Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Сценарий концерт ко дню славянской письменности. Сценарий праздника «День славянской письменности

Сценарий концерт ко дню славянской письменности. Сценарий праздника «День славянской письменности

Татьяна Тихомирова
Сценарий праздника «День славянской письменности»

Сценарий праздника

«» .

Цель : познакомить с событиями жизни святых Кирилла и Мефодия, составителями славянской азбуки , рассказать о зарождении письменности , об истоках русской письменности , о славянской азбуке , о первых книгах на Руси, о культурном наследии русского народа, о праздновании Дня славянской письменности и культуры , способствовать развитию чувства любви и уважения к культуре русского народа, к родному языку.

Оснащение : Мультимедийная презентация, книжная экспозиция, березта, писало, перо, чернила, бумага, восковая дощечка.

Ход праздника:

I. Выходит ведущий.

Гой, вы славные наши гостюшки , разлюбезные, милые детушки! Расскажу я вам о святой Руси, о далеких временах, вам неведомых. Жили - были тогда добры молодцы, раскрасавицы - красны девицы. А у них были добрые матушки, бородатые мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома - терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать.

А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать . И явились на Русь два просветителя, братья мудрые Кирилл с Мефодием. Родом они были из государства Византия и славянской земли - города Солуни. Дома два брата говорили на славянском языке , а в школе обучение шло только на греческом. Младший брат Кирилл мечтал написать книги, понятные славянам , а для этого нужно было придумать славянские буквы . Прошли годы. Братья выросли, выучились. Но мечта создать славянскую азбуку не покидала младшего брата. Он много работал. И вот азбука была готова. Но придумать - это полдела. Надо перевести с греческого языка на славянский книги , чтобы славянам было что читать . Это оказалось очень трудным делом, и один Кирилл не смог с ним справиться. Ему стал помогать старший брат Мефодий. Кирилл и Мефодий выполнили великое дело! Это событие произошло в 863 году.

Совсем недавно в нашей стране появился праздник славянской культуры и письменности . Жаль, что с большим опозданием, потому что в других славянских странах , в Болгарии, например, этот день отмечается давным-давно, всенародно, очень красочно и по-настоящему празднично .

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней.

Вспоминай их добрым словом -

Слава им , борцам суровым!

Слава нашей стороне !

Слава русской старине !

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы люди знать могли

О делах родной земли.

Сегодня мы поговорим о нашей истории, о возникновении славянской письменности . Ежегодно 24 мая в России отмечается День славянской письменности и культуры . Без культуры, грамоты, письменности не может жить нация , народ, государство.

Чтец :

Тома в обложке синей,

Знакомые тома,

В них бьётся пульс России,

В них вечна жизнь сама.

Страница за страницей…

На всё найдёшь ответ.

Нет, им не запылиться

И через много лет.

Ведущий :

Письменность – настоящее сокровище, которым овладел человек.

Так в древности, люди обменивались информацией, посылая друг другу различные предметы. Получалось громоздко и не особенно понятно. Когда люди поняли, что обмениваться предметами-посланиями – дело хлопотное, они стали эти предметы рисовать. (рисунок №1)

Такие изображения были найдены на стенах пещер, в которых когда-то жили древние люди. Это первые шаги человека к созданию письменности . Постепенно люди стали заменять рисунки символами. (рисунок №2)

Надписи делались на камнях, скале, на доске. Конечно, переносить такие «письма » на расстояния было сложно и понять эти знаки можно было по-разному.

Шло время. Постепенно от рисунка люди перешли к знакам, которые стали называть буквами. Так зародилась письменность .

Вы видите (рисунок 3) изображение двух братьев в монашеском одеянии – Кирилл и Мефодий. Эти святые издавна считались покровителями «книжных людей» – учащих и учащихся. С 1987 года в нашей стране к этому празднику стали приурочиваться Дни славянской письменности и культуры . Но это не только сегодняшняя традиция, и сто лет назад в русских школах этот праздник отмечался особо торжественно, ведь заканчивался очередной учебный год.

Звучит колокольный звон, выходят чтецы.

По широкой Руси – нашей матушке

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые, Кирилл и Мефодий,

За труды свои прославляются .

Вспоминают Кирилла с Мефодием,

Братьев славных равноапостольных ,

В Белоруссии, в Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии,

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии.

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими ,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

Русоволосые и сероглазые,

Лицом все светлые и сердцем славные ,

Древляне, русичи, поляне,

Скажите, кто вы? Мы - славяне !

Своею статью все пригожие,

Все разные и все похожие,

Зоветесь ныне - россияне,

Издревле, кто вы? Мы - славяне !

Ведущий :

Солунские братья Кирилл и Мефодий – гордость всего славянского мира . Они говорили : разве не для всех светит солнце, разве не для всех идет дождь, разве не всех кормит земля? Все люди равны, все люди – братья, все равны перед Богом, и всем нужна грамота. Православная церковь братьев Кирилла и Мефодия причислила к лику святых.

Чтец :

В монастырской келье узкой,

В четырех глухих стенах,

О земле о древнерусской

Быль записывал монах.

Он писал зимой и летом,

Озаренный тусклым светом.

Он писал из года в год

Про великий наш народ.

(Н. Кончаловская)

Ведущий : (указывая на плакаты с азбуками)

Глаголица и Кириллица – это первые славянские азбуки . Название азбуки «Глаголица» происходит от слова ГЛАГОЛ, что обозначает «речь» . А «Кириллица» названа в честь её создателя. В Древней Руси глаголица использовалась для передачи церковных текстов и просуществовала 3 века, а в бытовой письменности использовали кириллицу. Всего 43 буквы-сестрицы, именно они стали основой современной русской азбуки.

Чтец :

Два брата, Кирилл и Мефодий,

Спасибо хотим вам сказать

За буквы, что очень нужны нам

Пройдя под солнцем просвещенья

Из дальней славной старины ,

Мы и сейчас, славяне-братья ,

Первоучителям верны!

К апостолам высокославным

Любовь святая глубока.

Дела Мефодия – Кирилла

В славянстве будут жить века !

Ведущий :

В настоящее время старославянский язык мертвый – на нем не говорят и не пишут.

Заглянем вглубь веков и посмотрим, что же было до появления кириллицы.

Буквица - это алфавит славян , применявшийся на обширной территории, принадлежавшей русам. Также существовали руница (жреческое письмо , глаголица (торговое письмо , черты и резы (простейшие из письмен ) . Самой большой была Всеясветная грамота - 147 символов.

Буквица известна нам лучше всего - под именем Кириллицы, обрезанная и подчищенная от лишних букв, звуков.

Древнеславянская Буквица имела 49 Буквиц. Современная - только 33.

Для перевода Библии на наш язык византийские монахи Кирилл и Мефодий переделали нашу древнеславянскую буквицу , а непонятные им буквы убрали (те, которых не было в греческом) . Непонятными эти буквы были ещё и потому, что звуки, ими обозначаемые, в греческих словах не встречались. У греков и поныне всего 24 буквы.

Внешний вид букв славянского алфавита помогает нам увидеть мир глазами наших предков. Каждая буква индивидуальна, неповторима и имеет свое имя : веди, люди, буки, аз, земля. Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя : «добро» , «живете» , «земля» , «люди» , «покой» .

«Аз» и «Буки» . Получилось слово «АЗБУКА» .

В народе так и говорят : «Сначала «аз» да «буки» , потом и науки». Именно с азов начинается путь каждого из нас в мир знаний.

Ребята, вы знаете пословицы о пользе учения?

Кто хочет много знать, тому мало надо спать.

Идти в науку – терпеть муку.

А вы знаете, что означает - "Аз-Буки-Веди"? "Я буквы знаю", говорит нам азбука. Представляете - три буквы скрывают в себе целую фразу! Для наших предков-славян азбука не просто была собранием букв, а отражением гармонии мира в слове.

1 чтец :

Так вот они - наши истоки,

Плывут, в полумраке светясь,

Торжественно-строгие строки,

Литая славянская вязь .

Так вот где, так вот где впервые

Обрел у подножия гор

Под огненным знаком Софии

Алмазную твердость глагол.

2 чтец :

Великое таинство звука,

Презревшее тленье и смерть,

На синих днепровских излуках

Качнуло недвижную твердь.

И Русь над водой многопенной,

Открытая вольным ветрам,

«Я есмь!» - заявила Вселенной,

«Я есмь!» - заявила векам.

Ведущий :

В это трудно поверить, но когда-то наши предки - славяне вовсе не имели книг , потому что не было букв, которыми можно было записывать славянскую речь .

После принятия христианской религии славяне стали использовать вместо своих простейших знаков латинские и греческие буквы.

Но это было не очень удобно, так как эти буквы не могли передать все особенности славянской речи .

И явились на Русь два просветителя, братья мудрые…

С 10 века на основе глаголицы и кириллицы на древнерусском языке распространяется литература. Чаще всего это были церковные книги, поучения, учёные труды. Знакомство с экспозицией.

Книги были очень дорогими. Изготовление древних рукописных книг было делом трудоемким. Материалом для них служил пергамен (рисунок 4) - кожа особой выделки. Лучший пергамен получался из мягкой, тонкой кожи ягнят и телят. Ее очищали от шерсти и тщательно промывали. Затем натягивали на барабаны, посыпали мелом и чистили пемзой. После просушки на воздухе с кожи срезали неровности и вновь шлифовали пемзой. Выделанную кожу нарезали на прямоугольные куски и сшивали в тетради по восемь листов. Примечательно, что этот древние порядок брошюровки сохранился по сей день . Сшитые тетради собирали в книгу. В зависимости от формата и количества листов на одну книгу требовалось с 10 до 30 шкур животных - целое стадо! По свидетельству одного из писцов, работавшего на рубеже 14-15 вв., за кожу для книги было уплачено три рубля. В то время на эти деньги можно было купить три лошади.

Писали книги обычно гусиным пером и чернилами. Привилегию писать лебединым и даже павлиньим пером имел царь. Изготовление письменных принадлежностей требовало определенного умения. Извлекали перо непременно из левого крыла птицы, чтобы изгиб был удобен для правой, пишущей руки. Перо обезжиривали, втыкая в горячий песок, затем кончик наискось срезали, расщепляли и затачивали специальным перочинным ножичком. Им же выскабливали ошибки в тексте.

Средневековые чернила, в отличие от привычных для нас синих и черных, были бурого цвета, так как делались на основе железистых составов, а проще говоря, ржавчины. В воду опускали кусочки старого железа, которые, ржавея, окрашивали ее в бурый цвет. Сохранились древние рецепты изготовления чернил. В качестве компонентов, помимо железа, использовали дубовую или ольховую кору, вишневый клей, квас, мед и многие другие вещества, придававшие чернилам необходимую вязкость, цвет, устойчивость. Столетия спустя эти чернила сохранили яркость и силу цвета. К сожалению, древнейших книг сохранилось очень мало. Всего около 130 экземпляров бесценных свидетельств 11-12 вв. дошло до нас. Было их немного и в те времена.

Для украшения рукописи заглавия в средние века писали особым, декоративным шрифтом - вязью. (рисунок 5)

Буквы, вытянутые вверх, переплетались между собой (отсюда и название - вязь, образуя текст, похожий на ленту орнамента. Писали вязью не только на бумаге. Золотые и Серебряные сосуды, ткани часто покрывали нарядными надписями. Из всех видов древнего письма до 19 в . сохранилась именно вязь, правда, только в старообрядческих книгах и декоративных надписях. (рисунок 6)

На страницах древнерусских книг текст был расположен в один или два столбца. Буквы не делились на строчные и прописные. Они заполняли строку длинной чередой без привычных нам интервалов между словами. Экономя место, некоторые, преимущественно гласные, буквы писали над строкой или заменяли знаком - титло - горизонтальной линией. Усекались и окончания слов, хорошо известных и часто употребляемых. Из Византии была заимствована традиция над каждым словом ставить знак ударения - силу.

Долгое время не существовало нумерации страниц. Вместо этого внизу справа писали слово, с которого начиналась следующая страница.

Любопытны и некоторые особенности древнерусской пунктуации. Из привычных нам знаков препинания в ходу была только точка, заимствованная из византийской письменности . Ставили ее произвольно, иногда определяя границы между словами, иногда обозначая конец фразы. В 15-16 вв. письменность усложнилась . В книгах появились, например, запятые - для обозначения пауз, точка с запятой, заменявшая знак вопроса.

Труд писца бел нелегок. Работа двигалась медленно. В среднем, за день удавалось написать всего два-четыре листа, не только без ошибок, но и красиво.

Средневековые рукописные книги нарядно оформлялись. Перед текстом обязательно делали заставку - небольшую орнаментальную композицию часто в форме рамки вокруг названия главы или раздела. Первую, заглавную букву в тексте - инициал- писали крупнее и красивее остальных, украшали орнаментом, иногда в виде человечка, животного, птицы, фантастического существа. Обычно инициал был красным. С тех пор говорят - писать с красной строки. Завершался раздел - концовкой - небольшим рисунком, например, изображением двух птиц, похожих на павлинов.

1чтец :

Из колодезной, синей такой глубины

Вырастает мой Китеж, четыре стены,

Золочёный конёк, ставни-кружево – врозь…

Розовеет восток. Озаряется Рось.

Деревянная сказка, озёрный покой,

Для чего мне твой берег, ажурный такой?

В прихотливых изгибах узорочья крыш?

Да пастуший рожок? Да свирельный камыш?

2 чтец :

Видно, память архивная стала болеть,

Если нечего в дебрях бетонных жалеть –

Так хотя бы тебя поманить из глубин,

Из кириллицей сотканных песен-былин.

Деревянная сказка, забытая Рось,

Ты стрелой пробиваешь мне душу насквозь.

И не знаю, зачем так бывает нужна,

Как вода из колодца, твоя старина….

Историк : (в мантии и конфедератке)

На Руси долго использовали и другой материал для письма – бересту (рисунок 7) . Береста - очень удобный материал для письма , хотя и требовал определенной подготовки. Березовое лыко варили в воде, чтобы кора стала более эластичной, затем снимали грубые ее слои. Лист бересты со всех сторон обрезали, придавая ему прямоугольную форму. Писали на внутренней стороне коры, выдавливая буквы особой палочкой - писалом - из кости, металла или дерева. Один конец писала заостряли, а другой делали в виде лопаточки с отверстием и подвешивали к поясу. Техника письма на бересте позволяла текстам сохраняться в земле столетиями.

Со временем появились более удобные станки, а с ними и современная азбука.

(восковые дощечки +береста)

Чтец :

Хорошая книга, мой спутник, мой друг,

С тобой интересным бывает досуг.

Ты учишь правдивым и доблестным быть,

Природу, людей понимать и любить.

Тобой дорожу я, тебя берегу.

Без книги хорошей я жить не могу.

Ведущий :

Сегодня, думаю, стоит поговорить еще и о нотном письме , так как многие из вам занимаются музыкой. Во многом появление нот обязано потребностью человека хранить информацию о придуманной им мелодии и передавать ее следующим поколениям.

История нот насчитывает не одно тысячелетие со времен возникновения первых музыкальных инструментов. Правда в те времена нотной грамоты не было и звуки, издаваемые музыкальными инструментами, записывались в виде обозначений, придуманных самим музыкантом : черточки, точки, различные завитушки. Древние сборники писались крюками – безлинейными нотами. Такие крюки еще называли «топориками» или «кондакарные» ноты (от слова КОНДАК – стих) (листки с нотами и книга) . Этот вид нотного письма исчез в 13 веке . Позднее, эти символы стали записывать на горизонтальных линиях. Но различное обозначение нот у каждого музыканта вносило хаос в музыкальный мир – это и стало предпосылкой появления нот похожих на современные. Они должны были внести порядок в процесс записи музыкальных композиций и сделать их легко читаемыми для других людей.

Инсценировка «АЗБУКА»

Буквы А, З, Б, У, К, А – 6 детей

Вбегает ребенок с буквой «А» на табличке.

Буква «А» :

Беда, беда!

Ведущий :

Что случилось?

Буква «А» :

Пропало слово, слово пропало!

Ведущий :

Какое слово?

Буква «А» :

Жило-было слово.

Играло, училось, ходило в школу

И вообще жило замечательно.

Ведущий :

Но вот, что было в нем примечательно,

Слушало учителей своих оно невнимательно,

И никак не могло запомнить, что же оно означает.

И, вот как, ребята, в жизни бывает :

Однажды слово, проснувшись рано,

Оделось, умылось, взяло корзину,

И пошло в лес – за грибами,

Не далеко тут - рядышком с нами.

Долго ходило, проголодалось,

Село на пенечек - съело пирожочек,

Встало, споткнулось вдруг, упало и рассыпалось!

Буквы растерялись, перемешались и потерялись.

И осталась у нас одна - буковка «А» .

А слово-то не знало, что оно означает,

И как слову собраться снова – буква «А» не знает.

А пока буковка «А» плачет –

Наша с Вами основная задача – помочь ей!

Вот такое, ребята, у нас с Вами задание!

А в каждом задании – есть свои правила.

Мы, ребята, с вами должны помочь букве «А» собрать пропавшее слово. Но для этого, нам нужно разгадать все буквы, которые составляли это слово. Буквы будут читать нам стихотворения, а мы с вами постараемся их отгадать и составить все слово. Наша задача : внимательно слушать стихотворения и назвать букву, которая в этом стихотворении повторяется чаще остальных. Ну, как вы думаете, ребята, отгадаем мы сегодня слово? Поможем нашей букве «А» ?

Дети отвечают.

Вдруг вбегает вторая буква «А» .

Ведущий :

А, вот и наша вторая буква. Ну, как (обращается к букве, помнишь свое стихотворение.

2-я буква «А» :

Ведущий :

Ну, тогда читай, а мы с ребятами внимательно будем его слушать и постараемся тебя отгадать.

2-я буква «А» :

Александра и две Али

Астры в садике сажали,

А Артур и два Алёшки

Алфавит читали кошке.

Ведущий :

Ну, как, ребята, что это за буква, догадались?

Дети отвечают и говорят как эта буква звучит на кириллице.

Ведущий :

Ну вот, ребята, у нас с вами есть уже целых две буквы «А» из пропавшего слова.

«К» ).

Буква «К» :

Здравствуйте! Я буква, только не знаю, какая, я потерялась (вздыхает) .

Ведущий :

Здравствуй! А, ты, наверное, буква из пропавшего слова?

Буква «К» :

Ведущий :

Ну что же, тогда ты не потерялась, а скорее нашлась! Мы тут с ребятами как раз помогаем твоим друзьям (показывает на две буквы А) разгадать пропавшее слово. Давай, скорее, читай свое стихотворение, а ребята будут тебя угадывать!

Буква «К» :

Куклу Катеньку Камилла

Кашей манною кормила :

«Кушай, Катя, кушай, детка,

К чаю есть у нас конфетка»

Ведущий : Ну что, ребята, это за буква, догадались?

Дети отвечают.

Входит ребенок с табличкой (буква «З» ).

Ведущий : Ну, вот, ребята, к нам пришла еще одна буква! Давайте послушаем ее стихотворение и постараемся угадать!

Буква «З» :

«Зоя, Зиночка, Захар!

Закипает самовар!

Земляника нынче к чаю.

Заходите - угощаю!»

Историк : Так, что же это за буква? Вы, ребята, конечно же догадались?

Дети отвечают.

Историк :

Теперь у нас уже целых 4 буквы, ребята. Скоро мы с Вами составим и все слово!

В зал входит ребенок с табличкой (буква «У» )

Ведущий :

А вот и еще одна буква. Ну что же, читай свое стихотворения, а ребята будут внимательно слушать – и постараются тебя отгадать.

Буква «У» :

У Ульянки день рожденья .

Ух, какое угощенье :

Утка, устрицы, урюк –

Угощайтесь, все вокруг!

Ведущий :

Так что же, ребята, это за буква?

Дети отвечают.

Ведущий :

Правильно! Молодцы. Буква «У» в русском алфавите, а на славянском алфавите она называется «УК» . Итак, у нас, дорогие друзья, уже целых 5 букв – скажу вам по секрету, нам осталось отгадать только еще одну букву, и мы с вами сможем составить все слово целиком!

В зал входит ребенок с табличкой (буква «Б» )

Ведущий :

А вот и наша последняя буква! Ну что же, ребята, давайте внимательно послушаем стихотворение, и угадаем ее!

Буква «Б» :

Бэлла, Боря и Булат

Бублики весь день едят .

Бобик крутится у ног :

Бобик бублик съесть не смог.

Дети отвечают.

Ведущий :

Правильно, ребята. Вторая буква русского алфавита – буква «Б» , а в славянском алфавите она называется «БУКИ» .

Ну что же - все буквы мы с вам отгадали - остается теперь из них составить слово целиком.

Все буквы встают в ряд, дети с помощью ведущего составляют слово «Азбука» .

Звон колокольчика. Входит буква Глаголь.

Глаголь :

Здравствуйте! Я буква «Глаголь» .

Ведущий :

Какое у тебя красивое имя! А что оно означает?

Глаголить – значит говорить. Но, прежде чем говорить, надо хорошенько… подумать. В народе говорили : «Молвишь – не воротишь, и дорого бы дал за словечко, да не выкупишь» . Много пословиц сложено о пользе учения. Некоторые из них я вам сейчас зачитаю, а последнее слово в них вы назовете сами.

(Называет начало пословицы, ученики договаривают)

1. Аз, буки, веди, страшны как… медведи.

2. Что написано пером, не вырубишь… топором.

Звон колокольчика. Входит буква :

Добрый день ! Меня зовут «Добро» .

Какое у тебя доброе имя!

Доброта – лучшая черта характера человека.

Добрым быть совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта не пряник, не конфета.

Только надо очень добрым быть,

Чтоб в беде друг друга не забыть.

И народы будут жить дружней,

Если будем мы с тобой добрей.

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта как солнце светит,

Радуются взрослые и дети.

К нам из азбуки спешит новая гостья!

Звон колокольчика. Заходит буква :

Я буква «Люди» .

Люди вы в ладу живите,

Ласку и любовь несите.

Лучистое солнце не делим на части,

И вечную землю нельзя разделить.

Но искорку счастья

Ты можешь, ты должен,

Ты в силах друзьям подарить.

Дети поют Песню : «Вот что значит настоящий добрый друг….»

Звон колокольчика. Входит буква :

Здравствуйте! Меня зовут «Мыслите» .

Какая мудрая буква к нам явилась!

Я принесла вам загадки. Отгадайте их.

1) Семя плоско,

Поле гладко,

Кто умеет,

Тот и сеет,

Семя не всходит,

А плод приносит. (Бумага и написанные на ней слова.)

2) Носила меня мать,

Уронила меня мать,

Подняли меня люди,

Понесли в торг торговать,

Отрезали мне голову, стал я пить

И ясно говорить. (Гусиное перо) .

Наши предки писали гусиными перьями, очень редко лебедиными, а в одной рукописи упоминается перо павье – павлинье.

Гусиные перья подвергали особой обработке : втыкали на короткое время в песок или золу, а затем соскабливали ненужные перепонки.

3)Не куст, а с листочками.

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (Книга) .

Ведущий :

В старину книги писались от руки. Работа подвигалась медленно. На изготовление одной – единственной рукописи – книги уходило иногда пять – семь лет. Писец должен был обладать четким и красивым почерком. Каждая буква часто даже не писалась, а рисовалась.

Подбирались тщательно чернила, писали даже растворенным золотом или серебром. Начальную строку новой главы выделяли красными чернилами, отсюда и пошло выражение – начать с красной строки.

Переписанные листы украшали рисунками, одевали в переплеты из деревянных досок, обтянутых кожей. На обложках помещали драгоценные камни, золотые или серебряные застежки. В старину любили говорить : «Книжное слово в жемчугах ходит» . Такая книга стоила больших денег.

Есть буквы шипящие,

Есть буквы свистящие,

И только одна из них –

Буква рычащая.

Звенит колокольчик. Входит буква.

Здравствуйте! Я - буква "Рцы".

Недаром я собой горжусь,

Ведь - я начало слова "Русь".

Спасибо вам, буквы, что учите нас красоте, доброте, мудрости.

Гимн “Слава вам , братья, славян просветители” .

(муз. М. П. Розейнгейма, слова В. И. Главача) .

Слава Вам , братья, славян просветители ,

Церкви Славянской Святые Отцы !

Слава Вам , правды Христовой учители,

Слава Вам , грамоты нашей творцы! / 2 раза

Будьте ж славянству звеном единения ,

Братья святые : Мефодий, Кирилл!

Да осенит его дух примирения

Вашей молитвой пред Господом сил! / 2 раза

Ведущий :

43 буквы-сестрицы смотрят на нас и приглашают к дальнейшему знакомству. Но это будет в следующий раз. А теперь встречайте современную русскую азбуку.

Звучит музыка.

Выходит русский алфавит.

Русский язык.

Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех,

Он певуч,

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч.

Он – язык луны и планет,

Наших спутников и ракет,

На совете за круглым столом

Разговаривайте на нём :

Недвусмысленный и прямой,

Он подобен правде самой.

Ведущий :

Мы Отчизне верно служим,

Ты - один из сыновей.

Так расти, чтоб ты был нужен,

Дорог Родине своей!

Ждет тебя за труд награда -

Цель прекрасная вдали,

Но оглядываться надо

На пути, что мы прошли.

Ничего нет лучше, краше

Милой Родины твоей!

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней!

Вспоминай их добрым словом -

Слава им , борцам суровым,

Слава нашей стороне !

Слава русской старине !

24.05.2017 | 19:55

Сегодня в России и еще в двенадцати странах мира отмечается День славянской письменности и культуры. Он приурочен ко дню памяти святых Кирилла и Мефодия. Главные торжества развернулись в российской столице. Утром Патриарх Московский и всея Руси отслужил литургию в храме Христа Спасителя. А после открыл вместе с заместителем председателя правительства России Ольгой Голодец праздничный концерт на Красной площади. Репортаж Ольги Ениной.

На сцене - большой сводный хор. На Красной площади зазвучал пасхальный тропарь «Христос Воскресе» в исполнении почти тысячи двухсот человек – представителей ведущих академических и хоровых коллективов страны.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил, что День славянской письменности и культуры неразрывно связан с именами святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

«Если бы они не создали славянскую азбуку, если бы не перевели священные тексты на славянский язык, то трудно было бы прогнозировать развитие славянских народов», − отметил Патриарх Кирилл.

На государственном уровне в нашей стране День славянской письменности и культуры впервые отпраздновали в 1863 году. Возродили его более чем столетие спустя. «Мы продолжаем замечательную традицию - собираться на главных площадях городов и поселков и отмечать этот день праздником хорового пения. Наша письменность, наш язык песня это то, что скрепляет нас, это основа нашей культуры», − рассказала заместитель председателя правительства РФ Ольга Голодец.

В программе - музыка духовная, академическая, популярная: сочинения Кастальского, Чайковского, Прокофьева, Свиридова. «Мы поем, как всегда, духовную музыку и много песен, дети у нас поют, и мы пригласили, конечно, известных солистов», - рассказал дирижер, народный артист России Лев Конторович.

Ведущий солист «Новой оперы» Василий Ладюк, к примеру, исполнил на концерте сочинение композитора Александры Пахмутовой «Русский вальс». Сама Александра Николаевна тоже вышла на сцену. Вместе с солисткой Большого театра Екатериной Морозовой исполнила свою песню «Нежность», которую посвятила памяти художественного руководителя концерта всех предыдущих лет, главного военного дирижера Валерия Халилова.

«Это человек, который отдавался музыке, ее проблемам со всей широтой своей души. Он был хороший, добрый. Его уход - это большая потеря и для нашего искусства, и для нашей армии», − соболезнует композитор, народная артистка СССР Александра Пахмутова.

Все, кто был в это время на Красной площади, словно в один голос, спели прославленные «Катюшу», «Калинку», «Марш высотников».

По сложившейся традиции в День славянской письменности и культуры поет вся страна от Калининграда до Владивостока – включения из разных городов выводят на эти экраны на Красной площади. В этом году к этой традиции присоединилось еще одно славянское государство – Болгария. В Софии исполнили гимн в честь Кирилла и Мефодия.

Духовное единство, сплочение славянских народов, почитание великого культурного наследия - основная идея праздника. Дня, когда не только прославляются учителя словенские и их наследие, но и можно прочувствовать насколько масштабен и разнообразен славянский мир и его культура.

(Мальчик Ваня разглядывает старославянский буквы, любуется ими.)

— О, какие буквы дивные!

Красивые, видно старинные!

Были они когда-то важны,

Теперь уже никому не нужны.

(Под звуки танцевальной музыки вбегают буквы, У детей короны с буквами кириллицы.)

Ваня: (удивлённо) Вы кто?

Буквы:

Я — буква ИЖИЦА.

Я — ЮС МАЛЫЙ

Ваня: Вы красивы и веет от вас стариной, но наш алфавит стал иной, мне очень жаль и скорбно весьма, что из нашего вы исчезли письма.

Буквы:

1. Что значит исчезли?
Что мы не важны,

А старые вещи вам не нужны?

2. Керосиновая лампа — это тоже старьё,
Но ты не выбросил её.

Ваня: Это ещё бабушкина мама при свете этой лампы прадедушке писала письма на фронт.

Эти вещи стали редкость,

Это память о наших предках.

4. Ну и мы такая же память,

Нас нельзя забыть и нельзя оставить,

Нас Пушкин, Лермонтов писал,

Мы светом грамоты их путь освещали.

5. Мы в старинных книгах живём.

И не только видом красивы.

Православный дух храним

На страже церкви нашей будем.

1. Священное писание Библия — это Книги Ветхого и Нового Завета.

В них указано, как жить. Что значит православным христианином быть.

(Уходят).

Ваня: Проходят времена, меняется человек.

Иной облик придаёт ему век.

Но жив православный народный дух

Благодаря деянию двух

Братьев славянских — Кирилла и Мефодия,

Память, о которых вечно в народе.

Сила деяния Кирилла и Мефодия,

Велика и бессмертна, как родной язык.

Язык наш славен и велик!

Храни родную речь!

Язык любви сердца целит.

Тебе его беречь!

Не нужен будет никому

Не любящий Христа

Покуда жив, служи ему

В любви душа чиста.

Пути людей сольёт Христос

Перед своим судом.

Ступай за Богом во весь рай

За светом и теплом.

(Исполняется Гимн Святым Кириллу и Мефодию).

Слава вам, братья, славян просветители,

Церкви Славянской святые отцы!

Слава вам, правды Христовой учителя,

Все: Слава вам, грамоты нашей творцы!

Будьте ж славянству звеном единения.

Братья святые: Мефодий, Кирилл!

Да осенит его дух примирения

Вашей молитвой пред Господом сил!

Все : Вашей молитвой пред Господом сил!

Ведущий 1: 24 мая церковь празднует День памяти славянских учителей, равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Эти святые издавна считались покровителями «книжных людей» и учащихся.

Ведущий 2 : С 1987 года в нашей стране к этому празднику стали приурочиваться Дни славянской письменности и культуры. Но это не только сегодняшняя традиция, и 100 лет назад в русских школах этот праздник отмечался особо торжественно, ведь заканчивался очередной учебный год.

Ведущий : Дорогие ребята, учителя!

К вам с пастырским словом обращается настоятель нашей церкви Иконы Божией Матери «Спорительница Хлебов» протоиерею Виктору.

Презентация.

На фоне показа слайдов ведущие читают слова.

Ведущий: Церковный календарь сохранил точные сведения о дне кончины каждого из братьев. Святой Кирилл скончался 14 февраля (27 февраля по н. ст.) 869 года, а Мефодий 6 апреля (19 апреля по н. ст.) 885 года.

Почему же общая церковная память святых Кирилла и Мефодия празднуется 11 мая по православному церковному календарю (24 мая по н. ст.)? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить о православной традиции Византии, ведь святые братья были византийскими православными миссионерами.

Ведущий : 11 мая 330 года — день рождения и освящения Константинополя — нового Рима, с этого дня начался отсчет византийской истории, и потому этот день навсегда вписан в историю византийской культуры. Святые Кирилл и Мефодий – выдающиеся представители византийской православной культуры — послужили рождению славянской православной культуры, и потому их общая церковная память (главный церковный праздник в их честь) совершается 24 мая по новому стилю.

Ведущий: В 1885 году исполнилось 1000 лет со дня кончины святого Мефодия. Святейший Синод Русской Православной Церкви к этой дате разослал по всей России особое праздничное Послание, в котором говорилось о великом подвиге первоучителей славянских народов.

Петр Ильич Чайковский написал гимн в честь святых Кирилла и Мефодия.

Ведущий: С 1901 года по указанию Святейшего Синода Русской Православной Церкви 24 мая становится для многих учебных заведений России праздничным днем. К этому дню во многих школах заканчивались учебные занятия, служились торжественные молебны и проводились праздничные концерты и вечера.

Ведущий: После революции 1917 года память о Кирилле и Мефодии хранила лишь Церковь и русские слависты, занимавшиеся изучением кирилло-мефодиевского научного наследия. Почти незаметно для широкой общественности прошли две знаменательные юбилейные даты XX века: в 1969 г оду — 1100 лет со дня кончины святого Кирилла , а в 1985 году — 1100- летие со дня кончины святого Мефодия.

Ведущий: Однако в следующем, 1986 году в северном русском городе Мурманске любителями родной старины был организован праздник в День славянской письменности и культуры.

В 1987 году эстафету этого праздника подхватила Вологда, а в 1988
году, когда весь православный мир отмечал 1000- летие крещения Руси, центром празднования Дня славянской письменности и культуры стал Новгород. Сюда приехали многие выдающиеся писатели и другие деятели отечественной культуры, чтобы в День памяти святых Кирилла и Мефодия вспомнить истоки родной письменности и культуры.

Ведущий: Начиная с 1992 года, празднование Дня славянской письменности и культуры приобретает государственный характер. В этом году в Москве на Славянской площади был сооружен памятник Святым братьям. Вот уже несколько лет 24 мая к этому памятнику направляются крестные ходы из московских храмов, а Святейший патриарх Московский и всея Руси совершает праздничный молебен в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Обнимись со мной, славянский брат,

Помянуть с тобой я вместе рад

День, когда покинул мир земной

Просветитель наш, Кирилл святой.

К брату Мефодию у скалы Петровой

Так вещал он, смерть принять готовый:

«Брат, Мефодий, сострадальник мой,

Ты последний час мой упокой.

Возвратись к славянским ты сынам,

Возрасти Христову ниву там,

Чтобы веры плод возрос, созрел,

Чтоб славянский род свет правды зрел.

Я ж в небесах буду Господу молиться,

Чтоб им в вере дал Он утвердиться.

И Господь благословит наш труд,

Все славяне ко Христу придут».

Жили на свете Кирилл и Мефодий.

Два византийских монаха и вдруг

(Нет, не легенда, не миф, не пародия),

Кто-то из них и задумался: «Друг!

Сколько славян без Христа безъязычных!

Надо создать для славян алфавит…

Как Прометей, зажжём эту спичку –

Всё выполнимо, а это — болит!

«А» — это «аз» тебе!

«Б» — это «буки»

«Азбука»: из сочетаний — язык,

Трудное слово славянское: «Други!»

Произнеси-ка! Ну, вот и привык!»

Так и возникло понятье «кириллица».

Перевели по-славянски Псалтирь.

Всё развивается, видится, ширится.

Пишем по-русски мы: «Родина», «Мир».

Вот и Москва. И любуемся, бродим.

«Площадь Славянская», память, цветы.

Вечная слава! Кирилла с Мефодием

Церковь причислила к лику святых.

До Кирилла и Мефодия у славян не было единой письменности. Кирилл и Мефодий создали первый славянский алфавит. Они написали и перевели евангельские притчи, проповеди, апостольские послания и богослужебные тексты, просвещали славян в Моравии.

Жизнь славянских братьев была служением славянской культуре. Братья

Константин (после принятия монашества — Кирилл) и Мефодий родились в византийском городе Солуни в семье военачальника.

Кирилл освоил греческий и арабский языки и прославился своей учёностью. После Солуни Кирилл продолжил учение в Константинополе. Окончив курс наук, Кирилл стал патриаршим библиотекарем, затем преподавал в университете философию.

По поручению византийского императора Михаила 3 Константина — Кирилл приступил к созданию славянской азбуки. Но создание письменности -непосильная задача для одного человека. Поэтому Кирилл отправился в монастырь к своему старшему брату Мефодию . Брат Мефодий был самым близким его единомышленником. Подобно отцу, Мефодий посвятил свою жизнь военной службе. Он был честным и прямодушным человеком, нетерпимым к несправедливости. Мефодий ушёл с военной службы и удалился в монастырь. Независимость была ему дороже богатства и славы. Мефодия увлекла идея создания письменности для славян, предложенная ему младшим братом.

После создания азбуки, братья приступили к переводу церковных книг на язык славян. Они работали с раннего утра, едва рассветало, и кончали поздно, когда уже рябило в глазах от усталости. А когда первые книги были переведены с греческого языка на славянский, они с просветительской миссией направились в Моравию. Деятельность братьев быстро вышла за пределы, указанные им византийским императором. Кирилл и Мефодий усердно просвещали славян, обучали людей грамоте, основывали новые церкви и школы.

А всё же до жалости редко,
Среди почитаемых книг

Мы ищем язык наших предков —

Для нас неудобный язык.

Пускай не во всем он понятен

И мудрым ученым, порой

И белых в нём более пятен,

Чем даже на карте земной.

Но вслушайтесь в давнюю эту

Эпоху, за каждой строкой.

В словах легковесности нету.

Густой, непрозрачный и вязкий,

Тяжёлый, как сотовый мёд!

Как капли его золотые,

Живут и сейчас в языке

Слова налитые, густые,

Хоть каждое взвесь на руке.

Они веселы и суровы.

До наших времён донесли

Значительность каждого слова

В начале Российской земли

В течение трёх лет Кирилл и Мефодий трудились в Моравии. Они воспитали немало учеников, которые внесли большой вклад в историю славянской письменности и культуры. После смерти великих братьев их ученики претерпели гонения. Папа римский запретил изучение славянского языка. Дело Кирилла и Мефодия, несмотря на упорную и длительную борьбу в течение многих лет, потерпело неудачу у западных славян, но зато прочно утвердилось в Болгарии, а оттуда было перенесено в Сербию, Румынию и на Русь.

Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Его создатели постарались, чтобы каждая буква первой русской азбуки была простой и чёткой, лёгкой для письма. Они помнили о том, что буквы должны быть и красивыми, чтобы человек, едва увидевший их, сразу захотел овладеть письмом. Алфавит Кирилла и Мефодия поражает нас простотой и удобством.

Сейчас наша азбука, составленная Кириллом и Мефодием, является самой простой и удобной. Она содержит оптимальное количество букв — 33. Европейские народы, которые не составили для себя алфавита, а взяли латинский, до сих пор страдают от неудобств. Наша азбука удивительна! И каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и хранить в своей памяти имена первых славянских просветителей — братьев Кирилла и Мефодия.

Ведущий: День славянской письменности и культуры — это праздник просвещения, праздник родного слова, родной книги, родной литературы, родной культуры.

Ведущий: Каждый год какой-либо новый город становится центром этого празднования. К нему приурочиваются научные конференции и семинары по проблемам славянской письменности, организуются книжные выставки и концерты, в школах проводятся уроки, посвященные памяти просветителей славян — Кирилла и Мефодия.

Ведущий: И сегодня свой творческий концерт «Вот и закончился год наш учебный» мы посвящаем этой великой дате – празднику славянской письменности и культуры.

По страницам Великой книги

Ко Дню славянской письменности и культуры.

Действующие лица: Б и б л и о т е к а р ь, Д е в о ч к и, Г р а м м а т и к а.
Сцена оформлена как волшебная библиотека. В центре находится большая книга «История славянской письменности».

Звучит музыка. Выходит Библиотекарь. Музыка становится тише.

Библиотекарь (зрителям) . Добрый день! Я хочу вам представить мое самое любимое место на свете. Как вы думаете, где мы находимся?

После ответа «В библиотеке» звучит фонограмма шелеста страниц.

Слышите, это шуршат страницы! Здесь много-много книг, которые мы с удовольствием читаем. Трудно даже себе представить, каким было бы человечество, не имеющее азбуки. А ведь когда-то люди жили без нее.

Звук шагов и детский смех, появляются Девочки.

Девочки. Здравствуйте!
Библиотекарь. Здравствуйте!
Девочки. У вас есть азбука?
Библиотекарь. Азбука? Вы не умеете читать?
Девочка 1. Что вы, умеем! Просто нам нужно все про азбуку узнать.
Девочка 2. Что это такое…
Девочка 1. Кто ее придумал…
Девочка 2. И какие бывают буквари.
Библиотекарь. Вот теперь все понятно. Я покажу вам самую интересную книгу в библиотеке. Это «История славянской письменности».

Подходят к книге. Музыкальный акцент на открытие книги. На первой странице написана дата «24 мая» и нарисованы славянские буквы.

Девочка 1. Что это за дата?
Библиотекарь. Каждый год весной к нам приходит праздник - День славянской письменности и культуры. Он одновременно юный и древний.
Девочка 2. Как это может быть?
Библиотекарь. Праздник славянской письменности в нашей стране стал отмечаться недавно. Но в этот день люди вспоминают создателей славянской грамоты. (Берет с полки книгу, читает.) В 863 году просвещенные братья Кирилл и Мефодий прибыли из Византии в земли славян, чтобы научить народ грамоте. (Передает книгу Девочке 1.)
Девочка 1 (читает) . Оба хорошо знали славянский язык… (Передает книгу Девочке 2.)
Девочка 2 (читает) . И придумали славянскую азбуку, отличную от греческой и латинской. Названа она была в честь одного из братьев - «кириллица».
Библиотекарь. Каждой букве было дано название: аз, буки, веди, глаголь, добро… А вот и они, славянские буквы!

Звучит русская музыка. На сцене появляются славянские Буквы. Танец Букв.

Вот какие буквы придумали братья славянам. (Переворачивает страницу, на которой написано «Славяне» и размещены русские и украинские орнаменты.)
Девочка 1. Интересно, кто такие славяне?
Девочка 2. Это наши предки.Библиотекарь. Совершенно верно! Восточные славяне - это предки современных русских, украинцев и белорусов. Все они говорили на одном древнерусском языке. Но постепенно время привело к разделению древнерусского языка на три новых: русский, украинский и белорусский. Они мало отличаются друг от друга. И сейчас мы это услышим.

Приветственные слова и поздравления с праздником на украинском языке. Блок номеров украинской тематики.

Девочка 1. Что же было дальше?
Девочка 2 (переворачивая страницу) . На этой странице нарисованы не буквы, а книга.
Библиотекарь. Много веков успешно развивалась славянская письменная культура после создания азбуки.
Девочка 1. Аз, буки - букв или азбуки-книги?

Музыкальный акцент на появление Грамматики.

Грамматика (появляясь) . Совершенно верно подмечено!
Девочка 2. Кто вы?
Грамматика. Я - Грамматика. Я появляюсь там, где без моей помощи не обойтись. Я вижу, вы в затруднительном положении. У слова «азбука» два значения. Во-первых, азбука - это набор букв, алфавит, а во-вторых, это книга, по которой изучают буквы.
Девочка 1. Все ясно. А кто же тогда придумал первую русскую азбуку-книгу?
Грамматика. Началом русского книгопечатания считается 1564 год. Русские мастера Иван Федоров и Петр Мстиславец напечатали первую книгу. А позже ими была издана первая российская печатная азбука. Она имела небольшой формат, содержала 79 страниц, включала алфавит, грамматику и материалы для чтения.
Девочка 1. А дальше?
Грамматика. Позже появился букварь, который издал Василий Бурцев. В нем впервые появились картинки. А в начале были написаны стихи. (Читает.) Сия зримая книжица,
По реченому алфавитица,
Напечатана бысть
По царскому велению.
Вам, малым детям, к научению.
Девочки. Здорово!
Библиотекарь. И учились по этому букварю ребятишки в русских городах и селах.

Выступление фольклорного коллектива с русскими народными песней и пляской.

Грамматика. В Белоруссии книгопечатание началось еще раньше. Франциск Скорина - белорусский просветитель, печатник - в 1519 году выпустил впервые на славянском языке «Псалтырь» и основал типографию.

Приветственные слова и поздравления с праздником на белорусском языке. Выступление фольклорного коллектива. Исполняются одна-две песни на белорусском языке.

Девочка 1. Можно мне теперь перевернуть страницу?
Библиотекарь. Конечно можно.
Девочка 2. На этой странице снова буквы. Но уже похожие на современные.
Девочка 1. Это они и есть. Вот, смотри!
(Читает.) Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся.
Девочка 2. Тридцать три? Но ведь в славянской азбуке их было гораздо больше!Библиотекарь. Все правильно! Раньше азбука состояла из 43 букв.
Грамматика. Реформу русской азбуки осуществил в 1708 году царь Петр I. К этому времени некоторые буквы устарели. Они существовали в алфавите только по традиции, но и без них можно было обойтись. Еще позже, в 1918 году, из русского алфавита ушли другие устаревшие буквы - ять, фита и ижица. Надобность в них отпала, потому что те же звуки изображались буквами - «е», «ф», «и».
Библиотекарь. И вот тогда-то осталось у нас тридцать три буквы, которые вы найдете в любом современном букваре или азбуке.