Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Леонид гайдай. Интересные факты о комедиях

Леонид гайдай. Интересные факты о комедиях

В комедии «Бриллиантовая рука» много сцен, которые могли поставить фильм на грань запрета по цензурным соображениям. Советская цензура могла придраться к таким вещам, как неумеренное потребление алкоголя главным положительным героем, безответственность таможенников. Чтобы избежать этого режиссёр Гайдай вставил в конец фильма сцену с ядерным взрывом и сообщил комиссии, что заранее согласен на вырезание любых сцен, а вот за эпизод со взрывом будет бороться до конца. Оттянув таким образом внимание цензоров, ему удалось сохранить практически все сцены фильма.

Впрочем совсем без цензурных правок всё-таки не обошлось. Например, когда управдом (Нонна Мордюкова) разговаривает с женой Семёна Семёновича: «Я не удивлюсь, если завтра выяснится, что ваш муж тайно посещает… любовницу» внимательный зритель может заметить неестественную артикуляцию актрисы. Это из-за того, что во время съёмок произносится слово «синагогу», а не «любовницу». Видимо советской цензуре посещение синагоги показалось гораздо более аморальным, чем супружеская измена.

«Иван Васильевич меняет профессию»

В этой комедии Леониду Гайдаю также удалось сохранить в неприкосновенности от советской цензуры почти весь видеоряд, но не тексты героев. Например, отвечая на вопрос милиционера о месте жительства в оригинальной версии царь Иван Васильевич говорит: «Москва, Кремль». А в версии, которую увидели зрители уже звучит «в палатах».

Первоначально «машину времени» заказали в некотором конструкторском бюро. Инженеры развернулись на славу - их фантазия породила нечто совершенно фантастическое. К сожалению, эта фантастичность и послужила причиной для отказа: машина должна была выглядеть достаточно естественно, чтобы Шурик в одиночку мог собрать подобный агрегат в обычной квартире. В результате, для изготовления реквизита пригласили известного скульптора по дереву Вячеслава Почечуева. Примечателен и тот факт, что в документах причина выплаты гонорара Почечуеву была указана без всяких кавычек «за изобретение машины времени».

«12 стульев»

Утверждают, что Леонид Гайдай обожал эту книгу, и, получив разрешение на съёмки, подготовил сценарий всего за неделю.

Интересен факт, что съёмочной группе так и не удалось найти настоящие стулья, сделанные мастером Гамбсом. Единственный сохранившийся стул не удалось купить - его хозяйка отказалась с ним расставаться ни за какие деньги.

Не удалось также изготовить копии стульев в Советском Союзе - в стране не было мастеров, способных на эту работу. Поэтому реквизит пришлось заказывать за рубежом.

«Полосатый рейс»

Окончание съёмок было под угрозой: время вышло, а одну из сцен - со спящим львом на носилках, которого несут матросы из медпункта, так и не удавалось отснять. Причина была в том, что льва никак не удавалось накормить снотворным. Это упрямство стоило льву жизни: поскольку он был уже старый и больной, его пришлось пристрелить и доснимать эпизод уже с мёртвым животным.

«Кин-дза-дза!»

Этот фильм также был под угрозой запрета из-за цензуры. Во время съёмок, генеральным секретарём Советского Союза стал Константин Устинович Черненко. А самое часто употребляемое слово в фильме - «Ку», совпало с его инициалами. Замена этого слова на что-то другое стало головной болью создателей комедии на несколько месяцев. Потом К.У. Черненко не стало, и менять озвучку фильма не пришлось.

«Кавказская пленница»

Удивительное событие произошло через 40 лет после создания «Кавказской пленницы». При съёмках фильма «9 рота» понадобился осёл. И им стал… тот ослик на котором катался Шурик! Все эти годы он, точнее она - ослица по кличке Люся, прожила в Ялтинском зоопарке, дожидаясь своего второго «звёздного часа».

«Ирония судьбы, или С лёгким паром!»

Один из самых известных и популярных фильмов содержит множество ляпов, и вокруг него ходит множество легенд, как реальных, так и полностью придуманных.

Упомянем здесь ещё одном факте, который проверить может каждый. Женя Лукашин выбрасывает в окно фото Ипполита, лицо на которой принадлежит Юрию Яковлеву. А вот Надя подбирает из сугроба фото Ипполита с лицом Олега Басилашвили - часть эпизодов была отснята с его участием, а потом Басилашвили был вынужден уйти из картины из-за смерти отца, и роль досталась Яковлеву.

«Белое солнце пустыни»

Малоизвестный факт: в программу подготовки советских и российских космонавтов включён фильм «Белое солнце пустыни». Причина вполне прагматична: космонавтам приходится очень много работать с камерами, а этот фильм считается эталоном операторской работы, именно на его примере объясняют, как правильно осуществлять видеосъёмку.

30 января известному советскому кинорежиссеру Леониду Гайдаю исполнился бы 91 год. Он вошел в историю отечественного кинематографа как создатель искрометных комедий, многие из которых стали классикой жанра. В день рождения именитого режиссера портал «7Дней.ru» решил вспомнить интересные факты о наиболее любимых зрителями фильмах Гайдая.

В 1965 году в прокат вышла комедия «Операция «Ы» и другие приключения Шурика».

Этот фильм снимали в четырех городах: Москве, Ленинграде, Баку и Одессе. Перед началом съемочного процесса сценарий, по традиции, проходил утверждение «в верхах». Цензоры-идеологи не давали разрешения на старт процесса, пока главный герой носит имя Владика. В итоге Леонид Гайдай согласился переименовать студента, назвав его Шуриком.

Известно, что на эту роль пробовалось много артистов. Среди них были Виталий Соломин , Евгений Петросян, Сергей Никоненко , Евгений Жариков , Александр Збруев и Андрей Миронов . Поначалу Леонид Гайдай утвердил на роль Валерия Носика, но, увидев фотографию Александра Демьяненко, понял, что нашел идеального кандидата. А Носик сыграл эпизодическую роль студента-картежника.

На «Мосфильме» любят вспоминать историю, как Гайдай раскритиковал фигуру Натальи Селезневой.

Молодая актриса рассердилась на его замечание и в качестве доказательства своей стройности сняла сарафан. Интересно, что операторам заранее была дана команда «Мотор!», поэтому сцена с раздеванием произошла очень естественно. Новелла «Наваждение» заставила режиссера и операторов идти на ухищрения, чтобы Селезнева, исполнявшая роль Лиды, не казалась выше Александра Демьяненко - студента Шурика. А ведь разница в их росте была 10 сантиметров. Зрители ее так и не заметили.

Фильм «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» оказался лидером проката в 1965 году. Зрительская любовь к нему не остыла и сейчас. Поэтому одним из главных героев фильма, Шурику и Лиде, установили памятники сразу в двух городах - Москве и Краснодаре.

Этот фильм мог и не появиться на свет, если бы Леонид Гайдай не прочитал заметку о похищенной в Закавказье невесте.

Идеей новой комедии режиссер поделился с Юрием Никулиным, которого хотел видеть в одной из главных ролей. Однако артист посчитал затею глупой, ведь в советское время невест не воровали. Чтобы получить его согласие, Гайдай согласился на совместную с Никулиным работу по улучшению сценария.

Сегодня сложно представить, но поначалу комедию по цензурным соображениям отправили пылиться в архив. И лишь благодаря счастливому стечению обстоятельств «Кавказская пленница» «пошла в народ».

У автора знаменитых комедий, человека, благодаря которому появились на экранах Шурик, товарищ Саахов, Трус, Балбес и Бывалый, а заодно и Иван Васильевич, который меняет профессию - день рождения. Пусть и не юбилей, не круглая дата - 93 года. И самого Леонида Гайдая давно нет с нами. Но его ленты, которые смотрят и старики, и школьники, по-прежнему интересны и любимы . Мы собрали малоизвестные, но очень занятные факты из биографии великого режиссера.

Факт первый. Леонид Гайдай и «проба пера»

А говорить об этом случае без смеха невозможно. 1937 год, Иркутск . В детстве Леня Гайдай, как и его брат, пробовал перо. Но вот беда. Девятиклассник Саша Гайдай, старший брат и известный в будущем журналист, публикует в «Пионерской правде» стихотворение. Леня Гайдай, младший брат, тоже рассчитывает на будущую славу (и небезосновательно). Поэтому переписывает вирши от руки и относит в местную газету. Там находят строки небездарными и публикуют. Гордый Леня Гайдай хвастается брату. Занавес...

Факт второй. Первая роль в Театре Сатиры - открывать занавес и бегать за водкой

Ирония судьбы это или нет, но первая роль в театре у Леонида Гайдая, хотя и мельком, но связана с сатирой, которая станет его призванием. Гайдаю 17 лет, 1941 год, он выпускник школы. Только что началась война. И перед призывом он устраивается рабочим сцены в иркутский областной драмтеатр. Вскоре в город эвакуируют московский театр Сатиры. Леонид ставит декорации, открывает и закрывает занавес, знакомится со знаменитостями, бегает для них за водкой в монопольку. Вскоре знает все роли наизусть. Нет, все-таки это была судьба.

Факт третий. С ним шли в разведку

В 1942 году Леонид Гайдай попадает на фронт. Сначала в Монголию , а вскоре его перевели на Калининский фронт в пешую разведку. Как выяснилось совсем недавно, во время войны он совершил подвиг. Тому есть и документальное подтверждение. В Приказе № 069 по 1263-му стрелковому полку 381-й стрелковой дивизии говорится так: «Красноармеец пешей разведки Гайдай Леонид Иванович (отчество Иович было непривычным, но остальные данные совпадают. – Прим. авт.) за то, что боях за деревню Енкино 14.12.1942 г. забросал гранатами огневую точку противника, лично уничтожил трех немцев и вместе с другими товарищами участвовал в захвате военнопленного, награждается медалью «За боев ые заслуги». В одном из боев Гайдай подорвался на противопехотной мине. Медики хотели ампутировать ногу, но Леонид ее «отвоевал». В 1944-м его комиссовали по инвалидности. Рана терзала до последних дней жизни.


Факт четвертый. “Пес Барбос и необычайный кросс” появился на основе газетного фельетона.

Талант - он кто? Талант - он видит в обычном - необычное, в сто раз виденном - новое. Так и Гайдай. Иркутск. Именно здесь, на чердаке отчего дома, он наткнулся на старую подшивку “Правды” с фельетоном Степана Олейника и под его впечатлением написал сценарий короткометражки “Пес Барбос и необычайный кросс”. Отстуканные одним пальцем на старенькой машинке листы “Барбоса” домочадцы восприняли критически: ну и что смешного в том, что по лесу три мужика бегают от собаки? Они и представить не могли, какая эксцентрика, какие сцены уже рождаются в воображении Гайдая-младшего. По сути, на чердаке появились на свет Балбес, Трус и Бывалый – легендарная тройка российского кино.

Факт пятый. Веселые истории - дело серьезное

Требуют подготовки. Правду говорят о том, что авторы комедий - люди отнюдь не легкомысленные! Вот доказательства. Для работы над эпизодом драки Шурика с Балбесом на рапирах пригласили преподавателя фехтования. Он учил их драться профессионально. Но Гайдай смотрел скучающим взглядом:

Деретесь вы, конечно, хорошо, но все это тоскливо. У нас же комедия, надо искать изюминку.

Нашли. Гайдай предложил Шурику проткнуть Балбеса шпагой, и когда тот полезет за пазуху, то рука окажется в крови. Играет похоронная музыка. Балбес опечален. Оказывается, Шурик попал шпагой в бутылку, которую тот спрятал за пазуху. Бутылка разбилась, красное вино разлилось...

В ходе погони на складе Балбес натыкается на скелет. Было отыграно восемь вариантов. Победил один. Никулин сделал жест, непредусмотренный сценарием: сунул палец между челюстями, скелета, те щелкнули... Первые зрители - это обычно киномеханики студии, народ поднаторевший в кино- хохотали.

И третья история. В новелле "Наваждение" в сцене, когда Шурик и Лида , обалдевшие от экзаменов, идут вместе, читая учебник, режиссер добавил новые кадры. Помните, собака-боксер, мимо которой движется парочка, удивленно смотрит ей вслед. Смешно. Но Гайдаю мало. Он ложится под собаку, командует оператору: "Снимай!" - а сам поднимает ей передние лапы, отчего плечи ее шевелятся. Получилось, что она как бы пожимает от удивления плечами, мол, ну и ну!


В Иркутске Гайдай и Егунов прокутили гонорар за "Кавказскую пленницу".

Факт шестой. Деньги - сор, кайф - в работе

Когда в 1966-м в прокат вышла «Кавказская пленница», он получил за нее гонорар 600 рублей. И приехал в Иркутск.

 Это были огромные деньги, и мы их попросту растранжирили, - с улыбкой вспоминал артист Виктор Егунов. – Я зарплату получал 69 рублей. Он ночевал у меня, мы с ним беспробудно пили. Трепались обо всем. С Егуновым Гайдай учился в театральной студии, потом не раз встречались в Москве . Как вспоминал актер драмтеатра, Леонид Ивович «остроумный, смешной, много анекдотов рассказывал. Но внешне производил впечатление смурного. Никто бы не сказал, что он артист».

Леонид Гайдай не умел экономить. В «Иване Васильевиче» - в сцене «банкета» - он решительно забастовал против осетров из папье-маше и, потратив бешеные по тем временам 200 рублей, раздобыл все натуральное. Без проблем была куплена только икра заморская - баклажанная. Когда сцену сняли, обнаружили, что вместе с икрой и осетрами по оплошности засняли бутылку боржоми . Надо переснимать и все покупать снова.

Факт седьмой. 8451 Gaidai

Это не цифры пароля. А нечто другое. Совершенно нет данных, как режиссер Леонид Гайдай относился к тому, что его имя носит целая планета. Правда, малая планета. И ее видели разве что астрономы. Наверное, с юмором. И то - если вообще знал о ее существовании. Тем не менее планета 8451 Гайдай открыта 11 сентября 1977 года астрономом Н. С. Черных и названа в честь любимого кинорежиссера.


Факт восьмой. Борьба с цензурой и принцип разведчика

Помните Штирлица ? Главный разведчик советского кино справедливо считал -запоминается последнее. Этим же маневром пользовался в реальной жизни режиссер Леонид Гайдай, обходя цензуру.

После своего первого фильма «Жених с того света», он было заработал клеймо антисоветчика. И Гайдай, с подсказки Пырьева , научился маневрировать и торговаться: когда ему «выкатили» сорок поправок к «Бриллиантовой руке», он приделал в конце фильма ядерный взрыв, и в итоге вырезали только его.

«Я требую продолжения банкета!», «Наши люди в булочную на такси не ездят», «Птичку жалко!»... Почти все знаменитые фразочки, которые потом стали крылатыми, Гайдай подслушал на улице или у друзей. В его комедиях нет ни одного случайного слова. Даже иностранная тарабарщина в «Бриллиантовой руке» - это не просто набор звуков. Ночью перед съемками Гайдай с Никулиным за бутылочкой вина ломали себе голову над «переводом» диалога с турецкой путаной: «Что ты наделал, глупый вонючка!» - «От глупой вонючки и слышу!» Никулина озарило: вонючка - это скунс, а все вместе - крукл скунс табл шляхт! Гайдай говорит: «Здорово, надо усилить! Крукл скунс табл шляхт мордюк!» «Почему, - спрашивает Никулин, - мордюк?» - «А я вчера с Мордюковой поругался».

Факт девятый. 22 Остапа

На роль Остапа-Сулеймана -Берта-Марии Бендер -бея Гайдай искал актеров по всей стране. Перед его взором прошли аж 22 не похожих друг на друга Остапа: Владимир Басов, Владимир Высоцкий , Алексей Баталов, Олег Борисов , Валентин Гафт , Евгений Евстигнеев , Андрей Миронов , Спартак Мишулин, Михаил Ширвиндт , Михаил Козаков , Николай Рыбников, Николай Губенко и другие. Даже певцу Муслиму Магомаеву Гайдай предлагал «примерить» Бендера.И тут кто-то рассказал ему, что в провинции уже несколько лет успешно играет Бендера в спектакле «Золотой теленок» малоизвестный актер Арчил Гомиашвили . Гайдай срочно пригласил его на пробы и сразу же принял. В «Госкино » возмутились:


Факт десятый. А за мышей ответишь!

Творческие люди обидчивы. Вот что рассказывал "КП " москвич Владимир Цукерман , который знает про Труса, Балбеса и Бывалого буквально все.

В «Кавказской пленнице» тяжело давались сцены погони. Гайдай нервничал: «Не смешно!» Обстановка накаленная. В час ночи всегда шел просмотр снятого за день материала, на который никого не пускали, даже жен - там как раз отдыхали жены Вицина и Никулина. А Моргунов пришел туда с девушкой.

И в этой нервной обстановке сказал: «Гайдай, ты мышей не ловишь!» Тот проглотил. За него вступился директор картины: «Посторонние должны покинуть помещение!» Моргунов - девушке: «Сиди, сиди, это к тебе не относится». «Прошу очистить помещение!» - повторил директор. Моргунов держит девушку. Тогда директор сказал: «Просмотр отменяется, а с вами это наш последний фильм». Гайдай обиделся за мышей. Многие пытались позже их помирить, тот же Бондарчук , которого Бывалый привел в искусство. Но Гайдай был непреклонен. И только спустя 27 лет, когда на открытии Музея трех актеров я специально посадил их рядом, они помирились.

x HTML-код

Самые смешные фрагменты из фильмов Леонида Гайдая. 30 января знаменитому режиссеру исполняется 90 лет

19 ноября 1993 года умер Леонид Гайдай. Но еще задолго до момента своей смерти этому знаменитому советскому режиссеру удалось сделать свое имя бессмертным, благодаря созданным им киношедеврам. Комедии Гайдая можно с полной уверенностью назвать визитной карточкой советского кино. На самом деле рецепт экранного долголетия и успеха фильмов Леонида Гайдая достаточно прост: это присутствие уникального актерского состава, искрометного юмора, жизнерадостности и неиссякаемого оптимизма. Большинство фильмов режиссера заслужили любовь киноаудитории сразу же после выходя на экран. А «крылатые фразы» из фильмов заняли прочное место в лексиконе не одного поколения зрителей.

Интересно, что жизнь самого советского «гения комедии» была полна различных «сюжетных поворотов», которые были сравнимы с теми эпизодами, которые зритель мог наблюдать в кино. Поэтому мы решили вспомнить о малоизвестных фактах жизни этого классика комедийного жанра.

1. Леонид Гайдай родился в семье железнодорожного служащего Иова Исидоровича Гайдая. Из-за необычного имени отца об отчестве Леонида Гайдая было мало кому известно из большинства ценителей и поклонников его творчества. Будучи выходцем из нижних сословий общества, которых в дореволюционные времена называли батраками, он к тому же был еще и вовлечен в круговорот политических страстей. В 1906 году Иова Гайдая арестовали по делу Лубенской организации эсеров, касающемуся экспроприации денежных средств на революцию. В результате обыска у Гайдая обнаружили прокламации, что стало причиной приобщения к делу касательно экстремистских похождений эсеров. Такое необычное имя отец Гайдая получил из-за мздоимства и коррупционных наклонностей церковников. Мальчика принесли для обряда крещения к очень корыстолюбивому попу, который сразу же предложил договориться. Если бы родители мальчика дали ему поросенка, то его бы назвали Гришкой, а поскольку у них крепостных такой возможности не было, то мальчик получил неблагозвучное имя Иов в честь святого мученика.

2. Внешне Леонид Гайдай был очень схож с героем своей комедий рафинированным интеллигентом Шуриком. Однако и героизм не был ему чужд. И первое его проявление было продемонстрировано 14 декабря 1942 года во время боев за деревню Енкино. Тогда тщедушному парню Лене Гайдаю удалось забросать гранатами огневую точку противника. В результате такой неравной схватки было уничтожено три немца. Кроме того, Леонид захватил в плен немецко-фашистского супостата, то есть «взять языка» как говорили в те времена. Юного Леонида Гайдая даже наградили медалью «За боевые заслуги» (согласно приказу № 69 от 20.12.1942 года по 1263 стрелковому полку 381 стрелковой дивизии). Но воинский успех Леониду развивать не довелось. Он был тяжело ранен, подорвавшись на противопехотной мине. После этого случая Гайдай был признан непригодным к дальнейшему несению военной службы.

3. Малоизвестным фактом из биографии Гайдая является и то, что он просто выпросил свое право уйти на фронт. Его, как призывника 1942 год, сначала отправили в мирную Монголию, считавшуюся такой триумфальной победы Жукова на Халкин-Голе. Но упрямому новобранцу не понравилась идея с отсидкой в глубоком тылу. Поэтому, когда в их полк приехал военком за пополнением для фронта, Гайдай отвечал в стиле «я на все согласен». Тем самым он очень напоминал одного из персонажей своей «нетленной комедии». Однако положительные ответы на все вопросы не вызвали у военкома восторга и он попросил огласить весь список до конца. Как вы уже догадались именно этот случай в дальнейшем дал начало незабываемому эпизоду из фильма «Операция «Ы».

Операция Ы — лучшие диалоги!


4. Конечно, для Леонида Гайдая режиссура стала основной сферой деятельности, в которой он чувствовал себя как рыба в воде. Но при возникновении форс-мажорных ситуаций ему приходилось примерять на себя и другие роли. Так по причине отсутствия исполнительского состава киноклассик был вынужден играть в своих фильмах. В основном это были незначительные эпизодические роли. Но во всенародно любимом фильме «12 стульев» режиссеру довелось сыграть роль Варфоломея Коробейникова. И все по простой и банальной причине: просто перфекционисту Гайдаю не удалось найти подходящего актера на эту роль.

5. Профессиональная квалификация Гайдая определяется также его врожденным чувством юмора. Педагоги были отнюдь не в восторге от данных студента очного отделения режиссерского факультета ВГИКа. Он был отчислен по причине профнепригодности уже после первого полугодия. Стоит заметить, что в этом случае никто не обращал внимания на профессиональные навыки студента Гайдая. По мнению педагогов, сложившегося актера очень сложно «переучить», его проще научить заново. Но Гайдай отступать от намеченных целей не привык и попросил испытательный срок. Ему удалось доказать, что он достоин учится. Ему повело попасть на режиссерский курс Григория Александрова, режиссера легендарных фильмов «Волга-Волга», «Цирк», «Веселые ребята». Фактурному комику Лене Гайдаю здесь работалось абсолютно легко и комфортно. Ему удалось воплощать в жизнь оригинальные комические актерские находки и исполнять удачные пантомимы. В результате он заслуживает не только благосклонность педагога, но и получает сталинскую стипендию.

30 января известному советскому кинорежиссеру Леониду Гайдаю исполнился бы 91 год. Он вошел в историю отечественного кинематографа как создатель искрометных комедий, многие из которых стали классикой жанра.

    В день рождения именитого режиссера хочется вспомнить интересные факты о наиболее любимых зрителями фильмах Гайдая.

    «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»


    В 1965 году в прокат вышла комедия «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Этот фильм снимали в четырех городах: Москве, Ленинграде, Баку и Одессе. Перед началом съемочного процесса сценарий, по традиции, проходил утверждение «в верхах». Цензоры-идеологи не давали разрешения на старт процесса, пока главный герой носит имя Владика. В итоге Леонид Гайдай согласился переименовать студента, назвав его Шуриком.
    Известно, что на эту роль пробовалось много артистов. Среди них были Виталий Соломин, Евгений Петросян, Сергей Никоненко, Евгений Жариков, Александр Збруев и Андрей Миронов. Поначалу Леонид Гайдай утвердил на роль Валерия Носика, но, увидев фотографию Александра Демьяненко, понял, что нашел идеального кандидата. А Носик сыграл эпизодическую роль студента-картежника.


    На «Мосфильме» любят вспоминать историю, как Гайдай раскритиковал фигуру Натальи Селезневой. Молодая актриса рассердилась на его замечание, и в качестве доказательства своей стройности сняла сарафан. Интересно, что операторам заранее была дана команда «Мотор!», поэтому сцена с раздеванием произошла очень естественно. Новелла «Наваждение» заставила режиссера и операторов идти на ухищрения, чтобы Селезнева, исполнявшая роль Лиды, не казалась выше Александра Демьяненко — студента Шурика. А ведь разница в их росте была 10 сантиметров. Зрители ее так и не заметили.


    Фильм «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» оказался лидером проката в 1965 году. Зрительская любовь к нему не остыла и сейчас. Поэтому одним из главных героев фильма, Шурику и Лиде, установили памятники сразу в двух городах — Москве и Краснодаре.


    Гонорары за съемки "Операции Ы":

    Леонид Гайдай — 2375 рублей, плюс 1500 за соавторство в написании сценария;
    Александр Демьяненко — 3376 рублей;
    Алексей Смирнов — 875 рублей;
    Михаил Пуговкин — 875 рублей;
    Наталья Селезнева — 450 рублей;
    Георгий Вицин — 1620 рублей;
    Юрий Никулин — 1620 рублей;
    Евгений Моргунов — 810 рублей.

    «Кавказская пленница»


    Этот фильм мог и не появиться на свет, если бы Леонид Гайдай не прочитал заметку о похищенной в Закавказье невесте. Идеей новой комедии режиссер поделился с Юрием Никулиным, которого хотел видеть в одной из главных ролей. Однако артист посчитал затею глупой, ведь в советское время невест не воровали. Чтобы получить его согласие, Гайдай согласился на совместную с Никулиным работу по улучшению сценария.
    Сегодня сложно представить, но поначалу комедию по цензурным соображениям отправили пылиться в архив. И лишь благодаря счастливому стечению обстоятельств «Кавказская пленница» «пошла в народ». Одним из первых зрителей фильма стал генсек Леонид Брежнев, который во время отдыха изъявил желание посмотреть что-то новое и веселое. Ему показали комедию, намекнув, что в ней есть крамольные моменты, порочащие честь партийных лидеров. В частности, цензоры были недовольны провокационной фразой «А в соседнем районе жених украл члена партии!». Но первое лицо государства юмор Гайдая оценил, это и стало пропуском на широкий экран.


    Съемки фильма были веселыми. Все участники группы знали, что за каждую удачную шутку, которая войдет в комедию, ее автор получит в награду бутылку шампанского. У Леонида Гайдая был припасен солидный запас этого напитка.


    «Бриллиантовая рука»


    Идея сценария для этой комедии Леониду Гайдаю также пришла во время чтения газеты. В «Правде» режиссер нашел статью о борьбе с контрабандистами, которые вывозили за границу ценные вещи в гипсе. Как и в «Кавказской пленнице», Гайдай придумал в фильме роль для Юрия Никулина. Артисту даже пришлось взять шестимесячный отпуск в цирке, чтобы воплотить задуманное режиссером. И какая началась паника, когда прокатился слух, что Никулин умер. Виновницей «утки» стала горничная гостиницы, обнаружившая муляж тела актера, накрытый простыней. Его подготовили для сцены, в которой Семен Горбунков падает из багажника «Москвича», летящего на вертолете. Пришлось срочно успокаивать общественность и демонстрировать живого актера.


    Съемки фильма проводились в Баку и Сочи. Столица Азербайджана временно превратилась в Стамбул. Для придания турецкого колорита, местных жительниц, задействованных в массовке, наряжали в чадру. Во время работы над картиной все старались работать максимально достоверно. В этом не было равных и Андрею Миронову, который на съемках эпизода, где его герой тонул, так истошно кричал: «Спасите! Помогите! Мамочка!», что прибыли настоящие спасатели.


    Известно, что комедия «Бриллиантовая рука» стала причиной раздора между Леонидом Гайдаем и Светланой Светличной. Актриса обиделась на режиссера за то, что он оставил в фильме лишь одну фразу, сказанную ей самой: «Не виноватая я, он сам пришел!». Роковую блондинку озвучивала Зоя Толбузина.


    «12 стульев»


    В 1971 году зрители увидели новое творение Леонида Гайдая — комедию «12 стульев». Режиссер очень любил это произведение И.Ильфа и Е.Петрова, и когда получил разрешение на съемки, сценарий был готов всего за одну неделю.


    Супруга Гайдая Нина Гребешкова вспоминает, что он долго подбирал актера на роль Остапа Бендера. Поначалу решил предложить ее Владимиру Высоцкому, но позже предпочел другую кандидатуру — Арчила Гомиашвили. А вот роль Кисы Воробьянинова писалась сразу под Сергея Филиппова. Актер мечтал о ней и сумел довести свою работу до финала, несмотря на то, что постоянно испытывал мучительные головные боли. Затем Филиппов пережил успешную операцию по удалению опухоли мозга.


    После съемок места, где работали артисты, обрастали слухами. Например, в Дарьяльском ущелье есть участок горы, с которой по сюжету отец Федор в исполнении Михаила Пуговкина просил его снять. Высота там довольно внушительная — 50 метров. Актер не решился туда подниматься, поэтому соорудили макет горы. Но местные жители и по сей день рассказывают, что один из горных эпизодов «12 стульев» снимали именно в этом месте.
    Кстати, Михаил Пуговкин, сыгравший роль священнослужителя, согласился на нее лишь после слов своей матери, которая подсказала, что персонаж отец Федор вовсе не религию высмеивает, а человека, забывшего о своем предназначении и ведомого лишь мыслью о наживе.


    О фильме «12 стульев» известен и тот факт, что режиссер мечтал использовать в качестве реквизита настоящие стулья работы мастера Гамбса. Удалось найти лишь один из них, но владелица раритета не согласилась его продать. В результате пришлось создавать точную копию. Стулья заказывали за границей — в СССР не нашлось мастеров, которые сумели бы воссоздать мебельный шедевр.


    «Иван Васильевич меняет профессию»


    1973 год. И вновь поклонники творчества Леонида Гайдая стремятся в кинотеатры, чтобы посмотреть его новую комедию «Иван Васильевич меняет профессию». Интересно, что и к ней, как и более ранним фильмам режиссера, тоже были претензии у цензоров. Гайдаю пришлось изменить фразу царя о месте жительства. Поначалу она звучала, как «Москва, Кремль». В итоге, после критики, Иоанн Васильевич на вопрос милиционера отвечал, что живет в палатах.


    Для работы над фильмом привлекли и конструкторское бюро, чтобы его специалисты разработали машину времени. Инженеры нафантазировали такое, что Гайдай отклонил проект. Уж слишком сложным оказалось их творение — а ведь герой Александра Демьяненко придумывал машину времени в одиночку. Поэтому ее дизайн заказали скульптору по дереву Вячеславу Почечуеву. Придуманная им машина и вошла в фильм.


    Отличительной чертой того времени стало использование в киноленте настоящей еды. Обычно натуральные продукты заменяли бутафорскими. Но Леонид Гайдай ради правдоподобной картинки решил нарушить правило. В результате смета съемок эпизода с царским пиром составила колоссальные по тем временам деньги — 200 рублей. Ради правдоподобности режиссер предложил и Владимиру Этушу, сыгравшему роль ограбленного стоматолога Шпака, отыграть свой монолог рядом с милицейской собакой. Поклонники комедии вспомнят, что в момент перечисления украденного добра голос артиста дрожит. Внешне это выглядит как возмущение действиями грабителей, но на самом деле Владимир Этуш опасался, что собака может на него броситься.

    И Я УВЕРЕН, ЧТО ЕЩЁ НЕ ОДНО ВЫРАСТИТ!!!
    ВЕДЬ ЭТИ ДОБРЫЕ И ТАКИЕ ЛЮБИМЫЕ ФИЛЬМЫ ЛЕОНИДА ГАЙДАЯ ХОЧЕТСЯ СМОТРЕТЬ ВСЕГДА!!!