Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Мои мысли. Базаров и его ученики (по роману Тургенева "Отцы и дети")

Мои мысли. Базаров и его ученики (по роману Тургенева "Отцы и дети")

Показав в своем романе «Отцы и дети» тип нового героя - разночинца, демократа, материалиста и нигилиста Базарова, И.С. Тургенев должен был отразить в произведении и то, насколько это явление в жизни единично, случайно или же закономерно. Для этого необходимо было показать, есть ли у Базарова единомышленники. Один из них - его друг Аркадий Кирсанов, полностью разделяет убеждения героя, но, как выясняется, не надолго. Дворянское происхождение и воспитание, неумение отказаться от родственных чувств, а затем и влияние Кати вынуждают героя вернуться к традиционным ценностям своего круга. Являются ли последователями Базарова Ситников и Кукшина - люди, считающие себя «прогрессистами»? Ситников - сын винного откупщика, человека, разбогатевшего на содержании трактиров. Это не уважается в обществе, и, Ситников стыдится своего отца. В его портрете автором подчеркнута неестественность поведения героя: тревожное и беспокойное выражение лица, «и смеялся он беспокойно: каким-то коротким, деревянным смехом». Он считает себя «учеником» Базарова и говорит, что обязан ему своим «перерождением», не замечая ни напыщенности своих слов, ни логических противоречий: ведь услышав от Базарова, что «не должно признавать авторитетов», он почувствовал «восторг» по отношению к самому Базарову: «Наконец нашел я человека!» Прогрессивные взгляды для Ситникова - путь к самоутверждению за чужой счет, как и для госпожи Евдоксии Кукшиной. У нее не сложилась личная жизнь, она разъехалась с мужем, внешне не красива, у нее нет детей. В ее поведении тоже все было, как говорит автор, «не просто, не естественно». Чтобы привлечь к себе внимание, она примкнула к прогрессивному течению, но для нее это только повод показать себя, продемонстрировать другим широту ее интересов. Всемирно известную писательницу Жорж Санд она называет «отсталой женщиной» за якобы незнание ею эмбриологии, зато никому не ведомый Елисеевич - «гениальный» господин, написавший какую-то статью. Кукшина интересуется всем и сразу: химией, женским вопросом, школами, - но больше всего ее беспокоят не сами проблемы, а желание продемонстрировать их знание собеседникам. Она «роняет» свои вопросы один за другим, не дожидаясь на них ответов, да им и нет места в самодовольном монологе Кукшиной. Она критикует всех женщин за то, что они «дурно воспитаны», а Одинцову за то, что нет у нее «никакой свободы воззрения», но, скорее всего, она просто завидует ее красоте, независимости и богатству. Это особенно заметно на бале, куда Кукшина явилась «в грязных перчатках, но с райскою птицею в волосах»: она была «глубоко уязвлена», что на нее не обращают внимания. Конечно, разговоры за бутылкой другой шампанского Базаров не принимает всерьез, и к таким людям относиться чисто потребительски: «Ситниковы нам необходимы… мне нужны подобные олухи. Не богам же в самом деле горшки обжигать». Почувствовав к себе пренебрежение, Ситников обсуждает Базарова и Кирсанова с Кукшиной, считая их «Противными гордецами и невежами». Однако после смерти Базарова Ситников в Петербурге продолжает, по его уверениям, «дело» Базарова. Автор с иронией описывает, как вместе с «великим» Елисеевичем Ситников тоже готовится «быть великим». Его побили, но «он в долгу не остался: в одной темной статейке, тиснутой в одном темном журнальце, он намекнул, что побивший его - трус». С такой же иронией Тургенев говорит о том, что Кукшина, наконец попавшая в Гейдельберг, изучает теперь архитектуру, «в которой, по ее словам, она открыла новые законы». Базаров умер, а воинствующее, самодовольное невежество процветает, опошляя прогрессивные идеи, за которые подлинные борцы были готовы отдать жизнь.

Тема: Базаров и его мнимые единомышленники ("нас не так мало, как вы полагаете"). Цели: 1. Объяснить, почему Тургенев рисует Базарова одиноким не только среди "отцов", но и среди "детей". 2 ознакомиться с оценками русских критиков образа Базарова, выяснить, в чем своеобразие их оценок: (Д.И.Писарев «Базаров»,).Определить и обосновать свое отношение к Базарову. 3.Формировать дискуссионную культуру учащихся. Уч: Показав в своём романе тип нового героя - разночинца, демократа, материалиста и нигилиста Базарова, Тургенев должен был отразить в произведении и то, насколько это явление в жизни единично, случайно или же закономерно. Для этого необходимо было показать,есть ли у Базарова единомышленники? В этом мы и попытаемся разобраться сегодня на уроке. -Ребята, скажите, есть ли в романе у Базарова единомышленники?(ответ учеников). - Какова роль образов Кукшиной и Ситникова в идейном содержании романа? чтение эпизода.(приезд Аркадия и Базарова к Кукшиной).(Ситников - псевдонигилист, считающий себя учеником Базарова. Он пытается также, как и его кумир, быть свободным и дерзким. Однако, его подражание выглядит комичным. Ситникову свойственно " тревожное и тупое напряжение" и преданность Базарову, несмотря на то, что тот его откровенно презирает "Ситниковы нам необходимы,.... мне нужны подобные олухи. Не богам же в самом деле горшки обжигать". Прогрессивные взгляды для Ситникова- путь к самоутверждению за чужой счёт, как и для госпожи Кукшиной. Кукшина Авдотья Никитишна- эмансипированная помещица и псевдонигилистка. В нигилизме она находит ощущение занятости "важным делом". Всемирно известную писательницу Жорж Санд она называет "отсталой женщиной" за якобы незнание ею эмбриологии. Кукшина интересуется всем и сразу, "роняет" свои вопрсы один за другим, не дожидаясь на них ответов, позволяет общаться с собой запанибрата (Как с равным, слишком бесцеремонно, фамильярно.) -Какие из базаровских идей используются мнимыми последователями? Кукшина и Ситников крайне ограничены в своём развитии, ничего не делают и не умеют делать. Несостоятельность героев особенно ярко раскрывается в эпилоге романа, когда автор рассказывает о том, что стало с ними. "Кукшина попала за границу.....изучает уже не естественные науки, но архитектуру, в которой, по её словам, она открыла новые законы". Ситников, "готовящийся быть великим", толчется в Петербурге и, по его уверениям, продолжает "дело" Базарова. -Почему Базаров пытался сблизиться с Аркадием Кирсановым? В этом проявилась у него потребность в живой связи с людьми или желанием иметь единомышленника?. (Будучи студентом университета, Аркадий сблизился с Базаровым, воспринял от него новые понятия. В нигилизме Аркадия довольно много напускного, несерьёзного, идущего от временных увлечений юности, в глубине же души он сердечный, простой и бесхитростный человек. Крупное разногласие возникло между «друзьями» в разговоре о роли природы в жизни человека. Здесь уже видно сопротивление Аркадия взглядам Базарова, постепенно «ученик» выходит из-под власти «учителя». Базаров ненавидит многих, а у Аркадия нет врагов. «Ты, нежная душа, размазня», - говорит Базаров, понимая, что Аркадий уже не может быть его сподвижником. «Ученик» не может жить без принципов. Этим он очень близок к своему либеральному отцу и Павлу Петровичу. Зато Базаров предстает перед нами как человек нового поколения, которое пришло на смену «отцам», не способным решить основные проблемы эпохи. Аркадий - человек, принадлежащий старому поколению, поколению «отцов». -Ребята, давайте сделаем вывод и запишем в тетрадь. (На фоне Ситникова и Кукшиной резче и ярче оттесняются те или иные черты личности Базарова, подчеркиваются его превосходство, ум, душевная сила, которые свидетельствуют о его одиночестве в среде уездных аристократов. От них он отличается своей героичностью, уверенностью в своих силах, в своей правоте «нигилизма», мощью анализа и общественного темперамента, неукротимостью протеста. Конец Базарова трагичен, он умирает одиноким, не оставляя последователей.) Работа с критической статьёй: Уч: Ребята, как вы уже знаете роман "Отцы и дети" вызвал у современников неподдельный интерес и самые разноречивые отклики, самое разное к себе отношение. Первыми отзывами о произведении стали статьи известных критиков, представителей молодого поколения, - Максима Алексеевича Антоновича, Николая Николаевича Страхова и Дмитрия Ивановича Писарева, которые несмотря на общность мировоззрения, по-разному воспринимали роман. Давайте обратимся к статье Д. И. Писарева "Базаров", которую вы читали дома и ответим на вопросы: (портрет Писарева на слайде) ПИСАРЕВ, ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ (1840–1868), русский критик, публицист. Родился 2 (14) октября 1840 в с.Знаменское Елецкого уезда Орловской губ. В студенческие годы Писарев занялся изучением наследия немецкого философа и филолога В.Гумбольдта, от которого воспринял положение о главенствующем значении свободной человеческой личности в истории цивилизации. 1.Каков образ Базарова в восприятии Писарева? (" Базаров, человек сильный по уму и характеру, составляет центр всего романа. Онпредставитель нашего молодого поколения; в его личности сгруппированы те свойства, которые мелкими долями рассыпаны в массах." " Базаров везде и во всём поступает только так, как ему хочется или как ему кажется выгодным и удобным...." " Болезнь века раньше всего пристаёт к людям, стоящим по своим умственным силам выше общего уровня. Базаров, одержимый этой болезнью, отличается замечательным умом и вследствие этого производит сильное впечатление на сталкивающихся с ним людей......Как человек замечательно умный, он не встречал себе равного". 2.С какими литературными предшественниками он сравнивает главного героя? Можно сравнить этого героя своего времени с его литературными предшественниками: " у Печорина есть воля без знания, у Рудиных - знание без воли; у Базаровых есть и знание и воля, мысль и дело сливаются в одно твёрдое целое". 3.Каково суждение критика о понимание автором романа нигилизма? (" Базаров завирается - это, к сожалению, справедливо. Он сплеча отрицает вещи, которых не знает или не понимает; поэзия, по его мнению, ерунда; читать Пушкина- потерянное время; заниматься музыкой - смешно; наслаждаться природою - нелепо." ...." смысл романа вышел такой: теперешние молодые люди увлекаются и впадают в крайности, но в самих увлечениях сказываются свежая сила и неподкупный ум; эта сила и этот ум без всяких посторонних пособий и влияний выведут молодых людей на прямую дорогу и поддержат их в жизни". 4. Что Писарев называет болезнью нашего времени? ("...Если базаровщина - болезнь, то она болезнь нашего времени, и ее приходится выстрадать... Относитесь к базаровщине как угодно - это ваше дело, а остановить - не остановите. Это та же холера. Он смотрит на людей сверху вниз и даже редко дает себе труд скрывать свои полупрезрительные, полупокровительственные отношения к тем людям, которые его ненавидят, и к тем, которые его слушаются. ...Базаров ни в ком не нуждается, никого не боится, никого не любит и, вследствие этого, никого не щадит".) Уч: "Влияние его на окружающих людей ничего не доказывает; ведь и Рудин имел влияние. На безрыбье и рак рыба. И на людей, подобных Аркадию, Николаю Петровичу, Василию Ивановичу и Арине Власьевне, больно нетрудно произвести сильное впечатление. Но смотреть в глаза смерти, предвидеть ее приближение, не стараясь себя обмануть, оставаться верным себе до последней минуты, не ослабеть и не струсить - это дело сильного характера. Умереть так, как умер Базаров, - все равно, что совершить великий подвиг..." 5.Почему одинок Базаров? « Базаров, человек сильный по уму и по характеру, составляет центр романа. Он – представитель нашего молодого поколения; в его личности сгруппированы те свойства, которые мелкими долями рассыпаны в массах; и образ этого человека ярко и отчетливо вырисовывается перед воображением читателя.» Писарев очень точно оценивает причины разногласий между «учеником» и «учителем», между Аркадием и Базаровым: «Отношение Базарова к его товарищу бросает яркую полосу света на его характер; у Базарова нет друга, потому что он не встретил еще человека, который бы не спасовал перед ним. Личность Базарова замыкается в самой себе, потому что вне ее и вокруг нее почти нет вовсе родственных ей элементов». 6.Какие новые для вас взгляды на Базарова были представлены в статье? ..В высказывания Писарева неожиданным для нас было высказывание, что «люди, окружающие Базарова, ничтожны в умственном отношении». Нельзя отказать в уме ни братьям Кирсановым, ни Аркадию, ни Одинцовой. А если и смотрит Базаров на своих знакомых сверху вниз, то это из-за своей чрезмерной самоуверенности, нетерпимости к противоположным мнениям, своего сильного характера. Итог урока: Мы услышали сегодня точку зрения критика, ваши мнения, вопросы по поводу главного героя романа Тургенева «Отцы и дети». Надеюсь, Базаров не перестал быть для вас живым и сложным характером, а взгляды Писарева помогли вам утвердить свое мнение, выработать собственную позицию.

Тринадцатая глава - один из ключевых эпизодов произведения «Отцы и дети». Именно в этом главе автор знакомит нас с последователями Базарова - Кукшиной и Ситниковым. Данный эпизод помогает раскрыть их характеры и понять, истинные ли они последователи Базарова.

Эпизоду предшествует рассказ о том, как Базаров с Аркадием приехали в город ****. Здесь они встречают Ситникова, который горячо приветствует Базарова и приглашает приятелей в дом Кукшиной.

Еще только входя в дом Кукшиной, герои встречают служанку в чепце - «явные признаки прогрессивных стремлений хозяйки».

Комната Кукшиной находится в беспорядке: окурки папирос, бумаги, письма, журналы… От облика хозяйки комнаты также веет несвежестью и неопрятностью: «растрепанная», «в совсем не опрятном платье», «пожелтевший горностаевый мех на шубке».

В целом облик Кукшиной оказывает неприятное действие на читателя. Вспомним «сиротливо краснеющий вздернутый крошечный носик». Неприятно и выражение ее лица: «Невольно хотелось спросить: «Ты что, голодна? Или скучаешь? Или робеешь? Чего ты пружишься?». Все действия у нее неестественны: «Все у нее выходило, как дети говорят, нарочно, то есть неестественно». Неприятна и ее привычка называть мужчин по фамилии, «свойственная многим провинциальным и московским дамам».

Другой, не менее важный герой этой части - Ситников. О нем мы немного узнаем еще в конце 12-й главы. «Человек в славянофилской венгерке», «в чересчур элегантных перчатках». И в его облике заметна некоторая неестественность, небрежность: визгливый смех, привычка разваливаться в кресле и задирать вверх ногу.

Развитием действия можно считать разговор действующих лиц. Кукшина постоянно «роняет» вопросы, не дожидаясь на них ответа, что говорит об отсутствии у нее культуры. О бескультурье, самолюбии говорят и ее отзывы о городе ****: «Я окончательно поселилась здесь: несносный город, не правда ли?». По мнению Кукшиной, у людей в городе «мелкие интересы», «женщины очень дурно воспитаны». Видно, что Кукшина привыкла критиковать других, не обращая внимания на свое воспитание и продолжая считать себя «существом добродушным и простым».

Кукшина считает себя последователем Базарова, и вместе с тем она в разговоре постоянно упоминает имена знаменитых людей, хотя известно, что Базаров не принимает никаких авторитетов.

Весь завтрак «Евдокия болтала без умолку; Ситников ей вторил. Вообще, мы видим в Ситникове неприятную черту: отсутствие собственного мнение и постоянное повторение чужих мыслей. Проявляется это и в споре с Базаровым, когда Ситников вдохновенно вторит ему, крича: «Долой!». Вспомним и сцену прощания с гостями, когда «Ситников спрашивает, подобострастно забегая то справа, то слева». Неудивительно, что, как заметил Аркадий, «уже это что-то на бедлам похоже стало».

Какой можно сделать вывод? Ситников и Кукшина - это люди, мало достойные уважения, не имеющие собственного мнения. И вряд ли их можно назвать истинными сторонниками нигилизма.

И.С.Тургенев. «Отцы и дети» (1861)

Смысл названия

Смысл названия романа Тургенева достаточно широк: в названии отражается и противостояние либералов и революционеров-демократов в шестидесятые годы 19 века (не случайно в самом первом предложении точно указывается дата начала действия – май 1859 года), и вечный конфликт поколений.

Особенности психологизма Тургенева

Тургенев считал: «Поэт должен быть психологом, но психологом тайным: он должен знать и чувствовать корни явлений, но представлять только самые явления». Тургенев, в отличие от Л.Н.Толстого, например, не поясняет происходящее с героем, не комментирует его душевное состояние, а, показывая отдельные детали портрета, жесты, интонацию голоса, предоставляет читателю самому понять, что происходит в душе героя.

Базаров

Базаров в начале романа. Базаров, герой шестидесятых годов, резко отличается от героев других времён (Онегина, Печорина): герой Тургенева не собирается подчиняться обстоятельствам, он пришел изменить само время, жизнь и в этом видит свое призвание. Базаров – разночинец, человек, который всего добивается сам, а потому привык надеяться только на себя и верить только в себя. Это человек дела, действия, для него любая идея, невоплотимая в ближайшие годы, лишь «общее место».

Отличие Базарова от братьев Кирсановых заметно с самых первых страниц романа: он по-простонародному представляет себя «Евгений Васильев», ему неважно, что его балахон с кистями и песочные бакенбарды не столь изящны. Ум, сильная воля, внутренняя энергия ощутимы в портрете Базарова. В Павле Петровиче, напротив, главное – изысканная красота человека, далекого от реального дела, а потому он пренебрежительно спрашивает о Базарове: «Кто сей?» и, получив ответ, что это друг Аркадия, ещё более изумляется: «Этот волосатый?»

В начале романа Базаров живет в упрощенном мире, где всё объяснимо, а идеальные материи – лишь «романтизм, гниль, художество». С максимализмом молодости герой Тургенева отрицает представления «отцов» об авторитетах и аристократизме, о задачах времени и сущности нигилизма, о природе и человеке, об искусстве и любви: «в теперешнее время полезнее всего отрицать – мы отрицаем», «сперва нужно место расчистить, а строить будут другие», «изучать отдельные личности не стоит труда. Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой», «нравственные болезни происходят от безобразного состояния общества. Исправьте общество – и болезней не будет», «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», «Рафаэль гроша медного не стоит», «природа не храм, а мастерская, и человек в ней – работник». Павел Петрович уважает настоящих аристократов, гордится, что сам принадлежит к их числу, Базаров откровенно презирает в них бездельников; Кирсанов упрекает Базарова в презрении к народу – тот утверждает, что в жизни русского народа много тёмных сторон, достойных презрения. Братья Кирсановы считают абсолютное отрицание традиций губительным, Базаров утверждает, что нигилизм – веление времени. Павел Петрович уважает личность: «Личность должна быть крепка, как скала, ибо на ней всё держится», а Базаров вначале романа считал, что существенных различий между людьми нет.

Хотя Тургенев показывает своеобразное превосходство Базарова в споре с братьями Кирсановыми, но сам скорее согласился бы со словами Николая Петровича: «Но как же ломать, не зная почему, ведь надобно же и строить». Ни Базарову, ни Павлу Петровичу Тургенев не дает окончательной победы в споре: мир и человек сложны, любая точка зрения не исчерпывает и не перечеркивает остальные, истина там, где нет нетерпимости к иному мнению. Все проблемы, по которым спорят Базаров и братья Кирсановы, можно объединить в одну – судьба России, ее будущее, место в ней народа и интеллигенции. Уже то, что Базарову не дано пройти мимо вечного русского вопроса «Что делать?», что он «смеет свое суждение иметь» о самых актуальных, самых значимых вопросах времени, - уже это выявляет в нём личность. С ним можно не соглашаться, но не уважать его нельзя. Многие высказывания Базарова показывают односторонность его взглядов, однако нужно учитывать, что эти взгляды порождены временем, когда Россия уже в который раз в своей истории оказалась на перепутье и нужно было решать и решаться на активное действие. Базаров из тех, кто не смог остаться в стороне.

Часто в вину Базарова вменяют его высказывания о любви, природе, искусстве. Однако судить о человеке следует не только по его словам, но и по его поступкам. Базаров ограничивал любовь лишь физиологией, но до тех пор, пока сам не полюбил по-настоящему, а по поводу искусства у Базарова есть еще одно высказывание: «Мы занимаемся вздором, толкуем о каком-то искусстве, когда дело идёт о насущном хлебе». Согласиться с этим мнением трудно, но нельзя не признать за ним право на существование, потому что это – позиция. С чем действительно сложно согласиться, так это с представлением Базарова о человеке, однако герою Тургенева еще предстоит столкнуться с загадкой человеческой души, прежде всего своей собственной. Тургеневу нужен был именно такой герой, чтобы провести его через несколько кругов испытаний, столкнуть с тем, что он отрицал.

Испытание любовью. Базаров начала романа даже не предполагал в себе способности полюбить с первого взгляда, страстно и трудно, как не многим дано. «На остальных баб не похожа», - грубоватость этой первой реакции Базарова на появление Одинцовой уже говорит о том, что любовь вошла в его сердце, и эти слова лишь обреченная попытка ослабить ее воздействие. «Он легко сладил бы со своей кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость». Это «что-то» как раз и было той тайной любви, которую Базаров отрицал, а теперь оказался в ее власти. Это «что-то» было неподвластно его воле, разуму, он чувствовал это, пытался бороться со своей страстью – и не мог совладать. Базаров – незаурядная натура, он не умеет любить «слегка», его любовь подобна лавине – с такой любовью трудно жить, такую любовь сложно принять, не случайно так часто ощущения Анны Сергеевны Одинцовой Тургенев передает через слово «испуг».

Одинцова действительно достойна такой любви. В ней чувствуется самобытность и сила характера, величавость и чувство собственного достоинства, а главное - способность, несмотря ни на что, оставаться собой. Жизненные невзгоды не сломили ее, не принизили, однако своим холодным спокойствием, размеренным и чопорным порядком жизни в своей усадьбе Никольское Одинцова словно закрыла себя от неожиданностей жизни. То, что именно Базаров привлек ее внимание, обнаруживает в ней человека незаурядного и умного: она, аристократка, увидела в этом дерзком, «неудобном» человеке сильную, сложную, интересную натуру. Однако всё же Базаров оказался ей не по плечу. Принять такую любовь – значило бы расстаться с привычной жизнью навсегда, этого Одинцова не смогла сделать.

Любить страстно, но отойти в сторону, когда твоя любовь не принята, - это Поступок, который не всем под силу. Базаров сумел это, но все же что-то надломилось в нем, навсегда угасло.

Испытание одиночеством. Базаров сумел преодолеть отчаяние неразделенной любви, но все же возможное счастье для него навсегда потеряно. Все меньше людей остается вокруг него: дуэль с Павлом Петровичем навсегда закрывает дорогу в Марьино, расставание с Аркадием заставляет Базарова признать, что взаимоотношения с этим «мяконьким либеральным баричем», как он его называл, все же делали его жизнь богаче; Ситникова и Кукшину вряд ли можно назвать учениками Базарова, а тем более его друзьями.

Углубляется разлад Базарова с самим собой, что-то гнетет его, и даже родители, которые любят его, но понять его душевные метания не могут, не в силах помочь. «Лихорадка работы с него соскочила и заменилась тоскливою скукой и глухим беспокойством. Странная усталость замечалась во всех его движениях, даже походка его, твердая и стремительно смелая, изменилась». Базаров, в начале романа гордо сказавший: «Мой дед землю пахал», вдруг понимает, что не только для Павла Петровича, но и для него, Базарова, крестьянская Россия есть великая тайна («Ну, излагай мне свои воззрения на жизнь, братец, ведь в вас, говорят, вся сила и будущность России, от вас начнется новая эпоха в истории», - такими словами Базаров встречает на деревенской улице мужиков, не подозревая, что в их глазах он является чем-то вроде «шута горохового»).

Последним жизненным пристанищем для Базарова стал родительский дом. Родители любят сына, однако понять его душевных метаний не в силах, ладанка, надетая любящей рукой матери, не может защитить Базарова от самого себя.

«Нужен ли я России? Нет, видно, не нужен», - с горечью уже в полубреду выскажет Базаров самое сокровенное. В том-то и трагедия Базарова, что он не находит дела, к которому себя готовил, что у него, как у «отцов», нет ответа на вопрос, кто же нужен России.

Испытание смертью. Смерть – последнее испытание, которое герой Тургенева выдерживает с поразительным мужеством. Знать точно, что конец уже близок, смотреть правде в глаза и при этом не озлобиться на весь свет – это опять-таки выявляет в Базарове силу его характера. Именно перед смертью Базарова мы видим его нежную любовь к родителям, все его мысли - о них. Перед смертью Базаров уже не считает нужным сдерживать свою любовь к Одинцовой. Настолько сильна оказалась эта любовь, что на время отступила сама смерть: лишь после того, как Базаров простился с Одинцовой, он «позволяет» себе провалиться в бред, в беспамятство.

Последние страницы романа – это реквием по «страстному, грешному, бунтующему сердцу» Базарова, с уходом которого, казалось бы, осиротели все герои тургеневского произведения.

Семья Кирсановых

Тургенев говорил, что в семье Кирсановых показал лучших из дворян. Не случайно в романе подробно описана история рода Кирсановых; мы видим, что значимые даты в истории этого рода совпадают с этапами истории России, что личная судьба Кирсановых переплетена с судьбой страны. Кирсановы - это представители русской дворянской интеллигенции, для которой правила чести и порядочности всегда были превыше всего, которые не отделяли судьбу своих «дворянских гнёзд» от судьбы России.

Николай Петрович . Несмотря на то что жизнь не баловала Николая Петровича (он не поступил на военную службу, рано потерял любимую жену), он всё же не отвернулся от людей, не замкнулся в одиночестве. Более того – он сумел стать счастливым и дать счастье другим. Натура Николая Петровича мягкая, деликатная, любая грубость, бестактность причиняют ему боль. Николай Петрович увидел, как изменился Аркадий, как в нем появилась несвойственная ему ранее развязность, и «что-то кольнуло» Николая Петровича в сердце, но он тут же «обвинил себя» в излишней требовательности. Именно благодаря таланту доброты и деликатности, которым был наделен Николай Петрович, трещина непонимания между отцом и сыном не превратилась в пропасть.

Не замахиваясь на обустройство всей России, Николай Петрович пытался «возделывать свой сад»: «размежевался с крестьянами, построил дом, службы и ферму, выкопал пруд и два колодца». Целью этих преобразований было ввести новые, более прогрессивные и в то же время более справедливые отношения с крестьянами. Однако «заведенное на новый лад хозяйство скрипело, как немазаное колесо», «бедному Николаю Петровичу приходилось плохо. Хлопоты по ферме росли с каждым днем – хлопоты безотрадные, бестолковые. Возня с наемными работниками становилась невыносимою. Посаженные на оброк мужики не взносили денег в срок, крали лес». В том, что преобразования не принимаются крестьянами, что они с нелюбовью прозвали Марьино «бобылий хутор», не столько вина Николая Петровича, сколько его беда, да и не только его: слишком глубокой к шестидесятым годам стала пропасть недоверия и непонимания между дворянами и крестьянами. Николай Петрович чувствует, что жизнь идет мимо, что он уже многое в ней не понимает, но у него нет обиды на жизнь, он пытается мудро принять неизбежное.

Павел Петрович. Павлу Петровичу было многое дано: ум, красота, удачливость. Однако он не смог реализовать в жизни то, что получил от природы и по воспитанию. Жизнь оказалась растраченной на бесцельную погоню за навсегда ушедшим счастьем, проведена в бездействии либо в Марьино, либо за границей. Павла Петровича можно уважать за умение страстно любить, жертвуя во имя любви всем, но уважение рассеивается, когда он пытается вымолить любовь у княгини Р., не находит в себе сил отступить в сторону, когда его любовь уже не нужна. Судьба Павла Петровича столь же трагична, как и судьба Базарова: он тоже умирает, но умирает духовно: «Его красивая, исхудалая голова лежала на белой подушке, как голова мертвеца… Да он и был мертвец».

Последний всплеск жизненной энергии Павла Петровича связан, как это ни парадоксально, с появлением Базарова, который заинтересовал Павла Петровича, иначе он вряд ли спорил бы с этим «лекаришкой» так страстно и горячо. Возможно, в Базарове Павел Петрович увидел то, чего не имел или утратил сам: силу воли и характера, уверенность в своих возможностях и ту гордость, без которой не добьёшься высоких жизненных целей.

Именно в споре с Базаровым Павел Петрович получил возможность высказать свои взгляды, со многими из которых трудно не согласиться: «человеческая личность должна быть крепка, как скала, ибо на ней всё строится», «послушать вас, так мы находимся вне человечества, вне его законов», «как же это ломать, не зная даже почему». С уважением относясь к авторитетам и традициям, русские дворяне видели свое назначение в сохранении и приумножении, а не разрушении.

Последние дни Павла Петровича – это тяжесть существования, не освещенного целью, любовью, ему уже нечем и незачем жить. Он навсегда уезжает из России, единственное, что напоминает ему о родине, - пепельница в виде мужицкого лаптя. «Но жить ему тяжело, тяжелее, чем он сам подозревает. Стоит взглянуть на него в русской церкви, когда, прислоняясь в сторонке к стене, он задумывается и долго не шевелится, горько стиснув губы».

Аркадий. Нигилизм Аркадия был неглубоким, внешним: его привлекали сила характера Базарова, стремление ниспровергать авторитеты, желание самоутвердиться. Аркадий – натура художественная, он тонко чувствует природу, искусство, он не бунтарь, он просто другой, не похожий на Базарова. Аркадий старался подавить в себе чуткость, восприимчивость, но это постоянно прорывалось помимо его воли. Именно эти качества позволили Аркадию понять состояние Базарова после отказа Одинцовой: «Садясь в тарантас к Базарову, Аркадий крепко стиснул ему руку и долго ничего не говорил. Казалось, Базаров понял и оценил и это пожатие, и это молчание». Со свойственной ему деликатностью Аркадий понял, что Базарову нужны были в эту минуту не слова, а именно молчание, участливое и понимающее. О том, что значил Аркадий для Базарова, говорят последние слова, сказанные им Аркадию: «Есть у меня другие слова для тебя, но только я их не скажу, потому что это значит рассиропиться».

Любовь, доверие друг к другу – вот те основы, на которых держится Дом Кирсановых. В конце романа мы узнаем, что «Николай Петрович успел уже полюбить Катю без памяти», что всем, «в сущности, очень хорошо», что дела отца и сына Кирсановых «начинают поправляться, ферма уже приносит доход».

Ситников и Кукшина как мнимые последователи Базарова

Подчеркивая колоссальность натуры Базарова, его непохожесть на всех, истинность его взглядов, Тургенев по принципу антитезы выводит образы Ситникова и Кукшиной, нигилизм которых внешний, напускной, пародийный. Подобные отношения «героя и пародии» отражены в пьесе Грибоедова «Горе от ума» в противостоянии Чацкого и Репетилова: Репетилов считает себя принадлежащим к прогрессивной дворянской молодежи, не понимая сути прогрессивных идей.

Ситников видит в нигилизме лишь возможность отрицать авторитеты («Когда при мне Евгений Васильевич в первый раз сказал, что не должно признавать авторитетов, я почувствовал такой восторг, словно прозрел!»). Личностная малость Ситникова подчеркивается уже в его первом появлении: «Выскочил человекнебольшого роста», в деталях его портрета: «Тревожное и тупое выражение сказывалось в маленьких, впрочем приятных чертах его прилизанного лица; небольшие, словно вдавленные глаза глядели пристально и беспокойной, и смеялся он беспокойно: каким-то коротким, деревянным смехом». Ситников, стыдясь своего недворянского происхождения (его отец - купец - держит кабаки), ощущая личностную незначительность, пытается приукрасить себя прогрессивными взглядами, однако его суетливость и тревожность обнаруживают, что он чувствует себя чужим среди таких, как Базаров.

Такая же тревожность, ощущение неустойчивости чувствуются и в Кукшиной - «передовой женщине», как ее называет Ситников. Нигилизм в ее понимании – забыв о традиционных приличиях, возможность развязно общаться, появляться в неопрятной одежде, подчеркивая своё «прогрессивное» пренебрежение красотой. «В маленькой и невзрачной фигурке эмансипированной женщины не было ничего безобразного; но выражение ее лица неприятно действовало на зрителя. Невольно хотелось спросить у ней: «Что ты, голодна? Или скучаешь? Или робеешь? Чего ты пружишься?» И у ней, как у Ситникова, вечно скребло на душе. Всё у ней выходило не просто, не естественно». Нигилизмом Кукшина прикрывает свою женскую неустроенность и несчастливость: она разъехалась с мужем, у нее нет детей и семьи («Слава богу, я свободна, у меня нет детей… Что это я сказала: слава богу ! Впрочем, это всё равно»).

Отношение Тургенева к Базарову

« Я не знаю, люблю я его или ненавижу » , - сказал Тургенев о Базарове – герое, абсолютно чуждом ему и социально, и духовно. Писатель обладал чуткостью к тому, что еще только появлялось в жизни, еще не сформировалось (Добролюбов называл это «чутьём настоящей минуты»), а потому, как ни парадоксально, либерал по своим убеждениям, аристократ по типу личности и положению в обществе, утонченный эстет, Тургенев первым в русской литературе изобразил революционера-демократа. Базаров был настолько интересен своему создателю, что Тургенев вел дневник от его имени, где записывал возможные суждения героя о происходящих событиях.

Отношение к людям базаровского типа у Тургенева было сложное. Писатель не мог принять радикализм взглядов этих людей, категоричность суждений и оценок, признание не столько эволюционного, сколько революционного, а значит, по мнению Тургенева, разрушительного пути развития России. Именно это неприятие стало причиной выхода писателя из редакции журнала «Современник», хотя Тургенева связывали с этим изданием и его редактором Некрасовым многолетние творческие и дружеские отношения (появление в редакции Чернышевского и Добролюбова, статья Добролюбова «Когда же придет настоящий день?», написанная по поводу романа Тургенева «Накануне» и с явной очевидностью показавшая различные представления либералов и революционеров-демократов о преобразовании России, стали причиной разрыва Тургенева с журналом и очередного отъезда писателя за границу. Роман «Отцы и дети» печатался уже не в «Современнике», а в журнале «Русское слово»).

«Сделать Базарова волком и всё же оправдать его – вот это было трудно», - признается Тургенев. Базаров начала романа – именно «волк»: в нем чувствуется внутренняя сила, убежденность в своих материалистических взглядах, снисходительное презрение к тем, кто мыслит иначе.

Постепенно отношения «автор-герой» в романе становятся иными, особенно когда Тургенев показывает Базарова в любви. Автор искренне сопереживает своему герою, способному не только сильно любить, но и сохранить в горечи неразделенного чувства достоинство и благородство. Жизнь оказалась гораздо богаче, сложнее, противоречивее, чем предполагал Базаров, не все подчиняется в жизни разуму и воле, не все можно объяснить материалистическими идеями. Жизнь не умещается в готовые схемы и теории – это всегда знал Тургенев, к этому автор подводит и своего героя. Тургеневу удалось создать не карикатуру на революционера-демократа, а живую личность, сильную и страстную, столкнувшуюся с великими тайнами человеческой жизни и души. «Если читатель не полюбит Базарова, значит, я не добился своей цели», - сказал Тургенев, которому действительно важно было, чтобы читатель полюбил его дерзкого, «неудобного» героя.

Вторая часть романа открывает еще одну авторскую задачу, которую Тургенев сформулировал так: «Я хотел сделать из Базарова лицо трагическое». «Мне виделась фигура сильная, мрачная, наполовину выросшая из народной почвы и всё же – преждевременная», - говорил Тургенев.

Отношение автора к Базарову можно ощутить и в финале романа. Примечательно, что роман не заканчивается описанием смерти главного героя: есть еще эпилог, в котором говорится о братьях Кирсановых, об Аркадии и его счастливой жизни с Катей, об Одинцовой, родителях Базарова, горестно и трогательно-печально приходящих на могилу сына.

Финальный абзац уподобляется стихотворению в прозе – и по своему мелодизму, и по ритмической организации строки, и по авторскому чувству светлой печали, отраженному в нем. «Неужели их молитвы, их слезы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? О нет! Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они. Они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной». «Молитвы», «слезы», «любовь», «примирение», «жизнь бесконечная» - такими становятся ключевые слова финальных строк романа Тургенева. В них – глубокое и мудрое авторское приятие жизни во всех ее трагических и светлых проявлениях, признание вечных истин любви, добра и согласия. Базаров ушел, но остались в мире вечная природа, вечная любовь, вечное обновление самой жизни. Все непонимания временны, тогда как любовь вечна. Таким образом, героем «несоглашающимся» Тургенев утверждает согласие.

Показав в своем романе «Отцы и дети» тип нового героя - разночинца, демократа, материалиста и нигилиста Базарова, И.С. Тургенев должен был отразить в произведении и то, насколько это явление в жизни единично, случайно или же закономерно. Для этого необходимо было показать, есть ли у Базарова единомышленники. Один из них - его друг Аркадий Кирсанов, полностью разделяет убеждения героя, но, как выясняется, не надолго. Дворянское происхождение и воспитание, неумение отказаться от родственных чувств, а затем и влияние Кати вынуждают героя вернуться к традиционным ценностям своего круга. Являются ли последователями Базарова Ситников и Кукшина - люди, считающие себя «прогрессистами»? Ситников - сын винного откупщика, человека, разбогатевшего на содержании трактиров. Это не уважается в обществе, и, Ситников стыдится своего отца. В его портрете автором подчеркнута неестественность поведения героя: тревожное и беспокойное выражение лица, «и смеялся он беспокойно: каким-то коротким, деревянным смехом». Он считает себя «учеником» Базарова и говорит, что обязан ему своим «перерождением», не замечая ни напыщенности своих слов, ни логических противоречий: ведь услышав от Базарова, что «не должно признавать авторитетов», он почувствовал «восторг» по отношению к самому Базарову: «Наконец нашел я человека!» Прогрессивные взгляды для Ситникова - путь к самоутверждению за чужой счет, как и для госпожи Евдоксии Кукшиной. У нее не сложилась личная жизнь, она разъехалась с мужем, внешне не красива, у нее нет детей. В ее поведении тоже все было, как говорит автор, «не просто, не естественно». Чтобы привлечь к себе внимание, она примкнула к прогрессивному течению, но для нее это только повод показать себя, продемонстрировать другим широту ее интересов. Всемирно известную писательницу Жорж Санд она называет «отсталой женщиной» за якобы незнание ею эмбриологии, зато никому не ведомый Елисеевич - «гениальный» господин, написавший какую-то статью. Кукшина интересуется всем и сразу: химией, женским вопросом, школами, - но больше всего ее беспокоят не сами проблемы, а желание продемонстрировать их знание собеседникам. Она «роняет» свои вопросы один за другим, не дожидаясь на них ответов, да им и нет места в самодовольном монологе Кукшиной. Она критикует всех женщин за то, что они «дурно воспитаны», а Одинцову за то, что нет у нее «никакой свободы воззрения», но, скорее всего, она просто завидует ее красоте, независимости и богатству. Это особенно заметно на бале, куда Кукшина явилась «в грязных перчатках, но с райскою птицею в волосах»: она была «глубоко уязвлена», что на нее не обращают внимания. Конечно, разговоры за бутылкой другой шампанского Базаров не принимает всерьез, и к таким людям относиться чисто потребительски: «Ситниковы нам необходимы… мне нужны подобные олухи. Не богам же в самом деле горшки обжигать». Почувствовав к себе пренебрежение, Ситников обсуждает Базарова и Кирсанова с Кукшиной, считая их «Противными гордецами и невежами». Однако после смерти Базарова Ситников в Петербурге продолжает, по его уверениям, «дело» Базарова. Автор с иронией описывает, как вместе с «великим» Елисеевичем Ситников тоже готовится «быть великим». Его побили, но «он в долгу не остался: в одной темной статейке, тиснутой в одном темном журнальце, он намекнул, что побивший его - трус». С такой же иронией Тургенев говорит о том, что Кукшина, наконец попавшая в Гейдельберг, изучает теперь архитектуру, «в которой, по ее словам, она открыла новые законы». Базаров умер, а воинствующее, самодовольное невежество процветает, опошляя прогрессивные идеи, за которые подлинные борцы были готовы отдать жизнь.