Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Слепой певец рэй чарльз. Рэй Чарльз: биография, лучшие песни, интересные факты, слушать

Слепой певец рэй чарльз. Рэй Чарльз: биография, лучшие песни, интересные факты, слушать

23 сентября 1930 года родился Рэй Чарльз (Ray Charles Robinson) – американский певец, музыкант, композитор, один из известнейших в мире исполнителей музыки соул, кантри, джаз и ритм-энд-блюз. Фрэнк Синатра называл его «единственным настоящим гением в шоу­бизнесе», а певец Билли Джоэл заявил: «Это может прозвучать кощунственно, но я считаю, что Рэй Чарльз был важнее, чем . … Кто, черт возьми, когда-либо смешивал вместе столько стилей, да так, чтобы это заработало?!»

На самом деле его звали Рэй Чарльз Робинсон. Сократить имя посоветовал один из продюсеров фирмы Swingtime Records, увидевший в парне восходящую звезду. На то время фамилия «Робинсон» на звездном Олимпе Соединенных Штатов была прочно занята боксером-чемпионом Рэем Робинсоном (Ray «Sugar» Robinson), и, чтобы избежать путаницы, было решено создать сценическое имя «Рэй Чарльз». Впрочем, голос, талант и страсть к музыке, которой был одержим Рэй, вознесли бы его к вершинам славы под любым именем.

В роду Робинсонов музыкантов, а тем более известных не было. Родители Рэя (родился в городе Олбани, штат Джорджия) слыли самыми бедными жителями черной общины крошечного поселка Гринвилль во Флориде, куда семья вскоре переехала. «Мы были на нижней ступеньке лестницы, смотря вверх на остальных… ниже нас – только земля», – вспоминал Чарльз. Мальчишке было 5 лет, когда младший брат Джордж на его глазах начал тонуть в лохани с водой (их мать подрабатывала прачкой). Как ни старался Рэй, спасти брата не смог – тот был для него слишком тяжел. Эта сцена потом преследовала музыканта всю жизнь. Спустя год Рэй вдруг начал терять зрение, а к 7 годам ослеп совершенно. Спасли мальчика мама, которую он боготворил… и музыка. Арета Робинсон была сильной женщиной – не причитала, а действовала: зная, что сын вот­вот ослепнет, научила его самым необходимым для незрячего навыкам, пока Рэй еще видел. И отправила в интернат для глухих и слепых детей. Так что читать слова и ноты он учился одновременно – по системе Брайля. Здесь же парень освоил кучу инструментов – трубу, кларнет, орган, саксофон и пианино. К последнему, правда, Рэй пристрастился гораздо раньше: еще трехлетним мальчуганом он без конца бегал в соседнюю аптеку, хозяин которой играл на пианино, и пытался имитировать буги­вуги.

Забегая вперед, скажу, что причина слепоты Рэя Чарльза так до конца и не была установлена: один из предполагаемых диагнозов – глаукома. Поговаривали, что много лет спустя, в 1980­е гг., став состоятельным человеком, музыкант подавал анонимное объявление о поиске донора, готового пожертвовать ему один глаз. Впрочем, операция так никогда и не состоялась – врачи сочли ее бессмысленным риском. Сам Рэй довольно иронично относился к собственной слепоте: всегда брился перед зеркалом, носил солнцезащитные очки, снимался в кино, водил автомобиль, даже пилотировал аэроплан! А вот автографы не давал никогда – ведь певец не мог видеть, что именно ему подсовывают на подпись (!); да и с журналистами общался крайне неохотно. Когда однажды Рэю задали вопрос, не чувствует ли он себя несчастным из­за слепоты, музыкант удивился: «Почему? Когда ты слеп, то, возможно, теряешь примерно 1/99 того, что дает тебе жизнь. Я знаю, очень важно видеть своих детей или любоваться красотой луны. Ладно, один процент долой. Но ведь из­за этого моя жизнь не остановится, не так ли?» Друзья Рэя утверждали, что никогда не встречали более независимого человека, чем этот слепой музыкант.

С детства читая ноты пальцами и играя на слух, Чарльз настолько натренировал память, что без труда сочинял аранжировки, даже не прикоснувшись к инструменту. Своими учителями в музыке почитал Фредерика Шопена, Яна Сибелиуса, Дюка Эллингтона, Каунта Бэйси, Арта Тэйтума и Арти Шоу.

Еще в годы учебы Рэй слыл первым музыкантом школы, где не раз выступал с сольными концертами и в составе группы «The Florida Playboys». К 17 годам, потеряв обоих родителей, парень решил попытать счастья в большом городе: положив в карман накопленные $600, Рэй отправился на другой конец континента – в Сиэтл.

Ray Charles 2 Рэй Чарльз: темнота, обращенная в светСначала вместе с гитаристом Госсади Макги основал группу «MacSon Trio», а спустя некоторое время стал записываться. Его первый хит «Confession Blues» (1949) и популярная песня «Baby, Let Me Hold Your Hand» (1951) были записаны на Swingtime Records. Затем Чарльз заключил контракт с фирмой грамзаписи Atlantic: здесь у него появилось гораздо больше творческой свободы и опытные продюсеры – Ахмед Эртегюн и Джерри Векслер. Именно под их руководством Рэй Чарльз начал движение от талантливого имитатора стилей известных музыкантов до обретения своей творческой индивидуальности. Сингл «Mess Around» (1953 г.), разошедшаяся миллионным тиражом пластинка с композицией «The Things That I Used To Do» (записанная вместе с блюзменом Гитар Слимом) и, наконец, считающийся первой записью в стиле соул и вышедший на первую строку хит­парада сингл «I Got a Woman» (1955 г.) стали вехами на пути будущей легенды музыки XX cтолетия. Работая в эти годы в основном с госпелами, со светскими текстами и блюзовыми балладами, Рэй Чарльз создает новый сплав, электризуя неторопливые меланхоличные ритмы религиозных гимнов энергичными разрядами ритм­энд­блюза. «Черный» рок­н­ролл многим обязан этому музыканту, сумевшему увлечь традиционной африканской музыкой огромную аудиторию белых слушателей.

Говорят, что «What`d I Say» – знаковую песню стиля соул, вобравшего в себя рок, r&b, джаз и кантри, Рэй сочинил во время одного из выступлений: надо было заполнить время, которое он был обязан отыграть по контракту. Трудно сказать, скольких музыкантов, певцов и композиторов «What`d I Say» потом «завела», вызвав к жизни новые произведения. Впоследствии именно это непостижимое чутье и умение Рэя проникнуть в суть любого стиля, невероятная свобода, с которой он смешивал и сплавлял стили и жанры, игнорируя их границы, обусловили его творческое кредо.

Чарльз двигался теперь в новых направлениях: записывал песни с участием крупных симфонических оркестров, известных джазовых музыкантов; обратился к стилю кантри и, записав альбом «Modern Sounds in Country and Western Music», достиг невороятного по тем временам для чернокожего музыканта – вошел в «оборот» этого типично «белого» стиля музыки. Переход в ABC Records не только вознес Рэя в категорию одного из самых высокооплачиваемых музыкантов мира того времени, но и существенно расширил творческую свободу и возможности. Сюрприз! Вместо того, что удариться в новаторские эксперименты, музыкант принялся записывать песни в стиле поп, близкие к мейнстриму. Биг­бэнды, струнные квартеты, большие хоры на подпевке – новые аранжировки Рэя Чарльза резко отличались от камерных произведений времен Atlantic. Переехав в самый крупный особняк на Беверли­Хиллз, музыкант теперь периодически записывает и так называемые «поп­ и джаз­стандарты»: «Cry», «Over the Rainbow», «Cry me a river», «Makin" Whoopy» и другие. В то же время выходят и его хиты «Unchain My Heart», «You Are My Sunshine». «Hit The Road Jack».

Однако символом периода ABC все же стала другая песня. «Georgia On My Mind» (композиция бродвейского классика Ходжи Кармайкла, изначально посвященная девушке по имени Джорджия) 24 апреля 1979 г. была объявлена гимном штата Джорджия, и Рэй Чарльз исполнил ее в здании законодательного собрания штата. За 19 лет до этого события музыкант отменил свой концерт в штате – в знак протеста против расовой сегрегации (по тогдашним законам чернокожие и белые зрители во время его концерта должны были сидеть отдельно). Многие годы Чарльз выступал против расизма, поддерживал и финансировал деятельность Мартина Лютера Кинга.

В отличие от стремительно идущей вверх музыкальной карьеры, личная жизнь Рэя была весьма турбулентной. Наркотики он попробовал в 17 лет. С тех пор – вплоть до ареста за хранение героина и марихуаны в 1965 г. в Бостоне – музыкант носил «эту мартышку на моей спине» (так он называл свою зависимость от зелья). Рэй прошел курс лечения в лос­анджелесской клинике – и это спасло его от реального срока в тюрьме, который заменили на год условно. К наркотикам он больше никогда не вернулся, заменив их «Коктейлем Рэя Чарльза» – крепким кофе с сахаром и джином. «Иногда я чувствовал себя ужасно, но как только выходил на сцену и группа начинала играть, не знаю почему, но это было как аспирин – тебе больно, ты его принимаешь и больше не чувствуешь боли», – вспоминал Рэй.

С женщинами отношения также были непростыми. Два официальных брака и 12 детей от 9 женщин – короткая, но емкая статистика. Кстати, каждому из своих детей музыкант завещал 1 млн. долларов.

«Фрэнк Синатра, а до него Бинг Кросби были мастерами слова. Рэй Чарльз же – мастер звуков». А легенда рок­н­ролла Билли Джоэл называет Чарльза «обладателем самого уникального голоса в поп­музыке... Он взял визг, крик, рычание, стоны и сделал из них музыку».

Проекты, концерты, выступления по всему миру, запись новых альбомов – Рэй продолжал работу до самой смерти, наступившей от рака печени в 2004 году. Тысячи поклонников прощались с музыкантом в церкви, под сводами которой звучала «Over the Rainbow» – песня, выбранная самим Рэем Чарльзом.

А спустя два месяца вышел его последний альбом – «Genius Loves Company», в который вошли песни, исполняемые совместно с многими выдающимися музыкантами. В 2005­м – еще один альбом – «Genius&Friends», в 2006­м – «Ray Sings, Basie Swings» и т. д. Рэй Чарльз – «пионер, который смел барьеры между светскими и духовными стилями, между белой и черной поп­музыкой»; певец, награжденный 17 премиями «Грэмми» и официальным званием «Сокровище Лос­Анджелеса»; музыкант, чья звезда установлена на голливудском бульваре Славы, а бронзовые бюсты – во всех залах Славы (рок­н­ролльном, джазовом, блюзовом и кантри), продолжает главное дело своей жизни – правда, из иных миров.

Его музыка касалась каждого. Американский дирижер и трубач Квинси Джонс назвал ее «болью, преображенной в радость, темнотой, обращенной в свет». Сам Рэй Чарльз сказал просто:

«Музыка была на свете очень давно и будет после меня. Я просто старался оставить свой след, сделать в музыке что­то хорошее».


Рей Чарльз Робинсон (Ray Charles), американский джазовый и кантри-певец, пианист, композитор, один из основоположников стиля соул родился в Олбани (шт. Джорджия) 23 сентября 1930 года. Имя музыканта может служить классическим примером американской мечты. Можно сказать, что вся его жизнь неразрывно связана с музыкой.


Его отец, Бэйли Робинсон, был механиком, а мать работала на лесопилке. В разгар Великой депрессии семья переехала в Гэйнсвилль, Флорида. Когда Рэю было пять, его младший брат утонул в корыте, которым мать пользовалась для стирки. Еще через год Рэй ослеп. В качестве причины называли глаукому, но диагноз так и не был толком поставлен. Он вспоминал потом, что его спасли мама и музыка. С трех лет Рэй начал напевать, подражая таперу из соседнего кафе. У него был талант от Бога. В интернате для глухих и слепых детей он одновременно научился читать слова и ноты - по системе Брайля. Играл на множестве инструментов - трубе, кларнете, органе, саксофоне и пианино.



После того как Рей осиротел в пятнадцатилетнем возрасте, во Флориде он создал собственную кантри-группу. Затем в 1948 году будущая звезда поддалась внезапному порыву, и на собранные $600 уехал на другой конец континента, в Сиэтл, где основал трио Maxim. В этот период Чарльз начал употреблять героин.


Обосновавшись в конце 1940-х годов в Лос-Анджелесе, он записал первую пластинку. Заключив контракт с фирмой грамзаписи Atlantic, Чарльз выпустил несколько пластинок, две из которых – ритм-энд-блюзовая «Им должен был быть я» («It Should`ve Been Me») и рок-госпел «Я обрел женщину» («I Got a Woman») – в 1954 попали в хит-парады, а певец снискал славу новатора, трансформировавшего меланхолический жанр госпел (религиозный гимн) в энергичный ритм-энд-блюз. Во многом благодаря Чарльзу сложился «черный» рок-н-ролл, выросший из традиционного блюза и госпела.

В 1950-е годы Чарльз выпускает многочисленные записи, составившие «канон» фирменного стиля певца и пианиста, – «Зелененькие» («Greenbacks»), «Моя малышка» («This Little Girl of Mine»), «Аллилуйя, я ее люблю» («Hallelujah I Love Her So»), «Что мне сказать» («What`d I Say») и др.

Понимая, что студия звукозаписи Atlantic всегда будет отдавать предпочтения R$B-музыкантам, Рей Чарльз принимает решение сменить лейбл и в 1959 году подписывает контракт со студией ABC-Paramoumt. А уже в начале 1960-х годов выходят его основные соул-хиты: «Палочки и камешки» («Sticks and Stones»), «Проваливай, Джек» («Hit the Road, Jack»), «Джорджия в моей душе» («Georgia On My Mind»), «Руби» («Ruby»).

В 1959 году песня «What`d I Say» сделала его звездой. Некоторые радиостанции снимали ее с эфира, находя голос Чарльза чересчур эротичным. Вскоре он уже выступал в Карнеги-холл и на джазовом фестивале в Ньюпорте.

Именно в этот период к нему и приходит первый значительный, когда его выбрали в качестве исполнителя гимна американского штата Джорджия, написанного Ходжи Кармайклом - бродвейским классиком 30-60-х гг. Казалось бы, гимн не подразумевает ничего, кроме стандартно-патриотического излияния чувств. Но Чарльз, исполняя «Georgia on my mind» достигает настоящего катарсиса. «Georgia on my mind» стала мировым хитом, а имя Джорджия - модным женским именем.

Экспрессивный надтреснутый голос, виртуозная игра на клавишных, неподдельное обаяние слепого исполнителя снискали ему любовь и успех, как среди черных, так и белых слушателей еще в пору существования жестких расовых барьеров в американском шоу-бизнесе.

В 1959 году вышла его знаменитая «What`d I Say», с которой и началась история «соула» - неподражаемого сочетания рока, r&b, джаза и кантри.

С течением времени жанровый диапазон певца существенно расширялся, по мере того как в его репертуар включались новые вещи самых разных жанров – от классики кантри до старомодных романтических баллад, от рок-н-ролла до современных поп-шлягеров.

В те же золотые годы Чарльз записывает знаменитую версию хита группы «Граундхогз» «I can`t stop loving you», чуть позже - свои необычные и таинственные вариации на битловские «Eleanor Rigby» и «Yesterday». Все та же искренность грусти поражала американцев.

Сам Рэй Чарльз говорил о себе скромнее. «Музыка была на свете очень давно, и будет после меня. Я просто старался оставить свой след, сделать в музыке что-то хорошее».

Американец Рэй Чарльз - пианист, вокалист и автор песен в стиле джаз, блюз, рок-н-ролл и кантри, сплетающий эти стили в единое целое. Гениальность поставила Чарльза в один ряд с лучшими музыкантами ХХ века и превратила в один из символов американской культуры. Журнал Rolling Stone назвал его имя на десятом месте в «Списке Бессмертных» и на втором – в сотне лучших вокалистов всех времен.

Детство и юность

Родился Рэй Чарльз Робинсон 23 сентября 1930 года в семье Ареты и Бэйли Робинсонов. Но вскоре родители расстались, и Арета с сыновьями переехала из Джорджии в Южную Флориду, в крошечный поселок Гринвилл. Там она воспитывала сыновей, пытаясь выбраться из беспросветной нищеты. Когда Рэю было пять лет, утонул его младший брат Джордж. Старший брат не смог его спасти.

После этой трагедии Рэй начал терять зрение и к семи годам ослеп. С этим надо было учиться жить, и мальчика отправили в школу-интернат. Там Рэй развил свои музыкальные способности. Он пел в хоре, научился играть на пианино, органе, саксофоне, тромбоне и кларнете. После смерти родителей слепому юноше предстояло пробиваться в жизни самостоятельно. В семнадцать лет Рэй Робинсон создал группу MacSon Trio. В 1949 году впервые его песня стала хитом.

Музыка

В 50-е годы родился официальный псевдоним музыканта. Фамилия была отброшена во избежание путаницы с боксером Рэем Робинсоном. Рэй Чарльз ищет свой стиль, добиваясь уникального звучания композиций. Экспериментирует с голосом, включая в песни хрипы, крики и другие звуки, усиливающие эмоциональную окраску слов.


В 1955 году его сингл в стиле соул I Got a Woman поднялся на высшие позиции в R&B чартах. В это время Рэй пел госпелы и блюзовые баллады. Он исполнял традиционную «чёрную» музыку, открыв ее красоту всем.

Первая знаковая песня, написанная полностью Рэем, - What’d I Say - стала классикой рок-н-ролла. Рэй сотрудничал с крупными оркестрами, джазменами, экспериментировал с кантри. Итогом стало присуждение ему «Грэмми». Мощный и объемный экспрессивный голос вокалиста впечатлил музыкальных критиков и простых слушателей.

К началу 60-х певец зарабатывал столько денег, что смог не только пройти полное медицинское обследование у именитых врачей, но и приобрести роскошный особняк в "Золотом треугольнике" Беверли-Хиллз. Впрочем, вернуть хотя бы частично зрение Рэю не удалось.


Получив свободу творчества, певец расширил совместную работу с другими музыкантами. Песню Hit The Road Jack Рэй исполнил дуэтом с Маржи Хендрикс. Новое звучание на две недели вынесло композицию на вершину популярности. Слава была так велика, что докатилась и до России: советские джаз-бэнды включили ее в репертуар.

В этот же период записана «визитка» Рэя, Georgia On My Mind. Изначально автор песни Хог Кармайкл посвятил ее девушке с этим именем. Но исполнитель сделал песню хитом, а впечатленные его вокалом жители штата Джорджия объявили ее своим гимном.

После 70-х годов музыкант много выступал, уделял все больше внимания композициям кантри-направления. В последние десятилетия жизни Рэй Чарльз включал в свои мелодии звучание электронных инструментов. Сплетал в единое целое музыку разных народов, ставших к ХХ веку населением США. Классическая песня America the Beautiful родилась заново благодаря исполнению Рэя и аранжировке в стиле госпел/ритм-н-блюз.

Личная жизнь

Музыкант любил женщин, и девять из них стали матерями его детей. Но лишь с двумя женщинами Рэй заключил официальный союз: с Эйлин Уильямс (31 июля 1951 г) и Деллой Беатрис Говард Робинсон (5 апреля 1955 г). Первый брак распался через год, второй союз продержался 22 года, супруги воспитали троих сыновей: Дэвида, Рэя Чарльза и Реверенда Робинсонов.


Помимо них, Рэй признал еще девять внебрачных детей. Перед тем, как завершить жизненный путь, отец выдал каждому ребенку по миллиону долларов. Последней спутницей музыканта была Норма Пинелла.

Смерть

Последние два года жизни Рэй Чарльз боролся с онкологией. Он тяжело восстанавливался после хирургической операции. Тем не менее, даже лишившись возможности ходить, музыкант ежедневно ездил на собственную студию звукозаписи RPM, где работал над альбомом Genius Loves Company. Умер 10 июня 2004 года у себя дома. Похоронен на кладбище Инглвуд-Парк в Инглвуде, что в Калифорнии.


Осенью в Лос-Анджелесе концерт памяти Рэя Чарльза собрал в одном зале двадцать тысяч зрителей и знаменитых музыкантов, исполнивших его песни, ставшие культовыми.

Биография певца отражена в фильме «Рэй», вышедшем в прокат в октябре того же года. Сюжетом послужила автобиография «Брат Рэй», написанная в 1978 году. В процессе работы съемочная группа консультировалась с Чарльзом. В главной роли снялся , награжденный за нее «Оскаром». Иногда фото актера в этой роли путают с фотографиями музыканта.


Второй посмертный альбом включил в себя новые работы с современными поп- и соул-звёздами. Для записи третьего посмертного альбома использовались достижения компьютерной обработки звука. Отреставрированные вокальные записи певца удалось совместить с мелодиями в исполнении оркестра Каунта Бэйси.

Современные технологии позволяют певцу общаться со слушателем даже спустя десятилетие после ухода из жизни. Concord Records продолжает работу со старыми записями Рэя, возвращая поклонникам его композиции в новом звучании.

Дискография

  • 1956 - The Great Ray Charles
  • 1960 - Basin Street Blues
  • 1961 - Modern Sounds in Country & Western Music
  • 1962 - Hit the Road Jack
  • 1963 - Ingredients in a Recipe for Soul
  • 1965 - Country & Western Meets Rhythm & Blues
  • 1972 - A Message from the People
  • 2000 - Sittin" on Top of the World
  • 2004 - Genius Loves Company
  • 2005 - Genius & Friends
  • 2005 - Genius Remixed
  • 2006 - Ray Sings, Basie Swings
  • 2009 - Genius The Ultimate Ray Charles
  • 2010 - Rare Genius:The Undiscovered Masters
  • 2012 - Extraordinary Ray Charles

Культовый американский композитор и исполнитель, один из самых известных музыкантов XX века. Рэй Чарльз - автор более чем семидесяти студийных альбомов, обладатель 17 премий «Грэмми ». Скончался 10 июля 2004 года.

Биография Рэя Чарльза / ray Charles

Рэй Чарльз родился 23 сентября 1930 года в небольшом городе Олбани, штат Джорджия, в очень бедной семье. Отец будущего музыканта, Бэйли Робинсон , вскоре бросил семью, оставив Рэя и его младшего брата Джорджа на попечение матери Ареты и ее свекрови. В дальнейшем Бэйли не принимал особого участие в жизни своих детей. Мать музыканта умерла в 1945 году, отец - двумя годами позже.

В пять лет Рэй Чарльз стал свидетелем гибели Джорджа: мальчик утонул в лохани. Рэй пытался ему помочь, не смог вытащить. Вскоре после этого Рэй Чарльз начал терять зрение и к семи годам полностью ослеп. Предположительно, пережитое потрясение стало причиной недуга, по другой версии это стало следствием глаукомы.

Творческий путь Рэя Чарльза / ray Charles

Очень рано Рэй Чарльз стал проявлять интерес к музыке. Будучи учеником школы для глухих и слепых в Сент-Огустине , штат Флорида, он не только овладел азбукой Брайля, но и научился играть на пианино, тромбоне, кларнете, органе и саксофоне.

В 17 лет Рэй Чарльз отправился с Сиэтл, где основал свою первую группу. Довольно быстро он начал записываться в студии и сотрудничать с известным R&B исполнителем Лоуэллом Фулсоном . Первой успешной композицией Рэя Чарльза стала песня «Confession Blues », созданная в 1949 году.

Полное имя музыканта - Рэймонд Чарльз Робинсон (raymond Charles Robinson). Он сократил имя, чтобы избежать прямых ассоциаций с известным американским боксером Рэем Робинсоном , чей пик популярности пришелся на начало музыкальной карьеры Рэя Чарльза.

В 1953 году музыкант выпустил успешные синглы «Mess around » и «It Should Have Been Me », а также аккомпанировал известному блюзмену Гитар Слиму в композиции «The Things That I Used To Do », разошедшейся миллионным тиражом.

Сингл «I Got a Woman», записанный в 1955 году, был первым в карьере Рэя Чарльза, достигшим первого места в хит-парадах.

Следующим супер-хитом музыканта стала песня «What’d I Say ». Считается, что Рэй Чарльз сочинил ее непосредственно на концерте, заполняя положенное по контракту время. К концу 50-х годов музыкант уже приобрел немалую популярность, а в 1959 году он получил свою первую «Грэмми» за блюзовую песню «Let the Good Times Roll ».

В следующие годы Рэй Чарльз создал немало хитов, в числе которых «Unchain My Heart », «You Are My Sunshine », «Hit The Road Jack ». Его влияние на музыку сложно переоценить: в своем творчестве музыкант выходил за пределы блюза и госпела, а его «I Got a Woman » считается первой композицией в стиле соул. Знаменитейший альбом Рэя Чарльза «Modern Sounds in Country and Western Music », вышедший в 1962 году, стал хитом в стиле кантри, что было в эти годы совершенно невероятно для чернокожего музыканта. Иногда к записям Рэй Чарльз привлекал целые оркестры.

На протяжении свей своей карьеры музыкант много гастролировал. Дважды он посетил с концертами Россию - в 1994 и 2000 годах. Последнее выступление Рэя Чарльза прошло 30 апреля 2004 года в Лос-Анджелесе.

Долгое время музыкант страдал от болезни. По всей вероятности, это был рак печени, начавший проявляться в 2002 году. Несмотря на то, что в последние месяце он не мог ходить и практически не говорил, он продолжал работать в студии.

10 июня 2004 года Рэй Чарльз умер в своем доме в Беверли-Хиллз, а спустя два месяца был выпущен его последний альбом, «Genius Loves Company ».

Личная жизнь Рэя Чарльза / ray Charles

Музыкант дважды был женат официально. Первый брак с Эйлин Уильямс длился всего год, с 1951 по 1952. От второго брака с Деллой Беатрис Говард Робинсон у Рэя Чарльза трое детей, их союз продолжался с 1955 по 1977 годы. У музыканта было еще девять детей от восьми разных женщин.

Рэй Чарльз начал употреблять наркотики в 16 лет и не раз эта зависимость ставила под угрозу его карьеру и личную жизнь. Несколько раз у него находили наркотики, но ему удавалось избежать тюремного заключения. В 1965 году музыкант был арестован за хранение марихуаны и героина и лишь после этого смог окончательно бросить наркотики.

Вскоре после смерти Рэя Чарльза на экраны вышел биографический фильм «Рэй », рассказывающий о жизни музыканта с 1930 по 1966 годы. Джейми Фокс , исполнитель главной роли в этой картине, удостоился премии Оскар за эту работу.

Дискография Рэя Чарльза / ray Charles

1956 The Great ray Charles {Atlantic}
1956 The Genius After Hours {Rhino}
1957 ray Charles {Atlantic}
1958 ray Charles at Newport {Atlantic}
1958 Yes, Indeed!!! {Atlantic}
1958 Soul Brothers {Atlantic}
1959 What’d I Say {Atlantic}
1959 ray Charles {Xtra}
1959 The Fabulous ray Charles {Hollywood}
1959 ray Charles {Hollywood}
1959 The Genius of ray Charles {Atlantic}
1960 ray Charles in Person {Atlantic}
1960 Genius + Soul = Jazz {DCC}
1960 Basin Street Blues {ABC}
1960 ray Charles Sextet {Atlantic}
1961 Dedicated to You {ABC/Paramount}
1961 ray Charles & Betty Carter {ABC/Paramount}
1961 The Genius Sings the Blues {Atlantic}
1961 The Do the Twist with ray Charles! {Atlantic}
1961 Modern Sounds in Country & Western Music {Rhino}
1961 Soul Meeting {Atlantic}
1962 Hit the Road Jack {HMV }
1962 The Original ray Charles London
1962 Modern Sounds in Country & Western, Vol. 2 {Rhino}
1963 Ingredients in a Recipe for Soul {ABC}
1963 I Can’t Stop Loving You {HMV}
1964 Sweet & Sour Tears {Rhino}
1964 Have a Smile with Me {ABC/Paramount}
1964 Ballad of ray Charles {HMV }
1965 Live in Concert {ABC}
1965 Country & Western Meets Rhythm & Blues {ABC/Paramount}
1965 Ballad Style of ray Charles {HMV }
1965 Swinging Style {HMV }
1965 Baby Its Cold Outside {HMV }
1965 Take These Chains {HMV }
1965 ray Charles Sings {HMV }
1965 Cincinnati Kid {MGM}
1966 Crying Time {ABC/Paramount}
1966 ray’s Moods {ABC/Paramount}
1966 Busted {HMV }
1967 A Man & His Soul {ABC/Paramount}
1967 ray Charles Invites You to Listen {ABC}
1968 Memories of a Middle Aged Man {Atlantic}
1969 I’m All Yours-Baby! {ABC/Tangerine}
1969 Doing His Thing {ABC/Tangerine}
196? Le Grand {Atlantic}
1970 My Kind of Jazz {Tangerine}
1970 Love Country Style {ABC/Tangerine}
1970 ray Charles {Everest}
1971 Volcanic Action of My Soul {ABC/Tangerine}
1972 A Message from the People {ABC/Tangerine}
1972 Through the Eyes of Love {ABC/Tangerine}
1972 Presents the Raelettes {Tangerine}
1972 The Original ray Charles Boulevard
1973 ray Charles Live {Atlantic}
1973 Jazz Number II {Tangerine}
1973 Genius in Concert L.A. {Bluesway}
1974 Come Live with Me {Crossover}
1975 Renaissance {Crossover}
1975 My Kind of Jazz, Vol. 3 {Crossover}
1975 World of ray Charles, Vol. 2 {Decca}
1975 Live in Japan {Crossover}
1975 ray Charles {Up Front}
1976 Porgy & Bess {RCA Victor}
1977 True to Life {Atlantic}
1978 Love & Peace {Atco}
1978 Blues {Ember}
1978 The Fabulous ray Charles {Musidisc}
1979 Ain’t It So {Atlantic}
1979 King of the Blues {Ampro}
197? Incomparable {Strand}
1980 Brother ray Is at It Again {Atlantic}
1980 I Can’t Stop Loving You {Pickwick}
1982 A Life in Music {Atlantic}
1982 I Give You My Love {IMS}
1983 Wish You Were Here Tonight {Columbia}
1984 Do I Ever Cross Your Mind? {Columbia}
1984 Friendship {Columbia}
1984 Jammin" the Blues {Astan}
1984 °C C Rider {Premier}
1984 ray Charles Blues {Astan}
1985 The Spirit of Christmas {Rhino}
1986 From the Pages of My Mind {Columbia}
1987 The Right Time {Atlantic}
1988 Just Between Us {Columbia}
1988 I Can’t Stop Loving You {Colorado}
1988 The Love Songs {Deja Vu}
1989 18 Golden Hits {SPA}
1989 Blues Is My Middle Name Object
1990 Would You Believe? {Warner}
1993 My World {Warner}
1995 It’s a Blues {Thing Monad}
1996 Strong Love Affair {Warner}
1996 Berlin, 1962 {Pablo}
1996 Berlin 1962 {Fantasy}
1998 In Concert {Rhino}
1998 Dedicated to You {Rhino}
2000 Sittin" on Top of the World {Pilz}
2000 Les Incontournables
2002 Thanks for Bringing Love Around Again
2004 ray OST
2004 Genius Loves Company
2005 Genius & Friends
2005 Genius Remixed
2006 ray Sings, Basie Swings
2009 Genius The Ultimate ray Charles
2010 Rare Genius:The Undiscovered Masters
2012 Extraordinary ray Charles

Этого выдающегося певца, пианиста и композитора называли Братом Рэем и Гением, но его настоящее имя Рэй Чарльз Робинсон, под которым он родился 23 сентября 1930 года. В самом раннем детстве мальчика поразила глаукома, и к семи годам он полностью лишился зрения. Учился Рэй во флоридской школе для глухих и слепых детей: там он освоил чтение методом Брайля, а также активно занимался музыкой. За несколько лет парень стал хорошо играть на различных инструментах, таких как классическое пианино, орган, труба, альт-саксофон и кларнет, а в дополнение начал сочинять собственные композиции. В 16 лет Рэй уже был профессиональным музыкантом и выступал с различными флоридскими коллективами. В 1948-м он перебрался в Сиэтл, где сперва основал джаз-блюзовый проект "The Maxim Trio", а потом начал сольную карьеру, взяв себе сценический псевдоним Рэй Чарльз. Несколько лет артист работал на "Swingtime Records", пытаясь копировать стиль Ната "Кинга" Коула и Чарльза Брауна. Первые его пластинки особого успеха не имели, но в 1951 году сингл "Baby, Let Me Hold Your Hand" прорвался в ритм-энд-блюзовые чарты и обратил на себя внимание крупных записывающих фирм.

Дело кончилось тем, что "Atlantic Records" выкупила контракт у "Swingtime" за 2500 долларов. Получив большую свободу действий, Рэй начал развивать свой собственный стиль и спустя некоторое время нашел нужную форму. Взяв за основу госпел "Jesus Is All The World To Me", Чарльз наложил на него мирские тексты, добавил немного танцевальности и получил свой первый значительный хит "I Got A Woman" (впоследствии эту песню назовут первой реальной записью в стиле соул). С этого момента популярность музыканта стала неуклонно расти, а в 1958-м он подтвердил звание восходящей звезды, с триумфом выступив на престижном "Newport Jazz Festival".

На протяжении 50-х Чарльз записал немало классных песен (среди них "This Little Girl Of Mine", "Drown In My Own Tears", "Hallelujah I Love Her So", "Lonely Avenue", "The Right Time"), но самой удачной его работой "атлантического" периода стала композиция "What"d I Say", угодившая в Топ 10 как в ритм-энд-блюзовых, так и в поп-чартах. В 1959-м вышел еще один намбер-уан сингл, "Georgia On My Mind". Изначально написанная для девушки Джорджия, эта композиция впоследствии стала официальным гимном штата с таким же именем. Кстати, Рэй Чарльз не замыкался на песенном жанре и мог параллельно альбомам с вокалом выпускать диски с джазовыми инструменталами типа "The Great Ray Charles". В начале 60-х музыкант перешел на "ABC Paramount Records", где ему пообещали дополнительную степень творческой свободы и дали создать собственный подлейбл "Tangerine Records". Одной из первых работ на новом месте стал альбом с прозрачным названием "Genius + Soul = Jazz". В "Billboard" пластинка заняла четвертое место, а спустя несколько месяцев Рэй выдал свой самый знаменитый трек "Hit The Road Jack". Еще один известный поп-хит "Unchain My Heart" вышел в 1962-м, после чего музыкант неожиданно (и очень удачно) свернул в сторону кантри с альбомом "Modern Sounds In Country And Western Music".

Диск побывал на самой верхушке "Billboard", продержался в чартах три месяца и принес Чарльзу "Грэмми" за песню "I Can"t Stop Loving You". Успех имел и сиквел "Modern Sounds In Country And Western Music Volume Two" (№2), да и два других альбома начала 60-х попали в горячую десятку, но в 1965-м карьера Рэя была приостановлена в связи с его арестом по обвинению в хранении героина. Тюрьмы, правда, удалось избежать, зато на лечение от дурной привычки у музыканта ушел целый год. Закончив с неприятными процедурами, артист вернулся к творчеству, однако пик его популярности уже миновал, и карьера покатилась под гору. В конце 60-х Чарльз сделал два удачных битловских кавера, "Yesterday" и "Eleanor Rigby", но его собственный материал оставлял желать лучшего. Рэй все больше тяготел к легкому оркестровому попу, иногда вторгался на территорию джаза и кантри, а его фирменный соул поклонники теперь могли услышать только на концертах.

И все же ранние заслуги артиста не были забыты: в 1976-м имя Чарльза занесли в "Songwriters" Hall Of Fame", в 1979-м – в "Georgia Music Hall Of Fame", а в 1986-м он стал одним из первых музыкантов, введенных в Зал Славы Рок-н-Ролла. Популярность его поддерживалась и некоторыми другими способами: например, появлением в фильме "The Blues Brothers", исполнением своей версии "America The Beautiful" на инаугурации Рональда Рейгана или участием в рекламе "Диет-колы". В 1973-м Рэй расстался с "ABC Records" и начал выпускать диски на собственной фирме "Crossover Records", а записанная в 1975-м обработка уандеровской "Living For The City" принесла ему очередную "Грэмми". Немного погодя возобновились отношения артиста с "Atlantic Records", однако к концу декады лейбл стал больше интересоваться рокерами, а для соулстеров оставалось мало внимания. Большую часть 80-х артист провел под крышей "Columbia", причем единственным относительно крупным достижением данного периода стал кантри-альбом "Friendship" (№ 75). Также в 1986-м Рэй основал именной фонд, нацеленный на поддержку молодых людей с нарушением слуха.

В начале 90-х Чарльз продолжал выпускать новые диски для "Warner Bros", однако более востребованным он оставался на концертах. Его последней студийной работой стал альбом дуэтов "Genius Loves Company", записанный с участием Би Би Кинга , Вэна Моррисона , Норы Джонс, Джеймса Тэйлора, Элтона Джона , Дайаны Кролл и рядом других известных личностей. Хотя пластинка вернула его на вершину "Billboard", сам Гений уже не увидел своего триумфа - за два месяца до релиза 10 июня 2004 года он умер в своем доме в Беверли Хиллз. В 2005-м и в 2006-м вышли еще два посмертных альбома: снова собранный из дуэтов "Genius & Friends" и "Ray Sings, Basie Swings" с записями середины 70-х, где Рэй Чарльз пел в сопровождении оркестра Каунта Бэйси.

Last update 24.03.15