Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Миф о Минотавре: от рождения до смерти чудовища. Кто победил Минотавра

Миф о Минотавре: от рождения до смерти чудовища. Кто победил Минотавра

Минотавр – бык Миноса, царя Крита, по легенде, был получеловеком полубуйволом, о котором вспоминают в основном в связи с мифами о подвигах Тесея. Хотя существуют изображения Минотавра, относящиеся к архаичному периоду в истории Древней Греции, первые упоминания о нем в дошедших до нас античных источниках сделаны Аполлодором и Плутархом.

История Минотавра, изложенная Аполлодором в «Библиотеке», такова: Астерий, правитель Крита, взял в жены дочь финикийского царя Европу и усыновил ее детей – Сарпедона, Радамантия и Миноса, сыновей Зевса. Повзрослевшие братья поссорились на почве любви к юному Милету, сыну Аполлона и Арии. Началась война, в результате которой Миносу удалось изгнать братьев и захватить власть на всем Крите. Чтобы закрепить свою победу, Минос пытается заслужить покровительство богов. Он просит Посейдона прислать из морских глубин быка, обещая принести его в жертву богам. Посейдон выполняет просьбу, но Минос приносит в жертву другого быка. Разгневанный нарушением данного ему обещания, Посейдон наделяет быка свирепым нравом и вселяет в жену Миноса Пасифаю любовную страсть к быку. Пасифая просит Дедала, афинянина, сосланного на Крит за убийство, придумать способ, позволивший бы ей утолить свою страсть. Дедал вырезает из дерева полую фигуру коровы, накрывает ее шкурой жертвенного животного и помещает Парсифаю внутрь фигуры. От совокупления с быком Пасифая рождает Астерия, которого прозвали Минотавром.

Минотавр – существо с туловищем человека и головой быка. По совету оракулов Минос заключает его в Лабиринт, здание, построенное Дедалом таким образом, что попавший в него уже не может выбраться оттуда.

Спустя время другой потомок Миноса – Андрогей отправляется на Панафинские игры, где побеждает всех соперников. Царь Эгей посылает его убить Марафонского быка, который сеет смерть и разрушения во всей марафонской долине. Андрогей находит быка, привезенного Геркулесом с Крита (это один из его двенадцати подвигов), но гибнет в поединке с ним. (По другой версии, Андрогея убивают завистливые соперники по Панафинским играм.) Прознав о смерти сына, Минос со своим флотом нападает на Афины и захватывает Мегару, предместье Афин, но, не будучи в силах покорить Афины, просит Зевса отомстить афинянам за смерть сына. Город охватывает страшная эпидемия чумы. Горожане просят совета у оракула, и тот отвечает, что единственный способ изгнать чуму – выполнить требования Миноса, какими бы они ни оказались. Минос приказывает ежегодно в виде жертвы Минотавру присылать на Крит семь юношей и семь девушек. Волей жребия или по собственному желанию в третью партию попадает Тесей, сын царя Аттики Эгея. По прибытии на Крит в него влюбляется дочь Миноса Ариадна и обещает ему помощь, если он возьмет ее в жены и увезет в Афины. Тесей клянется исполнить просьбу. По совету Дедала Ариадна дает Тесею клубок нити, конец которой он привязывает у входа в Лабиринт. Тесей распутывает клубок в течение своего пути внутри здания ловушки. В середине Лабиринта он находит спящего Минотавра и забивает его до смерти кулаками. На обратном пути, который он находит держась за распутанную нить, Тесей освобождает других пленников, которых вместе с Ариадной выводит к морю, где они строят корабль, на котором отправляются в Афины.

Не все древние авторы соглашаются с версией Аполлодора. Диодор Сицилийский и Плутарх в «Тесее» утверждают, что афиняне были дважды обязаны посылать жертву Минотавру каждые десять лет в течение всей его жизни. Ссылаясь на Гелланика, Плутарх добавляет, что Минос специально приезжал в Афины выбирать жертвы, которые, по разным сведениям, затем либо погибали от рогов Минотавра, либо были обречены до самой смерти бродить по Лабиринту в поисках выхода. Более того, не все греческие авторы соглашаются с версией о смерти Минотавра. Тот же Плутарх пишет о том, что пленникам было запрещено брать с собой на Крит какое бы то ни было оружие, однако, судя по изображению на греческой амфоре, Тесей, удерживая быка за рога, пронзает его мечом. На золотом украшении из Коринфа, датируемом VII веком н. э., возможно древнейшем изображении этой мифологической сцены, Тесей также пронзает Минотавра мечом в грудь, придерживая его за ухо. Аналогичная сцена запечатлена и на щите, относящемся примерно к этому же времени.

Необычная интерпретация сцены смерти Минотавра изображена на амфоре, хранящейся в музее Базеля (ок. 660 до н. э.). На ней Тесей и Ариадна бросают камни в человека быка, который, вопреки традиции, выглядит не как человек с бычьей головой, а как бык – с человеческой головой. В этом Тесею и Ариадне помогают афинские пленники.

Особый интерес к мифу о Минотавре, видимо, питали этруски. При раскопках в Этрурии (современная Тоскана) найдены многочисленные изображения мифологических сцен, относящиеся к довольно широкому временному диапазону. Этруски нередко своеобразно переиначивали смысл греческих мифов и легенд. Например, сидящий на спине Минотавра триумфатор с луком в левой руке, изображенный на кастелланском зеркале, – не Тесей, а Геркулес (Геракл). На другом предмете – этрусской черной вазе из Лувра – снова изображен Геркулес с львиной шкурой на плечах, который бьет Минотавра дубинкой.

В древности не существовало единого мнения по поводу внешности Минотавра. Аполлодор считает, что у него было туловище человека и голова быка. С ним соглашается Диодор. Однако на черной амфоре из Вульчи Минотавр изображен с хвостом и пятнистой, как у леопарда, шкурой. Римские авторы, похоже, имели еще более расплывчатое представление о Минотавре, чем греки. Павсаний затрудняется сказать, кем был Минотавр – человеком или зверем. Катулл просто именует его «диким чудовищем», а Вергилий – «гибридным потомком с двойственной природой». Для Овидия Минотавр – «чудовище с двойственной сутью» (в «Метаморфозах») и «получеловек полубык» (в «Героидах»). В неопределенном образе получеловека полубыка Минотавр перешел и в искусство средневековой Европы.

Как часть героического мифа о Тесее, легенда о Минотавре не избежала внесения в нее различных деталей, связанных с вмешательством в их судьбу богини Афины. На греческих вазах нередко можно видеть сцены, на которых Афина подбадривает героя, когда тот вонзает меч в чудовище, или вытаскивает его из ворот Лабиринта.

Ссылаясь на Филохора, Плутарх приводит версию легенды, изложенную якобы самими жителями Крита. Они утверждали, что Минотавром на самом деле был полководец царя Миноса по имени Тавр. В награду за победу в Играх, которые Минос устроил в память о своем сыне Андрогее, Тавр получил в рабство молодых афинских пленников, которых содержали в неприступной критской темнице, известной как Лабиринт. Будучи от природы человеком грубым, Тавр обращается с ними с крайней жестокостью. Однако на третьих Играх в честь Андрогея Тесей значительно превзошел всех остальных участников, включая Тавра. За свою атлетическую доблесть Тесей снискал любовь Ариадны. Минос также был доволен победой афинянина, поскольку недолюбливал влиятельного Тавра за его жестокий характер, к тому же царь подозревал его в связи со своей женой Пасифаей. Миносу пришлось вернуть афинских пленников на родину и отменить наложенное им на Афины обязательство.

В искусстве Древнего Рима были широко распространены мозаики, изображавшие Лабиринт. Такие мозаики сохранились во многих уголках бывшей Римской империи – в Помпеях, Кремоне, Бриндизи, Неапафосе (Италия), Экс ан Провансе (Франция), Сусе (Тунис), Кормероде (Швейцария), Зальцбурге (Австрия) и т. д. На всех этих изображениях Минотавр – центральная фигура. На мозаичному полу дворца в Помпеях Тесей и Минотавр схватились в смертельном поединке на глазах у испуганных девушек пленниц. На зальцбургской мозаике Тесей в развевающемся плаще хватает Минотавра за правый рог, в свободной руке он держит дубинку, готовый обрушить ее на спину чудовища. На мозаике в Камероде изображены также и птицы, – возможно, намек на Дедала и Икара, которые ускользнули из Лабиринта, куда их заточил Минос, при помощи самодельных крыльев. На мозаике в Сусе изображен побежденный Минотавр. Тесей и молодые афиняне отплывают от ворот Лабиринта, над которыми написаны слова: «Заключенный сюда погибнет».

Хотя изображения Минотавра и Лабиринта в римских виллах едва ли имели какое то символическое значение и служили исключительно для украшения, мозаики в склепах и на саркофагах отражают веру римлян в загробную жизнь. На оборотной стороне греческих монет, изображавших Лабиринт, нередко можно увидеть не только голову быка, но и лица богинь Де метры и Персефоны. Таким образом, еще в Древней Греции Лабиринт считался символом подземного царства, а Минотавр – олицетворением самой смерти.

В средние века и эпоху Возрождения Минотавр продолжал оставаться популярным персонажем церковных мозаик, иллюстраций к манускриптам, хрестоматиям и энциклопедиям, комментариев к античным трудам, в поэзии, искусстве. Жилище Минотавра рассматривалось как символ мирских удовольствий. На мозаике в церкви Сан Савино в Пьяченце Лабиринт символизирует мир, широкий на входе и узкий на выходе. Избалованному удовольствиями жизни человеку нелегко найти свой путь к спасению. Гвидо Пизанский идет еще дальше в своих комментариях к «Аду» Данте. По его мнению, Минотавр был потомком Пасифаи и Тавра, придворного царя Миноса, и символизирует Дьявола, а Лабиринт является символом мира заблуждений (labor – «ошибка» и intus – «внутри»). Как Дьявол овладевает душами, когда люди становятся на неверную дорогу, так и Минотавр пожирает молодых афинян, когда они попадают в его жилище. Как Ариадна помогла Тесею выбраться из Лабиринта, так и Иисус Христос выводит заблудшие души к свету вечной жизни. Иными словами, поединок Тесея с Минотавром и освобождение юных пленников символизируют борьбу Господа и сатаны за человеческие души.

Такое понимание образа Минотавра было близко и поэзии Боккаччо. В «Генеалогии богов» он утверждает, что из союза души (Пасифая – дочь солнца) и плотских удовольствий происходит порок звериной ярости, олицетворяет которую Минотавр. В средневековье было принято изображать Минотавра напоминающим кентавра – с человеческой головой и торсом быка. Это, видимо, связано с нечеткостью его описания у Овидия и Вергилия. Исидор Севильский упоминает о Минотавре в статье о кентавре в своей «Этимологии». В виде кентавра он изображен и на мозаике в соборе Сан Микеле в Павии, и на большинстве иллюстраций к «Аду» Данте. Представляет интерес отрывок из перевода работ Орозия, сделанного королем Альфредом, где говорится, что Минотавр – получеловек полулев.

Безусловно, лучшим литературным памятником Минотавру стал «Ад» Данте, в котором чудовище охраняет «жестоких» в седьмом круге. Данте не называет прямо Минотавра и говорит о нем как о «несчастье Крита», «твари» и «зверском гневе». Во время путешествия по аду сопровождающий Данте Вергилий дразнит Минотавра напоминанием о его смерти от руки Тесея. Взбешенное словами поэта чудовище начинает метаться в слепой ярости, и странники спешно минуют его. У Данте Минотавр – жертва собственных страстей, он не может забыть свое поражение, предрешившее его вечную судьбу.

В «Легенде о доброй женщине» Джефри Чосера (XIV век) изложена еще одна вариация древнего мифа: Тесей берет с собой в Лабиринт куски воска и смолы, которые бросает в пасть Минотавра, чтобы склеить его зубы. Этот эпизод аллегорически растолковывает Гвидо Пизанский. По его мнению, воск и смола символизируют самопожертвование Христа во имя спасения человечества от Сатаны.

В эпоху позднего средневековья история Минотавра продолжала интересовать художников и исследователей и в несколько меньшей степени поэтов и писателей. В изданиях «Метаморфоз» и геральдических сборниках XVI и XVII веков можно встретить немало гравюр, изображающих Минотавра. В комментариях Джорджа Сандиса к трудам Овидия (1632) Лабиринт – это мир, в котором живет человек, Минотавр символизирует чувственные наслаждения, а Ариадна – искреннюю любовь.

Исследователи XVIII века пытались увидеть в мифах отражение реальных исторических событий. Так, Дидро в «Энциклопедии» (1765) пишет о том, что чудовищный образ Минотавра следует понимать как осуждение измены Пасифаи с царедворцем Миноса Тавром, а победа Тесея над Минотавром – аллегория на итог борьбы царя Миноса с афинянами.

Мраморная статуя скульптора Антонио Кановы «Тесей триумфатор» (1781–1782) символизирует победу ума и красоты над животным началом. Вдохновленный фресками Помпеи, Канова изваял Тесея сидящим на безжизненном теле чудовища с бычьей головой. Прекрасное, мускулистое тело Тесея, спокойное выражение его лица контрастируют с грузным телом и бычьей головой его противника.

На полотне Постава Моро «Афиняне в лабиринте Минотавра» (1855) Тесея вообще нет. На одном из набросков Моро изобразил Минотавра, сжимающего в своих руках жертву и попирающего ногой гору безжизненных тел, однако в итоге художник отказался от этого замысла и изобразил не менее драматическую сцену: юные афиняне слышат шаги приближающегося чудовища – девушки в ужасе прижимаются друг к другу, юноши испуганно прислушиваются, один из них, стоя на коленях, указывает рукой по направлению к коридору, по которому приближается напоминающее кентавра существо с головой и руками человека и туловищем быка.

Моро в какой то степени предвосхитил отношение к Минотавру, сформировавшееся в XX веке. Минотавр был вырван из привычного круга подвигов Тесея и загадок Лабиринта. Сравнительная мифология, труды Дарвина и Фрейда заставили по новому взглянуть на это существо, на человечность в звере и звериную жестокость в человеке. Такую перемену можно заметить, например, на полотне Джорджа Уоттса «Минотавр». Под впечатлением газетной статьи об уличной проституции художник решил аллегорически изобразить разрушение невинности грубостью. Минотавр глядит вдаль со стены своей цитадели. В руке он сжимает раздавленное тело лебедя. Впрочем, хотя смысл аллегории довольно прозрачен, Минотавр едва ли выглядит как чудовище. Скорее как существо, в котором человеческие ум и сознание борются с темными инстинктами.

С тех пор как было установлено, насколько сильное влияние оказала на греческую культуру минойская цивилизация, возникновение мифа о Минотавре стали связывать с владычеством минойцев на море. Джексон Найт считает, что легенда о полубыке получеловеке Минотавре возникла из рассказов афинских юношей, отвозивших на Крит дань (некоторые из них, возможно, сами были данью). Они рассказывали о культуре, которую едва ли понимали: о необычном дворце и ритуалах, жрецах в бычьих масках и танце лабиринта. Найт считает, что Минотавр – плод фантазии греков, мифологический образ жрецов с бычьими головами масками.

С этой точкой зрения не соглашается Мартин Нильсон, который указывает на то, что, хотя попытки связать легенду о Минотавре с критским культом быка выглядят логичными, не существует никаких доказательств того, что этого культа придерживались и минойцы. На Крите поединки с быком были обычным развлечением, а не сакральной церемонией. Нильсон считает, что на формирование мифа повлияли изображения полулюдей полуживотных.

Критские фрески, изображающие прыжки через быка, видимо, могут служить подтверждением того, что миф о Минотавре является отражением минойско го обычая выставлять в противники пленникам гладиаторам быка. Такой поединок обычно плохо заканчивался для пленника, а быка приносили в жертву, убивая двусторонним топором – «лабрисом» (возможно, отсюда происходит слово «лабиринт»).

Наиболее значительным вкладом в художественный образ Минотавра в XX веке можно считать серию гравюр и набросков, выполненных Пикассо между 1933 и 1937 годами. Для сюрреалистов Минотавр был символом конфликта сил сознания и подсознания. Пикассо сделал эскиз для обложки первого номера журнала «Минотавр». На каждом из последующих номеров, выходящих до 1939 года, изображался Минотавр, каким его представляли Дали, Магритт, Макс Эрнст, Ривера и другие. Минотавр Пикассо переменчив: на одном рисунке он – олицетворение темного и жестокого в человеке, на другом – игривое жизнерадостное животное. В изображениях смерти Минотавра Пикассо соединяет испанскую корриду с критским ритуалом. На гравюре «Минотавр на арене» обнаженная девушка на глазах у безразличной публики пронзает спину чудовища мечом. На рисунке «Смерть Минотавра» истекающий кровью на пустой арене человек бык, приподняв голову, с тоской смотрит на небо. Завершает серию изображение искупления Минотавра, заставляющее вспомнить финал истории царя Эдипа: слепого, дряхлого зверя ведет за поводок маленькая девочка с букетом цветов.

В этих и других рисунках Пикассо не просто переосмысливает миф о Минотавре, а превращает его в трагического героя. Художнику, как никому другому, удалось воспользоваться многогранностью этого образа для отражения различных состояний человеческой души. Противоречивый образ, в котором слились воедино несовместимые понятия: звериная жестокость и человечность, гнев и страдание, смерть и необычайная жизнеспособность, – пожалуй, один из лучших символов сознания человека XX столетия

Минотавр Минотавр

(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

МИНОТАВР

(Μινώταυρος), в греческой мифологии чудовище-человекобык по имени Астерий («звёздный»), жившее на Крите. Рождён Пасифаей (дочерью Гелиоса), женой царя Миноса, от быка, посланного на Крит Посейдоном, или самого Посейдона. Был помещён в подземный лабиринт, построенный Дедалом, куда ему приносили в жертву (ежегодно или раз в несколько лет) семь юношей и девушек, посылаемых афинянами в качестве подати Ми-носу и в виде искупления за убийство сына Миноса в Аттике. Афинский царевич Тесей добровольно отправился на Крит в числе предназначенных на съедение М., убил чудовище и с помощью нити влюблённой в него царской дочери Ариадны выбрался из лабиринта (Apollod. Ill I, 3-4; epit. I 7; Diod. IV 6, 1; Hyg. Fab. 40-42).
В мифе нашли выражение древние космические и зооморфные представления о М. (он звёздный или солнечный бык, внук Гелиоса и, может быть, сын Зевса), его связь с морем (он сын Посейдона) и с подземным миром (М. в лабиринте - ипостась Зевса Лабрандского, см. в ст. Зевс ). Черты героической мифологии отразились в сюжете убийства М. Тесеем.
Лит.: Лосев А. Ф., Античная мифология в её историческом развитии, М., 1957, с. 206-35.
А. Л.


(Источник: «Мифы народов мира».)

Минотавр

Чудовище, полубык-получеловек, рожденный женой критского царя Миноса Пасифаей от связи со священным быком бога Посейдона, любовь к которому ей в наказание внушила Афродита. Минос заключил Минотавра в лабиринт и обязал подвластные ему Афины доставлять периодически для кормления Минотавра по семь юношей и девушек. Афинский герой Тесей убил Минотавра.

// Н.А. Кун: ПУТЕШЕСТВИЕ ТЕСЕЯ НА КРИТ

(Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.)

Фрагмент росписи краснофигурного килика.
Около 480 до н. э.
Флоренция.
Археологический музей.

Слева — Афина.
Фрагмент росписи краснофигурного килика «художника Айсона».
Около 420 до н. э.
Мадрид.
Национальный археологический музей.




Синонимы :

Смотреть что такое "Минотавр" в других словарях:

    - (греч., от соб. им. Минос, и tauros бык). Баснословное чудовище, получеловек и полубык, принадлежавшее Миносу, который держал его в лабиринте и кормил мясом юношей и дев, получаемых в дань. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского… … Словарь иностранных слов русского языка

    Минотавр - Минотавр. Фрагмент росписи краснофигурного килика художника Айсона. Тесей вытаскивает из лабиринта убитого им Минотавра, слева Афина. Ок. 420 до н.э. Национальный археологический музей. Мадрид. МИНОТАВР, в греческой мифологии чудовище (полубык… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Минотавр - Минотавр. Фрагмент росписи краснофигурного килика художника Айсона. Тесей вытаскивает из лабиринта убитого им Минотавра, слева Афина. Ок. 420 до н.э. Национальный археологический музей. Мадрид. Минотавр. Фрагмент росписи краснофигурного килика… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    минотавр - а, м. Minotaure <лат. <, гр. minotauros. В древнегреческой мифологии чудовище с телом человека и головой быка, которое Минос держал в лабиринте и кормил преступниками. Обязывает вас договор отдавать Минотору всякой год семь юношей и сем… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    МИНОТАВР, в греческой мифологии чудовище (полубык получеловек), рожденное женой критского царя Миноса Пасифаей от быка Посейдона или самого Посейдона. Минос заключил Минотавра в лабиринт, построенный Дедалом, и потребовал, чтобы афиняне постоянно … Современная энциклопедия

    В греческой мифологии чудовище, полубык получеловек, рожденный женой критского царя Миноса от связи со священным быком бога Посейдона. Минос заключил Минотавра в лабиринт и обязал подвластные ему Афины доставлять периодически для кормления… … Большой Энциклопедический словарь

    Сущ., кол во синонимов: 2 вымышленное существо (334) чудовище (35) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    - (Minwtauroz, бык Миноса) по греч. преданию чудовище, стелом человека и головой быка, происшедшее от неестественной любвиПаcифаи, жены царя Миноса, к посланному Посейдоном быку. Минос скрывалего в построенном Дедалом Кносском лабиринте, куда ему… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Бой Тесея с Минотавром. Иллюстрация из книги 1898 г. У этого термина существуют и другие значения, см. Минотавр (значения). Минота … Википедия

    Минотавр - (греч. Minotauros) чудовище (человек с бычьей головой), рожденное от преступной связи жены критского царя Миноса Пасифаи и быка, посланного Посейдоном (или же самого Посейдона в образе быка). М. жил в построенном для него Дедалом подземном… … Античный мир. Словарь-справочник.

Мало кто может сравниться в мстительности с древнегреческими богами! Учитывая же «узкую специализацию» на Олимпе, месть зачастую оказывалась весьма изощрённой и «профессиональной». Так, прекрасная Афродита в качестве орудия мести предпочитала любовь. Одной из её жертв стала Пасифая, жена криткого царя Миноса. Чем царица не угодила богине – версии расходятся: то ли она не приносила жертв, то ли вообще была не причём, а мстила Афродита не ей самой, а её отцу – богу Солнца Гелиосу, «раскрывшему глаза» её мужу Гефесту на её связь с Аресом – но так или иначе, Афродита заставил несчастную почувствовать на себе принцип «любовь зла – полюбишь и… быка». Да, несчастная царица воспылала страстью к быку!

Бык, правда, был не склонен к межвидовому скрещиванию – но выход нашёл Дедал: по просьбе царицы он соорудил деревянную корову, Пасифая легла в неё – и получила от животного всё, что хотела. Царю Миносу оставалось только смириться с результатом – с богиней ведь не поспоришь! А результатом оказалось рождение причудливого гибрида – существа с человеческим телом и бычьей головой. Это необычное создание получило название «Бык Миноса» – Минотавр, а также имя Астерий – «звёздный». И оказался он весьма свирепым, к тому же – вопреки своему «травоядному» происхожднию – людоедом.

Возможно, наилучшим выходом было бы уничтожить чудовище, но Минос этого делать не стал, а опять прибег к помощи Дедала. Искусный мастер построил лабиринт, в который и заключили Минотавра. Разумеется, скармливать Минотавру своих подданных Минос не собирался, да и не было необходимости. Дело в том, что Андрогей – один из сыновей Миноса – погиб в Афинах. Как именно это случилось, версии расходятся – то ли афинский царь Эгей послал его охотиться на страшного Марафонского быка (да, снова бык!) и царевич при этом погиб, то ли он подружился с племянниками Эгея, претендовавшими на власть, и царь с ним расправился – но так или иначе, у Миноса были все основания обвинять царя Афин в смерти сына.

И вот, в качестве компенсации за моральный вред Минос обложил Эгея данью: раз в 9 лет – 7 юношей и 7 девушек (итого 14 человек на 9 лет – не так уж много, но Минотавру, видимо, хватало). Несчастных увозили на Крит на корабле под чёрными парусами. Такая практика не давала покоя Тесею – сыну Эгея, и в конце концов он уговорил отца позволить ему заменить одного из предназначенных в жертву и пообещал вернуться под белым парусом, если победит Минотавра.

На Крите молодой человек перед отправкой в лабиринт успел вскружить голову единоутробной сестре Минотавра – Ариадне, дочери Пасифаи и Миноса, и девушка дала ему нить, благодаря которой он не заблудился в лабиринте.

Как Тесей справился с Минотавром – остаётся только догадываться, ведь взять в лабиринт оружие ему никто бы не позволил. По «официальной» мифологической версии – убил голыми руками. Весьма остроумный вариант предлагает Н.Тэффи во «Всемирной истории, обработанной «Сатириконом»: наш герой… вообще не встречался с Минотавром! Лабиринт большой, отсиделся где-нибудь в укромной уголке, а потом вышел из лабиринта – благодаря нити Ариадны – да и заявил: «Я убил Минотавра – можете пойти посмотреть!» Желающих проверить не нашлось – своя шкура дороже! Убил – значит убил, кормить перестали – Минотавр и умер от голода… Но так или иначе, история Минотавра на этом закончилась.

Другие участники событий тоже «получили своё»: Тесей увёз Ариадну – чем вызвал гнев бога Диониса, которому она предназначалось в жёны, и тот наслал на афинянина проклятье в виде частичной потери памяти (самое подходящее проклятие для бога виноделия!) – и Тесей забыл сменить чёрный парус на белый. При виде корабля под чёрным парусом его отец решил, что сын погиб, да и утопился в море – наречённом после этого Эгейским.

Ариадне же не суждено было жить долго и счастливо с Тесеем: то ли её убила стрелой Артемида по просьбе Диониа, то ли Тесей её бросил – а Дионис отыскал и женился-таки, и у них было четверо детей…

Но венёмся к нашему Минотавру. Откуда мог взяться такой образ?

Как правило, образ человека с головой животного – это переходная стадия от обожествления животных (наследие тотемизма) к почитанию антропоморфных богов (вспомним Древний Египет – там всех богов так изображали). Боги в образе быков были у многих древних народов – в том числе и у автохтонных средиземноморских народов (известных как «народы моря»), потерпевших поражение в столкновении с индоевропейцами (потому Минотавр и погибает от руки афинянина… а народу, который уничтожили «мы» – культурные и цивилизованные «по определению» – само собой, полагается быть «диким», «варварским» и опасным – таким и предстаёт Минотавр в греческом мифе).

Божество с бычьей головой почитали в Финикии под именем Молох – и этот страшный бог, как и Минотавр в мифе, требовал человеческих жертвоприношений… может, победа Тесея над Минотавром – это падение культа Молоха?

Всё же логичнее поискать истоки легенды на самом Крите.

Учёные не могли не вспомнить о лабиринте Минотавра, когда в начале ХХ в. английский археолог А.Эванс проводил масштабные раскопки на Крите – там, где в древности находился город Кносс. Из небытия возник древний Кносский дворец, занимающий территорию в 10 000 квадратным метров. На этой огромной территории хаотично расположены помещения: залы, комнаты, мастерские, коридоры, которые никуда не ведут… вот уж поистине – лабиринт! Впрочем, есть в Кносском дворце и настоящий лабиринт – начерченный на полу в одном из помещений… каково было его назначение? Логичнее всего предположить, что по этому лабиринту шёл в ритуальном танце жрец при совершении обряда, символизирующего движение солнца по небосводу. Такой жрец вполне мог надевать маску быка, ведь бык издавна ассоциировался с Солнцем, и даже в греческом мифе Минотавр приходится внуком богу солнца Гелиосу! А юношей и девушек действительно могли «поставлять» подвластные Кипру территории – не обязательно в качестве жертв, может быть – в качестве будущих жрецов и жриц… Но «старые» боги побеждённых, утративших былое могущество народов превращаются в чудовищ в мифах победителей!

Есть и ещё один «кандидат» на роль лабиринта Минотавра – это система пещер, несколько лет назад обнаруженная английскими географами во главе с Н.Хоавртом на юге Крита – своего рода естественный лабиринт… но причём тут бык?

Среди древних народов Средиземноморья была весьма распространена «забава» (вероятно, изначально носившая обрядовый характер) в виде игры-поединка с быком (в Кносском дворце тоже есть фрески, изображающие такой «спорт»), отдалённый их отголосок – испанская коррида. Не существовало ли на Крите особой разновидности этой «спортивной игры», когда всё происходило в том самом лабиринте пещер? Это должно было требовать изрядного мужества – ведь наверняка не каждому участнику удавалось выбраться из пещер живым или хотя бы невредимым…

Однозначного ответа на вопрос, откуда пришёл Минотавр, нет. Возможно, дело прояснят будущие исследования.

Минотавр это жуткое кровожадное чудовище, имеющее тело от человека, а вот голову и хвост унаследовавшее от быка. Питался такой монстр исключительно людскими телами, и пища ему требовалась в немалых количествах. Жил он в лабиринте, из которого попавшему туда обычному человеку абсолютно невозможно было выбраться.

Как и в случаях со многими могучими существами дикой наружности, происхождение минотавра плотно связано с историей древних богов. В те далекие времена островом Крит правил царь Астерион. Так случилось, что в жены он взял Европу, которая имела трех сыновей, родившихся от ее союза с самим Зевсом. Детей звали Минос, Сапедон и Радамант.

Настал момент, когда не стало в живых правителя, а завещать трон одному из отпрысков он не успел. Как водится в таких ситуациях, началась борьба за престол между братьями.

Преимущество имел именно Минос, так как даже имя его означало «царь». Кроме того, он призывал всех богов на помощь и кичился их поддержкой. Минос обещался принести щедрую жертву богам. И тогда в один прекрасный день сам Посейдон послал ему из моря великолепнейшего быка. Теперь ни у кого не могло возникнуть сомнений в победе будущего царя. Два менее удачливых брата были изгнаны с острова Крит.

Но Минос не сдержал данное Посейдону обещание, а принес в жертву самого обычного быка из стада, оставив себе божественный подарок. За это владыка морей и океанов не на шутку разозлился на нерадивого царя и решил наказать его.

Появление Минотавра

Кара была изощренной. Посейдон привил супруге провинившегося царя - Пасифае любовь к быку. Сходя с ума от извращенной страсти, женщина искала способ воссоединиться с объектом своих желаний. Помогли ей в этом два мастера: Дедал и Икар. Находясь внутри деревянного каркаса, обтянутого шкурой настоящей коровы, Пасифая соблазнила могущественного быка. От этой неестественной порочной связи царица принесла потомство.

Ребенок, мальчик, которого царица назвала Астерий, конечно же, оказался не совсем нормальным. Когда он немного подрос, его голова стала бычьей, выросли рога и появился хвост. Он стал жутким монстром, которого надо было чем-то кормить, но обычная человеческая пища ему не подходила. Его терзала жажда крови, мяса людей.

Лабиринт минотавра

Царь Минос понял, что это его кара за нарушение данного Посейдону обещания. Поэтому судить свою жену он не стал, но с хищным уродцем что-то надо было делать. С помощью тех же Дедала и Икара был построен невообразимо запутанный , куда был заточен нареченный Минотавром человек-бык.

В качестве корма ему присылали людей, в основном приговоренных преступников, которые не могли выбраться из хитрой путаницы дорог и оставались там, на съедение чудовища. Впоследствии, желая отомстить за смерть единственного сына своего Андрогея, царь Минос потребовал от афинян ежегодной платы, в виде семи девушек и семи парней. Они становились жертвами лабиринта и Минотавра.

Кто убил минотавра

Согласно легенде только в третьей партии несчастных, присланных на остров, оказался смельчак по имени Тесей. Единоутробная сестра Минотавра, по имени Ариадна, влюбилась в этого красивого и смелого юношу. Понимая, что он, отправившись в лабиринт, будет непременно обречен на смерть, она решила найти способ спасти его. Девушка вручила молодому Тесею клубок ниток, один конец которого парень привязал возле входа. Ему удалось не только выбраться из западни, но и победить в схватке Минотавра. Одни источники говорят о том, что победу будущий царь Афин одержал голыми руками, ударом кулака. Другие упоминают меч Эгея. Однако в любом случае чудовище было побеждено. А благодаря нити, ведущей к выходу, все, оставшиеся в живых пленники лабиринта во главе с Тесеем, покинули свою изощренную тюрьму.