Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Эдуард успенский - биография, информация, личная жизнь. Профессор николай дмитриевич успенский

Эдуард успенский - биография, информация, личная жизнь. Профессор николай дмитриевич успенский

Никола́й Васи́льевич Успе́нский (31 мая , село, Тульская губерния - 21 октября [2 ноября ] , Москва) - русский писатель. Двоюродный брат Глеба Успенского . Скончался 21 октября 1889 года на одной из улиц в районе Смоленского рынка. Похоронен на Ваганьковском кладбище у могилы Левитова .

Биография [ | ]

Николай Васильевич Успенский родился в 1837 году в семье священника в селе Ступино Ефремовского уезда Тульской губернии . Сначала будущий писатель учился в духовной семинарии , а затем в Медико-хирургической академии и Петербургском университете , который, правда, не закончил.

Литературная деятельность Успенского началась в 1857 году , когда в журнале «Сын отечества » был напечатан рассказ «Старуха». Позже Николай Успенский, сблизившись с Некрасовым и Чернышевским , стал сотрудником «Современника ». В 1861 году по совету и при поддержке Некрасова Успенский ездил в Париж и Италию , где знакомился с западноевропейской жизнью. В этом году Успенский, резко настроенный против самодержавия , «обманувшего народ », был наиболее близок к революционно-демократическому лагерю.

После конфликта с Некрасовым, Успенский порвал и с «Современником». В дальнейшем пробовал быть учителем (1862 год преподавал в Яснополянской школе Л. Н. Толстого , в Оренбурге и Москве) и продолжал писать, печатаясь в «Отечественных записках» и «Вестнике Европы». В 1864 году писатель проживал в усадьбе Тургенева .

Русский писатель Н.В. Успенский родился в 1837 году в селе Ступино Ефремовского уезда Тульской губернии. Николаю Успенскому было всего пять лет отроду, когда его отца - сельского священника, обремененного большой семьей, - перевели в приход села Шипово (ныне Становлянского района Липецкой области). С Шиповым связаны детские и юношеские годы будущего писателя-демократа. Здесь он узнал тяжелую деревенскую жизнь: пахал, сеял, убирал хлеб вместе с крестьянами, юношей ездил с парнями в ночное. В Шипове он увидел разницу между нищенской жизнью крепостных крестьян и сытой, богатой, утопающей в роскоши и праздности жизнью в помещичьем имении, научился презирать пресмыкающуюся, тунеядствующую дворню. Отсюда же отец отвозил его на лошади в Тульское духовное училище, где Успенский впервые познал «на своей шкуре» удушающий и тупой бурсацкий быт, который скрашивался только наступающими каникулами, когда Николай возвращался в деревню.

Обо всем этом Николай Успенский поведает позже в автобиографическом рассказе «Декалов»:

«Часов в семь утра во всех классах училища дрожали стены от крика, беганья по скамьям и чтения уроков. Среди третьего класса ученик дневальный с необыкновенной ловкостью вертел в воздухе лозой, желая познакомить товарищей с методой, которой он держался при сечении: товарищи, удивляясь его искусству, совали ему кто кусок хлеба, кто пирог или черепенник» 1 .

Эпизоды раннего периода жизни Николая Успенского, его деревенские впечатления, семинария, студенческий быт нашли отражение также в автобиографических произведениях «Ночь под светлый день», «При своем деле», «Брусилов» и др.

В 1850 году Николай Успенский поступает в Тульскую духовную семинарию, но, не окончив курса в ней, поступает в Петербургскую медико-хирургическую академию.

Уже будучи студентом, Н. В. Успенский писал рассказы и очерки из жизни деревни, которую он превосходно знал. Изданные в журнале «Современник» под общим названием «Очерки народного быта», они принесли ему успех и признание. В статье Н. Г. Чернышевского «Не начало ли перемены?» подчеркивалось новаторское значение произведений Успенского в литературе о народной жизни.

Знакомство писателя с Некрасовым и Чернышевским, сотрудничество в «Современнике» свидетельствует о близости Николая Успенского к революционно-демократическому лагерю. Но его идейная убежденность была недостаточно глубокой, а жизненный и творческий путь необыкновенно запутанными и тягостными.

Ни в учебных заведениях, ни на службе он подолгу не задерживался, часто переезжал с места на место, занимался преподаванием в уездных училищах.

Личная неустроенность, идейный и творческий кризис привели к трагической развязке. Николай Успенский покончил жизнь самоубийством 21 октября (2 ноября) 1889 года.

Ценнейшей частью литературного наследия Успенского являются очерки и рассказы, созданные в первый период его творчества. Не заигрывание с народом, а суровая правда о нем - вот основная особенность произведений писателя.

Творчество Успенского было предметом острых споров в литературной критике XIX века. Со статьями о нем выступали Чернышевский, Достоевский, Михайловский. Среди многочисленных рецензентов - имена выдающихся уроженцев липецкого края - И. А. Бунина и Г. В. Плеханова. Георгий Валентинович наиболее точно определил место Успенского в Истории русской литературы: «Это был типичный представитель эпохи 60-х годов, взявшийся за изображение народного быта... Он сочувствовал народу именно по-своему, то есть как «просветитель», то есть как человек, не чувствующий никакой надобности в идеализации отсталой массы» 2 .

1 Успенский Н. Повести, рассказы и очерки. - М., ГИХЛ, 1957. - С. 220.
2 Плеханов Г. В. Литература и эстетика. - М., 1958. - Т. 1. - С. 510.

Произведения Н. В. Успенского, связанные с Липецким краем

  • Рассказы. Ч. 1-2. - СПб., 1861.
  • Сочинения: повести, рассказы и очерки: в 3-х т. - М. 1876.
  • Собрание сочинений / ред., вступ. ст. и коммент. К. И. Чуковского. - М.-Л., 1931. - 551 с.
  • Повести, рассказы, очерки / вступ. ст. Е. Покусаева. - М., 1957. - 655 с.
  • Очерки народной жизни / [сост., авт. вступ. ст. и примеч. М. Л. Семанова]. - М. : Советская Россия, 1986. - 506 с. - (Б-ка русской художественной публицистики др.). - Содерж.: Из цикла «Очерки народного быта»: Заграничные письма / Н. В. Успенский.

Литература о связях Н. В. Успенского с Липецким краем

  • Успенский Д. И. Николай Васильевич Успенский // Исторический вестник. - 1905. - № 11. - С. 482.
  • Чернышевский Н. Г. Не начало ли перемены? // Чернышевский Н. Г. Полное собрание сочинений. - М., 1957. - Т. 7. - С. 855-889.
  • Бунин И. А. К будущей биографии Н. В. Успенского // Бунин И. А. Собрание сочинений: в 9-ти т. - М., 1967. -Т. 9. - С. 495-501.
  • Дудина Т. П. «Страшные загадки русской души…» Н. В. Успенский (1937-1889) // Литературное краеведение в Липецкой области: учеб. пособие. - 2-е изд., доработ. и доп. - Елец, 1999. - С. 114-119.
  • Печальная участь «Мефистофеля» // Добрый вечер. - 2007. - 23-29 мая (№ 20). - С. 6.

Справочные материалы

  • Липецкая энциклопедия. - Липецк, 2001. - Т. 3. - С. 411-412.
  • Бунинская энциклопедия / авт.-сост. А. В. Дмитриев. - Липецк, 2010. - С. 770.
  • Славные имена земли Липецкой: биогр. справ. об извест. писателях, ученых, просветителях, деятелях искусства. - Липецк, 2007. - С. 207-208.
  • Русские писатели: биобиблиогр. словарь. - М., 1990. - Т. 2. - С. 337-340.
  • Писатели Липецкого края: библиогр. указатель. - Воронеж, 1986. - Вып. 1. - С. 27-28.

Николай Васильевич Успенский родился в 1837 году в семье священника в селе Большое Скуратово Чернского уезда Тульской губернии. Сначала будущий писатель учился в духовной семинарии, а затем в Медико-хирургической академии и Петербургском университете, который, правда, не закончил.

Литературная деятельность Успенского началась в 1857 году, когда в журнале «Сын отечества» был напечатан рассказ «Старуха». Позже Николай Успенский, сблизившись с Некрасовым и Чернышевским, стал сотрудником «Современника». В 1861 году по совету и при поддержке Некрасова Успенский ездил в Париж и Италию, где знакомился с западноевропейской жизнью. В этом году Успенский, резко настроенный против самодержавия, «обманувшего народ», был наиболее близок к революционно-демократическому лагерю.

После конфликта с Некрасовым, Успенский порвал и с «Современником». В дальнейшем пробовал быть учителем (1862 год преподавал в Яснополянской школе Л. Н. Толстого, в Оренбурге и Москве) и продолжал писать, печатаясь в «Отечественных записках» и «Вестнике Европы». В 1864 году писатель проживал в усадьбе Тургенева.

После 1874 года, жил на разных квартирах в районе Армянского переулка, где обычно собирались писатели «московской темы». В то же время был дружен с известным художником А. К. Саврасовым и литератором и москвоведом И. К. Кондратьевым.

В 1878 году Николай Васильевич женился, однако овдовел уже в 1881 году, а с 1884 года писатель стал бродяжничать, часто голодая. Однако, Успенский продолжал писать, временами публикуясь в «Русском вестнике» и бульварном «Развлечении». Кроме этого он играл перед уличной толпой на музыкальных инструментах, распевал куплеты и частушки, он разыгрывал целые сцены с маленьким крокодиловым чучелом, от лица которого произносил монологи. В одиночестве Успенский злоупотреблял алкоголем, а в октябре 1889 года окончил жизнь самоубийством, зарезавшись в переулке. Некролог был напечатан лишь в декабре того года в «Историческом Вестнике». Другие крупные издания некролог не печатали.

Творчество

Ранние рассказы Успенского («Старуха», «Поросенок», «Грушка», «Змей» и др.) посвящены изображению дореформенной деревни и отражают радикальные демократические настроения писателя, его идейную близость к революционно-демократической интеллигенции. Показывая в этих рассказах забитость, бесправие и неразвитость крестьянской среды, писатель выступал против крепостного строя и либерализма («Хорошее житье», «Сельская аптека»). Глубоко реалистический характер рассказов Успенского, раскрывавших истинное положение крестьянства, обеспечил им широкий успех. Наиболее выдающимся рассказом был «Обоз» (1860), посвященный жизни неграмотного и забитого крепостного крестьянина.

Правда, показанная Успенским, и глубокое сочувствие писателя народу обусловили высокую оценку рассказов революционно-демократической критикой. В статье «Не начало ли перемены?» Чернышевский приветствовал Успенского, сумевшего «глубоко заглянуть в народную жизнь и так ярко выставить… коренную причину её тяжелого хода».

В дальнейшем Н. В. Успенский написал ряд рассказов и очерков, описывающих провинциальную среду («Уездные нравы»), знакомое ему духовенство («Работник», «Бурсацкие нравы» и др.), учительство, студенчество («Студент», «Межедворов» и др.) и фабричных рабочих (пьеса «Странницы»), не оставляя однако и деревенской тематики. Большинство новых произведений писателя успеха не имело, в особенности в силу того, что они потеряли свою остроту, стали описательными.

Наиболее художественно ценные повести Успенского 1860-х - «Фёдор Петрович» (1866), «Старое по-новому» (1870), написанные о буржуазии и земстве в деревне, прошли незамеченными. Народническая критика (Скабичевский) резко выступала против Николая Успенского, произведения которого были чужды народнической идеализации общинных «устоев». Постепенно Николай Васильевич стал «забытым писателем», творчество которого, как одного из «шестидесятников» и соратников революционно-демократической реалистической литературы, снова привлекло к себе внимание лишь после Великой Октябрьской социалистической революции.

Значение в литературе

Основное значение очерков Успенского определяется их правдивостью, силой критического реализма, свойственной им. Наиболее ярким средством художественной характеристики, каким располагал Успенский, был язык его героев. Писатель очень умело воспроизводил многообразие оттенков разных говоров, охотно прибегал к сказу (напр. «Поросенок», рассказанный деревенской просвирней, «Грушка» - торговцем, «Хорошее житье» - целовальником, и т. д.). Очерки Успенского подчас подымались до уровня тонко написанных новелл, избегая прямой, голой тенденциозности, выражая идею прежде всего показом самой жизни. Так, в «Хорошем житье» он обличает кабатчика, не говоря от себя ни единого дурного слова о нём. У Успенского мы находим ряд рассказов, где он прибегает к шаржу и гротеску («Обоз», «Змей» и др.). Это были зародышевые формы того же рода, какой нашёл себе место в творчестве Щедрина, в его «Истории одного города», в «Сказках». Как и Щедрина, Успенского толкало к гротеску остро ощущавшееся просветителем противоречие между действительной и разумной жизнью. Гротескные сцены и образы Успенского не имели, разумеется, силы и глубины щедринской сатиры, так как при всех достоинствах своих очерков писатель всё же редко шёл дальше натурализма и шаржа.

Русская литература XIX века

Эдуард Николаевич Успенский

Биография

Эдуард Николаевич Успенский родился в 22 декабря 1937 года в городе Егорьевске Московской области.

Окончив школу, поступил в Московский авиационный институт. В студенческие годы начинает заниматься литературным творчеством, печатается с 1960. Институт окончил в 1961.

Творческий путь он начинал как юморист, у него совместно с А. Аркановым вышло несколько юмористических книг. По собственному признанию, в детскую литературу попал случайно. Его детские стихи начали печатать, как юмористические, в «Литературной газете», они звучали в радиопередаче «С добрым утром!».

Получил широкую известность как автор детских книжек: «Крокодил Гена и его друзья» (1966), «Вниз по волшебной реке» (1972) и др. Огромную популярность приобретают его пьесы, написанные совместно с Р. Качановым, - «Чебурашка и его друзья» (1970); «Наследство Бахрама» (1973); «Отпуск крокодила Гены"(1974) и др. Образы придуманных им Чебурашки, крокодила Гены и др. героев любят дети нескольких поколений. В 1976 вышел сборник стихов «Все в порядке». В 1980 - 90 публикует серию замечательных детских книжек: «Каникулы в Простоквашино», «Дядя Федор, пес и кот», «Колобок идет по следу», «Разноцветная семейка», «Красная Рука, Черная Простыня, Зеленые Пальцы (страшные повести для бесстрашных детей)», «Лекции профессора Чайникова (занимательный учебник по радиотехнике)» выходит в 1994.

Не меньший успех выпал на долю приключений друзей из Простоквашино - Дяди Федора, Шарика, кота Матроскина. И они тоже обрели свое экранное воплощение. Кроме того, Эдуард Успенский писал для популярной детской передачи «Радионяня», для телепередачи «АБВГДейка», ныне ведет передачу «В нашу гавань заходили корабли».

Произведнеия писателя переведены более чем на 25 языков, его книги выходили в Финляндии, Голландии, Франции, Японии, США. В последние годы в организованном им издательстве «Самовар» публикуются его новые книги. Живет и работает в Москве.

Недавно Эдуард Успенский заявил, что закончил многолетнюю работу над циклом исторических романов, рассказывающих о периоде Лжедмитрия и Смутного времени.

В московской области 22 декабря 1937 года родился Успенский Эдуард Николаевич. Отец мальчика был партийным работником, а мать инженером в машиностроительном отделе. После школы подал документы в столичный авиационный институт на инженера, который с успехом окончил в 1961 году.

Первые литературные работы были изданы писателем ещё в студенческие годы. Эти произведения создавались совместно с А. Аркановым и имели юмористический характер. Но многие из них так и не прошли "цензуру" издателей того времени по причине несоответствия коммунистическим идеалам.

Юмористические работы Успенского имели успех у публики, но всем он более известен как автор детской литературы. Среди его книжек хорошо знакомые каждому «Крокодил Гена и его друзья» и «Вниз по волшебной реке», а также "Каникулы в Простоквашино".

Под его руководством было отснято несколько десятков мультфильмов. Является автором таких известных телепередач как: "Спокойной ночи малыши" и "В нашу гавань заходили корабли". В жизни успенского было три брака. Первый брак подарил писателю единственную родную дочь Танечку. Но спустя двадцать лет союз распался и Эдуард, забрав себе дочь, женился во второй раз. Удивительно, что и этот брак просуществовал ровно 20 лет. Совместная жизнь со второй женой не была безоблачной (пара не могла иметь детей), и супруги приняли решения усыновить детей из детского дома. Так в семье Успенского появилось ещё две девочки – Ира и Света. Начало отношений с Элеонорой Филиной было омрачено судебным разбирательством со второй женой Эдуарда, которая обвиняла его в неуплате алиментов. После завершения дела, Успенский и Филина узаконили свои отношения.

Эдуард Николаевич Успенский - советский писатель и известный автор детских книг. Одними из самых его известных персонажей являются Чебурашка, кот Матроскин, крокодил Гена, почтальон Печкин, Дядя Федор и другие. Состоит в совете партии «Гражданская сила».

Биография

22 декабря 1937 года в Московской области в городе Егорьевск родился Эдуард Успенский. Его родители были обычными служащими. Успенский Николая Михайлович был сотрудником аппарата ЦК КПСС, а Успенская Наталья Николаевна работала инженером-машиностроителем. Еще в школе он становится вожатым у младших. С этого момента он проникся особой любовью к младшим. Высшее образование он получает в Московском авиационном институте, но большую часть времени уделяет не учебе, а организации капустников, игр КВН. Став инженером, он отрабатывает тир года по специальности, а затем уходит в литературу.

Молодость

Еще в институте он начинает писать первые юмористические рассказы, стихи. Основным его заработком становятся написание сценариев к мультфильмам, театральных сценок и детская литература.

Первые юмористические рассказы Успенского зарезались цензурой. Лишь отдельные его работы были напечатаны в юмористических разделах «Литературной газеты» и газеты «Клуб 12 стульев». Это послужило переходом писателя к жанру детской литературы. В одном из своих последних интервью Эдуард Успенский заявил, что он всегда знал, что станет детским писателем. Не потому, что он не мог писать произведения для взрослых, а потому что он этого хотел.

Известность

Он приобретает известность после написания в 1966 году рассказа «Крокодил Гена и его друзья». Позднее, в соавторстве с Качановым, он пишет еще несколько пьес про Чебурашку.

В 1974 году он опубликовал свою первую книгу из серии - «Дядя Федор, пес и кот». Эта книга об очень самостоятельном шестилетнем мальчике, который за это получил прозвище Дядя Федор. Дядя Федор уходит из дома, так как его родители не разрешают приютить бездомного говорящего кота Матроскина. Уже вместе с псом Шариком они поселяются в деревне Простоквашино. По этой серии книг было снято несколько известных мультфильмов.

Успенский председательствует в жюри, которое принимает решение о присуждении премии «Заветная мечта». При возрождении Высшей лиги КВН в 1986 году он был в жюри. Созданием телепередач «Спокойной ночи, малыши!», «Радионяня», «АБВГДейка» обязаны тоже ему.

В 2010 году Эдуард Успенский стал обладателем премии имени Корнея Чуковского, выдаваемой за особые достижения детским писателям.

В связи с тем, что многие люди пытались использовать его героев в корыстных целях, Успенский обращался к юристам, и они оказывали ему юридическую помощь, которая касалась авторских прав на его произведения и героев.