"Отцы и дети" - роман И. С. Тургенева, знаковый для того времени. Он был написан в 1860 году. Его герои стали знающей России примером для подражания. А такие люди, как Павел Петрович Кирсанов, характеристика которого дана в этой статье, просто доживали свой век.
Роман Тургенева показывает остросоциальный период времени, когда старые устои рушатся с неимоверной скоростью, а на смену им идут новые, прогрессивные.
Павел Петрович Кирсанов, характеристика которого показывает его положение "старожила", занимает центральное место в произведении. Он, наравне с еще несколькими персонажами, представляет "отцов", устоявшееся социальное сословие.
В лице Павла Кирсанова представлено целое поколение, которое получает от окружающих лишь упреки и осуждение. И все, что им остается - это доживать свой век, глядя на растущий прогресс общества.
Из названия ясно, что роман - это некое противостояние: молодого и пожилого, нового и старого. Павлу Кирсанову Тургенев в пару ставит нигилиста и революционера мысли Базарова. В конце произведения читатель должен узнать, кто же из них одержит победу.
События романа относятся к 1859 году. У помещика Николая Кирсанова есть старший брат Павел Петрович Кирсанов. Характеристика сразу выдает в нем сильного и умного человека. Он военный, окончил пажеский корпус. Из-за своего статуса всегда имел успех в обществе, в особенности у женщин.
В двадцать восемь лет получил чин капитана и готовился к блестящей карьере. Но неожиданно вся его жизнь резко изменилась. Разумеется, он встретил женщину, ставшую для него роковой.
Некая княгиня Р. в петербургском обществе слыла легкомысленной барышней и кокеткой. Но Кирсанов влюбился в нее без памяти. Княгиня, вначале ответившая ему взаимностью, быстро охладела к офицеру.
Павел Петрович был глубоко поражен таким исходом, но не сдавался. Страсть к этой женщине поглотила его, испепелила изнутри. Удивительно то, что он не чувствовал удовлетворения от их встреч, радости не было у него на сердце, лишь горькая досада в душе.
В конце концов, порвав с княгиней, Кирсанов попытался вернуться к старой жизни. Но она его не отпускала. В каждой женщине ему виделись ее черты. Даже в Фенечке, возлюбленной его брата Николая.
Вместе с братом он жил в поместье Марьино, а потом уехал в далекий Дрезден, где и угасла его жизнь.
Внешность Кирсанова Павла Петровича менялась с развитием событий романа. Изначально перед читателем предстает настоящий аристократ, холеный мужчина, одетый с иголочки. Только взглянув на него, можно было понять, что Кирсанов - знатный щеголь и светский человек. Манера держаться и разговаривать выдавала это в нем.
Тургенев указывает, что его седая шевелюра была в идеальном порядке, лицо не имело морщин и было необычайно красиво.
Однако в спорах с Базаровым Павел Петрович преображался. Он больше не излучал полного спокойствия. По мере того как росло его раздражение от непонимания взглядов молодого человека, увеличивалось количество морщин, а сам герой превращался в дряхлого старика.
Аристократ Павел Петрович Кирсанов, характеристика которого весьма положительна, показан умным, безупречно честным, принципиальным. Однако он - представитель старого поколения с чопорными привычками и взглядами.
Кирсанов далек от простого люда, не понимает и не принимает его. А народ его боится, по меткому выражению Базарова. Герой - приверженец всего английского. Это выражается в его поведении, привычках, разговорах. Цитаты Павла Петровича Кирсанова полностью раскрывают его характер и взгляды. Либеральные принципы, которыми он кичится, остаются только на устах. Но, несмотря на это, он достойный соперник Базарова, хоть всегда ему и проигрывает.
Павел Кирсанов характеризует "старую гвардию". Его отъезд в Дрезден очень символичен, поскольку олицетворяет собой уход целого поколения в прошлое.
Главный конфликт романа «Отцы и дети» – это столкновение двух лагерей, двух совершенно разных философий жизни. Лагерь детей представлен образом Базарова. Его явным противником автор делает Павла Кирсанова, а вот образ Николая Петровича Кирсанова, хотя и относится к старому поколению, противопоставлен обоим вышеназванным героям. Очень деликатный и тонкий по натуре, Николай Кирсанов с любовью относится ко всему прекрасному, что видит в жизни. Его привычки, чувства, мысли, все это направлено против высокомерия брата и грубой идеологии Базарова.
Николай Кирсанов в романе «Отцы и дети» – персонаж особый. Его образ воплотил в себе все самое лучшее от аристократии и именно к нему автор проявляет свои откровеннее симпатии. Он появляется с первых строк произведения и не пропадает до конца всей истории.
Его внешность ничем не примечательна: седой барин, лет за сорок, немного сгорбленный и пухловатый. Такой типичный деревенский помещик средней руки. Биография его также типична для своего времени. Небольшая семья Кирсанов жила в поместье, отец был боевым генералом, мать занималась хозяйством. Как и старший брат, Павел, он мечтал о военной карьере, но не сложилось.
Отучился в университете Петербурга, затем вернулся к родителям. После смерти родителей женился на прекрасной девушке, которая стала хорошей женой. Они жили в любви и согласии, воспитывая своего единственного сына. Когда Аркадию исполнилось 10 лет, жена Кирсанова скончалась. Он полностью посвятил себя сыну и хозяйству.
Автор наделил Кирсанова многими положительными чертами: он прекрасно воспитан и образован. Доброта и деликатность, искренняя привязанность к близким для него самые естественные чувства. Он не понимает, как можно обходиться без любви, как жить, ни во что не веря.
Кирсанов Николай Петрович, отец Кирсанова Аркадия, любит музыку, поэзию, ценит все прекрасное в жизни. Базаров смеется над этими чувствами. Однако, автор не считает музыкальные занятия героя чем-то смешным и никчемным. Наоборот, он рассуждает о пользе поэзии и музыки. В Николае Петровиче воплощены все лучшие черты русского дворянства, которые, как ни жалко, также уходят в прошлое. Им на смену приходит нигилизм Базарова, его суждения о бессмысленности принципов и пустой жизни, которую ведет аристократия.
Мечтательность и сентиментальность для Кирсанова привычные чувства. Они характеризуют его положительно в отличии от Базарова, который считает мечту чепухой и блажью. Для Кирсанова старшего эти особенности его натуры являются составляющими, это привычное состояние души.
Николая Кирсанова автор считает одним из своих любимых героев. На его стороне вечные ценности жизни: семья, любовь, благородство и доброта. Характеристика Кирсанова – это характеристика человека, который живет в согласии с самим собой. Его личность полностью гармонична. Этот образ вызывает симпатии не только автора, но и читателей романа от его начала и до конца развития действия.
Тест по произведению
Если такой герой, как Базаров, впервые появляется в романе Тургенева, то Кирсановы - герои из привычной для автора дворянской среды. У Аркадия, к примеру, есть множество родственных черт с героем “Аси” и отчасти с Рудиным, а Николай Петрович Кирсанов схож по характеру с Лаврецким из “Дворянского гнезда” и Берсеневым из “Накануне”. Тургенев пишет о Кирсановых с легкой иронией, но они близки ему по духу, он любит их, знает все об их чувствах и мировосприятии. В письмах по поводу “Отцов и детей” Тургенев много раз подчеркивал, что описал в Кирсановых именно лучших дворян. Особенно близок автору лиричный Николай Петрович Кирсанов - утонченный эстет, ценящий Шиллера, Гёте, Пушкина, играющий на виолончели Шуберта и восторгающийся красотой природы. (Не случайно на новом месте, где Николай Петрович решил построить свой дом, из всей растительности при общем запустении прижились и буйно разрослись лишь сирень и акации - самые романтические, “дворянские” растения.) У него мягкий характер и любвеобильное сердце. Даже в сорок с лишним лет его до слез волнует “волшебный мир”, “возникающий из туманных волн прошлого”:
Он ходил много, почти до усталости, а тревога в нем, какая-то ищущая, неопределенная, печальная тревога, все не унималась. О, как Базаров посмеялся бы над ним, если б он узнал, что в нем тогда происходило!.. У него, у сорокачетырехлетнего человека, агронома и хозяина, навертывались слезы, беспричинные слезы; это было во сто раз хуже виолончели.
После смерти жены он не мог долго оставаться один и сошелся с дочерью экономки - Фенечкой, переживая, что изменил памяти покойной жены. Но с появлением ребенка у него складывается новая, счастливая семья.
Очень похож на него его сын Аркадий - восторженный и романтический, тонко чувствующий красоту природы и искусства, быстро увлекающийся людьми и легко поддающийся их влиянию. У него не сильный характер, но зато счастливый и гармоничный. Он неглуп, быстро разбирается в людях, но ум его лишен смелости и оригинальности. В нем нет ни базаровской “дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор”. “Дальше благородного смирения или благородного кипения” он не пойдет.
Совсем иной тип представляет дядя Аркадия, Павел Петрович Кирсанов. Это надменный аристократ, в прошлом “светский лев”, обладающий, в отличие от мягкого брата, твердой и решительной натурой (недаром он с самого начала избрал для себя военную карьеру). “Он не был рожден романтиком, и не умела мечтать его щегольски сухая и страстная, на французский лад мизантропическая душа...” Аристократизм его проявляется в неуклонном соблюдении раз и навсегда принятых им к исполнению принципов: безвыездно проживая в деревне, он одевается так, что в любую минуту дня мог бы появиться в великосветской гостиной, и разговаривает с любым собеседником с той же изысканной вежливостью, с какой говорил бы с английским лордом. (В этом он прямой антипод Базарову, у которого не меньшая сила характера проявляется как раз в освобождении себя от всевозможных принципов и ограничений.) Павел Петрович безукоризненно честен со всеми и сам с собой. Никогда бы он не уронил своего достоинства связью с женщиной из низшего сословия, так что брат Николай боится даже заикнуться ему о своем браке с Фенечкой. К искусству Павел равнодушен, но уважает в нем освященность традициями и элитарность.
Если Николай является носителем дворянской культуры, то Павел, с его интересом к политике и приверженностью к английскому парламентаризму, - носителем европейской цивилизации. Привнесение двух этих завоеваний прогресса с европейской на русскую почву и есть, с точки зрения Тургенева, главная заслуга и историческая миссия русского дворянства, которое было до недавнего времени единственным просвещенным сословием, вершившим пути духовного и общественного развития России. Характерно при этом, что Николай гораздо более приближен к русской почве, чем его брат, что должно, по замыслу автора, указывать на то, что национальная русская культура уже существует, в то время как до цивилизации в русской жизни еще далеко. Показательно, что Николай зачитывается Пушкиным, поэтическое наследие которого символизирует в романе высшие достижения дворянской культуры XIX в. Именно Николай занимается и хозяйством в имении (в основном земледелием), постоянно имея дело с “русским народом”. Но дело у него не идет, что для автора является свидетельством недееспособности дворянства в новых условиях экономического перелома. Павел же, “всю жизнь свою устроивший на английский вкус”, вообще абстрагируется от русской действительности, не касается хозяйства и, говоря с крестьянами, “морщится и нюхает одеколон”.
Объединяет братьев одно: оба они, безусловно, живут миром чувств. Конечно, объективно они видят смысл своей жизни в служении обществу и следовании непреложным для них нравственным идеалам (это вовсе не завышенный тон: вспомним слова Павла Петровича о том, что он следит за своим туалетом в деревне из чувства общественного долга, “да-с, да-с, долга”, а также его торжественное обращение к брату с призывом “исполнить обязанность честного и благородного человека” - жениться на Фенечке). Однако в реальности одна лишь любовь способна наполнить их существование и дать им настоящее счастье. Страстность, бывшая в характере Павла Петровича, сыграла в его жизни роковую роль: вся его жизнь оказалась разбита несчастной любовью к княгине Р., ради которой он пожертвовал карьерой и положением в свете. После окончательного разрыва а затем и смерти своей возлюбленной он почувствовал себя полностью опустошенным, разбитым и “уже не мог попасть в прежнюю колею”. “Потеряв свое прошедшее, он все потерял” и поселился окончательно в деревне у брата. Автор пишет о жизненной драме Павла Петровича сочувственно, но не скидывает со счетов и мнение Базарова, утверждающего, что Павел Петрович прожил свою жизнь зря: “Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и, когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакий человек - не мужчина, не самец”.
Опубликованный в 1862 году. Годом ранее царь Александр Второй принимает указ, отменивший крепостное право в России. В этот период энергично развивается промышленность и прогрессируют естественные науки. Крепнут экономические и культурные связи с Европой. Русское общество разделяется на «славянофилов» и западников. Поколение молодых людей приветствует нововведения, приходящие с запада, и отвергает старинный уклад жизни. Павел Петрович Кирсанов, один из главных героев романа, относится к лагерю отцов.
Павел Кирсанов родился в семье отставного генерала, человека грубого и полуграмотного. Мать мальчика принадлежала к категории «матушек-командирш», любила носить нарядные чепцы и красивые шелковые наряды. До четырнадцати лет юного барина воспитывали дешёвые гувернёры.
Будучи сыном боевого генерала, Павел Петрович Кирсанов имел право обучаться в Пажеском корпусе. Зачисление в престижное военное училище производилось по высочайшему указу царствующего монарха. В программу обучения входили следующие дисциплины :
Кроме того, пажей обучали танцам и придворному этикету. Занятия проводили профессора и преподаватели санкт-петербургского университета. Павел Петрович Кирсанов, характеристика которого после окончания училища была блестящей, начинает службу в гвардии.
Такое право предоставлялось лучшим выпускникам элитного учебного заведения . В полку Кирсанов проявил себя как смелый и ловкий офицер. К 28 годам он дослужился до чина капитана. Стремительное продвижение по служебной лестнице предвещает блестящее будущее.
Молодой военный не прочь был и поразвлечься. Галантность, аристократичные манеры и изысканная речь, рыцарское отношение к женщинам привлекают к Кирсанову внимание светских красавиц. Элегантный романтик, постоянно следящий за последними веяниями европейской моды, Кирсанов пользовался неизменным успехом в высшем свете. Неожиданно светской жизни и военной карьере приходит конец.
На одном из балов происходит встреча Петровича с княгиней Р. На светских раутах изящная Нелли, так звали княгиню, кокетничает с молодыми повесами и танцует до упаду. Она не считается красавицей, но загадочный взгляд серых глаз обаятельной женщины пленил сердце Кирсанова. Капитан, влюблённый в таинственную княгиню, оставляет военную службу. Вслед за Нелли Павел отправляется за границу, но в Бадене происходит окончательный разрыв.
Возвратившись на родину, отвергнутый любовник пытается вернуться к прежней праздной жизни, однако образ любимой женщины постоянно присутствует в мыслях Кирсанова. Светский лев может похвастать новыми победами, но во взоре рафинированного аристократа таится скучающее равнодушие. Через десять лет Кирсанов узнаёт, что возлюбленная скончалась. В эти дни Санкт-Петербург посещает Николай Петрович Кирсанов и предлагает брату переехать в деревню.
Поселившись в Марьино, Павел Петрович отдался чтению иностранных книг . Свою деревенскую жизнь отставной капитан обустроил на английский манер. Не заводя близких знакомств с помещиками старого уклада, Кирсанов не сходится и с представителями нового поколения. Окружающие люди уважали его за манеры, за слухи о любовных победах, за умение играть в карты, за безупречную честность, но гордый аристократ держал всех на расстоянии.
Павел Петрович прилюдно восхищается русским народом, защищает крестьян, готов помочь им. Однако разговаривая с мужиками, не забывает нюхать платок, надушенный благородным одеколоном. Закоренелый холостяк высоко ценит семейные ценности, уважает брата и заботится о благополучии родственников. Тем не менее, при встрече племянника Аркадия, приехавшего в деревню с приятелем Базаровым, ведёт себя манерно.
В романе Тургенева происходит не только дуэль на пистолетах. На протяжении всего повествования происходит поединок между разными мировоззрениями. Павел Кирсанов и Евгений Базаров различаются и внешним обликом, и поведением, и мыслями:
Кирсанов считает, что такие люди как Базаров несут с собой разрушение. Павел Петрович отвергает достижения современной науки, считает новейшие технологии угрозой устоям общества. Базаров ратует за прогресс, за созидательное изменение существующего миропорядка.
Диаметрально противоположные политические взгляды приводят к спорам между представителями старого и молодого поколения . Дуэль между отцами и детьми не даёт ответа на вопросы - кто прав и что делать, чтобы жизнь стала лучше.
Современники И. С. Тургенева бурно реагировали на издание романа «Отцы и дети» . Консервативно настроенная печать критиковала писателя в заискивании перед молодым поколением. Приверженцы западничества обвиняли в клевете на прогрессивные течения.
Но писательское мастерство и чуткое отношение к процессам, происходящим в русском обществе середины девятнадцатого века, поднимают произведение Тургенева на небывалую высоту. Даже прочитав роман однажды в школе, будет не лишним снова обратиться к этому шедевру русской литературы. Общение с великим русским языком принесёт неизъяснимое наслаждение неравнодушному читателю. Книга, написанная полторы сотни лет назад, созвучна процессам, происходящим в сегодняшнем мире.