Все детство Боря прожил в Ленинграде, в доме №22 по Алтайской улице (район метро Московская).до восьмого класса Гребенщиков обучался в школе №421, известной и престижной среди ленинградцев, после чего завершал среднее образование в 239-й школе с математическим уклоном. Окончив школу, Борис поступает в Ленинградский университет на факультет прикладной математики. Тогда же Борис Гребенщиков, с последних классов школы увлекшийся музыкой, организует вместе со школьным другом Анатолием Гуницким музыкальный коллектив, репетиции которого проводятся в актовом зале университета.
Хотя в те годы в СССР официально не приветствовалась западная культура, в том числе и музыкальная, сложно отрицать влияние на творчество «Аквариума» таких титанов зарубежной рок-сцены, как Марк Болан, Игги Поп, Боб Дилан, Боб Марли, Джим Моррисон. Борис Гребенщиков, в совершенстве владея английским языком, всегда ставил себе высшую планку качества прослушиваемой музыки, и поэтому великолепно ориентировался в последних трендах мировой рок-сцены.
Последние интервью с Борисом Гребенщиковым
К 1974 году в состав «Аквариума» входят А. Романов и М. Файнштейн. Тогда же на факультете прикладной математики организовывается студенческий театральный кружок, в труппу которого входят и «аквариумисты». Гуницкий пишет пьесы в жанре абсурда, играют в этих постановках Гребенщиков и Романов. Позже к кружку присоединяется режиссер Эрик Горошевский. Увлечение театральным кружком приводит к тому, что «Аквариум» оказывается на грани распада – соратники Бориса все более и более уходят в драматургию. На фоне ухода участников группы Гребенщиков конфликтует с руководством университета, запрещавшим репетиции «Аквариума» и грозившим Борису отчислением. В те годы «Аквариум» по сути состоит из одного человека – Бориса Гребенщикова.
Для подпольных музыкантов была закрыта и такая важная составляющая музыкальной деятельности, как звукозапись. Приходилось писаться в подпольных условиях, самиздатом. Записи ценились очень дорого, хранились бережно и переписывались десятки, а то и сотни раз. «Подпольно» коллектив Гребенщикова записывает альбомы «С той стороны зеркального стекла» (1976), «Все братья – сестры» (1978). Тираж последнего, записанного вместе с Майком Науменко на открытом воздухе, составил всего десять экземпляров.
Позднее, когда связи и сеть знакомств позволяли «Аквариуму» писаться полулегально на студиях, разрешавших пользоваться их аппаратурой, качество пластинок существенно повысилось, однако невозможно было записать, скажем, полноценный электрический альбом Гребенщиков сотрудничал со знаменитой студией Андрея Тропилло, дававшей периодический приют таким коллективам, как «Машина Времени», «Алиса», «Кино». В этой студии были записаны «Треугольник», «Акустика», «Табу», «День Серебра», «Дети Декабря» и «Синий Альбом».
Основой репертуара большинства квартирных концертов того времени составляли песни альбома «Акустика», успевшего разойтись в самиздате по всему Союзу. Группа была запрещена официально, и единственным способом донести до слушателя свое творчество оставались «квартирники».
Город Золотой, Гребенщиков
С конца 1977 года Гребенщиков основывает первый советский рок-журнал «Рокси», просуществовавший до 1979 года. Отношения с властями тогда были достаточно ровными, конфликтов у Гребенщикова с представителями власти практически не было.
На «Весенние ритмы» «Аквариум» залитовал акустическую программу, которую группа репетировала в ДК имени Цюрупы в Ленинграде. Однако на самом фестивале коллектив исполнил совершенно другие песни – «Минус 30», «Кусок жизни», «Герои». Жюри во время выступления «Аквариума» демонстративно покинуло зал в полном составе, а по приезду в Ленинград группа лишилась места для репетиций. Сам Гребенщиков потерял работу и был исключен из комсомола, вскоре от него ушла жена.
Борис устроился на работу сторожем, а через некоторое время стал членом профкома драматургов, что позволило ему не работать и заниматься творческой деятельностью без боязни быть осужденным за дармоедство.
Сотрудничество с ярким представителем ленинградского андеграунда Сергеем Курехиным способствовало еще большей популярности коллектива. Вскоре Гребенщиков впервые появляется на телевидении – в эфире программы «Веселые ребята» группа «Аквариум» исполняет под фонограмму песню «Два тракториста».
После этого «Аквариум» неоднократно появляется в программе «Музыкальный ринг» и других телепроектах советского телевидения.
В 1986 году выходит первый сингл «Аквариума» в США, а через три года выпускается сразу два англоязычных альбома - «Radio Silence» и «Radio London». Находясь за границей, Гребенщиков знакомится со многими известными представителями западной рок-сцены.
БГ - Подмога (нас с тобою на*бали)
Легендарного Гребенщикова по достоинству считают отцом-основателем русского рока. Благодаря его таланту слушатели наслаждались потрясающими композициями и познакомились с совершенно непривычным жанром в музыке.
Борис Борисович – потомственный ленинградец, родился в интеллигентной семье 27 ноября 1953 года. Папа, Борис Александрович, – научный сотрудник вуза, мама -преподаватель математики. Семья проживала недалеко от метро «Московская». Здесь и прошло детство будущей легенды русского рок-течения. Учился сначала в обычной школе, в средних классах перешел в школу с математическим уклоном. Мальчик успешно сдал экзамены и поступил в университет, выбрал математическую специальность. Параллельно он организует первый в своей жизни музыкальный ансамбль, его помощником становится приятель Анатолий Гуницкий. Стартовые репетиции проходили в актовом здании вуза. В молодые годы Борис Гребенщиков, Гуницкий, как и вся молодежь, заслушивались западной музыкой. Кумирами миллионов были группы «Битлз», «Роллинг Стоунз», «Дип Перпл» и т. д. На жанр, выбранный молодыми исполнителями, повлияло творчество Моррисона, Дилана, Марли. Отлично владея английским, Гребенщиков мог с легкостью переводить любые композиции. В 1973 году выпущен первый винил «Искушение святого Аквариума». Публика услышала что-то необычное, не похожее на композиции советской эстрады – привычной и однотипной.
Все фото 7
В 1974 году ансамбль пополняется Файнштейном и Романовым. Параллельно с созданием группы ребята организовали в институте театральный кружок и принимают участие в постановках. Гуницкий становится автором пьес, Гребенщиков и Романов примерили на себя роли актеров. Но постоянная занятость на сцене отрицательно сказывается на репетициях «Аквариума», и группа оказываются на грани распада. В то же время руководство факультета запрещает ребятам выступать, и Гребенщиков вступает с деканатом в конфликт. Состав ансамбля сокращается до одного человека. Спустя несколько месяцев Гребенщиков познакомился с Севой Гаккелем – талантливым виолончелистом. Он, не раздумывая, приглашает его выступать вместе и пишет композиции, которые вошли в золотой список хитов «Аквариума». Выступления группы полностью запрещены руководством вуза, и ребята начинают выступать подпольно. Некоторый период Борис Гребенщиков со своими коллегами играл на квартирах, в которых собирались поклонники русского рока. Чтобы соседи не позвали правоохранителей, петь и играть на инструментах нужно было очень тихо. Но для «закрытых» музыкантов в те годы существовала еще одна проблема: они не могли записывать свои песни, с ними не работали звукозаписывающие студии. Пришлось искать нелегальные пути в самиздатах, и в 1976 году записывается альбом «Зеркальное стекло», через два года – «Все братья-сестры». Несмотря на то что последняя пластинка имела тираж 10 экземпляров, слушатели стали передавать диск из рук в руки и переписывать шлягер в домашних условиях. Благодаря росту популярности ребята заимели полезные связи и уже на полулегальном положении работали в студии. Борис начал сотрудничать с Андреем Тропилло. С его помощью в свет вышли альбомы «Треугольник», «День Серебра» и несколько других. Впервые открыто о себе группа «Аквариум» заявила на рок-фестивале в Тбилиси. Публика приняла выступление на ура, но номенклатурное жюри было недовольно успехом ребят. Во время концерта Гребенщиков познакомился с Виктором Цоем и сказал о его творчестве лестные слова. Руководство также возмутил тот факт, что «Аквариум» исполнил не ту композицию, о которой объявил ранее. Вместо акустического выступления музыканты исполнили песни «Герои», «Кусок жизни» и «Минус 30». Жюри покинуло концерт, зал для репетиций в Ленинграде опечатали. Бориса Гребенщикова исключили из комсомола, распалась семья. Образованному человеку пришлось устроиться обычным сторожем. Чтобы заниматься творчеством, он согласился войти в состав профкома драматургов и продолжил работать в «Аквариуме». Сергей Курехин, неоднократно приходивший на помощь андеграундным исполнителям, начинает раскручивать «Аквариум». Вскоре группу пригласили в эфир передачи «Веселые ребята». Затем они становятся участниками популярного «Музыкального ринга». Так началась телевизионная карьера легендарного «Аквариума».
В конце 80-х «Аквариум» полностью выходит из подполья. Парни с завидным постоянством дают концерты на лучших площадках страны. Популярность стала залогом набитых битком стадионов и залов, композиции звучат в культовых кинолентах «АССА», «Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви», «Город» и т. д. Слушатели могут спокойно наслаждаться песнями «Равноденствие», «Город золотой», «Десять стрел». Борис Гребенщиков разъезжает по миру, в 90-е годы примыкает к легендарной британской группе «Ю-Ритмикс» и солирует вместе с непревзойденной Энн Леннокс. В 1986 году в США выходит сингл ансамбля, затем сразу два диска «Радио Лондон» и «Радио Сайленс». В 2003-м талантливому музыканту был вручен орден 4-й степени «За заслуги перед Отечеством», а также награда «Триумфа» за вклад в искусство.
Лидер «Аквариума» неоднократно состоял в официальном браке. Первой женой музыканта была Наталья Козловская. Молодые люди познакомились, еще будучи совсем юными, Наташа только окончила институт. Свадебные торжества были пышными, гуляли в легендарном ресторане «Астория», были приглашены друзья и родственники. Семейная идиллия продлилась недолго. После рождения дочери Алисы Борис ушел из семьи. С дочерью он никогда не прекращал общаться, помогал во всем, в том числе поддержал, когда она объявила о том, что хочет стать актрисой. После ухода из семьи лидер «Аквариума» попросился пожить у друга Гаккеля. Его супруга, Людмила Шурыгина, была женщиной ослепительной красоты. Гребенщиков настолько увлекся, что не только занял полезные метры, но и отбил жену у близкого приятеля. На удивление, Сева спокойно отнесся к такой новости и не стал вступать в конфликт с другом. Приятели поддерживают отличные отношения до сих пор. Молодые уехали из Ленинграда в небольшое село на Валдае и поселились в бывшем доме культуры. Там новоиспеченная семейная пара арендовала участок земли, занялась хозяйством. Поначалу артисту нравились тишина и спокойствие. Так они прожили девять лет, родился мальчик Глеб. О загородном доме музыкант мечтал давно, но привыкший к городскому быту сын интеллигентов вскоре устал от деревенской жизни. Вскоре он бросил жену и ребенка и уехал в Питер. Вторая жена осталась в деревне и начала заливать свое одиночество алкоголем. В 1991 году наш герой встретился с супругой солиста группы «Земляне» Александра Титова Ириной. Борис влюбился с первого взгляда, почувствовал в женщине родственную душу и увел ее от законного мужа. В том же году была сыграна свадьба. У Ирины от первого брака есть сын Марк, немного позже она родила исполнителю «Города золотого» дочь Василису. Пара до сих пор вместе и, судя по всему, расставаться не собирается.
Как считается рейтинг
ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Борис Борисович Гребенщиков (БГ). Родился 27 ноября 1953 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Советский и российский поэт и музыкант, лидер рок-группы «Аквариум», один из «отцов-основателей» русской рок-музыки.
Отец - Борис Александрович Гребенщиков (1926-1975), был инженером, директором опытного завода Балтийского пароходства.
Мать - Людмила Харитоновна Гребенщикова (1929-2009), юрисконсульт Ленинградского дома моделей.
Бабушка - Екатерина Васильевна, как и её дочь Людмила, пережила блокаду Ленинграда, потеряв мужа и отца.
В 1970 году окончил ленинградскую физико-математическую школу № 239.
В 1976 году окончил факультет прикладной математики - процессов управления Ленинградского государственного университета им. Жданова и стал работать в НИИ социологии, продолжая писать песни, выступать с концертами и сотрудничая с экспериментальным студенческим театром Ленинградского государственного университета. Основал самиздатовский журнал «Рокси».
Летом 1972 года вместе с Анатолием Гуницким и группой единомышленников основал группу «Аквариум» . Группа жила полуподпольной жизнью, делая домашние записи и изредка выезжая на короткие гастроли в другие города. Позже сам Гребенщиков так охарактеризовал свой проект: «У меня простой подход. Боб Марли говорил: "Who are playing with me is Wailers" - кто играет со мной, те и есть Wailers. Если людям будет интересно играть со мной, то это будет "Аквариум". Это буду не я лично, потому что мы, когда работаем вместе, мы и делаем всё вместе. Если людям интересно играть эту музыку, значит, это "Аквариум"».
По распространённой версии, название группы возникло, когда Гребенщиков и Гуницкий ехали в автобусе и увидели на Будапештской улице Петербурга пивной бар под названием «Аквариум» (в 1980-е годы это заведение было закрыто). Сам Борис Гребенщиков в разные годы по-разному отвечал на вопрос о названии группы.
Поначалу у группы дело не шло дальше репетиций и первый концерт группа дала в Зеленогорске только ранней весной 1973 года. Ещё одно выступление состоялось в ленинградском ресторанчике «Трюм» около Центрального Парка Культуры и Отдыха, а первый гонорар составил 50 рублей наличными.
Первое время состав был приблизительно таким: Гребенщиков, Джордж (барабаны), Александр Цацаниди (бас), Вадим Васильев (клавишные), Валерий Обогрелов (звук). В 1973 году непродолжительное время с «Аквариумом» репетировал гитарист Эдмунд Шклярский, впоследствии лидер группы «Пикник». В том же году появился бас-гитарист Михаил Файнштейн-Васильев (Фан). В следующем году к группе в качестве клавишника присоединился Андрей «Дюша» Романов. Вскоре под влиянием игры Иэна Андерсона он переквалифицировался во флейтиста.
К 1974 году относятся первые магнитоальбомы «Аквариума». В январе - феврале на каникулах Гребенщиковым и Джорджем было записано «Искушение святого Аквариума». Вскоре был подготовлен ещё один короткий альбом «Менуэт земледельцу», но эта запись, похоже, утеряна окончательно. Третий альбом назывался «Притчи графа Диффузора». Он был записан Гребенщиковым, Джорджем, Фаном и Дюшей Романовым.
В 1975 году в «Аквариуме» появился виолончелист Всеволод (Сева) Гаккель.
С 1976 года «Аквариум» начинает вести довольно регулярную концертную деятельность. Первый совместный концерт Гребенщикова, Гаккеля и Дюши Романова состоялся 27 февраля 1976 года на первом празднике музыки Beatles, а в конце марта «Аквариум» на свои деньги едет непрошеным гостем на «Таллиннские Песни Молодежи - 1976» - Таллиннский фестиваль популярной музыки, где играет четыре акустические вещи.
Летом 1978 года состоялась совместная с Майком Науменко запись акустического альбома «Все братья - сёстры», вдохновленного творчеством Боба Дилана. В записи принимал участие Михаил Файнштейн.
К концу семидесятых «Аквариум» уже знаком с двумя значимыми фигурами советского рока - Артемием Троицким и Андреем Тропилло, в студии которого были записаны первые «исторические» альбомы «Аквариума». В новогоднюю ночь 1979 года впервые выступил с «Аквариумом» Александр Ляпин (он окончательно вошёл в состав «Аквариума» в 1982 году), весной 1979 года Дюша и Фагот вернулись из армии.
Громко заявить о себе в рок-кругах «Аквариуму» удалось на тбилисском рок-фестивале 1980 года. Призов группа не получила, но своим выступлением устроила настоящий скандал. По сравнению с остальными участниками фестиваля «Аквариум» вёл себя на сцене эксцентрично и эпатажно, но жюри этого не оценило: когда во время концерта Гребенщиков, играя на гитаре, лёг на сцену, все члены жюри демонстративно покинули зал. «Аквариум» обвинили в пропаганде гомосексуализма (так был расценён один из эпизодов выступления), инцеста (исполняя песню «Марина», Гребенщиков вместо «выйти замуж за финна» спел «выйти замуж за Ино»: из-за плохой техники многим показалось «выйти замуж за сына») и в непристойном поведении и поначалу даже хотели немедленно выслать с фестиваля. О выступлении стало известно в Ленинграде, и в результате БГ лишился работы и был исключён из комсомола.
В январе 1981 года записан «Синий альбом», ставший первой «исторической» самостоятельной студийной работой «Аквариума».
В 1981 году группа становится членом Ленинградского рок-клуба, принимала участие в первых пяти его фестивалях.
В 1982 году Гребенщиков осуществил продюсирование первого альбома группы «Кино» «45».
C начала 1982 года группа начинает играть электрические концерты. В самом начале года, 6 января, был сыгран концерт в ДК имени Луначарского в Москве. Летом записывается альбом «Табу». По словам БГ, для группы это были тяжёлые времена, после концерта в Архангельске рок-клуб запретил «Аквариуму» концертную деятельность до конца года. Файнштейн и Дюша устроились летом на работу и почти не участвовали в записи альбома - по этой причине на обложке после названия группы даже был поставлен вопросительный знак. В числе приглашённых музыкантов оказался 20-летний Игорь Бутман.
Популярность «Аквариума» увеличивалась, несмотря на отсутствие официального признания. В конце 1983 года группа попала в тройку лучших в СССР по результатам первого в советской практике опроса экспертов, проведённого газетой «Московский комсомолец» среди примерно тридцати журналистов и рок-деятелей из Москвы, Ленинграда и Таллина.
В марте 1984 года группа приглашается Тамарой и Владимиром Максимовыми на запись первой передачи «Музыкальный ринг» на ленинградском телевидении. 24 октября 1986 года ансамбль появляется на «Музыкальном ринге» во второй раз, а 17 января 1987 года это выступление транслируется уже по первой общесоюзной программе. «Музыкальный ринг» становится первой «визуализацией» «Аквариума» «в полный рост» - в режиме студийного ток-шоу и концерта и в масштабе всего СССР.
Аквариум - Город Золотой
3 июня 1988 года группа сыграла свой первый концерт за границей - в канадском Монреале, после которого «Аквариум» в полном составе записал в Канаде две песни («Китай» и «King Arthur») для будущего сольного англоязычного альбома БГ. В августе 1988 года он работает в США и Великобритании над «Radio Silence» («Радио Тишина»). Осенью и зимой «Аквариум» даёт несколько концертов, но Гребенщиков постоянно отлучается в США, появляется в прессе и даёт концерты независимо от группы.
В начале 1990-х деятельность «Аквариума» была прекращена.
В 1991-1992 годах Гребенщиков возглавлял группу «БГ-Бэнд» . «БГ-Бэнд» был собран Гребенщиковым весной 1991 года и представлял собой своеобразную реинкарнацию «Аквариума» в новом названии и звучании и в новых «старых» лицах, среди которых не было ядра классического «Аквариума» - Гаккель, Романов, Файнштейн. В ансамбль вошли Гребенщиков, Олег Сакмаров (флейта), Сергей Щураков (аккордеон, мандолина), Андрей Решетин (скрипка) и Сергей Березовой (бас). Решетин и Щураков уже участвовали в записи «Равноденствия» (1987), а Сакмаров и Березовой были известны по гастрольной работе с последним составом «Аквариума».
За время своего существования группа «БГ-Бэнд» дала 171 концерт в Москве, Ленинграде-Санкт-Петербурге, Киеве, Минске, Риге, Казани, Северодвинске, Архангельске, Харькове и нескольких городах Поволжья, Урала и Сибири, на которых исполнялись совершенно новые песни и некоторые из прежнего репертуара Гребенщикова и «Аквариума».
Новый «Аквариум» был собран в сентябре 1992 года. В него вошли уже игравшие в «Аквариуме» и «БГ-Бэнде» Александр Титов, Олег Сакмаров и Алексей Зубарев, а также двое новых членов: Алексей «Лорд» Рацен и Андрей Вихарев. Чуть позже к этой шестёрке присоединился Сергей Щураков.
В 1994 году в свет выходят два сольных альбома Гребенщикова - «Песни Александра Вертинского» и «Задушевные песни» (последний записан совместно с «Аквариумом», обозначенным на обложке как «Квартет Анны Карениной»). Кроме того, во Франции для европейских слушателей появляется сборник «Boris Grebenchikov & Aquarium 1991-1994». Он приурочен к большому концерту Гребенщикова в парижском Theatre de la Ville.
В 1997 году Гребенщиков вместе с «The Band» (знаменитая американская группа, среди прочего, аккомпанировавшая Бобу Дилану) записал альбом «Лилит», вышедший в двух вариантах (русском и американском).
В январе 1998 года стал лауреатом премии «Триумф».
31 марта 2002 - Гребенщикову и «Аквариуму» вручили премию НАШЕго радио «ПобоRoll» за вклад в развитие музыки.
2003 - 50-летний юбилей Бориса Гребенщикова и большой концерт в Кремле по этому поводу.
Март 2005 - выступил организатором встречи ряда рок-музыкантов и продюсеров с Владиславом Сурковым, замглавы администрации президента, вызвавшей большой резонанс в СМИ.
22 мая 2005 - начал карьеру радиоведущего и ведёт почти часовую авторскую программу «Аэростат» на «Радио России».
В 2006 году Гребенщикову сделана операция по коррекции зрения.
18 марта 2013 года Гребенщиков заявил о прекращении общения с прессой в России, продолжая изредка давать интервью за границей. В январе 2013 «Аквариум» возобновил сотрудничество с гитаристом состава 90-х годов Алексеем Зубаревым. В конце 2013 года, в честь дня рождения БГ, выходит двадцать второй «естественный» альбом «Аквариум плюс», содержащий в числе прочих по-новому переигранные малоизвестные песни группы. «Это фантазия на тему "как бы звучали песни Аквариума, если бы все было по-другому". Альбом был записан между Петербургом, Лондоном и Лос-Анжелесом при деятельной помощи нашего нового коллеги Митчелла Фрума. При записи не пострадала ни одна панда», - комментировал альбом БГ.
2014 - сольный альбом БГ «Соль», «лучший за 40 с лишним лет».
18 марта 2016 года «Аквариум» выпустил мини-альбом из трёх песен «Песни Нелюбимых». Две из них были записаны на Кубе исключительно с кубинскими музыкантами.
16 июня 2017 года группа «Аквариум» обнародовала новую песню «Пегги Поршень». В недавнем интервью БГ рассказал о работе над новым альбомом «Аквариума». С июня 2017 года у «Аквариума» стартовал тур, посвящённый 45-летию группы. Праздничные концерты, посвящённые 45-летию «Аквариума», с участием гостей из разных стран прошли 30 июня в Москве в клубе «STADIUM» и 2 июля в Санкт-Петербурге в ДС «Юбилейный».
20 октября 2017 вышел мини-альбом «Двери Травы» с тремя песнями, сочинёнными в 1970-е и 1980-е годы и записанными в Петербурге и Париже в 2017 году.
В 2017 году Борис Гребенщиков стал художественным директором ежегодного петербургского фестиваля «Части Света».
Рост Бориса Гребенщикова: 176 сантиметров.
Личная жизнь Бориса Гребенщикова:
Первая жена - Наталья Козловская. Поженились осенью 1976 года после института. Свадьбу играли в «Астории». По воспоминаниям друзей, гуляли широко, шумно, весело. На торжество приезжали музыканты «Машины времени».
В то время БГ вел богемный образ жизни, возможно, это и явилось причиной того, что семья распалась через три года. Развелись в 1980-м.
Дочь Алиса подарила внука Алексея (род. 2008).
Вторая жена - Людмила Шурыгина (1980) (до этого - гражданская жена Всеволода Гаккеля). Художник, работала уборщицей в 222-й школе. С Людой БГ прожил с 1980 по 1989 год.
Сын Глеб Гребенщиков (род. 14 декабря 1984) - известен как диджей gebe. Внучка - Алиса Гребенщикова.
Третья жена - Ирина. В браке с 1991 года. Бывшая жена Александра Титова, который играл в группе «Земляне» при Кемеровской консерватории. Борис и Ирина воспитывали Марка Титова и Василису Гребенщикову - сына и дочь Ирины и Александра, удочерённую Борисом. Дети Ирины получили высшее образование. Глеб жил с отцом со времени смерти прабабушки Екатерины Васильевны. Марк играет в нескольких независимых группах и пишет электронную музыку под именем Bio C, Василиса - художник.
Борис Гребенщиков, жена Ирина и Джоанна Стингрей
Не является приверженцем какой-либо определённой религии. В начале 1990-х годов он всерьёз увлёкся буддизмом, называл себя учеником ламы-датчанина Оле Нидала, проповедника европеизированного варианта учения школы Карма Кагью на Западе и в России. Неоднократно посещал ашрам известного индийского гуру Саи Бабы. В 2006 году в Малайзии познакомился с известным неоиндуистским гуру Шри Чинмоем, который дал музыканту имя Пурушоттама (в переводе с санскрита означает «великолепный человек»). При поддержке Шри Чинмоя были организованы концерты Гребенщикова в Лондоне, в Альберт-холле, в августе 2007 года - сольный концерт в ООН, в котором Гребенщикову аккомпанировали ученики Шри Чинмоя.
Иногда посещает православные церкви и участвует в православных богослужениях. Долгое время он занимался составлением списка чудотворных икон России. Изучает индийскую и китайскую философию. Перевёл с английского языка несколько буддийских и индуистских текстов. С 2009 года работает над переводом «Бхагавад-гиты» на русский язык. Музыкант утверждает, что эта «гениальнейшая книга человечества» переведена на русский язык «так, что читать её невозможно. Я пытаюсь сделать так, чтобы было понятно всем».
Среди русских классиков Гребенщикову нравится творчество Пушкина, Пастернака, Мандельштама, Булгакова и Ахматовой; из современных писателей - Бориса Акунина и Виктора Пелевина.
Любимые фильмы - «Шерлок Холмс» Гая Ричи, «Белое солнце пустыни» Владимира Мотыля и «Остров» Павла Лунгина, а также популярные сериалы «Пуаро» и «Приключения Шерлока Холмса».
Борис Гребенщиков является большим поклонником The Beatles, которые значительно повлияли на его творчество и мироощущение.
Фильмография Бориса Гребенщикова:
1981 - Тбилиси-80 | Советский рок (Финляндия, документальный)
1981 - ...Иванов (короткометражный) - Боря, музыкант
1986 - Диалоги (документальный) - гитарист "Поп-механики"
1986 - Йя-хха! (короткометражный)
1988 - Серп и гитара (From Russia with rock / Sirppi ja kitara) (документальный)
1988 - Рок (документальный)
1990 - Город - Борис Гребенщиков
1991 - Клон (документальный)
1991 - БГ 1991 (документальный)
1992 - Над тёмной водой - эпизод
1993 - Два капитана - 2
2000 - Нежный возраст - Борис Гребенщиков
2005 - Александр Башлачев. Смертельный полет (документальный)
2005 - Культурный слой. Rock 70-80-е: все братья и сестры (документальный)
2005 - Культурный слой. Rock-80-е: Цой жив (документальный)
2006 - 40:0 в пользу БГ (документальный)
2008 - Поэзия и время. Андрей Вознесенский (документальный)
2008 - Живая история. Русский рок (документальный)
2009 - Рокеры
2010 - Культурный слой. Рок-самиздат (документальный)
2010 - Татьяна Окуневская. Качели судьбы (документальный)
2010 - Последний рок-н-ролл (документальный)
2011 - Петр Мамонов. Черным по белому (документальный)
2011 - Жара. Огонь и вода (документальный)
2011 - Александр Кайдановский. Загадки Сталкера (документальный)
Вокал Бориса Гребенщикова в кино:
1984 - Милый, дорогой, любимый, единственный... - песня "Стучаться в двери травы"
1985 - Чужие здесь не ходят - песня "Город"
1987 - Асса
1988 - Трагедия в стиле рок
1989 - Чёрная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви
1991 - Дом под звёздным небом
1991 - Афганец
2000 - Нежный возраст
2008 - 2-Асса-2
2011 - Как пройти в библиотеку? (использована песни "Обещанный день", "День радости")
Работы Бориса Гребенщикова в кино как композитора:
1981 - ...Иванов (короткометражный)
1985-1991 - Терпение труд (документальный)
1986 - Искусство быть смирным (короткометражный)
1988 - Рок (документальный)
1988 - Жажда (документальный)
1989 - Ты успокой меня (документальный)
1990 - Ёлы-палы, или Митьки в Европе (документальный)
1990 - Город - музыка ансамбля "Аквариум", дирижер
1991 - Приключения Стингрей (короткометражный)
1992 - Трава и вода (короткометражный)
1992 - Митьки никого не хотят победить, или Митькимайер (анимационный)
1993 - Два капитана - 2
2006 - Связь
2010 - Золотое сечение
2012 - Танец Дели
«Доисторические» альбомы Бориса Гребенщикова и «Аквариума»:
1973 - Искушение Святого Аквариума (БГ + Джордж)
1973 - Менуэт земледельцу
1974 - Притчи графа Диффузора
1976 - С той стороны зеркального стекла
1978 - Все братья - сёстры (БГ + Майк).
«Исторические» альбомы Бориса Гребенщикова и «Аквариума»:
1981 - Синий альбом
1981 - Треугольник
1981 - Электричество
1982 - Акустика
1982 - Табу
1983 - Радио Африка
1984 - Ихтиология
1984 - День Серебра
1986 - Дети Декабря
1986 - Десять стрел
1987 - Равноденствие
1989 - Radio Silence (БГ)
1991 - История Аквариума том 3 - Архив
1992 - Русский альбом (БГ)
1993 - Любимые песни Рамзеса IV
1993 - Письма капитана Воронина
1994 - Пески Петербурга
1994 - Песни Александра Вертинского
1994 - Кострома mon amour
1994 - Задушевные песни (БГ + Квартет Анны Карениной)
1995 - Навигатор
1996 - Снежный лев
1996 - Чубчик (БГ)
1997 - Гиперборея
1997 - Лилит (БГ)
1998 - Прибежище (англ. «Refuge»; БГ + Gabrielle Roth & «The Mirrors»)
1998 - Молитва и пост (internet-only album) - на компакт-диске выпущен впервые в 2001 году
1998 - Борис Гребенщиков и Deadушки (БГ + Deadушки)
1999 - Ψ
2000 - Территория
2002 - Переправа («Bardo»; БГ + Gabrielle Roth & «The Mirrors»)
2002 - Сестра Хаос
2003 - Песни рыбака
2005 - ZOOM ZOOM ZOOM
2006 - Беспечный русский бродяга
2007 - Феодализм (запись 1990 года)
2008 - Лошадь белая
2009 - Пушкинская, 10
2009 - БГ+Зомбияйц (запись 1998 года)
2010 - Оракул Божественной Бутылки (запись 1998 года)
2010 - День радости
2010 - Наша жизнь с точки зрения деревьев (запись 1988 года)
2010 - Записки о Флоре и Фауне (запись 1982 года)
2011 - Архангельск
2012 - Сроки и цены (запись 1983 года)
2012 - 21-й век
2012 - Воздухоплавание в компании сфинксов
2012 - Тайная история пчеловодства
2013 - Аквариум +
2014 - Соль (БГ)
2016 - Песни Нелюбимых EP
2017 - Двери Травы EP.
Сольная дискография Бориса Гребенщикова:
1989 - Radio Silence (БГ)
1992 - Русский альбом (БГ)
1996 - Чубчик (БГ)
1997 - Лилит (БГ)
1999 - Песни Булата Окуджавы (БГ)
2004 - Без слов - в продажу не поступил, распространяется только на концертах группы (БГ)
2014 - Соль (БГ)
2018 - Время N.
Борис Борисович Гребенщиков (также известен под псевдонимом БГ) — русский поэт и музыкант, композитор, певец и гитарист рок-группы «Аквариум», один из родоначальников русской рок-музыки. Награжден Орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (13 ноября 2003) — за большой вклад в развитие музыкального искусства. Борис Гребенщиков — лауреат Царскосельской художественной премии (2002) и премии «Триумф» (1997).
Ранние годы и образование Бориса Гребенщикова
Отец — Борис Александрович Гребенщиков (1926−1975) — инженер, был директором опытного завода Балтийского пароходства.
Мать — Людмила Харитоновна Гребенщикова (1929−2009), работала юрисконсультом Ленинградского дома моделей. Бабушка и мать Бориса Гребенщикова — блокадницы. «Моя мама школьницей перенесла блокаду. Бабушка растила ее одна, чтобы выжить, работала в трех местах. Понятно, что за чудовищное, голодное было время, но мама и его считала счастливым», — вспоминал Гребенщиков.
Борис Гребенщиков сначала учился до 8-го класса в ленинградской престижной школе № 421, но затем перешел в физико-математическую школу № 239, которую окончил в 1971 году. Борис Гребенщиков в этом же году поступил в Ленинградский государственный университет им. Жданова на факультет прикладной математики, где и получил высшее образование. Гребенщиков окончил ЛГУ в 1977 году.
Гребенщиков с детства проявлял музыкальные способности. Заниматься игрой на гитаре Борис Гребенщиков начал еще в школе, в 1968 году. Также Борис сочинял песни на свои же стихи. Как сообщается в биографии Гребенщикова на сайте РИА «Новости», первой заученной песней Бориса стала битловская Ticket to Ride. Свои собственные песни Борис Гребенщиков первое время писал на английском языке, а затем стал сочинять на русском.
Музыкальная карьера Бориса Гребенщикова
Летом 1972 года Гребенщиков вместе с Анатолием Гуницким основал группу «Аквариум». Дебютный альбом коллектива, получивший название «Искушение святого Аквариума», был выпущен самиздатовским способом в 1974 году, этот диск открывает так называемую «доисторическую» дискографию Гребенщикова и «Аквариума». Как говорится в биографии Бориса Гребенщикова в Википедии, запись, считавшаяся утерянной, благодаря виртуальному сообществу «Планета „Аквариум“» была найдена в конце 1997 года.
До середины 80-х годов музыканты жили полуподпольной жизнью, делая домашние записи и изредка выезжая на непродолжительные гастроли в другие города.
Получив образование в университете, и после его окончания, работая в НИИ социологии младшим научным сотрудником, Борис Гребенщиков продолжал писать песни, выступал с концертами. Также его группа сотрудничала с экспериментальным студенческим театром Ленинградского государственного университета.
С юности Борис Гребенщиков увлекался творчеством Боба Дилана , подражал ему в своих ранних выступлениях, вполне сознательно хотел быть похожим на знаменитого американского барда. «Важно, что Б.Г. откровенно работал под Дилана и других американских бунтарей 1960-х. А все американские бунтари 1960-х были насквозь антибуржуазные, антикоммерческие и выступали за преодоление рыночных отношений между людьми на всех уровнях», — писал о Гребенщикове Алексей Цветков .
В 70-е вышли несколько «доисторических» альбомов БГ, к которым относится и знаменитая запись «Все братья сестры», сделанная с Майком Науменко . Первым официальным диском «Аквариума», который был записан в настоящей студии звукозаписи Андреем Тропилло и появился в магнитиздате в 1981 году, стал «Синий альбом». Песни «Железнодорожная вода», «Герои рок-н-ролла» («Молодая шпана»), «Электрический пёс», «Плоскость» с этого альбома стали хитами Гребенщикова.
В дальнейшем магнитоальбомы «Аквариума» записывались и выходили ударными темпами, по нескольку в год. В 1981 после «Синего альбома» вышли «Треугольник» и «Электричество» (с песнями «Старик Козлодоев», «Мочалкин блюз», «Мой друг музыкант», «Вавилон» и другими в скором будущем легендарными произведениями русского рока). В 1982 вышли «Акустика» и «Табу», в 1983 — «Радио Африка», в 1984 — «Ихтиология». «Держаться корней», «Моей звезде», «10 стрел», «25 к 10», «Рок-н-ролл мёртв» — хиты Бориса Гребенщикова и группы «Аквариум» покоряли любителей музыки СССР.
Концертная деятельность «Аквариума» в семидесятых — начале восьмидесятых годов ограничивалась «квартирниками». Квартирник подразумевал акустический формат выступления на квартире у кого-то из слушателей. Играли тихо, чтобы соседи не вызвали милицию. В то время выступать на «квартирнике» было не менее опасно, чем приходить на него в качестве слушателя — и тем не менее люди поддерживали «запрещенную» музыку, несмотря на все опасности нажить себе проблемы.
После того, как в начале 80-х группа успешно выступила на рок-фестивале в Тбилиси Борис Гребенщиков был исключен из комсомола и уволен с работы. Борис устроился на работу сторожем, а через некоторое время стал членом профкома драматургов, что позволило ему не работать и заниматься творческой деятельностью без боязни быть осужденным за тунеядство. Сотрудничество с ярким представителем ленинградского андеграунда Сергеем Курехиным способствовало еще большей популярности коллектива. Вскоре Гребенщиков впервые появляется на телевидении — в эфире программы «Веселые ребята» группа «Аквариум» исполнила под фонограмму песню «Два тракториста». После этого «Аквариум» неоднократно появляется в программе «Музыкальный ринг» и других телепроектах советского телевидения.
Затем был создан Ленинградский рок-клуб, как вполне легальная площадка. Творчество Гребенщикова успешно развивалось. Вышедший в 1984 году «День Серебра» — пятый «естественный» альбом группы «Аквариум» — считается вершиной творчества «Аквариума» 1980-х годов, такого мнения придерживается и сам Борис Гребенщиков. В этот альбом вошли такие знамениты песни, как «Сидя на красивом холме», «Иван Бодхидхарма», «Дело мастера Бо». В 1986 вышел последний подпольный альбом «Аквариума» «Дети Декабря».
В биографии Бориса Гребенщикова на сайте «Узнай все» сообщается, что в 1986 году вышел первый сингл «Аквариума» в США, а через три года выпускается сразу два англоязычных альбома — «Radio Silence» и «Radio London». Находясь за границей, Гребенщиков познакомился со многими известными представителями западной рок-сцены. В то же время покорить западных слушателей БГ не удалось.
В 1988 на фирме «Мелодия» вышел официальный альбом группы «Равноденствие» с песнями «Партизаны полной луны», «Аделаида», «Золото на голубом» и другими.
Во второй половине 80-х музыка и песни Бориса Гребенщикова активно использовались в кино, особенно ярко это проявилось в фильмах Сергея Соловьева «Асса», «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви», «Дом под звездным небом». Гребенщиков и сам снялся в картине Сергея Курехина «Два капитана-2». В культовом фильме «Асса» БГ был во всеуслышание «обожествлен», герой фильма сообщал, что от «Гребенщикова сияние исходит».
В биографии Бориса Гребенщикова говорится, что 4 марта 1991 года была прекращена деятельность «Аквариума». Некоторое время группа Бориса Гребенщикова называлась «БГ», в 1992 году был собран новый состав «Аквариума» («Аквариум 2.0»).
В 90-е группа Бориса Гребенщикова выпустила новые популярные альбомы: «Библиотека Вавилона», «Любимые песни Рамзеса IV», «Пески Петербурга», «Кострома mon amour», «Навигатор», «Снежный лев», «Гиперборея». Параллельно Борис Гребенщиков записывал сольные альбомы, в частности, с песнями Александра Вертинского и Булата Окуджавы .
В 1997 Борис Гребенщиков стал лауреатом премии «Триумф». В том же году завершилась биография «Аквариума 2.0». Затем Борис Гребенщиков записал в США с группой The Band альбом «Лилит».
Дискография «Аквариума 3.0» началась в 1999 году с «Ψ» («Пси») — четырнадцатого «естественного» альбома группы «Аквариум». «Маша и медведь», «Стоп, машина!», «Сын плотника», почти все песни альбома стали хитами. Вскоре вышли новые альбомы: «Территория», «Сестра Хаос», «Песни рыбака», «ZOOM ZOOM ZOOM», «Беспечный русский бродяга». Было много новых песен, концертов по России, СНГ и миру.
В 2003 году 50-летний юбилей Бориса Гребенщикова был отпразднован большим концертом в Кремле. В 2007 году состоялся концерт группы «Аквариум» в лондонском Альберт-холле (Royal Albert Hall). Мероприятие было организовано при поддержке фонда индийского философа, проповедника и музыканта Шри Чинмоя , духовного наставника Гребенщикова.
В 2009 году Гребенщиков и «Аквариум» одними из первых использовали в России модель «скачай и заплати, сколько считаешь справедливым», выложив свой новый альбом «Пушкинская, 10» на сайте Kroogi.ru.
22-й альбом «Аквариум +», вышедший в 2013 году, по классификации самого Гребенщикова подвел черту «Аквариума 3.0».
В 2014 вышел новый сольный альбом «Соль», который критики называли «лучшим за 40 с лишним лет». Затем в рамках «Аквариума 4.0» вышли альбомы «Песни нелюбимых» и «Двери травы», а в 2018 году вышел новый сольный диск «Время N». Этот альбом, выпущенный в цифровом виде 16 февраля 2018 года, по словам Бориса Гребенщикова, стал тематическим продолжением его диска «Соль».
В 2015 году Борису Гребенщикову удалось менее чем за сутки собрать сумму в 1 миллион 300 тысяч рублей на запись нового альбома.
В последние годы Гребенщиков часто играл на улицах в различных городах России и Украины. В Омске Гребенщиков сыграл в подземном переходе, чтобы собрать журналистам деньги «на молоко за вредность».
Карьера Бориса Гребенщикова в других ипостасях
В биографии Бориса Гребенщикова немало места занимает литература. В 1977 году он основал самиздатский музыкальный журнал «Рокси». Борис Гребенщиков написал несколько прозаических произведений: повесть «Лес» («Роман, который так и не окончен») и рассказ «Иван и Данило».
В 2005 году Борис Гребенщиков начал карьеру радиоведущего и с тех пор ведет почти часовую авторскую программу «Аэростат» на «Радио России». Тексты к выпускам радиопрограммы вошли в четырехтомную музыкальную авторскую энциклопедию Бориса Гребенщикова «Аэростат».
В 2007 году музыкант устроил собственную выставку непрофессиональных фотографий родного города «Инфра Петербург».
В 2017 году Борис Гребенщиков стал художественным директором ежегодного петербургского фестиваля «Части Света».
Борис Гребенщиков говорит в интервью, что не интересуется политикой, но знаком со многими политиками. В 2005 году он выступил организатором встречи ряда рок-музыкантов и продюсеров с Владиславом Сурковым , замглавы администрации президента, вызвавшей большой резонанс в СМИ. Также Борис Гребенщиков встречался с председателем СК РФ Александром Бастрыкиным .
В ходе встречи Александр Бастрыкин рассказал Борису Гребенщикову о созданных в Следственном комитете консультативном совете по вопросам оказания помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также об общественном координационном совете по оказанию помощи детям юго-востока Украины. Со слов музыканта, он проводит концерты, сборы от которых перечисляет на лечение тяжелобольных детей. При этом Гребенщиков, как и Следственный комитет, осуществляет пожертвования детям, проходящим лечение в клинике Доктора Лизы.
Председатель СК РФ и рок-музыкант договорились о сотрудничестве в сфере благотворительности. При этом Гребенщиков не исключил своего участия в совместных со Следственным комитетом адресных благотворительных акциях.
Награды Бориса Гребенщикова
Борис Гребенщиков награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2003), является лауреатом премии «Триумф» (1998), Царскосельской художественной премии (2002), премии «Своя колея» имени Владимира Высоцкого (2004). В 2009 году Гребенщиков получил премию «Степной волк» за одну из книг из серии «Аэростат». В 2012 году музыкант стал обладателем премии журнала «Русский пионер» в номинации «Стихи XXI века. Поэзия эпохи www».
Здоровье Бориса Гребенщикова
В 2006 году Борису Гребенщикову была сделана операция по коррекции зрения. В январе 2009 года в Берлине музыканту сделали операцию по шунтированию.
По данным источника телеканала «Санкт-Петербург», причиной обращения к медикам стала болезнь сердца. В пользу этой версии говорит тот факт, что девять лет назад музыканту делали операцию по шунтированию. Однако позже представители Гребенщикова сообщили на его странице «ВКонтакте», что информация о проблемах с сердцем — ложь.
Весной 2018 года Борис Гребенщиков был экстренно госпитализирован в реанимацию одной из клиник Санкт-Петербурга с воспалением легких. Лидер российской рок-группы «Аквариум» Борис Гребенщиков, несмотря на болезнь, не изменил дату запланированного в Санкт-Петербурге концерта, сообщалось в новостях.
Впрочем, позже группа «Аквариум» перенесла несколько ранее запланированных концертов. Как сообщалось на официальном сайте музыкального коллектива, на такой шаг пришлось пойти из-за болезни бессменного лидера группы Бориса Гребенщикова.