Унитарное государство – это единое государство, которое подразделяется на административно-территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью. В настоящее время унитарная форма государственного устройства является наиболее распространенной в мире. Большинство современных стран представляют собой унитарные государства.
К основным признакам унитарного государства относятся:
Наличие единой и неделимой на составные части территории государства;
Действие единственной единой конституции общенационального масштаба и единой правовой системы государства;
Наличие единой системы общенациональных высших органов государства (исключение составляют политические автономии некоторых унитарных государств, имеющие собственные органы власти);
Наличие единого общенационального гражданства;
Наличие единой общенациональной финансовой и бюджетной системы государства;
Наличие единой общенациональной судебной и правоохранительной системы;
Наличие единых символов государства.
В зависимости от степени самостоятельности административно-территориальных единиц, составляющих унитарное государство, различают следующие виды унитарных государств:
- децентрализованные унитарные государства , в которых все административно-территориальные единицы (от области до общины) являются самоуправляемыми (например, в Великобритании, штатах США, провинциях Канады и др.). В административно-территориальных единицах отсутствуют специально назначенные центральным правительством чиновники. Местное самоуправление и самоуправление реально осуществляются выборными органами населения административно-территориальных единиц. Должностные лица органов административно-территориальных единиц избираются на местах населением или выборными органами местного самоуправления;
- относительно централизованные унитарные государства, в которых действует местное самоуправление на общинном (и иногда на районном) уровне, а области управляются из центра (например, во Франции, в Болгарии, Польше). На высшем, областном уровне административно территориального деления имеются два органа: 1) назначенный сверху чиновник (комиссар, аким, префект и др.) - представитель центральной власти; 2) избранный населением совет – орган местного самоуправления;
- централизованные унитарные государства, в которых отрицается местное самоуправление. Выборные органы самоуправления на местах либо отсутствуют (например, во многих государствах Тропической Африки и Азии (Бутан, Таиланд), либо они действуют лишь формально, т.к. лишены реальных гарантий самостоятельности.
По форме устройства унитарные государства подразделяют напростые (не имеющие автономных образований – Кыргызстан, Эстония, Польша и др.) и сложные (имеющие в своем составе автономные образования (Узбекистан, Украина, Дания, Ирак и др.).
Выделяют также две формы автономии:
- территориальная автономия – предоставление всем частям государства (Италия, Испания) или только некоторым из них (Франция, Ирак) права на самоуправление в различных формах;
национально-территориальная автономия – предоставление права на самоуправление на определенной территории компактно проживающим национальным меньшинствам.
Автономия – это особая политическая территориальная единица в составе унитарного государства, созданная с учетом национального состава, культуры, традиций, быта, проживающего в нем населения (например, Корсика во Франции, Курдистан в Ираке, Гагаузия в Молдове).
Существует две основные формы автономии: 1) национальная территория (этнотерритория); 2) национально-культурная.
Национально-культурная автономия в зависимости от объема и содержания полномочий имеет две формы:
1) политическая автономия - имеет некоторые признаки государственности (парламент, правительство и другие государственные органы). Политическая автономия, высший представительный орган которой имеет право принимать законы, образована на Украине, в Узбекистане, Италии, Ираке, Португалия. Например, яркими примерами такой автономии являются Северная Ирландия в Великобритании, Аландские острова в Финляндии;
2) административная автономия, органы которой имеют право издавать только подзаконные акты (Китай, Молдова и др.).
Кроме этих основных видов автономии используются также:
1) культурно-национальная автономия (применяется в Австрии, Венгрии, скандинавских странах, где некоторые национальности живут некомпактно, а разрозненно, вперемешку с представителями других национальностей).
2) полуавтономные образования (Шотландия и Уэльс в Великобритании).
3) межгосударственная «кочевая автономия», созданная для кочевого племени туарегов, имеющая границы их сезонных миграций.
Федерация (от лат. слова «federere » - «объединять », «укреплять союзом ») - это сложное государство, включающее в свой состав государства или государственные образования (штаты, земли, кантоны и др.), обладающие высокой степенью государственной самостоятельности.
В настоящее время в мире существуют 23 федеративных государства, в которых проживают около трети населения планеты. Федеративную форму имеют пять государств в Европе: Австрия, Бельгия, Германия, Швейцария, Россия; четыре – в Азии (Индия, Малайзия, Пакистан, Объединенные Арабские Эмираты); четыре – в Африке (Коморские острова, Нигерия, Танзания, Эфиопия); шесть в Америке (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Канада, Мексика, США); четыре – в Океании (Австралия, Папуа-Новая Гвинея, Сент-Китс и Невис, Федеративные Штаты Микронезии).
Федерации, за небольшим исключением, представляют собой крупные государства. Например, по численности населения, размерам территории, экономической мощи штаты США во многом превосходят некоторые европейские государства. Эти штаты обладают весьма значительной собственной компетенцией, и наиболее крупные из них представляют собой почти унитарные государства, чьи губернаторы по своим полномочиям и возложенной на них ответственности (исключая иностранные дела, оборону и некоторые другие) могут быть сопоставимы с главами многих современных государств мира. При этом штаты копируют федеральную систему власти США: они имеют парламент, который именуется законодательным собранием или легислатурой, включающей две палаты. Исключение составляет лишь штат Небраска, учредивший в 1937 г. однопалатный представительный орган.
Многие федерации являются однонациональными государствами (Аргентина, Объединенные Арабские Эмираты и др.), в других проживают лица разных национальностей, но образующих одну нацию (Австрия, Бельгия, Канада, США, ФРГ и др.).
Термины «федерация », «федеративное государство » употребляются во многих конституциях (Аргентины, Пакистана и др.), включаясь иногда в официальное название государства (например, Федеративная Республика Германия, Федеративная Республика Нигерия и др.). При образовании федерации употребляются также термины «союз », «соединенные штаты » (Соединенные Штаты Мексики, Соединенные Штаты Америки), «конфедерация » (Швейцария). Но в некоторых конституциях таких терминов нет (Танзания, Королевство Бельгия), и заключение о федеративном характере государства можно сделать лишь на основе анализа самого текста конституции и конституционного законодательства этих стран.
Федерация возникает в результате объединения ранее независимых государств (США, Швейцария и др.) или в результате изменения структуры унитарного государства (Мексика, Бельгия). Поэтому структура федераций неодинакова. В наиболее простом варианте федерация состоит только из ее субъектов (штатов, провинций, кантонов, земель, султанатов и др.). Например, Швейцария состоит из кантонов.
Другие федерации имеют более сложный состав (Бразилия, Индия, Мексика, Нигерия, Пакистан, США и др.). Например, Бразилия, Мексика, Нигерия, США включают в свой состав, помимо штатов, федеральные округа. Индия, как сложная федерация, состоит из штатов и союзных территорий.
Федерации подразделяются на две основные группы:
1) договорные федерации , т.е. федерации, созданные на основе союза. Такие федерации и ее члены имеют «двойной суверенитет», т.к. субъекты федерации обладают государственным суверенитетом, имея свои конституции, гражданство, законодательство (США, союзные республики бывшего СССР).
2) конституционные федерации - федерации, созданные на основе автономии, поэтому их субъекты не обладают суверенитетом, не имеют собственных конституций.
Кроме того, с точки зрения структуры различают симметричные и ассиметричные федерации. Симметричные федерации – это федерации, в состав которых входят только равноправные субъекты, обладающие одинаковым конституционно-правовым статусом (например, Бразилия, Австрия, Бельгия, ОАЭ, Папуа-Новая Гвинея, ФРГ, и др.).
Ассиметричные федерации , состоящие из субъектов и иных единиц с различным конституционно-правовым статусом, включают в свой состав особые территориальные образования, которые не являются субъекты федерации. Так, США имеет федеративный округ Колумбию, на территории находится столица США – город Вашингтон; федеральные территории (остров Гуам); ассоциированные государства (Пуэрто-Рико, Микронезию, Палау и др.). К асимметричным федерациям относятся также Австралия, Венесуэла, Канада, Индия.
Выделяют также:
1) централизованные (интеграционные) федерации с высокой степенью централизации (это большинство федераций, основанных на автономии);
2) относительно децентрализованные (деволюционные) федерации – это федерации, учитывающие специфику различных ее субъектов в связи с чем их статус может быть не совсем одинаковым.
Выделяют три принципа построения федерации:
1) территориальный принцип (при создании некоторых федераций национально-этнические различия населения не учитывались, но большинство федераций в мире построены по этому принципу – США, ФРГ, Мексика, ОАЭ, Швейцария;
2) национально-территориальный принцип (федерация строится по национальному признаку – Бельгия, Эфиопия, частично Индия, этот принцип применялся в социалистических странах – СССР, Чехословакии, Югославии). Такой принцип, соответствуя международно-признанному праву народов (наций) на самоопределение, может способствовать снятию противоречий между национальностями, их интеграции на равноправной основе;
3) комплексно-территориальный принцип (при формировании федерации учитываются все факторы - национальный, иностранный, экономический, лингвистический, географический и др. - Индия, Пакистан, Малайзия и др.). Например, в Индии при создании штатов учитывались национально-лингвистические особенности этих государственных образований.
В федеральных конституциях всегда имеется перечень предметов ведения (полномочий), относящихся к исключительному ведению федерации, регулируемые, как правило, федеральными законами. При этом порядок выделения таких вопросов в различных федерациях неодинаков. Так, в США использован негативный подход - в Конституции США названы вопросы, по которым федерации (Конгрессу США) принимать законы запрещено. Следовательно, эти вопросы относятся к исключительному ведению штатов, прежде всего, их законодательным органам.
Но в подавляющем большинстве федераций используется позитивный подход: перечислены исключительные предметы ведения (полномочия) федерации. Например, ст.71 Конституции России к исключительным предметам ведения Российской Федерации относит: федеративное устройство и территорию Российской Федерации, регулирование прав и свобод человека и гражданина, внешнюю политику и международные отношения, оборону и безопасность, судоустройство и прокуратуру, и другие важнейшие вопросы федерального значения. Для осуществления этих полномочий в большинстве случаев необходимо принятие Парламентом России федеральных законов, включая законодательную ратификацию им международных договоров.
Государственная власть субъекта федерации не является суверенной, т.к. имеет относительно подчиненный характер с учетом оговорок о свободе его деятельности в определенных для него сферах и об исключительных предметах его ведения. Так, в настоящее время в конституционном праве, особенно после решения Верховного суда Канады 1998 г. в связи с ситуацией в провинции Квебек – субъекте федерации, утвердилось правило, что субъект федерации не обладает государственным суверенитетом. В России такое же положение об отсутствии государственного суверенитета у субъектов Российской Федерации утвердилось после постановлений Конституционного суда Российской Федерации 2000 г.
В настоящее время конституции федеративных государств, за исключением Эфиопии, не предусматривают права сецессии , т.е. выхода субъектов из их состава. Поэтому такие попытки, как правило, подавляются.
Исключение из такого общего правила составили лишь немногие государства:
Выход Сингапура (города-государства) из состава Малайзии в 1965 г., хотя в Конституции Малайзии не было положения о праве выхода из ее состава;
Выход Латвии, Литвы и Эстонии из состава СССР в 1991 г.;
Разделение Чехословакии на Чехию и Словакию в 1990 г.
В этой связи законами устанавливается чрезвычайные способы федерального контроля:
1) введение чрезвычайного положения на территории субъекта федерации;
2) президентское правление в субъектах федерации (например, в Индии за последние 50 лет было более 100 случаев его применения);
3) федеральное принуждение (по отношению к землям в ФРГ: распускается местный парламент, для управления землей назначается федеральный комиссар);
4) федеральная интервенция (вмешательство) в дела субъектов установлена конституциями Аргентины, Бразилии, Мексики, Венесуэлы, Эфиопии (президенты этих государств, привлекая армию, вправе сместить местные органы и назначить на местах своих представителей);
5) военные действия (гражданская война в США 1861-1865 гг. в связи с попыткой выхода из США 11 южных штатов).
Тоталитаризм Тоталитарный режим – политический режим, стремящийся к установлению абсолютного контроля над всеми сторонами жизни каждого человека м всеми общества в целом. Черты Наличие всеобщей идеологии, пронизывающей все сферы жизни общества. Монополизация власти единой массовой партией. Репрессии. Монополия государства на СМИ, отсутствие свободы слова. Жесткий контроль со стороны государства за экономикой.
Авторитаризм Авторитарный режим – политический режим, при котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (семья, политическая партия, социальный класс) при минимальном участии народа. Черты Власть в руках политического лидера или группы. Наличие у государства лишь ключевых рычагов общественной жизни. Ограничение политических прав. Отсутствие огромного репрессивного аппарата. Разрешение гражданам того, что не запрещено государством.
Демократия Демократический режим – политический режим, основанный на признании народа в качестве источника власти и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод. Черты Выборность органов власти. Наличие парламента – законодательного органа власти. Принцип разделения властей. Многопартийность. Многообразие идеологий. Многообразие форм собственности. Гарантия и соблюдение прав и свобод граждан.
Практикум О факте проявления какого режима идет речь? 1.В 1926г. в Италии государственный аппарат полностью слился с фашистской партией Б.Муссолини. 2.В 1932г. в США на выборах против кандидата от республиканцев Г.Гувера выступил представитель демократической партии Т.Рузвельт, которому удалось набрать большинство голосов.
Практикум 6. В современном демократическом государстве 1)Всегда действует мажоритарная избирательная система 2)Вводятся ограничения на размеры частной собственности 3)Устанавливается обязательная государственная идеология 4)Действует принцип разделения властей
Практикум 7. Приведите в соответствие: Элементы политического устройстваФормы правления 1. Глава государства избирается парламентом, выполняет представительские функции А) абсолютная монархия 2. Правительство возглавляет президент государства Б) парламентская монархия 3. Глава государства обладает высшей законодательной, исполнительной и судебной властью. В) президентская республика 4. Верховная власть сохраняется за наследственной главой государства, правительство несет ответственность перед законодательным органом. Г) парламентская республика
Практикум 8. В государстве А. установлен демократический политический режим, а в государстве Б. – тоталитарный. Сравните эти два политических режима. 1)Пресечение нарушений общественного порядка. 2)Наличие органов исполнительной власти. 3)Свободные выборы на альтернативной основе. 4)Вынесение приговоров несудебными органами. Черты сходстваЧерты отличия
Существует несколько основных форм правления в современном мире, которые сформировались исторически. В этой статье речь пойдет о такой политической системе, как парламентская республика. Примеры стран вы также сможете найти в данной статье.
Парламентская республика (примеры формы правления вы найдете ниже) - это разновидность государственного устройства, в которой вся полнота власти принадлежит специальному законодательному органу - парламенту. В разных странах он называется по-разному: Бундестаг - в Германии, Ландтаг - в Австрии, Сейм - в Польше и т. д.
Форма правления "парламентская республика" отличается в первую очередь тем, что именно парламент формирует правительство, которое полностью ему подотчетно, а также и избирает президента страны (в большинстве случаев). Как всё это происходит на практике? После проведения парламентских народных выборов партии-победители создают коалиционное большинство, на основе которого формируется новое правительство. При этом каждая из партий получает количество "портфелей" в соответствии со своим весом в этой коалиции. Вот так, несколькими предложениями, и можно описать функционирование такого образования, как парламентская республика.
Примеры стран - "чистых" парламентских республик - можно привести следующие: это Германия, Австрия, Ирландия, Индия (это самые классические примеры). С 1976 года к их числу добавилась Португалия, а с 1990 года - африканское государство Кабо-Верде.
Не стоит путать такие понятия, как парламентская монархия и парламентская республика, хотя они во многом схожи. Главное сходство заключается в том, что и там и там главенствующим органом власти выступает парламент, а президент (либо монарх) выполняет лишь представительские функции, то есть является лишь неким символом страны. А вот главное отличие между этими формами правления состоит в том, что в парламентской республике президент каждый раз переизбирается парламентом, а в монархии эта должность передается по наследству.
На сегодняшний день существует три вида республик. В зависимости от величины и широты полномочий - президента - выделяются республики президентские и парламентские. Классическим примером президентской республики всегда называют США, традиционные примеры парламентской республики - Германия, Италия, Чехия и другие.
Также выделяется и третий тип республики - так называемый смешанный. В таких государствах обе наделены примерно одинаковыми полномочиями и контролируют друг друга. Самые яркие примеры таких стран - Франция, Румыния.
Все государства парламентской республики имеют схожие черты, которые следует перечислить:
Распространенность в мире данной формы правления достаточно велика. На сегодня существует порядка тридцати парламентских республик, при этом стоит отметить, что единой цифры по этому поводу нет. Дело в том, что некоторые страны очень сложно отнести к тому или иному типу. Примеры парламентской республики приведены ниже (они распределены по частям света):
Как мы видим, парламентские республики, список которых включает в себя свыше 30 стран, преобладают в европейском регионе. Еще одна особенность, которая сразу же бросается в глаза, - большинство перечисленных стран (прежде всего, если говорить о Европе) относится к экономически развитым успешным государствам с высоким уровнем развития демократии.
Если взять во внимание рейтинг стран мира по уровню демократии (организации Economist Intelligence Unit), то можно заметить, что из 25 государств, которым присвоен наивысший статус "полноценная демократия", 21 страна - это парламентские республики и монархии. Также эти страны являются лидерами и в рейтинге МВФ по объемам страны. Таким образом, можно смело утверждать, что самой эффективной и успешной формой правления (на данный момент времени) являются именно парламентские республики.
Список стран, приведенный выше, можно изобразить и в виде следующей карты, на которой парламентские республики отмечены оранжевым цветом:
К основным достоинствам данной политической системы можно отнести следующие:
Есть, однако, в парламентских республиках и свои недостатки, которые отчасти выходят из достоинств этой политической системы. В первую очередь это неустойчивость коалиционных союзов, которая часто приводит к политическим кризисам (яркие примеры - Украина или Италия). Также очень часто коалиционному правительству приходится отказываться от полезных для страны действий, дабы придерживаться идеологической линии коалиционного соглашения.
Еще один существенный недостаток парламентских республик - это опасность узурпации власти в государстве правительством, когда парламент, по сути, превращается в обычную "штамповочную машинку" для законов.
Австрийский парламент носит название "ландтаг", а депутаты в него избираются на четырехлетний срок. Центральный парламент страны - Федеральные Сборы Австрии - состоит из двух палат: Национальрат (183 депутата) и Бундесрат (62 депутата). Кроме этого, свой ландтаг есть в каждой из девяти федеральных земель Австрии.
В Австрии зарегистрировано всего около 700 партий, однако на данный момент времени в австрийском парламенте представлены только пять из них.
Немецкий парламент также избирается на четыре года. Он состоит из двух палат: Бундестаг, включающий 622 депутата, и Бундесрат (69 депутатов). Депутаты Бундесрата - это представители всех 16 земель страны. Каждая из федеративных земель имеет от 3 до 6 представителей в государственном парламенте (в зависимости от размеров конкретной земли).
Немецкий парламент избирает на должность федерального канцлера, который возглавляет исполнительную власть и, по сути, является главным лицом в государстве. С 2005 года в Германии занимает Ангела Меркель - первая женщина на должности федерального канцлера за всю историю страны.
Польский парламент носит название Сейм, он также является двухпалатным. состоит из двух частей: это собственно Сейм, который состоит из 460 депутатов, а также Сенат, состоящий из 100 депутатов. Сейм избирается по пропорциональной системе, согласно методу Д"Ондта. При этом получить депутатское место в Сейме могут лишь те кандидаты, которые набрали не меньше 5% голосов в общенациональном голосовании (исключение составляют только представители партий этнических меньшинств).
Индия также является парламентской республикой, в которой вся полнота власти принадлежит парламенту и правительству, которое им формируется. включает в себя Народную Палату и Совет Штатов - орган, который выражает интересы отдельных штатов.
В Народную Палату (Лок Сабха) депутаты избираются всеобщим народным голосованием. Общее (максимальное по Конституции Индии) количество членов Народной Палаты - 552 человека. Срок работы одного созыва Палаты составляет 5 лет. Однако Лок Сабха может быть распущена президентом страны досрочно, а в отдельных ситуациях законодательство Индии предусматривает и продление срока работы Палаты на один год. Руководит Народной палатой Индии спикер, который после своего избрания на эту должность обязан выйти из своей партии.
Совет Штатов (Раджья Сабха) формируется путем косвенных выборов и включает в себя 245 депутатов. Каждые два года состав Раджья Сабха обновляется на треть.
Теперь у вас есть представление о том, что такое парламентская республика. Примеры стран также приведены нами в этой информационной статье: это Австрия, Германия, Италия, Польша, Индия, Сингапур, Чехия и другие страны (всего - около 30 государств). В заключение можно сказать, что данная политическая система управления государством имеет как свои преимущества, так и свои недостатки. Однако на сегодняшний день парламентская республика - это самая оптимальная и эффективная форма правления в мире.
Республика - (лат. respublica) общенародное дело. Республиканская форма правления - эта такая форма правления, при которой власть осуществляется выборными органами, избираемые на определенный срок. В республике главой государства является президент, избираемый разными способами, но из среды граждан государства. В разных странах выборы президента происходят по-разному, но во всех странам президент выбирается народом.
Можно выделить следующие основные признаки республики:
Существование единоличного или коллегиального главы государства;
Выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;
Осуществление государственной власти не по собственному праву, а по поручению народа;
Юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;
Обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов;
Преимущественная защита интересов граждан государства, взаимная ответственность личности и государства;
Имеет место разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.
Одна из первых республик сформировалась в Афинском государстве в VIII в. до н.э. и в V-IV вв. до н.э. была признана демократической республикой.
Президентская республика – это такая форма правления, при которой во главе государства стоит президент, избираемый всеобщим голосованием и сочетающий в одной лице полномочия главы государства и главы правительства.
В республике этого вида государственное управление строится по принципу жесткого разделения властей. Президент управляет, парламент (конгресс, национальное собрание и т.п.) принимает законы. Президентская республика отличается, как правило, внепарламентским способом избрания президента (всенародное избрание) и формирования правительства, отсутствием ответственности правительства перед парламентом. Правительство формирует президент, но зачастую с согласия парламента. Правительство ответственно перед президентом. Президент лишен права роспуска парламента, и, наоборот, парламент может возбудить против президента процесс его отстранения от власти (импичмент). В противовес импичменту президент имеет свое “оружие” против правительства, он может наложить вето на законы принятые парламентом.
Иной моделью президентской республики является такое устройство формы правления, когда президент является главой государства , но не совмещает этот статус со статусом главы правительства. Тогда кроме распределения полномочий, закрепленных Конституцией, президент, как упоминалось выше, образует систему органов - государственных и общественных - при президенте, которые содействуют ему в выполнении его полномочий как главы государства, гаранта конституции.
(США, Аргентина, Мексика, Бразилия, Российская Федерация и другие)
Парламентская республика - это такая форма правления, при которой во главе государства стоит выборное должностное лицо (президент, канцлер и т.п.), а правительство формируется парламентом и отчитывается за свою деятельность перед парламентом, а не перед главой государства.
Парламентская республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Формальной отличительной особенностью этого вида республики является наличие должности премьер-министра, которого избирает (назначает) парламент. Правительство формируется только парламентским путем из числа лидеров партии, получившей большинство в парламенте, и остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства. Участие президента в формировании правительства номинально. Хотя он формально и наделяется большими полномочиями (имеет право роспуска парламента), на практике не оказывает никакого влияния на осуществление государственной власти. Любое его действие может быть осуществлено только с согласия правительства, исходящие от него нормативные акты приобретают юридическую силу, как правило, только после одобрения правительством или парламентом, которые несут за них ответственность.
(Италия, ФРГ, Финляндия, Индия, Турция).
Смешанная форма или полупрезидентская форма республики – эта такая форма правления, в рамках которой сочетаются и сосуществуют признаки парламентской и президентской республики. Впервые такая форма республики была введена во Франции в 1958 г. по инициативе Шарля Де Голля.
Президент избирается народом, но не является главой исполнительной власти. Исполнительной властью обладает правительство, которое несет основную ответственность перед президентом и ограниченную – перед парламентом.
В смешанной республики, президент может назначать вице-премьеров и министров, независимо от партийного состава и сил. Назначение премьер-министра происходит по разному: самостоятельно или с согласия парламента. Президент имеет право уволить премьер-министра, отдельного министра или все правительство.
Таким образом, в смешенной республике президент не относится ни к одной из ветвей власти и правительство несет ответственность перед президентом. (РФ, Казахстан, Румыния, Франция и др.)
Нетрадиционные республики
Существуют и иные, нетипичные, виды республик. Например, теократическая республика (Иран, Афганистан). Для некоторых стран Африки характерна своеобразная форма президентской монократической республики: в условиях однопартийного политического режима лидер партии провозглашался пожизненным президентом, парламент же реальных полномочий не имел (Заир, Малави).
Долгое время в отечественной юридической науке особой формой республики считалась республика Советов . Ее признаками назывались: откровенно классовый характер (диктатура пролетариата и беднейшего крестьянства), отсутствие разделения властей при полновластии Советов, жесткая иерархия последних, право отзыва избирателями депутатов Советов до истечения срока их полномочий (императивный мандат), реальное перераспределение власти от эпизодически собиравшихся Советов в пользу их исполнительных комитетов
Факультет дистанционных образовательных технологий
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по курсу: « Политология
»
Пермь 2012 г.
Оглавление
Часть 1.
Раздел 1. Предмет, задачи и
методы политологии……………………3
Раздел 2. История политических
учений
Какой вклад в политическую
мысль внес Н. Макиавелли?..................5
Раздел 3. Политический режим
Понятие сущности политической
власти……………………………...7
Раздел 4. Политическая система
современного общества.
Опишите общие признаки и
функции государства…………………12
Часть 2.
Охарактеризуйте
три правильные и три неправильные
формы правления. Почему демократия
вырождается в охлократию, а не в
тиранию? А можете ли вы привести исторические
примеры подобного превращения?.................. .............................. .............................. ......................14
Подробно опишите республиканский
тип устройства государства. Какую
функцию выполняет здесь парламент?.................... ..........................17
3. Каков механизм избирательной
кампании?..................... ...............23
Раскройте основные понятия……………………………………...…28
4. Сделайте письменное сообщение
на тему «Выборы, их сущность и политические
функции»…………………………………………………….. .30
5. Проанализируйте голосование
и выборы как механизм участия граждан
в политической жизни общества…………………………………..33
Список использованной литературы…………………………………37
Часть 1.
Раздел 1. Предмет,
задачи и методы политологии.
Что включается
в понятие политического института?
Сфера политики - социальное
пространство, образующееся совокупностью
организованных действий и взаимоотношений
людей. Одной из форм такой организации
выступают политические институты. В состав
политического института входят:
определенные группы людей,
уполномоченных обществом выполнять социально-политически
значимые функции;
организации для выполнения
людьми тех или иных функций;
совокупность материальных
и иных средств деятельности, позволяющих
организациям или группам лиц выполнять
установленные политические действия;
совокупность политических
ролей и норм, реализация которых
имеет важное значение для
определенных социальных групп и
общества в
целом.
Под политическими институтами в современное
время понимается совокупность учреждений,
организаций с определенной структурой
и субординацией, воспроизводимой с течением
времени совокупностью норм и правил,
упорядочивающих политические отношения,
как между организациями, так и между людьми.
Таким образом, политические институты
представляют собой «триединую целостность
– организацию, нормы, отношения»
.
Элементы политических институтов:
цели, функции и роли,
вытекающие из целей, средства,
учреждения, санкции. Целями
политических институтов
являются вопросы, составляющие сферу
их деятельности. Это могут быть контроль
над общественной и
политической жизнью, выработка
методов удержания, захвата и
укрепления власти, формирование
политического сознания граждан, их
политического выбора. Средства
политических институтов составляют
материальные, идеальные
и символические формы управления,
имеющие
социальную и политическую
значимость.
Политические институты
подразделяются на институты власти
и институты участия. К первым
относятся институты, осуществляющие
государственную власть на различном
иерархическом уровне, ко вторым –
институты участия, структуры гражданского
общества. Совокупность политических
институтов составляют политическую систему
общества, представляющую собой определенную
целостность, органическое взаимодействие
субъектов политики, других элементов
политической действительности.
Другим важным политическим
институтом является гражданское общество,
в рамках которого осуществляется деятельность
негосударственных политических институтов.
Государство и гражданское общество
как политические институты формируются
в Европе и США примерно в период
Нового времени под влиянием происходящих
модернизационных изменений. Именно с
этого времени складывается основной
институт власти в обществе, обладающий
монополией на принуждающее насилие на
определенной территории, - государство.
В то же время, под влиянием этого процесса
происходит формирование своеобразной
антитезы государства - гражданского
общества.
Французский профессор права
Морис Ориу – один из основоположников
теории институционализма - рассматривал
общество как совокупность огромного
числа институтов. Он считал, что социальные
механизмы представляют собой организации,
или институты, включающие в себя людей,
а также идею, идеал, принцип, которые служат
своего рода горнилом, извлекающим энергию
этих индивидов. Если первоначально тот
или иной круг лиц, объединившись для совместных
действий, образует организацию, то с момента,
когда входящие в нее индивиды проникаются
сознанием своего единства, она предстает
уже институтом. Отличительным признаком
института французский юрист считал именно
направляющую идею.
М.Ориу выделял два типа институтов:
корпоративные (государство, профсоюзы,
торговые общества, ассоциации, церковь)
и вещные (правовые нормы). Оба вида были
охарактеризованы им как своеобразные
идеальные модели социальных отношений.
Различие между ними усматривалось в том,
что первые инкорпорированы в социальные
коллективы, тогда как вторые не имеют
собственной организации и могут применяться
в рамках любых объединений.
Основное внимание в теории
М.Ориу было уделено корпоративным институтам.
Как автономные образования они обладают
общими чертами, а именно: определенной
направляющей идеей, организацией власти
и совокупностью норм, регулирующих внутренний
распорядок. Понятия власти, управления,
права в его доктрине были распространены
на все корпоративные институты. Социальные
формирования тем самым были приравнены
друг к другу и изображались явлениями
одного порядка.
Политические институты
изменяются вместе с изменением
общественных структур,
с которыми они связаны политическими
отношениями. Политические
институты пронизаны политическими
ценностями (вид социальных
ценностей, признаваемых не отдельными
людьми, а большими группами,
целыми сообществами). Объективной
основой политических ценностей
являются общие жизненные потребности
и долговременные интересы
больших социальных групп и индивидов.
Политические ценности преимущественно
имеют субъективное значение, поэтому
необходимы формы их объективации. Одной
из форм
объективации ценностей
служат политические символы.
Раздел 2. История
политических учений.
Какой вклад в
политическую мысль внес Н. Макиавелли?
В эпоху Возрождения в Западной
Европе значительную роль в развитии политической
мысли сыграл итальянец Никколо Макиавелли
(1469-1527).
Философские и правовые взгляды
Николо Макиавелли относятся к периоду
эпохи Возрождения. В эпоху Возрождения
правовая мысль сделала большой шаг вперед,
она освобождается от элементов схоластического
понимания мироздания. Правовая мысль
эпохи Возрождения строится на совершенно
новых принципах: отвержения схоластики
и понимания человека как природно-общественного,
а ни божественного существа.
Большой вклад в развитие
правовой мысли эпохи Возрождения
внес итальянский философ и правовед
Николо Макиавелли. Развитие правовой
мысли эпохи Возрождения получает большой
импульс в Италии. Становление нового
взгляда на государство и право, происходит
в сложный для Италии период.
Имя Николо Макиавелли известно
многим, даже те, кто и не знает его учение,
воскликнут - это основоположник принципов
«Макиавеллизма», словом его идеи известны
многим. Образ живого Макиавелли как человека
сохранен и известен хуже, чем образ его
правовых взглядов и идей. Рукой Николо
Макиавелли написаны следующие выдающиеся
произведения: 1) «Государь» (1513 г.); 2) «Рассуждения
о первой декаде Тита Ливия» (1519 г.); 3) «История
Флоренции» (первое издание 1532 г.); 4) «О
военном искусстве». Николо Макиавелли
был современником таких знаменитых личностей
как: Микеланджело, Леонардо да Винчи,
Рафаэль, Лоренцо Великолепный, Лоренцо
Медичи, Савонарола.
Никола Макиавелли оказался
весьма талантливым во многих сферах:
он внес значительный вклад в философскую,
политическую, историческую и юридическую
науку.
Раздел 3. Политический
режим.
Понятие сущности
политической власти.
Под властью понимается способность
и возможность осуществлять свою
волю, оказывать определяющее воздействие
на деятельность, поведение людей
с помощью авторитета, права, насилия.
Концепция власти занимает центральное
место в политической науке. Любая
власть - это право и возможность
распоряжаться, повелевать, управлять.
Концентрированным выражением власти
является отношение господства и
подчинения, любых форм взаимодействия
субъектов властных отношений.
Власть представляет организованную
деятельность людей, направленную на согласование
противоречивых индивидуальных или
групповых интересов и воли посредством
их подчинения формируемой единой общественной
или групповой воле. Без власти
в том или ином ее проявлении -
племенного вождя над соплеменниками,
пророка над последователями
его учения, лидеров общественных
организаций над рядовыми членами,
государства и его органов
над гражданами и т.д. - ни одна из
общностей не могла бы существовать.
Термин "власть" имеет много
разных толкований. В одном случае
он может обозначать индивида, облеченного
властью, в другом - орган власти,
в третьем - право и возможность
распоряжаться, ограничивать свободу
путем навязывание воли либо силу,
обеспечивающую подчинение деятельности
подвластных лиц и т.д.
В общем смысле власть понимается
как форма социальных отношений,
характеризующаяся способностью влиять
на характер и направление деятельности
и поведения людей, социальных групп
и классов посредством экономических,
идеологических и организованно-правовых
механизмов, а также с помощью
авторитета, традиции, насилия.
Власть - это:
Кто и в чьих интересах осуществляет управление обществом и государством |
в интересах общества в
целом, общего блага управляемых («правильные» формы осуществления государственной власти) |
в личных эгоистических интересах и исключительно благ правителей («неправильные», «искаженные» формы осуществления государственной власти) |
Одно лицо |
Монархия – правление одного, наиболее
подготовленного лица; верховная власть
(как правило) осуществляется им пожизненно
и передается в порядке престолонаследия |
Тирания – правление эгоистического
правителя, активно использующего политику
террора в отношении общества и своих
политических противников, превышая существующий
в обществе уровень жестокости. |
Группа лиц |
Аристократия – правление лучших, наиболее
подготовленных и компетентных представителей
родовой знати, выступающих хранителями
национальных и культурных традиций общества
и государства. |
Олигархия – явное или скрытое правление
замкнутой группы богатых и влиятельных
лиц (различают: финансовые, бюрократические,
партийные олигархии). |
Социальный слой |
Демократия (полития) – правление демоса
(полноправных граждан общества), среднего
класса (средних людей (по Аристотелю)),
активно участвующих в управление государством
и обществом. Неизменным атрибутом демократии
является цензовая система и порядок получения
гражданства, полноты политических прав. |
Охлократия – правление толпы (значительной
в процентном соотношении части общества),
постоянно подпадающей под влияние популистов-демагогов
и манипулирующих её сознанием олигархов,
посредством СМИ. |
Почему демократия
вырождается в охлократию, а не
в тиранию?
В либерально-демократическом
обществе власть должна принадлежать
тем, кому удастся взять ее в свободном
соревновании на выборах: настоящая демократия
и подлинный либерализм предполагают
сильную власть. Еще Сократ говорил, что
в государстве должны править не масса,
а добрые и сведущие лица. В противном
случае, как справедливо утверждал Аристотель,
демократия может вырождаться в охлократию
(власть толпы), пренебрегающую законами,
когда всякого рода демагоги и льстецы
правят от имени народа. Но два понимания
демократии - как власти народа и как власти
большинства - не совпадают. Большинство
может заблуждаться и действовать под
влиянием эмоций, момента, вопреки или
в угоду собственным интересам и во вред
будущему страны.
А можете ли вы привести
исторические примеры подобного
превращения?
Такой пример народного помрачения
дает афинская демократия - казнь десяти
талантливейших стратегов или казнь
великого Сократа. Сущность демократии
- не в произволе, а в праве народа
устанавливать через своих избранников
разумное законодательство, которому
должен подчиняться и сам народ.