Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Гиленсон Б.А.: История зарубежной литературы конца XIX - начала XX века. Практикум Роман «Жан Кристоф»: материалы для анализа

Гиленсон Б.А.: История зарубежной литературы конца XIX - начала XX века. Практикум Роман «Жан Кристоф»: материалы для анализа

Рассказ о жизни гениального композитора-бунтаря развертывается на широком фоне современной Роллану Европы.

Временные и пространственные рамки романа очень широки. Он вмещает в себя описание событий, происходящих в Германии, Франции, Швейцарии, Италии.

Первые страницы книги, рассказывающие о рождении героя, переносят читателя в небольшое прирейнское немецкое герцогство второй половины XIX века, в последних же главах стареющий Жан-Кристоф с тревогой наблюдает рост шовинистических, милитаристских настроений предвоенной Европы. «Кристоф умирает, достигнув пятидесятилетнего возраста, в канун 1914 года», - уточнял позже Роллан. Нельзя не отметить несоответствие исторического времени времени действия романа. Время жизни героя течет значительно быстрее истории. Это особенно заметно в последней книге - «Грядущий день», где, по словам автора, «Кристоф не считает больше убегающих лет». Если оба временных плана привести в соответствие, то смерть Кристофа следовало бы отнести к тридцатым годам, то есть через восемнадцать лет после того, как был закончен роман.

Роман вобрал в себя политическую и общественную жизнь, развитие культуры, искусства Европы между франко-прусской войной 1870 года и началом первой мировой войны 1914 года.

Все десять книг романа объединены образом Жан-Кристофа, героя «с чистыми глазами и сердцем». «Герой этот, - писал Роллан Мальвиде фон Мейзенбуг в 1902 году, - Бетховен в нашем сегодняшнем мире». Он постоянно подчеркивал, что не следует в Жан-Кристофе видеть прямое повторение Бетховена, несмотря на совпадение отдельных биографических фактов. Жан-Кристоф - герой бетховенского плана, то есть человек такого же душевного героизма, бунтарского духа, врожденного демократизма, что и гениальный немецкий композитор. Герой роллановского романа - немец, что вызывало немало нареканий, упреков со стороны националистически настроенной части французской критики 900-х годов. Объясняя свой выбор героя, писатель отмечал, что герой-иностранец, немец мог посмотреть на современную Францию свежими глазами и острее схватить и понять положительные и отрицательные стороны ее общественной жизни. Но, подчеркивал Роллан, главное же состоит в том, что Жан-Кристоф прежде всего - человек, «настоящий человек», «человек полноценный». Он воплощал положительный идеал писателя, с образом Жан-Кристофа связан героический пафос всего произведения.

Вот что писал сам автор: «От окончания «Утра» и до начала «Грядущего дня» - героическая поэма о Жан-Кристофе заполнена бунтом - бунтом жизни против всего, что извне душит и отравляет ее своими смрадными объятьями (искусственно созданные условности и моральные предрассудки, лицемерие и растленность общества, труп прошлого, пожираемый червями, «Ярмарка на площади»)» .

Воссоздавая процесс формирования творческой личности, писатель особенно внимательно перелистывает первые страницы жизненной летописи Жан-Кристофа. Ласково склоняется Роллан над колыбелью ребенка, пытаясь проникнуть в мир его чувств и ощущении. Первое, еще неясное и смутное восприятие окружающего мира, тепло материнских рук, ласковое звучание голоса, ощущение света, темноты, тысячи разных звуков… Роллан подчеркивает впечатлительность, одаренность мальчика. Звон весенних капель, гудение колоколов, пение птиц - чудесный мир звуков восхищает маленького Кристофа, и, наконец, в его жизни наступает великое мгновение - открытие музыки. Он слышит музыку всюду, так как для гениального музыканта «все сущее есть музыка - нужно только ее услышать». Кристоф рано знакомится с трудностями и горестями жизни. Сын кухарки, он еще в детстве познает социальную несправедливость; рано видит смерть, с ужасом и отвращением сталкивается с пьянством. С одиннадцати лет маленький музыкант вынужден работать, помогая матери прокормить младших братьев, в четырнадцать лет он уже глава семьи. Развитие и возмужание Кристофа идет через глубокие внутренние потрясения и душевные кризисы. Каждое новое столкновение с жизнью неизбежно приносит ему новое разочарование. Обманчивой оказывается мечта о дружбе с Отто Динером, горький осадок в душе оставляет увлечение Минной и встреча с Адой. Неожиданная смерть Сабины обрывает большое чувство Кристофа. Но из всех этих испытаний и горестей он выходит еще более сильным и закаленным. Внимание писателя сосредоточено не на описании подробностей различных событий, а на их психологических результатах.

С самого начала сознательной жизни своего героя Роллан подчеркивает присущий ему дух непокорности и бунтарства, протест против страданья. «Широко открыв глаза, вдыхать всеми порами могучее дыхание жизни, видеть вещи как они есть, смотреть в лицо своим бедам - и смеяться». В этом жизнеутверждающем оптимизме - великая сила Кристофа; затем он передаст его героям других книг Роллана: весельчаку Кола Брюньону, умной и мужественной Аннете Ривьер. Героическое начало объединяет всех этих любимых детей писателя. «Я люблю больше всего тех людей, которые прошли сквозь страдание, не унизившись и не утратив богатства своей внутренней жизни», - говорил Роллан. Жан-Кристоф несет высокий идеал человеческого мужества и достоинства. Роллан наделил этого гениального композитора ярким, незаурядным характером, неукротимой силой чувств, ибо только такой герой мог противостоять затхлому миру буржуазной Европы. Жан-Кристофу чуждо равнодушие к жизни. Он все воспринимает глубоко и обостренно, целиком отдаваясь охватившему его чувству, будь то дружба, любовь, ненависть, горе или радость. Писатель не идеализирует своего героя. Необузданный, правдивый иногда до грубости, он нередко слишком резок, подвержен вспышкам гнева, порою необъективен в суждениях. Роллан шутливо жаловался в одном из своих писем: «Это ужасный человек, он доставляет мне много беспокойства, никогда не знаешь, не выкинет ли он какую-нибудь глупость». Но при всем этом Жан-Кристоф покоряет читателя своей добротой, величием таланта, высоким накалом творческого горения. Человек большой требовательности к себе, Жан-Кристоф с этой же меркой относится ко всем людям и не прощает им недостатков и слабостей. Подобно ибсеновскому Бранду, он не признает компромиссов, уступок, живет по жестокому закону: «Все - или ничего», поэтому ему нередко очень тяжело, поэтому он чаще всего одинок.

На протяжении всех десяти книг романа образ Кристофа дается в непрерывном развитии. Следуя за героем по его трудной жизненной дороге, читатель видит, как с годами постепенно нарастает у него возмущение окружающей действительностью, как зреет в нем смерч бунта. Сама логика характера Кристофа приводит его к открытому столкновению с буржуазным обществом. Это четвертая книга романа - «Бунт». Кристоф бросает дерзкий вызов выродившемуся искусству Германии. Родина. Гете и Бетховена предстает перед ним страной, где всюду, даже в искусстве, торжествует пошлость и посредственность. Потворствуя вкусам филистеров, современные композиторы пишут слащавые, сентиментальные Lieder (песни). Старый Шульц, тонкий ценитель народной и классической музыки, кажется современникам смешным чудаком, слава избирает своим баловнем пустого, отравленного ядом декаданса композитора Гаслера, который ничего не может дать людям, ибо искусство для него лишь средство личного преуспеяния. Великие музыканты прошлого превращены в идолов, которым слепо и бездумно поклоняются. Кристоф вначале обрушивается даже и на великих классиков, вроде Брамса, возмущенный бездарностью его истолкователей.

Прозорливость большого художника помогает Роллану увидеть тревожные симптомы в политической жизни Германии. Опьяненная победой во франко-прусской войне 1870 года, страна охотно бросается в объятья прусской военщины.

Противопоставляя своего героя измельчавшей немецкой культуре, Роллан подчеркивает, что источник внутренней силы Кристофа - творчество. В музыке его звучит тема борьбы и бунта, она не ласкает слух, не успокаивает, не радует - она вселяет чувство беспокойства, тревоги; ее не понимают и не принимают.

Жан-Кристоф центральный герой эпико-лирического повествования Роллана — сочетает в себе необоримую силу духа (нем. Krafft — «сила») с презрением к насилию, унижению человеческой личности. Героем избран музыкант, немец по национальности, что в разгар антигерманских настроений во Франции было определенным вызовом. Ж.-К. осуществляет себя в музыке, которая становится философией жизни. Музыкант способен, а значит, обязан «разливать вокруг себя солнце и радость... насытить вас солнцем». Передав своему герою биографические черты Бетховена и немецкого композитора конца XIX в. Гуго Вольфа, Роллан предложил тем не менее весьма актуальный поворот темы «художник и общество». Отказавшись от возможности представить еще один случай непреодолимого конфликта художника с обществом, Р. предпочел показать, что отвратительная «ярмарка на площади», унижающая художника, преодолима, причем не в далеком будущем, а сейчас, пока творит художник. Ж.-К. удается увлечь своим искусством тех, кто поначалу совсем равнодушен. Исток силы художника — в интересе ко всем проявлениям жизни и умении находить общий язык с самыми простыми людьми. Ж.-К., как и Роллана, пугает неуправляемая толпа, он не видит положительного начала в рабочем движении, но в нем активна вера в положительное начало человеческой природы и неиссякаема жажда общения. Роман густо населен, музыкант отнюдь не бежит от мира, не сторонится людей, напротив, стремится к ним, умеет быть снисходительным к художникам, избравшим путь, который ему кажется тупиком, хранить привязанность к людям старшего поколения, помогавшим ему (профессору Шульцу, первым оценившему его талант, семье Рейнгартов), вникать в доводы юных друзей, даже если они вступают в противоречие с его собственными взглядами. Его любовные увлечения всегда основаны на уважении, признании за любимой права на самостоятельный выбор, будь то застенчивая девочка Минна, охваченная «народной» необузданностью Ада, пылающая творческой энергией актриса Франсуаза Удон, плененная религиозными догматами Анна или близкая ему по духу Антуанетта. Ж.-К. максималист и в любви, и в дружбе, и в творческих намерениях. «Между добром и злом у меня нет середины, даже толщиной в волосок». Эта черта характера усилена эстетическим своеобразием образа: в его рисунке отчетливы признаки гиперболы. Произведение строится как роман воспитания и одновременно как четырехчастная симфония (начальные три книги — детство и юность Ж.-К.; «Бунт» и «Ярмарка на площади» — кульминация конфликта; следующие три книги — противопоставление фанатизму общественных оппозиций естественных радостей любви и дружбы; наконец, «Неопалимая купина» и «Грядущий день» — разрешение напряжения в мудром приятии жизни во всех ее противоречиях.

Роман «Жан Кристоф»: материалы для анализа

Характеризуя историю создания романа, отметим, что она интересна и характерна для творческого процесса Роллана. Об этом он подробно написал в «Послесловии к русскому изданию 1931 г.» 1 . Идея произведения зародилась в 1890 г., заключительные главы были написаны в июне 1912 г. Замысел вынашивался в течение десяти лет. Структура произведения была тщательно продумана и взвешена. «Я принадлежу к старой породе буржуазных строителей, — писал Роллан. — Никогда я не начал бы произведения, не устроив заранее его фундамент и не определив всех его основных очертаний». Почти десять лет Роллан отдавал книге все свои интеллектуальные, духовные и эмоциональные силы. Все это время Роллан должен был совмещать работу над романом с другими обязанностями — преподаванием, сочинением исторических и музыковедческих трудов, работая ради куска хлеба. Позднее он вспоминал: «Но за эти десять лет не прошло ни единого дня, когда бы его («Жана Кристофа». — Б. Г.) не было бы со мною. Ему даже незачем было говорить. Он был тут: автор разговаривал со своей тенью». Заметим, что пятой книге эпопеи, «Ярмарка на площади», предшествует предисловие Роллана, которое называется «Диалог автора с тенью».

1. Определяя пафос своего сочинения, Роллан свидетельствовал: «Я пишу не литературное произведение. Я пишу символ веры».

Как вы понимаете эти слова? Прокомментируйте слова Роллана:

«Обязательство, которое я взял на себя в "Жане Кристофе", состояло в том, чтобы в период морального и социального разложения Франции пробудить дремлющий под пеплом духовный огонь».

2. Приобщение к творчеству и самому облику Бетховена, пленившего Роллана, явилось одним из главных стимулов в работе над романом. Почему великий композитор стал важнейшим героем для писателя? Почему именно бетховенский тип личности отвечал жизненной философии и эстетике писателя? Охарактеризуйте жизнь Бетховена как «героическую биографию», а самого композитора как «титана» в сфере творчества. Вспомните титанические образы в мировой литературе, такие, как Прометей, Фауст, Манфред. В чем особенности изображения этих образов?

В чем своеобразие и сложность замысла Роллана, запечатлевшего гения, музыканта на фоне современного ему социума? Обнаруживаете ли вы в образе главного героя автобиографические черты писателя? Были ли присущи самому Роллану, человеку хрупкого здоровья, сила духа, мужество в отстаивании своих убеждений, свойственные Жану Кристофу? В какие моменты жизни Роллана его бескомпромиссность и стойкость проявились особенно реально?

Какой смысл имеет посвящение в романе: «Свободным душам всех наций, которые страдают, борются и побеждают»? Охарактеризуйте интернационалистский пафос романа. Почему от писателя требовались смелость и независимость, чтобы сделать немца главным героем книги? Вспомните о событиях Франко-прусской войны, о деле Дрейфуса. Какова роль музыки в истории немецкой культуры? Каких великих композиторов помимо Бетховена вы можете назвать? В чем значение музыки Вагнера для литературного процесса на рубеже XIX—XX вв.?

3. Охарактеризуйте структуру романа «Жан Кристоф». Как определяет ее сам Роллан в предисловии к парижскому изданию 1921 г. 2 ? Писатель называет свое произведение «четырехчастной симфонией». Каковы содержание и пафос каждой из частей?

Проанализируйте жанровую природу романа «Жан Кристоф». Что такое роман-эпопея 3 ? Какие образцы этого жанра в литературе рассматриваемого периода вам известны (вспомните творчество Э. Золя, А. Франса, Г. Манна)? Назовите циклы романов, образующих эпические полотна (Э. Золя, Г. Манн, Т. Гарди, Т. Драйзер и др.).

В каких произведениях рассматриваемого периода в центре оказывается судьба творческой личности — живописца, музыканта, ученого? Вспомните творчество Э. Золя, Г. де Мопассана, Т. Драйзера, Дж. Лондона. Почему роман «Жан Кристоф» западные литературоведы называют «роман-река»? Как вы понимаете это определение?

4. Поясните суждения Роллана о своем романе: «Это своего рода интеллектуальная и нравственная эпопея современной души».

Почему, прослеживая жизнь гениального музыканта, Роллан делает акцент на его внутреннем, эмоциональном состоянии?

«Жан Кристофа» называют «музыкальным романом». Как Роллан достигает гармонического единства формы и содержания, т. е. изображения композитора, специфики его творческого труда и самой образно-стилевой системы произведения с его внутренней музыкальностью?

5. Охарактеризуйте первые три книги романа («Заря», «Утро», «Отрочество»). Как передает Роллан «пробуждение чувств и сердца героя» в родительском гнезде, в узких пределах «малой родины»? Как подводит его к первым жизненным испытаниям? Как складывается в Жане Кристофе представление о его жизненной миссии. Проследите наиболее значительные вехи сюжета в первых трех книгах романа.

Какова ситуация в семье Жана Кристофа? Как ребенок воспринимает окружающий мир и как у него проявляются музыкальные импульсы? Проанализируйте его взаимоотношения с дедом, отцом, дядюшкой Готфридом; первые музыкальные сочинения Жана Кристофа и ранние выступления в придворном оркестре. Как созревает музыкальный талант героя? Каков характер увлечений героя? В чем проявляется максимализм в любви и дружбе? Какова «планка» человеческих отношений?

Как Роллан изображает «жизнь души» своего героя?

6. Определите проблематику следующих двух книг: «Бунт», «Ярмарка на площади». Какую роль в развитии мировидения и характера героя сыграли его «немецкий» и «французский» опыт? Как происходит духовный рост героя? Жан Кристоф срывает свою «вчерашнюю, уже омертвевшую оболочку». Как это понимать?

Как происходит переход Жана Кристофа от «бунта» в музыкальной сфере к «бунту» в сфере социальной? В чем причина его бегства из Германии?

7. Почему книга «Ярмарка на площади» занимает особое место в романе? Какой известный писатель употребил слово «ярмарка» в значении «торжище» для характеристики буржуазно-аристократического общества? В каких случаях в стилистике романа появляются черты гротеска, сатиры, памфлета? Приведите примеры. Как в Париже исчезают иллюзии Жана Кристофа относительно Франции как страны свободы, противостоящей Германии с ее духом милитаризма и сословными пережитками? Опишите реакцию героя на современное искусство, ставшее предметом купли-продажи. Какими предстают перед взором Жана Кристофа литература, театр, «новая музыка»? Каков Леви-Кер, антагонист Жана Кристофа? Почему терпит провал его симфоническая картина «Давид»?

Постарайтесь сопоставить изображение коррумпированного искусства в «Ярмарке на площади» Роллана с аналогичными картинами в романах: «Утраченные иллюзии» О. де Бальзака, «Деньги» Э. Золя, «Милый друг» Где Мопассана. К кому, по вашему мнению, ближе Роллан: к старшим своим современникам — Золя и Мопассану или к Бальзаку?

8. Известна роль философии, нравственно-этических и эстетических воззрений Л. Н. Толстого в развитии Роллана, о чем неоднократно писал сам автор «Жана Кристофа». Согласны ли вы с точкой зрения литературоведа Т. Л. Мотылевой, которая в своей книге «О мировом значении Л. Н. Толстого» пишет: «... Близкое к идеям Толстого понимание долга художника лежит в основе всей концепции романа "Жан Кристоф". Это понимание выражено Ролланом и в биографических очерках о Бетховене, Микеланджело, Милле и в статьях о композиторе»? Т. Л. Мотылева также полагает, что «Роллан, подобно Толстому, придирчиво нетерпим ко всякому искажению ради внешнего эффекта» 4 . Выскажите свое суждение на эту тему.

В статье «Яд идеализма» (1900) Роллан писал: «Какова бы ни была сфера нашей деятельности, будем служить правде... на свете существует лишь два рода искусства: то, которое вдохновляется жизнью, и то, которое довольствуется условностью. Истина прежде всего». Можно ли принять эту точку зрения полностью? Не проистекает ли отсюда недоверие, недооценка условности в искусстве, равно как и его «нереалистических» форм, таких, как натурализм, символизм?

9. Охарактеризуйте сюжетные перипетии следующих книг романа: «Антуанетта», «В доме». Как меняется тональность повествования? Вдумаемся в слова Роллана, который пишет, что эти книги овеяны атмосферой нежности и душевной сосредоточенности, служат контрастом к предыдущей части с ее исступленным энтузиазмом и ненавистью и звучат как элегическая песнь во славу Дружбы и Чистой Любви. В чем смысл поисков героем «другой Франции»? Охарактеризуйте образ Оливье Жаннена, вехи его дружбы с Жаном Кристофом. Что лежит в основе этой дружбы? Отражают ли отношения героев в какой-то мере жизненную философию Роллана и нравственно-этический пафос романа? Является ли дружба немца и француза воплощением интернационалистских убеждений романиста?

Проследите сюжетную линию Оливье.

10. Охарактеризуйте последние книги романа: «Подруги», «Неопалимая купина», «Грядущий день», в которых завершена жизненная одиссея главного героя. Как вместе с Оливье герой взыскует «символ веры», хочет принести жизнь на «алтарь нового бога — народа»? Как в «Неопалимой купине» реализуется тема политической борьбы? Как характеризуются в романе рабочее движение, его методы и его лидеры? Приведите примеры. Какую позицию занимают Оливье и Жан Кристоф? Прокомментируйте слова Роллана: «Оливье вернулся в свое уединение. Кристоф не замедлил присоединиться к нему. Положительно, они чувствовали себя не на месте в революционном социальном движении. Оливье не мог примкнуть к простому народу. Кристоф же не хотел. Оливье отдалялся от них во имя слабых, Кристоф во имя сильных, независимых».

Какова позиция самого Роллана? Каково было отношение писателя к революции, революционному насилию? Вспомните характер его полемики с А. Барбюсом, его философию, называемую часто «ролландизмом».

Опишите эпизод с первомайской демонстрацией. Какова ее роль в судьбе героя?

11. Охарактеризуйте финальный, «швейцарский» этап жизни Жана Кристофа (книга «Грядущий день»). Каков характер нового увлечения Жана Кристофа — Анной Браун, женой доктора Брауна? Почему это гармоническое чувство завершилось трагедией? Опишите последнюю любовь Жана Кристофа к Грации, его бывшей ученице. Какую роль играет в романе мотив смерти, ухода самых близких людей главного героя? В чем смысл последнего желания Жана Кристофа — соединить детей его умерших друзей — дочь Грации и сына Оливье?

Охарактеризуйте финал романа. В чем смысл отождествления Жана Кристофа со святым Христофором? Обратите внимание на религиозно-христианские идеи романа, долгое время затушевывавшиеся марксистской критикой, на следующую деталь: «В тот день, когда ты будешь взирать на изображение Христа, ты не умрешь дурной смертью». Эта надпись, высеченная на цоколе статуи святого Христофора у входа в средневековые храмы (например, в соборе Парижской Богоматери), приводилась Ролланом в конце каждого тома при первом издании романа в «Еженедельных тетрадях».

Как реализуется в заключительной книге эпопеи мотив смены поколений, неумолимого рождения нового? Роллан пишет в кратком послесловии к книге:

«Я написал трагедию уходящего поколения, ничего не утаив. <...> Люди сегодняшнего дня, молодежь, настал ваш черед! Пусть тела наши будут для вас ступенями — шагайте по ним вперед. Будьте сильнее и счастливее нас. <...> Жизнь — чередование смертей и возрождений. Умрем, Кристоф, чтобы родиться вновь!»

11. Французский критик Лами назвал роман «поэмой чувств». В чем своеобразие обрисовки главного героя? На чем делает Роллан акцент: на изображении внешних событий, «вещного» интерьера или мира чувств, эмоций, переживаний Жана Кристофа?

Как реализуется в романе музыкальный, структурообразующий принцип? Как Роллан достигает того, что жизнь музыканта членится на отдельные фазы, подобно монументальному симфоническому сочинению?

В какой мере обрисовывается исторический фон, социальный контекст?

12. Охарактеризуйте поэтику и стилистику романа. Подчеркните оригинальность роллановской манеры, сопоставив ее со стилем таких его современников, как Э. Золя, Где Мопассан, А. Франс.

Как в повествовании Роллан достигает гармонического синтеза слова и музыки: приведите примеры лиризма, патетики, экспрессии, эмоциональной насыщенности, метафоричности в манере Роллана. Покажите, что романист предстает не только как художник слова, психолог, но и как знаток искусства, музыковед.

13. Обоснуйте романтическое начало в романе, связанное с его музыкальной природой. Покажите склонность Роллана к сгущению красок, к изображению особой интенсивности чувств и переживаний главного героя. Можно ли говорить о зеркальном «жизнеподобии» образов и ситуаций в романе или Роллан продолжал романтические традиции В. Гюго?

Охарактеризуйте, исходя из романтической природы романа, чувственную двуплановость образа Жана Кристофа (с одной стороны, он живой человеческий образ, с другой — символ Добра, Справедливости, Творческого духа).

14. Роман имел огромный успех и вызвал общеевропейский резонанс. Найдите и приведите высказывания критиков. Суммируйте ваши наблюдения: в чем впечатляющая сила романа. В чем его новаторство 5 ?

Как роман «Жан Кристоф» воспринимается сегодняшним читателем?

Примечания.

1 См.: Роллан Р. Собрание сочинений: в 14т. — М, 1956.— Т. 6. — С. 369 —377.

2. См.: Роллан Р. Собрание сочинений: в 14т. - М., 1955. — Т. 3. — С. 78.

3. См.: Литературная энциклопедия терминов и понятий. — М., 2001. — С. 1235-1238.

4. См.: Мотылева Т. Л. О мировом значении Л. Н. Толстого. — М., 1957. — С. 398 — 416. О творческих взаимосвязях Л. Н. Толстого и Р. Роллана также см.: Чичерин А. В. Возникновение романа-эпопеи. — М., 1958. — С. 246 — 260.

5. См.: Чичерин А. В. Указ. соч. — Гл. 6. Новаторство и традиции в эпопее Р. Роллана «Жан Кристоф».

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Устойчивая традиция «романа-реки» - по распространенному во Франции наименованию, - т.е. традиция многотомного романа, является одним из очевидных подтверждений связи литературы XX века с реализмом и романтизмом XIX века.

Ромен Роллан (1866-1944) - писатель, откликнувшийся своим творчеством на самые кардинальные проблемы XX в. Он был страстным борцом против фашизма и войны.

Весьма сложна идейная эволюция Р. Роллана, творческая деятельность которого охватывает почти пятидесятилетие.

Ромен Роллан родился в городе Кламси (Бургундия). Отец его был нотариусом. С 1881 г. семья стала жить в Париже, где после окончания лицея Роллан поступил в Нормальную школу, высшее учебное заведение, готовящее педагогов.

Выдающиеся способности молодого Роллана особенно выявились в его интересе к музыке и литературе. Любовь к искусству сказалась у Роллана и в той тревоге, с которой он относился к упадку его на Западе, в стремлении найти средства оздоровления искусства.

В 1889 г. Роллан блестяще закончил курс Нормальной школы и отправился в Рим, где продолжал изучение искусства. В 1891 г. он возвратился в Париж, а четыре года спустя защитил диссертацию по истории европейской оперы. В последующие годы наряду с преподавательской работой в Нормальной школе и Сорбонне Роллан все больше времени уделяет творчеству. Он написал множество статей о музыке, работал над своими первыми драмами.

1. Жанр «героической биографии»

Роллан не мог довольствоваться реализмом «в духе Флобера», отрицанием, бесстрастным описанием. Общество, погибающее от эгоизма и бездуховности, может быть изменено только «великими душами», Героями, их нравственным примером. В поисках подобных образцов Роллан вышел за пределы национальной художественной традиции. Будучи студентом, Роллан обратится с письмом к Толстому, как «путеводной звезде», прося его ответить на мучительные вопросы, как жить, каким должно быть искусство. Всемирно известный писатель ответил в октябре 1887 года французскому студенту на 38 страницах. Особенно сильное впечатление произвело на Роллана осуждение Толстым буржуазного искусства за его отрыв от народа, от жизни.

Значительно позже Роллан писал: «Я никогда не забуду отеческой помощи, оказанной мятущемуся юноше, каким я был тогда». Л. Толстой надолго стал для него учителем. В начале века им будет написана «Жизнь Толстого», наряду с другими «героическими биографиями» («Жизнь Бетховена», «Жизнь Микеланджело»).

Во французской истории Роллана привлекал период добуржуазный, привлекала «героическая эпопея Франции», начиная от Карла Великого и до революции 1789 г. Начинал Роллан как драматург, в 90-е годы писал пьесу за пьесой. Театр отвечал потребности Роллана в трибуне, в искусстве действенном, способном оказать прямое и немедленное воздействие на сознание. В драматургической практике сформировалась эстетика раннего Роллана, возник его призыв к созданию «нового искусства для нового общества» (в предисловии к книге «Народный театр», 1903).

Писатель продолжает поиск положительных, духовно сильных героев, чей пример мог бы вдохновить современников, среди великих людей различных эпох. Так рождается замысел эпических биографий великих людей - «Героические жизни». Роллан создает «Жизнь Бетховена» (1903), «Жизнь Микеланджело» (1906), «Жизнь Толстого» (1911).

Первое место в цикле Роллан отвел своему любимому композитору - «мощному и чистому душой Бетховену». Блестящий знаток музыки, ее профессиональный историк, Роллан создал ряд выдающихся трудов о музыкантах прошлого и современности («Музыканты прошлого», 1908, «Музыканты наших дней», 1908, «Гендель», 1910, и др.). Но только Бетховен стал спутником жизни писателя. К изучению творческой биографии Бетховена Роллан обращался постоянно. В результате им была создана шеститомная работа о Бетховене - «Великие творческие эпохи», первый том которой вышел в 1927 г., а последний закончен в годы Второй мировой войны.

Вышедшая в 1903 г. книга Роллана «Жизнь Бетховена» имела большой успех. Справедливая мысль этой книги о том, что гениальная музыка Бетховена рождена революцией, была развита автором в последующих работах о композиторе с большей настойчивостью, хотя и они не лишены противоречий.

В биографии Микеланджело отдана определенная дань пессимистическим настроениям 900-х годов, хотя Роллан и стремился полемизировать с ними. Творческий путь Микеланджело показан как бесконечная цепь страданий. Но в то же время Микеланджело изображен человеком несгибаемой воли, несокрушимой энергии.

В «Жизни Толстого» Роллан отмечал огромное значение творчества великого русского писателя для всего мира и для себя лично. Его привлекали в Толстом критическое отношение к действительности, буржуазному искусству, действенный гуманизм, любовь к простым людям и к жизни. Книга была создана вскоре после смерти Л. Толстого. Роллан говорил об этом произведении: «Я инстинктивно отбросил в ней все, что разделяло нас, и возложил на его могилу лишь уважение и любовь». Но, несомненно, отсутствие в книге критического отношения к философии Толстого объясняется тем, что в те годы многое в ней было близко Роллану. Это отразилось и в последних книгах одного из лучших произведений Роллана - романа «Жан-Кристоф».

2. История, совершающаяся на глазах в романе «Жан-Кристоф»

Появление «романа-реки» в творчестве Роллана было предопределено, так как «героическая эпопея» означала для него не просто жанр, но образ мысли и образ жизни. Вслед за «эпическим циклом» драм о революции - десятитомный «Жан-Кристоф» («Заря» (1904), «Утро» (1904), «Отрочество» (1905), «Бунт» (1906), «Ярмарка на площади» (1908), «Антуанетта» (1908), «В доме» (1909), «Подруга» (1910), «Неопалимая купина» (1911), «Грядущий день» (1912)).

Приступая к созданию своей «реки», Роллан так определял ее основополагающие черты: «Герой - это Бетховен в сегодняшнем мире. <…> Мир, который видишь из сердца героя, как из центральной точки». Появление такой «центральной точки» означало обращение к новому источнику эпического - к Личности. Герой романа окончательно порывал со статусом «лавочника», приобретал статус Бетховена, Гения, наделенного максимальными творческими потенциями.

Даже имя героя романа - Жан-Кристоф Крафт - символично, в нем обозначены эти возможности, эта функция гаранта роллановского оптимизма, его ставки на будущее («важно не то, что было, а то, что будет»). «Крафт» - «сила», «сила природы» (нем.), Жан - Иоанн Предтеча, крестивший Христа. Кристоф - св. Христофор, переносивший Христа через реку. Особый смысл и предназначение героя намечены происхождением Крафта, его рождением в приграничной области Германии, а затем переездом в Париж. Жан-Кристоф - реализация любимой идеи Роллана о всемирном братстве, единстве человечества.

Еще одна особенность роллановской «реки» сформулирована в «Диалоге автора со своей тенью» (предисловие к первому изданию «Ярмарки на площади», 1908). Тень - это, естественно, родственно близкий автору герой, но автор готов следовать за собственной тенью по пути к истине, к будущему. Самое существенное и сокровенное в себе автор обнаруживает, устанавливает с помощью этого необычного двойника, с помощью необычного монолога, в котором сливаются голос автора и голос героя. Образ «героя-автора» придает органическое единство повествованию, которое порой кажется разностильным.

По определению Роллана, композиция «Жан-Кристофа» - музыкальная, «четырехчастная симфония». Части этой симфонии - этапы становления героя, музыка его души, бесконечная и бесконечно меняющаяся гамма чувств и ощущений, возникающая при соприкосновении с внешним миром. Начиная со смутных образов, возникших у новорожденного, и кончая впечатлениями всей жизни, проносящимися в угасающем сознании умирающего.

Основополагающий принцип эпопеи Роллана - лирический, поэтический. Роман свой он называл «поэмой в прозе» и заявлял, что «решительно порывает со всеми условностями, утвердившимися во французской литературе». Роллан говорил, что пишет не роман, но «символ веры». Его задача - создать новое человечество - предполагала очищение, обновление, возвращение к душе, предполагала высвобождение духовной энергии в свободном течении «романа-реки», пренебрегающем любыми условностями.

«Поток» в «Жан-Кристофе» не перерастает, однако, в поток сознания героя романа. Монологичность определяется скорее функцией автора, нежели героя. В романе нередко говорится «мы» (автор и его «тень»), есть обращение к герою («ты»), присутствие автора очевидно все время, и «тень» - как ей и положено - послушно следует за своим создателем. Кристоф слишком часто говорит голосом самого Роллана, и местами текст романа ничем не отличается от роллановской публицистики. Например, в книге «Ярмарка на площади» Кристоф - уже и не тень, а псевдоним автора, осуществляющий в слегка беллетризированной форме обзор культуры Франции начала XX в. И не «глазами Оливье», а своими собственными глазами видит Роллан «Францию истинную», подставляя на свое место этот символ французского духа, противопоставленный «ярмарке на площади».

Роллан не смог избежать возникающей при этом опасности превращения «тени» в иллюстрацию. Мысль автора тяготеет над героем, опережает его, ожидает на каждой ступени, подводя итоги и намечая дальнейший путь. И каждый шаг делается с видимым нажимом, движение часто на пределе, ибо Жан-Кристоф - не просто Крафт, но и Иоанн Предтеча. Его психология индивидуальна - и вместе с тем типична, поскольку он, Человек как таковой, выражает «сокровенные силы стихий».

Сказанное не означает, однако, что Жан-Кристоф - всего лишь «тень». «Тень» достаточно полнокровна, чтобы жить «своей» жизнью, идти «своим» путем, увлекая с собой автора. Для Роллана «образцом современной эпопеи» оставалась «Война и мир». «Жан-Кристоф» - эпопея «мира, в котором мы живем», герой ее представляет «поколение, переходящее от одной войны к другой, от 1870 года к 1914 году». Роллан вывел Кристофа на поля социальных битв переломной эпохи, сделал его предвестником «грядущего дня», оптимальным вариантом человека, который в сердце Европы, среди бушующих страстей возвышается как маяк, собирающий всех людей доброй воли.

Система персонажей в «Жан-Кристофе» - круг близких герою людей, его друзей, некая большая семья, играющая роль фундамента общества, обновляемого душевной энергией и нравственным порывом членов такого содружества. Отношения между ними регулируются чувствами любви, дружбы, теми истинными ценностями, в которых особенно нуждается Кристоф.

Только дружба налаживает контакт различных цивилизаций, французской и немецкой, коль скоро их олицетворением выступают Кристоф и Оливье. Роллан бросил вызов шовинизму тем фактом, что героем романа сделал немца, ему доверив и свою этику, и свою эстетику - довершив его воспитание, его становление в Париже, в соприкосновении с Оливье, т.е. с «истинной Францией».

Свойственная Кристофу реакция на внешний мир - не «немецкая» и не «французская» - это реакция художника, музыканта, который каждый раз «настраивает» свою душу, во всем улавливая внутренние ритмы, неслышные другим мелодии. Насыщаясь ими, Кристоф поднимается над рядовым существованием, приобщается к «стихиям», к «сокровенным силам». Но земли при этом не покидает, так как музыка для него - это «все сущее».

Приобщаясь к музыке, Кристоф приобщается к радости, к любви, приобретает такие силы, которые позволяют одолевать все препятствия. Музыка определяет высочайшие - бетховенские - параметры Личности, а «роман-река» Роллана - история формирования соответствующего этим параметрам героя. «Жан-Кристоф» - еще одно жизнеописание героической личности, в ряду с Бетховеном, Толстым, Микеланджело.

Дар художника, которым наделен Кристоф, - это некий абсолютный слух, способность к безошибочной нравственной оценке всего сущего. Начинает Кристоф свою критическую ревизию с искусства, с музыки, затем вершит суд над обществом, сначала немецким, провинциальным, потом французским, столичным, наконец, общеевропейской «ярмаркой на площади».

Жан-Кристоф сражается не только с этой «ярмаркой», не только с декадансом и тотальным обуржуазиванием. Его бунт приобретает экзистенциальный смысл. Он рано увидел смерть близких людей, и жизнь его стала «борьбой против жестокого удела». Он очень рано отделил внутреннее от внешнего, отделил «суть», которая отождествилась с потребностью в свободе, с поисками смысла бытия. Поисками тем более драматическими, что Кристоф «был одержим неверием» - «Бога больше не было».

Свою этику Кристоф выковывал в обществе, напоминавшем «груду развалин». На первых порах и у него возникло желание «разрушать и жечь» в знак протеста, поскольку «Бога нет, все дозволено». Однако художником руководит здоровый, природный инстинкт, который преобразует энергию отрицания в энергию утверждения. Абсолютная свобода, искус которой посетил и Роллана, свобода ницшеанского сверхчеловека противоположна роллановскому страстному гуманизму.

Данная, конкретная эпоха, канун мировой войны отодвигается к завершению эпопеи как фон, на котором осуществлялась извечная драма Жизни и Смерти, вне реального пространства, вне даже личности, преобразующейся в начало Творчества, в олицетворение Будущего. Традиционная религиозность, подвергнутая сомнению, сменяется новой верой, герой обретает, по словам Роллана, «ценность религиозную» - в финале уступает свое место святому Христофору.

Заключение

Безжалостный приговор уходящему веку вынес в своём творчестве Ромен Роллан. Обнаружив симптомы тяжелой социальной болезни, признаки упадка и деградации, Роллан призвал к возрождению человека, к созданию нового человека как условию преобразования общества. Источник обновления Роллан видел в искусстве и уподоблял эстетику этике.

Роллан был профессиональным музыкантом, автором многих работ по истории музыки, и в немалой степени именно музыка формировала своеобразный роллановский эпос, нацеленность на «извечные основы и тайны». «Проникать в самую сущность стихии, постигать ее сокровенные силы» - эту задачу музыки Роллан переносил на искусство словесное.

Сама по себе такая задача возвращала к романтической традиции, несмотря на отрицательное отношение Роллана к «яду идеализма», к «иллюзиям», которыми грешили романтики, к «риторике». «Преобладанию слов над вещами» Роллан решительно противопоставлял правду, «действительность как она есть». Роллановский вкус к «реальным вещам», к Жизни, к Природе уравновешивал его увлечение «сокровенными силами», «моральными истинами», что оборачивалось риторикой.

История жизни Кристофа - история постоянных потерь. Роллан щедро дарует человеку всю меру страданий, чтобы одолеть зло и подняться к радости, обогащая свою душу, это «огромное духовное царство».

Своеобразие социального романа Роллана в том, что познание жизни, социальной несправедливости, неравенства формирует прежде всего эмоциональную сферу интенсивно переживающего героя. Воспитательный роман в данном случае - роман «сентиментального воспитания», этапы которого обозначаются очередным эмоциональным кризисом.

Литература

роллан жан кристоф героический биография

1. Балахонов В.Е. Ромен Роллан и его время («Жан-Кристоф»). - Л., 1968. - 285 с.

2. Зарубежная литература XX века (1871-1917): Учебник / Под ред. В.Н. Богословского, З.Т. Гражданской. - М.: Просвещение, 1979. - 351 с.

3. Зарубежная литература XX века: Учебник / Под ред. Л.Г. Андреева. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. шк., 2004. - 559 с.

4. История французской литературы. Т. III. - М.: Наука, 1963. - 375 с.

5. Кирнозе З.И. Французский роман XX века. - Горький, 1977. - 295 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Необычный замысел романа Р. Роллана "Жан-Кристоф": повествование о жизни гениального музыканта и неукротимого бунтаря, от рождения и до смерти. Слабые стороны французского рабочего движения перед первой мировой войной, идея мира и взаимопонимания народов.

    реферат , добавлен 24.04.2009

    Краткий очерк биографии А.С. Пушкина. История создания, содержание и сюжетная линия романа "Евгений Онегин". Действующие лица и поэтические особенности романа. Интересные факты о романе, его влияние на произведения в литературе, музыке и кинематографе.

    реферат , добавлен 26.06.2012

    История и этапы создания самой известной поэмы Некрасова, ее основное содержание и образы. Определение жанра и композиции данного произведения, описание его главных героев, тематика. Оценка места и значения поэмы в российской и мировой литературе.

    презентация , добавлен 10.03.2014

    Возникновение и развитие жанра исторической прозы в России. Эпоха, отражённая в романе "Князь Серебряный". Отличительные признаки архаизмов и историзмов. Анализ основных темпоральных показателей и фразеологических единиц, встречающихся в произведении.

    дипломная работа , добавлен 08.11.2013

    Рыцарский роман как жанр средневековой литературы. Стилистические особенности рыцарского романа. Художественные особенности и специфика жанра в романе "Тристан и Изольда". Варианты воплощения "рыцарских мотивов" различными авторами в вариантах романа.

    курсовая работа , добавлен 25.02.2012

    Антиутопия как обособленный литературный жанр, её история и основные черты. Классический роман-антиутопия и проблематика романа. Антигуманный тоталитаризм как отдельный жанр, корни античности. Проблемы реализма и утопические идеалы в литературе.

    курсовая работа , добавлен 14.09.2011

    Определение автора классического произведения по портрету, основным фактам биографии, отрывкам из работ. Изучение композиционной функции снов в русской литературе 19 века. Классификация жанров литературных произведений: роман, эпопея, поэма, трагедия.

    презентация , добавлен 15.01.2014

    Сущность и отличительные особенности направления романтизма в литературе, история и этапы его становления и развития, яркие представители. Характерные черты романтического героя. Анализ известных произведений Купера и Джека Лондона, их главных героев.

    реферат , добавлен 08.12.2009

    Общая характеристика жанра прозаической миниатюры, его место в художественной литературе. Анализ миниатюры Ю. Бондарева и В. Астафьева: проблематика, тематика, структурно-жанровые типы. Особенности проведения факультатива по литературе в старших классах.

    дипломная работа , добавлен 18.10.2013

    "Робинзон Крузо" как сюжетная модель мировой робинзонады, генезис данного жанра, его отличительные особенности. Классификация по идейно-тематическим принципам. Роман-притча "Повелитель Мух" У. Голдинга как пародия романа Баллантайна "Коралловый остров".

Известен российским читателям, пожалуй, как ни один другой французский писатель. Его творчество воспринималось как образец гуманизма и реализма. В этой статье рассказывается об одном из его самых значимых произведений Ромен Роллана - «Жан-Кристоф» - краткое содержание романа, история написания, особенности приведены в статье.

Немного об авторе

Французский писатель родился в январе 1866 года в городе Кламси в семье нотариуса. С детства увлекался историей музыки и играл на фортепиано. Окончил престижный лицей в Кламси и высшую школу Эколь Нормаль в Париже. После учебы два года жил в Италии, где изучал искусство. Вернулся на родину и защитил в Сорбонне диссертацию. В качестве профессора истории музыки читал в Сорбонне лекции.

Роллан прекрасно разбирался в философии, живописи. Выпускал музыкальный журнал, публиковал художественные и драматические произведения. Он ценил творчество Льва Толстого, был знаком с ним лично и вел переписку. Свой нравственный кодекс определил так: «Посвятить жизнь благу людей, упорствовать в поиске истины».

Творчество Роллана

Ромен Роллан оставил на редкость многообразное творческое наследие: пьесы, эссе, романы, мемуары и биографии - Льва Толстого, Микеланджело, Рамакришны, Махатмы Ганди, Бетховена, Вивекананды. В 1914 году завершил роман «Жан-Кристоф», следом - «Кола Брюньон». В 1920-ом опубликовал повесть «Пьер и Люс». Статьи писателя о задачах искусства и социальных противоречиях собраны в сборниках «Через Революцию к миру» и «Пятнадцать лет борьбы».

В 1933 году выходит роман «Очарованная душа», следом очерки «Ленин», «Вальми», драма «Робеспьер». В 1942-ом Роллан завершил автобиографическое произведение «Внутреннее путешествие», в 1946 году выходит«Кругосветное плаванье», в 1944-ом - цикл о Бетховене, биография Пеги. За несколько месяцев до смерти французскому писателю посчастливилось увидеть Париж свободным. Умер Ромен Роллан в декабре 1944 года в оккупированном немцами Везле.

«Жан-Кристоф»

Самое значительное произведение - «Жан-Кристоф». Над ним писатель работал восемь лет. Замысел создать «музыкальный роман» родился еще в конце 90-х. По признанию автора, он хотел не «анализировать», а вызвать чувство в читателе подобно музыке. Это желание и определило жанровую специфику произведения.

Ромен Роллан и его роман «Жан-Кристоф» разрушил традиционные представления о форме романа. Каждая из трех частей имеет свой ритм и тональность. Это роман-симфония, роман-поток. Не нарушая привычного течения перед нами открывается жизнь героя, впечатления и эмоции Жан-Кристофа. В 1 и 5 книге Роллан Ромен замечательно раскрыл первые впечатления ребенка, затем, - уже в Париже, - молодого человека. Вставные эпизоды и лирические отступления создают атмосферу эмоциональной приподнятости.

  • В I томе «жан-Кристофа» Ромен Роллан охватывает юные годы героя - первые побуждения сердца и чувств, первые потери и испытания. Но они помогают Кристофу понять свою жизненную миссию.
  • II том расскажет о том, как юный герой вступит в схватку с ложью, разъедающей и искусство, и общество.
  • III том, напротив, звучит, как песнь во славу любви и дружбы.
  • IV том - это середина жизненного пути, на котором душевные бури и сомнения героя готовы разнести все, но разрешаются безмятежным финалом.

Десятитомный роман Ромена Роллана «Жан-Кристоф» публиковался отдельными частями и сразу принес известность своему создателю. После международного признания Роллан ушел из Сорбонны и посвятил свою жизнь творчеству. В основном благодаря «Жан-Кристофу», автору была присуждена в 1915 году Нобелевская премия, которую он получил только в 1916 году из-за скандала, разгоревшегося вокруг антивоенных статей, опубликованных Ролланом.

Сюжет романа

В основе книги «Жан-Кристоф» Ромена Роллана лежат постоянные мотивы и этические постулаты - возрождение через смерть, победа в поражении, поражение в победе. В образе главного героя, музыкального гения Жана-Кристофа воплощена мечта о «современном Бетховене». В основе сюжета - его биография.

Восстав против насилия и деспотизма немецких властей, герой романа бежит во Францию, но европейскую культуру и политику он воспринимает как «ярмарку на площади», где все покупается и продается. Пройдя через многие испытания, Жан-Кристоф понимает, что свобода только для себя ограничена. Так, в одиночестве, нелепо и случайно гибнет его лучший друг Оливье. В финале произведения герой утрачивает бунтарский дух, но остается верным своему таланту и природе.

Действие «Жан-Кристофа» Ромен Роллана происходит в небольшом немецком городке, где в семье музыкантов рождается мальчик. Маленького Кристофа восхищает все - звон капели, пение птиц, шум ветра. Повсюду он слышит музыку и, незаметно для себя, придумывает мелодии. Дед записывает и собирает их в отдельную тетрадь. Вскоре мальчик становится придворным музыкантом и зарабатывает свои первые деньги.

Большую часть дохода отец пропивает и мать вынуждена работать кухаркой. Кристоф понимает, что они бедны и окружающие смеются над их невоспитанностью и неграмотностью. Чтобы помочь семье, Кристоф играет в оркестре с отцом и дедом, дает уроки музыки. Он мало общается со сверстниками, и единственным утешением становятся беседы с дедушкой и бродячим торговцем.

Тяжелые потери

После смерти деда, семья оказалась на грани нищеты. Отец пьет, и мать просит герцога, чтобы заработанные отцом деньги, отдавали сыну. На одном из концертов отец ведет себя отвратительно и ему отказывают от места. Кристоф пишет музыку и мечтает о великом будущем.

Но в его жизни не все гладко. Он нашел себе друга, но вскоре они с Отто расстались. Кристоф полюбил девушку из знатной семьи, но ему указали на разницу в положении. Умирает отец и семья вынуждена перебраться в жилье поскромнее. Кристоф знакомится с хозяйкой галантерейной лавки Сабиной. Неожиданная смерть любимой девушки оставляет в его душе глубокую рану.

Слова дядюшки - «Главное, это не уставать желать жить» - придают ему сил. В нем просыпаются неведомые силы. Ему слышатся фальшивые ноты в произведениях знаменитых музыкантов и народных песнях. Кристоф заявляет об этом во всеуслышание и пишет мелодию. Но народ не готов к новаторской музыке и вскоре от Кристофа отворачивается весь город.

Вынужденный побег

Знакомство с французской актрисой наводит его на мысль уехать в Париж, но он не может оставить мать. Но судьба распорядилась иначе. На одном из деревенских праздников он ссорится с солдатами, на него заводят уголовное дело и он вынужден бежать из страны.

Грязный, суетливый Париж неприветливо встретил Кристофа. Он зарабатывает на жизнь частными уроками, и вскоре замечает, что французское общество ничуть не лучше немецкого. Лидеры партий прикрывают громкими фразами корыстные интересы. Пресса лжива, а произведения искусства создаются в угоду богачам. Молодой человек повсюду видит фальшь и бездарность.Сочиненную им симфонию публика освистывает.

Кристоф голодает, но не сдается. После тяжелой болезни он чувствует себя обновленным, и перед ним открывается неповторимое очарование Парижа. У него появляется друг - молодой поэт Оливье. В доме, где они снимают квартиру, живут люди различных социальных слоев и сторонятся друг друга. Но музыка Кристофа сближает их.

Признание

К Кристофу приходит слава. Он становится модным композитором и перед ним распахиваются двери в светское общество. На одном из приемов Оливье знакомится с Жаклин, женится и уезжает в провинцию. Вскоре супруги возвращаются в Париж, но между ними нет былого взаимопонимания. Жаклин бросает семью ради молодого любовника и Оливье с сыном переезжают к Кристофу. Но друзья уже не могут жить под одной крышей, как прежде, и он снимает отдельную квартиру.

Кристоф знакомится с революционерами, он не придает значения их идеям, но ему нравится встречаться с ними и спорить. Первого мая он идет на демонстрацию и берет, еще не окрепшего после болезни, Оливье с собой. Во время столкновения с полицейскими его друг погибает, но Кристоф об этом не знает, - он вынужден бежать в Швейцарию, где и получает известие о смерти друга. Он тяжело переживает эту трагедию, и музыка становится для него невыносимой.

«Врата открываются»

Кристоф постепенно возвращается к жизни, друзья помогают ему найти учеников. Между Кристофом и женой доктора завязываются отношения. Когда измена открывается, Анна пытается покончить с собой, а Кристоф бежит из города в горы. Он пишет музыку и вскоре получает мировое признание.

Одна из учениц Кристофа влюбляется в него и они мечтают пожениться. Но ее сын всячески препятствует замужеству матери: симулирует нервные припадки и кашель. В конце концов он действительно тяжело заболел и умер. Грация винит себя в его смерти и не выносит этого - умирает вслед за сыном.

Потеряв любимую женщину, Кристоф чувствует, как рвется тонкая нить, соединяющая его с жизнью. Но именно в этот момент он создает самые глубокие произведения. Он устраивает судьбу сына Оливье и знакомит его с дочерью Грации. Кристоф тяжело болен, но тщательно скрывает это, не желая омрачать счастье молодых.

Умирающий Кристоф лежит в своей комнате и слышит оркестр, исполняющий гимн жизни, вспоминает мать, друзей, возлюбленных: «Вот аккорд, который я искал. Врата открываются».