Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Пьеро ди козимо - биография художника, известные произведения, выставки. Смотреть что такое "Медичи, Пьеро ди Козимо" в других словарях

Пьеро ди козимо - биография художника, известные произведения, выставки. Смотреть что такое "Медичи, Пьеро ди Козимо" в других словарях

Пьеро ди Козимо. Смерть Прокриды. Национальная галерея. Лондон. Пьеро ди Козимо (Piero di Cosimo; собственно Пьеро ди Лоренцо, Piero di Lorenzo) (1462—1521), итальянский живописец эпохи Возрождения. Представитель флорентийской школы.… … Художественная энциклопедия

Пьеро ди Козимо - (Piero di Cosimo; собственно Пьеро ди Лоренцо, Piero di Lorenzo) (1462 1521), итальянский живописец эпохи Возрождения. Представитель флорентийской школы. Испытал влияние Филиппико Липпи, Леонардо да Винчи, Хуго ван дер Гуса. Тонкое… … Художественная энциклопедия

ПЬЕРО ДИ КОЗИМО - (Piero di Cosimo) (наст. имя Пьеро ди Лоренцо Piero di Lorenzo) (1462 1521), итальянский живописец. Представитель флорентинской школы. Ощущение поэтической красоты мира сочетал со сказочностью образов (Персей и Андромеда), выразительным… … Большой Энциклопедический словарь

ПЬЕРО ДИ КОЗИМО - (Piero di Cosimo; Piero di Lorenzo) (1462 1521), флорентийский живописец. Годы его творчества пришлись на период перехода от раннего к Высокому Возрождению. Будучи учеником Козимо Росселли, Пьеро ди Козимо сопровождал своего учителя во время… … Энциклопедия Кольера

Пьеро ди Козимо - (Piero di Cosimo) 1462, Флоренция 1521, Флоренция. Итальянский живописец. Мастер флорентийской школы. Ученик К. Россели, участвовал вместе с последним в росписях стен Сикстинской капеллы в Ватикане (1481 1482). Работал во Флоренции и Риме.… … Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

Пьеро ди Козимо - (Piero di Cosimo; собственно Пьеро ди Лоренцо, Piero di Lorenzo) (1462, Флоренция, 1521, там же), итальянский живописец флорентийской школы (См. Флорентийская школа). Испытал влияние Филиппино Липпи, Леонардо да Винчи и Хуго ван дер Гуса … Большая советская энциклопедия

Пьеро ди Козимо - (Piero di Cosimo), настоящее имя Пьеро ди Лоренцо (Piero di Lorenzo) (1462 1521), итальянский живописец флорентийской школы эпохи Возрождения. Ощущение поэтической красоты мира сочетал с тонкой стилизацией и сказочностью образов («Персей и… … Энциклопедический словарь

Пьеро-ди-Козимо - (Piero di Cosimo, 1462 1521) флорентийский живописец. Настоящее имя его было П. ди Лоренцо (по отцу), прозвище же ди Козимо утвердилось за ним потому, что он учился у Козимо Росселли и был деятельным сотрудником этого мастера в его работах. Кроме … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Пьеро ди Козимо - ПЬÉРО ДИ КÓЗИМО (Piero di Cosimo) (наст. имя Пьеро ди Лоренцо, Piero di Lorenzo) (1462–1521), итал. живописец флорентийской школы эпохи Возрождения. Ощущение поэтич. красоты мира сочетал с тонкой стилизацией и сказочностью образов (Персей и … Биографический словарь

Пьеро ди Козимо Медичи - Для информации о его внуке обратитесь к статье Медичи, Пьеро ди Лоренцо. Пьеро де Медичи, скульптура работы Мино да Фьезоле Пьеро ди Козимо де Медичи (итал. Piero di Cosimo de Medici; 1416, Флоренция 2 декабря 1469, там же) де факто правитель… … Википедия

Книги

  • , Калмыкова В.В.. В книге читатель познакомится с самыми знаменитыми портретами, созданными на протяжении пяти столетий. Портретное искусство – живописный жанр, появившийся раньше, чем натюрморт или пейзаж.… Купить за 321 руб
  • Самые знаменитые шедевры мирового портрета , Калмыкова В. В.. В книге читатель познакомится с самыми знаменитыми портретами, созданными на протяжении пяти столетий. Портретное искусство - живописный жанр, появившийся раньше, чем натюрморт или пейзаж.…

Ученик Козимо Росселли - именно поэтому его и называли ди Козимо, ибо как повествует Вазари " поистине не меньшим обязаны мы тому и не меньше должны почитать настоящим отцом того, кто обучает нас мастерству и обеспечивает нам благополучное бытие, чем родившего нас и просто давшего нам бытие."


Родился Пьеро в 1462 во Флоренции.

Годы творчества художника пришлись на период перехода от раннего к Высокому Возрождению. Будучи учеником Козимо Росселли , Пьеро ди Козимо сопровождал своего учителя во время поездки в Рим, куда тот был приглашен в 1482 году вместе с Боттичелли, Перуджино и Доменико Гирландайо для росписи стен Сикстинской капеллы - редкая удача для молодого художника!

К 1486 Пьеро ди Козимо уже начал работать самостоятельно и получил заказ от флорентийского купца Франческо Пульезе на украшение одной из комнат его дворца картинами на мифологические сюжеты. Две Сцены охоты (Нью-Йорк, музей Метрополитен) и Лесной пожар (Оксфорд, музей Ашмола), созданные в 1490–1500-е годы, являются аллегорическими изображениями древней истории человечества, переходом от от первобытного состояния к цивилизации. Человечество на картине еще примитивно, разум его блуждает в темноте, слепая жестокость правит миром - все против всех - медведя настиг голодный лев, но и на него нападает человек.

На этой стадии первобытной жизни еще нет различия, четкого и однозначного, между человеком и животными с одной стороны и человеком и такими полулюдьми, как сатиры и кентавры - с другой. Все существа противостоят друг другу, убивая бездумно и с невиданной жестокостью, не обращая внимания на грозящую всем им беду - лесной пожар. Тот самый лесной пожар, который, по словам классических авторов, дал людям возможность побороть свою первоначальную звериную природу, научив их ловить убегающих зверей и использовать пылающие поленья для первого "очага".

Когда Леонардо да Винчи вернулся во Флоренцию после многолетнего отсутствия, стало ощутимым его влияние на живопись Пьеро ди Козимо. В картинах последнего появились мягкие тени и знаменитое сфумато. Он перешел от смешанной техники – темперой и маслом – к работе одним только маслом. В этой технике художник создал одно из самых знаменитых своих произведений – Портрет Симонетты Веспуччи (ок. 1490, Шантийи, музей Конде). Симонетта Веспуччи - возлюбленная Джулиано Медичи , младшего брата флорентийского правителя Лоренцо Медичи. Первая красавица флорентийского Ренессанса, ее прозвали Несравненной, Бесподобной и Прекрасной Симонеттой. Именно она была моделью для знаменитейшего полотна Боттичелли "Рождение Венеры", и она же - на полотне Пьеро ди Козимо "Смерть Прокриды". Но об этом чуть ниже.

"Портрет Симонетты Веспуччи" (Шантильи, Музей Конде) передает одухотворенно-чувственный облик рано умершей молодой девушки, чей тонкий профиль выделяется на фоне черной тучи, прорезанной молнией, которая символизирует ее близкую смерть.

В то же самое время можно узнать что "...в новициате Сан Марко находится написанная маслом на полотне стоящая Богоматерь с младенцем на руках, а в церкви Сан Спирито во Флоренции написал он в капелле Джино Каппони образ с изображением посещения Богоматери со св. Николаем и св. Антонием, читающим с очками на носу и написанным очень бойко. Он изобразил там немного истрепанную книгу из пергамента, совсем как настоящую, а также блестящие шары в руках св. Николая с такими бликами на них, что отсветы и блеск одного шара отражаются на другом, в чем уже тогда сказались странности его ума и его стремление к трудностям, во что бы то ни стало." (Вазари)

При создании произведений на религиозные сюжеты Пьеро ди Козимо не мог соперничать с Боттичелли и Филиппино Липпи - ему никогда не удавалось достичь такого же изящества линий. В картине "Венера и Марс" (1490-е годы, Берлин-Далем) Пьеро ди Козимо пытается подражать известному произведению Боттичелли на тот же сюжет - но произведенние Ботичелли несоизмеримо более изящное и одухотворенное - о нем мы еще поговорим. Забегая вперед, я все же помещаю это произведение Боттичелли в примечаниях* - для примера и сравнения.

"Написал он и еще одну картину, на которой обнаженная Венера с Марсом, спящим, скинув подобным же образом одежды, на цветущем лугу; кругом же разные амуры туда и сюда таскают шлем, нарукавники и другие доспехи Марса. Там и миртовая роща и Купидон, испугавшийся кролика, там и голубки Венеры и другие любовные вещи. Картина эта находится во Флоренции в доме Джорджо Вазари , хранящего ее в память о Пьеро, ибо всегда ему нравились причуды этого мастера." (Вазари)

Наибольшую известность получила картина Пьеро ди Козимо зрелого периода творчества – Смерть Прокриды (Лондон, Национальная галерея). Здесь и общее настроение, и пейзаж с извилистыми линиями берега и холма вторят формам тела умирающей девушки.

История Прокриды - история запутанная, очень бурная, чрезвычайно насыщенная событиями.

Прокрида была замужем за Кефалом, сыном Деионея.

По малоизвестной версии, сначала имела связь со своим отцом Эрехтеем, от которого родила дочь Аглавру. Разделила ложе с Птелеонтом, получив в подарок золотой венок, но уличена Кефалом в измене и бежала к Миносу. По Гигину, этим Птелеонтом был её муж Кефал, облик которого изменила Эос (Эос при этом пыталась соблазнить Кефала).

На Крите она исцелила Миноса от венерической болезни, и тот подарил ей чудесного пса, от которого не мог убежать ни один зверь, и не знающее промаха копье. С Миносом она тоже разделила ложе. По другой версии, она охотилась вместе с Артемидой, но та прогнала её, узнав, что она не девственница. Прокрида рассказала Артемиде о своих несчастьях, и та обещала помочь, подарив ей пса Лелапа, чудесное копье и придав облик юноши.

Она вернулась в Афины и вызвала Кефала на состязание в охоте. С помощью чудесных копья и пса Прокрида победила в состязании, и тогда Кефал попросил чужеземца продать копье. Тогда Прокрида обещала отдать пса, если он "согласится одарить ее своей юношеской красотой". Кефал согласился возлечь с чужеземцем, тогда Прокрида открылась ему. Супруги помирились. Когда они вместе охотились, Кефал случайно метнул в неё копье и убил.

Стоит добавить, что чудесная собака Лелап - это созвездие Большой пес.

Лелап сидит справа на картине, как отдельный и важный персонаж - удивительное выражение морды собаки - оно и отрешенное и очень сочувственное, она сильнее жалеет свою хозяйку, чем кто бы то ни было. Собака полноправный, очень важный персонаж на этом полотне.

В своих произведениях Пьеро ди Козимо нередко трактовал сюжеты в причудливой манере, что породило слухи об его эксцентрическом поведении. Рассказывали, что долгие годы Пьеро ди Козимо жил в уединении, не питался ничем иным, кроме крутых яиц и всякие другие малоправдоподобные истории в большом количестве. Наряду с живописью художник занимался также устройством маскарадов, празднеств и триумфальных шествий. В дальнейшем в первых десятилетиях 16 столетия в произведениях Пьеро ди Козимо усиливается вычурность и манерность.

".. Ему был заказан образ в капелле Тебальди, церкви братьев сервитов, в той, где они хранят одежду и подушку св. Филиппа, который был из их братства. Там Пьеро написал стоящую Богоматерь без младенца, но с книгою в руке, и приподнята она от земли на пьедестал с воздетым к нему лицом, а над ней дух святой ее освящает. Задумано это так, что нет другого источника света, кроме сияния, исходящего из голубя и освещающего и ее и окружающие ее фигуры, а именно св. Маргариту и св. Екатерину, молящихся ей на коленях, и взирающих на нее стоя св. Петра и св. Иоанна Евангелиста и вместе с ними св. Филиппа, брата сервита, и св. Антония, архиепископа флорентинского. А сверх этого он написал там странный пейзаж с невиданными деревьями и какими-то гротами. И, говоря по правде, отдельные части написаны там прекрасно, как, например, некоторые лица, являющие и рисунок и изящество, не говоря уже о весьма выдержанном колорите, и нет сомнения в том, что Пьеро отлично владел масляной живописью.

Даже в старости, когда силы начали оставлять художника, он продолжал работать; одна из его поздних картин – Персей и Андромеда (ок. 1515–1520, Флоренция, галерея Уффици)

Обратите внимание, что Персей в своих крылатых сандалиях и волшебном шлеме, делавшим его невидимым, изображен на картине дважды - летящим над морем и стоящим на спине чудовища, замахивающимся мечом. Слева мучается Андромеда и прячутся, закрываясь плащами, испуганные люди, а справа народ веселится и машет лавровыми ветвями, славя героя. История - как раскадровка фильма или мультфильма - такое часто встречалось, например, на старых иконах-житиях - это придает истории и динамичности и одновременно какой-то странной статичности - события происходят и последовательно и параллельно - необычный эффект восприятия.

В живописи Ренессанса сюжеты из классической мифологии были достаточно широко распространены. Знакомство владельцев картин с античными текстами, интерес к которым оживился в то время, считалось великосветским тоном и было довольно модным. Эта картина вместе с рядом других ранее украшала стены палаццо Строцци во Флоренции.

"...Для Филиппо Строцци-старшего Пьеро написал мелкофигурную картину, на которой Персей освобождает от чудовища Андромеду и в которой отдельные части отменно хороши, ныне же она находится в доме первого камергера герцога Козимо синьора Сфорца Альмени, которому она была подарена мессером Джованни Батистой, сыном Лоренцо Строцци, поскольку этот синьор большой любитель живописи и скульптуры. И действительно, ценит он их очень высоко, ибо более красивой и более законченной живописи Пьеро не выполнял больше никогда. В самом деле, более странного и более причудливого морского чудища, чем то, которое придумал написать Пьеро, увидеть невозможно. Персей, который, паря в воздухе, смелым движением поражает его своим мечом, прикованная к скале Андромеда, лицом прекраснейшая, которая колеблется между страхом и надеждой, и множество людей на первом плане, которые в различных странных одеждах поют и играют и среди них многие смеются и радуются освобождению Андромеды, поистине божественны. Отменно прекрасен пейзаж, мягок и прелестен колорит, и насколько только возможно объединив цвета при помощи дымчатых переходов между ними, Пьеро выполнил эту вещь с предельной тщательностью."

Тонкое ощущение поэтической красоты мира сочетается в произведениях Пьеро ди Козимо с изысканной стилизацией и атмосферой сказочности. Изображая мифологические сюжеты, Пьеро ди Козимо воскрешает в памяти примитивную и дикую эру человечества, прибегая к фантазийному использованию цвета; он не отказывается и от гротескных элементов.

На полотне "Миф о Прометее" в центре, на пьедестале человеческая фигура, изваянная по образцу и подобию богов. Справа Минерва, которая помогла Прометею украсть у богов огонь и подарить его людям, вверху они вместе улетают. В тщательно разработанной сценографии, почти как в театральной пьесе, художник реализует тонкие цветовые градации и перемещает своих персонажей. Завершение истории изображено на доске, находящейся в Страсбурге: месть Юпитера, приковавшего Прометея к скале и наславшего на него орла, клюющего его печень.

"Для младшего Веспуччи, проживающего насупротив церкви Сан Микеле, что на Виа деи Серви, ныне Виа Пьер Сальвиати, он расписал одно из помещений несколькими историями с вакханалиями, изобразив там фавнов, сатиров и сильванов, а также путтов и вакханок столь необычайных, что даешься диву, видя различие мехов и одежд и разнообразие козлиных морд, изображенных изящно и весьма правдиво. На одной из историй есть Силен верхом на осле, окруженный детьми, которым он дает выпить, и веселье показано очень живо и с большим талантом".

Пьеро ди Козимо заимствовал определенную живописную технику у нидерландских мастеров - он с необычайной точностью изображал мир растений и животных.

Эта картина Пьеро посвящена так называемому "Обретению меда" - сюжет в точности соответствуя тексту "Фаст" Овидия. "Фасты" - серьезное и крупное не только по объёму, но и по значению произведение Овидия. Фасты - это календарь, содержащий в себе объяснение праздников или священных дней Рима. И вот в 3-й книге (месяц Март) в строках 713 - 808 рассказывается о праздненствах Либералии, происходивших17 марта.

Вся история последовательно, почти покадрово, как кинофильм изображает эту историю - например, можно увидеть как Силен падает с осла и как ему мажут лицо тиной.

"В сопровождении сатиров и посвященных Вакх проходит по Фракии, и, когда его спутники ударяют в кимвалы, молодой рой пчел, привлеченных шумом, собирается и следует туда, куда бы ни поманила его звонкая медь. Бог собирает отставших, заключает их в дупло и как приз подбирает мед, который находит" .

Джулиано да Сангалло - флорентийский инженер, архитектор, участвовавший, кроме многочисленных фортификаций, также в строительстве гражданских и религиозных зданий Тосканы и Рима - его род деятельности можно определить по лежащим на переднем плане, уже даже несколько в "плоскости зрителя", перу и циркулю. Зрительного контакта с изображенным нет - он там, в своем времени, в своем тосканском пейзаже, со своими мыслями, и именно эти выложенные орудия труда являются странным мостиком для взаимодействия "его" и "нас".

Пьеро ди Лоренцо , прозванный Пьеро ди Козимо, родился в 1462 г ., умер в 1521 г. — флорентинский живописец , сыр ювелира Лоренцо Кименти, ученик Козимо Росселли (отсюда прозвище). Был помощником учителя в Риме при росписи Сикстинской капеллы (писал пейзажи фонов) до 1481 г., затем жил и работал во Флоренции, незадолго до смерти был поражен параличом. Испытал воздействие Луки Синьорелли и фламандской живописи (Гуго ван дер Гуса), оказал влияние на Андреа дель Сарто и Понтормо (оба были его учениками), фра Бартоломео и Альбертинелли (с которыми работал в боттеге Росселли).
Главные работы: «Венера и Марс » (Берлин, музей); «Смерть Прокриды » (Лондон, Национальная галерея); «Женский портрет» (Шантильи, музей Конде); «Св. семейство» (Дрезден, галерея); «Непорочное зачатие » (Фьезоле, церковь Сан Франческо);

«Голова святого и мужской профиль» (Флоренция, галерея Питти); «Непорочное зачатие» и четыре сцены (кассоны) на тему мифа о Персее и Андромеде (Флоренция, Уффици); «Мадонна со святыми» в Воспитательном доме во Флоренции и «Рождество» в церкви Сан Лоренцо (там же); портреты Джулиано да Сан-галло и его отца (или Скварчалупи; Гаага, галерея); «Мадонна со св. Иоанном» — тондо (Санкт-Петербург, Эрмитаж); «Миф о Прометее» — кассоны (Мюнхен, Пинакотека); «Мадонна» (Страсбург, музей); «Иоанн Креститель » (Нью-Иорк, Метрополитен-музей);

«Иоанн Креститель» и две Мадонны (Париж, Лувр); «Оплакивание» (Перуджа, Национальная галерея); «Посещение Марией Елизаветы » (Вашингтон, Национальная галерея);

Мадонны — в галерее Боргезе в Риме, в королевском дворце в Стокгольме, в галерее Лихтенштейн в Вене. Рисунки хранятся в Уффици (Флоренция) и Альбертине (Вена).

Для Филиппо Строцци-старшего Пьеро написал мелкофигурную картину, на которой Персей освобождает от чудовища Андромеду и в которой отдельные части отменно хороши, ныне же она находится в доме первого камергера герцога Козимо синьора Сфорца Альмени, которому она была подарена мессером Джованни Батистой, сыном Лоренцо Строцци, поскольку этот синьор большой любитель живописи и скульптуры .Ц енил он их очень высоко, ибо более красивой и более законченной живописи Пьеро не выполнял больше никогда.

В самом деле, более странного и более причудливого морского чудища, чем то, которое придумал написать Пьеро, увидеть невозможно. Персей, который, паря в воздухе, смелым движением поражает его своим мечом, прикованная к скале Андромеда, лицом прекраснейшая, которая колеблется между страхом и надеждой, и множество людей на первом плане, которые в различных странных одеждах поют и играют и среди них многие смеются и радуются освобождению Андромеды, поистине божественны. Отменно прекрасен пейзаж, мягок и прелестен колорит, и насколько только возможно объединив цвета при помощи дымчатых переходов между ними, Пьеро выполнил эту вещь с предельной тщательностью.

На картине "Венера и Марс " изображена обнаженная Венера с Марсом, спящим, скинув подобным же образом одежды, на цветущем лугу; кругом же разные амуры туда и сюда таскают шлем, нарукавники и другие доспехи Марса. Здесь и миртовая роща и Купидон, испугавшийся кролика, голубки Венеры и другие любовные вещи.

На «Портрете Симонетты Веспуччи » (1480, музей Конде, Шантильи) изображена знаменитая флорентинская красавица в образе Клеопатры, со змеей (аспидом), обвивающей ее шею.

Симонетта Веспуччи была возлюбленной Джулиано Медичи, младшего брата Лоренцо Медичи. Считалась первой красавицей эпохи флорентийского Ренессанса. Служила моделью для Венеры в картине Ботичелли «Рождение Венеры», также как и в нескольких других его работах. В её честь были созданы бесчисленные поэмы и полотна художников.

Пьеро ди Козимо изобразил ее также на полотне «Смерть Прокриды ».

Здесь и общее настроение, и пейзаж с извилистыми линиями берега и холма вторят формам тела умирающей нимфы.

Даже в старости, когда силы начали оставлять художника, он продолжал работать. Одной из его поздних картин была "Персей и Андромеда" (ок. 1515-1520, Флоренция, галерея Уффици), репродукция которой была приведена выше.

Дж,Вазари писал: " ... поистине, судя по тому, что после него осталось, мы видим, что он обладал и духом весьма своеобразным и отличным от других, тонко исследующим тонкости природы, в которые он проникал, не жалея ни времени, ни трудов, а только лишь для своего удовольствия и ради самого искусства. Иначе и быть не могло, ибо так он был в него влюблен, что о своих удовольствиях и не думал и довольствовался тем, что ел одни крутые яйца, а чтобы сберечь топливо, варил их тогда, когда кипятил себе клей, и не по шесть и не по восемь, а до пяти десятков сразу; держал он их в корзине и потреблял постепенно. И подобный образ жизни так ему нравился, что всякий другой по сравнению с ним казался ему рабством. "

Так, проводя свою странную жизнь в столь странных фантазиях, он довел себя до того, что в одно прекрасное утро 1521 года его нашли мертвым под лестницей и похоронили в церкви Сан Пьеро Маджоре.

Использованы материалы

Пьеро ди Козимо , Пьеро ди Лоренцо ди Пьеро д" Антонио Убальдини (Piero di Cosimo) (1462, Флоренция - 12 апреля 1522, Флоренция) - итальянский живописец флорентийской школы. Ученик Козимо Росселли - именно поэтому его и называли ди Козимо, ибо как повествует Вазари " поистине не меньшим обязаны мы тому и не меньше должны почитать настоящим отцом того, кто обучает нас мастерству и обеспечивает нам благополучное бытие, чем родившего нас и просто давшего нам бытие."

Родился Пьеро в 1462 во Флоренции.

Годы творчества художника пришлись на период перехода от раннего к Высокому Возрождению. Будучи учеником Козимо Росселли, Пьеро ди Козимо сопровождал своего учителя во время поездки в Рим, куда тот был приглашен в 1482 году вместе с Боттичелли, Перуджино и Доменико Гирландайо для росписи стен Сикстинской капеллы - редкая удача для молодого художника!

К 1486 Пьеро ди Козимо уже начал работать самостоятельно и получил заказ от флорентийского купца Франческо Пульезе на украшение одной из комнат его дворца картинами на мифологические сюжеты. Две Сцены охоты (Нью-Йорк, музей Метрополитен) и Лесной пожар (Оксфорд, музей Ашмола), созданные в 1490–1500-е годы, являются аллегорическими изображениями древней истории человечества, переходом от от первобытного состояния к цивилизации. Человечество на картине еще примитивно, разум его блуждает в темноте, слепая жестокость правит миром - все против всех - медведя настиг голодный лев, но и на него нападает человек.


Сцены охоты . 1490-е гг. Пьеро ди Козимо. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.

На этой стадии первобытной жизни еще нет различия, четкого и однозначного, между человеком и животными с одной стороны и человеком и такими полулюдьми, как сатиры и кентавры - с другой. Все существа противостоят друг другу, убивая бездумно и с невиданной жестокостью, не обращая внимания на грозящую всем им беду - лесной пожар. Тот самый лесной пожар, который, по словам классических авторов, дал людям возможность побороть свою первоначальную звериную природу, научив их ловить убегающих зверей и использовать пылающие поленья для первого "очага".

Лесной пожар. Ок. 1500 г Пьеро ди Козимо. Ashmolean Museum, Оксфорд.

Лесной пожар. Деталь. Ок. 1500 г Пьеро ди Козимо. Ashmolean Museum, Оксфорд.

Когда Леонардо да Винчи вернулся во Флоренцию после многолетнего отсутствия, стало ощутимым его влияние на живопись Пьеро ди Козимо. В картинах последнего появились мягкие тени и знаменитое сфумато. Он перешел от смешанной техники – темперой и маслом – к работе одним только маслом. В этой технике художник создал одно из самых знаменитых своих произведений – Портрет Симонетты Веспуччи (ок. 1490, Шантийи, музей Конде). Симонетта Веспуччи - возлюбленная Джулиано Медичи, младшего брата флорентийского правителя Лоренцо Медичи. Первая красавица флорентийского Ренессанса, ее прозвали Несравненной, Бесподобной и Прекрасной Симонеттой. Именно она была моделью для знаменитейшего полотна Боттичелли "Рождение Венеры", и она же - на полотне Пьеро ди Козимо "Смерть Прокриды". Но об этом чуть ниже.

"Портрет Симонетты Веспуччи" (Шантильи, Музей Конде) передает одухотворенно-чувственный облик рано умершей молодой девушки, чей тонкий профиль выделяется на фоне черной тучи, прорезанной молнией, которая символизирует ее близкую смерть.

Портрет Симонетты Веспуччи. 1480 г.Пьеро ди Козимо. Масло. Музей Конде, Шантийи.

В то же самое время можно узнать что "...в новициате Сан Марко находится написанная маслом на полотне стоящая Богоматерь с младенцем на руках, а в церкви Сан Спирито во Флоренции написал он в капелле Джино Каппони образ с изображением посещения Богоматери со св. Николаем и св. Антонием, читающим с очками на носу и написанным очень бойко. Он изобразил там немного истрепанную книгу из пергамента, совсем как настоящую, а также блестящие шары в руках св. Николая с такими бликами на них, что отсветы и блеск одного шара отражаются на другом, в чем уже тогда сказались странности его ума и его стремление к трудностям, во что бы то ни стало." (Вазари)

Вот они, эти знаменитые блестящие и бликующие шары!

Посещение Богоматери со святыми Николаем и Антонием. 1489-90 гг. Пьеро ди Козимо. Национальная галерея искусства, Вашингтон.

При создании произведений на религиозные сюжеты Пьеро ди Козимо не мог соперничать с Боттичелли и Филиппино Липпи - ему никогда не удавалось достичь такого же изящества линий. В картине "Венера и Марс" (1490-е годы, Берлин-Далем) Пьеро ди Козимо пытается подражать известному произведению Боттичелли на тот же сюжет - но произведенние Ботичелли несоизмеримо более изящное и одухотворенное - о нем мы еще поговорим. Забегая вперед, я все же помещаю это произведение Боттичелли в примечаниях* - для примера и сравнения.

"Написал он и еще одну картину, на которой обнаженная Венера с Марсом, спящим, скинув подобным же образом одежды, на цветущем лугу; кругом же разные амуры туда и сюда таскают шлем, нарукавники и другие доспехи Марса. Там и миртовая роща и Купидон, испугавшийся кролика, там и голубки Венеры и другие любовные вещи. Картина эта находится во Флоренции в доме Джорджо Вазари, хранящего ее в память о Пьеро, ибо всегда ему нравились причуды этого мастера." (Вазари)

Венера, Марс и Купидон. 1490 г. Пьеро ди Козимо.

Венера, Марс и Купидон. Деталь. 1490 г. Пьеро ди Козимо. Государственные музеи, Берлин.

Венера, Марс и Купидон. Деталь. 1490 г. Пьеро ди Козимо. Государственные музеи, Берлин.

Наибольшую известность получила картина Пьеро ди Козимо зрелого периода творчества – Смерть Прокриды (Лондон, Национальная галерея). Здесь и общее настроение, и пейзаж с извилистыми линиями берега и холма вторят формам тела умирающей девушки.

История Прокриды - история запутанная, очень бурная, чрезвычайно насыщенная событиями.

Прокрида была замужем за Кефалом, сыном Деионея.
По малоизвестной версии, сначала имела связь со своим отцом Эрехтеем, от которого родила дочь Аглавру. Разделила ложе с Птелеонтом, получив в подарок золотой венок, но уличена Кефалом в измене и бежала к Миносу. По Гигину, этим Птелеонтом был её муж Кефал, облик которого изменила Эос (Эос при этом пыталась соблазнить Кефала).
На Крите она исцелила Миноса от венерической болезни, и тот подарил ей чудесного пса, от которого не мог убежать ни один зверь, и не знающее промаха копье. С Миносом она тоже разделила ложе. По другой версии, она охотилась вместе с Артемидой, но та прогнала её, узнав, что она не девственница. Прокрида рассказала Артемиде о своих несчастьях, и та обещала помочь, подарив ей пса Лелапа, чудесное копье и придав облик юноши.
Она вернулась в Афины и вызвала Кефала на состязание в охоте. С помощью чудесных копья и пса Прокрида победила в состязании, и тогда Кефал попросил чужеземца продать копье. Тогда Прокрида обещала отдать пса, если он "согласится одарить ее своей юношеской красотой". Кефал согласился возлечь с чужеземцем, тогда Прокрида открылась ему. Супруги помирились. Когда они вместе охотились, Кефал случайно метнул в неё копье и убил.

Стоит добавить, что чудесная собака Лелап - это созвездие Большой пес.
Лелап сидит справа на картине, как отдельный и важный персонаж - удивительное выражение морды собаки - оно и отрешенное и очень сочувственное, она сильнее жалеет свою хозяйку, чем кто бы то ни было. Собака полноправный, очень важный персонаж на этом полотне.

Смерть Прокриды. ок.1500 г. Пьеро ди Козимо.

Смерть Прокриды. Деталь. ок.1500 г. Пьеро ди Козимо. Масло. Национальная галерея, Лондон.

Смерть Прокриды. Деталь. ок.1500 г. Пьеро ди Козимо. Масло. Национальная галерея, Лондон.

В своих произведениях Пьеро ди Козимо нередко трактовал сюжеты в причудливой манере, что породило слухи об его эксцентрическом поведении. Рассказывали, что долгие годы Пьеро ди Козимо жил в уединении, не питался ничем иным, кроме крутых яиц и всякие другие малоправдоподобные истории в большом количестве. Наряду с живописью художник занимался также устройством маскарадов, празднеств и триумфальных шествий. В дальнейшем в первых десятилетиях 16 столетия в произведениях Пьеро ди Козимо усиливается вычурность и манерность.

".. Ему был заказан образ в капелле Тебальди, церкви братьев сервитов, в той, где они хранят одежду и подушку св. Филиппа, который был из их братства. Там Пьеро написал стоящую Богоматерь без младенца, но с книгою в руке, и приподнята она от земли на пьедестал с воздетым к нему лицом, а над ней дух святой ее освящает. Задумано это так, что нет другого источника света, кроме сияния, исходящего из голубя и освещающего и ее и окружающие ее фигуры, а именно св. Маргариту и св. Екатерину, молящихся ей на коленях, и взирающих на нее стоя св. Петра и св. Иоанна Евангелиста и вместе с ними св. Филиппа, брата сервита, и св. Антония, архиепископа флорентинского. А сверх этого он написал там странный пейзаж с невиданными деревьями и какими-то гротами. И, говоря по правде, отдельные части написаны там прекрасно, как, например, некоторые лица, являющие и рисунок и изящество, не говоря уже о весьма выдержанном колорите, и нет сомнения в том, что Пьеро отлично владел масляной живописью.

Непорочное зачатие. 1505 г.Пьеро ди Козимо. Галерея Уффици, Флоренция.

Даже в старости, когда силы начали оставлять художника, он продолжал работать; одна из его поздних картин – Персей и Андромеда (ок. 1515–1520, Флоренция, галерея Уффици)
Обратите внимание, что Персей в своих крылатых сандалиях и волшебном шлеме, делавшим его невидимым, изображен на картине дважды - летящим над морем и стоящим на спине чудовища, замахивающимся мечом. Слева мучается Андромеда и прячутся, закрываясь плащами, испуганные люди, а справа народ веселится и машет лавровыми ветвями, славя героя. История - как раскадровка фильма или мультфильма - такое часто встречалось, например, на старых иконах-житиях - это придает истории и динамичности и одновременно какой-то странной статичности - события происходят и последовательно и параллельно - необычный эффект восприятия.

В живописи Ренессанса сюжеты из классической мифологии были достаточно широко распространены. Знакомство владельцев картин с античными текстами, интерес к которым оживился в то время, считалось великосветским тоном и было довольно модным. Эта картина вместе с рядом других ранее украшала стены палаццо Строцци во Флоренции.

"...Для Филиппо Строцци-старшего Пьеро написал мелкофигурную картину, на которой Персей освобождает от чудовища Андромеду и в которой отдельные части отменно хороши, ныне же она находится в доме первого камергера герцога Козимо синьора Сфорца Альмени, которому она была подарена мессером Джованни Батистой, сыном Лоренцо Строцци, поскольку этот синьор большой любитель живописи и скульптуры. И действительно, ценит он их очень высоко, ибо более красивой и более законченной живописи Пьеро не выполнял больше никогда. В самом деле, более странного и более причудливого морского чудища, чем то, которое придумал написать Пьеро, увидеть невозможно. Персей, который, паря в воздухе, смелым движением поражает его своим мечом, прикованная к скале Андромеда, лицом прекраснейшая, которая колеблется между страхом и надеждой, и множество людей на первом плане, которые в различных странных одеждах поют и играют и среди них многие смеются и радуются освобождению Андромеды, поистине божественны. Отменно прекрасен пейзаж, мягок и прелестен колорит, и насколько только возможно объединив цвета при помощи дымчатых переходов между ними, Пьеро выполнил эту вещь с предельной тщательностью." (Вазари)

Персей и Андромеда .ок.1510 г.Пьеро ди Козимо.

Персей и Андромеда . Деталь. ок.1510 г.Пьеро ди Козимо. Масло. Галерея Уффици, Флоренция.

Персей и Андромеда . Деталь. ок.1510 г.Пьеро ди Козимо. Масло. Галерея Уффици, Флоренция.

Персей и Андромеда . Деталь. ок.1510 г.Пьеро ди Козимо. Масло. Галерея Уффици, Флоренция.

Тонкое ощущение поэтической красоты мира сочетается в произведениях Пьеро ди Козимо с изысканной стилизацией и атмосферой сказочности. Изображая мифологические сюжеты, Пьеро ди Козимо воскрешает в памяти примитивную и дикую эру человечества, прибегая к фантазийному использованию цвета; он не отказывается и от гротескных элементов.
На полотне "Миф о Прометее" в центре, на пьедестале человеческая фигура, изваянная по образцу и подобию богов. Справа Минерва, которая помогла Прометею украсть у богов огонь и подарить его людям, вверху они вместе улетают. В тщательно разработанной сценографии, почти как в театральной пьесе, художник реализует тонкие цветовые градации и перемещает своих персонажей. Завершение истории изображено на доске, находящейся в Страсбурге: месть Юпитера, приковавшего Прометея к скале и наславшего на него орла, клюющего его печень.

Миф о Прометее. 1515г. Пьеро ди Козимо. Масло. Старая Пинакотека, Мюнхен.

"Для младшего Веспуччи, проживающего насупротив церкви Сан Микеле, что на Виа деи Серви, ныне Виа Пьер Сальвиати, он расписал одно из помещений несколькими историями с вакханалиями, изобразив там фавнов, сатиров и сильванов, а также путтов и вакханок столь необычайных, что даешься диву, видя различие мехов и одежд и разнообразие козлиных морд, изображенных изящно и весьма правдиво. На одной из историй есть Силен верхом на осле, окруженный детьми, которым он дает выпить, и веселье показано очень живо и с большим талантом".
Пьеро ди Козимо заимствовал определенную живописную технику у нидерландских мастеров - он с необычайной точностью изображал мир растений и животных.

Эта картина Пьеро посвящена так называемому "Обретению меда" - сюжет в точности соответствуя тексту "Фаст" Овидия. "Фасты" - серьезное и крупное не только по объёму, но и по значению произведение Овидия. Фасты - это календарь, содержащий в себе объяснение праздников или священных дней Рима. И вот в 3-й книге (месяц Март) в строках 713 - 808 рассказывается о праздненствах Либералии, происходивших17 марта

В честь тебя, Либер, дают возлиянью названье "либамен",
И освященный пирог "либою" также зовут.
Богу пекут пироги, ибо он наслаждается соком
Сладким, а мед, говорят, тоже был Вакхом открыт.

Шел меж сатирами он с побережья песчаного Гебра
(Не ожидайте дурных шуток в сказанье моем!)
И до Родопы дошел, до цветистого кряжа Пангея;
Громко кимвалов его звон раздавался кругом.

Стаи неведомых тут насекомых на шум прилетели,
Пчелы то были: на звук меди несутся они.
Тотчас же рой их собрал и в полом дупле заключил их
Либер, и был за труды желтый наградою мед.

Только сатиры и лысый старик отведали меда,
Сотов искать золотых стали повсюду в лесу.
Роя Силен услыхал жужжание в вязе дуплистом,
Соты увидел в дупле и притаился старик.

Ехал лентяй на осле, который сгибался под ношей;
Вот он его прислонил к вязу, где было дупло,
Сам же встал на осла, на ствол опираясь ветвистый,
И ненасытной рукой мед потащил из дупла.

Тысячи шершней летят и, на череп его обнаженный
Тучей нещадною сев, жалят курносого в лоб.
Падает он кувырком, под копыта осла попадает
И, созывая своих, кличет на помощь себе.

Все тут сатиры бегут и над вздутою рожей отцовской
Громко хохочут, а он еле встает, охромев.
С ними хохочет и бог, старику велит смазаться тиной;
И, повинуясь, Силен грязью марает лицо.

Либеру мед по душе, и поэтому мы запекаем
С медом ему пироги как изобретшему мед,
А почему пироги эти месят жены, не тайна:
Тирсом своим этот бог женщин сбирает толпу.

А почему же старух для этого надо? Старухи
Любят вино, и к лозе винной пристрастны они.
Ну, а венки из плюща? Это Вакха любимая зелень,
А почему, я тебе без промедленья скажу:
С Нисы пришли, говорят, и от мачехи спрятали нимфы
Мальчика, скрыв колыбель зеленью веток плюща.

Вся история последовательно, почти покадрово, как кинофильм изображает эту историю - например, можно увидеть как Силен падает с осла и как ему мажут лицо тиной.

"В сопровождении сатиров и посвященных Вакх проходит по Фракии, и, когда его спутники ударяют в кимвалы, молодой рой пчел, привлеченных шумом, собирается и следует туда, куда бы ни поманила его звонкая медь. Бог собирает отставших, заключает их в дупло и как приз подбирает мед, который находит" .

Обретение меда. 1505-1510 гг.Пьеро ди Козимо. . Масло. Worcester Art Museum, Worcester.

Невезение Силена. 1505-1510 гг.Пьеро ди Козимо. . Масло. Fogg Art Museum, Harvard University, Cambridge

Обратите внимание на дерево "с лицом"! - оно типично для Козимо - сравните с деревом, к которому привязана Андромеда!

Еще обязательно хотелось бы показать два замечательных портрета, замечательную, похожую на портрет Марию Магдалину и совершенно необычное, непривычное "Распятие".

Портрет Джулиано да Сангалло. Пьеро ди Козимо.

Джулиано да Сангалло - флорентийский инженер, архитектор, участвовавший, кроме многочисленных фортификаций, также в строительстве гражданских и религиозных зданий Тосканы и Рима - его род деятельности можно определить по лежащим на переднем плане, уже даже несколько в "плоскости зрителя", перу и циркулю. Зрительного контакта с изображенным нет - он там, в своем времени, в своем тосканском пейзаже, со своими мыслями, и именно эти выложенные орудия труда являются странным мостиком для взаимодействия "его" и "нас".

Так же лишен зрительного контакта и очень понравившийся лично мне "Портрет женщины". Это полотно настолько индивидуально и при всей своей камерной замкнутости - ее подчеркивает и тотально черный цвет почти везде - черзвычайно оригинально - оригинальней всех мохнатых фавнов и соответственно ситуации наряженных Персеев и Силенов. Сливочным лунным оттенком из темноты выступает лицо женщины, чуть-чуть другой оттенок - ее рубашка и сгустившийся, но все тот же желтоватый оттенок - ее покрывало. Удивительная, необычно магическая картина. - das_gift.

Портрет женщины. 1500 -е.Пьеро ди Козимо. Палаццо Питти, Флоренция.

То, что изображенная Мария Магдалина не настоящая грешница-святая каким-то образом заметно сразу - по скрытой улыбке, по красиво рассыпанным по плечам, перевитыми жемчугом волосами, по позе - но зато мы получаем новое произведение, необычное, милое, кокетливое даже, а не еще одно каноническое изображение.

Святая Мария Магдалина. (Портрет женщины, одетой как Магдалина") 1490-е. Пьеро ди Козимо. Темпера. Национальная галерея античного искусства, Рим.

И еще - довольно необычное изображение распятого Христа. Сама трактовка весьма далека от трактовки, присущей Ренессансу. Это так называемое Распятие Христа-Царя - ("Христос Царь Славы", "Христос Триумфатор") - редкая иконография сцены Распятия, изображающая Иисуса Христа одетым. Пьеро ди Козимо изображает спасителя как Бога, небесного царя, превозмогшего страдания тела, дух которого победил плоть, в роскошном одеянии и короне. Моменты, указывающие на страдания Христа - стигматы и чаша, сам крест - кажутся побочными и не имеют драматического воздействия. В эпоху Ренессанса, когда страдания Спасителя изображались как страдания обыкновенного человека, а не бога, едва ли можно найти другой такой пример средневекового подхода к этой теме. Христос не ранен и не страдает, его одежды не разыграны солдатами. Его глаза открыты, лицо радостно и спокойно, поскольку он - Победитель Смерти. Он одет в пурпурный хитон (colobium) с золотыми клавами - вертикальными полосами, в облачении епископа являющимися атрибутом проповедника.

Распятие. Пьеро ди Козимо. Музей изящных искусств, Будапешт.

Название её "Христос Царь Славы" взято из 23 Псалма (Пс. 23: 9-10):
"Возьмите, врата, князи (навершия) ваша, и возьмитеся врата вечная: и внидет Царь Славы. Кто есть сей Царь Славы; Господь Сил, Той есть Царь Славы".
Псалом трактуется в контексте разрушения Спасителем ада в момент сошествия. Иисус сравнивается с победителем, идущим сквозь триумфальные врата, причем врата ада не могут вместить его и слова псалма призывают поднять вратам выше свои своды. Таким образом, Распятие "Христос Царь Славы" как бы изображает Господа Великой субботы в окровавленной царской багрянице, готового попрать ад и освободить его узников.

Умер Пьеро ди Козимо от чумы в апреле 1522 года.

1.*
Венера и Марс. 1483 г. Сандро Ботичелли. Темпера. Национальная галерея, Лондон.

Настоящее имя этого художника – Пьеро ди Лоренцо ди Пьеро д,Антонио Убальдини. Он родился в 1462 году во Флоренции и прожил почти всю жизнь в этом чудесном городе. Естественно, что его творчество относится к флорентийской школе живописи. Художник учился у другого флорентийского мастера – Козимо Росселли, по имени которого и получил свое прозвище. Отцом мальчика был тосканский золотых дел мастер, ювелир. Возможно, профессия отца сказалась на выборе профессии сына и отразилась на его скрупулезном подходе к изображению деталей.

Ди Козимо повезло родиться в уникальную эпоху, когда развитие искусства достигло невероятного уровня и масштабов. В этот период творили многие великие художники, которые оказали серьезное влияние на творческую манеру мастера. В первую очередь, на него воздействовало искусство его учителя Росселли. В течение двух лет двадцатилетний художник трудился вместе со своим учителем над созданием ряда фресок . Вернувшись в родную Флоренцию, он продолжал работать над церковными образами, создавая полотна для церкви Святого Михаила (Сан Микеле), собора Святого Духа (Сан Спирито), в капелле Тебальди церкви, принадлежащей братству сервитов – Ордену служения Девы Марии.

Творческий стиль мастера формировался под влиянием передовой итальянской и нидерландской живописи. На него оказали огромное влияние такие мастера, как , Филиппо Липпи и Хуго ван дер Гус. Но наибольшего успеха в живописи ему удалось достигнуть только ближе к концу своей жизни, когда он познакомился с творчеством , фра Бартоломео и находящегося в расцвете творческого пути Леонардо да Винчи.

За два десятка лет до смерти Пьеро ди Козимо увлекся мистическими сюжетами в живописи, которые ему исключительно хорошо удавались. Многие исследователи его творчества и живописной манеры подчеркивали очень развитую фантазию художника и прекрасное воплощение его особого видения в картинах. Известно, что мастер виртуозно изображал растительный и животный мир. В его технике четко прослеживается влияние голландской манеры живописи, с четкими силуэтами, тщательнейшей детализацией, скрупулезным выписыванием подробностей. Примером органичного сплава итальянской и голландской живописной школы стал знаменитый портрет Симонетты Веспуччи в профиль, с обнаженной грудью и со змеей, обвивающей ее колье. В картине множество тщательно оформленных и выписанных деталей, прекрасная цветовая гамма и традиционный для флорентийского портрета выбор положения головы портретируемого в профиль.

Мастер никогда не был придворным художником богатого и просвещенного семейства Медичи, редко бывал в обществе и не вращался в официальных сферах, предпочитая работать над индивидуальными заказами. Их он исполнял мастерски. Его работы можно изучать часами, рассматривая множество мелких элементов, украшения, рисунок на ткани, как на портрете Симонетты, сложное плетение кос с жемчужными заколками, невероятные пальмы и экзотические растения, потрясающую цветовую гамму, как в «Зачатии Марии», сложные композиции в многофигурных полотнах на религиозную тематику.

В произведениях мастера сочетается итальянская живописность, сочные, но гармонично подобранные цвета и тонкая проработка всех элементов картины, характерная для нидерландского стиля. Но творчество ди Козимо отличается особой лиричностью, пристрастным подходом, отражением личных переживаний художника. Он прожил всего 60 лет, но оставил после себя довольно много полотен, позволяющих нам оценить его достижения в творчестве. В большинстве случаев это портреты известных людей и картины на религиозную и мистическую, мифическую тематику.

Скончался художник в 1521 году в своей любимой Флоренции.