Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Ресурсы “кладовой солнца”. М

Ресурсы “кладовой солнца”. М


Тема урока: «Правда вековечной любви» в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»

Цели урока:

На примере текста художественного произведения установить, что благородство и мудрость природы неотделимы от жизни человеческой.

Выяснить смысл основной философской проблемы: «правда есть правда вековечной суровой борьбы людей за любовь».

На примере текста художественного произведения показать его символику.

Определить и сформулировать основную идею произведения.

Тип урока. Урок-анализ литературного произведения. Форма – эвристическая беседа.

Оборудование урока:

Компьютерная презентация «Сказка-быль М.М.Пришвина «Кладовая солнца»

П.И.Чайковский «Времена года» («Апрель»);

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Целеполагание.

Слайд 1. Ребята, сегодня на уроке нам предстоит серьезная работа. Нам с вами выпала честь ознакомиться с завещанием М.М.Пришвина, которое он оставил нам, читателям, в своем произведении. Послушайте выдержку из него:

Слайд 2. «Содержание обыкновенной нашей сказки - это борьба человека-героя с представителем зла (Ивана-царевича со Змеем Горынычем). И в заключение борьбы непременно должна быть победа, и сказка в этом смысле есть выражение общечеловеческой веры в победу доброго начала над злым. С этой верой я проходил свой долгий литературный путь, с этой верой надеюсь его закончить и передать ее по наследству вам, мои молодые друзья и товарищи».

Что надеялся оставить в наследство нам писатель?

^ Веру в победу добра над злом.

Что помогает доброму началу одерживать победу над злым?

Дружба, поддержка, помощь друзей, любовь.

Удалось ли Пришвину осуществить свое желание – передать нам эту веру через свою сказку-быль «Кладовая солнца»?

^ Удалось, там добро победило зло, все закончилось благополучно.

Но ведь в его, пришвинской, сказке нет ни Змея Горыныча, ни отважного Ивана-царевича. Как же нам понять, что добро победило? Чтобы разобраться в этом, я предлагаю вам сегодня стать не просто читателями. Мы с вами превратимся в исследователей и юристов. Наша задача – обобщив все выводы предшествующего анализа, найти в произведении скрытое завещание нам, читателям и потомкам.

Для этого нам придется потрудиться. Задача исследователя – найти это скрытое завещание. Задача юриста – сформулировать его и следить за его исполнением.

Слайд 3. Подсказкой для нас станут слова писателя, взятые нами в качестве эпиграфа: «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю».

Слайд 4. Мы с вами прочитали произведение, разобрались в его структуре и поговорили о его героях. Всех их мы подвергнем сегодня строгому разбору, чтобы понять, кто же из них олицетворяет добро, а кто зло, состоялась ли победа доброго начала над злым, и в чем смысл этой победы. Это должно приблизить нас к разгадке пришвинской тайны.

^ III. Анализ произведения.

1. - Кто же они, герои пришвинской сказки-были?

Настя, Митраша, их родители, Антипыч, собака Травка, лось, змея, тетерев, сосна и ель, волк, Серый помещик, зайчик...

Слайд 5. - Почему мы включили в этот список растения, животных?

Все они являются участниками событий, персонажами сказки. Многим даны имена.

Олицетворение. Слайд 6.

В произведениях какого жанра действуют наряду с людьми растения и животные?

^ В сказке.

А что в произведении делает его былью?

Указание на конкретное место действия, на историческое время. Слайд 7.

Итак, природа в сказке-были не фон, а действующее лицо, герой произведения. Давайте посмотрим, как проявляет она себя по отношению к людям, чем помогает, а чем, может быть, вредит им. Для этого вместе с Настей и Митрашей отправимся в лес за кисло-сладкой ягодой клюквой. А увидеть апрельский лес нам поможет музыка П.И.Чайковского, иллюстрации, а также художественное описание природы М.Пришвина. Слайд 8. (Звучит пьеса «Апрель», на фоне музыки дети читают отрывки из «Кладовой солнца», описывающие природу).

В своей повести Пришвин показывает не только гармонию, радость природы, но и ее борьбу за жизнь. В каких эпизодах это видно?

^ История ели и сосны, охота лисицы за зайцем.

Слайд 9. - Как вы, ребята, думаете, почему ссору Насти и Митраши предваряет рассказ о сосне и ели?

Природа неотделима от жизни человека. Она мудра. Между всем существующим на свете есть неразрывная, тесная связь. Именно об этом нам и хотел сказать М.Пришвин. Природа предупреждает детей.

Какие еще эпизоды подтверждают эту мысль автора?

^ Ссору детей предваряет ссора тетерева-косача с вороном. Серая хмарь закрывает от людей солнце.

Как настроены по отношению к людям эти персонажи? Какое начало они олицетворяют?

А теперь давайте вернемся к детям. Где началась ссора между ними?

^ У Лежачего камня.

Вспомните, в каких еще произведениях герои останавливаются возле большого камня?

В сказках. На камне написано: направо пойдешь – счастье найдешь, налево пойдешь – смерть найдешь.

2. - Верно. Возле такого камня у сказочных и былинных героев встает проблема выбора пути. Такая же проблема встала и перед нашими героями.

Слайд 10. - По какой тропе пошла Настя?

Девочка пошла по широкой, проторенной дорожке, где все люди ходят.

Как это характеризует девочку?

^ Она благоразумна, осторожна, не хочет рисковать.

Как ведет себя девочка на палестинке и кто является свидетелем этого?

Попав на палестинку, Настя совсем забыла о брате. Девочка ползала и собирала клюкву, не поднимая головы. Ее охватила жадность. Она забыла даже о себе. Свидетелями этого стали лось и змея.

Слайд 11. - Зачем Пришвин сравнивает Настю с лосем?

Лось - огромное животное. Он довольствуется малым: собирает мох, кору деревьев, веточки. Маленькая девочка Настя хотела собрать как можно больше клюквы. Ее охватила жадность. Автор использует прием контраста, чтобы подчеркнуть ничтожность человеческой жадности.

Что еще мы видим на палестинке?

^ На палестинке был пень, а на нем лежала змея.

Давайте сравним поведение Насти и образ жизни этого старого пня.

Настя собирает клюкву для себя, а пень собирает весеннее тепло, чтобы отдать его другим. Прием антитезы.

Как вы думаете, случайно ли на пне оказывается именно змея?

^ Нет. Настя сама похожа на змею, на животное. В змее она увидела себя. Ей стало стыдно.

Кто же помогает девочке осознать себя человеком?

Лось, пень. Одним словом, природа. Сначала лось не обращает внимания на девочку, затем смотрит с презрением, а пень подает пример щедрости. Но когда ничего не помогло, природа столкнула Настю со змеей, как с собственным отражением.

В этом эпизоде мы наблюдаем, как природа помогает человеку оставаться достойным своего звания. Слайд 12. Определим характеристики этих персонажей: доброе или злое начало они представляют?

3. - А теперь давайте посмотрим, что же делает Митраша? По какой тропе он пошел? Слайд 13.

По узкой тропе.

Что заставило Митрашу пойти по неизведанной тропе? Каким автор рисует мальчика?

Митраша хотел найти чудесную палестинку во что бы то ни стало. Пришвин рисует мальчика смелым, бесстрашным, опытным лесником. Он не боится неизведанного. Но при этом он упрям и самоуверен.

М.Пришвин называет его «маленьким человеком». Он восхищается мальчиком, его мужеством, решительностью, знанием и умением пользоваться компасом. И в то же время сожалеет о его упрямстве, которое завело Митрашу в Слепую Елань.

Кто и что сопровождает Митрашу на его пути к Слепой Елани? Определите место этих персонажей в нашей таблице.

Ворон, ждущий поживы, но в то же время предупреждающий об опасности; елочки-старушки, похожие на злых ведьм, но преграждающие путь в болото; трава белоус, указывающая тропу человеческую.

Слайд 14. - Почему же Митраша угодил-таки в Слепую Елань?

Он не увидел знаков природы и понадеялся на одного себя, проявил упрямство, не учел опыта другого человека.

Кто спасает мальчика из болота?

^ Мальчика спасает Травка. Слайд 15.

4. - Вспомните все, что мы знаем о Травке. Какое начало она представляет: доброе или злое?

Это была собака Антипыча. Травка предана человеку, он для нее хозяин и друг.

Что означает выражение писателя: «Теперь Травке нужно было, как и всякому дикому зверю, жить для себя»?

Оставшись одна, собака теперь принадлежала сама себе. Для себя она гоняла зайцев, искала себе пищу. Долгое время Травка жила для Антипыча, вместе с ним ходила на охоту, служила ему верой и правдой. Антипыч умер, но собака продолжает жить и охотиться для старика. Подмяв зайца, Травка терпеливо ждала, когда придет охотник и заберет добычу.

На какие две группы Травка разделила всех людей?

^ Людей Травка разделила на 2 разряда: Антипыч и враг Антипыча.

По какому принципу она делит людей на две группы? Что важно для Травки в человеке?

Важна доброта, забота, щедрость. Тот, в ком Травка видит эти качества, - Антипычи. Остальные – враги Антипыча.

Кто такие «Враги Антипыча», по мнению Травки?

^ Это злые, эгоистичные люди.

Сразу ли собака узнала в Митраше Антипыча?

Нет, не сразу. Только услышав свою кличку, собака перестала сомневаться, кто перед ней. Еще она увидела огонек в глазах мальчика, а до этого они были тусклыми, мертвыми.

Почему собака ползет к Митраше с остановками?

^ Травка почувствовала неискренность в словах мальчика,

подозревала что-то не совсем чистое в словах Антипыча.

А почему же, сомневаясь, она не убежала, а продолжала ползти?

^ Травка надеялась, что это все же Антипыч, ей нужно было найти себе нового хозяина, служить кому-то.

Что олицетворяет Травка в сказке-были? Символом чего она является?

Травка – символ верности, преданности и заботы.

5. Слайд 16. - Ребята, взгляните на иллюстрации разных художников к сказке-были, на которых изображен Антипыч и Травка. Слайд 17. А теперь посмотрите на портрет М.М.Пришвина. Что вы можете сказать об этих двух людях?

^ Они очень похожи. Антипыч похож на Пришвина.

Как вы думаете, только лишь внешне Антипыч похож на Михаила Михайловича Пришвина? (можно вспомнить возраст писателя в годы его работы над произведением).

^ Не только. Пришвин такой же мудрый, как Антипыч.

Можем ли мы предположить, что, как и Антипыч, Михаил Михайлович Пришвин знает какую-то правду, сокрытую пока от нас?

Вот мы и подошли с вами к разгадке. Поняв правду Антипыча, мы сможем узнать и правду Пришвина, а значит, расшифровать его завещание, оставленное в произведении. Итак, исследователи, подведите итог. Назовите нам героев, которые олицетворяют в сказке добро.

^ Настя, Митраша, их родители, Антипыч, соседи, геологи, Травка, лось, пень, трава белоус, солнце.

Скажите, кто из героев проявляет как хорошие качества, так и не очень?

^ Настя, Митраша, ель и сосна, Ворон и Ворониха, елочки-старушки.

Кто в сказке-были является носителем злого начала, его олицетворением?

Волк Серый Помещик, змея, Слепая Елань.

Скажите пожалуйста, всегда ли злое начало в сказке призвано вредить людям?

^ Нет. Ворон – символ несчастья и одновременно мудрости, он предостерегает своим криком детей, но они не понимают этого предостережения. И елочки тоже.

Какой вывод мы может сделать о природе?

А какой вывод мы можем сделать о людях в повести? Все ли прислушиваются к природе, ценят и понимают ее?

Нет. Антипыч понимал природу, Травка ее понимает. А Настя и Митраша нет. Группа геологов, в числе которых находится и рассказчик, тоже не сразу научилась ценить и понимать природу. Им помог Антипыч. Вывод: не все люди умеют ценить и понимать природу. Слайд 18.

6. Слайд 19. - Почему образ Антипыча возникает на фоне природы?

Природа - это чистота, гармония, красота. Такая же чистая и душа Антипыча. Он знает природу, заботится о ней.

Скажите, жив или умер Антипыч?

Почему именно к нему идут за советом люди?

Антипыч много знает, у него большой жизненный опыт, он хранитель «правды».

Что это за правда? Как определил ее в конце повести рассказчик? (стр.147, гл.11)

^ Правду эту он обещал «перешептать» перед смертью собаке. Это «правда вековечной суровой борьбы людей за любовь».

Слайд 20. - Посмотрите - «суровой борьбы». Борьбы против чего? Что может мешать любви?

^ Против зла, равнодушия, эгоизма.

Что значит любовь в понимании Антипыча? В чем она проявляется?

Любить – значит проявлять заботу о других: о людях, о природе.

Мы проанализировали образы всех героев произведения. Кому из них предстоит познать правду Антипыча?

^ Насте и Митраше.

Вспомните, какие отрицательные качества проявились в них на Блудовом болоте?

Упрямство, самоуверенность, эгоизм, жадность.

Эти качества могут помочь человеку любить?

Что же предстоит сделать нашим героям, чтобы постигнуть правду Антипыча?

Победить в себе эти качества.

Итак, вывод таков: Слайд 21: чтобы постигнуть правду «вековечной суровой борьбы людей за любовь», нужно учиться любить. Любить – значит проявлять заботу о других: о людях, о природе. Любить по-настоящему может только тот человек, который сохраняет в себе лучшие человеческие качества. Для этого надо в своей душе бороться с дурными качествами: жадностью, эгоизмом. Эта борьба суровая и трудная.

Удалось ли Антипычу перешепнуть эту правду Травке?

^ Да. Травка любит людей, помогает им.

Почему волк Серый помещик обречен на гибель?

Волк злой, он думает только о себе, волк не умеет сочувствовать, никого не любит. Он не находит поддержки у природы.

К чему призывает людей Антипыч, говоря им о правде?

^ Призывает искать ее самим.

Что мешало нашим героям понять природу, ее знаки?

Упрямство, самоуверенность, жадность. Они забыли в момент ссоры друг о друге.

7. - Антипыч - это обычный человек, который когда-то жил и умер. Он добрый и мудрый, память о нем живет, и эта память помогает живым! А в мире природы есть такой персонаж, который тоже олицетворяет добро, делает все вокруг красивым, согревает и помогает всему живому. Что это?

^ Это солнце.

Ребята, подумайте, есть ли общее в правде Антипыча и в значении, сущности солнца?

Антипыч учил любить, заботиться друг о друге. Солнце тоже заботится обо всех, согревает всех и светит всем.

Слайд 22. - Посмотрите на солнце! Оно светит всем одинаково: и на кладовую (богатства природные), и на растения, и на добрых людей, на сосну и ель, на злых людей, на животных, на каждого из нас вместе и отдельно - одинаково светит. «…горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало свое тепло».
- А что такое «кладовая солнца»?

^ Кладовая солнца - это Блудово болото, которое хранит запасы торфа и горючего.

Только ли полезными ископаемыми Блудова болота богаты эти места?

Нет. Богата клюквой чудесная палестинка. Природа - тоже кладовая солнца, т.к. она рождена солнцем и живет благодаря его теплу. Люди, с которыми мы встретились в повести, добры, мудры, щедры, трудолюбивы. Это тоже богатство земли.

А каков человек для природы? Какое место он занимает в ней?

^ Человек – вершина природы, он занимает главное место. Вся природа покорна человеку, она признает его главенство и силу.

^ Бережно, внимательно. Человек должен беречь природу.

Первоначально «Кладовая солнца» называлась «Друг человека». Почему, по-вашему, М.М. Пришвин отказался от этого названия?

Если бы Пришвин назвал произведение «Друг человека», то весь акцент перенёс бы на образ собаки, которая спасла мальчика. Но главная идея рассказа в том, что природа - это огромная кладовая, и человек должен научиться пользоваться природными богатствами разумно, без жадности, не терять лучшие человеческие качества. Название «Кладовая солнца» вполне соответствует этой идее. Слайд 23.

Сказка-быль имеет символическое название. «Кладовая солнца» - это и богатство земли, и люди, и природа. Давайте соберем все сделанные сегодня исследователями выводы воедино Слайд 24:

Природа помогает людям, учит их жизни.

Природа помогает человеку оставаться достойным своего звания.

Но не все люди умеют ценить и понимать природу.

Чтобы постигнуть правду «вековечной суровой борьбы людей за любовь», нужно учиться любить. Любить – значит проявлять заботу о других: о людях, о природе. Любить по-настоящему может только тот человек, который сохраняет в себе лучшие человеческие качества. Чтобы любить, надо в своей душе бороться с дурными качествами: жадностью, себялюбием. Эта борьба суровая и трудная.

^ Природа - это огромная кладовая, и человек должен научиться пользоваться природными богатствами разумно, без жадности, не терять лучшие человеческие качества.

Вспомните эпиграф нашего урока - « Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю». Исходя из этого, уважаемые юристы, сформулируйте, пожалуйста, текст завещания Пришвина, которое он оставил в произведении нам, его читателям.

«Природа – это огромная кладовая, и человек должен научиться пользоваться ее богатствами разумно. Учитесь любить, ценить и понимать природу. Для этого нужно сохранять в себе лучшие человеческие качества и бороться с дурными».

IV. Слайд 25: Домашнее задание.

На основе сделанных сегодня выводов, напишите сочинение-миниатюру на одну из предложенных тем:

В чем был прав и в чем ошибался Митраша?

«Не знавши броду, не лезь в воду».

За что я благодарен М.М.Пришвину.

Список используемой литературы:

Тимрот А. Пришвин в Московском крае. - М., 1973.

Мотяшов И. Михаил Пришвин // Детская литература. - 1968.

Качурин М. Г. Организация исследовательской деятельности учащихся. - М., 1988.

М а р а н ц м а н В. Г., Ч и р к о в с к а я Т. В. Проблемное изучение литературного произведения в школе. М., 1977.

В е р б и ц к и й А. А. Контекстное обучение и становление новой образовательной парадигмы. Жуковский: МИМ ЛИНК, 2000.

Сочинение

Михаил Михайлович Пришвин в своих произведениях редко изображает человеческие отношения, драматические ситуации, жизненные повороты, условно изображает характеры героев - не это является для него главным. Таланту Пришвина подвластна природа и человек в его взаимоотношениях с ней, а сюжет лучших произведений автора - поведение человека в мире природы. В историю русской литературы Пришвин вошел именно как повествователь и певец радостной жизни природы.

Пришвин любил не абстрактные представления о природе, а ее саму: каждое дерево, каждое животное и каждую птицу - активно и деятельно. Любое произведение природы неповторимо, по словам писателя, как неповторимо великое произведение искусства. Потеря любой, даже маленькой, частички природы невосполнима и горестна. Людей, которые поверхностно любуются природой, писатель называл «дачниками». Красивы, ярки и чудесны описания картин природы в сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца», в этих картинах интересна и важна любая деталь. Мы читаем о событиях на Блудовом болоте. Вот мы узнаем, насколько полезна, где растет вкусная ягода клюква и когда ее собирают: «Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растет в болотах летом, а собирают ее поздней осенью».

Но самой сладкой эта ягода бывает тогда, «когда она перележит зиму под снегом». Вот отец рассказывает сыну Митраше, как ориентироваться в лесу по компасу и без него.

Вот интересное описание Блудова болота: «И как там, в настоящем море, бывают острова, как в пустынях - оазисы, так и в болотах бывают холмы. У нас в Блудовом болоте эти холмы песчаные, покрытые высоким бором, называются боринами». Потом мы читаем необычную историю Блудова болота: о том, как появились в нем деревья, как они росли, переплетясь корнями и судьбами. Писатель рассказывает о них как о живых людях, о том, как близки друг другу растительный и животный миры. Звонкая борина у Пришвина - словно живое существо: она «наполнялась птичьими песнями, воем, стоном и криком зверьков. Не все они были тут, на борине, но с болота, сырого, глухого, все звуки собирались сюда. Борина с лесом, сосновым и звонким на суходоле отзывалась всему». Чудесен и удивителен рассвет: «И вот первый луч, скользнув по верхушкам ближайших, очень маленьких елочек, наконец-то заиграл на щеках у детей». Не оторваться от описания пения птиц: тетеревов, петухов, даже ворон. В карканье ворон автор слышит просьбу птиц о помощи перед начинающейся дракой. Мгновенную смену погоды автор передает немногими точными фразами: «Тогда серая хмарь плотно надвинулась и закрыла все солнце с его живительными лучами. Злой ветер очень резко рванул. Сплетенные корнями деревья, прокалывая друг друга сучьями, на все Блудово болото зарычали, завыли, застонали», заставляя стонать и рычать слышащих.их животных.

Вот история о нелегкой жизни грозы леса - волка по прозванию Серый, вот - хитрая лисица, вот - трусливый русак, вот - старушки елки, не пропускающие Митрашу сквозь свои ветви-руки, вот опять птицы, своим пением подбадривающие и подсказывающие мальчику дорогу. А вот еще ягоды - тоненькая, стройная кровяно-красная брусника, черника, красно-рубиновая костяника, которые умело собирает Настя. А. вот добрый лось, который привык к людям: у людей «все повадки обычных зверей, на каких он смотрит равнодушно… .

* «Мы - разведчики болотных богатств, - говорит Пришвин. - И мы дознались, что торфа в этом болоте хватит для работы большой фабрики лет на сто. Вот какие богатства скрыты в наших болотах!»

Эти богатства автор и называет кладовой солнца. Пришвин понимал, что бурное развитие промышленности может нанести природе непоправимый вред, и поэтому встал на защиту всего живого. В его произведениях - мысль о необходимости бережного отношения к природе, о вреда ее бездумной эксплуатации, о ее нравственной ценности, облагораживающей способности действовать на душу человека и формировать его внутренний мир.

Другие сочинения по этому произведению

Митраша и Настя Природа и человек С лесом надо дружить. Единство человека и природы в сказке-были Пришвина “Кладовая солнца”

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа с.Рощинский
Районный конкурс творческих проектов, посвященный 140­летию
М.М.Пришвина
Разработка урока литературы
в 6 классе
учителя русского языка и литературы
МБОУ СОШ с.Рощинский
Каримовой Рамзии Зайнетдиновны
2013

М. Пришвин ""Кладовая солнца"". Обобщающий урок по
произведению. Смысл названия сказки­были.
Методический замысел урока и обоснование его темы.
Михаил Михайлович Пришвин ­ великий певец природы. Он любил природу и
учил своих читателей любить и охранять ее.
И охота у него была очень своеобразная – за тайнами природы, её секретами и
заветами. Паустовский говорил: ""Если бы природа могла чувствовать
благодарность к человеку за то, что он проник в её тайную жизнь и воспел её
красоту, то, прежде всего, эта благодарность выпала бы на долю писателя
Пришвина’’.
Заветы и тайны природы передает читателю мудрый писатель в своих
произведениях. Он ведет за собой читателей в этот мир, чтобы приблизить его
к человеку, сделать более понятным, вызвать тяготение к прекрасному в жизни.
Доброе отношение к природе облагораживает человека, развивает в нем лучшие
качества.
В то же время природа не является только предметом любования. Пришвин
пишет: «Я ведь, друзья, пишу о природе, сам же о людях думаю».
Данный урок является средством подведения итогов работы по рассказу
«Кладовая солнца», уяснению философского смысла произведения,
способствует выявлению подлинных жизненных ценностей.
Тип урока:
­ урок комплексного применения знаний, выработки умений самостоятельно
применять их в новых условиях.
Форма урока:
­урок­практикум.

Формы организации деятельности учащихся:
­фронтальная;
­индивидуальная;
­групповая.
Цели урока:
1.Подведение итогов изучения рассказа М.М. Пришвина «Кладовая солнца»,
выявление подлинных жизненных ценностей, о которых говорит автор,
уяснение философского смысла произведения.
2.Совершенствование навыков пересказа, развития устной и письменной речи
школьников, их умения работать с деталью.
3.Воспитание любви к Родине через любовь к родной природе, чувства
ответственности за неё и бережного отношения к её богатствам.
Методы обучения:
­проблемный;
­частично­поисковый;
­практический.
Технологии обучения:
­ИКТ;
­технология «моментальной обратной связи».
Приёмы деятельности учителя:

­лексическая работа;
­ эвристическая беседа;
­ создание проблемных ситуаций.
Оборудование урока:
­ компьютер, мультимедиапроектор;
­ компьютерная презентация к уроку «»;
­ учебники литературы для 6 класса с текстом рассказа.
Эпиграфы к уроку:
«Я ведь, друзья мои, пишу о природе,
сам же только о людях и думаю».
М. М. Пришвин
«Великая любовь Пришвина к природе
родилась из его любви к человеку».
(К.Г.Паустовский)

1.Оргмомент.
Ход урока.
Сегодня на уроке, ребята, мы завершим разговор о писателе, который ярко выделяется
среди писателей советской эпохи. Это Михаил Михайлович Пришвин. Мы ещё раз
обратимся к портрету Пришвина. На этот раз я хочу обратить ваше внимание на
скульптурное изображение писателя. Скульптор Лонк не напрасно изобразил Пришвина
сидящим на пеньке и в охотничьем снаряжении. Очень своеобразная охота была у
Пришвина – охота за тайнами природы, её секретами и заветами. Паустовский
говорил: ""Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он
проник в её тайную жизнь и воспел её красоту, то, прежде всего, эта благодарность
выпала бы на долю писателя Пришвина’’.
2. Работа в группах
Работа в группах по карточкам.
Поработайте знатоками стиля писателя Пришвина. Вставьте примеры олицетворения в
предложения:
1) Сплетённые корнями деревья, ____ друг друга сучьями, на всё Блудово
болото ____, ______, ______. (прокалывая, зарычали, завыли, застонали).
2) И тогда как будто довольно уже большой ручей с бормотаньем _______
по невидимым камешкам. (побежал)
3) И вот первый луч наконец­то ______ на щеках у детей.(заиграл)
4) И тогда ______ сосна, и ель _________ . (нажала, зарычала)
5) Деревья так _______ ________. (жалобно стонали)
6) Очень __________ старушки ёлки. (волновались)
7) Солнце в это время _________ оттуда на землю золотые ножки своего трона. (выбросило)
8) И журавли ____________ три раза не как утром «победа», а вроде как бы: «Спите, но
помните…»(прокричали)

Слова для справок: побежал, застонали, заиграл, завыли, нажала, зарычали,
волновались, прокалывая, выбросило, зарычала, жалобно стонали,прокричали
Проверка карточек

:
прочитайте, что у вас получилось.
– О чём говорят эти примеры?
Вывод: Пришвин смотрит на природу как на живое существо. Олицетворения
помогают понять, что писатель одушевляет природу, делая её живой. Она
активное действующее лицо произведения.
1.
Проверка домашнего задания. Чтение ответов на вопрос «Как Травка
пришла на помощь Митраше?»
Обобщающая беседа.
2.
­ Как вы думаете, почему Травка приняла Митрашу за Антипыча?
­ Кто такой Антипыч? Сколько ему было лет? Где он жил? С кем общался?
(Старый охотник Антипыч жил в сторожке в ветхом домике, который был много
старше своего хозяина, держался на подпорках. К Антипычу захаживали
охотники. Он всегда мог дать совет. Он много испытал в жизни, но остался
бескорыстным человеком. Это дедушка лет 80 ­ 100. У него не было хозяйства,
только собака Травка. Сначала он звал ее Затравка, т. к. брал ее травить (гонять)
зайцев, а потом произношение клички изменилось и стало слышаться даже
красивее – Травка).
Вывод: этот герой, который, по словам автора, умер, но который возникает и
действует на протяжении всего произведения, действительно, интересен и
своеобразен.
­ Все­таки Антипыч жив или умер? (Умер). Хоть Пришвин и написал, что
Антипыч умер, но рассказывает о нем, как о живом. Кажется, Антипыч жил и
будет жить вечно. Казалось, он никогда не умрет, даже забываешь, что он умер.

К нему постоянно приходили за советом (сначала приходили на самом деле,
потом пытались представить, что бы он сказал, что посоветовал).
­ Как зовут Антипыча?
Антип ­ старинное русское имя, а может быть это отчество ­ Антипыч?
­ Кого мы зовем по отчеству?
Тех, кого уважаем, тех, кто старше; а когда звучит такая форма обращения, еще
настраивает и на дружескую привязанность.
­ Почему именно к Антипычу идут за советом?
Антипыч очень много знает, многое испытал. Говорит пословицами и
поговорками, а еще загадками.
­ Какие пословицы мы встретили в произведении? А загадки?
«Не знавши броду, не лезьте в воду», «Кто смел, тот два съел». Сколько лет
Антипычу: 80 ­ мало, 100 ­ много?
Внешне это неброский, негероичный человек, но с душой труженика. У него
большой опыт, и он делится им. Вот почему только через много лет собеседники
понимают загадки Антипыча, т. к. то, что не испытано, то и не понятно.
Антипыч ­ хранитель правды, тайны.
­ Что же это за правда?
Правду эту Антипыч обещал рассказать, но и наказывал искать правду самим.
Вывод: человек всю жизнь постигает правду в суровой борьбе за любовь к
людям, к окружающему миру, к природе.
К жизненной правде каждый приходит только через собственный опыт,
конкретные дела и действия.
­ Можно ли считать, что сам Антипыч глубоко знал эту правду? –
­ Что понимала Травка и как будто не понимали люди?
­ Почему правда Антипыча есть правда суровой борьбы? ­ Борьбы против чего?

Вывод: поступки людей определяют: с одной стороны, любовь к ним, с другой ­
эгоизм к ним же. Правда Антипыча состоит из борьбы за любовь, чтобы в
суровых испытаниях не озлобиться, не превратиться в дикого зверя, выжить. В
любых испытаниях остаться человеком, который бескорыстно дарит
окружающим любовь, доброту, тепло, свет. Таким является Антипыч для людей.
­ А узнавала его Травка? (Все люди для нее делились на Антипыча и его врага.)
Один ­ Антипыч с разными лицами, и другой человек ­ это враг Антипыча с
разными лицами ­ это уже не один мудрый, добрый человек, но это все люди,
если они добрые, умные, волевые.
­ Значит, какой человек Антипыч? (Добрый, мудрый, память о котором так и
осталась и помогает жить, помогает живым.) ­ А Антипыч с разными лицами это
кто? (Люди.)
Вывод: это все люди, что добры и мудры, а вернее ­ это народ, его мудрость, его
душа. Получается, мы говорим не об одном Антипыче, а обо всех героях
произведения.
Перечислите всех героев произведения, распределяя их на группы: люди ­
природа. (Митраша, Настя, Травка, мать, отец, Антипыч, разведчики болотных
богатств (геологи) ­ ель, сосна, волк ­ Помещик, тетерев ­ Косач, лось, змея,
солнце, клюква, трава, пень).
Назовите слова одного корня к слову «природа» (родник, Родина, родня,
родители, народ, родственник). Выходит, природа нам кто? Родня!
Есть один из перечисленных предметов природы, который очень схож с героем ­
человеком Антипычем.
­ Определите его. Что это?
Это солнце!
­ Почему, говоря об Антипыче, говорим о солнце или наоборот? Что схоже у
героев? (Бескорыстно отдают тепло, доброту, свет.)

Не находите ли вы правду Антипыча у солнца или правду солнца у Антипыча?
Посмотрите на солнце! (Аппликация солнца с отдельными лучами на доске.)
Оно светит всем одинаково: и на кладовую (богатства природные), и на
растения, и на добрых людей, на сосну и ель, на злых людей, на животных, на
каждого из нас вместе и отдельно ­ одинаково светит. Все мы разные, и каждый
борется за место под солнцем, т. е. со­существуем вместе.
­ Какое оно для всех ­ солнце?
Вывод: горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка,
каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало свое тепло.
Правда солнца ­ та же правда Антипыча. Та же суть: любовь, добро, тепло, свет
преобразуют жизнь, а ненависть, зло, холод ее омрачают и угнетают. Как солнце
бескорыстно отдает тепло всему живому, так Антипыч дарил добро лесу,
людям, Травке. Антипыч жил в гармонии с природой, понимал ее, умел с ней
общаться, берег ее, дорожил ею, нашел в ней правду, призывал искать ее
каждого человека.
Сравнительный анализ. На предыдущем уроке мы выделяли элементы сказки и
были в произведении. На какую сказку похожа «Кладовая солнца»? На
волшебную? Перечислите элементы волшебной сказки. (Запрет, нарушение
сказки, препятствия, преодоление испытаний, возвращение домой, счастливый
конец).
Словарная работа. Герои сказки к концу мужают, мудреют. А Настя и Митраша
попали в Блудово болото. От какого слова происходит название? (Название
«Блудово болото» явно связано с глаголом «блуждать», много народу там
терялось и блуждало. А вы можете выделить ещё другой, переносный смысл
названия? (Оно ассоциируется с человеческими заблуждениями, ошибками,
намекает на трудный, запутанный путь героев). Чему они научились? Какая
правда им открылась?

Сказка­быль называется «Кладовая солнца», хотя первоначально Пришвин
хотел назвать «Друг человека».
Почему, по­вашему, М.М. Пришвин отказался от этого названия? Почему автор
назвал свое произведение «Кладовая солнца»? Только ли болото он имел в
виду?
(Если бы Пришвин назвал свою сказку­быль «Друг человека», то весь акцент
перенёс бы на образ собаки, которая спасла мальчика. Но главная идея рассказа
в том, что природа - это огромная кладовая, и человек должен научиться
пользоваться природными богатствами разумно, без жадности, не терять лучшие
человеческие качества. Название «Кладовая солнца» вполне соответствует этой
идее.
­ А что же такое ­ кладовая солнца? В это словосочетание автор вкладывает
большой смысл. Вспомним: Пришвин был агрономом, биохимиком,
исследователем, следил за развитием современной ему науки. В «Кладовой
солнца» он выступил не просто как писатель, но и как просветитель. В простой и
ясной форме автор рассказывает о серьёзных естественнонаучных открытиях.
Солнце отдаёт своё тепло растениям, растения отмирают и падают на дно
болота, и там накапливается постепенно слой торфа. Торф - это природное
богатство, которое жизнь на земле копила веками. Но целебная клюква, деревья
и травы, животные и птицы этого болота - это тоже кладовая природы.
­А что может взять у леса человек? (Все).
­ А конкретно наши герои? (Ягоды, грибы, торф ­ богатства)
Действие в произведении происходит в Переславском крае в 1945 году, в
первые послевоенные годы, особенно пострадали женщины с детьми, оставшиеся
без мужей.
Работа с текстом. Учащийся читает эпизод о пользе и важности леса в жизни
человека: «шли в сосновый лес собирать хвою, чтобы протопить избу, а зимой в

жгучий мороз возили из зарослей ольховника на санях дрова. Летом дети ходили
в лес собирать грибы, терн, лесные груши и яблоки. Это редкое послевоенное
лакомство утоляло голод и обеспечивало витаминами, а значит, и здоровьем до
нового лета. Лес давал строительный материал, из которого на пепелищах
рубили избы. Лес в трудные послевоенные годы дал тепло, пищу, жизнь».
А сейчас? Что происходит с лесом в последние годы? Любите отдыхать на
природе, в лесу? Как мы, каждый из нас, можем помочь ему? Какие правила
должны соблюдать люди, отправляясь отдыхать на лоно природы? Какой правде
Антипыча должны следовать?
Мудрые рассказы Пришвина учат нас любить природу, потому что она –
колыбель человечества, а человек даже сегодня её дитя, но дитя неразумное.
Пришвин каждой строчкой своих произведений напоминает нам:
потребительское, хищническое отношение к природным богатствам превратит
нашу прекрасную Землю в "окружающую среду", непригодную для жизни.
Писатель обращает наше внимание на гармонию природы, где ничто не исчезает
бесследно; он убеждает нас в силе добра и любви, в необходимости знать и
беречь правду Антипыча как основу жизни, как главную её тайну, и ведёт нас к
её открытию через Блудово болото, в храм природы, где героям открывается
Истина и где они обретают подлинные ценности жизни: любовь,
взаимопонимание, совесть, ответственность… Это жизненная формула,
выдвинутая писателем).
Сказка у нас не простая, а философская. Значит, кода речь заходит о кладовой
солнца, ­ это не только о торфе, хотя торф – доброе тепло, энергия, которая
хранится в болоте и может согревать жилища, удобрять почву и помогать
растениям расти. Но никакие запасы природы не превратятся для человека в
добро без любви, потому что любовь ­ главный двигатель жизни. Не зная этого,
человек может погибнуть, приняв ложное за настоящее (как Митраша, который

принял страшное гибельное болото за чистую добрую полянку и провалился в
трясину). А почему?
Потому что не прислушался к голосу сестринской любви, возгордился, захотев
быть первооткрывателем. Не так ли в жизни?..
Так что в кладовой солнца спрятаны не только запасы материального добра, но и
запасы добра духовного, секреты жизни и мудрость, копившаяся веками. И эта
кладовая не в болоте, не в горелом пне, а?.. Да, в душе человеческой.
Итог урока:
Природа ­ общенародное богатство.
­ Что такое богатство? Что мы понимаем под словом богатство?
(Драгоценности, золото, деньги).
А что еще, кроме драгоценностей, считают люди богатством? (Отношения
между людьми (любовь, дружба, взаимопонимание), мечта.)
­ Так обладаете вы или нет богатством? (Каждый сам себе ответит на этот
вопрос мысленно.)
­ Когда люди становятся ближе друг к другу? (Когда дарят любовь, добро,
тепло или проявляют ненависть, зло, холод?)
Прочитайте эпиграфы к уроку. О чем они?
Дарите друг другу любовь, тепло, и жизнь ваша будет счастливой, полной.
Этого же и желает мудрый писатель М.Пришвин.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Написать сочинение: «Что я понял, прочитав рассказ
М. Пришвина «Кладовая солнца»

Цель:

  • (О) Через анализ и обобщение эпизодов текста дать целостное представление о нем. Приблизить учащихся к пониманию идеи повести: взаимоотношения между людьми, человеком и природой.
  • (В) Формирование чувства Родины и воспитания любви к природе как ее части.
  • (Р) Закреплять убеждения учащихся в рачительном отношении к природе. Развивать критическое мышление через чтение и письмо (синквейн).

Оборудование:

  • рисунки учащихся,
  • аппликация о природе (знаки, символы),
  • карточки с ответами учащихся с предыдущего урока,
  • толковый словарь.

Продолжим раскрытие тем по произведению М.М.Пришвина "Кладовая солнца". Задача урока - ответить на проблемные вопросы. Обсуждение темы будем вести в такой последовательности (это условный план, к которому придут учащиеся к концу урока ): Антипыч - один из героев сказки - были М. М. Пришвина "Кладовая солнца".

Роль Антипыча в произведении: Антипыч продолжает жить.

  • "Хранитель тайны".
  • Антипыч глазами Травки.
  • Мудрость и душа народная.

I. Объяснение материала.

1) Постановка проблемных вопросов: - Что есть правда? - Какая она? - Где живет? - Как ее найти? - Почему каждый сам должен искать правду?

2) Проверка домашнего задания (рассказ об Антипыче). - Антипыч - один из героев сказки - были М. М. Пришвина "Кладовая солнца". - Расскажите об Антипыче: Кто он? Сколько ему лет? Где живет? Чем занят? С кем общается? (Старый охотник Антипыч жил в сторожке в ветхом домике, который был много старше своего хозяина, держался на подпорках. К Антипычу захаживали охотники. Он всегда мог дать совет. Он много испытал в жизни, но остался бескорыстным человеком. Это дедушка лет 80 - 100. У него не было хозяйства, только собака Травка. Сначала он звал ее Затравка, т. к. брал ее "травить" (гонять) зайцев, а потом произношение клички изменилось и стало слышаться даже красивее - Травка.

Вывод : этот герой, действительно, интересен и своеобразен. Герой, который, по словам автора, умер, но который возникает и действует на протяжении всего произведения.

Все-таки Антипыч жив или умер? (Умер). Хоть Пришвин и написал, что Антипыч умер, но рассказывает о нем, как о живом. "Кажется, Антипыч жил и будет жить вечно". Казалось, "он никогда не умрет, даже забываешь, что он умер. К нему постоянно приходили за советом (сначала приходили на самом деле, потом пытались представить, что бы он сказал, что посоветовал)".

- Как зовут Антипыча?

Антип - старинное русское имя, а может быть это отчество - Антипыч?

Кого мы зовем по отчеству?

Тех, кого уважаем, тех, кто старше; а когда звучит такая форма обращения, еще настраивает и на дружескую привязанность.

3) Беседа по раскрытию темы урока.

- Почему именно к Антипычу идут за советом?

Антипыч очень много знает, многое испытал. Говорит пословицами и поговорками, а еще загадками.

- Какие пословицы мы встретили в произведении? А загадки?

"Не знавши броду, не лезьте в воду", "Кто смел, тот два съел". Сколько лет Антипычу: 80 - мало, 100 - много?

Внешне это неброский, негероичный человек, но с душой труженика. У него большой опыт, и он делится им. Вот почему только через много лет собеседники понимают "загадки" Антипыча, т. к. то, что не испытанно, то и не понятно.

Антипыч - "хранитель правды", тайны.

- Что же это за правда?

На прошлом уроке вы частично дали ответ на этот вопрос. (Зачитать из карточек!)

Правду эту Антипыч обещал рассказать, но и наказывал искать правду самим. Попробуем критически мыслить о предмете.

- Вместе напишем синквейн о правде .

Вспомним синквейн о Пришвине, мы выделили главное: Пришвин вытаскивает из человека наружу мечту. (Зачитать карточку!)

Сейчас мы с вами будем "вытаскивать" наружу правду из произведения "Кладовая солнца".

Работа на доске и в тетрадях. Карточка - синквейн . (Правда - Горькая, чистая - Колет, ходит, режет - Мирное сосуществование и борьба - Истина )

Вывод: человек всю жизнь постигает правду в суровой борьбе за любовь к людям, к окружающему миру, к природе.

К правде каждый приходит только через собственный опыт, конкретные дела и действия.

Вывод : поступки людей определяют: с одной стороны - любовь к ним, с другой - эгоизм к ним же. Правда Антипыча состоит из борьбы за любовь, чтобы в суровых испытаниях не озлобиться, не превратиться в дикого зверя, выжить. В любых испытаниях остаться человеком, который бескорыстно дарит окружающим любовь, доброту, тепло, свет. Таким является Антипыч для людей.

- А узнавала его Травка? (Все люди для нее делились на Антипыча и его врага.)

Один - Антипыч с разными лицами, и другой человек - это враг Антипыча "с разными лицами" - это уже не один мудрый, добрый человек, но это все люди, если они добрые, умные, волевые.

- Значит, какой человек Антипыч? (Добрый, мудрый, память о котором так и осталась и помогает жить, помогает живым.) - А Антипыч с разными лицами это кто? (Люди.)

Вывод: это все люди, что добры и мудры, а вернее - это народ, его мудрость, его душа. Получается, мы говорим не об одном Антипыче, а обо всех героях произведения.

- Перечислите всех героев произведения, распределяя их на группы: люди - природа. (Митраша, Настя, Травка, мать, отец, Антипыч, разведчики болотных богатств (геологи) - ель, сосна, волк - Помещик, тетерев - Косач, лось, змея, солнце, клюква, трава, пень.)

- Каким одним словом можно назвать все эти перечисления? (Природа! - Назовите слова одного корня к данному слову! (родник, Родина, родня, родители, народ, родственник)

Есть один из перечисленных предметов природы, который очень схож с героем - человеком Антипычем.

- Определите его. Что это?

Это солнце!

Почему, говоря об Антипыче, говорим о солнце или наоборот? Что схоже у героев? (Бескорыстно отдают тепло, доброту, свет.)

Не находите ли вы правду Антипыча у солнца или правду солнца у Антипыча? Посмотрите на солнце! (Аппликация солнца с отдельными лучами на доске.) Оно светит всем одинаково: и на кладовую (богатства природные), и на растения, и на добрых людей, на сосну и ель, на злых людей, на животных, на каждого из нас вместе и отдельно - одинаково светит. Все мы разные, и каждый борется за место под солнцем, т. е. со-существуем вместе.

- Какое оно для всех - солнце?

": горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало свое тепло". Правда солнца - та же правда Антипыча. Та же суть : любовь, добро, тепло, свет преобразуют жизнь, а ненависть, зло, холод ее омрачают и угнетают. Как солнце бескорыстно отдает тепло всему живому, так Антипыч дарил добро лесу, людям, Травке. Антипыч жил в гармонии с природой, понимал ее, умел с ней общаться, берег ее, дорожил ею, нашел в ней правду, призывал искать ее каждого человека. (- "Спроси у них: у дуба, у березы:" - говорит Есенин. - "У нас, в России, лес за все в ответе:" - восклицает Леонов в "Русском лесе" - "Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю:" - высказывается Пришвин.)

- А что может взять у леса человек? (Все). - А конкретно наши герои? (Ягоды, грибы, торф - богатства)

Действие происходит в Переславском крае в 1945 году, в первые послевоенные годы, особенно пострадали женщины с детьми, оставшиеся без мужей. (Учащийся читает эпизод о пользе и важности леса в жизни человека. ":шли в сосновый лес собирать хвою, чтобы протопить избу, а зимой в жгучий мороз возили из зарослей ольховника на санях дрова. Летом дети ходили в лес собирать грибы, терн, лесные груши и яблоки. Это редкое послевоенное лакомство утоляло голод и обеспечивало витаминами, а значит, и здоровьем до нового лета. Лес давал строительный материал, из которого на пепелищах рубили избы. Лес в трудные послевоенные годы дал тепло, пищу, жизнь.)

Природа - общенародное богатство. - Что такое богатство? Что мы понимаем под словом "богатство"? (Драгоценности, золото, деньги:) - А у вас есть богатство? (Нет.) - А какое богатство досталось детям от родителей? (Учащиеся перечисляют животных из произведения.) - А что еще, кроме драгоценностей, считают люди богатством? (Отношения между людьми (любовь, дружба, взаимопонимание), мечта.) - Так обладаете вы или нет богатством? (Каждый сам себе ответит на этот вопрос мысленно.) - Когда люди становятся ближе друг к другу? (Когда дарят любовь, добро, тепло или проявляют ненависть, зло, холод?)

В природе постоянно идет борьба добра и зла, как и в жизни людей, как в каждом человеке.

Травке "нужно было, как и всякому дикому зверю, жить для себя". - Что значит жить для себя? (Значит, быть эгоистом, никого не жалеть, не признавать ближнего, ничем ни для кого не жертвовать, любить только себя.) - Для кого живет Травка? По ком тоскует? (Для доброго прохожего, который мудрый, отзывчивый человек. Собака выла от тоски по человеку. Это вылечить могут ласка и любовь.) - Или: какие "повадки обычных зверей" увидел лось в Насте и "ее за человека не считает"? (Повадки змеи. Настя "превращается" в зверя, когда ею овладевает жадность и когда она забывает о брате.) - Откуда же у человека при его могуществе берется жадность даже к кислой ягоде клюкве? - Почему "волк самой злобой своей обречен на гибель"? - Относится ли это наблюдение к людям? (Да!)

Ведя борьбу за "правду", т. е., ведя борьбу за любовь, человек ведет ее за самого себя. ("Но ты, прохожий, не верь жалости волка, самой злобой своей обреченного на гибель, побереги жалость не для того, кто о себе воет, : а для того, кто, : воет, не зная, кому же теперь: послужить".)

Добро и зло, любовь и ненависть, мир и разрушение, борьба и равнодушие - все существующее на земле ищет место под солнцем. - Какую роль играет солнце в жизни природы и человека? Поразмышляем об этом.

Солнце неиссякаемый источник тепла, под благотворным воздействием которого развивается жизнь, мир добреет, оживает, наполняется красками, светом. - Посмотрим на "картину" страданий сосны и ели, как они борются за свет? ("Поднимаясь все выше,.. они впивались сухими сучьями в живые стволы и местами насквозь прокололи друг друга", ":деревья так стонали и выли:", ":боролись между собой корнями за питание, сучьями - за воздух и свет".) - Как меняется природа, когда "первые лучи солнца: осветили звонкую борину"? (":могучие стволы стали, как зажженные свечи великого храма природы", ":пение птиц посвящено восходу великого солнца:", "Косач стал расцветать, гребешок загорелся, раскинулся лирой радужный хвост".) - "Покажите", как природа бережно хранит и использует солнечное тепло, отданное днем? (":черный большой пень, хранивший тепло солнца:", "все припадают к теплу".)

Чтобы ощутить единство природы и человека, неделимость всего живого мира, неразрывную, тесную связь всего существующего на земле, необходимо серьезно задуматься. - Можно ли ель и сосну уподобить живым существам? - Почему мы сочувствуем искалеченным деревьям? (У Пришвина деревья имеют душу. При мирном существовании не прекращается вековечная суровая борьба за жизнь.) - В каких еще эпизодах произведения мы наблюдаем борьбу за жизнь? (":могущество великого Антипыча:", ":и маленький человек остановил в себе большое сердце. Он замер в точном расчете движения, как боец: в определяющем исход борьбы ударе: жить ему или умереть", ":два охотника, человек и злейший враг его (волк), встретились:".)

В испытаниях, в вековечной суровой борьбе за любовь, за жизнь идет человек к правде.

Человек и природа неделимы, и то, и другое имеет живую душу. - Каким же содержимым наполнена эта "кладовая"? - Можно ли считать эту "кладовую" бездонной? (Нет.) - На сколько лет хватит торфа? (100) А леса? Ягодников? Зверей, птиц, если не беречь и не восполнять?

Для мудрого человека, рачительного хозяина, который берет у природы в меру, разумно, отдавая ей свои силы, проявляя о ней заботу, природа - друг, союзник. Если же человек только берет, он погубит сначала природу, а потом и себя. - Для кого открыта "кладовая солнца"?

Воспользоваться богатством, кладами природы может тот, кто ее знает и любит, кто по - настоящему умеет трудиться, кто разумно и мудро не только берет, но умеет и отдать, и восполнить, кто бескорыстен в своих действиях.

Была ли открыта "кладовая" для Антипыча? (Да. Разумно распоряжался он богатствами. Брал в меру. Оберегал, сохранял лес. Передал правду по наследству.) - Что значит овладеть правдой Антипыча? (Значит, любить природу, слиться с нею, бескорыстно беречь ее, а значит любить Родину. ) - Где в произведении мы читаем строки о полной гармонии, слитости человека с природой? ("Бывает наклонишься в лесу к тихой заводи ручья и там, как в зеркале, увидишь - весь - то человек, большой, прекрасный: И так он прекрасен там, в зеркале, со всею природой, с облаками, лесами, и солнышко там внизу тоже садится:".)

4) Отметки за урок прокомментировать.

II. Домашнее задание.

Вернемся к началу урока.

О чем мы с вами сегодня беседовали?

На что похожа эта последовательность? (На пункты плана.)

Проставьте пункты плана.

Сформулируйте, в чем заключается цель домашней работы? (Написать домашнее сочинение по плану.)

Кандидат технических наук О. МИСНИКОВ (г. Тверь)

В век синтетических материалов стали забывать о природных ресурсах биологического происхождения. Но разумно ли отказываться от того богатства, которое дает нам в руки природа? Речь идет о торфе. В Тверском государственном техническом университете разработано несколько новых технологий с использованием торфяного сырья, которые находят применение в самых разных областях - от сельского хозяйства до строительства.

Карьеры, оставшиеся после добычи торфа, подлежат затоплению и постепенно зарастают. Фото Н. Старикова.

Торфяное гранулированное топливо служит хорошим сырьем для газификации.

Материалы для сорбции нефтепродуктов на основе торфа.

Схема получения пустотелого заполнителя для бетонов на основе торфа и глинистого сырья. <...>

Так выглядит пустотелый заполнитель для легких бетонов на основе торфа и глины.

Легкие бетоны, изготовленные на основе пустотелого заполнителя, в разрезе.

Модель гидрофобной органоминеральной смеси: А - до активации; Б - после проведения активации.

После модифицирования торфяными добавками сухой цемент приобретает водоотталкивающие свойства. Капля воды на его поверхности ведет себя подобно капле ртути: не растекается и не проникает внутрь слоя.

Капли воды на поверхности образца, сформованного на основе гидрофобизованного портландцемента.

Болота занимают значительные площади в нашей стране, а продукт их жизнедеятельности - торф - с давних времен использовался в хозяйстве. К сожалению, сейчас о торфе мы вспоминаем в основном тогда, когда начинаем задыхаться от дыма горящих торфяников. И сразу заговариваем о том, что надо запретить разработку торфяных болот, а осушенные месторождения - затопить. Но пожары чаще всего возникают не на действующих торфяных предприятиях, где организована система противопожарного водоснабжения и есть специальная техника, а на заброшенных торфяных разработках. По правилам такие участки следует рекультивировать, искусственно заболачивать, но в последние 10-15 лет добыча торфа в нашей стране резко сокращалась, а производственные площади просто забрасывались.

Стоит ли заниматься осушением и разработкой крупных торфяных массивов? Однозначно ответить на этот вопрос очень трудно. Осушение больших обводненных площадей снижает уровень стояния грунтовых вод, нарушает режим водного питания соседних территорий, влияет на микроклимат. Болота активно поглощают углекислый газ (по оценкам ученых, эффективнее, чем лесные массивы). Но в то же время они выделяют метан (приблизительно от 4 до 16 г/м 2 за летний сезон), “парниковый” эффект которого примерно в 20 раз выше, чем у углекислого газа. Осушение и разработка торфяных месторождений предотвращают поступление метана в атмосферу, а при искусственном заболачивании выработанного торфяника связывается в 3-4 раза большее количество углекислого газа, чем в естественном болотном массиве. Кстати, динамично развивающийся торфяно-болотный фитоценоз довольно агрессивен: по сути дела, болото поглощает близлежащие лесные угодья.

Торф образуется из не полностью разложившихся остатков болотных растений на сильно увлажненных территориях. Процесс разложения не может пройти полностью из-за недостатка кислорода, свободному доступу которого препятствует вода. Но самое главное, что многие болотные растения (преимущественно сфагновые мхи) подавляют течение микробиологических процессов в пласте торфа. Они имеют в своем составе антисептические вещества, в основном фенолы, которые действуют на окружающее пространство не только в период жизни растений, но и после их отмирания. Фенолы тормозят реакции окисления и хорошо известны как антисептики. Сфагновый мох, содержащий фенольное соединение сфагнол, с давних времен применяют в медицине и ветеринарии как перевязочный материал с бактерицид ным действием. При растворении в болотных водах фенолы создают антибактериальную среду. Консервирующее действие болотной воды было известно еще в Средние века. В истории сохранились рассказы о мореплавателях, которые, отправляясь в дальние путешествия, брали с собой эту не загнивающую воду и добавляли ее в обычную воду для питья. Целебные торфяные грязи используют при лечении кожных заболеваний и в косметике.

Воды, питающие болота, различаются по степени минерализации - это и бедные минеральными солями атмосферные осадки, и богатые ими грунтовые и речные воды. От условий минерального питания и рельефа зависит болотная растительность. Растения верховых болот - сосна, пушица, сфагновые мхи, вересковые кустарники, морошка, шейхцерия - не требуют богатого питания. Растения болот низинного типа - береза, ольха, осока, зеленые мхи - нуждаются в большом количестве минеральных солей. В зависимости от того, из каких растений образовался торф, он подразделяется на три типа: верховой, низинный и переходный. В состав органического вещества торфа входят различные группы химических соединений: водорастворимые и легкогидролизуемые компоненты, гуминовые и фульвовые кислоты, битумы, целлюлоза, лигнин. Химический состав минеральной части в основном представлен кремнием, кальцием, железом и алюминием. Кроме них в торфяной золе содержится целый ряд ценных микроэлементов: ванадий, никель, кобальт, медь, марганец, барий, титан.

Тип торфа и его химический состав во многом предопределяют использование его в хозяйственной деятельности. Например, верховой торф со степенью разложения менее 20% с успехом можно применять для приготовления кормовых дрожжей для животных, щавелевой кислоты, этилового спирта, сорбционных материалов и других продуктов, а вот использование его в качестве сырья для энергетики малоэффективно из-за низкой теплотворной способности. Из сильно разложившегося торфа низинного типа получается довольно калорийное коммунально-бытовое топливо. В целом на основе торфа можно получать более ста видов продукции, которая используется как в личном хозяйстве, так и на крупных промышленных предприятиях. Фактически термин “торф” подразумевает качественно и количественно разные по своему химическому составу природные ресурсы, которые объединяет лишь место рождения - болото!

Традицион но основными потребителями торфа были крупные электростанции и предприятия коммунально-бытового сектора. Кроме того, многие промышленные предприятия работали на горючем газе, получаемом при высокотемпературном термолизе торфа. Однако после открытия крупных месторождений природного газа в Западной Сибири большая энергетика перешла на этот более эффективный вид топлива. Некоторые уникальные технологии газификации остались разве что только в специальной литературе. А ведь их можно с успехом применять для переработки в горючий газ не только природных биогенных ресурсов, но и различных органических отходов, в том числе и бытовых. Справедливости ради нужно отметить, что это направление в настоящее время развивается довольно динамично. По мнению многих ученых, горючий газ, получаемый из торфа, не исчерпал себя и как энергетический ресурс.

Основная проблема, сдерживающая применение горючего газа из биогенного сырья, - его сравнительно низкая теплотворная способность (приблизительно в 4-4,5 раза меньше чем у метана). Попробуем разобраться, с чем это связано. Дело в том, что газ, получаемый при термическом разложении торфа, состоит в основном из водорода H 2 (теплота сгорания Q = 10,8 МДж/м 3), окиси углерода CO (Q = 12,6 МДж/м 3), метана CH 4 (Q = 39,7 МДж/м 3) и смеси других углеводородов. Но в условиях обычной газификации (нормальное давление, температура около 1000°С, паровоздушное дутье) доля метана и других углеводородов очень мала. Она составляет не более 0,5% от общего объема газов. Для увеличения их содержания необходимо значительно повышать температуру в зоне образования газа, что существенно увеличивает энергоемкость процесса и ведет к усложнению газогенераторных установок. Кроме того, при высокой температуре происходит плавление торфяной золы, которая превращается в стекловидную массу и выводит из строя технологическое оборудование.

В Тверском государственном техническом университете (ТГТУ) разработан новый метод низкотемпературной газификации торфа и органических отходов, который позволяет существенно увеличить долю углеводородов в горючем газе и, следовательно, повысить его теплотворную способность. В основе этого метода - применение в процессе газификации различных каталитических систем. Причем благодаря использованию дешевых природных катализаторов себестоимость процесса увеличивается лишь незначительно. Выделяющиеся на начальных этапах термического разложения торфа жидкие и газообразные продукты не сжигаются, как в традиционно применяемых технологиях, а используются для получения более сложных химических соединений (этан, пропан, бутан, этилен и т. п.). Такие соединения имеют, как известно, значительно более высокую теплотворную способность. Их можно использовать в энергетике, а также направлять на дальнейшую переработку. Торф как источник тепловой и электрической энергии существенно меньше загрязняет атмосферу выбросами серы, фосфора, тяжелых металлов и других веществ по сравнению с углем и особенно мазутом.

Одна из самых серьезных проблем земель нечерноземной зоны Российской Федерации - снижение плодородия и деградация почв из-за потерь органического вещества. И пока нет достойной альтернативы торфу для крупномасштабного улучшения агротехнических свойств почв. Даже в сравнительно благополучные 80-е и в начале 90-х годов XX века потребность сельскохозяйственных земель в органических удобрениях была удовлетворена только наполовину. Сейчас положение еще более усугубилось. На сельскохозяйственных предприятиях нечерноземной зоны Российской Федерации внесение органических удобрений составляет, по различным оценкам, примерно 3,6-4,0 тонны на гектар пашни в год (30-35% от научно обоснованной нормы). Во многих регионах нашей страны резко снизилось содержани е гумуса, основного фактора плодородия почв.

По мнению специалистов, органические торфяные удобрения регулируют баланс гумуса и состояние почвенного биоценоза, улучшают физические и химические свойства почвы, повышают эффективность действия минеральных удобрений. Для тех, кто занимается сельским хозяйством, торф представляет особую ценность как источник органического вещества в почве. В торфе низинного типа содержится от 1,5 до 3% азота на сухое вещество, а в верховом несколько ниже - 0,7-1,5%. Непосвященному человеку может показаться, что торф - готовое азотное удобрение. Однако это не совсем так. Дело в том, что основная масса азота торфа находится в труднодоступной форме, в составе гуминовых веществ. Академик Д. Н. Прянишников называл торф “азотной рудой”, подчеркивая тем самым малую доступность его для питания растений. Содержание доступных для растений минеральных форм азота (аммиачная и нитратная) в низинном торфе составляет всего 1-3%, а в верховом - 4-14% от общего количества азота. Есть еще и частично доступные формы этого элемента питания, которые составляют от 35 до 45%. Таким образом, увеличение “подвижности” азота - одна из основных проблем при использовании торфа на удобрения.

Существует несколько способов решения этой задачи, как совсем простых, так и более сложных. Основные методы активизации азота торфа - обработка аммиачной водой (или безводным аммиаком) и компостирование. Первый из них достаточно сложен и небезопасен для здоровья людей. Здесь требуются весьма токсичные химические соединения, специальная техника и средства индивидуальной защиты. При обработке аммиаком происходит так называемая аммонизация торфа. При этом уменьшается кислотность, разлагаются полисахариды. Гуминовые вещества под влиянием аммиака превращаются в растворимые соединения - гуматы аммония, вследствие чего азот становится более доступен для растений. Вместе с тем аммиак активизирует гуминовый комплекс торфа, придавая ему свойства стимулятора роста растений. Такой метод активизации азота и повышения питательной ценности самого торфа применим при получении торфоаммиачных удобрений.

Второй способ - компостирование - несложен, легко осуществим и достаточно эффективен. Он довольно подробно описан в литературе и широко используется садоводами на приусадебных и дачных участках.

Сейчас разработаны и другие химические и биохимические методы активизации питательных элементов и органического вещества торфа, с помощью которых производят различные виды торфогуми новых удобрений.

В сельском хозяйстве торф нашел еще одно интересное применение: как материал для хранения овощей и фруктов. Он эластичен и упруг, обладает бактерицидными свойствами, способностью хорошо поглощать воду и газы, низкой теплопроводностью и повышенной кислотностью. Лучше всего для хранения сельскохозяйственной продукции использовать торф со степенью разложения менее 15%, содержанием сфагновых мхов более 10%, влажностью 35-45%, зольностью менее 15%, кислотностью рН в пределах от 2,5 до 5,4. Конечно, подойдет и более разложившийся торф, но эффект от его применения будет несколько ниже. Кроме того, важно, чтобы применяемый торф предварительно не подвергался саморазогреванию (этот сложный биохимический процесс происходит при хранении торфа в больших штабелях и нередко становится причиной самовозгорания).

При длительном хранении слои овощей и фруктов перекладывают прослойкой из измельченной торфяной крошки толщиной 3-5 см. Мягкая торфяная подстилка не допускает механического раздавливания плодов, подавляет размножение гнилостных бактерий. Даже при загнивании некоторых плодов процесс не распространяется на весь объем продуктов. В таком “законсервированном” виде овощи и фрукты хорошо переносят небольшие заморозки, что особенно важно при их транспортировке в зимнее время (в этом случае рекомендуется использовать торф влажностью 30-35%).

В торфе можно хранить и транспортировать томаты, картофель, морковь, свеклу, репу, брюкву, яблоки, груши, луковицы и клубни цветочных культур. При перевозке среднеспелых томатов, послойно пересыпанных торфом, потери от механических повреждений уменьшаются в 1,5-1,75 раза, а при перевозке спелых томатов - в 2-2,5 раза по сравнению с транспортировкой в ящиках без торфа. В таблице представлены данные ученых Тверского государственного технического университета Е. Т. Базина, Р. А. Крупнова и М. В. Попова, показывающие эффективность хранения томатов в торфе. Торф, в котором хранили продукты, можно затем использовать в качестве основы грунтов, субстратов и удобрений.

Торф хорошо поглощает воду и другие вещества (некоторые виды торфа способны удерживать массу воды, в 30 раз превышающую их собственный вес). И “чистый” торф, и продукты его глубокой переработки можно использовать для очистки воды и почвы от загрязнений. Кстати, торфяные болота служат естественными биологическими фильтрами.

При разливе нефтепродуктов на поверхности земли и акваторий можно применять торфяную крошку (фрезерный торф) или различные виды гранулированного торфа. Специалисты отдают предпочтение формованному (гранулированному) сорбенту, поскольку его легче собирать и утилизировать. Например, сухие шаровидные гранулы из торфа могут длительное время находиться на поверхности воды и не тонуть. Впитав в себя жидкие углеводороды (то есть нефть), материал образует устойчивый плавучий конгломерат, который можно легко удалить с поверхности и отправить на переработку или сжигание. Зарубежные аналоги таких сорбентов зачастую имеют более низкие потребительские свойства (емкость поглощения, пористость, биологическая устойчивость, удерживающая способность и т. д.). Кроме того, уникальные свойства торфа позволяют модифицировать сорбент нефтеокисляющими биопрепаратами, которые способствуют быстрой деструкции нефтепродуктов, оставшихся в воде.

В странах Западной Европы более 10 000 кубометров торфа в год используют для биологической фильтрации воздуха. В Финляндии, Норвегии, Голландии и Великобритании успешно применяют технологии очистки газообразных выбросов, основанные на пропускании газов через торфяной фильтр, который содержит микроорганизмы, разлагающие отходы.

Путем термохимической переработки торфяного сырья получают высококачественные активированные угли. Их применяют для сорбции летучих растворителей и санитарной очистки вентиляционных выбросов, очистки сточных вод, подготовки воды, в качестве основы для каталитических систем в крупных химических производствах, в средствах индивидуальной и коллективной защиты органов дыхания и многих других отраслях. По оценкам Всероссийского научно-исследовательского института торфяной промышленности, потребность России в активированных углях составляет не менее 100-150 тыс. тонн в год.

Торф можно использовать и в строительстве. Для этого есть все предпосылки: низкая теплопроводность, высокая пористость, антисептические свойства. Причем при производстве строительных материалов торф может выступать в качестве основного и вспомогательного сырья.

Строительные блоки на основе торфа используют как теплоизоляционный материал при строительстве жилых зданий от одного до десяти этажей, дачных домиков, гаражей, овощехранилищ, хозяйственных построек. Прочность блоков такова, что при малоэтажном строительстве (до двух этажей при высоте этажа до трех метров) их можно использовать для возведения несущих стен. При этом возникает так называемый “эффект деревянного дома” - летом в нем прохладно, а зимой тепло. Тепло- и звукоизоляционные характеристики позволяют уменьшать толщину стен зданий в 3-4 раза. В г. Твери уже построено несколько зданий с применением таких строительных материалов.

Разработаны и более сложные технологии использования торфа для строительства. В одной из них, наряду с торфяным сырьем, применяются и попутно залегающие полезные ископаемые: глина, глинистый мергель, минерализованный ил.

Речь идет о пористых заполнителях для легких бетонов. Традиционно для их изготовления используются высококачественные вермикулитовые глины, которые обладают способностью вспучиваться при высокотемпературном воздействии - обжиге. Таким способом получают керамзит. Чем выше пористость керамзита, тем лучше конечные свойства бетонов на его основе. Однако во многих регионах запасы такого сырья уменьшаются. Приходится использовать низкокачественную глину, что приводит к увеличению теплопроводности бетонных блоков и большим потерям тепла в построенных из них зданиях.

Специалисты из Тверского государственного технического университета пошли по другому пути: они создали принципиально новый заполнитель, который не имеет ячеистой пористой структуры (как у керамзита) и для производства которого не нужно высококачественного глинистого сырья. Гранулы нового заполнителя выглядят как шарики, состоящие из тонкой “скорлупы” и полой внутренней части (представьте себе неповрежденный лесной орех без ядра).

Технология получения заполнителя такова. Из влажного торфа формуется шарообразная гранула, на которую наносят тонкий слой глины. После тепловой обработки торфяное ядро выгорает, а глинистая оболочка спекается. В результате получается пустотелая гранула.

У этого способа получения заполнителя для легких бетонов есть масса преимуществ. Во-первых, низкие требования к исходному органическому и минеральному сырью: возможно производство качественной продукции при использовании практически любого торфа и глинистого материала. Во-вторых, бетон, изготовленный из такого заполнителя, отличается низкой плотностью (800-850 кг/м 3) и, соответственно, небольшой теплопроводностью. Кроме того, используемый минеральный материал зачастую находится под залежью торфа, что значительно сокращает расходы на его добычу и транспортировку, а также позволяет наиболее полно извлекать полезные ископаемые из залежи.

Можно изготавливать торфобетонные блоки и непосредственно из гранулированного торфа. В этом случае заполнителем служат сами торфяные гранулы. Такой бетонный блок может служить в качестве теплоизоляционного материала. Один из немногих недостатков строительных материалов на основе торфа - горючесть - устраняется применением специальных антипиреновых составов (их также с успехом используют для предупреждения и борьбы с торфяными пожарами). Топливный торфяной брикет, обработанный таким составом, не горит даже при непосредственном контакте с открытым пламенем.

При химической переработке органического вещества торфа можно получить соединения, которые улучшают гидрофобные (водоотталкивающие) свойства цемента и сухих строительных смесей на его основе. Когда цемент долго хранится на складе при высокой относительной влажности, его активность падает, а прочность изделий с его использованием существенно снижается (через шесть месяцев хранения на 20-30%). Быстротвердеющие и тонкомолотые цементы уже через три-четыре недели переходят в разряд обычных.

Гидрофобный цемент на основе специальных добавок был создан в конце 40-х годов прошлого века в СССР в результате научных исследований М. И. Хигеровича, Б. Г. Скрамтаева, Г. И. Горчакова и других. Используя опыт нашей страны, производство гидрофобного цемента наладили в Англии, затем в 70-х годах было опубликовано более 20 описаний к патентам на способы получения гидрофобных цементов под различными названиями в Японии, ФРГ и США. Как правило, в качестве гидрофобизующих добавок используются асидол, мылонафт, окисленный петролатум, синтетические жирные кислоты и другие соединения, которые вводятся в цемент при помоле. Гидрофобизующее действие обеспечивают вещества, молекулы которых имеют выраженное асимметрично-полярное строение. Они состоят из полярной “головки” (группы СООН, СООNa и т. п.) и углеводородного “хвоста” (длинного углеводородного радикала). Такие молекулы ориентированы своими полярными группами к частицам цемента и зернам заполнителей, адсорбирующим ионы кальция, а гидрофобные углеводородные радикалы обращены наружу. То есть частица цемента как бы “ощетинивается” своеобразным водоотталкивающим “молекулярным ворсом”, и смачивание ее водой значительно затрудняется.

Сотрудники Тверского государственного технического университета совместно со специалистами ООО “Стройстрим” (Москва) разработали новый способ гидрофобизации минеральных вяжущих материалов. В материал вносятся соединения, выделяемые из торфяного сырья, а затем, для придания минеральному вяжущему составу максимального водоотталкивающего эффекта, выполняется специальная операция - активация органоминеральной смеси. При этом на внешней поверхности цементных зерен образуется защитная водоотталкивающая пленка. Такой способ позволяет придать влагостойкость не только цементу, но и другим дисперсным сыпучим материалам (извести, гипсу, сухой измельченной глине, песку).

Практически во всех экспериментах наблюдали значительное увеличение времени смачивания - более чем в 100 раз по сравнению с ГОСТом на гидрофобные цементы. Но, несмотря на это, после интенсивного механического перемешивания происходит нормальное схватывание и твердение раствора. При приготовлении строительного раствора (или бетона) целостность гидрофобных пленок, которые находились на поверхности цементных частиц, нарушается. В процессе перемешивания они распределяются по всему объему материала, создавая тем самым “защитный барьер” от проникновения влаги внутрь образца. Эффективность этого “барьера” зависит от того, насколько равномерно и упорядоченно они распределяются в растворе. Более того, при вибрационном уплотнении смеси основная часть добавок перемещается вверх, что еще больше увеличивает водоотталкивающие свойства поверхности. Вода на полученных таким образом строительных материалах может находиться длительное время, не проникая в цементный камень.

Строительные материалы на основе таких цементов можно применять для строительства во влажных климатических зонах, районах Крайнего Севера, для гидротехнического строительства.

Области использования торфа гораздо шире, чем рассказано в статье. Торфяная отрасль Российской Федерации сейчас утратила лидирующие позиции по объемам промышленной добычи и переработки торфа, уступив их таким странам, как Финляндия, Канада, Ирландия (которые, кстати, довольно подробно изучали опыт СССР и использовали его в своем производстве). Однако точка падения уже пройдена, и наша страна до сих пор сохраняет приоритет в научном обосновании новых ресурсо- и энергосберегающих технологий, а также в фундаментальных исследованиях органических и органоминеральных биогенных материалов.