Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Неотправленные письма.

не ругайтесь, что не свое пишу.. в этом моя жизнь...
"Я пишу к тебе в полной уверенности, что мы никогда более не увидимся. несколько лет назад, расставаясь с тобою, я думала то же самое, но небу было угодно испытать меня вторично; я не вынесла этого испытания, мое слабое сердце покорилось снова знакомому голосу... ты не будешь рпезирать меня за это, не правда ли? это письмо будет вместе прощанием и исповедью: я обязана сказать тебе все, что накопилось на моем сердце с тех пор, как оно тебя любит. я не стану упрекать тебя-ты поступилсо мною, как поступил бы всякий другой мужчина: ты любил меня как собственность, как источник радостей, тревог и печалей, сменявшихся взаимно, без которых жизнь скучна и однообразна. я это поняла сначала.. но ты был несчастлив, и я пожертвовала собой, надеясь, что когда-нибудь ты оценишь мою жертву, что когда-нибудь ты поймешь мою глубокую нежность, не зависящую ни от каких условий. прошло с тех пор много времени: я проникла во все тайны души твоей.. и убедилась, что то была надежда напрасная. горько мне было! но моя любовь срослась с душой моей: она потемнела, но не угасла.
мы расстаемся навеки; однако ты можешь быть уверен, что я никогда не буду любить другого: моя душа истощила на тебя все свои сокровища, свои слезы и надежды. любившая раз тебя не может смотреть без некоторого презрения на прочих мужчин, не потому, чтоб ты был лучше их, о нет! но в твоей природе есть что-то особенное, тебе одному свойственное, что-то гордое и таинственное; в твоем голосе, что бы ты ни говорил, есть власть непобедимая; никто не умеет так постоянно хотеть быть любимым; ни в ком зло не бывает так привлекательно; ничей взор не обещает столько блаженства; никто не умеет лучше пользоваться своими преимуществами и никто не может быть так истинно несчачтлив, как ты, потому что никто столько не старается уверить себя в противном.
теперь я должна объяснить причину моего поспешного отъезда; она тебе покажется маловажна, потому что касается до одной меня.
нынче по утру мой муж вошел ко мне и рассказал про твою ссору с Грушницким. видно я очень изменилась в лице, потому что он долго и пристально смотрел мне в глаза; я едва не упала без памяти, что ты нынче должен драться и что я этому причиной; мне казалось, что я сойду с ума.. но, теперь, когда я могу рассуждать, я уверена, что ты останешься жив: невозможно, чтоб ты мер без меня, невозможно!мой муж долго ходил по комнате; я не знаю, что он мне говорил, не помню, что я ему отвечала... верно, я ему сказала, что я тебя люблю... помню тлько, что под конец нашего разговора он оскорбил меня ужасным словом и вышел. я слышылы, как он велел закладывать карету.. вот уже три часа, как я сижу у окна и жду твоего возврата.. но ты жив, ты не можешь умереть!.. карета почти готова... прощай, прощай... я погибла, -но что за нужда?.. если б я могла быть уверена, что ты всегда меня будешь помнить, - не говорю уж любить, - нет, только помнить... прощай; идут... я должна спрятать письмо...
не правда ли, ты не любишь Мери? ты не женишься на ней? послушай, ты должен принести эту жертву: я для тебя потеряла все на свете..."
надеюсь, что чью-то душу тоже заденет этот шедевр...

Письмо первое.

"Когда ты успел стать таким родным? Когда я стала принадлежать только тебе?
В какой момент это произошло? Как это случилось со мной?
Почему с тобой я чувствую себя защищенной, почему я могу доверить тебе все свои мысли и чувства, доверить тебе свою… жизнь?
А, знаешь, все ведь могло бы быть по-другому. И мы бы не встретились. Но «пучки» вероятностей в руках Судьбы все решили за меня. Ты был так трогателен в нашу первую встречу, когда я и имени твоего не знала. Я помню, как настойчиво просила его сказать, а ты только улыбался. Я помню, что почувствовала в тот миг: всепоглощающую нежность и как сильно мне захотелось провести рукой по твоим волосам и коснуться губ. Я с первого взгляда, сразу, поняла, что хочу быть только с тобой. И что ты будешь со мной, надо только подождать. Я дождалась. Ты со мной. Но вот мой ли? А еще что я поняла с первого взгляда, это то, что хочу родить тебе ребенка, такого же голубоглазого и с пшеничного цвета волосами мальчика, чтобы твоя часть всегда была со мной.
Но ведь у тебя столько минусов! Твоя бешеная работа, постоянные вечерние совещания, нехватка времени... И главное. Ты не свободен. У тебя есть твоя жена. Она всегда будет стоять между нами. Женщина, которая родила тебе двух прекрасных дочерей, копию вас обоих. Женщина, которая никогда тебя не отпустит. Ты будешь меня сравнивать с ней. Делать выводы. Возможно, я даже буду знать о них и постараюсь исправить свое несовершенство. Да! Я совершенство несовершенства. И мы оба знаем: даже при самом чудесном исходе, при исходе, о котором я даже не смею мечтать, она будет между нами. Незримо. Всегда.
Я почти сразу поняла, что принадлежу только тебе. Что я твоя. Это так странно для меня. Мне всегда было невыносимо слушать о том, что кто-то называл меня «своей». Я не вещь и не собственность, как я могу кому-то принадлежать?! Но с тобой... С тобой мне захотелось принадлежать мужчине. Конкретному мужчине. Тебе. Мне хочется верить, что ты ценишь это. Что ты любишь меня. Что все твои слова не просто романтическая чушь, не то, что я хочу слышать, ведь я же девушка, а нам, как известно, это приятно. Не надо захламлять мой мозг и душу бередить словами, если ты говоришь это «для галочки». Поверь, я не сомневаюсь в твоей искренности, но я не приемлю полутонов и фраз, что называется, для «красного словца».
Я скучаю, я очень скучаю. Я хочу взять тебя за руку и поцеловать тебя. Вдохнуть твой запах и почувствовать тебя кожей. И без тебя меня совсем нет, я вся в ошибках, в исправлениях, неправильная. Без тебя я уже не целиком. Я не хочу узнавать как это – расставаться с тобой. Все расставания это слезы и душевные раны, очередные крестики царапин в душе. И отмирание кусочков сердца. Но, если ты уйдешь, умрет самый большой кусок. Я не хочу узнавать как это.
С тобой я дышу ровно. Без тебя мое дыхание прерывисто и сердце разбивается хрусталем. Я многого хочу? Да нет, всего лишь, чтобы ты был рядом со мной, чтобы ты чувствовал то, что чувствую я. И еще романтики. Цветов, закатов и рассветов, путешествий по трассе, чтобы ты за рулем, а я рядом на сиденье или позади на мотоцикле. Новых стран, чтобы открывать их с тобой, делить с тобой радость от любимых мест, пить кофе и наслаждаться твоим голосом. А потом нежность ночью, чтобы ты целовал меня так, как умеешь только ты, обнимал и говорил что-то еле слышно, но то, что разжигает кровь и заводит. Чтобы ты называл меня своей девочкой, любимой, дорогой... Мне хочется быть для тебя самой лучшей, самой нежной и заботливой, чтобы ты был счастлив со мной и никогда не пожалел о минутах, прожитых рядом. Как говорят в американских фильмах? И в горе, и в радости? Именно так. И в горе, и в радости.
Я хочу быть если не твоей жизнью, то одной из самых значимых ее частей.
Но я всего лишь влюбленная девчонка. А ты? Я не знаю кто ты! Не могу описать… Не могу объяснить… Я не делаю из тебя идеал. Ты - обычный человек с массой достоинств и таким же количеством недостатков. Но разве небо любят за что-то? Так и я. Люблю тебя. Вопреки всем обстоятельствам, всем тяготам наших непростых отношений, вопреки всем трудностям на пути к тебе.

Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.*

Я не могу обещать и говорить возвышенных фраз, что моя любовь к тебе не умрет в веках, но я хочу верить, что каждый новый день я буду любить тебя разной любовью. И сильнее. Только помоги мне в этом. Люби меня в ответ, как умеешь, но чистой и сильной любовью. Чтобы я не смогла усомниться в твоей искренности. Чтобы я была твоей. Всегда.
Помнишь, ты обещал сделать меня самой счастливой? Сдержи обещание. Я не хочу разочароваться в тебе. Я не люблю разочаровываться в людях. А в тебе не хочу и подавно. Максималистка? Да, но я такая. Со своими нелепыми идеалами, и взглядами на жизнь, и отношения людей. Я верю в сказки, хотя признаться это очень сложно в нашем циничном мире. Я прячу эту веру глубоко в душе, за миллионом замков и миллиардом замочков, ключи к которым потеряны давно, а дубликаты не существуют в природе.
А сейчас, я просто переживаю это время без тебя.
Теперь ты частичка меня. И мне будет больно, если это изменится. Положение тебя относительно меня, положение тебя в моей душе, в моем сердце... Но, если все закончится почему-то, я переживу, ты же знаешь, я сильная. Но ты больше никогда не будешь любимым мужчиной. Ты станешь любимым врагом.
А теперь... Все.

Письмо второе.

"Ты нужен мне! Нужен, чтобы я могла писать стихи, вкладывая в них душу, чтобы моя проза была пронизана чувством, чтобы я могла быть романтичной девушкой, а не сотканной из цинизма и прагматики нашего мира. И еще, чтобы я могла писать тебе эти письма. То, что я никогда не произнесу вслух. То, что не предназначено для твоего слуха.
Ты нужен мне. Нужен, чтобы я смотрела на вещи и поступки людей со снисхождением, а не остро реагировала на их несовершенства. Чтобы я умела прощать.
Ты нужен мне... Нужен, чтобы я чувствовала себя желанной, счастливой и любимой. Хотя с последним у нас получается не очень. Не помню, как с другими, но с тобой я никогда не могу определить, что ты чувствуешь ко мне, по глазам. Они затягивают в омут. Но в большинстве своем молчаливы и насмешливы. Лишь однажды я видела, как ты любишь меня. В тот момент в твоих глазах стояли слезы, и ты сказал, что влюблен в меня. Впервые. Но тогда это прозвучало как «Я люблю тебя». И еще один раз, когда ты испугался того, что сделал мне больно. Всего словами, но ты перепугался. Маловато для полной уверенности, не находишь?
Я никогда не смогу проверить искренность твоих слов. Фактически они ничем не подтверждены. Ни цветов, ни подарков… Хотя я привыкла к такому. Мне редко дарят цветы, подарки еще реже, я закалилась этим. Но от тебя этих приевшихся знаков внимания я жду, как девчонка в свою первую влюбленность. От этого меня все чаще посещают мысли о том, что ты будешь делать, если со мной что-то случится. Молча продолжишь вести себя так же, усилив нажим на ласковые слова или будешь не находить себе места? Или вовсе не будешь интересоваться моим состоянием?!
Мне так хочется просмотреть сценарий, уготованный нам Судьбой! Промотать вперед, почти до конца, словно любимый фильм, а потом вернуться к месту начала перемотки и с упоением, со всей возможной сладостью, просмаковать-прожить увиденное, как в замедленной съемке. Но приходится верить тебе на слово. Верить, что ты веришь «в нас» и что у нас «все будет хорошо».
Но сейчас, вот уже который день, я смотрю все в замедленной съемке, только вот смаковать нечего. Сплошная горечь. Горечь от того, что ты далеко, что ты не можешь быть со мной вечерами, ночами. Горечь от того, что я слишком сильно этого хочу, а это мне противопоказано. На этой почве, ежедневных разговоров с самой собой я прихожу к выводам, которые совсем не утешают меня, но рвут душу на куски.

У вас когда-нибудь бывает такое ощущение, будто крысы на душе скребут? - Вы хотели сказать кошки? - Да нет. "Кошки" - это когда ты потолстела на 5 килограммов или за окном идёт проливной дождь. А крысы... Это гораздо хуже.**

У меня вновь появилось ощущение крыс на душе. Бывшие в длительном отпуске, они вновь вернулись. И, поверь, слишком прочно там обосновались. Они раздирают своими когтистыми лапками самую душу. Это боль почти физически ощущается мной. А еще... Еще я с ужасом понимаю, что мне с тобой скучно. Скучно не потому, что ты мне не интересен или чаще вдали от меня, и мы не проводим вместе достаточно времени. Скучно потому, что с тобой я знаю многое наперед. И это меня отнюдь не радует. Хотя, быть может, это называется тосковать по тебе?
Сценарий, по которому мы живем сейчас, это грустная мелодрама без happy end’а. Возможно, завтра все станет по другому, возможно, через неделю, возможно, месяц. Но помни, что я тебе говорила: ждать вечно я не буду. Я слишком ценю свое душевное спокойствие, чтобы тратить на тебя всю свою жизнь, если твой статус не изменится.
Я не знаю, кто любит тебя сильнее. Я или моя Душа? Душа... Она же такая коварная. Она влюбляется, любит, ненавидит, испытывает нежность, трепет, злость, отвагу и совершает на этой почве необдуманные поступки, за которые Мозг потом заставляет кусать локти! Вот скажи, причем тут мои локти и порывы Души? Уродует людей только своими чувствами. Нет. Не так. Уродует только частично, она же коварная. Она заставляет иногда прибывать в эйфории как от наркотика, когда ты улыбаешься, радуешься, даже простой мелочи. Только вот почему-то всегда потом заставляет расплачиваться, например, теми же покусанными локтями. А под конец жизни на теле нет уже живого места, все искусано и истерзано. А Душа... Душа она продолжает здравствовать и испытывать главное – НАДЕЖДУ. И, несмотря на все плохое, что я сейчас высказала в ее адрес, без Души жить я не смогла бы никогда. За одно ее умение: испытывать Надежду, которая никогда не позволит мне опустить руки. Спасибо за это умение моей истерзанной упреками Душе. Ведь в ней, если смотреть в корень, слишком много плюсов. Главное, правильно научиться вести с Душой разговор. Сейчас мы с ней придерживаемся одного. Мы обе любим тебя. Но обе страдаем. Она – от ежесекундных пробежек крыс, я – от ее ежесекундных порывов.
А хочется летнего теплого ливня. Чтобы стоять под струями дождя, промокнуть до нитки, пройтись босиком по улице, чтобы он смысл ту горечь, что внутри меня. Чтобы он заставил с позором ретироваться крыс, отправив их во внеочередной отпуск или, еще лучше, в ссылку, без права возвращения. Чтобы я вновь правила балом, а не была его невольной зрительницей в руках умелого кукловода в твоем лице, наивно полагая, что я играю главную роль, являюсь сценаристом и режиссером. И иногда, когда реплик нет, удивляясь, будучи словно во сне, почему это не так.
Только одно я знаю твердо. Нельзя мне было влюбляться в тебя. Нельзя любить сейчас..."

Письмо третье.

"Ну вот и все. Ты ушел.
А знаешь, я ни капли не сожалею об этом. Я теперь дышу свободно. Свободно без тебя, представляешь? Еще вчера я не могла бы и представить как это... Теперь я многому научилась, многое поняла. ТЫ научил меня. Спасибо тебе, мой самый любимый враг, за эти дни и ночи, за все сообщения и слова, за все.
Я искренне желаю тебе счастья, но всегда буду немного радоваться твоим неуспехам. Так уж я устроена. Мне было слишком больно в первые часы, после твоих слов, что нам обоим будет лучше больше не встречаться.
Но теперь я твердо знаю, ты любил меня. И спасибо за это. Еще никогда в жизни и ни с кем я не была настолько счастлива, так любима и желанна, как с тобой в те короткие часы, что были нам позволены судьбой. Были украдены у мира, с его моральными запретами.
Это письмо будет самым коротким. Это мой маленький шажочек навстречу новому, новой судьбе. И она будет не в твоем лице. Я не могу не написать его. Бумага, ты же знаешь, стерпит все. Так я говорю тебе в тысячный раз спасибо.
Хотела бы я вернуться? Знаешь, бывают дни, когда мой разум задает мне этот вопрос. И получает утвердительный ответ. Но чаще он слышит "нет". "Нет" не потому, что я предполагаю, что буду несчастна с тобой, "нет" - потому что я боюсь. Природу этого страха я не могу объяснить даже самой себе. Ведь меня до сих пор прошибает холодный пот при виде кого-то неуловимо похожего на тебя, встреченного в давке метро, или когда я слышу аромат твоих духов на случайном попутчике, или если кто-то произносит твое имя.
И хотя сейчас у меня слезы на ресницах, я прощаюсь с тобой. Странный способ? Возможно. Но для меня он действенен. Так я прощаю тебя за все. Прости и ты, любимый.
Но одно останется неизменно, хотя и займет в моей душе самый темный угол. Я все еще Твоя. Навсегда."

Что ж, все прошло и не осталось боли.
Уж сердце замирая не болит.
Лишь в тишине бессонной, жаркой ночи,

Чуть слышно, задыхаясь от обиды,
Давясь слезами, про себя кричит!
Любви умершей воспевая панихиду,
Моя душа, с тобою, говорит...

Пройдут года, излечивая сердце.
Я полюблю, наверное, опять...
И лишь душа, среди безумства ночи,
Тебя всегда беззвучно будет звать.***

* Библия, Новый Завет, «Первое послание св. Ап. Павла к Коринфянам»

** из к/ф "Завтрак у Тиффани"

*** Стихотворение Андрея Гуреева

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови.

Эти лермонтовские строки как нельзя лучше характеризуют «героя своего времени» — Печорина. В стихах этих — весь Печорин, его мироощущение, его отношение к жизни, его отношение к любви. Таков он в истории с Бэлой, в эксперименте с Мери. Точно так же Печорин ведет себя и по отношению к Вере.

Вера — главная женщина в его жизни. Роман с ней длится, очевидно, еще со времен его юности. Вера — замужняя женщина, однако она не любит своего второго мужа, впрочем, как и первого. Похоже, она всю жизнь любит Печорина. Судьба снова сводит их в Пятигорске, и Вера вверяется ему «с прежней беспечностью».

Однако Печорин вновь заставляет ее страдать и мучиться ревностью. Чтобы отвлечь подозрение от Веры, он обещает ей познакомиться с Литовскими и немного поухаживать за княжной Мери. Однако Печорин «весьма преуспевает» в своем «волокитстве»: Мери Литовская влюбляется в него. И Вера вновь терзается подозрениями, сомневаясь в чувствах Печорина. Узнав от мужа о дуэли Печорина с Грушницким, она не выдерживает и открывается во всем Семену Васильевичу. Муж увозит ее, перед отъездом она пишет Печорину письмо, которое ярко характеризует Веру и ее отношения с Печориным.

Вера — умная, проницательная женщина, она прекрасно понимает душу Печорина, его характер, его внутренний мир. «Я не стану обвинять тебя — ты поступил со мною, как поступил бы всякий другой мужчина: ты любил меня как собственность, как источник радостей и печалей, сменявшихся взаимно, без которых жизнь скучна и однообразна», — пишет Вера. Однако героиня приемлет такую мораль. И в этом сказывается не только недостаток «женственной гордости», но и длительная жизнь Веры в светском обществе, где она усваивает именно такой тип отношений мужчины и женщины.

Вера чувствует, что Печорин глубоко несчастен. И она поддается тайному, чисто женскому желанию пожертвовать собой для того, чтобы сделать своего избранника счастливым. И в этом — глубокое заблуждение героини. Она не может сделать Печорина счастливым, так как никто не может сделать этого. Григорий Александрович не способен к настоящей любви, надежда Веры и ее жертва напрасны. Однако героиня не сознает этого.

Письмо Веры проливает свет на характер ее отношений с Печориным. «Любившая раз тебя не может смотреть без некоторого презрения на прочих мужчин, не потому что ты был лучше их, о нет! но в твоей природе есть что-то особенное, тебе одному свойственное, что-то гордое и таинственное; в твоем голосе, что бы ты ни говорил, есть власть непобедимая; никто не умеет так постоянно хотеть быть любимым; ни в ком зло не бывает так привлекательно...», — признается Вера. Ее чувство к Печорину не что иное, как болезненное обожание, болезненная зависимость. «Любовь охватывает ее с такой силой, что все остальные чувства как бы атрофируются. Она теряет „нравственное равновесие"».

Об этом говорит и сам Печорин, рассуждая о своих отношениях с женщинами. «...Я никогда не делался рабом любимой женщины; напротив, я всегда приобретал над их волей и сердцем непобедимую власть, вовсе об этом не стараясь», — признается герой в своем дневнике. Именно таковы его отношения с Верой.

Белинский считал, что образ этой героини неуловим и неопределенен, что отношения ее к Печорину похожи на загадку. «То она кажется вам женщиною глубокою, способною к безграничной любви и преданности, к геройскому самоотвержению; то видите в ней одну слабость и больше ничего. Особенно ощутителен в ней недостаток женственной гордости и чувства своего женственного достоинства, которые не мешают женщине любить горячо и беззаветно, но которые едва ли когда допустят истинно глубокую женщину сносить тиранство любви. Она любит Печорина, а в другой раз выходит замуж, и еще за старика, следовательно, по расчету, по какому бы то ни было; изменив для Печорина одному мужу, изменяет и другому, скорее по слабости, чем по увлечении чувства».

Другой исследователь выдвигает свою версию поведения Веры. «Идеальный и романтический элемент играл большую роль в ее любви, чем страсть», — замечает Стороженко.

Думается, оба критика правы. В отношениях с Печориным, безусловно, Веру привлекает романтизм: таинственность этих отношений, исключительность личности избранника. Но в героине ощутим и недостаток чувства собственного достоинства. Это натура не самостоятельная, слабая, попадающая под чужое влияние. Слабость характера Веры, ее неуверенность подчеркивают последние строки ее письма к Печорину: «Не правда ли, ты не любишь Мери? ты не женишься на ней? Послушай, ты должен мне принести эту жертву: я для тебя потеряла все на свете...» В интонациях Веры — неуверенность, растерянность.

Вместе с тем, вероятно, подсознательно она догадывалась, какое впечатление произведет на Печорина ее послание. И действительно, при возможности потерять Веру она становится для него «дороже всего на свете — дороже жизни, чести, счастья». Как безумный он мчится в Ессентуки, пытаясь догнать ее. Однако увидеть Веру Печорину не суждено: он загоняет своего коня и остается в пяти верстах от Ессентуков.

Таким образом, эта история любви лишь подчеркивает одиночество Печорина, его разобщенность с людьми. Вера не могла дать ему счастья, к которому он так стремился, и причина здесь прежде всего в самом Печорине, в его душе.

Центральной персоной произведения «Герой нашего времени» является Печорин. Именно о нем и пойдет речь.

Первое, что стоит сделать – разобраться с семантикой слова эгоизм. Эгоизм - это такой вид поведения, при котором человек свои интересы превозносит выше интересов других людей, себялюбие, попытка извлечь пользу и выгоду для себя, не смотря на потребности остальных. Антонимом данного слова является «альтруизм».

И что же мы видим в поэме Лермонтова. Мы можем лицезреть эту неприкаянную, не знающую цели, корыстную душу главного героя. Изображение резко-негативных качеств героя не было самоцелью автора, он просто сделал все возможное, чтоб показать этот персонаж без приукрашиваний. Ничто не должно скрыться от глаз читателя.

Для Печорина все, окружающие его люди, просто карты в игральной колоде. Игрушки и только. Его целью является исключительно забава, невзирая на чувства и желания тех, кем он играет. Его неспокойная душа жестока, прямолинейна. Он словно ищет покоя, удовлетворения, но ничто в этой жизни на него не может так подействовать.

Он получает лишь временное затишье, а потом игра надоедает ему, и наш герой вновь оказывается в мучительных поисках развлечения.

Но, несмотря на это, нашего героя многие могут полюбить со всей искренность, что часто оказывается фатальным. Лишь только одна из женщин смогла пронести этот груз с достоинством – Вера. Эта женщина видит хорошее в герое, и видит все его недостатки. Его честолюбие, его пренебрежение и баловство с самыми серьезными аспектами этой жизни, будь то любовь и дружба, жизнь и смерть - все это, бесспорно, ранит ее. Но его обаяние, его мученичество от неудовлетворенности жизнью, его фатализм и воля неумолимо манят и лишь усиливают ее любовь. Вера знает отношение Печорина к себе: «Ты любил меня, как собственность, как источник радостей, тревог и печалей, сменявшихся взаимно; без которых жизнь скучна и однообразна…» И эта цитата еще раз подчеркивает такой изъян героя нашего, как эгоизм.

Губительным оказывается интерес Печорина к Бэле. Этот интерес он называет любовью. И чтоб удовлетворить свои чувства он похищает ее из дома. Но чтоб завоевать любовь, мало человека оторвать от дома, и герой задается новой целью – покорить сердце Бэлы, что с успехом удается ему. Показательным в данном случае является диалог с Максимом Максимычем, который спросил у Печорина, для чего тот выкрал девушку, но что последовал ответ, полный недоумения: «Она ведь мне нравится.» Но и эта игрушка не приносит ему удовольствия, ведь любовь дикарки ничем не лучше любви светской барышни, и она так же наскучила ему.

В поэме мы видим пренебрежение Печорина даже к дружбе. Это бросается в глаза в эпизоде с Максимом Максимычем, с которым так много было пережито, который так хотел увидеть нашего героя, поговорить с ним. А в ответ на это получает лишь холодное, хотя и приветливое, рукопожатие. Подобное не может не ранить, но Печорин не замечает, какие шрамы остаются от его поступков в душах людей.

Трудно говорить с человеком, которого давно не видел, но и молчать с ним нелегко. Особенно трудно, когда у тебя есть много чего ему сказать и ты не имеешь ни малейшего представления, как это сделать...

Когда-нибудь ты поймешь, что доброта, нежность, ласка и забота - это проявление внутренней силы, а не слабости.

Ночь. Как же я люблю это время суток. Время, когда тебя никто не трогает. Ты никому не нужен. Только ты и твои мысли.

Ночью, когда ты будешь смотреть на небо, ты увидишь мою звезду, ту, на которой я живу, на которой я смеюсь. И ты услышишь, что все звёзды смеются. У тебя будут звёзды, которые умеют смеяться!

Если я - часть твоей Судьбы, когда-нибудь ты вернёшься ко мне.

Ты можешь осознать, что люди имеют право мыслить не так, как мыслишь ты, и не делать того, чего ты от них ожидаешь. Они, вероятно, любят тебя, но их любовь может проявляться не так, как ты хочешь.

Я постараюсь больше не звонить,
Не бредить по тебе в объятьях ночи.
И больше никому не говорить,
Что нужен ты, родной, мне очень-очень.

Я постараюсь больше не писать,
И слез не лить, подумав, что другая
Готова так же жадно целовать,
В любимых мне объятьях утопая.

Я постараюсь больше не мечтать,
Ведь ты не мой, а я всегда хотела,
Чтоб каждый день и снова, и опять
Твоя улыбка душу мою грела.

Я постараюсь больше не любить.
Таких, как ты, и правда очень много.
Но знаешь... никогда ведь не забыть
Тебя... такого самого родного...

Ты веришь в Бога? Я его не видел…
Как можно верить в то, что не видал?
Ты извини, что я тебя обидел,
Ведь ты такой ответ не ожидал…
Я верю в деньги, их я видел точно…
Я верю в план, в прогноз, в карьерный рост…
Я верю в дом, что был построен прочным…
Конечно… Твой ответ довольно прост…
Ты веришь в счастье? Ты его не видел…
Но видела его душа твоя…
Прости, наверно, я тебя обидел…
Тогда у нас один - один… Ничья…
В любовь ты веришь, в дружбу? Как со зреньем???
Ведь это всё на уровне души…
А искренности светлые мгновенья?
Увидеть всё глазами не спеши…
Ты помнишь, как тогда спешил на встречу,
Но пробки… не успел на самолёт?!
Твой самолёт взорвался в тот же вечер,
Ты пил и плакал сутки напролёт…
А в тот момент, когда жена рожала,
И врач сказал: «Простите, шансов нет…»,
Ты помнишь, жизнь как слайды замелькала,
И будто навсегда померкнул свет,
Но кто-то закричал: «О, Боже, чудо…»
И крик раздался громкий малыша…
Ты прошептал: «Я в Бога верить буду"
И улыбалась искренне душа…
Есть то, чего глаза узреть не в силах,
Но сердце видит чётче и ясней…
Когда душа без фальши полюбила,
То разум возражает всё сильней…
Ссылается на боль, на опыт горький,
Включает эгоизм, большое «Я»…
Ты видел Бога каждый день и столько,
Насколько глубока душа твоя…
У каждого из нас своя дорога…
А вера и любовь важней всего…
Я не спросил тебя: «Ты видел Бога?»
Я спрашивал, поверил ли в него…