Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Венгерская рапсодия 2 листа характеристика. «Венгерские рапсодии» Листа: история и особенности

Венгерская рапсодия 2 листа характеристика. «Венгерские рапсодии» Листа: история и особенности

Трудно представить себе мировую музыку без влияния Венгрии. Именно эта страна подарила мировому искусству Листа, Кальмана, Бартока и многочисленные самобытные композиции.

Музыкальная культура Венгрии базируется на традициях цыган. И сегодня в стране очень популярны цыганские ансамбли, собирающие аншлаги во многих городах и селах.

Авторская музыка

У истоков академической музыки страны стоял композитор Ференц Лист. В числе его композиций, посвященных Венгрии, можно выделить такую новаторскую для того времени работу, как «Венгерские рапсодии».

Многие мелодии основываются на традиционных мотивах. В некоторых можно уловить звучание венгерских танцев – чардашей и палоташей.

Ференц Лист был активным пропагандистом синтеза искусств, пытался связать музыку с литературой, живописью. Пьеса «Мыслитель» разработана под впечатлением от скульптуры Микеланджело, «Обручение» создано по картине Рафаэля Санти. Познакомившись с «Божественной комедией», Лист написал сонату «После прочтения Данте».

Среди других признанных композиторов Венгрии, работавших в XX веке, можно выделить следующих:

  • Имре Кальман. Создатель десятков оперетт, самой «венгерской» из которых считается «Марица».
  • Дьердь Лигети – современный венгерский композитор, разрабатывавший направления авангарда и абсурда. Одно из его программных произведений – «Реквием», написанный в 1960-х годах.
  • Альберт Шиклош – композитор, пианист, виолончелист, создатель нескольких опер, самой популярной из которых является «Лунный дом».

Народная венгерская музыка

Наряду с многочисленными академическими композиторами в Венгрии всегда присутствовала народная музыка.

В XVII–XVIII веках народная венгерская музыка ассоциировалась с цыганской. Многие исполнители выступали в смешанном, венгерско-цыганском стиле. Следствием такого смешения явилось музыкальное направление – вербункош.

Для венгерского вербункоша характерен плавный переход между различными ритмами исполнения, от медленного до энергичного.

Элементы вербункоша можно встретить в произведениях ряда европейских композиторов. К примеру, «Марш Ракоши», самая известная мелодия этого стиля, встречается в работах Берлиоза и Листа.

На основе вербункоша через несколько десятилетий развился стиль чардаш. Кроме цыганских мотивов, в его основу легли деревенские пляски с разных концов страны. Однако именно цыганские коллективы познакомили с этим стилем все соседние государства.

Особенность венгерского чардаша – изменчивость темпов и ритмов, от плавных и медленных до стремительных. Специалисты различают нескольких видов: «трясучку», оживленный и спокойный.


Многие мотивы чардаша можно встретить у крупнейших композиторов Европы: Брамса, Кальмана, Чайковского. Российский композитор органично вплел элементы этого музыкального стиля в свой балет «Лебединое озеро».

Чардашу посвящена и «Сильва», самая известная из оперетт, написанных Имре Кальманом. Другое название этого произведения – «Королева чардаша». Постановка пережила несколько экранизаций и пользуется популярностью и поныне.

Среди известных композиций, написанных в этом жанре, можно отметить «Чардаш» – небольшую пьесу продолжительностью чуть меньше пяти минут, созданную итальянским музыкантом Витторио Монти. Это одно из немногих произведений автора, активно исполняющееся и сегодня.

Не обошел стиль вниманием и австриец Иоганн Штраус. Главная героиня его оперетты «Летучая мышь» исполняет перед публикой венгерский чардаш, чтобы доказать свою национальную принадлежность.

Венгерская опера

Венгрия входит в число ведущих поставщиков оперной музыки Европы. Первым венгерским оперным композитором был Ференц Эркель, поставивший в середине XIX века оперу «Мария Батори». Затем появилось множество других оперных постановок по национальным мотивам.

Современная венгерская опера – это бурное развитие и многочисленные опыты. Некоторые исполнители соединяют классическую оперу с современными музыкальными жанрами (такими, как техно-музыка), другие поднимают необычные темы. К примеру, Мартон Иллеш иногда использует в своих произведениях аравийские мотивы, Тибор Кочак соединяет воедино оперу и рок-музыку (в результате чего появилась, например, постановка «Анна Каренина»).

К числу ведущих оперных композиторов Венгрии XX века относятся Дьердь Ранки и Тибор Полгар. Помимо опер, они известны также своей музыкой, созданной для фильмов Келети.

Взаимопроникновение венгерской и мировой музыкальных культур продолжается и сегодня. В Венгрии много исполнителей, работающих в жанре рок- и металл-музыки. Среди основных групп, экспериментирующих в этих стилях, можно отметить Dalriada, Ossian, Omega, концертирующих по всей Восточной Европе.

Если у вас остались какие-то вопросы по этой теме, задавайте их в комментариях к статье. Чтобы узнавать об обновлениях нашего блога, подписывайтесь на рассылку.

Произведения на национальную – венгерскую – тематику занимают важное место в творческом наследии . По словам композитора, он «черпал богатство… в самой толще цыганских оркестров». В конце 1830-х гг. Лист начинает создавать сборник «Венгерские народные мелодии», позднее – начиная с 1850-х гг. – он становится основой «Венгерских рапсодий».

Из девятнадцати «Венгерских рапсодий» большая часть создавалась в 1850-х гг., и лишь четыре последние – в 1880-х. Лист не был первым, кто назвал фортепианные произведения рапсодиями – в 1815 г. это сделал Вацлав Ян Томашек, чешский композитор. Но у Листа основой рапсодии – виртуозного инструментального произведения в свободной форме с оттенком импровизационности – становятся не оперные мелодии, а народные – песенные и танцевальные. Именно в таком русле жанр рапсодии получает развитие в творчестве других композиторов, и потому Лист считается основоположником этого жанра.

Большая часть рапсодий Листа основывается на фольклорных источниках (исключение составляют лишь три – Шестнадцатая, Семнадцатая и Восемнадцатая). Некоторые из них снабжены программными заглавиями: «Героическая элегия» (Пятая), «Пештский карнавал» (Девятая), «Ракоци-марш» (Пятнадцатая).

Форма листовских рапсодий порождена традициями венгерского народного музицирования: за медленным, горделивым мужским круговым танцем (лашшу) следует быстрая, темпераментная пляска (фришш). Такова, например, наиболее известная – Вторая венгерская рапсодия (аналогичное строение имеет и Испанская рапсодия). Медленные части имеют различную жанровую природу: палоташ – венгерский двухдольный танец-шествие, эпическое повествование, импровизационный речитатив. Быстрые части основой своей имеют чардаш – зажигательный танец.

Возникшие на волне роста национального самосознания венгров, рапсодии Листа и в области музыкального языка имеют своим источником венгерский музыкальный фольклор. Это находит выражение в ладовой организации (т. н. «цыганская гамма», именуемая также «венгерской» – с двумя увеличенными секундами, на второй и шестой ступенях в мажоре и на третьей и шестой в миноре), и в ритмических особенностях (синкопы, характерный пунктирный ритм в кадансах), в строении мелодий (повторение квартовых попевок). Фактура и приемы развития тоже генетически связаны с народным музицированием венгров. Многие пианистические приемы – фигурации, различные варианты арпеджио, репетиции, широкие скачки – проистекают из особенностей звучания цимбал и иных музыкальных инструментов венгерского народа, а мелизматика – от скрипки. Характерны для венгерского музыкального фольклора и неожиданные смены темпа и характера движения, и орнаментальное варьирование на чередовании гармоний – тонической и доминантовой.

Несмотря на наличие общих черт, каждая из Венгерских рапсодий Ференца Листа глубоко индивидуальна. Самому композитору была особенно дорога Четырнадцатая рапсодия – он ценил высоко это произведение героического характера, отличающееся свободой развития музыкального материала. Наибольшей импровизационностью характеризуется Двенадцатая рапсодия. Шестая основывается на простой танцевальной мелодии, которая получает виртуозное вариационное развитие.

Наибольшая популярность выпала на долю Второй венгерской рапсодии до-диез минор. Она удивительно разнообразна по тематическому материалу, национальная природа которого очевидна уже во вступлении. Эпическая тема речитативного склада излагается в среднем регистре, особую значительность она приобретает благодаря аккордам, завершающим каждую фразу (форшлаги, украшающие эти аккорды, вызывают ассоциацию с бряцанием на струнном инструменте, что становится выразительным штрихом к образу певца-сказителя, возникающего в этой речитативной теме).

Национальный характер ярко выражен и в первом – медленном – разделе рапсодии. В первой его теме – песенной – черты стиля вербункош выражаются в характерных пунктирных фигурах, завершающих каждое предложение (т. н. «каданс со шпорами»). Форма медленного раздела имеет черты трехчастности с элементами варьирования: первая тема проводится дважды, расцвечиваясь фактурными изменениями и пассажем, затем сменяется второй темой – легкой, имеющей танцевальную природу, проводимой на органном пункте (в этой детали фактуры тоже проявляется связь с фольклорной музыкальной традицией), после чего возвращаются тема вступления и песенная тема.

Яркая картина народного праздника возникает во втором – быстром разделе. Его основу составляет танцевальная тема, появившаяся в средней части медленного раздела. По мере развития ускоряется темп, усложняется фактура, динамические «волны» простираются от предельно тихой звучности до ff (танец то стихает, то возобновляется).

В Венгерских рапсодиях ярко проявилась «оркестральная» трактовка фортепиано, присущая Листу, и потому не вызывает удивления появление их переложений для симфонического оркестра.

Все права защищены. Копирование запрещено

Ференц Лист

Венгерская рапсодия

подготовлено учителем музыки Данилиной Н.С.



Ференц Лист родился 22 октября 1811 в деревне Доборьян (Венгрия). В детстве был очарован цыганской музыкой и веселыми танцами венгерских крестьян. Отец Листа, управляющий в большом имении графа Эстерхази, был музыкантом-любителем и поощрял интерес сына к музыке; он же преподал ребенку основы игры на фортепиано.

В возрасте 9 лет Ференц дал свой первый концерт в соседнем городке Шопроне. Вскоре он был приглашен в великолепный дворец Эстерхази; игра мальчика настолько поразила гостей графа, что несколько венгерских дворян вызвались оплатить его дальнейшее музыкальное образование. Ференца послали в Вену, где он обучался композиции у А.Сальери и фортепиано у крупнейшего педагога Европы К.Черни.


После смерти отца (1827) Лист начал давать уроки. Тогда же познакомился с молодыми композиторами Г.Берлиозом и Ф. Шопеном, искусство которых оказало на него сильное влияние: он сумел «перевести на язык фортепиано» колористическое богатство партитур Берлиоза и сочетать мягкий лиризм Шопена с собственным бурным темпераментом.

В начале 1830-х годов кумиром Листа стал итальянский скрипач-виртуоз Н.Паганини; Лист задался целью создать столь же блестящий фортепианный стиль,

и даже перенял от Паганини некоторые особенности его поведения на концертной эстраде. Теперь Лист практически не имел соперников как пианист-виртуоз .


  • Судьба композитора сложилась так, что он по многу лет жил в разлуке со своей родиной - Венгрией. Но никогда не переставал он верно служить ей, всегда оставался венгерским композитором.
  • Во многих его произведениях можно услышать национальные мелодии, в частности хорошо всем известный чардаш. Ряд лучших сочинений Листа создан на темы, взятые из жизни и истории Венгрии. Среди них - знаменитейшие «Венгерские рапсодии», ставшие своеобразным музыкальным эпосом венгерского народа, это - фортепианные сочинения на народные темы. Листу принадлежит 19 «Венгерских рапсодий» с использованием цыганских мотивов.

  • "...Мой рояль для меня то же, что для моряка его фрегат, для араба его конь, больше того, до сих пор он был моим «я», моим языком, моей жизнью! Он хранитель всего того, чем была движима моя душа в пылкие дни моей юности; ему я доверю все мои помыслы, мои грезы, мои страдания и радости». Так говорил Ференц Лист. Лист был первым, кто открыл необъятные возможности фортепьяно. Лист «превратил» рояль в оркестр, исполняя на нем симфонии Бетховена, оперные фантазии Моцарта, Берлиоза, Вагнера, Верди. Рояль у Листа пел песни Шуберта и превращался в орган, когда пианист исполнял фуги Баха.
  • Лист решительно вывел рояль из комнат и домашних зал на концертную эстраду. Он первый из пианистов осмелился выступать в концерте один, несколько часов занимая внимание слушателей только игрой на рояле. «Начиная с Листа, - говорил В. В. Стасов, - для фортепьяно стало возможно все».
  • Лист угадал великое будущее инструмента, который в то время ценили не очень-то высоко, оставляя его для домашнего музицирования. Лист как-то сравнил фортепьяно с гравюрами: «по отношению к оркестровому сочинению оно то же, что гравюра к произведению живописи, которое она размножает и распространяет».
  • Лист был музыкантом, который первым своим долгом считал приносить людям (не единицам - массе людей!) лучшие музыкальные творения прошлого и настоящего. И делал это он до последних дней жизни.

Слушание.

Вопросы:

  • - Интонации какого жанра вы услышали;
  • - В чьем исполнении прозвучала музыка?;
  • - Сколько образов прозвучало в произведении;
  • - Охарактеризовать произведение.

Мы послушали музыку, которая называется “Рапсодия”.

  • История рапсодии приведёт нас в Древнюю Грецию, где на праздничных пирах сказители, которых называли рапсодами, декламируют свои большие увлекательные поэмы, подобные «Одиссее» или «Илиаде» Гомера. Рапсод, так и переводится с греческого языка – тот, кто слагает песню.
  • Своё второе рождение рапсодия пережила в 19 веке. Это вызвано интересом романтизма к фольклору. Пока что рапсодия напоминает фантазию на народные темы, позже она приблизиться к поэмам, к сольным концертам для фортепиано с оркестром и даже к кантатам.
  • Что такое рапсодия в наше время?
  • Рапсо́дия (греческое слово ῥαψῳδία, «rhapsodia» - народная эпическая песнь) - инструментальное или вокальное произведение свободной формы из нескольких контрастных частей, чаще всего с использованием народных национальных мотивов.

Ференц Лист родился 22 октября 1811 года в деревне Доборьян (Венгрия). В детстве он был очарован цыганской музыкой и веселыми танцами венгерских крестьян. Отец был управляющим имения графа Эстерхази Он был музыкантом-любителем и поощрял интерес сына к музыке; Он преподал Ференсу основы фортепианной игры . В возрасте 9 лет Ференц дал свой первый концерт в соседнем городке Шопроне. Вскоре его пригласили в великолепный дворец Эстерхази. Игра Ференса поразила гостей графа, и несколько венгерских дворян решили оплатить дальнейшее обучение Ференца. Его послали в Вену, где он обучался композиции у Сальери, фортепиано у Черни. Венский дебют Листа состоялся 1 декабря 1822. Критики остались в восторге, и с тех пор Листу были обеспечены слава и полные залы.

От известного издателя А. Диабелли он получил приглашение сочинить вариации на тему вальса, придуманную самим Диабелли; таким образом юный музыкант оказался в компании великих Бетховена и Шуберта, к которым издатель обратился с такой же просьбой. Несмотря на это, Лист (как иностранец) не был принят в Парижскую консерваторию, ему пришлось продолжать образование частным образом. После смерти отца (1827) Лист начал давать уроки. Тогда же он познакомился с молодыми Берлиозом и Шопеном, искусство которых оказало на него сильное влияние:

Лист сумел "перевести на язык фортепиано" колористическое богатство партитур Берлиоза и сочетать мягкий лиризм Шопена с собственным бурным темпераментом.

В начале 1830-х годов кумиром Листа стал итальянский скрипач-виртуоз Паганини; Лист задался целью создать столь же блестящий фортепианный стиль, и даже перенял от Паганини некоторые особенности его поведения на концертной эстраде. Лист практически не имел соперников как пианист-виртуоз. Ференц Лист был хорош собой, его концертные поездки тех лет неизменно сопровождались громкими и публично обсуждавшимися affaires de coeur, "романами". В 1834 Лист начал совместную жизнь с графиней Мари д"Агу (впоследствии она выступила как писательница под псевдонимом Даниель Стерн). От их союза родилось трое детей - сын и две дочери, младшая из которых, Козима, вышла замуж за великого пианиста и дирижера Г. фон Бюлова, а потом стала женой Рихарда Вагнера.



(За пианино Ф. Лист. У его ног Мари д’Агу. В центре сидит Ж. Санд, положив руку на Дюма. Позади стоят Гюго и Россини, обнимающий Паганини за плечи.)

Лист выступал в Австрии, Бельгии, Англии, Франции, Венгрии, Шотландии, России и в 1849 дал цикл концертов, средства от которых пошли на сооружение памятника Бетховену в Бонне. В 1844 Лист стал капельмейстером при герцогском дворе в Веймаре. Этот небольшой немецкий город был некогда процветающим культурным центром, и Лист мечтал вернуть Веймару славу столицы искусств. В 1847, приняв решение посвятить себя Веймару, Лист предпринял прощальные концертные гастроли. Во время пребывания в России он познакомился с княгиней Каролиной Зайн-Витгенштейн, и вернулся с ней в Веймар. В роли капельмейстера Лист поддерживал все новое, радикальное, иногда - отвергнутое другими. С одинаковым рвением он исполнял сочинения старых мастеров и опыты начинающих композиторов. Он устроил неделю музыки Берлиоза в то время, когда романтический стиль этого композитора не встречал понимания во Франции. Лист сумел даже организовать в Веймаре премьеру оперы Вагнера Тангейзер в годы, когда ее автор был политическим изгнанником и ему грозил арест.

Рихард Вагнер в центре, Ференц Лист, его дочь Козима

Лист считается первостепенной фигурой в истории музыки. Как композитор и автор транскрипций он создал более 1300 произведений. Подобно Шопену и Шуману, Лист в своей композиторской деятельности отдавал пальму первенства сольному фортепиано. Наверное, самое популярное произведение Листа - Грезы любви (Liebestraum).



Среди других сочинений Френсиса Листа для фортепиано можно выделить 19 Венгерских рапсодий (в основе которых лежат скорее цыганские, нежели мадьярские напевы) . Некоторые из них позже были оркестрованы. Листу принадлежат также более 60 песен и романсов для голоса с фортепиано и несколько органных сочинений, включая фантазию и фугу на тему BACH. Среди транскрипций Листа - фортепианные переложений симфоний Бетховена и фрагментов из произведений Баха, Беллини, Берлиоза, Вагнера, Верди, Глинки, Гуно, Мейербера, Мендельсона, Моцарта, Паганини, Россини, Сен-Санса, Шопена, Шуберта, Шумана и других.



Лист стал создателем жанра одночастной полупрограммной симфонической формы, которую он назвал симфонической поэмой. Этот жанр был призван выражать внемузыкальные идеи или пересказывать музыкальными средствами произведения литературы и изобразительных искусств. Единство композиции достигалось введением лейтмотивов или лейттем, проходящих через всю поэму. Среди оркестровых произведений Листа (или пьес с участием оркестра) наиболее интересны симфонические поэмы, в особенности Прелюды, Орфей и Идеалы. Для разных составов с участием солистов, хора и оркестра Лист сочинил несколько месс, псалмы, оратория, легенда о святой Елизавете.



Оценки творческого наследия Листа - композитора и пианиста в период после его смерти были неоднозначными. Возможно, бессмертие его сочинениям обеспечило смелое новаторство в области гармонии, которое во многом предвосхитило развитие современного музыкального языка. Хроматизмы, используемые Листом, не только обогатили романтический стиль прошлого столетия, но и, что важнее, предвосхитили кризис традиционной тональности в 20 в. Лист и Вагнер были приверженцами идеи синтеза всех искусств как высшей формы художественного выражения.



Как пианист Лист выступал в концертах буквально до последних дней своей жизни. Некоторые считают, что он является изобретателем жанра сольных концертов пианистов и особого патетического концертного стиля, сделавшего виртуозность самодостаточной и захватывающей формой. Порывая со старой традицией, Лист развернул рояль так, чтобы посетители концертов могли получше разглядеть впечатляющий профиль музыканта и его руки. Иногда Лист ставил на сцену несколько инструментов и путешествовал между ними, играя на каждом с равным блеском. Эмоциональный напор и сила удара по клавишам были таковы, что во время турне он оставлял за собой по всей Европе порванные струны и сломанные молоточки. Все это являлось неотъемлемой частью представления. Лист мастерски воспроизводил на рояле звучность полного оркестра, в чтении нот с листа ему не было равных, славился он и блестящими импровизациями. Ноавторство Листа в области музыкальной формы и гармонии, новое звучание фортепиано и инструментов симфонического оркестра было поддержано ведущими композиторами его времени. Вобрав в себя культуру Германии и Франции, классик венгерской музыки Лист , внёс большой вклад в развитие музыкальной культуры Европы.

Жизнь Ференца Листа закончилась в возрасте 75-ти лет . Он умер во время посещения Байройтских фестивалей и похоронен 31 июля 1886г. на Байройтском городском кладбище.

Фе ренц Лист (Franz Liszt, 1811–1886) - венгерский композитор, пианист, дирижёр, педагог, музыкальный писатель, общественный деятель. Учился у К. Черни (фортепиано), А. Сальери, Ф. Паэра и А. Рейхи (композиция). В 1823–35 жил в Париже, где развернулся его талант пианиста-виртуоза (выступал с 9-летнего возраста) и началась педагогическая и композиторская деятельность. Общение с видными деятелями литературы и искусства - Г. Берлиозом, Н. Паганини , Ф. Шопеном , В. Гюго, Ж. Санд, О. Бальзаком, Г. Гейне и др. оказало влияние на формирование его взглядов. С энтузиазмом встретив Июльскую революцию 1830, написал «Революционную симфонию»; восстанию лионских ткачей 1834 посвятил фортепианную пьесу «Лион». В 1835–39 («годы странствий») Лист жил в Швейцарии и Италии. В этот период Лист достиг совершенства своего исполнительского искусства, создав концертный пианизм в его современном виде. Определяющими чертами стиля Листа стали синтез рационального и эмоционального, яркость и контраст образов в соединении с драматизмом выражения, красочность звучания, ошеломляюще-виртуозная техника, оркестрово-симфоническая трактовка фортепиано. В музыкальном творчестве Лист реализовал мысль о взаимосвязи различных искусств, особенно внутренние связи музыки с поэзией. Создал для фортепиано «Альбом путешественника» (1836; частично послужил материалом для цикла «Годы странствий»), фантазию-сонату «После чтения Данте», «Три сонета Петрарки» (1-я редакция) и др. С конца 30-х гг. до 1847 Лист гастролировал с большим триумфом по всем странам Европы, в т. ч. в Венгрии, где его чествовали как национального героя (в 1838–40 дал ряд благотворительных концертов в помощь пострадавшим от наводнения в Венгрии), в 1842, 1843 и 1847 в России, где познакомился с М. И. Глинкой, Мих. Ю. Виельгорским, В. Ф. Одоевским, В. В. Стасовым, А. Н. Серовым и др. В 1848, оставив карьеру пианиста-виртуоза, Лист поселился в Веймаре, с которым связан расцвет его творческой и музыкально -просветительской деятельности. В 1848–61 были созданы самые значительные произведения Листа, в т. ч. 2 симфонии, 12 симфонических поэм, 2 фортепианных концерта, соната h-moll, Этюды высшего исполнительского мастерства, «Фантазия на венгерские народные темы». Как дирижёр (придворный капельмейстер) Лист поставил на сцене Веймарского театра свыше 40 опер (в т. ч. оперы Р. Вагнера), из них 26 впервые, исполнил в симфонических концертах все симфонии Бетховена , симфонические произведения Г. Берлиоза, Р. Шумана , М. И. Глинки и др. В публицистических сочинениях выступал за прогрессивное начало в искусстве, против академизма и рутины эпигонов лейпцигской школы, в противовес которой объединившиеся вокруг Листа музыканты образовали веймарскую школу. Деятельность Листа встречала противодействие консервативно настроенных придворных и буржуазных кругов Веймара, и в 1858 Лист отказался от должности придворного капельмейстера. С 1861 жил попеременно в Риме, Будапеште и Веймаре. Глубокое разочарование в современной ему буржуазной действительности, пессимистические настроения привели Листа к религии, в 1865 он принял сан аббата. Вместе с тем Лист продолжал участвовать в музыкально -общественной жизни Венгрии: был инициатором создания в 1875 Музыкальной академии (ныне его имени) и её первым президентом и профессором, содействовал творчеству венгерских композиторов (Ф. Эркеля, М. Мошоньи, Э. Ременьи); способствовал росту молодых национальных музыкальных школ других стран, поддерживал Б. Сметану, Э. Грига , И. Альбениса и других композиторов. С особым интересом относился к русской музыкальной культуре: изучал и пропагандировал творчество русских композиторов, особенно «Могучей кучки»; высоко ценил музыкально-критическую деятельность А. Н. Серова и В. В. Стасова, пианистическое искусство А. Г. и Н. Г. Рубинштейнов и др. До конца жизни Лист продолжал бесплатные занятия с учениками, воспитав свыше 300 пианистов из разных стран. Среди учеников: Э. д’Альбер, Э. Зауэр, А. Рейзенауэр, А. И. Зилоти, В. В. Тиманова; его советами пользовались многие композиторы. Многогранная творческая деятельность Листа - яркого представителя романтизма - сыграла огромную роль в становлении венгерской национальной музыкальной школы (композиторской и исполнительской) и в развитии мировой музыкальной культуры. В его произведениях возник органический сплав народно-венгерских истоков (вербункош) и достижений европейской профессиональной музыки («Венгерские рапсодии», «Героический марш в венгерском стиле», «Погребальное шествие» для фортепиано, симфонические поэмы, оратории, мессы и другие сочинения). Непреходящее значение творчества Листа - в демократизме и действенном гуманизме идейного содержания, его главными темами являются борьба человека за высокие идеалы, стремление к свету, свободе, счастью. Определяющие принципы новаторского творчества композитора - программность и связанный с ней монотематизм. Программность обусловила обновление композитором жанра фантазии и транскрипции, создание нового музыкального жанра - одночастной симфонической поэмы, отразилась на поисках новых музыкально-выразительных средств, что особенно ярко проявилось в поздний период творчества. Идейно-художественные принципы Листа получили распространение в творчестве композиторов различный национальных школ, в т. ч. русской, высоко ценивших его творческий гений, что нашло отражение и в музыкально -критических статьях В. В. Стасова, А. Н. Серова и др.

Сочинения: Опера Дон Санчо, или Замок любви (1825, Париж); оратории - Легенда о св. Елизавете (1862), Христос (1866) и др.; мессы - Эстергомская (Гранская, 1855), Венгерская коронационная (1867); кантаты; Реквием (1868); для оркестра - Фауст-симфония (по И. В. Гёте, 1857); симфония к «Божественной комедии» Данте (1856); 13 симфонических поэм (1849–82), в т. ч. Мазепа (по В. Гюго, 1851), Прелюды (по Ж. Отрану и А. Ламартину), Орфей, Тассо (все - 1854), Прометей (по И. Г. Гердеру, 1855); 2 эпизода из «Фауста» Ленау (1860) и др.; для фортепиано с оркестром - 2 концерта (1856, 1861), Пляска смерти (1859), Фантазия на венгерские народные темы (1852) и др.; для фортепиано - соната h-moll; циклы пьес: Поэтические и религиозные гармонии (по А. Ламартину), Годы странствий (3 тетради); 2 баллады; 2 легенды; 19 венгерских рапсодий; Венгерские исторические портреты; Испанская рапсодия; Этюды высшего исполнительского мастерства, концертные этюды, вариации, пьесы в танцевальной форме, в т. ч. 3 забытых вальса, марши и др.; для голоса с фортепиано - песни и романсы (около 90) на слова Г. Гейне, И. В. Гёте, В. Гюго, М. Ю. Лермонтова и др., инструментальные пьесы, камерно-инструментальные ансамбли; транскрипции (главным образом для фортепиано) собственных произведений и сочинений других композиторов, в т. ч. Этюды по Каприсам Паганини.