Роман «Отцы и дети», написанный И. С. Тургеневым во второй половине 19 века, никогда не утратит своей актуальности.
Это доказывает уже название, ведь противоречия, возникающие между разными поколениями - вполне обычное явление в любые времена. А когда к возрастным различиям добавляются социальные, конфликт приобретает еще более острый характер и становится явлением общественно значимым.
Главные герои произведения И. Тургенева - разночинец Базаров и потомственные аристократы Кирсановы. Каждый из них отличается особым воспитанием, образом жизни, отношением к миру, а также убежден, что именно он может служить если не идеалом, то образцом современного человека. Сравнительная и Павла Кирсанова (это главные антиподы в романе) позволяет читателям, живущим спустя полтора столетия, сформировать свое представление об основных общественных силах и особенностях развития России середине 19 века.
Завязкой действия становится приезд в деревню, на каникулы, молодого дворянина Аркадия. Встречающий сына отец с некоторым удивлением разглядывает его товарища - очень уж не похож он на Кирсановых. Евгений Базаров (друг и духовный учитель Аркаши) - сын простого лекаря. Одет просто - в длинный балахон с кистями. Сразу бросались в глаза его большие красные руки и длинные волосы. Да и поведение было особенное - несколько развязное, грубоватое. Такова была данная Николаем Петровичем при первой встрече характеристика.
Аркадия Кирсанова и Евгения Базарова в тот момент связывали общие интересы, но по мере развития отношений всех героев молодые люди будут все больше отдаляться друг от друга. Одна из причин - конфликт между молодым разночинцем-демократом и уже пожилым, но сохранившим изысканность и врожденный аристократизм, Павлом Петровичем.
Появление Базарова у Кирсановых стало событием, нарушившим мирное течение жизни в доме. Павел Петрович сразу же невзлюбил приятеля своего племянника. Это и понятно. В противовес Евгению, он во всем любил лоск и поддерживал сформировавшийся с годами порядок. С красивой, ухоженной внешностью, в английском костюме, с накрахмаленными воротничками и безукоризненным поведением, он представлял собой полную противоположность Базарову. Их антипатия начнется с первого момента знакомства и закончится дуэлью.
Базарова и Кирсанова Павла (литература еще не знала подобных столкновений поколений) помогает не только раскрыть их внутренний мир и идейные убеждения, но и составить представление об особенностях развития общества в тот период.
Внешность - это первое, что бросается в глаза при знакомстве с двумя совершенно противоположными героями. Чем больше накаляются их отношения, тем явнее становится видна абсолютная разница между ними.
Базаров - сын обедневшей дворянки и обычного лекаря. Всего в жизни добивался собственным трудом, не желая хоть в какой-то мере зависеть от родителей. Это человек сильного ума и характера, решивший посвятить жизнь медицине и науке. Ни во что не верил и гордо провозглашал себя нигилистом.
Павел Петрович, дворянин в нескольких поколениях, был воспитан совсем в другой обстановке. Хорошее образование, офицерская служба и всеобщая любовь - вот то, что составляло основу его жизни. Однако страстное увлечение княгиней Р. и довольно быстрое разочарование (она его бросила) стали причиной его преждевременного старения и отчуждения от света. Он потерял вкус к жизни, затем поселился в имении брата и с тех пор вел замкнутую, бесполезную жизнь.
Таким образом, характеристика Базарова и Павла Петровича Кирсанова помогает понять, насколько не похожими были эти люди изначально.
Столь явное различие в социальном положении не могло не сказаться на взаимоотношениях героев. Если Николай Петрович пытался проявить к гостю снисхождение, где-то даже уступить, его брат сразу же показал полную неприязнь. И чем больше общались Базаров и Кирсанов, тем сильнее становилось их противостояние, вылившееся сначала в ожесточенный спор, а затем и в дуэль. Глубокий анализ отношения демократа-разночинца и потомственного дворянина к общественной роли аристократов и нигилистов, способу государственного устройства, народу, природе и искусству - лучшая характеристика персонажей.
Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов тоже, по сути, мало походили друг на друга - это станет ясно в финале романа. Поэтому второй пытался убедить друга, что тот ошибается в отношении Павла Петровича и просил его быть снисходительнее. Однако примирение двух таких разных людей было невозможно, и дуэль тому доказательство.
В чем же суть идеологических различий между молодым разночинцем и пожилым дворянином?
Первым спорным моментом для них стал вопрос о том, какова роль дворянства в государственном устройстве и общем укладе жизни.
Павел Петрович, являвшийся аристократом «до мозга костей», утверждал, что они и есть основная движущая сила любого развития, и это право им давалось еще по рождению. А идеал любого государства - монархия и либеральные реформы, ведущие к прогрессу.
Такая точка зрения вызывала в оппоненте ожесточение, главную причину которого он объяснил полной неспособностью аристократов к действиям и, как следствие, их бесполезностью для любого общества. Доказательством тому был сам Кирсанов, праздно проводящий жизнь в деревне.
На этом не заканчиваются их споры, выступающие как сравнительная характеристика. Базарова и Кирсанова интересовали и другие вопросы.
Так, после обсуждения роли аристократии они не могли не перейти к обсуждению деятельности нигилистов, во время которого фраза «он ни во что не верит», произнесенная ранее Аркадием, несколько корректируется Базаровым. Он называет себя человеком, принимающим только то, что может быть полезно. В текущий момент такими для него являлись наука с медициной и абсолютно отрицались устоявшиеся взгляды на жизнь, монархию и крепостничество, религию, поскольку они вели к застою. Для Кирсанова же нигилисты были людьми, вызывающими лишь раздражение своим нахальством и безверием.
Аристократ и нигилист - два абсолютно разных поколения, что убедительно доказывает сравнительная характеристика Базарова и Кирсанова.
Высказывают герои в яростных спорах и отношение к культуре, тем более что для Павла Петровича это была попытка одержать верх над «все отрицающим» Базаровым. Здесь они предстают как полные антиподы. Первый - романтик, чья жизнь прошла на балах и в развлечениях. Неслучайно, он выступает в защиту поэзии, музыки, любви (хотя в то же время автор показывает пустоту его рассуждений). Второй воспитан трудом, поэтому все это для него - глупость, отвлекающая от настоящего дела (в этом Тургенев осуждает своего героя, доказывая несостоятельность подобных взглядов любовью Базарова к Одинцовой).
Роман «Отцы и дети» явился новаторским произведением, поскольку в нем были обрисованы не просто представители старшего и младшего поколения, но и совершенно разные общественно-политические силы, сыгравшие важную роль в развитии России.
Сравнительная характеристика Базарова и Кирсанова дает понять, что оба они были незаурядными личностями, лучшими представителями (и это подчеркивал сам автор) дворян и разночинцев. В чем-то они были правы, в чем-то ошибались - это не столь важно. Главное, что и те, и другие внесли свой вклад в развитие страны. А И. С. Тургенев сумел уловить и передать в своем романе важный момент, когда происходит смена поколений и начинается новый этап в развитии общества.
Реалистический роман "Отцы и дети" посвящен теме отношений разных поколений, о чем свидетельствует в первую очередь само название. Так, И. С. Тургенев почти с самого начала произведения сталкивает различные взгляды на устройство общества: "отцы" представлены либералами - Павлом Петровичем и Николаем Петровичем Кирсановыми; "детьми" же изначально представляются Евгений Базаров и его "ученик" - Аркадий Кирсанов. Представители нового поколения привержены нигилистическим взглядам, выраженным в неприятии гуманитарных и уважении строгих и точных наук, в категоричном мышлении и в принятии труда за основу жизни.
Но чем больше времени проходит от начала произведения, тем сильнее становится видно различие между учителем и учеником.
Первым отличием, которое встречает читатель в произведении, становится поведение Аркадия в присутствии своего отца: он частенько оглядывается на Базарова, словно проверяя, правильно ли он ведет себя, и, что особенно важно, он лишь пытается говорить развязно с отцом. Евгений же твердо уверен в необходимости изменения своего образа жизни ради общественного прогресса, непритворные разговоры ему даются легко.
При сравнении Евгения Базарова с Аркадием Кирсановым нельзя не отметить ежедневные занятия их обоих. Базаров - труженик, который ни дня не может провести без определенной работы, что очень ярко демонстрирует его уверенность в своих нигилистических идеях. Он поглощен медициной - вскрытием лягушек. А чем занимается Аркадий в свободное время? Судя по малому количеству упоминаний автором занятий этого героя, можно предположить, что он не решается взяться ни за одно дело, будто напрочь забывая о том, что он должен быть нигилистом. Стоит принять во внимание и защиту Аркадием Павла Петровича и Николая Петровича от критики их Базаровым: это как нельзя лучше срывает маску увлечения Аркадия новыми категоричными взглядами своего приятеля, ведь не может настоящий нигилист одобрять занятия, например, искусством! Базаров понимает, что Аркадию просто нравилось в чем-то следовать идеям своего учителя. Их связывала не дружба, не приятельство - это Аркадий лишь почти слепо пытался подражать тому человеку, во взглядах которого со временем разочаровался и сам.
Так, причиной расставания двух героев послужило раскрытие Базаровым настоящих взглядов Аркадия Кирсанова: его вполне обоснованно можно отнести к "отцам", ведь новые нигилистические идеи его устраивают лишь поверхностно.
Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -
Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» - это произведение о современниках автора, поскольку время действия в романе и время его издания практически совпадают. Ничего не приукрашивая, Тургенев сумел показать основные проблемы общественной жизни второй половины XIX века, в том числе и извечный конфликт поколений - «отцов» и «детей». Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров - представители нового, молодого поколения. С самых первых страниц мы понимаем, насколько Аркадий дорожит дружбой со своим «добрым приятелем», который действительно является незаурядной личностью, обладающей четко выраженными принципами и убеждениями. Добрый, чувствительный, достаточно мягкий и «пустой» Аркадий Кирсанов сразу же понимает необыкновенность своего нового знакомого и, практически не раздумывая, принимает чужие мысли, мнения, установки. Поэтому мы и видим в дальнейшем конфликт, который развивается в душе молодого Кирсанова между его реальными взглядами, опытом - и всем тем, что он так быстро решил «принять». Именно поэтому Аркадия задевают и даже иногда оскорбляют выпады Базарова против Кирсановых-старших, их образа жизни, воспитания, принципов, но молодой человек не только не противоречит своему авторитетному другу, но и пытается найти в его словах зерно истины. С самого начала видно, что эта дружба - неравная. Да и можно ли назвать дружбой отношения, которые ценны лишь для одного? Очарованный внутренней силой, энергией, необычным мировоззрением Базарова, Аркадий готов простить другу его невежливость и бестактность, но сам нередко попадает в ситуации, когда становится объектом насмешек по совершенно неожиданному поводу. Впечатлительный, мечтательный Кирсанов умеет чувствовать прекрасное, он часто восхищается произведениями искусства, не оставляет его равнодушным непередаваемая красота природы. Но его восторг, искренние глубокие чувства так часто натыкаются на ядовитую усмешку друга, считающего, что искусство - это чепуха, «романтизм», «художество», а «природа - не храм, а мастерская, и человек в ней - работник». И здесь проявляется слабость Аркадия - не в том, что не умеет переубедить Базарова, а в том, что ощущает чувство вины, смущение за свою искренность, откровенность, мысли. Не всегда понимая и принимая поступки Базарова, Аркадий готов соглашаться с ним практически во всем, но он ясно ощущает, что его приятель не слишком дорожит их дружбой, не видит в нем самоценной, интересной личности. Поэтому, когда Аркадий вступает в спор с отцом и дядей по поводу несогласия в убеждениях, он говорит не только от имени себя лично, но и от имени друга: «мы не признаем авторитетов», «мы должны исполнять эти требования, мы не имеет права предаваться удовлетворению личного эгоизма». Это «мы» говорит о неуверенности Аркадия, он постоянно обращается за поддержкой. Да и речь его становится слишком напыщенной, «красивой». Слишком разные эти два молодых человека, и мы понимаем, что на самом деле у каждого из них - своя дорога. И все-таки Базарову нужен был зачем-то Аркадий, зачем-то он держал его около себя! Откровением прозвучал для Аркадия отзыв Базарова о Ситникове - его бывшем «ученике», пародии на убежденного человека, крикливой и бестолковой: «Ситниковы нам необходимы. Мне, пойми ты это, мне нужны подобные олухи. Не богам же, в самом деле, горшки обжигать!» В это мгновение Аркадию ясно открылась не только «вся бездонная пропасть базаровского самолюбия», но и бездна, разделяющая его и Евгения: «Эге, ге!... Мы, стало быть, с тобой боги? то есть - ты бог, а олух уж не я ли?» В конце романа дороги друзей расходятся, поскольку для Базарова были ценными в жизни лишь его убеждения, и он всегда шел на решительный разрыв с теми, кто сочувствовал его взглядам, дорожил его дружбой, но не обладал ни его силой духа и воли, ни готовностью к предстоящей борьбе и в лучшем случае мог стать лишь ненадежным попутчиком. Находя в Аркадии не только бесхарактерность и слабость, но и черты враждебного ему дворянского мира, Базаров при прощании сказал ему: «...мы прощаемся навсегда, и ты сам это чувствуешь... В тебе нет ни дерзости, ни злости... Ты славный малый; но ты все-таки мяконький, либеральный барич...» Роман Тургенева «Отцы и дети», заставил меня задуматься о многом: какой должна быть человеческая дружба, как вести себя, если не согласен с товарищами, до какой степени стоит принимать убеждения и авторитеты друга? Тургенев не давал ответов, он ставил нужные вопросы, и дело читателей - понять их, решить, задуматься о своей жизни.БАЗАРОВ И
АРКАДИЙ. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ГЕРОЕВ
(по роману И.С.
Тургенева “Отцы и дети”)
Как
противоположные люди в романе И.С.
Тургенева “Отцы и дети” показаны два друга
- Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов.
Базаров - сын уездного лекаря. Он отрицает
не только
Аркадий
искренний, бескорыстный, любящий человек.
Базаров отрицает романтизм, но все же
является романтиком, как и Аркадий. И в
порыве откровения признается Аркадию в
любви к окружающим. Проследим как
раскрываются характеры героев в похожих
ситуациях. Сильно и страстно любит Базаров
Одинцову, скрывая свое чувство до
предсмертного объяснения с
Аркадий
живет по принципам, которые Базаров
пытается, уничтожить. Базаров - врач по
образованию и предпочтение отдает только
естественным наукам потому, что они дают
точные знания, ему чужда красота природы,
мир искусства, он отрицает принципы
аристократов. И Тургенев солидарен с героем.
Базаров считает, что “природа - не храм, а
мастерская, и человек в ней работник”. С
этой мыслью Аркадий готов был согласиться,
но, развивая эту мысль, он не пришел к тем же
результатам, что и Базаров. Аркадий
утверждал, что работнику надо отдыхать, и он
не
На
протяжении романа Базаров стремится понять
мужиков. Он воспринимается ими вроде шута, и
крестьяне ждут от него не рассуждений об их
делах, а медицинской помощи. Насчет Аркадия
можно сказать, что он никогда не лезет в
чужие дела и не выставляет себя напоказ.
Прощаясь с Аркадием, Базаров дает личную
В
отношениях Базарова с Аркадием Кирсановым
нет настоящего взаимопонимания. Это не
единомышленники, а лишь временные
попутчики.
Уроков: 1 Заданий: 7 Тестов: 1
Уроков: 3 Заданий: 8 Тестов: 1
июня 14 2011
Роман «Отцы и дети» Тургенева был написан в 1862 году. Как замечает Д. И. Писа-рев, лишено как завязки, так и развязки. Здесь нет четкого обдуман-ного плана. Но при этом в романе описаны совершенно различные типы и характеры, присутствуют ярко вырисованные картины. Здесь совершенно ясно можно почувствовать отношение Тургенева к своим героям и событиям, разворачиваю-щимся на страницах романа.
В начале романа мы видим, что Аркадий находится полностью под влиянием своего друга Базарова. Несмотря на то, что он часто вступает с ним в споры, он боготворит своего старшего приятеля. Приехав домой, Аркадий даже несколько стесняется своих домашних перед Базаровым. Он нарочито развязно говорит с отцом и дядей, стараясь показать, что он уже вполне взрослый и самостоятельный . В отличие от Базарова Аркадий еще только формируется как . Он впитывает все новое и быстро попадает под влияние окружающих. Так, к примеру, Одинцова, прекрасно разбираясь в людях, сразу начинает относиться к Аркадию, как к младшему брату. Несмотря на восторги в адрес Базарова, уже в начале романа можно заметить расхождения во взглядах приятелей. Аркадий более человечен, мягок, он не отвергает чувств, любит искусство и природу. Базаров интересен молодому человеку, как сильная независимая личность, но нельзя сказать, что Аркадий безоговорочно принимает все рассуждения друга. Он недоволен, когда приятель с присущим ему цинизмом размышляет о родственниках молодого человека, об Анне Сергеевне Одинцовой, вообще об окружающих людях. Базаров относится к Аркадию скорее как к послушному ученику и соратнику, нежели другу. Все споры с приятелем носят несколько поучительный характер. Когда молодой человек призывает приятеля пожалеть Павла Петровича, Базаров резко отвечает, что не считает человека, «который всю свою поставил на карту женской любви», настоящим мужчиной, «самцом». Далее звучит мысль о том, что «всякий человек сам себя воспитывать должен». Базаров не стесняется ставить себя в пример, зная, что Аркадий очарован его идеями нигилиста. Чем больше молодой человек узнает своего приятеля, чем ближе сходится с ним, тем чаще у него возникает мысль, что Базаров противоречит сам себе. Так, к примеру, он с удивлением замечает, что Евгений испытывает робость перед Одинцовой, ведет себя неестественно развязно. Хотя ранее убеждал Аркадия, что отношения между мужчиной и женщиной можно полностью объяснить с точки зрения физиологии. Молодой человек тонко чувствует перемену в Базарове, когда тот влюбляется в Анну Сергеевну. В первое время он испытывает ревность и расстроен сложившимся положением дел. Однако быстро смиряется, признавая превосходство приятеля, и все свое внимание направляет на младшую сестру Одинцовой Екатерину Сергеевну.
Я думаю, Базарова привлекает в Аркадии его молодость, свежесть восприятия, живость чувств. Ему несколько льстит благоговейное отношение младшего приятеля к собственной персоне. Он снисходит до с Аркадием, легко опровергая все рассуждения друга о чувствах, женщинах, искусстве. В Аркадии есть то, чего нет у Базарова: наивного, незамутненного цинизмом восприятия мира, умения радоваться жизни и находить в ней светлые стороны.
Раскол в отношениях приятелей начинает намечаться еще в Марьине, в доме Аркадия. Молодой человек не соглашается с мнением Базарова, что Николай Петрович - «человек отставной» и «его песенка спета». Аркадий не способен «выбросить» человека на свалку, даже если его взгляды устарели. Будь то отец или просто посторонний человек. Кульминацией накала во взаимоотношениях приятелей можно считать момент, когда Базаров высказывается по поводу приезда Ситникова: «Мне нужны подобные олухи… не богам же, в самом деле, горшки обжигать…» Только сейчас перед Аркадием «открылась на миг вся бездонная пропасть базаровского самолюбия». Молодой человек начинает понимать, как приятель к нему относится, однако по старой привычке еще старается сохранить с Базаровым приятельские отношения. Он, уезжая от Одинцовой, напрашивается в тарантас к приятелю, хотя «двадцать пять верст показались за целых пятьдесят». Аркадий был неприятно удивлен тем, как Базаров обошелся со своими родителями, что также не способствовало укреплению дружбы между приятелями. Молодой человек постепенно уходит из-под влияния приятеля. Он влюбляется в Катю и понемногу проникается уже ее взглядами на жизнь. Базаров прекрасно понимает состояние своего приятеля. Он осознает, что дружбе настал конец, что уже пора навсегда распрощаться со старым приятелем. В разговоре с Аркадием Евгений утверждает, что в том «нет ни дерзости, ни злости» и что поэтому тот не годится для дела. Он считает приятеля слишком мягким баричем, романтиком и понимает, насколько они с Аркадием далеки друг от друга. Базаров не считает нужным дальше продолжать дружеские отношения. По большому счету, он никогда не воспринимал Аркадия в качестве друга, поскольку по натуре является одиночкой. Поэтому, расставшись с юношей, Базаров вычеркивает его из своей памяти. Когда отец предлагает Евгению, умирающему от заражения, послать за приятелем, чтобы проститься, тот с трудом припоминает имя Аркадия Кирсанова и отказывается от встречи с ним.