Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Мертвая царевна в сказке и жизни.

Мертвая царевна в сказке и жизни.

Внеклассное мероприятие по литературному чтению

по теме: «Путешествие в Книгоград»

(по произведениям А. С. Пушкина).

Провела учитель начальных классов Уварова М.А.

Цели:

1. В игровой форме обобщить и систематизировать знания учащихся о жизни и творчестве А. С. Пушкина, расширять читательский кругозор учащихся.

2. Содействовать развитию репродуктивной деятельности, связанной с активной работой мышления: умением аргументировать, анализировать, классифицировать, обобщать. Развивать выразительное чтение, чувство юмора.

3. Прививать интерес к книге, к слову. Воспитывать бережное отношение к книгам.

Способствовать активизации каждого ребёнка в деятельности (групповая работа),

формированию умения взаимодействовать с одноклассниками.

Оборудование: выставка книг А. С. Пушкина, портрет писателя, мультимедийная установка, презентации, костюмы, выставка рисунков детей, творческих работ: кроссвордов, книжек – малышек, мини – сочинений.

Подготовка.

Ученики готовили задания к мероприятию. На уроках изобразительного искусства рисовали полюбившихся героев рассказов, на уроках трудового обучения подготовили поделки, аппликации по произведениям А. С. Пушкина, писали мини сочинения: «Чем мне симпатичны герои произведений А. С. Пушкина», по желанию составляли свои кроссворды и загадки. Разучивание стихов, сценок держится в тайне.

На доске:

«Книга не самолет, а за тридевять земель унесет» .

«Всем хорошим во мне я обязан книгам ».

М. Горький.

« Книга твой друг, без нее как без рук ».

« Книга подобна воде - дорогу пробьёт везде».

«Одна книга тысячу людей учит».

Ход внеклассного мероприятия:

Вступление.

Сегодня, ребята, мы отправляемся в путешествие к самому Великому чуду на свете.

Что же это за чудо? Послушайте и скажите:

Ты беседуй чаще с ней -

Будешь в четверо умней. (книга).

Подумайте и скажите, в какое путешествие мы отправимся?

Мы отправляемся в Книгоград.

(Открывается название на доске). Выходят ученики и читают стихи.

1 уч. Мы дружны с печатным словом,

Если б не было его,

Ни о старом, ни о новом

Мы б не знали ничего.

2 уч. Книга нам про все расскажет,

Книга нам все покажет.

Почему садится солнце

Где прибой о берег бьется.

Где тепло, а где мороз,

Листья все смахнул с берез.

Если книгу прочитаешь,

Много интересного узнаешь.

3 уч. В одиночестве, в покое,

Дремлют книжные герои

На страницах книг своих.

Пробудите к жизни их!

Что им маяться от скуки?

Все герои любят труд!

Вам друзья и карты в руки.

Пусть герои оживут.

4 уч. Давайте знакомые книги откроем,

И снова пройдем от страницы к странице.

Всегда ведь приятно с любимым героем

Опять повстречаться, узнать, подружиться.

5 уч. Мы веселые ребята, не умеем мы скучать.

И собрались мы сегодня книгу новую создать.

Ребята, обратите внимание на выставку. Книги какого писателя вы видите на выставке? Правильно, книги А. С. Пушкина.

(учитель открывает портрет).

Какие произведения А.С. Пушкина вы читали?

Чем запомнились произведения Пушкина?

Какие у него стихи, сказки? (веселые, смешные, поучительные, забавные, интересные). О ком и для кого писал А. С. Пушкин?

Учитель и ученик рассказывает о жизни и творчестве А. С. Пушкина.

2. Деление на команды и выполнение заданий.

Учитель: - Путешествовать будем группами. Определим 2 команды игроков. А сейчас активно отвечайте на « Спринт- вопросы » и занимайте места за столиками.

1. Назовите имя и отчество Пушкина.

2. Как звали няню А. С. Пушкина?

3. Как Пушкин относился к своей няне? Как ее называл?

4. В каких странах изучают произведения Пушкина?

5. Что называется восьмистишием? В каком произведении Пушкин использовал восьмистишие? («Зимний вечер») Как поэт описывает зимний вечер? С кем сравнивает бурю?

6. Как начинается «Сказка о царе Салтане…»? Сравните мать-царицу и ее сестер. Отчего царь Салтан все время грустил? О чем печалился князь Гвидон?

7. Назовите все чудеса в «Сказке о царе Салтане…»

8. В каком стихотворении Пушкин относится к зиме как к живому существу? («Вот север, тучи нагоняя…»). Опишите, какую картину вы представляете, читая это стихотворение.

9. Куда был сослан Пушкин по приказу царя? (село Михайловское) Чем Пушкин занимался в Михайловском?

11. Откуда Пушкин брал образы для своих героев?

12. Кого высмеивал Пушкин в своих сказках? Приведите примеры.

13. Из каких сказок Пушкина эти присказки?

Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.
Я там был, мед, пиво пил –
И усы лишь обмочил.

Входит Незнайка и говорит:

Почему - то обо мне знают все на свете.

Знают даже на Луне взрослые и дети.

Зря хвалиться не хочу, но скажу вам честно,

Что другим не по плечу, мне давно известно.

Я самый лучший художник, сочинитель стихов и рассказов, вот хочу создать книгу, но пока у меня ничего не получается.

Учитель: Какой ты хвастун. Всему нужно учиться. Оставайся. смотри и учись, а ребята тебе помогут. Если участники команд затрудняются ответить, помогают болельщики и получают жетоны.

1 конкурс. « Театральные подмостки».

Проверим артистические способности.

Приготовить чтение эпизода по ролям:

1 команде - из произведения «О попе и работнике его Балде»;

2 команде – из произведения «Сказка о мертвой царевне…».

2 конкурс « Розыск».

Разгадывание кроссвордов. (презентация)

Незнайка: А знаете ли вы, что существуют книжки – малышки. Они очень маленьких размеров. Несколько таких книг можно было уложить в карман. Размер книг 65 мл на 94 мл. Есть «миниатюрные книги», длина страницы – не превышает 2–3 сантиметров. (показывает).

Есть книги – великаны. В Самарканде это книга Великий Коран. Длина страницы 2,5 метра. Есть географический атлас, который весит 252 кг, длина его в человеческий рост.

Книга - скрипка, один из ее экземпляров хранится в отделе редких книг Государственной исторической библиотеке.

3 конкурс « Объяснялки».

Я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте.

1). Белка песенки поет…

2). Ветер по морю гуляет…

3). Приплыла к нему рыбка, спросила…

4). Ты прекрасна, спору нет…

5). Живет Балда в поповcком доме…

6). А сама-то величава…

7). Три девицы под окном, пряли…

8). Я сегодня поймал было рыбку…

9). Бедненький бес под кобылку подлез…

10). Сказка – ложь, да в ней намек…

4 конкурс «Викторина по сказкам А. С. Пушкина.»

1. Кем мечтала стать старуха в «Сказке о рыбаке и рыбке»?

(крестьянка, дворянка, царица, владычица моря).

2. Где встретились Балда и поп? Прочитайте наизусть эти строчки.

(Пошел поп по базару посмотреть кой-какого товару.

Навстречу ему Балда идет,сам не зная куда.)

3. Кого и как перехитрил Балда в этой сказке?

(чертей –

Обежать около моря – зайцы;

Поднять и снести полверсты кобылу.

4. Какая расплата ожидала попа?

(С 1 щелчка прыгнул поп до потолка, со 2 щелчка лишился поп языка, с 3 щелчка вышибло ум у старика.)

5. С какими словами обращается царица к зеркальцу? Как называется эта сказка?

(Свет мой, зеркальце, скажи… «Сказка о мертвой царевне и о 7 богатырях»)

6. Кто отправляется на поиски пропавшей молодой царевны?

(Королевич Елисей, помолясь усердно Богу, отправляется в дорогу за красавицей – душой, за невестой молодой.)

7. Как звали сына царя Салтана?

8. В кого оборотился Гвидон, чтобы попасть тайно к царю Салтану?

(комар, муха, шмель)

9. О каких диковинках там услышал Гвидон?

Белка там живет ручная…

33 богатыря в чешуе, как жар горя все красавцы молодые, великаны удалые, все равны как на подбор, с ними дядька Черномор…

За морем девица есть, что не можно глаз отвесть. Днем свет Божий затмевает, ночью землю освещает, месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит.

10. Как звали царя из «Сказки о золотом петушке»? (Дадон)

11. Из какой сказки эти слова?

Сказка ложь, да в ней намек!

Добрым молодцам урок.

(Сказка о золотом петушке)

5 Сказочные объявления.

– Кто желает поменять старое разбитое корыто на новое или квартиру на новый дом? Обращаться в сказку… ("Сказка о рыбаке и рыбке" А.С.Пушкин)

– Модники и модницы! Кто желает приобрести волшебное зеркальце, умеющее говорить? Наш адрес… ("Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях" А.С.Пушкин)

Для работы в хозяйстве требуется: повар, конюх, няня, плотник, садовник. Выплачивается премиальные и вознаграждения по итогам работы за год. Обращаться по адресу… ("Сказка о попе и о работнике его Балде". А.С.Пушкин)

– Тем, кто не может утром проснуться по звонку будильника, предлагаем приобрести петушка из чистого золота, который выручит вас всегда и везде! Адрес… ("Сказка о золотом петушке". А.С.Пушкин)

- Ребята, что интересного вы узнали из книг А. С. Пушкина?
- Почему вам нравится читать произведения Пушкина?
- Как вы думаете, почему сказки, стихи, поэмы Пушкина не стареют?
- Как нужно обращаться с книгами?
- Какую книгу приятно держать в руках?

Инсценировка стихотворений Ильина « Две книжки».

Одна красиво оформлена, другая – рваная, растрёпанная.
Однажды встретились две книжки,
Разговорились меж собой.
- Ну, как твои делишки? -
Одна спросила у другой?
-Ох, милая мне стыдно перед классом.
Хозяин мой обложки вырвал с мясом!
Да что обложки…Оборвал листы!
Из них он делает кораблики, плоты и голубей…
Боюсь, листы пойдут на змей,
Тогда летать мне в облаках!
А у тебя целы бока?
- Твои мне незнакомы муки,
Не помню я такого дня,
Чтобы, не вымыв чисто руки,
Сел ученик читать меня!
Зато и я учу не как – нибудь, а на « отлично»!
-Ну, мой на тройки едет еле – еле
И даже двойки получил на той неделе.
И в басне нет загадки:»
« Расскажут напрямик и книжки и тетрадки, какой ты ученик».

Незнайка: Знаете, раньше при бане книги выдавали, чтобы человек не брался за книгу грязными руками. Надеюсь, вы так не обращаетесь с книгами. Пусть наши книги надолго сохраняться, даже после того как мы их прочитали.

1 уч. Пока книга сделается книгой

Огромный путь она пройти должна.

И столько знаний требуется разных,

Труда, забот, чтоб родилась она.

2 уч. Я к вам обращаюсь, дети,

Полезнее книги нет вещи на свете!

Пусть книга друзьями заходит в дома.

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.

3 уч. Книги рассказывают нам о Родине, о труде, о дружбе, книги обогащают наш ум.

Книги помогают преодолевать трудности, стать смелыми, вежливыми, умелыми. Читая книги, важно думать над их содержанием. Я думаю, что с сегодняшнего дня вы ещё больше полюбите читать, ещё бережнее будете обращаться с книгой.

Но вот Незнайка мы помогли тебе понять, что всему нужно учиться. Ученики показали хорошие знания, талант. Самых активных участников, мы отметим грамотами..

А теперь, посмотрите какая получилась у нас книга по творчеству А. С. Пушкина. Это книга – сюрприз. Здесь собраны все ваши работы, рисунки, стихи, кроссворды и сочинения.

Презентация «книги» в Книгограде.

Подведение итогов.

Вам понравилось наше мероприятие? Кто доволен своей работой. знаниями? Чьи работы, выступления вам больше всего понравились? Что нового вы узнали? Какое у вас настроение? Участникам команд и победителю вручили книги.

Вручение грамот учащимся (презентация). (под музыку)

«Лучший рисунок»,

«Книжка – малышка»

«Знайке».

« Юному поэту»,

« Лучший актер»

« Лучший чтец »,

За активное участие.

Литература:

1. Внеклассные мероприятия.. Авт.– сост. О.Е.Жиренко, Л,Н,Яровая М., ВАКО 2007г..
2. Педсовет №3 1998 г. Мой любимый писатель - Н.Н. Носов.
3. Я иду на урок в начальную школу. Чтение (2 часть).М. «Первое сентября» 2000г.
4. Поурочные разработки по чтению 3 класс (1- 4) . Москва. « ВАКО» 2004г.
5. Сухин И. Незнайка, Хоттабыч, Карлсон и все- все- все.
Сборник литературных викторин, кроссвордов и чайнвордов для детей. – Москва. Новая школа. 1994 .
6. Н.Н.Носов « Фантазеры» . Москва. 1998.
7. И.П. Иванов «Энциклопедия КТД» М. 1989г.

Внеклассное мероприятие

по литературному чтению

по теме: «Путешествие в Книгоград»

(по произведениям А. С. Пушкина).

Проводила учитель начальных классов

высшая квалификационная категория

МКОУ «Хохольская СОШ»

Хохольского района Воронежской области р.п. Хохольский улица Колхозный Бульвар д.17

Стрельникова Вера Ивановна

Цели:

В игровой форме обобщить и систематизировать знания учащихся о жизни и творчестве А. С. Пушкина, расширять читательский кругозор учащихся.

Содействовать развитию репродуктивной деятельности, связанной с активной работой мышления: умением аргументировать, анализировать, классифицировать, обобщать. Развивать выразительное чтение, чувство юмора.

Прививать интерес к книге, к слову. Воспитывать бережное отношение к книгам.

Способствовать активизации каждого ребёнка в деятельности (групповая работа),

формированию умения взаимодействовать с одноклассниками.

Оборудование: Выставка книг А. С. Пушкина, портрет писателя, магнитолла, телевизор, DVD, фрагменты из мультфильмов, плакаты с высказываниями, костюмы, набор предметов для конкурса, выставка рисунков детей, поделок, творческих работ: кроссвордов, книжек – малышек, мини – сочинений, раздаточный материал для конкурсов, произведения А. С. Пушкина.

Подготовка.

Ученики готовили задания к мероприятию. На уроках изобразительного искусства рисовали полюбившихся героев рассказов, на уроках трудового обучения подготовили поделки, аппликации по произведениям А. С. Пушкина, писали мини сочинения: «Чем мне симпатичны герои произведений А. С. Пушкина», по желанию составляли свои кроссворды и загадки. Разучивание стихов, сценок держится в тайне.

На доске:

«Книга не самолет, а за тридевять земель унесет» .

«Всем хорошим во мне я обязан книгам ».

М. Горький.

« Книга твой друг, без нее как без рук ».

« Книга подобна воде - дорогу пробьёт везде».

«Одна книга тысячу людей учит».

Ход внеклассного мероприятия:

Вступление.

- Сегодня, ребята, мы отправляемся в путешествие к самому Великому чуду на свете.

Что же это за чудо? Послушайте и скажите:

Ты беседуй чаще с ней -

Будешь в четверо умней. (книга).

Подумайте и скажите, в какое путешествие мы отправимся?

Мы отправляемся в Книгоград.

(Открывается название на доске). Выходят ученики и читают стихи.

1 уч. Мы дружны с печатным словом,

Если б не было его,

Ни о старом, ни о новом

Мы б не знали ничего.

2 уч . Книга нам про все расскажет,

Книга нам все покажет.

Почему садится солнце

Где прибой о берег бьется.

Где тепло, а где мороз,

Листья все смахнул с берез.

Если книгу прочитаешь,

Много интересного узнаешь.

3 уч . В одиночестве, в покое,

Дремлют книжные герои

На страницах книг своих.

Пробудите к жизни их!

Что им маяться от скуки?

Все герои любят труд!

Вам друзья и карты в руки.

Пусть герои оживут.

4 уч . Давайте знакомые книги откроем,

И снова пройдем от страницы к странице.

Всегда ведь приятно с любимым героем

Опять повстречаться, узнать, подружиться.

5 уч . Мы веселые ребята, не умеем мы скучать.

И собрались мы сегодня книгу новую создать.

Ребята, обратите внимание на выставку. Книги какого писателя вы видите на выставке? Правильно, книги А. С. Пушкина.

(учитель открывает портрет).

Какие произведения А.С. Пушкина вы читали?

Чем запомнились произведения Пушкина?

Какие у него стихи, сказки? (веселые, смешные, поучительные, забавные, интересные). О ком и для кого писал А. С. Пушкин?

Учитель и ученик рассказывает о жизни и творчестве А. С. Пушкина.

2. Деление на команды и выполнение заданий.

Учитель: - Путешествовать будем группами. Определим 2 команды игроков. А сейчас активно отвечайте на « Спринт- вопросы » и занимайте места за столиками.

1. Назовите имя и отчество Пушкина.

2. Как звали няню А. С. Пушкина?

3. Как Пушкин относился к своей няне? Как ее называл?

В каких странах изучают произведения Пушкина?

Что называется восьмистишием? В каком произведении Пушкин использовал восьмистишие? («Зимний вечер») Как поэт описывает зимний вечер? С кем сравнивает бурю?

Как начинается «Сказка о царе Салтане…»? Сравните мать-царицу и ее сестер. Отчего царь Салтан все время грустил? О чем печалился князь Гвидон?

Назовите все чудеса в «Сказке о царе Салтане…»

Сравните русскую народную сказку «Царевич Нехитер-Немудер» и «Сказку о царе Салтане…» А. С. Пушкина, укажите сходства и различия.

В каком стихотворении Пушкин относится к зиме как к живому существу? («Вот север, тучи нагоняя…»). Опишите, какую картину вы представляете, читая это стихотворение.

10. Куда был сослан Пушкин по приказу царя? (село Михайловское) Чем Пушкин занимался в Михайловском?

11. Кто заботился о поэте в ссылке?

12. Откуда Пушкин брал образы для своих героев?

13. Кого высмеивал Пушкин в своих сказках? Приведите примеры.

14. Из каких сказок Пушкина эти присказки?

Сказка ложь, да в ней намек!

Добрым молодцам урок.

Я там был, мед, пиво пил –

И усы лишь обмочил.

Входит Незнайка и говорит:

Почему - то обо мне знают все на свете.

Знают даже на Луне взрослые и дети.

Зря хвалиться не хочу, но скажу вам честно,

Что другим не по плечу, мне давно известно.

Я самый лучший художник, сочинитель стихов и рассказов, вот хочу создать книгу, но пока у меня ничего не получается.

Учитель: Какой ты хвастун. Всему нужно учиться . Оставайся. смотри и учись, а ребята тебе помогут. Если участники команд затрудняются ответить, помогают болельщики и получают жетоны.

1 конкурс. « Бюро находок».

Определите из каких произведений Пушкина потерялись предметы.

(Учитель показывает вещи, каждая команда за правильный ответ получает жетон.)

Зеркальце, рыбка, петушок, белка, кружка, кораблик, бочка, месяц.

конкурс: « Стоп – кадр ».( показ фрагментов на слайдах).

Назовите произведение и его героев?

3 конкурс. « Театральные подмостки».

Проверим артистические способности.

Приготовить чтение эпизода по ролям:

1 команде - из произведения «О попе и работнике его Балде»;

2 команде – из произведения «Сказка о мертвой царевне…».

4 конкурс « Розыск».

Внимание! Объявляется розыск, в «розыске» находятся предметы - герои произведений. На доску вывешиваются карточки, как в игре « Поле чудес».

Найдено ручное прядильное орудие. (Веретено) -8 букв.

Металл, из которого делали кинжалы, клинки. (Булат) – 5 букв.

Крученая тонкая веревка. (Снурок) – 6 букв.

Русская мера длины, равная 71 см. (Аршин) -5 букв.

Сладкий сочный плод с садового дерева. (Яблоко) - 6 букв.

Светлая комната в доме. (Светлица) – 8 букв.

А сейчас рубрика: « Это интересно». Выходит Незнайка.

Незнайка: А знаете ли вы , что существуют книжки – малышки. Они очень маленьких размеров. Несколько таких книг можно было уложить в карман. Размер книг 65 мл на 94 мл. Есть «миниатюрные книги», длина страницы – не превышает 2–3 сантиметров. (показывает).

Есть книги – великаны. В Самарканде это книга Великий коран. Длина страницы 2,5 метра. Есть географический атлас, который весит 252 кг , длина его в человеческий рост.

Книга - скрипка, один из ее экземпляров хранится в отделе редких книг Государственной исторической библиотеке.

Незнайка: Я умею сочинять стихи, послушайте.

Учитель : Послушай Незнайка, как ученики сочиняют стихи.

Конкурс «Юные таланты».

Ученики постараются сочинить стихи самостоятельно.

конкурс. « Объяснялки».

Я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте.

1). Белка песенки поет…

2). Ветер по морю гуляет…

3). Приплыла к нему рыбка, спросила…

4). Ты прекравсна, спору нет…

5). Живет Балда в поповом доме…

6). А сама-то величава…

7). Три девицы под окном, пряли…

8). Я сегодня поймал было рыбку…

9). Бедненький бес под кобылку подлез…

10). Сказка – ложь, да вней намек…

6 конкурс «Викторина по сказкам А. С. Пушкина.»

Кем мечтала стать старуха в «Сказке о рыбаке и рыбке»?

(крестьянка, дворянка, царица, владычица моря).

Где встретились Балда и поп? Прочитайте наизусть эти строчки.

(Пошел поп по базару посмотреть кой-какого товару.

Навстречу ему Балда идет,сам не зная куда.)

Кого и как перехитрил Балда в этой сказке?

(чертей –

Обежать около моря – зайцы;

Поднять и снести полверсты кобылу.

Какая расплата ожидала попа?

(С 1 щелчка прыгнул поп до потолка, со 2 щелчка лишился поп языка, с 3 щелчка вышибло ум у старика.)

С какими словами обращается царица к зеркальцу? Как называется эта сказка?

(Свет мой, зеркальце, скажи… «Сказка о мертвой царевне и о 7 богатырях»)

Кто отправляется на поиски пропавшей молодой царевны?

(Королевич Елисей, помолясь усердно Богу, отправляется в дорогу за красавицей – душой, за невестой молодой.)

Как звали сына царя Салтана?

(Гвидон)

В кого оборотился Гвидон, чтобы попасть тайно к царю Салтану?

(комар, муха, шмель)

О каких диковинках там услышал Гвидон?

Белка там живет ручная…

33 богатыря в чешуе, как жар горя все красавцы молодые, великаны удалые, все равны как на подбор, с ними дядька Черномор…

За морем девица есть, что не можно глаз отвесть. Днем свет Божий затмевает, ночью землю освещает, месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит.

Как звали царя из «Сказки о золотом петушке»? (Дадон)

Из какой сказки эти слова?

Сказка ложь, да в ней намек!

Добрым молодцам урок.

(Сказка о золотом петушке)

7. Сказочные объявления.

Кто желает поменять старое разбитое корыто на новое или квартиру на новый дом? Обращаться в сказку… ("Сказка о рыбаке и рыбке" А.С.Пушкин)

Модники и модницы! Кто желает приобрести волшебное зеркальце, умеющее говорить? Наш адрес… ("Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях" А.С.Пушкин)

Для работы в хозяйстве требуется: повар, конюх, няня, плотник, садовник. Выплачивается премиальные и вознаграждения по итогам работы за год. Обращаться по адресу… ("Сказка о попе и о работнике его Балде". А.С.Пушкин)

Тем, кто не может утром проснуться по звонку будильника, предлагаем приобрести петушка из чистого золота, который выручит вас всегда и везде! Адрес… ("Сказка о золотом петушке". А.С.Пушкин)

Ребята, что интересного вы узнали из книг А. С. Пушкина?

Как вы думаете, почему сказки, стихи, поэмы Пушкина не стареют?

Как нужно обращаться с книгами?

Какую книгу приятно держать в руках?

Инсценировка стихотворений Ильина « Две книжки».

Одна красиво оформлена, другая – рваная, растрёпанная.

Однажды встретились две книжки,

Разговорились меж собой.

Ну, как твои делишки? -

Одна спросила у другой?

Ох, милая мне стыдно перед классом.

Хозяин мой обложки вырвал с мясом!

Да что обложки…Оборвал листы!

Из них он делает кораблики, плоты и голубей…

Боюсь, листы пойдут на змей,

Тогда летать мне в облаках!

А у тебя целы бока?

Твои мне незнакомы муки,

Не помню я такого дня,

Чтобы, не вымыв чисто руки,

Зато и я учу не как – нибудь, а на « отлично»!

Ну, мой на тройки едет еле – еле

И даже двойки получил на той неделе.

И в басне нет загадки:»

« Расскажут напрямик и книжки и тетрадки, какой ты ученик».

Незнайка: Знаете, раньше при бане книги выдавали, чтобы человек не брался за книгу грязными руками. Надеюсь, вы так не обращаетесь с книгами. Пусть наши книги надолго сохраняться, даже после того как мы их прочитали.

1 уч. Пока книга сделается книгой

Огромный путь она пройти должна.

И столько знаний требуется разных,

Труда, забот, чтоб родилась она.

2 уч. Я к вам обращаюсь, дети,

Полезнее книги нет вещи на свете!

Пусть книга друзьями заходит в дома.

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.

3 уч. Книги рассказывают нам о Родине, о труде, о дружбе, книги обогащают наш ум.

Книги помогают преодолевать трудности, стать смелыми, вежливыми, умелыми. Читая книги, важно думать над их содержанием. Я думаю, что с сегодняшнего дня вы ещё больше полюбите читать, ещё бережнее будете обращаться с книгой.

Но вот Незнайка мы помогли тебе понять, что всему нужно учиться. Ученики показали хорошие знания, талант. Самых активных участников, мы отметим грамотами..

А теперь, посмотрите какая получилась у нас книга по творчеству А. С. Пушкина. Это книга – сюрприз. Здесь собраны все ваши работы, рисунки, стихи, кроссворды и сочинения.

Презентация «книги» в Книгограде.

Подведение итогов.

- Вам понравилось наше мероприятие? Кто доволен своей работой. знаниями? Чьи работы, выступления вам больше всего понравились? Что нового вы узнали? Какое у вас настроение? Участникам команд и победителю вручили книги.

Вручение грамот учащимся (презентация). (под музыку)

«Лучший рисунок»,

«Книжка – малышка»

«Знайке».

« Юному поэту»,

« Лучший актер»

« Лучший чтец »,

За активное участие.

Литература:

Внеклассные мероприятия.. Авт.– сост. О.Е.Жиренко, Л,Н,Яровая М., ВАКО 2007г..

Педсовет №3 1998 г. Мой любимый писатель - Н.Н. Носов.

Я иду на урок в начальную школу. Чтение (2 часть).М. «Первое сентября» 2000г.

Поурочные разработки по чтению 3 класс (1- 4) . Москва. « ВАКО» 2004г.

Сухин И. Незнайка, Хоттабыч, Карлсон и все- все- все.

Сборник литературных викторин, кроссвордов и чайнвордов для детей. – Москва. Новая школа. 1994 .

Н.Н.Носов « Фантазеры» . Москва. 1998.

7. И.П. Иванов «Энциклопедия КТД» М. 1989г.

Тема:
Цель:
Н. Носов «Заплатка».научить работать над правильным и выразительным чтением, через развитие понимания содержания и понимания эмоционального настроения; учить делить текст на части и составлять план рассказа; воспитывать трудолюбие, умение преодолевать трудности; прививать интерес к чтению.
Ход урока
I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Рассказ детей о Н. Н. Носове и выставка книг, которые они прочитали.Николай Николаевич Носов - детский писатель. Родился в городе Киеве в семье актера. Прежде чем стать писателем, он был продавцом газет, землекопом, возчиком бревен, чернорабочим. После окончания института кинематографии, он почти 20 лет работал режиссером, поставил немало научных и мультипликационных фильмов. Он писал рассказы о детях вашего возраста. Они рождают веселое настроение и заставляют задуматься о своем поведении.
Николай Николаевич Носов не собирался становиться писателем. Он работал в кино. Но однажды он сочинил для сына-дошкольника и его друзей маленькие забавные рассказы. Детям нравились эти рассказы, и с этого времени он стал служить литературе.
Книги Николая Николаевича Носова называют энциклопедией детской жизни.
Посмотрите на выставку книг. В этих книгах живут фокусники и фантазеры, изобретатели и простофили. Мягким юмором проникнуты рассказы «Живая шляпа», «Огурцы», «Клякса»,«Бобик в гостях у Барбоса» и другие.
III. ПОДГОТОВКА К ВОСПРИЯТИЮ. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
Одна из книг писателя так и называется "Заплатка". С этим замечательным произведением мы познакомимся сегодня на уроке.
А что такое заплатка? (Лоскут ткани, пришиваемый на порванное место.)
Вы когда-нибудь пришивали заплатку? А как вы думаете, легко ли это сделать?
IV. Ознакомление с текстом
1 Чтение рассказа учителем.2 Беседа по тексту.
Понравился ли вам рассказ? О чем узнали прослушав его?
На сколько законченных частей вы разделили бы текст? Обоснуйте свой ответ.
3 Чтение рассказа детьми.4 Работа над текстом
5 Словарная работа
Заплатка - в основе слова лежит древнерусское слово плат, что означает кусок материи, от этого слова образовались слова плавок, платье, заплатка.
Защитный цвет - цвет серовато-зеленый (военная форма).
Чернильный карандаш- карандаш, который при смачивании пишет как чернила.
Досада - чувство раздражения, недовольствия вследствие неудачи, обиды.
6 Составление плана
сейчас мы с вами будем читать по частям и озаглавливать каждую часть.
1 часть:
Почему зеленые штаны так нравились мальчику? (Ни у кого таких штанов не было.)
Как можно озаглавить? («Замечательные штаны».)
часть:
Какое настроение было у Бобки, когда он порвал штаны?
Как встретила его мама? Почему?
Что решил делать Бобка? Как озаглавим? («Дырка».)
часть:
Как Бобка вел себя с ребятами?
Кого он винил во всем?
Почему же Бобке стало стыдно?
Как озаглавим эту часть? («Бобке стало стыдно».)
часть:
Как Бобка пришил заплатку в первый раз?
С чем сравнивает автор?
Почему Бобка стал переделывать?
Как это может охарактеризовать Бобку?
Как выглядела заплатка во второй раз?
Назовите эту часть. («Нелегкое дело заплатка».)
часть:
Почему ребята похвалили мальчика?
Понравилось ли Бобке все делать самому?
Как назовем эту часть? («Хорошая работа».)
План рассказа
Замечательные штаны.
Дырка.
Бобке стало стыдно.
Нелегкое дело заплатка.
Хорошая работа.
Какой вывод можно сделать? (Ценят тех людей, которые умеют делать все самостоятельно, хорошо и красиво, а не кое-как.)
7 Физкультминутка
V СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ
Работа в группах
группа: составьте пиктограммы к плану текста.
группа: подберите пословицу, которая подходит по смыслу к содержанию рассказа.
группа: подберите слова, характеризующие Бобку в начале рассказа и в конце.
VI ИТОГ УРОКА
Чему учат рассказы Носова? (Ответы учащихся.)
(Учащиеся подводят итог урока, дополняя предложения.)
Мне понравилось...
За что бы я себя похвалил...

«Сказка О мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина опирается на традиционный сказочный сюжет о злой мачехе и красивой доброй падчерице. Достаточно вспомнить народные сказки: русские — «Морозко», «Василиса Прекрасная», «Крошечка-хаврошечка», немецкие — «Госпожа Метелица» и «Снегурочка», французскую «Золушку» и другие. Но Пушкин сумел наполнить традиционный сюжет особой глубиной, пронизанной светом добра. Как и всё пушкинское, эта сказка, как драгоценный камень, сверкающий тысячами граней смысла, поражающий нас многоцветьем слова и ясным, ровным сиянием, исходящим от автора, — не ослепляющим, а просветляющим наши невидящие глаза и спящие духовно сердца.

Свои клады пушкинская сказка открывает любому читателю, будь ему десять или пятьдесят лет — было бы только желание открыть. Но юного читателя должен повести за собой взрослый. Хорошо, если это мама, папа, бабушка, дедушка …

После чтения сказки «О мертвой царевне и семи богатырях» попробуем проанализировать её, ответив на ряд вопросов.

Какое впечатление произвела на вас сказка? Что особенно понравилось, запомнилось?
Почему?
Сказка детям нравится прежде всего тем, что добро побеждает зло. Их очень привлекает образ молодой царевны добротой и верностью. С удовольствием они говорят о чудесном зеркальце: волшебное всегда близко детскому сердцу. Из понравившихся эпизодов выделяют странствия Елисея в поисках невесты, возвращение царевны к жизни, сватовство богатырей. Жалеют преданного Соколко. А ещё восхищаются мелодичными стихами, что радует особенно.

От беседы о первых впечатлениях перейдём к попытке композиционного анализа сказки:

Кто в сказке в центре внимания автора? Почему?
В центре внимания царица-мачеха и царевна, потому что они представляют два жизненных полюса: добро и зло.
Есть ли в сказке персонажи, которые близки молодой царевне и воплощают в себе силы добра?
Есть. Это царица-мать, королевич Елисей, богатыри, Соколко, солнце, месяц, ветер.
А кто воплощаёт силы зла?
Откровенно злой персонаж в сказке один — мачеха. Но будь она совершенно одна, не могла бы она вершить злые дела и хоть на какое-то время добиваться успеха.
Кто же помогал ей творить зло? Чернавка.
Чернавка сама по себе злая или нет? Тогда почему она становится исполнительницей
злой воли?
Нет, она любит молодую царевну, о Чернавке сказано: «Та, вдуше её любя … » Ей совсем не хочется выполнять приказ царицы, но …
Чёрт ли сладит С бабой гневной?
Спорить нечего …
Страх наказания оказывается сильнее милосердия, и Чернавка ведёт царевну в чащу леса … А спустя некоторое время приносит ей отравленное яблоко. Выходит, что страх и безволие помогают злу осуществляться, и в таком случае даже неплохой человек меняется в своей сути.
Откуда же в царице ненависть к царевне?
Зеркальце сказало ей правду о том, что царевна красивее её, и вызвало гнев мачехи. Она не может жить без постоянных подтверждений её непревзойдённости. Хотя, вероятнее всего, красота падчерицы рано или поздно стала бы очевидной для всех, и, следовательно, не уйти от беды молодой царевне. А зло даже правду может сделать поводом к преступлению — ведь на то оно и зло, чтобы достичь своих целей … Самое страшное свойство зла заключается в том, что его можно не увидеть и, значит, не распознать. Добрых героев мы видим сразу, а зло, как микробы, рассеяно повсюду и до поры до времени незаметно.
Вспомните: когда у царевны появилась мачеха?
Через год после смерти родной матери:
Год прошёл, как сон пустой,
Царь женился на другой.
Можно ли узнать из сказки об отношении новой жены царя к его дочери?
Нам ничего неизвестно об этом. Но мы можем догадаться, что царица её даже не замечала. царевна росла «тихомолком» — значит, без внимания, сама по себе.
Когда же мачеха вспомнила о падчерице?
Когда пришла пора выдавать царевну замуж, мачеха, «на девичник собираясь», задала зеркальцу любимый вопрос и получила на него ответ:
Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее.
Итак, девочка выросла без матери, мачеха ею не интересовалась, да и отец, видимо, был занят больше молодой женой, чем дочерью. Не случайно год после смерти жены обозначен именно «годом» (так долго он тянулся для царя!), а остальное время (верно, не меньше 16 — 17 лет) промелькнуло быстро, так что уже и дочь выросла и стала невестой. Однако несмотря на всё это, царевна «поднялась и расцвела».

Найдите её описание и выделите в нём ключевые слова.
Пятиклассники называют слова: нраву кроткого такого. Объясните: что значит «нрава кроткого»? (Тихая, спокойная, скромная, приветливая.). Царевна не требовала к себе особого внимания, жила и росла «тихомолком». Когда она по воле злой мачехи оказалась в лесу, а потом в тереме богатырей, то приняла это со смирением, ни на кого не затаила злобы, осталась такой же доброй и приветливой (вспомним её поведение в незнакомом доме, отношение к «нищей чернице»), любящей, верной своему жениху.

Откуда же эти замечательные качества у царевны?
От родной матери. Перечитаем начало сказки и посмотрим, какой она была.
Ждёт-пождёт с утра до ночи,
Смотрит в поле, инда очи
Разболелись глядючи
С белой зори до ночи;
Не видать милого друга!
Только видит: вьётся вьюга,
Снег валится на поля,
Вся белёшенька земля.
Девять месяцев проходит,
С поля глаз она не сводит.
Всё время разлуки она провела у окна, ожидая «милого друга». Любовь и верность- главные качества её характера.
Отчего умерла царица?
От счастья, что наконец видит мужа:

На него она взглянула,
Тяжелёшенько вздохнула,
Восхищенья не снесла
И к обедне умерла.
Так велика была её любовь …Умение любить, быть верной, терпеливой передались дочери от матери. Обратим внимание детей на то, когда родилась девочка:
Вот в сочельник в самый, в ночь
Бог даёт царице дочь.
Можете ли вы назвать дату рождения царевны?
Да — 6 января, накануне Рождества.
С давних времён люди, рождённые накануне больших религиозных праздников или в самые праздничные дни, считались отмеченными Богом, любимыми им.
Вспомним, когда кротость, смирение, терпение приходили на помощь царевне, выручали её из беды, помогали преодолеть трудности.
Когда царевна оказалась в дремучем лесу с Чернавкой и поняла, что ей грозит, она
… взмолилась: «Жизнь моя!
В чём, скажи, виновна я,
Не губи меня, девица!
А как буду я царица,
Я пожалую тебя».
и Чернавка пожалела бедную девушку:
Не убила, не связала,
Отпустила и сказала:
«Не кручинься, Бог с тобой».
Богатыри, пленившись её скромностью и
красотой, приютили в своём доме:
и царевна к ним сошла,
Честь хозяям отдала,
В пояс низко поклонилась;
Закрасневшись, извинилась,
Что-де в гости к ним зашла,
Хоть звана и не была.
Вмиг по речи те спознали,
Что царевну принимали;
Усадили в уголок,
Подносили пирожок;
Рюмку полну наливали,
На подносе подавали.
От зелёного вина
Отрекалася она;
Пирожок лишь разломила,
Да кусочек прикусила,
И с дороги отдыхать
Отпросилась на кровать.

С радостью принял царевну даже пёс:
Ей навстречу пёс, залая,
Прибежал и смолк, играя;
В ворота вошла она,
На подворье тишина.
Пёс бежит за ней, ласкаясь …
А когда царевне грозила беда, Соколко пытался её предотвратить. Богатыри не решились похоронить царевну и это помогло Елисею вернуть её к жизни. Ради неё он был готов на всё и без
устали искал свою невесту — значит, заслужила она такую самоотверженную любовь своим
кротким нравом …

Задумайтесь, почему в приданое царице было дано только «зеркальце одно» (тогда как за царевной давали «семь торговых городов /да сто сорок теремов»)?
Царица считала, что главное в ней — красота, она же её главное приданое. Разве ей не достались города и терема? Достались, конечно, но поэт почему-то подчеркнул именно зеркальце. Почему? Наверно, потому что в зеркальце она видела себя, любовалась своей красотой, а это было для неё самым важным. Быть красивей всех стало целью её жизни, потому-то она и не видит ничего вокруг, кроме самой себя …
Может ли внешняя красота стать жизненной целью? И можно ли о человеке судить только по внешней красоте? Всё ли она говорить нём?
Нет, сама по себе внешняя красота не может быть единственной ценностью человека. Хотя с царицей именно так и было: красота — единственное её достоинство. Внешняя красота должна дополниться внутренней — красотой души. Так, как это соединилось в молодой царевне, которая любила всех и ко всем была добра. А царица была добра только с зеркальцем.
Чем стало для неё это зеркальце? Почему?
Оно стало, по сути, её единственным собеседником, «С ним одним она была; Добродушна, весела, ; С ним приветливо шутила … ». Выходит, другим напрасно было ждать от царицы приветливого слова …
Почему только с зеркальцем царица была «добродушна, весела»?
Она была зависима от него. Ей хотелось слышать только о своей красоте, всё остальное её не интересовало.
Может ли предмет(даже такой необычный, говорящий!), к примеру телевизор, компьютер,
заменить живых людей?
Разумеется, нет: ведь это всего лишь предмет, без души и сердца …

Что же невольно укрепляло и развивало зеркальце в царице?
Гордость, уверенность в своей несравнимости и красоте, самовлюблённость. Интересно, что, говоря о царице, дети вспомнили о Нарциссе: ведь и он гляделся в воду, как в зеркало, и любовался собой.
Рассмотрим и сравним иллюстрации к этому эпизоду разных художников.

(А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

Описания внешности царицы, первой жены царя в сказке нет. Но автор подробно рассказывает, как проводит время эта женщина, и поэтому мы можем судить о ее характере. Оставшись одна, без мужа, царица

Ждет-пождет с утра до ночи,

Смотрит в поле, инда очи

Разболелись глядючи

С белой зори до ночи…

Не видать милого друга!

Эти строки говорят о том, что царица любит свое­го мужа, скучает по нему, что она преданная и вер­ная жена. Девять месяцев, до самого рождения доч­ки, царица «с поля глаз… не сводит». А когда царь на­конец вернулся, его жена не смогла вынести радости и счастья этой встречи и умерла. Отсюда мы можем судить, что она была доброй, нежной и очень рани­мой женщиной.

Совсем другой предстает перед нами другая цари­ца. Она «горда, ломлива, своенравна и ревнива». Она любит лить свое волшебное зеркальце. «С ним одним она была добродушна, весела». И то лишь до той поры, пока зеркальце называло ее самой красивой. Как толь­ко оно стало говорить, что лучше всех молодая царе­вна, своенравная царица жестоко расправляется и с царевной, и с зеркалом.

Царица способна даже на самое страшное — на убийство. Она без сожаления готова расстаться со сво­ей падчерицей только за то, что та молода и красивее ее. И смерть для царевны она выбирает самую страш­ную — быть съеденной заживо волками. Когда этот за­мысел не удается, злая мачеха пытается отравить мо­лодую царевну.

Как и первая царица, вторая умирает. Только не от тоски, любви и счастья, как это случилось с матерью царевны, а от гнева, зла и отчаяния, которые она не смогла вынести, узнав, что царевна все же жива.

Сочинение на тему: ЦАРИЦА И ЦАРИЦА-МАЧЕХА — ПОХОЖИ ЛИ ОНИ? (А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

1.9 (37.14%) 21 votes

На этой странице искали:

  • характеристика царицы и царевны
  • характеристика мачехи из сказки о мертвой царевне и семи богатырях
  • характеристика царицы в сказке о мертвой царевне
  • в сказке царица-мачеха противопоставлена царевне
  • Какая была царица мачеха сказка о мертвой царевне и 7 богатырях