Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Упражнения на разделение группы на несколько подгрупп. Игры - энергизаторы с учащимися коррекционных школ

Упражнения на разделение группы на несколько подгрупп. Игры - энергизаторы с учащимися коррекционных школ

Общение, взаимодействие людей происходит в разнообразных группах. Под группой понимается совокупность элементов, имеющих нечто общее.

Выделяют несколько разновидностей групп: 1) условные и реальные; 2) постоянные и временные; 3) большие и малые. Условные группы людей объединяются по определенному признаку (пол, возраст, профессия и т.п.). Реальные личности, включенные в такую группу, не имеют прямых межличностных отношений, могут не знать ничего друг о друге, даже никогда не встречаться друг с другом.

Реальные группы людей, реально существующие как общности в определенном пространстве и времени, характеризуются тем, что ее члены связаны между собой объективными взаимоотношениями. Реальные человеческие группы различаются по величине, внешней и внутренней организации, назначению и общественному значению. Контактная группа объединяет людей, имеющих общие цели и интересы в той или иной области жизни и деятельности. Малая группа - это достаточно устойчивое объединение людей, связанное взаимными контактами.

Малая группа - немногочисленная группа людей (от 3 до 15 человек), которые объединены общей социальной деятельностью, находятся в непосредственном общении, способствуют возникновению эмоциональных отношений, выработке групповых норм и развитию групповых процессов.

При большем количестве людей группа, как правило, разбивается на подгруппы. Отличительные признаки малой группы: пространственное и временное соприсутствие людей. Это соприсутствие людей дает возможность контактов, которые включают интерактивные, информационные, перцептивные аспекты общения и взаимодействия. Перцептивные аспекты позволяют человеку воспринимать индивидуальность всех других людей в группе и только в этом случае можно говорить о малой группе.

Группа имеет следующие психологические характеристики (рис. 8):

По психологическим характеристикам различают: 1) группы членства; 2) референтные группы (эталонные), нормы и правила которых служат для личности образцом.

Референтные группы могут быть реальные или воображаемые, позитивные или негативные, могут совпадать или не совпадать с членством, но они выполняют функции: I) социального сравнения, поскольку референтная группа - источник положительных и негативных образцов; 2) нормативную функцию, так как референтная группа - источник норм, правил, к которым человек стремится приобщиться.

Неорганизованные (номинальные группы, конгломераты) или случайно организованные группы (зрители в кино, случайные члены экскурсионных групп и т. п.) характеризуются добровольным временным объединением людей на основе сходства интересов или общности пространства).

Ассоциация - группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятелей).

Кооперация - группа, отличающаяся реально действующей организационной структурой, межличностные отношения носят деловой характер, подчиненный достижению требуемого результата в выполнении конкретной задачи в определенном виде деятельности.

Корпорация - это группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе за счет других групп. Иногда корпоративный дух может иметь место в трудовых или учебных группах, когда группа приобретает черты группового эгоизма.

Коллектив - устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей со специфическими органами управления, объединенных целями совместной общественно полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений между членами группы. Учебный коллектив имеет двойственную структуру: во-первых, он является объектом и результатом сознательных и целенаправленных воздействий педагогов, кураторов, которые определяют многие его особенности (виды и характер деятельности, число членов, организационную структуру и т.д.); во-вторых, учебный коллектив - это относительно самостоятельное развивающееся явление, которое подчиняется особым социально-психологическим закономерностям.

Деление на малые группы это хорошая возможность дополнительного влияния на динамику тренинга. Иногда способ деления сам по себе может быть упражнением: выполнить роль энерджайзере или нести некую содержательность и возможность для обсуждения.

Очень полезно до проведения тренинга продумать разные способы деления участников на малые группы для выполнения разных заданий. Перечислю некоторые вспомнившиеся. Если вы знаете другие способы, добавляйте их в комментариях.

10 способов деления на малые группы

  1. Делимся по счету на “первый-второй”. Здесь все просто.
  2. Делимся по счету на другом языке. Способ №1 можно украсить если деление происходит на каком-нибудь необычном иностранном языке. В этом случае попросите помощь у группы. Наверняка, кто-то знает счет на неожиданном иностранном языке.
  3. Деление по какому-то признаку. Вызывается один участник, которому дается задание разделить группу на заданное количество подгрупп по какому-либо признаку. Причем он может и не называть принципы по котором он делил группу.
  4. Осенний лес. Однажды уже .
  5. Времена года . Если группа достаточно большая и вам нужно поделить ее на две подгруппы, попросите участников встать по четырем углам. В один угол встают те, кто родился весной, в другой, те кто родился летом и т.д. Далее, объедините подгруппы по своему усмотрению.
  6. Карты. Здесь возможно несколько вариантов. Если две группы, то можно делить по доставшемуся участнику цвету масти. Если две, три или четыре, то просто по доставшейся масти. Ну и т.д.
  7. Жеребьевка . Если вам предстоит игра с прописанными ролями, то можно эти роли распределить жеребьевкой. напишите названия ролей на небольших листочках, положите их в коробку/миску/шляпу и пусть участники тянут роли по-очереди.
  8. Выбор лидера . Вызовите участников по числу нужных вам команд. Они становятся, что-то типа капитанов и начинают по-очереди набирать себе членов команды. Т.е. один выбирает одного участника, затем второй, затем третий. После этого первый капитан выбирает себе второго участника, затем второй капитан выбирает себе второго участника и т.д.
  9. Вариация п.7 Первый шаг, как и п.7, вызовите участников по числу нужных вам команд. Они выбирают первых участников команд. Далее первые выбранные выбирают вторых. Затем вторые выбирают третьих. И т.д.
  10. Нити . Для образования пар ведущий в кулаке шерстяные нити или веревочки длиной до одного метра (на по- ловину количества участников) так, что концы свешиваются справа и слева. Каждый из участников хватает конец нитки (веревки) и, не выпуская его, отыскивает свою пару.

Общение, взаимодействие людей происходит в разнообразных группах. Под группой понимается совокупность элементов, имеющих нечто общее.

Выделяют несколько видов групп:
1)условные и реальные;
2)постоянные и временные;
3)большие и малые.

Условные группы людей объединяются по определенному признаку (пол, возраст, профессия и т.п.). Реальные личности, включенные в такую группу, не имеют прямых межличностных отношений, могут не знать ничего друг о друге, даже никогда не встречаться друг с другом.

Реальные группы людей, реально существующие как общности в определенном пространстве и времени, характеризуются тем, что ее члены связаны между собой объективными взаимоотношениями. Реальные человеческие группы различаются по величине, внешней и внутренней организации, назначению и общественному значению. Контактная группа объединяет людей, имеющих общие цели и интересы в той или иной области жизни и деятельности. Малая группа - это достаточно устойчивое объединение людей, связанных взаимными контактами.

Условные Реальные

Лабораторные Естественные

Большие Малые

Неорганизованные Организованные Становящиеся Коллективные

Малая группа - немногочисленная группа людей (от 3 до 15 человек), которые объединены общей социальной деятельностью, находятся в непосредственном общении, способствуют возникновению эмоциональных отношений, выработке групповых норм и развитию групповых процессов. При большем количестве людей, группа, как правило, разбивается на подгруппы. Отличительные признаки малой группы:

I - пространственное и временное соприсутствие (1) людей. Это соприсутствие людей дает возможность личных контактов (2), которые включают интерактивные, информационные, перцептивные аспекты общения и взаимодействия. Некоторые американские исследователи считают, что перцептивные аспекты - главное, т.к. они позволяют человеку воспринимать индивидуальность всех других людей в группе (3) и только в этом случае можно говорить о малой группе. Взаимодействие - активность каждого (4), это одновременно стимул и реакция на всех остальных.

II - наличие постоянной цели совместной деятельности (5). Реализация общей цели как некоего предвосхищаемого результата какой-либо деятельности способствует в некотором смысле реализации потребностей каждого и в то же время соответствует общим потребностям. Цель как прообраз результата и начальный момент совместной деятельности определяют динамику функционирования малой группы.

Можно выделить три рода целей :
1)ближние перспективы, цели, которые быстро во времени реализуются и выражают потребности этой группы;
2)вторичные цели - более длительны во времени и выводят группу на интересы вторичного коллектива (интересы предприятия или школы в целом);
3) дальние перспективы объединяют первичную группу с проблемами функционирования социального целого. Общественно-ценное содержание совместной деятельности должно стать личностно значимым для каждого члена группы. Важна не столько объективная цель группы, сколько ее образ, т.е. как она воспринимается членами группы. Цели, характеристики совместной деятельности цементируют группу в одно целое, определяют внешнюю формально-целевую структуру группы.

III. Наличие в группе организующего начала (6). Оно может быть персонифицировано в ком-либо из членов группы (в лидере, руководителе), а может и нет, но это не означает, что нет организующего начала. Просто в этом случае функция руководства распределена между членами группы и лидерство носит ситуативно-специфический характер (в определенной ситуации человек, более продвинутый в данной сфере, нежели другие, принимает на себя функции лидера).

IV. Разделение и дифференциация персональных ролей (разделение и кооперация труда, властное разделение, т.е. активность членов группы не является однородной, они вносят свой, разный вклад в совместную деятельность, играют разные роли).

V. Наличие эмоциональных отношений между членами группы (8), которые влияют на групповую активность, могут приводить к разделению группы на подгруппы, формируют внутреннюю структуру межличностных отношений в группе.

VI. Выработка специфической групповой культуры: нормы, правила, стандарты жизни, поведения, определяющие ожидания членов группы по отношению друг к другу и обусловливающие групповую динамику. Эти нормы - важнейший признак групповой целостности. О сформировавшейся норме можно говорить, если она детерминирует поведение большинства членов группы, несмотря на все различия членов группы. Отклонение от групповых стандартов, норм, как правило, позволяется только лидеру.

Группе присущи следующие общие закономерности:
1)группа неизбежно будет структурироваться;
2)группа развивается (прогресс либо регресс, но динамические процессы в группе происходят;
3)флуктуация, изменение места человека в группе может происходить неоднократно.

По психологическим характеристикам различают:

1)группы членства;
2)референтные группы (эталонные), нормы и правила которых служат для личности образцом.
Референтные группы могут быть реальные или воображаемые, позитивные или негативные, могут совпадать или не совпадать с членством, но они выполняют функции: 1)социального сравнения, поскольку референтная группа - источник положительных и негативных образцов; 2)нормативную функцию, т.к. референтная группа - источник норм, правил, к которым человек стремится приобщиться.

По характеру и формам организации деятельности выделяют следующие группы:
Неорганизованные (номинальные группы, конгломераты) или случайно организованные группы (зрители в кино, случайные члены экскурсионных групп и т. п.) характеризуются добровольным временным объединением людей на основе сходства интересов или общности пространства).
Ассоциация - группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятелей).

Кооперация - группа, отличающаяся реально действующей организационной структурой, межличностные отношения носят деловой характер, подчиненный достижению требуемого результата в выполнении конкретной задачи в определенном виде деятельности.
Корпорация - это группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе и за счет других групп. Иногда корпоративный дух может иметь место в трудовых или учебных группах, когда группа приобретает черты группового эгоизма.

Коллектив - устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей со специфическими органами управления, объединенных целями совместной общественно - полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений между членами группы. Учебный коллектив имеет двойственную структуру: во-первых, он является объектом и результатом сознательных и целенаправленных воздействий педагогов, кураторов, которые определяют многие его особенности (виды и характер деятельности, число членов, организационную структуру и т.д.);
во-вторых, учебный коллектив - это относительно самостоятельное развивающееся явление, которое подчиняется особым социально-психологическим закономерностям. Учебный коллектив, образно говоря, социально-психологический организм, требующий индивидуального подхода.

Настоящий сплоченный коллектив не возникает сразу, а формируется постепенно, проходя ряд этапов.

На первом организационном этапе группа учащихся вуза, ССУЗ (средних специальных учебных заведений) не представляет собой коллектив в полном смысле слова, поскольку она создана из поступающих в вуз, ССУЗ учащихся различного жизненного опыта, взглядов, различного отношения к коллективной жизни. Организатором жизни и деятельности учебной группы на этом этапе является педагог, он предъявляет требования к поведению и режиму деятельности учащихся. На этом организационном этапе руководитель должен внимательно изучать каждого члена группы, его характер, особенности личности, выявляя на основе наблюдения и психологического тестирования "индивидуально-психологическую карту" личности учащегося, постепенно выделяя тех, кто более чутко воспринимает интересы коллектива, является действенным активом. В целом первый этап характеризуется социально-психологической адаптацией, т.е. активным приспособлением к учебному процессу и вхождению в новый коллектив, усвоением требований, норм, традиций жизни учебного заведения.
Второй этап развития коллектива наступает, когда выявлен действенный, а не формальный актив коллектива, т.е. выявлены организаторы коллективной деятельности, пользующиеся авторитетом у большинства членов коллектива. Теперь требования к коллективу выдвигает не только педагог, но и актив коллектива.

Руководитель на втором этапе развития коллектива должен объективно изучать, анализировать межличностные взаимоотношения членов коллектива методами социометрии, референтометрии, своевременно принимать меры воздействия для коррекции положения членов группы с высоким и низким социометрическим статусом. Воспитание актива группы - важнейшая задача руководителя, направленная на развитие организаторских способностей и устранение негативных явлений: зазнайства, тщеславия, "командирского тона" в поведении актива.

Знание структуры неформальных взаимоотношений, того, на чем они основываются, облегчает понимание внутригрупповой атмосферы и позволяет находить наиболее рациональные пути воздействия на эффективность групповой работы. В этой связи большое значение приобретают специальные методы исследования, позволяющие выявлять структуру межличностных взаимоотношений в группе, выделять ее лидеров.

Методы психологического исследования межличностных отношений.

Выделяют следующие методы:

1)социометрический;

2)референтометрический;

3)изучения мотивационного ядра межличностных выборов;

4)изучения сплоченности коллектива.

Положение человека в коллективе определяется не только индивидуальными особенностями характера, личности самого человека, но и особенностями коллектива. В малосплоченном коллективе статус личности зависит во многом от уровня ее общительности. В сплоченных коллективах, в которых выполняется сложная совместная деятельность, статус личности в большей мере определяется ее деловыми и моральными качествами, чем общительностью. Чем бы ни определялся статус человека в коллективе, он оказывает сильнейшее влияние на его поведение и самосознание.

Вовлечение членов коллектива в разнообразные виды совместной деятельности (труд, учебу, спорт, отдых, путешествия и т.п.), постановка перед коллективом интересных и усложняющихся целей, задач, привлекательных для многих участников, установление дружеских и требовательных отношений, ответственной зависимости между людьми - все это способствует укреплению и развитию коллектива на втором этапе.

Однако на втором этапе развития коллектив еще не является в полном смысле сплоченной группой единомышленников, наблюдается значительная неоднородность взглядов. Свободный обмен мнениями, дискуссии, внимание руководителя к настроению и мнениям членов коллектива, демократический коллегиальный способ принятия решений и управления создает основу для создания сплоченного коллектива.

На третьем этапе развития коллектив достигает высокого уровня сплоченности, сознательности, организованности, ответственности членов коллектива, что позволяет коллективу самостоятельно решать разнообразные задачи, перейти на уровень самоуправления. Отметим, что далеко не каждый коллектив достигает этого высшего уровня развития.

Для высокоразвитого коллектива характерно наличие сплоченности - как ценностно-ориентационного единства, близости взглядов, оценок и позиций членов группы по отношению к объектам (лицам, событиям, задачам, идеям), наиболее значимым для группы в целом. Индексом сплоченности служит частота совпадения взглядов членов группы в отношении нравственной и деловой сферы, в подходе к целям и задачам совместной деятельности.
Для высокоразвитого сплоченного коллектива характерно наличие положительного психологического климата, доброжелательного фона взаимоотношений, эмоционального сопереживания, сочувствия друг к другу. Наличие или отсутствие этих качеств служит диагностическим признаком для различия просто группы людей и коллектива.

Комплексным показателем взаимоотношений в коллективе является его социально-психологический климат совокупность отношений членов группы:
1)к условиям и характеру совместной деятельности;
2)к коллегам, членам коллектива;
3)к руководителю коллектива.

Простые и чуть более сложные задания помогают делить участников на малые группы каждый раз новым способом. Некоторые способы заставляют участников непроизвольно смеяться, создавая дополнительный позитивный настрой на работу.

2 ГРУППЫ

Расчет на 2-х персонажей — на Дедов Морозов и Снегурочек, волков и зайцев, Тома и Джерри, Тимона и Пумбу, лису и колобка, небо и землю, пряники и печенье.

Объединиться по наличию/отсутствию углов у фигур — треугольники, квадраты, круги и овалы.

Открытки-половинки — предложите владельцам одной открытки найти свою пару и встать лицом друг к другу. Вся группа должна выстроиться в 2 шеренги парами — лицом друг к другу.

Круг пополам — группу можно поделить пополам, проведя воображаемый диаметр круга от тренера к участнику, сидящему напротив.

2-6 ГРУПП

Разноцветные стикеры — подходят для деления на 2-4 группы. Участники встают в круг и закрывают глаза. Тренер прикрепляет на спину каждому цветной листочек. По команде тренера все открывают глаза. После чего все участники должны молча объединиться в группы.

Хобби — 2-4 человека (сколько надо групп) называют хобби, остальные выбирают, какое из хобби им ближе и расходятся по малым группам.

Расчёт по форме — на треугольники, квадраты, круги, трапеции, прямоугольники и овалы. Можно также раздать участникам вырезанные из бумаги фигуры разной формы и цвета. В этом случае их можно будет перемешивать в группы и по форме, и по цвету.

3 ГРУППЫ

Расчет на 3-х персонажей — на белый, красный и чёрный; на тройку, семёрку и туз; на даму, короля и туза; на солнце, звёзды и луну; на Ниф-Нифа, Наф-Нафа и Нуф-Нуфа; на дедушку, бабушку и курочку Рябу.

4 ГРУППЫ

Расчет на 4-х персонажей — на царя, царевича, короля и королевича; на Атоса, Портоса, Арамиса и Д’Артаньяна; на черви, бубны, крести и пики; на зиму, весну, лето и осень.

7 ГРУПП

Расчет по цветам радуги — красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый

ЛЮБОЕ КОЛИЧЕСТВО ГРУПП

Открытки — разрежьте их на нужное количество частей (равное нужному количеству людей в малой группе), перемешайте и раздайте участникам; предложите участникам найти другие части своей открытки и образовать малую группу.

количество открыток = количество участников: количе-ство людей в малых группах

Игра «Звери» — шепнуть на ухо каждому животное, количество животных по числу нужных групп; участники молча ходят по комнате и изображают своё животное; найдя такое же животное, надо взяться за руки и дальше искать остальных вместе; все ходят, пока не найдут всех членов своей малой группы.

Деление на «первый-второй» — способ простой, но его можно украсить, если деление происходит на иностранном языке. Например, на шведском: этт, тво, тре, фюра, фем, секс… (1, 2, 3, 4, 5, 6…). Можно спросить у тех участников, кто знает какой-нибудь необычный язык.

Конфеты разных цветов/сортов — участники вытаскивают себе конфету из пакета и объединяются по типу конфеты или цвету фантика.

Игра «Звуки Му» — шепнуть на ухо каждому животное или птицу, количество животных по числу нужных групп; участники ходят по комнате и издают звуки своего животного; найдя такое же животное, надо взяться за руки и дальше искать остальных вместе; все ходят, пока не найдут всех членов своей малой группы.

Листочки — тренеру нужны небольшие листочки по количеству участников группы. На каждом он пишет номер (номера
по количеству малых групп). Затем участники вытаскивают по одному номеру и молча ищут свою группу.

По внешним признакам участников — например по цвету одежды. Те, у кого преобладает зеленый цвет, получают название «зеленых». Могут появиться и «красные», и «белые». Те, кто не попал ни в одну категорию, могут объединиться, например, в команду «пестрых». Критериями для выделения отдельных групп могут быть не только цвета одежды, но и другие внешние признаки: цвет волос, глаз и т. д.

Пары «Звериная семья» — в пакет складываются парные листочки с названием животного и его детёныша (динозавр и динозаврик, бегемот и бегемотик, и т. д.). Участники вытягивают их в случайном порядке. «Родитель» и «детёныш» находят друг друга и объединяются в пару.

Систематизировано и описано: Кира Кононович

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Ролевая игра "Повышение-Увольнение"


    Отличное упражнение!
    Интересное, богатое на выводы упражнение для тренинга переговоров или тренинга для руководителей . В рамках тренинга переговоров (продаж, ораторского мастерства) упражнение позволит всем участникам активно потренировать навыки убеждающей аргументации. В рамках управленческого тренинга это упражнение даст участникам мощный опыт сложных переговоров с сотрудниками и быстрого принятия решений.

    Уникальная тренерская методичка упражнения разработана профессионалами специально для портала Тренерская. ру . и содержит массу эксклюзивных рекомендаций, подсказок и тренерских «фишек», позволяющих провести упражнение наилучшим образом и с максимальным результатом. Такого вы не найдете больше нигде!

  • Разминка "Воробьи-вороны"

    Энергичное игровое упражнение, способное в короткие сроки включить участников тренинга в рабочий процесс, повысить их внимание, энергетику и вовлеченность. Создает позитивную атмосферу и, в случае необходимости, снимает напряжение в группе. Включает физическую и эмоциональную активность участников. Кроме функций разогрева группы это упражнение способствует формированию у участников тренинга позитивного и конструктивного отношения к своему проигрышу или неудаче . Помогает понять, что независимо от результатов своих усилий, можно просто получать удовольствие от игры. Этот принцип можно отнести ко всему в жизни и тем самым легче переносить неудачи и трудности.

    Упражнение «Воробьи-вороны» не смотря на то, что было придумано много лет назад, остается эффективным и востребованным упражнением-разогревом у многих тренеров и по сей день. Причем подходит оно как для тренингов личностного роста, так и для бизнес-тренингов по продажам, переговорам, лидерству.

  • Бегом к своей цели

    Энергичное и сильное упражнение для тренингов целеполагания, уверенности, личностного роста, к оторое позволяет через метафору дать участникам тренинга прочувствовать силу собственного внутреннего сопротивления на пути к выбранной цели . Упражнение наглядно показывает, что для успешного достижения цели недостаточно только сформулировать цель и наметить план действий, важен ещё настрой на достижение цели и отсутствие сопротивления. Участники смогут за короткое время ярко, полно, глубоко пережить свое сопротивление и получат мотивацию к изменениям.
    Эксклюзивные рекомендации профессионалов! Уникальная методичка данного упражнения для тренинга разработана экспертами специально для портала Тренерская.ру. и содержит массу рекомендаций, подсказок и тренерских "фишек", позволяющих профессионально провести это упражнение. Такого вы не найдете больше нигде!
    Объем тренерской методички: 9 страниц. Бонусы! Аудио-файл (9:45 мин.) и подробный блок теории к упражнению.

на пары / малые группы.
У пражнение 19. “Дополнить карточку, объединиться в пары”

Ведущий выбирает несколько хорошо известных фраз и пишет половину выражения на одном кусочке бумаги, а вторую часть – на другом. Например: “С днем рождения...... ” и т.д. Карточки скручиваются, кладутся в шляпу, и затем каждый вытаскивает кусочки и ищет себе пару.

Примечание: Данный энергизатор следует использовать, если Вам необходимо разделить

группу на пары в случайном порядке, познакомить и сплотить группу.


Уп ражнение 20. “Что у нас общего”

Ведущий называет любую характеристику человека или его поведения, например: “Те, кто любит фрукты!”. Участники узнают себя и встают на то место, на которое указал ведущий и т.д.

Примечание: Данное упражнение позволяет разделить группу на необходимое Вам число

подгрупп. С помощью данного упражнения Вы также можете оживить активность группы, усилить концентрацию внимания участников.

Упражнение 21. Солнце светит на...”

Участники сидят или стоят в тесном кругу, один человек стоит по центру. Участник в центре громко говорит: “Солнце светит на...” и называет цвет предметов или элемент одежды, или какую-то другую характеристику, которая объединяет хотя бы несколько человек в группе. Например: “Солнце светит на тех, кто носит носки” или “солнце светит на тех, у кого карие глаза”. Все участники, имеющие данную характеристику, должны поменяться местами друг с другом. Водящий пытается занять одно из освободившихся мест. Новый водящий в середине начинает все заново. (Вариант: “Ветер дует на...”)

Примечание: Данное упражнение лучше проводить в начале занятия. Данный энергизатор

включает участников в активную деятельность, концентрируя их внимание.


Упражнение 22. “Члены семьи”

Подготовьте карточки по числу участников. Разделите их на такое количество стопок, сколько групп кооперативного обучения вам необходимо образовать. Напишите на каждой карточке одну из семейных ролей и профессию так, чтобы в каждой стопке семейные роли были разные, а профессия одна, например: Мама Фермер, Папа Фермер, Сестра Фермер и Брат Фермер. Перемешайте все карточки и предложите участникам взять по одной из общей стопки. Можете также использовать имена и названия различных животных или фруктов. Кроме того, можно изобразить на карточках фигуры, например: звезда, солнце, месяц, цветок и т.д. В каждой семье (подгруппе) должно быть 4 или 5 членов. После того, как каждый участник получил по карточке, все участники начинают ходить по комнате, создавать “семьи” по своему признаку, стараясь создать семью (подгруппу) как можно быстрее.

Примечание: С помощью данного упражнения Вы можете разделить группу в случайном по-

рядке на необходимое Вам количество подгрупп. Данный энергизатор применяют в начале занятий, активизируя участников.


Уп ражнение 23. “Поездки на такси”

Выберите несколько добровольцев (по числу необходимых Вам подгрупп). Эти участники будут выполнять роль таксистов. Их задача – двигаться по помещению, останавливаясь по команде ведущего. Предложите остальным участникам представить, что они садятся в такси. В такси может поместиться только определенное число участников, например 2, 4 или 8. Когда такси останавливается, участники должны бежать “занимать места в такси”.

Примечание: Это полезное упражнение, если нужно объединить участников в группы с определенным числом членов в случайном порядке, активизировать их.
У пражнение 24. “Фруктовый салат”

Участники сидят в круге. Ведущий просит первых 4-5 человек, сидящих рядом в круге, назвать по одному свои любимые фрукты (например, яблоко, груша, банан, апельсин). Следующие, сидящие в круге, по очереди повторяют прозвучавшие названия фруктов. Таким образом, каждый “назван фруктом”. Один человек – ведущий – должен встать в центре круга. Ведущий выкрикивает название фрукта, например апельсин, и все “апельсины” должны поменяться друг с другом местами. Человек в центре также старается занять одно из занимаемых мест, и другой участник остается без места. Новый ведущий опять называет какой-то фрукт и игра продолжается. Название “фруктовый салат” означает, что все меняются местами.

Примечание: Данное задание очень активизирует ребят. Его можно применять для создания групповой сплоченности, усиления концентрации внимания и для того, чтобы “перемешать”

участников, например, для последующего знакомства в парах, разделив сидящих рядом знакомых.


Упражнение 25. “Игра в животных”

Напишите на отдельных листочках столько названий видов животных, сколько вам необходимо подгрупп. Перемешайте карточки и раздайте участникам, затем попросите их, издавая характерные звуки того или иного животного, найти остальных членов своей подгруппы.

Примечание: Энергизатор в игровой форме помогает разделить большую группу на несколько подгрупп, вовлекает ребят в активную деятельность.
Упражнение 26. Паровозик имен

Все участники стоят в кругу. Ведущий стоит в центре круга, затем подходит к одному из участников, называет его по имени и предлагает покататься. Названный участник встает позади ведущего, они, изображая паровоз, движутся к следующему участнику, а все остальные в это

время повторяют имя выбранного участника. Игра продолжается до тех пор, пока в паровозике не окажутся все участники.

Примечание: Упражнение применяется для знакомства, укрепления сплоченности группы,

повышения тонуса, двигательной активности, снятия напряжения.


Упражнение 27. “Поиск общего”

Группа делится на пары, и два человека в паре находят как можно больше общих признаков,

затем по команде ведущего пары объединяются в четверки с той же целью. Ведущий может

остановить процесс на четверках, восьмерках и т.д. Образованные малые группы могут пред-

ставить свои общие черты.

Примечание: Упражнение развивает внимание к личности партнеров, осознанию проявлений своей личности, позволяет участникам лучше узнать друг друга. Может использоваться в

любое время занятия.