Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Межнациональные отношения в современном обществе. Три аспекта организационной мотивации

Межнациональные отношения в современном обществе. Три аспекта организационной мотивации

Доклассовое общество представлено такими формами общности людей как род и племя.

Род- группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии.

Племя - объединение нескольких родов.

Народность - исторически сложившаяся общность людей, объединяемая общей территорией, языком, культурой, следует за племенем и предшествует нации.

Нации появляются в период развития капиталистических отношений.

Нация - исторически сложившаяся общность, характеризующаяся развитыми экономическими связями, общностью территории, языка, культуры, психологического склада, самосознания.

Признаки нации:

1. единство территории

2. единство языка

3. общность исторической судьбы

4. общая культура

5. общее самосознание-знание истории своего народа, бережное отношение к нац. традициям, чувство нац. достоинства

6. устойчивая государственность

7. единство экономических связей

8. развитая соц. структура

Национальность - принадлежность к определенной нации

Национальное меньшинство - значительная совокупность людей определенной национальности, проживающих на территории определенного государства, являющихся его гражданами, но не принадлежащих к коренной национальности.

Диаспора – пребывание значительной части населения вне пределов страны.

Этнос -совокупность людей, обладающих общностью культуры, осознающих эту общность как выражение общности исторических судеб. Является обобщающим понятием для племени, народности, нации.

Гумилев. Теории пассионарности. Избранная биохимическая энергия извергает на землю потоки энергетической лавы, что приводит к возникновению этноса. Когда пассионарность покидает этносы, они умирают.

Межнациональные отношения:

1. отношения между различными государствами

2. отношения между различными национальностями в пределах одной страны

Формы межнациональных отношений:

1. мирное сотрудничество

Этническое смешивание (межнациональные браки)

Этническое поглощение-ассимиляция - полное растворение одного народа в другом (ВПН, освоение Северной Америки)

2. этнический конфликт

Основные направления в развитии межнациональных отношений:

1. интеграция - стремление к взаимодействию, расширению связей, восприятию всего лучшего (ЕС)

2. дифференциация - стремление нации к саморазвитию, суверенитету, противостояние различных этносов (протекционизм, экстремизм, сепаратизми др.). Сепаратизм - стремление нации к отделению, обособлению.

Межнациональный конфликт- крайняя форма противоречия между соперничающими национальными формированиями, созданными для защиты национальных интересов.

Причины межнациональных конфликтов:

1. социально-экономические - неравенство в уровне жизни, допуске к благам

2. культурно-языковые - недостаточное использование языка и культуры в общественной жизни

3. этнодемографические - различие в уровне естественного прироста населения

4. экологические

5. экстерриториальные - несовпадение границ с границами расселения народов

6. исторические - прошлые взаимоотношения народов

7. конфессиональные

Типы межнациональных конфликтов:

1. государственно-правовой - неудовлетворенность правовым положением нации (Чечня-Россия)

2. этнотерриториальный (Нагорный Карабах)

3. этнодемографический - ограничения для пришлых по сравнению с коренной национальностью (Конфедерация народов Кавказа и российские власти)

4. социальнопсихологический - нарушение прав человека (права русских в прибалтике)

Дискриминация - принижение, умаление, ущемление прав

Национализм -идеология и политика, основанная на идее национального превосходства и национальной исключительности.

Шовинизм -крайняя степень национализма.

Геноцид - преднамеренное и систематическое уничтожение населения по расовым национальным или религиозным признакам.

Сегрегация -вид расовой дискриминации.

Способы решения межнациональных конфликтов:

1. гуманистический подход к решению нац. проблем

Добровольный поиск согласия и отказ от насилия

Признание приоритета прав человека над правами государства, общества, народов

Уважение суверенитета народов

2. переговоры между конфликтующими сторонами

3. информационный путь- обмен сведениями между сторонами о возможных мерах по преодолению конфликтных ситуаций.

4. применение правового механизма.

Нации и межнациональные отношения

Этнические общности (этносы ) – устойчивые группы людей, объединенных хозяйственными связями, территорией, обычаями, верованиями, языком и

другими связующими факторами.

Основные формы этнических общностей

Например : на основе объединения восточных племен, как полнее, кривичи и др., образовалась древнерусская народность. Она явилась общим корнем белорусской, украинской и русской народностей, которые впоследствии сложились в нации.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №14 пос. Приэтокского»

НАЦИИ И МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Реферат

Подготовила:

ученица 9 класса

Иванова Виктория

Руководитель:

Бобрешова Валентина Сергеевна,

преподаватель-организатор ОБЖ

МКОУ СОШ №14 пос. Приэтокского

2014 год

Содержание

Введение

    Нация и ее основные признаки

    Национальное самосознание

    Отношения между нациями

    Отношение к истории и традициям народа

    Межнациональные конфликты: основные причины возникновения и пути их преодоления

Используемая литература

Введение

Сегодня толерантность в обществе – необходимая составляющая дальнейшего

успешного развития. Толерантность, то есть равное признание возможности всех людей реализоваться в обществе, независимо от религиозных, национальных, расовых различий, - залог экономической и политической стабильности в обществе. Толерантность дает людям возможность реализовать себя, сотрудничать между собой. В обществе, в котором существует высокий уровень толерантности, люди защищены и чувствуют себя свободно, а значит, будут работать на укрепление такого общества. В связи с этим необходимо рассматривать теоретические и практические аспекты воспитания толерантности в молодежной среде.

Вашему вниманию предлагается реферат, который поможет углубить знания об

исторически сложившихся формах социального общества людей, о ведущих тенденциях развития наций и межнациональных отношений в современном мире и в нашей стране, возможных путях межнациональной интеграции гармонизации межнациональных отношений. Мы рассмотрим ряд идей, составляющих ценностную базу культуры межнациональных отношений как часть общей нравственно-правовой культуры. В ее основе лежит принятый современной цивилизацией принцип гуманистического подхода к этническим проблемам, суть которого рассматривается в реферате.

    Нация и ее основные признаки

Человечество всю обозримую историю состояло из различных народов, или, выражаясь в терминах науки, этносов. Сопоставим общее число народов, живущих сегодня на Земле (по разным подсчетам, от двух до трех тысяч, если учитывать малые народы), с общим количеством существующих ныне суверенных государств (около двухсот). Почти все современные государства многонациональны. Многонациональные все столицы мира, все крупные города и даже крупные села. Коллективы с пестрым национальным составом в наши дни стали нормой не только в самых отдаленных уголках земли, но и в космическом пространстве.

Многонациональная среда есть объективно существующая, типичная черта и условие жизни современного человека, народы не просто соседствуют, но и активно взаимодействуют, процесс взаимодействия также осуществлялся практически на протяжении всей истории человечества.

Из истории нам известно о взаимодействии народов и континентов, разных государств и различных цивилизаций, национальных групп и отдельных людей. Современная научно-техническая революция подняла интенсивность взаимодействия на новый уровень: оно стало в полной мере глобальным. Всюду, где соседствуют, сотрудничают, взаимодействуют люди, происходили и происходят не только деловые, но и личные, физические контакты. Возникают так называемые смешанные браки самых разных народов, родится новая семья, в которой дети соединяют в себе разные этнические ветви в одно древо человеческой жизни. Наука утверждает: сегодня нет не только чистокровных народов, но и отдельных людей, среди предков которых не присутствовали бы наверняка (или с большей долей вероятности) представители разных этносов.

Крупнейший русский ученый-этнолог Л.Н.Гумилев не раз подчеркивал, что нельзя говорить ни о какой «чистоте крови», «исключительности», «избранности».

Основываясь на убедительных научных аргументах, сформулируем важное в нравственном отношении положение: любые претензии на «чистокровность» как с позиций науки, так и с позиций морали есть расистская фантазия или расчетливая политическая демагогия, обман. И обман не безобидный: именно на этой почве вырастают национализм, шовинизм, фашизм, означающие тупик на пути к будущему, причем тупик кровавый, о чем говорят и опыт истории, и опыт наших дней.

Принадлежность человека к той или иной нации не является ни достоинством, ни недостатком. Национальная принадлежность вообще не подлежит какой-либо моральной оценке, ибо оценивать собственно нечего: в ней не заключено никакого человеческого (социального) поступка, действия, отношения, свершения и т.д., которые можно было бы рассматривать с позиции добра и зла. Вместе с тем в реальной действительности нередки случаи, когда грубо принижается, оскорбляется достоинство человека. Такое поведение можно расценивать только как аморальное, как поступок подлый. Недостойный порядочного человека, ибо фактически он унижает личное достоинство человека, которое, если исходить из цивилизованных, гуманных принципов, следует понимать как право каждого на уважение независимо от происхождения, социального положения, мировоззрения и т.д. Это во-первых, а во-вторых, такое поведение противоправно. Во всем цивилизованном мире действуют нормы международного права, защищающие права и достоинства личности независимо от национального происхождения (Всеобщая декларация прав человека, ст. 1-2), действуют они в каждой стране (Конституция РФ, ст. 19,21).

Как следует строить свои отношения с людьми другой национальности, как относиться к ним? Как вести себя с ними?

Современная цивилизованная этика межнациональных отношений дает четкий, совершенно определенный ответ: эти отношения всегда, в любой ситуации должны строиться только на основе моральных и правовых норм. Эту мысль можно выразить конкретнее: поскольку все мы всегда жили, и будем жить в многонациональной среде, каждый из нас обязан проявлять особую деликатность и ответственность в отношении к людям другой национальности. Ответственный человек всегда должен предвидеть последствия своих поступков и знать, что за них придется отвечать по законам морали и права. А слово «деликатность» в русском языке всегда означало и означает вежливость, предупредительность, тактичность, тонкость в обращении.

    Национальное самосознание

Если говорить о национальном самосознании, то разговор коснется таких сложных и сокровенных понятий, как «патриотизм» и «национальная гордость». Данные понятия взаимосвязаны общностью составляющих их аспектов. К таким аспектам можно отнести прежде всего сознание принадлежности к своему народу и чувство любви к Отечеству. Само же чувство любви – это бесконечно сложный внутренний мир, включающий и чувство уважения к историческому наследию (материальному и духовному), чувство ответственности за судьбу Отечества, и боль за него, и вместе с тем критическое отношение к недостаткам, желание видеть Родину процветающей, свободной и т.д. В нем нет места высокомерию, гордыне и чванству, но оно непременно включает чувство уважения к творческому опыту других народов и общечеловеческим ценностям.

    Отношения между нациями

В структуре человеческого общества важное место занимают большие группы (общности), объединяющие людей по национальному признаку. Национальность человека – это его принадлежность к определенной нации или народности. На 3емле сейчас насчитывается около 2 тыс. наций, народностей, племен. Они входят в состав l80 государств. Нетрудно сообразить, что наций и народностей намного больше, чем государств в мире, поэтому среди этих государств немало таких, которые являются многонациональными.

Из курса истории мы знаем, что в первобытном обществе людей объединяло племя. После появления классов и государств (в период рабовладельческого и феодального общества) складываются народности: на основе усиления межплеменных связей и смешения племен формируется единый для данной народности язык, возникает территориальная и культурная общность.

Капитализм значительно усилил экономические связи внутри народности, благодаря чему народности превратились в нации. Нации возникли как из родственных, так и неродственных друг другу племен и народностей в результате их соединения, «перемешивания», «сплавления». Люди, принадлежащие к одной нации, объединены общностью экономических связей, территории, культуры. Они говорят на одном языке. Им присущи общие черты национального характера.

История отношений между племенами, народностями, нациями сложна и драматична. Нередко между ними возникали распри, кровавые конфликты. Правящие классы, стремясь увеличить территорию и богатства, которыми они владели, не раз натравливали один народ на другой. Разжигая национальную рознь, они использовали обстановку напряженности для усиления антидемократических режимов. И в современном мире продолжаются национальные конфликты.

Мечтой лучших людей всех времен и народов было создание государства дружбы и братства, общества гармонии между нациями. А. С. Пушкин думал «о временах грядущих, когда народы, распри позабыв, в великую семью соединятся».

    Отношение к истории и традициям народа.

Судьбу отдельного человека нельзя оторвать от судьбы его народа. Когда германские фашисты задумали уничтожить целые народы или значительную их часть - славян (русских, украинцев, белорусов, поляков и др.), евреев, цыган, - их преступные действия поломали судьбы миллионов семей, принесли несчастье бесчисленному множеству людей. Поэтому человек не может быть безразличным к успехам или бедам своего народа. Людям любой нации присуще чувство национальной гордости. Но понимают национальную гордость по-разному. Например, лучшие представители русского народа всегда гордились творениями рук русских мастеров, выдающимися достижениями русской культуры, подвигами своих воинов на полях сражений. Национальная гордость лучших русских людей включала в себя уважение к национальным чувствам других народов, признание того, что и другие народы тоже имеют право на национальную гордость.

Этой позиции противостоит другая: «Все свое – хорошо, все чужое (т.е. свойственное другой нации) – плохо». Люди, разделяющие такую позицию, готовы, не задумываясь, оправдывать все, что было в истории своего народа, - и хорошее, и плохое, и чернить все, что было в истории другого народа. Такая ограниченность ведет к национальной розни, а значит, и к новым бедам не только для других народов, но и для своего собственного.

В историческом прошлом разных народов были славные страницы. Достижения материальной и духовной культуры народа вызывают восхищение не только у людей, принадлежащих к данной нации, но и у представителей других наций. Но если в истории есть мрачные страницы, то и воспринимать их надо соответственно с болью или негодованием. Не скрывать «неудобные» факты исторического прошлого, а оценивать их так, как они того заслуживают.

Исторический путь каждого народа объясняет возникновение национальных традиций и обычаев. У многих народов есть традиция гостеприимства. Сложилась традиция помощи другим народам, попавшим в беду.

Но бывают и другие традиции. Например, кровная месть.

Молодое поколение не может слепо воспринимать любые национальные традиции и обычаи. Оно должно самостоятельно определить, что в историческом опыте достойно преклонения, а что – осуждения.

Германские фашисты, напав в 1941г. на Советский Союз, рассчитывали на возникновение в СССР национальных столкновений. Они просчитались. Все народы страны мужественно защищали свою общую Родину, плечом к плечу сражались на фронте, помогали друг другу в тылу. Среди 11 тысяч Героев Советского Союза тысячи русских и украинцев, сотни белорусов, татар, евреев, десятки казахов, грузин, армян, узбеков, мордвин, чувашей, азербайджанцев, башкир, осетин, марийцев, туркмен, таджиков, латышей, киргизов, воинов многих других национальностей.

Сотрудничество и взаимопонимание между нациями, достигнутое в любой многонациональной стране, - великое завоевание народов, которое нужно всячески беречь и укреплять.

    Межнациональные отношения в современном обществе

Во второй половине 80-х годов в некоторых районах нашей страны произошло обострение межнациональных отношений. В ряде районов возникли нетерпимость, трения, конфликты на межнациональной основе. Они выбивали людей из нормальной жизненной колеи, а в ряде случаев обернулись многочисленными человеческими жертвами. Пострадали люди, в том числе старики, женщины, дети. Появились подстрекатели, которые хотели бы использовать межнациональные трения в преступных целях. Такие действия могут привести к всеобщей беде.

От проблем межнациональных отношений в значительной мере зависят спокойствие и благополучие людей, судьба страны. Важно хорошо понимать опасность обострения отношений между людьми разных национальностей, опасность для общества, для каждой семьи, для каждого человека. Необходимо осуществить меры по нормализации межнациональных отношений, решению накопившихся в этой области проблем.

Многое зависит от каждого человека. Никто не должен мириться с проявлениями национальной розни в любой форме, с искусственным противопоставлением наций, с установкой на вытеснение одних наций другими. Эти проявления унизительны с точки зрения человеческого достоинства.

Надо руководствоваться основополагающим критерием: каждый человек, к какой бы нации он ни относился, должен чувствовать себя в любой части нашей страны равноправным гражданином, иметь возможность пользоваться всеми правами, гарантированными законом. Равенство наций и народов неразрывно связано с равенством людей независимо от их национальности. Это – высший принцип гуманизма.

Опыт человеческой цивилизации показывает, что национальные конфликты можно исключить или смягчить, соединяя принципы территориальной, национально-территориальной и персональной автономии. Последнее означает гарантию прав человека: права национального самоопределения, культурную автономию, свободу перемещения, экономическую и политическую защиту независимо от места проживания. Эти права нашли отражение в законодательстве Российской Федерации. В нем прежде всего записано, что каждый вправе свободно определить свою национальную принадлежность. Никто не должен быть принужден к определению и указанию его национальной принадлежности. Национальное самоопределение означает, что сам человек определяет свою национальность не по национальности родителей, а по самосознанию, по языку, на котором он всегда говорит и думает и который поэтому является для него родным, по традициям и обычаям, которые он соблюдает, по культуре, которая ему наиболее близка.

Законы России провозглашают, что каждый имеет право на пользование родным языком, включая обучение и воспитание на народном языке. С этой целью для детей из числа национальных меньшинств создаются школы с преподаванием на родном языке.

Люди, причисляющие себя к одной нации и проживающие среди людей других национальностей, могут объединиться для сохранения и развития своей культуры, общения на родном языке, создания школ, клубов, театров, издания книг и журналов. Международное право содержит такую норму: в тех странах, где существуют этнические, религиозные и языковые меньшинства, лицам, принадлежащим к этим меньшинствам, не может быть отказано в праве совместно с другими членами той же группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять обряды, а также пользоваться родным языком.

И еще одна важная норма международного права: всякое выступление, направленное на разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, должно быть запрещено законом. Законы нашей страны предусматривают уголовную ответственность за действия, направленные на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, унижение национального достоинства. Уголовное наказание влечет за собой и всякая пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности.

    Межнациональные конфликты:

основные причины возникновения и пути их преодоления

Какие жизненные причины межнациональной напряженности считаются

актуальными сегодня? Ныне все субъекты Федерации, согласно Конституции РФ, равны, тенденция к росту самоуправления нарастает. Исправляются просчеты в культурной и языковой политике – намечается рост культурной автономии и пр. можно сделать вывод о том, процесс реформирования, демократизации общественной жизни, построения правового государства в нашей стране положительно сказывается на характере межнациональных отношений. И наоборот: когда национальной политике не хватает мудрости, когда отступают от демократических принципов, попирают права человека, возникает напряженность и даже конфликты.

Всегда и везде есть люди, заинтересованные в разжигании межнациональной розни. Кто они? Возможно, это политиканы-карьеристы, которые на волне национализма хотели бы взобраться на ключевые административные посты, или некомпетентные руководители, которые любят списывать свои промахи за счет «инородцев», постоянно «подбрасывающих» что-то «очень плохое и вредное для народа»; это те писатели, журналисты, которые стремятся снискать дешевую популярность за счет нагнетания шовинистских идей в своих сочинениях. Это, конечно, мафиозные группы, алчущие легкой наживы в условиях нестабильности и слабости правоохранительных органов; это, наконец, люди с больной психикой, комплексом неполноценности, которые пытаются самоутвердиться, оскорбляя и преследуя людей другой национальности.

Можно ли жить без межнациональных конфликтов? Есть ли такие страны, где национальный вопрос успешно разрешен? Каковы пути гармонизации межнациональных отношений?

Анализируя относительно успешный опыт гармонизации межнациональных отношений ряда стран мира (Швейцария, Швеция, Финляндия, Бельгия, США), специалисты полагают, что последовательная демократизация, соблюдение принципов гуманизма в решении этнических проблем и, как главное условие свободы всего народа, защита прав человека проявляют себя в ряде конкретных условий, в том числе:

В предоставлении всем народам, живущим в данной стране, максимально широкого самоуправлении – автономии (во всех ее видах);

В отказе национальных меньшинств от сепаратизма, т.е. обособления, отделения с целью создания нового самостоятельного государства, что нарушает суверенитет страны, несет угрозу ее целостности, создает массу сложных проблем (Россия – проблема Чечни; Канада – проблема франко-канадцев; Испания – проблема басков; Индия – проблема сикхов, тамилов; Эфиопия – проблема эритрейцев; Индонезия – проблема молукски, сумтранских сепаратистов и др.);

В постоянном поиске консенсуса;

Наконец, в настойчивой борьбе с труднопреодолимым пороком – бытовым национализмом и шовинизмом, противопоставляя ему последовательное проведение принципа уважения к людям иной национальности. Это долг каждого мыслящего гражданина, просто порядочного человека.

В заключении хочется ознакомиться с мнением специалистов. Наука утверждает: в абсолютном смысле – нет, а в относительном – да. Иначе говоря, построение гармоничных межнациональных отношений – задача не безнадежная. Сдержанный же оптимизм ученых имеет основания. Мир полон противоречий и конфликтов – это реальность, которую нельзя приукрашивать. И пока существуют социальные и даже межличностные конфликты (а они, видимо, будут существовать всегда), в любом многонациональном обществе сохраняется опасность перевода конфликта в межнациональную плоскость, то есть возможность взвалить вину за все беды на «инородцев». Помимо мудрой национальной политики вообще, этому можно противопоставить только одно – личную культуру межнациональных и шире – межличностных отношений, которую каждый должен вырабатывать в себе. Такая культура, говорил русский ученый Л.Н.Гумилев, считавший дружбу народов бесценным даром, строится на простой формуле: уважай национальное своеобразие другого, будь терпим, отзывчив и искренне доброжелателен, короче – проявляй к другим такое отношение, какое ты ждешь от них.

Используемая литература

    Введение в обществознание: Учеб. пособие для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений / Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова, А.И.Матвеев и др.; Под ред. Л.Н.Боголюбова. – 6 изд. – М.: Просвещение, 2001.

    Все различны – все равны: Учеб сб. Идеи, средства, методы и работа в области межкультурного воспитания взрослых и молодежи / Европейский Молодежный центр. – Страсбург.

    Конституция Российской Федерации. 2004.

    Мельникова Е.В. Культура и традиции народов мира: [этнопсихологический аспект]/Е.В.Мельникова. – М.: Диалог культур, 2006.

    Селищева Л. Толерантность – ключ к благополучию общества/Л.Селищева // Библиополе. – 2008. - №5.

    Элиасберг Н.И. Обществознание. Социальная практика: Учеб. пособие по обществознанию для 6-7 кл. основной общеобр. шк. – СПб.: Союз, 2006.

    http ://www .prosv .ru /ebooks /Chelovek _i _obshestvo _2/8.html

Существует три наиболее важных для любой организации аспекта мотивации с точки зрения их роли в поддержании баланса интересов:

  • мотивация привлечения
  • мотивация удержания
  • мотивация к эффективному труду

Мотивация привлечения сотрудника в разных ситуациях различна и зависит от того, кто в ком больше заинтересован: человек ищет работу или компания ищет работника. Опытные кадровики знают, что поведение кандидатов, которые ищут работу сами, отличается от поведения тех, кого нашли рекрутеры, особенно ярко это заметно в случае прямого поиска. Тогда в проекте по переманиванию, как правило, учитывают все три аспекта мотивации.

В массе простых случаев, не все аспекты мотивации совпадают друг с другом, а нередко и противоречат. Так, человек, привлеченный условиями компании, поступает на работу. Начав работать, он понимает, что есть обстоятельства, которые при приеме на работу им не осознавались или были неизвестны. Они-то впоследствии и приводят к изменению его притязаний и мотивации. Например, кандидата привлек хороший офис и его расположение, но применяемые в организации формы удержания создают нездоровую психологическую атмосферу. Иногда работник воспринимает сложившиеся обстоятельства драматически, тогда он покидает работу в первые же месяцы.

К факторам, образующим мотивацию привлечения, как правило, относят:

  • размер заработной платы, наличие премий, бонусы, участие в прибыли и пр.
  • имя, размер, рейтинг компании, характер бизнеса и пр.
  • уровень и наименование должности, размер полномочий и ответственности, возможность карьерного продвижения и пр.
  • наличие корпоративной инфраструктуры (столовая, корпоративный транспорт, средства связи, рабочая одежда) и т.д.
  • местоположение офиса, вид офиса и состояние рабочих мест
  • личные и деловые качества руководителя
  • корпоративная культура, соблюдение КЗОТа, налоговая легальность и пр.

В этом списке сделана попытка расставить факторы по степени значимости. Однако для различных категорий работников существуют свои приоритеты. Так, для высшего менеджмента в большей степени могут оказаться значимыми, например, два последних обстоятельства, а для кого-то важен один-единственный фактор - первый.

Когда мотивация привлечения уже не работает, на передний план выходит удерживающая мотивация. Как правило, компания формирует мотивацию удержания в виде корпоративных программ или в виде определенных индивидуальных условий для сотрудника при поступлении сигналов о его возможном уходе.

Строго говоря, индивидуальные программы удержания конкретного сотрудника могут свидетельствовать о том, что в компании нет системы, позволяющей учитывать изменение квалификации работников и своевременно реагировать на ее рост. Несомненно, в ходе работы растет компетентность работника: он обогащается новыми знаниями, осваивает новые технологии, приобретает новый опыт, собственно, этим и развивает компанию - это закон роста компетентности.

Если компания игнорирует этот закон, то сотрудник уходит на новое место, которое позволяет реализовать его возросшие умения. Так происходит, например, в организациях, где оплата труда "договорно-прецендентная", о чем поподробнее будет сказано дальше.

Мотивация удержания может сформироваться и у работника, например, когда он сам находит привлекательные черты в компании: "Платят меньше, чем я ожидал, зато близко от дома", "Работа однообразная, зато коллектив замечательный" и пр.

Корпоративные меры, позволяющие удерживать сотрудников:

  • развитие квалификации и карьеры, программы дублерства и кадрового резерва
  • кредитование, отсрочка выплат, долгосрочные бонусы, опционы и пр.
  • компенсационные меры в отношении инфляции, налоговых потерь и пр.
  • гибкие формы формирования социального пакета, льготы, привязанные
  • к выслуге, квалификации и достижениям
  • активные формы корпоративной идеологии и корпоративной культуры

Организация мотивации к эффективному труду - наиболее трудная задача для большинства компаний. Именно этот аспект в подавляющем числе случаев имеется в виду, когда речь заходит о мотивации.

Наличие в организации алгоритмов побуждения к эффективному труду разрешает возможные противоречия между работником и работодателем, делает баланс интересов стабильным.

Однако при решении именно этой задачи возникает больше всего противоречий, конфликтов, поскольку результат напрямую влияет на справедливость в оценке труда и его оплаты.

Если обозначить возраст капитализма в России десятилетним сроком, то легко можно проследить историю развития этого аспекта мотивации.

Значительная масса компаний в эпоху "расцвета капитализма" в начале 90-х привлекала работников высокими зарплатами, что сдвигало баланс интересов в пользу работодателя. Работник ради высокой зарплаты, не обращая внимания на отсутствие гарантированных КЗОТом факторов труда, стремился попасть в фирму. В такой ситуации в мотивации труда вполне логично применялись формы "негативной мотивации" - штрафы, удержания, лишение премии, вычеты за болезнь, за отпуск. Размер зарплаты определялся интуитивно.

При насыщении рынка коммерческими предприятиями у работника появился выбор, предприятия стали конкурировать между собой на рынке труда размерами зарплат и условиями труда. У работодателей возникла потребность в развитии факторов привлечения и способов повышения производительности труда.

Тем не менее, в те годы за одну и ту же работу разница в оплате отличалась в разы, причем, подчас в одной организации. Такой способ определения оплаты можно назвать "договорно-прецендентным": работнику платили те деньги, за которые он согласился работать. Другому работнику, пришедшему на эту должность на замену уволившегося, платили не столько же, сколько предшественнику, а по новой договоренности.

Надо отметить, что большинство крупных промышленных предприятий имело отделы труда и зарплаты (ОТИЗы), которые нередко сохранялись при акционировании предприятий. Но роль их изменилась, прибавились новые функции, ведь мотивация - никто сегодня не берется этого отрицать - не только расчет зарплат.

При создании рынка труда компании стали изучать спрос и предложение специалистов, размеры их оплаты и пр., что привело к некоторой стандартизации размеров оплат. Но и при таком подходе появился ряд проблем и ограничений. Так, рынки труда в регионах и даже в городах России довольно сильно отличаются по структуре спроса и предложения, да и по уровню предлагаемых зарплат. Изучение зарплат на рынке труда затрудняется конфиденциальностью в этой сфере, поэтому отчеты компаний, которые проводят мониторинг зарплат, бывают очень ненадежны.

Однако размер оплаты сам по себе, как известно, не решает проблем баланса интересов работника и работодателя. В компаниях возникают способы побуждения к производительному труду: премии, бонусы, доплаты за выполнение определенных показателей, чем-то напоминающие забытые формы сдельно-премиальной и аккордной оплаты.

Классическая форма оплаты - совокупность базовой ставки и изменяемой части. Их соотношение зависит от вида бизнеса, стратегии компании.

Бизнес с большими оборотами средств (недвижимость, автомобили, табак, спиртное, нефть) и рискованной, агрессивной стратегией снижает размер базовой ставки по отношению к изменяемой части.

Интеллектуальный бизнес, деятельность, где велика роль "человеческого фактора", а также управленческая деятельность, напротив, предоставляет надежный базис и сравнительно небольшую изменяемую часть вознаграждения (финансы и учет, программирование и пр.).

В компаниях разрабатывают формулы, рассчитывающие изменяемую часть зарплаты и моделирующие совокупный доход. Из этой формулы видно, каким должен быть размер базовой ставки, и он определяется, как правило, интуитивно. Всем известно, что главную трудность в создании формул составляет описание натуральных показателей и их взвешивание. Науки здесь нет, делается это экспериментально, а результат часто порождает конфликты и чувство несправедливости у работников.

В настоящее время начинает возрождаться тарификация для определения базовой ставки, а главное - для определения места должности среди других должностей в компании.

Старые способы тарификации, основанные на нормах расхода времени, отмирают в силу трудоемкости и громоздкости. Ранее для каждой профессии в НИИ разрабатывались нормативы затрат времени на каждую работу и методики расчета размера оплаты труда. В расчете зарплаты нельзя было ошибиться ни на копейку, ведь тогда платило зарплату государство - высокая ответственность! Кто пробовал использовать эти методики, понимает - это подвиг.

Сейчас с приходом на рынок иностранных компаний мы получили и современные средства тарификации - "грейдинг", аналитические способы, основанные на расчете сложности труда, значимости, ответственности работ и пр. Так, методы Hay Group, Watson Wyatt Woldwide, некоторых компаний из Большой пятерки уже широко известны на нашем рынке.

Тарификация позволяет создавать ранжирование должностей, за которым стоят программы подготовки и карьерного перемещения. То есть создает базис для новых разнообразных форм привлекающей и удерживающей мотивации.

Связь мотивации со стратегией компании

Методика оплаты или формула, как бы точна она ни была, сама по себе не решает проблем закрепления и побуждения, если она не рассматривается в контексте корпоративной стратегии.

Стратегическое видение у разных компаний имеет различную перспективу. Есть компании, которые имеют видение перспективой в один-два года, это, как правило, небольшие отечественные организации. Транснациональные корпорации "видят" значительно дальше. Некоторые корпорации тратят значительные средства на стратегическое планирование длиной в пять лет, но при этом уточняют стратегию ежегодно.

Стратегия оказывает прямое и косвенное воздействие на систему мотивации.

Прямое влияние заключается в том, что при стратегическом планировании учитываются затраты на персонал, определяются политики в области численности, структуры и развития персонала, в области мотивации. Здесь же учитываются возможные состояния рынка труда, развитие экономики, прочие внешние угрозы и возможности.

Члены организации, которая имеет прописанные политики в области персонала, в каждый момент времени знают, по каким правилам строятся в ней отношения. Здесь больше справедливости, больше стабильности.

Косвенное влияние корпоративной стратегии не менее эффективно. Знание сотрудниками целей организации само по себе мотивирует, так как каждое действие сотрудника приобретает смысл в контексте общего направления усилий организации. Сотрудники перестают быть слепым орудием работодателя, действуют осознанно, что увеличивает их отдачу.

В настоящее время именно эта неочевидная сторона мотивации привлекает все большее внимание еще и потому, что имеет несколько полезных "побочных эффектов".

  • Во-первых, в ходе разработки стратегии сплачиваются менеджеры компании, поскольку совместная креативная деятельность имеет командообразующий эффект.
  • Во-вторых, все руководители одномоментно усваивают одни цели - это создает единомыслие и согласованность в команде менеджеров.
  • В-третьих, команда менеджеров вольно или невольно транслирует их "вниз" - подчиненным, тогда цели организации перестают быть "вещью в себе" для работников, они становятся их собственными целями.
  • В-четвертых, выстроенное от стратегии до задач сотрудника "дерево целей" во многом определяет корпоративную культуру.
  • В-пятых, на этой основе может быть построена система управления по целям (МВО) и другие механизмы управления и мотивации.

Система стратегической мотивации, тоже имеет "послойную", иерархическую структуру:

  • долгосрочная мотивация
  • среднесрочная мотивация
  • краткосрочная мотивация
  • непосредственное мотивирование

Долгосрочная мотивация включает достаточно традиционные формы побуждения. Они непосредственно вытекают из стратегических задач и составляют основу кадровой политики:

  • выплаты, связанные со стратегическими результатами деятельности компании
  • выплаты, связанные с долгосрочными результатами деятельности сотрудника
  • бонусы с отсроченным платежом, опционы и пр.
  • доплаты за выслугу
  • нематериальные формы - звания, признание стратегически значимых результатов, особое положение в системе иерархии, карьерное планирование

Среднесрочная мотивация организуется на период до года и включает достаточно традиционные механизмы: квартальные и годовые премии.

Если долгосрочная мотивация направлена на удержание сотрудников в компании, то лишь некоторые формы среднесрочной имеют такое свойство. Так, например, это отказ в выплате годового бонуса, если сотрудник увольняется в середине года, или право сотрудника на льготы, если он проработал полный год и пр. Нематериальными формами могут быть как "забытые старые" - итоги деятельности за месяц, квартал, так и новые для нас - управление по целям.

Достаточно эффективно работают накопительные и отсроченные формы мотивации, например, так называемая "жетонная мотивация", когда сотрудник знает, за что и сколько он заработал, но получает в денежном или натуральном виде не ранее, чем через год. "Жетонная мотивация" родилась и применяется в педагогике. В коммерции опыт внедрения подобной системы - "системы чековой мотивации" - был предпринят автором совместно с В.В.Докучаевым в ЗАО "Академсервис" в 1996 году.

Краткосрочная мотивация - ежемесячная зарплата и месячный бонус. Нематериальные формы мотивации здесь не так эффективны.

Перспективным направлением можно считать систему корпоративной "биржи труда" для сотрудников, компетенции которых не востребованы и не являются компенсируемыми факторами на его должности. Такие сотрудники могут за дополнительную плату участвовать в работах, которые время от времени нужны компании: обучение персонала, работа в качестве переводчика, в том числе - переводчика документации, составление проектов и отчетов для других подразделений, экспертная деятельность и пр.

Краткосрочная мотивация больше других видов мотивации направлена на побуждение к эффективному труду, и именно здесь должны работать формулы начисления. Но именно здесь и возникают проблемы из-за того, что эти формулы не работают.

Эту проблему современный менеджмент решает несколькими путями. Наиболее известны два. Первый - о нем уже говорилось - управление по целям. Второй - оценка исполнения.

Оценка исполнения - это стандартизованная оценка труда сотрудника, организованная таким образом, что труд каждого, независимо от должности и содержания труда, оценивается непосредственным руководителем по иерархическому принципу, "пирамидально", по единым критериям. Оценки делаются сравнимыми и влияют на месячный или квартальный бонус. В EAST LINE, к примеру, реализована четырехшкальная ежеквартальная оценка.

Непосредственная мотивация встречается в отечественных компаниях достаточно редко. Это вознаграждение, например, в виде разовой выплаты незапланированной и непредусмотренной бюджетом небольшой премии за высокие результаты или высокую значимость выполненной работы непосредственно после выполнения работы.

Выглядит это так: работник докладывает о результате, а руководитель здесь же в конверте передает деньги. Размер такой премии таков, что имеет скорее моральный, чем материальный эффект. Однако деньги - не единственный способ непосредственного мотивирования. Это может быть и личный звонок президента компании сотруднику, рукопожатие и пр.

Мотивирующий эффект каждого из четырех "слоев" стратегической системы мотивации имеет свой "срок жизни". Так, эффект непосредственного мотивирования может исчезнуть при первом порицании непосредственно руководителя или после получении зарплаты. Краткосрочная мотивация снижается медленнее, еще медленнее угасает среднесрочная и долгосрочная мотивация. Но это не означает, что долгосрочное мотивирование заменит нижние уровни мотивации. Если в компании существуют все четыре уровня мотивации, то вместе они действуют более эффективно, придавая стратегическую устойчивость организации, как четыре ножки придают устойчивость столу. Не потому ли он, словно символ стратегической устойчивости, веками фигурирует в качестве объекта при любом рассуждении ("возьмем, к примеру, стол"), включая предложенное читателю в этой статье?

Человека? Являются ли синонимами слова «нация» и «национальность»? Почему возникают межнациональные конфликты? Как их предотвратить?

На Земле сейчас насчитывается около 2 тыс. наций, народностей, племен. Среди них есть многочисленные и малонаселенные, последних называют этническими меньшинствами. Все они входят а состав почти 200 государств. Нетрудно сообразить, что наций и народностей намного больше, чем государств в мире, поэтому среди этих государств немало таких, которые являются многонациональными.

Факты . Общепризнано, что Российская Федерация - одно из крупнейших в мире многонациональных государств, где проживает более ста народов, каждый из которых обладает уникальными особенностями материальной и духовной культуры. В преобладающем большинстве народы страны на протяжении веков сложились как этнические общности на территории России, и в этом смысле они являются коренными народами, сыгравшими историческую роль в формировании российской государственности. Благодаря объединяющей роли русского народа на территории страны сохранились уникальное единство и многообразие, духовная общность и союз различных народов.

Вы, вероятно, не раз слышали слово «национальность». Оно означает осознание человеком своей принадлежности к той или иной этнической (от греч. ethnos - народ) общности. Собственно, важнейшим признаком такой общности как раз и является сознание ее членами общей культурной идентичности (слово «идентичный» происходит от латинского слова, означающего «тождественный, одинаковый»). Иными словами, этническая группа - это общность, культурные традиции которой объединяют членов данной группы и отличают ее от других групп; они имеют общий язык, религию, общие черты материальной и духовной культуры, представления об общности происхождения и исторической судьбы, общие черты психологического склада. Ученые нашей страны под основными типами этнических общностей, как правило, понимают племя, народность, нацию. Многие ученые используют слово «нация» в другом смысле: нация - это все граждане определенной страны, независимо от их этнических различий.

Отношения между нациями . Из курса истории вы знаете, что в первобытном обществе людей объединяло племя. После появления государств (в период рабовладельческого и феодального обществ) складываются народности; на основе усиления межплеменных связей и смешения племен формируется единый для данной народности язык, возникает территориальная и культурная общность.

Развитие экономических связей внутри народности и между народностями привело к их превращению в нации. Люди, принадлежащие к одной нации, объединены общностью экономических связей, территории, культуры. Они говорят на одном языке. Им присущи общие черты национального характера.

История отношений между племенами, народностями, нациями сложна и драматична. Нередко между ними волзикали кровавые распри. И в современном мире продолжаются национальные конфликты. На Ближнем Востоке многие годы происходят вооруженные столкновения между арабами и израильтянами. Нередки национальные конфликты в других странах Азии и Африки. Национальные противоречия временами усиливаются в США, Бельгии, Канаде. Затяжной конфликт происходил между народами бывшей Югославии. Возникли острые конфликты и на территории бывшего СССР.

Мечтой лучших людей всех времен и народов было создание государства дружбы и братства, общества гармонии между нациями, «когда народы, распри позабыв, в великую семью соединятся», как писал А. С. Пушкин.

Отношение к истории и традициям народа . Судьбу отдельного человека нельзя оторвать от судьбы его народа. Когда германские фашисты задумали уничтожить целые народы или значительную их часть - славян (русских, украинцев, белорусов, поляков и др.), евреев, цыган,- их преступные действия поломали судьбы миллионов семей, принесли несчастье бесчисленному множеству людей. Поэтому человек не может быть безразличным к успехам или бедам своего народа. Людям любой нации присуще чувство национальной гордости. Но понимают национальную гордость по-разному. Например, лучшие представители русского народа всегда гордились творениями рук русских мастеров, выдающимися достижениями русской культуры, подвигами своих воинов на полях сражений. Национальная гордость лучших русских людей включала в себя уважение к национальным чувствам других народов, признание того, что и другие народы тоже имеют право на национальную гордость.

Этой позиции противостоит другая; «Все свое - хорошо, все чужое (свойственное другой нации) - плохое. Люди, разделяющие такую позицию, готовы не задумываясь оправдывать все, что было в истории своего народа, и хорошее и плохое, и при этом чернить все, что было в истории другого народа. Такая ограниченность ведет к национальной розни, а значит, и к новым бедам не только для других народов, но и для своего собственного.

В историческом прошлом разных народов были славные страницы. Достижения материальной и духовной культуры народа вызывают восхищение не только у людей, принадлежащих к данной нации, но и у представителей других наций. Но если в истории есть мрачные страницы, то и воспринимать их надо соответственно - с болью или негодованием - не скрывать «неудобные» факты исторического прошлого, а оценивать их так, как они того заслуживают.

Исторический путь каждого народа объясняет возникновение национальных традиций и обычаев. У многих народов есть традиция гостеприимства. Сложилась традиция помощи другим народам, попавшим в беду. Так, после страшного землетрясения в 1088 г. в Армении представители других народов нашей страны и зарубежных стран сдавали кровь, посылали медикаменты и одежду, помогали разбирать завалы и восстанавливать города и села. Но бывают и другие традиции, например кровная месть. Молодое поколение не может слепо воспринимать любые национальный традиции и обычаи. Оно должно самостоятельно определить, что в историческом опыте достойно преклонения, а что – осуждения.

Германские фашисты, напав в 1941 г. на Советский Союз, рассчитывали на национальную разобщенность в СССР , возникновение национальных столкновений. Они просчитались. Все народы страны мужественно защищали свою общую Родину, плечом к плечу сражались на Фронте, помогали друг другу в тылу. Среди 11 тысяч героев Советского Союза тысячи русских и украинцев, сотни белорусов, татар, евреев, десятки казахов, грузин, армян, узбеков, мордвин, чувашей, азербайджанцев, башкир, осетин, марийцев, туркмен, таджиков, латышей, киргизов, воинов многих других национальностей.

Документ . Фрагмент из работы российского ученого В. Л. Тишкова:

«Пока мы не начнем наряду с понятием «народы России» утверждать понятие «российский народ», ничего путного не получится. Речь идет не о том, чтобы переделать татар или бурят в россиян, и тем более в русских. Задача ответственных экспертов, ученых и педагогов - терпеливо и настойчиво объяснять, что «российськость» как идентичность и российский народ -нация не результат внутренней унификации, а естественное наложение более широкой историко-культурной и социально-политической идентичности на множество внутренних этнокультурных различий которые существуют среди населения страны».

Сотрудничество и взаимопонимание между нациями, достигнутые в любой многонациональной стране, - великое завоевание народов, которое нужно всячески беречь и укреплять.

Межнациональные отношения в современном обществе. Во второй половине 80-х гг. ХХ в. В некоторых республиках СССР произошло обострение межнациональных отношений. В ряде районов возникли нетерпимость, трения, конфликты на межнациональной основе. Среди них события в Алма-Ате, Сумгаити, Абхазии, Фергане, Нагорном Карабахе и т.д. Эти многочисленные конфликты выбивали людей из нормальной жизненной коле, а в ряде случаев обернулись многочисленными человеческими жертвами. Пострадали люди, в том числе старики, женщины, дети. Появились подстрекатели, которые хотели бы использовать межнациональные трения в преступных целях. Такие действия могут привести к всеобщей беде.

Каковые причины этих конфликтов? Одна из главных причин – территориальные споры. Нередко в этих спорах ссылаются на историю. Из курса истории вы знаете, что в разные ее периоды происходило передвижение народов, завоевания, переселения, при которых территория, занимаемая тем или иным народом, неоднократно менялась. Если возникает территориальный спор, в качестве аргумента часто произвольно выбирают «выгодный» исторический период: «Когда-то мы на этой территории жили». Поскольку территориальные границы не всегда четко обозначались и неоднократно менялись, доказать что-либо трудно, а попытки силой решить эту проблему влекут за собой немыслимые бедствия.

Причиной конфликтов бывает и неравенство социально-экономических условий, в которых живут те или иные народы. Различие в уровне жизни, разное представительство в высокооплачиваемых профессиях, в органах власти – все это может стать источником недовольства, порождать конфликтную ситуацию.

Среди причин конфликтов особое место занимают противоречия, связанные с использованием языка того народа, который является меньшинством. Если в государстве вводятся ограничения на использование этого языка, запреты на обучение детей на родном языке, и вследствие этого возникают национальные движения в защиту своего языка и культуры, то отношения в обществе становятся напряженными.

Любое ущемление прав по национальному признаку, притеснения и произвол в отношении того или иного народа вызывают общественное недовольство, стремление восстановить справедливость. Порой конфликты возникают на бытовом уровне.

Некоторые люди верят в то, что будто бы есть «плохие» и «хорошие» национальности, их раздражают люди, непохожие на них по языку, религии, образу жизни. Предрассудки, которые являются следствием незнания истории, традиций, культуры других народов, а нередко и результатом злонамеренной лжи, порождают оскорбительные высказывания в отношении людей иной национальности, а иногда поступки, следствием которых являются межнациональные столкновения. Подобные слова и действия являются, как правило, отражением низкой культуры, повышенной агрессивности отдельных лиц, бытовые конфликты возникают на рынках, среди соседей по дому, на транспорте. Они таят в себе угрозу усиления межнациональной розни.

От решении проблем межнациональных отношений в значительной мере зависят спокойствие и благополучие людей, судьба страны. Важно хорошо понимать, что обострение отношений между людьми разных национальностей опасно для общества, для каждой семьи , для каждого человека. Необходимо осуществлять меры по нормализации межнациональных отношенний, решению накопившихся в этой области проблем.

Многое зависит от каждого человека. Никто не должен Мириться С проявлениями национальной розни в любой форме, с искусственным противопоставляем наций, с установкой па вытеснение одних наций другими. Эти проявления унизительны с точки зрения человеческого достоинства.

Надо руководствоваться основополагающим критерием: каждый человек, к какой бы нации он ни относился, должен чувствовать себя в любой части нашей страны равноправным гражданином, иметь возможность пользоваться всеми правами, гарантированными законом.

Равенство наций и народов неразрывно связано с равенством людей независимо от их национальности. Это высший принцип гуманизма.

Опыт человеческой цивилизации показывает, что национальные конфликты можно исключить или смягчить, соединяя принципы национально-территориальной и национально-культурной автономии , большое значение имеют гарантии прав человека: права на национальное самоопределение, культурную автономию, свободу перемещения, экономическую и политическую защиту независимо от места проживания. Эти права нашли отражение в законодательстве Российской Федерации.

В нем прежде всего записано, что каждый вправе свободно определить свою национальную принадлежность. Никто не должен быть принужден к определению и указанию его национальной принадлежности. Национальное самоопределение означает, что сам человек определяет свою национальность не по национальности родителей, а по самосознанию, но языку, на котором он всегда говорит и думает и который поэтому является для него родным по традициям и обычаям, которые он соблюдает,по культуре, которая ему наиболее близка.

Мнения . Социологи в 2001-2002 гг. провели исследование, как учащиеся 7, 9, 11 классов относятся к людям иной национальности. Среди заданных вопросов был и такой: «Считаете ли вы для себя возможным вступление в брак с представителем другой национальности?». Мнения разделились. 10,3% ответили: «Нет, так как хочу, чтобы мои дети были той же национальности, что и я». 7,4% дали ответ: «Нет, это неизбежно вызовет конфликты в семьей. Между тем 61,4% опрошенных заняли противоположную позицию: «Для меня национальность, супруга/супруги не будет иметь значения». Причем обнаружилось, что среди старшеклассников число тех, кто не придает особого значения национальности будущего/будущей супруга/супруги, больше, чем среди учащихся 7 классов.

А каково твое отношение к этому вопросу?

Законы России провозглашают, что каждый имеет право на пользование родным языком, включая обучение и воспитание на родном языке. С этой целью для детей из числа национальных меньшинств создаются школы с преподаванием па родном языке.

Люди, причисляющие себя к одной нации и проживающие среди людей других национальностей, могут объединиться для сохранения и развития своей культуры, общения на родном языке, создания школ, клубов, театров, издания книг и журналов. Международное право содержит такую норму: в тех странах, где существуют этнические, языковые меньшинства, лицам, принадлежащим к этим меньшинствам, не может быть отказано в праве совместно с другими членами той же группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять обряды, а также пользоваться родным языком.

Ситуация. За последние годы в ряде стран Западной Европы и в России появились большие группы иммигрантов приезжих из других стран, имеющих иной язык, иную культуру, иные обычаи. Представители общественности стран, принявших иммигрантов, считают, что они должны уважать культуру и традиции страны, в которую они приехали, строго соблюдать ее законы.

К еще одна важная норма международного права: всякое выступление, натравленное на разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, т. е. ущемлению прав, вражде или насилию, должно быть запрещено законом. Законы нашей страны предусматривают уголовную ответственность за действия, направленные на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, уничтожение национального достоинства. Уголовное наказание влечет за собой и всякая пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности.

Проверь себя

1. Что такое нация? Каково соотношение понятий «нация» и четное»?

2. Каковы различные понятия национальной гордости?

3. Какое значение имеют национальные традиции ?

4. Почему все народы заинтересованы в сотрудничестве?

5. В чем опасность межнациональных конфликтов?

6. Каким образом можно предотвратить национальные конфликты?

7. Какие нормы по вопросам развития наций и национальных отношений содержатся в законах России?

"" В классе и дома

1. Найди в учебнике истории характеристику процесса складывания народностей. Какие народности, существовавшие в Древнем мире, в Средние века , тебе известны? Назови нации и народности, живущие в разных странах в наше время.

2.Приведи примеры конфликтов между народами, угнетения одних народов другими в различные периоды истории.

3.В притче давних времен рассказывается о двух враждовавших между собой племенах, живших на противоположных берегах реки. Случилось, что волшебник повстречал человека из одного племени и сказал ему: «Я дам тебе все, что пожелаешь, при условии, что представитель племени, живущего на другом берегу, подучит вдвое больше», И человек ответил: «Выколи мне один глаз». Ему хотелось» чтобы тот, из враждебного племени, потерял оба глаза.

Подумай, о чем говорит эта притча. Объясни, как ты оцениваешь ответ человека волшебнику.

4. Проиллюстрируй на материале из газет тему межнациональных противоречий в разных странах мира в настоящее время.

5. Французский писатель В. Гюго сказал: «На свете нет малых народов. Величие народа вовсе не измеряется его численностью, подобно тому как величие человека не измеряется его ростом». Согласен ли ты с писателем? Покажи на примерах, что величие народа не зависит от его численности.

6. В нашей стране немало семей, где отец одной национальности» а мать другой. Объясни, о чем свидетельствует этот факт. Предположи, как бы ты определил национальную принадлежность детей в этих семьях.

Межнациональные отношения. Нации - это развитые этнические образования. Которые возникли на основе культурной, экономической, языковой, территориальной и социально-психологической общности. Основными факторами, определяющими нацию являются: общая территория, язык, экономическая жизнь, тождественные черты психического склада (менталитет) и национальное самосознание. Нередки случаи, когда национальное самосознание трансформируется в радикальную форму национализм.

Понятие нации и национализма

Такие понятия следует строго разграничивать. Если национальное самосознание является движущим фактором сохранения национальных ценностей, традиций и обычаев, то суть национализма заключается в мировоззрении, основой которого выступает идеология в исключительное совершенство своего народа по сравнению с представителями других наций.

Национализм не только проповедует национальные ценности, но и пропагандирует их насильственное насаждение другим народам. Национализм в свою очередь также имеет свою радикальную форму - шовинизм. Суть шовинистических идей заключается в открытом противопоставлении интересов своего этноса как доминирующих с помощью методов разжигания национальной вражды вплоть до попыток физического уничтожения представителей «чужой» национальности.

Национализм зачастую не возникает беспричинно. Субъективными предпосылками национализма являются утеснения интересов определенной нации в прошлом. Яркий пример - фашистская Германия, самолюбие народа которой было задето в послевоенное время (Первая Мировая война), что стало благодатной почвой для возникновения радикальных национал-социалистических сил в государстве.

На возникновение межнациональных конфликтов влияют следующие факторы: 1. Территориальные споры 2. Историческая напряженность между отдельными народами 3. Дискриминация меньшинств со стороны доминантной в государстве нации 4. Стремление наров создать собственную государственность.

Отношение к историческому прошлому и традициям народа

При решении межнациональных конфликтов, следует руководствоваться современными демократичными принципами, в частности: исключение принуждения и насилия, поиски взаимовыгодного консенсуса, осознание ценности прав человека, готовность к диалогу.

Отторжение от исторического прошлого своего народа, его вековых традиций и обычаев ведет к постепенной гибели нации, ее культурному разложению. В современном мире национальная культурная преемственность переживает глубокий кризис. Новые тенденции общественной и культурной жизни не предусматривают продолжение новым поколением традиционных ценностей и норм в наше время.

Однако именно от них зависит уровень национального сознания человечества и ощущение своей причастности к историческому прошлому своего народа, не зависимо от того, каким оно было. Основной задачей воспитания каждого поколения должно быть его приобщение к историческим культурным и духовным ценностям и идеалам.