Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Разрешение гражданам того, что не запрещено государством. Основные характеристики парламентской республики

Разрешение гражданам того, что не запрещено государством. Основные характеристики парламентской республики

Унитарное государство – это единое государство, которое подразделяется на административно-территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью. В настоящее время унитарная форма государственного устройства является наиболее распространенной в мире. Большинство современных стран представляют собой унитарные государства.

К основным признакам унитарного государства относятся:

Наличие единой и неделимой на составные части территории государства;

Действие единственной единой конституции общенационального масштаба и единой правовой системы государства;

Наличие единой системы общенациональных высших органов государства (исключение составляют политические автономии некоторых унитарных государств, имеющие собственные органы власти);

Наличие единого общенационального гражданства;

Наличие единой общенациональной финансовой и бюджетной системы государства;

Наличие единой общенациональной судебной и правоохранительной системы;

Наличие единых символов государства.

В зависимости от степени самостоятельности административно-территориальных единиц, составляющих унитарное государство, различают следующие виды унитарных государств:

- децентрализованные унитарные государства , в которых все административно-территориальные единицы (от области до общины) являются самоуправляемыми (например, в Великобритании, штатах США, провинциях Канады и др.). В административно-территориальных единицах отсутствуют специально назначенные центральным правительством чиновники. Местное самоуправление и самоуправление реально осуществляются выборными органами населения административно-территориальных единиц. Должностные лица органов административно-территориальных единиц избираются на местах населением или выборными органами местного самоуправления;

- относительно централизованные унитарные государства, в которых действует местное самоуправление на общинном (и иногда на районном) уровне, а области управляются из центра (например, во Франции, в Болгарии, Польше). На высшем, областном уровне административно территориального деления имеются два органа: 1) назначенный сверху чиновник (комиссар, аким, префект и др.) - представитель центральной власти; 2) избранный населением совет – орган местного самоуправления;

- централизованные унитарные государства, в которых отрицается местное самоуправление. Выборные органы самоуправления на местах либо отсутствуют (например, во многих государствах Тропической Африки и Азии (Бутан, Таиланд), либо они действуют лишь формально, т.к. лишены реальных гарантий самостоятельности.

По форме устройства унитарные государства подразделяют напростые (не имеющие автономных образований – Кыргызстан, Эстония, Польша и др.) и сложные (имеющие в своем составе автономные образования (Узбекистан, Украина, Дания, Ирак и др.).

Выделяют также две формы автономии:

- территориальная автономия – предоставление всем частям государства (Италия, Испания) или только некоторым из них (Франция, Ирак) права на самоуправление в различных формах;

национально-территориальная автономия – предоставление права на самоуправление на определенной территории компактно проживающим национальным меньшинствам.

Автономия – это особая политическая территориальная единица в составе унитарного государства, созданная с учетом национального состава, культуры, традиций, быта, проживающего в нем населения (например, Корсика во Франции, Курдистан в Ираке, Гагаузия в Молдове).

Существует две основные формы автономии: 1) национальная территория (этнотерритория); 2) национально-культурная.

Национально-культурная автономия в зависимости от объема и содержания полномочий имеет две формы:

1) политическая автономия - имеет некоторые признаки государственности (парламент, правительство и другие государственные органы). Политическая автономия, высший представительный орган которой имеет право принимать законы, образована на Украине, в Узбекистане, Италии, Ираке, Португалия. Например, яркими примерами такой автономии являются Северная Ирландия в Великобритании, Аландские острова в Финляндии;

2) административная автономия, органы которой имеют право издавать только подзаконные акты (Китай, Молдова и др.).

Кроме этих основных видов автономии используются также:

1) культурно-национальная автономия (применяется в Австрии, Венгрии, скандинавских странах, где некоторые национальности живут некомпактно, а разрозненно, вперемешку с представителями других национальностей).

2) полуавтономные образования (Шотландия и Уэльс в Великобритании).

3) межгосударственная «кочевая автономия», созданная для кочевого племени туарегов, имеющая границы их сезонных миграций.

Федерация (от лат. слова «federere » - «объединять », «укреплять союзом ») - это сложное государство, включающее в свой состав государства или государственные образования (штаты, земли, кантоны и др.), обладающие высокой степенью государственной самостоятельности.

В настоящее время в мире существуют 23 федеративных государства, в которых проживают около трети населения планеты. Федеративную форму имеют пять государств в Европе: Австрия, Бельгия, Германия, Швейцария, Россия; четыре – в Азии (Индия, Малайзия, Пакистан, Объединенные Арабские Эмираты); четыре – в Африке (Коморские острова, Нигерия, Танзания, Эфиопия); шесть в Америке (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Канада, Мексика, США); четыре – в Океании (Австралия, Папуа-Новая Гвинея, Сент-Китс и Невис, Федеративные Штаты Микронезии).

Федерации, за небольшим исключением, представляют собой крупные государства. Например, по численности населения, размерам территории, экономической мощи штаты США во многом превосходят некоторые европейские государства. Эти штаты обладают весьма значительной собственной компетенцией, и наиболее крупные из них представляют собой почти унитарные государства, чьи губернаторы по своим полномочиям и возложенной на них ответственности (исключая иностранные дела, оборону и некоторые другие) могут быть сопоставимы с главами многих современных государств мира. При этом штаты копируют федеральную систему власти США: они имеют парламент, который именуется законодательным собранием или легислатурой, включающей две палаты. Исключение составляет лишь штат Небраска, учредивший в 1937 г. однопалатный представительный орган.

Многие федерации являются однонациональными государствами (Аргентина, Объединенные Арабские Эмираты и др.), в других проживают лица разных национальностей, но образующих одну нацию (Австрия, Бельгия, Канада, США, ФРГ и др.).

Термины «федерация », «федеративное государство » употребляются во многих конституциях (Аргентины, Пакистана и др.), включаясь иногда в официальное название государства (например, Федеративная Республика Германия, Федеративная Республика Нигерия и др.). При образовании федерации употребляются также термины «союз », «соединенные штаты » (Соединенные Штаты Мексики, Соединенные Штаты Америки), «конфедерация » (Швейцария). Но в некоторых конституциях таких терминов нет (Танзания, Королевство Бельгия), и заключение о федеративном характере государства можно сделать лишь на основе анализа самого текста конституции и конституционного законодательства этих стран.

Федерация возникает в результате объединения ранее независимых государств (США, Швейцария и др.) или в результате изменения структуры унитарного государства (Мексика, Бельгия). Поэтому структура федераций неодинакова. В наиболее простом варианте федерация состоит только из ее субъектов (штатов, провинций, кантонов, земель, султанатов и др.). Например, Швейцария состоит из кантонов.

Другие федерации имеют более сложный состав (Бразилия, Индия, Мексика, Нигерия, Пакистан, США и др.). Например, Бразилия, Мексика, Нигерия, США включают в свой состав, помимо штатов, федеральные округа. Индия, как сложная федерация, состоит из штатов и союзных территорий.

Федерации подразделяются на две основные группы:

1) договорные федерации , т.е. федерации, созданные на основе союза. Такие федерации и ее члены имеют «двойной суверенитет», т.к. субъекты федерации обладают государственным суверенитетом, имея свои конституции, гражданство, законодательство (США, союзные республики бывшего СССР).

2) конституционные федерации - федерации, созданные на основе автономии, поэтому их субъекты не обладают суверенитетом, не имеют собственных конституций.

Кроме того, с точки зрения структуры различают симметричные и ассиметричные федерации. Симметричные федерации – это федерации, в состав которых входят только равноправные субъекты, обладающие одинаковым конституционно-правовым статусом (например, Бразилия, Австрия, Бельгия, ОАЭ, Папуа-Новая Гвинея, ФРГ, и др.).

Ассиметричные федерации , состоящие из субъектов и иных единиц с различным конституционно-правовым статусом, включают в свой состав особые территориальные образования, которые не являются субъекты федерации. Так, США имеет федеративный округ Колумбию, на территории находится столица США – город Вашингтон; федеральные территории (остров Гуам); ассоциированные государства (Пуэрто-Рико, Микронезию, Палау и др.). К асимметричным федерациям относятся также Австралия, Венесуэла, Канада, Индия.

Выделяют также:

1) централизованные (интеграционные) федерации с высокой степенью централизации (это большинство федераций, основанных на автономии);

2) относительно децентрализованные (деволюционные) федерации – это федерации, учитывающие специфику различных ее субъектов в связи с чем их статус может быть не совсем одинаковым.

Выделяют три принципа построения федерации:

1) территориальный принцип (при создании некоторых федераций национально-этнические различия населения не учитывались, но большинство федераций в мире построены по этому принципу – США, ФРГ, Мексика, ОАЭ, Швейцария;

2) национально-территориальный принцип (федерация строится по национальному признаку – Бельгия, Эфиопия, частично Индия, этот принцип применялся в социалистических странах – СССР, Чехословакии, Югославии). Такой принцип, соответствуя международно-признанному праву народов (наций) на самоопределение, может способствовать снятию противоречий между национальностями, их интеграции на равноправной основе;

3) комплексно-территориальный принцип (при формировании федерации учитываются все факторы - национальный, иностранный, экономический, лингвистический, географический и др. - Индия, Пакистан, Малайзия и др.). Например, в Индии при создании штатов учитывались национально-лингвистические особенности этих государственных образований.

В федеральных конституциях всегда имеется перечень предметов ведения (полномочий), относящихся к исключительному ведению федерации, регулируемые, как правило, федеральными законами. При этом порядок выделения таких вопросов в различных федерациях неодинаков. Так, в США использован негативный подход - в Конституции США названы вопросы, по которым федерации (Конгрессу США) принимать законы запрещено. Следовательно, эти вопросы относятся к исключительному ведению штатов, прежде всего, их законодательным органам.

Но в подавляющем большинстве федераций используется позитивный подход: перечислены исключительные предметы ведения (полномочия) федерации. Например, ст.71 Конституции России к исключительным предметам ведения Российской Федерации относит: федеративное устройство и территорию Российской Федерации, регулирование прав и свобод человека и гражданина, внешнюю политику и международные отношения, оборону и безопасность, судоустройство и прокуратуру, и другие важнейшие вопросы федерального значения. Для осуществления этих полномочий в большинстве случаев необходимо принятие Парламентом России федеральных законов, включая законодательную ратификацию им международных договоров.

Государственная власть субъекта федерации не является суверенной, т.к. имеет относительно подчиненный характер с учетом оговорок о свободе его деятельности в определенных для него сферах и об исключительных предметах его ведения. Так, в настоящее время в конституционном праве, особенно после решения Верховного суда Канады 1998 г. в связи с ситуацией в провинции Квебек – субъекте федерации, утвердилось правило, что субъект федерации не обладает государственным суверенитетом. В России такое же положение об отсутствии государственного суверенитета у субъектов Российской Федерации утвердилось после постановлений Конституционного суда Российской Федерации 2000 г.

В настоящее время конституции федеративных государств, за исключением Эфиопии, не предусматривают права сецессии , т.е. выхода субъектов из их состава. Поэтому такие попытки, как правило, подавляются.

Исключение из такого общего правила составили лишь немногие государства:

Выход Сингапура (города-государства) из состава Малайзии в 1965 г., хотя в Конституции Малайзии не было положения о праве выхода из ее состава;

Выход Латвии, Литвы и Эстонии из состава СССР в 1991 г.;

Разделение Чехословакии на Чехию и Словакию в 1990 г.

В этой связи законами устанавливается чрезвычайные способы федерального контроля:

1) введение чрезвычайного положения на территории субъекта федерации;

2) президентское правление в субъектах федерации (например, в Индии за последние 50 лет было более 100 случаев его применения);

3) федеральное принуждение (по отношению к землям в ФРГ: распускается местный парламент, для управления землей назначается федеральный комиссар);

4) федеральная интервенция (вмешательство) в дела субъектов установлена конституциями Аргентины, Бразилии, Мексики, Венесуэлы, Эфиопии (президенты этих государств, привлекая армию, вправе сместить местные органы и назначить на местах своих представителей);

5) военные действия (гражданская война в США 1861-1865 гг. в связи с попыткой выхода из США 11 южных штатов).






Тоталитаризм Тоталитарный режим – политический режим, стремящийся к установлению абсолютного контроля над всеми сторонами жизни каждого человека м всеми общества в целом. Черты Наличие всеобщей идеологии, пронизывающей все сферы жизни общества. Монополизация власти единой массовой партией. Репрессии. Монополия государства на СМИ, отсутствие свободы слова. Жесткий контроль со стороны государства за экономикой.


Авторитаризм Авторитарный режим – политический режим, при котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (семья, политическая партия, социальный класс) при минимальном участии народа. Черты Власть в руках политического лидера или группы. Наличие у государства лишь ключевых рычагов общественной жизни. Ограничение политических прав. Отсутствие огромного репрессивного аппарата. Разрешение гражданам того, что не запрещено государством.


Демократия Демократический режим – политический режим, основанный на признании народа в качестве источника власти и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод. Черты Выборность органов власти. Наличие парламента – законодательного органа власти. Принцип разделения властей. Многопартийность. Многообразие идеологий. Многообразие форм собственности. Гарантия и соблюдение прав и свобод граждан.


Практикум О факте проявления какого режима идет речь? 1.В 1926г. в Италии государственный аппарат полностью слился с фашистской партией Б.Муссолини. 2.В 1932г. в США на выборах против кандидата от республиканцев Г.Гувера выступил представитель демократической партии Т.Рузвельт, которому удалось набрать большинство голосов.








Практикум 6. В современном демократическом государстве 1)Всегда действует мажоритарная избирательная система 2)Вводятся ограничения на размеры частной собственности 3)Устанавливается обязательная государственная идеология 4)Действует принцип разделения властей


Практикум 7. Приведите в соответствие: Элементы политического устройстваФормы правления 1. Глава государства избирается парламентом, выполняет представительские функции А) абсолютная монархия 2. Правительство возглавляет президент государства Б) парламентская монархия 3. Глава государства обладает высшей законодательной, исполнительной и судебной властью. В) президентская республика 4. Верховная власть сохраняется за наследственной главой государства, правительство несет ответственность перед законодательным органом. Г) парламентская республика


Практикум 8. В государстве А. установлен демократический политический режим, а в государстве Б. – тоталитарный. Сравните эти два политических режима. 1)Пресечение нарушений общественного порядка. 2)Наличие органов исполнительной власти. 3)Свободные выборы на альтернативной основе. 4)Вынесение приговоров несудебными органами. Черты сходстваЧерты отличия







Существует несколько основных форм правления в современном мире, которые сформировались исторически. В этой статье речь пойдет о такой политической системе, как парламентская республика. Примеры стран вы также сможете найти в данной статье.

Что это такое?

Парламентская республика (примеры формы правления вы найдете ниже) - это разновидность государственного устройства, в которой вся полнота власти принадлежит специальному законодательному органу - парламенту. В разных странах он называется по-разному: Бундестаг - в Германии, Ландтаг - в Австрии, Сейм - в Польше и т. д.

Форма правления "парламентская республика" отличается в первую очередь тем, что именно парламент формирует правительство, которое полностью ему подотчетно, а также и избирает президента страны (в большинстве случаев). Как всё это происходит на практике? После проведения парламентских народных выборов партии-победители создают коалиционное большинство, на основе которого формируется новое правительство. При этом каждая из партий получает количество "портфелей" в соответствии со своим весом в этой коалиции. Вот так, несколькими предложениями, и можно описать функционирование такого образования, как парламентская республика.

Примеры стран - "чистых" парламентских республик - можно привести следующие: это Германия, Австрия, Ирландия, Индия (это самые классические примеры). С 1976 года к их числу добавилась Португалия, а с 1990 года - африканское государство Кабо-Верде.

Не стоит путать такие понятия, как парламентская монархия и парламентская республика, хотя они во многом схожи. Главное сходство заключается в том, что и там и там главенствующим органом власти выступает парламент, а президент (либо монарх) выполняет лишь представительские функции, то есть является лишь неким символом страны. А вот главное отличие между этими формами правления состоит в том, что в парламентской республике президент каждый раз переизбирается парламентом, а в монархии эта должность передается по наследству.

парламентская, смешанная

На сегодняшний день существует три вида республик. В зависимости от величины и широты полномочий - президента - выделяются республики президентские и парламентские. Классическим примером президентской республики всегда называют США, традиционные примеры парламентской республики - Германия, Италия, Чехия и другие.

Также выделяется и третий тип республики - так называемый смешанный. В таких государствах обе наделены примерно одинаковыми полномочиями и контролируют друг друга. Самые яркие примеры таких стран - Франция, Румыния.

Основные характеристики парламентской республики

Все государства парламентской республики имеют схожие черты, которые следует перечислить:

  • исполнительная власть целиком принадлежит главе правительства, это может быть премьер-министр либо канцлер;
  • президента избирает на должность не народ, а парламент (или специальная коллегия);
  • глава правительства назначается президентом, хотя кандидатура предлагается из числа лидеров сформированной коалиции большинством;
  • всю ответственность за деяния правительства несет на себе его руководитель;
  • все акты президента имеют силу только в том случае, если они будут подписаны премьер-министром или же соответствующим министром.

Парламентские республики: список стран

Распространенность в мире данной формы правления достаточно велика. На сегодня существует порядка тридцати парламентских республик, при этом стоит отметить, что единой цифры по этому поводу нет. Дело в том, что некоторые страны очень сложно отнести к тому или иному типу. Примеры парламентской республики приведены ниже (они распределены по частям света):

  • в Европе - Австрия, Албания, Греция, Болгария, Италия, Эстония, Ирландия, Исландия, Германия, Польша, Португалия, Мальта, Литва, Латвия, Сербия, Чехия, Хорватия, Венгрия, Финляндия, Словения и Словакия;
  • в Азии - Турция, Израиль, Непал, Сингапур, Индия, Бангладеш, Ирак;
  • в Африке - Эфиопия;
  • в Америке - Доминика;
  • в Океании - Вануату.

Как мы видим, парламентские республики, список которых включает в себя свыше 30 стран, преобладают в европейском регионе. Еще одна особенность, которая сразу же бросается в глаза, - большинство перечисленных стран (прежде всего, если говорить о Европе) относится к экономически развитым успешным государствам с высоким уровнем развития демократии.

Если взять во внимание рейтинг стран мира по уровню демократии (организации Economist Intelligence Unit), то можно заметить, что из 25 государств, которым присвоен наивысший статус "полноценная демократия", 21 страна - это парламентские республики и монархии. Также эти страны являются лидерами и в рейтинге МВФ по объемам страны. Таким образом, можно смело утверждать, что самой эффективной и успешной формой правления (на данный момент времени) являются именно парламентские республики.

Список стран, приведенный выше, можно изобразить и в виде следующей карты, на которой парламентские республики отмечены оранжевым цветом:

"Плюсы" и "минусы" этой формы управления государством

К основным достоинствам данной политической системы можно отнести следующие:

  • парламентская система обеспечивает единство законодательной и исполнительной ветви власти;
  • все инициативы правительства, как правило, получают полную поддержку парламента, что обеспечивает стабильную работу всей системы власти;
  • данная система управления в полной мере позволяет соблюдать принцип народного представительства во власти.

Есть, однако, в парламентских республиках и свои недостатки, которые отчасти выходят из достоинств этой политической системы. В первую очередь это неустойчивость коалиционных союзов, которая часто приводит к политическим кризисам (яркие примеры - Украина или Италия). Также очень часто коалиционному правительству приходится отказываться от полезных для страны действий, дабы придерживаться идеологической линии коалиционного соглашения.

Еще один существенный недостаток парламентских республик - это опасность узурпации власти в государстве правительством, когда парламент, по сути, превращается в обычную "штамповочную машинку" для законов.

Федеративная республика Австрия

Австрийский парламент носит название "ландтаг", а депутаты в него избираются на четырехлетний срок. Центральный парламент страны - Федеральные Сборы Австрии - состоит из двух палат: Национальрат (183 депутата) и Бундесрат (62 депутата). Кроме этого, свой ландтаг есть в каждой из девяти федеральных земель Австрии.

В Австрии зарегистрировано всего около 700 партий, однако на данный момент времени в австрийском парламенте представлены только пять из них.

Федеративная Республика Германия

Немецкий парламент также избирается на четыре года. Он состоит из двух палат: Бундестаг, включающий 622 депутата, и Бундесрат (69 депутатов). Депутаты Бундесрата - это представители всех 16 земель страны. Каждая из федеративных земель имеет от 3 до 6 представителей в государственном парламенте (в зависимости от размеров конкретной земли).

Немецкий парламент избирает на должность федерального канцлера, который возглавляет исполнительную власть и, по сути, является главным лицом в государстве. С 2005 года в Германии занимает Ангела Меркель - первая женщина на должности федерального канцлера за всю историю страны.

Республика Польша

Польский парламент носит название Сейм, он также является двухпалатным. состоит из двух частей: это собственно Сейм, который состоит из 460 депутатов, а также Сенат, состоящий из 100 депутатов. Сейм избирается по пропорциональной системе, согласно методу Д"Ондта. При этом получить депутатское место в Сейме могут лишь те кандидаты, которые набрали не меньше 5% голосов в общенациональном голосовании (исключение составляют только представители партий этнических меньшинств).

Республика Индия

Индия также является парламентской республикой, в которой вся полнота власти принадлежит парламенту и правительству, которое им формируется. включает в себя Народную Палату и Совет Штатов - орган, который выражает интересы отдельных штатов.

В Народную Палату (Лок Сабха) депутаты избираются всеобщим народным голосованием. Общее (максимальное по Конституции Индии) количество членов Народной Палаты - 552 человека. Срок работы одного созыва Палаты составляет 5 лет. Однако Лок Сабха может быть распущена президентом страны досрочно, а в отдельных ситуациях законодательство Индии предусматривает и продление срока работы Палаты на один год. Руководит Народной палатой Индии спикер, который после своего избрания на эту должность обязан выйти из своей партии.

Совет Штатов (Раджья Сабха) формируется путем косвенных выборов и включает в себя 245 депутатов. Каждые два года состав Раджья Сабха обновляется на треть.

В заключение...

Теперь у вас есть представление о том, что такое парламентская республика. Примеры стран также приведены нами в этой информационной статье: это Австрия, Германия, Италия, Польша, Индия, Сингапур, Чехия и другие страны (всего - около 30 государств). В заключение можно сказать, что данная политическая система управления государством имеет как свои преимущества, так и свои недостатки. Однако на сегодняшний день парламентская республика - это самая оптимальная и эффективная форма правления в мире.

Республика - (лат. respublica) общенародное дело. Республиканская форма правления - эта такая форма правления, при которой власть осуществляется выборными органами, избираемые на определенный срок. В республике главой государства является президент, избираемый разными способами, но из среды граждан государства. В разных странах выборы президента происходят по-разному, но во всех странам президент выбирается народом.

Можно выделить следующие основные признаки республики:

Существование единоличного или коллегиального главы госу­дарства;

Выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;

Осуществление государственной власти не по собственному праву, а по поручению народа;

Юридическая ответственность главы государства в случаях, пред­усмотренных законом;

Обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов;

Преимущественная защита интересов граждан государства, вза­имная ответственность личности и государства;

Имеет место разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Одна из первых республик сформировалась в Афинском государстве в VIII в. до н.э. и в V-IV вв. до н.э. была признана демократической республикой.

Президентская республика – это такая форма правления, при которой во главе государства стоит президент, избираемый всеобщим голосованием и сочетающий в одной лице полномочия главы государства и главы правительства.

В республике этого вида государственное управление строится по принципу жесткого разделения властей. Президент управляет, парламент (конгресс, национальное собрание и т.п.) принимает законы. Президентская республика отличается, как правило, внепарламентским способом избрания президента (всенародное избрание) и формирования правительства, отсутствием ответственности правительства перед парламентом. Правительство формирует президент, но зачастую с согласия парламента. Правительство ответственно перед президентом. Президент лишен права роспуска парламента, и, наоборот, парламент может возбудить против президента процесс его отстранения от власти (импичмент). В противовес импичменту президент имеет свое “оружие” против правительства, он может наложить вето на законы принятые парламентом.

Иной моделью президентской республики является такое устройство формы правления, когда президент является главой государства , но не совмещает этот статус со статусом главы правительства. Тогда кроме распределения полномочий, закрепленных Конституцией, президент, как упоминалось выше, образует систему органов - государственных и общественных - при президенте, которые содействуют ему в выполнении его полномочий как главы государства, гаранта конституции.

(США, Аргентина, Мексика, Бразилия, Российская Федерация и другие)

Парламентская республика - это такая форма правления, при которой во главе государства стоит выборное должностное лицо (президент, канцлер и т.п.), а правительство формируется парламентом и отчитывается за свою деятельность перед парламентом, а не перед главой государства.

Парламентская республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Формальной отличительной особенностью этого вида республики является наличие должности премьер-министра, которого избирает (назначает) парламент. Правительство формируется только парламентским путем из числа лидеров партии, получившей большинство в парламенте, и остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства. Участие президента в формировании правительства номинально. Хотя он формально и наделяется большими полномочиями (имеет право роспуска парламента), на практике не оказывает никакого влияния на осуществление государственной власти. Любое его действие может быть осуществлено только с согласия правительства, исходящие от него нормативные акты приобретают юридическую силу, как правило, только после одобрения правительством или парламентом, которые несут за них ответственность.

(Италия, ФРГ, Финляндия, Индия, Турция).

Смешанная форма или полупрезидентская форма республики – эта такая форма правления, в рамках которой сочетаются и сосуществуют признаки парламентской и президентской республики. Впервые такая форма республики была введена во Франции в 1958 г. по инициативе Шарля Де Голля.

Президент избирается народом, но не является главой исполнительной власти. Исполнительной властью обладает правительство, которое несет основную ответственность перед президентом и ограниченную – перед парламентом.

В смешанной республики, президент может назначать вице-премьеров и министров, независимо от партийного состава и сил. Назначение премьер-министра происходит по разному: самостоятельно или с согласия парламента. Президент имеет право уволить премьер-министра, отдельного министра или все правительство.

Таким образом, в смешенной республике президент не относится ни к одной из ветвей власти и правительство несет ответственность перед президентом. (РФ, Казахстан, Румыния, Франция и др.)

Нетрадиционные республики

Существуют и иные, нетипичные, виды республик. Например, теократическая республика (Иран, Афганистан). Для некоторых стран Африки харак­терна своеобразная форма президентской монократической республики: в условиях однопартийного политичес­кого режима лидер партии провозглашался пожизненным президентом, парламент же реальных полномочий не имел (Заир, Малави).

Долгое время в отечественной юридической науке осо­бой формой республики считалась республика Советов . Ее признаками назывались: откровенно классовый характер (диктатура пролетариата и беднейшего крестьянства), отсутствие разделения властей при полновластии Советов, жесткая иерархия последних, право отзыва избирателями депутатов Советов до истечения срока их полномочий (императивный мандат), реальное перераспределение власти от эпизодически собиравших­ся Советов в пользу их исполнительных комитетов

Факультет дистанционных образовательных технологий

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по курсу: « Политология »

Пермь 2012 г.

Оглавление
Часть 1.
Раздел 1. Предмет, задачи и методы политологии……………………3
Раздел 2. История политических учений
Какой вклад в политическую мысль внес Н. Макиавелли?..................5
Раздел 3. Политический режим
Понятие сущности политической власти……………………………...7
Раздел 4. Политическая система современного общества.
Опишите общие признаки и функции государства…………………12
Часть 2.
Охарактеризуйте три правильные и три неправильные формы правления. Почему демократия вырождается в охлократию, а не в тиранию? А можете ли вы привести исторические примеры подобного превращения?.................. .............................. .............................. ......................14
Подробно опишите республиканский тип устройства государства. Какую функцию выполняет здесь парламент?.................... ..........................17
3. Каков механизм избирательной кампании?..................... ...............23
Раскройте основные понятия……………………………………...…28
4. Сделайте письменное сообщение на тему «Выборы, их сущность и политические функции»…………………………………………………….. .30
5. Проанализируйте голосование и выборы как механизм участия граждан в политической жизни общества…………………………………..33
Список использованной литературы…………………………………37

Часть 1.
Раздел 1. Предмет, задачи и методы политологии.
Что включается в понятие политического института?
Сфера политики - социальное пространство, образующееся совокупностью организованных действий и взаимоотношений людей. Одной из форм такой организации выступают политические институты. В состав политического института входят:
определенные группы людей, уполномоченных обществом выполнять социально-политически значимые функции;
организации для выполнения людьми тех или иных функций;
совокупность материальных и иных средств деятельности, позволяющих организациям или группам лиц выполнять установленные политические действия;
совокупность политических ролей и норм, реализация которых
имеет важное значение для определенных социальных групп и общества в
целом.
Под политическими институтами в современное время понимается совокупность учреждений, организаций с определенной структурой и субординацией, воспроизводимой с течением времени совокупностью норм и правил, упорядочивающих политические отношения, как между организациями, так и между людьми. Таким образом, политические институты представляют собой «триединую целостность – организацию, нормы, отношения» .
Элементы политических институтов: цели, функции и роли,
вытекающие из целей, средства, учреждения, санкции. Целями
политических институтов являются вопросы, составляющие сферу их деятельности. Это могут быть контроль над общественной и
политической жизнью, выработка методов удержания, захвата и
укрепления власти, формирование политического сознания граждан, их
политического выбора. Средства политических институтов составляют
материальные, идеальные и символические формы управления, имеющие
социальную и политическую значимость.
Политические институты подразделяются на институты власти и институты участия. К первым относятся институты, осуществляющие государственную власть на различном иерархическом уровне, ко вторым – институты участия, структуры гражданского общества. Совокупность политических институтов составляют политическую систему общества, представляющую собой определенную целостность, органическое взаимодействие субъектов политики, других элементов политической действительности.
Другим важным политическим институтом является гражданское общество, в рамках которого осуществляется деятельность негосударственных политических институтов. Государство и гражданское общество как политические институты формируются в Европе и США примерно в период Нового времени под влиянием происходящих модернизационных изменений. Именно с этого времени складывается основной институт власти в обществе, обладающий монополией на принуждающее насилие на определенной территории, - государство. В то же время, под влиянием этого процесса происходит формирование своеобразной антитезы государства - гражданского общества.
Французский профессор права Морис Ориу – один из основоположников теории институционализма - рассматривал общество как совокупность огромного числа институтов. Он считал, что социальные механизмы представляют собой организации, или институты, включающие в себя людей, а также идею, идеал, принцип, которые служат своего рода горнилом, извлекающим энергию этих индивидов. Если первоначально тот или иной круг лиц, объединившись для совместных действий, образует организацию, то с момента, когда входящие в нее индивиды проникаются сознанием своего единства, она предстает уже институтом. Отличительным признаком института французский юрист считал именно направляющую идею.
М.Ориу выделял два типа институтов: корпоративные (государство, профсоюзы, торговые общества, ассоциации, церковь) и вещные (правовые нормы). Оба вида были охарактеризованы им как своеобразные идеальные модели социальных отношений. Различие между ними усматривалось в том, что первые инкорпорированы в социальные коллективы, тогда как вторые не имеют собственной организации и могут применяться в рамках любых объединений.
Основное внимание в теории М.Ориу было уделено корпоративным институтам. Как автономные образования они обладают общими чертами, а именно: определенной направляющей идеей, организацией власти и совокупностью норм, регулирующих внутренний распорядок. Понятия власти, управления, права в его доктрине были распространены на все корпоративные институты. Социальные формирования тем самым были приравнены друг к другу и изображались явлениями одного порядка.
Политические институты изменяются вместе с изменением
общественных структур, с которыми они связаны политическими
отношениями. Политические институты пронизаны политическими
ценностями (вид социальных ценностей, признаваемых не отдельными
людьми, а большими группами, целыми сообществами). Объективной
основой политических ценностей являются общие жизненные потребности
и долговременные интересы больших социальных групп и индивидов.
Политические ценности преимущественно имеют субъективное значение, поэтому необходимы формы их объективации. Одной из форм
объективации ценностей служат политические символы.
Раздел 2. История политических учений.
Какой вклад в политическую мысль внес Н. Макиавелли?
В эпоху Возрождения в Западной Европе значительную роль в развитии политической мысли сыграл итальянец Никколо Макиавелли (1469-1527).
Философские и правовые взгляды Николо Макиавелли относятся к периоду эпохи Возрождения. В эпоху Возрождения правовая мысль сделала большой шаг вперед, она освобождается от элементов схоластического понимания мироздания. Правовая мысль эпохи Возрождения строится на совершенно новых принципах: отвержения схоластики и понимания человека как природно-общественного, а ни божественного существа.
Большой вклад в развитие правовой мысли эпохи Возрождения внес итальянский философ и правовед Николо Макиавелли. Развитие правовой мысли эпохи Возрождения получает большой импульс в Италии. Становление нового взгляда на государство и право, происходит в сложный для Италии период.
Имя Николо Макиавелли известно многим, даже те, кто и не знает его учение, воскликнут - это основоположник принципов «Макиавеллизма», словом его идеи известны многим. Образ живого Макиавелли как человека сохранен и известен хуже, чем образ его правовых взглядов и идей. Рукой Николо Макиавелли написаны следующие выдающиеся произведения: 1) «Государь» (1513 г.); 2) «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» (1519 г.); 3) «История Флоренции» (первое издание 1532 г.); 4) «О военном искусстве». Николо Макиавелли был современником таких знаменитых личностей как: Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Лоренцо Великолепный, Лоренцо Медичи, Савонарола.
Никола Макиавелли оказался весьма талантливым во многих сферах: он внес значительный вклад в философскую, политическую, историческую и юридическую науку.

Раздел 3. Политический режим.
Понятие сущности политической власти.
Под властью понимается способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью авторитета, права, насилия. Концепция власти занимает центральное место в политической науке. Любая власть - это право и возможность распоряжаться, повелевать, управлять. Концентрированным выражением власти является отношение господства и подчинения, любых форм взаимодействия субъектов властных отношений.
Власть представляет организованную деятельность людей, направленную на согласование противоречивых индивидуальных или групповых интересов и воли посредством их подчинения формируемой единой общественной или групповой воле. Без власти в том или ином ее проявлении - племенного вождя над соплеменниками, пророка над последователями его учения, лидеров общественных организаций над рядовыми членами, государства и его органов над гражданами и т.д. - ни одна из общностей не могла бы существовать. Термин "власть" имеет много разных толкований. В одном случае он может обозначать индивида, облеченного властью, в другом - орган власти, в третьем - право и возможность распоряжаться, ограничивать свободу путем навязывание воли либо силу, обеспечивающую подчинение деятельности подвластных лиц и т.д.
В общем смысле власть понимается как форма социальных отношений, характеризующаяся способностью влиять на характер и направление деятельности и поведения людей, социальных групп и классов посредством экономических, идеологических и организованно-правовых механизмов, а также с помощью авторитета, традиции, насилия.

Власть - это:

    способность или потенциальная возможность людей принимать решения, оказывающие влияние на действия других людей, существенно воздействовать на развитие общества с помощью различного рода средств - авторитета, воли, права, принуждения, а также ресурсов;
    механизм осуществления решений, принятых каким-то лицом или группой лиц и требующих взаимодействия с другими людьми или группами людей, инструмент координации деятельности людей в обществе;
    производительная или преобразующая способность социальных структур, существующая независимо от индивидуальных факторов;
система властных органов;
    лица, облеченные соответствующими государственными, административными полномочиями;
    знание-власть и коммуникационная власть - комплексные факторы власти, особенно в условиях информационной эпохи.
Власть складывается и существует в различных областях человеческой жизни, проявляется в различных формах. Ее классифицируют по источникам подчинения или отношения социального объекта к субъекту (сила, принуждение, побуждение, убеждение, манипуляция, авторитет, сотрудничество).
В зависимости от источников многие авторы выделяют такие виды власти, как принуждающая, вознаграждающая, нормативная, референтная, экспертная, информационная и др.
По характеру применения выделяют власть демократическая, авторитарную, тоталитарную, деспотическую, бюрократическая и др.
По объекту власти можно выделить такие ее разновидности, как личная, партийная, общественная и др. Власть бывает индивидуальная и коллективная, явная и неявная.
По своему объему выступает как семейная, национальная, международная и др.
По сфере проявления власть подразделяется на политическую и неполитическую (морального авторитета, экономического или информационного господства, физического насилия и др.)
Основные разновидности власти:
    политическая;
    экономическая;
    военная;
    духовная;
    семейная.
Особое место в этой иерархии занимает политическая власть. Она характеризуется реальной возможностью субъекта проводить свою волю, выраженную в политике. Понятие "политическая власть" шире понятия "государственная власть". Политическая деятельность осуществляется не только в рамках государства, но и в рамках партий, профсоюзов, международных общественных организаций, этнонациональных отношений и др.
Политическая власть является одной из основополагающих категорий политологии. Она позволяет понять сущность политической сферы общества.
Политическая власть представляет собой систему институционально закрепленных социально-политических отношений, сложившихся на основе реального доминирования той или иной группы в использовании ею прерогатив государства для распределения разнообразных общественных ресурсов с учетом своих интересов. Политическая власть характеризуется реальной возможностью субъекта проводить свою волю, выраженную в политике.
Категория «политическая власть» включает в себя все составляющие категории «власть», но имеет и свои отличительные особенности:
1) верховенство, обязательность её решений для всего общества и, соответственно, для всех других видов власти. Она может ограничить экономическую, социальную и другие формы власти, поставить их в определённые рамки;
2) всеобщность, то есть публичность. Это означает, что политическая власть действует на основе права и распространяется на весь социум. Она решает проблему согласия, учитывая то обстоятельство, что общество разделено различными интересами;
3) легальность в использовании силы и других средств власти в пределах страны;
4) моноцентричность, то есть существование общегосударственного центра принятия решений. Однако политическая власть осуществляется не только системой государственных органов, но и такими субъектами, как политические партии и общественные объединения. В них концентрируются права и воля людей, наделённых властными полномочиями;
5) маневренность, то есть использование широкого спектра средств для завоевания, удержания и реализации власти, мобилизации общества на достижение каких-либо целей.
На основании перечисленных особенностей можно дать следующее определение политической власти:
Политическая власть – это определённый тип общественных отношений, возникающий между большими социальными группами, между государством и обществом, между государственными органами власти, политическими партиями и общественными объединениями, которые используют политические институты и ресурсы для руководства политическими процессами и общественной жизнью с целью создания определённого типа правления и определённого политического режима. Политическая власть начинается там, где способность влиять распространяется на широкие массы, на миллионы, в том числе на государство.
В настоящее время существует несколько концепций, трактующих понятие политической власти. Релятивистская концепция (от английского relation - отношение) рассматривает политическую власть как отношение, в котором субъект власти оказывает определяющее влияние на объект. В качестве субъекта и объекта могут выступать: индивиды, группы, слои населения, общественные объединения, политические партии, государство. Эта концепция включает в себя серию методов и путей воздействия власти на общество в целях достижения стабильности. В их числе стимулирование активной трудовой деятельности, соблюдение норм общественного поведения, примирение с оппозицией путём раздела «зон влияния».
Бихевиористская концепция (от английского bihavior - поведение) также исходит из трактовки политической власти как отношения между людьми, при котором одни властвуют, командуют, господствуют, а другие подчиняются и выполняют решения первых. Но особенное внимание представители данной концепции уделяют мотивам поведения людей в борьбе за власть. Они полагают, что стремление к власти заложено в природе отдельных личностей, которые обладают «политической энергией», то есть способностью властвовать. Кроме того, стремление к власти может быть обусловлено теми благами и привилегиями, которые получают люди, имеющие власть. Ещё одним мотивом в борьбе за власть является желание индивидов самоутвердиться, компенсировать какие-либо недостатки.
Системная концепция рассматривает власть как ядро политической системы общества, с которой непосредственно или опосредованно связаны все остальные элементы. По мнению представителей данной концепции, задачами политической власти являются:
1) регулирование отношений между людьми и обществом в целом, включая государственно- политические институты;
2) разрешение постоянно возникающих противоречий между необходимостью порядка в обществе и многообразием интересов членов общества;
3) создание сбалансированной, стабильной политической системы общества.
Таким образом, все концепции политической власти подчёркивают её значение как регулятора общественной жизни. Она позволяет организовать общественное производство, которое невозможно без подчинения всех участников единой воле; обеспечивает реализацию общих интересов различных социальных групп; поддерживает целостность и относительную стабильность общества.
Раздел 4. Политическая система современного общества.
Опишите общие признаки и функции государства.
Термин «государство» обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории.
В современной науке государство в узком смысле понимается как организация, система учреждений, обладающие верховной властью на определенной территории.
Признаки государства:
    единая организация политической власти, которая распространяется на все население (граждан, иностранцев, ЛБГ) в пределах территории страны, ее государственных границ;
    обладает суверенитетом, полнотой и самостоятельностью законодательной, исполнительной и судебной власти на своей территории, верховенством по отношению к другим властям внутри страны и независимостью от любой иностранной валюты;
    располагает специальным аппаратом власти, управления и принуждения;
    организует и осуществляет власть на правовых основах.
ГОСУДАРСВТО – это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть а все население в пределах территории страны, издает юридически обязательные веления, имеет специальный аппарат управления и принуждения, обладает суверенитетом.
Функции государства:
- это главные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства в обществе.
По сферам распространения:
1. внутренние, которые осуществляются внутри страны и связаны с реализацией политической власти;
2. внешние, которые связаны с отношениями данного государства с другими странами.
Внутренние функции:
- экономическая – формирование госбюджета и контроль за его расходованием; определение общих программ экономического развития страны и т.п.;
- социальная – оказание социальной помощи нуждающимся в ней членам общества, выделение необходимых средств на здравоохранение, просвещение, отдых, связь и т.д.;
- финансового контроля – выявление и учет доходов производителей, часть которых направляется в госбюджет для удовлетворения социальных и общегос. нужд;
- охраны правопорядка – обеспечение точного и полного осуществления законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений;
- экологическая – система государственных мероприятий, направленных на сохранение, восстановление и улучшение природных условий жизни человека.
Основные внешние функции государства:
- экономическое, политическое, научно-техническое, экологическое, военное и культурное содружество с другими государства;
- оборона страны от внешней агрессии, охрана государственных границ.
Часть 2.
    Охарактеризуйте три правильные и три неправильные формы правления.
Формы правления:
Кто и в чьих интересах
осуществляет управление
обществом и государством
в интересах общества в целом,
общего блага управляемых
(«правильные» формы осуществления
государственной власти)
в личных эгоистических интересах
и исключительно благ правителей
(«неправильные», «искаженные» формы
осуществления государственной власти)
Одно лицо
Монархия – правление одного, наиболее подготовленного лица; верховная власть (как правило) осуществляется им пожизненно и передается в порядке престолонаследия
Тирания – правление эгоистического правителя, активно использующего политику террора в отношении общества и своих политических противников, превышая существующий в обществе уровень жестокости.
Группа лиц
Аристократия – правление лучших, наиболее подготовленных и компетентных представителей родовой знати, выступающих хранителями национальных и культурных традиций общества и государства.
Олигархия – явное или скрытое правление замкнутой группы богатых и влиятельных лиц (различают: финансовые, бюрократические, партийные олигархии).
Социальный слой
Демократия (полития) – правление демоса (полноправных граждан общества), среднего класса (средних людей (по Аристотелю)), активно участвующих в управление государством и обществом. Неизменным атрибутом демократии является цензовая система и порядок получения гражданства, полноты политических прав.
Охлократия – правление толпы (значительной в процентном соотношении части общества), постоянно подпадающей под влияние популистов-демагогов и манипулирующих её сознанием олигархов, посредством СМИ.

Почему демократия вырождается в охлократию, а не в тиранию?
В либерально-демократическом обществе власть должна принадлежать тем, кому удастся взять ее в свободном соревновании на выборах: настоящая демократия и подлинный либерализм предполагают сильную власть. Еще Сократ говорил, что в государстве должны править не масса, а добрые и сведущие лица. В противном случае, как справедливо утверждал Аристотель, демократия может вырождаться в охлократию (власть толпы), пренебрегающую законами, когда всякого рода демагоги и льстецы правят от имени народа. Но два понимания демократии - как власти народа и как власти большинства - не совпадают. Большинство может заблуждаться и действовать под влиянием эмоций, момента, вопреки или в угоду собственным интересам и во вред будущему страны.
А можете ли вы привести исторические примеры подобного превращения?
Такой пример народного помрачения дает афинская демократия - казнь десяти талантливейших стратегов или казнь великого Сократа. Сущность демократии - не в произволе, а в праве народа устанавливать через своих избранников разумное законодательство, которому должен подчиняться и сам народ.

    Подробно опишите республиканский тип устройства государства. Какую функцию выполняет здесь парламент?
Республиканская форма правления (республика) - (от лат. "respublica" - общественное дело) - форма правления, при которой высшие органы власти избираются или назначаются на определенный срок и функционируют на основе разграничения сфер компетенции (деятельности).
Республика – это исторически сложившаяся форма правления, в которой верховная государственная власть осуществляется выборными, юридически ответственными, срочными органами в рамках и на основе республиканского правосознания и республиканского правового мышления народа.
Республика – довольно древняя форма правления. Она встречается в рабовладельческих (Афины, Спарта, Рим) и феодальных (Венеция, Генуя, Новгород, Псков и др.) государствах, но наибольшее распространение получила в Новое время. В современных государствах эта форма правления является преобладающей.
Основные признаки и классификации республиканско й формы правления.
Республиканской форме правления присущи следующие основные признаки:
1) высшая государственная власть в республике всегда принадлежит выборным органам.
2) главой государства является или выборное лицо, или выборный орган. Монарх, как таковой, отсутствует.
3) выборные органы, которым принадлежит верховная государственная власть, включая главу государства, избираются на определенный срок и сменяемы. Пожизненный глава государства, который встречается в отдельных республиках, в целом не характерен для республиканской формы правления и привносит в нее элементы монархии.
4) выборные органы, которым принадлежит верховная государственная власть, осуществляют власть не по своему усмотрению, а в интересах населения страны или каких- либо социальных групп.
5) республиканская форма правления предполагает ответственность выборных органов, осуществляющих высшую власть в государстве, перед своими избирателями.
При республиканской форме правления у людей появилось официальное право перемещаться из одной социальной ступени на другую и даже переходить из одного страта в другой. Но официальное разрешение и реальные возможности, к сожалению, понятия разные, зачастую несовместимые.
Республики бывают:
- парламентские,
- президентские,
- смешанные,
- советские.
В парламентской республике основные полномочия находятся в руках парламента. При такой форме правления правительство формируется из депутатов партий, обладающих большинством голосов, в случае утраты доверия большинства парламента правительство либо подаёт в отставку, либо добивается через главу гос-ва роспуск парламента и назначения новых выборов.
В полномочия парламента входит контроль за правительством. Он обладает финансовой властью, поскольку он разрабатывает и принимает бюджет государства, курс внутренней, внешней и оборонной политики государства.
Президент в таких республиках избирается парламентом. В таких странах говорят о "слабом" президенте. Общие направления деятельности, которыми конституция наделяет президента парламентской республики, осуществляются, как правило, правительством.
Президент при парламентской форме правления обнародует законы, издаёт декреты, награждает, является главнокомандующим вооружённых сил, имеет право амнистировать осуждённых.
В президентской республике центральное место в управлении государством занимает президент. Он является главой государства и главой правительства. В президентской республике исполнительная власть находится в руках президента, а законодательная – в руках парламента.
В президентской республике главу государства выбирает население страны. Правительство формируется президентом, он же юридически, и фактически, как было сказано выше, является главой правительства. Правительство несёт ответственность только перед президентом.
В президентской республике президент не имеет права распускать парламент, а парламент не имеет права выразить недоверие правительству, но может сместить президента при помощи импичмента.
Попытки импичмента принимались в 90-е годы, когда власть была в руках Ельцина. Несколько неудачных попыток ни к чему не привели. Говорили, что Ельцин осознанно не допускает хотя бы минимального улучшения материального состояния страны.
По этим и многим другим причинам Ельцина хотели сместить с поста президента. И только в 2000 году, в новогоднюю ночь, он выступил с такой речью: «Вот этот день и настал. Дорогие друзья, дорогие мои, сегодня я последний раз обращаюсь к вам с новогодним поздравлением. Но это не всё: сегодня я последний раз обращаюсь к вам как президент России. Я принял решение, долго и мучительно над ним размышляя. Сегодня в последний день уходящего века я ухожу в отставку».
Выделяют, также, смешанные республики – форма государственного правления, находящаяся между президентской и парламентской республиками.
Парламент в такой республике имеет право вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом. С другой стороны, президент имеет право распустить парламент и назначить внеочередные выборы.
Таким образом, как и в парламентарных странах, в смешанной республике правительство может работать только когда оно поддерживается на поддержку парламентского большинства. Но если в парламентских странах президент лишь формально назначает правительство, то в смешанной республике избираемый народом президент вправе формировать своё правительство, невзирая на существующее парламентское большинство, вступать в конфликт с парламентом и добиваться его роспуска.
Советская республика – особая разновидность республиканской формы правления, основу которой составляют особые представительные органы – Советы. Советская республика характеризуется полновластьем Советов – представительных органов государственной власти.
По основному Закону Советам принадлежит вся полнота власти, они представляют политическую основу советского государства, все иные органы подотчётны и подконтрольны Советам.
- Советская республика не признаёт принцип разделения властей;
- Функции парламента выполняют или сами Советы или их палаты;
- Функции главы гос-ва выполняют коллегиальные президенты – Президиумы Советов;
- Депутаты подотчётны населению и могут быть им отозваны в случае неоправдания доверия;
- Нет различия между государственными органами и органами местного самоуправления;
- В Советы принимаются и беспартийные.
Из вышеперечисленных форм правления очень трудно выбрать самую лучшую и однозначно указать на её превосходство. В каждой есть свои достоинства и недостатки. Причём, один и тот же признак нельзя оценить однозначно, т.к. для одного он будет положительным, а для другого отрицательным. Всё зависит от личностных качеств человека, его мировосприятия и жизненного кредо. Человеку покорному больше подойдёт монархическая форма правления, он будет выполнять указы монарха и от него не будут требовать проявления воли и духа.
Человек с лидерскими качествами будет «чахнуть» при такой форме правления, и если он сможет найти более или менее достойную поддержку таких же лидеров, он выйдет против действующего порядка и будет биться за принятие демократического порядка, где он сможет реализовать свои качества или, ещё лучше, самому встать у руля.
В республиканской форме правления гражданам страны предоставляется больше свободы, чем при монархии.
Власть не переходит по наследству, а выбирается народом, по крайней мере, так прописано в конституции.
Но какая бы форма правления не действовала в стране, человек, оказавшийся у власти, часто не может отказаться от богатства и роскоши, и когда у человека появляется возможность хорошо одеваться, вкусно и богато есть, отдыхать на дорогих курортах, пользоваться всеми привилегиями – депутатской неприкосновенностью и т.д. – человек забывает и перестаёт думать, что кто-то может страдать от голода, мёрзнуть в холодных, плохо отапливаемых домах, жить в хрущёвках, которые существуют и сегодня, умирать от болезней, из-за неимения денег на дорогостоящее лечение. Люди, живущие в роскоши, не могут по-настоящему понять это, потому что сами никогда не испытывали подобного и всё более и более угнетают и без того страдающий народ. И сегодня, при республиканской форме правления, при демократии, руководство страны живёт как-то обособленно от народа, в каком-то своём, богатом мире.
Мне кажется, что мы не можем достичь правового гос-ва не только из-за политических и экономических проблем, но и из-за человеческого фактора – корысти, жадности, желания ещё большей славы, власти и богатства.
Если бы каждый исполнял свои обязанности честно, добросовестно, поднялся бы и политический, и экономический уровень страны, и это касается не только политических служащих. Сейчас многие стараются любыми способами заработать деньги, руководствуясь правилом: «Для достижения цели все средства хороши». Можно, конечно, сказать, что такого поведения требует капиталистическая эпоха, это, конечно, так, но в любом случае, нельзя терять человеческое лицо и необходимо заботиться не только о себе, но и об окружающем мире.
Если идеализировать каждую форму правления и исключить из неё недостатки, которые вносит в неё человек, такие как: коррупция, обман, расхищение гос. Бюджета, на мой взгляд, самой оптимальной формой правления является президентская республика.
С одной стороны, у народа есть право самому выбрать главу государства.
С другой, президент знает, что он – главное лицо гос-ва и на нём лежит ответственность за происходящие в стране события, тогда как при парламентской форме правления основная ответственность лежит на парламенте, а когда ответственность лежит на группе человек, очень трудно найти «виновника» негативных событий.
В-третьих, президент, если он глава гос-ва, должен обладать большей властью, нежели остальные, иначе зачем он тогда нужен? Чтобы обладать правом награждать за успехи или амнистировать осуждённых? Президент должен контролировать происходящее, влиять на принимаемые решения, иметь право распускать правительство и т.д. иначе его роль в государстве столь незначительна, что вопрос встаёт сам собой о том, что можно было обойтись и без него.
В-четвёртых, президент – главнокомандующий вооружёнными силами. Он должен вести грамотную внешнюю политику и знать, когда можно решить вопрос мирным путём, а когда открыть войну или даже воспользоваться «чёрным чемоданчиком».
В-пятых, в случае, если парламент с помощью импичмента решит сместить президента, глава государства может обратиться за помощью к народу и получить либо поддержку, либо отказ в помощи, тем самым, важные государственные решения происходят не только внутри правящих кругов, но и с учётом мнения народа.
Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики. Парламентарная форма республиканского правления представляет собой такую структуру высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности, создает справедливые условия человеческого общежития, основанное на началах правовой законности. К парламентарным республикам можно отнести ФРГ, Италию (по конституции 1947 годка), Австрию, Швейцарию, Исландию, Ирландию, Индию и др.
    Каков механизм избирательной кампании?
Избирательная компания – система агитационных мероприятий, проводимых политическими партиями и независимыми кандидатами с целью обеспечить себе максимальную поддержку избирателей на предстоящих выборах. В избирательных компаниях участвуют различного рада группы поддержки, общественные организации, средства массовой организации и т.д.
Основными формами (способами) агитации в ходе избирательной компании являются:
    проведение предвыборных собраний и митингов;
    публикация статей и памфлетов в газетах;
    расклейка предвыборных афиш и плакатов;
    выступления по радио и телевидению.
Современные избирательные законы, как правило, весьма подробно регламентируют проведение избирательной компании.
Во – первых точно устанавливают сроки (а иногда и территория) проведения избирательной компании, обычно избирательная компания официально начинается с момента объявления и назначении выборов, либо регистрации кандидата (партийного списка) и прекращается за один двое суток до начала голосования.
Во – вторых, разрабатывается порядок предоставления кандидатам и партиям для предвыборной агитации государственных средств массовой информации.
В – третьих, определяются условия и порядок финансирования избирательной компании.
Для проведения избирательной компании создается специальный штаб, в который входят профессионалы:
    распорядитель;
    финансовый агент;
    пресс – секретарь;
    политический организатор;
    составитель ежедневных планов;
    технический секретарь;
    специальный помощник.
и т.д.................