Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Наследие народных мастеров Сибири. Декоративно-прикладное искусство в Сибири XIX – начала XX века

Наследие народных мастеров Сибири. Декоративно-прикладное искусство в Сибири XIX – начала XX века

Профессионального ремесла у большинства сибирских народов не существовало. Потребности хозяйства в бытовых предметах и утвари удовлетворялись за счет домашнего производства. Существовало четкое разделение мужских и женских занятий

Ремесла

Профессионального ремесла у большинства сибирских народов не существовало. Потребности хозяйства в бытовых предметах и утвари удовлетворялись за счет домашнего производства. Существовало четкое разделение мужских и женских занятий. Мужчины изготавливали предметы из дерева, кости, рога, а женщины - из бересты, стеблей растений, кожи, меха. Исключение составляла профессиональная обработка металла.

Обработка древесных и травянистых материалов

Дерево являлось универсальным материалом для народов Сибири. Использовали практически все виды древесины с учетом специфических свойств разных пород дерева. Наибольшей популярностью пользовалась береза. Дерево использовали полностью: из ствола изготавливали долбленую, а позднее - точеную утварь; из корня и тонких ветвей рябины, тальника, черемухи - плетеные сосуды; из наростов - посуду и курительные трубки; из стружки - полотенца и подстилки в колыбели. Народы, жившие на побережье морей, использовали плавун.

Для изготовления деревянной посуды пользовались самодельными стругами, ручным сверлом, ножом.

Изделия декорировали различного вида резьбой. Якуты делали чороны, воронки, ковши; народы Амура - домашнюю и культовую утварь, а также предметы мебели; обские угры - крюки для подвешивания колыбелей и т.д. Бытовые предметы украшались росписью (буряты, народы Южной Сибири) и инкрустацией металлом (ханты, манси, ненцы, эвенки).

Популярным материалом для изготовления утвари у обских угров, селькупов, кетов, якутов и народов Амура служила легкая непромокаемая гибкая береста. Ее обычно заготавливали в конце весны - начале лета, когда дерево давало сок, или осенью, когда опадали листья. Для изготовления утвари обычно использовалась не вываренная береста. Из нее с помощью простого набора инструментов (шила, ножа, игл) изготавливали предметы для хранения, транспортировки и употребления продуктов питания, а также хранения и транспортировки предметов домашнего обихода. Соединительным материалом служили сухожильные, крапивные, конопляные нити, черемуховый или ивовый прут, корень кедра и ели, конский волос. Обычную или окрашенную бересту декорировали резьбой, аппликацией, тиснением, штамповкой, росписью, выскабливанием. Берестяные коробки для женского рукоделия, подойники, ведерки для ягод и дикого меда, солонки якуты расшивали бисером, нанизанным на конский волос, декорировали вставками из слюды, кожаными кистями, лоскутками цветных тканей. Если у народов Южной Сибири деревянная и берестяная посуда была проста и архаична, то у народов Амура очень разнообразная по форме и размерам утварь украшалась резным спирально-ленточным криволинейным орнаментом. Особенно тщательно орнаментировалась утварь для обряда "кормления воды", которая изготавливалась в виде морских или речных животных и птиц (рыбы, нерпы, утки), а также для медвежьего праздника (доски для разрезания медвежьего мяса, ложки, ковши, блюда и коробки).

Распространено было плетение из стеблей травянистых растений. Например, значительная часть алеутской утвари сплетена из дикой ржи и гороха. В качестве инструмента алеутские женщины использовали специально выращенный и заостренный ноготь большого пальца. Им расщепляли траву, корни, стебли, и сквозь образовавшиеся отверстия продергивали декоративные нити, перышки птиц и полоски китового уса.

Изготовление и декорирование изделий из кожи и меха

Кожа являлась распространенным у скотоводов-кочевников материалом для переметных сум, чехлов, футляров, а также разнообразных сосудов для приготовления и хранения молочных продуктов. Сырьем для производства сосудов служили также внутренние органы животных. Оленеводческие народы для изготовления различных сумочек, мешков и ковриков использовали олений мех, а также шкурки диких животных и птиц (например, коврики из шкурок с голов селезней и уток у негидальцев). Выделка шкур - многоэтапный процесс, осуществляемый женщинами с помощью различных типов скребков. Одним из самых распространенных видов декора изделий из оленьего меха была мозаика (угорские и самодийские народы), а также вышивка подшейным волосом оленя (народы Крайнего Северо-востока) и бисером. Вышивкой бисером и подшейным волосом оленя, полосками из ткани, ровдужными кистями украшали переметные сумы и чехлы на коробки для женского рукоделия (эвенки).

Универсальным сырьем для изготовления различных сумочек, чехлов, футляров у рыболовов Амура служила рыбья кожа.

Наиболее распространенными способами украшения таких изделий являлись тиснение, раскраска, вышивка, аппликация. Народы Крайнего Северо-востока Сибири для хранения китового и нерпичьего жира использовали сосуды из пузыря морских животных.

Обработка кости и рога

Для изготовления различных бытовых предметов у народов Сибири традиционно использовался бивень мамонта (якуты), моржовый клык, кости кита (народы Северо-востока), рог оленя, и другого рогатого скота (скотоводы Южной Сибири). Обработка мамонтовой кости возникла у якутов в XVIII веке. Якутские ларцы и шкатулки близки по технике изготовления и форме холмогорским изделиям, однако в орнаменте преобладают традиционные национальные мотивы.

Изделия из камня и глины

Жилище народов Крайнего Северо-востока отапливалось и освещалось при помощи жирника - светильника из камня или глины с тюленьим жиром и фитилем из мха. На нем же готовили пищу. Тувинские камнерезы изготавливали из агальматолита предметы декоративно-прикладного искусства и вещи утилитарного назначения: чашечки, подсвечники и пр.

Производство лепной керамики было известно якутам, азиатским эскимосам, ительменам, шорцам. С приходом русских в быту народов Сибири появилась фарфоровая и фаянсовая чайная посуда.

Изготовление металлической утвари

Металлические изделия Народы Сибири не только покупали у русских купцов, но и изготавливали их самостоятельно путем перековки из готового металла. Добыча, выплавка и художественная обработка металла, в которой тюрко-монгольские народы достигли высокого мастерства, имела глубокие корни. Якутам и бурятам были известны практически все виды техник изготовления и декорирования металлических изделий. Из металлической утвари следует назвать ножи, таганы, щипцы для очага, котлы для варки мяса, сосуды для чая, а у восточных бурят и части тувинцев, исповедовавших буддизм, - литые бронзовые культовые предметы (жертвенные алтарные чашечки, сосуды для святой воды). Бурятские металлические изделия составляли конкуренцию изделиям дамасских, монгольских, китайских, русских и европейских мастеров. У бурят и якутов широкое распространение получил кузнечный культ, возникший, возможно, еще в эпоху бронзы и включавший в себя почитание кузнечных инструментов, самого мастера и божеств-покровителей этого промысла.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Сибирское ковроткачество Тюменский традиционный махровый ковер – один из самых ярких и самобытных промыслов Сибири с богатой историей, уходящей корнями в глубь веков, в XVI столетие. Ручное надомное ковроткачество было широко распространено во всех уездах Тобольской губернии с XVIII в. Крупнейшим центром ковроткачества считался Тюменский уезд и поэтому ковровый промысел получил название «тюменский».

3 слайд

Описание слайда:

Махровые ковры с большим успехом представляли Тюменский край на всероссийских и международных выставках: Париж, 1900 г.; Генуя, 1913 г, Варшава 1913 г.; Брюссель, 1957 г. и.т.д., были отмечены высокими наградами. Именно тюменский ковер увековечил В.И. Суриков на знаменитой картине «Взятие снежного городка». Это ковер с длинным ворсом, с изображением на черном фоне крупного букета роз и маков, в обрамлении пышных листьев и цветочных бутонов. Сибирские ковры отличались повышенной декоративностью за счет использования черного фона и живописных цветов на нем. Черный фон ковра символизирует плодородную землю и то изобилие, которое она дарит людям. Яркие букеты напоминают о красках благодатного лета. Также сочетание черного и красного цветов на ковре символизировало могущество и богатство. В сакральном смысле такие ковры считались талисманами на удачу и процветание, а ковры, доставшиеся по наследству от предков, представляли собой мощные обереги дома.

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

Косторезное ремесло Тобольск – крупнейший в России центр косторезного мастерства. Уникальные работы тобольских мастеров хранятся в Эрмитаже, Русском музее, с большим успехом экспонировались на международных выставках. Первые косторезные мастерские появились в Тобольске в начале XVIII века: в 1721 году сюда были сосланы шведские офицеры, взятые в плен во время северной войны. Они занимались в Сибири разными ремеслами, в том числе токарной резьбой по кости - точеные табакерки пользовались спросом в высших кругах сибирской столицы.

6 слайд

Описание слайда:

В 1860-е годы ссыльные поляки занялись изготовлением брошей, табакерок, заколок, пресс-папье, а также распятий и образов Мадонны. К концу 1860-х годов в городе работала группа местных косторезов, а в 1874 году открылась «Сибирская мастерская изделий из мамонтовой кости С.И. Овешковой». Вслед за нею открывались и другие мастерские, самая крупная из них - «Образцовая Сибирская мастерская Ю.И. Мельгуновой» (учреждена в 1893 году). Изделия поступали в Санкт-Петербург, Москву, Казань, Киев, Нижний Новгород. К середине 1870-х годов тобольская резьба по кости практически становиться промыслом со всеми присущими ему особенностями организации производства и сбыта. Изделия тобольских косторезов прославили сибирскую столицу на весь мир и были представлены на выставках в Париже, Нью-Йорке и Брюсселе.

7 слайд

Описание слайда:

Сибирский валенок Поводов для того, чтобы заявить себя родиной сибирского валенка, у жителей города Ишима, что на юге Тюменской области, достаточно. Во-первых, во всех уважаемых энциклопедических изданиях есть ссылки на то, что валенки появились в Сибири. Оговаривается, правда, форма. Первые пимы (си­бирское название валяной обуви) катали низкими, но ведь суть валенок не в форме, а в технике изготовления (валенок - валяние). Во-вторых, первыми из валяной шерсти изготавливали предметы одежды кочевники. А где, как не на сибирских просторах кочевали тюркские племена, перегоняя многочисленные стада овец. Ар­хеологические исследования Ишимских курганов – тому подтверждение. С тех пор, как земли вдоль реки Ишим стали осваивать русские люди, они вели с аборигенами торговые и обменные отношения, перенимая друг у друга и некоторые традиции. (

Профессионального ремесла у большинства сибирских народов не существовало. Потребности хозяйства в бытовых предметах и утвари удовлетворялись за счет домашнего производства. Существовало четкое разделение мужских и женских занятий.

Профессионального ремесла у большинства сибирских народов не существовало. Потребности хозяйства в бытовых предметах и утвари удовлетворялись за счет домашнего производства. Существовало четкое разделение мужских и женских занятий. Мужчины изготавливали предметы из дерева, кости, рога, а женщины - из бересты, стеблей растений, кожи, меха. Исключение составляла профессиональная обработка металла.

Дерево являлось универсальным материалом для народов Сибири. Использовали практически все виды древесины, учитывая специфические свойства разных пород дерева. Наибольшей популярностью пользовалась береза. Дерево использовали полностью: из ствола изготавливали долбленую, а позднее - точеную утварь, из корня и тонких ветвей рябины, тальника, черемухи - плетеные сосуды, из наростов посуду и курительные трубки, из стружки полотенца и подстилки в колыбели. Народы, жившие на побережье морей, использовали плавун.

Для изготовления деревянной посуды пользовались самодельными стругами, ручным сверлом, ножом. Изделия декорировали различного вида резьбой. Якуты делали чороны, воронки, ковши; народы Амура - домашнюю и культовую утварь, а также предметы мебели; обские угры - крюки для подвешивания колыбелей и т.д. Бытовые предметы украшались росписью (буряты, народы Южной Сибири) и инкрустацией металлом (ханты, манси, ненцы, эвенки).

Популярным материалом для изготовления утвари у обских угров, селькупов, кетов, якутов и народов Амура служила легкая непромокаемая гибкая береста. Ее обычно заготавливали в конце весны - начале лета, когда дерево давало сок, или осенью, когда опадали листья. Для изготовления утвари обычно использовалась не вываренная береста. Из нее с помощью простого набора инструментов (шила, ножа, игл) изготавливали предметы для хранения, транспортировки и употребления продуктов питания, а также хранения и транспортировки предметов домашнего обихода. Соединительным материалом служили сухожильные, крапивные, конопляные нити, черемуховый или ивовый прут, корень кедра и ели, конский волос. Обычную или окрашенную бересту декорировали резьбой, аппликацией, тиснением, штамповкой, росписью, выскабливанием. Берестяные коробки для женского рукоделия, подойники, ведерки для ягод и дикого меда, солонки якуты расшивали бисером, нанизанным на конский волос, декорировали вставками из слюды, кожаными кистями, лоскутками цветных тканей. Если у народов Южной Сибири деревянная и берестяная посуда была проста и архаична, то у народов Амура очень разнообразная по форме и размерам утварь украшалась резным спирально-ленточным криволинейным орнаментом. Особенно тщательно орнаментировалась утварь для обряда "кормления воды", которая изготавливалась в виде морских или речных животных и птиц (рыбы, нерпы, утки), а также для медвежьего праздника (доски для разрезания медвежьего мяса, ложки, ковши, блюда и коробки).

Распространено было плетение из стеблей травянистых растений. Например, значительная часть алеутской утвари сплетена из дикой ржи и гороха. В качестве инструмента алеутские женщины использовали специально выращенный и заостренный ноготь большого пальца. Им как острым инструментом расщепляли траву, корни, стебли, и сквозь образовавшиеся отверстия продергивали декоративные нити, перышки птиц и полоски китового уса.

Кожа являлась распространенным у скотоводов-кочевников материалом для переметных сум, чехлов, футляров, а также разнообразных сосудов для приготовления и хранения молочных продуктов. Сырьем для производства сосудов служили также внутренние органы животных. Оленеводческие народы для изготовления различных сумочек, мешков и ковриков использовали олений мех, а также шкурки диких животных и птиц (например, коврики из шкурок с голов селезней и уток у негидальцев). Выделка шкур - многоэтапный процесс, осуществляемый женщинами с помощью различных типов скребков. Одним из самых распространенных видов декора изделий из оленьего меха была мозаика (угорские и самодийские народы), а также вышивка подшейным волосом оленя (народы Крайнего Северо-востока) и бисером. Вышивкой бисером и подшейным волосом оленя, полосками из ткани, ровдужными кистями украшали переметные сумы и чехлы на коробки для женского рукоделия (эвенки).

Универсальным сырьем для изготовления различных сумочек, чехлов, футляров у рыболовов Амура служила рыбья кожа. Наиболее распространенными способами украшения таких изделий являлись тиснение, раскраска, вышивка, аппликация. Народы Крайнего Северо-востока Сибири для хранения китового и нерпичьего жира использовали сосуды из пузыря морских животных.

Для изготовления различных бытовых предметов у народов Сибири традиционно использовался бивень мамонта (якуты), моржовый клык, кости кита (народы Северо-востока), рог оленя, и другого рогатого скота (скотоводы Южной Сибири). Обработка мамонтовой кости возникла у якутов в XVIII в. Якутские ларцы и шкатулки близки по технике изготовления и форме холмогорским изделиям, однако в орнаменте преобладают традиционные национальные мотивы.

Жилище народов Крайнего Северо-востока отапливалось и освещалось при помощи жирника - светильника из камня или глины с тюленьим жиром и фитилем из мха. На нем же готовили пищу. Тувинские камнерезы изготавливали из агальматолита предметы декоративно-прикладного искусства и вещи утилитарного назначения: чашечки, подсвечники и пр.

Производство лепной керамики было известно якутам, азиатским эскимосам, ительменам, шорцам. С приходом русских в быту народов Сибири появилась фарфоровая и фаянсовая чайная посуда.

Металлические изделия Народы Сибири не только покупали у русских купцов, но и изготавливали их самостоятельно путем перековки из готового металла. Добыча, выплавка и художественная обработка металла, в которой тюрко-монгольские народы достигли высокого мастерства, имела глубокие корни. Якутам и бурятам были известны практически все виды техник изготовления и декорирования металлических изделий. Из металлической утвари следует назвать ножи, таганы, щипцы для очага, котлы для варки мяса, сосуды для чая, а у восточных бурят и части тувинцев, исповедовавших буддизм, - литые бронзовые культовые предметы (жертвенные алтарные чашечки, сосуды для святой воды). Бурятские металлические изделия составляли конкуренцию изделиям дамасских, монгольских, китайских, русских и европейских мастеров. У бурят и якутов широкое распространение получил кузнечный культ, возникший, возможно, еще в эпоху бронзы и включавший в себя почитание кузнечных инструментов, самого мастера и божеств-покровителей этого промысла.

Издавна у народов Сибири сложились традиционные художественные промыслы. Декоративное искусство коренных народов носит на себе отпечаток исторической и экономической их судьбы и уходит корнями в далекие времена.

Первопроходцев мы и сейчас считаем героями, а Сибирь с древнейших времен была заселена трудолюбивым, упорным и мудрым народом. Трудная и обильная, она была доступна только сильным и одержимым. За тысячи верст на поиски счастья и удачи шли за Каменный пояс «хожалые люди» на промыслы: кто чем – кто охотой, кто золотником, а кто и «варначил». Многие старожилы утверждают, что кто-то из их предков был сослан в Сибирь на каторгу или на поселение. В своих воспоминаниях они говорят, как в России раньше пугали Сибирью, Сибирь представлялась краем сплошных снегов, страшных морозов, непроходимых лесов, свирепых медведей, неисчислимых волков. А многие гордятся, что их предки были самоходами.

Не от хорошей жизни шли в такие глухие края самоходы (самоходам называли себя переселенцы «по своей воли») «ладить и обустраивать свое жилье–былье». В Сибирь шли сильные телом и твердые духом. «В России и молодой лежит, в Сибири и старый бежит – хочется жить». Жизнь сибиряка была в постоянной заботе о тепле и хлебе. Зима сурово спроси с нерадивого, что он делала летом. Чтобы прожить, надо труд вложить, надо быть трудолюбивым и рачительным хозяином.

«Трудно свой хлеб добывал человек». К великому сожалению, сейчас, в современных условиях цивилизации с комфортабельным жильем и широким использованием электричества, машин и техники, нами воспринимается прошлое как забавная сказка. Переселенцам же надо было приспособиться и освоить все возможное, чтобы противостоять холоду и голоду во благо жизни.

В народном изобразительном искусстве в прошлом не было самостоятельных художественных произведений - оно служило декоративным целям. Почти у всех коренных народов Сибири была распространена резьба по дереву. Резьбой украшалась посуда, деревянные предметы домашнего обихода у якутов, бурят. Кочевой и охотничий в прошлом образ жизни определил стремление к художественному оформлению охотничьей одежды и предметов охотничьего снаряжения.

Древним искусством сибиряков является резьба по мамонтовой кости.

Для старожильческого населения области ввиду ее отдаленности и слабого развития товарно-денежных отношений был характерен натуральный характер хозяйства: крестьяне сами делали сельскохозяйственные орудия – сохи, бороны, плуги и др., сколачивали телеги и сани, изготовляли конскую сбрую, гнали смолу и деготь, обрабатывали кожи, занимались слесарным, шорным и бондарным делом. Женщины-крестьянки изготовляли домашним способом одежду. И мужские и женские костюмы украшались вышивкой, аппликацией на одежде и обуви.

Аппликацией украшались и войлочные ковры. Сейчас эти народные промыслы не имеют промышленного значения, а сохранились в основном при изготовлении сувениров.
Женщины из хозяйств-старожилов сами делали для своей семьи глиняную посуду. Все это использовалось в своем хозяйстве и лишь частично шло на продажу.

Ткачество у русского населения Сибири

Многообразно проявление народного творчества в крестьянском ткачестве. Холсты разных сортов и добротности выделывали повсеместно. Современники отмечают высокое качество холста рубашечного: тонок, чрезвычайно плотен, ровен, не шероховат, на цвет белоснежен, на ощупь мягок, как шелк. Чиновники интенданства неизменно подчеркивали в своих рапортах в военное министерство превосходное качество сибирских холстов. По добротности и прочности они превосходили холсты, привозимые из других стран.

Народное творчество мастериц-рукодельниц проявилось в создании так называемых пестрядей и узорных браней с многообразным цветовым рисунком. Вытканная из окрашенной в разные цвета льняной, пеньковой или хлопчатобумажной пряжи пестрядь употреблялась на рубахи, юбки, фартуки. Особенно ценились крестьянками пестрядь, вытканная не в полоску, а в разноцветную клетку. Пестрядь из толстых цветных крученых нитей употреблялась и на половики.

У богатых крестьян весь пол устилался такими разноцветными половиками, крестьяне победнее ткали так называемые изгребные половики, для которых нити прялись из остатков льна. Яркими красками, изяществом рисунка отличались брани – скатерти узорного тканья. Нарядными были скатерти, вытканные на льняном утке бумажными нитками разных цветов, преимущественно геометрическим рисунком. Края скатертей часто украшались кистями. Излюбленными цветами народных мастеров оставались красный, синий, зеленый, коричневый всех оттенков, употреблялись желтый и лиловый. Узорчатые брани ткали из пяти – шести различных тонов, которые подбирали таким образом, чтобы не было раздражающей глаз пестроты. Чаще же всего для узорного тканья применяли два – три красочных тона.
Яркой красочностью, декоративностью отличались стеновые, полотенца, которые вешали около икон в «красном» углу, в округ портретов, зеркал. Переселенцами были занесены в Сибирь из Черниговской губернии рушники с красными орлами и рушники квитками, вышитые яркими цветами. Основной орнамент дополнялся изображением четырехугольников, полос, звезд. В узорах полотенец типичные украинские мотивы, способ зашивания узором значительной части предмета прослеживаются по всей Сибири, вплоть до Амура.
Кроме вышитых, народные мастерицы ткали стеновые полотенца. Эти полотенца выполнены техникой закладного ткачества из льна с шерстью. На кирпично-красном фоне искусная рука мастера расположила узор из полос различной ширины, заполненных геометрическим орнаментом.

В крестьянской вышивке ярко и тонко проявилась художественная одаренность народа. Войдя в обиход русского народа, вышивка внесла красоту в общий стиль убранства крестьянского жилища, одежды.

Пушной промысел

В истории страны пушнина (ее называли скора, "мягкая рухлядь") всегда играла важную роль. В древней Руси ею платили дань, выдавали жалованье, одаривали иностранных государей, своих и иностранных подданных. Достаточно сказать, что в 1635 г. персидский шах в качестве ответного дара получил из Москвы живых соболей в золоченых клетках. В XI--XII веках меха служили деньгами. Пушнина была валютным товаром. В обмен на нее получали из-за границы разные товары, в том числе и серебро для чеканки отечественной монеты (собственное сырье было открыто в стране только в начале XVIII в.). Немалое значение пушнина имела и для доходной части государственного бюджета. В 1640--50-х годах ее доля там составляла 20 процентов, а в 1680 г. -- не менее 10 процентов. Значительна была ее роль и в экспорте России.
О значении пушного промысла в развитии Сибири XVII в. свидетельствует и сама символика ее герба из жалованной грамоты 1690 г.: два соболя, пронзенные двумя скрещивающимися стрелами и держащие в зубах "корону сибирского царства".
С пушного промысла в XVII в. началось развитие капиталистических отношений в Сибири.

Наибольшую выгоду приносила добыча соболей.

Этот зверек в больших количествах обитал в лесах Западной Сибири, а его мех обладал прекрасными качествами и неограниченным рыночным спросом. Более же ценные и дорогие виды пушных зверей (выдры, бобра и лисицы) не отличались массовостью и повсеместностью распространения. Прочая низкооцениваемая, хотя и многочисленная, пушнина (белка, горностай) также была для русского профессионального промысла убыточной.

Гончарное ремесло

Гончарство было одним из самых нужных промыслов в хозяйстве и быту русского населения Прибайкалья.

В сибирском быту этому традиционному промыслу всегда уделялось много внимания. Известно, что староверы очень ревностно относились к посуде, подразделяя ее на чистую и нечистую, на постную и скоромную («молосную»). Широкое распространение имели религиозные запреты, не разрешающие старообрядцам иметь общение с мирскими, т.е. не старообрядцами, «в ядении, шитии и любви». Для мирских (табакуров, ссыльных и людей другой веры и национальности) была своя особая посуда. Определенной формы горшки и кринки применялись знахарями в народной медицине.

Тут имелся набор горшков для «поднятия живота», для правки «сорванного пупа», для лечения при простуде (на спину в старину ставили нагретые кринки – предшественницы современных банок). Для детей изготовляли игрушки, птички-свистульки, окарины.

Широкое использование керамических изделий в хозяйстве и быту крестьян объяснялось доступностью и почти повсеместным производством их в русских селах. Но прежде всего до революции гончарное производство в значительной мере обусловливалось самим ведением сельского хозяйства, в котором значительную роль играло скотоводство. Особенно это было характерным для Восточного Забайкалья, где богатые крестьяне имели целые стада крупного рогатого скота, много овец, лошадей. Для переработки молока требовалось много посуды. Не случайно у семейских в избе целые полки отводились для хранения глиняной посуды, которая была очень разнообразна: горшки для варки щей, каши, множество кринок для отстаивания сметаны, мокитры (макотры) для розлива и кипячения молока, просто молочники, подойники, муравленые чашки и миски, латки, даже имелись керамические тарелки и рюмки.

Все они были местного производства. Учитывая недолговечность сосудов и значительное количество бывших тогда неразделенных семей, достигающих иногда от 20 до 40 чел., можно представить, сколько же требовалось этой посуды только для одной семьи. Из всего вышесказанного можем заключить, насколько важным было гончарство в быту русского населения.

Плетение

Плетение – одно из древнейших занятие человечества, появившееся на земле тысячи лет назад. Ведь у древнего человека еще не было под руками ни топора, ни ножа, ни тем более шила, однако плетение было достаточно широко распространено. Плели различные необходимые в быту изделия из всего, что попадалось под руки: из коры деревьев, из гибких ветвей, из кожи животных, позже пошли в ход веревки, пенька и многое-многое другое.
Накануне XX века плетеные бытовые предметы были в Сибири изделиями чуть ли не первой необходимости. В этот период огромной популярностью пользовались плетеные корзины, плетеная мебель, плетеные коляски для кукол и детей и многое-многое другое.

Плели изделия из тонкой окоренной лозы, а затем покрывали ее различными красителями и даже серебром и позолотой. На плетеные изделия в то время была большая мода, и пользовались ими все – от простолюдинов до особ королевского двора. Доходило до того, что отдельные элементы техники плетения имитировали в фарфоре при изготовлении ваз, а изображения корзин или отдельно плетеных полос применяли в дизайне архитектурных строений.

Большое достоинство плетеных бытовых изделий – универсальность. Их широко использовали не только в домашнем обиходе, но и в сельском хозяйстве, промышленности, торговле. При бурном развитии промышленности упаковочные корзины, сплетенные из лозы, были настолько дешевыми, что смогли вытеснить деревянные ящики. Примерно тогда же плетение переходит на промышленные рельсы.

Берестяной промысел

У каждого народа, населяющего Россию, сложились давние самобытные традиции изготовления предметов быта из местных природных материалов. Одним из исконно сбирских ремесел всегда оставался берестяной промысел.

Люди давно заметили долговечность бересты, ее способность не поддаваться гниению. Бересту подкладывали под нижний венец рубленой избы, чтобы в него не проникала сырость. Плели из бересты влагоустойчивую обувь, обшивали лодки-берестянки, делали знаменитые теперь туеса, в которых молоко и квас даже в жару оставались холодными. В Древней Руси бересту использовали как бумагу. Благодаря бересте до нас дошли редчайшие образцы древнерусской письменности, позволившие ученым заглянуть в далекое прошлое.
Предметы из бересты легко вошли и в современный интерьер; и ныне благодаря своей красоте, целесообразности и высоким художественным качествам берестяные изделия являются не только элементами быта, но и произведениями традиционного народного искусства.

Береста - это верхний слой березовой коры, заготавливаемый в мае-июне во время сокодвижения. Внутреннюю поверхность коры ошкуривают и делают лицевой стороной берестяных изделий.
Благодаря своим свойствам - прочности, гибкости, устойчивости к гниению - этот материал издавна применялся для изготовления посуды. Береста не пропускает воду, в ведерках и туесах из бересты молоко не киснет и сохраняется холодным в жаркое время года.

Народные мастера Сибири

На территории Прибайкалья существуют целые династии мастеров практически по всем исконно сибирским народным художественным ремеслам.
Гончарное дело и художественная керамика представлены в Прибайкалье работами династий мастеров Таволжанских и Голендеевых, берестяной промысел и бондарное ремесло с успехом развивается благодаря семьям мастеров Мильтовых и Шутько, художественная вышивка представлена работами мастериц ассоциации "Оникс". Работы всех без исключения мастеров Прибайкалья поистине уникальны.
Более подробно познакомиться с творчеством и прочитать о династиях мастеров Сибири и Прибайкалья можно