Цели урока:
I. Познавательные:
Продолжить знакомство с творчеством П. И. Чайковского и балетом “Щелкунчик”. Сосредоточить внимание учащихся на особенностях музыкальной выразительности балета. Раскрыть понятия: балет, либретто, увертюра, декорация, пантомима.
II. Развивающие:
Развивать музыкальный слух, чувство ритма, творческую фантазию, воображение. Способствовать формированию чувства эстетического сопереживания к произведениям искусства, развитию умения проникать в художественный образ музыкального произведения. Содействовать развитию способности сравнительного рассмотрения предлагаемого материала и развитию художественной, литературной речи.
III. Воспитывающие:
Воспитывать любовь к высокому искусству во всех его проявлениях, к классической музыке, к творческому наследию великих композиторов.
Музыкальный репертуар:
Слушание:
П. И. Чайковский балет “Щелкунчик”
1. “Увертюра”
2. танец “Трепак”
3. танец “Снежинок”
Исполнение:
1. “Рождественская песенка”
Слова и музыка П. И. Синявского
2. “Под Новый год”
Слова В. Шумилина
Музыка С. Зарицкой
Просмотр:
ТСО (видеоматериал: фрагмент “Танец снежинок” из балета П. И. Чайковского “Щелкунчик”)
Наглядно-иллюстративный материал:
1. Портрет П. И. Чайковского.
2. Иллюстрации к балету П. И. Чайковского “Щелкунчик” (музыкальное пособие “Искусство слышать”).
3. Фотокартины с изображением зимних пейзажей.
Оборудование:
2. Музыкальные инструменты: фортепиано, аккордеон.
3. ТСО: видео-двойка, музыкальный центр
4. Аудио видеокассеты для прослушивания и просмотра музыкального материала.
Виды деятельности:
Слушание, беседа, сравнение, сопоставление, исполнение, рисование, творческая работа (подбор цветовой гаммы, соответствующей характеру музыкального произведения).
Ход урока
Организационный момент.
1. Вход детей в класс под “Увертюру” из балета “Щелкунчик”.
2. Распевание.
Исполнение песни:
“Рождественская песенка”
Слова и музыка П. Синявского. (см. приложение 1)
У.:- После исполнения песни определите музыкальные жанры, которые встречаются в ней?
Д.:- Песня и танец.
У.:- Определите музыкальные типы куплета и припева?
Д.:- Куплет - песенный, припев - танцевальный.
У.:- Какая по характеру песня?
Д.:- Песня - нежная, светлая, спокойная и в то же время оживлённая, задорная, радостная, праздничная.
У.:- Расскажите, какие черты придаёт этой музыке песенность и танцевальность.
Д.:- Куплет становится напевным, песенным, а припев - подвижным, танцевальным.
Рассказ учителя:
Рождество – это снег, тихо падающий за окном,
Это запах свечей и ёлки,
Это звёздные ночи и рождественские напевы.
С 6 на 7 января на Руси празднуется Рождество- Рождественский сочельник, который подводит черту под прожитый год, открывая двухнедельные новогодние праздники – святки. Также с древних времен на Руси праздновался Новый год. Обычаи и обряды, связанные со встречей Нового года, у разных народов свои, но все они сводятся к одному - добиться удачи, счастья, благополучия. Поскольку зимой единственным зелёным деревом оставалась ёлка, она была выбрана как жизнеутверждающий символ праздника. Поэтому, когда для детей украшалась ёлка, она считалась рождественской. Макушку ёлки украшали звездой. Отсюда и пошло название “Рождественская звезда”.
Эта “Рождественская звезда” перенесла нас в мини-концертный зал. На прошлой нашей встрече в концертном зале мы продолжили знакомство с творческим наследием русского композитора, музыка которого перенесла нас в удивительный мир балета.
У.:- Назовите имя этого композитора?
Д.:- П. И. Чайковский.
У.:- Когда и где родился П. И. Чайковский?
Сообщение детей:
П. И. Чайковский (7 мая 1840 г. – 6 ноября 1893 г.) в рабочем посёлке Воткинск. В семье начальника Камско-Воткинского горного округа Ильи Петровича Чайковского родился мальчик, которому суждено было стать гордостью русской музыкальной культуры. В родном Воткинске Чайковский провел только восемь детских лет, но воспоминания об этом времени были живы в душе композитора всегда. Воткинской земле он был обязан наиболее сильным музыкальным впечатлениям. “Что касается вообще русского элемента в моей музыке, то это происходит вследствие того, что я вырос в глуши, с детства, самого раннего, проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыки”,- отмечал Пётр Ильич. П. И. Чайковский – гениальный русский композитор, который один из первых получил профессиональное музыкальное образование в России. В 1865 году П. Чайковский окончил Петербургскую консерваторию и через год сам стал преподавать в консерватории, но уже в Москве. Смерть Петра Ильича была неожиданной: после триумфальной премьеры своей Шестой симфонии композитор выпил стакан сырой воды и заразился холерой, которая тогда свирепствовала в Петербурге.
У.:- Скажите, как называется балет П. И. Чайковского?
Д.:- “Щелкунчик”.
У.:- На сюжет, какой сказки было написано либретто к балету? Назовите автора этой сказки.
Д.:- Рождественскую сказку о Щелкунчике написал немецкий писатель
Эрнест Теодор Амадей Гофман.
У.:- Немецкий писатель Эрнест Теодор Амадей Гофман был щедро одарён музыкальным талантом и сочинил много музыки. А в балет сказка превратилась 23 марта 1892, когда П. И. Чайковский завершил работу над его партитурой.
Изучение нового материала.
Новое музыкальное понятие – “либретто” (
“Либретто” - это сценарий или сюжет балета. Без либретто не может существовать и состояться балет.
У.: - На прошлом уроке мы с вами начали знакомиться с сюжетом балета
“Щелкунчик”. Давайте вспомним основных героев этой сказки и кратко их охарактеризуем…
“Щелкунчик”. Учащиеся в процессе знакомства с сюжетом приходят к выводу, что добро вновь победило зло благодаря доброму нраву и мягкосердечию главной героини Маши.)
Ребята, вспомните, в какой еще русской сказке благодаря силе добра, любви происходит превращение чудовища в чудесного юношу?
(С. Аксаков “Аленький цветочек”).
У.: - Когда мы вошли в класс, нас с вами встретила музыка, которая явилась началом к нашему уроку.
Кто был внимателен, что звучало в начале урока?
Д.:- Увертюра к балету П. И. Чайковского “Щелкунчик”.
У.:- Всё с чего-то начинается:
Год - с января.
Неделя - с понедельника.
Алфавит - с буквы “А”.
А балет - с “Увертюры”.
Новое музыкальное понятие- “увертюра” (записывается детьми в музыкальный словарик)
“Увертюра” (в переводе с французского языка) - открытие, начало. По характеру увертюры мы получаем представление о спектакле в целом. Она, как зерно - интонация, в сжатой форме раскрывает замысел балета и создаётся на основе её главных тем.
У.:- Кто исполняет “Увертюру”?
Д.:- Симфонический оркестр.
У.:- Кто управляет симфоническим оркестром?
Д.:- Дирижёр.
Новое музыкальное понятие- “дирижёр” (записывается детьми в музыкальный словарик)
“Дирижёр” - сродни слову директор. Директор-это руководитель, организатор. А у музыкантов руководитель - дирижёр, который организует их звучание. А палочка в руке дирижёра симфонического оркестра вовсе не означает, что музыканты играют из-под “палки”, а показывает, когда нужно играть.
У.:- В древности люди пели и играли на своих не хитрых инструментах, танцуя. Так вместе появились на свет музыка и танец. Любая музыка живёт и дышит танцевальными движениями. Пластикой, изящностью, гибкостью, танцевальными движениями живёт балет.
Ребята, мы все любим заниматься танцами, т. е. хореографией.
? – Как называют человека, который ставит танцы?
У.:- Хореограф. А балет - БАЛЕТМЕЙСТЕР.
Либреттист пишет сценарий балета языком слов.
Композитор пишет музыку балета языком звуков.
Балетмейстер, сочиняя танцы, языком жестов и движений.
У.:- Балет - спектакль, объединяющий разные виды искусства: музыку, танец, драматическое и изобразительное искусство. Классический балет развёртывается (раскрывается) как чередование танцев и пантомимных сцен.
Новое понятие (записывается детьми в музыкальный словарик)
Пантомима - представление без слов, с помощью мимики и жестов. Без пантомимы невозможен балет. Пантомима может существовать как самостоятельное искусство.
У.: - Основой классического танца послужили позы и жесты.
До П. И. Чайковского музыку к балетам было принято сочинять как череду идущих друг за другом танцев. При этом танцы могли переставляться как угодно и не очень-то отражали единую линию развития сюжета. В “Щелкунчике” композитор блестяще и поистине виртуозно объединил сочетание танцев с симфонизацией балета. Иначе говоря, им были сформированы разнообразные выразительные сцены, где музыка правдиво отражает все детали сценического действия. Это было великое достижение в истории балета.
Балет “Щелкунчик” состоит из нескольких танцев: “Танец феи Драже”, танец “Шоколад”, “вальс Цветов”, “Танец снежинок”, “Трепак”.
Остановимся подробнее на двух разнохарактерных танцах.
1. “ТРЕПАК” - это старинный русский танец в быстром темпе. Поскольку П. И. Чайковский был воспитан на народной музыке, в своих сочинениях он использовал народные темы. Балет “Щелкунчик” вобрал в себя движения народного танца.
Предлагаю учащимся прослушать танец “Трепак”.
После прослушивания музыки дети делятся впечатлениями.
Какой был танец по характеру?
Д.:- Задорный, жизнерадостный, ритмический, чёткий, танцевальный, с лихим притопыванием.
У.: -Что хотел показать в этом танце композитор?
Д.:- Ловкость, силу, удаль танцоров.
2. “ Танец Снежинок” (просмотр видеофрагмента)
Цель: Обратить внимание учащихся на то, что “Танец Снежинок” не иллюстрация пейзажа, а обобщение чистоты, хрупкости, трепетности.
(После просмотра фрагмента дети делятся своими впечатлениями.)
У.:- Какой была музыка по характеру?
Д.:- Музыка вальсовая, мягкая, лёгкая, кружащаяся, прозрачная, сказочная.
У.:- По вашему мнению, что придавало музыке сказочность?
Д.:- Звон колокольчиков придавал танцу таинственность и сказочность.
Сегодня на уроке мы с вами благодаря сюжету балета “Щелкунчик” попали в рождественскую сказку неслучайно, ведь скоро Новый год, чудеса, волшебство.
Исполнение песни:
“Под Новый год”
Музыка С. Зарицкой
Творческое задание:
На парте каждого учащегося лежит листок А4 с клавиатурой.
Задача: Разделить лист пополам и раскрасить “клавиши” теми цветами, которые подходят по цветовой гамме для танца “Трепак” и “Танца Снежинок”.
Итог урока.
У.:- Ребята, скажите, что нового вы узнали на уроке? С какими музыкальными понятиями познакомились? Что больше всего вам запомнилось?
Используемая литература:
В моем понимании Новый год - это мой родной Омск, где много пушистого, белоснежного снега, настоящий сибирский холодец на каждой кухне, каток, после которого бежишь в ближайшую кофейню, отогреваться чем - нибудь вкусным и очень горячим, наблюдая из сверкающего разноцветными огоньками окна за детьми, что бегут с санками в сторону городской елки и, конечно же, традиционный поход в музыкальный театр на сказочный балет Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик». В Омске любят отмечать Новый год и обожают ходить в театр. Мне доводилось бывать в разных городах нашей страны, но так как аплодируют в Омске, не аплодируют нигде. Если Феодосия - это город музеев, то Омск - самый настоящий город театров.
Омский музыкальный театр
Мне всегда было интересно, как композиторы пишут музыку для балета. В частности, меня всегда интересовало, почему Чайковский решил написать именно балет «Щелкунчик», действие которого происходит в одном из немецких княжеств в эпоху Гофмана, а именно в сказочном городке Конфитюренбург. Однажды Петр Ильич получил заказ от дирекции Императорских театров на одноактную оперу и двухактный балет для постановки в один вечер. Чайковский выбрал для оперы произведение датского писателя Х.Херца «Дочь короля Рене» («Иоланта»), и известную сказку Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» для балета. Сказка эта была взята во французском пересказе, который сделал А.Дюма - отец и называлась «История Щелкунчика».
Сначала Чайковский письменно изложил сюжет «Щелкунчика» и только потом приступил к работе с великим хореографом Мариусом Петипа, который сделал подробный план - заказ и балетмейстерскую экспозицию. К тому времени, Петипа служил России более сорока лет и поставил не один спектакль. Прославленный мастер давал Чайковскому подробные рекомендации и советы относительно того, какой должна быть музыка для этой волшебной и зимней сказки. В 1891 году Чайковский отправился в США на торжественное открытие Карнеги - холла, но он продолжал сочинять музыку, даже когда плыл на пароходе. Понимая, что не успевает к сроку, он еще из Парижа отправляет письмо с просьбой перенести премьеры «Щелкунчика» и «Иоланты» на следующий сезон. Работа пошла активнее, когда Петр Ильич вернулся из поездки. Балет был закончен в течение января и февраля 1892 года. Один из симфонических оркестров Русского музыкального общества исполнил сюиты из музыки к балету «Щелкунчик» под управлением самого композитора. Прозвучало шесть номеров, из которых пять были повторены по требованию публики - это был оглушительный успех.
Заканчивать постановку балета будет второй балетмейстер Мариинского театра Л.Иванов по точным сценариям и указаниям тяжело заболевшего Петипа. Льву Ивановичу Иванову принадлежали постановки половецких плясок в «Князе Игоре» Бородина и танцев в опере-балете Римского-Корсакова «Млада». Репетиции «Щелкунчика» началась в конце сентября 1892 года, а премьера состоялась уже 18 декабря. На удивление, критика была разной, как положительной, так и резко отрицательной. Тем не менее, никакая критика не помешала балету продержаться в репертуаре Мариинского театра более тридцати лет. В 1923 году балет был восстановлен балетмейстером Ф. Лопуховым. В 1929 он создает новую хореографическую версию спектакля. Что изменилось? Изначально героиню балета звали Кларой, в советские годы ее стали называть Машей. (Мари у Дюма). Позже, постановки «Щелкунчика» на разных сценах страны осуществляли разные балетмейстеры.
Почему мы так любим «Щелкунчика» именно в канун Нового года? Все начинается с рождественского сочельника в доме Зильбергаузов, когда гости собираются на праздник. В зал заходят Клара, Фриц и их маленькие гости. В центре внимания абсолютно всех - пушистая и нарядная елка. Часы бьют полночь, и с последним их ударом появляется крестный Клары, таинственный Дроссельмейер, который приносит в подарок детям огромные механические куклы — Маркитантку, Солдата, Арлекина и Коломбину. Зильбергауз, боясь, что дети испортят подарки, приказывает унести их в его кабинет. Дети страшно огорчены и Дроссельмейер, чтобы утешить их, вынимает из кармана странную игрушку - смешного маленького Щелкунчика и показывает, как тот грызет орехи. Фриц заставляет Щелкунчика разгрызать самые твердые орехи, и у Щелкунчика ломается челюсть. Тогда раздраженный Фриц бросает игрушку на пол, но Клаpa поднимает его, укачивает, укладывает на кроватку своей любимой куклы и укутывает теплым одеялом. Зильбергауз велит вынести из гостиной мебель, начинается бал.
По окончании торжества детей отправляют спать, а гости и хозяева расходятся. В окно опустевшего зала проникает мягкий лунный свет, а за окном медленно падают пушистые снежные хлопья. Кларе не спится. Она беспокоится о Щелкунчике. Вдруг, слышатся шорох, беготня и царапанье. Девочка пугается, и хочет убежать, но большие настенные часы начинают отбивать время. Клара видит, что вместо совы на часах сидит Дроссельмейстер, помахивающий полами кафтана, словно крыльями. Со всех сторон мерцают маленькие огоньки — мыши заполняют комнату. Клара бежит к кроватке Щелкунчика. Но вдруг, елка начинает расти и становится огромной, куклы оживают и бегают в испуге. В ряды строятся пряничные солдаты, и начинается битва с мышами. Щелкунчик, поднимаясь с постели, приказывает бить тревогу. Раскрываются ящики с оловянными солдатиками, армия Щелкунчика строится в боевое каре. Мышиное войско атакует, но солдатики смело противостоят натиску, и мыши отступают. Тогда в поединок вступает коварный Мышиный король. Он хочет убить Щелкунчика, но Клара снимает башмачок и бросает его в Короля. Щелкунчик ранит его, и тот вместе с остатком войска бежит с поля боя. Щелкунчик с обнаженной шпагой в руке подходит к Кларе. Он превращается в прекрасного юношу и просит девочку последовать за ним. Оба скрываются в ветвях елки. Вот здесь и начинается настоящее новогоднее волшебство, потому что зал превращается в настоящий зимний лес. Крупными хлопьями падает снег и поднимается самая настоящая метель. Снежинки, подгоняемее ветром, танцуют. В сказочном городе Конфитюрюнбурге приезда Клары и принца Щелкунчика уже ожидают во Дворце сластей Фея Драже и Принц Коклюш. В лодке из позолоченной скорлупы приплывают во дворец, где все подготовлено к предстоящему торжеству, Клара и Щелкунчик. Начинается красивый праздник, в котором принимают участие сама повелительница сластей Фея Драже, Матушка Жигонь и другие сказочные персонажи.
«Щелкунчик» - последний балет композитора. Здесь, Чайковский обращается к теме, что уже «звучала» в «Лебедином озере» и «Спящей красавице» - это тема преодоления злых чар могущественной силой любви. В «Щелкунчике» музыка обогащена всевозможными выразительными средствами. В этом балете происходит удивительное слияние изобразительного и выразительного, театральности и психологизма. Музыка очень тонко воплощает все, что происходит на сцене: рост елки, окрики часового, барабанный бой, игрушечные фанфары, мышиный писк и чудесное превращение Щелкунчика. Когда танцуют блестящие и легкие снежинки, музыка волшебным образом передает ощущение холода, игру лунного света и чувства героини, которая вдруг оказалась в таинственном и сказочном мире. Во втором акте звучат различные танцы: танец шоколада, кофе, чая (ярко характерный, насыщенный комическими эффектами китайский), а также живой, в народном духе, русский трепак, изящный и стилизованный танец пастушков, комический танец Матушки Жигонь. Конечно же, вершина дивертисмента — знаменитый Вальс цветов с его разнообразием мелодий, симфоническим развитием, пышностью и торжественностью. Удивительно изящен и тонок танец Феи Драже. Лирической же кульминацией всего балета, от которого мурашки по коже, является адажио, которое изначально было поставлено для Феи Драже и принца, сейчас — для Клары и Щелкунчика.
Русский балет и русские композиторы - это, безусловно, золотая визитная карточка нашей страны. Для нас навсегда останется загадкой, как Чайковский слышал всю эту величественную музыку, что именно его вдохновляло на ее написание, и какие чувства он испытывал, когда создавал свои бессмертные шедевры. Петр Ильич был гениальным композитором и оставил нам огромное и прекрасное музыкальное наследие. К сожалению, в Феодосии пока нет театра, где было бы возможно ставить балеты и принимать у себя артистов из других театров нашей страны. Но мы надеемся, что в ближайшем будущем эта ситуация изменится. Всем нам, а особенно нашим детям очень важно слушать музыку великих русских и зарубежных композиторов. Что касается балета, то это отдельный, волшебный мир, где грация танца тонко переплетена с красотой души, ее болью и радостью. Это просто необычайно красиво. Это искусство, это наша культура, без которой у нас не может быть достойного будущего. Сегодня у всех феодосийцев есть возможность прикоснуться к творчеству великого композитора, придя на концерт, посвященный 175 - летию со дня рождения Петра Ильича.
ЗНАКОМСТВО С БАЛЕТОМ-СКАЗКОЙ
П. И. ЧАЙКОВСКОГО "ЩЕЛКУНЧИК".
ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ : Знакомить детей с музыкой балета, с сюжетом сказки, учить детей чувствовать характер музыки. Прослушать фрагмент балета, танец феи Драже.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
ПЕДАГОГ: Давайте познакомимся с балетом П. И. Чайковского "Щелкунчик".
Эта сказка необыкновенная. Не потому, что есть в ней злая колдунья и. прекрасный принц они встречаются и в других сказках. И не потому; что текут здесь Апельсиновые ручьи и "Лимонадные реки, зеленеют Цукатные рощи, и высятся Конфетные города, а с героями происходят разные превращения - и в других сказках много чудес;
Необыкновенная эта сказка потому, что она музыкальная. И рассказывать ее будет музыка - озорная и грустная, нежная и торжественная - расскажи тебе удивительную историю Щелкунчика и Мари.
Написал эту музыку замечательный русский композитор Петр Ильич Чайковский. Так вот, слушайте. Произошло все в новогоднюю ночь. ...Мари и Фриц, дети советника медицины Штальбаума, и их маленькие друзья толпились перед закрытыми дверьми, сгорая от любопытства: из гостиной уже давно доносились таинственные звуки - там, куда их пока не пускают, взрослые наряжают елку.
А новогодние подарки! Ах, какие, наверное, замечательные подарки расставляют там сейчав под елкой!
Щелкунчик - это забавный человечек, который щелкает орешки своими игрушечными зубами. Его принесли в подарок детям среди других игрушек к Новому году. Он был одет в военный мундир. Девочке Мари он очень понравился. Она-брала маленькие орешки, чтобы Щелкунчику нетрудно было их расколоть. Но ее брат решил попробовать расколоть самый большой орех, и Щелкунчику сломался. Мальчик швырнул Щелкунчика под елку и забыл о нем. Мари положила Щелкунчика в кукольную кроватку и спела ему колыбельную. Когда праздник закончился и все дети отправил спать, Мари тихонько пробралась в комнату, где она уложила Щелкунчик взяла его на руки и начала с ним разговаривать, утешать его. Вдруг Щелкунчик ожил. Он рассказал Мари, что не. всегда был таким смешным и некрасивым, что его заколдовала злая королева мышиного царства Мышиного. Спасти его может только любовь девушки и победа над мышиным королем. Вдруг послышалось шуршание, и изо всех щелей стали вылезать мыши. Их было полчище, во главе с мышиным королем. Щелкунчик смело вступил с ними в бой. Ему помогали оловянные солдатики с елки. Дрались они храбро, отважно.
Но вот мышиный король подобрался к Щелкунчику и уже хотел было броситься на него, но Мари увидела это, сняла с ноги башмачок и бросила в мышиного короля. Щелкунчик был спасен. Войско мышей разбито. Мари подбежала к Щелкунчику и сказала: "Ты не мог погибнуть, ведь я люблю тебя". И тут случилось чудо: Щелкунчик превратился в красивого принца, а Мари повзрослела. Теперь колдовство было разрушено. Принц взял Мари за руку - и они отправились в королевство. Это было не обычное королевство, а сказочное царство сластей, в котором можно увидеть человечков из сахара и шоколада, апельсиновый ручей, лимонадную реку. В сказочном королевстве был устроен замечательный праздник. Танцевали сказочные человечки, была здесь и фея Драже. Принц танцевал с Мари. Они были так счастливы! Давайте побываем" на празднике в королевстве сластей. Нас встречает фея Драже.
(ИСПОЛНЯЕТСЯ ТАНЕЦ ФЕЙ ДРАЖЕ).
ПЕДАГОГ: Какая это музыка?
ДЕТИ: Волшебная, нежная.
ПЕДАГОГ: Она вся переливается, звенит. Таково необычное звучание у музыкального инструмента, который называется челеста. Это французский " музыкальный инструмент, похожий на фортепиано, но у него нежный и звенящий звук. П. И. Чайковский привез этот инструмент в Россию и первым из русских композиторов использовал его.
Танец феи Драже изящный, грациозный, искрящийся светом, волшебством.
Вы все: можете попробовать передать характер танца в движениях, соответствующих настроению музыки.
ДЕТИ ДЕЛЯТСЯ НА ГРУППЫ ПО НЕСКОЛЬКО ЧЕЛОВЕК,
ИМПРОВИЗИРУЮТ ДВИЖЕНИЕ ТАНЦА.
ПЕДАГОГ: Вам понравилось? (ответы детей)
Какие же слова можно придумать рассказывая об этой музыке? (ответы детей).
А теперь я хочу вам дать задание. Послушайте внимательно музыку еще раз- и придумайте сказку "В гостя» у Феи Драже?
ПОВТОРНОЕ СЛУШАНИЕ.
Дети по - очереди рассказывают свои сказки.
В конце занятия детям предлагается потанцевать и подвигаться под музыку "Танец Феи Драже".
На следующих занятиях слушание музыки можно проводить "опираясь на три взаимосвязанных между собой темы:
1."Какие чувства передает музыка?"
2. "О чем рассказывает музыка?"
3."Как рассказывает музыка?"
Двухактный балет «Щелкунчик» заказан был Чайковскому дирекцией императорских театров в начале 1891 года. Вскоре композитором была получена от Петипа написанная подробная программа «Щелкунчика». А 25 февраля Чайковский уже сообщает в одном из писем, что работает над балетом «изо всей мочи». а в январе-феврале 1892 года к балет был уже готов иполностью инструментован.
Музыка «Щелкунчика» впервые прозвучала 7 марта 1892 года водном из Петербургских симфонических концертов Русского музыкального общества (РМО). По свидетельству брата композитора, «успех нового произведения был большой. Из шести номеров сюиты пять было повторено по единодушному требованию публики».
С успехом прошла и театральная премьера балета, которая состоялась 6 декабря 1892 года в Петербурге на сцене Мариинского театра. Постановщиком «Щелкунчика» был Д. Иванов, заменивший уже в начале работы над спектаклем тяжело заболевшего М. Петипа. Декорации первого действия принадлежали К. М. Иванову, второго - академику живописи М. И. Бочарову. Костюмы готовились по эскизам И. А. Всеволожского. На следующий день после премьеры композитор писал брату: «Милый Толя, опера и балет имели вчера большой успех. Особенно опера всем очень понравилась... Постановка того и другого великолепна, а в балете даже слишком великолепна, - глаза устают от этой роскоши». Но отзывы прессы были далеко не единодушны. Среди высказываний о музыке наряду с самыми восторженными попадались и такие: «Щелкунчик» «кроме скуки ничего не доставил», «музыка его далеко не то, что требуется для балета» («Петербургская газета»).
Либретто «Щелкунчика» сочинено М. Петипа по известной сказке Э. Т.Гофмана «Щелкунчик и мышиный царь» (из цикла «Серапионовы братья») во французской переработке А. Дюма. Либретто распадается на две весьма обособленные части, разные по стилю и по художественным достоинствам. Первое действие - детские сцены в доме Зильбергауза - органически связано с миром сказок Гофмана, полно своеобразия и тонкой театральности. Второе действие--«царство сластей» - несет на себе заметную печать навязчиво-«роскошной» зрелищности старых балетов,нарушаяскромностьисказочнуюусловностьповествованияпоследних глав «Щелкунчика» («Кукольное царство», «Столица»). И только богатство и образная содержательность музыки Чайковского позволяют забыть о зрелищных излишествах этого действия. Как верно заметил Б. Асафьев, композитор преодолевал здесь традиционно балетную «безделушечность », ибо всюду, где можно было, «контрабандой проводил линию симфонического развития» . (Б.В.Асафьев.Избранные труды, т. IV. АН СССР, М., 1955, стр. 107).
По своему общему идейному смыслу «Щелкунчик» Чайковского имеет много общего с другими его балетами: здесь тот же основной мотив преодоления «злых чар» победоносной силой любви и человечности. Недоброе, враждебное человеку олицетворено в образах таинственного фокусника Дроссельмейера , совы на часах и мышиного царства. Им противопоставлен мир детской души,- еще робкой, пугливой, но именно потому особенно трогательной в своей сердечности и инстинктивном стремлении к добру. Нежная преданность Клары побеждает колдовство Дроссельмейера , освобождает из плена прекрасного юношу Щелкунчика, утверждает свет и радость.
Второе действие балета представляет собой разросшийся до грандиозных размеров финальный праздничный дивертисмент. Его основная часть - пестрая галерея характерных танцев, где проявилосьнеистощимое воображение и блестящее мастерство Чайковского. Каждая из характерных миниатюр этой сюиты - новая, своеобразная находка в области инструментовки. «Знойное» и томное звучание струнных в восточном танце, пронзительно свистящая мелодия флейты пикколо в игрушечном «китайском» танце, тающие хрустальные аккорды челесты в вариации феи Драже, - все это составляет неповторимую оригинальность и особенную прелесть партитуры «Щелкунчика».
Предметом заботы композитора было изобретение особых тембровых эффектов, могущих передать всю сказочную необычайность второго действия балета. В связи с этим, видимо, он и обратил внимание на недавно изобретенную тогда челесту. Чайковский был одним из первых, кто ввел в симфонический оркестр прозрачный, «тающий», поистине волшебный звук челесты. В «Щелкунчике» наряду с челестой большую роль играют также и другие тембры и тембровые сочетания (в частности, хор детских голосов в «Вальсе снежинок»), создающие впечатление сказочной фееричности. Характерный колорит вносят детские музыкальные инструменты, использованные Чайковским в сценах укачивания больного Щелкунчика (колыбельная из № 5) и битвы мышей с оловянными солдатиками (№ 7).
Среди пестрых дивертисментных миниатюр второго действия балета выделяются своей монументальностью «Вальс цветов» и «Pas de deux ». Обе принадлежат к числу выдающихся образцов большого симфонизированного танца Чайковского. В обеих огромная эмоциональность явно не умещается в рамках сюжета и «захлестывает» их подобно бурному потоку. Это особенно ощущается в музыке «Pas de deux » с его мощным и величавым мажором в крайних частях и вспышкой скорби в среднем эпизоде.
Партитура «Щелкунчика» вошла в музыкальную культуру как одна из самых драгоценных страниц наследия Чайковского.Здесьс классическойясностьюи полнотойобъединились лучшие черты его музыкальной драматургии и его зрелого симфонического искусства.
Президент Зильбергауз
Клара [Мари], Фриц - их дети
Марианна,племянница президента
Советник Дроссельмейер , крестный Клары и Фрица
Щелкунчик
Фея Драже, повелительницасластей
Принц Коклюш [Оршад]
Мажордом
Коломбина
Матушка Жигонь
Мышиный царь
Родственники, гости, костюмированные, дети, слуги, мыши, куклы, зайчики,игрушки,солдатики,гномы,снежинки,феи,сласти, мавры, пажи, принцессы - сестры Щелкунчика, паяцы, цветы и другие.
Музыка увертюры сразу же вводит слушателя в мир образов «Щелкунчика». Драма разыгрывается среди детей и кукол. Здесь все миниатюрно, подвижно, наивно-грациозно, все по-детски конкретно, здесь много веселой и лукавой игры и игрушечной механичности. Изложение двух тем и скромно варьированное повторение их (экспозиция и реприза) - такова лаконичная форма увертюры, соответствующая общему выразительному, точному и сжатому стилю детских сцен «Щелкунчика».
Первая тема - быстрый чеканно-легкий марш, в дальнейшем украшенный прозрачными вариационными узорами.В торая тема более напевна и свободно лирична. Ее соотношение с первой ощущается как выразительный контраст«действия» и пылкой детской мечты.
Картина I. Гостиная в доме Зильбергауза .
Сцена подготовки к детскому празднику. Хозяева дома и гости украшают рождественскую елку. Слуги разносят угощение. Все время прибывают новые гости, и оживление усиливается. Бьет девять. При каждом ударе сова на часах хлопает крыльями. Музыка начала сцены передает веселую и уютную атмосферу домашнего праздника. Звучит тема боя часов с таинственными аккордами и причудливыми ходами бас-кларнета.
Наконец, елка украшена и освещена. Шумной гурьбой вбегают дети. Они останавливаются, с восторгом любуясь украшениями и ярким светом. Хозяин дома велит играть марши приступает к раздаче подарков.
Шествие юных гостей, получающих подарки, сопровождается характерной музыкой «детского марша». Здесь, как и в увертюре, чувствуется миниатюрность и упругая легкость детских движений, наивная серьезность и мальчишеский задор. После раздачи подарков начинаютсятанцы.
За коротеньким галопом детей следует медленный танец в движении менуэта: выход щеголевато одетых гостей-родителей. После этого исполняется бойкое танцевальное Allegro в ритме тарантеллы.
В зале появляется новый гость - советник Дроссельмейер . Он внушает детям страх. В этот момент снова бьют часы и сова машет крыльями. Дети испуганно жмутся к родителям, но вид игрушек, которые принес гость, постепенно успокаивает их.
Таинственный гость велит принести две коробки: из одной он достает большой кочан капусты - это подарок Кларе, из другой - большой пирог, это для Фрица. Идети ивзрослые удивленнопереглядываются. Дроссельмейер улыбаясь велит поставить перед ним оба подарка. Он заводит механизмы, и к великому удивлению детей из капусты выходит кукла, а из пирога - солдат. Ожившие игрушки танцуют.
Новые заводные куклы танцуют «дьявольский танец» с музыкой причудливо резкой и немного таинственной.
Дети в восторге; Клара и Фриц хотят завладеть новыми игрушками, но Зильбергауз , опасаясь за целость дорогих подарков, велит унести их. Чтобы утешить детей, Дроссельмейер дарит им новую забавную игрушку - Щелкунчика: этим играть можно.
Вальсообразную музыку первой части сцены сменяет грациозная полька, иллюстрирующая игру с новой куклой. Дроссельмейер показывает, как Щелкунчик ловко раскалывает орешки. Новая игрушка особенно нравится Кларе, она чувствует жалость и нежность к неуклюжему Щелкунчику, она хотела бы забрать его и не отдавать никому. Но родители разъясняют, что кукла принадлежит не ей одной. Клара с ужасом смотрит, как Фриц засовывает Щелкунчику в рот большой орех и зубы бедной деревянной куклы с треском ломаются. Фриц со смехом бросает игрушку. Клара поднимает своего любимца и старается утешить его.
Теперь музыка польки (ее припев) теряет свой игриво-танцевальный характер,онастановитсяпо-детскижалобнойи сердечной.
Девочка укачивает больного Щелкунчика, напевая ему нежную колыбельную песню, а озорной Фриц с мальчишками то и дело прерывает ее шумом барабанов и труб. В ансамбль, играющий на сцене, входят детские трубы и барабаны. В примечании к партитуре сказано: «Кроме этих двух инструментов, дети в этом месте, а также и в следующем, подобном же, могут производить шум и посредством других употребляемых в детских симфониях инструментов, как то: кукушки, перепела, тарелок и т. п.» (П.И.Чайковский.Полноесобр.соч.т.13 (а),стр.131). Эту сцену сопровождает светлая и хрупко прозрачная музыка колыбельной.
Хозяин приглашает гостей-родителей потанцевать. Следует старинный, тяжеловатый немецкий танец «Гросфатер».
Детям пора спать. Клара просит позволения взять с собой больного Щелкунчика, но ей отказывают. Она заботливо укутывает любимую куклу и с грустью уходит. В спокойной и ласково-«сонной» музыке звучит тема колыбельнойКлары.
Опустевшую комнату освещает льющийся из окна лунный свет. В доме уже все улеглись, но Клара хочет еще раз взглянуть на больного Щелкунчика и тихо пробирается в гостиную. Ей страшно. Она осторожно подходит к постели куклы, от которой, как ей кажется, исходит фантастический свет. Бьет полночь,и девочка замечает, что сована часах превратилась в советника Дроссельмейера , который насмешливо глядит на нее. Она слышит, как скребутся мыши, и вот вся комната наполняется мышиными шорохами и суетливой беготней. Клара хочет взять с собой Щелкунчика и бежать, но страх ее слишком велик, и она беспомощно опускается на стул. Ночные призраки мгновенно исчезают. Музыка ночных блужданий Клары остро тревожна и призрачна, как мелькающие во сне смутные видения. В ней изображены и неверные, дрожащие на полу блики лунного света, и странное превращение совы в фокусника (тема Дроссельмейера в новом причудливом варианте), и тревожно-суетливая мышиная возня.
Скрывшаяся было луна вновь освещает комнату. Кларе кажется, что елка начинает постепенно расти и делается огромной, а куклы на елке оживают. В музыке, этой сцены - грандиозный подъем звучности, наглядно иллюстрирующий видение Клары. Вместе с тем это и выражение чувств, вначале робких и скорбных, как страстная мольба о свободе, затем все более и более расцветающих, светлых. Главная тема данного эпизода развивается в виде поднимающихся в бесконечную высоту «ступенек».
Сцена. Война игрушек и мышей. Солдатик-часовой окликает: «Кто идет?» Не услышав ответа, он стреляет. Куклы перепуганы. Часовой будит зайцев-барабанщиков, и они бьют тревогу. Появляются пряничные солдаты, которые строятся в ряды. В мышином войске - оживление. Начинается первая битва. Мыши побеждают и жадно поедают пряничных солдатиков. Тогда Щелкунчик, несмотря на раны, поднимается с постели и созывает свою старую гвардию: из ящиков выходят и строятся в правильные каре оловянные солдаты. Во главе вражеского войска становится сам Мышиный король. Начинается второе сражение. На этот раз атаки мышей безуспешны. Их король вступает в единоборство с Щелкунчиком и уже готов убить его, но в этот момент Клара бросает в Мышиного короля башмак, а Щелкунчик, воспользовавшись замешательством врага, вонзаетв негосвою шпагу.Мышиное войско в страхе разбегается.Щелкунчик превращается в прекрасного юношу-принца. Он становится на колени перед Кларой и приглашает ее следовать за ним.
Музыка этой сцены рисует все перипетии игрушечной войны. Звучит окрик и выстрел часового, боевая тревога барабанщиков (барабанная дробь исполняется на двухtamburi conglii - детском ударном инструменте - «кроличийбарабанчик»), и вот начинается сама баталия, где звуки игрушечных фанфар переплетаются с мышиным писком.
После первой атаки музыка выразительно передает боевые призывы Щелкунчика и появление во главе вражеского войска страшного короля мышей. Далее следует второе сражение, еще более азартное, но внезапно обрывающееся. Светлая концовка рисует чудесное превращение Щелкунчика в принца.
Гномы с факелами выстраиваются под деревьями. Они приветствуют Клару и сопровождающего ее прекрасного юношу. Звучит музыка светлого Andante , напоминающая по постепенности нарастания звуковой силы и яркости красок эпизод «видения» Клары из предшествующей картины.
Падают крупные хлопья снега. Поднимается вихрь, и снежинки быстро кружатся. Постепенно метель утихает, свет луны искрится на снегу. В этом эпизоде танцевальность соединяется с яркой картинностью: музыка рисует легкое и немного призрачное в рассеянном свете луны кружение снежинок. Вместе с тем - это и «картина настроения», где выражены тревога и очарование волшебного сна Клары. Замечательна главная, беспокойно мелькающая тема вальса.
Средняя часть вальса ярко контрастна. Сумрак тревожной ночи вдруг рассеивается, и звучит чудесное светлое пение детских голосов (хор за сценой).
Мелодия хора повторяется несколько раз и сопровождается фантастически красочными вариациями оркестра. Колорит музыки все время светлеет и доходит до предельно воздушной звучности в последней вариации с хрустальными звонами треугольника. Вальс завершается широко развитой кодой, где главная темапроходит уже в мчащемсяритме галопа.
Началу действия предшествует симфоническое введение. Праздничная музыка переливается радужной игрой красок и воздушными струящимися пассажами арф и челесты. Развитие этой музыки, все более и более светлеющей и искрящейся, иллюстрирует следующую сцену.
В сказочном царстве сластей ожидают возвращения принца Щелкунчика вместе с его избавительницей Кларой. Готовится пышный праздник. Фея Драже, сопровождающий ее принц Коклюш и свита выходят из сахарного павильона. Феи и различные сласти кланяются ей, серебряные солдатики отдают ей честь. Повелительница фей просит оказать гостям достойный прием.
По реке из розовой воды в золотой ладье приплывают Клара и принц Щелкунчик. Звучание оркестра создает впечатление сверкающих на солнце водяных струй. В программе, которой руководствовался композитор, эта сцена описана так: «Река розовой воды начинает заметно вздуваться и на ее бушующей поверхности показывается Клара и благодетельный принц в колеснице из раковины, усеянной каменьями, сверкающей на солнце и влекомой золотыми дельфинами с поднятыми головами. Они (дельфины) выбрасывают вверх столбы сверкающих струй розовой влаги, падающих вниз и переливающихся всеми цветами радуги». Здесь, согласно программе, «музыка ширитсяи прибывает, какбушующиеструи».Гостей встречают маленькие мавры в костюмах из перьев птицы колибри и изумрудно-рубиновые пажи с факелами. Их радостно приветствуют фея Драже со свитой, принцессы - сестры Щелкунчика и мажордом в костюме из золотой парчи. Сцену встречи гостей иллюстрирует новый музыкальныйэпизод:изящно-приветливый танецвдвижениивальса.
Щелкунчик представляет сестрам свою спутницу. Он рассказывает о битве с мышиным войском и о своем чудесном избавлении, которым он обязан одной лишь Кларе. Музыка рассказа Щелкунчикаисполнена пылкого воодушевления. В средней части, где вспоминаются события тревожной ночи, вновь звучит тема «войны мышей и солдатиков».
Трубные сигналы возвещают начало празднества. По знаку феи Драже, появляется стол с роскошными яствами. Мажордом распоряжается о начале танцев.
Бравурный,блестящийтанецвиспанском стиле. Главная тема у солирующей трубы.
На монотонном, едва мерцающем фоне (выдержанные квинты у виолончелей и альтов) вырисовывается нежная мелодия скрипок. Композитор использовал здесь мелодию грузинской народной колыбельной песни «Иав нана » («Спи, фиалка»), запись которой была им получена от М. М. Ипполитова-Иванова . Это мир «знойной», изысканной и завораживающей лирики медленных восточных танцев. По определениюлибреттиста, «сладостная, чарующая музыка».
Сохраняя неизменный басовый фон, композитор обогащает музыку все новыми и новыми красочными подробностями и чудесными мелодическими узорами. В средней части танца появляются изысканные хроматизмы и характерные для восточной музыки тонкие колебания ладовых оттенков. В репризе красиво звучит соединение главной темы (в густом вибрирующем голосе струнных) и томных хроматических ходов гобоя: словно одинокий голос задумчиво импровизирует на тему песни.
Музыка необычайно характерна по подбору тембров и изложению. Отрывистые терции у низких фаготов и на этом фоне пронзительно свистящая мелодия флейты пикколо с колким и прыгающим продолжением у струнных pizzicato - все это создает впечатление оригинальной комической игрушечности . Кажется, будто пляшут смешные фарфоровые статуэтки.
Живой, ярко-темпераментный танец в русском народном стиле. К концу - убыстряется и заканчивается настоящим вихрем плясового движения.
По замыслу либреттиста, игрушечные пастушки «танцуют, играя на дудочках, сделанных из камыша». Замечательной находкой композитора является главная тема танца: пасторальная мелодия трех флейт. Ее красота неотделима от природы инструмента: будто сама душа флейты вселилась в эту музыку, легкую и подвижную, как ветерок в«звонких скважинахпустого тростника».
Быстрый и остро ритмованный танец Полишинелей, за которым следует более умеренный по темпу комический танец Мамаши Жигонь с ее детишками, вылезающими из-под юбки;далее - общий групповой танец на музыке Полишинелей.
Маленький человек в золотой парче (мажордом) ударяет в ладоши: появляются 36 танцовщиц и 36 танцовщиков, одетых цветами. Они несут большой букет, который дарят жениху и невесте. После этого начинается общий большой вальс.
«Вальс цветов» наряду со следующим «Pas de deux », является вершиной праздничного дивертисмента «Щелкунчика». Вальс начинается вступлением с большой виртуозной каденцией арфы. Главная тема поручена валторнам. Господствуя на протяжении всего вальса как выражение его основного настроения - пышной и торжественной праздничности,- эта тема служит, однако, лишь первой ступенькой в той лестнице мелодических красот, которую воздвигает здесь фантазия композитора. Уже в середине первой части вальса музыка становится более певучей. Во второй (центральной) части композитор одарит нас новыми, еще более широкими и мелодически увлекательными темами: мелодия флейт и гобоев (в начале этой части) и продолжающаяеелирически-насыщенная мелодия виолончелей. После повторения первой части вальса (репризы) следует заключение, где знакомые темы развиваются, приобретая еще более оживленный и бурно-праздничный характер.
Сцена начинается «колоссальным по эффекту» (М. Петипа) Adagio . Значительность этого Adagio - не только и не столько в его объеме и внешней монументальности звучания, сколько во внутренней эмоциональной наполненности и содержательности, в мощной силе симфонического развития. Только благодаря этим свойствам Adagio драматургически «побеждает» рядом с пышным и, казалось бы, кульминационным по эмоциональности «Вальсом цветов». Первая тема Adagio - светлая, торжествующая. В средней части звучит мелодия красивой элегической песни. Этот простой лирический напев служит началом новой, наиболее богатой фазы симфонического развития. В процессе развития элегический образ становится все более и более активным и, вместе с тем, скорбно-драматическим.
В суровом звучании труб и тромбонов проходит тема первой части Adagio : теперь она приобретает новый облик, напоминая столь типичные дляЧайковского темы мрачныхи неумолимых«приговоровсудьбы». Третья часть Adagio - повторение первой в новом, еще более светлом и нарядно-праздничном изложении с широким умиротворяющим заключением.
За Adagio следуют две сольные вариации и общая кода.
Вариация танцовщика - тарантелла с необычным для этого кипучего танца отпечатком мягкой грусти.
Вариация балерины - Andante с прозрачным, «тающим» звучанием челесты- одна из самых удивительных колористических находок Чайковского. Замысел этой пьесы отчасти подсказан программой Петипа, который хотел, чтобы здесь слышалось «падение капель воды в фонтанах». У Чайковского образ, как всегда, получился более психологическим, чем изобразительным. Внешняя холодноватость , таинственная приглушенность чувства, а где-то в глубине трепетное волнение, тревожная настороженность - так хотелось бы определить сложное эмоциональное содержание этой лирической миниатюры. В ней, как и во многих эпизодах балета, проявляются богатство, многосторонность замысла «Щелкунчика»: сквозь невинную сказку, детскую идиллию, пестроту театрального зрелища просвечивают глубокие пласты правды жизни - светлую мечту оттеняют первые тревоги, в кипение молодых сил вторгаются скорбь и горечь.
– танцуют все участники предыдущей сцены.
и апофеоз. Общий заключительный танец всех участвующих - «увлекающий и горячий» (М. Петипа).
Вальс переходит в безмятежно светлую музыку апофеоза, завершающего весь-балет.
©Инна АСТАХОВА
По материалам кн.: Житомирский Д . Балеты П.И.Чайковского. Москва, 1957.