглые). Задача состоит в том, чтобы подвести детей к обобщенному пониманию способов вырезывания любых предметов. При объяснении задания необходимо учить детей не только пассивно усваивать процесс вырезывания, но и побуждать их давать словесную характеристику движениям рук педагога при показе способов вырезывания. Получая симметричные формы при сгибании бумаги, сложенной гармошкой, дети должны усвоить, что они вырезывают не целую форму а ее половину.

Старшие дошкольники начинают овладевать без предварительной прорисовки, подготовки линии контура навыками силуэтного вырезывания. Обучая силуэтному вырезыванию, успешно используется прием обведения контура предмета в воздухе. Развитию умения "видеть" предмет в воздухе способствуют систематически проводимые игры "Угадай, что рисую?", "Загадай, я отгадаю" (дети или педагог очерчивают в воздухе предмет, отгадывают). Прежде чем приступить к вырезыванию силуэта, следует продумать, откуда, с какого угла, в какую сторону листа, направить ножницы, т.е. учиться планировать предстоящее действие.

Умение уверенно пользоваться ножницами играет особую роль в развитии ручной умелости. Для дошкольников это трудно, требует скоординированности движений. Симметричное вырезывание, вырезание различных фигурок из старых открыток, журналов - полезное и увлекательное занятие для будущих первоклассников.

Диагностика

ФИО ребенка

Умение правильно держать в руке ручку

Умение ориенти-роваться в прост-ранстве

Способы проверки знаний, умений, навыков.

3 балла – полностью соответствует критерию (существуют значительные доказательства того, что деятельность ДОУ соответствует данному критерию).

2 балла - частично соответствует критерию (существуют некоторые доказательства того, что деятельность ДОУ соответствует данному критерию);

1 балл – не соответствует критерию (практически отсутствуют доказательства того, что деятельность ДОУ соответствует данному критерию)

Практическая часть.

Констатирующий эксперимент:

В данном эксперименте участвуют дети старшей группы:

А. Саша, Б. Леня, Г. Алина, Ж. Гоша, М. Лера, Н. Ваня, М. Вика, М.Артем, Т. Алина, Ю. Андрей.

После проведенной входящей диагностики собранные мною данные можно привести в следующей таблице:

Таблица № 1

Начальные показатели

ФИО ребенка

Умение четко выполнять пальчиковую гимнастику

Умение выполнять штриховку, соблюдая все ее правила

Умение правильно выполнять звуковой диктант

Умение прави

льно держать в руке ручку

Соблюдение правил гигиенических требований для письма

Ю. Андрей

Выводы: Как показывает практика дети, пяти – шести лет, к сожалению имеют низкий уровень развития моторных навыков, что очень ярко проявляется в умении держать в руке ручку, в умении правильно выполнять штриховку, и в других критерия приведенных в таблице 1. Развитию моторики детей следует уделять особое внимание, эту необходимость испытывают не только первоклассники, но и все учащиеся начальных классов. Вот почему необходимо начинать работу по развитию мелкой моторики как можно раньше – уже в дошкольном возрасте.

Диаграмма № 1

Формирующий эксперимент:

Для совершенствования тонкой моторики и подготовки руки детей: А. Саши, Б. Лёни, Г. Алины, Ж. Гоши, М. Леры, Н.Вани, М. Вики, М. Артема, Т.Алины, Ю. Андрея к письму, я разработала и предусмотрела следующие упражнения и комплексы:

  • Комплексы пальчиковой гимнастики (приложение № 1).
  • Комплекс графических диктантов, выполняемых на слух (приложение № 2).
  • Упражнения на развитие навыков штриховки.
  • Схемы для вырезания.

А так же в повседневно работе в группе детского сада для развития мелкой моторики детей предусмотрены следующие игры и занятия:

  • Наборы мелких игрушек для развития тактильного восприятия (узнавание предметов на ощупь)
  • Мозаика по возрастающей сложности.
  • Цветные клубочки для перематывания.
  • Нанизывание бус, бисера, пуговиц.
  • Дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания узора из пуговиц, камешков и других мелких предметов.
  • Пластмассовые и деревянные палочки для выкладывания узоров по образцу.
  • Лепка из глины, пластилина и соленого теста.
  • Набор детских эспандеров (для тренировки мускулатуры кисти рук).
  • Наборы колец разной величины для нанизывания их на стержень.
  • Всевозможные шнуровки.
  • Наборы пластмассовых шаблонов для обведения (дикие и домашние животные, насекомые, овощи и фрукты и др.).

Контрольный эксперимент:

После работы с детьми по моей программе, была проведена исходящая диагностика по тем же критериям, что и входящая. При это использовались теже самые упражнения и методики. В результате контрольной диагностики полученные данные можно представить в следующей таблице.

Таблица № 2

Показатели после проведенных упражнений и методик.

ФИО ребенка

Умение четко выполнять пальчиковую гимнастику

Умение выполнять штриховку соблюдая все ее правила

Умение правильно выполнять звуковой диктант

Умение прави

льно держать в руке ручку

Умение ориентироваться в пространстве

Соблюдение правил гигиенических требований для письма

Ю. Андрей

Диаграмма № 2

Выводы:

В двигательной области коры головного мозга проекция кисти руки огромна по отношению к проекции других частей тела. К тому же она чрезвычайно близка к речевой моторной зоне (зоне Брока). Ещё раз хочется подчеркнуть, что тренировка движений пальцев является стимулом для развития речи ребёнка, и мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга в целом. Упражнения позволяют развивать память и фантазию, повышает интерес детей к учебным мероприятиям. Результаты экспериментального исследования развития мелкой моторики у школьников показали, что проблема является актуальной.

Мелкая моторика в жизни и деятельности, выполняет много разных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность на одном объекте или деятельности.

Присущие младшим школьникам нарушение мелкой моторики препятствуют формированию у них целенаправленности в поведении и деятельности, резко снижают их работоспособность и тем самым значительно затрудняют организацию учебно-воспитательного процесса.

Проведенная исследовательская работа на констатирующем этапе эксперимента показала, что у детей старшей группы страдает развитие мелкой моторики, но не у всех детей одинаково. Многие дети не в состоянии активно переключать внимание, другие наоборот имеют относительно высокую устойчивость и концентрацию.

На формирующем этапе были использованы специально подобранные упражнения для развития мелкой моторики у детей.

Основная задача тренировочных упражнений состояла в том, чтобы сделать доступными и легко выполнимыми все задания, связанные с необходимостью использования мелкой моторики рук.

Достигнуть этого можно лишь путём постепенного развития ручной умелости, достигаемой в результате перехода от простого, к более сложным заданиям.

Сравнивая результаты этих двух этапов эксперимента, мы увидели, что они становились более сосредоточенными, самостоятельными, внимательными. Их деятельность приобретала осознанный, осмысленный и целенаправленный характер. Пальчиковые игры помогли подготовить руку к письму, развить координацию движений, дети свободно общаются. С помощью этих упражнений пальцы стали крепко сжиматься, легко расслабляться, растягиваться в разные стороны.

Все задания, которые давались детям во втором эксперименте, выполнялись гораздо быстрее и без всяких усилий.

Основной задачей детского сада и семьи наряду с вопросами обучения и воспитания является задача сохранения здоровья детей.

На рост и развитие ребенка влияют внешние и внутренние факторы. Среда выступает не только как условие, но и как источник развития организма человека, благоприятствуя совершенствованию его наследственных свойств и даже исправляя их нежелательные проявления. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

Ранняя диагностика индивидуального физиологического профиля ребенка, точное определение характера и степени отклонения функции, углубленный анализ среды является основой эффективности коррекционной работы. Коррекция моторики и рефлекторных движений кисти не существует и не может рассматриваться отдельно от всего организма.

Физическое и психологическое состояние организма сказывается и на кисти. В народе широко распространены поговорки, отмечающие тесную связь между активностью кисти и психическим состоянием: «Все из рук валится», «руки опускаются» и т.п. Коррекционная работа должна быть направлена как на изменение конкретного вида неправильного навыка, так и на укрепление здоровья ребенка и развитие его ручной умелости. Фактически речь идет об организации всей жизни ребенка таким образом, чтобы в его повседневной деятельности развивались точность движений руки, ловкость пальцев, сила кисти, т.е. качества, которые позже будут необходимы для успешного обучения письму.

Забота близких о здоровье ребенка имеет огромное значение для правильного и своевременного развития движений руки. Проведение закаливающих процедур, соблюдение гигиенических требований к одежде, к микроклимату помещений, где ребенок проводит большую часть времени, соблюдение режима сна и бодрствования способствует укреплению здоровья ребенка, является действенной профилактической мерой против перенапряжения нервной системы, обеспечивают хороший эмоциональный настрой, помогая прочно и быстро усваивать новые умения и навыки.

Работа по развитию кисти и коррекции имеющихся недостатков должна проводиться в тесном контакте с родителями, воспитателями ДОУ и учителями начальных классов. Это обеспечит преемственность контроля над формированием правильного двигательного навыка и поможет быстрее достичь желаемых результатов.

Помните! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Заниматься нужно ежедневно!

В соответствии с федеральными государственными требованиями ко всем дошкольным учреждениям, имеющим группы детей старшего дошкольного возраста, приоритетной деятельностью является деятельность по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования. Иными словами, основной из задач дошкольного образовательного учреждения является такая подготовка ребенка к школе, в ходе которой у него максимально формируются умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов деятельности в школе. Переход ребенка в школу- качественно новый этап в его развитии. И, готовя ребенка к школе, я всегда стараюсь облегчить ему этот переход к новому образу жизни. В подготовительной к школе группе происходят личностные преобразования, заканчивается специальная и общая подготовка и результатом подготовки является готовность ребенка учиться в школе. Но даже при сформированности и социальной и нравственно-волевой сфер, учителя отмечают на первых этапах обучения у многих детей психологическую перегрузку,которая выражается в нервных срывах, слезах, подчас в истериках и отказах идти в школу и продолжать учебу. И связано это в основном с обучением письму. Конечно, обучать детей письму традиционным методом удается, но при этом затрачивается много физических, умственных и нервных сил ребенка. Л.С. Выготский писал, что педагогика должна ориентироваться не на сегодняшний, а на завтрашний день развития, и я считаю, что моя задача, как воспитателя – подготовить ребенка так, чтобы первый год обучения в школе прошел бы для него не принося ему психологических и физических страданий. Почти все дети не любят писать, у них устают руки, быстро растет нелюбовь к письму, то есть пропадает положительная мотивация обучения. Вот поэтому, когда мне попалась в руки книга Е.Н.Потаповой «Радость познания», в которой она делится своим видением путей эффективного метода обучения письму, меня заинтересовала она, но с точки зрения дошкольного воспитания, то есть как в детском саду развить мускульную память ребенка настолько, чтобы письмо в школе приносило ему удовольствие. Е.Н.Потапова в своей работе во главу поставила идею подготовить к письму без письма системой подготовительных упражнений, но упражнения эти должны быть такими, чтобы детям было интересно. Таким образом, опираясь на опыт работы Е.Н. Потаповой, но применимо к детям нашего возраста, я стала строить свою работу по совершенствованию мускульного аппарата ребенка.

Прежде всего, разработав проект работы по использованию штриховки в подготовительной группе детского сада, я познакомила с ним родителей, рассказала для чего это необходимо нашим детям и попросила их помочь мне в этой работе и прежде всего в приобретении необходимого материала. Таким образом были приобретены альбомы для каждого ребенка, линейки обычные и фигурные, лекала и простые карандаши.

На первом занятии мы с детьми договорились, что в этих альбомах можно будет делать рисунки только с помощью линеек и рисунки не закрашивать, а только штриховать. Линейками дети пользовались и раньше в свободной деятельности, но понятие штриховки для них было новым. Поэтому на первом занятии мы просто нарисовали дом с забором, то есть рисунок сам был легким, но большое внимание уделили штриховке. Правила штриховки запомнить не трудно, но нарушать их не разрешается, если хочешь, чтобы работа твоя получилась аккуратной, красивой. Штриховать следует только в заданном направлении, не заходить за контур рисунков, соблюдать одинаковое расстояние между штрихами. Вначале многие дети не понимали, почему надо штриховать только сверху вниз или справа налево, но потом поняли, что иначе не видно предыдущий штрих, а, следовательно, расстояние между ними не будет одинаковым. Понимание этого очень важно, так как в нашей группе 15% детей, у которых ведущей рукой является левая и для них правила направления штриховки изменяются. Но когда дети поняли, что выбор направления штриховки не случаен и почему надо штриховать так, а не иначе, проблем с выбором направления штрихов больше не было.

Из опыта своей работы могу сказать, что штриховкой увлекаются сразу все дети, делают это с удовольствием и часто сами просят начертить рисунок, если что-то пропустили и не смогли нарисовать вместе со всеми. Но со всеми детьми я занималась штриховкой 2-3 раза в неделю, чтобы поддерживался постоянный интерес и не было перегрузки. От занятия к занятию можно было наблюдать, как меньше ломаются карандаши, уверенней становится рука у ребенка. В.А.Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей на кончиках пальцев. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее, поэтому с первых занятий для меня стало незыблемым правилом: если ребенок хочет что-то добавить в свой рисунок или изменить что-то в образце - это его полное право и эта инициатива мной всегда поощрялась.

Проведя таким образом 2-3 занятия с использованием обычной линейки и убедившись, что детьми усвоены правила штриховки, я показала, как пользоваться фигурными линейками. Внесение фигурных линеек на занятие очень разнообразило работы детей, активизировало творческие способности. И если на первых занятиях штриховкой дети, в основном, строго придерживались образца воспитателя, то теперь большинство детей старались внести что-то свое, а так как фантазии ребенка границ нет, то от занятия к занятию рисунки детей становились все более интересными, разнообразными, несмотря на то, что образец был дан один. В каждой работе можно было отметить что-то свое, индивидуальное и это очень радовало ребят, интерес к штриховке не ослабевал, а только усиливался. Очень помогало и то, что все работы детей были в альбомах. Ребята всегда перед занятием просматривали свои ранние работы и сами отмечали, какие неровные штрихи были на первых рисунках и как они становились ровнее, с одинаковыми промежутками в следующих работах. И это было действительно так. Если на первых занятиях руки у детей уставали довольно быстро, мускулы пальцев были слабы и в них не было необходимой для этой работы координации, то от занятии к занятию расходящиеся во все стороны и выходящие за контур штрихи становились все более твердыми, строго держались в границах, приобреталась уверенность штриха. С помощью фигурных линеек дети могли уже составить практически любую смысловую композицию: космос, морские просторы, транспорт, сказочные персонажи, всевозможные роботы и трансформеры - все это находило место в рисунках детей. Но дети уже овладели приемами штрихования по линейке и тогда я предложила вниманию детей штрихование по фигурным линейкам, то есть круглые формы и предложила штриховать круглыми штрихами. На этом этапе я стала учить детей пользоваться лекалами. Дети научились хорошо обводить геометрические фигуры, составлять из них композиции, штриховать параллельными отрезками и теперь могли приступить к работе с лекалами. Методы и приемы обучения остались прежними: показ образца воспитателя с объяснением,а затем работа детей, но уже со своими добавками, изменениями, дополнениями вновь усвоенной техники рисования. Работа с лекалами - один из самых сложных этапов в работе со штриховкой. И вначале мы пользовались лекалами лишь исключительно для штрихования, а не для создания каких-то новых фигур, но и это поначалу оказалось сложным. И тогда на помощь пришли родители. Я предложила ребятам сделать общую работу под названием «Цветной город». Дети дома с родителями чертили и штриховали дома, транспорт, деревья, приносили работы в детский сад, затем вырезали и помещали на общий лист. Ребята гордились своими работами, а многие родители были удивлены, увидев, насколько уверенно их ребенок пользуется линейками и сами стали учить детей штриховать волнистыми, круговыми линиями, полуовалами и пользоваться лекалами при подобной штриховке. Но при составлении композиции «Цветной город» работы с лекалами можно было избежать, потому что составление этой композиции не требует наличия круглых форм (по лекалам чертились только деревья).Тогда через некоторое время я предложила детям сделать совместную работу «Морские просторы».Туловища рыб в основном овальной формы и здесь без лекал обойтись было трудно, поэтому многие родители объяснили детям принцип работы с лекалами. Дети друг другу показывали и рассказывали, как с помощью лекал у них получились такие необычные рыбы, а я радовалась, что в очередной раз родители помогли мне в моей работе с детьми. Причем, в лексикон детей прочно вошло слово «симметричный», которое кто-то объяснил из родителей своему ребенку, а он передал другим. Нельзя не сказать и о том, что далеко не все родители сразу охотно приняли участие в коллективной работе, но я поощряла их активность, отмечая это на собраниях, вывешивая в раздевалке объявления-молнии с благодарностью, и во второй коллективной композиции участие приняли все родители. Многие из них приобрели подобные линейки и для рисования детей дома.

На данном этапе штриховки мы с детьми стали пользоваться цветными карандашами, что способствовало новому витку поднятия творческого интереса у детей. По опыту работы я поняла, что на ранних этапах работы нельзя предлагать цветные карандаши, чтобы внимание детей не переключалось с основного: правильным способам штрихования, а когда правильное штрихование доходит почти до автоматизма, можно вносить цветные карандаши и рисунки детей заиграют новыми красками.

Таким образом совершенствовался мускульный аппарат детей и теперь можно вплотную подойти к упражнениям, благодаря которым обучение письму в первом классе не будет вызывать негативных эмоций. Мы начали штриховать рисунки элементами букв: волнистыми линиями, петельками, мелкими кружками. Этот метод позволяет не только эффективно тренировать пальцы, но в дальнейшем при обучении письму значительно облегчит работу по соединению букв. Каждый последующий этап в данной работе с детьми,вносил что-то новое, интересное и раннее неизведанное детьми и, благодаря этому, интерес у детей к штриховке не пропадает в течение всего года, они гордятся своими альбомами, с радостью демонстрируют свои новые рисунки родителям и с удовольствием занимаются штриховкой по вечерам, самостоятельно придумывают новые композиции.

Хочется сказать и о том, что само рисование по линейке очень легко интегрируется с другими видами занимательной деятельности. Так очень удобно составлять схемы на занятиях логикой, конструированием, математикой, а чтение сказок вдохновляет детей на рисование и штрихование сказочных персонажей.

Подводя итог данной работы по обучению штриховке в подготовительной группе, хочется отметить, что благодаря этому методу, рука ребенка подготовлена к обучению письму. Дети овладевают подготовительным механизмом письма, а,следовательно, психологическая нагрузка в процессе обучения письму будет снята, изнурительное обучение письму в первом классе станет интересным. Отслеживая успеваемость детей прошлого выпуска, занимавшихся штриховкой в детском саду, можно отметить, что трудностей с обучением письму дети не испытывали, процесс обучения протекал без психологических перегрузок, дети быстро научились писать красиво. А если ребенок в первом классе учится легко и с удовольствием, значит задача воспитателя подготовительной группы детского сада по подготовке ребенка к школе выполнена и ребенок приобрел знания и умения, обеспечивающие ему успешное обучение.



ОБСЛЕДОВАНИЕ ГРАФОМОТОРНОГО НАВЫКА У ШКОЛЬНИКА

Шульдешова О. В. г. Орёл

Речь бывает – устная и письменная. Развитие письменной речи не может происходить успешно без овладения самой техникой письма, – без овладения графическим навыком. Исходя из определения, данногоН.Г. Агарковой графический навык – это автоматизированный способ дифференцировки и перекодирование звуков (фонем) речи в соответствующие буквы, начертание их на бумаге и вместе с тем осознание воспроизводимых буквенных комплексов (слов).

Таким образом, логопедическое обследование, связанное с проблемами нарушения речи, включает обследование графомоторных навыков.

В исследовании Г.Н. Рахмаковой так же отмечается, что низкий уровень познавательной активности, недостаточная сформированность операций анализа, отвлечения и обобщения, синкретичность и нерасчлененность мышления, незрелость мотивации учебной деятельности – затрудняют овладение графическим навыком письма.

Графический навык осложняется тем, что у детей 6 – 7 лет еще слабо развита мелкая мускулатура кисти, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев, несовершенна нервная регуляция движений, низкая выносливость к статическим нагрузкам. Процесс письма включает в себя многокомпонентную психофизиологическую структуру: зрительный и слуховой анализ, артикуляцию, формирование и сохранение зрительно двигательного образа каждого графического элемента, а также сложнейшие механизмы координации и регуляции движений.

Трудности овладения графомоторными навыками – явление в наши дни нередкое, они обнаруживаются в первом классе и в значительном числе случаев сохраняются и позже, отчетливо проявляясь при повышении требований и усложнении формы письменных заданий: от написания букв, слогов к написанию более сложных предложений.

ОБСЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ

У ШКОЛЬНИКА

Обследование школьников, страдающих нарушениями письма при нормальном интеллекте, слухе, зрении, без выраженных аффективных расстройств, которое включало:

Серия I. Обследование возможностей обводки.

Задание № 1. Обводка геометрических фигур.

Процедура проведения задания: предлагается обводить геометрические фигуры:

а) круги б) квадраты.

Задание № 2. Обводка линий.

Процедура проведения задания: предлагается обвести линии: - волнистые; - ломаные.

Варианты выполнения заданий:

    в произвольном (умеренном) ритме,

    в ускоренном темпе,

    под заданный ритм.

Каждый вариант имеет три версии выполнения:

    по пунктирам,

    по точкам,

    по готовому контуру.

Особенности: в течение всей серии исследователь постоянно контролирует, отрывает ли карандаш от бумаги, не вертит ли лист. При выполнении задания, в котором даны направления движения, необходимо фиксировать, сохраняет ли испытуемый направление, откуда начинает рисовать.

Параметры оценки:

    Метрические характеристики.

    полностью выдержан размер;

    изменён размер 1-2-х элементов;

    размер всего узора сильно изменён, не соответствует образцу.

    Координаторные характеристики:

    линии чёткие, ровные, не выходят за границы строки;

    линии неровные, есть незначительный выход за границы строки;

    линии кривые, сильно выходят за границы строки.

    выдержан заданный ритм;

    не выдержан ритм; однажды сбивается с ритма: выполнение задания не возможно.

    выдержан заданный темп;

    темп не выдержан.

    Устойчивость программы:

    выполнение

    отклонения от намеченной структуры;

    полностью нарушена структура.

    Скорость выполнения:

    умеренная;

    Сила нажима:

Задание № 3. Обводка сложной фигуры, состоящей из множества элементов (линий изогнутых под разными углами в различном направлении).

Процедура проведения: предлагается обвести по пунктирному контуру сложную фигуру. Задание выполняется в одном режиме.

Инструкция: «Обводи фигуру так, как указывает стрелка».

Параметры оценки.

    контрольная фигура обведена правильно по направлению стрелок, без разрывов, обводок, углов или отклонений.

    при обведении контрольной фигуры место отрыва приходится на стрелку, а дальше ребенок продолжал работать без отрыва;

    при выполнении задания ребенок отрывал карандаш, но продолжил работу без углов, разрывов, обводок;

    при проведении контрольной фигуры ребенок отрывал карандаш, а проводимая линия имеет разрывы, углы, большие отклонения от стимулирующей линии или обводки;

    при обведении контрольной фигуры ребенок «не видит» стрелок, а работает так, как ему удобнее.

Так же оцениваются:

Скорость выполнения:

    умеренная;

    низкая, за предложенное время выполняет больше половины задания;

    низкая, за предоставленное время выполняет меньше половины задания.

Сила нажима:

    нажим нормальной (средней) силы;

    усиленный нажим или слабый нажим.

Серия II. Обследование возможностей штриховки.

Задание №1. Штриховка геометрических фигур.

Процедура проведения: предлагается заштриховать контур простых фигур (круг, квадрат, треугольник).

Задание № 2. Штриховка сложных фигур.

Процедура проведения: предлагается заштриховать фигуры со сложным контуром (гриб, звезда, машина).

Варианты выполнения:

    Штриховка в произвольном (умеренном) темпе.

Инструкция: «Заштрихуй фигуры, как показано стрелкой».

    Штриховка в ускоренном темпе.

Инструкция: «Продолжай делать так же, но быстрее».

    Штриховка под заданный ритм (под счёт).

Каждый вариант имеет 2 версии выполнения:

    по пунктиру;

    по линии.

Каждая версия выполняется в трёх позициях:

В вертикально,

Горизонтально,

Диагонально (под углом 45˚).

Параметры оценки:

    Метрические характеристики.

    нет выхода линий за границы контура рисунка;

    однократный выход за пределы границ контура;

    не выдержаны границы рисунка.

    Координаторные характеристики.

    линии чёткие, ровные, расположены параллельно друг другу, позиция полностью сохранена;

    линии неровные, есть отклонения линии

    линии кривые,

    Оценка результатов для 1 и 3 вариантов:

    выполняет задание под заданный ритм;

    однажды сбивается с ритма, после чего возможно дальнейшее выполнение задания;

    не выполняет задание под ритм; однажды сбиваясь с ритма не возможно дальнейшее выполнение задания.

    Оценка результатов для 2-го варианта:

    выполняет задание под заданный темп;

    с ускорением темпа однажды сбивается, возможно дальнейшее выполнение задания;

    с ускорением темпа сбивается, не может выполнять задание.

    Скорость выполнения:

    умеренная;

    низкая, за предложенное время выполняет больше половины задания;

    низкая, за предоставленное время выполняет меньше половины задания.

    Сила нажима:

    нажим нормальной (средней) силы;

    усиленный нажим или слабый нажим.

Серия III Обследование возможности копирования.

Задания выполняются в одном режиме, сначала одной рукой, затем другой рукой. Время выполнения – 1 минута.

Задание № 1. Копирование узора.

Процедура проведения: предлагается рисовать узор, составленного из двух сменяющихся звеньев.

Инструкция: «Я сейчас начну рисовать узор. Продолжай его до конца сточки, не отрывая ручку от бумаги. А теперь сделай то же самое левой рукой».

Параметры оценки.

    Устойчивость программы:

    в соответствии с намеченной структурой;

    с отклонениями от намеченной структуры;

    полностью нарушается структура.

    Возможность переключения с одного элемента программы на другой.

Оценивается по количеству персевераторных ошибок на строке:

    не более 1 ошибки;

    2-3 ошибки;

    4 и более ошибок.

    Скорость выполнения:

    умеренная;

    низкая, за предложенное время выполняет больше половины задания;

    низкая, за предоставленное время выполняет меньше половины задания.

    Сила нажима:

    нажим нормальной (средней) силы;

    усиленный нажим или слабый нажим.

Задание № 2. Копирование сложной фигуры.

Процедура проведения: предлагается скопировать трёхмерное изображением домика.

Инструкция: «Сейчас мы с тобой будем рисовать. Я тебе покажу мою фигуру. Её не трогай, а свой лист можешь поворачивать, если тебе понадобится».

Задание № 3. Копирование букв и цифр.

Процедура проведения: предлагается скопировать буквы и цифры:

Инструкция: «Срисуй все буквы и цифры, написанные на моём листе. Свой лист не поворачивай».

Параметры оценки (для каждой руки):

    Стратегия деятельности

    последовательная;

    непоследовательная стратегия;

    хаотичная стратегия.

    Устойчивость программы:

    в соответствии с намеченной структурой;

    происходят отклонения от намеченной структуры;

    структура не выдержана.

    Контроль собственной деятельности:

    отсутствие ошибок, нуждающихся в исправлении (пропусков деталей и т.д.),

    наличие подобных ошибок и самостоятельное их исправление по указанию исследователя;

    отсутствие самокоррекции даже после указания на ошибки исследователем.

    Метрические характеристики.

    полностью выдержан размер и пропорции;

    размер несколько увеличен или уменьшен, изменены пропорции некоторых элементов;

    размер сильно изменён, не соответствует образцу, пропорции не выдержаны.

    Скорость выполнения:

    умеренная;

    низкая, за предложенное время выполняет больше половины задания;

    низкая, за предоставленное время выполняет меньше половины задания.

    Сила нажима:

    нажим нормальной (средней) силы;

    усиленный нажим или слабый нажим.

Серия IV. Обследование самостоятельного рисования.

Задание. Рисунок « Снеговик».

Процедура проведения: на чистом листе нелинованной бумаги формата А4 предложено нарисовать снеговика. Используется простой карандаш. На рисунок выделяется 2-3 минуты. Задание выполняется сначала одной, другой рукой.

Инструкция: «Нарисуй снеговика». Параметры оценки (для каждой руки):

    Метрические характеристики.

    полностью выдержан размер и сохранены пропорции;

    размер несколько увеличен или уменьшен, не соблюдаются пропорции некоторых деталей;

    размер сильно изменён, не соответствует образцу, не соблюдены пропорции.

    Топические (локальные) характеристики.

    все детали сохранены, их расположение не нарушено;

    пропуски отдельных элементов при сохранности целостного образа, некоторые элементы изолированы, сдвинуты относительно друг друга;

    пропуски элементов рисунка, нет целостного образа, не соблюдаются пространственные характеристики изображении, зеркальность, реверсии.

    Стратегия выполнения.

    последовательная (целостная или пофрагментная) стратегия, где вначале намечается структура (опорные элементы), которая потом последовательно заполняется деталями;

    непоследовательная стратегия, при которой копирование второстепенных деталей предшествует копированию опорных элементов;

    хаотичная стратегия, при которой трудно выделить определенную последовательность копирования и испытуемый «кидается» от одной части изображения к другой без четкого плана.

    Скорость выполнения: (умеренная; низкая, за предложенное время выполняет больше половины задания; низкая, за предоставленное время выполняет меньше половины задания).

    Сила нажима (нажим нормальной (средней) силы; усиленный нажим или слабый нажим).

Серия I. Обследование возможностей обводки

Задание № 1. Обводка геометрических фигур

Задание № 2. Обводка линий

Серия II. Обследование возможностей штриховки

Задание №1. Штриховка геометрических фигур

Задание № 2. Штриховка сложных фигур

Серия III Обследование возможности копирования


Задание № 3. Копирование букв и цифр

Б В Г Е З И К Р С Ч Ь Э Я 2 3 4 5 6 7 9

_____________________________________________________________________________

Ирина Гурова

Консультация для педагогов и родителей

Уважаемые коллеги, я продолжаю тему, начатую в прошлой публикации, которая была посвящена проблеме подготовки руки ребёнка к письму.

В дошкольном возрасте ребёнок с помощью взрослых овладевает сначала умением рисовать штрихи, каракули, затем проводить прямые горизонтальные, вертикальные линии, линии в разных направлениях, линии разной длины, а также волнистые, зигзагообразные, округлые; учится проводить разные линии, а затем обводить изображения предметов по пунктиру, штриховать, раскрашивать предметы, рисовать и копировать предметы по точкам и без помощи точек; изображать разнообразные элементы на бумаге в клетку.

В процессе этих упражнений дети должны учиться произвольно управлять движениями пишущей руки, зрительно контролировать направление и скорость этих движений, сохранять их длительность, слитность. Для них важны такие качества движений, как координированность, точность, гибкость, ритмичность. А это связано с развитием внимания, наблюдательности, целеустремлённости. Детям нужно научиться не напрягать руки и пальцы, держать пишущий предмет свободно, легко производить им движения в разных направлениях, неоднократно повторяя и закрепляя их.

При выполнении любых графических упражнений важны не быстрота, не количество сделанного, а правильность выполнения задания. После каждого движения надо учить ребенка расслабляться.

Все предлагаемые упражнения должны быть интересны детям. А для этого следует ставить перед ребёнком игровые мотивы их выполнения. Желательно, чтобы они были полезны и для развития других психических процессов (внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи). Вот некоторые игровые задания, которые можно использовать для подготовки руки ребёнка к письму. (В качестве приложения имеются образцы заданий).

Рисование штрихов, каракулей, палочек…

«Травка для лошадки». Взрослый рисует на листе бумаги круг. Это тарелочка (миска). Затем рисует несколько штрихов зелёного цвета внутри круга. Объясняет, что это травка. Ребёнок продолжает. Аналогично можно провести игровые упражнения «Сено для коровы», «Покормим птичек зёрнышками», «Нарисуем шёрстку мишке» и др.

"Сено и травка для лошадки (коровы, козы.)"

"Нарисуй зёрнышки птицам"



"Нарисуем шёрстку мишке"


Проведение прямых вертикальных линий.

«Мыльные пузыри падают». Взрослый рисует несколько кругов в верхней части листа. Круги могут быть разного цвета и величины. Ребёнку нужно провести линии от каждого пузыря вниз. Аналогично можно провести упражнения «Дождик», «Осенние листочки» «Снежинки» и т. д.



Проведение горизонтальных линий.

«Помоги зайчику добраться до морковки». Взрослый рисует с левой стороны листа зайку, а с правой – морковку. Ребёнок проводит линию от зайки до морковки (можно провести и несколько линий).

Также можно провести упражнения «Помоги котику добраться до рыбки», «Мячик катится к…», «Машинка едет…» и др.


Проведение прямых линий в разных направлениях.

«Капельки падают в лужу». Взрослый рисует вдоль верхней части листа капельки (вокруг них можно нарисовать тучу, а в средине нижней части листа – небольшую лужу. Ребёнок проводит линии так, чтобы каждая капелька оказалась в луже.

Аналогично проводятся упражнения «Снежинки падают в сугроб», «Положи кубики в коробку», «Собери ягоды в корзинку», "Поставь цветы в вазу" и др.

Для того, чтобы развивать восприятие, внимание, мышление, речь, все игровые упражнения можно усложнять. Они становятся интереснее. Вот несколько примеров: «Синие кубики положи в синюю коробку, а красные – в красную», «Большие снежинки полетят в большой сугроб, а маленькие – в маленький», «Положи в корзинку только красные яблоки», «Большие лимоны положи в большую корзинку, маленькие – в маленькую".




Хорошо развивает точность движений при проведении линий в разном направлении игра «Тир». Взрослый рисует на листе бумаги схематическое ружьё и мишень. Мишени могут располагаться в разных концах листа и на разном расстоянии от ружья. И размеры их могут быть разными: большими и маленькими. Ребёнку объясняют, что карандашная линия, изображающая полёт пули, обязательно должна быть прямой, и что можно попасть близко от цели, но лучше попасть в центр. Взрослый предлагает немного «пострелять».


Проведение вертикальных и горизонтальных линий с ограничением.

Примеры таких упражнений: «Привяжи ниточки к шарикам», «Цветы для мамы» (ребёнок рисует стебелёчки, «Лесенка» (проводятся горизонтальные линии слева направо от двух вертикальных, «Нарисуй черешки к листочкам» (проводятся короткие линии в разных направлениях, "Нарисуй лучики солнышку", «Пришей резинки к рукавичкам» (соединить линиями одинаковые картинки) и т. д. и др.




Проведение линий между двумя линиями (посередине). Игровая мотивация этих заданий может быть такой же, как и в предыдущих, но от одного предмета к другому уже проведены две линии (дорожки). Ребёнок должен провести свою линию точно посередине, не выходя за границы. Конечно же, сначала «дорожки» должны быть широкими и прямыми, а затем, по мере овладения ребёнком навыком, они становятся уже и разной формы. Такие задания очень часто можно видеть на страницах тетрадей по подготовке к школе.

«Помоги машинке доехать до гаража», «Белка скачет к орехам», «Лодочка плывёт» и т. д.



Постепенно задания усложняются



Проведение ломаных линий.

«Крутые виражи». Слева – изображение машины. Ребёнок проводит зигзагообразную ломаную линию слева направо. Можно также использовать пунктирную линию с целью оказания помощи ребёнку.

Желательно, чтобы во время выполнения подобных заданий ребёнок не отрывал карандаша от бумаги.

Проведение округлых и волнистых линий.

«Идёт дым из трубы». Взрослый рисует дом с трубой, а ребёнок – дым. Варианты упражнений: «Пар идёт из кастрюльки», «Пузыри летят», «Кораблик (пароходик, лодка) плывёт по волнам». Взрослый рисует слева кораблик, а ребёнок – волны. Волнистые линии могут быть разными. Если ребёнок затрудняется, можно использовать пунктирную линию – линию из точек: «Посади бабочку на цветок», «Лист летит на землю», «Замотай клубочек» (проведение линии по спирали, «Нарисуй лепесточки цветочку» (рисование овалов).


Закрашивание картинок карандашами. Малышей сначала учат раскрашиванию листа без ограничения контуром с игровой мотивацией например, «Небо» (ребёнок раскрашивает лист бумаги синим или голубым карандашом», «Лужа», «Зелёная лужайка» (используется зелёный карандаш, «Наступила ночь» (ребёнок раскрашивает лист бумаги чёрным или тёмно-синим карандашом) и т. д. Постепенно можно переходить к раскрашиванию изображений предметов. Нужно учить детей раскрашивать картинку аккуратно, не выходя за её контур, в одном направлении.

"Раскрась лужу (нарисуй водичку для лодочки)"


Штриховка изображений. Это одно из важнейших упражнений. Для этого взрослый рисует какой-нибудь предмет (можно использовать и книжку-раскраску). Ребёнок накладывает штрихи (прямые линии) в заданном направлении. Сначала нужно научиться штриховать предметы без деталей, например, мячик, а после этого переходить к более сложным изображениям. Например, это может быть домик с окнами, которые нужно оставить незаштрихованными. В качестве усложнения предлагается штриховка в разных направлениях и с разным расстоянием между линиями. А сами штрихи могут иметь разную форму. Направление штриховки обычно задаётся стрелочкой рядом с изображением.

Правила штриховки:

1. Штриховать только в заданном направлении.

2. Не выходить за контуры фигуры.

3. Соблюдать параллельность линий.

4. Не сближать штрихи. Расстояние между штрихами должно быть примерно 0, 5 см.

Части одного изображения иногда штрихуют в разном направлении.

Рисование внутри крупных фигур постепенно уменьшающихся фигур той же формы. Аналогично – рисование вокруг маленьких фигур постепенно увеличивающихся фигур такой же формы. Например, «Нарисуй внутри большого круга постепенно уменьшающиеся круги, а вокруг маленького – постепенно увеличивающиеся». При выполнении таких упражнений нельзя касаться стенок предыдущей фигуры. Чем больше получится фигур, тем лучше.

Копирование изображений (срисовывание картинок). Взрослый рисует фигуру или предмет. А ребёнок рисует такой же. Сначала можно использовать опорные точки. Такие задания позволяют выявить умения ребёнка ориентироваться в своей работе на образец, что очень важно в плане подготовки ребёнка к школе. При их выполнении следует отметить следующее:

Как ребёнок работает с образцом, часто смотрит на него или рисует по памяти;

Быстро или медленно проводит линии;

Как часто отвлекается;

Какие вопросы задаёт во время рисования;

Сверяет ли после окончания работы свой рисунок с образцом.

Дорисовка изображений. Взрослый рисует фигуру, например, круг (их может быть несколько, и спрашивает: «На что похожа?» Ребёнок называет варианты (солнце, мяч, часы) и пробует «превратить» круги в названные предметы. Можно нарисовать на листочке несколько разных фигур и попросить ребёнка дорисовать к каждой недостающие детали, чтобы получились предметы.

В тетрадях для дошкольников часто предлагаются задания, в которых нужно дорисовать вторую половинку изображения так, чтобы она была точно такой же, как первая (бабочку, яблоко, пирамидку и др. симметричные предметы).

Обведение рисунков по линиям. Для этого можно использовать изображения в книгах-раскрасках. Задача ребёнка – обвести заданный рисунок точно по линиям, стараясь не отрывать карандаш.

Обведение изображений по точкам.

«Угадай, кто я». Нужно нарисовать контурной пунктирной линией что-нибудь не очень сложное, например, флажок, рыбку, цветок и сказать, что в точках кто-то прячется. Чтобы узнать, кто это, нужно все точки соединить одной линией, не отрывая руки.

Прорисовка элементов на бумаге в клетку. Такие задания очень хорошо развивают внимание, координацию движений, умение ориентироваться на плоскости, так необходимые при письме. Ребёнок учится дорисовывать начатые взрослым узоры, располагая их в строке. Сначала это простые элементы, затем более сложные. Используется письмо элементов букв: прямой наклонной короткой палочки, прямой наклонной длинной палочки, палочки с закруглением внизу, длинной палочки с петлей, палочки с закруглением вверху и внизу, полуовала и овала. Такие задания часто встречаются в специальных тетрадях для подготовки детей к обучению в школе.

В старшем дошкольном возрасте широко используется графический диктант. Задание в нём диктуется на слух. Для этого нужно дать ребёнку листок в клеточку, точкой отметить место начала узора и продиктовать его, например,

А – 1 клеточка вверх, 1 кл. вправо, 1 кл. вниз, 1 кл. вправо, 1 кл. вверх, 1 кл. вправо и т. д.

Б – 2 кл. вверх, 2 кл. вправо, 1 кл. вниз, 1 кл. влево, 1 кл. вниз 2 кл. вправо, и т. д.

В – 1 кл. вверх, 1 кл. вправо, 1 кл. вверх, 1 кл. вправо, 1 кл. вниз, 1 кл. вправо, 1 кл. вниз, 1 кл. вправо и т. д.

Г – 1 кл. вверх, 1 кл. вправо, 1 кл. вверх, 1 кл. вправо, 1 кл. вверх, 1 кл. вправо, 1 кл. вниз, 1 кл. вправо, 1 кл. вниз, 1 кл. вправо, 1 кл. вниз, 1 кл. вправо и т. д.

Кроме узоров можно таким образом получить интересные изображения предметов, животных. Ребёнку диктуется узор. После выполнения задания он должен догадаться, на что же похоже изображение. Если ребёнок невнимательно слушал или не смог сосчитать клетки, сориентироваться, то фигура не получается. Вот пример такого задания.

Д – 1 клетка вверх, 1 кл. вправо, 4 кл. вверх, 3 кл. влево, 1 кл. вверх, 1 кл. вправо, 1 кл. вверх, 1 кл. вправо, 1 кл. вверх, 1 кл. вправо, 1 кл. вниз, 1 кл. вправо, 2 кл. вниз, 4 кл. вправо, 1 кл. вверх, 1 кл. вправо, 1 кл. вверх, 1 кл. вправо, 1 кл. вверх, 1 кл. вправо, 1 кл. вниз, 1 кл. влево, 1 кл. вниз, 1 кл. влево, 4 кл. вниз, 1 кл. влево, 1 кл. вниз, 1 кл. влево, 1 кл. вниз, 1 кл. влево, 1 кл. вверх, 1 кл. вправо, 2 кл. вверх, 3 кл. влево, 2 кл. вниз, 1 кл. влево, 1 кл. вниз, 1 кл. влево. Если задание выполнено правильно, то должна получиться собака.

При выполнении графических упражнений важны не быстрота, не количество сделанного, а правильность и тщательность выполнения каждого задания.

Желаю успехов!


Литература:

Безруких М. В. Леворукий ребёнок в школе и дома. – Екатеринбург: «ЛИТУР», 2001.

Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Развиввем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2000.

Шматко Н. Д. Дети с отклонениями в развитии. – М. ; Аквариум, 1997.

Кузьмина В. Н. Подготовка руки ребёнка к письму. – http//rin.ru/

Ряжская Т. М. Развитие детской руки и подготовка её к письму. – http//festival.1september.ru/