Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Молдавия культура. Восточная Европа (Украина, Белоруссия, Молдавия): общая характеристика региона

Молдавия культура. Восточная Европа (Украина, Белоруссия, Молдавия): общая характеристика региона

Восточная Европа - часть Европы, характеризующая ее восточные территории. Как термин, "восточная Европа не имеет строго определения и четких границ. Ее территория менялась с ходом истории. Так, во время холодной войны к восточной Европе относили все страны советского блока. После окончания холодной войны, многие страны стали относить к другим регионам.

Согласно определению ООН, в Восточную Европу входят следующие государства: Белоруссия, Болгария, Венгрия, Молдавия, Польша, Румыния, Россия, Словакия, Украина и Чехия.

БЕЛОРУССИЯ (белор. Беларусь) - неофициальное название, полное официальное название - Республика Беларусь, второе сокращённое название Беларусь - государство в Восточной Европе. Граничит с Россией на востоке, Украиной на юге, Польшей на западе, Литвой и Латвией на северо-западе.

Столица Республики Беларусь - Минск.

Белоруссия делится на 6 областей, области делятся на районы и города областного подчинения. Общее число районов во всех областях составляет 118, а городов областного подчинения - 12. Город Минск является самостоятельной административной единицей, которая не входит ни в одну область.

Области: Брестская, Витебская, Гомельская, Гродненская, Минская, Могилёвская.

Экономика

Экономика в Беларуси строится на принципах социально-ориентированной, рыночной, модели.

Структура экономики Белоруссии характеризуется доминированием государственной собственности в производственной, энергетической, транспортной, добывающей, строительной, сельскохозяйственной и банковской сферах, и незначительной долей частного сектора.

Централизованные распределение и планирование, кроме макроэкономических показателей, отсутствует. Государство регулирует цены на социально значимые группы товаров.

В розничной и оптовой торговле, в сфере услуг преобладает частный сектор.

Наличие значительного государственного сектора позволяет правительству поддерживать социальные программы, оплачивать медицину и образование, дотировать сельское хозяйство и ЖКХ, выделять льготные кредиты на строительство жилья.

В стране развиты энергетика, машиностроение, сельское хозяйство, химическая и лесная промышленность, строительство и производство стройматериалов и добывающая промышленность.

Основные статьи экспорта - нефтепродукты, калийные удобрения, продовольствие, продукция машиностроения и химической промышленности и металлургии.

В марте 2011 года в Белоруссии начался валютно-финансовый кризис.

Население

По данным переписи населения 2009 года, в стране проживало 9 миллионов 504 тысячи человек. Белорусы (83,7 %), русские (8,3 %), поляки (3,1 %), украинцы (1,7 %), евреи (0,1 %). Городское население - 74,3 %


По оперативным данным, численность населения Беларуси на 1 марта 2013 года составила 9 млн 461,8 тыс человек.

Преступность

В 2010 году в Белоруссии было зарегистрировано 140 920 преступлений.

Самый высокий уровень преступности среди регионов Белоруссии наблюдается в Минске

на втором месте - Минская область (153,7). Самым криминогенным городом по коэффициенту преступности является Бобруйск, лидером по числу убийств «на душу населения» - Лида. По данным Генпрокуратуры и МВД, уровень преступности в стране снижается.

При этом выросло число преступлений, совершаемых иностранцами и ранее судимыми.

Основная статья:

На 2008 год в Республике зарегистрирована 61 религиозная и 3 монашеские общины. Действуют 25 религиозных конфессий и направлений.

Вооружённые силы Республики Беларусь

Министерство обороны и белорусская армия были созданы в январе 1992 года. Они создавались на основе бывших советских войск, размещенных на территории Белоруссии, с привлечением белорусов, служивших в других регионах Советского Союза.

В настоящее время в Вооружённых силах два вида войск - Сухопутные войска, Военно-воздушные силы и войска противовоздушной обороны. Также непосредственно генеральному штабу подчиняется род войск - Силы Специальных операций (ССО). Существуют также специальные войска (службы), органы тыла.

Численность Вооружённых сил составляет штатной численностью 62 000 человек, в том числе 48 000 военнослужащих и 14 000 гражданского персонала. По состоянию на конец 2006 года на контрактной основе службу проходило 23,1 % военнослужащих.

УКРАИНА- государство в Восточной Европе.

Столица - Киев.

Государственный язык - украинский.

Унитарное государство, президентско-парламентская республика.

В марте 2010 года пост президента занял Виктор Янукович.

Подразделяется на 27 административно-территориальных единиц, 24 из которых являются областями, 1 - автономной республикой и 2 представляют собой города государственного подчинения (Киев, Севастополь).

Независимость страны провозглашена 24 августа 1991 года. Предшествовавшие этому 69 лет она находилась в составе СССР.

Население

к июлю 2012 года его численность уменьшилась до 45 561 989 человек. Украина, таким образом, является наиболее населённой страной Восточной Европы и занимает тридцатое место в мире по количеству жителей.

Киев - столица и крупнейший город Украины с населением более 2,8 млн человек

Средняя плотность населения составляет около 77,3 человек на км², при этом население распределено неравномерно: наиболее плотно заселены индустриальные восточные области (Донецкая, Луганская, Днепропетровская, Харьковская) и прикарпатские области (Львовская, Ивано-Франковская, Черновицкая).

Доля городского населения составляет 64 %. По состоянию на 2013 год 4 города имеют население численностью более 1 миллиона человек: Киев Харьков Одесса Днепропетровск.

Вооружённые силы

В настоящее время Украинское войско активно участвует в миротворческих операциях.

Комплектуются за счёт призыва на срочную службу мужчин 18-25 лет. Численность на 2012 год составляет 184 тысяч человек.

Военное управление Вооруженными силами осуществляет Генеральный штаб.

Организационно Вооруженные силы Украины состоят из органов военного управления, объединений, соединений, военных частей, военных учебных заведений, учреждений и организаций.

Сегодня в состав вооружённых сил Украины входят:

Сухопутные войска

Механизированные и танковые войска

Ракетные войска и артиллерия.

Войска противовоздушной обороны

Воздушные силы

Организационно Военно-морские Силы включают:

Главная база Военно-морских Сил - Севастополь. Основные пункты базирования ВМС Украины: Одесса, Новоозёрное, Саки.

Экономика

Общее состояние, основные показатели

Украина считается экспортно ориентированной страной, по некоторым оценкам, она получает за счёт экспорта 50 % ВВП.

Отраслями промышленности, которые пока ещё в той или иной степени работают, являются металлургия, энергетика (имеются атомные электростанции и целый каскад гидроэлектростанций на реке Днепр), а также химическая и горнодобывающая промышленность (добыча угля, руды).

Наиболее развитые в экономическом отношении регионы - Донбасс (Донецкая область и Луганская область), Приднепровье (Днепропетровская область и Запорожская область), а также города Киев, Харьков, Одесса и Львов.

Для экономики, при её рыночном характере, характерна активная роль государства: оно владеет примерно 140 крупными предприятиями в различных секторах национального хозяйства, а также контролирует цены на ряд товаров, включая базовые продукты питания и горюче-смазочные материалы.

МОЛДАВИЯ, официальное название - Республика Молдова- государство в Юго-Восточной Европе. Граничит с Украиной и Румынией.

Унитарное государство, парламентская республика. С марта 2012 года пост президента занимает Николае Тимофти.

Подразделяется на 39 административно-территориальных единиц, 32 из которых являются районами, 5 муниципиями и 2 автономно-территориальными образованиями - Гагаузия и Левобережье Днестра.

Отличается значительным этнокультурным разнообразием. Большая часть верующих (около 88 % населения) исповедует православие.

Независимость страны была провозглашена 27 августа 1991 года. С 1940 по 1991 год входила в состав СССР под названием Молдавская Советская Социалистическая Республика.

Население

По оценочным данным, на 1 января 2012 года численность постоянного населения Республики Молдова составило 3559,5 тыс. чел. (без Приднестровья (ПМР)).

Население Республики Молдова многонационально и поликультурно. Основная часть населения, или 75,8 %, (по данным переписи 2004 года) - молдаване. Проживают также: украинцы - 8,4 %, русские - 5,9 %, гагаузы - 4,4 %, румыны - 2,2 %, болгары - 1,9 % и др.

Плотность населения - 111,4 человек на 1 км².

Экономика

Климат Молдавии способствует сельскому хозяйству. В стране нет месторождений минеральных ресурсов, в связи с чем экономика страны основана на сельском хозяйстве. Практически все энергетические ресурсы приходится импортировать.

По некоторым оценкам (справочник ЦРУ США) до 25 % рабочей силы Молдавии трудится за границей.

Основные импортеры - Россия 29 %, Румыния 15 %, Италия 10 %.

Основные экспортеры - Россия 21 %, Румыния 16 %, Украина 15 %.

В Молдавии 174 винзавода.

Внешняя политика

ГУАМ - межгосударственная организация, созданная в октябре 1997 бывшими советскими республиками - Грузией, Украиной, Азербайджаном и Молдавией (с 1999 по 2005 годы в организацию также входил Узбекистан). Название организации сложилось из первых букв названий входящих в него стран. До выхода Узбекистана из организации именовалась ГУУАМ. Политика организации направлена на укрепление связей между её членами.

ЕВРОСОЮЗ

Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве между ЕС и Молдовой, в основном посвященное торговому и финансовому сотрудничеству, вступило в силу только в 1998 году.

Один из вариантов объединения Румынии и Молдавии (без Приднестровья)

Румыния неоднократно заявляла о желании присоединить к себе Молдавию. Основной причиной этого румынские официальные лица называли незаконное, по их мнению, отторжение этой территории от Великой Румынии и её присоединение к СССР в 1940 году.

Группа крестьян7белорусов на сенокосе. Поднепровье. Фото 1904 г .

вытеснять плуг с железным лемехом, который тянули за собой волы или лошади. После вспашки почву разрыхляли, очищали от травы, корней, выравнивали поверхность боронами . Зерновые жалисерпами . Теперь землю обрабатывают современной техникой.

Важнейшими культурами на территории Белоруссии оставались зерновые - озимая рожь (жито ), овес, ячмень. Просом, гречихой, горохом, кукурузой засевались небольшие площади, которые стали расширяться только в ХХ в.

Из технических культур в Белоруссии исстари культивируются лен и конопля, которые давали материал для производства одежды, мешков, веревок, а также для получения растительного масла. В XVIII-XIX вв. значительно увеличилось производство картофеля, подсолнечника, свеклы.

Рыболовство, охота, собирательство, пчеловодство, огородничество, садоводство служили хорошими подспорьями в хозяйстве. Как и домашние промыслы и ремесла: кузнечное, гончарное, столярное и плотницкое, бондарное, кожевенное и сапожное, прядильное, ткацкое, портняжное. Все они обеспечивали крестьян орудиями труда, предметами домашнего обихода, одеждой, обувью. А искусно вытканные белорусскими ткачихами вышитые полотенца (ручники ) и скатерти (абрусы ) были и остаются важной частью интерьера белорусского жилья.

Поселения. Наиболее распространенным типом сельского поселения у белорусов до сегодняшнего дня остаетсявёска, илисело, с преобладающим уличным типом застройки. Дома, окнами на улицы и входом со двора, строились вдоль дорог, а за ними размещались огороды и сады. Статус села получали сельские административные центры с волостным управлением, школой и церковью. Относительно мелкие поселения, территориально тяготеющие к селу,

назывались деревнями . Они имели широкое распространение в северных и севе- ро-восточных районах. В начале XX в. в западных областях Белоруссии появилисьхутора .

Города на территории Белоруссии возникли еще в IX-X вв. К числу таких древнейших центров относятся Полоцк, Брест, Гродно, Витебск, Пинск, Орша, Минск. В облике белорусских городов соединились черты разных исторических эпох. Старые белорусские города имели узкие кривые улицы с булыжным (брукаваным ) мощением. В их центрах располагались рыночная площадь, ратуша, церковь (или костел), кирпичные дома -каменицы, а окраины имели деревянную застройку, окруженную обширными палисадниками.

Предшественниками многих городов в Белоруссии были местечки - центры кустарного ремесла, домашних промыслов, торговли. Название это происходит от польского място и украинскогомисто , что означает «маленький городок».

В ХХ в. многие местечки стали крупными селами, районными центрами, городами.

В течение ХХ в. в Белоруссии выросли старые и появились новые города, поселки городского типа. В годы Великой Отечественной войны почти все белорусские города подверглись сильному разрушению. Заново отстроенные, они во многом изменили свой облик и планировку. После Второй мировой войны произошли заметные изменения в расселении белорусов, выразившиеся в перемещении их из сельских поселений в города. Ныне удельный вес горожан в населении республики составляет около 80%. Население крупных городов характеризуется пестрым этническим составом - при преобладании белорусов (70% в среднем по стране).

Свойственная для урбанистических процессов тенденция к унификации особенно заметна в материальной культуре, на изменение которой влияет науч- но-технический прогресс, распространение изделий фабричного производства.

В городской среде в целом меньше, чем в сельской, сохраняются элементы традиционной культуры.

Материальная культура. Традиционное белорусское жилище -хата - возводилось из бревен, внутри ее обмазывали глиной, крышу, как правило, двускатную чаще всего покрывали соломой, камышом или дранкой. Фасады часто украшали богатым орнаментом. На юге Белоруссии по сей день распространены жилища, оштукатуренные и выбеленные снаружи.

Планировка хаты могла быть однокамерной (состоящей только из избы ), двухкамерной (изба и небольшая пристройка для хранения предметов домашнего обихода -сени ) или трехкамерной (изба ,сени икамора - еще одно хозяйственное помещение).

В унифицированном городском жилище лишь некоторые элементы интерьера и художественного оформления содержат этнические черты. Индивидуальные дома отчасти сохраняют приверженность традиции - в конструкциях построек, декорации фасадов (украшении фронтонов, наличников).

Типичной пищей населения былквасной (кислый) хлеб из ржаной муки. Из зерна готовиликашу ,крупник (суп из пшеничной или ячменной крупы),затирку (жидкое блюдо из пшеничной муки),кулеш (жидкую кашу-суп из крупы),жур (овсяный кисель). Из ячневой, овсяной, гречневой, ржаной, пшеничной муки пеклиблины .

С рубежа XVIII-XIX вв. в состав основных продуктов питания белорусов вошел картофель, из которого они готовят, как утверждают, более двухсот блюд. Это исалоники (очищенный вареный картофель), идраники (блины из сырого тертого картофеля), ибульен (картофельный суп), и многое другое. К блюдам, приготовленным из зерновых или картофеля, обычно добавляли молоко.

Летом и осенью в пищу употребляли огурцы, лук, груши, яблоки, вишни, сливы, арбузы. Поздней осенью и зимой ко многим блюдам добавляли кусочки жареного сала с луком. Зимой по праздникам к столу подавали жареные свиные колбасы, студень .

В число любимых блюд белорусов входят яешня (яичница с салом или ветчиной),холодник - аналог русской окрошки,мочанка - густой жирный соус

с салом и т.п. Для северо-запада и юга Белоруссии, где промысловое значение имело рыболовство, в качестве повседневной пищи характерны блюда из рыбы. Из продуктов собирательства наибольшее значение имели и имеют грибы, щавель, дикие груши.

Традиционными напитками белорусов считаются березовый сок, медовый, хлебный и свекольные квасы.

Приверженность традициям проявляется и в способах заготовки мяса и овощей впрок, к которым относятся засолка, квашение, сушка, копчение.

Традиция бортничества, использования растений-дикоросов для питания и в народной медицине особенно пригодилась белорусским партизанам в годы Великой Отечественной войны.

Комплекс национальной белорусской кухни сравнительно устойчив. Белорусы, как и прежде, предпочитают ржаной хлеб и традиционные блюда; потребление картофеля у них почти в два раза выше, чем у русских и украинцев. Лучшие образцы традиционных рецептов сохраняются и распространяются через предприятия общественного питания. Впрочем, урбанизационные процессы, в том числе за счет миграции населения из других регионов, расширили употребление белорусами блюд других национальностей. Грожане наряду

с типично белорусскими блюдами употребляют украинский борщ, русские пельмени, грузинский суп-харчо, кавказский шашлык, узбекский плов и т.п. Общественное питание сглаживает различия в питании различных национальных групп.

Одежда. Белорусский национальный костюм (на основе комплекса крестьянской одежды) соединил в себе высокохудожественные элементы ткачества, вышивки, тканевого орнамента. Преобладающий цвет в нем - белый.

Традиционный мужской костюм состоял из домотканой полотняной туникообразной вышитой рубахи кашули , которая доходила до колен и подпоясывалась широким вышитым поясом,безрукавки из цветного сукна, белых полотняных штанов, черных сапог. По сей день сохраняют известность высокохудожественные украшенные золотом и серебромслуцкие пояса. Головным убором служила летом - соломенная шляпа с широкими полями (брыль ,капелюш ), зимой - меховая шапка (кучма ,аблавуха ).

Женский комплекс одежды состоял из туникообразной (с кокеткой или прямыми плечевыми вставками) рубахи ; разнофасонных юбок (андорак ,саян ,летник ); надеваемой поверх юбкипанёвы , сшитой из суконных полотнищ;фартуков , украшенных кружевами и цветными поясами, и цветнойбезрукавки .

Головной убор девушек состоял из узеньких орнаментированных ленточек (скидочка, шлячок ) ивенков с налобником, которые составляли единый комплекс со старинной девичьей прической - распущенными волосами. Замужние женщины убирали волосы под чепец (каптур ), носили полотенчатый головной убор (намитку ) и платки (хустки ).

И мужскую, и женскую верхнюю одежду шили из валяного некрашеного сукна (сярмяга ,бурка ,свита ) и овчины.

Обыденная обувь белорусов - лапти из липового лыка, кожаныепостолы , зимой -валенки . Праздничной обувью служили сапоги (боты ) и ботинки.

Еще и сегодня в некоторых районах Полесья можно встретить женщину в национальной одежде, однако чаще бытуют отдельные элементы традиционного костюма, вкрапленные в современную одежду (дубленые овчинные кожухи, не выходящая из моды мужская рубаха с вышитым орнаментом), а также традиции покроя, цветовой гаммы.

Тенденции к унификации материальной культуры в современном белорусском городе затронули и одежду белорусов. Однако, несмотря на повсеместное распространение фабрично-заводских изделий и европейского городского костюма, народные традиции и теперь живут в выборе тканей, комплектации составных частей одежды, приемах орнаментации.

Глава 27. БЕЛОРУССИЯ, УКРАИНА И МОЛДАВИЯ: СТРАНЫ, НАРОДЫ...

Своеобразный тип жилища, одежды

имеют белорусы-полещуки . Природно-гео-

графические условия Полесья способству-

ют сохранению в быту, материальной и

духовной культуре ряда архаических черт.

Семья. До конца XIX в. белорусские

крестьяне жили большими отцовскими и

братскими семьями . До начала XX в. в де-

ревнях сохранялись элементы общинной

организации: односельчане помогали друг

другу коллективным исполнением работы

(талока, сябрына ). Важнейшие дела реша-

лись на деревенских сходах, в которых

принимали участие главы семей (гаспада-

ре ). Здесь выбирали старосту, назначали

опекунов, обсуждали семейные конфликты.

Обряды. Фольклор. Календарный обря-

довый цикл белорусов отличается разнооб-

разием. Накануне Рождества устраивали

постный ужин с обязательной ячменной

кашей. Девушки гадали о своей судьбе.

Белорусский головной убор замужней

Святки проходили с участием ряженых с

женщины - хустка с намиткой.

На Масленицу пекли блины, катались на лошадях. На Пасху (вяликдзень ) дворы обходиливолочебники , пели волочебные песни с пожеланиями урожая, богатства в доме и т.п. Особые -купальские - песни сопровождали архаический праздник в ночь на Ивана Купалу (купалье ), когда парни и девушки жгли костры, прыгали через них, искали «цветок папоротника», купались, гадали.

Некоторые элементы семейных обрядов и сегодня являются частью ритуальной жизни белорусов. Среди них можно упомянуть сажание (пасад ) невесты (а иногда и жениха) надзяжу (квашню), постригание и прижигание волос молодых, «раздел» каравая. Важным моментом родильной обрядности остается выбор крестных родителей, «раздел» «бабиной каши».

Продолжают также бытовать народные гулянья: дажынки (праздник окончания жатвы, когда плетут дажинковый венок, украшают последний сноп и устраивают праздничную трапезу),дзяды (день поминовения усопших), уже упоминавшеесякупалье .

В городах и селах Белоруссии, а также в местах компактного расселения белорусов за пределами их этнической территории продолжают звучать народные песни, исполняться народные танцы («Бульба», «Ленок», «Янка», «Лявониха», «Крыжачок», «Юрачка» и др.). Помимо песенного наследия белорусами сохраняются навыки игры на музыкальных инструментах (гуслях ,дудках ,бубнах ). Для белорусов типичен многострунный ударный музыкальный инструмент

цимбалы.

В ХХ в. белорусскими композиторами (Н. Аладов, В. Войтик, Е. Тикоцкий,

А. Туренков) создано много ярких произведений оперной, балетной, симфони-

576 Раздел IV. НАРОДЫ БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ

ческой, камерной музыки, популярных песен. В современной белорусской музыке слышны фольклорные мотивы. Широко известны во- кально-инструментальные ансамбли «Песняры» и «Верасы».

Фольклор белорусов включает в себя также легенды, предания, волшебные сказки, былины, анекдоты. В народе бытуют яркие, характерные пословицы (приказки ) и поговорки (примоуки ).

В XIX-ХХ вв. сложилась национальная белорусская литература. Повсеместно стали известны имена белорусских писателей и поэтов: Франтишка Богушевича, Максима Богдановича, Янки Купалы, Якуба Коласа, Кондрата Крапивы, Петруся Бровки, Максима Танка, Алеся Адамовича, Василя Быкова.

Другие этнические группы в Белоруссии. Как

уже говорилось, Белоруссия - не моноэтнич-

ное государство. Кроме титульного этноса в

республике наиболее многочисленны русские,

поляки, украинцы и евреи (о последних расска-

Коза - элемент колядочного

зано особо в конце главы). Это характерно как

для городов, так и для сельской местности.

реквизита. Брестская обл.

Из небелорусов сегодня в республике боль-

ше всего русских (1142 тыс. человек). Русские стали селиться на территории Белоруссии со времен войны России с Речью Посполитой (1654-1667). Позднее стали возникать поселения русских-старообрядцев, искавших здесь убежище от религиозных преследований у себя на родине и живших обособленно. В годы советской власти численность русских постоянно возрастала за счет миграционного притока из различных районов РСФСР. Он особенно возрос после Великой Отечественной войны, так как восстановление народного хозяйства республики требовало значительного количества квалифицированных трудовых ресурсов.

Украинцы (237 тыс. человек) живут как в сельских местностях (прилегающих к украинской территории), так и в городах Белоруссии. Их поселения с давних пор существуют в южных районах - Полесской зоне. Сегодня большая часть украинского населения сосредоточена в юго-западных и юго-восточных районах Белоруссии.

Формирование польской общины в Белоруссии началось со времени вхождения белорусских земель в состав Польского государства. Массовое переселение поляков на белорусскую территорию имело место в 1921-1939 гг., когда западные районы Белоруссии находились под властью Польши. Сегодня поляки (396 тыс. человек) по преимуществу расселены в сельской местности на западе Белоруссии и в белорусско-литовском порубежье. Некоторые исследователи полагают, что большая часть жителей Белоруссии, ныне причисляющих себя к полякам, это в действительности ополяченные белорусы - те, чьи

предки во времена нахождения белорусских земель в составе Речи Посполитой перешли в католичество и восприняли польский язык.

Кроме перечисленных национальностей в Белоруссии проживает до 3 тыс. татар . Они стали селиться с конца XIV в. на западе белорусской территории,

в таких городах, как Новогрудок, Лида, Ошмяны; места их компактного расселения получали соответствующие названия - Татарская улица, Татарский конец.

В Двинском, Люцинском, Режицком уездах Витебской губернии Российской империи проживали латыши , что явилось основанием при заключении

в 1920 г. мирного договора между Советской Россией и Латвией для передачи их Латвии. Деревни с латышским населением до недавнего времени сохранялись на территории Витебской области Белоруссии.

К более малочисленным, по сравнению с перечисленными, национальным группам в составе населения Белоруссии относятся армяне (10 тыс. человек),

цыгане, литовцы, азербайджанцы, немцы, молдаване, грузины.

2. Украина и украинцы

Основная область расселения украинского народа в настоящее время - Республика Украина, где численность украинцев (самоназвание) составляет более 38 млн человек. Кроме Украины, представители этого этноса проживают в России (4,4 млн человек) и ряде государств ближнего и дальнего зарубежья: Казахстане (свыше 900 тыс.), Молдавии (около 600 тыс.), Белоруссии (более 200 тыс.), Киргизии (свыше 100 тыс.), Канаде (550 тыс.), США (535 тыс.), Польше (350 тыс.), Аргентине (120 тыс.) и проч. Общая численность украинцев в мире - около 46 млн человек.

Украинцы вместе с русскими и белорусами составляют группу восточных славян. В антропологическом отношении они, как и другие восточнославянские народы, относятся к европеоидной расе, точнее среднеевропейской малой расе переходной ветви европеоидной расы.

Говорят украинцы на украинском языке славянской ветви индоевропейской семьи. Различают северное наречие (левобережные, правобережные, волынскополесские говоры), юго-западное наречие (волынско-подольские, галицкобуковинские, карпатские, поднестровские говоры) и юго-восточное наречие (поднепровские и восточно-полтавские говоры). Последние в XVI в. стали основой староукраинского книжного языка, а среднеприднепровские говоры на рубеже XVIII-XIX вв. - современного украинского литературного языка. Письменность на украинском языке (на базе кириллицы) получила распространение с XIV в.

Сегодня на Украине распространенны также русский и отчасти польский языки.

Верующие украинцы в основном православные. На Западной Украине значительная часть населения - униаты, в основном византийского обряда (грекокатолики).

Этногенез и этническая история. Существует несколько теорий происхождения украинцев. В отечественной науке наибольшее распространение получила

концепция общевосточнославянской древнерусской этнической общности. Внутри древнерусской народности формировались общие для восточных славян свойства культуры, но само это этнокультурное образование оставалось неоднородным, сочетало в себе локальные варианты социальной жизни, что создало предпосылки для возникновения русской, украинской и белорусской народностей. Исторической основой для складывания украинского этноса стала часть восточнославянского населения, проживавшая в IX-XII вв. на юго-за- паде Киевской Руси, на территории по обе стороны среднего Днепра. Более конкретно речь идет о Киевском правобережье, землях Переяславского, Чер- нигово-Северского, Волынского и Галицкого княжеств.

Формирование украинской народности и государства осложняли - особенно начиная со времени феодального дробления Древней Руси - непрекращавшиеся попытки Венгрии, Литвы, Польши и Турции захватить украинские земли

и подчинить их население своей власти. К счастью, это не привело к ассимиляции этого населения.

В XV-XVI вв. этническая территория формирующейся украинской народности значительно расширилась за счет заселения ее юго-западных окраин беглыми крестьянами. В ту же эпоху сложилась Запорожская Сечь - организация казаков, которая, как полагают, сыграла немаловажную роль в формировании украинского этноса, его самосознания и культуры. Непрекращавшаяся в XVI-XVII вв. борьба с иноземными завоевателями существенно консолидировала украинскую народность.

В XVI-XVII вв. на Украине сложилось два разговорных литературных языка: славяно-русский и так называемаяпроста мова , илируська мова - украинская разговорная речь на основе древнерусского языка. В процессе формирования украинской народности украинский язык приобрел типические общеукраинские черты, соединив черты основных диалектов Украины.

С объединением Литвы и Польши в Речь Посполитую украинские земли (кроме Закарпатья, Буковины и Чернигово-Северской области) попали под власть польских магнатов. Брестская церковная уния 1596 г. объединила на территории Речи Посполитой украинскую и белорусскую православную церковь с католической в униатскую, что оказало влияние и на этнокультурное развитие украинцев.

В XVII в. произошло перемещение значительных групп украинцев с находившегося в составе Польши Правобережья, а также из Поднепровья на восток

и юго-восток, освоение ими пустующих степных земель и образование Слободской Украины (территории современной Харьковской и частично Сумской областей Украины, а также южной части Курской, Белгородской и Воронежской областей России), которая заселялась одновременно как украинцами, так и русскими. В середине XVII в. здесь возникли слободские полки (как административные подразделения): Харьковский, Острогожский, Сумской, Изюмский.

В январе 1654 г. на Переяславской раде состоялось провозглашение политического воссоединения Украины с Россией. К концу века с Россией воссоединились Левобережная Украина, Киев с прилегающими территориями, Запорожье

и Чернигово-Северская земля.

Победы России над Османской Турцией в войнах 1768-1774 и 1787-1791 гг. привели к включению в состав Российского государства Северного Причерноморья и присоединению к украинской этнической территории Новороссии и земель между Южным Бугом и Днестром. Привлекаемые льготами, сюда устремились потоки переселенцев. И хотя основную роль в заселении и хозяйственном освоении южноукраинских областей сыграли украинцы, изначально численно здесь преобладавшие, а также русские, значительным было и участие неславянских переселенцев - молдаван, греков, гагаузов, армян, немцев и отчасти южных и западных славян (преимущественно болгар).

В результате второго и третьего разделов Польши (1793 и 1795) к России присоединились вся Правобережная Украина и Левобережная Волынь. Это ускорило этнокультурную консолидацию украинцев, укрепление внутриукраинских экономических связей, включение Украины во всероссийский рынок, рост национального самосознания, развитие культуры, языка.

Название Украина, применявшееся еще в XII-XIII вв. для обозначения южных и юго-западных земель Древней Руси, к XVII-XVIII вв. закрепилось (в значении «краина», т.е.страна ) в официальных документах, получило массовое распространение и послужило основой для этнонимаукраинцы (наряду с этнонимами, употреблявшимися первоначально по отношению к юго-вос- точной группе рассматриваемого населения:козаки ,козацкий народ ,руськи ). В российских официальных документах XVI - начала XVIII в. украинцы Среднего Поднестровья и Слобожанщины часто именовалисьчеркасами , а позже -малороссиянами ,малороссами илиюжнороссами .

Судьба западных областей Украины складывалась по-разному. Восточная Галиция и Буковина после первого раздела Польши (1772) отошли к Австрийской империи. Земли Правобережной и Южной Украины с 90-х гг. XVIII в., а придунайские украинские земли - с первой половины XIX в. вошли в состав России.

Таким образом, складывание в современную нацию в XVIII-XIX вв. проходило для украинцев на фоне необходимости противостоять колонизации, в рамках сложной этносоциальной структуры, в которой слились их собственные господствующие социальные слои с высшими социальными слоями австрийцев, поляков, русских. На рубеже XVIII-XIX вв., на завершающем этапе формирования украинской нации, сложился современный новоукраинский литературный язык.

Аграрное перенаселение, политический и национальный гнет заставляли сотни тысяч украинцев покидать пределы своей этнической территории. Из украинских губерний в составе России переселение шло в восточные области империи - Сибирь, Среднюю Азию, Кавказ и Дальний Восток, а из Западной Украины, находившейся под властью Австро-Венгрии, - в страны американского континента. Тем не менее численность украинского населения в пределах этнической территории возрастала.

Во всех этих районах в быту, культуре и иных сторонах жизни украинцев, проживавших в тесном взаимодействии с представителями других этносов (главным образом с русскими), происходили многообразные взаимодействия и взаимовлияния. В 20-х и 30-х гг. ХХ в. на Украине, как и в других регионах

СССР, интенсивно осуществлялась «коренизация» (в данном случае - украинизация) административных кадров, что конечно же способствовало укреплению позиций украинского языка. В ту же эпоху происходило интенсивное развитие украинской советской литературы, театра, кинематографии и проч. Тем не менее все эти процессы носили противоречивый характер. Так, имело место некоторое сокращение численности украинцев, считавших украинский язык родным. Впрочем, оно не было значительным: в 1959 г. называли родным языком украинский 87,7% украинцев, а в 1970 г. лишь немногим меньше, а именно 85,7%.

Завершение воссоединения украинских земель было связано с событиями Второй мировой войны: 1 ноября 1939 г. была включена в состав СССР и воссоединена с Советской Украиной Западная Украина. В июне 1940 г. Румыния возвратила Советскому Союзу Бессарабию и передала ему Северную Буковину, после чего 2 августа 1940 г. в состав Украины были включены Северная Буковина и Хотинский, Аккерманский и Измаильский уезды Бессарабии. И наконец, по Советско-Чехословацкому договору от 29 июня 1945 г. в состав Украины вошло Закарпатье.

В 1960-1980 гг. наблюдался быстрый рост украинской научно-техниче- ской и гуманитарной интеллигенции. В 1991 г. Украина стала независимым государством, начался процесс политического стимулирования расширения сферы употребления украинского языка в общественной жизни при сокращении преподавания русского языка и сферы его функционирования. Согласно принятой в июне 1996 г. конституции, украинский язык признан единственным государственным языком. Активизировались контакты с украинской диаспорой. Часть украинцев из России, Казахстана и других государств бывшего СССР

переселилась на Украину. В последние годы после провозглашения независимости в культурной ориентации Украины определяющей становится западная составляющая. Проявились противоречия - главным образом по политическим причинам - между Украинской и Русской православными церквами, а также между украинцами западной и остальных частей Украины.

После получения Украиной государственной независимости (1991) при деятельном влиянии органов власти в широких массах стали распространяться националистические взгляды и идеи. Поставлены под сомнение общие истоки этногенеза белорусов, украинцев и русских; отрицается прогрессивное значение присоединения к России Украины под руководством Богдана Хмельницкого на Переяславской раде (1654); одобрительно трактуется измена гетмана И. Мазепы в период Северной войны (первая четверть XVIII в.); положительно оцениваются предательские действия против законных властей бандеровско-мельни- ченковского подполья в годы Великой Отечественной войны и после нее.

По сохранившимся до наших дней локально-бытовым признакам Украину можно разделить на центральный, северный и западный этнографические районы. Им примерно соответствуют три основные группы диалектов в составе украинского языка Население ряда регионов сохраняет более ощутимые отличия в культуре, быте, языке. Они обусловлены географическими и историческими условиями и этнокультурными контактами. Речь идет прежде всего

Основным видом молдавской литературы являлось устное художественное творчество. Вековое рабство не сломило жизненных сил молдавского народа, не убило в нём воли к борьбе и победе, не задушило его творческого дара. Героические народные песни из цикла борьбы с турецкими феодалами проникнуты идеей защиты родины от врагов-захватчиков. Тяжёлое историческое прошлое молдавского народа наложило свой отпечаток на его песни (дойны), которым нередко присущ грустный, протяжный напев. Широко известен национальный танец молдаван жок или хора.

Из фольклора других народов Молдавии останавливает на себе внимание фольклор болгарских колонистов. Болгарские певцы-импровизаторы в XIX в. хранили в своей памяти большой, разнообразный и интересный репертуар героических песен из эпохи турецкого ига и болгарских войн за независимость.

Из городов Молдавии наиболее важное культурное значение в первой половине XIX в. получил Кишинёв - центр Бессарабской области. Основную массу населения города составляли молдаване и болгары. Но тут же жили греки, турки, украинцы, сербы, караимы, немцы, французы, итальянцы и др.

Общий культурный уровень молдавского боярства начала XIX столетия был невысок. Но накануне национального движения в придунайской Молдавии и Валахии (в начале 20-х годов) в Кишинёве наблюдалось заметное пробуждение культурно-общественной жизни. В доме М. Кацика была устроена масонская ложа, связанная с тайным обществом декабристов; главным мастером ложи одно время являлся русский генерал-майор декабрист П. С. Пущин. Он же учредил в Кишинёве дивизион­ную ланкастерскую школу. Наиболее образованная и передовая часть кишинёвского общества 20-х годов XIX в. собиралась в домах князей Александра и Георгия Матвеевичей Кантакузенов, членов греческой гетерии и участников национально-освободительного движения 1821 г. К числу постоянных посетителей Кантакузенов принадлежали будущие руководители греческого восстания, оба брата Ипсиланти.

Большое значение для культурной жизни Кишинёва в 20-х годах XIX в. имело пребывание там штаба 16-й пехотной дивизии, принадлежавшей к 6-му корпусу второй русской армии. Командиром 16-й дивизии в июле 1820 г. был назначен декабрист М. Ф. Орлов. Он уделял большое внимание вместе с декабристом В. Ф. Раевским организации ланкастерских школ. Кишинёвский дом Орлова сделался средоточием культурной жизни и центром передовой политической мысли Кишинёва. Его постоянным посетителем был отбывавший в Кишинёве ссылку А. С. Пушкин. В Кишинёве бывал и П. И. Пестель.

Значительным событием в культурной жизни Бессарабии было трёхлетнее (1820-1-823 гг.) пребывание там А. С. Пушкина. В ряде своих произведений великий русский поэт воспользовался мотивами молдавского фольклора. Песня молодой молдаванки Мариулы легла в основу стихотворения Пушкина «Чёрная шаль». В кишинёвских боярских домах пользовались большой популярностью и приглашались на все балы хоры крепостных цыган боярина Варфоломея. Поэт наблюдал быт цыган, прислушивался к цыганским песням и воспроизвёл их в своей поэме «Цыганы». Исследователи считают, что в поэме «Братья-разбойники» в какой-то мере отразились впечатления Пушкина от молдавской действительности и от личности знаменитого Урсула; по просьбе поэта для него было переписано полностью судебное дело об Урсуле.

Знакомство с передовой русской литературой имело благо­приятное значение для деятельности молдавских писателей К. Негруци, А. Донича, К. Стамати.

На культурно-идеологическую жизнь болгарских колоний в Молдавии оказало серьёзное влияние пробуждение национального самосознания среди болгарской интеллигенции. Одним из крупных и наиболее ранних деятелей болгарского возрождения был известный учёный, близкий по своему мировоззрению к славянофилам, Ю. И. Венелин. Сын украинского священника из Галиции, он учился в Львовском университете, а в 20-х годах XIX в. переехал в Кишинёв, где близко ознакомился с бытом болгарских колонистов. Результатом этого знакомства явилась выпущенная им в 1829 г. книга «Древние и нынешние болгары в политическом и религиозном отношениях», вызвавшая сильный интерес к болгарскому вопросу в России.






Краткая информация

Небольшую Молдову часто просто не замечают на карте Европы. Почему-то считается, что Молдова – это своего рода «Румыния в миниатюре». Отчасти, это, конечно, верно. Но, тем не менее, Молдова – самостоятельное уникальное государство, которое понравится любому путешественнику. В Молдове есть средневековые монастыри, церкви, крепости, и другие интересные достопримечательности. Кроме того, в этой стране есть несколько бальнеологических курортов и, конечно же, много вина.

География Молдовы

Молдова находится в Восточной Европе. На западе она граничит с Румынией, а на севере, юге и востоке – с Украиной. Общая площадь Молдовы составляет 33 846 кв. км., а общая протяженность границы – 1 389 км.

Около 13% территории Молдовы занимают леса, самая высокая точка страны – гора Баланешты, чья высота достигает 430 метров.

Столица

Столицей Молдовы является город Кишинев, население которого сейчас насчитывает более 730 тыс. человек. Поселение людей на территории современного Кишинева появилось в первой половине XV века.

Официальный язык

В Молдавии официальный язык – молдавский, относящийся к романской языковой семье.

Религия

Подавляющее большинство населения Молдовы (более 93%) исповедует православное христианство. Однако, в стране есть также незначительное количество протестантов (более 1,9%).

Государственное устройство Молдовы

Согласно Конституции 1994 года, Молдова – это парламентская республика, главой котярой является Президент, избираемым депутатами местного Парламента. Молдавский Парламент состоит из 101 депутатов.

Депутаты молдавского Парламента избираются прямым всеобщим голосованием на 4 года.

Климат и погода

Климат в Молдове умеренно-континентальный с мягкой и сухой зимой и теплым летом. Средняя температура воздуха в январе от -4C, а летом +20C. Что касается осадков, то на севере Молдовы их в среднем за год выпадает 600 мм, а на юге – 400 мм.

Реки и озера

В Молдове есть несколько больших рек. Это, прежде всего, Днестр, Прут, и Реут. Кроме того, Молдова имеет 600 метров береговой линии Дуная.

Что же касается озер в Молдове, то их в этой стране насчитывается почти 60. Самые большие из них – Белеу, Драчеле, Манта, и Ротунда.

История Молдовы

Первые люди на территории современной Молдовы появились примерно 6 500 лет назад. В период энеолита в Молдове жили племена трипольской и гумельницкой культур. Затем на территории современной Молдовы жили киммерийцы, фракийцы, и даже скифы.

В начале VI века в Молдове появились славяне, а в X веке – половцы. Затем значительная часть Молдовы вошла в состав монголо-татарской Золотой Орды.

Только в 1359 году было образовано Молдавское княжество, которое находилось в зависимости от Польши. В 1456 году Молдавское княжество стало вассалом Османской империи.

В XVIII веке Молдавия попадает в сферу интересов Российской империи. В результате длительных войн с Османской империей, после Кючук-Кайнарджийского мира, Молдавское княжество фактически вошло в состав Российской империи.

В соответствии с Бухарестским мирным договором 1812 года Молдавия официально вошла в состав России, имея при этом большую автономию. В 1871 году Молдавия была преобразована в Бессарабскую губернию в составе России.

В январе 1918 года Бессарабия провозгласила свою независимость от России. В результате бурных событий первой половины XX века часть Молдовы (Бессарабия) была присоединена к Румынии, а на остальной территории страны образовали Молдавскую Автономную Советскую Социалистическую Республику, в составе СССР.

В 1940 году Румыния, под давлением СССР, была вынуждены согласиться с присоединением Бессарабии к Молдавской ССР.

В 1970-80-х годах Молдавская ССР получала значительные средства из бюджета СССР на развитие промышленности, науки и для строительства жилья. В это время уровень жизни в Молдове был одним из самых высоких во всем СССР.

В августе 1991 года Молдова объявила о своей независимости. После этого в Тирасполе создали Приднестровскую Молдавскую Республику, которую относят сейчас к т.н. «непризнанным» республикам.

Культура

Молдова расположена на пересечении славянской и латинской (католической) культур. Благодаря этому молдавская культура является очень самобытной и неповторимой.

Самые популярные праздники в Молдове – Новый год, Рождество, День независимости, День национального языка, «Мэрцишор» (встреча весны), Пасха, Троица, и Национальный день вина.

Праздник «Мэрцишор» отмечается в Молдове каждый год 1 марта. В этот день молдаване дарят друг другу цепочки, украшенные цветами – Мэрцишоры. Это означает, что Весна побеждает Зиму.

Кухня Молдовы

Молдавская кухня очень похожа на кухню Румынии. При этом, на молдавскую кухню заметное влияние также оказали русские, украинские, и турецкие кулинарные традиции. Основные продукты молдавской кухни – мясо (говядина, свинина), картофель, капуста.

Туристам в Молдове мы обязательно рекомендуем попробовать суп «Зама», чорбу из баранины, борщ с кукурузными зернами, шницель по-молдавски, мамалыгу (каша из кукурузы), «оливанку» (блюдо из кукурузы, овечьей брынзы, свинины и муки), плацинду с самыми разными начинками (выпечка), сарали с творогом (напоминают пирожки), и многое другое.

Молдавия знаменита своими винами. Вообще в Молдавии существует своего рода культ вина. Каждый год во второе воскресенье октября в Молдове празднуют «День вина». Кроме того, молдаване изготавливают несколько хороших марок коньяка.

Достопримечательности Молдовы

Многовековая история Молдовы нашла свое отражение в большом количестве самых разных достопримечательностей. В десятку лучших молдавских достопримечательностей, на наш взгляд, входят следующие:

  1. Ново-Нямецкий монастырь
  2. Триумфальная арка в Кишиневе
  3. Винные подвалы в Милештий Мичь
  4. Крепость Сорока
  5. Памятник Стефану Великому в Кишиневе
  6. Монастырь Кэприяна
  7. Мемориальный комплекс «Шерпенский Плацдарм»
  8. Монастырь Хынку
  9. Монастырь Ципова
  10. Кэушенская церковь.

Города и курорты

Самые большие города в Молдове – Рыбница, Бельцы, и, конечно же, Кишинев.

В Молдове есть много термальных и минеральных источников. Возле некоторых из них построены бальнеологические курорты. Так, минеральные источники молдавского города Кагул были известны еще во времена СССР.

Сувениры/покупки

Часы работы учреждений

Развитие культуры Молдавии тесно связано с историей. На неё повлияли романские корни, уходящие ко II веку нашей эры, к периоду римской колонизации Дакии. Вследствие чего большая часть населения современной Молдавии, молдаване, будучи потомками переселенцев в этот регион из-за Прута (начиная с XIV в.), имеют общую этническую принадлежность с румынами. Становление молдавской культуры произошло в Средние века с возникновением Молдавского княжества . Она формировалась в условиях контактов с восточнославянским (древнерусским) населением, а далее в условиях владычества Османской империи. В 1812 г. территория современной Молдавии была освобождена от османского господства и включена в Бессарабскую губернию Российской империи, что оказало большое влияние на развитие культуры региона. После Октябрьской революции в 1918 г. Бессарабия отошла к Румынии на 22 года, а на левом берегу Днестра была образована Молдавская АССР, вследствие чего некоторое время развитие культуры в них складывалось по-разному.

В годы существования МССР началось бурное развитие культуры, была создана киностудия «Молдова-фильм», развивалось образование и т. д. Распад СССР и обретение независимости привели к усилению национальной молдавской составляющей в современной культуре Молдавии.

Средние века

Местное население стало идентифицировать себя широко под названием «молдаване» к четырнадцатому столетию. Одним из старейших источников, удостоверяющих появление этнонима «молдаванин», является пасторальная баллада «Миорица». Другим примером молдавского средневекового творчества является легенда об основании Молдавского княжества. Были распространены дойны, колинды , урэтуры, сноавы , многие из которых сохранились и по сей день. Большинство населения средневековой Молдавии исповедовало православие, что обусловило культурные связи другими православными народами, проживавшими на территории современной Румынии и Украины. Византийско-южнославянская письменность повлияла на молдавско-славянские летописи , польская же историография оказало влияние на официальное летописание, осуществлявшееся под патронажем молдавских господарей.

Так как развитие культуры проходило в Молдавском княжестве в условиях феодального общества, можно выделить культуру господствующего класса, представленную письменными памятниками и народную культуру, нашедшую отражение в фольклоре и устройстве быта. Формирование идейной направленности средневековой культуры Молдавии проходило в два этапа. В первый, доосманский период (XIV - первая половина XVI вв.) в культуре проявляется идеологическая необходимость создания крепкого централизованного и независимого государства. Османский период характеризуется развитием идеи борьбы за свержение турецкого ига и обретение независимости.

Музыка

Подробнее: Музыка Молдавской ССР

В 1940 году в Кишинёве были открыты государственная консерватория, филармония, музыкально-драматический театр, средняя музыкальная школа. В состав филармонии вошли симфонический оркестр, хоровая капелла «Дойна», и, кроме этого, группа эстрадных артистов. На годы войны пришёлся плодотворный период творчества молдавского композитора Штефана Няги. В жанре патриотической песни работали Давид Григориевич Гершфельд, С. Б. Шапиро и прочие.

После войны возобновили свою деятельность музыкальные коллективы, началось бурное развитие музыки. Приобретают известность такие композиторы, как Л. С. Гуров, С. М. Лобель, В. Г. Загорский, С. В. Златов, В. Л. Поляков, Г. С. Няга, П. Б. Ривилис, Н. И. Маковей, А. П. Люксембург, Т. В. Кирияк. В жанре инструментального концерта работают Д. Г. Гершфельд, Д. Г. Федов, А. Б. Муляр, З. М. Ткач, Е. Д. Дога. Молдавские композиторы советского периода создают многочисленные рапсодии, сюиты, баллады, обработки молдавских народных песен, музыку для детей, романсы. Большое внимание уделяется развитию хорового искусства.

Известность приобрели оперы «Грозован» Давида Гершфельда, «Сердце Доминики» А. Г. Стырчи, «Клоп», «Революцией призванный», «Дракон» Э. Л. Лазарева. Признание публики получают балеты «Рассвет» В. Г. Загорского (1959), «Сломанный меч» (1959), «Призраки» (1959), «Антоний и Клеопатра» (1965), «Арабески» (1970) Э. Л. Лазарева, «Радда» Д. Г. Гершфельда (1975), «Перекрёсток» В. Г. Загорского (1974).

В советский период большое внимание уделялось развитию музыкального образования. В 1963 году был создан государственный институт искусств имени Г. В. Музическу, работали три музыкальных училища, более 50 детских музыкальных школ, средняя специальная музыкальная школа-интернат.

Большой популярностью пользовались академический ансамбль народного танца «Жок», оркестр молдавских народных инструментов «Флуераш», ансамбли «Кодру», «Лэутарий», группы «Норок», «Контемпоранул», «Оризонт», «Плай».

Культура и традиции молдаван с.Сырково MD, Rezina .

Культура и традиции молдаван с.Сырково MD, Rezina . О культуре и темпераменте молдавских общин в условиях...
6:52 мин.