Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Интересные факты из жизни василия васильевича андреева. Василий васильевич андреев - рассказы об искусстве

Интересные факты из жизни василия васильевича андреева. Василий васильевич андреев - рассказы об искусстве

Собраны интересные материалы о знаменитых земляках нашей Тверской области. Детские годы будущего поэта, современника Пушкина, Константина Николаевича Батюшкова прошли в селе Даниловское, в самом Бежецке родился Алексей Васильевич Тыранов, видной фигурой в литературной жизни России являлся поэт и критик , долго и плодотворно здесь работал уроженец Бежецка литератор Вячеслав Яковлевич Шишков.

В небольшом селе Слепнёво жила и работала поэтесса Анна Ахматова, ее сын Лев Гумилев провел детские годы в Бежецком крае. В Бежецке родился дирижер В.С. Попов организатор и руководитель всем известного детского хора телевидения и радио.

Смерть друга стала для Андреева большим горем. Он изготовил 300 инструментов, которые до сих пор считаются непревзойденными.

Возрождения музыкальной мастерской

В 1918 году Василий Васильевич возродил свою мастерскую. Из Петрограда в Марьино переехал П.В. Оглоблин, который подобрал способных ребят и начал обучать их сложнейшему мастерству. Так появился своего рода учебный центр, который был очень нужен молодой республике.

Ученики и сам Оглоблин работали с увлечением, их продукция пользовалась спросом, но после смерти Андреева мастерские проработали лишь год. Оглоблин не стал оставаться в осиротевшей усадьбе и вскоре ее покинул.

Значение АНДРЕЕВ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии

АНДРЕЕВ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

Андреев, Василий Васильевич, виртуоз-балалаечник. Родился в 1862 году в г. Бежецке, Тверской губернии. В 1881 году занялся усовершенствованием народных великорусских музыкальных инструментов и образовал в С.-Петербурге из любителей игры на них так называемый великорусский оркестр из струнных (домры четырех различных размеров, балалайки шести размеров, гусли), духовых (брелка или жалейка - род свирели, пастушеского рожка), ударных (накры - род литавр из больших глиняных горшков с натянутой на них кожей, бубен). Большинство этих инструментов (домры, балалайки, накры), как показывают уже их имена, совсем не великорусского, а восточного, азиатского (турецко-татарского) происхождения, притом далеко не особенно древнего (например, балалайка не восходит далее начала XVIII или конца XVII века). После концертов этого оркестра, имеющего своеобразный, но монотонный и скоро приедающийся колорит, в 1888 году, в русском обществе развилось широкое увлечение названными инструментами (особенно балалайкой) благодаря сравнительной легкости игры на них. Явился на них широкий спрос, в связи с которым возникло усиленное их производство мастерами музыкальных инструментов, поддержанное введением обучения игры на них в войсках. Стали издаваться школы и ноты (преимущественно аранжировки народных песен, обычно весьма невысокого музыкального достоинства, редко оригинальные композиции, вроде вальсов и т. п. салонных сочинений, совсем уже не "великорусского" пошиба). Виртуозно владея техникой игры на балалайке, А. выступал и в качестве композитора для своего инструмента и для великорусского оркестра. Время от времени он совершает со своим оркестром концертные путешествия по России и Европе (где имел недавно огромный успех), а также заведует постановкой обучения игре на "великорусских" инструментах в войсках гвардии.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое АНДРЕЕВ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • АНДРЕЕВ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (1861-1918) российский музыкант, исполнитель на балалайке. Организатор и руководитель первого оркестра русских народных инструментов (1888, с 1896 - Великорусский …
  • АНДРЕЕВ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
    Василий Васильевич , русский музыкант, виртуоз на балалайке. Организатор и руководитель …
  • АНДРЕЕВ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
    музыкант (род. в 1862 г.). Из усовершенствованных им народных великорусских инструментов образовал в С.-Петербурге оркестр, в который вошли струнные (домры …
  • АНДРЕЕВ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
  • АНДРЕЕВ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
    (1861 - 1918), исполнитель на балалайке и дирижер. Усовершенствовал балалайку, разработал ее оркестровые разновидности. Организатор и руководитель первого оркестра русских …
  • АНДРЕЕВ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? музыкант (род. в 1862 г.). Из усовершенствованных им народных великорусских инструментов образовал в С.-Петербурге оркестр, в который вошли струнные …
  • АНДРЕЕВ в Иллюстрированной энциклопедии оружия:
    Прокофий, саадашный мастер. Россия. Около …
  • АНДРЕЕВ в Энциклопедии русских фамилий, тайн происхождения и значений:
  • АНДРЕЕВ в Энциклопедии фамилий:
    Десятое место в первой сотне самых распространенных в России фамилий занимает эта. Происхождение ее предельно ясно - от имени Андрей, …
  • АНДРЕЕВ в Высказываниях великих людей:
    Ложь перед самим собою - это наиболее распространенная и самая низкая форма порабощения человека жизнью. Л.Н. Андреев …
  • ВАСИЛИЙ
    Василий II Болгаробойца (958—1025 гг.) — византийский император с 976 г. Подавил восстание малоазийской знати в 976—979 гг. и 987— …
  • АНДРЕЕВ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Андрей Андреевич (1895-1970). Выходец из рабочих, Андреев стал руководителем профсоюза железнодорожников в 1920-28 г.г. Надежный сторонник сталинского аппарата, А. был …
  • АНДРЕЕВ в 1000 биографий знаменитых людей:
    Леонид Николаевич (1871-1919). Русский писатель, родился в Орле, в семье землемера. В 1897 г. появился его первый рассказ "Бергамот и …
  • АНДРЕЕВ в Литературной энциклопедии:
    Леонид Николаевич — беллетрист и драматург. Происходил из полуинтеллигентной чиновничьей семьи, учился в Московском университете. Окончил юридический факультет. Молодые …
  • АНДРЕЕВ в Педагогическом энциклопедическом словаре:
    Евгений Николаевич (1829- 1889), деятель рабочего и технического образования в России, педагог. Один из учредителей Русского технического общества (РТО), инициатор …
  • ВАСИЛИЙ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Basileios), в Византии императоры: В. I Македонянин , император с 867, основатель Македонской династии. Из македонских (правильнее фракийских) …
  • ВАСИЛИЙ ЕПИСКОП СЕЛЕВКИЙСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (в Исаврии). Присутствовал на соборе в Константинополе (448 г.), где спорил против Евтихия. На "разбойничьем" соборе в Ефесе В. подавал …
  • ВАСИЛИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    имя, очень часто встречающееся в русских былинах и народных повестях; к былинным богатырям принадлежат: В. Казимирович, В. Окульевич, В. Игнатьевич, …
  • АНДРЕЕВ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    псевдоним Н. Г. Чернышевского (см.), под которым он помещал в последние годы жизни статьи в "Русских Ведомостях" и "Русской Мысли". …
  • ВАСИЛИЙ в Современном энциклопедическом словаре:
  • ВАСИЛИЙ в Энциклопедическом словарике:
    I (1371 - 1425), великий князь московский с 1389. Сын Дмитрия Донского. В 1392 получил в Золотой Орде ярлык на …
  • ВАСИЛИЙ
    ВАС́ИЛИЙ МИРОЖСКИЙ (?-1299), игумен Спасо-Мирожского мон. в Пскове. Убит ливонцами, канонизирован Рус. правосл. …
  • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВАС́ИЛИЙ МЕДНАЯ РУКА (? - ок. 932), вождь крест. восст. в Византии (ок. 932), принявший имя Константина Дуки. Казнён. Восст. …
  • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВАС́ИЛИЙ КОСОЙ (?-1448), удельный князь звенигородский. Вместе с братом Дмитрием Шемякой вёл долголетнюю войну с Василием II Тёмным. Пытался захватить …
  • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВАС́ИЛИЙ КАЛИКА (в миру Григорий) (?- 1352), архиепископ Новгородский (с 1330), писатель. Заключил выгодные для Новгорода соглашения с вел. князьями …
  • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВАС́ИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (Василий Кесарийский) (ок. 330-379), христ. церк. деятель, богослов, отец Церкви. Брат Григория Нисского, друг Григория Богослова, вместе с …
  • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВАС́ИЛИЙ БУСЛАЕВ, герой былин новгородского цикла (14-15 вв.), гуляка и озорник, вступивший в бой со всем …
  • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВАС́ИЛИЙ БЛАЖЕННЫЙ (?-1569), моск. юродивый. Один из самых известных моск. святых, чей дар провидения почитал даже царь Иван IV Грозный. …
  • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВАС́ИЛИЙ IV Шуйский (1552-1612), рус. царь в 1606-10. Сын кн. И.А. Шуйского. Возглавлял тайную оппозицию Борису Годунову, поддержал Лжедмитрия I, …
  • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВАС́ИЛИЙ III (1479-1533), вел. князь московский, государь всея Руси (с 1505). Сын вел. кн. Ивана III и Софьи Палеолог. Уморил …
  • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВАС́ИЛИЙ II Тёмный (1415-62), вел. князь московский (с 1425). Сын кн. Василия I и Софьи Витовтовны, управлявшей кн-вом совм. с …
  • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВАС́ИЛИЙ I (1371-1425), вел. князь московский (с 1389). Сын вел. кн. Дмитрия Донского и Евдокии Дмитриевны. По завещанию отца стал …
  • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВАС́ИЛИЙ II Болгаробойца (958-1025), визант. император с 976; из Макед. династии. Подавил восст. малоазийской знати 976-979 (во главе с Вардой …
  • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВАС́ИЛИЙ I Македонянин (ок. 836-886), визант. император с 867. Из крестьян фемы Македония. Основатель Макед. династии. Вёл борьбу против арабов …
  • АНДРЕЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АНДР́ЕЕВ Пав. Зах. (1874-1950), певец (бас-баритон), нар. арт. СССР (1939). В 1909-48 в Ленингр. (Мариинском) т-ре оперы и балета. Проф. …
  • АНДРЕЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АНДР́ЕЕВ Ник. Ник. (1880-1970), физик, основатель отеч. науч. школы акустиков, акад. АН СССР (1953), Герой Соц. Труда (1970). Тр. по …
  • АНДРЕЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АНДР́ЕЕВ Ник. Анд. (1873-1932), скульптор, засл. деят. иск-в РСФСР (1931). Автор психологически выразительного, проникнутого внутр. трагизмом пам. Н.В. Гоголю (1904-09), …
  • АНДРЕЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АНДР́ЕЕВ Мих. Степ. (1873-1948), этнограф и лингвист, ч.-к. АН СССР (1929), акад. АН Узб. ССР (1943). Тр. по быту, нар. …
  • АНДРЕЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АНДР́ЕЕВ Леон. Ник. (1871-1919), рус. писатель. В ранних реалистич. рассказах - поиски социальной справедливости ("Баргамот и Гараська", 1898). Сочувствуя революционерам …
  • АНДРЕЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АНДР́ЕЕВ Лев Ник. (р. 1931), иммунолог р-ний, акад. РАН (2000). Осн. иссл. по физиологии взаимоотношений р-ний и фитопатогенных …
  • АНДРЕЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АНДР́ЕЕВ Ив. Ив. (1880-1919), рос. химик-технолог. Первым разработал (1915) и реализовал (1917) в заводском масштабе способ получения азотной к-ты каталитич. …
  • АНДРЕЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АНДР́ЕЕВ Евг. Ник. (р. 1926), засл. парашютист-испытатель СССР (1958), полк., Герой Сов. Союза (1962), з.м.с. СССР (1963). Испытывал и катапультные …
  • АНДРЕЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АНДР́ЕЕВ Дан. Леон. (1906-59), рус. поэт, мистик-духовидец. Сын Л.Н. Андреева. В ранней поэзии (с 1931) - тревожное ожидание катастроф, надвигающихся …
  • АНДРЕЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АНДР́ЕЕВ Вл. Ал. (р. 1930), актёр, режиссёр, нар. арт. СССР (1985). С 1952 в Т-ре им. Ермоловой (в 1970-85 гл. …
  • АНДРЕЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АНДР́ЕЕВ Викт. Сем. (1905-88), архитектор, нар. арх. СССР (1978). Работал в Москве: адм. здание на ул. Горького (Тверской; 1949), посольства …

Организатор и руководитель первого оркестра русских народных инструментов (1888, с 1896 - Великорусский оркестр).

Биография

Василий Андреев родился в 1861 году в городе Бежецке Тверской губернии.

В 1883 году занялся усовершенствованием народных музыкальных инструментов и образовал в Санкт-Петербурге из любителей игры на них оркестр из струнных (домры четырёх различных размеров, балалайки шести размеров, гусли), духовых (брелка или жалейка - род свирели, пастушеского рожка), ударных (накры - род литавр из больших глиняных горшков с натянутой на них кожей, бубен).

После концертов этого оркестра, имеющего своеобразный колорит, в 1888 году в русском обществе развилось широкое увлечение назваными инструментами (особенно балалайкой) благодаря сравнительной лёгкости игры на них. Явился на них широкий спрос, в связи с которым возникло усиленное их производство мастерами музыкальных инструментов, поддержанное введением обучения игры на них в войсках. Стали издаваться школы и ноты (преимущественно аранжировки народных песен, оригинальные композиции, вальсы и другие сочинения).

Виртуозно владея техникой игры на балалайке, Андреев выступал и в качестве композитора для своего инструмента и для великорусского оркестра. Время от времени он совершал со своим оркестром концертные путешествия по России и Европе (где имел огромный успех), а также заведовал постановкой обучения игре на русских народных инструментах в войсках гвардии.

Василий Андреев являлся членом Русского Собрания и Всероссийского Национального Клуба.

Память

Адреса в Санкт-Петербурге - Петрограде

  • 1912 - 20.12.1918 - Набережная реки Мойки, 64, кв. 30.

Художественный фильм

В 1987 году об В. В. Андрееве был снят художественный фильм Серебряные струны.

Геннадий Иванов - "Знаменитые и известные Бежечане"

1861 - 1918

Еще при жизни Василий Васильевич Андреев вошел в знаменитый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Словарь этот до сих пор пользуется репутацией фундаментальной энциклопедии. Но вот что писали в этом словаре в самом начале прошлого века об Андрееве, и он сам читал эти слова о себе:

«Андреев Василий Васильевич, виртуоз-балалаечник. Родился в 1861 году в г. Бежецке Тверской губернии. В 1881 году занялся усовершенствованием народных великорусских музыкальных инструментов и образовал в Санкт-Петербурге из любителей игры на них так называемый великорусский оркестр из струнных (домры четырех различных размеров, балалайки шести размеров, гусли), духовых (брелка или жалейка - род свирели, пастушеского рожка), ударных (накры - род литавр из больших глиняных горшков с натянутой на них кожей, бубен). Большинство этих инструментов (домры, балалайки, накры), как показывают уже их имена, совсем не великорусского, а восточного, азиатского (турецко-татарского) происхождения, притом далеко не особенно древнего (например, балалайка не восходит далее начала XVIII или конца XVII века). После концертов этого оркестра, имеющего своеобразный, но монотонный и скоро приедающийся колорит, в 1888 году в русском обществе развилось широкое увлечение назваными инструментами (особенно балалайкой) благодаря сравнительной легкости игры на них. Явился на них широкий спрос, в связи с которым возникло усиленное их производство мастерами музыкальных инструментов, поддержанное введением обучения игры на них в войсках. Стали издаваться школы и ноты (преимущественно аранжировки народных песен, обычно весьма невысокого музыкального достоинства, редко оригинальные композиции в роде вальсов и т.п. салонных сочинений, совсем уже не «великорусского» пошиба). Виртуозно владея техникой игры на балалайке, Андреев выступал и в качестве композитора для своего инструмента и для великорусского оркестра. Время от времени он совершает со своим оркестром концертные путешествия по России и Европе (где имел недавно огромный успех), а также заведует постановкой обучения игре на «великорусских» инструментах в войсках гвардии».

С одной стороны, авторы энциклопедии удостоили Андреева своим вниманием, а с другой, в короткой справке сколько скрытой иронии и даже враждебности. И инструменты-то не русские, и слово «великорусский» все время как-то передергивается, и музыка-то имеет «монотонный колорит»...

Василий Васильевич всю жизнь вел принципиальные споры с многочисленными противниками своего дела. Критических выпадов в его адрес было предостаточно.

Но обо всем по порядку.

В Бежецке сегодня все знают, кто такой Василий Васильевич Андреев - создатель первого оркестра русских народных инструментов, музыкант-просветитель, реконструктор ряда русских народных инструментов, неутомимый пропагандист русского музыкального искусства... Многие покажут дом, в котором родился Андреев, он, слава Богу, сохранился. Многие были в музее Андреева. Теперь вот памятник знаменитому музыканту появился рядом с музеем. В Твери недавно вышла хорошая книга о жизни Василия Васильевича и продается в музее, и, видимо, кто интересуется, прочитал ее. Так что я не буду повторяться и постараюсь рассказать о нашем земляке, обращаясь к более редким изданиям. К материалам самого Андреева.

Великий музыкант-самоучка родился в семье почетного гражданина города Бежецка, купца первой гильдии Василия Андреевича Андреева и его жены дворянки Софьи Михайловны 3(15 по новому стилю) января 1861 года. Отец умер через год, мальчика растил отчим - Нил Николаевич Сеславин. В 1872 году семья переехала в Петербург. Мальчик рано начал тянуться к музыке. «14 лет от роду я играл самоучкой ни 12 инструментах, не зная ни одной ноты», - писал Василий Васильевич в воспоминаниях.

Большое значение на музыкальный выбор Андреева оказали две встречи, одна - в 1883 году в селе Марьино Вышневолоцкого уезда, где было имение Андреевых (это сравнительно недалеко от Бежецка) с балалаечником-самородком Антипом и потом через год - с балалаечником-любителем бежецким помещиком Александром Степановичем Паскиным, в дальнейшем Паскин будет губернским предводителем дворянства. Помещик играл блестяще, виртуозно. Послушав его, Андреев заказал для себя балалайку у бежецкого мастера Антонова.

Вот как сам А.С. Паскин вспоминал об этой встрече: «Будучи страстным любителем музыки, я слыхал и балалайку еще в руках крепостных людей моего деда, генерала Нилова. Но должен сказать, что игра приказчика и кучера не производила на меня впечатления, так как инструменты у них были весьма плохого качества, да и репертуар слишком ограничен... В один из своих приездов в Бежецк В.В. Андреев встретился со мной в доме друга моего П.А. Байера, у которого на рояле лежала балалайка. Как истинный любитель музыки, Василий Васильевич, конечно, обратил на это внимание, и мне пришлось исполнить его желание и поиграть. Впечатление у него осталось очень сильное... Тогда же он говорил, что слышал балалайку у себя в деревне, но музыкант играл левой рукой, да притом и балалайка у него была очень плохая, самодельная... После свидания со мной Василием Васильевичем была немедленно заказана балалайка столяру Антонову, который сам играл довольно порядочно».

В одном из интервью на вопрос «Каким образом у вас зародилась мысль пропагандировать балалайку?» Андреев ответил: «Около 10 лет тому назад, живя в своем имении в Тверской губернии, я, случайно услышав однажды балалайку, увлекся ею и посвятил целый год на изучение ее. Когда я затем приехал в Петербург, мою игру услыхал профессор Н. Быстров, который и уговорил меня выступить в музыкальном обществе. Мне было тогда очень жутко, но блестящий успех, выпавший тогда на мою долю, ободрил меня. Игра понравилась, и балалайка стала с тех пор быстро распространяться в городе. Тогда я бросил все и всецело посвятил себя балалайке. Она была подвергнута мной многим изменениям и усовершенствованиям, однако с сохранением принципа прототипа этого инструмента. Мной было обращено внимание на устройство лучшего резонатора и подбор балалаек по тонам. В настоящее время имеется балалайка от тона контрабаса до пикколо. Пришлось мне также с секстетом поехать в качестве концертанта за границу, и там наша игра имела также шумный успех. Теперь я даже могу высказать полную уверенность, что через несколько лет балалайка за границей найдет также большое распространение. После поездки за границу успех наш был уже обеспечен. Здесь в России во множестве стали образовываться кружки любителей».

Это интервью из «Петербургской газеты» 1898 года. К этому времени уже десять лет Андреев пропагандирует балалайку. Он сам говорит, что к этому времени уже в Петербурге насчитывается 20 тысяч любителей игры на балалайке. «Не только мужчины, но и дамы из высшего общества с большим увлечением играют на балалайке. Балалайки проникли в гимназии, лицей, правоведение, войска, везде образовываются кружки... Несложный инструмент, певучий мотив и легкость игры, не требующей продолжительной и трудной подготовки, делают его доступным массе. В три минуты я могу обучить играть на балалайке «Барыню». Но в то же время это настолько гибкий инструмент, что иногда требуется полтора года обучения для того, чтобы сыграть некоторые другие произведения. Балалайка сделалась теперь излюбленным инструментом в нашем интеллигентном обществе... Но, конечно, на успех в интеллигентном обществе я смотрю как на нечто скоропреходящее. Балалайке место не здесь. А в народе, в который она и будет занесена через отслуживших свои сроки солдат, у которых теперь организовано правильное обучение игре на балалайках».

О солдатах надо сказать особо. Это трудно сегодня представить, но Андреев добился, чтобы в армии было введено обучение игре на балалайке. Тысячи и тысячи мужчин, возвращались из армии домой, научившись хорошо играть на этом инструменте. Андреев считал, что «музыка была до сих пор привилегией образованного общества, между тем значение ее в народе несомненно. Народ тоже имеет свои духовные запросы, и вот эти-то запросы оставались неудовлетворенными. Когда рабочий день кончен, что остается у труженика деревни или фабричного поселка? Только одно - беспросыпное пьянство. Взгляните теперь, как расцветают фабричные оркестры балалаечников и какой живой струей это музыкальное течение влилось в серую фабричную жизнь. Появились самоучки и таланты, явился дух соревнования. Фабричные оркестры пользуются большим успехом у местного населения, доказывая, что музыка так же отвечает запросам народа, как и интеллигенции».

Популярность балалайки растет. Ее заметили даже в салонах, о ней стали писать поэты. Вот, например, Федор Сологуб пишет в 1902 году:

Балалайка моя,
Утешайка меня,
Балалаечка!
У меня ли была,
И жила, и цвела
Дочка Раечка.
Пожила, умерла,
И могила взяла
Дочку Раечку,-
Ну и как мне не пить,
Ну и как не любить
Балалаечку!
Что взгляну на мою
Балалаечку,
То и вспомню мою
Дочку Раечку.

Обучение людей в армии Андреев считал очень удобным, очень организованным. Научился - демобилизовался - теперь и сам играй и других учи, пусть все облагораживаются. А музыка облагораживает.

Андреев добился учреждения в войсках штата преподавателей игры на балалайке, а сам он был возведен в должность «заведующего преподаванием народной музыки в войсках гвардии».

И до Андреева на балалайках играли. Но это считалось чем-то примитивным, мужицким, этнографическим. Хороший музыкальный мастер считал для себя оскорблением просьбу сделать балалайку. Артист cчитал за унижение выступать в концерте с балалаечниками. А вот благодаря фанатической настойчивости и таланту Андреева, его неуемной энергии балалайка не только стала уважаемой, но и будет основой оркестра. Андреев «создал новую область музыкального творчества - русское народно-инструментальное искусство письменной традиции - явление уникальное не только в отечественной, но и во всей мировой музыкальной культуре, так как представляет собой особый сплав элементов фольклорного и профессионально-академического искусства». Это слова исследователя творчества Андреева М. И. Имханицкого. Постараюсь больше не углубляться в такие специальные характеристики, но суть понятна: была просто балалайка, играл мужик на завалинке. Пришел Андреев - и появились ноты для балалайки, сотни переработок для балалайки, оркестры появились не симфонические, привычные, а из народных инструментов, которые исполняют и народную музыку, и классическую, и сам Шаляпин запоет под этот оркестр. И Европа, и Америка ахнут, услышав такое. Андреев так организует игру балалаек, домр, гуслей, что иностранная публика станет говорить не только об особой красочности звучания инструментов, но и об особой красоте и загадочности русской души.

Сегодня мы можем видеть, например, в Бежецке, что народные инструменты в чести, игре на них обучают в детской музыкальной школе, оркестры народных инструментов выступают на сценах, ездят на гастроли, получают призы. Но так было не всегда. Были гонения на исполнителей на домрах, балалайках, гуслях - скоморохов, игравших на них, преследовали. Патриарх Никон (XVII век) велел собрать и сжечь все народные инструменты, они считались бесовскими, языческими. Под страхом наказания запрещалось звать скоморохов с домрами, балалайками, гуслями и волынками на свадьбы. Но народ все равно сохранял свои народные инструменты, игрой на которых он выражал свои чувства и настроения. Сохранял под спудом. И словно ждал такого человека, как Андреев, который придет и даст настоящую битву предрассудкам и рутинерству. Андреев, несмотря на непонимание, злобное недоброжелательство, на финансовые затруднения, вывел народные инструменты в большое искусство. Вот в этом - его подвиг. В этом - его великое дело.

Андрееву приходилось много сил тратить даже на то, чтобы объяснить, что инструменты эти исконно русские. Тем же авторам энциклопедии Брокгауза и Ефрона, которые иронизировали, что оркестр великорусский, а инструменты не русские, а татарские. Русские они, самые что ни на есть русские - пишет Андреев одну за другой статьи, доказывая это.

«Когда я начинал свою работу для создания Великорусского оркестра, я чувствовал себя, как одинокий человек в первобытном лесу, прокладывающий новую дорогу. Надо было вырабатывать размеры каждого инструмента, входящего в состав оркестра, усовершенствовать их в звуковом отношении, сохранить в неприкосновенности их народные черты и, в особенности, выработать приемы игры на них. Наконец, позаботиться о литературе, которой не существовало, привлечь исполнителей и сотрудников, добыть средства для их вознаграждения, выработать ансамбль. Решительно все надо было вновь создавать, а главное, бороться с полным недоверием и жестокими предрассудками против самого названия инструмента «балалайка», которое столетие служило синонимом антимузыкальности и так незаслуженно оскорбляло чувство национального достоинства. Но с помощью многих долголетних сотрудников мне удалось это глубоко народное искусство поставить на должную, по праву принадлежащую ему высоту и направить на верный путь. Искусство объединяет, а «в единении - сила», и чем больше, чем шире будет распространяться музыка по лицу земли родной, тем лучше». Так писал Василий Васильевич Андреев.

Порой он отчаивался, когда упирался в глухую стену непонимания. В одну из таких минут отчаяния написал письмо Льву Николаевичу Толстому: «Скажите мне, граф, продолжать ли этот труд, а главное, верный ли он, по Вашему мнению. Стоит ли отдавать ему все способности, время и средства? Нужна ли народу его песня и может ли по образцам этой песни, передаваемой в совершенстве балалайкой, развиться его музыкальность?..»

Толстой ответил: «Милостивый государь Василий Васильевич! Я думаю, что Вы делаете очень хорошее дело, стараясь удержать в народе его старинные, прелестные песни. Думаю, что и путь, избранный Вами, приведет Вас к цели, и потому желаю успеха Вашему делу. С совершенным уважением готовый к услугам Л.Толстой. 20 марта 1896 года».

«После этого письма я уже минуты не сомневался, что стою на верном пути, а главное, сочувствие Толстого восстановило мою энергию и веру в себя».

В России заслуги Андреева признали в полной мере только после огромного успеха Великорусского оркестра за границей.

А за границей поначалу были настроены скептически. Вот в Англии первый концерт оркестра. Выходит Андреев, занимает место дирижера. Раздались два-три поощрительных хлопка, пока никаких аплодисментов. Мол, посмотрим, послушаем. Пошел первый номер программы. По окончании его какой-то шепот пошел по залу. Аплодисментов никаких. После второго номера публика зашевелилась, раздались аплодисменты. Потом все больше и больше слушатели проникались, а после исполнения «Эй, ухнем» наступила сначала гробовая тишина, а потом началась просто буря аплодисментов. Англичане, сдержанные англичане требовали повторить. Андреев не знает, что делать. Ему режиссер перед началом концерта сказал, что здесь не вызывают на повтор и повторов не будет. Что делать? Подбегает режиссер и просит срочно повторить на «бис». Занавес распахивается - и снова звучит наша великая волжская песня... Английские музыкальные критики подняли в газетах оркестр Андреева на небывалую высоту. Срочно переписывается контракт, оркестру продлевают пребывание в Англии. К Андрееву приходят английские музыканты, просят дать ноты некоторых русских народных песен. Во всех самых фешенебельных ресторанах начинает звучать русская музыка. При появлении Андреева в ресторане тут же начинают играть «Эй, ухнем».

Вот как очевидец описывает последний концерт Великорусского оркестра в Англии: «При появлении оркестра на сцене в последнюю субботу раздались нескончаемые аплодисменты. Пока Андреев раскланивался, он стоял буквально под непрерывным дождем цветов. Затем начались подношения. Театр гудел. Когда, наконец, Андреев встал на возвышение и хотел начать свою программу, внезапно театральный оркестр заиграл русский гимн... Пятитысячная толпа неумолчно аплодировала во все время исполнения русского гимна, он был повторен три раза, когда, наконец, публика несколько успокоилась и стала занимать места. Андреев, обернувшись к публике лицом, начал играть английский гимн. На сцену полетели опять цветы. Весь театр пел, аплодисменты покрывали голоса и оркестр... В этот вечер в предвидении оваций программа была не особенно большая. По окончании всех номеров Андреев выходил несколько раз на аплодисменты и после четвертого или пятого вызова взошел на возвышение и, опять обернувшись лицом к публике, начал играть прощальную песню. Тишина в зрительном зале. Как будто никто не узнал первых звуков. Но через несколько мгновений произошло что-то такое, чего нет возможности описать. Что-то похожее на прорвавшуюся чудовищно-огромную плотину, на рев бури огласило весь театр. Крики, свист, аплодисменты - все слилось в какой-то общий хаос. А когда на половине исполнения этой песни оркестром Андреева взмахнул палочкой и г. Ля Рондель, капельмейстер театрального оркестра, и присоединился с последним к Андрееву, и в воздухе витали две дирижерские палочки, то казалось, вот-вот разрушится все здание театра и обломки его смешаются с неистовавшей толпой. Что это был за момент! Немудрено, что среди этого торжества мелькали носовые платки около глаз плачущих. Какое единение сердец. Это чувствовалось. Вся атмосфера театра дышала дружбой и братством». Это воспоминания Ю.А. Мансфельда, секретаря и переводчика Андреева во время гастролей Великорусского оркестра в Англии в 1909 - 1910 годах.

Это только в Англии. А были столь же триумфальные гастроли во Франции, в Германии, в Америке. Во Франции Андреева наградили орденом Почетного легиона и золотой медалью. В Америке в 1911 году выпустили грампластинку с записью Великорусского оркестра. Кстати, в этом же году в оркестре Андреева впервые выступил с соло на балалайке десятилетний Ника Осипов, будущий знаменитый музыкант, имя которого носит оркестр народных инструментов имени Н.П. Осипова.

Прекрасно прошли концерты оркестра Андреева с участием знаменитой певицы Надежды Плевицкой в Москве. Гастроли Велирусского оркестра по России всегда проходили замечательно.

Надо сказать, что название оркестру - Великорусский - Андреев дал по составу инструментов, принадлежащих к средней и северной полосам России, то есть к Великороссии, или древнему государству Московскому. Была ведь еще Малороссия - это юг, окраина (Украина) России. Была еще Белая Русь.

Великорусский оркестр родился из Кружка любителей игры на балалайках. У него были свои успехи. Он гастролировал по России, был даже на гастролях во Франции. Но в в 1896 году Андреев понял, что кружок перерос свои рамки, надо преобразовывать его в серьезный оркестр.

Андреев всего себя отдал музыке. Нужны были неимоверные силы, беспредельное здоровье, чтобы работать так много, как он. Но, надо сказать, что он здоровьем и крепким характером был в мать. Софья Михайловна, по воспоминаниям современников, в семьдесят с лишним лет танцевала мазурку и ездила верхом, как гусар. Она отличалась независимостью суждений, могла публично на балу так «отбрить» губернатора (это вспоминает писатель Леонид Ленч, отец которого играл в оркестре Андреева), что тот не знал куда деться. «Своего Васеньку она боготворила». Василий Васильевич с матерью и прожил всю жизнь. Своей семьи у него не было. Он весь был в музыке.

Вот, кстати, еще штрих из воспоминаний Ленча. Это его псевдоним, а фамилия - Попов. «Андреев был влюблен в Россию, в русский народ, в русское искусство. Он даже одевался летом в русский кафтан старинного покроя, накинутый на плечи, в русскую алую или белую рубаху с цветным шелковым пояском, и шаровары и высокие сапоги. На голове - шапки того фасона, который щеголи сейчас называют «опричник». В Марьинском парке он построил для себя по рисунку Рериха (а, может быть, Врубеля) «Избушку на курьих ножках» - очаровательное бревенчатое гнездышко. В этой избушке он любил принимать гостей. Стульев не было полагалось сидеть на лавках. Но Андреев не был «квасным патриотом и надутым поклонником стиля «рюс». Его «русский дух» был органичным и естественным выражением его влюбленности в Россию».

Таким запомнил Ленч Андреева в деревне, в имении. А вот каким он был в Петербурге. Это уже вспоминает П.А. Оболенский, дирижер одного из первых оркестров народных инструментов из рабочих: «Петербургское общество считало Василия Васильевича образцом мужской элегантности. Шаляпин часто говорил, что носить костюм он научился у Андреева. Пластичность и умение почти «по балетному» владеть жестами очень помогали Андрееву как дирижеру. Он обладал каким-то магическим влиянием на свой оркестр. Как сейчас вижу совсем близко на репетиции его красивый жест, выразительную мимику. Вот нахмуривает бровь, пристальный взгляд в сторону басовых домр - и из-под рук виртуоза оркестра Мамерса полились чарующие бархатные звуки налимовской домры...»

С. И. Налимов - «балалаечный Страдивари» в коллективе Андреева. Он создал непревзойденные и по сей день образцы русских народных щипковых инструментов.

25-летний юбилей Великорусского оркестра отмечали в 1913 году в большом зале Мариинского театра в Петербурге. От рабочих Путиловского завода до крупнейших музыкальных деятелей - все поздравляли Андреева. Хорошо сказал Шаляпин: «Ты пригрел у своего доброго, теплого сердца сиротиночку-балалайку. От твоей заботы и любви она выросла в чудесную русскую красавицу, покорившую своей красотой весь мир...»

Шаляпин и Андреев были близкими друзьями. Когда Андреев умер, а это произошло во время гастролей в 1918 году на Северный фронт Красной Армии, то Шаляпин глубоко скорбел. Приехал на похороны в Александро-Невской лавре, был на отпевании, потом долго стоял и смотрел в лицо Андреева и все говорил: «Вася, Вася! Что же ты сделал, что?» Поцеловал Андреева в лоб, погладил с нежностью его по голове и с глазами полными слез отошел в сторону.

Надо сказать, что Андреев сразу принял Октябрьскую революцию. Ему казалось, что теперь силы народные будут раскрепощены, и открывается широкая дорога перед деятельностью таких людей, как он сам. Он предложил переименовать оркестр в «Первый народный государственный оркестр». Начал много ездить с выступлениями перед красноармейцами. Бойцы даже пишут письма советскому правительству с благодарностью за возможность услышать «оркестр под управлением товарища Андреева».

Один из поэтов уже новой эпохи Виссарион Саянов напишет о балалайке стихи, которые прямо не посвящены Андрееву, но вполне могли бы быть посвящены его памяти:

Три струны всего у балалайки,
Но широк ее размах большой,
Взмах руки, и пролетают чайки
С набежавшей песенной волной.
Парень укорачивает струны,
Прижимает крепко их к ладам,
И плывет напев простой и юный
По окрестным паркам и садам.
Слушаю его и молодею,
Прохожу по саду налегке,
Все-то, видно, знает и умеет
Парень с балалайкою в руке.
Дай и мне к струне твоей певучей,
Прикоснуться медленной рукой,
Может, прозвучит еще получше
Песенка, придуманная мной.

1949 год

В заключение необходимо сказать, что традиции народного искусства во многом благодаря Андрееву, а, может, исключительно благодаря ему, активно развиваются в Бежецке. Некоторые музыканты приезжают в Бежецк из других краев и областей, чтобы здесь вдохновляться и расти как музыканты. Остаются здесь жить, преподают. А детские бежецкие оркестры народных инструментов часто занимают первые места на различных фестивалях и конкурсах. Надо держать марку: Бежецк - родина Андреева.

В. В. Андреев вошел в историю отечественной музыкальной культуры как организатор и руководитель первого оркестра русских народных инструментов, виртуоз-исполнитель на усовершенствованной им балалайке, инициатор и непосредственный участник реконструкции большого количества русских народных инструментов, музыкально-общественный деятель и истинный патриот своей страны. Василий Васильевич Андреев был поистине одержим любовью к народному искусству – песням, танцам и игре на музыкальных инструментах. С детских лет он испытывал неодолимое влечение к народу. Чувство это, по собственному его признанию, росло вместе с ним и, хотя родители дали мальчику вполне светское образование, обучали языкам, игре на фортепиано и скрипке, Василий Андреев остался верен музыкальному искусству своего народа до последних дней.

В один из тихих летних вечеров, которые Андреев проводил в фамильном имении Марьино, что неподалёку от города Бежецка, он впервые услышал балалайку. Как вспоминал Василий Васильевич, он вдруг услышал неведомые для него звуки. Было ясно слышно, что играют на струнном инструменте. Игрок наигрывал плясовую песню, сначала в довольно медленном темпе, а потом всё быстрее и быстрее. Следуя за этими звуками, Андреев увидел, наконец, того игрока. На ступенях крыльца сидел работник Антип и играл на… балалайке. Присмотревшись внимательно, как играл крестьянин, и, взяв у него несколько уроков, Андреев решил играть на балалайке сам и довести игру на ней до совершенства! Для этого благородного дела, ему пришлось реконструировать инструмент, усовершенствовав его форму и качество материалов из которых была изготовлена балалайка. уже через несколько месяцев он играл на балалайке перед столичной публикой. После его блестящего выступления, в петербургских салонах только и разговоров было, что об Андрееве и его балалайке.

Андреев активно работал над усовершенствованием балалайки, над обогащением её технических возможностей и репертуара. Он и его ученики с блеском исполняли на балалайке не только народные песни и наигрыши, а также переложения классических произведений, но и оригинальные произведения для балалайки, которые в большом количестве выходили из-под пера Василия Васильевича. В числе произведений, написанных им для балалайки необходимо также отметить большое количество жанровых зарисовок и произведений танцевального характера. Василий Васильевич пошёл по пути превращения жанров вальса и мазурки из чисто прикладных, в концертные пьесы программного характера с неизменным показом технических возможностей инструмента. Одних только вальсов им написано больше 20-ти. Андреев настолько талантливо использовал разнообразные приёмы и динамические возможности инструмента, что каждое его произведение совершенно неповторимо, с легко запоминающимися мелодиями и оригинальными ритмическими находками.

Популярность Андреева ширилась с каждым его выступлением. К нему часто обращались с просьбами научить играть на балалайке. Андреев, конечно, не обладал достаточным количеством времени и сил, чтобы удовлетворить все эти просьбы, поэтому был вынужден написать в 1887 году совместно с П. К. Селиверстовым, известным музыкальным деятелем «Школу игры на балалайке».

Впоследствии, в 1891-м году Андреев организовал кружки балалаечников среди солдат Петербургского гарнизона. Василий Васильевич не просто учил их играть на балалайке, но и прививал им любовь к народной музыке, а те, отслужив, возвращались в родные места и учили балалаечному искусству своих односельчан. Так распространялась по всей стране слава о балалайке. Популярность Андреева ширилась с каждым его выступлением. К нему часто обращались с просьбами научить играть на балалайке. Андреев, конечно, не обладал достаточным количеством времени и сил, чтобы удовлетворить все эти просьбы, поэтому был вынужден написать в 1887 году совместно с П. К. Селиверстовым, известным музыкальным деятелем «Школу игры на балалайке».

В 1891-м году Андреев организовал кружки балалаечников среди солдат Петербургского гарнизона. Василий Васильевич не просто учил их играть на балалайке, но и прививал им любовь к народной музыке, а те, отслужив, возвращались в родные места и учили балалаечному искусству своих односельчан. Так распространялась по всей стране слава о балалайке.

Андреев, заинтересовавшись балалайкой, решил в дальнейшем реконструировать и другие русские народные инструменты. Таким образом, ему удалось найти в заброшенной деревне Вятской губернии «круглую балалайку», которая являлась уцелевшим после средневековых гонений русским народным музыкальным инструментом — домрой. В итоге, Андреев решил и этот инструмент привести в более профессиональный вид и дать ему новую жизнь. Современная домра, создателем которой является Андреев, это профессиональный виртуозный и очень популярный инструмент.

В процессе педагогической работы и совместной игры с учениками, у Андреева родилась мысль создать коллектив балалаечников — балалаечный ансамбль. 20 марта 1888 года состоялось первое публичное выступление «Кружка любителей игры на балалайках» под руководством В. В. Андреева. В состав ансамбля вошли новые оркестровые варианты балалаек от маленькой, тоненькой пикколо, до густых, мощных басов и контрабасов. Концерт вызвал большой резонанс. А уже осенью 1889 года «Кружок любителей игры на балалайках» выступил с концертами в Русском павильоне на Всемирной выставке в Париже. Успех был просто оглушительный!

В 1896 году появился первый оркестр русских народных инструментов, созданный Василием Васильевичем Андреевым. В его состав вошли кроме балалаек, также и домры различных размеров и щипковые гусли. Позднее в оркестр Андреев ввёл различные народные духовые и ударные инструменты, что, несомненно, обогатило художественные возможности оркестра, придало ему те краски, которыми музыканты смогли создать прекраснейшие музыкальные полотна. Осенью 1908 года начался период блистательных зарубежных гастролей Великорусского оркестра под управлением Андреева. Германия, Англия, Франция, Соединённые Штаты Америки. И всё это за четыре года. Если добавить сюда многочисленные концерты в Петербурге и Москве за время короткого пребывания в России между зарубежными поездками, то картина интенсивной творческой жизни оркестра будет полной. С оркестром в концертах с удовольствием выступали знаменитые певцы — Надежда Плевицкая, Елена Катульская, Владимир Касторский. Для оркестра писали сочинения такие известные композиторы, как Александр Глазунов, Николай Фомин. Знаменитая актриса Сара Бернар плакала от восхищения, вызванного выступлением оркестра. А Фёдор Иванович Шаляпин искренне гордился знакомством с оркестром и его основателем – Василием Васильевичем Андреевым. Пётр Ильич Чайковский, после выступления Андреевского оркестра, воскликнул «Что за чудо эти балалайки!»

В 1918 году Андреев был направлен с концертами на Северный Фронт. Играя перед бойцами в сильнейший мороз в одном лишь лёгком фраке, Андреев внезапно заболел и скончался 26 декабря 1918-го года.