Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Почему произведение называется гранатовый браслет. Куприн "Гранатовый браслет": жанр произведения

Почему произведение называется гранатовый браслет. Куприн "Гранатовый браслет": жанр произведения

Смысл названия «Гранатовый браслет»

Смысл названия. Название рассказа необычайно поэтично. Уже по названию можно сделать некоторые предположения о со­держании рассказа «Гранатовый браслет». Символ круга (солнце, колесо, браслет, кольцо) издавна почи­тался разными народами, круг являлся символом сближения, со­вершенства и бессмертия. Круговая символика делает браслет эмб­лемой завершенности, силы, защиты и непрерывности. Такая же символика вкладывается в обручальные и свадебные кольца. Та­ким образом, браслет объединяет в себе небесную символику круга (совершенство) и кольца (вечность, прочность союза). Обратимся к символике граната, которыми был украшен браслет. Слово «гранат» произошло от латинского granatus, по названию зер­нышек гранатового дерева. Впервые название «гранат» было исполь­зовано теологом и философом Альбертусом Магнусом еще в 1270 го­ду. Гранаты весьма многообразны по цвету, но особым таинством и очарованием обладают камни красного оттенка. Не случайно такие гранаты называются пироны, что означает при переводе с греческого языка «огнеподобные». Именно о таких гранатах писал известный немецкий минеролог Макс Бауэр: «В отблеске граната - отблески свежей капли крови, просвечивающей на солнце, капли благородно­го вина. Его огонь - огонь красной искры, вылетевшей из раскален­ной плиты во мглу и сумерки земного вечера». С гранатом связано множество легенд. Так, согласно преданию, большой красивый гранат, установленный Ноем посреди ковчега, служил ему светильником во время долгого путешествия. Гранаты, по поверьям, символизируют силу чувств, постоянство, преданность в любви и дружбе. Этим камнем чаще всего обменивались возлюб­ленные. Таким образом, само название рассказа «Гранатовый браслет» позволяет предположить, что это произведение о великой и в тоже время трагической любви. Известно, что А.И. Куприн был знатоком самоцветов, о которых он писал с большим пониманием. Так, в рассказе «Гранатовый браслет» он дает точное описание камня: «…перед огнем электриче­ской лампочки … в них глубоко … вдруг загорелись прелестные густо-красные живые огни. Без сомнения, в браслете были вправ­лены живые огни». Название рассказа полностью раскрывает его содержание. Тема: «Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды…»

Тема любви в творчестве А.И.Куприна (по рассказу «Гранатовый браслет»)

(урок литературы в 11 классе)

Цели : расширить и углубить представление учащихся о А.И.Куприне – мастере

художественного слова;

показать редчайший дар высокой любви, величие пережитого простым человеком;

показать, как писатель изображает процесс пробуждения человека;

помочь соизмерить прочитанное с миром собственной души, задуматься о себе;

формировать эстетическое восприятие, используя различные виды искусства:

литературу, музыку.
Любовь всесильна: нет на земле ни горя –

выше кары ее, ни счастья – выше наслаж-

дения служить ей.

В.Шекспир
Ход урока

I Актуализация знаний
Под звуки музыки Свиридова учитель читает наизусть сонет (130) Вильяма Шекспира.
Ее глаза на звезды не похожи,

Нельзя уста кораллами назвать,

Не белоснежна плеч открытых кожа,

И черной проволокой вьется прядь.
С дамасской розой, алой или белой,

Нельзя сравнить оттенок этих щек.

А тело пахнет так, как пахнет тело,

Не как фиалки нежный лепесток.
Ты не найдешь в ней совершенных линий,

Особенного света на челе.

Не знаю я, как шествуют богини,

Но милая ступает по земле.
И все ж она уступит тем едва ли,

Кого в сравненьях пышных оболгали.
Учитель.

Эти слова о любви принадлежат великому Шекспиру. А вот как об этом чувстве размышляет Всеволод Рождественский.
Любовь, любовь – загадочное слово,

Кто мог бы до конца его понять?

Всегда во всем старо ты или ново,

Томленье духа ты иль благодать?
Невозвратимая себе утрата

Или обогащенье без конца?

Горячий день, какому нет заката

Иль ночь, опустошившая сердца?
А может быть, ты лишь напоминанье

О том, что всех нас неизбежно ждет?

С природою, с беспамятством слиянье

И вечный мировой круговорот?
Любовь – одно из самых возвышенных, благородных и прекрасных человеческих чувств. Она неповторима и вечна, как жизнь. Настоящая любовь всегда бескорыстна и самоотверженна. «Любить, - писал Л.Н.Толстой, - значит жить жизнью того, кого любишь». А Аристотель говорил по этому поводу так: «Любить – значит желать другому того, что считаешь за благо, и желать притом не ради себя, но ради того, кого любишь, и стараться по возможности доставить это благо».

Именно такая удивительная по красоте и силе любовь изображена в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет»
II Беседа по содержанию рассказа
- О чем произведение Куприна? Почему оно называется «Гранатовый браслет»?

(В рассказе «Гранатовый браслет» воспевается бескорыстное святое чувство «маленького человека», телеграфиста Желткова к княгине Вере Николаевне Шеиной. Рассказ назван так потому, что с этим украшением связаны главные события. Да и гранаты в браслете с их дрожащими внутри «кровавыми огнями» - символ любви и трагедии в судьбе героя.)
- Рассказ, состоящий из 13 глав, начинается с пейзажной зарисовки. Прочитайте ее. Как вы думаете, почему повесть открывается пейзажем?

(1 глава является вступлением, готовит читателя к восприятию дальнейших событий. При чтении пейзажа возникает ощущение увядающего мира. Описание природы напоминает о быстротечности жизни. Жизнь идет: лето сменяется осенью, молодость – старостью, и самые красивые цветы обречены на увядание и смерть. Сродни природе холодное, благоразумное существование героини рассказа – княгини Веры Николаевны Шеиной, жены предводителя дворянства.)

(Автор проводит параллель между внутренним состоянием Веры и описанием осеннего сада)
- Прочитайте описание осеннего сада (2 глава). Почему оно следует за описанием чувств Веры к мужу? Какую цель преследовал автор?

(Автор показывает, что душа Веры пребывает в состоянии дремы. Манеры ее отличаются холодной любезностью, независимостью и царственным спокойствием)
- Что же можно сказать о ее душе? Не страдает ли она от «сердечной недостаточности»?

(Нельзя сказать, что княгиня бессердечна. Она любит детей сестры, хочет иметь своих… К мужу относится как к другу, «прежняя страстная любовь давно ушла», спасает его от полного разорения)
Чтобы глубже понять Веру Николаевну, надо знать окружение княгини. Именно поэтому Куприн подробно описывает ее родственников.

Какими изобразил Куприн гостей Веры Николаевны?

(Учащиеся отыскивают в тексте «характеристики» гостей: и «толстого, безобразно огромного» профессора Свешникова; и с «гнилыми зубами на лице черепа» мужа Анны, глупого человека, который «ровно ничего не делал, но числился при каком-то благотворительном учреждении»; и штабного полковника Пономарева, «преждевременно состарившегося, худого, желчного человека, изможденного непосильной канцелярской работой»)
- Кто из гостей изображен с симпатией? Почему?

(Это генерал Аносов, друг покойного отца Веры и Анны. Он производит приятное впечатление человека простого, но благородного, а главное – мудрого. Его Куприн наделил «русскими, мужицкими чертами»: «добродушно-веселым взглядом на жизнь», «бесхитростной, наивной верой»… Именно ему принадлежит убийственная характеристика современного ему общества, в котором обмельчали, опошлели интересы, а люди разучились любить. Аносов говорит: «Любовь у людей приняла такие пошлые формы и снизошла до какого-то житейского удобства, до маленького развлечения. Виноваты мужчины, в двадцать лет пресыщенные, с цыплячьими телами и заячьими душами, неспособные к сильным желаниям, к героическим поступкам, к нежности и обожанию перед любовью». Так начата в рассказе тема настоящей любви, любви, для которой «совершить подвиг, отдать жизнь, пойти на мучения – вовсе не труд, а одна радость»)
- Что же «счастливо-чудесное» произошло в день именин княгини Веры?

(Вере преподносят подарок и письмо от Желткова)
- Остановимся на письме Желткова Вере. Прочитаем его. Какую характеристику мы можем дать Желткову? Как же относиться к Желткову? Сочувствовать, жалеть, восхищаться или презирать, как слабого духом человека?

(Мы можем относиться к герою как угодно, и хорошо, если в жизни каждого из нас не произойдет подобной трагедии, но нам важно определить авторскую позицию, выявить отношение самого автора к своему герою)
- Обратимся к эпизоду посещения Желткова мужем и братом княгини Веры Николаевны. Каким нам представляет Куприн своего героя?
- Как ведут себя участники сцены?
- Кто одерживает в этом противостоянии нравственную победу? Почему?

(Желтков. За его нервозностью, смятением кроется огромное чувство, убить которое может только смерть. Тугановскому не дано ни понять, ни самому испытать такие чувства. Даже князь Шеин произнес слова, говорящие о чуткости и благородстве души Желткова: «…разве виноват он в любви и разве можно управлять таким чувством, как любовь, - чувством, которое до сих пор не нашло себе истолкования… Мне жалко того человека. И мне не только жалко, но вот я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души…»)
- Найдите в словах автора, рисующего поведение Желткова, свидетельства того, что его поступками движет то самое огромное чувство, которое способно сделать человека или безмерно счастливым, или трагически несчастным.
- Какое у вас впечатление от последнего письма Желткова?

(Письмо прекрасно, как стихи, убеждает нас в искренности и силе его чувства. Для Желткова любить Веру даже без взаимности – «громадное счастье». Он благодарен ей за то, что она 8 лет была для него «единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью». Прощаясь с ней, он пишет: «Уходя, я в восторге говорю: «Да святится имя Твое»).

III Чтение наизусть стихотворения А.С.Пушкина «Я вас любил…»

Чем стихотворение Пушкина созвучно рассказу Куприна?

(В обоих произведениях выражены и преклонение перед любимой, и благоговение, и самопожертвование, и боль страдающего сердца)
- Можно ли назвать чувство Желткова к Вере Николаевне сумасшествием? «Что это: любовь или сумасшествие?»

(Князь Шеин: «Я скажу, что он любил тебя, а вовсе не был сумасшедшим»)
- Почему же Желтков кончает жизнь самоубийством?

(Желтков любит по-настоящему, любовью страстной, бескорыстной. Он благодарен той, которая вызвала в его сердце это прекрасное чувство, возвысившее «маленького человека». Он любит, и уже поэтому счастлив. Поэтому смерть не страшит героя)
Переломным моментом для Веры становится прощание с умершим Желтковым, их единственное свидание. Обратимся к этому эпизоду и прочитаем его со слов: «В комнате пахло ладаном…»

Что испытывает Вера Николаевна, всматриваясь в лицо того, кто ушел из жизни из-за нее?

(Глядя на его лицо, Вера вспоминает то же умиротворенное выражение на масках великих страдальцев – Пушкина и Наполеона)
- Случайна ли эта деталь? Велик ли Желтков?

(Желтков велик своим страданием, своей любовью. Это поняла и Вера Николаевна, вспомнив слова генерала Амосова: «Может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины»)

Вам будет, наверное, интересно узнать, что история, положенная в основу этого рассказа, во многом реальна. Прототипом княгини Шеиной стала Л.И.Любимова, которой влюбленный в нее человек несколько лет писал анонимные письма. У него не было никаких надежд, то есть он понимал: между ним, «маленьким человеком», и Ею непреодолимая пропасть.

Терпение аристократической родни Людмилы Ивановны иссякло, когда влюбленный осмелился прислать ей в подарок гранатовый браслет. Возмущенные муж и брат княгини разыскали анонима, состоялся решительный разговор. В итоге подарок был возвращен, а Желтый (фамилия влюбленного) поклялся более не писать. Тем все и завершилось.
- Почему Куприн по-иному осмыслил «курьезный случай» и ввел в сой рассказ трагический финал?

(Трагический финал производит большое впечатление, придает необычайную силу и весомость чувству Желткова)
- Как вы думаете, какой момент рассказа является кульминационным?

(Эпизод с пианисткой: «…взволнованная тем, что она видела и слышала, Вера кинулась к ней и, целуя ее большие прекрасные руки, закричала….)
Величие пережитого простым человеком постигается под звуки бетховенской сонаты № 2, как бы донесшей его потрясения, боль и счастье, и неожиданно вытесняет из души Веры все суетное, мелкое, вселяет ответное облагораживающее страдание

(Звучит соната № 2 Бетховена)
- Почему Желтков «заставляет» Веру Николаевну слушать именно это бетховенское произведение?
- Почему слова, которые слагались в ее уме, оказались столь созвучны настроению, выраженному в бетховенской музыке?

(Слова как бы исходят от Желткова. Они действительно совпадают с музыкой, действительно «это были как будто куплеты, которые кончались словами: «Да святится имя Твое»)
- Вера переживает духовное единение с человеком, отдавшим свою душу и жизнь ей. Как вы думаете, состоялось ли ответное чувство любви в душе Веры?

(Ответное чувство состоялось, пусть на одно мгновение, но навеки пробудив в ней жажду прекрасного, поклонение духовной гармонии)
- В чем, по-вашему, состоит сила любви?

(В преображении души)
Итак, несчастный Желтков отнюдь не жалок, а глубина его чувства, способность на самопожертвование заслуживают не только сочувствия, но и преклонения
- Почему Куприн, ставя на такую высоту своего героя, знакомит нас с ним лишь в 10 главе? Отличаются ли первые главы от последних по стилю?

(Язык этих глав нетороплив, спокоен, в них больше описаний, нет надрыва, больше обыденности)
- Давайте найдем не только стилевое, но и смысловое противопоставление двух частей рассказа.

(Лирический пейзаж, праздничный вечер противопоставлены «заплеванной лестнице дома, в котором живет Желтков, убогой обстановке его комнаты, похожей на кают-компанию грузового парохода»)
- Средством противопоставления героев являются и фамилии: незначительная и даже приниженная Желтков и преувеличенно громкая, тройная Мирза-Булат- Тугановский. Есть в рассказе и предметы-противопоставления. Какие?

(Изысканная записная книжечка, украшенная «филигранным золотым узором редкой сложности, тонкости и красоты» и гранатовый браслет из низкопробного золота с плохо отшлифованными гранатами)
- Какова идея рассказа А.И.Куприна? В чем смысл противопоставления первой и второй частей рассказа? Какую традицию русской литературы 19 века продолжил писатель в этом произведении?

(Смысл рассказа – показать благородство души простого человека, его способность к глубоким, возвышенным чувствам путем противопоставления героя высшему обществу. Автор показывает психологический контраст: не может сильное, бескорыстное чувство возникнуть в том мире, где ценятся лишь благополучие, спокойствие, красивые вещи и слова, но исчезли такие понятия, как красота души, духовность, чуткость и искренность. «Маленький человек» возвышается, становится велик своей жертвенной любовью)

IV Заключение

К.Паустовский говорил, что «Куприн плакал над рукописью «Гранатового браслета», плакал облегчающими слезами…, говорил, что ничего более целомудренного не писал». Такое же чувство очищения и просветления оставляет рассказ Куприна и у нас, читателей. Он помогает понять, чего мы можем лишиться, если вовремя не увидеть, не услышать, не заметить большое, настоящее в жизни.
V Домашнее задание : как вы понимаете слова Куприна из письма к Ф.Д. Батюшкову (1906): «Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте, не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви!» (ответить письменно)

Одно из самых известных произведений Александра Куприна - «Гранатовый браслет». К какому жанру относится история о безответной любви скромного чиновника Желткова? Чаще это произведение называют рассказом. Но в нём присутствуют и черты, характерные для повести. Определить жанр «Гранатового браслета», оказывается, непросто.

Для того чтобы сделать это, следует вспомнить содержание произведения Куприна, а также рассмотреть особенности и рассказа, и повести.

Что такое рассказ?

Под этим литературным термином понимают сочинение малой прозы. Синоним к этому слову — «новелла». Рассказами обычно называли свои произведения русские писатели. Новелла — понятие, присущее больше зарубежной литературе. Существенной разницы между ними нет. И в первом, и во втором случае речь идет о произведении небольшого объёма, в котором встречается всего несколько героев. Важная особенность — наличие только одной сюжетной линии.

Структура такого произведения довольно проста: завязка, кульминация, развязка. В русской литературе XIX века повестью часто называли то, что сегодня принято именовать рассказом. Яркий пример — всем известные произведения Пушкина. Писатель создал несколько рассказов, сюжет которых ему якобы поведал некий Белкин, и назвал их повестями. В каждом из этих произведений персонажей немного и всего по одной сюжетной линии. Так почему же Пушкин не назвал свой сборник «Рассказы Белкина»? Дело в том, что литературная терминология XIX века несколько отличается от современной.

А вот жанровая принадлежность произведений Чехова сомнений не вызывает. События в рассказах этого писателя вращаются вокруг каких-либо, на первый взгляд, мелких происшествий, позволяющих героям взглянуть на свою жизнь иначе. Лишних персонажей в произведениях Чехова нет. Рассказы его четки, лаконичны. То же самое можно сказать и о прозе более поздних авторов — Леонида Андреева, Ивана Бунина.

Что такое повесть?

Произведение этого жанра занимает промежуточную позицию между рассказом и романом. В зарубежной литературе понятие "повесть" отсутствует. Английские и французские авторы создавали либо новеллы, либо романы.

В Древней Руси повестью называли любое прозаическое произведение. Со временем термин приобрел более узкое значение. До середины XIX века под ним понимали сочинение небольшого размера, но большего, нежели рассказ. Героев в повести обычно значительно меньше, чем в эпопее «Война и мир», но больше, чем в чеховском «Бумажнике». Все же современные литературоведы порой затрудняются определить жанр того или иного произведения, написанного более 200 лет назад.

В повести события вращаются вокруг главного героя. Действия происходят в небольшой период времени. То есть если в произведении рассказано о том, как герой появился на свет, окончил школу, университет, сделал успешную карьеру, а затем, ближе к семидесятилетию, благополучно скончался в своей постели, то это роман, но никак не повесть.

Если показан всего один день из жизни персонажа, а в сюжете присутствуют два-три действующих лица, это рассказ. Пожалуй, самым четким определением повести будет следующее: «произведение, которое нельзя назвать ни романом, ни рассказом». Каков жанр «Гранатового браслета»? Прежде чем ответить на этот вопрос, вспомним содержание.

«Гранатовый браслет»

Произведение к жанру рассказа с уверенностью можно отнести, если в нём идёт речь о двух-трех персонажах. Здесь героев больше.

Вера Шеина замужем за добрым и благовоспитанным человеком. Ей нет никакого дела до телеграфиста, который регулярно пишет ей любовные письма. Более того, она и лица его никогда не видела. Равнодушие Веры сменяется чувством тревоги, а затем жалостью и сожалением после того, как она получает в подарок от телеграфиста гранатовый браслет.

Жанр этого произведения можно было бы определить с легкостью, если бы Куприн исключил из повествования таких персонажей, как генерал Аносов, брат и сестра Веры. Но эти герои не просто присутствуют в сюжете. Они, а в особенности генерал, играют определенную роль.

Вспомним несколько историй, включённых Куприным в «Гранатовый браслет». Жанр произведения можно определить в процессе его художественного анализа. А для этого следует снова обратиться к содержанию.

Безумная любовь

Офицер влюбился в жену полкового командира. Эта женщина не отличалась привлекательностью, к тому же была морфинисткой. Но любовь зла… Роман длился недолго. Опытной женщине молодой возлюбленный вскоре надоел.

Гарнизонная жизнь скучна и однообразна. Жене военного, видимо, захотелось скрасить будни острыми ощущениями, и она потребовала от прежнего возлюбленного доказательств любви. А именно броситься под поезд. Он не погиб, но остался на всю жизнь инвалидом.

Любовный треугольник

Еще об одном случае из гарнизонной жизни повествует другая история, включенная в «Гранатовый браслет». Жанр ее можно было бы с легкостью определить, если б она представляла собой отдельное произведение. Это был бы классический рассказ.

Жена отважного офицера, весьма уважаемого солдатами, влюбилась в поручика. Завязался страстный роман. Изменница отнюдь не скрывала своих чувств. Более того, муж был хорошо осведомлён о ее отношениях с любовником. Когда же полк отправили на войну, она пригрозила ему разводом в случае, если что-то случится с поручиком. Мужчина ходил на саперные работы вместо любовника своей супруги. Проверял сторожевые посты за него по ночам. Делал всё, чтобы сохранить здоровье и жизнь своему сопернику.

Генерал

Эти истории приведены неслучайно. Их поведал Вере генерал Аносов - один из наиболее ярких персонажей «Гранатового браслета». Жанр этого произведения не вызывал бы сомнения, если бы в нём не было этого колоритного героя. В таком случае это был бы рассказ. Но генерал отвлекает читателя от основной сюжетной линии. Помимо вышеприведённых историй, Вере он также рассказывает о некоторых фактах из своей биографии. Кроме того, Куприн уделил внимание и другим второстепенным героям (например, сестре Веры Шеиной). Структура произведения от этого стала более сложной, сюжет глубоким и интересным.

Истории, рассказанные Аносовым, производят впечатление на главную героиню. А его рассуждения о любви заставляют взглянуть княгиню иначе на чувства безликого телеграфиста.

К какому жанру относится «Гранатовый браслет»?

Выше было сказано о том, что в литературе раньше не было четкого разделения между такими понятиями, как рассказ и повесть. Но так было лишь в начале XIX века. Произведение, о котором речь идёт в этой статье, Куприн написал в 1910 году. К тому времени уже сформировались понятия, которыми пользуются современные литературоведы.

Писатель определил свое произведение как повесть. Называть «Гранатовый браслет» рассказом неправильно. Впрочем, ошибка эта простительная. Как сказал не без доли иронии один известный литературный критик, отличить рассказ от повести в совершенстве не умеет никто, но на эту тему любят спорить студенты-филологи.

Урок литературы по повести А.И. Куприна "Гранатовый браслет" "Великая сила любви"

Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок-беседа.

Цель урока: выявить своеобразие решения любовной темы в творчестве А.И. Куприна.

Задачи:

Обучающие:

  • углубить представления учащихся о художественном своеобразии прозы А. И. Куприна;
  • познакомить учащихся с историей создания рассказа “Гранатовый браслет”;
  • на основе непосредственных впечатлений от прочтения рассказа провести комплексный анализ произведения, рассмотрев проблематику рассказа, его сюжетно-композиционные особенности, своеобразие художественных образов.

Развивающие:

  • совершенствовать навыки учащихся по анализу художественного произведения, развивая умение выделять главные, существенные моменты в развитии действия, определять их роль для раскрытия темы и идеи произведения, делать самостоятельные выводы; развивать навыки исследования художественного текста; сопоставительного анализа, развернутых ответов на вопросы; обогащение словарного запаса учащихся;
  • формировать у учащихся собственное отношение к событиям и героям рассказа, тем самым способствовать развитию активной жизненной позиции, умения отстоять собственную точку зрения.

Воспитательные:

  • воспитывать нравственные качества учащихся на примере героев рассказа (внутренней красоты, благородства);
  • формировать эстетическое восприятие, используя различные виды искусства: литературу, музыку, изобразительное искусство, кино;
  • воспитывать внимательное отношение к слову.

Подготовительный этап: учащихся разделить на 4 группы.

Ход занятия

I. Организационный момент. Объяснение целей и задач урока.

II. Вступительное слово преподавателя.

"Есть у Куприна одна заветная тема. Он прикасается к ней целомудренно, благоговейно и нервно. Да иначе к ней нельзя прикасаться. Это тема любви …”

“Великая сила любви!” – именно так звучит тема нашего урока. Тема любви – всегда была, есть и будет одной из актуальнейших тем для всего человечества.

Один из самых благоуханных и томительных рассказов о любви – и самых печальных – это купринский "Гранатовый браслет"

“У любви тысячи сюжетов, и в каждом из них свой свет, своя печаль, свое счастье и свое благоухание”.
(К.Г.Паустовский)

Один из таких “сюжетов” и станет предметом нашего внимания сегодня.

Мы остановимся на анализе рассказа А. И. Куприна “Гранатовый браслет”.

III. Анализ рассказа Куприна “Гранатовый браслет”.

Преподаватель:

В. Львова-Рогачевского: “В творчестве Куприна отразилась жизнь во всем ее бесконечном разнообразии, не столько жизнь в целом, сколько в осколках, в вихре случайностей… У него жадность коллекционера, только собирает он не редкие монеты, а редкие случаи жизни”. Убедиться в достоверности слов В. Львова– Рогачевского нам позволит знакомство с историей создания этого произведения.

1. Сообщение ученика “История создания рассказа А. И. Куприна” (индивидуальная домашняя работа учащегося).

Преподаватель:

2. “Гранатовый браслет” имеет необычную творческую историю. Работа над рассказом шла осенью 1910 года в Одессе. В это время Куприн часто бывал в семье одесского врача Л. Я. Майзельса и слушал Вторую сонату Бетховена в исполнении его жены. Музыкальное произведение настолько захватило Александра Ивановича, что работа над рассказом началась с того, что он записал эпиграф. “L. van Beethoven. 2 Son. (op. 2, № 2). Largo Appassionato”. Соната Бетховена “Аппассионата", одно из самых напряженных, томительных, страстных созданий человеческого гения в музыке пробудила Куприна к литературному творчеству. Звуки сонаты соединились в его воображении с историей светлой любви, которой он был свидетелем.

(Прослушивание фрагмента “Аппассионаты”)

3. Аналитическая беседа сопоставительного характера .

Как художественно преобразил Куприн реальную историю, услышанную им? (Куприн воплотил в своем творении идеал прекрасной, всемогущей, но не взаимной любви, показал, что “маленький человек” способен на большое, всеобъемлющее чувство. Закончил рассказ Куприн гибелью героя, которая заставила Веру Николаевну задуматься о любви, о чувстве, заставила ее переживать, сочувствовать, что она не делала ранее.)

Как вы думаете, почему Куприн художественно преобразил реальную историю?

Как вы думаете, достиг ли своего замысла писатель?

4. Викторина по произведению.

Прежде чем непосредственно перейти к обсуждению рассказа, к раскрытию главных тем, к обсуждению характеров героев проведем специальную викторину. Ее вопросы помогут вам вспомнить детали произведения, а ваши ответы покажут, насколько внимательно вы читали рассказ “Гранатовый браслет” и как хорошо вы помните его содержание:

1. В какое время года происходит действие рассказа? (Осень, сентябрь.)
2. Где происходят события повести? (Причерноморский город.)
3. Как зовут главную героиню? (Княгиня вера Шеина.)
4. Фамилия княгини Шеиной до замужества? (Мирза-Булат-Тугановская.)
5. Кто был предок Веры Шеиной? (Тамерлан.)
6. Как зовут сестру Веры? (Анна Фриессе.)
7. Как зовут мужа княгини Веры? (Князь Василий Львович.)
8. Его должность? (Предводитель дворянства.)
9. Какого числа были именины княгини Веры Шеиной? (17 сентября.)
10. Что подарил ей муж? (Серьги из жемчужин грушевидной формы.)
11. Что подарила Вере сестра? (Записную книжку в “удивительном переплете”.)
12. Как звали знаменитую пианистку, подруу Веры? (Жени Рейтер.)
13. Кто подарил браслет с гранатами? (Желтков.)
14. С чем сравнивает вера густо-красные гранаты? (Точно кровь.)
15. Кто такой Желтков? (Влюбленный в веру телеграфист.)
16. Как зовет Желткова его хозяйка? (“Пан Ежий.)
17. Настоящее имя Желткова? (Георгий.)
18. О ком Куприн писал: “…пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками, и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах…” (о княгине вере).
19. Как звали мужа Анны, сестры Веры? (Густав Иванович.)
20. Чей это портрет? “ Она была на полголовы ниже, несколько широкая в плечах, живая и легкомысленная, насмешница. Лицо ее сильно монгольского типа с довольно заметными скулами, с узенькими глазами… пленяло какой-то неуловимой и непонятной прелестью…” (Анна)
21. О ком пишет Куприн: “…очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посередине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти”? (о Желткове.)
22. Какая музыка звучит в произведении? (Вторая соната Бетховена.)
23. Чей это портрет? “Тучный, высокий, серебряный старец, тяжело слезал с подножки… У него было большое, грубое, красное лицо с мясистым носом и с тем добродушно-величавым, чуть-чуть презрительным выражением в прищуренных глазах… какое свойственно мужественным и простым людям…” (генерал Аносов).
24. О ком автор пишет: “..обняла ствол акации, прижалась к нему и плакала…”? (о Вере Шеиной.)
25. Кому принадлежат следующие слова: “ А где же любовь– то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – “сильна, как смерть”?

5 . Работа в группах .

Что такое группа? Это песня, песня, что поется только в хоре.

Где глаза и руки всегда вместе, истина рождается в творческом споре!

Задание 1.

Поговорим о том, что в вашем понимании любовь, какой она может быть.

Первая группа: Какие положительные чувства может вызывать ЛЮБОВЬ?

(Любовь – возвышенное чувство, прекрасное, необыкновенное, любовь способна победить все, способна поднять человека на вершину блаженства, заставить человека работать над собой. Без любви жить нельз.я)

Вторая группа: Какие отрицательные чувства может вызывать ЛЮБОВЬ?

(любовь – это чувство, приносящее боль, разочарование, неуверенность в себе, любовь может уничтожить человека, заставить совершать безумства, любовь бросает человека в пучину горя. Лучше жить без любви.)

Третья группа: Подберите эпитеты к слову ЛЮБОВЬ .

(Любовь – добрая, мягкая, обоюдная, созидательная, радостная, счастливая, трагическая, роковая, мучительная, безответная, разрушающая.)

Четвертая группа: Работа со словарями

Обратимся к толковым словарям русского языка и посмотрим, какое определение дают “ЛЮБВИ” лингвисты.

Любовь – это:

Любовь – это интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею. (Большой энциклопедический словарь.)

Любовь – это 1) глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство; 2) чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности; 3) постоянная, сильная склонность, увлеченность чем-нибудь; 4) предмет любви (тот или та, кого кто-н. любит, к кому испытывает влечение, расположение); 5) пристрастие, вкус к чему-нибудь. (Толковый словарь С.И. Ожегова.)

Любовь – 1) чувство привязанности, основанное на общности интересов, идеалов, на готовности отдать свои силы общему делу. 2) Склонность, расположение или влечение к чему-нибудь. (Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н. Ушакова.)

Преподаватель:

Мы видим, что в каждом определении звучат слова: глубокое чувство; сильное сердечное чувство; чувство привязанности; склонность, расположение.

Сам же Куприн так говорил о любви: это “чувство, которое до сих пор еще не нашло себе истолкования”.

Но ни в одном определении нет точного указания на то, счастье любовь или беда.

Как же это определить? Обратимся к повести А.И. Куприна “Гранатовый браслет” и попытаемся это выяснить

Задание 2.

Первая группа: Какой предстает княгиня перед читателями в первых главах повести? (Холодность, равнодушие, царственное спокойствие, чувство превосходства.)

Вторая группа : Способна ли она на пылкую, страстную любовь? (В юности и ранней молодости княгиня была способна на сильное, всепоглощающее чувство, но теперь она изменилась, и “прежняя страстная любовь к мужу давно перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы”.)

Третья группа: Какую роль играет в произведении музыка Бетховена? (Музыка удивительно гармонирует с переживаниями Веры, в душе которой звучат слова: “Да святится имя Твое”. В этих нежных звуках – жизнь, которая “покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть”. Последние воспоминания Желткова овеяны сладкой грустью, мгновения счастья становятся для него вечностью) Соната № 2 Бетховена – "исключительное, единственное по глубине произведение".)

Четвертая группа : “Любовь” и “влюбленность”: чем отличаются эти понятия?

Задание 3.

Человеком, так полюбившим Веру Николаевну, был простой человек, чиновник контрольной палаты, Г.С. Желтков.

Первая группа: Как мы узнаем о любви Желткова? Кто о ней рассказывает? (О любви Желткова мы узнаем впервые из рассказов князя Шеина. У князя правда переплетается с вымыслом. Для него это забавная история. Образ Желткова в рассказах князя претерпевает изменения: телеграфист – переодевается в трубочиста – становится судомойкой – превращается в монаха – трагически гибнет, оставляя после смерти завещание.)

Вторая группа : Чем отличался подарок Желткова от всех остальных? Почему Вера Николаевна почувствовала тревогу? (Гранатовый браслет – символ любви, благоговейной, бесконечной и безнадежной, и трагедии в судьбе героя.)

Третья группа: Любовь без взаимности: счастье или трагедия? (Желтков признает, что “неудобным клином врезался” в жизнь Веры и бесконечно благодарен ей только за то, что она существует. Его любовь – не болезнь, не маниакальная идея, а награда, посланная Богом. Его трагедия безысходна, он мертвый человек.)

Четвертая группа: Каким предстает Желтков в предсмертном письме?

Задание 4.

Первая группа: Когда впервые заходит разговор о настоящей любви? (В разговоре с Аносовым. Он считает, что в его время разучились любить.)

Вторая группа: Любить и быть любимым? Что лучше?

Третья группа : Какова история генерала Аносова? Почему она дается так подробно?

Аносов знает, что такое любовь с первого взгляда. Но жена бросила его. "Люди в наше время разучились любить, – говорит генерал. – Не вижу настоящей любви. Да и в мое время не видел". Аносов рассуждает о том, почему люди женятся. У женщин – "желание быть хозяйкой, главною в доме, самостоятельной... К тому же потребность материнства, и чтобы начать вить свое гнездо". У мужчин другие мотивы – "усталость от холостой жизни, от беспорядка в комнатах... от долгов, от бесцеремонных товарищей... Чувствуешь, что семьей жить выгоднее, здоровее и экономнее... думаешь: вот пойдут детишки, – я-то умру, а часть меня все-таки останется на свете... бывают иногда и мысли о приданом". Как мы видим, мотивы вступления в брак людей, живших в начале XX века, мало отличаются от устремлений наших современников... Устами своего героя Куприн восклицает: "А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – “сильна, как смерть. Каждая женщина мечтает о любви "единой, всепрощающей, на все готовой, скромной и самоотверженной". Таков идеал любви по Куприну. Но достичь идеала трудно, практически невозможно. Если любви нет, женщины мстят. Мстят себе и другим.

Четвертая группа : Существует ли идеальная любовь?

Старого генерала Аносова, который уверен в том, что высокая любовь существует, но она "...должна быть трагедией, величайшей тайной в мире", не знающей компромиссов.

Куприн: истинная любовь – основа всего земного. Она не должна быть изолированной, неразделенной, она должна основываться на высоких искренних чувствах, стремиться к идеалу. Любовь сильнее смерти, она возвышает человека.

Какова судьба гранатового браслета? (Несчастный влюбленный просил повесить браслет – символ святой любви – на икону.)

6. Работа с высказываниями героев повести .

Герои повести высказывают свое мнение о любви. Перед вами высказывания героев повести. Чья точка зрения вам ближе и почему?

Аносов: “Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться”.

Вера Николаевна: “И что это: любовь или сумасшествие?”

Желтков: “… это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которой Богу было угодно за что-то меня вознаградить… “Да святится имя твое…”

Шеин: “… разве можно управлять таким чувством, как любовь – чувством, которое до сих пор не нашло себе истолкования”

IV. Подведение итога занятия.

Сверток маленький хранил в себе футляр.
Для княгини Веры Николаевны,
В нем браслет гранатовый лежал,
К дню рождения подарок каменный...

В окаеме золотых оправ,
Пусть дешевых, невысокой пробы,
Камешек зеленый, словно граф,
Изумлял свечением особым...

Он скрывал в себе живой огонь -
Оберег от смерти и обмана,
Звал владельца: "Только пальцем тронь,
Будущее выйдет из тумана..."

Зазвучит бетховенский мотив
Третьей части "Аппасионаты",
И слова: "Люблю, доколи жив!" -
Будут долго повторять гранаты...


«Белый пудель Куприн» - Творческая мастерская по рассказу Александра Ивановича Куприна «Белый пудель». Человек пришёл в мир для безмерной свободы, творчества и счастья. А.И.Куприн. Аннотация. Реальная основа сюжета создания произведения. Барыня обозлилась на нас. Композиция рассуждения. Старик был неразговорчив и старался о себе говорить как можно меньше.

«Куприн рассказ Слон» - Делать из мухи слона - придавать чему-либо незначительному большое значение. – пересказ от имени Нади. – пересказ от имени Слона. – пересказ от имени отца. Анализ художественного рассказа Александра Куприна «Слон». Сила родительской любви. Как слон. Работа в группах. Русский геолог, исследователь Камчатки.

«Писатель Куприн» - Мог бросить рукопись ради случайно встретившегося «интересного» человека. Бурный темперамент не давал писателю подолгу заниматься литературным трудом. Работаем со второй микротемой. Одном лице -. в историю. А) совмещалось – мЕсто; Б) уличные – ЧК – ЧН; В) рыбацкую – суф.-к- от основы на –к; Г) интеЛЛигентного – слов. слово.

«Куприн Куст сирени» - 140 лет со дня рождения А.И. Куприна. Презентация биографии и творческой деятельности писателя. Учитель русского языка и литературы. Платон. 110 лет со дня рождения Сергея Ивановича Ожегова. «Куст сирени» Постановка 8 Б класса. Инсценировка рассказа А.И. Куприна «Куст сирени» (8 Б класс). Урок русского языка в 6 «а» классе.

«Белый пудель» - В Тушнова. p u d e l n. Композиция. Собаку-у!». 1 вариант. Синоним. Завязка Развязка. 6)Спасение собаки. Плескаться. Строение, соотношение, взаимное расположение частей. Подлежащее.

«Святочный рассказ» - Особенности святочного рассказа. 1.События, описанные в рассказе, происходят в канун Рождества, во время Святок. Чудо святочного рассказа. Святочный рассказ А.И.Куприна «Чудесный доктор». 3.Счастливый финал. «Каждый человек может быть добрым, сострадательным и красивым душой» А.И.Куприн. Чудо милосердия.

Всего в теме 39 презентаций