Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Л. Отрывок из повести «Детство» - «MAMAN

Л. Отрывок из повести «Детство» - «MAMAN

Тема: Л.Н.Толстой. Отрывок из повести "Детство".

Цели:

  • Познакомить учащихся с краткой биографией писателя, историей появления романа “Четыре эпохи развития”, с содержание отрывка из повести.
  • Развивать навыки правильного, осознанного, выразительного, выборочного чтения, устной связной речи; умения воспроизводить в памяти прочитанные ранее произведения по прослушанным отрывкам; умения составлять выставку из книг на заданную тему с краткой аннотацией к каждой книге; умение анализировать прочитанный текст и в результате анализа определить, какие средства выразительности использует автор для выражения своих чувств.
  • На примере героя отрывка из повести воспитывать тёплое и бережное отношение к матери – самому дорогому человеку.

Оборудование:

  • книги с произведениями Л.Н.Толстого для выставки;
  • аудиозапись с отрывками из произведений Л.Н.Толстого;
  • фотографии о жизни писателя; высказывание А.М.Горького.

ХОД УРОКА.

I. Организация начала урока

II. Вступительная часть

На доске – высказывание А.М.Горького, которое зачитывает учитель: “Нет человека более достойного имени гения, более сложного и противоречивого и во всём прекрасного…”

– С этим человеком мы знакомы уже давно по его произведениям. Имя его – Лев Николаевич Толстой. (См. Приложение . Рис. 1) Сегодня на уроке мы подробнее поговорим о его жизни и творчестве, познакомимся с отрывком из его повести.

III. Знакомство с биографией

Учитель рассказывает о страницах биографии писателя, иллюстрируя свой рассказ фотографиями.

– Лев Николаевич Толстой родился 28 августа (9 сентября по новому стилю) в 1828 году в имении Ясная Поляна, близ Тулы. Большую часть своей жизни провёл писатель в этом местечке. (См. Приложение . Рис.1, 2, 3)
По своему происхождению Лев Николаевич принадлежал к знаменитым дворянским фамилиям. В семье, кроме Льва Николаевича, было ещё трое сыновей: Николай, Сергей, Дмитрий и дочь Мария, сестра писателя. К сожалению, дети рано осиротели: Мария Николаевна, их мать, умерла в1830 году, Николай Ильич, их отец, – в 1837 году.
Воспитательницей детей стала их дальняя родственница Татьяна Александровна Ергольская. Она сохранила детские сочинения Л.Н.Толстого.
С 1841 года дети толстые жили в Казани у тётушки-опекунши Пелагеи Ильиничны Юшковой. В 1844 году Лев Николаевич поступил в Казанский университет. Но существующее преподавание не удовлетворяло его пытливый ум, и в 1847 году Толстой подал прошение об увольнении его из числа слушателей.
В 1851 году Толстой с братом Николаем (к тому времени офицером-артиллеристом) отправился на Кавказ, чтобы поступить на военную службу. На Кавказе Л.Н.Толстой написал свою первую повесть “Детство”. Под названием “История моего детства” повесть была напечатана в журнале “Современник” и по желанию автора была подписана только его инициалами: “Л.Н.”.
В период реформ 1860-х годов Толстой много сил отдавал практической деятельности, стремясь не на словах, а на деле облегчить жизнь народа. Он принял должность мирового посредника, чтобы по справедливости разрешать поры между помещиками и крестьянами.
В 1859 году он открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей. (См. Приложение . Рис. 4) Вслед за тем в Крапивенском уезде при деятельном участии Толстого было открыто ещё 26 школ. Толстой сам обучал ребят грамоте. В 1870-х годах он создал “Азбуку” и первоначальные книги для чтения. Эти короткие рассказы и басни знают все с раннего детства.

IV. Проверка домашнего задания

1. Возвращение к прочитанным произведениям Толстого.

– С этими рассказами мы с вами знакомились на протяжении всех четырёх лет учёбы в школе. Они хорошо запоминаемы, потому что рассказы Л.Н.Толстого учат только добру и справедливости. Прослушайте отрывки и вспомните, из каких произведений они взяты?

Детям предлагается прослушать пять отрывков из рассказов и басен Л.Н.Толстого, записанных на аудиокассету:

  1. Отрывок из рассказа “Филипок”.
  2. Отрывок из басни “Отец и сыновья”.
  3. Отрывок из рассказа “Прыжок”.
  4. Отрывок из басни “Муравей и Голубка”.
  5. Отрывок из рассказа “Акула”.

2. Выставка книг, подобранных учащимися, с краткими аннотациями.

– Какие ещё рассказы Л.Н.Толстого вы нашли в библиотеке? Расскажите о своих находках.

V. Знакомство с биографией (продолжение)

– На склоне лет Толстой был полон творческой энергии. За последнее десятилетие своей жизни он написал около пятидесяти произведений. На всю жизнь сохранил Толстой любовь к детям. В 1900-е годы он опять занимался с крестьянскими ребятишками, как в молодости. (См. Приложение . Рис. 5).
28 октября 1910 года в шестом часу утра Толстой навсегда покинул Ясную Поляну. Он направлялся на юг России. В дороге он заболел воспалением лёгких и вынужден был сойти с поезда на станции Астапово. В доме начальника станции прошли последние семь дней жизни писателя.
7 ноября в 6 часов 5 минут утра Л.Н.Толстого не стало.
Лев Николаевич прожил долгую жизнь. Он умер, когда ему было 82 года. Похоронили его, как он завещал, в Ясной Поляне, среди деревьев, на краю оврага. (см. Приложение . Рис. 6, 7).
В Ясной Поляне находится музей Льва Николаевича. Туда приезжают люди со всех уголков мира, чтобы посмотреть своими глазами дом, где жил и творил великий русский писатель.

VI. Знакомство с новым произведением

1. История появления повести “Детство”

– В своём рассказе о творчестве Толстого я упоминала о повести “Детство”. Эта повесть родилась на Кавказе. Именно там Лев Николаевич сделал свой самый главный выбор в жизни – он стал писателем. Он задумал роман “Четыре эпохи развития”, в котором хотел изобразить процесс духовного развития человека, “резко обозначить характеристические черты каждой эпохи жизни: в детстве теплоту и верность чувства; в отрочестве скептицизм; в юности красоту чувств, развитие тщеславия и неуверенность в самом себе”. На Кавказе написана первая часть задуманного романа – “Детство”; позднее были созданы две другие – “Отрочество” и “Юность”, а четвёртая часть “Молодость” осталась так и не написанной.

– Мы с вами на уроке познакомимся лишь с отрывком из первой повести. Создавая образы героев повести, писатель использовал свои личные впечатления и переживания, но повесть автобиографичная лишь отчасти. Л.Н.Толстой утверждал, что писал не о своём только детстве, но и о том, что есть в детстве каждого человека.

2. Первичное восприятие текста.

Комбинированное чтение: учитель – хорошо читающие учащиеся.

– Какими чувствами переполнен этот отрывок?

3. Речевая разминка.

– Прежде, чем мы приступим к самостоятельному чтению, проведём речевую разминку, которая поможет нам подготовить артикуляционный аппарат к работе. Разминка называется так же, как и отрывок Л.Н.Толстого, – “Детство” М.Яснова.

  • выразительное чтение учителем;
  • чтение выделенных слов, объяснение их образования;
  • чтение про себя учащимися;
  • хоровое чтение в умеренном темпе.

В ЧУДЕТСТВО откроешь окошки –
СЧАСТЛИВЕНЬ стучит по дорожке,
Цветёт ВЕСЕЛЮТИК у речки,
И звонко поют СОЛОВЕЧКИ.
А где-то по дальним дорогам
Бредут НОСОМОТ с БЕГЕРОГОМ…
Мы с ними в ЧУДЕТСТВО скорее пойдём –
Спешит ТОРОПИНКА под самым окном,
Зовёт нас глядеть – заглядеться:
Что там за окошком?
Чу!.. Детство!

4. Словарная работа.

Maman – читается “маман” на французский манер.

5. “Жужжащее” чтение учащимися с заданием:

– Найдите в тексте, какими словами обращается Николенька к матери, как он её называет.

6. Анализ отрывка с выборочным чтением.

– Как мама называет своего сына?

– О чём нам с вами, читателям, могут говорить эти выражения?

– Что испытывал мальчик, когда находился рядом с матерью? Что хотелось ему сделать в эти минуты для всех знакомых и незнакомых ему людей? Прочитайте.

7. Выделение основной мысли текста.

– Это произведение Л.Н.Толстого называется “Детство”. Как вы считаете, только ли о детских годах мальчика Николеньки хотел рассказать писатель?

– Найдите и прочитайте строчки, которые выражают главную мысль отрывка.

VII. Подведение итогов урока

– Закончить наш урок мне хочется словами самого Льва Николаевича, с которыми он обращался к своим ученикам в Яснополянской школе: “Спасибо, ребята, что ходите ко мне. Я рад, когда вы хорошо учитесь. Только, пожалуйста, не шалите. А то есть такие, что не слушают, а только сами шалят. А то, что я вам говорю, нужно для вас будет. Вы вспомните, когда уже меня не будет, что старик говорил вам добро”. Этим добром пронизаны все произведения Льва Николаевича. Именно поэтому их любят и знают взрослые и дети.

VIII. Домашнее задание

– Подготовить выразительное чтение по ролям этого произведения.

Районный конкурс

на лучшую методическую разработку урока,

посвященного жизни и творчеству Л.Н.Толстого

«Гениальный мастер слова»

Тема: Л.Н.Толстой. Отрывок из повести "Детство".

Возраст учащихся: 12-14 лет

Цели:

Познакомить учащихся с краткой биографией писателя, историей появления романа “Четыре эпохи развития”, с содержание отрывка из повести.

Развивать навыки правильного, осознанного, выразительного, выборочного чтения, устной связной речи; умения воспроизводить в памяти прочитанные ранее произведения по прослушанным отрывкам; умения составлять выставку из книг на заданную тему с краткой аннотацией к каждой книге; умение анализировать прочитанный текст и в результате анализа определить, какие средства выразительности использует автор для выражения своих чувств.

На примере героя отрывка из повести воспитывать тёплое и бережное отношение к матери – самому дорогому человеку.

Оборудование:

    книги для выставки;

    рисунки учащихся с 1 по 7 класс;

    аудиозапись с отрывками из произведений Л.Н.Толстого;

    фотографии о жизни писателя; высказывание А.М.Горького;

    презентация

    магнитофон

    компьютер

Выставка

На доске : тема урока, эпиграф

Нет человека более достойного имени гения, более сложного и противоречивого и во всём прекрасного…” М.Горький

Звучит песня о Маме (Ассоль)

ХОД УРОКА.

I. Организация начала урока

Определение эмоционального настроя учащихся. Каждый ученик выбирает себе Ладошку и приклеивает в тетради, напротив даты.

Ребята, Цвет ладошки – это ваше настроение. Давай те посмотрим, какое оно у вас?

II. Вступительная часть

На доске – высказывание А.М.Горького, которое зачитывает учитель: “Нет человека более достойного имени гения, более сложного и противоречивого и во всём прекрасного…”

С этим человеком мы знакомы уже давно по его произведениям. Имя его – Лев Николаевич Толстой.

Кадр1

Сегодня на уроке мы подробнее поговорим о его жизни и творчестве, познакомимся с отрывком из его повести. (Во время знакомства с биографией, звучит тихая музыка.)

III. Знакомство с биографией

Учитель:

Лев Николаевич Толстой родился 28 августа (9 сентября по новому стилю) в 1828 году в имении Ясная Поляна, близ Тулы. Большую часть своей жизни провёл писатель в этом местечке.

Кадр 2,3

По своему происхождению Лев Николаевич принадлежал к знаменитым дворянским фамилиям. В семье, кроме Льва Николаевича, было ещё трое сыновей: Николай, Сергей, Дмитрий и дочь Мария, сестра писателя. К сожалению, дети рано осиротели: Мария Николаевна, их мать, умерла в1830 году, Николай Ильич, их отец, – в 1837 году.

Кадр 4

Воспитательницей детей стала их дальняя родственница Татьяна Александровна Ергольская. Она сохранила детские сочинения Л.Н.Толстого. Большим увлечением для Толстого было чтение.

Кадр 5,6

С 1841 года дети толстые жили в Казани у тётушки-опекунши Пелагеи Ильиничны Юшковой. В 1844 году Лев Николаевич поступил в Казанский университет. Но существующее преподавание не удовлетворяло его пытливый ум, и в 1847 году Толстой подал прошение об увольнении его из числа слушателей.

Кадр 7

В 1851 году Толстой с братом Николаем (к тому времени офицером-артиллеристом) отправился на Кавказ, чтобы поступить на военную службу. На Кавказе Л.Н.Толстой написал свою первую повесть “Детство”. Под названием “История моего детства” повесть была напечатана в журнале “Современник” и по желанию автора была подписана только его инициалами: “Л.Н.

Кадр 8,9

В период реформ 1860-х годов Толстой много сил отдавал практической деятельности, стремясь не на словах, а на деле облегчить жизнь народа. Он принял должность мирового посредника, чтобы по справедливости разрешать поры между помещиками и крестьянами.

Кадр 10

Настойчивые советы Тургенева оставить военную службу все-таки имели действие на Толстого: он подал прошение об отставке и в ноябре 1856 года получил увольнение от военной службы, а в начале 1857 года отправился в свое первое заграничное путешествие через Варшаву в Париж, а затем в Лондон.

Кадр 11,12

В 1859 году он открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей. Вслед за тем в Крапивенском уезде при деятельном участии Толстого было открыто ещё 26 школ. Толстой сам обучал ребят грамоте. В 1870-х годах он создал “Азбуку” и первоначальные книги для чтения. Эти короткие рассказы и басни знают все с раннего детства.

Кадр 13,14

IV. Проверка домашнего задания

1. Возвращение к прочитанным произведениям Толстого.

С этими рассказами мы с вами знакомились на протяжении всех четырёх лет учёбы в школе. Они хорошо запоминаемы, потому что рассказы Л.Н.Толстого учат только добру и справедливости. Прослушайте отрывки и вспомните, из каких произведений они взяты? Подберите к ним рисунки.

Детям предлагается прослушать пять отрывков из рассказов и басен Л.Н.Толстого, записанных на аудиокассету:

Отрывок из рассказа “Филиппок”.

Отрывок из басни “Отец и сыновья”.

Отрывок из рассказа “Прыжок”.

Отрывок из басни “Муравей и Голубка”.

Отрывок из рассказа “Акула”.

2. Выставка книг, рисунков, подобранных учащимися, с краткими аннотациями.

Какие ещё рассказы Л.Н.Толстого вы нашли в библиотеке? Расскажите о своих находках.

V. Знакомство с биографией (продолжение)

На склоне лет Толстой был полон творческой энергии. За последнее десятилетие своей жизни он написал около пятидесяти произведений. На всю жизнь сохранил Толстой любовь к детям. В 1900-е годы он опять занимался с крестьянскими ребятишками, как в молодости.

Кадр 15

28 октября 1910 года в шестом часу утра Толстой навсегда покинул Ясную Поляну. Он направлялся на юг России. В дороге он заболел воспалением лёгких и вынужден был сойти с поезда на станции Астапово. В доме начальника станции прошли последние семь дней жизни писателя.

Кадр 16

Лев Николаевич прожил долгую жизнь. Он умер, когда ему было 82 года. Похоронили его, как он завещал, в Ясной Поляне, среди деревьев, на краю оврага.

Кадр 17

В Ясной Поляне находится музей Льва Николаевича. Туда приезжают люди со всех уголков мира, чтобы посмотреть своими глазами дом, где жил и творил великий русский писатель.

Кадр 18

Много времени с тех пор прошло. Но люди помнят, чтят имя нашего земляка, пишут о нем книги. Давайте послушаем стихотворение, написанное учениками 8 класса нашей школы, посвященное Л.Толстому.

Чтец. Его имя в мире стало легендой.

И как сказал один поэт:

«Толстой, как Бог, под золотою липой

На кленовом престоле любил посидеть»

Кадр 19

Был дом в Москве, на окраине.

Усадьба под Тулой была.

Милее Ясной Поляны

Усадьбы найти нельзя.

Съезжались к нему миллионы.

Пред ним преклонялся весь мир.

Но вместо великого гения,

Простой к ним старик выходил.

Пронзительный взгляд, и добрые

Сквозь брови виднелись глаза.

Блузон, сапоги высокие,

Седая совсем борода.

Кадр 20

Пронзительный, как бы колющий,

Взгляд серых глаз удивлял.

И сразу судью и мыслителя

Взгляд этот напоминал.

Любил он гулять вдоль флигеля,

Одевшись в скромный наряд:

И «шапонька» светло-коричневая,

И самодельный башмак.

Любил он Пушкина, Фета.

Шопена и Глинку любил.

Крестьян и их ребятишек

Открыл он для бедных школу.

И «Азбуку» он написал.

А для больных и страждущих

Все, что можно он отдавал.

Любил становиться невидимым

Для всех часов до пяти.

И сидя в комнате темной,

Писал он романы свои.

Кадр 21

Писал о «Войне и мире»,

Судьбу страны показал.

И девушку Анну Каренину

В романе он описал.

А в шесть выходил на террасу,

Пил кофе, с детьми он играл.

И музыку слушал прекрасную,

И молодость он вспоминал.

В то время, не очень легкое,

Пришлось на Кавказе служить.

И очень любил по - осени

Он на охоту ходить.

Любил поиграть он в теннис.

Народ от души веселил.

И до конца своей жизни

Верхом прокатиться любил.

Внезапно случилось несчастье.

Как гром среди белого дня,

Толстого болезнь поразила.

И всех она потрясла!

Ушел он из дома надолго.

И не вернулся туда.

Мы все потеряли Толстого,

Любимого земляка!

Кадр 22

Мы чтим до сих пор его имя.

Гордимся своим земляком.

И счастливы тем, в мире

На Тульской земле мы живем!

VI. Знакомство с новым произведением

1. История появления повести “Детство”

В своём рассказе о творчестве Толстого я упоминала о повести “Детство”. Эта повесть родилась на Кавказе. Именно там Лев Николаевич сделал свой самый главный выбор в жизни – он стал писателем. Он задумал роман “Четыре эпохи развития”, в котором хотел изобразить процесс духовного развития человека, “резко обозначить характеристические черты каждой эпохи жизни: в детстве теплоту и верность чувства; в отрочестве скептицизм; в юности красоту чувств, развитие тщеславия и неуверенность в самом себе”. На Кавказе написана первая часть задуманного романа – “Детство”; позднее были созданы две другие – “Отрочество” и “Юность”, а четвёртая часть “Молодость” осталась так и не написанной.

Мы с вами на уроке познакомимся лишь с отрывком из первой повести. Создавая образы героев повести, писатель использовал свои личные впечатления и переживания, но повесть автобиографичная лишь отчасти. Л.Н.Толстой утверждал, что писал не о своём только детстве, но и о том, что есть в детстве каждого человека.

2. Первичное восприятие текста.

Комбинированное чтение: учитель – хорошо читающие учащиеся.

Какими чувствами переполнен этот отрывок?

3. Речевая разминка.

Прежде, чем мы приступим к самостоятельному чтению, проведём речевую разминку, которая поможет нам подготовить артикуляционный аппарат к работе. Разминка называется так же, как и отрывок Л.Н.Толстого, – “Детство” М.Яснова.

выразительное чтение учителем;

чтение выделенных слов, объяснение их образования;

чтение про себя учащимися;

хоровое чтение в умеренном темпе.

В ЧУДЕТСТВО откроешь окошки –

СЧАСТЛИВЕНЬ стучит по дорожке,

Цветёт ВЕСЕЛЮТИК у речки,

И звонко поют СОЛОВЕЧКИ.

А где-то по дальним дорогам

Бредут НОСОМОТ с БЕГЕРОГОМ…

Мы с ними в ЧУДЕТСТВО скорее пойдём –

Спешит ТОРОПИНКА под самым окном,

Зовёт нас глядеть – заглядеться:

Что там за окошком?

Чу!.. Детство!

4. Словарная работа.

Maman – читается “маман” на французский манер.

5. Чтение учащимися с заданием:

Найдите в тексте, какими словами обращается Николенька к матери, как он её называет.

6. Анализ отрывка с выборочным чтением.

Как мама называет своего сына?

О чём нам с вами, читателям, могут говорить эти выражения?

Что испытывал мальчик, когда находился рядом с матерью? Что хотелось ему сделать в эти минуты для всех знакомых и незнакомых ему людей? Прочитайте.

7. Выделение основной мысли текста.

Это произведение Л.Н.Толстого называется “Детство”. Как вы считаете, только ли о детских годах мальчика Николеньки хотел рассказать писатель?

Найдите и прочитайте строчки, которые выражают главную мысль отрывка.

VII. Подведение итогов урока

Ребята, сегодня на уроке мы познакомились с отрывком из замечательного произведения Л.Толстого «Детство», узнали, как Николенька обращается к маме. А вы ребята, любите свою маму? Расскажите, как вы обращаетесь к ней, какая она у вас?

Давайте послушаем песню о самом лучшем друге на земле? Вы догадались о ком?

(Звучит песня о маме)

Закончить наш урок мне хочется словами самого Льва Николаевича, с которыми он обращался к своим ученикам в Яснополянской школе: “Спасибо, ребята, что ходите ко мне. Я рад, когда вы хорошо учитесь. Только, пожалуйста, не шалите. А то есть такие, что не слушают, а только сами шалят. А то, что я вам говорю, нужно для вас будет. Вы вспомните, когда уже меня не будет, что старик говорил вам добро”. Этим добром пронизаны все произведения Льва Николаевича. Именно поэтому их любят и знают взрослые и дети.

Кадр 23

VIII. Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение по ролям этого произведения.

Попробовать написать четверостишие о писателе, герое.

IX . Рефлексия учащихся

1. «Автопортрет»

Учащиеся снова выбирают Ладошки и прикрепляют их в тетрадь. Делается вывод о состоянии учащихся на конец урока.

2. Высказывания учащихся о том, что им понравилось и что они для себя взяли.

Русский бал XVIII – начала XX века. Танцы, костюмы, символика Захарова Оксана Юрьевна

Лев Толстой Детство Отрывок из повести

Лев Толстой

Отрывок из повести

Собираются гости

Судя по особенной хлопотливости, заметной в буфете, по яркому освещению, придававшему какой-то новый, праздничный вид всем уже мне давно знакомым предметам в гостиной и зале, и в особенности судя по тому, что недаром же прислал князь Иван Иваныч свою музыку, ожидалось немалое количество гостей к вечеру.

При шуме каждого мимо ехавшего экипажа я подбегал к окну, приставлял ладони к вискам и стеклу и с нетерпеливым любопытством смотрел на улицу. Из мрака, который сперва скрывал все предметы в окне, показывались понемногу: напротив - давно знакомая лавочка, с фонарем, наискось - большой дом с двумя внизу освещенными окнами, посредине улицы - какой-нибудь ванька с двумя седоками или пустая коляска, шагом возвращающаяся домой; но вот к крыльцу подъехала карета, и я, в полной уверенности, что это Ивины, которые обещались приехать рано, бегу встречать их в переднюю. Вместо Ивиных за ливрейной рукой, отворившей дверь, показались две особы женского пола: одна - большая, в синем салопе с собольим воротником, другая - маленькая, вся закутанная в зеленую шаль, из-под которой виднелись только маленькие ножки в меховых ботинках. Не обращая на мое присутствие в передней никакого внимания, хотя я счел долгом при появлении этих особ поклониться им, маленькая молча подошла к большой и остановилась перед нею. Большая размотала платок, закрывавший всю голову маленькой, расстегнула на ней салоп, и когда ливрейный лакей получил эти вещи под сохранение и снял с нее меховые ботинки, из закутанной особы вышла чудесная двенадцатилетняя девочка в коротеньком открытом кисейном платьице, белых панталончиках и крошечных черных башмачках. На беленькой шейке была черная бархатная ленточка; головка вся была в темно-русых кудрях, которые спереди так хорошо шли к ее прекрасному личику, а сзади - к голым плечикам, что никому, даже самому Карлу Иванычу, я не поверил бы, что они вьются так оттого, что с утра были завернуты в кусочки «Московских ведомостей» и что их прижигали горячими железными щипцами. Казалось, она так и родилась с этой курчавой головкой.

Поразительной чертой в ее лице была необыкновенная величина выпуклых полузакрытых глаз, которые составляли странный, но приятный контраст с крошечным ротиком. Губки были сложены, а глаза смотрели так серьезно, что общее выражение ее лица было такое, от которого не ожидаешь улыбки и улыбка которого бывает тем обворожительнее.

Стараясь быть незамеченным, я шмыгнул в дверь залы и почел нужным прохаживаться взад и вперед, притворившись, что нахожусь в задумчивости и совсем не знаю о том, что приехали гости. Когда гости вышли на половину залы, я как будто опомнился, расшаркался и объявил им, что бабушка в гостиной. Г-жа Валахина, лицо которой мне очень понравилось, в особенности потому, что я нашел в нем большое сходство с лицом ее дочери Сонечки, благосклонно кивнула мне головой.

Бабушка, казалось, была очень рада видеть Сонечку: подозвала ее ближе к себе, поправила на голове ее одну буклю, которая спадывала на лоб, и, пристально всматриваясь в ее лицо, сказала: «Quelle charmante enfant!» Сонечка улыбнулась, покраснела и сделалась так мила, что я тоже покраснел, глядя на нее.

Надеюсь, ты не будешь скучать у меня, мой дружок, - сказала бабушка, приподняв ее личико за подбородок, - прошу же веселиться и танцевать как можно больше. Вот уж и есть одна дама и два кавалера, - прибавила она, обращаясь к г-же Валахиной и дотрагиваясь до меня рукою.

Это сближение было мне так приятно, что заставило покраснеть еще раз.

Чувствуя, что застенчивость моя увеличивается, и услыхав шум еще подъехавшего экипажа, я почел нужным удалиться. В передней нашел я княгиню Корнакову с сыном и невероятным количеством дочерей. Дочери все были на одно лицо - похожи на княгиню и дурны; поэтому ни одна не останавливала внимания. Снимая салопы и хвосты, они все вдруг говорили тоненькими голосками, суетились и смеялись чему-то - должно быть, тому, что их было так много. Этьен был мальчик лет пятнадцати, высокий, мясистый, с испитой физиономией, впалыми, посинелыми внизу глазами и с огромными по летам руками и ногами; он был неуклюж, имел голос неприятный и неровный, но казался очень довольным собою и был точно таким, каким мог быть, по моим понятиям, мальчик, которого секут розгами.

Мы довольно долго стояли друг против друга и, не говоря ни слова, внимательно всматривались; потом, пододвинувшись поближе, кажется, хотели поцеловаться, но, посмотрев еще в глаза друг другу, почему-то раздумали. Когда платья всех сестер его прошумели мимо нас, чтобы чем-нибудь начать разговор, я спросил, не тесно ли им было в карете.

Не знаю, - отвечал он мне небрежно, - я ведь никогда не езжу в карете, потому что, как только я сяду, меня сейчас начинает тошнить, и маменька это знает. Когда мы едем куда-нибудь вечером, я всегда сажусь на козлы - гораздо веселей - все видно, Филипп дает мне править, иногда и кнут я беру. Этак проезжающих, знаете, иногда, - прибавил он с выразительным жестом, - прекрасно!

Ваше сиятельство, - сказал лакей, входя в переднюю. - Филипп спрашивает: куда вы кнут изволили деть?

Как куда дел? да я ему отдал.

Он говорит, что не отдавали.

Ну, так на фонарь повесил.

Филипп говорит, что и на фонаре нет, а вы скажите лучше, что взяли да потеряли, а Филипп будет из своих денежек отвечать за ваше баловство, - продолжал, все более и более воодушевляясь, раздосадованный лакей.

Лакей, который с виду был человек почтенный и угрюмый, казалось, горячо принимал сторону Филиппа и был намерен во что бы то ни стало разъяснить это дело. По невольному чувству деликатности, как будто ничего не замечая, я отошел в сторону; но присутствующие лакеи поступили совсем иначе: они подступили ближе, с одобрением посматривая на старого слугу.

Ну, потерял так потерял, - сказал Этьен, уклоняясь от дальнейших объяснений, - что стоит ему кнут, так я и заплачу. Вот уморительно! - прибавил он, подходя ко мне и увлекая меня в гостиную.

Нет, позвольте, барин, чем-то вы заплатите? знаю я, как вы платите: Марье Васильевне вот уж вы восьмой месяц двугривенный все платите, мне тоже уж, кажется, второй год. Петрушке…

Замолчишь ли ты! - крикнул молодой князь, побледнев от злости. - Вот я все это скажу.

Все скажу, все скажу! - проговорил лакей. - Нехорошо, ваше сиятельство! - прибавил он особенно выразительно в то время, как мы входили в залу, и пошел с салопами к ларю.

Вот так, так! - послышался за нами чей-то одобрительный голос в передней.

Бабушка имела особенный дар, прилагая с известным тоном и в известных случаях множественные и единственные местоимения второго лица, высказывать свое мнение о людях. Хотя она употребляла вы и ты наоборот общепринятому обычаю, в ее устах эти оттенки принимали совсем другое значение. Когда молодой князь подошел к ней, она сказала ему несколько слов, называя его вы , и взглянула на него с выражением такого пренебрежения, что, если бы я был на его месте, я растерялся бы совершенно; но Этьен был, как видно, мальчик не такого сложения : он не только не обратил никакого внимания на прием бабушки, но даже и на всю ее особу, а раскланялся всему обществу, если не ловко, то совершенно развязно. Сонечка занимала все мое внимание: я помню, что, когда Володя, Этьен и я разговаривали в зале на таком месте, с которого видна была Сонечка и она могла видеть и слышать нас, я говорил с удовольствием; когда мне случалось сказать, по моим понятиям, смешное или молодецкое словцо, я произносил его громче и оглядывался на дверь в гостиную; когда же мы перешли на другое место, с которого нас нельзя было ни слышать, ни видеть из гостиной, я молчал и не находил больше никакого удовольствия в разговоре.

Гостиная и зала понемногу наполнялись гостями; в числе их, как и всегда бывает на детских вечерах, было несколько больших детей, которые не хотели пропустить случая повеселиться и потанцевать, как будто для того только, чтобы сделать удовольствие хозяйке дома.

Когда приехали Ивины, вместо удовольствия, которое я обыкновенно испытывал при встрече с Сережей, я почувствовал какую-то странную досаду на него за то, что он увидит Сонечку и покажется ей.

Из книги Древняя Индия. Быт, религия, культура автора Эдвардс Майкл

Из книги Русский бал XVIII – начала XX века. Танцы, костюмы, символика автора Захарова Оксана Юрьевна

Лев Толстой Война и мир Отрывок из романа-эпопеи Том I XVII Пьер сидел в гостиной, где Шиншин, как с приезжим из-за границы, завел с ним скучный для Пьера политический разговор, к которому присоединились и другие. Когда заиграла музыка, Наташа вошла в гостиную и, подойдя прямо

Из книги Загадки известных книг автора Галинская Ирина Львовна

Александр Бестужев-Марлинский Испытание Отрывок из

Из книги Прерафаэлиты: мозаика жанров автора Диккенс Чарльз

Владимир Соллогуб Большой свет Повесть в двух танцах Отрывок из

Из книги Мифы и правда о женщинах автора Первушина Елена Владимировна

Иван Тургенев Затишье Отрывок из повести Гаврила Степаныч Акилин, у которого назначен был бал, принадлежал к числу помещиков, возбуждающих удивление соседей искусством жить хорошо и открыто при незначительных средствах. Имея не более четырехсот душ крестьян, он

Из книги Блуд на Руси (Устами народа) - 1997 автора Манаков Анатолий

Лев Толстой Анна Каренина Отрывок из романа XXII Бал только что начался, когда Кити с матерью входила на большую, уставленную цветами и лакеями в пудре и красных кафтанах, залитую светом лестницу. Из зал несся стоявший в них равномерный, как в улье, шорох движенья, и, пока они

Из книги автора

Анна на шее Отрывок из рассказа II Наступила между тем зима. Еще задолго до Рождества в местной газете было объявлено, что 29 декабря в дворянском собрании «имеет быть» обычный зимний бал. Каждый вечер, после карт, Модест Алексеич, взволнованный, шептался с чиновницами,

Из книги автора

Юнкера Отрывок из романа Глава ХХ Полонез - Полонез, господа, приглашайте ваших дам, - высоким тенором восклицал длинный гибкий адъютант, быстро скользя по паркету и нежно позванивая шпорами. - Полонез! Дамы и господа, потрудитесь становиться парами.Александров

Из книги автора

Поединок Отрывок из повести

Из книги автора

Лев Толстой После бала Отрывок из рассказа - Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что все дело в среде, что среда заедает. А я думаю, что все дело в случае. Я вот про себя скажу.Так заговорил всеми уважаемый Иван Васильевич после

Из книги автора

Константин Веригин Благоуханность Отрывок из биографической

Из книги автора

Натали Отрывок из рассказа Через год она вышла за Мещерского. Венчали ее в его Благодатном при пустой церкви - и мы и прочие родные и знакомые с его и с ее стороны не получили приглашения на свадьбу. И обычных после свадьбы визитов молодые не делали, тотчас уехали в Крым.В

Из книги автора

Повести о Глассах В квалификационном перечне системы «дхвани-раса» последнюю, десятую строчку занимает поэтическое настроение родственной близости, введенное в канон, как мы уже упоминали, лишь в эпоху индийского средневековья, т. е. позже всех остальных

«Лев Толстой писал тексты исключительно для музыки рэгги», — поет Борис Гребенщиков. В этом посте мы доказываем, что Лев, у которого сегодня день рождения, был тот еще нонконформист и приводим пять малоизвестных цитат ключевого писателя русской литературы.

Не таким уж скучным персонажем был граф Лев Николаевич Толстой. Перспективную военную карьеру испортил написанием нескольких сатирических солдатских песен; поездил по Европе и разочаровался; основал Яснополянскую школу с альтернативным подходом к педагогике, где дети сидели, где и сколько хотели, а единственной задачей учителя было заинтересовать учеников; придумал собственное религиозное учение, которое ставило под сомнение авторитет церкви и государства; был отлучен от церкви; а на на последнем, 82 году жизни, тайно покинул Ясную Поляну, отправился на железнодорожную станцию, купил билет на первое попавшееся направление и стал путешествовать туда-сюда без всякой цели.

РАЗРУШЕНИЕ АДА И ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЕГО

А на это они, по моему совету, употребляли самые различные способы, - сказал дьявол в пелеринке.

У людей есть сказка о том, как добрый волшебник, спасая человека от злого, превращает его в зёрнышко пшена и как злой волшебник, превратившись в петуха, готов уже было склевать это зёрнышко, но добрый волшебник высыпал на зернышко меру зёрен. И злой волшебник не мог съесть всех зёрен и не мог найти то, какое ему было нужно. То же сделали и они, по моему совету, с учением того, кто учил, что весь закон в том, чтобы делать другому то, что хочешь, чтобы делали тебе, они признали священным изложением закона Бога 49 книг и в этих книгах признали всякое слово произведением Бога - святого духа. Они высыпали на простую, понятную истину такую кучу мнимых священных истин, что стало невозможно ни принять их все, ни найти в них ту, которая одна нужна людям. Это их первый способ. Второй способ, который они употребляли с успехом более тысячи лет, состоит в том, что они просто убивают, сжигают всех тех, кто хочет открыть истину. Теперь этот способ уже выходит из употребления, но они, не бросают его и, хотя не сжигают уже людей, пытающихся открыть истину, но клевещут на них, так отравляют им жизнь, что только очень редкие решаются обличать их. Это второй способ. Третий же способ в том, что, признавая себя церковью, следовательно, непогрешимыми, они прямо учат, когда им это нужно, противоположному тому, что сказано в писании, предоставляя своим ученикам самим, как они хотят и умеют выпутываться из этих противоречий.

Но ведь учение было так просто и ясно, - сказал Вельзевул, все ещё не желая верить тому, чтобы слуги его сделали то, чего он не догадался сделать, - что нельзя было перетолковать его. «Поступай с другим, как хочешь, чтобы поступали с тобой». Как же перетолковать это?

Так, например, сказано в писании: «один учитель у вас Христос, и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас отец, который на небесах, и не называйтесь наставником, ибо один у вас наставник - Христос», а они говорят: «мы одни отцы и мы одни наставники людей». Или сказано: «если хочешь молиться, то молись одни в тайне, и Бог услышит тебя», а они учат, что надо молиться в храмах всем вместе, под песни и музыку. Или сказано в писании: «не клянитесь никак», а они учат, что всем надо клясться в беспрекословном повиновении властям, чего бы не требовали эти власти. Или сказано: «не убий», а они учат, что можно и должно убивать на войне и по суду. Или ещё сказано: «учение моё дух и жизнь, питайтесь им, как хлебом». А они учат тому, что если положить кусочки хлеба в вино и сказать над этими кусочками известные слова, то хлеб делается телом, а вино - кровью, и что есть этот хлеб и пить это вино очень полезно для спасения души. Люди верят в это и усердно едят эту похлёбку и потом, попадая к нам, очень удивляются, что похлёбка эта не помогла им, - закончил дьявол в пелеринке, закатил глаза и осклабился до самых ушей.

Волк

Был один мальчик. И он очень любил есть цыплят и очень боялся волков. И один раз этот мальчик лег спать и заснул. И во сне он увидал, что идет один по лесу за грибами и вдруг из кустов выскочил волк и бросился на мальчика.

Мальчик испугался и закричал: «Ай, ай! Он меня съест!»

Волк говорит: «Постой, я тебя не съем, а я с тобой поговорю».

И говорит волк: «Ты боишься, что я тебя съем. А сам ты что же делаешь? Ты любишь цыплят?»

- «Люблю».

- «А зачем же ты их ешь? Ведь они, эти цыплята, такие же живые, как и ты. Каждое утро - пойди посмотри, как их ловят, как повар несет их на кухню, как перерезают им горло, как их матка кудахчет о том, что цыплят у нее берут. Видел ты это?» - говорит волк.

Мальчик говорит: «Я не видел».

«А не видел, так ты посмотри. А вот теперь я тебя съем. Ты такой же цыпленочек - я тебя и съем».

И волк бросился на мальчика, и мальчик испугался и закричал: «Ай, ай, ай!» Закричал и проснулся.

И с тех пор мальчик перестал есть мясо - не стал есть ни говядины, ни телятины, ни баранины, ни кур.

Чем люди живы

Не дано было знать матери, чего ее детям для жизни нужно. Не дано было знать богачу, чего ему самому нужно. И не дано знать ни одному человеку - сапоги на живого или босовики ему же на мертвого к вечеру нужны.

И живы все люди не тем, что они сами себя обдумывают, а тем, что есть любовь в людях.

Остался я жив, когда был человеком, не тем, что я сам себя сдумал, а тем, что была любовь в прохожем человеке и в жене его и они пожалели и полюбили меня. Остались живы сироты не тем, что обдумали их, а тем, что была любовь в сердце чужой женщины и она пожалела, полюбила их. И живы все люди не тем, что они сами себя обдумывают, а тем, что есть любовь в людях.

О том, что называется искусством

Музыкальное произведение, чтобы быть искусством, обязано действовать на чувство. И что же? Большинство музыкальных произведений в подражании бессмысленным произведениям Бетховена суть набор звуков, имеющих интерес для изучивших фугу и контрапункт, но не вызывающий никакого чувства в обыкновенном слушателе; и музыканты нисколько не смущаются этим, а спокойно говорят, что это происходит оттого, что слушатель не понимает музыки. Музыкант играет вам свое сочинение, которое, как и большинство сочинений новых музыкантов, непонятно, т. е. чуждо музыке.

Вы слушаете и сочинение вызывает в вас недоумение (особенно если музыкант веселого характера), не мистификация ли это? Не кидает ли он просто руками как попало, чтобы испытать вас, и вы говорите, что вам это не нравится. Нет, вы еще не понимаете, отвечает вам музыкант. Да когда же я пойму? Ведь уж кончено, сыграно.

Вы не безграмотный человек, а эстетически образованный, знаете и цените классиков музыки. Вы слушаете и сочинение вызывает в вас недоумение (особенно если музыкант веселого характера), не мистификация ли это? Не кидает ли он просто руками как попало, чтобы испытать вас, и вы говорите, что вам это не нравится. Нет, вы еще не понимаете, отвечает вам музыкант. Да когда же я пойму? Ведь уж кончено, сыграно.

Проект о переформировании армии

Зло это есть разврат, пороки и упадок духа русского войска.

В России, столь могущественной своей матерьяльной силой и силой своего духа, нет войска; есть толпы угнетенных рабов, повинующихся ворам, угнетающим наемникам и грабителям, и в этой толпе нет ни преданности к царю, ни любви к отечеству - слова, которые так часто злоупотребляют,- ни рыцарской чести и отваги, есть с одной стороны дух терпения и подавленного ропота, с другой дух угнетения и лихоимства.

Л. Н. Толстой. Отрывок из повести «Детство» - «MAMAN»

Тип урока : изучение нового

Цели:

- образовательные: продолжить знакомство детей с творчеством Л. Н. Толстого, познакомить с отрывком из произведения «Детство», совершенствовать навыки чтения, учить находить главную мысль;

- развивающие: развивать умение оценивать свою работу на уроке, умение находить нужный отрывок в тексте, умение анализировать, развивать технику чтения, память, мышление;

- воспитательные: воспитывать самостоятельность, интерес к предмету, понимания глубины к предмету, воспитывать бережное отношение к родному человеку.

Оборудование:

  1. для учителя - презентация, наглядный материал: кроссворд, портрет, учебник.
  2. для учащихся - учебник, раздаточный материал.

Литература:

1. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А. Литературное чтение 4 класс, Часть 2, Издательство «Просвещение» 2012г.

Ход урока:

1. Орг. момент.

Здравствуйте, ребята! У нас урок литературного чтения, на котором присутствуют гости. Давайте их поприветствуем.

2. Речевая разминка.

Слайд 1.

Хлынул дождь - и все в горах намокло,
Разбежались по воде круги…
Слышу: через крышу, через стекла
Молят капли:
- Маму береги!

Слышу: листья шепчут за стеною:
«Мама, - это дерево родное!»
Голосом отца твердит земля:
«Мать - весь мир, и рощи, и поля».

Яростно бушует непогода,
В черном небе не видать ни зги…
Грохот грома - голос твой, природа,
Просит каждый час любого года:
«Душу мира, маму, береги!»

Прочитайте медленно. Быстро. С интонацией удивления. Прочитаем выразительно.

Как вы поняли смысл фразы «…не видать ни зги…»? (сплошной мрак)

3.Самоопределение к деятельности

Слайд 2.

Чей портрет перед вами? (Л. Н. Толстой)

Это Лев Николаевич Толстой - один из величайших писателей мира.

Какие произведения Л.Н. Толстого вы знаете? («Косточка», «Филиппок», «Лев и собачка», «Азбука» и др.)

Слайд 3 (видео)

  1. Постановка темы и целей урока.

А теперь чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока, вам необходимо отгадать кроссворд (на доске).

Слайд 4(кроссворд)

  1. Мы в беде друг другу помогаем,
    Вместе делаем уроки и играем,
    Вместе ходим на прогулку, в магазин.
    Когда нет тебя, то я один.
    Приходи скорее, я скучаю,
    В игры без тебя я не играю.
    Мне общение с тобою очень нужно,
    Так как крепкая у нас с тобою…(дружба)
  1. Из компании один

Очень славно пошутил,

Все схватились за живот,
Этим залился народ (смех)

  1. Мы когда все вырастаем

Вспоминаем лишь одно

Как нам мама дорогая

Отдавала все…(тепло)

  1. Детская игра, в которой игроки пытаются осалить друг друга рукой. (Салочки)
  2. Детская игра, в которой водящий ищет всех игроков, которые в свою очередь очень хорошо спрятались. (прятки)
  3. В это верят дети, а иногда и взрослые (волшебство)
  4. Мама в детстве заставляла

Весь сначала скушать суп

Ну а их мне не давала

Чтоб не заболел мой зуб (сладости)

Посмотрите, какое слово у нас получилось по вертикали? (Детство)

Как думаете, какое произведение мы сегодня с вами будем изучать? («Детство»)

Слайд 4.

Прочитайте название темы урока. (Л. Н. Толстой «Детство»)

Как вы думаете, какие цели мы на уроке поставим?

Мы с вами сегодня на уроке прочитаем одну из глав автобиографической трилогии Льва Николаевича Толстого «Детство. Отрочество. Юность».

Ребята, а что такое автобиографическая трилогия? (ответы детей)

Автобиографическая, события происходившие с автором на самом деле.

Трилогия - это три произведения одного автора, где второе и третье являются продолжением первого.

5. Первичный синтез.

Послушаем аудиозапись (отрывок)

Слайд 5 (Аудиозапись)

Назовите главного героя в произведении? (Николенька)

А как вы думаете, если эта повесть автобиографическая, то на кого похож Николенька? (на самого автора)

Верно! Описывая свою жизнь, Л. Н. Толстой сделал главным героем Николеньку, назвал им себя.

Давайте проведем словарную работу. Посмотрите на экран. Здесь ряд слов из произведения. Как вы их объясните?

Слайд 6

1) холстинковое платьице

2) панталончики

3) кацавейка

4) Maman

6. Чтение и анализ.

Сейчас прочитаем отрывок из повести.

(читают дети по цепочке)

Когда происходят события в произведении, в каком веке?

Поэтому многие слова, которые вы видите в тексте, уже не употребляются в наше время.

Обратите внимание на название произведения. Почему название, да и многие фразы героев произведения звучат на французском языке, как вы думаете? ((многие разговаривали на французском языке)

Какой представляется мама в воображении сына? Найдите этот отрывок в тексте и прочитайте. (с.113 Когда я стараюсь вспомнить матушку …)

Кого еще вспоминает Николенька? Смотрим по ходу текста (Сестру)

Какая она? Какой он ее вспоминает? (из текста) (с.113 Ей было 11лет …)

Хорошо, кто сидит рядом с его сестрицей? (Марья Ивановна)

Кем она является? (учитель музыка)

Найдите в тексте, как Толстой передал ее характер? (с. 113 Подле неё, вполуоборота …)

Кто такой Карл Иваныч?

Он гувернер ребята. Кто такой гувернер? (ответы)

(Воспитатель детей в состоятельных семьях в дореволюционное время, обычно иностранец.)

Как думаете, почему он разговаривал на немецком языке? (ответы)

Ребята, в то время большинство гувернеров были иностранцами. Карл Иваныч был немцем, он обучал Николеньку немецкому языку.

Объясните, как вы понимаете фразу «Если бы в тяжелые минуты жизни я хоть мельком мог видеть эту улыбку, я бы не знал, что такое горе». (Легче на душе)

Согласны ли вы с этим высказыванием?

Что значит выражение «воскресить в воображении черты любимого существа»

Справедливо ли утверждение о том, что воспоминание о маме, ее улыбке может скрасить жизнь человека? Найдите в тексте отрывок об этом и прочитайте. (с. 114 Когда матушка улыбалась…)

7. Вторичный синтез.

Итак, какой же осталась в памяти Николеньки его мама? (Глаза, выражающие доброту и любовь; нежная рука, которая часто ласкала его)

Слайд7 (план)

По плану составьте несколько предложений о самом дорогом для вас человеке. Давайте прочитаем его:

1. Черты внешности

2. Выражение лица

3. Отношение ко мне

Вам дается немного времени.

Слайд 8 (Чайковский «Времена года»)

Кто хочет рассказать?

Мама в жизни каждого человека - это самый дорогой и любимый человек. Это первый человек, которого мы видим, который заботиться о нас всю свою жизнь. Сколько бы ни было нам лет, мама всегда будет считать нас детьми и относиться с трепетом и любовью.

8. Подведение итогов урока.

О каком писателе мы с вами сегодня говорили на уроке?

Какое произведение Л. Н. Толстого мы изучили?

Чем является повесть «Детство», частью чего? (частью трилогии)

Что такое трилогия? (Трилогия - это три произведения одного автора, где второе и третье являются продолжением первого.)

Слайд 8