Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Описание штольца кратко. Штольц и Обломов: взаимоотношения (по роману "Обломов")

Описание штольца кратко. Штольц и Обломов: взаимоотношения (по роману "Обломов")

Штольца сформировался под влиянием двух сил – мягкой и жесткой, на стыке двух культур – русской и немецкой. От отца он получил «трудовое, практическое воспитание», а мать приобщала его к прекрасному, пыталась вложить в душу маленького Андрея любовь к искусству, к красоте. Его матери «в сыне…мерещился идеал барина», а отец приучал его к тяжелому, совсем не барскому труду.

Практический ум, жизнелюбие, смелость помогли Штольцу добиться успеха после того, как он уехал по настоянию отца в Петербург…

По замыслу Гончарова, Штольц – новый тип русского прогрессивного деятеля. Однако он не изображает героя в конкретной деятельности. Автор только информирует читателя о том, де бывал Штольц, чего достиг. Он «служил, вышел в отставку…занялся своими делами, … нажил дом и деньги, … выучил Европу, как свое имение, … видел Россию вдоль и поперек, … ездит в свет».

Если говорить об идейной позиции Штольца, то он «искал равновесия практических сторон с тонкими потребностями духа». Штольц мог контролировать свои чувства и «боялся всякой мечты». для него заключалось в постоянстве. По словам Гончарова, он « знал цену редким и дорогим свойствам и так скупо тратил их, что его звали эгоистом, бесчувственным…». Одним словом, гончаров создал такого героя, какого давно не хватало России. Для автора Штольц – это та сила, которая способна возродить обломовых и уничтожить обломовщину. По-моему, Гончаров несколько идеализирует образ Штольца, ставя его в пример читателю как безупречного человека. Но к концу романа получается, что спасение не пришло к России с появлением Штольца. Добролюбов объясняет это тем, что « теперь для них нет почвы» в российском обществе. Для более продуктивной деятельности штольцев необходимо достичь некоторого компромисса с обломовыми. Именно поэтому Андрей Штольц берет на воспитание сына Ильи Ильича.

Штольц – безусловно, антипод Обломова. Каждая черта характера первого – резкий протест против качеств второго. Штольц любит жизнь – Обломов часто впадает в апатию; Штольц обладает жаждой деятельности, для Обломова лучшая деятельность – отдых на диване. Истоки этой противоположности – в воспитании героев. Читая описание жизни маленького Андрея, невольно сопоставляешь его с жизнью Илюши. Таким образом уже в самом начале романа предстают пред читателем два абсолютно разных характера, два жизненных пути…

Проследим за развитием их личностей с самого детства и постараемся дать ответ на вопрос, который является темой сочинения: «Кто нужен России: Обломов или Штольц?»

Андрей Иванович Штольц воспитывался в небогатой семье. Отец его был обрусевший немец. Мать - русская дворянка. Все дни семьи проходили в работе. Когда Штольц подрос, отец стал брать его в поле, на базар, заставлял выполнять необходимую работу. В то же время он обучал его наукам, немецкому языку. Затем Штольца стали отправлять в город с поручениями, «и никогда не случалось, чтобы он забыл что-нибудь, переиначил, недоглядел, дал промах». Мать учила его литературе и сумела дать прекрасное духовное воспитание сыну. Штольц сформировался сильным, умным, активным человеком. Гончаров показывает его, как настоящего «немца», «железного» человека, то есть идеального физически, но черствого душевно.

О характере героев говорит и их образ жизни. Обломов проводит свою жизнь на диване. Он ничего не делает, ничем не интересуется, он не может заставить себя дочитать книгу «Путешествие в Африке». Штольц же ведет деятельную, активную жизнь. Благодаря своему труду, силе воли, терпению, предприимчивости он стал богатым и известным человеком. Счастье для Обломова - это полное спокойствие и хорошая еда. И он достиг этого: спокойно спал на диване и вкусно ел. Но, несмотря на все имеющиеся между ними различия, Штольц с Обломовым были друзья, друзья с детства. Их сближают замечательные черты характеров: честность, доброта, порядочность.

Можно еще сказать о любви Обломова к Ольге Ильинской, если это, конечно, можно назвать любовью. Чтобы добиться ее взаимности, он стал больше читать, ездить по музеям, гулять, но это изменение было только внешнее. Внутри Илья Ильич оставался прежним Обломовым.

Одна из главных мыслей романа заключается в том, что бездействие может погубить все лучшие качества человека, разрушить его личность, а труд на благо людей с выгодой для себя может принести счастье в жизни. Из романа видно, что Штольц по своим убеждениям - либерал, он понимает необходимость перемен, без которых любое развитие невозможно. Обломов же консервативен, он считает, что перемены не нужны вообще, так как они, по его мнению, принесут смуту и нарушат покой, значит, можно оставить все как есть. А оставлять все как есть нельзя, потому что в моей стране сегодня накопилось множество проблем, которые надо срочно решать, поэтому я считаю, что России нужен современник, больше похожий на Штольца с его созидательным умом, творческой энергией и душевной добротой Обломова

В духе традиции, созданной русскими писателями, И. А. Гончаров подвергает своего героя величайшему испытанию - испытанию любовью. Чувство к Ольге Ильинской, девушке огромной душевной силы, могло бы воскресить Обломова. Но И. А. Гончаров - реалист, и он не может показать счастливый финал романа. «Отчего погибло все? Кто проклял тебя, Илья? Что сгубило тебя?» - с горечью пытается понять Ольга. И дает ответ на эти вопросы, совершенно точно определив имя этого зла - обломовщина. И не один Илья Ильич стал ее жертвой. «Наше имя легион!» - говорит он Штольцу. И действительно, поражены «обломовщиной», стали ее жертвами почти все герои романа: и , и Агафья Пшеницына, и Штольц, и Ольга.

Абсолютная противоположность Обломову – Штольц, который становится воплощением расчета, деятельности, силы, решимости, целеустремленности. В немецком воспитании Штольца главным было развитие натуры самостоятельной, деятельной, целеустремленной. При описании жизни Штольца Гончаров чаще всего употребляет слова «твердо», «прямо», «шёл». И сама фамилия Штольца – резкая, отрывистая, и вся его фигура, в которой не было ни доли округлости и мягкости, как в облике Обломова, - всё это выявляет его немецкие корни. Вся его жизнь была прочерчена раз и навсегда, воображение, мечты и страсти не вписывались в его жизненную программу: «Кажется, и печалями, и радостями он управлял как движением рук». Наиболее ценимое качество в человеке для Штольца – «настойчивость в достижении цели», правда, при этом Гончаров добавляет, что от качества самой цели уважение к настойчивому человеку у Штольца не зависело: «Людям с этой настойчивостью он никогда не отказывал в уважении, как бы ни были не важны их цели».

Цель жизни Штольца, как он ее формулирует, - труд и только труд. На вопрос Обломова: «Для чего жить?» - Штольц, ни минуты не задумавшись, отвечает: «Для самого труда, больше ни для чего». Несколько настораживает это однозначное «больше ни для чего». Результаты труда Штольца имеют вполне ощутимый «материальный эквивалент»: «Он и в самом деле нажил дом и деньги». О характере деятельности Штольца Гончаров говорит весьма обтекаемо, вскользь: «Он участвует в какой-то компании, отправляющей товары за границу». Впервые в русской литературе появилась попытка показать положительный образ предпринимателя, который, не имея при рождении богатства, добивается его своим трудом.

Пытаясь возвысить своего героя, Гончаров убеждает читателя, что от матери – русской дворянки – Штольц воспринял умение чувствовать, ценить любовь: «он выработал сам себе убеждение, что любовь, с силой Архимедова рычага, движет миром». Однако в любви Штольца все подчинено рассудку, не случайно «разумный» Штольц так никогда и не понял, что произошло между Обломовым и Ольгой, что стало основой их любви: «Обломова! Не может быть! – прибавил опять утвердительно. – Тут есть что-то: вы не поняли себя, Обломова или, наконец, любви!», «Это не любовь, это что-нибудь другое. У вас до сердца и не доходило: воображение и самолюбие, с одной стороны, слабость – с другой». Штольц так и не понял, что любовь бывает разная, а не только такая, которую просчитал он. Не случайно это неумение принять жизнь в ее разнообразии, непредсказуемости в конце концов приводит к «обломовщине» и самого Штольца. Полюбив Ольгу, он уже готов остановиться, замереть. «Нашел свое, - думал Штольц. – Дождался!.. вот оно, последнее счастье человека! Всё найдено, нечего искать, некуда больше идти!» Уже став женой Штольца, испытывая к нему настоящую любовь, понимая, что она нашла в нем свое счастье, Ольга часто задумывается о будущем, ее страшит эта «тишина жизни»: «Что же это? – думала она. – Куда же идти? Некуда! Дальше нет дороги. Ужели нет, ужели ты совершила круг жизни? Ужели тут всё, всё?»

Многое может сказать о героях их отношение друг к другу. Обломов искренне любит Штольца, в нем по отношению к другу чувствуется истинное бескорыстие и великодушие, можно вспомнить, например, его радость счастью Штольца и Ольги. В отношениях со Штольцем проявляется красота души Обломова, его способность думать о смысле жизни, деятельности, о направленности её на человека. Обломов предстает как человек, который страстно ищет, хотя и не находит норму жизни. В Штольце по отношению к Обломову есть какое-то «недочувствие», он не способен на тонкие душевные движения: с одной стороны, искренне сочувствует Илье Ильичу, любит его, с другой – часто по отношению к Обломову оказывается не столько другом, сколько «грозным учителем». Штольц был для Ильи Ильича воплощением той бурной жизни, которая всегда пугала Обломова, от которой он пытался спрятаться. На горькое и досадное Обломова: «Жизнь трогает», Штольц тут же откликается: «И слава Богу!». Штольц искренне и настойчиво пытался заставить Обломова жить более активно, однако эта настойчивость иногда становилась жёсткой, а порой и жестокой. Не щадя Обломова и не считая, что имеет на это право, Штольц затрагивает самые болезненные воспоминания об Ольге, без малейшего уважения к жене друга говорит: «Да ты оглянись, где ты и с кем ты?» Сама фраза «теперь или никогда» грозная и неотвратимая, тоже была противоестественна мягкой натуре Обломова. Очень часто в разговоре с другом Штольц употребляет слова «я встряхну тебя», «ты должен», «надо жить иначе»». Штольц начертал план жизни не только себе, но и для Обломова: «Ты должен жить с нами, вблизи нас. Мы с Ольгой так решили, так и будет!» Штольц «спасает» Обломова от его жизни, от его выбора – и в этом спасении видит свою задачу.

Какова та жизнь, в которую он хотел вовлечь друга? Содержание недели, которую Обломов провел со Штольцем, по своей сути отличалось от сна на Гороховой улице. Были в этой неделе и какие-то дела, обед с золотопромышленником, чай на даче в большом обществе, однако Обломов очень точно назвал это суетой, за которой не видно человека. В свою последнюю встречу с другом Штольц сказал Обломову: «Ты знаешь меня: я давно задал себе эту задачу и не отступлюсь. До сих пор меня отвлекали разные дела, а теперь я свободен». Вот и проявилась основная причина – разные дела, которые отвлекали Штольца от жизни друга. И действительно, между появлениями Штольца в жизни Обломова – как провалы, как пропасти – проходят годы: «Штольц не приезжал несколько лет в Петербург», «год прошел со времени болезни Ильи Ильича», «пятый год пошел, как мы не виделись». Не случайно ещё при жизни Обломова между ним и Штольцем «отверзлась бездна», «воздвиглась каменная стена», причем эта стена существовала только для Штольца. И еще при жизни Обломова Штольц похоронил друга однозначным приговором: «Ты погиб, Илья!»

Отношение автора к Штольцу неоднозначно. Гончаров, с одной стороны, надеялся, что в скором времени «много штольцев явится под русскими именами», с другой – понимал, что в художественном отношении назвать образ Штольца удачным, полнокровным вряд ли возможно, признавался, что образ Штольца «слаб, бледен - из него слишком голо выглядит идея».

Проблема героя в романе «Обломов» связана с авторскими размышлениями о настоящем и будущем России, о родовых чертах русского национального характера. Обломов и Штольц – не просто разные человеческие характеры, это различные системы нравственных ценностей, разное мировосприятие и представление о человеческой личности. Проблема героя состоит в том, что ни Обломову, ни Штольцу автор не отдает предпочтения, за каждым из них оставляя свое право на истину и выбор жизненного пути.

Меню статьи:

Роман Гончарова Обломов в первую очередь запоминается своим героем Ильей Ильичем Обломовым, который ведет апатичный, бездейственный способ жизни. В противовес ленивому Обломову изображен его друг – Андрей Иванович Штольц – человек незнатного происхождения, который, благодаря своему трудолюбию, удостаивается личного дворянского титула.

Семья и происхождение Андрея Штольца

В отличие от большинства главных героев романа, Андрей Иванович Штольц не являлся потомственным дворянином, как и его отец – Иван Богданович Штольц. Титул дворянина Андрей Иванович получил гораздо позже, благодаря своему трудолюбию и усердию на службе, дослужившись до должности надворного советника.

Отец Андрея Ивановича имел немецкие корни, около двадцати лет тому он оставил свою родину и отправился в поисках лучшей судьбы, которая закинула его из родной Саксонии в деревню Верхлево. Здесь, неподалеку от Обломовки, Штольц был управляющим, а также занимался учительской деятельностью. Благодаря своему трудолюбию ему удалось значительно накопить капитал и удачно жениться. Женой его стала молодая девушка из обедневшего дворянского рода. Иван Богданович был довольно счастливым человеком в семейной жизни.

Дорогие читатели! На нашем сайте вы можете ознакомиться с образом Ольги Ильинской в романе И. Гончарова “Обломов”

Вскоре у них родился сын, которого назвали Андреем. Мальчик оказался способным к наукам, он легко освоил базовые знания и активно принимал участие в работах на фабрике и в поле, где активно перенимал знания отца в области агрономии.

Жили Штольцы всегда скромно – отец копил деньги для сына и не тратил их на лишние вещи. По мнению обломовцев, Штольцы жили крайне бедно – еда их не отличалась жирностью, в рационе были простые блюда.


Вскоре отец отправил Андрея на обучение в университет, мать тяжело переживала разлуку с сыном. Встретить его после окончания университета она не смогла – женщина умерла. По традиции отец отправляет сына в свободное плавание. Для него как немца это было обыденной вещью, чего не скажешь о местном населении, но так как матери на тот момент уже не было в живых, то перечить Ивану Богдановичу было некому.

Образование и воспитание Андрея Штольца

Воспитание Андрея Ивановича Штольца с первых дней отличалось от традиционно принятой в обществе системы воспитания. В кругу дворян было принято баловать своих детей и всячески их опекать, однако немецкие корни отца не дают ему права придерживаться такой модели воспитания. Иван Богданович с самого детства старался воспитать сына таким образом, чтобы облегчить его дальнейшую жизнь. Он часто ходил с отцом на фабрику и на пашню, принимал активное участие во всех подготовительных работах, что немало огорчало мать, которая хотела воспитать его в классических традициях дворян.

Предлагаем вашему вниманию ознакомиться с биографией Ивана Гончарова – трилогией длиною в жизнь.

Отец «принял» своего маленького сына на работу в должности мастерового и платил ему за его работу 10 рублей в месяц. Это не было формальностью – Андрей Иванович действительно отрабатывал эти деньги и даже расписывался в специальной книге о их получении, подобно всем работникам Штольца.


Такое трудовое воспитание скоро принесло свои положительные результаты – в 14 лет Андрей Штольц был абсолютно самостоятельным мальчиком и мог в одиночку ездить в город по поручению отца. Андрей Иванович всегда точно выполнял поручения отца и никогда ничего не забывал.

Как и все дети, Андрей Штольц был активным и любознательным ребенком, он постоянно принимал участие в различных шалостях. Однако такая непоседливость не помешала Штольцу получить хорошее образование. Азы он получил в домашних условиях, а затем обучался в пансионе, организованном его отцом для местных детей. После окончания пансиона Штольц продолжает свое обучение в университете.

Андрей Иванович, подобно дворянам, знал французский язык и был обучен музыкальной грамоте, после чего активно играл вместе с матерью на фортепиано в четыре руки. Кроме этого Андрей Иванович знал немецкий язык.

Внешность Андрея Штольца

Гончаров не предоставляет читателям описание внешности Андрея Ивановича во времена его детства и юности. Мы знакомимся с Штольцом во времена его зрелости. Андрей Иванович – ровесник Ильи Ильича Обломова, однако внешне Штольц выглядит значительно моложе своего возраста. Причиной этого стал его активный способ жизни. Андрей Иванович в тридцать лет был хорошо сложенным человеком с атлетической комплекцией. В его телосложении не было ничего лишнего, он по своей комплекции напоминал английскую лошадь, так как подобно ей состоял их мускулов и костей.

Глаза его были зеленого цвета, в них читалось что-то детские, они отличались выразительностью.

Кожа его была смуглая. На этом скудное описание Андрея Ивановича Штольца заканчивается.

Характеристика личности

В образе Штольца в первую очередь бросается в глаза его трудолюбие и страсть к обучению. Еще будучи ребенком, он активно познает мир, старается перенять все знания отца.

Андрей Иванович много времени проводит в путешествиях – таким образом он не просто развлекается и отдыхает, Штольц в своих поездках видит возможность обменятся знаниями и перенять опыт ведения дел у иностранных знакомых. Штольц постоянно что-то изучает, читает различные книги.

Андрей Иванович не пренебрегает светским обществом, его часто можно видеть в свете.

Андрей Иванович – честный и искренний человек, но он напрочь лишенный романтизма. Штольц даже не умеет мечтать, он приземленный, практичный человек. Он сохранил детскую живость и активность –

Андрей Иванович постоянно чем-то занят. Штольц умеет ценить свое время и проводить его с пользой. Андрей Иванович умеет рационально распределить свое время, благодаря этому он успевает сделать много дел и везде успеть. Несмотря на такую внешнюю жесткость и прагматичность, Андрей Иванович не лишен способности к сопереживанию и состраданию, однако он не привык демонстрировать свои чувства при людях. Андрей Иванович – очень сдержанный человек, он умеет управлять своими чувствами и никогда не бывает их заложником.

Жизнь Штольца не такая беззаботная, как это может показаться на первый взгляд, но он не привык никому жаловаться или винить кого-то другого в своих неудачах – все неудачи он связывает в первую очередь с личными недоработками. Андрей Иванович – сильная личность, он не привык отступать перед трудностями и прикладывает все усилия, чтобы их преодолеть.

Он никогда не терялся в сложных ситуациях – Штольц в жизни руководствуется здравым смыслом – его сложно выбить из колеи.

Штольц любит порядок во всем – у него отведено свое место для всех его письменных принадлежностей, бумаг и книг. Андрей Иванович всегда раскладывает свои вещи «на место» и никак иначе.

Андрей Иванович, бесспорно, обладает целеустремленностью и настойчивостью, он способен упорно работать для достижения поставленной цели.

Штольц умеет оценить свои достоинства. Он мало беспокоится о том, что про него говорят люди. Андрей Иванович – человек открытый. Он охотно знакомится с новыми людьми, готов поддерживать со своими знакомыми дружеские отношения.

Илья Обломов и Андрей Штольц

Илья Ильич Обломов и Андрей Штольц были друзьями с самого детства. Они росли в соседних деревнях, поэтому были знакомы с детских лет. После того, как отец Андрея Ивановича открыл пансион, общение Андрея Ивановича и Ильи Ильича перешло на новый уровень – за время совместной учебы они крепко сдружились, несмотря на разницу в характерах и происхождении. Андрей Иванович часто выполнял задания Обломова из жалости к своему другу – ленивый Илья часто пренебрегал выполнением заданий, не мог себя заставить что-либо выучить – большинство заданий выполнял Штольц. Делал он это не из-за корыстных целей – им руководствовали исключительно дружеские чувства и желание помочь своему товарищу.

Время от времени Андрей Иванович приезжает к своему другу на съемную квартиру и пытается его расшевелить. В один из таких визитов Штольц решает кардинально изменить жизнь своего друга – он насильно вовлекает его в круговорот светской жизни. Жалобы на усталость Обломова умиляют Штольца, но он все же целенаправленно идет к цели. Андрей Иванович совершает немыслимое – успешно агитирует Обломова поехать вместе с ним за границу и даже помогает ему организовать сборы, но планируемая поездка не совершается – влюбленный Обломов решает остаться с предметом своего обожания, а не присоединиться к другу. Обиженный апатией Обломова Штольц некоторое время не общается с ним, а занимается своими делами. В следующую встречу Штольц без тени обиды приходит в гости к своему другу и обнаруживает, что его опять накрыло волной Обломовщины, но, на этот раз, он уже не настолько активно пытается вытащить Обломова из его болота лени.

Несмотря на такие существенные разногласия в характере, темпераменте и способе жизни, Штольц и Обломов сохраняют свою дружбу. Этому парадоксу находится два объяснения. Первое заключается в том, что их дружба зародилась его в их детские годы, а второе в том, что они оба в первую очередь в человеке видят положительные качества характера. Исходя из этого, Штольц замечает не лень Обломова и его апатию, а добрый нрав Ильи Ильича.

Время от времени Андрей Иванович занимается делами своего друга – так как он не может перебороть свою лень и наладить дела в своем поместье самостоятельно, а лишь нанимает людей на роль управляющего, которые не пренебрегают воспользоваться доверчивостью и необразованностью Обломова в делах ведения хозяйства в свою пользу.

Несмотря на все старания Штольца, ему так и не удалось вытащить своего друга из болота обломовщины. Илья Ильич начал сожительствовать с владелицей снимаемого жилья и вскоре у них родился сын, которого назвали в честь Штольца – Андреем. После смерти Ильи Ильича Штольц берет на воспитание его сына и занимается делами Обломовки до совершеннолетия маленького Андрея.

Андрей Штольц и Ольга Ильинская

Ольга Ильинская и Андрей Штольц были давними знакомыми. Значительная разница в возрасте не позволила изначально построить им какие-либо отношения, кроме дружеских. Андрей Иванович воспринимал Ольгу, несмотря на то, что девушке было 20 лет, как ребенка (на тот момент Штольцу было 30). Сама же девушка питает симпатию к Штольцу, но сделать первый шаг не решается.

Андрей Иванович непреднамеренно становится причиной самой большой трагедии в жизни девушки – в один из вечеров он знакомит Ольгу со своим другом – Ильей Обломовым. Игнорирование Ольги как женщины со стороны Штольца стало причиной романа между Обломовым и Ильинской. Несмотря на искренность чувств влюбленных и серьезность их намерений дальше тайной помолвки дело не пошло – Обломов и Ильинская расстаются.

Ольга Сергеевна уезжает за границу, где встречает ничего не подозревающего об ее неудачном романе Штольца. Андрей Иванович часто посещает Ильинских – он приносит Ольге цветы и книги, а затем поспешно удаляется работать. Незаметно для себя Штольц влюбляется и впервые в своей жизни становится заложником чувств. Штольц решает, что его жизнь уже будет немыслима без этой милой девушки и делает Ольге предложение. Ильинская оказывается в затруднительном положении – отношения с Обломовым напрочь отбили у нее желание связывать себя узами брака с кем-либо, девушка не решается дать какой-либо ответ Штольцу и поэтому решается все рассказать ему об их взаимоотношениях с Обломовым. После этого разговора многое в сознании Штольца становится на свои места, ему теперь понятны причины нежелания ехать Обломова заграницу, Андрей Иванович также ясно осознает, почему помолвка Ильинской и Обломова не закончилась свадьбой – ленивая обломовщина все-таки затянула окончательно его друга в свое болото.

Несмотря на такой пессимизм Ольги, Андрей Иванович не отказывается от своего намерения и вскоре времени он становится мужем Ольги Ильинской. Неизвестно как происходила их свадьба, но точно известно, что в браке и Ольга и Андрей смогли себя реализовать и достичь гармонии. Нельзя сказать, что брак с Штольцем стер неприятные воспоминания об отношениях с Обломовым, но, со временем Ольга стала гораздо спокойнее относиться к этому периоду в своей жизни.

Ольга оказалась хорошей мамой – у них в браке рождаются дети. Гармония в отношениях Ольги и Андрея была достигнута в первую очередь схожестью их характера и отношению к жизни – и Ольга, и Андрей привыкли быть активными деятелями, они готовы к переменам и преодолению жизненных сложностей, поэтому такой брак их не тяготит. Ольга становится мамой не только своим детям, но и сыну Ильи Обломова – ее бескорыстие и ее мужа, доброжелательное отношение и позитивный настрой позволили создать не только гармоничную платформу для развития собственных детей, но и для маленького Андрюши, к которому они относились как к своему ребенку.

Таким образом, Андрей Иванович Штольц сумел не поддаться характерной лени большинства дворян и добиться значительных результатов в нескольких видах деятельности – он зарекомендовал себя и как хороший хозяин владений, и как хороший друг, и как замечательный муж и отец. Его активная жизненная позиция позволила ему стать гармоничной личностью и принести счастье в жизнь других людей.

Характеристика Андрея Штольца в романе “Обломов”: описание внешности, характера, происхождения в цитатах

5 (100%) 4 votes

Образ Андрея Штольца в романе Гончарова Обломов

В романе Гончарова главный герой Илья Ильич Обломов последовательно противопоставлен в личной и общественной жизни своему другу-антиподу Андрею Штольцу: у них разная сила характера, деловые качества, происхождение, воспитание, образование, убеждения и все остальное, у них фактически нет ничего общего. В своей статье «Что такое обломовщина?» («Отечественные записки», 1859 год) критик Н. А. Добролюбов даже называет Штольца «противоядие Обломову».

Описывая в первой главе второй части романа характер Штольца, Гончаров будто специально стремился увеличить контраст между героями и подчеркнуть их непохожесть. Например, Обломов очень остро чувствует всю неестественность петербургской жизни. Он пробовал служить, но не смог объяснить себе, зачем это нужно, пробовал всячески отлынивать от работы и в конце концов подал в отставку. Штольц же считает жизнь буржуазно-делового Петербурга нормой, он так же некритично к ней относится, как Обломов некритично относится к жизни в Обломовке. Штольц - делец, далекий и от дворянской лени, и от служебного карьеризма. Гончаров особо ценил в своем герое то, что в нем деловая хватка сочетается с культурой.

Планы Штольца весьма прогрессивны для своего времени: он предлагает отмену крепостного права, организацию хозяйства нового типа на месте прежнего поместья, устройство школ, пристаней, шоссейных дорог, ярмарок. Тогда Обломовка превратится в благоустроенное, культурное имение, обогащающее не только владельца, но и работника, а в конечном счете все государство.

Штольц не говорит о высоких общественных интересах, которые так любят обсуждать патриоты, зато он успешно решает свои коммерческие житейские проблемы. Он воплощает образ деятельного человека, в котором так нуждается Россия, стоящая на пороге новых исторических условий. В этом герое писатель видит удачно найденный баланс. Гончаров писал: «Как в организме нет у него ничего лишнего, так и в нравственных отправлениях своей жизни он искал равновесия практических сторон с тонкими потребностями духа».

У Штольца есть желание получить доступ в высший социальный слой, но также у него есть и желание трудиться. Гончаров подчеркивал, что Штольц имеет два начала - немецкое и русское, в нем автор показывал идеальное соединение душевной тонкости русской матери и прогрессивных, рациональных качеств от отца-немца. Вопрос о смысле жизни не встает перед ним, так как труд на пользу общества органично сочетается у Штольца с желанием блага для себя. Для Гончарова не важно, чем занимается Штольц, а важно то, что в нем сочетается любовь к труду с любовью к личной пользе, то есть он исповедует философию труда.

Именно Штольц в IV главе произнес слово «обломовщина», которое, по мнению Н. А. Добролюбова, «служит ключом к разгадке многих явлений русской жизни, и оно придает роману Гончарова гораздо более общественного значения, нежели сколько имеют его все наши обличительные повести» (статья «Что такое обломовщина?»).

Получается, что Штольц - полная противоположность Обломову. Если Обломов воплощает Россию уходящую, которая не может приспособиться к новым историческим обстоятельствам, то Штольц - Россию новую, какой ее хотел видеть Гончаров. При этом жизненные принципы Штольца, по свидетельству Добролюбова и других современников писателя, не свойственны русским деловым людям 50-х годов XIX века. Гончаров очень хорошо это понимал и поэтому сделал Штольца полунемцем, воспитанным в бюргерской семье, но выросшим и сформировавшимся как личность в России. Добролюбов не спорил с этим, но отмечал, что «штольцев, людей с цельным, деятельным характером, при котором всякая мысль тотчас же является стремлением и переходит в дело, еще нет в жизни нашего общества».

Добролюбов отмечает трудолюбие и жажду деятельности Штольца, но он не понимает, «как он ухитряется делать что-нибудь порядочное там, где другие ничего не могут сделать». Также критик задавался вопросом о том, как Штольц может «успокоиться на своем одиноком, отдельном, исключительном счастье.», когда «под ним болото», а недалеко от него - Обломовка.

Кто такой Штольц? Гончаров не заставляет читателя ломать голову над этим вопросом. В первых двух главах второй части идет подробный рассказ о жизни Штольца, о тех условиях, в которых формировался его деятельный характер. «Штольц был немец только вполовину, по отцу; мать его была русская; веру он исповедовал православную, родная речь его была русская…». Гончаров вначале пытается показать, что Штольц скорее русский, нежели немец: ведь самое главное – вера и язык у него такие же, как и у русских. Но чем дальше, тем больше начинают проступать в нем качества немца: самостоятельность, упорство в достижении своих целей, бережливость.
Неповторимый характер Штольца сформировался под влиянием двух сил – мягкой и жесткой, на стыке двух культур – русской и немецкой. От отца он получил «трудовое, практическое воспитание», а мать приобщала его к прекрасному, пыталась вложить в душу маленького Андрея любовь к искусству, к красоте. Его матери «в сыне…мерещился идеал барина», а отец приучал его к тяжелому, совсем не барскому труду.
Практический ум, жизнелюбие, смелость помогли Штольцу добиться успеха после того, как он уехал по настоянию отца учиться в Петербург…
По замыслу Гончарова, Штольц – новый тип русского прогрессивного деятеля. Однако он не изображает героя в конкретной деятельности. Автор только информирует читателя о том, де бывал Штольц, чего достиг. Он «служил, вышел в отставку…занялся своими делами, … нажил дом и деньги, … выучил Европу, как свое имение, … видел Россию вдоль и поперек, … ездит в свет».
Если говорить об идейной позиции Штольца, то он «искал равновесия практических сторон с тонкими потребностями духа». Штольц мог контролировать свои чувства и «боялся всякой мечты». Счастье для него заключалось в постоянстве. По словам Гончарова, он « знал цену редким и дорогим свойствам и так скупо тратил их, что его звали эгоистом, бесчувственным…». Одним словом, гончаров создал такого героя, какого давно не хватало России. Для автора Штольц – это та сила, которая способна возродить обломовых и уничтожить обломовщину. По-моему, Гончаров несколько идеализирует образ Штольца, ставя его в пример читателю как безупречного человека. Но к концу романа получается, что спасение не пришло к России с появлением Штольца. Добролюбов объясняет это тем, что « теперь для них нет почвы» в российском обществе. Для более продуктивной деятельности штольцев необходимо достичь некоторого компромисса с обломовыми. Именно поэтому Андрей Штольц берет на воспитание сына Ильи Ильича.
Штольц – безусловно, антипод Обломова. Каждая черта характера первого – резкий протест против качеств второго. Штольц любит жизнь – Обломов часто впадает в апатию; Штольц обладает жаждой деятельности, для Обломова лучшая деятельность – отдых на диване. Истоки этой противоположности – в воспитании героев. Читая описание жизни маленького Андрея, невольно сопоставляешь его с жизнью Илюши. Таким образом уже в самом начале романа предстают пред читателем два абсолютно разных характера, два жизненных пути…