Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Иван царевич герой русских сказок. Главный персонаж русского фольклора

Иван царевич герой русских сказок. Главный персонаж русского фольклора

ИВАН-ЦАРЕВИЧ

Один из самых популярных положительных героев русских волшебных сказок. Он - младший и послушный сын царя , молод, красив, умен, добр. Слово царя-батюшки для Ивана-царевича - закон.


В сказочных сюжетах Иван-царевич обязательно проходит через ряд испытаний, совершает подвиги, рискует жизнью прежде, чем достигает желанной цели и счастья. Иногда Иван-царевич ошибается, совершает неправильные поступки, но всегда исправляет свои ошибки и искупает вину. В трудную минуту на помощь Ивану-царевичу приходят животные, которых он когда-то спас или пожалел. В начале сказки Иван-царевич бывает печален и даже несчастлив, но в конце - обязательно победит зло и женится на прекрасной царевне .
Самые знаменитые сказки, главный герой которых Иван-царевич, - «Царевна-лягушка», «Иван-царевич и серый волк» и «Финист - ясный сокол».
Широко известна картина В.М. Васнецова «Иван-царевич на сером волке».
«Иван-царевич на сером волке». Художник В.М. Васнецов. 1889 г.:

Россия. Большой лингвострановедческий словарь. - М.: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина. АСТ-Пресс . Т.Н. Чернявская, К.С. Милославская, Е.Г. Ростова, О.Е. Фролова, В.И. Борисенко, Ю.А. Вьюнов, В.П. Чуднов . 2007 .

Смотреть что такое "ИВАН-ЦАРЕВИЧ" в других словарях:

    Иван-царевич - (Ростов,Россия) Категория отеля: Адрес: Улица Ленинская 19, Ростов, Россия … Каталог отелей

    Иван-Царевич - Это статья о персонаже русского фольклора. Статью о рок группе см. здесь. У этого термина существуют и другие значения, см. Иван (царевич) … Википедия

    Иван-царевич

    Иван Царевич - В. М. Васнецов «Иван Царевич на Сером Волке» В. М. Васнецов «Бой Ивана Царевича со Змеем» Иван Царевич один из главных персонажей русского фольклора. Как сказочный персонаж он появился в конце XVIII начале XIX века. Иван Царевич выступает в… … Википедия

    Иван царевич - В. М. Васнецов «Иван Царевич на Сером Волке» В. М. Васнецов «Бой Ивана Царевича со Змеем» Иван Царевич один из главных персонажей русского фольклора. Как сказочный персонаж он появился в конце XVIII начале XIX века. Иван Царевич выступает в… … Википедия

    Иван (царевич) - В Википедии есть статьи о других людях с именем Иван (значения). Царевич Иван Иван (1554 1581) сын русского царя Ивана Васильевича Грозного и Анастасии Романовны. Иван (1633 1639) сын русского царя Михаила Фёдоровича и Евдокии… … Википедия

    Иван Царевич - Ива/на Царе/вича, м. Мифологизированный образ главного героя русских народных сказок, деяния которого представляют образец достижений наивысшего успеха. Энциклопедический комментарий: Универсальность образа Ивана Царевича, или Ивана Королевича, в … Популярный словарь русского языка

    Иван-Царевич - типовой герой волшебных сказок (Царевна лягушка, Финист Ясный Сокол, Одноглазка, Двуглазка, Трехглазка, Иван царевич и серый волк, Молодильные яблоки, Мертвая царевна и т. п.). Нередко И. Ц. наделен фантастич. способностью перевоплощения,… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Иван-Царевич - любимый герой русских сказов. Обыкновенно является младшим сыном старика царя, которому приходит мысль испытать сыновей. Из трех братьев счастливейшим оказывается И. Царевич, благодаря кротости, незлобивости и доброте душевной. Ему с готовностью… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Иван-царевич - м. Персонаж русских народных сказок. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Имя: Иван-царевич (Иван Королевич)

Страна: Русь

Создатель: славянский фольклор

Деятельность: царевич

Семейное положение: женат

Иван-царевич: история персонажа

Герой русских народных сказок. Обыкновенно проходит через ряд испытаний, решает некую сложную и рискованную задачу, совершает героические деяния. Отцом героя называется царь Берендей, а супругами в разных сказках выступают то , дочь (сказка о ), то Марья Моревна - степная воительница и носительница колдовской силы, то .

История создания

Русские народные сказки об Иване-царевиче обыкновенно строятся по некоему шаблону. У героя есть старшие родственники – изводящие Ивана в начале сказки сестры и братья, над которыми герой превозносится в финале. Царь-отец обещает сына некоему могущественному потустороннему коллеге (морскому или подземному царю) или волшебнику еще до рождения Ивана. Сказочный сюжет может описывать, как герой бежит из владений такого персонажа.


Повзрослевший царевич также отправляется в странствия, чтобы найти некую волшебную вещь или животное (например, Жар-птицу, которая прилетает в сад царя и клюет там молодильные яблоки). По дороге герою встречается животное-помощник (например, серый волк).


Царевич может спасти волшебного коня, и тот остается на службе у героя. Животное-помощник возвращает погибшего героя к жизни или убивает врагов Ивана-царевича (к примеру, злых братьев). Ряд сказочных сюжетов связан также с поисками пропавшей жены, которую у Ивана-царевича похитил злой бессмертный чародей Кощей. Типичная помощница в борьбе с Кощеем - лесная ведьма .

Образ и сюжет

Образ Ивана-царевича в русских народных сказках имеет двойственную характеристику. Как положительный персонаж Иван-царевич предстает в тех сюжетах, где борется со злом и помогает слабым. Сам герой при этом может не знать о том, что он - царский сын, быть потерянным в детстве.

В начале сказки героя преследуют враги, Иван беден. Царское достоинство герой возвращает себе в конце сказки. Как награду за совершенные подвиги, он получает трон, находит потерявших его родителей.


Если герой начинает путь, уже будучи царевичем, то в конце сказки Ивана ждет жена-царевна, половина чужого царства, волшебный конь или волшебный предмет в качестве награды.

В тех сюжетах, где Ивану-царевичу противопоставлен герой «из народа», например, рыбацкий сын, сам царевич становится отрицательным персонажем. Тут Иван-царевич демонстрирует злобу и хитроумие, пытается отнять у положительных героев награду, которую те заслужили, или вовсе погубить их. В финале царевич остается жив, но наказан и посрамлен.

Экранизации

Иван-царевич один раз появился в кино и множество раз - в мультфильмах. Герой появлялся в советских мультфильмах «Царевна Лягушка» (1954 и 1971 годов), и «Василиса Прекрасная» (1977). В киносказке 1985 года выхода «После дождичка в четверг» роль Ивана-царевича играет актер Владислав Толдыков.


В 2011 году вышла первая картина из цикла мультфильмов «Иван-царевич и Серый волк» студии анимационного кино «Мельница». Иван здесь начинает как простой деревенский парень.

Герой мечтает стать пожарным, но случайно оказывается тем «первым встречным», за которого рассерженный Царь-батюшка под горячую руку решает выдать прогневавшую его дочь - царевну Василису. Герои, против воли объявленные женихом и невестой, влюбляются друг в друга, но впереди у них немало испытаний.

Во втором мультфильме цикла Иван-царевич исполняет функции военного министра и плотно занят государственными делами, в то время как жена героя, Василиса, изнывает от безделья.


Герои ссорятся, и, чтобы помирить их, царь и Кот ученый решают устроить шуточное похищение Василисы и привлечь к этому делу бывшего злодея, а ныне циркового артиста . Похищение, однако, быстро перестает быть шуточным...

В третьем мультфильме цикла Царь-батюшка уходит на пенсию, и в Тридевятом царстве за главного остается Иван вместе с Серым волком. Необязательный герой отправляется с Василисой в свадебное путешествие на ковре-самолете, бросив царство на произвол Пугала, которое оживает и устанавливает в царстве собственные порядки...

О том, когда выйдет четвертая часть мультфильма, точной информации пока нет. В мультфильмах анимационной студии «Мельница» рисованного Ивана-царевича озвучивает актер .


В 2013 году на экраны вышел украинский мультфильм «Как поймать перо Жар-птицы», где Иван-царевич отправляется искать Жар-птицу, повинуясь воле отца – царя Берендея. В мультфильме классические элементы русских народных сказок сочетаются с современным юмором и музыкальным сопровождением в жанре рок-музыки.

  • Иван-царевич, как и прочие персонажи русского фольклора, не раз вдохновлял художников. Особенно полюбился персонаж , мастеру фольклорной живописи (картины «Бой Ивана Царевича со Змеем», «Иван-царевич на Сером Волке»). Знаменита также картина «Иван-царевич и лягушка-квакушка», принадлежащая кисти , художника конца XIX - первой половины ХХ века.
  • В 1975 году студия «Диафильм» выпустила цветной диафильм по сказке «Иван-царевич и серый волк», созданный художником П. Багиным.

  • Имя Ивана-царевича взяла себе как название российская фолк-метал-группа, основанная в 1999 году. Группа работает на стыке тяжелого металла и фольклорно-былинных мотивов. Выпустила три студийных альбома. Знаменитая песня группы - «Живой металл».
  • Среди персонажей писателя-фантаста , создателя цикла книг об , есть некий гражданин по имени Иван Иванович Царевич.

  • Иван-царевич стал персонажем «девочковой» компьютерной игры «Свадьба Василисы». Игра сделана по мотивам мультфильмов студии «Мельница». В игре Василиса выбирает платье и всячески готовится к собственной свадьбе, для которой нужно украсить палаты, испечь торт, разослать приглашения и так далее.
  • В 2012 году издательство «Эгмонт Россия Лтд» выпустило детскую книжку «Иван Царевич и серый волк. В Тридевятом царстве» авторства Сергея Георгиева.

  • Московский театр Содружество актеров Таганки под руководством поставил сказочный спектакль для детей «Иван-Царевич, серый волк и другие» с оригинальными костюмами. К примеру, Кощей в постановке ходит в форме немецкого офицера времен Второй мировой войны.
  • Мастера уральской камнерезной мастерской «Святогор» выпустили в 2012-2015 годах серию ювелирных статуэток необычайно искусной работы из поделочного камня, окаменелого дерева и металла. Статуэтки изображают персонажей русских народных сказок. Среди них есть одна, изображающая Ивана-царевича верхом на сером волке, который несется прочь от погони вместе с похищенной Еленой Прекрасной.

Цитаты

«Я ее от всяких хлопот берегу. Живи, радуйся да детей рожай! Так ведь нет, ей реформы подавай! А от реформ нервы портятся и кожа лица. И какая ты мать после этого, если вся от работы уставшая и некрасивая?»
«Ты уже здесь? Молодец! А говорил: «Зачем тренировки, зачем тренировки?»
«Это неправильно! Понаедут, натопчут - не протолкнуться будет!»
«Иван: - Ты зачем притворяешься?
Змей Горыныч: - Чего это я притворяюсь?
Иван: - Ты притворяешься злым, а ты добрый.
Змей Горыныч: - Ты давай думай, чё говоришь. Я же сказал – ось зла».

Всем детям без исключения нравятся русские народные сказки. Почему так получается? Потому что они очень добрые и веселые, учат малышей с самого раннего возраста отличать добро от зла, прививают хорошие качества, являются очень поучительными. В русских сказках есть много положительных персонажей, которые противостоят силам зла.

Предлагаем в нашей работе рассмотреть описание Ивана Царевича. Мы выбрали именно этого персонажа в связи с тем, что он чаще всего встречается нам на страницах произведений не только русского народного творчества, но и в произведениях Худякова, Афанасьева и других авторов.

Кто это

Иван Царевич встречается в качестве всеми любимого героя с середины восемнадцатого века. Сказки с этим персонажем многочисленны и писались разными авторами. Конечно же, хочется побольше узнать о нем и разобраться, к какой все же стороне он относится - темной или светлой.

Чтобы понять это, проанализируем сказки, где встречается наш герой, проследим его эволюцию и сделаем выводы. Для начала проведем описание Ивана-Царевича. Он предстает перед нами всегда в одном обличии: молодой, светловолосый и очень отважный молодой человек. Часто нашему персонажу подвластно перевоплощение, ему помогают удивительные слуги, сказки с его участием всегда полны различных испытаний и приключений. Кроме того, у героя всегда нелегкая жизнь. Он вынужден идти на приключения, полные опасности, с целью выполнить чье-то поручение или просто из-за того, что его выгнали из дома за какой-либо проступок.

Рассматривая описание Ивана Царевича, каким он был внешне, мало информации можно найти, но вот внутренние качества героя выражены во всей красе.

Подвиги

Как уже говорилось ранее, описание Ивана Царевича везде одинаково. Как правило, он не знает о своих настоящих корнях. Ему это становится известно только по окончании сказки. Его награды:

  • диковинное животное;
  • женитьба на дочери царя;
  • полцарства и так далее.

Ему всегда помогают его верные слуги (щука, Серый Волк, Сивка-Бурка и многие другие персонажи). Все подвиги, описанные в сказках, он выполняет для того, чтобы спасти девушку, которую взял в плен какой-либо злодей. Чаще всего в плане врага Ивана Царевича выступает Кощей.

Описание Ивана Царевича можно представить так: бесстрашный, смышленый и отважный молодой человек. Его образ часто встречается в сказках с таким сюжетом: в царском саду заводится воришка, не абы какой, а сама Жар-птица. Наш герой с братьями отправляется на ее поиски. Пути часто расходятся, но Иван Царевич встречает своего помощника Серого Волка, который помогает ему найти не только птицу, но и невесту. Заканчиваются сказки всегда разоблачением злых братьев и шикарным пиром.

Родословная

Кем же был Иван Царевич? Описание героя сказки относительно родословной представляется следующим образом:

  • сын царя;
  • младший из трех братьев;
  • часто еще до его рождения отец обещает отдать сына ;
  • самый глупый, но добродушный и бескорыстный человек;

Хоть в начале из сказки невыгодно представляет его на фоне братьев, но благодаря внутренним качествам он выходит из всех ситуаций всегда победителем.

В результате ему достаются такие жены, как Елена Прекрасная, Василиса Премудрая или Марья Моревна. Братья же остаются ни с чем из-за своей озлобленности и трусости.

Иван Царевич как отрицательный персонаж

Встречаются и такие произведения, где наш герой представлен как отрицательный. Например, сказка про Ивана - рыбацкого сына. В ней Иван Царевич предстает нам в образе злого и коварного героя, желающего убить положительных персонажей, завладеть их богатствами и отнять награду.

Финал в таком случае выглядит примерно так: Иван Царевич посрамлен и наказан, но не убит. Тем не менее наш герой запоминается нам с положительной стороны, этот пример - исключение, встречающееся довольно редко.

Сюжет сказок с нашим персонажем практически всегда одинаков, меняются только действующие лица и их имена. Русские народные сказки напоминают детям, что существует на земле не только добро, но и зло. Но добро всегда побеждает.

Мы убедились, что наш герой занимает все же место положительного персонажа в русских сказках. В сердце он навсегда останется молодым, добрым, сильным и отважным молодцем, бескорыстно помогающим людям, попавшим в беду.

December 10th, 2010

Русская народная сказка – как и всякая народная сказка, понятие особенное и своеобразное. У русской сказки, конечно же, есть свои законы, есть свои сюжеты и построения. Есть свои герои – как с одной, так и с другой стороны. Череда характерных участников русской сказки представляет интересные образы: образы корыстной и забавной властности, прямодушного, наивного и часто бездумного героизма, мудрой народной проницательности, лютой изощрённой злобы и жестокости, недалёкой хитрости, и трогательной, посильной самоотверженности. В русской народной сказке герои борются не только с иными силами – набегами иноплеменников и нечистой силой – но и со своим соотечественниками.
Русские сказки уникальны по своей структуре, содержанию, сказочным героям. Только в сказках русского народа ярко передан характер и дух нашего человека. До сих пор мы продолжаем рассказывать нашим детям сказки, о которых мы в свою очередь узнали от старшего поколения.
Как правило, все русские народные сказки бывают нескольких видов. Самыми древними были побасенные сказки русского народа – это сказания где главные герои звери, птицы и прочие «братья меньшие», в них все действия, мысли и чувства людей перенесены на животных. Другой разновидность - это бытовые сказки о людях. Главными героями в них являются обычные люди. И, наконец, третий вид - сказки о волшебстве, магии, превращениях.

1). Иван-Царевич

Иван - царевич - герой русский волшебных сказок. Главное действующее лицо во множестве сказочных сюжетов (например, "Царевна - лягушка", "Иван - царевич и Серый волк", "Молодильные яблоки", "Финист - ясный сокол", "Мертвая царевна", "Одноглазка, Дву глазка и Трехглазка").
Многие исследователи считают Ивана - царевича идеальным сказочным героем. Действительно, в сказке Иван - царевич всегда изображается как молодой, красивый, деятельный и отважный герой.
Н. В. Новиков считает, что образ Ивана - царевича сложился под влиянием героического эпоса. Следы подобного влияния проявляются в таких мотивах как приобретение богатырской силы, поединки с чудовищами, возвращение к жизни умершего героя.
В. Я. Пропп соотносил образ Ивана - царевича с древнейшими мифологическими персонажами, которые ежегодно умирают и воскресают, начиная новую жизнь (Осирисом, Ярилой).

Распространённые сюжеты:
Один из самых распространенных сюжетов об Иване - царевиче - "Иван - царевич и Серый волк". Завязка сюжета связана с тем, что в царский сад повадился загадочный вор. Им оказывается Жар - птица.
Иван -царевич пытается поймать ее, но упускает и добывает лишь золотое перо.
По приказу царя братья - царевичи отправляются на поиски волшебной птицы. По дороге они расстаются и продолжают свой путь поодиночке.
Иван - царевич встречает волшебного помощника - серого волка, тот помогает герою достать не только Жар - птицу, но и волшебного коня, и красавицу невесту. На обратном пути Иван - царевич встречает братьев, которые убивают его и забирают все, что он добыл. Серый волк спасает Ивана - царевича, он возвращается домой и разоблачает обманщиков. Сказка заканчивается свадебным пиром.

2). Иван-Дурак

Иван-дурак - персонаж русских волшебных сказок.
Исследователи не пришли к однозначному мнению о происхождении этого образа. Е.М. Мелетинский считает, что образ гонимого героя был заимствован волшебной сказкой из мифологических преданий, поскольку отдельные мотивы, составляющие сюжеты сказок об Иване, распространены в мифологии разных народов.
Иван - третий и младший из братьев. Он появляется на свет в крестьянской семье, но чаще всего не занимается никаким полезным трудом, в отличие от старших братьев - расчетливых, домовитых хозяев. Тем не менее, братья Ивана никогда не достигают поставленной цели, в то время, как он, наоборот, обретает богатство и счастье.
Образ Ивана - дурака проник не только в волшебную, но и в бытовую сказку. Но там он настолько существенно отличается от данного описываемого образца, что можно говорить о его полной самостоятельности.

Распространённые сюжеты:
В начале любого сюжета Иван оказывается абсолютным аутсайдером. В сказке говорится о том, что Иван целыми днями лежит на печи или проводит время в кабаках. Преображается герой только после смерти отца. Он охотно подменяет братьев на могиле отца и получает заслуженную награду, волшебного коня. Иван скрывает коня от братьев и, используя его, завоевывает царевну. Иногда герою приходится не только сражаться за царевну, но и принимать участие в отгадывании и загадывании загадок. Иван отгадывает все загадки, его же загадки не может разгадать никто. Женившись на царевне, Иван совершает несколько подвигов и добывает волшебные предметы: молодильные яблоки, живую воду, свинку - золотую щетинку. Затем он становится царем, и сюжет завершается.
Во втором варианте сюжетов об Иване - дураке, герой караулит сад, в который по ночам забирается таинственный вор. Ночью Иван обнаруживает, что вором является чудесная кобылица. Она прилетает в сад и вытаптывает траву. Иногда вместо кобылицы в сюжете появляется жар – птица.
Иван сперва ловит, а затем - отпускает плененное им волшебное существо и получает в награду волшебного коня. Жар - птица оставляет ему также свое перо. Увидев перо, царь заставляет Ивана отправиться на поиски жар - птицы. Во время путешествия Иван добывает не только жар - птицу, но и другие волшебные предметы: кота - игруна, перстень. Наградой ему также становится красавица - невеста.
Используя вторую из названных разновидностей сюжета об Иване - дураке, П.П. Ершов написал сказку "Конек-Горбунок".

3). Василиса (Елена) Прекрасная (Премудрая)

Василиса (Елена) Прекрасная (Премудрая) – наверное самая известная положительная героиня русского фольклора. Само имя героини Василиса имеет греческое происхождение и означает «царская», «царственная», «принадлежащая царю».
В греческой мифологии Василея – дочь Зевса. Иногда Василиса (Елена) – купеческая дочь или внучка Морского (иного) царя: «Приехала Василиса Прекрасная к морю и стала вызывать своего дедушку. Волны заколыхалися, и поднялся из воды старый дед – борода у него золотая, на голове волосы серебряные…» («Вещий сон». Сказка). В некоторых произведениях фольклора Василиса – родственница Бабы Яги (ее племянница), что обеспечивает ей могущественную поддержку.
Василиса хороша собой. Это стройная белолицая девушка с золотой или русой косой до пояса. В контексте народных сказок слова «премудрая» и «прекрасная» – синонимы: ничего не стоит красота без ума – слишком это хрупкая и ненадежная категория. Доброта же, в совокупности со сметливостью и богатыми познаниями, делает привлекательным любого человека независимо от возраста и природных данных.
К характерным особенностям Василисы относятся ее природные таланты: она рукодельница (умеет ткать, вышивать, шить, прясть, печь хлебы и пр.) и волшебница (знает язык зверей и птиц, обучена чародейству, владеет волшебными предметами и слугами).
У Василисы хороший, покладистый характер – она никогда не упрекает мужа (жениха) за обрушившиеся на них напасти и всегда находит то средство, которое выручит его из беды.
Таким образом, Василиса являет образ идеальной русской женщины, она – высшая награда герою. Ради нее совершаются ратные подвиги. Из любви к ней герой (даже дурак) делает невозможное: пролезает сквозь лошадиное ухо, ныряет в кипящее молоко и в конце концов становится царем, достойным своей умной и красивой жены.
Распространённые сюжеты:
Василиса становится женой сказочного героя, которому предстоит выполнить несколько невыполнимых заданий. С помощью своих природных умений, а также волшебства, она помогает мужу справиться с заданиями.
Ещё один распространённый сюжет эксплуатирует тему покладистости, старательности и смекалки Василисы. Жил купец и была у него только 1 дочь. Дочери было 8 лет, когда умерла у неё мать. Перед смертью подарила мать дочери куклу. Кукла была не простая: как только случалось горе, куклу надо было накормить и расказать о горе, она сразу помогала в беде. Купец женился второй раз на вдове у которой было две дочери. Василиса была раскрасавицей, они завидывали ей и мучали её разными работами. Однако, Василиса со всем справлялась. Никто не знал, что у неё была волшебная кукла. Однажды Василису отправлили к Бабе-Яге за огнем, которая никого к себе не подпускает и ест людей. У Бабы Яги Василиса выполняет всю работу, за что та даёт ей череп. Василиса приносит череп домой и он сжигает своим взглядом мачеху с её дочерьми. Василиса утром зарыла череп в землю и ушла в город. Жила она там у женщины. Кукла помогла соткать и сшить царю самую красивую рубашку. Царь, получив подарок и увидев Василису, женился на ней.

4). Баба Яга
Баба Яга (первоначально – Яга Баба) – один из наиболее архаичных, а потому самых сложных и многоплановых образов русского фольклора. Образ Бабы Яги совпадает по внешним признакам с образом ведьмы (см. Ведьма) – неопрятной, безобразной злой старухи с длинным крючковатым носом и седыми космами. Но на этом сходство заканчивается.
Интересных гипотез о происхождении Бабы Яги множество, но несомненно одно: Баба Яга является праматерью всего сущего, хотя эта истина в фольклоре выражена пунктирно, будучи погребенной под ворохом позднейших наслоений.
Возможно, Баба Яга, как и многие другие древние женские образы (Мойра, Парка, Норна), некогда была тройственным божеством. Межэтнические мифы о нитях судьбы, которые ткут невидимые богини, не обошли и Бабу Ягу: именно она дает искателям клубок ниток, ведущий по дороге жизни, а в особенных случаях эта нить золотая:
Баба Яга – властительница и хозяйка трехчастного мира: нижнего, среднего и верхнего. Ей подчиняются Красный (солнце), Водяной, Леший, духи болот, кикиморы и русалки. Баба Яга – чародейка, волшебница, лесной демон. Чаще она одинока, хотя иногда в сказочных текстах мы встречаем ее дочерей. Баба Яга находится в родстве с Кощеем Бессмертным, с матерью Василисы Прекрасной; дружит со Змеем Горынычем (знает все их тайны). Она живет в далеком глухом лесу, имеет свой «транспорт» (ступу, движимую пестом и помелом), ее зычный голос слышен на огромном расстоянии.
В качестве ушедшего из жизни предка, праматери всех живущих (ее жилище расположено на краю леса – границе, разделяющей мир живых и мир мертвых), Баба Яга нередко оказывает благодеяния попавшим в трудную ситуацию молодым людям.
При соблюдении героем (героиней) требуемых норм поведения или наличии у них родственных связей она не отказывает в помощи искателям счастья, снабжая их волшебными предметами, а также наставлениями относительно их дальнейших действий. Баба Яга справедлива: свое могущество она использует в наказание злодеям: сжигает мачеху за гонение на Василису, указывает Ивану-царевичу (и другим) путь к победе над Кощеем Бессмертным. Хранительница народных обычаев, она сама соблюдает обряды гостеприимства и требует уважения традиций от других.
Распространённые сюжеты:
Мачеха посылает нелюбимую ею падчерицу к своей сестре Бабе-Яге, будто бы за иглой и ниткой (на самом деле это был условный знак, по которому Баба-Яга узнавала, что сестра прислала ей очередную жертву на съедение). В доме Яги падчерицу ждали многочисленные препятствия: кот пытался выцарапать ей глаза; собаки, ворота и берёза не выпускали из дома. Баба-Яга поручила девушке работать (ткать), а сама в это время поручила своей служанке изжарить её, предварительно омыв в бане. По совету своей родной тётки, падчерица подкупила слуг Бабы-Яги дарами (дала коту мяса, перевязала берёзу красной лентой, подарила служанке платок и т.п.), и они за это помогли ей убежать. Девушка обратилась за помощью к отцу, и тот наказал (по другим версиям, убил) злую мачеху.
Другая группа сюжетов более полно раскрывает образ Бабы Яги как мудрой властительницы и праматери всего сущего. В этих сказках герои, не испугавшись её дурной славы, приходят к Бабе Яге за советом либо же идут к ней в услужение, за что всегда бывают вознаграждены

5). Кощей Бессмертный

Кощей (или иногда Кащей) Бессмертный – один из наиболее ярких сказочных персонажей, производящий неизгладимое впечатление на слушателя, особенно в детской аудитории.
Сюжеты, в которых присутствует этот образ, всегда заставляют сопереживать главному герою – Ивану-Царевичу, беспокоиться за его судьбу, так как его противник силен, могущественен и, как кажется, неуязвим. Кроме того, с обыденной точки зрения образ Кощея в сказках воспринимается как однозначно отрицательный.
Собственно, образ Кощея Бессмертного – это один из вариантов образа противника героя, без которого не могло бы состояться испытание, переводящее героя на новый этап его сказочного бытия. Образ Кощея, как и Бабы-Яги, имеет мифологическую основу, восходящую к глубокой древности.
Интересны и значимы эпитеты, сопровождающие имя персонажа, а нередко воспринимающиеся как его неотъемлемая часть. Это определения «поганый», «бездушный», «бессмертный». Все они с точки зрения мифопоэтического сознания позволяют квалифицировать Кощея как существо, принадлежащие «иному» сказочному миру. Эпитет «поганый» указывает на противопоставление Кощея миру «святому», христианскому, которое отражает элементы традиционного мировосприятия, касающиеся религиозной сфере на определенном этапе исторической действительности.
На восприятие Кощея Бессмертного как представителя «иного» мира, смерти, указывают характеристики его местопребывания. Царство Кощея находится очень далеко: герою приходится отправляться в «прикрай свету, в самый конец» его.
Внешний облик Кощея в сказках довольно нечеткий. В текстах обычно нет полного портрета этого персонажа, а встречаются лишь отдельные характеристики, в основном явно указывающие на мифологическую природу образа. Один из наиболее часто упоминаемых признаков – возрастной. Кощей Бессмертный изображается как старый, «седой старик», «дряхлый человек».
Кощею Бессмертному в сказках приписывается необыкновенное обжорство, которое, вероятно, способствует поддержанию его силы Непомерная прожорливость сближает его образ с мифологическими представлениями о смерти, сущность которой характеризуется постоянным чувством голода.
Как сказочный персонаж, принадлежащий иному миру, Кощей Бессмертный является владельцем не только несметных богатств, но и чудесных вещей. Так, у него есть волшебный меч Сам-самосек, есть и необыкновенный конь. Конь Кощея Бессмертного наделен разными фантастическими способностями.
Интересно и то, что Кощей в сказках как-бы бессмертен, но всегда умирает. Его смерть овеществлена и спрятано так далеко и надежно, что чудесным образом всегда находится в нужный момент главным героем, после чего Кощей погибает. Такой вот условно бессмертный образ.

Распространённые сюжеты:

Кощей Бессмертный уносит героиню на край света в своё жилище. Та выпытывает у него, где скрыта Кощеева смерть, передаёт тайну герою-избавителю, который добывает смерть Кощея Бессмертного, и тот погибает.

6). Змей Горыныч

Змей Горыныч - обитатель русских былин и сказок, представитель злого начала, дракон, по разным вариантам с 3, 6, 7, 9 или 12 головами. Связан с огнем и водой, летает по небу, но одновременно соотносится и с землёй и водой - с рекой, норой, пещерой, где у него спрятаны богатства, похищенная царевна (или три царевны), знатная невеста, «русские полоны». Там же находится и многочисленное потомство Змея Горыныча - «змееныши». Змей Горыныч не всегда четко отличим от других сходных образов - Змей Тугарин, Змиулан, Огненный Змей, просто Змей и тому подобными персонажами. Появление Змея Горыныча сопровождается грозным шумом, как «дождь дождит» и «гром гремит». Основное оружие Змея Горыныча - огонь.
По одной из версий, со временем древний миф приобрел новую окраску: Змей стал восприниматься как воплощение язычества, а вся былина превратилась в аллегорию принятия христианства. В народном сознании Змей Горыныч постепенно стал ассоциироваться с подлым коварным человеком.

Имя Змея Горыныча отсылает к образу Огненного Змея, известного как в славянской (например, сербский Змей Огненный Волк), так и в иных традициях (иранский Ажи Дахака, буквально - "Змей Горыныч", Горыныч как Горыня, баба Горынинка и другие - от глагола "гореть" и лишь вторично от слова "гора": иногда появляется мотив Змей Горыныч на горе). Что касается современного восприятия этого персонажа, то одни видят в нем порождение сил грозной стихии, в частности смерча, другие усматривают в нем даже гигантский монголо-китайский огнемет. Есть мнение, что Змей Горыныч имел вполне реальный прообраз в качестве некого реликтового динозавра, но при этом все тут же оговариваются, что никакого фактического подтверждения данной гипотезе нет.

Распространенные сюжеты:

В былинах Змей Горыныч («люта змея»...) обычно появляется в сюжете «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», в двух его кульминационных точках: первый раз, когда Добрыня Никитич купается в Пучай-реке, и второй раз, когда тот же богатырь спускается в норы Змея Горыныча и освобождает племянницу князя Владимира Забаву Путятишну.
Сказочный Змей Горыныч занимается тем же, чем и былинный. Грабит, ест людей и соблазняет женщин. В сказках он может оборачиваться добрым молодцем, камнем, веником и т.п. Как и в былинах, Иван-царевич или богатырь убивает злодея, отрубив ему голову (несколько голов). Связь с былинами четко прослеживается в сказке «Иван Быкович», где главный герой перед тем, как убить семиглавого Змея (чудо-юдо), бросает в него горсть земли и ослепляет чудовище. А также в сказке «Никита Кожемяка», в которой Змей похищает царскую дочь и насильно женится на ней. Никита Кожемяка бьется со Змеем, но силы оказываются равны, и он предлагает чудовищу заключить мировое соглашение и поделить землю поровну. Когда дело доходит до дележа моря, Змей выплывает на середину моря с богатырем на спине, и там Никита Кожемяка его убивает.
В сказках со Змеем Горынычем связан ряд мотивов: Змей Горыныч полюбился царевне; он учит ее извести брата-царевича, но гибнет будучи разорванным «охотой» Ивана-царевича. В более поздних преданиях Змей Горыныч зачастую имеет человеческий облик. В сказке «Чудесная рубашка» служит поваром у Ивана - купеческого сына после того, как побеждён им. Но взамен за доброту главного героя, Змей обольщает его жену Елену Прекрасную, изводит с нею Ивана, но погибает. Аналогичная ситуация складывается в сказке «Птичье молоко». В этом сказании Змей Змеевич является придворным царевича, становится любовником его жены и замышляет убить героя с тем, чтобы захватить власть в его царстве. В этом сюжете явно слышится отголосок былины «Алеша Попович и Тугарин Змеевич». В былине противник богатыря - Змей вхож в дом князя и имеет любовную связь с княгиней.

7). Марья Моревна (девица Синеглазка, Царь-девица, Усоньша-Богатырша, Белая Лебедь Захарьевна, Царица Медной горы,)

Марья Моревна - собирательное обозначении женщины - богатырши, славянской амазонки и властительницы. Этот образ перекликается и с арийскими Валькириями.
По одним толкованиям, Моревна - от слова «мор» - смерть; по другим, образ «степной богатырши» или «царь-девицы» отсылает к матриархальным представлениям. Сказки, в которых является русская Царь-Девица, относятся в большинстве случаев к типу похождений Язона, или так назыв. "геройских подвигов". Такая красавица известна в сказках старо- и новогреческих (Ωραία του κόσμου), лотарингских и корсиканских (La belle aux cheveaux d"or), венгерских (T ü nder Illona), немецких, итальянских (Regina Angelica, Belisandra), албанских (Bucure dheut), болгарских и сербских, польских и чешских (D ĕva zlatovtaskà), малорусских (Златокоса), румынских (Ileana Simzeanа) и многих других.
По сравнению с аналогичными образами богатырей образ женщины - богатырки схематичнее. В сказке отсутствуют описания ее богатырской силы, сцены поединков, сообщается только о результатах боев. К тому же, героиня - богатырки чаще пользуется волшебством, чем силой.

Распространённые сюжеты:
Образ героини - богатырши представлен во многих сюжетах - "Молодильные яблоки", "Сказка о трех царствах", "Марья - моревна".
Героиня - богатырша живет в собственном девичьем царстве. Чтобы попасть в него, герою приходится преодолеть множество препятствий. В большинстве сюжетов герой добирается туда на волшебном коне, который ему дают старушки - помощницы. Часто в этой роли выступает Баба Яга. Помощники предупреждают герою о подстерегающих его опасностях и помогают ему вернуться.
Добравшись до девичьего царства, герой добывает необходимый ему волшебный предмет (молодильные яблоки, живую воду, волшебную птицу). Он также лишает царь -девицу целомудрия. Как правило, это происходит во время ее волшебного (богатырского) сна.
После отъезда героя царь - девица просыпается, собирает девичье войско и отправляется в погоню. Однако, герой успевает пересечь границу волшебного мира или скрывается с помощью волшебных помощников.
Не поймав героя. Царь - девица возвращается в свое царство, через некоторое время у нее рождаются сыновья. Когда они подрастают, царь - девица вновь собирает войско и приезжает в царство героя. Там дети узнают своего отца. Сказка заканчивается свадьбой.
Сюжет о Марье Моревне построен несколько по -иному. В нем героиня берет в плен Кащея Бессмертного. Посадив его в темницу, богатырка начинает нести караул на границе своего царства. Там и происходит ее встреча с Иваном - царевичем. Богатыри вступают в поединок, Иван - царевич одерживает победу.
После свадьбы герои отправляются в царство Марьи Моревны. Поддавшись уговорам, Иван - царевич выпускает из темницы Кащея, который похищает Марью - Моревну и уносит ее в свое царство.
Иван - царевич отправляется на поиски жены. По дороге он встречает трех старушек, которые показывают ему путь в царство Кащея. Добравшись туда, герой пытается увести Марью Моревну, но терпит неудачу.
Только узнав секрет смерти Кащея, Иван - царевич выходит победителем во время смертельной схватки. Герои возвращаются в царство Марьи Моревны.

8). Емеля

Емеля («Кармушкин») - персонаж русской народной сказки «По щучьему веленью». К серьезным делам семьи Емелю не допускают. Он чрезвычайно ленив: невесткам приходится подолгу упрашивать его выполнить любую, даже несложную работу. Единственное, что может сподвигнуть его на действие - это обещание гостинцев, на которые он падок. В этом заключается скрытая, на первый взгляд незаметная ирония, имя Емельян по одной из версий в переводе с латыни означает «трудолюбивый». Однако этот, казалось бы, непривлекательный персонаж обладает качествами, которые делают его настоящим героем: он ловок и удачлив.
Емеля, активно отрицающий любые социальные нормы, представляет собой типичного трикстера. Трикстер - архаический персонаж ранней мифологии практически всех народов земли и в то же время - один из основополагающих персонажей человеческой культуры. Он отличается лукавством, импульсивностью, способностью к перевоплощению; выступает и творцом, и разрушителем; бывает обманщиком и жертвой обмана.

Такие персонажи в мировом фольклоре появляются в периоды социального напряжения, когда имеется потребность в изменениях общества. Это та ситуация, когда «форма» начинает довлеть над «содержанием», выросшим из ее рамок, и законопослушные граждане не в силах достичь преобразований, поскольку слишком «привязаны» к действующим нормам и структурам.

Вот и в сказке «По щучьему велению»: и с царевной неладно было (весь дворец слезами залила, горемычная: то ли просто каприза, то ли тошно ей в палатах монаршиих, то ли предчувствия томят...), и война надвигалась... Стало быть, понадобился трикстер. Но Емеля в этом качестве ведет себя не так, как Иван-царевич: и за тридевять земель не отправился, и со Змеем Горынычем не сразился... А успехи и подвиги его свершились благодаря говорящей щуке.

Распространённые сюжеты:
Емеля сумел голыми руками поймать волшебную щуку в проруби и получить от неё магическую силу. Сначала Емеля использует приобретенный дар в бытовых целях. Езда на печи - один из ярких эпизодов сказки. Среди фольклористов существует мнение, что эта деталь указывает на царскую природу Емели, который до поры до времени остается «тёмной лошадкой», а впоследствии обнаруживает свою героическую, незаурядную сущность.
Действительно, именно слухи о барском способе вождения и жалобы пострадавших заставляют царя обратить внимание на ничтожнейшего из своих подданных. Емелю заманивают во дворец при помощи подарков, и царь предъявляет ему претензию, которая, в сущности, ограничивается устным выговором. Емеля же в это время успевает околдовать царскую дочь, так что, когда он отправляется домой, та начинает тосковать и требует вернуть крестьянского сына. Царь соглашается, но, когда Емеля приезжает вторично, замуровывает его вместе с Марьей-царевной в бочке и бросает в море. Однако волшебный дар и тут выручает героя: заклинание «По щучьему веленью, по моему хотенью» выбрасывает бочку на берег, строит дворец и превращает Емелю в красавца (по просьбе девушки). Царь, увидев новый замок на своей земле, гневается и приезжает посмотреть на наглеца. Он не узнает изменившегося Емелю, и только во время трапезы герой открывает свое лицо и припоминает царю злодейский поступок. Царь пугается, признает силу Емели и то, что он достоин стать его зятем. Как и многие русские сказки, история заканчивается свадьбой.

9). Жар-Птица

Жар-птица - сказочная птица, персонаж русских сказок, обычно является целью поиска героя. Перья жар-птицы обладают способностью светить и своим блеском поражают зрение человека. Жар-Птица огненная птица, её перья блистают серебром и золотом (у Огнивака перья рыжезлатые), крылья как языки пламени, а глаза светятся как кристалл. По размерам она достигает павлина.
Живёт Жар-птица в райском саду Ирии, в золотой клетке. По ночам вылетает из нее и освещает сад собою так ярко, как тысячи зажжёных огней. Поимка жар-птицы сопряжена с большими трудностями и составляет одну из главных задач, которые задает в сказке царь (отец) сыновьям. Добыть жар-птицу удается лишь младшему сыну. Мифологи (Афанасьев) объясняли жар-птицу в виде олицетворения огня, света, солнца. Жар-птица питается золотыми яблоками, дающими молодость, красоту и бессмертие; когда она поет, из её клюва сыплются жемчуга.
Пение жар-птицы исцеляет больных и возвращает зрение слепым. Оставляя в стороне произвольные мифологические объяснения, можно сопоставить жар-птицу со средневековыми, очень популярными и в русской, и в западноевропейской литературе рассказами о птице Феникс, возрождающейся из пепла. Прототипом Жар-птицы является павлин. Молодильные яблоки, в свою очередь, можно сопоставить с плодами гранатового дерева, излюбленного лакомства Фениксов.
Каждый год, осенью, Жар-птица умирает, а весной возрождается. Иногда можно найти выпавшее перо из хвоста Жар-птицы, внесенное в тёмную комнату, оно заменит самое сильное освещение.
Со временем такое перо превращается в золотое. Для ловли Жар-птицы используют золотую клетку с яблоками внутри, как ловушку. Поймать голыми руками её нельзя, так как можно обжечься об её оперение.

Распространённые сюжеты

В сказке «Иван-царевич и серый волк» главный герой выдергивает перо из хвоста Жар-птицы, которая прилетает ночью в сад его отца клевать золотые яблоки. Увидев перо, царь больше ни о чем больше не может думать кроме Жар-птицы, и в результате отправляет всех своих сыновей раздобыть чудо-птицу. Примерно такое же действие оказывает огненное перо на царя из сказки «Жар-птица и Василиса-царевна». И для стрельца, преподнесшего в дар царю перо, этот подарок оборачивается чередой почти невыполнимых заданий. Но, как и в большинстве сказок, положительный герой проходит через все испытания и обретает счастье.
В сказке «Царь-девица» главный герой вызывает Жар-Птицу при помощи трубы бабы-яги. Прилетевшая огненная птица подхватывает Ивана-царевича и уносит его прочь от злой ведьмы. Баба-яга только и успевает, что выдернуть из хвоста Жар-птицы несколько перьев.

10). Илья Муромец

Илья́ Му́ромец (полное былинное имя - Илья Муромец сын Иванович) - один из главных героев русского былинного эпоса, богатырь, воплощающий народный идеал героя-воина, народного заступника. Фигурирует в киевском цикле былин: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое», «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром».
В судьбе героев мирового эпоса немалую роль играет чудо - причем в самые важные моменты их жизни: это чудесное рождение (женщина съедает плод, кусочек рыбы, выпивает некую воду и т. д.), невиданно быстрый рост, приобретение силы, неуязвимости, бессмертия, предуказанная смерть... Великие эпические герои отмечены знаком чуда. Трижды отмечен им и Илья Муромец.
Илья не занимает при дворе князя никакой должности. Он как бы сам по себе. Он независим, редко живет в Киеве, но всякий раз оказывается на месте, когда Киеву грозит опасность. Складывается устойчивый образ первого (по значению) русского богатыря, атамана богатырской дружины, величественного старца.
Самый главный подвиг Ильи -- это разгром татарского нашествия. Само нашествие описывается как грандиозное и ужасное.
Распространённые сюжеты:
Согласно былинам, богатырь Илья Муромец до 33 лет «не владел» руками и ногами, а затем получил чудесное исцеление от старцев (или калик перехожих). Они, придя в дом к Илье, когда никого кроме него не было, просят его встать и принести им пить. Илья на это ответил: «Не имею я да ведь ни рук, ни ног, сижу тридцать лет на седалище». Они повторно просят Илью встать и принести им воды. После этого Илья встаёт, идёт к водоносу и приносит воду. Старцы же велят Илье выпить воду. Илья после второго питья ощущает в себе непомерную силу, и ему дают выпить третий раз, чтобы уменьшить силу. После старцы говорят Илье, что он должен идти на службу к князю Владимиру. При этом они упоминают, что по дороге в Киев есть неподъёмный камень с надписью, который Илья тоже должен «навестить». После Илья прощается со своими родителями, братьями и родными и отправляется «к стольному городу ко Киеву» и приходит сперва «к тому камени неподвижному». На камне был написан призыв к Илье сдвинуть камень с места неподвижного. Там он найдёт коня богатырского, оружие и доспехи. Илья отодвинул камень и нашёл там всё, что было написано. Коню он сказал: «Ай же ты конь богатырской! Служи-ко ты верою-правдою мне». После этого Илья скачет к князю Владимиру.
В былине «Святогор и Илья Муромец» рассказывается, как Илья Муромец учился у Святогора; и умирая, тот дунул в него духом богатырским, отчего силы в Илье прибавилось, и отдал свой меч-кладенец.
Продолжение следует

Иван-царевич - всем нам известный и любимый с детства персонаж. Будучи главным героем огромного количества волшебных историй, он, бесспорно, влияет на события, переплетённые в их сюжетных линиях. Незамысловатый герой делает фольклорный рассказ интересным благодаря непосредственности своего характера и особенностям речи. В каких сказках есть Иван-царевич? Безусловно, в доброй их половине. Краткое содержание этих историй, их смысловая нагрузка, идея и посыл, а также особенности образа юноши и других героев - обо всем этом и пойдёт речь в представленной вашему вниманию статье.

Главный персонаж русского фольклора

Многих интересует вопрос: кто и когда выдумал Ивана-царевича? Как это ни странно, но персонаж относительно молодой, так как прочно вошёл в былины и сказания только в конце XVIII века. Выдуманный самим народом, он стал его олицетворением, символом. Прототипом является самый обыкновенный деревенский Ваня-Иван, от него фольклорный персонаж взял как позитивные, так и негативные черты характера. Обычно он всегда третий сын у батюшки-царя, в некоторых рассказах персонаж имеет трех сестер, выполняет по три задания, трижды идёт с боем против злых сил. Троекратные повторы в сказке «Иван-царевич и Серый Волк», «Царевна-лягушка» и других - не случайные. У славян три было сакральным числом, символизирующим развитие, движение, первоначало, истоки, гармонию. В фольклорных историях оно указывает на то, что не нужно опускать руки, если что-то с первого раза не получается: Бог, как известно, любит троицу. Вместо этого необходимо идти вперёд, не сдаваться, не падать духом.

Как уже говорилось, Иван-царевич - воплощение самого русского народа. Этот персонаж часто положительный: он борется со злом, помогает слабым, спасает мир от очередного огненного Змея или бессмертного Кощея. И обязательно получает награду за все свои добрые деяния: трон, царство, красивую жену, волшебного коня, драгоценные предметы. Иногда он имеет слабости в виде сомнений, непослушания. Но другие герои его возвращают на путь истинный, о чём свидетельствует пословица из сказки «Иван-царевич и Серый Волк»: «Взялся за гуж - не говори, что не дюж». Именно этой фразой зверь ответил герою на его сетования по причине нарушения запрета: мол, если уж что-то начал, не бросай, доведи дело до конца без лишних стенаний. Кстати, Иван-царевич может быть и негативным персонажем: коварным и злым. Тогда он противопоставляется своим братьям или рыбацкому сыну. В конце истории плохой герой всегда посрамлён и заслуженно наказан.

Почему дурак?

Добру и миру учит любая сказка. Иван-царевич, будучи одним из её главных героев, часто становится физическим воплощением благородства и честности. Но часто он выставлен дураком: незадачливым, рассеянным, неумелым. Например, П. П. Ершов удачно описал эту характеристику Вани в «Коньке Горбунке»: «Было у отца три сына. Старший - умный был детина. Средний был так и сяк. Младший вовсе был дурак». Но волшебным образом именно глупость Ивана и приносит ему истинное счастье, победу, успех. Всё потому что дураками часто на Руси называли честных, открытых и справедливых людей. Они не станут хитрить, обманывать, идти на преступление - такая щедрость души непонятна прагматикам. Но они забывают о расплате и вознаграждении за содеянное. Иван получает за свои старания богатство и счастье, даже если он и дурак.

Есть ещё одна версия этого прозвища. Фольклористы и антропологи утверждают, что традицию давать обидные дополнения к имени придумали наши предки - славяне. Они верили: негативными приставками они ограждают своего ребёнка от зла и несчастий. Прозвище становилось оберегом. Иван действительно удивляет своими глупыми поступками. Согласитесь, отправляясь искать пропавшую невесту или спрятавшегося Змея, он полагается не на ум, а на интуицию. Кроме того, персонаж часто прямолинеен, прост и наивен, что также не говорит о его мудрости. Зато в итоге он почивает на лаврах, в отличие от своих «разумных» братьев.

Характер Ивана-царевича

Он положительный. Герой сказок Иван-царевич - добрый человек. Он бескорыстно помогает другим, не думает о выгоде. Одновременно умеет сохранять собственное достоинство, отвечая на вопросы Бабы-Яги прямо, без иронии, лукавства. Мол, ты сначала накорми да в постель уложи, а уж потом будем беседы вести. Иван не боится её, он быстро берёт инициативу в руки, показывая твёрдость характера. Персонаж также обладает дипломатическими качествами, он всегда знает, в каких случаях попросить, а когда приказать.

Образ Ивана-царевича в сказках трансформируется после совершённого им путешествия. И это неудивительно. В древней Руси, как и в других культурах, поездка и скитания по миру - символ паломничества, священного ритуала. Во время путешествия человек поддаётся опасностям, искушениям, учась быть мудрым и терпеливым. Поэтому, возвращаясь на родную землю, он становится взрослее, умнее, мыслит более интересно и оригинально. После путешествия кардинально меняется и Ваня. Обретя в походе мужественные качества, он сохраняет их. Теперь он правильно использует свою силу и разум, о возможностях которых раньше даже не подозревал.

Иван и его царевны

Давайте для начала составим условный план сказки. Иван-царевич поначалу живёт - не тужит, на печи лежит. Затем события развиваются в зависимости от возникшей проблемы, например: угроза Кощея, похищение невесты, приказ батюшки-царя. Кульминация - схватка с нечистью. И завершается рассказ триумфом добра и самого Ивана. Сюжет почти всегда одинаковый, но вот главный персонаж может быть разным.

В зависимости от своих качеств характера, герой получает и невесту:

  • Иван-мечтатель. Представлен в сказке «Елена Премудрая». Размышляет о вечном, играет на гуслях. Рядом обязательно должна быть Елена Премудрая, которая, будучи рассудительной и умной, прощает милые чудачества супруга, смотрит на них сквозь пальцы.
  • Иван-неудачник. Показан в «Царевне-лягушке». Земля русская широка, но его стрела попадает именно в глубокое болото. Такому персонажу необходима Василиса Прекрасная, которая не только красива, но и находчива. Благодаря своему гибкому уму, она не только сама благополучно выходит из неприятных ситуаций, но и спасает мужа.
  • Иван-добряк («Марья Моревна»). Делится хлебом с бедняками, спасает животных. Хлебосольному и мягкому супругу нужна строгая жена. Такой и является Марья-царевна, сильная и волевая женщина.

Женские образы дополняют главного героя, «насыщая» его теми качествами, отсутствием которых он грешит. Благодаря этому создаётся гармония в сказке: в её сюжете и во взаимоотношениях между персонажами.

«Иван-царевич и Серый Волк»

Кто главные герои этого рассказа, становится понятным уже только из самого названия. Говорящий волк - один из центральных персонажей, что делает эту сказку не только волшебной, но и частично "зоологической" Рассказ повествует об одной семье, где есть царь и его три сына. Наследники постоянно соперничают не только за любовь отца, но и за право получить после его смерти трон и богатство. С этой целью, исполняя поручение родителя, они пытаются словить Жар-птицу, которая повадилась в их сад. Не сумев поймать пернатую красавицу на месте, они отправились на её поиски. Младший, Иван, встречает Серого Волка, который съедает его коня. Одновременно животное начинает служить царевичу, выполняя его поручения: сначала он превращается в Жар-птицу, затем в златогривого коня и Елену Прекрасную. Кстати, последних тоже приказал преподнести неугомонный батюшка. К сожалению, братья-завистники предают Ивана, отбирая у него царевну и Жар-птицу. Но волк без малейшего промедления приходит на помощь - всё становится на свои места.

Сказка «Иван-царевич и Серый Волк» - одна из самых знаменитых в России. По её мотивам сняты мультики и фильмы, поставлены спектакли. Даже нарисованы картины: например, шедевр Васнецова под одноимённым названием. Главный герой - волк - показан тут с позитивной стороны: он преданный, честный и благородный. А вот братья, хоть они и королевских кровей, изображены негативными персонажами: коварными, завистливыми. Не желая прослыть перед отцом неудачниками, они пошли даже на предательство. Сказка учит читателей одной простой истине: зло порождает такой же негатив, добро же всегда возвращается сторицей. Кроме того, не всё в жизни достаётся упорством и трудом: иногда нужно применить хитрость и смекалку.

«Царевна-лягушка»

Главный персонаж, с которым знакомит нас эта сказка, - Иван-царевич. Краткое содержание этой истории знакомо каждому из нас с детства. Поначалу главный персонаж кажется неудачником: его стрела попадает в болото, и он вынужден жениться на лягушке. Но на самом деле ему крупно повезло. Оказалось, что его жена - заколдованная Василиса Прекрасная. Она и красива, и очень умна. Все задания -испытания царя девушка выполняет умело и достойно, обходя своячениц - супруг старших братьев. Понятно, что такая умница не могла не быть замеченной злым Кощеем, который крадёт девушку. Иван отправляется на её поиски: в пути он встречает многих животных, которым помогает, - щуку, селезня, зайца и медведя. Поначалу он хочет их съесть, но затем жалеет и дарует каждому жизнь. За это животные в своё время отбагодарят спасителя - помогут ему преодолеть Кощея и спасти невесту.

Как и «Сказка Иван-царевич и Серый Волк», эта история учит нас любви, в том числе и к животным. Она показывает, что братья наши меньшие способны помочь в ответ на заботу и опеку. Рассказ демонстрирует, что сострадание всегда вознаграждается. Одновременно настоящее зло - в виде Кощея или другой нечисти - будет справедливо наказано. Скромность и чистота Василисы побеждают высокомерие и зависть своячениц. Сказка учит тому, что человек всегда обязан добиваться своей цели. Иван на своём пути преодолевает много трудностей, но упорство и целеустремлённость царевича вознаграждаются. В итоге он спасает Василису: они живут долго и счастливо.

«Сказка о молодильных яблоках и живой воде»

Сюжет волшебной истории типичен. «Сказка об Иване-царевиче и Сером Волке» очень похожа на эту историю. В ней также есть царь и три сына, которые вовсю пытаются угодить отцу. Батюшка, будучи в преклонном возрасте, вздумал вернуть себе молодость и обрести бессмертие. Чтобы достичь своей цели, ему понадобились молодильные яблоки и живая вода. И кого он за ними отправил в тридевятое царство? Конечно, наследников. Поначалу пошёл на поиски старший брат Фёдор, но он умудрился попасть в плен к хитрой и лукавой девице. Затем удачу решил испробовать средний сын, Василий, но его постигла та же судьба. На младшего, от роду истинного дурака, надежды не было. Но батюшке не оставалась ничего иного, как поручить Ивану аналогичное задание.

Царевич на распутье интуитивно сделал правильный выбор, поэтому Баба-Яга помогает ему достичь волшебного сада под охраной Синеглазки. Тут Иван сорвал яблок, налил воды и пошёл восвояси. Синеглазка догнала его, но вместо наказания за кражу царевич получил её прощение и любовь в придачу. По дороге он освободил братьев, то те предали царевича. Все его заслуги присвоили хитрые родственники. Но Нагай-птица, верная подруга Синеглазки, освободила его из пропасти и помогла вернуть справедливость. Иван женился на Синеглазке и жил счастливо в её царстве. Главная идея «Сказки о молодильных яблоках…» - предательство ни к чему хорошему не ведёт. Молодость не может быть вечной, обрести бессмертие невозможно. Главное, прожить отмерянные годы честно и благородно. А за эгоизм каждый получит по заслугам.

«Марья Моревна»

В каких сказках есть Иван-царевич? Кроме вышеназванных, персонаж присутствует в волшебной истории про Марью Моревну. Поначалу, после смерти родителей, он выдаёт своих сестёр замуж - за Орла, Сокола и Ворона. Затем он встречает прекрасную деву-воительницу Марью, на которой вскоре женится. Но, нарушив запрет любимой, Иван её теряет - злобный Кощей похищает девушку. В поисках супруги, царевич подаётся многочисленным испытаниям, в том числе смертью. На помощь ему приходят животные и шурины: в итоге царевич справляется с заданиями Бабы-Яги, одолевает Кощея и освобождает Марью.

Идея сказки такова: послушание - залог спокойной и гармоничной жизни. Ведь нарушение запрета часто приводит к многочисленным неприятностям. История учит благородству, терпению, решительности - именно они помогают справляться с трудностями. В итоге обязательно будет торжествовать добро. Главное, уметь вовремя раскаяться, признать ошибку и сделать всё, чтоб исправить содеянное. А также обрести ценный опыт, чтоб больше никогда не принимать неправильные решения.

«Морской Царь и Василиса Премудрая»

Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк», а также другие волшебные истории повествуют о том, что грань между добром и злом очень тонка. Эти две силы всегда взаимодействуют, подпитывают друг друга. Без света нет теней, последние же вносят изюминку в мирскую жизнь. Поэтому история «Морской Царь и Василиса Премудрая» также несёт эту идею сквозь весь сюжет. В ней рассказывается о батюшке, который попал в плен к водному владыке. По неосторожности он обещает отдать то, чего дома не знает. Как назло, это маленький сын, рождённый в его отсутствие. Со временем немного подросший Иван отправляется к Морскому Царю, но по дороге ему встречается старуха, которая подсказывает, как заслужить благосклонность младшей дочери чудища и тем самым спастись от смерти.

Попав под воду, царевич мужественно проходит испытания - помогает ему в этом юная принцесса, которая впоследствии становится его женой. Молодые успешно сбегают из морских пучин на родину к Ивану, где и остаются жить счастливо и богато. Чему учит сказка? Иван-царевич поначалу грубо отвечает старухе, затем исправляется и получает ценные советы. Первое, что доносит до нас история - уважайте старших, их мудрость и жизненный опыт помогут при любых сложных ситуациях. Второе, чему учит сказка, - любите и цените свою землю. Получив на чужбине всё, о чём мечтаете, вы всё равно вскоре затоскуете по родным местам. Ничего нет дороже Отчизны и собственной семьи.

Выводы

Позитивных и негативных персонажей объединяет сказка. Иван-царевич в большинстве случаев герой положительный. В истории «Хрустальная гора» он сумел правильно поделить добычу между зверями, за что был вознаграждён силой перевоплощения в сокола и муравья. Обретя чудодейственные способности, он сумел завоевать царевну и победить страшных змеев. Как и во всех вышеперечисленных историях, в этой сказке он показывает свою честность, справедливость, смекалку. Благодаря хорошим качествам характера, он силён в преодолении любых препятствий.

Поэтому любая сказка учит маленьких читателей открытости, искренности. Представленные в ней звери - те же люди. Посредством образов животных народные сказания показывают, как не нужно относиться к близким, друзьям, коллегам и просто незнакомым людям. Любая сказка говорит о том, что справедливость обязательно восторжествует. Но для этого нужно приложить усилия, смекалку, проявить выдержку и терпение. События в каждой волшебной истории не могут быть обычными, но они тесно переплетаются с обыденными ситуациями реальной жизни. Яркие образы помогают нам разглядеть в жестокой действительности правду, уличить ложь. Они учат людей быть работящими, добрыми и преданными, предостерегают от жадности, зависти и двуличия.