Писатели рассуждают о доброте и ее отсутствии очень часто, почти в каждом произведении. Не являются исключениями и тексты, отобранные для ЕГЭ по русскому языку. Поэтому мы отобрали наиболее актуальные проблемы из этой сферы и раскрыли каждую из с помощью аргументов.
(1) Только слабые люди, постоянно нуждаясь в компенсации своей недостаточности, обычно плетут интриги, строят козни, исподтишка наносят удары. (2) Большая сила всегда великодушна.
(3) Я знал сверхсилача, который за всю свою долгую богатырскую жизнь никого не тронул пальцем, никому не желая зла. (4) Душевная сила и благородство идут рука об руку, и это объясняет, почему в наше время благородство стало снова востребованным, ценимым и настолько широко практикуемым, что подчас превращается чуть ли не в массовую профессию.
(5) В армиях спасения умный риск и истинное благородство неотделимы. (6) Ремесло спасения естественным образом фильтрует людей по их душевным качествам. (7) В результате долго в спасателях задерживаются только сильные люди, способные защитить слабого, попавшего в беду. (8) Так, желающим попасть на работу в отряд «Центроспас» недостаточно иметь за плечами безукоризненное военное или спортивное прошлое и владеть необходимым набором специальностей.
(9) «Добро» медкомиссии ещё не является залогом успеха. (10) Почти тысяча правильно выбранных ответов психологического тестирования тоже не гарантирует кандидату места в штате элитного подразделения. (11) Новичку необходимо доказать будущим коллегам в процессе стажировки, что на него в любой ситуации можно положиться, что он проявляет доброту и терпимость, необходимые в их ежедневных миссиях. (12) Чтобы справляться со своими обязанностями, человек должен обладать благородной душой, полной лучших качеств. (13)Но почему, даже обладая добродетельными качествами, человек совершает безнравственные поступки? (14) На подобный вопрос Конфуций ответил: «Все люди близки друг другу по своей природе, а расходятся между собой в ходе воспитания. (15) Человек может утрачивать благородные качества под влиянием дурного общения. (16)Поэтому, чтобы все члены общества выполняли свои гражданские обязанности и человеческие
нормы, необходимо воспитывать человека в духе добродетели».(17) Воспитание культуры, избавление от дурных манер и наклонностей нацелено против надменности, высокомерия, своеволия, злобы, зависти, чувства собственной неполноценности, недисциплинированности, излишней подозрительности, вероломства, лицемерия, двуличия, коварства, подлости и корысти. (18) Только избавившись от дурных манер и наклонностей, очистив собственную душу, изгнав из неё всё плохое, можно рассчитывать на быстрый прогресс и достижение совершенства в мастерстве. (19) Никому из людей недалёких, корыстолюбивых, жестоких, хитрых и скрытных в силу душевной ущербности никогда ещё не удавалось добиться сколь-нибудь значительных успехов, а если и удавалось, то торжество их длилось недолго. (20) В конце концов всё кончалось плачевно как для них самих, так и для окружающих.
(21) Благородный человек погибнет в окружении конкуренции и злобы? (22)Нет! (23)Именно он и победит. (24) Поскольку благородство зиждется на силе духа. (25) Чтобы побеждать в жизни, побеждать красиво и долговечно, прочно, основательно, надобно иметь высокую душу. (26) Хороший характер. (27) Самое надёжное в нашем мире - это благородство духа. (28) Не по рождению, не по крови, а по уму и чести.
(По Б. Бим-Баду)
Человек — сложнейшее сочетание биологических и психологических характеристик. Все мы различаемся не только внешне, но и внутренне. Пожалуй, внутренние различия даже более значительны. Порой человек не знает, чего ожидать от себя в той или иной экстренной ситуации. Порой мы даже не можем сказать, как бы повели себя, окажись мы на месте другого.
Очень часто каждому из нас сложно решиться на тот или иной поступок, так как в нас происходит внутренняя борьба, отвечающая за принятые нами решения.
Проблему внутренней борьбы в человеке затрагивает Б. Бим-Баду в своем тексте, размышляя о том, что все люди разные, и на внутреннее становление человека непременно влияет его окружение.
Люди, сильные по-настоящему, всегда великодушны и добродетельны. В доказательство тому Б. Бим-Баду приводит несколько примеров из жизни. Например, для того, чтобы стать спасателем, мало на отлично сдать экзамены или пройти все психологические тесты. Очень важно добиться расположения тех, кто работает рядом, чтобы вселить в них уверенность, что на человека можно положиться в любой сложной ситуации.
Далее автор задается вопросом, почему даже лучшие по нравственным качествам люди порой совершают безнравственные поступки. Вспоминая слова Конфуция о том, что все люди близки друг другу, но расходятся лишь различным воспитанием, автор приходит к выводу, что на внутренний выбор человека может оказывать сильное влияние дурное общение.
Б. Бим-Баду уверен, что добродетельное воспитание лишит человека возможности подчиниться негативным наклонностям своего характера: высокомерию, злости, жестокости, хитрости, лицемерию и т.д. Только став свободным от таких качеств, можно рассчитывать на скорейший успех в жизни.
Конечно, можно достичь некоего благополучия и будучи носителем безнравственности, но такой успех весьма недолговечен и обречен на крах.
Как бы ни было трудно, какие бы демоны не боролись внутри человека, он всегда должен выбирать светлую сторону во имя лучшей жизни.
Соглашусь с автором. Очень много преград встречаем мы в жизни, много разных людей, совершаем поступки, плохие и хорошие, под влиянием различных обстоятельств. Все это может привести к тому, что рано или поздно под влиянием некой слабости или внешней силы, мы собьемся с пути. Чтобы наши внутренние противоречия привели к правильному результату, нужно с детства воспитывать в себе добродетельность и благородство.
Пожалуй, самым ярким примером внутренней борьбы человека в русской литературе служит образ Родиона Раскольникова из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Герой на протяжении многих месяцев вынашивает в себе идею убийства во благо, пытается справиться со своими человеческими чувствами, со своей тонкой душевной организацией.
Переступая через себя, он совершает это убийство, но справиться с последствиями содеянного страшного греха ему не удается. Он признается в том, что сделал, отправляется на каторгу и вымаливает бога о спасении его грешной души. Чтобы стать духовно сильнее и не совершать больше подобных ошибок, Раскольников обращается к вере.
В романе М. Шолохова «Тихий Дон» мы можем увидеть главного героя — Григория Мелехова, — оказавшегося в ситуации несоответствия внутренних ожиданий и реальности окружающего мира. Его метания не что иное, как совершающаяся на глазах читателя внутренняя борьба личности с самой собой.
Внутренняя борьба происходит в каждом человеке при принятии решений, при совершении поступков. Исход такой борьбы зависит от тех моральных и нравственных качеств, которые заложены в нас с детства, от силы нашего духа, от благородства души.
Удивительному желанию жить и выживать следует учиться у главного героя повести Бориса Васильева. Николай Плужников оказался в Брестской крепости накануне войны вечером 21 июня 1941 года. Ночью, когда началась бомбёжка, он принял командование и вступил в бой, который продлился для него десять месяцев. В апреле 1942 года, когда фашисты достали его из подвала крепости, он был страшен: «Он был без шапки, длинные седые волосы касались плеч. Кирпичная пыль въелась в перетянутый ремнем ватник, сквозь дыры на брюках виднелись голые, распухшие, покрытые давно засохшей кровью колени. Из разбитых, с отвалившимися головками сапог торчали чудовищно раздутые черные отмороженные пальцы. Он стоял, строго выпрямившись, высоко вскинув голову, и, не отрываясь, смотрел на солнце ослепшими глазами». Но даже в этот последний день своей жизни он убил двух фашистов. Немощный, ослабевший, ослепший, но не сломленный, не испугавшийся врага, не побоявшийся смерти. Все эти месяцы он верил, что вершит правое дело, он не знал, сдали ли Москву или она выстояла; без людей, без поддержки, он стоял насмерть, бил врага, пока мог.
Иван Денисович Шухов находится в заключении уже восемь лет. Жизнь на зоне полна сложностей. Девиз зоны – умри сегодня ты, завтра я. Поэтому главная цель каждого заключённого – выжить любой ценой. Шухов – крестьянин по происхождению – привык к испытаниям. Его умение приспосабливаться к любым ситуациям является особенностью его, крестьянского, менталитета. Главное – не унижаться, не лизать миски, не надеться на больничку. Это его и спасает. Потому что встаёт не по команде, а до подъёма, ест медленно, работает с удовольствием. Даже здесь, в заключении, пытается сохранить своё человеческое достоинство, не унижаясь, не теряя своего лица. Даже здесь пытается найти плюсы в страшной действительности. Поэтому его день – почти счастливый, потому что сокращает его срок на целый день… А было их в его сроке три тысячи шестьсот пятьдесят три.
Тяжёлая судьба выпала на долю Андрея Соколова. Сначала гражданская война, потом голод, в котором он выжил, а отец и сестрёнка умерли, затем короткое счастье с любимой женой и война. В мае 1942 года попал под обстрел и в бессознательном состоянии оказался в плену. Прошёл через все круги ада, остался в живых, благодаря своей смелости и стойкости. А когда бежал из плена, узнал, что и жена, и дочери его погибли. Но остался сын, который связывал его с жизнью. Однако и он погиб 9 мая 1945 года. Как после этого жить и надеяться на лучшее? Но жизнь дана, значит, надо жить. И когда уже не было у Андрея никакой надежды найти родного человека, встретил он беспризорника Ванюшу. Решение его было прекрасным поступком, который свидетельствует о его светлой натуре, великой душе. Он сказал мальчику, что он его отец. Счастью мальчика не было предела. И начал Андрей жизнь сначала. В этом мощь русского характера – умение выживать в самых страшных ситуациях, быть жизнестойким.
В рассказе «Студент» А.П.Чехов повествует о случайной встрече главного героя с двумя женщинами, работающими на огороде. Простое желание согреться от общения заставляет Ивана Великопольского заговорить и начать рассказывать вдовам пришедшую ему на память историю из Евангелия. Историю о том, как апостол Петр проявил слабость, отрекся от Иисуса, своего учителя. «И исшед вон, плакася горько», - повествует церковнославянский текст, а студент находит свои слова: «И в тишине сада едва слышатся глухие рыдания»… Петр в рассказе Ивана предстает обыкновенным человеком, которому свойственны и слабость, и способность к раскаянию.
В конце рассказа «Гранатовый браслет» А.И.Куприн идет по самому краю мелодрамы. Чутьё художника подсказало ему верное решение: сосредоточить драматизм финала не на самоубийстве, а на предсмертном письме Желткова. В каждой строчке - чувство неподдельной, жгучей до беспамятства любви. Ни одного слова, бьющего на жалость, на то, чтобы вызвать у княгини Веры чувство раскаяния. Перед смертным своим часом Желтков находит совсем иные, неожиданные слова, слова благодарности. Любовь, казавшаяся жалким, смешным чудачеством, любовь, отброшенная презрительно и высокомерно, победила.
Весной 1912 года весь мир облетело сообщение о столкновении с айсбергом крупнейшего пассажирского судна «Титаник», о страшной гибели более чем полутора тысяч человек. Это событие явилось предостережением человечеству, упоённому научными успехами, убежденному в своих безграничных возможностях. Огромный «Титаник» на какое-то время стал символом этой мощи. Но неспособность противостоять стихии, беспомощность команды подтвердили хрупкость и незащищенность человека перед лицом космических сил. Наиболее остро воспринял эту катастрофу И. А. Бунин, о чем и написал в своём рассказе «Господин из Сан-Франциско» три года спустя.
По моему мнению, жестокость – это не только когда ты делаешь людям больно физически или психологически, но жестокость – это и непроявление участия к людям, которые ждут от тебя помощи или просто слов сочувствия. И с таким видом жестокости мы сталкиваемся почти каждый день, потому что, и в этом моё глубокое убеждение, жестокость – это в первую очередь порождение человеческого равнодушия и эгоизма.
Название рассказа относит нас к пьесе У. Шекспира «Леди Макбет», где коварство и интриги леди Макбет возводят её супруга на трон. Желание добиться первенства заставляет леди Макбет переступить даже через убийство. Такова и Екатерина Измайлова: будучи женой богатого купца, она влюбляется в Сергея, своего работника, и ждёт от него ребенка. Понимая, что очень скоро её незаконная связь разоблачится, она с помощью Сергея убивает мужа и свёкра. А затем, чтобы остаться единственной наследницей всего состояния, идёт и на убийство Феди, племянника мужа.
Похожий на Катерину Измайлову персонаж мы находим
Это Василиса Костылева, которая подговаривает вора Ваську Пепла убить её мужа, старика Костылева. Василиса, выданная замуж за Костылева без любви, за годы их совместной жизни, так и не смогла проникнуться к мужу хотя бы чувством уважения. Единственное, что она испытывает по отношению к нему – это ненависть. Убийство мужа развязало бы Василисе руки, сделав её наследницей пусть небольшого, но состояния. И она легко решается на убийство, хладнокровно излагая свой план Пеплу.
мальчик подбирает бездомную собаку и приносит её домой. Мы видим, как он полон заботы об одинокой, никому не нужной собаке и как он не понимает отца, требующего выгнать пса из квартиры. В его голове никак не укладывается, что можно обидеть беззащитное существо, которое уже не раз обижали:
Финал рассказа трагичен: подозвав доверчивого пса, отец стреляет ему в ухо. Прочитав это, мы понимаем, что на самом деле отец убил не собаку, точнее не только её. В первую очередь он убил в ребёнке его душу. Таким образом, писатель утверждает, что жестокость взрослого может привести только к ненависти, к утрате веры в добро и справедливость.
главную героиню, Лену Бессольцеву, взявшую на себя ответственность за некрасивый поступок, который она не совершала, одноклассники всячески унижают и даже пытаются сжечь на костре как предательницу. Жестокость этих, ещё очень невзрослых людей, по-настоящему огромна. Она приносит Лене невыразимые страдания: она изгой в классе, её презирают, ненавидят, всячески демонстрируя своё отношение. А ведь для подростка, да вообще для человека, нет ничего тяжелее изгнания, одиночества. Самое страшное, что человек, который в действительности совершил этот поступок (одноклассник Лены Дима Сомов) никак не мог найти в себе силы признаться, а ещё двое одноклассников, Шмакова и Попов, случайно узнавшие правду, решили не вмешиваться и посмотреть, чем закончится дело для Лены Бессольцевой. На мой взгляд, их равнодушие, даже страшнее трусости Димы Сомова.