Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Неореализм и реализм в русской литературе – это: черты и основные жанры. Вопросы и задания

Неореализм и реализм в русской литературе – это: черты и основные жанры. Вопросы и задания

Какие признаки реализма вы можете назвать?

Среди черт реализма - правдивое изображение жизни во всем ее многообразии, историзм, изображение типических героев в типических обстоятельствах (в то время как романтики стремятся изображать исключительных героев, действующих в нетипичных, исключительных обстоятельствах). В реалистических произведениях индивидуальные отличия героев по внешности, темпераменту, умственным и нравственным качествам сочетаются с общими, социально-историческими чертами характера (система взглядов на мир). Общее проявляется через индивидуальное в герое произведения. Обобщение черт многих людей в образе одного человека составляет литературный тип. Личность человека раскрывается в ее развитии. Примером тому служит развитие образа Онегина, подробно проанализированное выше. Иногда развитие осуществляется противоречиво, что объясняется не столько противоречиями внутри духовного мира героя, а противоречиями самой действительности. Писатели-реалисты не только прослеживают влияние среды на формирование мировоззрения и характера человека, но и влияние личности на окружение, на создание самой среды. Конфликт в реалистическом произведении очень часто выражается в конфликте между отдельной личностью и обществом, например в "Горе от ума" Грибоедова происходит идейно-нравственное столкновение Чацкого и фамусовского общества. При создании образа литературного героя писатели-реалисты выступают как психологи, глубоко проникая во внутренний мир человека, мотивируя его поведение психологически. Некоторые исследователи теории литературы выдвигают в качестве одного из реалистических принципов энциклопедизм, т. е. всестороннее рассмотрение предмета или явления.

Почему можно утверждать, что каждое литературное направление стремится отразить правду жизни?

И классицисты, и сентименталисты, и романтики стремятся изображать жизнь правдиво, естественно, рисовать реальные ситуации, происходящие в жизни. Однако у них другой метод подхода к отбору и изображению жизненных фактов, нежели у писателей реалистического направления. Они объясняют изображаемые факты со своих эстетических позиций (преобладание долга над чувством, культ чувства, противоречие между мечтой и действительностью и т. д.). Эти писатели создавали прекрасные произведения, которые можно назвать великими. Реалистические произведения, в отличие от них, характеризуются стремлением, как было уже сказано, всесторонне охватить жизнь и постичь личность героя и его поступки путем анализа его взаимодействия с окружающим миром.

Что привлекает вас в героях реалистических произведений?

Это зависит не только от реализма как метода постижения писателем действительности и создания реалистических характеров, а от художественного мастерства, владения приемами исследования этих характеров. Привлекает яркость героев, их жизненность, богатый нравственный потенциал, раскрываемый постепенно при жизни разных поколений читателей. Реалистические герои романа "Евгений Онегин" заставляют задуматься над тем, как сохранить и преумножить свои лучшие личностные свойства в неблагоприятной окружающей среде, которая формирует иные, эгоистические, взгляды на жизнь, в отношении к людям.

Может ли сказка быть реалистическим произведением?

Вопрос требует неоднозначного ответа. Обратимся к рассуждениям одного из ведущих современных специалистов в области сказковедения профессора Т. В. Зуевой: "Содержание сказки не вписано в реальное пространство и время, однако они сохраняют жизненное правдоподобие, наполняясь правдивыми бытовыми деталями. Развлекательный характер не противоречит идейной устремленности сказки - выражению сочувствия беззащитным и невинно гонимым <…>. Реагируя на многие жизненные проблемы, сказки предлагали их справедливое, но утопическое разрешение. Сюжет сказки мог философски восприниматься в качестве метафоры реальных человеческих отношений, находил бесконечные жизненные аналогии <…>. В основе сказки всегда лежит антитеза между мечтой и действительностью, которая получает полное, но утопическое разрешение".

Может ли басня быть реалистическим произведением?

Баснописец действует в рамках того литературного направления, к которому он принадлежит. В. И. Коровин прекрасно показывает сходство и отличие басен под названием "Волк и Ягненок" у Ж. Лафонтена, А. П. Сумарокова, Г. Р. Державина и И. А. Крылова. Басни Крылова - реалистические произведения.

Попробуйте доказать, что прозаические произведения Пушкина, которые вы изучали, можно назвать реалистическими произведениями.

В 7 классе мы читали и изучали повесть "Барышня-крестьянка" и "Дубровский", в 8-м - повесть "Капитанская дочка". Кроме того, я и мои близкие друзья, вдохновленные уроками нашей учительницы Ольги Борисовны, самостоятельно прочитали все "Повести Белкина", а также "Пиковую даму", спектакль по которой мы ходили смотреть в Театр им. Е. Вахтангова. Реалистическими произведения Пушкина можно назвать потому, что в них отражены реальные социально-философские конфликты, характерные для второй половины XVIII - первой трети XIX века, значительного этапа русской истории. Проблемы взаимоотношения народа и власти, нравственного облика властителя, справедливости и милосердия, истинной любви и дружбы, чести и достоинства личности - ведущие для этих произведений. Герои в них обрисованы разносторонне, в связи с конкретными историческими условиями. Таковы Кирила Петрович Троекуров, отец и сын Дубровские, семьи Гриневых и Мироновых, Маша Миронова и Петр Гринев, и Екатерина II. "Повести Белкина" очень интересно построены, в них Пушкин ведет полемику с эстетикой романтической повести, которой в 30-е годы XIX века зачитывались молодые читатели, особенно провинциальные барышни, и формировали свои жизненные идеалы. Пушкин в начале каждой повести создает романтическую ситуацию, а развитие сюжета приводит героев, как правило, к реалистической развязке. Например, Алексей Берестов казался очень загадочным романтическим юношей, разочарованным, много испытавшим, а на самом деле оказался простым и добрым малым, любившим играть с крестьянскими девушками и ухаживать за ними. Коллизия со сватовством Алексея и Лизы, которую затеяли их отцы, заканчивается вполне благополучно и ко всеобщему удовольствию. Оказалось, что герои уже выбрали друг друга.

Несомненно. Сатира, как и басня, вписывается в систему эстетических взглядов, составляющих то или иное литературное направление. Нам известны классицистические сатиры, комедии, эпиграммы. Реалистическая сатира основана на тех же принципах и подходах, что и любое другое произведение реализма (см. ответ на первый вопрос). Иное дело - использование специфических приемов сатиры, например гиперболы, гротеска, несоответствие личностных притязаний реальной оценке возможностей героя. "Ревизор" Н. В. Гоголя, "Сказки" М. Е. Салтыкова - Щедрина, комедия А. С. Грибоедова "Горе от ума" - примеры реалистической сатиры.

Каким героем вы считаете Руслана? Можно ли считать, что он романтический герой?

Поэма "Руслан и Людмила" А. С. Пушкина - волшебная сказка, в которой слышатся отголоски русских народных сказок и былин. В. Г. Белинский заметил, что в ней нет признаков романтизма, она принадлежит к числу переходных пьес А. С. Пушкина, характер которых составляет подновленный классицизм. Есть другая точка зрения Э. Бабаева: в поэме Пушкин стремился к русскому реалистическому стилю и отвергал условности классицизма и сентиментализма ради "поэзии действительной". По-видимому, Руслана, скорее всего, можно отнести к сказочным героям, романтикам по духовному складу.

Как доказать, что - реалистический герой?

В ответе на второй вопрос по всему тексту романа "Евгений Онегин" уже была доказана принадлежность Онегина к героям реалистическим. Герой дан в развитии, действует в типических обстоятельствах, во многом противостоит той среде, которая его сформировала. Характер героя изображен разносторонне, со всеми достоинствами и противоречиями. Реалистичности изображения героя способствует показ его взаимоотношений с автором романа, сопоставление их восприятия действительности.

Можно ли утверждать, что такие разные люди, как Евгений Онегин и Владимир Ленский, - реалистические герои? Напишите сравнительную характеристику героев.

Да, они оба реалистические герои, хотя и очень отличающиеся друг от друга (об Онегине как реалистическом герое см. вопрос 9, о Ленском - вопрос 10). Чтобы написать сравнительную характеристику героев, нужно отметить хладнокровное и разочарованное отношение к жизни Онегина и восторженность, свойственную романтикам, Ленского. Важно сравнить условия их формирования: одного - в России, в высшем свете, другого - в Германии, в Геттингенском университете, в центре немецкой романтической философии. Онегин был проницателен, давал точные характеристики людям, Ленский совершенно не разбирался в жизни. Так, Онегин сразу увидел разницу между Ольгой и Татьяной, отдав предпочтение старшей сестре, Ленский же был пленен простодушным пасторальным образом Ольги, всецело повторявшей типичные черты уездных барышень с их ограниченными интересами. Между тем очень многое влекло друг к другу молодых людей, и эту общность тоже можно отметить - интеллектуализм, разносторонние духовные интересы.

Как объяснить, что Владимира Ленского часто считают романтическим героем? Как это опровергнуть, если такое утверждение неверно?

Те, кто утверждают, что Владимир Ленский - романтический герой, обычно смешивают два понятия: романтик и романтический герой. Ленский - поэт-романтик, который формировался под влиянием немецкого романтизма, "поклонник Канта", он пел "нечто и туманну даль" и т. д. Ленский был романтиком в жизни. Однако Пушкин в изображении Ленского руководствовался реалистическим подходом, правдиво отразил его характер, увлечения, направления в развитии его как личности и поэта, обстоятельства его гибели, возможные перспективы судьбы. Некоторая добродушная ирония в адрес своего героя также свидетельствует о реалистической оценке образа в контексте духовной жизни первой четверти XIX века. Итак, образ Ленского - это реалистическое изображение Поэта-романтика.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Вопросы и ответы к теме «Реализм» уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    1. Жизнь каких слоев общества показана в романе А. С. Пушкина "Евгений Онегин"? А. Поместное дворянство Б. Барская Москва В. Губернское чиновничество Г. Высший свет Петербурга Д. Крепостное крестьянство Е. Разночинная интеллигенция 2. О ком из героев романа А. С. Пушкина "Евгений Онегин" А. И. Герцен сказал: "Он никогда не становится на сторону правительства", но "никогда не способен встать на сторону народа"? А. Ленский Б. Онегин В. Отец Ларин Г. Муж Татьяны Лариной 3. О ком из персонажей романа "Евгений Онегин" А.
    Мнение Герцена о том, что Владимир Ленский представил собой отрадное явление, но был убит за дело, а иначе не смог бы остаться благородным, прекрасным явлением, достаточно глубока. Сам поэт, пытаясь обрисовать возможную будущую судьбу Ленского, указывает возможный вариант его развития - превращение в доброго патриархального хозяина с доброй же, гостеприимной и глупой женой (Ольгой). Ленский был слишком оторван от жизни и слишком плохо понимал людей, чтобы быть действительным талантом, все
    Повествовательная часть романа построена по четкому и стройному плану. Первая и вторая главы - широко развернутая экспозиция: автор знакомит нас с главными героями своего романа, дает им характеристику на фоне быта: в первой главе - Онегину, во второй - Ленскому и семье Лариных). Завязка основной сюжетной линии (последовательного ряда событий) - письмо Татьяны к Онегину, приведенное к третьей главе. В четвертой главе кульминационный момент (точка наивысшего напряжения действия) в сюжетной
    Пафос (ог греч. pathos - страдание, воодушевление, страсть) - яркое эмоциональное выражение главной мысли произведения. Известный русский критик В. Г. Белинский рассматривал пафос как "идею-страсть", которую художник "созерцает... не рассудком, не чувством... но всею полнотою и целостью своего нравственною бытия". Пафос Художественного Произведения - вдохновение, переживание душевного подъема, вызванное определенной идеей, событием или картиной. Пафос - это своеобразная "душа произведения".
    Идея Произведения - основная мысль произведения, выраженная посредством художественных образов. Идея произведения должна вытекать из тех событий, действий, характеров, которые с помощью художественных средств созданы писателем, т. е. художественно воплощены. Если же идея высказывается писателем не логикой художественных образов, а в прямых рассуждениях (собственных или героев-резонеров), такая идея называется тенденцией. Идеи могут быть истинными и ложными, прогрессивными и консервативными, революционными и реакционными. По словам Н. Чернышевского, истинная идея "приучает отвращаться от всего пошлого,
    Жанр произведения - сентиментальный роман. Жанровый подзаголовок - "Из воспоминаний мечтателя". Композиционно состоит из четырех новелл, рассказывающих о четырех романтических ночах из жизни главного героя. Эти лучшие ночи в его жизни заканчиваются с наступлением хмурого дождливого утра. Завязка действия - бесцельное блуждание главного героя по Петербургу и почти детективный сюжет, связанный со знакомством с Настенькой. Действие получает дальнейшее развитие, в котором раскрывается история Настеньки (так зовут девушку). Читатель находится в напряжении до самого
    1. Где происходит действие пьесы А. Н. Островского "Гроза"? А. Провинциальный город Б. Петербург В. Москва 2. Кто из названных героев не является персонажем пьесы А. Н. Островского "Гроза"? А. Кудряш Б. Калиныч В. Тихон Г. Варвара 3. Какой конфликт лежит в основе пьесы А. Н. Островского "Гроза"? А. Социальный Б. Семейно-бытовой В. Психологический Г. Идеологический 4. Какого героя можно охарактеризовать, используя слова "деспотизм", "грубость", "невежество", "произвол", "самодурство"? А. Борис Б. Кабаниха В. Дикой Г. Феклуша 5. К характеристике какого персонажа применимы слова "ханжество", "лицемерие", "домостроевщина", "суеверность", "тирания"? А. Дикой Б.

Что такое реализм в литературе? Он является одним из наиболее распространенных направлений, отражающий в себе реалистичное изображение действительности. Главной задачей данного направления выступает достоверное раскрытие явлений, встречающихся в жизни, при помощи детального описания изображенных героев и тех ситуаций, которые с ними происходят, посредством типизации. Важным является отсутствие приукрашивания.

Вконтакте

Среди прочих направлений только в реалистическом особое внимание уделяется верному художественному изображению жизни, а не появившейся реакции на определенные жизненные события, например, как в романтизме и классицизме. Герои писателей-реалистов предстают перед читателями именно такими, какими они были представлены авторскому взору, а не такими, которыми бы их хотел видеть писатель.

Реализм как одно из распространенных направлений в литературе, обосновалось ближе к середине 19 века после своего предшественника – романтизма. 19 век впоследствии обозначается как эпоха реалистичных произведений, однако романтизм не прекратил свое существование, он лишь замедлился в развитии, постепенно превратившись в неоромантизм.

Важно! Определение этого термина было впервые введено в литературную критику Д.И. Писаревым.

Основные признаки данного направления следующие:

  1. Полное соответствие действительности, изображенной в каком-либо произведении картины.
  2. Правдивая конкретная типизация всех деталей в образах героев.
  3. Основой является конфликтная ситуация между человеком и обществом.
  4. Изображение в произведении глубоких конфликтных ситуаций , драматизм жизни.
  5. Особое внимание автора уделено к описанию всех явлений окружающей среды.
  6. Значительной чертой данного литературного направления считается значительное внимание писателя к внутреннему миру человека, его душевному состоянию.

Основные жанры

В любом из направлений литературы, в том числе и в реалистичном, складывается определенная система жанров. Особое влияние на ее развитие оказали именно прозаические жанры реализма, вследствие того, что больше остальных подходили для более правильного художественного описания новых реалий, их отражения в литературе. Произведения этого направления подразделяется на следующие жанры.

  1. Социально-бытовой роман, который описывает жизненный уклад и определенный тип характеров, присущий для данного уклада. Хорошим примером социально-бытового жанра стала «Анна Каренина».
  2. Социально-психологический роман, в описании которого можно увидеть полное детальное раскрытие человеческой личности, его личности и внутреннего мира.
  3. Реалистический роман в стихах является особенной разновидностью романа. Замечательным примером данного жанра является « », написанный Александром Сергеевичем Пушкиным.
  4. Реалистический философский роман содержит в себе извечные размышления на такие темы как: смысл существования человека , противостояние добрых и злых сторон, определенное предназначение человеческой жизни. Примером реалистического философского романа является « », автор которого – Михаил Юрьевич Лермонтов.
  5. Рассказ.
  6. Повесть.

В России его развитие началось 1830-х годах и стало последствием конфликтной обстановки в различных сферах общества, противоречия высших чинов и обычного народа. Писатели стали обращаться к актуальным проблемам своего времени.

Таким образом начинается быстрое развитие нового жанра – реалистического романа, в котором, как правило, описывалась тяжелая жизнь простого народа, их тягости и проблемы.

Начальным этапом развития реалистического направления в русской литературе является «натуральная школа». В период «натуральной школы» литературные произведения в большей степени стремились к описанию положения героя в обществе, его принадлежности к какому-либо роду профессии. Среди всех жанров ведущее место занимал физиологический очерк .

В 1850–1900-х годах реализм стал называться критическим, так как главной целью стала критика происходящего, отношения между определенным человеком и сферами общества. Рассматривались такие вопросы, как: мера влияния общества на жизнь отдельного человека; действия, способные изменить человека и окружающий его мир; причина отсутствия счастья в человеческой жизни.

Данное литературное направление стало крайне популярным в отечественной литературе, так как русские писатели смогли сделать мировую жанровую систему более богатой. Возникли произведения с углубленными вопросами философии и морали .

И.С. Тургенев создал идеологический тип героев, характер, личность и внутреннее состояние которого напрямую зависело от оценивания автором мировоззрения, нахождения определенного смысла в концепциях их философии. Такие герои подвластны идеям, которым следуют до самого конца, развивая их как можно сильнее.

В произведениях Л.Н. Толстого развивающаяся в период жизни персонажа система идей определяет форму его взаимодействия с окружающей действительностью, зависит от нравственности и личных характеристик героев произведения.

Родоначальник реализма

Звание зачинателя данного направления в отечественной литературе было по праву присуждено Александру Сергеевичу Пушкину. Он общепризнанный основоположник реализма в России. «Борис Годунов» и «Евгений Онегин» считаются ярким примером реализма в отечественной литературе тех времен. Также отличающими образцами стали такие произведения Александра Сергеевича, как «Повести Белкина» и «Капитанская дочка».

В творческих произведениях Пушкина постепенно начинает развиваться классический реализм. Изображение личности каждого героя писателя всесторонен в стремлении описать сложность его внутреннего мира и состояния души , которые раскрываются очень гармонично. Воссоздание переживаний определенной личности, ее нравственного облика помогает Пушкину преодолеть присущие иррационализму своеволие описания страстей.

Герои А.С. Пушкина выступают перед читателями с открытыми сторонами своего существа. Писатель уделяет особое внимание описанию сторон человеческого внутреннего мира, изображает героя в процессе развития и становления его личности, на которые влияют действительность общества и окружающей среды. Этому послужило его осознания в необходимости изображения конкретного исторически-национального своеобразия в чертах народа.

Внимание! Реальность в изображении Пушкина собирает в себе точное конкретное изображение деталей не только внутреннего мира определенного персонажа, но и мира, который его окружает, включая в себя его детальное обобщение.

Неореализм в литературе

Новые философско-эстетические и бытовые реалии рубежа XIX–XX веков поспособствовали видоизменению направления. Реализованное в два раза, это видоизменение приобрело название неореализм, которое обрело популярность в период XX века.

Неореализм в литературе состоит из многообразия течений, так как его представители имели различных художественный подход к изображению реальности, включающий в себя характерные черты реалистичного направления. В его основе лежит обращение к традициям классического реализма XIX века, а также к проблемам в социальной нравственной, философской и эстетической сферах действительности. Хорошим примером, содержащим в себе все эти черты, является произведение Г.Н. Владимова «Генерал и его армия», написанное в 1994 году.

Вопросы и задания

1. Какие признаки реализма вы можете назвать?

2. Почему можно утверждать, что каждое литературное направление стремится отразить правду жизни?

3. Что привлекает вас в героях реалистических произведений?

4. Может ли сказка быть реалистическим произведением?

5. Может ли басня быть реалистическим произведением?

6. Попробуйте доказать, что прозаические произведения Пушкина, которые вы изучали, можно назвать реалистическими произведениями.

8. Каким героем вы считаете Руслана? Можно ли считать, что он романтический герой?

9. Как доказать, что Евгений Онегин – реалистический герой?

10. Можно ли утверждать, что такие разные люди, как Евгений Онегин и Владимир Ленский, – реалистические герои? Напишите сравнительную характеристику героев.

11. Как объяснить, что Владимира Ленского часто считают романтическим героем? Как это опровергнуть, если такое утверждение неверно?

Михаил Юрьевич Лермонтов
(1814–1841)

Судьба и поэзия Михаила Лермонтова овеяны глубоким трагизмом. Известный исследователь творчества Лермонтова Эмма Гернштейн в книге "Судьба Лермонтова" писала: "В истории жизни и гибели Лермонтова есть какая-то тайна. Белые листы, корешки вырезанных страниц, письма с оторванным концом – вот что мы находим в рукописях, в которых говорится о судьбе поэта". И прежде всего загадочно то, что личность поэта вся словно соткана из противоречий.

На внутреннюю сложность Лермонтова указывал еще А. И. Герцен: "Он влачил тяжкий груз скептицизма через все мечты и наслаждения". Белинский отмечал "в рассудочном, охлажденном и озлобленном взгляде на жизнь и людей семена глубокой веры в достоинство того и другого".

Соединение несоединимого отразилось и в описании внешности Лермонтова, лучшее из которых принадлежит И. С. Тургеневу: "В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое; какой-то сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших и неподвижно-темных глаз. Их тяжелый взор странно не согласовывался с выражением почти детских нежных выдававшихся губ. Вся его фигура, приземистая, кривоногая, с большой головой на сутулых широких плечах возбуждала ощущение неприятное; но присущую мощь ощущал всякий".

Впоследствии впечатления современников были великолепно обобщены В. Я. Брюсовым в его сонете:

К портрету Лермонтова

Казался ты и сумрачным и властным,
Безумной вспышкой непреклонных сил;
Но ты мечтал об ангельски прекрасном,
Ты демонски-мятежное любил!

Ты никогда не мог быть безучастным,
От гимнов ты к проклятиям спешил,
И в жизни верил всем мечтам напрасным:
Ответа ждал от женщин и могил.

Но не было ответа. И угрюмо
Ты затаил, о чем томилась дума,
И вышел к нам с усмешкой на устах.
И мы тебя, поэт, не разгадали,
Не поняли младенческой печали
В твоих как будто кованых стихах!

Светлые и трагические воспоминания оставили детские годы поэта. Родился он в Москве, но вскоре был перевезен к бабушке Елизавете Алексеевне Арсеньевой в имение Тарханы Пензенской губернии.

"Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал; ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что, если бы услыхал ее, она бы произвела прежнее действие. Ее певала мне покойная мать".

Ангел

По небу полуночи ангел летел
И тихую песню он пел,
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.

Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов,
О Боге великом он пел, и хвала
Его непритворна была.

Он душу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез;
И звук его песни в душе молодой
Остался – без слов, но живой.

И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна,
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.

Д. С. Мережковский был уверен, что "вся поэзия Лермонтова – воспоминание об этой песне, услышанной в прошлой вечности", что все написанное позднее это и есть воспоминание о прошлом и вечном.

Детство было омрачено ранней смертью матери, разрывом между отцом и бабушкой, рассказами о самоубийстве деда на новогоднем балу в Тарханах. Все это, несомненно, повлияло на характер Лермонтова, а следовательно, и на его творчество.

После смерти матери Елизавета Алексеевна добилась, чтобы маленький внук Миша остался на ее попечении, и ему пришлось жить в разлуке с отцом, о котором он слышал только дурное. Впоследствии он отмел все недостойные наветы на отца и отдал ему должное в стихотворении, посвященном его смерти.

Ужасная судьба отца и сына…

Ужасная судьба отца и сына
Жить разно и в разлуке умереть,
И жребий чуждого изгнанника иметь
На родине с названьем гражданина!
………………………………
Дай Бог, чтобы, как твой, спокоен был конец
Того, кто был всех мук твоих причиной!
Но ты простишь мне! я ль виновен в том,
Что люди угасить в душе моей хотели
Огонь божественный, от самой колыбели
Горевший в ней, оправданный творцом?
Однако ж тщетны были их желанья:
Мы не нашли вражды один в другом,
Хоть оба стали жертвою страданья!..

Бабушка заботилась о будущем внука, дала ему хорошее образование, сначала дома под руководством замечательного педагога русского и латинского языков Александра Зиновьевича Зиновьева. Он следил за новыми течениями в искусстве и литературе, питал склонность к романтизму, его воззрения повлияли на формирование поэтических взглядов юного Лермонтова. Еще с ранних юношеских лет Лермонтов тянется к поэзии и задумывается над сущностью поэтического творчества.

Поэт

Отделкой золотой блистает мой кинжал;
Клинок надежный, без порока;
Булат его хранит таинственный закал -
Наследье бранного востока.

Наезднику в горах служил он много лет,
Не зная платы за услугу;
Не по одной, груди провел он, страшный след
И не одну прорвал кольчугу.

Забавы он делил послушнее раба,
Звенел в ответ речам обидным.
В те дни была б ему богатая резьба
Нарядом чуждым и постыдным.

Он взят за Тереком отважным казаком
На хладном трупе господина,
И долго он лежал заброшенный потом
В походной лавке армянина.

Теперь родных ножон, избитых на войне,
Лишен героя спутник бедный;
Игрушкой золотой он блещет на стене -
Увы, бесславный и безвредный!

Никто привычною, заботливой рукой
Его не чистит, не ласкает,
И надписи его, молясь перед зарей
Никто с усердьем не читает…

Какие признаки реализма вы можете назвать? Среди черт реализма - правдивое изо­бражение жизни во всем ее многообразии, историзм, изображение типических геро­ев в типических обстоятельствах (в то вре­мя как романтики стремятся изображать исключительных героев, действующих в нетипичных, исключительных обстоятель­ствах). В реалистических произведениях индивидуальные отличия героев по внеш­ности, темпераменту, умственным и нрав­ственным качествам сочетаются с общими, социально-историческими чертами харак­тера (система взглядов на мир). Общее проявляется через индивидуальное в ге­рое произведения. Обобщение черт мно­гих людей в образе одного человека со­ставляет литературный тип. Личность человека раскрывается в ее развитии. Примером тому служит развитие образа Онегина, подробно проанализированное выше. Иногда развитие осуществляется противоречиво, что объясняется не столь­ко противоречиями внутри духовного ми­ра героя, а противоречиями самой дейст­вительности. Писатели-реалисты не толь­ко прослеживают влияние среды на формирование мировоззрения и характе­ра человека, но и влияние личности на окружение, на создание самой среды. Конфликт в реалистическом произведе­нии очень часто выражается в конфликте между отдельной личностью и обществом, например в «Горе от ума» Грибоедова про­исходит идейно-нравственное столкнове­ние Чацкого и фамусовского общества. При создании образа литературного героя писатели-реалисты выступают как психо­логи, глубоко проникая во внутренний мир человека, мотивируя его поведение психологически. Некоторые исследовате­ли теории литературы выдвигают в каче­стве одного из реалистических принципов энциклопедизм, т. е. всестороннее рас­смотрение предмета или явления. Почему можно утверждать, что каждое лите­ратурное направление стремится отразить правду жизни? И классицисты, и сентименталисты, и романтики стремятся изображать жизнь правдиво, естественно, рисовать реальные ситуации, происходящие в жизни. Одна­ко у них другой метод подхода к отбору и изображению жизненных фактов, нежели у писателей реалистического направле­ния. Они объясняют изображаемые фак­ты со своих эстетических позиций (пре­обладание долга над чувством, культ чув­ства, противоречие между мечтой и дейст­вительностью и т. д.). Эти писатели созда­вали прекрасные произведения, которые можно назвать великими. Реалистиче­ские произведения, в отличие от них, ха­рактеризуются стремлением, как было уже сказано, всесторонне охватить жизнь и постичь личность героя и его поступки путем анализа его взаимодействия с окру­жающим миром. Что привлекает вас в героях реалистических произведений? Это зависит не только от реализма как метода постижения писателем действи­тельности и создания реалистических ха­рактеров, а от художественного мастер­ства, владения приемами исследования этих характеров. Привлекает яркость ге­роев, их жизненность, богатый нравствен­ный потенциал, раскрываемый постепенно при жизни разных поколений читателей. Реалистические герои романа «Евгений Онегин» заставляют задуматься над тем, как сохранить и преумножить свои луч­шие личностные свойства в неблагоприят­ной окружающей среде, которая формиру­ет иные, эгоистические, взгляды на жизнь, в отношении к людям. Может ли сказка быть реалистическим произ­ведением? Вопрос требует неоднозначного ответа. Обратимся к рассуждениям одного из ве­дущих современных специалистов в об­ласти сказковедения профессора Т. В. Зу­евой: «Содержание сказки не вписано в реальное пространство и время, однако они сохраняют жизненное правдоподобие, наполняясь правдивыми бытовыми дета­лями. Развлекательный характер не про­тиворечит идейной устремленности сказ­ки - выражению сочувствия беззащит­ным и невинно гонимым. Реагируя на многие жизненные проблемы, сказки предлагали их справедливое, но утопиче­ское разрешение. Сюжет сказки мог фило­софски восприниматься в качестве мета­форы реальных человеческих отноше­ний, находил бесконечные жизненные аналогии. В основе сказки всегда ле­жит антитеза между мечтой и действи­тельностью, которая получает полное, но утопическое разрешение». Может ли басня быть реалистическим произ­ведением? Баснописец действует в рамках того ли­тературного направления, к которому он принадлежит. В. И. Коровин прекрасно показывает сходство и отличие басен под названием «Волк и Ягненок» у Ж. Ла­фонтена, А. П. Сумарокова, Г. Р. Держа­вина и И. А. Крылова. Басни Крылова - реалистические произведения. Попробуйте доказать, что прозаические про­изведения Пушкина, которые вы изучали, можно назвать реалистическими произведениями. В 7 классе мы читали и изучали повесть «Барышня-крестьянка» и роман «Дубров­ский», в 8-м - повесть «Капитанская дочка». Кроме того, я и мои близкие друзья, вдохновленные уроками нашей учительницы Ольги Борисовны, самостоя­тельно прочитали все «Повести Белкина», а также «Пиковую даму», спектакль по которой мы ходили смотреть в Театр им. Е. Вахтангова. Реалистическими про­изведения Пушкина можно назвать пото­му, что в них отражены реальные соци­ально-философские конфликты, харак­терные для второй половины XVIII - первой трети XIX века, значительного этапа русской истории. Проблемы взаимо­отношения народа и власти, нравственно­го облика властителя, справедливости и милосердия, истинной любви и дружбы, чести и достоинства личности - ведущие для этих произведений. Герои в них обри­сованы разносторонне, в связи с конкретными историческими условиями. Таковы Кирила Петрович Троекуров, отец и сын Дубровские, семьи Гриневых и Мироно­вых, Маша Миронова и Петр Гринев, Пу­гачев и Екатерина II. «Повести Белкина» очень интересно построены, в них Пуш­кин ведет полемику с эстетикой романти­ческой повести, которой в 30-е годы XIX ве­ка зачитывались молодые читатели, особенно провинциальные барышни, и формировали свои жизненные идеалы. Пушкин в начале каждой повести создает романтическую ситуацию, а развитие сю­жета приводит героев, как правило, к ре­алистической развязке. Например, Алек­сей Берестов казался очень загадочным романтическим юношей, разочарован­ным, много испытавшим, а на самом деле оказался простым и добрым малым, лю­бившим играть с крестьянскими девушка­ми и ухаживать за ними. Коллизия со сва­товством Алексея и Лизы, которую за­теяли их отцы, заканчивается вполне благополучно и ко всеобщему удовольст­вию. Оказалось, что герои уже выбрали друг друга. Можно ли считать реалистическими сатириче­ские произведения? Мотивируйте свой ответ. Несомненно. Сатира, как и басня, впи­сывается в систему эстетических взглядов, составляющих то или иное литературное направление. Нам известны классицисти­ческие сатиры, комедии, эпиграммы. Ре­алистическая сатира основана на тех же принципах и подходах, что и любое дру­гое произведение реализма (см. ответ на первый вопрос). Иное дело - использова­ние специфических приемов сатиры, на­пример гиперболы, гротеска, несоответст­вие личностных притязаний реальной оценке возможностей героя. «Ревизор» Н. В. Гоголя, «Сказки» М. Е. Салтыкова- Щедрина, комедия А. С. Грибоедова «Го­ре от ума» - примеры реалистической са­тиры. Каким героем вы считаете Руслана? Можно ли считать, что он романтический герой? Поэма «Руслан и Людмила» А. С. Пуш­кина - волшебная сказка, в которой слы­шатся отголоски русских народных ска­зок и былин. В. Г. Белинский заметил, что в ней нет признаков романтизма, она принадлежит к числу переходных пьес А. С. Пушкина, характер которых состав­ляет подновленный классицизм. Есть другая точка зрения Э. Бабаева: в поэме Пушкин стремился к русскому реалисти­ческому стилю и отвергал условности классицизма и сентиментализма ради «поэзии действительной». По-видимому, Руслана, скорее всего, можно отнести к сказочным героям, романтикам по духов­ному складу. Как доказать, что Евгений Онегин - реалисти­ческий герой? В ответе на второй вопрос по всему текс­ту романа «Евгений Онегин» уже была доказана принадлежность Онегина к ге­роям реалистическим. Герой дан в разви­тии, действует в типических обстоятель­ствах, во многом противостоит той среде, которая его сформировала. Характер ге­роя изображен разносторонне, со всеми достоинствами и противоречиями. Реа­листичности изображения героя способст­вует показ его взаимоотношений с авто­ром романа, сопоставление их восприятия действительности. Можно ли утверждать, что такие разные люди, как Евгений Онегин и Владимир Ленский, - реалистические герои? Напишите сравнительную характеристику героев. Да, они оба реалистические герои, хотя и очень отличающиеся друг от друга (об Онегине как реалистическом герое см. вопрос 9, о Ленском - вопрос 10). Чтобы написать сравнительную характе­ристику героев, нужно отметить хладно­кровное и разочарованное отношение к жизни Онегина и восторженность, свойст­венную романтикам, Ленского. Важно сравнить условия их формирования: одно­го - в России, в высшем свете, другого - в Германии, в Геттингенском университе­те, в центре немецкой романтической фи­лософии. Онегин был проницателен, да­вал точные характеристики людям, Лен­ский совершенно не разбирался в жизни. Так, Онегин сразу увидел разницу между Ольгой и Татьяной, отдав предпочтение старшей сестре, Ленский же был пленен простодушным пасторальным образом Оль­ги, всецело повторявшей типичные черты уездных барышень с их ограниченными интересами. Между тем очень многое влек­ло друг к другу молодых людей, и эту общ­ность тоже можно отметить - интеллекту­ализм, разносторонние духовные интересы. Как объяснить, что Владимира Ленского час­то считают романтическим героем? Как это опро­вергнуть, если такое утверждение неверно? Те, кто утверждают, что Владимир Лен­ский - романтический герой, обычно смешивают два понятия: романтик и ро­мантический герой. Ленский - поэт-ро­мантик, который формировался под влия­нием немецкого романтизма, «поклонник Канта», он пел «нечто и туманну даль» и т. д. Ленский был романтиком в жизни. Однако Пушкин в изображении Ленского руководствовался реалистическим подхо­дом, правдиво отразил его характер, увле­чения, направления в развитии его как личности и поэта, обстоятельства его ги­бели, возможные перспективы судьбы. Некоторая добродушная ирония в адрес своего героя также свидетельствует о ре­алистической оценке образа в контексте духовной жизни первой четверти XIX ве­ка. Итак, образ Ленского - это реалисти­ческое изображение Поэта-романтика.

Среди черт реализма — правдивое изо-бражение жизни во всем ее многообразии, историзм, изображение типических геро-ев в типических обстоятельствах (в то вре-мя как романтики стремятся изображать исключительных героев, действующих в нетипичных, исключительных обстоятель-ствах). В реалистических произведениях индивидуальные отличия героев по внеш-ности, темпераменту, умственным и нрав-ственным качествам сочетаются с общими, социально-историческими чертами харак-тера (система взглядов на мир). Общее проявляется через индивидуальное в ге-рое произведения. Обобщение черт мно-гих людей в образе одного человека со-ставляет литературный тип. Личность человека раскрывается в ее развитии. Примером тому служит развитие образа Онегина, подробно проанализированное выше. Иногда развитие осуществляется противоречиво, что объясняется не столь-ко противоречиями внутри духовного ми-ра героя, а противоречиями самой дейст-вительности. Писатели-реалисты не толь-ко прослеживают влияние среды на формирование мировоззрения и характе-ра человека, но и влияние личности на окружение, на создание самой среды. Конфликт в реалистическом произведе-нии очень часто выражается в конфликте между отдельной личностью и обществом, например в «Горе от ума» Грибоедова про-исходит идейно-нравственное столкнове-ние Чацкого и фамусовского общества. При создании образа литературного героя писатели-реалисты выступают как психо-логи, глубоко проникая во внутренний мир человека, мотивируя его поведение психологически. Некоторые исследовате-ли теории литературы выдвигают в каче-стве одного из реалистических принципов энциклопедизм, т. е. всестороннее рас-смотрение предмета или явления.

  • Почему можно утверждать, что каждое лите-ратурное направление стремится отразить правду жизни?
  • И классицисты, и сентименталисты, и романтики стремятся изображать жизнь правдиво, естественно, рисовать реальные ситуации, происходящие в жизни. Одна-ко у них другой метод подхода к отбору и изображению жизненных фактов, нежели у писателей реалистического направле-ния. Они объясняют изображаемые фак-ты со своих эстетических позиций (пре-обладание долга над чувством, культ чув-ства, противоречие между мечтой и дейст-вительностью и т. д.). Эти писатели созда-вали прекрасные произведения, которые можно назвать великими. Реалистиче-ские произведения, в отличие от них, ха-рактеризуются стремлением, как было уже сказано, всесторонне охватить жизнь и постичь личность героя и его поступки путем анализа его взаимодействия с окру-жающим миром.

  • Что привлекает вас в героях реалистических произведений?
  • Это зависит не только от реализма как метода постижения писателем действи-тельности и создания реалистических ха-рактеров, а от художественного мастер-ства, владения приемами исследования этих характеров. Привлекает яркость ге-роев, их жизненность, богатый нравствен-ный потенциал, раскрываемый постепенно при жизни разных поколений читателей. Реалистические герои романа «Евгений Онегин» заставляют задуматься над тем, как сохранить и преумножить свои луч-шие личностные свойства в неблагоприят-ной окружающей среде, которая формиру-ет иные, эгоистические, взгляды на жизнь, в отношении к людям.

  • Может ли сказка быть реалистическим произ-ведением?
  • Вопрос требует неоднозначного ответа. Обратимся к рассуждениям одного из ве-дущих современных специалистов в об-ласти сказковедения профессора Т. В. Зу-евой: «Содержание сказки не вписано в реальное пространство и время, однако они сохраняют жизненное правдоподобие, наполняясь правдивыми бытовыми дета-лями. Развлекательный характер не про-тиворечит идейной устремленности сказ-ки — выражению сочувствия беззащит-ным и невинно гонимым <…>. Реагируя на многие жизненные проблемы, сказки предлагали их справедливое, но утопиче-ское разрешение. Сюжет сказки мог фило-софски восприниматься в качестве мета-форы реальных человеческих отноше-ний, находил бесконечные жизненные аналогии <…>. В основе сказки всегда ле-жит антитеза между мечтой и действи-тельностью, которая получает полное, но утопическое разрешение».

  • Может ли басня быть реалистическим произ-ведением?
  • Баснописец действует в рамках того ли-тературного направления, к которому он принадлежит. В. И. Коровин прекрасно показывает сходство и отличие басен под названием «Волк и Ягненок» у Ж. Ла-фонтена, А. П. Сумарокова, Г. Р. Держа-вина и И. А. Крылова. Басни Крылова — реалистические произведения.

  • Попробуйте доказать, что прозаические про-изведения Пушкина, которые вы изучали, можно назвать реалистическими произведениями.
  • В 7 классе мы читали и изучали повесть «Барышня-крестьянка» и роман «Дубров-ский», в 8-м — повесть «Капитанская дочка». Кроме того, я и мои близкие друзья, вдохновленные уроками нашей учительницы Ольги Борисовны, самостоя-тельно прочитали все «Повести Белкина», а также «Пиковую даму», спектакль по которой мы ходили смотреть в Театр им. Е. Вахтангова. Реалистическими про-изведения Пушкина можно назвать пото-му, что в них отражены реальные соци-ально-философские конфликты, харак-терные для второй половины XVIII — первой трети XIX века, значительного этапа русской истории. Проблемы взаимо-отношения народа и власти, нравственно-го облика властителя, справедливости и милосердия, истинной любви и дружбы, чести и достоинства личности — ведущие для этих произведений. Герои в них обри-сованы разносторонне, в связи с конкретными историческими условиями. Таковы Кирила Петрович Троекуров, отец и сын Дубровские, семьи Гриневых и Мироно-вых, Маша Миронова и Петр Гринев, Пу-гачев и Екатерина II. «Повести Белкина» очень интересно построены, в них Пуш-кин ведет полемику с эстетикой романти-ческой повести, которой в 30-е годы XIX ве-ка зачитывались молодые читатели, особенно провинциальные барышни, и формировали свои жизненные идеалы. Пушкин в начале каждой повести создает романтическую ситуацию, а развитие сю-жета приводит героев, как правило, к ре-алистической развязке. Например, Алек-сей Берестов казался очень загадочным романтическим юношей, разочарован-ным, много испытавшим, а на самом деле оказался простым и добрым малым, лю-бившим играть с крестьянскими девушка-ми и ухаживать за ними. Коллизия со сва-товством Алексея и Лизы, которую за-теяли их отцы, заканчивается вполне благополучно и ко всеобщему удовольст-вию. Оказалось, что герои уже выбрали друг друга.

  • Можно ли считать реалистическими сатириче-ские произведения? Мотивируйте свой ответ.
  • Несомненно. Сатира, как и басня, впи-сывается в систему эстетических взглядов, составляющих то или иное литературное направление. Нам известны классицисти-ческие сатиры, комедии, эпиграммы. Ре-алистическая сатира основана на тех же принципах и подходах, что и любое дру-гое произведение реализма (см. ответ на первый вопрос). Иное дело — использова-ние специфических приемов сатиры, на-пример гиперболы, гротеска, несоответст-вие личностных притязаний реальной оценке возможностей героя. «Ревизор» Н. В. Гоголя, «Сказки» М. Е. Салтыкова- Щедрина, комедия А. С. Грибоедова «Го-ре от ума» — примеры реалистической са-тиры.

  • Каким героем вы считаете Руслана? Можно ли считать, что он романтический герой?
  • Поэма «Руслан и Людмила» А. С. Пуш-кина — волшебная сказка, в которой слы-шатся отголоски русских народных ска-зок и былин. В. Г. Белинский заметил, что в ней нет признаков романтизма, она принадлежит к числу переходных пьес А. С. Пушкина, характер которых состав-ляет подновленный классицизм. Есть другая точка зрения Э. Бабаева: в поэме Пушкин стремился к русскому реалисти-ческому стилю и отвергал условности классицизма и сентиментализма ради «поэзии действительной». По-видимому, Руслана, скорее всего, можно отнести к сказочным героям, романтикам по духов-ному складу.

  • Как доказать, что Евгений Онегин — реалисти-ческий герой?
  • В ответе на второй вопрос по всему текс-ту романа «Евгений Онегин» уже была доказана принадлежность Онегина к ге-роям реалистическим. Герой дан в разви-тии, действует в типических обстоятель-ствах, во многом противостоит той среде, которая его сформировала. Характер ге-роя изображен разносторонне, со всеми достоинствами и противоречиями. Реа-листичности изображения героя способст-вует показ его взаимоотношений с авто-ром романа, сопоставление их восприятия действительности.

  • Можно ли утверждать, что такие разные люди, как Евгений Онегин и Владимир Ленский, — реалистические герои? Напишите сравнительную характеристику героев.
  • Да, они оба реалистические герои, хотя и очень отличающиеся друг от друга (об Онегине как реалистическом герое см. вопрос 9, о Ленском — вопрос 10). Чтобы написать сравнительную характе-ристику героев, нужно отметить хладно-кровное и разочарованное отношение к жизни Онегина и восторженность, свойст-венную романтикам, Ленского. Важно сравнить условия их формирования: одно-го — в России, в высшем свете, другого — в Германии, в Геттингенском университе-те, в центре немецкой романтической фи-лософии. Онегин был проницателен, да-вал точные характеристики людям, Лен-ский совершенно не разбирался в жизни. Так, Онегин сразу увидел разницу между Ольгой и Татьяной, отдав предпочтение старшей сестре, Ленский же был пленен простодушным пасторальным образом Оль-ги, всецело повторявшей типичные черты уездных барышень с их ограниченными интересами. Между тем очень многое влек-ло друг к другу молодых людей, и эту общ-ность тоже можно отметить — интеллекту-ализм, разносторонние духовные интересы.

  • Как объяснить, что Владимира Ленского час-то считают романтическим героем? Как это опро-вергнуть, если такое утверждение неверно?
  • Те, кто утверждают, что Владимир Лен-ский — романтический герой, обычно смешивают два понятия: романтик и ро-мантический герой. Ленский — поэт-ро-мантик, который формировался под влия-нием немецкого романтизма, «поклонник Канта», он пел «нечто и туманну даль» и т. д. Ленский был романтиком в жизни. Однако Пушкин в изображении Ленского руководствовался реалистическим подхо-дом, правдиво отразил его характер, увле-чения, направления в развитии его как личности и поэта, обстоятельства его ги-бели, возможные перспективы судьбы. Некоторая добродушная ирония в адрес своего героя также свидетельствует о ре-алистической оценке образа в контексте духовной жизни первой четверти XIX ве-ка. Итак, образ Ленского — это реалисти-ческое изображение Поэта-романтика.