«Перед грозой», 1884
«Перед грозой» - картина русского художника-передвижнка И. И. Шишкина .
Время создания: 1884 г.
Холст, масло.
Размер: 110 х 150
Современное местонахождение: Русский музей (Санкт-Петербург, Россия)
Картина написана в 1884 году, когда художник Иван Иванович Шишкин (1832-1898) - признанный мастер-пейзажист, знаменитый русский художник, академик (знавание академика он получил еще в 1865 году за картину ). К этому времени он стал одним из самых крупных художников России , а его произведения экспонировались при полных залах.
Но не только великую славу познал к этим годам И. Шишкин. В его жизнь пришло страшное горе: друг за другом хоронил художник своих самых близких, самых дорогих, самых любимых людей: осле смерти отца в 1873 году Шишкин похоронил своего маленького двухлетнего сына Владимира, но в том же 1873 году родился сын Константин; 24 сентября 1873 года умер брат его жены, русский художник Ф. А. Васильев ; следом за ним в 1874 году умерла жена И. Шишкина - Евгения Александровна (сестра художника Ф. А. Васильева). Еще через год, в 1875 году, умер маленький сын Константин. И. Шишкин остался один с маленькой дочерью Лидией (1869-1931). Эти страшные невзгоды надломили художника . Но он был еще не сломлен, он искал выхода, он пытался выживать. Через несколько лет он попробовал найти счастье еще раз. Его избранницей стала его ученица, моложе его на 18 лет, Ольга Антоновна Лагода (1850-1881); они поженились в 1880 году, но через год, в 1881 году, скончалась и она, оставив новорожденную дочь Ксению . И это стало его концом - не жизни, а сломленного духа. Надежды обернулись лишь новой трагедией. Тоскливо писал он одному из друзей: «Я как ни борюсь и мужаюсь, но тоска и обида гнетет и давит меня» . Поначалу он еще жаловался, чего-то искал и хотел, а потом прекратилось и это - бессмысленно…
Больше искушать судьбу на счастье Иван Иванович Шишкин не стал. Он нашел душевное успокоение в природе - божественном создании, олицетворив себя с ней: природа растет так, как установлено самим Господом Богом, и так же стал жить он - неся свое предназначение как художник - и всё. Он окунулся в работу как в спасение. Видел в своих несчастьях провидение Господне - и перестал желать. Только писал картины, олицетворяя себя с этим миром, вот таким задуманным Богом.
В свои картины И. Шишкин вкладывал всю душу - все то, что передумано им, всю ту боль, которая томила его. И картины становились шедеврами живописи.
К этим шедеврам принадлежит и полотно «Перед грозой».
Тема грозы использовалась Шишкиным и раньше. Еще в 1865 году, когда задумывалась картина «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (та самая, которая принесла художнику звание академика), И. Шишкин писал заказчику произведения - петербургскому коллекционеру Н. Д. Быкову 29 сентября 1864 года: «Сюжет картины таков: „После грозы“, на среднем плане остатки разбитого и сожженного молнией дуба, от которого частью будет виден дымок и прочее. Надеюсь, что Вы этим сюжетом будете довольны. Это из Тевтобургского леса, где я нынче провел дождливое лето. Кстати, нынче лето было здесь, да и везде, короткое, по крайней мере в Швейцарии и даже в Италии была прескверная погода. Надеюсь, что эта картина не будет этюд» . Но по ходу дела планы на картину изменились, и темой ее стала природа не после грозы, а до нее, в ожидание ее.
Сюжет грозы Шишкин возобновял в своих произведениях неоднократно. Он посвящал грозе и вообще дождю многие свои картины: тут и «Лес перед грозой» - 1872 г. , и «Дубовый лесок в серый день» - в 1873 г., и «Дождь в дубовом лесу» - 1891 г., и целая серия картин под названием «Бурелом»…
Картина «Перед грозой», созданная в 1884 году, в чем-то, безусловно, повторяет давнее полотно «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» . И там, и там природа застыла в ожидании грозы. Но если в давнем произведении, 1865 года, написанном до всех трагедий художника, природа ждет грозы как чистого омовения и яркого зрелища, там всё радостно и тепло, - то в картине «Перед грозой» 1884 года чувствуется пронизанность томительной тревоги . Еще не видно молнии, не слышен гром , но их буйство неизбежно. Это не просто ожидание непогоды, это надвинающееся нечто страшное, темное, неизбежное, что надо пережить, осознать и от чего никуда не деться.
Сюжет картины «Перед грозой» по замыслу прост - земля застыла в ожидании грозы . И вместе с ней застыло всё - деревья, травы, кусты, не шелохнется вода в протекающей мелкой речушке.
Главное мастерство выразилось в отточенности красок.
В этом произведении художник особое внимание уделял цвету . Картина насыщена разными цветовыми нюансами, особенно - обилием оттенков синего и зеленого цветов , причем зеленый цвет представлен чуть ли не во всех оттенках - вплоть до желтизы, а желтый цвет в своих разных насыщенностях то переходит в золотистый отблеск, то возвращается вновь к зеленому
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
2 слайд
Описание слайда:
Иван Иванович Шишкин – знаменитый русский художник, один из самых известных пейзажистов второй половины девятнадцатого века. Он создал много замечательных полотен, которые объединяет одно общее начало – бесконечная любовь к родине, к скромной северной природе. Его произведения очень популярны как и при его жизни так и теперь. Картина «Перед грозой» была написана маслом в 1884 году, к этому периоду Шишкин уже 18 лет путешествовал по России, создавая реалистичные пейзажи родной страны.
3 слайд
Описание слайда:
Но не только великую славу познал к этим годам И. Шишкин. В его жизнь пришло страшное горе: друг за другом хоронил художник своих самых близких, самых дорогих, самых любимых людей: после смерти отца в 1873 году Шишкин похоронил своего маленького двухлетнего сына Владимира, но в том же 1873 году родился сын Константин; 24 сентября 1873 года умер брат его жены, русский художник Ф. А. Васильев; следом за ним в 1874 году умерла жена И. Шишкина - Евгения Александровна. Еще через год, в 1875 году, умер маленький сын Константин. И. Шишкин остался один с маленькой дочерью Лидией (1869-1931). Эти страшные невзгоды надломили художника. Но он был еще не сломлен, он искал выхода, он пытался выживать. Через несколько лет он попробовал найти счастье еще раз. Его избранницей стала его ученица, моложе его на 18 лет, Ольга Антоновна Лагода (1850-1881); они поженились в 1880 году. Но через год, в 1881 году, скончалась и она, оставив новорожденную дочь Ксению.
4 слайд
Описание слайда:
Он нашел душевное успокоение в природе - божественном создании, олицетворив себя с ней: и так же стал жить он - неся свое предназначение как художник - и всё. Он окунулся в работу как в спасение. В свои картины И. Шишкин вкладывал всю душу - все то, что передумано им, всю ту боль, которая томила его. И картины становились шедеврами живописи. К этим шедеврам принадлежит и полотно «Перед грозой». Тема грозы использовалась Шишкиным и раньше. Он посвящал грозе и вообще дождю многие свои картины: тут и «Лес перед грозой» - 1872 г., и «Дубовый лесок в серый день» - в 1873 г., и «Дождь в дубовом лесу» - 1891 г., и целая серия картин под названием «Бурелом»…
5 слайд
Описание слайда:
Природа застыла в ожидании грозы. Это не просто ожидание непогоды, это надвинающееся нечто страшное, темное, неизбежное, что надо пережить, осознать и от чего никуда не деться. Сюжет картины «Перед грозой» по замыслу прост - земля застыла в ожидании грозы. И вместе с ней застыло всё - деревья, травы, кусты, не шелохнется вода в протекающей мелкой речушке. Главное мастерство выразилось в красках. Линия горизонта четко разделяет пейзаж ровно на две части. Верхняя часть - предгрозовое свинцовое небо. Нижняя - предгрозовая земная природа. Всё подчинено одному - единому божьему помыслу, который вот сейчас, в этот самый момент, встречает - или навлекает - грозу. Разделенные горизонтом верхняя и нижняя части картины одновременно и противопоставлены друг другу.
Картина знаменитого русского художника-пейзажиста И. И. Шишкина “Перед грозой” написана в 1884 году.
На переднем плане полотна изображена поляна с густой зеленью и белыми полевыми цветами. Протоптанная узкая тропинка ведёт к ручейку, который занимает центральное место на картине. Перед зрителем замирает тёмная гладь воды в ручейке. Вокруг него неподвижны деревья и заросли. Ощущается тишина, которая воцарилась в природе перед ожидаемой грозой.
На переднем плане, где изображена поляна, доминируют оттенки зелёного и жёлтого цвета. Каждая травинка, стебелёк тщательно прорисованы художником. Картина удивляет своей реалистичностью.
Поляна освещается ещё лучами солнца, которое не успело полностью спрятаться за грозными тучами. Поэтому трава в некоторых местах кажется не зелёного, а жёлтого оттенка. Постепенно оттенки цветов темнеют. Чем дальше детали полотна изображены от поляны, тем больше тёмных оттенков появляются. Зритель видит, что меньше солнечных лучей освещают ручеёк, деревья и кустарники, которые разрослись на его берегах.
На заднем плане тёмное грозовое небо простирается над мрачным лесом. Дальний тёмный лес уже во власти стихии, туда уже не пробиваются лучи солнца. Всё вокруг тревожно ожидает непогоду.
C большим интересом зритель рассматривает оттенки синего, серого, голубого цветов на грозном небе. В самой верхней части полотна можно рассмотреть ещё белые, серые облака. Тёмно-синее покрывало завладело остальным пространством неба.
С замиранием и трепетом наблюдаешь за темнеющими грозовыми тучами, которые надвигаются на поляну. Зритель может уловить движение облаков и туч, почувствовать тревогу приближающейся стихии. Становится сумеречно. Тёмное покрывало постепенно простилается и накрывает всё вокруг на своём пути.
Зритель ощущает переданную тишину на картине. Эта тишина не умиротворённая, а настороженная. Каждая деталь на картине передаёт атмосферу надвигающейся грозы. Вскоре можно услышать раскаты грома и увидеть яркие вспышки молнии. После ливня небо станет снова светлым и чистым. Весь пейзаж обновится, окажется под покровом солнечных лучей, будет удивлять нас ещё большей красотой.
Глядя на эту картину, она кажется такой реалистичной, что больше похожа на фотографию. На полотне изображена вся красота русской природы. Зеленая трава, кусты, деревья удачно сочетаются с водоемом, немного поросшим тиной и тропинкой, ведущему к нему.
На первом плане солнце еще ярко светит, но на втором – небо темное, заволочено тучами. Где-то вдалеке уже идет сильный дождь и вот-вот он дойдет до этого места. Начнется сильный ветер с грозой и молнией, обрушится ливень. Трава и деревья будут клониться от ветра, вода покроется рябью. В предвкушении этого момента, картина еще больше завораживает.
Но пока все спокойно, природа затаилась перед бурей. Кажется, что на картине ощущается полная, немного напряженная тишина. Не слышно ни пения птиц, ни жужжания пчел над полевыми цветами. Все зверушки и насекомые спрятались, в ожидании стихии. А небо все больше застилается черными тучами, становится темнее и темнее. Через несколько минут или даже секунд с неба польется поток воды.
Картина разделена на две полосы, белую и черную. Впереди мы видим, ничем не омраченный солнечный, ясный день. Но вдалеке – черное, неприятное небо. Ощущение чего-то загадочного, мистического. Правая часть картины больше затемнена. Как будто идет плавный переход от светлого образа к темному. От полотна даже ощущается запах трав и приближающегося дождя.
Удивительно, что на картине прорисована каждая мельчайшая деталь. Художник уделяет большое внимание любой маленькой травинке, листочку, веточке, камешку. Это видно и на другой стороне водоема и даже где-то очень далеко. Перед тропинкой хорошо заметно лужа, в которой отражаются цветы и трава. Значит совсем недавно здесь уже проходил дождь.
Вообще вся картина пропитана красочностью и любовью к природе. Хоть темное небо немного и давит на нас, но в тоже время солнечные лучи делают картину очень интересной. В любом случае, она вызывает только положительные эмоции.
Из всего многообразия правителей особым образом выделяется Дмитрий Донской как князь миролюбивый и православный. Конечно, и ему приходилось отправляться в военные походы
Художник - пейзажист Шишкин написал картину «На Севере диком стоит одиноко сосна...». На холсте гордо возвышается высокая, могучая зелёная сосна. Причём она, несмотря на все невзгоды и тяжелейшие трудности
В 1835 году, знаменитый художник Александр Иванов отправился в Италию. Так как собственных средств у него не было, то спонсорами поездки стало художественное общество, в котором он состоял
На картине А. Пластова Фашист пролетел изображен пейзаж начала осени. В это время в природе наблюдается разноцветье красок. Ещё не наступили холода, и природа использует последние теплые дни.
Творческая деятельность Ильи Семёновича началась в ранней молодости. С самого детства он и не думал, что станет известным живописцем. Остроухов увлекался коллекционированием природных богатств
Талантливым художником – пейзажистом является прекрасный человек Шишкин Иван Иванович. Из-под его творческой руки в свет вышли великолепные полотна, которые поражают человеческое восприятие своей реалистичностью и детальностью.
Вглядываясь в картины этого мастера, в душе появляется желание перенестись на те великолепные поляны, луга, в те густые леса, которые изображены на полотнах.
Иван Иванович очень любил путешествовать по территориям России, бывать в самых заброшенных местах, где можно было увидеть природу, не тронутую человеком. После увиденного в душе художника вспыхивало вдохновение, и он создавал свои очередные шедевры. Одним из них является картина «Перед грозой».
На картине используется несколько световых оттенков. Задний план затемнен, это наводит тревогу. Однако светлый передний план полотна делает ее приятной и мягкой. На цветы и растения, которые растут на полянке, падает солнечный свет. Он плавно переходит на зеленоватые травы, которые растут возле воды. Мутные оттенки говорят о скором приходе бури, которая прольется в форме дождя и смоет с растений всю накопившуюся пыль и грязь.
А какое великолепие оттенков представлено на небе. Начиная от серых и заканчивая темно–синими, художник пытается показать неминуемость бури.
Особое внимание на данной картине привлекает игра света. Темные участки пейзажа заменяются светлыми. За озером мы можем увидеть освещенную солнечными лучиками полянку. И пока она не будет покрыта облачными тенями, мы, скорее всего, не услышим раскатов грома. Природа в замирании, в ожидании. Деревья статичны, на воде нет ни единого движения. Лишь темные грозовые тучи медленно ползут вперед, закрывая собой весь солнечный свет.
Все изображенные детали на картине настолько реалистичны, что я с восторгом рассматривают каждый штрих, каждый масляный мазок. Я с уверенностью могу назвать Ивана Ивановича Шишкина неимоверно талантливым человеком и художником.