Цель урока: осознания творчества Ф. Шопена.
Задачи:
ХОД УРОКА
1. Музыкальное приветствие
2. Тема урока: «Не молкнет сердце чуткое Шопена…»
Учебник – ст. 82 (Учебник «Музыка 4 класс» – Г.П. Сергеева) Прочитать 1 абзац. (ученик). (Приложение 1 , слайд 1)
– Ребята, перед нами портрет великого
польского композитора Фридерика Шопена.
– Сколько лет прожил этот композитор? (39)
Короткую но очень яркую, творческую, музыкальную
жизнь прожил Фридерик Шопен.
2 слайд.
– Как вы думаете для какого инструмента
писал свою музыку Ф. Шопен? (Для фортепиано)
Фредерик Шопен родился 22 февраля 1810 года в
деревне Желязо
ва Воля в Польше.
3 слайд.
Отец Фредерика Николя был
французом, сыном крестьянина. Еще в молодости он
переехал жить из Франции в Польшу, которая
пришлась ему по душе, и впоследствии он принимал
участие в судьбе своей новой родины.
Уже в детстве Фредерик стал неординарно
проявлять свои музыкальные способности. Он был
одержим, вскакивал среди ночи, чтобы подобрать
запомнившийся аккорд или мелодию на фортепиано,
плакал, прослушивая определенные мелодии,
проявляя нескончаемую фантазию в импровизациях.
4 слайд
(прочитать стихотворение)
– И я надеюсь что мы с вами сегодня услышим на
уроке эти чувства и эмоции.
5 слайд.
(Хронология жизни).
1818 – сколько лет Фридерику? (8)
– А кто еще из композиторов рано начал писать
музыку и выступать с концертами? (Моцарт,
Прокофьев)
.
1831 – переехав в Париж, половину своей жизни
проведет в дали от родины.
Учебник – ст. 82. 2 абзац.
Слайды – 6, 7, 8.
Сердце:
Он завещал похоронить свое тело
в Париже а сердце в Варшаве. Т.к. любил свою
родину.
– Перед вами портрет Ф. Шопена работы
французского художника-романтика (стиль
романтизм) 19 века Эжена Делакруа.
Слайд 9.
Жирафовое фортепиано. Слайд 10.
– В чем необычность такого инструмента?
– Для чего это сделано? (для концертного
исполнения).
Ныне фортепианные произведения Ф. Шопена
включены в репертуар множества пианистов. Часто
записи его произведений фигурируют в каталогах
крупнейших звукозаписывающих компаний. С 1927 года
и поныне в городе Варшава проводят Международный
конкурс пианистов им. Шопена.
В 19 веке была борьба за освободительные движения в Европе. Маленькие страны хотели быть независимыми. Шопен писал музыку основываясь на Польской народной музыке, народных танцах.
Полонез (танец-шествие). В переводе – Польский. Слайд №13.
Полонезом обычно начинали или заканчивали балы.
Слушание. Полонез ля мажор.
– Какими словами вы опишете этот танец? (гордость, величественность, торжественный, гордость за Родину).
Мазурка. Слайд № 14 .
Слушание. Мазурка № 1. Си бемоль мажор.
Торжественно и громко первый такт звучит,
И сразу и пара с парой соревнуясь,
По залу с лёгкостью вперёд летит,
Рука с рукой соприкасаясь.
Вопрос из учебника:
– Шопен очень любил свою родину и мы это отчетливо видим в его музыке. А как вы относитесь к своей родине? ….
О родине можно петь по-разному – Торжественно как в … (полонезе), просто как в… (мазурке), а мы с вами споем лирично.
3. Разучивание песни «Родина»
Слайд 15 (вызвать ребенка).
– Кто из них Шопен?
4. Задание на доске:
К каким странам относятся эти танцы?
Полька – Чехия. (Половинка, 2 чатверти)
Трепак – Россия.
Полонез – Польша.
Ча рдаш – Венгрия.
Гопак – Украина.
Мазурка – Польша.
5. Итог
– Что можем сказать о Шопене, что для него важно? (Родина).
6. Д.з: О музыке Шопена сказали современники «Его музыка это пушки спрятанные в розах». Как вы это понимаете?
7. Рефлексия
– Что получилось на уроке, что вам понравилось, что для вас было сложно?
И так ребята сейчас давайте посмотрим на карту в учебнике окр. мир на стр. 145 и найдем небольшую страну на западе от нашей границы России Польшу. Как вы думаете, почему мы о ней заговорили? Правильно, ребята. Как называется столица Польши?
Сейчас мы с вами послушаем ребят, которые подготовили сообщение о Фредерике Шопене.
202 года назад в 1810 году в небольшом местечке под Варшавой родился гений. Его имя - Фредерик Шопен. Отец - француз, сын крестьянина.
Мать - полячка, была музыкальна, хорошо играла на фортепиано, обладала красивым голосом.
Именно она привила сыну любовь к народным мелодиям.
У него было три сестры - разносторонне развиты.
Шопен тоже очень любил учиться. Его гениальность проявилась очень рано, он поражал всех своими способностями, музыкальной одержимостью, неиссякаемой фантазией. Музыкальная впечатлительность проявлялись бурно и необычайно: он мог плакать, слушая музыку, вскакивать ночью, чтобы подобрать запомнившуюся мелодию или аккорд. Родители были мудры и очень бережно относились к своему ребенку.
С 6 лет Шопен начал профессионально заниматься на фортепиано с Войцехом Живным - пианистом, чех по происхождению. Занятия были серьёзные, несмотря на то, что Шопен, помимо того, учился в одном из варшавских училищ. Исполнительский талант мальчика развивался настолько быстро, что к двенадцати годам Шопен не уступал лучшим польским пианистам. Живный отказался от занятий с юным виртуозом, заявив, что ничему больше не может научить его. Почти одновременно с началом серьезного музыкального обучения появляется и первое сочинение. А в 8 лет состоялось первое публичное выступление.
Фредерик Шопен - величайший мелодист мира. Он жил в трудную, но интересную эпоху.
Его называли самым романтичным и поэтичным музыкантом 19 столетия, еще называли - душой фортепиано Господь дал ему божественный музыкальный дар. Но примерно к 19 годам. Шопен начинает кашлять, кашлять сильно …Он обращается к врачам и выясняется, что у него туберкулез, жуткая форма, последняя стадия… И когда Шопен старается узнать¸ сколько же ему остается жить, то врачи в ответ ничего не могут сказать конкретного, а в конце концов отвечают - год, полтора…
Туберкулёз - это болезнь лёгких. Сейчас эта болезнь излечима. Дети наблюдаются у врачей с постановкой реакции манту, а дети с 14 лет и взрослые один раз в год проходят флюорографию лёгких.
Шопен проживает еще 20 лет!!!
Почему? Врачи ошиблись, медицина на низком уровне? Нет! Все нормально, диагноз верный. Туберкулез или чахотка, как тогда говорили, в то время не лечился, был смертельно опасной болезнью. Да и сам Шопен был настолько хрупким и болезненным человеком, что у его организма просто не было сил бороться. И все же…. Прожил 20 лет, хотя обещали лишь год-полтора.
В чем же секрет? Ответ мы находим в некоторых источниках. Жорж Санд, возлюбленная Шопена, с которой он прожил в Париже, более 10 лет вспоминает, что когда Шопен играл и сочинял - он не кашлял! Вы можете себе представить - когда Шопен сочинял и играл, он не кашлял. А он практически все время либо сочинял, либо играл. Так вот в чем разгадка: эти 20 прожитых лет потому и были прожиты, что он практически все время сочинял или играл, а значит, не кашлял. Музыка его учила дышать, или точнее он дышал сквозь музыку. Наверное, поэтому музыка Шопена самая воздушная, самая дышащая. Его произведения настолько наполнена дыханием, что кажется, ты не только дышишь, но и ощущаешь все запахи. Но болезнь прогрессировала, здоровье его резко ухудшилось и 17 октября 1849 года Шопена не стало.
Ребята, скажите, захотелось ли вам услышать музыку Шопена?
Сегодня мы познакомимся со всемирно известными произведениями Фредерика Шопена. И так какой любимый инструмент был у композитора.
Как я уже говорила - Шопен сочинял на нём свои любимые произведения: полонезы, вальсы, мазурки. Как вы думаете, что это? Сейчас вы ребята будете работать по группам. Давайте послушаем эти произведения и составим небольшую словесную характеристику каждого танца. У каждой группы должно получиться три столбика полонез, вальс, мазурка.
Все внимательно слушаем музыку полонез.
Вальс и мазурку.
Мы прослушали три типа танцевальной музыки. Давайте проведём жеребьёвку. И так 1 группа даёт характеристику…, 2 группа …, 3гр…
Молодцы, ребята! А сейчас перед вами три определения, каждая группа находит определение к каждому танцу.
… танец - шествие торжественный вход в большой зал открывались придворные балы.
… бальный танец с плавным вращательным движением пар.
… весёлый, подвижный танец.
Проверяем.
Переходим к практической части. Танец полонез, разучим шаг полонеза. Под горделивое, величественное звучание музыки - своеобразного торжественного марша. Длинной вереницей выступали танцующие, изящно приседая в конце каждого такта музыки. Кроме придворного, существовал и крестьянский полонез - более спокойный и плавный.
Нестареющий, вечно молодой - вальс! Поэтично и нежно звучат вальсы Шопена. Представьте себя дирижёрами, движениями рук передайте те чувства, которые передает музыка вальса.
Кульминацией бала была мазурка
. Мазурка
(от названия польской области Мазовии).
В романе А.С.Пушкина “Евгений Онегин” о мазурке звучат такие слова: Мазурка раздалась. Бывало
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы…
- Давайте посмотрим видео, где показан танец мазурка.
Фредерик Шопен - величайший мелодист мира. Он писал не только танцевальную музыку, но у Шопена есть раннее песенное произведение. Песня «Желание» написана Ф. Шопеном на стихи его друга, польского поэта Стефана Витвицкого. Внимательно послушайте песню «Желание» и скажите, почему Шопен дал ей такое название?
Творчество Фредерика Шопена - это огромный мир необыкновенной красоты. Он, прежде всего нас учит чувствовать и любить.
Какое время года сейчас? У Шопена есть замечательное музыкальное произведение «Зима». Какое было домашнее задание?
На улице зима, стихи о зиме под музыку Шопена мы прочитали, а как же без песни.
Сейчас споём песню о зиме, которую мы изучили на прошлом уроке «Серебристые снежинки».
Молодцы!
Ребята, посмотрите на эти даты 1810 - 1849 и скажите, сколько лет прожил великий композитор Фредерик Шопен. Всего 39 лет - это очень мало. Шопен умер вдали от Родины, но любовь к ней пронес через всю жизнь.
Похоронен Шопен в Париже, а сердце его, как он и завещал, было отправлено в сосуде в Польшу, в Варшаву, где до сих пор бережно хранится в костеле Св. Креста.
Ребята, давайте ответим на главный вопрос урока, почему не молкнет чуткое сердце Шопена?
Одно из замечательных свойств музыки Шопена - ее доходчивость, она словно бы идет от “сердца к сердцу”. Давайте ответим на вопросы кроссворда.
Кроссворд: “Шопен” - по вертикали.
Назовите родину великого композитора Фредерика Шопена. (Польша)
Ребята! Я вам предлагаю дома нарисовать рисунок, который возник в вашем воображении при восприятии музыки Фредерика Шопена
1. сегодня я узнал…
2. было интересно…
3. мне захотелось…
У нас с вами впереди еще столько нового и интересного. А наше музыкальное путешествие продолжится на следующих уроках. А теперь наш урок окончен, и выйти из музыкального кабинета я вам предлагаю под музыку Шопена (звучит «Полонез»).
Урок разработала учитель начальных классов Сорокина Мария Алексеевна
Разработка урока музыки в 4 классе
Тема «В концертном зале»
Художественное название урока:
« Не молкнет сердце чуткое Шопена….»
Задачи:
Образовательные:
Расширить знания о Польше, танцевальном творчестве Ф.Шопена;
Конкретизировать слуховые представления об особенностях польских танцев.
Развивающие:
Развивать ритмический, динамический слух;
Развитие вокально-хоровых навыков.
Воспитательные:
На примере творчества и биографии Шопена прививать любовь к родной земле,толерантности, уважительного отношения к культуре польского народа.
Познавательные УУД:
Учиться на слух узнавать танцы, использовать специальную терминологию;
Учиться оформлять и выпускать газету.
Коммуникативные:
Участие в коллективном пении;
Учится грамотно строить речевые высказывания, их аргументировать.
Личностные УУД;
Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
Регулятивные УУД:
Подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений, сравнивать их характер, называть названия танцев, динамических оттенков, работа с текстом песни, воплощать характер песни о Родине в своём исполнении через пение, слово, пластику движений.
Оборудование: раздаточный материал, музыкальная запись, ноутбук,проектор, презентация.
Методы обучения:
Метод зрительной наглядности:презентация, видеозаписи;
Метод слуховой и зрительной наглядности;
Метод эмоциональной драматургии;
Метод взаимодействия с учителем;
Метод сравнения,размышления;-словесные методы(беседа, разъяснение,объяснение)
Тип: комбинированный
Форма : урок « Выпуск газеты»
Ход урока :
I . Opr момент. Приветствие.
II.Актуализация темы.
Учитель:
Сегодня вы поможете мне выпустить газету, посвященную 205- летию одного композитора. И как в настоящей газете в ней будут свои рубрики: «Что? Где? Когда?», «Музыкальный календарь», «Это интересно». Композитор родился в одной из старинных стран Европы. Вы спросите-какой? Ответив на вопросы мы увидим с вами эту страну, которая занимает место в нашей газете.
Игра «Музыкальное лото»
-Название инструмента (рояль)
-Коллектив музыкантов-исполнителей(оркестр)
-Руководитель оркестра(дирижер)
-Со мной здоровается сам дирижер(название инструмента-скрипка)
-Какие группы инструментов входят в состав симфонического оркестра?(духовые, струнные, ударные)
-В какой оркестр входит этот инструмент балалайка? (оркестр народных инструментов)
(открывается карта ПОЛЬШИ)
Наклеивают карту Польши на газету.
Учитель:
(прикрепить портрет в центре)
- Ребята, мы отправляемся с вами в Польшу на Родину композитора.Группа
« Корреспонденты » поможет мне в проведении урока. На протяжении всего урока они будут выступать в роли моих помощников. Итак, первая рубрика «Что? Где? Когда?»
Несколько интересных фактов об этой стране подготовила…………….
На территории Польши проживает наибольшее количество белых аистов (23% от мировой популяции).
Если где-нибудь на улице Кракова вы спросите, как пройти к библиотеке, и вам ответят «просто», не воспринимайте ответ, как издевательство. «Просто значит «прямо».
Спортом номер один является футбол.
Жёлтый свет светофора в Польше называют оранжевым
Обязательным первым танцем является полонез.
Инфор.на газету
Учитель:
-Тема нашего урока:
Не молкнет сердце чуткое Шопена....
Предлагаю дать нашей газете это поэтическое название.
(Приклеивают название)
Эпиграф урока:
Ты, думаешь,
эти мелодии звуки струны?
То, звуки , рожденные в сердце слышны ...
Р.Гамзатов
К омментарии детеи к эпиграфу .
- В конце нашего урока мы ответим на главный вопрос: Почему не молкнет сердце чуткое Шопена?
- Как мы сможем ответить на этот вопрос? Что мы должны с вами сделать на уроке?
Узнать о жизни композитора.
Услышать музыку Фредерика Шопена, узнать в каких жанрах музыки ярко проявилось его творчество.
Узнать о жизни композитора помогут « Корреспонденты»
Ученик-корреспондент:
Родина композитора-Польша. Но судьба так распорядилась, что долгие годы композитор был на чужбине. Поэтому все свои музыкальные послания он наполнял любовью и страданием, восторгом и отчаянием.
Учитель:
-Любимым инструментом Шопена был - Давайте угадаем:
Играть умеет он и «форте», и «пиано»,
За это назвали его ……………. (Фортепиано)
- Репортаж продолжает.....................................
Ученик-корреспондент:
« Душа фортепиано»,- так называли польского гения. Он писал множество произведений для этого инструмента. Среди них такие жанры как вальсы, полонезы, прелюдии, этюды.
Друзья его называли “Бриллиантовые ручки”.
Инфор.на газету
Учитель:
-Почему, вам подскажет музыка.
(Слайд № 7) слушание аудиозаписи вальс № 7 до диез минор Ф. Шопена.(отрывок)
Вывод о прослушанной музыке: беглость пальцев, пальчики двигаются так быстро, как переливаются бриллианты.
Учитель:
- Недаром о нем Роберт Шуман говорил: «Шапки долой, господа, пред вами гений»
«Танцы, танцы, танцы...» именно так называется следующий разворот учебника на стр. 84 и посвящён он вальсу, полонезу и мазурке.
В 19 веке вальсы, мазурки, полонезы покорили танцевальные залы королей и вельмож и мы послушаем эт великолепные танцы, которые сочинил Ф.Шопен.
III.Слушание музыки.
Учитель:
А сейчас перед вами три определения, каждый из вас находит определение к каждому танцу по его выразительным музыкальным средствам. (Читать с детьми).
Собрать описание одного из танцев.(вальс)
Проставить номера, т.е в каком порядке они звучали...
-Мы послушаем с вами эти танцы, а я попрошу на слух определить в какой очередности они звучат.
Слушание музыки - «ПОЛОНЕЗ»
.. танец - шествие торжественный вход в большой зал открывались придворные балы.
Как вы думаете, почему этот полонез стал музыкальным символом Польши?
В музыке создан образ гордой, независимой, блестящей и величественной Польши.
Сообщение корреспондентов подготовил……………
Именно полонезом хозяин дома в паре с самой уважаемой дамой открывал бал. Шаг полонеза степенный и изящный, сопровождается неглубоким и плавным приседанием на третьей доле.
В 16 полонезах для фортепиано он воспел героическую историю своей страны....
Слушание музыки -«ВАЛЬС»
бальный танец с плавным вращательным движением пар.
Учитель:
- Ну, с вальсом мы довольно таки часто встречаемся в жизни. 17 вальсов сочинил Шопен.
Слушание музыки « Мазурка»
весёлый, подвижный прыжковый танец.
- Как прозвучал танец?
(быстро, резко, стремительно, с акцентами, изящно)
Музыка танца вводит нас в атмосферу праздничного, приподнятого настроения.
Сообщение подготовил корреспондент………………..
Шопен сочинил около" 60 мазурок. Oh называл мазурки «obrazki» - «картинки». В них даны зарисовки и сельских вечеринок, и картины блестящих балов польской знати.
Мазурка-старинный польский танец, (от названия польской области Мазовии). Его танцевали на сельских праздниках. Это подвижный прыжковый танец был любим и крестьянами и аристократами.
Инфор.на газету.
Учитель:
- В романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» о мазурке звучат такие слова:
Мазурка раздалась. Бывало
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы...
(просмотр видеозаписи танца мазурка)
- Скажите, вы почувствовали особенности этих танцев?
Ребята, если мы посмотри на средства музыкальном выразительности - они похожи? Темп, регистр, динамика,тембр?
-Какая по характеру эта музыка?
(танцевальная)
-Через простые танцы Польши - полонез, мазурку, вальс композитор выразил свою любовь к Родине, восторг.
- Ребята, посмотрите на эти даты 1810 - 1849 и скажите, сколько лет прожил великий композитор Фредерик Шопен.
Всего 39 лет - это очень мало. Шопен умер вдали от Родины, но любовь к ней пронес через всю жизнь.
Шопен в Париже, а сердце его, как он и завещал, было отправлено в сосуде в Польшу, в Варшаву, где до сих пор бережно хранится в костеле Св. Креста, где на мемориальной доске написаны слова: “Мое сердце там, где моя Родина”
Родина-это главное, что есть у человека! Сколько прекрасных пословиц, высказываний, стихов о Родине. Давайте прямо сейчас их вспомним.
(Ответы детей)
А сейчас мы разучим с вами песню о нашей Родине, которая
называется «Солнечный Крым».
IV . Вокальная работа.
Распевание. Песня «Солнечный Крым»
V . Обобщение урока и выводы.
Учитель:
- Ребята, давайте ответим на главный вопрос урока, почему не молкнет чуткое сердце Шопена?
Пока звучит музыка Шопена, в которой он выразил всю свою любовь Родине, его сердце не умолкнет!!!
Одно из замечательных свойств музыки Шопена - ее доходчивость, она словно бы идет от “сердца к сердцу”.
Творчество, музыка Шопена настолько проникает в сердца людей, что вдохновляло их на создание произведений о нем. Это и картины художников, скульпторов, поэтов, кинематографистов, композиторов.
Те из вас, кто ответит на вопросы у красит газету произведениями искусства о Шопене: скульптуры, памятники.
Ребята корреспонденты задают вопросы:
С творчеством какого композитора вы познакомились?
Торжественный польский танец-шествие?
Подвижный прыжковый польский танец?
Как друзья называли Ф.Шопена?
С кем и каким танцем открывал бал хозяин бала?
Бальный танец с плавным вращательным движением пар?
Учитель:
И я хочу предложить вам клип на песню о Шопене.
Инфор.на газету.
Мазурка или мазурек (mazurka \ mazurek ) - это не только танец, как вы могли подумать. Это замечательный пирог, который, также как и печенье с джемом, пекут из песочного теста. Отличается же он тем, что его раскатывают в нетолстый пласт, разбивают на сегменты, и щедро смазывают разным видами фруктового джема. Получается очень красиво и вкусно. А когда его слегка посыпают сахарной пудрой, кажется, что сказка уже началась, и она совсем рядом!
Угостить пирогом.
VI .Оценивание. Домашнее задание «Поэты о Шопене».
Тема урока: «Не смолкнет сердце чуткое Шопена… Танцы, танцы, танцы!»
Тип урока – урок изучения нового материала.
Цели урока:
Воспитание у учащихся патриотических чувств к Родине, на примере биографии Ф. Шопена, повышение их эмоциональной культуры, расширение кругозора.
Задачи:
Знакомство с биографией и творчеством польского композитора Ф. Шопена;
- формирование эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству.
Музыкальный материал: Ф. Шопен Полонез №3 (ля мажор), мазурка №47 (ля минор), мазурка №48 (си-бемоль мажор), вальс (до-диез минор), «Желание» на сл. В. Витвицкого, пер. Вс. Рождественского.
Оборудование: мультимедийное оборудование, фортепиано.
Ход урока
1. Организационный момент. Приветствие.
Сейчас музыкальный начнётся урок,
Об этом сказал нам весёлый звонок,
Сказал, заливаясь на ноте высокой:
«Друзья, поздравляю с началом урока!»
Учитель. Здравствуйте, дорогие ребята, я рада приветствовать вас в нашем концертном зале, рада вашим улыбкам. Сегодня на уроке нас ожидает много нового и интересного.
Слайды №1,2.
В ы услышите замечательные произведения польского композитора Фридерика Шопена, познакомитесь с его биографией.
Слайды №3,4.
1 марта 1810 года в Желязовой Воле, близ Варшавы, родился Фридерик Шопен. Его отец, Николя Шопен, француз, переселился в Польшу ещё в конце 18 века, и сумел не только полюбить новую Родину, но и поучаствовать в борьбе за её независимость. Матерью композитора была обедневшая польская аристократка – Юстина Кжижановская. В семье Шопенов было четверо детей. Все четверо были горячо любимыми детьми, но воспитывались в строгости и сдержанности.
Слайд №5.
Вскоре после рождения сына семья Шопенов переезжает в Варшаву. Маленький Фричек (так звали ребёнка в семье) очень рано проявил свою музыкальную одарённость. При звуках грустной песни, напеваемой матерью, ребенок начинал горько плакать. Малыш смеялся и хлопал от радости, когда мать играла веселые танцы . Он в раннем возрасте научился подбирать мелодии на фортепиано. Никто его этому не учил.
Слайд №6.
С 6 лет Фридерик стал заниматься у Войцеха Живного - чешского музыканта. Родители были несказанно рады, когда прекрасный педагог пан Войтех Живный взялся за обучение их сына. Никто, разумеется. Не думал, что в семье растёт гений. Однако именно пан Живный объявил семье Шопенов: «Ваш сын – новый Моцарт!» с самого детства мальчика его мать пани Юстину беспокоили постоянные простуды сына. Несмотря на то, что он был по-детски резв и слыл заводилой мальчишеских компаний, сомнений не оставалось – главной проблемой в его жизни будет именно хрупкое здоровье.
Слайды №7,8.
В 7 лет Фредерик сочинил своё первое крупное произведение – полонез. Полонез это польский танец, но непростой танец, а танец-шествие, которым тогда открывались все танцевальные мероприятия – от императорского бала до провинциально-помещичьей вечеринки. Существует легенда о том, что Шопен, сочиняя полонез, увидел вокруг себя торжественное шествие кавалеров и дам былых времен .
Слайд №9. Сейчас мы услышим знаменитый Полонез ля мажор.
? Какими чувствами наполнена эта музыка? (ответы ребят)
? Как ты думаешь, почему именно это произведение стало музыкальным символом Польши? (ответы ребят)
(Ребята записывают в тетради определение. Полонез – торжественный танец-шествие.)
С 1816 года Шопен начинает выступать в салонах варшавских аристократов, исполняя как произведения собственного сочинения, так и других авторов.
Слайд №10.
С 1826 по 1829 года Фридерик учится в Главной школе музыки в Варшаве у Ю.Эльснера, где совершенствуется в игре на фортепиано и изучает теорию композиции. В отчетах Главной школы музыки Эльснер писал: "Ученик первого года Ф.Шопен - особое дарование", "Ученик третьего года Ф. Шопен. Исключительная одаренность, музыкальный гений». Директор Варшавской консерватории Эльснер – широко образованный музыкант, хороший композитор. За свою долгую жизнь он воспитал не одно поколение польских музыкантов. Чуткий педагог, он умел находить дорогу к сердцам молодых музыкантов. Призывал их ценить родную народную песню, живой источник вдохновения польских композиторов.
Слайд №11.
В возрасте 14-15 лет Шопен сочиняет свои первые мазурки. Мазурка – любимый танец польского народа. Это пьесы, воссоздающие атмосферу польского бала или народного сельского быта, лирически и нежные или проникнутые страстным порывом. К этому танцу Шопен обращался на протяжении всей своей жизни. Всего им написано 60 мазурок.
Слайды №12,13.
Послушайте мазурку си-бемоль мажор Ф. Шопена, определите её характер.
? Как звучат мазурки Шопена? Похожи ли они на сельский танец?
(Ребята записывают в тетради. Мазур – старинный польский танец.)
Слайд №14.
После блистательного окончания Варшавской консерватории Шопен по совету своего учителя едет в Вену – крупный музыкальный центр того времени.
Слайд №15.
В девятнадцатилетнем возрасте Шопен покорил Вену. Вена издавна не любила «чужаков», но, тем не менее, юный Шопен сумел вызвать у капризной публики самые восторженные эмоции. В отличие от большинства композиторов своей эпохи, Шопен был удивительно тонок и нежен. «Его музыка – удивительно весенняя!» - восклицали слушатели. Недаром же он родился в марте!»
Слайд №16. Послушайте один из самых известных вальсов Ф. Шопена - вальс си минор. Сравните его с другими известными тебе танцами. В чём их различие? (ответы ребят)
Слайд №17.
В 1829 Шопен знакомится с Констанцией Гладковской, которая становится его музой. Именно для Констанции Шопен сочинил песню Желание. Эта нежная лирическая музыка возникла под непосредственным воздействием глубокого сердечного чувства к красивой и талантливой девушке. Звучит песня «Желание».
? Интонации какого жанра звучат в этой песне? Сравните её с темами мазурок. (ответы ребят)
Слайд №18.
Шопен собирался отправиться покорить мир - завоевать Вену, Париж - и вернуться в Польшу признанным композитором. Но судьба распорядилась иначе.
Слайд №19.
В 1830 году в Польше началась война за независимость. Шопен, страстный патриот, водил знакомство со многими повстанцами. Однако по настоянию отца молодой композитор уезжает в Париж. Мучимый противоречиями, он отправляется в Париж.
Слайд №20.
Прибыв Париж, Шопен поражается его разнообразием и возможным перспективами. В Париже Шопен знакомится с известными музыкантами: Ференцом Листом, Луиджи Керубини, Гектором Берлиозом.
Известие о разгроме восстания и падении Польши застают композитора на чужбине. В своем дневнике Шопен напишет: "...Нельзя описать мое горе: я насилу его переношу!" Нужны были не слова, а что-то другое. Все чувства, все мысли, веру в свободу Польши, весь пыл восстания он воплотит за фортепиано, создаст фортепианный этюд, названный «Революционным».
Слайд №21.
По своей натуре Шопен был настоящим аристократом, презирающим. В его манерах и внешности не было ничего наигранного, фальшивого. В его сердце была любовь к людям, он стремился им помогать. Кроме этого, он обладал прекрасным чувством юмора и был талантливым собеседником. Шопен был красив, несмотря на бледный чахоточный вид. Нет ничего удивительного в том, что он скоро покорил Париж. Но, несмотря на активную концертную, композиторскую, педагогическую деятельность, несмотря на знакомства с творческими личностями, знатью, Фридерик оставался одинок. Он не мог никому открыться, не мог поведать того разочарования, той пустоты от разлуки с Родиной, с родными.
Слайды №22,23.
В 1848 году Шопен дает последний парижский концерт. Он пытается вновь начать педагогическую деятельность, но силы оставляют его. Летом 1849 Фридерик делает набросок Мазурки фа минор - своего последнего произведения. 17 октября 1849 года в присутствии сестры Людвики и нескольких друзей Фридерик Шопен умер.
Слайды №24,25.
Похоронен Шопен в Париже, рядом с могилой композитора Беллини. А сердце его, как он и завещал, было отправлено в сосуде в Польшу, в Варшаву, где до сих пор бережно хранится в костеле Святого Креста. Сегодня имя Шопена не забыто: по всему миру проводятся конкурсы и фестивали имени Фридерика Шопена.
Слайд №26.
Шопен был гениальным пианистом. Почти все произведения Шопена написаны для фортепиано.
А сейчас мы вернёмся к песне «Желание» и разучим её. (разучивание песни)
Выводы: Ф. Шопен горячо любил свою Родину, и все свои произведения посвящал Польше и польскому народу. Его музыка пронизана польскими народными песенными и танцевальными мелодиями.
Поражает его удивительное чувство любви к своей Отчизне. Многие поэты посвящали этой теме свои стихи. А сейчас послушайте Сонет Шопену, автором которого является азербайджанский поэт Мамед Фошк.
Не молкнет сердце чуткое Шопена,
Звучит громоподобно, как орган,
В «Святом кресте» вмурованное в стену,
Не для одних лишь здешних прихожан.
И нощно слышит сердце всё, и денно, -
Оно недремно, словно океан, -
Прах гения покоится над Сеной,
Но он живой для всех людей и стран!
Великий сын земли многострадальной,
Мир покорили до окраин дальних
Навеки звуки музыки твоей.
То сердце, что стучало в лад с народным
Во имя жизни светлой и свободной
И камнем взято, всех живых – живей!
(перевод с азербайджанского С. Поликарпова)