Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Писатель Владимир Степан о картине Валерианы Жолток «Колокольчики лесные. Сочинение-описание по натюрморту Б.В

Писатель Владимир Степан о картине Валерианы Жолток «Колокольчики лесные. Сочинение-описание по натюрморту Б.В

Меня приятно удивила и буквально потрясла картина Б.В. Щербакова «Русь Подмосковная». Прежде всего, я хочу отметить то, что работа невероятно красива. Она отражает дух, сущность народа Руси, России. Думаю, что автор очень грамотно подошел к этому вопросу, выбрав в качестве основы загородную местность. Именно она помогла ему максимально раскрыть природную красоту родных мест.

На этой картине мы видим луг с зеленой, свежескошенной травой и маленькими белыми цветами. Они показаны достаточно мелко, будто робко. Но, тем не менее, они очень гармонично вписались в картину и привнесли в нее ощущение нежности и свежести.

По краям картины и чуть поодаль мы видим кусты. Здесь присутствуют как небольшие, молодые кустарники, так и более высокие деревья. Луговая трава показана ярко-зеленым цветом. Она смотрится, словно бархат. Так и хочется к ней прикоснуться. Также мы видим небольшую песчаную дорогу, уходящую вдаль. Видимо, она была протоптана местными жителями.

За лугом, показанном на переднем плане, мы имеет возможность любоваться протекающей речушкой. Вода в ней очень чистая. Облака и лазурно-голубое небо отражаются в реке, как в зеркале, придавая ей небесно-синий оттенок. За речкой мы видим продолжение луга, полянку и небольшую, одиноко стоящую церквушку. Она небольшая и скромная. Сюда приходят местные жители на службу. На линии горизонта художник нарисовал густой лес.

Щербаков использовал очень красивый оттенок голубого цвета для отображения неба, его неземной красоты. День выдался солнечный, ясный. По небу плывут белые, пушистые облака. Картина написана с большим художественным вкусом. Она мне очень понравилась и запомнилась. Теперь всегда, когда я вижу подобную природу наяву, во время летних поездок за город, я сразу вспоминаю это произведение замечательного художника.

Щербаков - Колокольчики мои

Борис Щербаков один из великих, неустанных художников, который писал пейзажи русской природы. Удавалось это ему чрезвычайно удачно. Произведения Щербакова невозможно не узнать среди тысяч других исполнителей.

Одно из удивительных полотен имеет название «Колокольчики мои». На однотонном серовато – голубом фоне стоит шикарный букет фиолетовых колокольчиков. Яркие цветочки облепили тонкий стебель и наклонили головки немного вниз. Кажется, аромат букета заполнил все пространство комнаты и вырывается наружу с картины. Полотно всем своим видом манит подойти поближе, наклонится и вдохнуть сладкий запах полевых цветов.

Сразу видно, что автор не выставлял специально композицию а писал с того что увидел. Это видно по тому, как немного небрежно помята белая скатерть, а одна веточка упала на стол. Еще справа просто на столе без тарелочки лежат две спелые сливы. Могу предположить, что их положил ребенок и, играясь, вынул цветок с вазы. Взрослый вряд ли бы положил ягоду на скатерть просто так, не подложив что-либо.

Простая старая глиняная ваза сразу выдает время, когда был создан этот шедевр (1900 – е года). В нынешнее время очень мало сохранилось подобных кувшинов еще и в таком идеальном состоянии.

  • Маковский В.Е.

    Маковский Владимир Егорович – один из знаменитых художников России в 19-20 веке, как и родной брат, Владимир Егорович входил в общество художников-передвижников.

  • Сочинение описание картины Утро на Куликовом поле Бубнова

    Как известно, история человечества представляет собой историю войн. Практически в каждую эпоху люди воюют друг с другом и причины для этого могут быть самые разнообразные.

  • Иванов А.А.

    Потомственный художник, с самого детства начинает обучаться рисованию, как у своего отца-художника, так и в Императорской Академии. Сразу обнаруживает немалый талант и получает награды – две золотые медали.

  • Сочинение по картине Сатарова Мороз 8 класс

    На картине Михаила Сатарова "Мороз" мы видим изображение зимней поры в лесу. Заснеженные деревья и дороги говорят о том, что всю ночь шел снег, а сейчас царит спокойная погода.

  • Сочинение по картине Герасимова Церковь Покрова на Нерли 8 класс (описание)

    Холст «Церковь Покрова на Нерли» был написан художником, который по большей части писал пейзажи. В них он выражал скромную, однако, величавую красоту своей земли. Примером этому служит холст «Церковь Покрова на Нерли»

Картина Жолтока «Колокольчики лесные» поражает обилием цветов, красок, наверное, поэтому, глядя на нее, создается такое приятное ощущение. Вроде бы все предельно просто: обычное деревенское окно и колокольчики, но как трогательно и гармонично они вписываются и как потрясают нас своей простотой и лаконичностью.

Вероятней всего на картине изображено утро, видно, как солнечные лучики ласково пронзают светом цветы. Рядом с вазой небрежно скомкан деревенский коврик, он слегка небрежно спадает с окна. Возможно, хозяйка только вынесла его, чтобы высушить на солнце или же нарочно поставила рядом с цветами.

Сами цветы как будто только недавно бережно сорваны и поставлены на окно. Для более объемного изображения, художник использует множество разных красок: и синий, и черный, и фиолетовый. Благодаря столь мастерскому подходу к цвету у художника, у нас складывается впечатление, что эти очаровательные цветы находятся совсем близко. Сами по себе цветы прорисованы с большой тщательностью и аккуратностью, можно разглядеть каждую деталь и поразиться мастерству художника.

Я думаю, художнику удалось выполнить свою главную задачу. На своей картине «Колокольчики лесные» он изобразил обыкновенные полевые цветы, они не считаются какой-то редкостью в наших краях. Они цветут практически все лето и требуют особого ухода. Возможно, он хотел показать, как простые и обыденные вещи, которых порой мы даже не замечаем, могут быть прекрасны и невероятно красивы. Ведь это обычные колокольчики, но с каким трепетом, с какой любовью прорисована каждая их часть и деталь. Невольно задумываешься, сколько же еще таких прекрасных и трогательных моментов происходит в нашей жизни, а мы, увлекшись своей рутинной работой, даже не делаем попыток заметить их.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Береги природу 6, 7 класс с числительными цифровыми фактами рассуждение

    В наше время, когда промышленность развивается с огромной скоростью, охрана природы является неотъемлемой частью жизни. Растут города, а вместе с ними увеличивается количество заводов, различной техники и множество того, что загрязняет экологию

  • Как раньше проходили народные праздники и гулянья сочинение

    Наши бабушки и дедушки прекрасно умели веселиться на народных гуляниях.Самые крупные и масштабные праздники устраивали на Рождество, Масленицу

  • Образ и характеристика Николаева в повести Поединок Куприна сочинение

    Одним из основных персонажей произведения является Владимир Ефимович Николаев, супруг Александры Петровны, служащий в чине поручика в военном полку пехотинцев совместно с главным героем повести Ромашовым.

  • Вклад Пушкина в русскую и мировую культуру

    Вклад любого выдающегося человека, который совершал над собой некоторые усилия и развивался вверенной ему области, как правило, является довольно существенным для этой области.

  • Почему разные поколения не понимают друг друга? Итоговое сочинение

    Порой родители, старики и дети не могут понять друг друга. Почему же это происходит? Всё дело в том, что разные поколения воспитывались по-разному.

Борис Валентинович Щербаков родился 7 апреля 1916 года в Петрограде в семье художника. Отец, Валентин Семенович, учился у И. Е. Репина и окончил Академию художеств в 1909 году по мастерской Ф.А. Рубо в 1918 году Валентин Семенович с семьей переехал из голодного Петрограда на родину в Казань, где ему предложили работать художником в театре. Это дает возможность кое-как прокормить семью. Малолетний сын вместо игрушек видит холсты, кисти, краски и с удовольствием начинает рисовать.
Отец в шутку отдает рисунки четырехлетнего сына на выставку футуристов и... их принимают. Так начинается «творческая биография» Бориса Щербакова. Вскоре семья возвращается в Петроград. Любовь сына к рисованию выражается в стремлении ребенка подражать отцу, в шесть-восемь лет он расписывает декоративные тарелки, отец в это время работает на Ленинградском фарфоровом заводе. Явные способности мальчика побуждают Валентина Семеновича заняться художественным образованием сына, его друзья-художники с удовольствием ему помогают. Тринадцатилетний Борис с наслаждением ходит на этюды с другом отца А. А. Рыловым.


В 1933 году Б. В. Щербаков становится студентом Всероссийской Академии художеств в Ленинграде. Руководил Академией в то время замечательный художник, один из талантливейших учеников И. Е. Репина И. И. Бродский. Это было время перестройки высшей художественной школы на реалистической основе, с использованием знаний, опыта и традиций мирового реалистического искусства, время утверждения искусства социалистического реализма. Молодежь стремилась к овладению высоким уровнем профессиональных знаний, с удовольствием училась на произведениях старых мастеров. В. Н. Яковлев, В. Е. Савинский, И. И. Бродский – учителя, чей авторитет был необычайно высок для Б.В. Щербакова.


В 1939 году Б.Щербаков закончил Академию художеств с дипломной картиной «Редакция газеты «Правда", Год 1917-й», которая экспонировалась на Всесоюзной художественной выставке в Москве. Началась самостоятельная творческая жизнь. Интерес к знаменательным событиям русской истории, к острым психологическим моментам, возможность показать внутренний мир человека и борьбу его страстей привлекают к себе внимание художника.


Замыслы двух больших полотен рождаются почти одновременно. Идею народной справедливости, воплощенной в образе Степана Разина, показал художник в картине «Суд народный» (1940-1986). Вторая картина «Петр І принимает послов в кузнице» (1945) тоже посвящена одному из переломных моментов в истории России. Но Великая Отечественная война помешала художнику осуществить эти замыслы.


С первых дней войны Б. В. Щербаков был призван в ряды Красной Армии н, став командиром саперного взвода, участвовал в подготовке обороны Москвы перед гитлеровским наступлением осенью 1941 года. В течение всей войны он был фронтовым художником на Западном, Ленинградском и Прибалтийском фронтах, выезжая на передовую, создавал портреты отличившихся в боях солдат и офицеров. Серия из 80 фронтовых рисунков легла в основу большой картины «Групповой портрет Героев Советского Союза - воинов инженерных войск», написанной по заданию командования уже после войны.

"Закат. В лодке."
После демобилизации художник остался в Москве и возвратился к своим довоенным замыслам. Так, в 1946 году на Всесоюзной выставке в Москве появилась его картина «Петр I принимает послов в кузнице» (1945).

Началась также серьезная работа над портретами. Увлечение О. А. Кипренским явно прослеживалось в автопортретах 1946-1948 годов и в портрете жены 1949 года. Одновременно художник работал в области натюрморта в духе «малых голландцев»,

чье искусство, техника и мастерство не переставали вдохновлять живописца.


Пятидесятые годы ознаменованы в творчестве Бориса Валентиновича созданием обширной галереи.
портретных образов ученых, писателей, артистов. За серию портретов ученых и участие в написании картины «Заседание президиума Академии наук СССР» Б. В. Щербакову в 1952 году была присуждена Государственная премия СССР.


В то же время он создает большое полотно на историко-революционную тему «Кончилось ваше время!» (1952). Художник через образно-психологическое состояние героев картины показывает конфликт старого
и нового мира и победу нового.
В 1956 году по решению Советского правительства Борис Валентинович с группой художников направляется в ГДР для создания копий с возвращенных нами шедевров дрезденской Картинной галереи. Требовалось выполнять копии, повторяя сам процесс работы в технике старых мастеров. А это Рубенс, Мантенья, Рембрандт, Веласкес, Хальс... Художник с огромным увлечением принимается за работу. Ведь это хорошая школа, необыкновенная возможность пройти путь великих живописцев шаг за шагом, познать «кухню» творчества мастеров прошлого. Борис Валентинович прекрасно справился с поставленной перед ним задачей. Помимо работы над копиями художник пишет с натуры уголки старой Германии: Веймар, связанный с жизнью Гёте н Шиллера, крепостные башни Вартбурга, руины Дрездена. Итогом поездки явилась первая персональная выставка «Города и люди ГДР», которая экспонировалась в 1958 году сначала в Дрездене, а затем в Москве.
Неизгладимое страшное впечатление произвела на художника поездка в Бухенвальд. И зловещая надпись на воротах «Каждому свое», и, казалось, еще не остывшие печи, где сжигали тысячи ни в чем не повинных людей, приводили в содрогание его душу. В Бухенвальде он сделал несколько рисунков и этюдов. Вернувшись на родину, в 1961 году он пишет картину «Пепел Бухенвальда».

Перед урной с пеплом сожженных стоят в глубоком молчании и скорби люди. Возможно, это родные погибших или бывшие узники, пришедшие отдать дань памяти и приведшие с собой детей и внуков. Это полотно - выражение вечной скорби и вечной памяти.
В 1965 году художник создает еще одно произведение о войне - «Непобедимый рядовой».

Немолодой, уставший за долгие и тяжкие годы солдат вернулся в родную деревню. А деревни нет, ее сожгли дотла фашисты. Кругом ровное поле, кое-где валяются обгоревшие бревна, торчат остатки противотанковых укреплений. И лишь вдалеке, на фоне вечернего неба, вьется одинокий дымок из трубы, да слабо светит единственный огонек в полуслепом окошке землянки.
Перед внутренним взором солдата как бы проходит его прошлое, лица родных н близких, уничтоженных врагом, весь долгий и трудный путь к победе. Пройдя суровые испытания военного лихолетья, человек пришел на родную землю и будет здесь сторить своими крепкими руками новую жизнь Великому героизму и мужеству простого русского солдата посвящается это произведение.
В шестидесятые годы художник пишет портреты, пейзажные серии, тематические картины. К числу лучшних его работ мы можем отнести портреты артистов А. В. Жильцова (1960), И. М. Туманова (1967), С. А. Кочаряна (1964), В. О. Топоркова (196З); писателей К.. А. Федина (1953), Е. Н. Пермитина (1966); трижды Героев Советского Союза летчиков И. Н. Кожедуба и А. И. Покрышкина; академиков А. Е. Арбузова (1951), В. В. Виноградова (1951), Н. С. Державина (1951), Г. М. Кржижановского (1951), Д. В. Скобельцына (1951), И. В. Гребенщикова (1952),Е. И. Чазова (11978) и другие. Художник не стремится создавать парадные портреты известных личностей, он прежде всего старается средствами живописи передать внутренний мир, характер, показать личность человека. За каждым портретом - годы общения, непрерывный творческий поиск, стремление выявить то типическое, характерное, что свойственно данному человеку.
Но главной темой искусства Б. В. Щербакова остается пейзаж. Ярки и жизнерадостны краски его молдавских пейзажей. Отправившись по следам ссыльного А. С. Пушкина, художник проникся очарованием природы Молдавии н проработал там целых три года, создав цикл пейзажей, показанных на его персональной выставке в Кишиневе в 1970 году. Художник глубоко н поэтично раскрыл многие типические стороны современного молдавского пейзажа. Для работ этого цикла характерно тяготение мастера к панорамности изображения, которое дает более полное представление о природе. Художник умело сочетает обобщение
с передачей своеобразия каждого мотива. Его пейзажи неповторимо индивидуальны.
Но серия работ Б. В. Щербакова о Молдавии не ограничивается только пейзажными произведениями, в нее входит еще и несколько портретов.
В течение многих лет вдохновляет Бориса Валентиновича природа родного Подмосковья.

Великолепный в его картинах и разлапистые, опушенные снегом ветки зеленых елей, и тоненькие белоствольные весенние березки, и скромная голубизна первых незабудок, и сочная красота алых маков в жаркий летний день. Таковы его картины «Русская зима»

(1981), «Подмосковные просторы» (1983),

«Апрельское солнце» (1971)

и другие.
Помимо лирических полотен, передающих красоту и поэзию родной природы, Б. В. Щербаков является автором целого ряда больших эпических пейзажей - картин, прославляющих широту и величие русской земли. Одной из первых работ этого цикла является картина «Широка страна моя родная», написанная в 1951 году. Она была подарена нашим правительством Индире Ганди и находится в настоящее время в Национальном музее Индии.
Еще один цикл произведений Б. В. Щербакова связан с Волгой. Наиболее полно удалось передать бескрайность волжских просторов в картине «Течет река Волга» (1970)

Впервые показанной на выставке, посвященной 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, в Париже в 1970 году.
В 1970-1980-е годы художник много трудится над тематической картиной из истории Родины. Он продолжает работать над полотном «Суд народный», задуманным еще до Великой Отечественной войны, пишет картину «Встреча В. И. Ленина с А. М. Горьким 20 октября 1920 года» (1970), воспевает величавую простоту и строгость древнерусской архитектуры в цикле работ «Ростов Великий».


Более двадцати лет своей жизни посвятил Б. В.Щербаков работе над пейзажами, связанными с памятными литературными местами России. И это не случайно: художник знает и любит классическую литературу,
классическую музыку, особенно Бетховена, увлекается поэзией, сам пишет стихи. За двадцать лет им было написано более трехсот полотен. Борис Валентинович - певец всего исконно русского. Его серии литературных пейзажей показывают, говоря словами автора, «...не просто те или иные мотивы мемориального характера, а картины природы, дающие понятие об Отчизне нашей, как понимали и представляли ее себе замечательные русские писатели».
Помимо картин русской природы, в каждой серии представлены портреты писателей: Л. Н. Толстой изображен на берегу реки Воронки в Ясной Поляне,

П. С. Тургенев-в Спасском-Лутовинове, А. С. Пушкин - в Михайловском.


А. С. Пушкин-любимый поэт Бориса Валентиновича. Его слова «...и чувства добрые я лирой пробуждал» являются девизом для художника. Б. В. Щербакова постоянно влекут к себе места, связанные с именем великого поэта, прежде всего Михайловское и Пушкинские Горы. Впервые художник приехал в Михайловское в 1934 году, чтобы поклониться могиле поэта, а тридцать лет спустя возвратился вновь, чтобы чувства, навеянные полюбившимися пушкинскими строками отобразить в своих полотнах:


...Я буду мыслею всегдашней
Бродить Тригорского кругом
В лугу, у речки, под холмом,
В саду под сенью лип домашней.
Настроением грусти и печали пронизан пейзаж «Здесь Пушкин погребен», изображающий Успенский собор Святогорского монастыря, у стены которого находится могила великого поэта.


Ощущение силы, мощи и непреходящей красоты природы создает картина «Дуб уедииенный». Не раз останавливался у этого дуба А. С. Пушкин, о нем написал эти строки:
...Гляжу ль на дуб уединенный
Я мыслю: патриарх лесов
Переживет мой век забвенный,
Как пережил он век отцов.
В 1959 году Б. В. Щербаковым была начата яснополянская серия пейзажей, составляющая ныне более ста полотен. Работая над ней, художник перечитывал дневники Л. Н. Толстого, воспоминания о нем, главы из романа «Война и мир», много бродил по яснополянским окрестностям в поисках нового мотива. «Четыре времени года в Ясной Поляне» - так называлась выставка, которая явилась итогом работы художника над этой серией. В 1961 году она проходила в Ясной Поляне, а в 1976 году - с большим успехом в Японии. Выставка показазла, что полотна мастера близки и понятны людям всего мира. «Несмотря на то, что мы принадлежим к разным расам, если есть возможность найти свою духовную родину, мы ищем эту духовную родину и находим ее, скажем, в таких картинах, которые представлены здесь…» - написали японские зрители в книге отзывов после посещения этой выставки.
В Спасском-Лутовинове, на родине И. С. Тургенева, художник провел более двух лет. Здесь были написаны его произведения «Вечер. Спасское-Лутовиново», «Орловские дали. Гречиха цветет», «Река Снежедь у Бежина луга», «Пруд зацвел. Спасское-Лутовиново» и многие другие, работая над которыми художник стремился не только показать красоту окружающей его природы, по и как можно полнее передать в живописи поэзию тургеневских строк.
С большим интересом путешествовал художник по лермонтовским местам. Много работал он в Тарханах, в имении бабушки поэта Е. А. Арсеньевой, где провел большую половину своей короткой жизни М. Ю. Лермонтов и где ныне в фамильной часовне покоится его прах.


Вдохновение работал Б. В. Щербаков над картинами этой серии и в Пятигорске, где так трагически оборвалась жизнь поэта. Позднее художник говорил: «Из всех чисто мемориальных мест самое большое волнение испытал я у дверей хатки-мазанки под камышовой крышей, где поэт провел последние недели своей жизни, написал свои последние стихи...»
Тихой грустью овеяно полотно художника, изображающее небольшой одноэтажный домик на одной из улочек Таганрога, где жил молодой А. П. Чехов, где рождались его первые произведения.
Большая серия пейзажей, написанных в середине семидесятых годов, посвящена творчеству М. А. Шолохова. Художнику посчастливилось не только работать в местах, где жил и о которых писал Шолохов, но и познакомиться, подружиться с ним.


Своеобразная красота донского края, спокойное величавое течение Дона, бесконечная ширь просторов поразили воображение художника, так же как поразили они его раньше при чтении романов Шолохова.
И эту бесконечную красоту, ширь и мощь природы он стремился передать в своих пейзажах. Всегда скупой на похвалу, Шолохов, просматривая пейзажи, не удержался: «...это действительно все хорошо. Даже великолепно. Спасибо Вам, Борис Валентинович».
Семидесятые - восьмидесятые годы в творческой биографии Бориса Валентиновича Щербакова особенно характерны активной выставочной деятельностью за рубежами нашей Родины.
За эти десять-пятнадцать лет были организованы девять персональных выставок. Четыре из них (в Японии) были представлены пейзажами «По памятным литературным местам». Выставка «Русские пейзажи» была устроена в мае 1977 года в Нью-Йорке и получила там широкое признание зрителей. «…наполнено теплом, искренностью, чувством Родины…Великолепно!.. Приятно видеть, на что способны русские... Замечательный русский...» - писали в своих лаконичных отзывах американцы.


Показ произведений Бориса Валентиновича Шербакова в ГДР, Чехословакии и Венгрии вызвал широкий отклик любителей искусства. «Простыми словами невозможно выразить те чувства, которые охватили меня при виде этих прекрасных картин...»-пишет Каталина Тов из Венгрии. Для художника эти выставки явились как бы испытанием воздействия его искусства на людей различных наций, культур и рас.


Искусство Бориса Валентиновича Щербакова объединяет людей. Оно понятно и доступно пониманию каждого человека в любом уголке земного шара. Люди подолгу стоят перед полотнами художника и выходят из выставочных залов с просветленными лицами, унося с собой радость от общения с настоящим искусством.

Тишина у озера Неро. 1973.

Художник Борис Щербаков(1916 - 1995)

Творчество Бориса Валентиновича Щербакова (1916-1995) является уникальным явлением в русском искусстве ХХ века. Благодаря таланту и высочайшему профессиональному мастерству автора, его трудолюбию и отношению к искусству как к "делу святому, которому нужно посвятить всю жизнь без побуждений корысти и карьеры", он занимает особое место в отечественной культуре. Жизненный путь художника совпал с одним из самых трагических периодов российской истории. Он мужественно выдержал все испытания, выпавшие на его долю, оставаясь верным Родине и Искусству. Мастер получил широкую известность еще при жизни. И в России, и за рубежом поклонниками творчества Бориса Щербакова являются миллионы людей. Его многочисленные выставки всегда привлекали внимание публики и критики. Какой современный художник может похвастаться таким количеством благодарных зрителей? Их Любовь всегда вдохновляла Щербакова, помогала переносить невзгоды, давала стимул творчеству. Эта любовь была взаимной. Люди чувствовали, что мастер работает для них, щедро дарит им свой яркий, светлый, несущий радость и успокоение талант. Б.В.Щербаков прожил долгую, тяжелую, но счастливую жизнь. Служение искусству составлило смысл его существования. Занятие живописью - тяжелейший труд на протяжении более шести десятилетий - доставляло радость и было так же необходимо, как воздух и свет. В своем деле он достиг вершин мастерства. Его полотна, проникнутые любовью и добротой, неизменно находили отклик в сердцах людей. Их внимание помогло художнику выживать. Его единственной музой была необычайно красивая и преданная женщина, Зоя Анатольевна Щербакова, с которой он прожил 55 лет, влюбившись в нее в ранней юности и пронеся это чувство через всю жизнь. Любовь и верность - основные черты характера мастера, качества, ведущее его по жизни, принципы, которым он не изменял никогда: ни в работе, ни в своем отношении к Родине, ни в общении с людьми. Незыблемые понятия о чести, благородное, доброе, уважение ко всем людям без исключения делали его как бы гостем из позапрошлого, ХIХ столетия - золотого века русской культуры. Зрители признали его классиком еще при жизни, даже слабые копии его картин тиражируются и охотно покупаются по всей стране, а многие весьма популярные "мастера живописи" не гнушаются плагиатом. Но это уже не имеет значения. Самого художника нет, но он оставил огромное творческое наследие. Его картины хранятся в музеях частных коллекциях по всему миру; его альбомы репродукций берегут, словно драгоценность. Его творчество будет привлекать людей во все времена, независимо от веяний моды, стран и континентов, так как оно несет мощнейший позитивный заряд. Борис Валентинович Щербаков родился 7 апреля 1916 года, на Благовещение, в Санкт-Петербурге (тогда Петрограде). Семья жила на Васильевском острове, где в ту пору селилась художественная интеллигенция столицы. Неподалеку находилась Императорская Академия художеств, а вокруг нее на многочисленных линиях Васильевского острова располагались мастерские художников, которые одновременно являлись и квартирами. Отец Бориса Щербакова - Валентин Семенович Щербаков, ученик И.Е.Репина и Ф.А.Рубо, окончивший Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств, к моменту появления на свет сына был уже сложившимся живописцем. Учась в мастерской техники и технологии живописи под руководством профессора Д.И.Киплика, он в совершенстве овладелуже забытой к тому времени техникой фресковой живописи, изучил приемы работы старых мастеров. Основным занятием Валентина Семеновича было исполнение заказов по росписи церквей под руководством архитектора А.В.Щусева. Мать Бориса - Клавдия Прокофьевна после окончания Бестужевских курсов преподавала литературу в гимназии. Семья не бедствовала, но начавшаяся Первая мировая война, а затем Октябрьская революция и Гражданская война полностью перевернули их жизнь. Чтобы не умереть от голода в холодном Петрограде, Валентин Семенович Щербаков переезжает на свою родину, в Казань, где ему предлагают место главного художника в Театре оперы и драмы, а также руководителя мастерской монументальной живописи.


Полдень у Большого пруда.


Лесная опушка.


Роняет лес багряный свой убор...


Улетают журавли.

Под мирным небом.

Вместе с ним едет Николай Иванович Фешин, его ближайший друг и коллега. Оба ини родом из Казани, но в 1923 году Фешин эмигрирует в США и становится одним из известнейших в мире живописцев. За рубежом его работы до сих пор широко известны и высоко ценятся. Валентин Семенович Щербаков очень много работает в Казанском театре, пишет эскизы декораций и костюмов к спектаклям; небольшая часть из них (около десяти) сохранилась до наших дней. Работы отличаются изяществом и необычайно тонким чувством цвета. Четырехлетний Борис, за неимением игрушек, развлекается в мастерской отца с кистями и красками. Подражая ему, он возит кисточкой по бумаге, создавая красивые цветные картинки. Некоторые из них Валентин Семенович в шутку, не называя возраста автора, отнесна проходящую тогда выставку футуристов, где они были приняты с восторгом и всерьез и тут же включены в экспозицию. Когда розыгрыш раскрылся, все охотно посмеялись, а устроитель выставки даже подарил ребенку свою работу. Игра мальчика переросла в серьезное увлечение, и живопись стала главным делом его жизни. Однако впереди были еще долгие годы учебы и напряженного труда.


Разнотравье донское.


Бывалые тополя на Мигулянке.

По возвращении в Петроград В.С.Щербаков идет работать на Ломоносовский фарфоровый завод художником, где вместе с С.В.Чехониным расписывает изумительные по красоте сервизы. К сожалению, все это шло на экспорт. В семье сохранилась лишь одна чашка с росписью на тему пушкинской сказкимертвой царевне и семи богатырях". Семья Щербаковых общается с художниками, поэтами, музыкантами. Разговоры об искусстве, литературе, музыке, высокие духовные запросы ближайшего окружения формируют с детства мировоззрение юного художника. Поездки летом на этюды с А.А.Рыловым, общение с поэтом Н.А.Клюевым, часто подолгу гостившим у родителей (В.С.Щербаков написал большой портрет Клюева маслом, который сейчас находится в ГТГ), - все это способствовало формированию взглядов не только на роль и предназначение искусства, но и на форму и содержание творчества будущего мастера. Огромную роль сыграли и частые посещения Эрмитажа, где мальчик часами простаивал перед полотнами великих живописцев, внимательно вглядываясь в каждый мазок, изучая колорит и композицию. Большая часть картин Рембрандта, Рубенса и других была вскоре продана, и вновь художник встретился с ними полвека спустя в Вашингтонской национальной галерее.


Русь Подмосковная.


Москва-река.


Русские просторы.

Будущий художник унаследовал от отца фантастическое трудолюбие. Он практически не выпускает из рук кисть или карандаш, его карманы забиты блокнотами с зарисовками. Жизненный путь определен - он станет живописцем. Он очень любил классическую музыку и русскую литературу. Любимые поэты - А.С.Пушкин (его он смолоду знал наизусть), М.Ю.Лермонтов, писатели - Л.Н.Толстой, П.И.Мельников-Печерский, композиторы - Людвиг ван Бетховен, В.- А.Моцарт, П.И.Чайковский, С.В.Рахманинов. Позднее, работая в мастерской, он часто ставил пластинки Э.Г.Гиллеса, исполнявшего его любимую музыку. Художник и пианист были хорошо знакомы, Щербаков даже написал портрет Гиллеса - единственный портрет великого музыканта, выполненный маслом (сейчас он хранится в Музее М.И.Глинки). Но вернемся в начало пути.


Радуга.


Сирень.


Пора цветения.


Утро в Кижах.

В 1933 году Борис Щербаков поступает во Всероссийскую Академию художеств в Ленинграде, которую в 1934 году возглавил талантливейший живописец и педагог И.И.Бродский. В академии происходили серьезные реформы, основой которых было воспитание учащихся в духе социалистического реализма с использованием знаний, традиций и опыта мирового реалистического искусства. Преподавателями приглашаются крупные художники-профессионалы. Студенты учатся охотно, после занятий остаются рисовать с натуры дополнительно. Постижение азов ремесла, свободное владение техникой живописи, знание анатомии, законов композиции и перспективы, законов построения формы обязательно для художника независимо от того, какое направление в живописи он предпочтет.
На всю жизнь Борис Валентинович Щербаков сохранил благодарность своим учителям: В.Е.Савинскому, И.И.Бродскому и, особенно, В.Н.Яковлеву - блестящему педагогу и прекрасному художнику, крупнейшему знатоку мировой живописи. Его слова: "Чего бы мы не достигли, как бы не продвинулись, всегда следует помнить, ято были люди, которые работали лучше нас" - заставлял Бориса Щербакова на протяжении всей жизни стремиться к совершенству и, будучи уже признанным художником, не переставать восхищаться великими мастерами прошлого и учиться у них.


Дубки над Днестром.


Потопленные берега.


Зимнее утро.


Большой пруд.


В конце сентября.


Красные сумерки.

Борис Щербаков заканчивает Академию художеств в 1939 году дипломной работой "Редакция газеты "Правда", год 17-й", которую отправляют на Всесоюзную выставку в Москву и даже воспроизводят в журнале "Огонек" с положительными отзывами. Начало самостоятельного творческого пути положено. Художник полон грандиозных замыслов. Определилось основное направление творчества: историческая живопись. Его интересуют знаменительные события истории России, столкновения характеров и страстей в решающие моменты. Петр I и Степан Разин - герои будущих картин. Одновременно он работает с отцом над росписями в Киеве, ездит на этюды по Волге и в пушкинские места, пишет натюрморты в духе старых мастеров ("Воспоминание о старых голландцах", 1938). Щербаков все время работает с натуры, выбирая из семейной утвари необходимые предметы для передачи атмосферы и духа ХVII века. Это не подражание, а проверка самого себя на зрелость, на уровень достигнутого профессионального мастерства. Всю жизнь мастер строго относился к себе, к своим творческим достижениям, не переставая самосовершенствоваться.Одно из самых радостных событий в личной жизни художника происходит 9 июля 1940 года - он женится на Зое Анатольевне Сорокиной, своей единственной любви. Они были знакомы семьями, четыре года встречались, ходили в театры, филармонию, музеи, обнаружив общие пристрастия в литературе, музыке, живописи. Он писал ей стихи; он вообще был наделен Богом многими талантами, а ее восхищало его благородство, доброта, возвышенность натуры. Девятнадцатилетняя красавица, не колеблясь, вверила свою судьбу начинающему художнику и до его последнего вздоха ни разу не пожалела об этом. Это был гармоничный союз, навсегда связанный любовью и преданностью. Судьба жены художника нелегка: она заставляет всегда подчинить все помыслы и поступки интересам мужа, иначе союз распадается, но Зоя Анатольевна мужественно шла со своим спутником через все испытания, всегда поддерживая и вдохновляя его. Они прожили вместе ровно 55 лет, и за несколько дней до смерти Борис Валентинович вспоминал их знакомство, девушку, "прекрасную, как греческая богиня", и благодарил ее за то, что она его не оставила, за то, что посвятила ему свою жизнь. В разное время он написал несколько ее портретов, все они объединены чувством любви, восхищения и нежности. Одним из наиболее выразительных представляется портрет в овале "З.Щербакова. 1950 год", где в лице прекрасной тридцатилетней женщины, помимо внешнего сходства и утонченного благородства черт, видна и пережитая трагедия: война, вечный страх, что любимый муж не вернется с фронта, блокада, которую она перенесла, - все это выражено в грустном взгляде синих глаз, в повороте головы, в чуть опущенных уголках губ. Пожалуй, в истории русской портретной живописи ХХ века это одно из лучших, наиболее выразительных произведений, как и в творчестве самого Бориса Щербакова. Незадолго до этого им был написан "Автопортрет", тоже в овале (1948), который явился как бы парным к портрету жены.


Граница "владений дедовских".


Дуб уединённый.


Тригорское.

Анастасьинские ворота.Через эти ворота гроб с телом А.С. Пушкина был внесён для захоронения у алтарной стены собора

Здесь Пушкин погребён.Успенский собор Святогорского монастрыря 16-го века. У алтарной стены - могила А.С. Пушкина

Великая Отечественная война круто изменила судьбу Бориса Щербакова, как, впрочем, и всех русских людей. С первых же дней войны он был призван в армию, сначала на краткосрочные офицерские курсы, где изучал военно-инженерное дело и приобрел профессию сапера. Он принимал участие в минировании Москвы перед осенним наступлением немцев в 1941 году, затем в качестве фронтового художника работал на Западном, Прибалтийском и Ленинградском фронтах. Выезжая на места наиболее ожесточенных сражений, он пишет прямо на передовой портреты героев, только что вернувшихся из атаки. Серия этих работ (более восьмидесяти) обладает не только высокой художественной ценностью. Это уникальный исторический документ, так как почти все герои погибли во время войны. Почти все время блокады Зоя Анатольевна, тогда студентка медицинского института, вместе с матерью, Натальей Евгеньевной, работала в госпиталях. Отца - профессора Политехнического института, одного из крупнейших физиков того времени, еще в 1940 году сослали в Ташкент. В блокаду женщины остались в двоем. Во время бомбежек Зоя прятала в бомбоубежище большую историческую картину, свернутую в рулон (художник начал ее до войны). Незадолго до окончания ленинградской блокады Борису Валентиновичу удается вывести жену из Ленинграда в Москву, где они и прожилю всю оставшуюся жизнь. Из армии художник был демобилизован лишь в 1948 году, но три послевоенных года (1945-1948) он активно творчески работает: пишет огромный "Групповой портрет Героев Советского Союза - военнослужащих инженерных войск Советской Армии", заканчивает большую историческую картину "Петр I принимает европейских послов в кузнице" (начата еще в 1940 году), "Разлив стали на заводе Уралмаш" (1946), "В семье героя". Живут они в маленькой комнатке в коммуналке в Подколокольном переулке, куда, несмотря на тесноту, часто приезжают его институтские друзья. К тому времени из Ленинграда переезжают и самые близкие коллеги и друзья - А.М.Грицай и А.И.Лактионов. В картине "Петр I..." голова царя была написана с Лактионова, и этот этюд сохранился в мастерской художника до сих пор.В послевоенные годы возобновляется активная творческая работа. Художник пишет не только исторические, но и тематические полотна, натюрморты, портреты, пейзажи; хочет полностью восстановить профессиональные навыки, наверстать упущенное во время войны. В 1948 году у него родилась дочь Галина. За несколько месяцев до ее рождения он везет жену на Урал, где пишет серию прекрасных пейзажей, затем возвращается в Москву, оттуда часто приезжают в любимый Питер. Летом семья чаще всего снимает дачу в подмосковных деревнях, предварительно исследовав окрестности - есть ли там материал для живописца?


Сороть голубая.


У озера Белагуль.


Дом П.А.Осиповой в Тригорском.Во время почти каждодневных в 1824-1825 годах визитов Пушкина в Тригорское, Осиповы жили в этом, странной архитектуры, доме, куда вынуждены были переехать после того, как сгорел старый барский дом. До переезда в этом доме размещался полотняный завод.


У хутора Лебяжьего.


Горы скрылись в облаках.Кавказ.


В окрестностях Пурихи.


Донские сумерки.

В 1951 - 1953 годах он с группой художников пишет картину "Заседание президиума Академии наук СССР", за которую получает единственную в своей жизни государственную награду - Сталинскую премию. Говорили, что это была последняя премия, подписанная вождем незадолго до смерти. Также художник создает галерею портретов выдающихся советских ученых: А.Е.Арбузова, В.В.Виноградова, Н.С.Державина, С.М.Кржижановского, В.А.Обручева, Д.В.Скобельцына и многих других. В одном из своих интервью художник говорит: "О выдающихся людях мы часто говорим: интересный человек. Хотя это довольно избитое выражение, но оно точно отражает суть дела, потому что многие люди действительно интересны. Если я приступаю к написанию какого-либо портрета, я неоднократно встречаюсь со своими "моделями", яасами беседую с ними, иногда о каких-либо мелочах. В ходе этих встреч "тема" моей картины - человек все время раскрывает себя с разных сторон, составляющих, однако, единое целое. Мне как художнику надо схватить эту многоликость в ее единстве". Ему удается создать одухотворенные образы людей необычайно высокого интеллектуального уровня, составляющих цвет нашей науки и культуры. В портрете А.Е.Арбузова перед нами серьезный, внимательный исследователь, - это одна из наиболее удачных работ художника. Портрет академика В.В.Виноградова - крупнейшего ученого-лингвиста, сидящего в своей библиотеке перед раскрытой книгой, создает образ мыслителя, мудрого и слегка ироничного человека, блестящего собеседника. Почти все "модели" становились друзьями семьи Щербаковых. Они общались, ходили друг к другу в гости. Дружба эта продолжалась десятилетиями, давая художнику очень многое для интеллектуального развития, для постоянного духовного роста. Писатели, актеры, музыканты - русская интеллигенция, вобравшая лучшие достижения культуры, сохранившая в тех непростых условиях благородство и доброту, желание помочь и поддержать, - передавали молодым свою мудрость, учили отношению к жизни, к человеку. То, что в Борисе Щербакове было заложено с детства благодаря атмосфере, царившей в доме отца, получило свое закономерное продолжение.


Вековые стражи.Спасское-Лутовиново.


Пруд в Литвиново.


Боярышник цветёт.


Апрельское солнце.

Заревые всполохи.Ростов Великий.


Морозный день.У кучерской избы.

Сосенки.

Несколько особняком в портретной галерее стоит картина "Народная артистка СССР Е.Н.Гоголева" (1951). Портрет выполнен в полный рост. Великая актриса, красавица с царственной осанкой как бы отстранена от зрителя, ее взгляд, сосредоточенный и спокойный, устремлен внутрь себя, в особый мир ее героинь. Много друзей у Бориса Валентиновича среди "стариков" МХАТа. Он дружил с А.В.Жильцовым, великолепным артистом, игравший еще со Станиславским, с В.О.Топорковым, Б.А.Смирновым -знаменитым питерским актером. Последние годы после переезда в Москву Смирнов постоянно играл роль Ленина в театре и кино и не мог полностью раскрыть свой драматический талант. Когда-то в Питере, по рассказам З.А.Щербаковой, он блистал в роли Гамлета, был необычайно популярен и любим женщинами. В портретах Б.В.Щербаков донес до нас целую эпоху - остатки той великой культурной России, силой и духовной мощью которой страна жила в ХХ веке, преодолевая ужасы войны и концлагерей, жестокость режима и тяжесть обыденной жизни. Герои его портретов передали свою мудрость, чистоту помыслов и благородство идей послевоенному поколению. Наиболее талантливые переняли эту эстафету. Так продолжалась связь времен. Рассказывая о творчестве Бориса Валентиновича Щербакова, необходимо упомянуть и о небольшом, но очень важном для художника отрезке жизни, которому он сам придавал большое значение. В середине 1950-х годов его с группой художников (11 человек) отправляют по заданию правительства в Германию, в Дрезден, делать факсимильные копии с возвращенных шедевров Дрезденской галереи. Сейчас практически не осталось мастеров, способных кописровать произведения старого искусства, сохраняя не только внешнее сходство, но и технику и технологию наложения красок. Да и в то время по всей стране набрали всего десяток человек.


Дары земли.


Натюрморт с дыней.


Воспоминание о старых голландцах.


Раки.

Художник впервые едет за границу, в еще не оправившуюся от войны Германию, в одну из лучших галерей мира. Работа по копированию была выполнена безупречно: немецкие эксперты не смогли отличить подлинники от копий. Он "пишет" "Святое семейство со святой Елизаветой и младенцем Иоанном" Андреа Мантеньи и "Вирсавию" Питера Пауля Рубенса. В свободное время - а художник всегда работал быстро и технично - он копирует в подарок жене несколько работ Рембрандта, Халса, Веласкеса (разумеется, в уменьшенных размерах, иначе это называлось бы подделкой) с тем же безупречным мастерством. В Германии Щербаков прожил около полугода. Он много путешествовал с этюдником,писал с натуры дорогие немцам, да и всему миру Веймар - Родину Гете и Шиллера, домик Гете и его интерьеры, Дрезден, крепостные башни Вартбурга, уголки, связанные с историей страны. Собрав вместе все эти работы, он открывает в 1957 году в Дрездене свою первую персональную выставку "Города и люди ГДР", а через год показывает ее в Москве. А последняя в жизни художника персональная выставка прошла в апреле 1995 года в Московском Кремле. Между этими двымя экспозициями - почти сорок лет напряженного беспрестанного труда, путешествий с этюдником по России и по всему миру, и тысячи работ, десятки персональных выставок от Токио до Нью-Йорка, и неизменно - восхищение и благодарность зрителей, признание таланта и ощущение правильности выбранного пути. Во время поездки по Германии огромное впечатление на художника произвел Бухенвальд - бывший фашистский концлагерь, где были загублены сотни тысяч человеческих жизней. Он делал зарисовки бараков и страшных печей крематория, прочел много литературы по теме. Его, фронтовика, прошедшего войну, эта бол не оставляла никогда. По возвращении в Россию он задумал и написал на основе полученных впечатлений картину "Пепел Бухенвальда" (1961). По обычаю, раз в год дети и оставшиеся в живых узники собирались у огромной чаши с прахом сожженных, где клялись в вечной памяти погибших. Именно этот момент изображен на картине. Немного позже художник создает еще одно произведение о войне - "Непобедимый рядовой" (1964). Немолодой, усталый солдат возвращается на пепелище родной деревни. Вдали догорают огоньки костра, он сидит, задумавшись о тяжелом пройденном пути, но в глазах, в позе, в жесте рук чувствуется несгибаемая воля к жизни, к возрождению. Это произведение обладает мощной психологической силой; художнику удалось "схватить" и запечатлеть на холсте саму сущность русского человека. Картина писалась долго, около двух лет. Художник много ездил по окрестностям Москвы и Ленинграда, разыскивая подходящий фон - пепелище, долго писал натурщика - героя-солдата, целое лето писал работу, снимая дачу на Никольской горе (тогда там было спокойно и красиво), где этот натурщик тоже жил вместе с семьей художника.

Осенний букет.

Затем Щербаков вдруг взял мастихин, стер уже готовую картину до основания... и переписал все заново. Хочется сказать несколько слов о еще одной работе мастера - "В.И.Ленин и А.М.Горький. Встреча 20 октября 1920 года" (1970). О ней уже много писано ранее, но трактовка сюжета не совсем верна. Ленин и Горький действительно встречались в этот день и долго беседовали, но совсем не как старые друзья. Именно тогда между ними шел очень острый и важный спор. Горький к тому времени уже понял суть большевизма, и его очеь волновала судьба русской интеллигенции в послереволюционной России. Его дом часто служил пристанищем поэтам, писателям, музыкантам, но их положение все ухудшалось, ион решил поговорить с Лениным напрямую. Ленин не захотел его понять, и вскоре Горький уехал из России, а вслед потянулись тысячи образованнейших людей - ученых, писателей, художников, музыкантов, философов, - русская эмиграция первой волны, мастера "серебряного века", интеллектуальный цвет России. На Родине их ожидала нищета и смерть. Судьбы немногих оставшихся красноречиво говорят об этом. Тема эта была очень близка и важна художнику. Он не мог тогда написать картину об исходе из России, но акцент на дате встречи писателя и вождя раскрывал авторский замысел. Невольно возникает вопрос: что же побудило отца художника остаться в России, жить в страхе и безвестности долгие годы? Наверное, то же, что заставляло сына возвращаться из всех заграничных поездок, какими бы заманчивыми ни были предложения остаться, - любовь к Родине, к ее людям, ее природе, ее былому величию, надежда и вера в будущее. По большому счету они оба были правы. Они делали для своей страны все, что могли, не ища материальных благ, громкой славы и почета. Достаточно было человеческой благодарности и любви простых советских людей. Именно их мнением так дорожилд Борис Щербаков, перечитывая тысячи отзывов о своих выставках.!950 - 1970-е годы были очень плодотворными для художника. Помимо работы, он много общался с интереснейшими людьми своего времени. Некоторые позировали для портретов и оставались друзьями на десятилетия, других привлекало творчество мастера, его эрудиция, спокойный, но твердый характер. Часто ранее незнакомые люди звонили художнику и просились в гости посмотреть картины. Семья была хлебосольной, и по вечерам за столом иногда собиралось десять - пятнадцать гостей, круг приглашенных был очень разнообразен, велись интереснейшие беседы, каждый являлся личностью незаурядной, а отношение к художнику было теплым и дружеским. Из питерских друзей бывали скульпторы Н.В.Томский и Л.Е.Кербель, художники А.М.Грицай и А.И.Лактионов, драматург Э.В.Брагинский (любимец всей семьи). Долгие годы дружбы связывали Бориса Щербакова с блестящим человеком, знатоком литературы и искусства И.С.Зильберштейном (в конце жизни он добился основания Музея частных коллекций при Государственном музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, куда подарил уникальное собрание живописи, а также свой пастельный портрет работы Б.В.Щербакова). Писатели Б.А.Лавренев, К.А.Федин, Е.Н.Пермитин, Г.И.Серебрякова, поэты С.С.Смирнов, С.А.Васильев, М.А.Светлов, актеры С.А.Кочарян и Д.Н.Журавлев, замечательный режиссер И.М.Туманов, знаменитые летчики И.Н.Кожедуб и А.И.Покрышкин, выдающиеся врачи А.Н.Бакулев, С.С.Юдин и А.Л.Мясников постоянно бывали в гостях у четы Щербаковых. С большим вниманием и любовью к творчеству художника относился искусствовед А.К.Лебедев, написавший вступительную статью к большому альбому о художнике. Часто бывали "огоньковцы": писатель А.В.Софронов и И.В.Долгополов. Зильберштейн, с которым в течение ряда лет Щербаковы вместе снимали дачу на Николиной горе, познакомил их Л.Ю.Брик. Иногда в гости приходили крупные чиновники и военачальники, держались скромно, приводили с собой жен и детей, чтобы познакомить их с творчеством мастера. Однажды был Евгений Светланов с супругой; художник хотел писать его портрет, но из-за болезни обоих это не состоялось. Семьи Э.Г.Гилельса и Л.Б.Когана также были в числе друзей. В последние годы Борис Валентинович часто общался с кардиологом Е.И.Чазовым, учеником А.Л.Мясникова, и даже дважды писал его портреты, а тот, в свою очередь, выручал стареющего, тяжело больного художника. Невозможно перечислить всех, с кем судьба сталкивала мастера, почти всех их уже нет с нами, но эти люди составляли гордость России, ее настоящую научную и культурную элиту. Постоянное общение с такими людьми заставляло художника внутренне расти, расширять кругозор, что, несомненно, накладывало отпечаток на все его творчество. Материальное положение семьи было скромным - не было даже своей дачи, а по стране художник в течение двадцати лет ездил на "победе", купленной на деньги Сталинской премии. Официальных заказов было немного, платили мало. Когда началась торговля русским советским искусством за границей, положение несколько улучшилось, хотя художнику доставалось лишь 10% от того, что он зарабатывал, а фирмы, продававшие его картины, наживали сотни тысяч долларов.

Портрет М.Шолохова.

Cам Борис Валентинович был человеком очень скромным, довольствовался малыми никогда не пытался создать вокруг своего имени шумиху. Очень много работал - натюрмортов, пейзажей, даже портретов (И.С.Зильбертштейн, Е.И.Чазов и др.) - он дарил, и делал это с удовольствием. Значительное количество работ - все портреты, кроме членов семьи, картины, пейзажи - находятся в музеях бывшего СССР. Часто картины закупали Министерство иностранных дел для посольств и домов приемов, Управление делами ЦК КПСС - для подарков главам государств и правительсьвенных учреждений. Таким образом, творческое наследие художника оказалось разбросанным по всему миру - от США до Японии. Его работы находятся в престижных частных коллекциях, Белом доме и конгрессе США, в семье британских монархов и даже простых японских рабочих, которые могли себе позволить купить пейзаж тургеневских или толстовских мест. Лучшие работы художник оставлял у себя, надеясь, что когда-нибудь после его смерти найдется место и для небольшого музея его картин, столь любимых в родной России. При жизни о нем писали в журналах и газетах, издавали альбомы произведений, сняли несколько документальных фильмов, где он сам без подготовки наговаривал текст. Одним из лучших был фильм, снятый студией "Леннаучфильм"; сохранившаяся копия бережно хранится в семье художника. Говоря о творчестве, нельзя не отметить то, что стало главным, чему он посвятил более трех десятилетий жизни. В начале 1950-х у него рождается грандиозный замысел - создать серии пейзажей, связанные с великими русскими писателями: Л.Н.Толстым, И.С.Тургеневым, А.С.Пушкиным, М.Ю.Лермонтовым, А.П.Чеховым, показать места, где жили и трудились эти великие умы, откуда они черпали свое вдохновение. В середине 1970-х годов А.В.Сафронов уговорил художника поехать под Ростов к М.А.Шолохову, и к серии присоединились "шолоховские места" - несомненная творческая удача художника, получившая похвалу от самого Михаила Шолохова, принявшего его и полюбившего его творчество. Серия "По памятным литературным местам" сделала Щербакова основоположником нового жанра в искусстве - литературного пейзажа. Она вклюяает в себя около четырехсот произведений. Основная задача художника - показать отношение великих русских писателей к Родине, к их родным местам, воспетым в стихах и романах. Мастер стремится не просто написать пейзаж, но передать душевное состояние писателя, его настроение, а порой и судьбу... Первой была выбрана Ясная Поляна, о которой Лев Николаевич Толстой писал: "Без своей Ясной Поляны я трудно могу представить Россию и мое отношение к ней". Художник ездил в имение писателя вместе с семьей более тридцати раз, жил там по нескольку месяцев в самой усадьбе, в небольшой пристройке для дворни. Он бного бродил по окрестностям, перечитывал произведения Толстого, дневники его жены, Софьи Андреевны, беседовал с людьми, знавшими самого писателя. В своих картинах он старался связать описание природы в романах с конкретными местами, передать настроение и атмосферу, вдохновившие писателя, наконец, просто запечатлеть дом, где он жил, и небольшой зеленый холмик на краю обрыва, в старом заказе (лесу), где по завещанию похоронен один из крупнейших в мире писателей, чье величие духа лишь подчеркивается этой торжественной простотой.Тургеневская серия следует за толстовской. Это в основном Спасское-Лутовиново, родовое имение Тургеневых, и его окрестности: Мценск, Орел. Тургенев был соседом Толстого, их поместья разделяют всего сто верст. Они много общались, ездили в гости друг к другу, даже состояли в отдаленном родстве по линии жены Толстого, Софьи Андреевны Берс. Горячие споры о литературе и искусстве порой приводили к ссорам, но мир всегда восстанавливался.
Иван Сергеевич Тургенев, проживший почти всю свою жизнь во Франции, пожалуй, наиболее вдохновенно из всех русских писателей писал о русской природе, о ее красоте и поэтичности. Действие большинства его романов происходит в Орловской губернии, неподалеку от Спасского-Лутавинова. В каждой строке рассказов в описании природы чувствуется любовь к родным местам и ностальгия. Под влиянием тургеневских строк пейзажи Щербакова приобретают большую теплоту и лиричность, а некоторые - широкий эпический характер. Это и "Бежин луг", и "Окрестности Спасского-Лутовинова", и "Струмиков верх" воспевают скромныю красоту природы средней полосы России. Заводь в "Заброшенной мельнице" освещается широким летним солнцем. Дом Тургенева не сохранился. Во время войны в нем был госпиталь. Шли страшные бои на Курско-Орлрвской дуге, и местные жители говорили, что парк стал могилой советских воинов, погибших от ран. Может быть, поэтому, гуляя вечером по аллеям, испытываешь ощущение тревоги и беспокойства. Небольшой флигель был восстановлен как дом-музей, а у входа сохранилась богадельня - длинное деревянное здание с множеством маленьких комнаток, где поначалу остановился художник с семьей, перебравшись затем в небольшую квартиру в доме, где жили сотрудники музея. Бориса Валентиновича всегда встречали очень приветливо, старались помочь, чем могли (бытовые условия были очень тяжелыми), показать наиболее интересные и красивые места. Он много общался с теми, кого принято называть "простыми людьми", всегда находил с ними общий язык. Люди мгновенно чувствовали его уважение к ним, восхищались его мастерством и трудолюбием, радовались и гордились, приходя на выставку. Где бы он ни был, по окончании серии он всегда устраивал показ своих картин: в Ясной Поляне, в Спасском-Лутавинове, в Орле и Мценске, в Пушкинских горах. Эти люди были его первыми зрителями и судьями, а возможно, и главными.
Александр Сергеевич Пушкин - любимый поэт художника. Его стихи он знал смолоду наизусть. Сказки Пушкина ему читала в детстве мать, а он, еще не умея читать, рисовал к ним иллюстрации. Восемнадцатилетним юношей он ездил в Святогорский монастырь поклониться праху великого поэта. Вскоре после войны Щербаков написал большую картину "Пушкин в Петербурге", а в 1964 году отправился надолго в Михайловское. Приезжал несколько лет подряд, в основном летом, иногда задерживался до поздней осени. Как и во всех поездках, его сопровождали жена и дочь. На этот раз жить пришлось в восьмиметровой комнате в деревне Савкино, спали в машине, готовили на печке во дворе, над которой натянули брезент от дождя. Там же вместе с местными жителями 9 июля 1965 года отпраздновали серебряную свадьбу. Иногда в гости приезжали друзья из Москвы, останавливались в гостинице в Пушкинских горах. Тогда там было безлюдно, лишь в день рождения поэта 6 июня директор заповедника С.С.Гейченко, умнейший и талантливейший человек, устраивал праздник. Приезжал туда и великий актер, чтец Д.Н.Журавлев и по вечерам при свечах в Тригорском читал стихи поэта так, что, казалось, душа воспаряет ввысь.
Борис Валентинович работал много и вдохновенно, стараясь запечатлеть каждый заповедный уголок: аллею Керн в Михайловском парке, Тригорское, Петровское (имение деда Пушкина, Ганнибала) - границу "владений дедовских", быстрое течение Сороти - каждую пядь земли, по которой ступала нога поэта, каждую березу, ель или дуб, воспетые в стихах. В названиях работ цикла часто звучат пушкинские строки. Из Михайловского художник едет следом за поэтом-изгнанником в Молдавию. Он буквально поражен яркой, необыкновенной красотой молдавской земли, работает по шестнадцать часов в сутки без перерыва. Его тепло встретило тогдашнее руководство Молдавии, предоставило прекрасные условия для работы, и даже машину с шофером, чтобы иметь возможность объездить самые красивые места. Помимо пушкинских мест - домика, где жил сосланный поэт, и окрестностей Кишинева, художник восхищается цветущим боярышником на склоне холма, буйством красного цвета в "Красных сумерках", золотом "Подсолнухов". Воспевая красоты природы, ему прекрасно удается передать напоенную солнцем и теплом атмосферу, сам воздух, будь то "Осенние тополя" на фоне ярко-голубого южного неба или "Дубки над Днестром", дающие спасительную тень в палящий зной. Три лета подряд художник проводит в Молдавии, где создает более сотни красочных, радостных пейзажей и натюрмортов. Мастер не жалеет красок для передачи красоты и щедрости молдавской земли, ее тепла.
В Кишиневе его знакомят с молдавской Чио-Чио-сан - Марией Биешу. Он с удовольствием пишет ее портрет (по композиции немного напоминающий гоголевский), создавая образ великой актрисы, чей божественный голос покорил тогда весь мир. Позднее в Москве она бывает на выставках художника, приходит на званые вечера в его дом.


Ветка яблони.

Напряженная работа от восхода до заката без выходных и отпусков подорвала здоровье мастера. По возвращении в Москву он заболевает, ложится в больницу, где у него случается первый инфаркт в 55 лет. Его супруга постоянно находится при нем, буквально поселившись в больничной палате, и он постепенно идет на поправку. Болезнь лишь на короткое время ограничивает творческие возможности художника. Получив у врачей разрешение вставать с постели, он просит привезти в больницу этюдник, кисти, холст и, находясь в палате, начинает писать увиденный за окном пейзаж "Апрельское солнце" (1971) - яркий, жизнеутверждающий, наполненный светом мотив. Впоследствии так было всегда: в больницах, санаториях, едва появлялись силы держать кисть или карандаш, он работал, и это давало возможность победить болезнь. Пока его физические возможности ограничены, всю тяжелую амуницию художника - этюдник, зонт, складной стул - носит для него жена. После первой серьезной болезни живописец начинает работать еще интеньсивнее, как бы боясь не успеть выполнить все задуманное. Когда не было возможности выезжать на природу, он писал натюрморты, сидя в мастерской, с натуры. "Соавтором" всегда являлась Зоя Анатольевна. Это она приносила букеты цветов - охапки сирени, ветки рябины, незабудки и пионы, нежные полевые колокольчики и гордые розы, прекрасные плоды земли или гигантских раков. Натюрморты всегда удавались художнику. Он умел увидеть особую красоту каждого цветка, каждого листочка, передать яркую красочную вспышку "Подсолнухов" и "Маков" или изысканность цветочной гаммы в "Жасмине", "Осеннем букете", "Смирновских незабудках" и многих других картинах. Именно натюрморты раскрывают нам колористический дар мастера, и именно с них самодеятельные художники делают тысячи и тысячи копий для продажи. Борис Валентинович знал об этом, часто видел на Старом Арбате "свои" натюрморты и пейзажи, пытался как-то ради шутки даже купить один, расспросив "автора", когда и где написана данная работа. Его сразу же узнали и даже предложили подарить картинку, но мастер отказался. Конечно, это бесконечное копирование и подражание ему не нравилось, но он понимал, что у этих людей нет другого способа заработать себе на жизнь, и относился к этому снисходительно, тем более что уровень профессионального мастерства самого художника был уже недостижим, никому не удавалось добиться даже приблизительного сходства.


На закате.Вдали Вешенская.


В 1970-1980 годах он по-прежнему работает над серией литературных пейзажей, посвященной творчеству М.Ю.Лермонтова, А.П.Чехова и М.А.Шолохова. Лермонтовский цикл составляет около сорока вещей: это Тарханы, родовое имение Лермонтовых, где он вырос, а позднее был погребен в семейной усыпальнице, и Кавказ, окрестности Пятигорска, где он погиб. Художник очень любил и хорошо знал творчество поэта. Это нашло свое отражение и в пейзажах мастера: в них много лиризма и печали, а кавказские мотивы поражают своей дикой первозданной красвотой. В работе "Вихри грозовые" (1976), полной трагизма, как бы воплощен момент дуэли, унесшей жизнь великого поэта. Художник и раньше бывал на Кавказе, восхищался своеобразием его природы ("Ущелье Жоэквара (1953), "В горах Кавказа" (1958), любил наблюдать быстрое течение прозрачных горных рек среди громоздящихся гигантских валунов в Домбае, но в данном случае на первый план выходит трагическая судьба поэта, место, где прошли последние дни его жизни.Совершенно иначе звучат пейзажи "шолоховского цикла", написанные с натуры под впечатлением романов "Тихий Дон" и "Поднятая целина". Бесконецная ширь просторов, спокойное величавое течение Дона, бескрайние панорамы цветущих лугов и полей ("Разнотравье донское", 1974) поразили воображение живописца, как и красота и свободолюбие живущих здесь людей, чьи характеры не изменились со времени написания романов. "Ерик", спокойно несущий свои воды среди бескрайних просторов, очень созвучен описаниям природы в романах М.А.Шолохова. Завершил цикл небольшой портрет писателя, выполненный акварелью. Каждая литературная серия заканчивалась портретом. Это и "Л.Н.Толстой в Ясной Поляне", и портрет И.А.Тургенева "Прощание с Родиной", и "Над озером. А.С.Пушкин", и портрет М.Ю.Лермонтова, выполненный пастелью, в котором художник старался передать сосредоточенное раздумье и предчувствие роковой судьбы в больших печальных глазах поэта.
"Чеховская" серия включает всего несколько картин, среди которых "Дом Чехова в Таганроге", место, где родился известнейший во всем мире русский писатель. Художник хотел позднее вернуться и расширить цикл, но состояние здоровья уже не позволяло подолгу работать на знойном воздухе юга России, а затем пришли новые темы.В середине 1970-х годов художник создает целую серию произведений, связанных с памятниками древнерусской архитектуры - золотого фонда русской культуры. Она отличается особой поэтичностью и умиротворенностью. В Ростове Великом он покорен величием и благородством пропорций белокаменного Кремля, его храмов, архитектурных построек, красотой общего силуэта и удивительной гармонией с окружающей природой. Он проводит там целое лето, живет в палатах, переделанных под гостиницу, питается в трапезной. Кремль расположен на берегу озера Неро, и художник, погрузив на лодку этюдник, отправляется на середину озера, чтобы оттуда писать "Ростов Великий - град светлый" (1975). В чуть подернутой рябью воде отражается голубое летнее небо, высокие облака, силуэт Кремля и многочисленные купола белокаменных церквей монастыря и соборов. Этот же прием - храм на фоне неба, отражающийся в водоеме, - он использует и в других работах: "Зоревые сполохи. Ростов Великий", "Яковлевский монастырь". Помимо сложности и четкости построения архитектурных объемов, прекрасно переданных мастером, подчеркивается сама красота архитектуры, создается впечатление возвышенности, парения, храмы как бы устремляются в небо. Чуть позже он достигает того же эффекта в картине "Церковь в селе Уборы" (1982), изображая уникальный по красоте памятник архитектуры ХVII века на берегу Москвы-реки, в бывшем имении графов Шереметевых. Этот шедевр древнерусского зодчества был создан крепостным мастереом Яковом Бухвостовым, учившимся по приказу графа в Италии. Около десятка работ, посвященных древнерусской архитектуре, были написаны во время поездки на теплоходе на российский Север. Необычайная строгость и простота уникальных деревянных церквей в Кижах и Заонежье гармонируют с суровой природой, с колоритом белых ночей. Художник прекрасно передает сам дух русского Севера. Почти все работы были проданы за границу.Рассказывая о творчестве Бориса Валентиновича Щербакова, нельзя не подчеркнуть, что в 1980-1990-е годы он, уже стареющий и тяжело больной человек (сердце работало лишь с помощью кардиостимулятора), не только не прекращает работу, но создает новые циклы произведений и много путешествует. Огромные живописные полотна посвящены великой русской реке Волге: это "Жигули" (1978), "Течет река Волга" (1985), "Жигули. Молодецкий курган" (1978) и многие другие. С натуры он пишет небольшие пейзажи (50х70 см), а вернувшись в Москву, уже в мастерской переносит на холст, иногда что-то добавляя или убирая. Данный цикл можно с полным основанием считать эпическим. В нем воспеты широта и мощь великой русской реки, бескрайние просторы и бесконечное разнообразие русской земли.
Огромное количество пейзажей написано художником в Подмосковье. Для него это не просто кусочек родной земли, а большая любовь мастера. Он объездил все наиболее живописные места, снимал по нескольку лет подряд дачи то на Николиной горе, то в Снегирях, отдыхая на берегах реки Десны или в окрестностях Рузы. Впрочем, отдыха как такового никогда небыло. Художник не расставался с кистью ни на минуту, стараясь запечатлеть как можно больше, чтобы донести до людей порой привычную и не замечаемую ими красоту родной земли. Поэтическая одухотворенность пейзажей Бориса Валентиновича Щербакова, будь то развернутые панорамные пейзажи-картины или полузаброшенные уголки старых усадеб, величественные просторы волжских берегов или скалистые берега горных рек Кавказа, рождала в людях светлое чувство радости и любви к Родине. Именно за это они так благодарили художника, так восхищались его творчеством. Эта любовь была взаимной, она чувствовалась не только в каждом полотне или рисунке. Выставки, встречи со зрителями, их реакция, "обратная связь" была самым важным для художника. Это могли быть крестьяне в Ясной Поляне или американские миллионеры (братья Хаммеры), премьер-министры и сенаторы, японские домохозяйки и итальянские фабриканты, коллекционеры со всего мира и советские солдаты, послы и крупные чиновники, просто дети и русские люди - мнение каждого из них было одинаково важно для живописца....24 июля 1995 - Борис Валентинович умер и был похоронен на Ваганьковском кладбище рядом со своим отцом.