Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Нарисовать праздничный натюрморт. Пошаговое рисование натюрморта для новичков

Нарисовать праздничный натюрморт. Пошаговое рисование натюрморта для новичков


Рис. 1

Этот урок будет полезен начинающим художникам, которые хотят нарисовать натюрморт гуашью. Новички узнают некоторые секреты рисования поверхностей и фактур, позволят увидеть на практике главные правила живописи.

Что потребуется:

1. Бумага (формат А3). Идеально подходит ватман.

2. Кисти. Необходимо приготовить три плоских синтетических кисти (маленькую, среднюю и большую), а также среднюю щетинную.

3. Художественная гуашь. Для живописи не подходит плакатная гуашь – они быстро сохнет и образует разводы. Гуашь должна быть хорошего качества, поэтому приобретать краски лучше всего в специализированных художественных магазинах.

1 этап

Вначале создается построение композиции простым карандашом с мягким грифелем. Начинать лучше с обозначения плоскости стола горизонтальной линии. При определении высоты рекомендуется ориентироваться на рис. 1. Справа слегка заметен дальний угол стола – его нужно наметить диагональной линией. Затем с соблюдением правил построения на столе намечаются объекты. Легкими линиями обозначается ткань и ее складки. При этом важно соблюдать форму предметов и их местонахождение относительно друг друга.

Когда карандашный набросок будет готов, можно начинать его раскрашивать. Лучше начать с общего фона – нанести первый слой краски, делая короткие мазки большой плоской кистью. После набрасываются основные тона на кувшин.

Важно! Не нужно стремиться к тому, чтобы полностью и «на отлично» раскрасить весь фон или другой предмет. Главная ошибка, которую допускают новички, заключается в том, что они сначала пытаются зарисовать весь фон, оставляя на картине белые места, в которых будут находиться предметы. После этого они поочередно закрашивают все предметы, причем целиком. Или наоборот, сначала раскрашивают предметы, а потом уже фон. Так делать не следует – завершенная картина будет выглядеть таким образом, как будто на лист были наклеены предметы, вырезанные из журналов. Удачной композиции в итоге не получится. Любую картину нужно рисовать всю сразу, постепенно. Опытные художники попеременно возвращаются то к одному, то к другому предмету, чтобы сделать иной раз всего пару мазков – и так до тех пор, пока картина не будет закончена.


Рис. 2

2 этап

Теперь можно приступить к кувшину – его нужно прорисовывать поверх уже нанесенного слоя краски, не забывая о плавных переходах между оттенками. С помощью гуаши можно сделать многое, но важно не усердствовать, чтобы не создать видимость грязи на картине. Во время этой работы используется средняя плоская кисть.

Рисование предметов нужно выполнять с учетом светоразделов: света, полутени, тени и рефлекса. На рис. 3 показана схема – она сделана в виде сетки для облегчения понимания. Самым сложным является понимание рефлекса. На самой светлой части предмета должны быть белые блики – на глянцевой поверхности они заметнее и ярче.


Рис. 3

3 этап

После проработки кувшина на столешницу накладываются основные цветовые оттенки. Не стоит забывать о том, что плоскости стола (вертикальный бортик и горизонтальная поверхность) должны отличаться друг от друга насыщенностью тона. Вертикальную плоскость нужно сделать более темной, чем горизонтальную, которая лучше освещается.


Рис. 4

4 этап

Теперь можно приступать к изображению стеклянной бутылки, покрыв ее тем же тоном, что и основной фон. Она будет прозрачной, через нее можно увидеть заднюю стену, которая выступает фоном. По этой причине главным оттенком бутылки будет тон фона. Но нужно помнить, что бутылка все же остается видимой, она обладает размером и объемом. Это можно передать на картине, выделив светлой краской края бутылки. После на бутылку добавляется немного холодных тонов, с помощью которых получится на бумаге передать стекло. Чтобы придать объем, прорисовывается рефлекс. В завершение этой работы создаются блики. На одной бутылке присутствуют различные блики: некоторые бледные, смягченные по краям, другие – яркие и заметные. Прежде чем приступать к созданию бликов, рекомендуется внимательно рассмотреть, как они выглядят на авторской картине. Вообще, понять, как рисовать натюрморт гуашью, помогут представленные рисунки.


Рис. 5

5 этап

Теперь подошла очередь кастрюли. Сначала стоит вспомнить сетку светораздела, а для этого придется вернуться к рис. 3. Не забывая про данный принцип, наносится краска на кастрюлю. Сначала используются темно-серые и светлые тона, а самая темная краска оставляется для подчеркивания фактуры старого, выщербленного и истертого металла.

Подробнее о том, как передать на картине старый потертый металл. Для выполнения подобной текстуры потребуется грубая щетинистая кисть, причем сухая. К этому моменту уже должен быть готов серый фон кастрюли со светотенями. Сухая кисть слегка обмакивается в гуашь, не нужно брать много краски. Согласно рисунку 6, делаются прямые длинные мазки по направлению сверху вниз по затемненному боку кастрюли. Мазки должны быть шероховатыми и дырявыми, еще во время мазка краска на кисти должна заканчиваться. Перед этим лучше потренироваться делать подобные мазки на отдельном листе, чтобы не испортить картину.


Рис. 6

6 этап

Теперь нужно закончить кастрюлю. Пустые места покрываются краской основного тона при помощи маленькой кисти. По боку кастрюли рисуется рефлекс, непосредственно поверх черной фактуры. Рисуются ручки, обозначается контур кастрюли. Сильно детализировать предмет не нужно, чтобы отдельные части картины не выпадали из общей стилистики. Нельзя забывать о взаимосвязи предметов.


Рис. 7

7 этап

Теперь нужно заняться драпировкой вокруг кастрюли, закрасив ее краской полностью. Делать это лучше всего большой плоской кистью. Важно помнить, что ткань освещается неравномерно, она выглядит светлее с одной стороны. На рисунке разнонаправленные плоскости должны друг от друга отличаться тоном: вертикальная плоскость делается темнее, чем горизонтальная. Это относится и к ткани на столе.


Рис. 8

8 этап

Наступила очередь блюдце, главный оттенок у него белый. Объем ему придается при помощи голубовато-серой и серой краски. Затем синим пигментом очерчивается каемка блюдца – слишком темной она быть не должна. Нижнюю часть блюдца не нужно делать чересчур светлой, так как она находится в тени.


Рис. 9

9 этап

Когда пространство картины практически все покрыто краской, рисунки детализуются и уточняются. Сначала прорабатываются складки на ткани (сделать это несложно даже новичкам). Рекомендуется использовать больше легких тонов на ткани, чтобы придать изображению натуральный вид.

От посуды на столе отбрасываются тени. Рядом с каждым из предметов нужно нарисовать отбрасываемую от него тень с помощью холодных оттенков. Тени не должны быть яркими и резкими, а наоборот, выглядеть рассеянными.

10 этап

Теперь можно перейти к последнему предмету – яблоку. Оно рисуется соответственно принципу светораздела, как и другие уже нарисованные предметы.

От яблока отбрасывается цветной отсвет на ближайшие предметы и поверхности. На блюдце добавляется розоватый оттенок совместно с тенью от яблока.

Важно помнить, что через цвет происходит взаимодействие всех предметов на картине. Предметы передают друг другу часть своего цвета. По аналогии с яблоком отображаются взаимоотношения остальных предметов и поверхностей.


Рис. 10

11 этап

После того, как картина была выполнена в общих чертах, нужно уделить внимание тем деталям, которые были оставлены без внимания. Если набросок, сделанный карандашом, уже стерся или стал незаметным под краской, то можно прорисовать контуры еще раз. Потом они будут закрашены, ведь гуашь – густая и непрозрачная краска.


Рис. 11

12 этап

Чтобы картина приобрела глубину, объем и монолитность, нужно воспользоваться одним художественным приемом – в конце работы едва заметно размыть контуры предметов, чтобы смягчить линию соприкосновения объектов и среды.

Все, кто рисует с натуры, обязательно проходят через разные этапы усложнения работы. Процесс обучения рисунку на определенном этапе связан с рисованием натюрморта (от франц. nature morte — мертвая натура).

Мир природы и вещей, окружающих человека в повседневной жизни, — неисчерпаемая сокровищница форм и цветовых оттенков. Простота и пластическое совершенство бытовых предметов, утонченность и нежность цветов, своеобразное строение и сочность фруктов и овощей и многое другое всегда были объектами внимания художников. Рисунки и произведения живописи, в которых воплощаются в образную форму бытовые предметы, орудия труда, овощи, фрукты, снедь, дичь, букеты цветов и т.п., называются натюрмортами.

Натюрморты могут быть «увиденными» прямо в жизни и «поставленными» специально для решения разных изобразительных задач. И те, и другие привлекают внимание, поэтому натюрморту уделяют столь много места в изобразительном творчестве, что он стал по праву самостоятельным жанром. «Увиденный» натюрморт — это изображенное художником природное группирование предметов, а «поставленный» — составленное из сознательно подобранных предметов, необходимых для воплощения определенного замысла автора.

Изображение натюрморта имеет свою определенную закономерность и методическую последовательность. Совершенно непозволительно, например, лишь начав рисунок, заняться детальной проработкой незначительных мелочей, если не определена еще основная форма, не решена тональная идея постановки. Это сразу же приводит к дробности рисунка, которую потом неопытному рисовальщику исправить невероятно трудно и подчас невозможно. Кроме того, подобная спешка ведет к ошибкам в пропорциональных отношениях, а отсюда — к неудаче, неверию в свои силы и разочарованию.

Помните, что в изобразительной практике существует проверенный метод последовательной работы над рисунками, основанный на принципе: от общего к частному и от частного вновь к обогащенному деталями общему.

Рис. 21

Работа над натюрмортом начинается с отбора и размещения определенных предметов: в нашем задании — гипсовая модель призмы и деревянная ваза для карандашей, кистей и т.п. (рис. 21). Отбор компонентов натурной постановки должен быть логически оправданным, наполненным смысловой связью. Вещи желательно выбирать выразительные по форме и объему.

После того как натюрморт поставлен, вы выбираете определенное место, откуда постановка хорошо видна (мы уже говорили о наиболее оптимальном расстоянии от рисующего до натурного объекта: оно должно составлять примерно три размера самой натуры).

Выразительность и правдивость изображения натюрморта зависят от вашей способности наблюдать, компоновать, строить рисунок, моделировать его тоном и т.д.

Перед непосредственной работой над рисунком целесообразно выполнить одну-две зарисовки постановки для поиска рациональной и эффектной компоновки изображения на бумаге. Зарисовки желательно выполнять быстро, основываясь на первом, еще очень свежем впечатлении от постановки, стремясь передать в них характерные особенности натуры, взаимосвязь и пропорции формы каждого предмета, отношение площади изображения к площади формата листа.

После того как в зарисовке вы определили композицию изображения, можно перейти к непосредственной работе на формате. Учитывая характер постановки, вы уже выбрали формат — горизонтальный или вертикальный.

Рис. 22

Теперь перед вами стоит задача пройти несколько этапов рисования натюрморта. Таких этапов, т.е. отдельных моментов — стадий или ступеней в развитии чего-либо, в работе над рисунком обычно не более четырех.

Безусловно, начальным этапом любого изображения является композиционное размещение его на листе бумаги. У вас уже есть зарисовка, используйте которую отнюдь не механически.

Здесь главное место уделяется определению всей ширины и всей высоты предметов сразу для ограничения поля изображения, тут же намечаются легкими линиями позиции каждого из тел относительно друг друга и плоскость, на которой они поставлены.

На следующем этапе рисования натюрморта вы должны уточнить место каждого из двух предметов в изображении и определить их пропорциональные отношения. В этом промежутке работы выявляйте также конструктивную основу формы. Здесь решение всех задач данного этапа изображения основывайте на внимательном анализе постановки. Форму стройте пока одними линиями, видя свой рисунок «каркасным», но соблюдайте известную меру, чтобы они у вас не выглядели всюду одинаковой толщины (рис. 22).

Третий по счету этап работы проведите как дальнейшее уточнение формы тел, имеющих объемность и рельефность. Эти признаки предметов воспринимаются только при условии светотени. Поэтому вам надлежит не только наметить большой свет и большую тень, но и определить легкими штрихами все основные градации (постепенные расположения) светотени. Об этих закономерностях распределения света, полутонов , собственной и падающей теней говорилось в учебнике не один раз, и вы о них знаете. Нужно только внимательно следить в натуре и сравнивать на бумаге, насколько один предмет темнее или светлее другого. Помимо этого не забывайте также о различии в рисунке технических приемов работы карандашом, чтобы уже на этой стадии рисования выявить различие фактур предметов. Все вместе взятое и рассмотренное с позиций перспективного построения, объемности и рельефности форм, тонового решения, материальности ведет вас к последнему этапу работы над рисунком натюрморта (рис. 23).


Рис. 23

Заключительный этап предусматривает процесс завершения работы — обобщение всего линейного и тонального строя изображения. Если передний и дальний планы прорисованы подробно, оба тела постановки разрушают цельное восприятие рисунка, нет мягкости переходов в моделировке формы тоном, то такое изображение нуждается в доработке, которая и является обобщением. В таком случае необходимо смягчить дальний план, разрушить в нем четкие границы (создать впечатление глубины), «приблизить» к переднему плану один предмет и «отдалить» другой, где-то в нужном месте высветлить, в ином, наоборот, уплотнить тон и таким образом добиться цельности рисунка (рис. 24).

Все этапы работы над рисунком натюрморта не являются оторванными друг от друга стадиями изображения. Здесь проходит последовательный, логически обусловленный единством и неделимостью процесс, следствием которого должен быть правильно скомпонованный, верно построенный, в меру проработанный тоном, выразительный учебный рисунок натюрморта.

А теперь очень подробно рассмотрим, как протекает процесс создания рисунка натюрморта, составленного из гипсового геометрического тела — шестигранной призмы и деревянной вазы для хранения рисовальных инструментов.

После того как формат выбран, определяют, какого размера будет нанесено на бумагу изображение, тем более, что в предварительных зарисовках вы ищете пропорциональные соотношения изображения и формата. Пропорции вплетаются в -зрительное восприятие в соответствии со строением глаза и принципами его работы. Каждый рисующий определяет отношения величин и, не удивляйтесь, отличает среди них отношение «золотого - сечения». Вы видите в постановке, что стоящая вертикально ваза смотрится более предпочтительно, нежели лежащая под углом к ней призма. Значит, в своем рисунке вазе вы уделите особое внимание, и размещение изображения на бумаге станете связывать с ней. Она-то и расположится в рисунке не иначе, как в отношении пропорций «золотого сечения».

Такой характер зрительного восприятия подтверждается многочисленными опытами, проводившимися в разное время в ряде стран мира.

Немецкий психолог Густав Фехнер в 1876 г. провел ряд экспериментов, показывая мужчинам и женщинам, юношам и девушкам, а также детям нарисованные на бумаге фигуры различных прямоугольников, предлагая выбрать из них только один, но производящий на каждого испытуемого самое приятное впечатление. Все выбрали прямоугольник, показывающий отношение двух его сторон в пропорции «золотого сечения» (рис. 25). Опыты иного рода продемонстрировал перед студентами нейрофизиолог из США Уоррен Мак-Каллок в 40-х годах нашего века, когда попросил нескольких добровольцев из числа будущих специалистов привести продолговатый предмет к предпочтительной форме. Студенты некоторое время работали, а затем вернули профессору предметы. Почти на всех из них отметки были нанесены точно в районе отношения «золотого сечения», хотя молодым людям совершенно не было ничего известно об этой «божественной пропорции». Мак-Каллок потратил два года на подтверждение этого феномена, так как сам лично не верил, что все люди выбирают эту пропорцию или устанавливают ее в любительской работе по изготовлению всевозможных поделок.

Рис. 24

Интересное явление наблюдается при посещении зрителями музеев и выставок изобразительного искусства. Многие люди, сами не рисовавшие, с поразительной точностью улавливают даже малейшие неточности в изображении предметов в графических изображениях и в живописных картинах. Это, вероятно, признаки эстетического чувства человека, которое «не согласно» с разрушением гармонии формы и пропорций. Не с таким ли требованием чувства прекрасного связывается феномен «золотой пропорции» (как только не называют эту пропорцию — «божественной» «золотой» «золотым сечением», «золотым числом»)? Не зря, видно, во все века цивилизации человечества «золотая пропорция» возводилась в ранг главного эстетического принципа.

Для вас композиционные основы построения рисунка натюрморта не должны быть камнем преткновения, ибо человек наделен способностью хорошо видеть окружающую обстановку в пределах поля ясного зрения (под углом 36°). Именно пропорциональные величины в пределах поля ясного зрения хорошо различаются глазами, и ваша задача распознать их, чтобы правильно построить рисунок. Дело в том, что рисующий человек видит предметный мир так же, как и не рисующий. Однако, если вы возьмете произвольную точку зрения для построения рисунка, произойдет искажение. Вам надо помнить, что в построении изображения все взаимообусловлено: точка зрения, поле ясного зрения и расстояние до предметов изображения. Значит, в процессе компоновки изображения нужно выделить такую часть замкнутого пространства (листка бумаги), которое включало бы предметы натюрморта и часть окружающей среды (фона). Объекты изображения не должны быть ни слишком большими, ни маленькими. Иначе крупное изображение «выходит» из формата, а маленькое «тонет» в нем. Чтобы подобного не произошло, старайтесь рассматривать лист бумаги и размеры изображения как единое целое композиционного решения рисунка натюрморта.

После организации плоскости бумаги предметы нужно нарисовать так, как их видит глаз и как они существуют в действительности. Для этого вы уточняете перспективные изменения формы вазы и призмы и одновременно пытаетесь сразу понять их объективное устройство, конструкцию, анализируете условия освещения. Светотень на предметах распределяется по тем же законам, с которыми вы познакомились при рисовании гипсовых моделей геометрических тел.

Каждый рисунок является одновременно новым познанием предметного мира, которое сопровождается овладением знаниями, приобретением опыта, новых навыков и моторикой движений руки. Разместив рисунок на плоскости и передав пока в легких линиях границы формы каждого из двух предметов и такими же легкими штрихами наметив объемность вазы и призмы, вы продолжаете работу, переходя к следующему этапу. Теперь вы продолжаете дальше уточнять характерные особенности формы, все время сравнивая рисунок с натурой. Затем приступаете к работе отношениями, предусматривающими определение правильных пропорций, соотношение пространственных планов, деталей и целого.

Рис. 25

Метод работы отношениями дает возможность рисовальщику овладеть знаниями и умениями в той степени, в какой они влияют на развитие человека как художника-профессионала.

Итак, первые стадии вашего рисунка: решить задачи компоновки, наметить общий силуэт натюрморта, выделить оба предмета и показать пропорции, одновременно почувствовать связь форм, соответствие их общему строю изображения. При работе отношениями уточняют рисунок, сравнивая и сопоставляя, т.е. соизмеряя изображение с целым и частей друг с другом. На этом же этапе ведения рисунка вы должны приступить и к выявлению объемности и рельефности форм объектов изображения, прорабатывая их по принципу — от общего к частному. Только так вы будете все время видеть целое — ив строении, и в пропорциях, и в тоне.

Когда у вас появилась убежденность в верности рисунка и правильности намеченных светотональных отношений, можете смело переходить к моделировке формы постепенно насыщаемым плотностью тоном.

На этом важном этапе работы — передача правдивого изображения натюрморта, каким его видит наш глаз и как он существует в пространстве, — нужно все время видеть натуру цельно, т.е., прикасаясь карандашом к тому или иному месту в рисунке, не терять из виду всю постановку и весь рисунок в целом. Все время помните, что вы накапливаете знания, умения и навыки постепенно и последовательно и соответственно ведете работу над натюрмортом. Тональные отношения в натуре не могут быть в точности переданы в рисунке из-за несоответствия подлинного света и белизны бумаги друг другу. Передать их можно только путем следования пропорциональным натуре отношениям светотени, и вы знаете, что от такой передачи зависит качество тонального рисунка.

Во время моделирования рисунка тоном, когда вы всю работу ведете от общего к частному, непременно наступает момент, связанный с большим желанием взяться за окончательную проработку того или иного места изображения, которое очень привлекательно в постановке. Вот здесь и переходите к частному, соблюдая принципы рисования.

В практике как учебного, так и творческого рисования встречаются два часто соприкасающихся друг с другом технических способа прокладки карандашом тона на бумаге — штриховка и тушевка.

Штриховка в отличие от тушевки имеет свои ярко выраженные особенности. Опытный рисовальщик может достичь только ею передачи всех тональных и материальных свойств натуры. При этом он пользуется разнообразными по следу карандаша на бумаге штрихами — прямыми и изогнутыми, короткими и длинными, накладывающимися друг на друга в несколько слоев. Следовательно, под штриховкой следует понимать приемы нанесения тона штрихами. Направление штриховки в рисунке очень существенно. Направленными по форме предмета штрихами можно добиться объемности и, наоборот, бессистемно накладываемыми форма разрушается, изображение покрывается бесформенными пятнами.

Мастера рисунка часто пользовались тушевкой — приемом растирания карандашного слоя, плашмя нанесенного грифелем, по поверхности бумаги для получения мягкого сплошного тона с помощью либо растушевки, либо тампонов из бумаги и очень часто ваты. Таким приемом весьма часто и эффектно пользовался Илья Ефимович Репин .

В процессе работы, связанной с передачей светотеневых отношений, определяют самое светлое и самое темное места в натурной постановке и, придерживаясь их как тональных ориентиров, постепенно набирают необходимую светосилу. И все время нужно сравнивать и еще раз сравнивать рисунок с натурой. Для этого можно даже отойти от рисунка на небольшое расстояние, чтобы с несколько отдаленной точки зрения видеть свою работу. Есть еще один прием для сравнения — посмотреть на рисунок в зеркало, находясь вполоборота к изображению. В зеркале должен отражаться также натурный объект. Такое сравнение может помочь увидеть допущенные ошибки в тоне и устранить их. Прием с зеркалом эффективен еще и потому, что он позволяет увидеть свою работу с неожиданной стороны. Каждый рисующий не только привыкает к своему изображению, но и часто, в силу неопытности и еще неумелости, перестает замечать серьезные просчеты в рисунке, не говоря уже о тоне. Такой неожиданный взгляд поможет сразу увидеть тот или иной недостаток, на который оказалось трудно обратить внимание из-за неумения критически отнестись к собственному рисунку.

Последняя стадия работы над рисунком натюрморта связана с умением рисовальщика завершить изображение, т.е. привести изображение в соответствие с общим зрительным впечатлением при цельном восприятии натурной постановки.

Контрольные вопросы
  1. Что такое натюрморт?
  2. Сколько стадий работы по рисованию натюрморта необходимо пройти?
  3. Что вы понимаете под термином «компоновка»? Какую роль компоновка играет в рисунке?
  4. Почему натурную постановку нужно воспринимать не по частям, а цельно?
  5. Что значит наносить штрихи по форме?
  6. В чем состоит методическая последовательность работы над натюрмортом?
  7. Как понимать термин «обобщение рисунка»?

Натюрморт является любимым предметом в искусстве для изучения и преподавания навыков рисования и живописи. Он учит, как смотреть на объекты и увидеть их, как художник – с проницательным пониманием их контуров, форм, пропорций, тона, цвета, текстур и композиций.

Этот урок научит вас методу создания натюрморта с помощью карандаша и бумаги. В конце статьи Вы можете увидеть анимированную версию этого урока в нашем слайд-шоу.

Шаги с 1 по 4: Эти шаги демонстрируют, как рисовать формы и пропорции предметов натюрморта с использованием линий.

Шаги 5 до 8: Эти шаги показывают, как сделать трехмерную форму натюрморта с использованием тона.

Для этого урока натюрморта вам понадобится:

Карандаш 2B

Лист плотной бумаги А3

Шаг 1: начинаем рисовать натюрморт

Техника: В любом натюрморте, вы должны начать рисовать объекты, как будто они имеют прозрачные формы. Получиться что-то вроде проволочного каркаса с видимыми вспомогательными линиями. Это поможет вам сделать набросок каждой отдельной формой и ее положение по отношению к другим формам. Важно намечать предметы легко, без нажима. Так легче будет исправить ошибки и стереть все вспомогательные линии.

ПРИМЕЧАНИЕ: Это прозрачная техника рисования вертикальных и горизонтальных вспомогательных линий поможет вам изображать симметричные эллипсы и цилиндрические формы.

Шаг 2: создание интересной композиции

Техника: До создания натюрморта советую познакомиться с основами композиции. Вам поможет осведомленность об абстрактной структуре расположения композиции: ее ритмах и контрастах линий, форм, тона, цвета, рисунка и текстур.

ПРИМЕЧАНИЕ: прозрачный подход к каркасному эскизу поможет вам составить натюрморт из группы предметов. Так легче увидеть форму, положение и пропорции каждого объекта по отношению к своим соседям.

Шаг 3: удаление вспомогательных линий

Техника: Как только вас устроит форма, пропорции и состав натюрморта, вы можете стереть линии при помощи которых производили набросок. Теперь вы готовы работать над деталями каждого предмета.

Шаг 4: добавление деталей

Техника: Теперь делаем набросок форм теней и отражений на каждом предмете.

Примечание: Чем тщательней вы проделаете это, тем легче вам будет на следующем этапе рисунка – Применение тона.

Шаг 5: тонирование – 1

Техника: тонирование нашего натюрморта построено в четыре этапа, изложенных в пунктах 5 – 8. На этом этапе некоторые основные тона слегка применяются к каждому предмету с целью создания его трехмерной формы.

Шаг 6: тонирование – 2

Техника: Второй этап тонирования фокусируется на пространствах между и вокруг объектов.

ПРИМЕЧАНИЕ: рисунок света и тени между предметами должен быть отработан так же, как рисунок самих объектов. Тени под и вокруг объектов, помогают определить их формы как и затенения на их поверхности.

Натюрмортом называется изображение ряда предметов нежи­вой натуры. В переводе с французского это «мёртвая природа». Ово­щи, фрукты, букеты цветов, разные предметы, изготовленные че­ловеком, могут быть материалом для натюрмортов. Рисование натюрморта развивает в ребёнке художественный вкус, ведь под­бор предметов в натюрморте не случаен, а осмыслен и подобран специально. В натюрморте художник стремится раскрыть красоту формы предметов или их цветовое соотношение.

Прежде чем начинать рисовать, по­думаем, как удобнее их расположить на листе - в длину или ширину листа.

Старайся, чтобы предметы получились у тебя не кривые, сто­яли прямо, не падали, были похожи на чайник и чашку, нарисо­ванные здесь.

Когда будем рисовать низ чайника, проведём закруглённые ли­нии, помня при этом, что не надо сильно зажимать карандаш в паль­цах и нажимать на него. Проведём закруглённые линии легко и свободно: они получатся правильнее.

При изображении натюрморта, состоящего из нескольких пред­метов, старайся компоновать их так, чтобы они частично закрыва­ли друг друга - это придаст большую естественность.

На этом рисунке видно, как объём передан отдельными мазка­ми: там, где нет света, мазки темнее. Более тёмные мазки располо­жены и в месте падающей тени. А в месте, куда падает свет, прири­сованы блики.

Попробуем нарисовать натюрморт, состоящий из четырёх пред­метов: кувшина, драпировки и двух яблок.

А теперь нарисуем натюрморт, состоящий из кувшина, тарел­ки, разделочной доски и ложки.

Композиционно вся группа очень разнообразна. Лежащая на­клонно ложка «перебивает» вертикальность кувшина и горизон­тальность доски с тарелкой, внося, таким образом, разнообразие в криволинейные формы предметов.

Рисование драпировки

Фон в натюрморте играет большую роль. Умение художника «увязать» фон с предметами говорит о его профессиональном уров­не. Чаще всего в роли фона при рисовании натюрморта выступает драпировка.Драпировка - это ткань, постеленная на плоскость под предмет или наброшенная на него так, что образует складки. Драпировками называются шторы, скатерти, покрывала. Драпи­ровка будет выглядеть по-разному в зависимости от вида ткани, её качества. Жёсткая, например парча, даёт крупные и торчащие складки, у шерсти складки меньшего размера, а шёлковые ткани образуют лёгкие, мягкие и мелкие складочки.

Для рисования драпировки лучше брать ткань гладкую, немну­щуюся и однотонную (без узора). Чтобы узнать тип складок, ткань закрепляют на вертикальной поверхности так, чтобы складки спада­ли вниз. Рисуя ткань, закреплённую в одной точке на вертикальной поверхности, мы прежде всего должны разглядеть, как образуются складки. Мы видим, что складки образуются в од­ной точке и, расширяясь, расходятся вниз. Они также образуют выпуклые и углуб­лённые поверхности. Углублённые по­верхности более тёмные, чем выпуклые.

Начиная штриховку складок, наноси штрихи по направлению движе­ния складок, а в углубле­ниях - вдоль натяжения поверхности ткани. Вся драпировка покрывается штрихами, а в тенистых местах тон усиливается. Складки драпировки дол­жны быть хорошо прори­сованы.

Мастер-класс по рисованию «Декоративный натюрморт» в технике «декоративное рисование»

Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс по декоративному рисованию «Декоративный натюрморт». Он рассчитан на детей 3-х, 4-х классов (9-11 лет). Данную технику можно применять и как дополнительное творчество, и во время урока изобразительного искусства (например, по программе «Планета знаний» в третьем классе существует тема «Декоративный натюрморт»).

Цель : Вызвать интерес у детей к декоративному рисованию.

Задачи:

· развитие фантазии и воображения детей;

· развитие творческих способностей детей;

· воспитание интереса к технике декоративного рисования.

Для создания картины «Декоративный натюрморт» в технике декоративного рисования нам понадобятся:

· Формат А-3 - 1 лист;

· кисти (средняя (примерно № 5) и тонкая (№ 2));

· клей ПВА;

· простой карандаш;

· баночка с водой;

· палитра.

1. Для начала простым карандашом на формате А-3 нарисуем линию стола, на котором будет стоять натюрморт, и «скелет» для вазы. К построению натюрморта следует относиться очень серьезно, так как от основы (рисунка) будет напрямую зависеть конечный результат работы:

3. И скругляем острые углы:

4. Теперь прорисовываем эллипсы. Чем ближе эллипс к линии горизонта - тем менее он раскрыт, а чем дальше от нее - тем он круглее:

5. И дорисовываем другие элементы натюрморта - у меня это фрукты (яблоки и сливы) и драпировка на дальнем плане:

6. Теперь ненужные линии лучше стареть, чтобы дальше не запутаться в них (например, к ним относятся невидимые дальние линии эллипсов):

7. А сейчас нам предстоит разделить все предметы будущего декоративного натюрморта на плоскости по следующему принципу: свет - полутень - тень - рефлекс.

8. Последними штрихами в построении нашего натюрморта будет набросок рисунка на ткани, чтобы дальний план не был слишком пустым (я решила нарисовать различные по диаметру круги, которые соприкасаются друг с другом):

9. После того как натюрморт построен, приступаем к работе гуашью. В моем декоративном натюрморте не будет плавных переходов цвета, я буду писать его по плоскостям, на которые мы ранее разделили предметы. Я решила нарисовать всю работу в теплых тонах. Начнем писать с дальней драпировки. На палитре смешиваем оттенки розового - от темного до светлого: