Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Что изображено на картине васнецова нестор летописец. Интерактивная галерея

Что изображено на картине васнецова нестор летописец. Интерактивная галерея

Семнадцати лет от роду Нестор (годы жизни, по некоторым источникам, 1056-1110) оставил мир и пришел в Киево-Печерский монастырь. Он стал послушником, затем был посвящен в сан иеродиакона. В 1091 г. вместе с другими иноками он откопал мощи святого Феодосия и участвовал в перенесении их во вновь устроенный храм. Впоследствии он стал автором жития Феодосия Печерского, а также жития святых князя Бориса и Глеба.

Нестор-летописец. Худ. В. М. Васнецов. 1919 г.

Нестора обычно называют первым русским летописцем. Он участвовал в составлении, был одним из авторов первой редакции (первого, исходного варианта) «Повести временных лет». Этот общерусский летописный свод лег в основу большинства дошедших до нас летописных сводов, например Лаврентьевского и Ипатьевского. Нестор использовал родовые предания, повести, сказания, жития первых русских святых, произведения древнерусской литературы. «Повесть временных лет» является одним из самых насыщенных и наиболее достоверных текстов по древней истории Руси.

Еще в середине XIX в. авторство Нестора как составителя «Повести временных лет» было поставлено под сомнение. Некоторые авторы доказывали, что к «Повести временных лет» не имел отношения не только Нестор, но и вообще монахи Киево-Печерского монастыря. Защитники его основывались на приписке имени П., как составителя, в Хлебниковском своде (XV-XVI вв.) и на словах черноризца Поликарпа в его послании к киево-печерскому архимандриту Акиндину (XIII в.): «якоже блаженный Н. в летописце написа…». Труды выдающегося филолога Алексея Александровича Шахматова (1864-1920) притушили эту полемику в пользу авторства именно Нестора.

«Нестор – не поэт и не первоклассный оратор. Это только мастер своей специальности, человек, много учившийся, много знающий и умеющий структурно и литературно оформлять свои мысли. В его руках было только перо и… великий русский язык – инструмент, уже тогда достаточно совершенный, позволяющий автору просто, правдиво и находчиво изображать „земли родной минувшую судьбу“. Нестор – это ученый своего времени, историк, умевший подниматься до сознания связи мировых явлений». Нестора можно назвать Геродотом отечественной историографии. Он первым рассмотрел историю Руси в контексте истории Европы и всемирной истории.

Благодаря летописному своду, составленному Нестором и дошедшему до наших дней во множестве редакций сквозь ордынское и другие лихолетья в истории нашей страны, можно представить себе жизнь далеких предков. Гробница Нестора находится в пещерах Киево-Печерской лавры.

В. М. Васнецов. "Нестор-летописец", 1919

Хотя каждый из богатырей воплощает в себе определенные типические черты, вместе они стали символом всего древнерусского воинства. Они твердо сидят в седлах своих богатырских коней и всем своим видом выражают уверенность в своих силах и нерушимость дружбы. Величественность изображению придает и истинно русский пейзаж: желтый степной ковыль, темный лес за спинами всадников, клубящиеся в небе облака, словно объединяющие фигуры одетых в сверкающие серебром доспехи воинов.

Васнецов построил композицию огромного полотна так, что богатыри, выдвинутые на первый план, как бы возвышаются над горизонтом и кажутся необыкновенно сильными и мощными. Их монументальность подчеркивают маленькие елочки, растущие у ног коней.

"Богатырей" у Васнецова купил за шестнадцать тысяч рублей П. М. Третьяков. К тому времени старый коллекционер уже передал свое грандиозное собрание (1276 картин русских художников, 471 рисунок, 10 скульптур, 84 полотна иностранных мастеров) в дар Москве. Васнецовские "Богатыри" стали одним из последних приобретений Третьякова, умершего 4 декабря 1898 года.

В 1899 году в Москве состоялась первая персональная выставка Васнецова. Современники свидетельствуют, что публика валила на нее толпами. Художника огорчало то, что на ней не было П. М. Третьякова: это была первая выставка после смерти знаменитого коллекционера, подарившего родине свое замечательное собрание картин.

В творчестве Васнецова множество лиричных портретов друзей и знакомых. Мастер никогда не писал их на заказ, а только по зову своего сердца. Один из самых удачных - портрет М. В. Нестерова (1926, Третьяковская галерея, Москва), созданный художником незадолго до смерти. Умер Васнецов в возрасте 78 лет от остановки сердца.

Мастеров, подобных Илье Ефимовичу Репину, Василию Ивановичу Сурикову, Василию Васильевичу Верещагину, Виктору Михайловичу Васнецову, среди других художников исторического жанра в конце XIX - начале XX века в России не было. Их младшие современники (Андрей Петрович Рябушкин, Сергей Васильевич Иванов, Аполлинарий Михайлович Васнецов, Борис Михайлович Кустодиев, Николай Константинович Рерих, Александр Николаевич Бенуа и др.) создавали совершенно иные по звучанию картины. Изменилась тематика, другими стали герои. Вместо значительных событий, острых конфликтов и ярких образов живописцы стремились запечатлеть красоту старинных одежд, архитектуры, передать быт, обычаи, традиции далекого прошлого.

Аполлинарий Михайлович Васнецов
(1856–1933)

В отличие от своего знаменитого брата, Виктора Васнецова, Аполлинарий Васнецов гораздо больше времени и внимания уделял пейзажу. И если старшего брата привлекали человеческие образы (богатыри, полководцы, князья, витязи, боярышни), то младший преуспел в области исторического пейзажа.

Русский художник Аполлинарий Михайлович Васнецов родился в селе Рябово Вятской губернии. Первым его учителем стал брат, В. М. Васнецов, а затем уроки живописи и рисунка художник получил у мастера Эльвиро Андриолли, расписывавшего в Вятке новый собор. Живя вместе со старшим братом в Петербурге, Аполлинарий увлекся идеями народничества и, вернувшись в Вятскую губернию, некоторое время работал учителем в одной из сельских школ.

Выросший в северном селе, Васнецов с детства любил и понимал природу, ставшую главной темой его творчества. Художник писал: "Природа, окружавшая меня в детстве, воспитала во мне пейзажиста. Местность моей родины, с. Рябово, была живописна и разнообразна".

При создании пейзажей молодой художник пользовался советами своего земляка, знаменитого живописца И. И. Шишкина. Позднее он обращался за консультациями к таким известным мастерам, как И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Д. Поленов.

Ранние произведения Васнецова, отразившие впечатления художника от поездок по стране (в 1880–1890-х годах он побывал на Украине, в Крыму, на Кавказе, путешествовал по Уралу), передают его увлечение монументальными, обобщенными образами природы ("Родина", 1886; "Тайга на Урале. Синяя гора", 1891; "Кама", 1895 - все в Третьяковской галерее, Москва).

Поэтическое восприятие природы отразилось в зрелых работах мастера - таких, как пронизанное тонким лиризмом полотно "Лесное озеро" (1902, Третьяковская галерея, Москва). Умение чувствовать и понимать красоту природы сказалось и в произведениях Васнецова с исторической тематикой.

В 1897 году Аполлинарий занимался созданием эскизов декораций к опере М. П. Мусоргского "Хованщина". В этих работах ("Красная площадь", "Стрелецкая слобода", "Скит" - все в Третьяковской галерее, Москва), очень точно передающих стилистику музыкального произведения, Древняя Русь предстала именно такой, какой видел ее знаменитый композитор.

А. М. Васнецов. "Новгородский торг", издание И. Кнебеля, Москва, 1908–1913

Возможно, именно вступление к опере Мусоргского ("Рассвет на Москве-реке") и навеяло замысел исторической картины Васнецова "Москва конца XVII столетия. На рассвете у Воскресенских ворот" (1900, Третьяковская галерея, Москва). Удивительно точно художник воссоздает облик города, величественную красоту древнего Кремля, башен, колокольни Ивана Великого, торжественно возвышающихся над низкими деревянными домами горожан. Лунный свет, падающий на ночной город и спокойную гладь воды, придает изображению поэтический вид.

Заинтересовавшись историей, Васнецов начал изучать все, что относится к прошлому России. Он познакомился с документами, археологическими открытиями, сделанными на территории Московской Руси, изучал старинную утварь, исторические костюмы XVII столетия.

Картины Васнецова очень достоверно и в то же время эмоционально и лирично отражают облик старинной Москвы. Название картины точно передает место действия: "Старая Москва. Улица в Китай-городе начала XVII века" (1900, Русский музей, Санкт-Петербург), "Москворецкий мост и Водяные ворота" (1900, Третьяковская галерея, Москва). На многих своих исторических картинах мастер изобразил и людей, живших в ту эпоху. Человеческие фигуры - не просто дополнение к пейзажу, его украшение. Герои полотен Васнецова живут своей жизнью, занимаются обычными, будничными делами.

А. М. Васнецов. "Монастырь в Московской Руси", издание И. Кнебеля, Москва, 1908–1913

Не менее выразительны акварели и иллюстрации Васнецова. Они еще более наглядно, чем картины, передают контраст между белокаменными кремлевскими постройками и деревянным московским зодчеством: "Книжные лавки на Спасском мосту", "Площадь Ивана Великого в Кремле" (1903, Исторический музей, Москва).

В 1900-х годах Аполлинарий Васнецов вместе с другими художниками принял участие в создании "Картин по русской истории" издательства И. Кнебеля. Одна из композиций серии, получившая название "Новгородский торг", изображает торговую площадь в Великом Новгороде в эпоху его могущества. Художник показал храм Иоанна Предтечи на Опоках (в его подвалах бережно хранились самые важные документы Новгородской республики, городская казна, ценные товары), торговые лавки и склады, расположенные по краям площади.

Здесь вели свой торг русские и заморские купцы. Рядом с храмом Иоанна Предтечи стояли весы, служившие эталоном для всех новгородских земель. На заднем плане картины автор изобразил детинец - огражденную центральную часть города с боярскими теремами и собором Св. Софии, куда от площади через реку Волхов вел деревянный мост.

Интересна и композиция "Монастырь в Московской Руси", также выполненная для издательства И. Кнебеля. Васнецов знакомит зрителей с историей создания на Руси монастырей, ведущих начало от маленьких скитов, выстроенных монахами-отшельниками на севере и востоке Московского государства.

К отшельникам присоединялись монахи и послушники, а вместо небольшой часовни строился красивый деревянный храм с колокольней. Монахи жили собственным трудом, они сеяли и обрабатывали землю, несли знания и давали советы мирскому населению, завоевывая уважение окружающих.

Со временем князья отдавали монахам в пользование земли, крестьян, и таким образом из маленького скита монастырь превращался в большое феодальное владение.

Художник прекрасно знал историю Древнерусского государства. В 1901 году вышла в свет книга "История русского искусства" под редакцией И. Э. Грабаря, в которой была напечатана статья Аполлинария Васнецова "Облик старой Москвы". В ней рассказывалось не только об архитектуре, но и о жизни городского населения.

В 1901 году Васнецова пригласили преподавать в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Художник играл активную роль в организации выставок "36 художников", являлся учредителем Союза русских художников. С 1918 года живописец стоял во главе Комиссии по изучению старой Москвы.

28.11.2014

Описание картины Виктора Васнецова "Нестор-летописец "

В 1885 - 1896 годах художник-передвижник Виктор Михайлович Васнецов был приглашен для росписи Владимирского собора в Киеве. Для этой работы им было создано огромное множество эскизов с изображением ликов святых. Одним из них был летописец Нестор, один из авторов «Повести временных лет» - основного источника, на котором основываются современные представления о раннем периоде русской истории. Признавая заслуги этого образованнейшего человека своего времени, Русская православная церковь канонизировала его в лике преподобного.

В 1919 году Васнецов вновь возвращается к религиозной теме. Личность Нестора и особенно его неоценимый вклад в русскую культуру вызывает у него глубокое уважение. Недаром он изобразил летописца в православной традиции, с нимбом вокруг головы, подчеркивая его святость и величие. Нестор изображен за работой в своей небольшой келье в Киево-Печерской лавре, на высокой конторке лежат исписанные свитки, в руке у него гусиное перо. Позади на специальной подставке лежит рукописная Библия. На стене икона с изображением архангела. В полукруглом окне виден Киев - трехглавый Владимирский собор и другие здания. Летописец предстает перед нами в виде высокого старика с длинной седой бородой. Он в монашеском одеянии, взгляд его внимательных глаз устремлен вдаль, как будто он обдумывает написанное и подбирает дальнейшие слова. Выражение его лица скорее доброе, он производит впечатление честного и очень умного человека, добросовестно запечатлевающего на бумаге все происходящие события. На картине Васнецова мы видим не святого преподобного Нестора, ставшего для последующих поколений легендарным автором древних рукописей, а вроде бы обычного человека, стремящегося к праведной жизни и воплощающего свое стремление на деле.

Эта картина Виктора Михайловича Васнецова, была написана между 1885-1896 годами. Произведение выполнено акварелью на картоне. Картина находится в доме-музее В. М. Васнецова.

Нестор, монах Киево-Печерского монастыря (около 1056-1114), духовный писатель, мыслитель, летописец, автор «Повести временных лет». Из написанного Нестором «Жития Феодосия Печерского» мы узнаем, что он был пострижен при игум. Стефане (годы игуменства которого - 1074-1078) и возведен им в «диаконский сан» и что еще до «Жития Феодосия» им было написано «Чтение о Борисе и Глебе».

«Чтение о житии и о погублении блаженную страстотерпцю Бориса и Глеба» написано Нестором по канону жития-мартирия. Истории гибели сыновей Владимира Святославича Нестор предпосылает обширное историческое введение, в котором размышляет об извечной борьбе добра со злом. По Нестору, русская история - это борьба добра со злом, вечных добрых начал человеческой души с бесовским соблазном сил зла. Борис и Глеб выступают в «Чтении» как активные поборники христианских идеалов - смирения и братолюбия, а Святополк предстает как орудие дьявольских козней. «Чтение» уступает в известности и распространенности анонимному «Сказанию о Борисе и Глебе».

После «Чтения» Нестор пишет «Житие преподобного отца нашего Феодосия, игумена Печерского», в котором повествуется о жизни и деяниях одного из основателей монастыря. Как это характерно для житий праведников, подвизающихся в монастыре, «Житие Феодосия» отличается живостью характеристик монахов и мирян. Нестор достигает иллюзии правдоподобия в описании творимых Феодосием чудес, искусно изображая бытовые детали, естественно передавая диалоги персонажей. Особенно выделяется в «Житии» образ матери Феодосия: вопреки традиции Нестор изображает не лишенную каких-либо индивидуальных черт благочестивую христианку, предстающую в условном амплуа матери святого, а, напротив, изображает женщину властную, суровую, решительно противящуюся религиозным устремлениям сына, не останавливающуюся перед тем, чтобы жестоко избить или посадить на цепь отрока, мечтающего лишь о богоугодных делах и пострижении.

Сложен и, возможно, близок к своему прототипу и житийный образ самого Феодосия: отличающийся в монастырском быту необычайным смирением, Феодосий тем не менее резко осуждает за неблаговидные поступки князя Святослава. Исследователи находили в «Житии» сюжетные мотивы, будто бы заимствованные из переводных византийских житий, но, вероятно, следует говорить лишь о сходстве ситуаций: Нестор всегда наполняет рассказ конкретными чертами киевской жизни и монастырского быта XI в. В этом отношении интересен такой эпизод: князь, находившийся где-то за городом, поручает некоему отроку отвезти Феодосия на телеге в Киев. Увидя убого одетого Феодосия, юноша принимает его за простого монаха и, снисходительно попрекнув за постоянную праздность, предлагает поменяться местами: юноша поспит в телеге, а Феодосий пусть правит лошадью. Верный своим обычаям, Феодосий смиренно соглашается. Но когда путники приблизились к Киеву, юноша замечает необычайное почтение, оказываемое Феодосию, и со страхом понимает свою оплошность. В этом эпизоде помимо чисто нравоучительной идеи - прославления смирения Феодосия - немало живых деталей: и упоминание о далеком от благочестивого уважения отношении к монахам, и бытовые особенности княжеского быта, и чисто реалистическое изображение самого игумена, который шагает рядом с лошадью, когда начинают слипаться глаза.

В 1113-1018 Нестором составлен древнейший летописный свод «Повесть временных лет», который позднее был включен в состав почти всех летописных сводов.

В «Повести временных лет» земная жизнь рассматривается Нестором как противостояние добра и зла, причем не только как борьба посланников Бога и слуг сатаны, но как противостояние добрых и злых людей. Последние опаснее бесов, ибо «беси бо Бога боятся», а злой человек ни Бога не боится, ни человека. Именно посредством их множится мировое зло.

«Литературные экскурсии» - Знакомство с жизнью и деятельностью писателя начинается для учащихся в школьном музее. Например, урок-экскурсия «Природа Восточного Казахстана в творчестве местных авторов». Постепенно усложняется материал и форы работы. Лучшие сочинения можно прочитать на специальном вечере, посвященном итогам конкурса.

««Литература» 7 класс» - Николай Васильевич Гоголь. С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев» Драма. Эпиграмма. Литературный род. Фёдор Иванович Тютчев. Лев Николаевич Толстой. Эпос. Александр Сергеевич Пушкин. Литературоведение. Антон Павлович Чехов. Дворец. Лирика, стихотворение. Определи род и жанр(вид) литературного произведения.

«Исследование по литературе» - Компоненты творческой способности личности. Организация творческих исследований учащихся. Исследовательская деятельность. Летописец. Литература. Художественный фильм. Семинары. Погружение в историко-литературный контекст. Работы. Организация исследовательской деятельности школьников. Талантливый поэт.

«Литература для 9 класса» - Михаил Афанасьевич Булгаков. Шорт-лист. Александр Сергеевич Пушкин. Лирика Блока. Николай Васильевич Гоголь. Поэма «Мертвые души». Мэри Шелли. Михаил Юрьевич Лермонтов. Шедевры русской литературы. Автобиографический герой. Что изучают по литературе в 9 классе. Итоги Всероссийского книжно-образовательного проекта.

«Литературная математика» - 7. Какой русский писатель сравнивал человека с дробью? а) Л.Толстой; б) М.Зощенко; в) М.Пришвин. 9. Какой поэт в своем стихотворении поклонялся «царственным числам»? а)Ф.Тютчев; б) А.Майков; в) В.Брюсов. 5. В произведении какого автора братья Карамазовы ведут разговор про евклидову геометрию? а) К.Паустовский; б) Е.Баратынский; в) Ф.Достоевский.

«Уроки литературы» - В первую очередь следует назвать труды В. В. Голубкова и Н. И. Кудряшева. Проблема типологии уроков. В основе подготовки учащихся к уроку лежит анализ XX-XXI глав романа. Портрет и пейзаж в романе (доклады учащихся). В дидактике и частных методиках нет единого принципа классификации типов уроков. Своеобразие Тургенева-романиста.

Всего в теме 19 презентаций