Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Какие формы и приемы природопользования. Загрязнение земных оболочек

Какие формы и приемы природопользования. Загрязнение земных оболочек

Арендный блок

Природопользование может быть рациональным и нерациональным. Рациональное природопользование является разумным и не допускает снижения продуктивности природной среды. Нерациональное - это потребительское отношение к природе, то есть стремление получить от нее как можно больше любыми способами, что приводит к истощению природных ресурсов и загрязнению природной среды. При нерациональном природопользовании возникают две проблемы: ресурсная, связанная с истощением природных ресурсов и экологическая, связанная с ухудшением (загрязнением) среды жизни. В настоящее время существует эпоха нерационального природопользования.

Три ее формы: экономическая (ведущая), экологическая и культурно-оздоровительная.

Формы природопользования осуществляются в двух видах: общего и специального природопользования.

Общее природопользование не требует специального разрешения. Оно осуществляется гражданами на основе принадлежащих им естественных (гуманитарных) прав, существующих и возникающих как результат рождения и существования (пользование водой, воздухом и т. д.).

Специальное природопользование осуществляется физическими и юридическими лицами на основании разрешения уполномоченных государственных органов. Оно носит целевой характер и по видам используемых объектов подразделяется на землепользование, пользование недрами, лесопользование, водопользование, пользование животным миром (дикими животными и птицами, рыбными запасами), использование атмосферного воздуха. Специальное природопользование связано с потреблением природных ресурсов. В этой части оно соотносится через правовое регулирование с отраслевым природоресурсным законодательством Российской Федерации: Земельным кодексом, Основами лесного законодательства, Законом о недрах, Водным кодексом, Законом об использовании и охране животного мира, Законом об охране атмосферного воздуха.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Эта тема принадлежит разделу:

Охрана природы. Экология

Экологическая ситуация в России, энергоресурсы в РФ. Альтернативные источники энергии. Природопользование, природоведение.

Уголовный кодекс Российской Федерации УК РФ. Система уголовного права, понятие и значение. Состава преступления. Субъективная сторона преступления. Общественно опасное деяние. Причинная связь в уголовном праве. Уголовная ответственность. Субъект преступления.

Физиология

Мембранный потенциал. Классификация мышц. Мышечная ткань. Организация скелетной мышцы. Рефлекс. Классификация гормонов. Нервная система. Сетчатка глаза. Функции кожи. Тепловыделение.

Воспалительные заболевания перикарда. Этиология и патогенез. Классификация. Клиническая картина. Диагностика. Лечение

Перикардит. Риккетсии. Сухой перикардит. Экссудативный перикардит и тампонада. Хронический панкреатит: определение, этиология, патогенез, классификация, клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, современные принципы лечения, профилактика.

Массивные фундаменты глубокого закладывания.

Фундаменты, которые сооружаются методом массивного опускного колодца. Массивные опускные колодцы. Фундаменты, которые сооружаются методом кессона.

Термодинамика и молекулярная физика

Состояние макроскопической системы и его параметры. состояния идеального газа. энтропия термодинамики

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

  • СОДЕРЖАНИЕ
    • Введение
    • 1. Понятие природопользование, его предмет, принципы, задачи и направления
    • 2. Виды и формы природопользования
    • Заключение
    • Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Человечество с древнейших времен использовало природу в хозяйственных целях (охота, собирательство, рыболовство). На протяжении всей истории происходило расширение связей в системе природа - человек. В сферу человеческой деятельности включались все новые виды природных ресурсов. Росла численность населения, увеличивались масштабы производства, происходило изменение естественной природной среды в результате человеческой деятельности.

Проблема природопользования представляет в настоящее время жизненно важный интерес. Основными причинами, стимулирующими постановку и необходимость решения данного вопроса, являются:

Постоянно возрастающее усложнение и интенсификация взаимодействия общества и природы в процессах производственной деятельности;

Возросшая масштабность общественного производства, его становление «крупнейшей геологической силой»;

Влияние экологических изменений на развитие общественного производства, необходимость рассмотрения экологического фактора в качестве условия роста и развития производительных сил общества;

Существенное возрастание природоохранных затрат.

Поэтому, особенностью современного этапа развития является формирование представлений о тесной взаимосвязи между экологическими и экономическими системами в самом широком смысле. Экономическое развитие страны и управление окружающей средой - это две взаимодополняющие задачи. России в период перехода к рыночной экономике необходимо особое внимание уделять механизму рационального природопользования и охране окружающей среды. Это определяется не только ее внутренними потребностями, но и процессом интеграции страны в мировое сообщество.

В результате, в настоящее время активная роль человека в использовании природы нашла свое отражение в природопользовании как особой сфере хозяйственной деятельности. Природопользование является совокупностью мер, предпринимаемых обществом с целью изучения, охраны, освоения и преобразования окружающей среды.

В контексте данного исследования мною будет дано определение понятию природопользование, раскрыт предмет природопользования, его виды и задачи.

1. ПОНЯТИЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ, ЕГО ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ

Возрастающие потребности человека и общества ведут к усилению и разнообразию воздействия на биосферу, к ее серьезной деградации, исчерпанию ресурсов и возникновению ответных реакций, ставящих под вопрос как возможность развития человечества, так и сам факт его существования. Все это сделало актуальным системное изучение природных ресурсов, процессов и противоречий, образующихся в результате их эксплуатации. Поскольку природные ресурсы чрезвычайно разнообразны, а их ценность и методы разработки - факторы экономические и технические, возникла необходимость формирования новой междисциплинарной науки, которая была бы посвящена различным аспектам природопользования и природным ресурсам и могла интефировать технические, естественные и общественные науки. Такое научное направление и сам термин «природопользование» были предложены в конце 50-х гг. XX в. профессором Ростовского государственного университета Ю.Н. Куражковским.

Природопользование определено как совокупность процессов взаимоотношения природы и человека. По мнению автора данного термина, задачи природопользования сводятся к разработке общих принципов осуществления всякой деятельности, связанной либо с непосредственным пользованием природой и ее ресурсами, либо с изменяющими ее воздействиями.

В настоящее время существует два подхода к содержанию понятия «Природопользование»:

1) как целенаправленная деятельность по обеспечению потребностей общества в природных ресурсах и сохранению необходимого качества окружающей среды;

2)как система отношений между обществом и природой, возникающая в процессе их взаимодействия.

Цель природопользования - комплексное воздействие на природу, обеспечивающее постоянное повышение эффективности производства и благосостояния народа, сохранение экологического потенциала для будущих поколений людей.

Объектом научного природопользования служит комплекс взаимоотношений между природными ресурсами, естественными условиями жизни общества и его социально-экономическим развитием.

Предметом природопользования является оптимизация этих отношений, стремление к сохранению и воспроизводству среды жизнедеятельности человека.

Природопользование включает:

Извлечение и переработку природных ресурсов;

Использование и охрану природных условий;

Сохранение экологического баланса биосферы, что служит основой сохранения природно-ресурсного потенциала развития человека.

Основные задачи природопользования заключаются:

1) в удовлетворении постоянно растущих потребностей общества, повышении эффективности общественного производства за счет рационального использования природных ресурсов;

2) создании условий для расширения воспроизводства естественных ресурсов, повышении продуктивности природной среды на основе целенаправленного ее преобразования;

3) сбережении природной среды и сохранении ее биоразнообразия.

В организации и осуществлении природопользования необходимо руководствоваться следующими принципами:

1) соответствием характера и способов использования форм и методов освоения природных ресурсов конкретным природным и экономическим условиям;

2) планированием и прогнозированием максимально возможного предотвращения негативных последствий природопользования;

3) повышением интенсивности исследования природы, сокращением и устранением потерь в ходе эксплуатации природных ресурсов;

4) комплексностью применения и соблюдения целесообразной, экономически обоснованной последовательности хозяйственного освоения и использования природных ресурсов;

5) экологизацией общественного производства, позволяющей сберечь природные ресурсы и свести на нет отрицательные последствия производства для окружающей среды;

6) охраной и сохранением научных и эстетических ценностей.

Учитывая, что природопользование (в широком смысле) представляет целенаправленную комплексную деятельность людей, можно выделить основные его направления и виды (табл. 1).

природопользование экологический ресурс

Табл. 1. Классификация направлений природопользования

Направление

Состав направления

Ресурсопотребление

1. Добыча ресурсов (в том числе выявление, изучение, подготовка, непосредственное извлечение).

2. Ресурсопользование (без непосредственного извлечения из природной среды, например, рекреация).

3. Использование элементов среды как «вместилища» отходов производства и потребления.

4. Использование элементов среды, например земли, как пространственного базиса для размещения производительных сил общества

Конструктивное преобразование

1. Комплексные программы преобразования природной среды в рамках региона.

2. Преобразование отдельных элементов природы (например, трансформация лесных ресурсов).

3. Защита от стихийных бедствий.

4. Ликвидация последствий хозяйственной деятельности

Воспроизводство природных

ресурсов

1. Непосредственное воспроизводство возобновляемых природных ресурсов (например, восстановление леса).

2. Создание условий для воспроизводства возобновляемых ресурсов (например, охрана лесов от пожаров).

3. Восстановление (рекультивация ландшафтов, очистка рек)

Охрана окружающей среды

1. Предотвращение негативных воздействий производства и потребления.

2. Собственно охрана (консервация) ландшафтов.

3. Сохранение генофонда биосферы

Управление и мониторинг

1. Инвентаризация, учет и контроль.

2. Регулирование состояния ресурсов и природной среды.

3. Управление процессами природопользования

Рассматривая данную классификацию основных направлений природопользования, необходимо заметить, что все направления чрезвычайно переплетены между собой, тесно связаны, и поэтому разграничить их весьма трудно.

2. ВИДЫ И ФОРМЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Под природопользованием понимают возможность использования человеком полезных свойств окружающей природной среды - экологических, экономических, культурных и оздоровительных. Отсюда содержание природопользования включает три ее формы: экономическую, экологическую и культурно-оздоровительную (рекреационную).

Экономическая форма взаимодействия общества и природы возникает в процессе использования человеком природы для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей. Использование природных ресурсов в экономических интересах общества - стержень экономической формы взаимодействия общества и природы.

Экологическая форма возникает в процессе деятельности общества по охране окружающей природной среды. В рамках экологической формы взаимодействия общества и природы выделяются два вида этой формы деятельности:

Заповедная охрана, т.е. создание и реализация норм законодательства по заповедной охране природы, проведение мероприятий в этой сфере;

Оздоровление окружающей среды, т. е. проведение различного рода мероприятий в этой области.

Деятельность общества по охране природы возникла как следствие экономической деятельности общества. Загрязнение природной среды отходами производства, которые вредны для здоровья человека и представляют собой опасность, а также истощение природных ресурсов и разрушение экологических связей породили необходимость организовать охрану природы. Первоначально деятельность по охране природы носила характер мер по охране памятников природы, но впоследствии, по мере роста потребления природных ресурсов, роста производительных сил и вредного влияния производства на окружающую среду, деятельность по охране природы стала носить характер рационального использования природных ресурсов.

Рациональное использование природных ресурсов, в отличие от потребления, является осознанной формой общественной и государственной деятельности, направленной на сохранение и воспроизводство природных ресурсов. Охрана окружающей среды включает в себя комплекс как экономических, так и административных мер, подчиненных задаче охраны окружающей среды.

Рекреационное природопользование имеет три основные функции: социальную, экономическую и природоохранную. Социальная функция рекреационного природопользования - это удовлетворение специфических потребностей населения в отдыхе, оздоровлении, общении с природой, что способствует укреплению физического и умственного здоровья общества. Экономическая функция заключается, главным образом, в восстановлении рабочей силы. Благодаря рекреации повышается работоспособность, увеличивается фонд рабочего времени, что способствует росту производительности труда. К экономической функции принадлежат также расширение сферы применения труда и ускоренное развитие социальной и производственной инфраструктуры на территориях интенсивного рекреационного природопользования. Природоохранная функция заключается в предотвращении деградации природных рекреационных комплексов под влиянием антропогенной деятельности, в том числе и рекреационной.

Методически рекреационное природопользование следует рассматривать как единство таких процессов, как организация рекреации населения с использованием природных ресурсов и условий, предвидения изменений состояния окружающей среды под воздействием рекреационной деятельности, удовлетворения потребностей населения в природных рекреационных ресурсах и восстановление рабочей силы.

Как правило, в территориально-производственном комплексе определяющим и первичным его элементом является производственная структура. Непроизводственная сфера обеспечивает условия существования и функционирования производственной и является как бы вторичной. Лишь в тех случаях, когда регион имеет рекреационную специализацию, непроизводственная сфера становится первичным фактором, который определяет условия развития производственной сферы. В таком случае возникает необходимость в создании новых форм кооперации предприятий и организаций в рамках единого территориального комплекса с целью максимального и эффективного предоставления рекреационных услуг.

Одной из них является территориально-рекреационный комплекс (ТРК). Он характеризуется единой территорией, которая имеет значительный рекреационный потенциал, совокупность рекреационных учреждений, с тесными производственными связями, единством организационных форм правления, обеспечивающих эффективное использование природных рекреационных ресурсов и социально-экономических условий, сложившихся на данной территории.

Формы природопользования осуществляются в двух видах: общего и специального природопользования.

Общее природопользование не требует специального разрешения. Оно осуществляется гражданами на основе принадлежащих им естественных (гуманитарных) прав, существующих и возникающих как результат рождения и существования (пользование водой, воздухом и т. д.).

Специальное природопользование осуществляется физическими и юридическими лицами на основании разрешения уполномоченных государственных органов. Оно носит целевой характер и по видам используемых объектов подразделяется на землепользование, пользование недрами, лесопользование, водопользование, пользование животным миром (дикими животными и птицами, рыбными запасами), использование атмосферного воздуха. Специальное природопользование связано с потреблением природных ресурсов. В этой части оно соотносится через правовое регулирование с отраслевым природоресурсным законодательством Российской Федерации: Земельным кодексом, Основами лесного законодательства, Законом о недрах, Водным кодексом, Законом об использовании и охране животного мира, Законом об охране атмосферного воздуха.

Под природопользованием подразумевается также совокупность различных форм воздействия на природно-ресурсный потенциал - от его эксплуатации до мер по сохранению и восстановлению. При рациональном природопользовании вовлечение природных ресурсов в сферу человеческой деятельности дает возможность обеспечения потребностей не только настоящего, но и будущих поколений. Это может быть достигнуто только за счет комплексного, экономически эффективного использования ресурсов с соблюдением требований охраны природы.

Нерациональное природопользование ведет к ухудшению природной среды, которое сопровождается явлениями загрязнения, истощения и деградации природных систем, нарушением экологического баланса, разрушением биоценозов. При этом происходит полная или частичная потеря функций природной среды, ее экономического и культурно-оздоровительного потенциала. Перед специалистами в области природопользования стоят следующие задачи:

Разработка основных принципов взаимодействия производственной и не производственной деятельности человека с окружающей средой;

Оптимизация взаимоотношений между природно-ресурсной базой и социально-экономическим развитием общества;

Поиск методов хозяйствования, учитывающих природное равновесие окружающей среды и улучшающих природный потенциал;

Разработка единой системы природоохранного законодательства, стандартов и нормативных экологических требований к хозяйственной деятельности и состоянию окружающей среды;

Создание новых законодательных экономических отношений в обществе, позволяющих осуществить структурную перестройку национального хозяйства на базе ресурсов и энергосбережения, внедрения более совершенной экологически чистой техники и технологий;

Переход на международные экологические стандарты качества окружающей среды, технологических процессов и производимой продукции, обеспечивающие включение РФ в систему Международного экономического сотрудничества;

Формирование эффективной системы органов государственного и регионального управления в области экологии и природопользования, призванных осуществлять единую государственную экологическую политику страны.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании всего вышеизложенного представляется возможным сделать следующий вывод:

Природопользование является достаточно сложной комплексной дисциплиной, синтезирующей знания многих наук с целью оптимизации взаимодействия природы и общества.

Под природопользованием, как процессом взаимодействия природы и общества, понимают совокупность воздействий человечества на географическую оболочку Земли. Оно исследует общие принципы рационального использования природных ресурсов человеческим обществом. Объектом исследования природопользования как науки является комплекс взаимодействий между природными ресурсами, естественными условиями жизни общества и его социально-экономическим развитием. Предметом природопользования следует считать оптимизацию этих отношений.

Задачи природопользования сводятся к разработке общих принципов осуществления всякой деятельности, связанной либо с непосредственным пользованием природой и ее ресурсами, либо с изменяющими ее воздействиями.

Так как под природопользованием понимается использование полезных для человека свойств окружающей природной среды - экологических, экономических, культурных, оздоровительных и т.д. Отсюда в содержание природопользования входят различные его формы - экономическая, экологическая, культурно-оздоровительная. Формы природопользования осуществляются в двух видах использования природы: общего и специального природопользования.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ :

1. Арустамов Э.А. Природопользование: Учебник. - М.: "Дашков и К", 2000. - 263 с.

2. Авраменко, И. М. Природопользование: Курс лекций для студентов вузов / И. М. Авраменко. - Спб.: Лань, 2003. - 128 с.

3. Бобылев С.Н., Ходжаев А.Ш. Экономика природопользования: Учеб-ник. - М.: ТЕИС, 1997. - 290 с.

4. Глушкова В.Г., Макар С.В. Экономика природопользования: Учеб. пособие - М.: Гардарики, 2005. - 448 с.

5. Природопользование, Ч.II, Ресурсы: курс лекций / сост. В.М. Урусов - Владивосток: Дальнаука, 2009 . - 412 c.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Сущность и основные виды природопользования. Планирование и прогнозирование использования природных ресурсов. Принципы и направления рационального использования водных ресурсов и недр. Рациональное использование, воспроизводство и охрана лесов России.

    реферат , добавлен 29.05.2010

    Сущность, объект, предмет, основные меры и средства рационального природопользования. Классификация и характеристика природных ресурсов. Принципы экологического нормирования. Состав показателей и нормативы качества окружающей среды и пределы их изменений.

    презентация , добавлен 08.02.2014

    Современные проблемы природопользования. Классификация природных ресурсов и их экономическая оценка. Сырьевая база промышленности Казахстана. Пути экологического развития страны. Виды загрязнений окружающей среды. Методы управления природопользованием.

    курс лекций , добавлен 13.11.2011

    Направления государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды. Причины загрязнения окружающей среды. Взаимосвязь экономики и природопользования, модели и подходы к экономическому развитию с учетом экологических требований.

    курсовая работа , добавлен 30.11.2010

    Понятие, цели, направления и проблемы государственной политики в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Организация государственного управления в сфере экологии. Функции экологического контроля, его недостатки.

    дипломная работа , добавлен 08.09.2016

    Ресурсный цикл как антропогенный круговорот вещества. Современное состояние окружающей среды. Компоненты ландшафта, подвергающиеся изменению. Природные источники загрязнения атмосферы. Качество питьевой воды. Задачи рационального природопользования.

    курсовая работа , добавлен 07.12.2013

    Связь природопользования с экологией и законами взаимодействия различных природных систем. Понятие рационального природопользования. Наиболее эффективные пути приспособления развития социально-экономической системы к изменениям, происходящим в биосфере.

    контрольная работа , добавлен 28.03.2013

    Понятие о природопользовании. Фундаментальные проблемы взаимодействия общества и окружающей среды. Методы стоимостной оценки природных объектов. Финансирование рационального использования ресурсов. Государственное управление в области недропользования.

    методичка , добавлен 09.12.2010

    Влияние постоянного природопользования человека на окружающую среду. Сущность и цели рационального природопользования. Признаки нерационального природопользования. Сравнение рационального и нерационального природопользования, их иллюстрация примерами.

    контрольная работа , добавлен 28.01.2015

    Право природопользования - система юридических норм и средств, направленных на урегулирование отношений относительно эффективного использования, возобновления и охраны природных ресурсов. Классификация права природопользования. Нормы правовой регуляции.

ВВЕДЕНИЕ – СТР.2

Глава первая: Понятие и виды права природопользования – СТР.3

Глава вторая: Право природопользования и правовые формы использования природных ресурсов – СТР.5

Глава третья: Экологические требования в отдельных отраслях хозяйственной и иной деятельности – СТР.11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ – СТР.15

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ – СТР.16

Введение:

Человек во все периоды своего развития использовал природу и вступал с ней во взаимодействие. Формы и способы этого взаимодействия волновали его всегда и стали одной из важных проблем человечества. Но на различных этапах развития человек по-разному подходил к ее решению.

Задача человечества заключается в том, чтобы использовать природу разумно, воздействовать на нее с учетом ее законов, научно обоснованно и целенаправленно. В противном случае неизбежен конфликт общества с природой, экологический кризис или, как нередко сейчас говорят, экологический иммунодефицит (недостаток или отсутствие в природе защитных сил против отрицательного воздействия человека). Природа не признает шуток с ней, она всегда права, ошибки и заблуждения исходят от людей.

Актуальность данной темы связана с тем, что познание законов природы и воздействие на природу в соответствии с ее законами - первостепенная задача человечества. Вторая задача состоит в том, чтобы внутреннюю и внешнюю политику государства как можно больше экологизировать. Все - экономика, право, наука и техника, образование и воспитание - должно быть проникнуто экологическим духом, духом разумного использования природных ресурсов и эффективной охраны природной среды.

Объектом данного исследования является экологическое право. Предметом исследования становится правовые формы использования ресурсов.

Целью работы является изучить особенности права природопользования и формы природопользования. Для достижения поставленной цели потребуется выполнить ряд задач:

1. Изучить понятие и виды права природопользования.

2. Рассмотреть право природопользования и правовые формы использования природных ресурсов.

3. Проанализировать экологические требования в отдельных отраслях хозяйственной и иной деятельности.

Каждой задаче соответствует определенная глава в структуре данной работы.

В ходе работы была использована научная, учебная литература, а также различные кодексы РФ и Интернет.

Глава первая : Понятие и виды права природопользования.

Для начала, на мой взгляд, следует рассмотреть понятие и виды права природопользования.

Рассматривая право природопользования в контексте экологического права, следует отметить, что его значение определяется возможностью удовлетворения разнообразных потребностей человека и поддержания его жизни на надлежащем уровне, но одновременно является наиболее значительным фактором вредного воздействия на окружающую природную среду. Эффективное и рациональное использование человеком природных ресурсов регламентируется эколого-правовыми нормами. В частности, осуществленная в последние годы кодификация законодательства, регулирующего порядок использования различных природных ресурсов, свидетельствует о наличии более пристального внимания со стороны государства к проблеме юридического закрепления отношений природопользования.

Таким образом, можно заключить, что право природопользования представляет собой систему правовых норм, регулирующих отношения в области рационального и эффективного использования человеком природных ресурсов с целью удовлетворения разнообразных потребностей.

Такие нормы сосредоточены, как правило, в специальных нормативно-правовых актах, регламентирующих так называемые природоресурсовые отношения: земельном, водном, лесном, фаунистическом и т.д.

Нормы, осуществляющие регулирование отношений рационального природопользования и предусматривающие ответственность за нарушение предусмотренных в них требований, содержатся также в гражданском, административном и уголовном законодательстве РФ.

Право природопользования в объективном смысле представляет собой совокупность правовых норм, устанавливающих основания возникновения и основания прекращения права природопользования, комплекс прав и обязанностей природопользователей, а также юридические способы защиты прав субъектов природопользования.

Право природопользования в субъективном смысле - это совокупность прав и обязанностей лиц, осуществляющих рациональное природопользование в области использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов.

Осуществление природопользования в РФ базируется на системе принципов, представляющих собой основополагающие правовые идеи, на основе которых регулируются отношения в области использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов. К основным принципам природопользования можно отнести следующие:

Право природопользования является производным от права собственности: о наличии данного принципа целесообразно вести речь, когда собственник и природопользователь - разные лица, например, государство в лице специально уполномоченных органов является собственником определенного природного объекта, т.е. осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению, в связи с чем обладает правом предоставления данного природного объекта в пользование другим лицам;

Природопользование должно быть рациональным, т.е. должно иметь место максимально эффективное извлечение полезных свойств из эксплуатируемого природного ресурса, указанное использование должно осуществляться в гармонии с остальной природной, без ущерба для ее состояния;

Целевой характер использования природных ресурсов: при оформлении документа на использование конкретного природного ресурса указывается, для какой цели он предназначен (например, лицензия на право пользования недрами, разрешение на специальное водопользование, лесорубочный билет и др.), поэтому любое отклонение от определенных законодательством и отраженных в специальных документах целей использования природных объектов рассматривается как нарушение эколого-правовых норм;

Возмездность и безвозмездность природопользования означает, что каждый субъект, осуществляющий деятельность по специальному использованию, воспроизводству и охране природных ресурсов обязан вносить установленную законом плату за указанные действия; принцип безвозмездности распространяется на лиц, осуществляющих общее природопользование, т.е. природопользование, не требующее специального разрешения;

Внесение платы за ухудшение качества природных ресурсов: каждый природопользователь, осуществляя эксплуатацию конкретного природного объекта способами, которые повлекли ухудшение его качественного состояния, обязан уплатить за свои действия установленную законом денежную сумму;

Стимулирование эффективного природопользования означает наличие комплекса мероприятий, предпринимаемых государством в лице специально уполномоченных органов по организации дополнительных поощрений лицам, которые осуществляют деятельность по использованию, воспроизводству и охране природных ресурсов с наименьшими материальными затратами и с наибольшими качественными показателями (например, предоставление льготного кредитования и налогообложения физическим и юридическим лицам);

Нормирование и лимитирование природопользования: с целью более эффективной организации использования, воспроизводства и охраны природных объектов государство в лице специально уполномоченных органов осуществляет вышеуказанные действия.

Виды права природопользования можно определить, опираясь на различные классификационные критерии:

1) по основаниям возникновения:

Право общего природопользования представляет собой гарантированную законом возможность использовать безопасную для жизни и здоровья окружающую среду с обязательным соблюдением своих обязанностей, касающихся ее охраны;

Право специального природопользования - это регламентированное государством целевое использование природных ресурсов для удовлетворения материальных и духовных потребностей физическими и юридическими лицами.

2) в зависимости от объектов природопользования:

Право землепользования;

Право пользования недрами;

Право водопользования;

Право лесопользования;

Право пользования растительным и животным миром;

Право пользования атмосферным воздухом.

3) в зависимости от сроков природопользования:

Бессрочное (или постоянное) природопользование: при оформлении документа на осуществление деятельности по использованию, воспроизводству и охране природных объектов не конкретизируется сроки осуществления природопользования;

Срочное природопользование: в свою очередь подразделяется на краткосрочное (не больше 5 лет) и долгосрочное (от 5 лет и больше), а также в качестве обособленного вида природопользования выступают арендные отношения, о которых речь пойдет в последующих разделах.

4) по формам организации:

Право коллективного природопользования: когда полномочия по использованию, воспроизводству и охране природных ресурсов осуществляются предприятием, учреждением, организацией, общественным объединением или любым другим юридическим лицом, независимо от формы собственности;

Право индивидуального природопользования: когда указанные действия осуществляются физическим лицом единолично.

5) в зависимости от способов возникновения отношений природопользования:

Право первичного природопользования: когда собственник того или иного природного объекта напрямую передает указанный объект другому лицу в пользование или на условиях аренды;

Право вторичного природопользования: в данном случае лицо, получившее определенный природный объект в пользование и осуществляющее действия по его использованию воспроизводству и охране передает указанный ресурс третьему лицу во вторичное пользование или на условиях субаренды. Такие действия возможно осуществить только при наличии согласия со стороны собственника природного объекта.

Также виды природопользования можно классифицировать в соответствии с их целевым назначением, например, осуществление землепользования с целью ведения личного подсобного хозяйства; лесопользования - для целей заготовки древесины и т.д

Глава вторая: Право природопользования и правовые формы использования природных ресурсов.

Садовод Григорьев с целью сбора воды для полива садовых культур изменил русло горного ручья, протекавшего по его земельному участку. Правление коллективного сада сочло данные действия незаконными и объявило о введении для Григорьева водного сервитута(ограниченное право пользования чужой вещью). Садовод обратился в суд за защитой своих интересов.

Решите дело.

Воды как часть окружающей природной среды - незаменимый компонент биосферы Земли, который обеспечивает естественные условия жизни на планете, существование животного и растительного мира, являются основой жизнедеятельности людей, экономического, социального и экологического благополучия общества.

Предметом правового регулирования являются водные отношения, то есть отношения в области использования и охраны водных объектов.

Водным объектом признается сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима.

Водные объекты, правовой режим которых регулируется водным законодательством, подразделяются на несколько видов в зависимости от физико-географических, гидрорежимных и других признаков.

В соответствии с Конституцией РФ, в Российской Федерации признаются государственная, муниципальная и частная формы собственности на природные ресурсы.

Все водные объекты на территории страны являются государственной собственностью.

Муниципальная и частная собственность допускается только на обособленные водные объекты. Обособленный водный объект (замкнутый водоем) - это небольшой по площади и непроточный искусственный водоем, не имеющий гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами. Предельные размеры этих объектов определяются земельным законодательством.

От имени Российской Федерации и ее субъектов права собственника осуществляют органы общей и специальной компетенции - органы исполнительной власти субъектов РФ и органы управления использованием и охраной водного фонда - Министерство природных ресурсов РФ и его территориальные органы.

Право распоряжения водными объектами существенно ограничено. Продажа, залог и совершение других сделок, которые влекут или могут повлечь отчуждение водных объектов, не допускаются. От одного лица к другому могут переходить только права пользования водными объектами в случаях и в порядке, установленных законом. В гражданском обороте могут участвовать лишь обособленные водные объекты как принадлежность земельных участков, на которых они находятся.

Лица, не являющиеся собственниками водных объектов, могут иметь следующие виды прав на водные объекты (ст. 41 ВК РФ):

Право долгосрочного пользования;

Право краткосрочного пользования;

Право ограниченного пользования (водный сервитут).

В краткосрочное и долгосрочное пользование предоставляются водные объекты, находящиеся в государственной собственности.

Водный сервитут - это право ограниченного пользования водным объектом для определенной цели: забора воды без применения технических сооружений, водопоя и прогона скота, использования водных объектов в качестве водных путей для паромов, лодок и других маломерных плавательных средств и др. (ст. 43, 44 ВК РФ).

Водные сервитуты могут быть публичными и частными.

Публичный сервитут означает, что любое лицо может пользоваться общедоступными водными объектами. Если же права лиц, которым водные объекты предоставлены в долгосрочное или краткосрочное пользование, ограничены в пользу иных заинтересованных лиц, то имеет место частный водный сервитут.

Публичный водный сервитут возникает непосредственно из закона (Водного кодекса РФ) и по существу является правом общего природопользования, реализуемым по отношению к водным объектам.

Право водопользования как важнейший институт водного права представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих порядок и условия использования водных объектов, права и обязанности водопользователей.

В субъективном смысле право водопользования - это совокупность конкретных правомочий субъекта по отношению к предоставленному ему в пользование водному объекту.

Субъектами права водопользования (водопользователями) выступают граждане и юридические лица.

Объектом права водопользования являются водные объекты или их части (ст. 7 ВК РФ).

Применительно к способам пользования водными объектами различаются общее и специальное водопользование. Общее водопользование осуществляется без применения сооружений, технических средств и устройств, влияющих на состояние вод, а специальное - с применением таких сооружений и устройств.

Типичными случаями общего водопользования являются забор воды отдельными гражданами для питьевых или бытовых нужд, использование водоемов для отдыха и купания, водопоя скота, плавания на маломерных плавательных средствах, любительское рыболовство и др. Такое водопользование не требует предварительного разрешения компетентных государственных органов и осуществляется, как правило, свободно и бесплатно.

Общее водопользование производится в первую очередь на водоемах общего пользования. Водные объекты общего пользования - это объекты, находящиеся в общедоступном, открытом пользовании. К ним относятся водные объекты, которые являются государственной или муниципальной собственностью (ст. 20 ВК РФ).

Согласно ст. 92 ВК РФ водопользователи имеют право:

Осуществлять водопользование в соответствии с водным законодательством;

Получать информацию о состоянии водных объектов, необходимую для осуществления их деятельности;

Осуществлять другие права, предусмотренные водным законодательством.

Вместе с тем водопользователи обязаны:

Рационально использовать водные объекты, соблюдать условия и требования, установленные в лицензии на водопользование и договоре пользования водным объектом;

Не допускать нарушения прав других водопользователей, а также нанесения вреда здоровью людей, окружающей природной среде;

Не допускать ухудшения качества поверхностных и подземных вод, среды обитания объектов животного и растительного мира, а также нанесения ущерба хозяйственным и иным объектам;

Информировать в установленном порядке соответствующие органы об аварийных и других чрезвычайных ситуациях, влияющих на состояние водных объектов; своевременно осуществлять мероприятия по их предупреждению и устранению;

Выполнять правила охраны жизни людей на водных объектах;

Вести в установленном порядке учет забираемых, используемых и сбрасываемых вод, количества загрязняющих веществ в них, а также систематические наблюдения за водными объектами;

Своевременно вносить платежи, связанные с пользованием водными объектами;

Соблюдать установленный режим использования водоохранных зон;

Выполнять другие обязанности, предусмотренные водным законодательством.

Водный сервитут устанавливается водным законодательством РФ (публичный сервитут) или договором, а в случае спора - на основании решения суда (частный водный сервитут). Для осуществления водных сервитутов не требуется получения лицензии на водопользование.

Использование отдельных водных объектов или их частей может быть ограничено, приостановлено или запрещено в целях обеспечения защиты основ конституционного строя, обороны страны и безопасности государства, охраны здоровья населения, прав и законных интересов других лиц.

Обеспечение, приостановление или запрещение использования водных объектов устанавливается правительством РФ или органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению органа управления водным фондом, согласованному с заинтересованными ведомствами и организациями.

Защита нарушенных или оспоренных прав пользования водными объектами, а также разрешение споров по любым вопросам использования и охраны водных объектов осуществляются в судебном порядке.

Защита прав пользования водными объектами в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом, а решения, принятые в таком порядке, могут быть обжалованы в суд.

Характерной особенностью правового режима вод является всестороннее регулирование их охраны от различных вредных воздействий.

Правовая охрана вод - это система закрепленных законом мер, направленных на предотвращение их загрязнения, засорения и истощения. Загрязнением или засорением водное законодательство признает ухудшение качества вод в результате сброса в водные объекты или поступления в них иным способом вредных веществ (загрязнение) либо предметов или взвешенных частиц (засорение). Истощение вод - устойчивое сокращение их объема.

Вместе с тем водное законодательство устанавливает целый ряд специальных мер, требований и запретов по охране вод.

Граждане и юридические лица при эксплуатации хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов, обязаны принимать меры, предотвращающие загрязнение, засорение и истощение водных объектов и вредное воздействие вод.

В случае нарушения закрепленных законом правил рационального использования вод, невыполнения установленных мер по их охране наступает юридическая ответственность - административная, уголовная, гражданско-правовая (материальная) и иная.

Нормы Водного кодекса РФ не содержат перечня водных нарушений и имеют отсылочный характер. Согласно ст. 130 лица, виновные в нарушении водного законодательства РФ, несут административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Административная ответственность в виде штрафа наступает по нормам Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Штрафы налагаются должностными лицами специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда.

Привлечение к уголовной или административной ответственности не освобождает виновных лиц от обязанности возмещения причиненного ущерба в порядке, установленном гражданским законодательством.

Согласно ст. 131 ВК РФ граждане и юридические лица, причинившие ущерб водным объектам, возмещают его добровольно или по решению суда, либо арбитражного суда в соответствии со специальными методиками исчисления ущерба, причиненного водным объектам, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление водных объектов с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Что касается решения конкретно поставленной задачи, следует сказать следующие:

Из задачи видно, правление установило частный сервитут. Статья 43 ВК РФ устанавливает право ограниченного пользования водным объектом (водный сервитут) Водный сервитут - новелла действующего водного законодательства и, прежде всего, ВК РФ 1995 г. Необходимость в нем возникла с введением многообразия форм собственности на природные ресурсы и, прежде всего, на водные объекты. Сервитут есть право одного лица пользоваться в установленном объеме недвижимым имуществом, находящимся в собственности другого лица (ст. 274-277 ГК РФ). При этом в гражданском законодательстве речь идет преимущественно о такой недвижимости, как земля, здания, сооружения. По водному законодательству, сервитут означает ограниченное право пользования водным объектом без получения лицензии. В водном законодательстве право сервитута распространяется на водные объекты, вне зависимости от того, являются ли они обособленными (замкнутыми) водоемами. Между тем, согласно ВК РФ, только обособленные водные объекты и есть недвижимое имущество. Частный сервитут возникает на основании договора с "договорным" пользователем водного объекта или на основании судебного решения. А поскольку ручей не является обособленным водоемом, соответственно не может быть введен частный сервитут. В ВК РФ различаются публичные и частные водные сервитуты. Публичный сервитут возникает непосредственно на основании федерального закона. Для его возникновения не требуется заключения договора пользования водным объектом. Каждый может пользоваться водными объектами общего пользования и иными водными объектами, если иное не предусмотрено законодательством РФ (публичный водный сервитут). Так, например, каждый гражданин имеет право пользоваться водным объектом для любительского рыболовства, плавания на маломерных плавательных средствах и т.п. Статья 44 ВК РФ определяет принцип различий между частным и публичным сервитутом. Публичный сервитут устанавливается не для удовлетворения интересов отдельного водопользователя, как это бывает с частным институтом, а для обеспечения интересов государства (государственных служб), местного самоуправления или местного населения. При установлении частного водного сервитута взимается плата на основании договора, заключаемого между владельцем водного объекта и другими лицами. При публичном водном сервитуте ничего этого не требуется. Однако, если при осуществлении публичного водного сервитута будут причинены убытки основному водопользователю, они подлежат возмещению по нормам ГК РФ. В связи с этим, потерпевшая сторона вправе обратиться в суд за защитой своих имущественных прав. И, наконец, еще одно различие. Публичный водный сервитут устанавливается на основании актов федерального законодательства, о чем прямо указывается в части 2 ст. 43 ВК РФ. Частный водный сервитут может возникать на основании договоренности сторон, судебного решения, сложившегося обычая водопользования в данном регионе. Таким образом, в данной ситуации частный сервитут установлен быть не может, но и действия Григорьева по изменению русла также являются противоправными, и он на основании ВК РФ должен добровольно все восстановить, а также понести ответственность по ст. 8.14. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ за нарушение правил водопользования.

При этом следует указать, что Федеральный закон от 3 июня 2006 г. N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" в ст. 1 вводит в действие новый Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ с 1 января 2007 года, в ст. 3 со дня введения в действие Водного кодекса Российской Федерации признается утратившим силу Водный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 47, ст. 4471), на основании которого было сделано решение, при этом в новом Водном кодексе понятие водного сервитута отсутствует, также нет данного понятия и в других источниках законодательства.

Глава третья: Экологические требования в отдельных отраслях хозяйственной и иной деятельности.

Администрацией района принято решение построить птицеводческий комплекс на 300 тыс. кур в 50 м от окраины села «Зеленый бор». Узнав об этом, жители села потребовали собрать сельский сход. Но администрация, отказавшись принять участие в сходе и не дав никаких пояснений селянам, начала строительство комплекса.

Правомерно ли решение администрации? Какие экологические нормы нарушены? Какую ответственность должны понести должностные лица?

Кодексом об административных нарушениях РФ, Главой 8 установлена ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования. В данном случае виновные в нарушении экологических норм будут нести ответственность по Статье 8.1 Кодекса за несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.

Цель данной статьи - обеспечение соблюдения технологического порядка производства работ, связанных с проектированием, размещением, строительством, вводом в эксплуатацию и эксплуатацией промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов, поскольку они могут быть опасными для окружающей среды. Перечисленные в статье работы по своему характеру всегда связаны с возможностью потенциального причинения неконтролируемого вреда окружающей среде. В связи с этим статья подкрепляет требование обязательного соблюдения заранее разработанных и принятых в соответствующем порядке правил, направленных на минимизацию рисков, уменьшение потенциальной угрозы и ограничение вынужденных отрицательных экологических последствий. Сфера действия статьи затрагивает многие отрасли народного хозяйства и занятых в них лиц. Общие экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и выводе из нее предприятий, сооружений и иных объектов, их эксплуатации сформулированы в ст. 34-39 главы VII "Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности" Федерального закона от 10 января 2002 г. "Об охране окружающей среды", а требования к отдельным объектам по отраслям народного хозяйства - в ст. 40-49; требования к отдельным видам воздействия и т.п. - в последующих статьях этой главы. Для ответственности за данное правонарушение наступления последствий не требуется. Деяние считается оконченным в момент совершения любого из нарушений экологических требований на любом из перечисленных в норме этапов производственной деятельности. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица Ростехнадзора и его территориальных органов, а также должностные лица Росприроднадзора и его территориальных органов (в соответствии с распределением компетенции указанных федеральных служб) (ст. 23.39 КоАП РФ). Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).

Теперь рассмотрим, какие именно нормы были нарушены администрацией при осуществлении начала строительства птицеводческого комплекса.

Так Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (с изменениями от 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 31 декабря 2005 г.) Главой VII устанавливаются требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности. В данной главе Статьей 34 установлены общие требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов. Частью 1 данной статьи установлено, что в частности … строительство… зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. Частью 2 установлено, что нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда … строительства… зданий, строений, сооружений и иных объектов. При этом часть 3 статьи определяет порядок прекращения в полном объеме… строительства… зданий, строений, сооружений и иных объектов при нарушении требований в области охраны окружающей среды на основании решения суда и (или) арбитражного суда. Требования к экологическому обоснованию в предпроектной и проектной документации на строительство объектов хозяйственной и иной деятельности определены Инструкцией, утвержденной приказом Минприроды России от 29 декабря 1995 г. N 539.

Статья 37 данного закона определяет требования в области охраны окружающей среды при строительстве и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов. Ею устанавливается, что 1. Строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам, имеющим положительные заключения государственной экологической экспертизы, с соблюдением требований в области охраны окружающей среды, а также санитарных и строительных требований, норм и правил.

Далее данный закон в статье 42 устанавливает требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения, к которым следует отнести и объект о строительстве которого говорится в задаче. Данная статья в части 3 определяет, что объекты сельскохозяйственного назначения должны иметь необходимые санитарно-защитные зоны и очистные сооружения, исключающие загрязнение почв, поверхностных и подземных вод, водосборных площадей и атмосферного воздуха.

Сельское хозяйство - это активная сфера взаимодействия общества и природы, где процессы использования природных ресурсов сочетаются с мерами по охране окружающей среды. В сельское хозяйство включаются следующие основные подотрасли: растениеводство, животноводство и обслуживание сельского хозяйства.

Сфера животноводства подразделяется на:

Мясное и молочное скотоводство;

Свиноводство;

Овцеводство и козоводство;

Птицеводство, в том числе: птицеводство яичное и мясное, птице объединения (мясо-яичные); инкубаторно-птицеводческие станции.

Земли сельскохозяйственного назначения делятся на два основных вида. Основную их часть составляют сельскохозяйственные угодья, т.е. земли, используемые как средство производства. Другая разновидность этих земель - земли, которые используются как территориальный базис для размещения внутрихозяйственных дорог, коммуникаций. На этих землях могут быть расположены замкнутые водоемы, постройки и сооружения, используемые для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, т.е. объекты недвижимости, непосредственно обслуживающие нужды сельского хозяйства. Сельскохозяйственные угодья в зависимости от их естественных природных свойств и экономической целесообразности использования в целях растениеводства или животноводства подразделяются на следующие виды угодий: пашня, сенокосы, пастбища, земли, занятые многолетними насаждениями, и залежи. Кроме того, в составе этих сельскохозяйственных угодий выделяются также особо ценные для данного региона продуктивные земли, в том числе опытные поля (участки) научно-исследовательских учреждений и учебных заведений.

Для размещения, проектирования, строительства и эксплуатации объектов сельского хозяйства, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливаются требования в области охраны окружающей среды.

Для объектов сельского хозяйства, являющимися источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека, в соответствии с санитарной классификацией устанавливаются следующие размеры санитарно-защитных зон.

Класс I - санитарно-защитная зона 1000 м.

Класс II - санитарно-защитная зона 500 м.

Класс III - санитарно-защитная зона 300 м.

Класс IV - санитарно-защитная зона 100 м.

Класс V - санитарно-защитная зона 50 м.

Данное зонирование на основании Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554, установлено санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03", утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации от 15 марта 2003 года, с 15 июня 2003 г.

Данным постановлением определено, что для предприятий, зданий и сооружений с технологическими процессами, являющимися источниками выделения производственных воздействий (химических, физических, биологических) на среду обитания и здоровье населения, следует предусматривать санитарно-защитные зоны в соответствии с разделами 2 и 3 настоящих норм в зависимости от санитарной классификации.

При этом согласно п. 2.1. установленные этим постановлением требования распространяются на … строительство … зданий и сооружений … сельского хозяйства… и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.

В части IV постановления определена санитарная классификация предприятий и производств, тепловых электрических станций, складских зданий и сооружений и размеры минимальных санитарно-защитных зон для них

В разделе 4.3, которого сельскохозяйственные производства и объекты, а именно Фермы птицеводческие от 100 тыс. до 400 тыс. кур-несушек и от 1 до 3 млн. бройлеров в год отнесены ко второму классу, таким образом, санитарно-защитная зона должна составлять минимум 500 м. в поставленном в нашем случае задании данная зона уменьшена в 10 раз, что безусловно, является нарушением, и подпадает под ответственность по КоАП РФ, описанную выше.

При этом согласно статье 56 закона "Об охране окружающей среды" к данным нарушителям м. б. приняты меры воздействия за нарушение природоохранных требований. Таким образом, при нарушении предусмотренных … природоохранных требований деятельность, осуществляемая с нарушением указанных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Заключение:

Итак, право природопользования представляет собой систему правовых норм, регулирующих отношения в области рационального и эффективного использования человеком природных ресурсов с целью удовлетворения разнообразных потребностей.

Право природопользования принято рассматривать в двух аспектах: объективное и субъективное право природопользования.

Субъект права природопользования может рассматриваться в двух аспектах: а) как возможный по закону обладатель такого права пользования б) как обладатель субъективного права пользования природными ресурсами, носитель установленных законом прав и обязанностей, который является субъектом правоотношений пользования землей, ее недрами, водами и лесами, объектами животного мира и атмосферным воздухом.

Основанием возникновения, изменения и прекращения экологических, как и иных, правоотношений являются юридические факты, то есть обстоятельства, влекущие по действующему законодательству такие правовые последствия.

Так, согласно статье 8 ГК РФ, которая, если и не полностью, то в значительной мере, применима и к экологических правоотношениям, они возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовым актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые, хотя и не предусмотрены законом и иными правовыми актами, но в силу общих начал и смысла законодательства, порождают права и обязанности.

Среди таких оснований названы договоры и иные сделки, акты государственных органов и органов местного самоуправления, судебные решения, приобретение имущества по основаниям, допускаемым законом, неосновательное обогащение и другие. Конечно, в сфере экологических правоотношений указанные основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений имеют далеко не такое же значение, как это имеет место в гражданских правоотношениях.

Так, договор, являющийся в гражданском праве одним из наиболее универсальных оснований возникновения правоотношений, в сфере экологии играет значительно меньшую роль, хотя и здесь в современных условиях он получил значительное применение, чего ранее, в условиях командно-административной системы и монополизма государственной собственности на землю и другие природные ресурсы, никогда не было и не могло быть". Действующее же законодательство значительно расширило сферу применения договоров в области земельных, лесных, водных и других отношений.

Вместе с тем в силу специфики экологических отношений, значительного удельного веса природоохранных отношений и роли госорганов в этом большое место среди оснований возникновения, изменения и прекращения экологических правоотношений занимают акты исполнительных органов государственной власти.

Список использованной литературы:

1. Водный кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. N 167-ФЗ (ВК РФ) (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 30 июня, 23 декабря 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 31 декабря 2005 г.).

2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ (ЗК РФ) (с изм. и доп. от 30 июня 2003 г., 29 июня, 3 октября, 21, 29 декабря 2004 г., 7 марта, 21, 22 июля, 31 декабря 2005 г., 17 апреля, 3 июня 2006 г.).

3. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (УК РФ) (с изм. и доп. от 27 мая, 25 июня 1998 г., 9 февраля, 15, 18 марта, 9 июля 1999 г., 9, 20 марта, 19 июня, 7 августа, 17 ноября, 29 декабря 2001 г., 4, 14 марта, 7 мая, 25 июня, 24, 25 июля, 31 октября 2002 г., 11 марта, 8 апреля, 4, 7 июля, 8 декабря 2003 г., 21, 26 июля, 28 декабря 2004 г., 21 июля, 19 декабря 2005 г., 5 января 2006 г.).

4. Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для высших юридических учебных заведений. - М.: Юристъ, 2007.

5. Кузнецова Н.В. Экологическое право: Учебное пособие. - М.: Юриспруденция, 2008.

6. Семьянова А.Ю. Экологическое право. Курс лекций. - ЗАО Юстицинформ, 2005 г.

7. Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (с изм. и доп. от 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 31 декабря 2005 г.).

Понятие природопользования. Причины кризиса природопользования

На заре истории способность человеческого сообщества преобразовывать природную среду была весьма слабо развитой. Ему приходилось в буквальном смысле бороться за свою жизнь.

С течение времени, в результате научно-технического прогресса, возможности современного человека значительно расширились. Даже законы естественного отбора в человеческом обществе приобрели уже не природную, а социальную основу.

Совершенствуя орудия труда, развивая общественные отношения, человечество постепенно добивалось все более внушительных успехов в «обуздании» природных стихий.

Но удовлетворение потребностей человека, как в прошлом, так и в настоящее время возможно лишь в процессе природопользования .

Природопользование – это теория и практика использования человеческим обществом природных ресурсов в сфере общественно-производственной деятельности ради удовлетворения собственных потребностей.

Очевидна закономерность: чем выше уровень развития и организации производства, тем больший объем природного материала в него вовлекается, тем теснее связь между обществом и природой.

Наша зависимость от природы не уменьшается, а растет.

Под природопользованием понимают возможность использования человеком полезных свойств окружающей природной среды (ОПС).

Свойства окружающей природной среды (ОПС):

1. экологические;

2. экономические;

3. культурно-экономические.

Форма природопользования осуществляется в двух видах:

1. общее природопользование;

2. специальное природопользование

Общее природопользование не требует специального разрешения, оно осуществляется гражданами на основании естественных прав.

осуществляется физическими и юридическими лицами на основании разрешения государственных органов. Оно всегда носит целевой характер и подразделяется на: землепользование, пользование недрами, водопользование, пользование животным миром и растениями, использование атмосферного воздуха.

Специальное природопользование регулируется законодательством РФ:

1) земельный кодекс;

2) основа лесного законодательства;

3) закон о недрах;

4) водный кодекс;

5) закон об охране и использовании животного мира;

6) закон об охране атмосферного воздуха.

Причины кризиса природопользования

Причинами кризиса природопользования являются:

1. Демографические проблемы: рост числа населения планеты, темпы урбанизации, проблемы мегаполисов в развивающихся странах.

2. Перепотребление природных ресурсов меньшей частью человечества и недопотребление их большей его частью .

3. Истощение природных ресурсов: деградация почв, сведение лесов, загрязнение морей и океанов, уменьшение разнообразия биологических видов.

4. Технологическая анархия – неспособность человека предсказать и контролировать последствия использования собственных изобретений.

5. Загрязнение природной среды бытовыми, промышленными и военными отходами (в том числе токсичными и ядерными).

6. Рост вооружений, последствия военных конфликтов и учений .

Введение

На протяжении многих тысячелетий человечество использовало раз­нообразные природные ресурсы для удовлетворения своих потребностей, не нарушая естественных эволюционных процессов в биосфере. Научно-тех­ническая революция XX в. вызвала радикальные изменения энерговеще­ственных потоков в системе "природа-общество", которые проявились в существенных антропогенных изменениях природных ландшафтов и разви­тии социально-экологических кризисов. Так, в настоящее время около 15% территории России относятся к районам с неблагоприятной экологической обстановкой. Это по площади превышает территорию Западной и Централь­ной Европы и дестабилизирует глобальные процессы в биосфере.

Природопользование как особый вид деятельности осуществляется в це­лях:

Использование энергий природной среды;

Отчуждения возобновимых и невозобновимых природных ресурсов

Создания из природных материалов средств производства и жизнеобеспе­чения человека;

Размещения отходов производства и жизнедеятельности в окружающей среде;

Обустройства природной среды в целях создания благоприятных условий для существования и развития человека;

Организации природной среды в целях её устойчивого развития;

Управления всеми перечисленными действиями.

К середине XX в. стала очевидной насущная необходимость комплекс­ного анализа взаимодействия хозяйственной и природной систем в процессе потребления или эксплуатации тех или иных природных ресурсов, т. е. в процессе природопользования. Результаты такого анализа требуются для экологической, экономической и социальной оптимизации систем природо­пользования, которое в идеале должно стать неистощающим природные ре­сурсы. Такое природопользование, наряду с другими факторами, обеспечи­вает устойчивое развитие. Синтез результатов исследований естественных и гуманитарных наук, направленных на планирование и оптимизацию раз­личных видов природопользования, осуществляет новое направление науки, зародившееся в последней четверти XX в., - рациональное природопользо­вание. Объектом исследования этой науки является процесс взаимодействия природных и хозяйственных систем, что предопределяет необходимость син­теза географических, экономических, экологических, социальных знаний, ха­рактеризующих этот процесс.

Главная цель природопользования как научного направления - поиск и разработка путей оптимизации взаимоотношения общества и природы, ко­торые должны способствовать созданию благоприятных условий для жиз­ни и хозяйственной деятельности человека. Это особенно актуально для современной России, перед которой стоит задача перехода к устойчиво­му развитию. На протяжении длительного периода экстенсивное развитие экономики страны, ведомственный (монопольный) характер использования природных ресурсов, неадекватная их экономическая оценка формировали систему природопользования, которая не отвечает критериям, обеспечива­ющим устойчивое развитие. Природно-ресурсный потенциал России, т. е. та часть природных ресурсов, которая может быть вовлечена в хозяйствен­ную деятельность при существующих технических и социально-экономиче­ских возможностях общества при условии сохранения нормальных условий жизни человека, используется нерационально. Дальнейшее цивилизованное использование природных ресурсов России представляет собой важнейшую социально-экономическую и экологическую задачу, решение которой прямо направлено на сохранение природы как основы жизни на нашей планете.

Виды природопользования и его особенности

Природопользование бывает нерациональное, рациональное и рекреационное.

Нерациональное природопользование - система деятельности, не обеспечивающая сохранение природно-ресурсного потенциала. Примером может служить деятельность некоторых объединений Российской Федерации и ведомств, хищнически потребляющих природные ресурсы. Например, вырубка лесов, несанкционированный отлов рыбы, уничтожение представителей флоры и фауны.

Рациональное природопользование - система деятельности, призванная обеспечить экономную эксплуатацию природных ресурсов и условий, наиболее эффективный режим их воспроизводства с учетом перспективных интересов развивающегося хозяйства и сохранения здоровья людей. Рациональное природопользование - высокоэффективное хозяйствование, не приводящее к резким изменениям природно-ресурсного потенциала, к которым социально-экономически не готово человечество, и не ведущее к глубоким переменам в окружающей человека природной среде, наносящим урон его здоровью или угрожающим самой его жизни.

Целью изучения предмета является всестороннее рассмотрение экологических основ рационального природопользования, современного состояния природных ресурсов, окружающей природной среды и их охраны. Целесообразность такого единого экологического подхода несомненна. Она позволяет последовательно рассмотреть важнейшие проблемы, возникающие в биосфере из-за нарушений человеком экологических закономерностей при использовании природных ресурсов. Настоятельная необходимость рассмотрения современного состояния окружающей среды и природных ресурсов и тенденций, сложившихся в сфере природопользования в начале XXI века, диктуется той ситуацией, в которой оказалась Россия в период резких экономических и экологических перемен. Социально-экономическая перестройка в России совпала с мощными социальными потрясениями во многих странах, происходящими на фоне нарастающего воздействия человека на природу.

Объем хозяйственной деятельности за последнее столетие возрос в сотни раз, и столь же мощно увеличилась антропогенная нагрузка на природные ландшафты. Естественно, что в соответствии с социальными преобразованиями в обществе должны совершенствоваться природоохранное законодательство, органы управления природопользованием, охраной природы и эколого-природоохранное образование.

По мнению академика И.Н. Моисеева, человек познал законы, позволяющие создать современные машины, но пока он не научился понимать, что существуют и другие законы, которые он, возможно, еще и не знает, что в его взаимоотношениях с природой «существует запретная черта, которую человек не имеет права переступить ни при каких обстоятельствах... существует система запретов, нарушая которые он разрушает свое будущее».

Человеку следует предъявить обвинение в том, что он не сумел отнестись с должным вниманием к законам, лежащим в основе экономики природы.

Рекреационное природопользование - формы и способы использования природных ресурсов и условий для рекреации. Оно включает как воздействие природы на человека, так и обратное воздействие человека на природу.

Экономическое стимулирование рационального природопользования

Регулирование охраны окружающей среды и природопользования выражается в сочетании административно-правовых средств воздействия и мер экономического характера. И если методы административно-правового воздействия исходят из отношений власти и подчинения, то экономические меры опираются на материальную заинтересованность исполнителя в достижении реальной цели. В мировой практике регулирования экологических отношений применяется большое число разнообразных мер экономического стимулирования. Некоторые источники называют порядка 80 вариантов экономического воздействия в сфере охраны окружающей среды. В странах с высокоразвитой промышленностью и богатым эколого-правовым наследием эти варианты условно образуют две теоретические разновидности – ценовое (налоговое) регулирование и собственно рыночные механизмы. Все инструменты ценового регулирования можно условно подразделить на принудительные (платежи за природопользование), поощрительные (льготы по налогообложению) и компенсационные (природоохранные фонды).

В условиях социально-экономического развития стран бывшего социалистического лагеря превалирующей формой стимулирования рационального природопользования выступает установление платежей за использование ресурсов природы. Следствием этого является недостаточная экономическая заинтересованность субъектов права природопользования в эффективном использовании природных ресурсов и охране окружающей среды. Повышение материальной заинтересованности природопользователей возможно посредством создания для последних таких условий, в которых соблюдение экологических требований при использовании природных ресурсов становится выгодным, а их нарушение приводит к значительным финансовым затратам. В условиях современного развития общественных отношений в сфере защиты окружающей среды это осуществимо только при наличии баланса в экономическом механизме стимулирования рационального природопользования, под которым понимается система структурных элементов, необходимая для направления действия таких экономических факторов, как возможность извлечения прибыли, наличие благоприятного налогового и инвестиционного режимов, повышение конкурентоспособности продукции на мировых рынках на достижение разумного баланса в экологических и экономических интересах общества. Экономический механизм является составной частью общего механизма регулирования общественных экологических отношений и является одним из наиболее мощных его регуляторов.

Достижение приемлемого баланса в экономическом механизме природопользования невозможно при абсолютном доминировании принудительных экономических инструментов. Поэтому необходимо дальнейшее правовое развитие системы поощрений за снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду путем расширения в природоресурсном законодательстве перечня действий, которые будут являться основанием для предоставления налоговых льгот за рациональное природопользование. Критерии и условия соотносимости тех или иных действий с природоохранными целями должны моделироваться законодательными предписаниями. Последние обязаны учитывать, что платежи, выполняя дуалистическую функцию: фискальную (перераспределение дохода от эксплуатации ресурсов окружающей среды) и стимулирующую, все же основным мотивом должны иметь стимулирование рационального, бережного использования природных благ. Фискальная мотивация может присутствовать, но должна носить сугубо целевой характер – полученные денежные средства подлежат аккумулированию в природоохранных фондах с последующим направлением на цели охраны окружающей среды, воспроизводства и восстановления используемых природных ресурсов. Для этого необходимо отойти от практики фискального назначения взимания платежей за природопользование, закрепив приоритет экологических целей при установлении данных платежей.

В расчете налогооблагаемой базы платежей за природопользование присутствует экономический показатель ущерба, наносимого окружающей среде в процессе использования ресурсов природы. В качестве такового выступает плата за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов. Данный вид платы – регулирующая составляющая, основной задачей которой является стимулирование природопользователей через взимание повышенных ставок платы к более экономному и рациональному использованию природных ресурсов. Установленный в национальных правовых системах некоторых стран порядок изъятия налога за использование природных ресурсов может быть подвергнут критике из-за включения суммы налога в себестоимость и цену продукции, что может расцениваться как перекладывание платы за природопользование с непосредственного пользователя ресурсами на плечи потребителя конечного продукта. Таким образом, нарушается основной принцип платного природопользования – «загрязнитель платит», который реализуется только в случае сверхнормативного загрязнения окружающей среды, когда экологический налог изымается из прибыли предприятия. Мы склонны не согласиться с имеющимся мнением, что законодатели реалистично подошли к экономическим возможностям природопользователей, для которых дополнительный налог, не компенсированный в ценах продукции, являлся бы непосильным бременем. В основе нашего понимания рассматриваемой ситуации лежит убеждение о невозможности оправдания компромисса в отношениях с природой. Последующие материальные затраты на восстановление благоприятной окружающей среды не сравнимы с потенциальными выгодами в краткосрочном периоде.

Особенности взимания платежей за природопользование в РФ

4 октября, Госдума рассмотрела во 2-м чтении сразу два законопроекта, направленных на увеличение административных штрафов за нарушения правил природопользования.

В соответствии с законопроектами предусмотрено увеличение штрафов за правонарушения, связанные с незаконным ведением промысла водных биологических ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ:

Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений в 5–12 раз: для граждан – с 20 МРОТ до 25, для должностных лиц – с 30–40 МРОТ до 150–200 МРОТ, для юридических лиц – с 300–400 МРОТ до 3000 – 5000 МРОТ;

Нарушение правил рыболовства, а равно нарушение правил добычи иных, кроме рыбы, водных биологических ресурсов в 2–10 раз: для граждан – с 5–10 МРОТ до 10–20, для должностных лиц – с 20–30 МРОТ до 100–150 МРОТ, для юридических лиц – с 100–200 МРОТ до 1000–2000 МРОТ;

Нарушение порядка прохождения установленных контрольных пунктов (точек): для должностных лиц – с 40–50 МРОТ до 150–200 МРОТ, для юридических лиц – с 400–500 МРОТ до 2000–4000 МРОТ;

Невыполнение законных требований должностного лица органа охраны континентального шельфа РФ или органа охраны исключительной экономической зоны РФ об остановке судна, а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом возложенных на него полномочий, в том числе на осмотр судна со 100–150 МРОТ до 150–200.

Второй законопроект увеличивает размеры административного штрафа за нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях. Так для граждан и должностных лиц они увеличиваются вдвое и соответственно составят от 10 до 20 МРОТ и от 20 до 40 МРОТ. Для юридических лиц – от 300 до 600 МРОТ.

Заключение

На протяжении многих тысячелетий человечество использовало раз­нообразные природные ресурсы для удовлетворения своих потребностей, при этом не нарушая естественных эволюционных процессов в биосфере. Существуют несколько видов природопользования: рациональное - призванная обеспечить экономную эксплуатацию природных ресурсов и условий, наиболее эффективный режим их воспроизводства с учетом перспективных интересов развивающегося хозяйства и сохранения здоровья людей, не рациональное - не обеспечивающая сохранение природно-ресурсного потенциала и рекреационная, способствующая самостоятельному восстановлению природы (заповедники, санатории).

Регулирование охраны окружающей среды и природопользования выражается в сочетании административно-правовых средств воздействия и мер экономического характера. Существует ценовое (налоговое-штрафы), регулирование и собственно рыночные механизмы.

Список использованной литературы

1. Голуб А.А., Струкова Е.Б., Экономика природопользования. М.:, 1999;200стр.

2. Голуб А.А., Струкова Е.Б., Экономические методы управления природопользованием. М., 2000;312стр.

3. Гофман К.Г. Экономическая оценка природных ресурсов в условиях рыночной экономики. М., 2004;245стр.

4. Аристамов Э.А., Волощина Г.В. Природопользование: учебник 8-е издание: М., 2007;296стр.

5. Волощенко С.М., Шестопалов Г.Г. Хозяйственная деятельность и окружающая среда: К.,1991;44стр.


Минимальный размер оплаты труда