Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Работа, обязанности, инструкция концертмейстера. Концертмейстер - это что за профессия

Работа, обязанности, инструкция концертмейстера. Концертмейстер - это что за профессия

Концертмейстер и аккомпаниатор – самая распространенная профессия среди пианистов. По той причине, что хорошими признанными пианистами становятся далеко не все .

Тем ни менее профессия концертмейстера не менее творческая и интересная (концертмейстер это пианист, разучивающий партии с певцами, инструменталистами и аккомпанирующий им в концертах). К тому же, это может быть и прекрасной подработкой и просто хобби, потому что в некоторых местах работать можно всего лишь несколько часов в неделю, такова специфика этой профессии. Но без определенных способностей, конечно, не обойтись.

  • Елена Кострова: концертмейстер Музыкальной школы им. Осипова.

«Когда я играю, я слышу в основном мелодию, которой аккомпанирую, а не свой аккомпанемент. Многие после обучения на специальности фортепиано идут в концертмейстеры, но не многие понимают, что это профессия требует особого слуха и восприятия. Пианист играет, как он чувствует, а концертмейстер должен слышать мелодию, и воплотить в аккомпанементе весь замысел композитора и свое восприятие этой музыки, аккомпанемент должен иметь характер мелодии, нужно слышать внутри себя мелодию, потому что концертмейстер играет только аккомпанемент, и должен порой и подгонять солиста».

– это единственный музыкальный инструмент, игре на котором обучались и обучаются все профессиональные и непрофессиональные музыканты (будь то вокалист, дирижёр, скрипач, баянист и т.д.) и, помимо этого, студенты-инструменталисты предпочитают на практике в школе играть именно на фортепиано.

Многие опасаются, что найти работу концертмейстером проблематично, да и оплата не такая высокая. Да, что касается Москвы, в городе действительно очень много выпускников фортепианного факультета. Тем ни менее, те, кто выбирают эту профессию, как правило, любят свою работу и со временем достигают и высокого профессионализма, и отнюдь не низкой заработной платы. Концертмейстеры востребованы в современное время по той причине, что появляется много учебных негосударственных учреждений, кружков, клубов и театров.

  • Елена Костр ова. Концертмейстер Музыкальной школы им. Осипова .

«Конечно, если работать в государственных учреждениях зарплата зависит от ставки (ЕТС) и уровня образования, а также от категории. Но высшей категории даже сразу после консерватории не дают. Если концертмейстер играет очень хорошо, то он достаточно быстро может получить высшую категорию. На зарплату влияют и участие в конкурсах, наличие призовых мест и многое другое»

Заработная плата в негосударственных учреждениях различна. Если это известный театр или опера, то и зарплата соответственно высокая. Но туда не так легко устроится работать. С другой стороны эта профессия мобильна. Можно работать не каждый день и сразу в нескольких местах.
Певцы, работающие в штате российских театров, пользуются услугами концертмейстеров бесплатно. Но концертмейстеры могут заниматься с ними дополнительно за деньги.

Конечно, в начале карьеры зарабатывать много не получится. Если это работа в детских учреждениях, то, как правило, платят там не много, от 4 тысяч рублей в месяц при нагрузке несколько часов в неделю. В среднем зарплата варьируется от степени занятости, и доходит до 40 тыс. рублей в месяц, если работать в музыкальной школе и иметь высокую степень разряда, при полной нагрузке.

На Западе почасовая плата пианисту-концертмейстеру составляет в среднем 30-50 долларов, а порой и больше – и понятно, что за пару часов опера не выучивается.

Что такое, по сути, Концертмейстер? Концертмейстер – (нем. Konzertmeister) 1) музыкант, возглавляющий одну из струнных групп симфонического или оперного оркестра. 2) Пианист, разучивающий партии с певцами, инструменталистами и аккомпанирующий им в концертах. Концертмейстер учит выполнению "команд": начало мелодии – начало движения, окончание мелодии – окончание движения

Мастерство концертмейстера глубоко специфично. Оно требует от пианиста не только огромного артистизма, но и разносторонних музыкально-исполнительских дарований, владения ансамблевой техникой, знания основ певческого искусства, особенностей игры на различных инструментах, также отличного музыкального слуха, специальных музыкальных навыков по чтению и транспонированию различных партии. Концертмейстеру, как это ни странно, также важна интуиция. На первых порах эта способность играет главенствующую роль в работе концертмейстера, но, безусловно, без научно-обоснованных знаний в области музыкознания, музыкальной психологии, музыкальной педагогики достичь значимого результата невозможно.

Выбирая эту профессию, нужно обладать многими качествами, во-первых, очень любить выступать на сцене, особенно, если вы выбрали работу в театре, или в любом другом месте, где часто проводятся концерты и выступления. Во-вторых, любить общаться с людьми, или с детьми, если работаете в школе. У концертмейстера не должно быть боязни сцены. Обязательно такое умение, как схватывать на «лету» мелодии, склеивать пропущенные места, если вдруг солист пропустил какое-то место в пьесе. Если вы выбираете эту профессию, как основную, нужно быть готовым к тому, что, как правило, это означает быть на вторых ролях.

  • Елена Кострова: Концертмейстер Музыкальной школы им. Осипов а.

«Большинство людей либо не знают, что это такое, либо считают, что концертмейстеры мало что делают. Быть на втором плане и в тоже время усиленно трудиться, причём работать иногда приходится и все выходные, особенно если в понедельник концерт, нужно постоянно разыгрываться, разучивать произведения. Непрерывный труд, и минимум признания – вот что такое профессия концертмейстера».

С другой стороны, если работать в музыкальных школах, то почти всё лето свободно. А, работая с певцами, после приобретения опыта, можно обрасти собственными «клиентами», и ставить им голос, помогать распеваться. При работе в театрах это еще и постоянные гастроли, что может быть интересно для молодых специалистов.

Где обучают на концертмейстеров?

Получить образование по классу «Фортепиано» можно в консерватории и во всех музыкальных училищах и колледжах, в Академии им. Гнесиных, а также в Педагогическом Вузе и Институте Современного Искусства.

Чтобы повышать свой профессионализм необходимо не только много играть на концертах, но и участвовать или хотя бы присутствовать на конкурсах концертмейстеров. Это нужно для того, чтобы знать о стандартах, которые приняты в современное время.

В настоящее время в России стали проводиться конкурсы-фестивали концертмейстеров.

Например, Всероссийский оперный конкурс-фестиваль концертмейстеров "Диалог во имя цельности", Всероссийский конкурс концертмейстеров. Всероссийский конкурс юных концертмейстеров, в нём могут участвовать дети юные концертмейстеры до 18 лет.

А в 2003 году учреждена Региональная Общественная организация Гильдия пианистов-концертмейстеров. Гильдия занимается вопросами социального и творческого статуса профессии, организацией концертов, помощью в трудоустройстве, поддержкой конкурсов и фестивалей, проведением мастер-классов, лекций и открытых уроков в рамках «Школы концертмейстерского мастерства», с участием крупнейших российских и зарубежных специалистов. Вступить в неё может любой концертмейстер.

С 15 по 19 января в Академическом музыкальном колледже при Московской консерватории впервые прошла «Школа концертмейстерского мастерства», организованная Гильдией пианистов-концертмейстеров и ее руководителями Марией Баранкиной и Ольгой Бер. Насыщенная программа занятий включила в себя лекции и мастер-классы народного артиста Грузии, профессора Московской консерватории Важи Николаевича Чачавы (Вокальный цикл Р.Шумана «Любовь и жизнь женщины» и романсы Чайковского), доцента Государственного музыкально-педагогического института им.Ипполитова -Иванова и РАМ им.Гнесиных Марии Наумовны Бер; открытые уроки профессора Московской консерватории Марины Николаевны Белоусовой и доцента Российской академии музыки им.Гнесиных Елены Евсеевны Стриковской, посвященные вокальным произведениям Шуберта и Шумана. На занятиях, вызвавших значительный интерес, присутствовали концертмейстеры и педагоги учебных заведений Москвы, Московской области, городов России, российские и иностранные студенты. По окончании Школы, слушателям выдавались Свидетельства.

В концертном зале Рахманиновского общества состоялся мастер-класс доктора искусствоведения пианиста и дирижера Михаила Аркадьева при участии заслуженной артистки РФ, солистки «Геликон-оперы» Татьяны Куинджи (сопрано).
Тема:
Работа пианиста с фортепианными версиями вокально-симфонических циклов: Г.Малер. Kindertotenlieder. Д. Шостакович. Сюита на стихи Микеланджело.
Программа концерта: С.Рахманинов. Романсы Александр фон Цемлинский «Свадебная и другие песни».

Ноябрь – март 2004 г.: Гильдия провела серию мастер-классов «Работа концертмейстера в классах с различными специальностями» совместно с методическим кабинетом Московского комитета по культуре. Совместные акции с методическим кабинетом Министерства культуры РФ.

В каких сферах можно реализовать себя как профессионала после обучения?

Концертмейстер нужен буквально везде: и в классе в музыкальных школах – по всем специальностям (кроме собственно пианистов), и на концертной эстраде, и в хоровом коллективе, и в оперном театре, и в хореографии, и на преподавательском поприще (в классе концертмейстерского мастерства). Без концертмейстера и аккомпаниатора не обойдутся музыкальные и общеобразовательные школы, дворцы творчества, эстетические центры, детские клубы для малышей, детские сады, музыкальные и педагогические училища и вузы. Очевидно, что сфера деятельности весьма обширна .

Если верить статистике запросов русскоязычных пользователей Google, свою работу они ненавидят в четыре раза меньше, чем собственную мать, в два раза меньше, чем свою жизнь, и почти столько же раз, сколько свою внешность.

Обозреватель попытался разобраться в проблеме всеобщего неприятия рабочих будней и обратился за комментариями к психотерапевту Валерию Залескому.

Усталость и страх

Не зря говорят, что умственный труд утомляет куда больше, чем физический. Современные воротилы офисного бизнеса, вдоволь насидевшись за буковыми столами в кабинетах с кондиционерами, то и дело пытаются выбраться «на волю», чтобы хоть немного отвлечься от виртуальных переговоров и телефонных бесед.

«Уже несколько месяцев подряд не хочу работать. Довольно сильно. Настолько, что это уже сказывается на результате моей работы, а также на моем здоровье. Отпуск помогает мало – через 2–3 дня опять перестаю понимать, зачем я прихожу в этот офис. Менять работу сейчас боюсь, так как другую, скорее всего, найду такую же или хуже. Плюс там ещё добавится стресс от незнакомого коллектива и необходимости зарабатывать место под солнцем (здесь это, типа, уже есть). То есть, как я это вижу, – полный тупик. Очень хочется надеяться, что выход есть, только я его не вижу».

(Татьяна, бухгалтер)

Как правило, депрессирующие личности, при любом удобном моменте не брезгующие пожаловаться на свою работу, встречаются в рядах офисного планктона. Большинство мнений, выражаемых недовольными, сводятся к одному: я слишком много работаю и очень мало получаю.

Как отмечает В. Залесский, состояние неудовлетворенности ситуацией, связанной с рабочими отношениями, возникает у людей, работающих в сложной административной системе, например, в крупной компании, где у отдельно взятого работника может быть сразу несколько начальников.

Главной причиной постоянного недовольства своей работой, считает психотерапевт, является не физическое, а эмоциональное напряжение – от боязни не справиться с поставленной задачей до страха потерять работу.

Синдром офисного работника, о котором в последнее время говорят ничуть не меньше, чем о различных подвидах гриппа, может прогрессировать, приводя человека в состояние депрессии и даже отказа от выполнения возложенных на него трудовых обязанностей.

Психотерапевт советует всем монотонно трудящимся менеджерам среднего звена, изо дня в день перекладывающим пачки счетов, договоров и их факсовых копий со стола на стол, предельно внимательно отнестись к своим мыслям.

Обязательно необходимо минимизировать мрачные, грустные, а также волнующие думы – именно они, а не работа по перекладыванию бумаг, делают нас более раздражительными и недовольными.

Старайтесь релаксировать даже на годовом итоговом собрании акционеров в головном офисе компании. В конце концов, если вы не станете этим заниматься, это за вас будет делать кто-нибудь другой, правда, уже точно не в вашем присутствии.

Рутина-паутина

Казалось бы, утро начинается одинаково только в одном культовом месте – статистическом учреждении из не менее культового «Служебного романа». Однако, это не так.

Утра, дни и вечера отдельно взятых тружеников в рабочие будни похожи как две капли воды. Привычный маршрут от дома до работы, утренние приветствия с коллегами, просмотр почты и первая чашка чая на столе – все это происходит почти в каждом офисе в каждом городе с 8 до 9 утра. А далее по накатанной: звонки, письма, встречи, звонки, письма, встречи...

«Я ненавижу свою работу. Она не приносит абсолютно никакой пользы людям, только вред. Она – порождение бюрократии. Терплю только ради денег – а их платят выше среднего, потому что никто не хочет заниматься такой г*** работой, тем более с мозгами (а без мозгов здесь не обойтись). Вот и платят за то, что терплю...»

(Юлия, менеджер)

Справиться с ощущением того, что работа – лишь вынужденная необходимость для зарабатывания денег не так уж и легко, особенно если человек перестает верить в значимость и нужность своих трудовых действий, отмечает В. Залеский.

Однажды человек сталкивается с вопросами, ответить на которые самому себе он не в состоянии. Зачем я все это делаю? Есть ли от этого польза другим людям? Какова значимость моих действий по сравнению с другими?

По мнению психотерапевта, решение «рутинной» проблемы может быть найдено только в кардинальных переменах – повышении по служебной лестнице, горизонтального карьерного движения, а также смене места работы.

И хотя последний вариант, как правило, примеряется работниками лишь в крайнем случае, именно он может помочь отличить настоящую застоявшуюся рутину от банальной депрессии.

Слишком простая или сложная работа

На одном из женских форумов обозреватель случайно наткнулся на следующее сообщение:

«Самое ужасное, что делает мою работу невыносимой – это отсутствие работы! Объем работы очень маленький, его практически нет! Зато на меня, вместо моих обязанностей, как на самую «младшенькую», вешают всякие секретарские обязанности: это отксерь, это распечатай, это оформи красиво. Боже, как же это тяжело «работать», а точнее, просто отсиживать каждый день по 8 часов, ничего не делая! Притом, что человек я очень трудолюбивый, достаточно амбициозный, мечтаю о карьере, не глупый, предпочитающий лучше перерабатывать и возвращаться поздно домой, чем вот так сидеть, тупо смотря в стенку. Как следствие такой «отсидки», чувствую, что начинаю забывать пройденное в вузе. Думаю уже уволиться в никуда, но сейчас кризис, да и опыт работы очень маленький – боюсь вообще остаться не у дел».

Несоответствие способностей человека возложенным на него функциям напрямую связано с ощущениями разочарования и нереализованности своих возможностей, считает В. Залеский.

Рано или поздно к меньшему объему работы человек привыкает, хотя и трудно переживая наличие невысвобожденной энергии, которую он мог бы потратить на решение рабочих задач.

Однако дисбаланс между желанием выполнять тот кусок работы, который ему «по зубам», может привести и к гораздо худшим последствиям – депрессии, возникновению ощущения недоверия со стороны руководства, которое якобы не хочет давать работнику ответственную задачу, потере квалификации.

Как считает В. Залеский, решение надуманных проблем, связанных с недостатком или переизбытком работы, лежит в плоскости отношений работника и его собственного «Я». Трезво оценивайте свои возможности по выполнению той или иной задачи. Чувствуете в себе дополнительные силы – инициируйте новые цели и задачи, предлагайте их своим коллегам и начальству. Под лежачий камень вода самореализации явно не потечет.

Любимые коллеги

Еще один излюбленный мотив нелюбви к своей работе – недовольство рабочим коллективом.

Коллеги могут «выводить» по разным поводам: от шуршания пакетиками во время бизнес-встречи до неадекватного поведения и несоблюдения субординации.

К сожалению, современная система подбора персонала, в первую очередь, делает акцент на профессиональных качествах работника, а не на его богатом духовном мире. Именно поэтому у вас всегда есть шанс оказаться застенчивым работящим тихоней-изгоем в обществе хамоватых бездельников, сговорившихся против вас. И где тут быть работе в радость?!

Положительный микроклимат в коллективе – залог успешной работы компании в макросреде, считает В. Залеский. Однако решение личностных проблем работника – не первостепенная задача руководства организации. Именно поэтому зачастую человек, который не может справиться с давлением остальных работников, уходит из компании.

Как правило, решение проблемы отдается на откуп самому работнику, который находится в ситуации морального выбора: наплевать на всех и продолжать работать, потому что работа – это главное, либо бросить все, потому что без нормальных коммуникаций с другими сотрудниками работать просто невозможно.

В этой ситуации психотерапевт советует не «рубить с плеча», а грамотно взвесить все за и против. Если по каким-либо причинам установление положительного микроклимата невозможно, стоит хорошо проанализировать, какой ущерб могут приносить натянутые отношения с коллегами лично вам.

В некоторых ситуация, отмечает психотерапевт, приходится идти на сделки с собственной совестью, ведь страх не найти достойную работу нынче ощущается намного острее, чем порог инстинкта самосохранения.

А какие мысли посещают вас, когда вы думаете о своей работе? Любите ли вы свое дело, и приносит ли вам оно не только пользу, но и удовольствие? Делитесь своим мнением в комментариях! Особо «тяжелые» случаи мы готовы обсудить на консультации у психотерапевта и подробнее рассказать о них в следующих материалах.

О работе концертмейстера /Ред.-сост. М. Смирнов. - М.: Музыка, 1974.

Содержание:
От составителя
Л. Живов. Работа в концертмейстерском классе над пушкинскими романсами Глинки.
Т. Петрушевская-Руденко. Работа концертмейстера над камерными вокальными произведениями Мусоргского.
С. Величко. Об исполнении романсов Мясковского.
Т. Чернышева. Романсы Свиридова в репертуаре концертмейстера.
В. Подольская. Развитие навыков аккомпанемента с листа.
К. Виноградов. О работе оперного концертмейстера.
Е. Брюхачёва. Аранжировка трудноисполнимых мест клавира оперы "Евгений Онегин"

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ
Искусству аккомпанемента до настоящего времени посвящено всего лишь несколько статей, а также отдельных высказываний крупных музыкантов - композиторов, пианистов, дирижеров. Еще меньше литературы по методике преподавания этого учебного предмета (следует упомянуть удачные опыты И. Крючкова, О. Рафалович и Е. Шендеровича). Между тем множество пианистов - выпускников консерваторий и музыкальных училищ нашей страны ежегодно приступает к практической деятельности концертмейстеров, и у них возникает немало затруднений, вопросов, сомнений. Вот почему кафедра концертмейстерского мастерства Московскойконсерватории подготовила за последние годы ряд методических исследований, часть из которых и составила содержание данного сборника.

Авторов статей объединяет понимание искусства аккомпанемента как такого ансамбля, в котором фортепиано принадлежит огромная, отнюдь не подсобная роль, далеко не исчерпывающаяся чисто служебными функциями гармонической я ритмической поддержки партнера. Нет, оба музыканта, и солист и пианист, в художественном смысле становятся равноправными членами единого, целостного музыкального организма. Об этом можно было бы и не упоминать, если бы не бытующая до сих пор иная точка зрения. К сожалению, подчас мы еще сталкиваемся с явной недооценкой важности роли концертмейстера, необходимости ощущения и оценки ансамбля как нерасторжимого художественного комплекса. Разве не об этом свидетельствуют, например, такие факты, когда по радио или телевидению называют лишь фамилии солистов? Не дезориентируют ли подобные явления слушателей, вместо того чтобы направить их внимание на восприятие общей, неразрывной звуковой картины? Не происходит ли отсюда и снижение художественного уровня исполнения в некоторых филармонических концертах и на экзаменах в учебных заведениях? Нам кажется, правильнее было бы ставить вопрос не об аккомпанементе (то есть о каком-то все же подыгрывании солисту), а о создании вокального или инструментального ансамбля. Вести занятия в классе концертмейстерского мастерства именно с этих позиций - творческая задача педагогов.-
Мастерство концертмейстера глубоко специфично. Оно требует от пианиста не только огромного артистизма, но и разносторонних музыкально-исполнительских дарований, а также досконального знакомства с различными певческими голосами, с особенностями игры на всевозможных инструментах, с оперной партитурой.
Концертмейстеру предстоит сделаться не только пианистом: он как бы и певец, скрипач, тромбонист, ударник, он и дирижер оперного оркестра или хора. Пианист обязан не просто знать кроме своей и сольную партию; хорошо аккомпанировать он может лишь тогда, когда все его внимание устремлено на солиста, когда он повторяет «про себя» вместе с ним каждый звук, каждое слово и еще лучше - предчувствует, заранее предвкушает то, что будет делить партнер. Чувствовать себя исполнителем сольной партии - необходимое условие в процессе работы над произведением с певцом или инструменталистом.
Деятельность молодого музыканта при овладении камерным репертуаром рассматривается в статьях сборника: «Работа в концертмейстерском классе над пушкинскими романсами Глинки» доцента Л. М. Живова, «Работа концертмейстера над камерными вокальными произведениями Мусоргского» доцента Т. Д. Петрушевской, «Романсы Свиридова в репертуаре концертмейстера» Т. С. Чернышевой, «Об исполнении романсов Мясковского» С. Н. Величко.
Какова методическая направленность этой группы статей? Авторы ставят своей задачей помочь работе молодого концертмейстера (и педагога) над воплощением художественных образов произведений, наметить возможные варианты их исполнительских трактовок, способствовать углубленному пониманию идейного и философского смысла творчества тех или иных композиторов. Исполнительский анализ романсов и песен помогает полнее проникнуться своеобразием творческого почерка автора. В ходе рассмотрения вокальных сочинений внимание читателя обращается на их содержание, композиционную структуру и характер фактуры, особенности поэтического текста, связь слова и звука, специфичность партии певца. Предметом специальной заботы авторов статей служат проблемы соотношения вокальной и фортепианной партий, слияния их в едином художественном синтезе, стремления к максимальному выявлению всех элементов аккомпанемента для создания гармонически целостного музыкального образа.
<...>
При подготовке молодых концертмейстеров следует уделить особое внимание развитию навыков чтения нот с листа. Общепризнано, что нельзя стать профессиональным концертмейстером, не обладая подобными навыками. С этим, думается, связаны многие проблемы формирования исполнителя: раскрытие его индивидуальности, расширение кругозора, способность к самостоятельному труду, подготовка к будущей педагогической работе и т. д. Вопросы чтения с листа приобретают сегодня особо острое, истинно драматическое звучание - и отнюдь не для одних аккомпаниаторов. -Отсутствие у подавляющего большинства студентов этих необходимых умений - тревожный симптом слабого интереса молодых пианистов к музыкальному искусству в широком плане, а часто и показатель их низкого профессионального уровня. Обилие звуковоспроизводящих средств рождает опасность пассивного восприятия музыки - изучения ее только на слух. Истинное же знание литературы возможно лишь там, где студент самостоятельно проигрывает произведение за инструментом. Наконец, трудно сделаться и подлинным педагогом, если не владеешь большим и разнообразным репертуаром. А этого нельзя достичь без относительно свободного, беглого чтения нот. Отсюда ясно, чтo перечисляемые «больные» вопросы должны волновать всех педагогов школ, училищ и вузов, в том числе и преподавателей специальности (если они хотят видеть своих Питомцев образованными, самостоятельно мыслящими музыкантами).
Нередко приходится слышать весьма странное мнение, будто бы способность читать с листа и транспонировать представляет собой исключительно врожденный дар природное свойство личности. Вряд ли с этим можно согласисться. Учебная практика категорически отметает подобный взгляд. Проводимая за последние годы на фортепианном факультете Московской консерватории работа по развитию этих навыков, регулярная проверка их на экзаменах и зачетных вечерах свидетельствуют о том, что при соответствующей направленности и организации дела данные способности можно успешно культивировать. Отсюда встает проблема всемерных поисков и разработки соответствующей методики обучения и тренировки. Студенты консерватории находятся в трудных условиях. Их, как правило, слишком мало готовят в этой области до пуза. Чтением с листа занимаются обычно только в начальных классах школы, а затем, по мере того как разучиваемые пьесы становятся длиннее и сложнее, ату работу прекращают. Практики в концертмейстерских классах училищ явно недостаточно. Традиции игры в четыре руки, проигрывания произведений перед прослушиванием их в концерте (столь драгоценные!) почти забыты. Всем педагогам ясно, что нужны срочные радикальные меры. Введение серьезной проверки по, чтению с листа на вступительных и выпускных экзаменах в училищах и вузах (с обязательным учетом ее при выставлении оценки по специальности), усиление внимания к этому в классах камерного ансамбля, а может быть, даже и включение чтения с листа в учебные планы в качестве самостоятельного предмета - эти и другие мероприятия могли бы стать эффективным средством улучшения воспитания пианистов.
Методика обучения чтению с листа связана с развитием не только внутреннего слуха, но и музыкального сознания, аналитических способностей. Важно быстро понять художественный смысл произведения, уловить самое характерное в его содержании, внутреннюю линию раскрытия музыкального образа; необходимо хорошо ориентироваться в форме, гармонической и метроритмической структуре сочинения, уметь отделить главное от второстепенного в любом материале. Тогда открывается возможность читать текст не «нота за.нотой», а суммарно, крупными звуковыми комплексами, так же, как протекает и процесс чтения словесного текста. Такое явление в психологии называется целостным или синтетическим восприятием,- Грамотный человек читает книгу или газету не по буквам и даже не по слогам, а охватывает слова (иногда даже группы слов) по их очертаниям, часто по началу слова, догадываясь о его смысле, о том или ином фразеологическом обороте. (Это, кстати, доказывается хотя бы тем, что, читая, мы порой не замечаем опечаток в тексте). И при чтении с листа музыкального произведения чрезвычайно существенно умение упрощать текст, избирая самое необходимое. Трудно бывает тем пианистам, которые судорожно цепляются за все ноты, безнадежно пытаясь исполнить всю фактуру. Решающим условием успеха, повторяем, является способность расчленять фортепианную фактуру, оставляя лишь самую минимальную основу фортепианной партии, быстро и четко представлять себе главные изменения в пьесе - характера, тональности, ритма, динамики, фактуры и т.д. «Максимум музыки и минимум нот», - говорят все опытные пианисты.
Так же обстоит дело и при транспонировании. Прежде чем начать транспонировать, необходимо отчетливо представить себе звучание произведения (хотя бы в исходной тональности), внутреннюю логическую схему его развития, линию мелодико-гармонического движения. Важно мысленно «очутиться» в новой тональности, хорошо знать, как строятся в ней основные аккорды. И, может быть, самое ценное - опять-таки видеть и слышать не отдельные изолированные звуки, а их комплексы, гармонический" смысл, функцию аккордов. Значительно облегчает транспонирование, так же, как и чтение, способность следить в первую очередь за вокальной строчкой и одновременно за движением баса (нижнего голоса фортепианной партии). Так, между прочим, читал за фортепиано партитуры Дворжак: следил за мелодией и басом оркестровой фактуры, а о средних голосах догадывался. Этим приемом можно ускорить приближение желанной цели и концертмейстеру: «схватывать» сразу все четыре (считая словесную) строчки партий солиста и фортепиано. Определять гармонию проще, начиная от баса. Подобный анализ поможет и транспонированию при помощи замены ключей, то есть при автоматическом перенесении всех звуков ткани на определенный интервал вниз и вверх. Несомненно, что быстрота ориентировки достигается скорее теми, кто любит и умеет подбирать по слуху, импровизировать. Им легче предвидеть ход музыкального развития, догадаться о тех элементах фактуры, которые они не успели заметить и осознать.
Один из центральных аспектов сложной проблемы чтения с листа - координация исполнителем внутренних слуховых представлений и пианистических движений. Бесспорно, что проанализировать текст еще недостаточно для хорошего исполнения. Нужно уметь и пианистически реализовать свои замыслы. А для этого необходимо вырабатывать свободу ориентировки в клавиатуре, в различных типах техники, аппликатуры. Только при полной мобилизации всех творческих способностей пианиста будет успешно проходить процесс чтения с листа.
Данному кругу вопросов посвящена статья и. о, доцента В. В. Подольской «Развитие навыков аккомпанемента с листа». Автор предлагает один из интересных, методически содержательных путей обучения этому важнейшему искусству: тренировка пианиста на трудных упражнениях, по ее мнению, закаляет нервную систему, ликвидирует «рефлекс трусости», особо активизирует внимание. Вспомним применительно к этому знаменитый девиз Суворова: «Тяжело в учении - легко в бою».
<..>
Таким образом, в сборнике идет речь о весьма существенных, но далеко не исчерпывающих проблему подготовки молодого концертмейстера вопросах. Неисследованными остались многие ее аспекты. Методика развития навыков транспозиции, специфика труда концертмейстера в различных инструментальных классах музыкального вуза, особенности инструментального аккомпанемента (в частности, работы над концертами), организация концертмейстерской практики студентов -г- таковы некоторые темы дальнейших исследований кафедры.
Авторы не рассматривали свои рекомендации по тем или иным вопросам в качестве незыблемых и единственно правильных: в каждом случае указывается лишь один из многих возможных путей овладения сложным мастерством концертмейстера. Мы надеемся, что настоящий сборник будет способствовать и столь недостающему всем нам, педагогам, обмену опытом, теоретическими соображениями по этой, еще мало исследованной, области музыкального искусства.

Концертмейстер главной группы симфонического оркестра — группы первых скрипок — считается концертмейстером всего оркестра. Это положение очень ответственное и почетное. Концертмейстер — первый помощник дирижера, его правая рука. Обычно, когда после исполнения какого-то произведения дирижеру аплодирует публика, он, деля свой успех со всем оркестром, обращается к концертмейстеру отдельно, пожимает ему руку, благодаря за помощь. Бывают случаи, когда концертмейстер оркестра даже заменяет внезапно заболевшего дирижера за пультом.

Концертмейстером называют также музыканта, исполняющего сопровождение, аккомпанемент солисту. Главное качество концертмейстера — общая музыкальная одаренность. Она, в свою очередь, предполагает наличие музыкального слуха, чувства ритма, артистизма, образного мышления, фантазии, способности отделять существенное от менее важного. Мобильность, скорость, активность — также очень важные качества для профессиональной деятельности концертмейстера. Представим такую ситуацию. Сцена, идёт концерт, вдруг солист забывает или путает музыкальный текст. Задача концертмейстера вовремя подхватить солиста и довести произведение до конца. Остановка игры концертмейстера равносильно провалу выступления.

Работа концертмейстера — нечто большее, чем просто игра по нотам. Он помогает солистам разучивать их партии, контролирует качество их исполнения. При возникновении трудностей подсказывает, исправляет недостатки. Следовательно, концертмейстер не просто музыкант, но и организатор, педагог и психолог.

Где требуется концертмейстер?

Среди пианистов эта профессия самая распространенная. Без работы специалисты не останутся. Высшие учебные заведения, общеобразовательные и музыкальные школы, дворцы детского творчества, центры досуга — везде необходимы квалифицированные работники данной области. В учебных заведениях музыкального профиля в концертмейстере нуждаются на занятиях по всем специальностям. Концертную эстраду, хоровые коллективы, занятия хореографии, выступления и репетиции солистов оперы также сложно представить без «маэстро». Несмотря на это, среди музыкантов существует некий стереотип концертмейстера. Игра «под солистом» и по нотам якобы не требует большого мастерства. Это ошибочное заблуждение.

Концертмейстер, педагог-музыкант должен непрерывно работать над приобретением и совершенствованием исполнительских и концертмейстерских умений и навыков. Пополнение педагогического и исполнительского багажа в области музыкального искусства предполагает свободное владение фортепиано, так как в обязанности концертмейстера, например, в общеобразовательной школе входят: умение исполнять инструментальные и вокальные произведения русской, советской, зарубежной фортепианной литературы; аккомпанировать солисту, хору, ансамблю, инструменталисту, транспонировать, объединять аккомпанемент с партией солиста, подбирать по слуху мелодии и аккомпанемент к ним, бегло читать с листа и аккомпанировать с листа. Как видно, исполнительская подготовка концертмейстера должна быть на высоком профессиональном уровне. В свою очередь, она невозможна без музыкально-исторических и теоретических знаний, без умения раскрыть художественный образ произведения на основе точного прочтения нотного текста и собственного исполнительского опыта.

При чтении аккомпанемента с листа важно:

  • Уметь слушать солиста, мысленно петь и дышать вместе с ним и не перекрывать его партию своим звучанием;
  • Приучать себя следить и, если нужно, уметь исполнить не только две строчки аккомпанемента, но и партию солиста, ансамбля, хора;
  • Не останавливаться при неточном исполнении, а собранно и целеустремленно следовать до конца вместе с солистом.

Большую пользу для развития навыков аккомпанемента с листа приносит ежедневная читка с листа фортепианных миниатюр. Важно, чтобы она не сводилась к разбору произведения.

Психологические факторы успешности концертмейстерской работы

Интерес к теме «Психологические факторы успешности концертмейстерской работы» стимулирован двухлетним сотрудничеством в роли концертмейстера с хоровыми коллективами, народными, струнными и духовыми инструментами. Что же все - таки такое успех и успешность? Понятия эти довольно разные, успех - следствие упорной работы, определённых затрат энергии. Он зависит от множества факторов, и большинство из них – не внешние, а внутренние. Успешность же отражает субъективное переживание и условия достижения успеха. При этом в качестве условий достижения успеха выступают личностные, а не внешние ресурсы (то есть психологические факторы). Это значит, что они напрямую доступны вашему влиянию, и непременным условием успешности является ваша психологическая готовность к нему, к осуществлению тех действий, которые будут наиболее эффективными и полезными для вашей карьеры.
У музыки в большей степени, чем у многих других областей человеческой деятельности, есть основания быть причисленной к психологической сфере. «Психологические моменты проникают во все области исследования музыки, так как она сама по себе есть психически обусловленное явление».
Музыкальная психология на протяжении XX века развивалась по многим направлениям, в том числе по музыкальным профессиям. Деятельность музыкантов, педагогов, теоретиков, работающих в разных сферах академической музыки, психологически очень различается. Столь же различны и профессионально сформировавшиеся «психотипы»: дирижёр с ярко выраженными волевыми качествами, иногда авторитарностью, совершенно не похож на весьма чувствительного и ранимого певца. Исполнитель на народных инструментах, работающий на пересечении сфер народной и классической музыки, отличается от более «академичного» инструменталиста симфонического оркестра.
Имеет ли деятельность концертмейстера в сфере музыкального образования серьёзные основания претендовать на самостоятельную «нишу» в области психологии музыкальной деятельности? Ведь с недавних пор бытует мнение о второсортности профессии концертмейстера, да и понятие во всех словарях довольно скромное: «пианист, разучивающий партии с певцами, инструменталистами и аккомпанирующий им в концертах». Думаю, что все концертмейстеры мира согласятся со мной, что это далеко не так! Концертмейстер – это «ствол творческого древа», от него во многом зависит, насколько здоровыми и зелеными вырастут листья и возможно даже зацветут красивейшие цветы, ведь профессиональный концертмейстер он не только исполнитель, он также очень чуткий психолог. «Профессия концертмейстера - это и призвание, и мастерство, и умение совместно общаться, творить и переживать музыку»
Концертмейстеру необходимо уметь общаться как словами, так и музыкой. Вербальный способ, как это может показаться, не представляет сложности, поскольку является неотъемлемой частью жизни каждого человека. Однако искусством общения, имеющим прямое отношение к концертмейстерскому искусству, владеет далеко не каждый. Это умение не просто поддержать беседу, но и выслушать, понять, проникнуться состоянием собеседника, создать ему комфортные для общения условия. Поэтому, в ряду многих музыкальных профессий, концертмейстерство наиболее требовательно к универсальным коммуникативным способностям. Неслучайно качества, характеризующие мастерство концертмейстера, которые в методической литературе называют «особым чутьём», «концертмейстерской интуицией», «концертмейстерской жилкой», относятся не столько к исполнительским или педагогическим, сколько к психологическим свойствам.
В современных условиях психологическая компетентность концертмейстера важна не меньше, чем его исполнительские и педагогические способности, навыки чтения с листа и транспонирования. В некоторых ситуациях, складывающихся в процессе ответственных концертов, конкурсных выступлений, концертмейстер в полном смысле выполняет функции психолога, который умеет снять излишнее напряжение солиста, негативный фон перед выходом на сцену, способен найти точную яркую ассоциативную подсказку для артистического настроя. Концертмейстер, всегда находясь рядом, помогает пережить неудачи, разъяснить их причины, тем самым предотвращая в дальнейшем проявления сцено-фобии, страха перед повторением ошибок.
Важность такой помощи трудно переоценить, особенно при работе с детьми, имеющими неокрепшую психику и подверженными различным влияниям окружающего мира. Как доказывает жизнь, наличие в команде профессионального психолога существенно влияет на спортивные достижения; шахматисты мирового уровня не мыслят свою деятельность без такой психологической помощи, которую в ансамбле часто оказывает пианист. Не менее ответственны, на первый взгляд мало заметные психологические функции концертмейстера в обычной классной работе.
В работах Е.Шендеровича, владевшего тонкостями профессии, автору удаётся приблизиться к целостному отражению основных проблем концертмейстерства, и, прежде всего, равноправия пианиста в ансамбле. Творческое содружество концертмейстера и солиста, по его мнению, норма, но, к сожалению, нормой является забывать упоминать о концертмейстерах в рецензиях, очерках, радиопередачах. Е.Шендерович рассматривает деятельность концертмейстера в психологическом срезе и, при всей значимости специфических навыков профессии, на первое место ставит быстроту реакции, обеспечение удобства для солиста, способность «быть "музыкальным лоцманом" - уметь провести "исполнительский корабль" сквозь все возможные рифы». Но, отмечая важность вышеперечисленных способностей, автор не сообщает, являются ли они врождёнными или воспитываются, и если воспитываются, то каким образом.
В психологии выделяют два типа структур деятельности: константную и переменную. Работа концертмейстера, при обобщённо чётких целях, строится на индивидуально выбранных способах осуществления поставленных задач, и поэтому относится к переменной структуре, более сложной и требующей умения адаптироваться в изменяющихся условиях.
К сожалению, нередко именно от педагогов по фортепиано менее успевающие студенты могут услышать в качестве неутешительного приговора: «Пойдешь в концертмейстеры, если больше ни на что не годишься!»
Концертмейстерство это сумма особых свойств личности и узкоспециальных навыков. Это мастерство глубоко специфично. Оно требует от пианиста не только огромного артистизма, но и разносторонних музыкально-исполнительских дарований, владения ансамблевой техникой, знания основ певческого искусства, особенностей игры на различных инструментах, также отличного музыкального слуха, специальных музыкальных навыков по чтению и транспонированию различных партии. Концертмейстеру, как это ни странно, также важна интуиция.
Концертмейстеру следует помнить об основных предпосылках, необходимых для развития интуиции - способность к концентрации. Обычно она не высока, но в жизни всё же случаются ситуации, требующие очень высокого уровня концентрации (концерты, конкурсы и т. д), когда включается механизм интуитивного восприятия. Ощущение единства в ансамбле, ощущение лёгкости, творческой свободы и эстетического удовольствия, наглядный пример универсальности интуиции и единых принципах её проявления.
Интуицией обладают все без исключения, даже её противники, всё дело в уровне развития и индивидуальных особенностях. Интуиция имеет ещё более древнее происхождение, чем человеческая цивилизация, поскольку присуща и животным.
Каждый человек в большей или меньшей степени ежедневно использует интуицию, сам не подозревая об этом, так же, как и не задумывается о проблеме своей музыкальности, отдавая предпочтение тем или иным мелодиям, выбирая их соответственно настроению. Музыкальные и интуитивные способности, как ни странно, имеют много общего.
Идея воспитания интуиции не более фантастична, чем идея детского музыкального образования, однако специально обучить интуиции намного сложнее, чем музыкальной грамоте. Именно поэтому, несмотря на появившиеся в последнее время подробнейшие руководства по воспитанию интуиции, успех обеспечен далеко не всем, особенно, если в ней нет насущной потребности. Человек, всерьёз задавшийся целью развить интуитивные свойства, со старанием выполняющий все рекомендации, в большинстве случаев будет разочарован. Интуиция - средство, способ, а не цель. Она не возникает сама по себе, она рождается в процессе стремления к чему-либо. Яркое, по-детски непосредственное восприятие мира, постоянное его открытие заново, умение рассмотреть его самые неожиданные и взаимоисключающие грани, удивиться и согласиться с их существованием - постоянные спутники интуиции.
Концертмейстер – это призвание или место работы?
Концертмейстерство - одна из тех профессий, где обязанности и способы действий не прописаны чётко, оставляя за специалистом право их широкого выбора. Яркой отличительной чертой является индивидуальный путь совершенствования и конечная "планка" мастерства, определяющаяся специфическими особенностями характера и личными внутренними качествами каждого концертмейстера.
Выбирая эту профессию, нужно обладать многими качествами, во-первых, очень любить выступать на сцене, у концертмейстера не должно быть боязни сцены. Обязательно такое умение, как схватывать на «лету» мелодии, склеивать пропущенные места, если вдруг солист пропустил какое-то место в пьесе. Любить общаться с людьми, особенно важен союз концертмейстера и педагога. Наличие технических резервов: резерва беглости, резерва выносливости, резерва силы и т.д. Если вы выбираете эту профессию, как основную, нужно быть готовым к тому, что, как правило, это означает быть на вторых ролях, умение слушать, играть с партнером – очень важная деталь профессионального мастерства концертмейстера, который с детства привык к индивидуальным занятиям, как единственно возможной форме работы. Естественное сопереживание возникает как результат непрерывного контакта партнеров, их взаимопонимания и согласия, что тоже приводит нас к выводу о том, что «человек – концертмейстер» должен понимать и «чувствовать» любого партнера не смотря ни на что. Ведь насколько не был бы хорош солист, если ему аккомпанирует не очень грамотный концертмейстер – ничего хорошего не будет. Это как у художника – если кисти и краски плохие – красивой картины не получится.
Большинство людей либо не знают, что это такое, либо считают, что концертмейстеры мало что делают. Быть на втором плане и в тоже время усиленно трудиться, причём работать иногда приходится и все выходные, особенно если в понедельник концерт, нужно постоянно разыгрываться, разучивать произведения. Непрерывный труд, и минимум признания - вот что такое профессия концертмейстера.
Концертмейстерство – это в первую очередь любовь к музыке, а музыка вымывает прочь из души всю пыль повседневной жизни!