Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Боб марли годы. Боб марли - биография, информация, личная жизнь

Боб марли годы. Боб марли - биография, информация, личная жизнь

Жители Ямайки говорили о Бобе Марли:

«У меня не хватает слов, чтобы рассказать, сколько хорошего Боб Марли сделал для Ямайки и для всего мира. Об этом может рассказать только всевышний»

«Боб Марли был, несомненно, королем регги»

«Он научил нас всему, что мы знаем»

«Боб… он повлиял на всех нас»

Когда Бобу Марли исполнилось пять лет, мать Седелла увезла его в Кингстон, с надеждой на то, что жизнь там будет благополучнее. Они жили вместе с семьей Ливингстон, и Боб подружился с их сыном Банни (Bunny Livingston). Мальчики увлеклись музыкой, осваивали новые ритмы. Музыка позволяла друзьям забыть о насилии и нищете, царивших в Кингстоне. Вскоре Боб, благодаря своей чуткости, понял, что ему удается через песни и музыку выражать чужие страхи и заботы. В своих песнях он рассказывал притчи - это были послания веры и своего рода предупреждения. Его песни часто восхваляли растафарианскую веру, но еще чаще они рассказывали о радостях, бедах и мечтах всего человечества - Боб считал всех людей братьями, в независимости от их цвета кожи.

Отец Боба жил в этом доме, здесь он встречался с женщинами. Он был белым, англичанином. Он следил за демобилизованными солдатами и людьми, которые работали на их поле и в горах. Его любили, он был приятным человеком.

Стико, друг Марли, показывает дом Боба: «Он жил здесь когда ему было 16-17 лет. Он родился в этом доме и прожил здесь несколько лет перед тем как переехать в Кингстон». Боб ел только из традиционной ямайской посуды (калабах), спал на узкой кровати. Боб не был похож на других музыкантов города, в отличие от них он знал о жизни за пределами города. Люди, которые провели жизнь в городских стенах, не знали о времени и о природе того, что знал Боб. В этом было его преимущество над всеми остальными музыкантами. В районе Тренчтаун по-прежнему царит музыка, именно поэтому Тренчтаун так вдохновлял Боба на написание музыки. Здесь люди живут музыкой, дышат ею.

«Боб был особенным, а все особенное всегда кажется странным. Он стал частью Тренчтауна, он вдохновляет нас добиваться лучшего. Боб показал людям Тренчтауна, что есть лучшая жизнь. Благодаря его песням мир узнал, что здесь живут неплохие люди, Боб воспел нас, жителей трущоб, показал, что в трущобах есть что-то хорошее. Мы гордимся Бобом» - говорят жители Тренчтауна.

Из Тренчтауна Боб переселился в Булл-Бей, Кингстон (Bull Bay, Kingston), здесь он познакомился с Гэби, который помог Бобу освоиться здесь. Сначала Марли жил в Кол-Корнел, на холме, затем переехал в другой дом, где позже поселился с Джадемор. Боб, Джадемор и Банни жили здесь. Они дружили с одним парнем по имени Джон Марке.

Зигги Марли: «Мой отец повлиял на жителей Ямайки больше, чем кто-либо другой. Его влияние было и в самой музыке, и в жизни. Отец показал нам тот свет, к которому нужно стремиться. Он призывал нас не сходить с этого пути. И мы все больше убеждаемся в том, насколько он был прав. Мы решили пойти по стопам отца. Когда мы нашли сумму денег, достаточную для того чтобы купить необходимое оборудование для записи музыки, мы отремонтировали студию, где записывался мой отец и начали работать там. В этой студии особенная атмосфера, хорошая энергетика».

Детство Боба было совершенно обычным, что нельзя сказать об его увлечением музыкой и желание дарить с ее помощью надежду людям. Боб захотел записывать свою музыку, поэтому он бросил учиться на сварщика и собрал свою первую группу «Руд Бойз» («Rude Boys»), которая позже сменила название на «The Wailers».

В 16 лет Бобу наконец удалось воплотить свою давнюю мечту - он записал свой первый сингл под названием «Judge Not» (1962). Вскоре к ним с Банни присоединился Питер Тош (Peter Tosh) - так складывался состав группы «The Wailers». В переводе название группы означает «плакальщики», говорят, что при рождении все члены команды плакали. Их первая песня «Simmer Down» («успокойся») мгновенно стала хитом номер один на Ямайке. Ранние композиции «The Wailers» были записаны в популярном тогда танцевальном стиле «ска», но постепенно группа перешла к спокойному, насыщенному басами звуку регги.

Седелла Марли, мать Боба Марли: «Боб был первопроходцем, он открыл путь другим. Это трудно объяснить, но мне всегда кажется, что он рядом с нами. Душу невозможно потрогать руками, ее можно только почувствовать. Я всегда ощущаю его присутствие рядом. Ведь он сейчас здесь».

В 1866 году все участники группы обратились в растафарианство. Они пели о бедственном положении угнетенных жителей Ямайки, пытавшихся покинуть трущобы. А песня «Exodus» («Исход») была призывом для всех униженных покинуть ямайский «Вавилон» и вернуться на священную землю в Эфиопию.

В 1966 году Ямайку посетил Хайле Селассие (Haile Selassie). Для ямайцев это означало, что сбылось пророчество основателя культа растафари, Маркуса Гарви (Marcus Garvey), который предсказал прибытие чернокожего царя. Боб, как многие другие, считал Селассие новым спасителем. После визита Селассие на Ямайку, влияние религии растафари начало стремительно расти. Боб и старейшина культа верили, что Спаситель обязательно придет, но под другим именем. Он верил, что западные религии глубоко заблуждаются, ожидая искупителя под именем Иисус.

Зигги Марли: «Боб был отличным отцом и наставником. Он не столько учил на словах, сколько подавал пример своими действиями. Дети быстро учатся, особенно у своих родителей. Мы учились, наблюдая за отцом, впитывая все, что происходит вокруг него. Он учил нас верить в то, что мы делаем, быть твердыми в своих убеждениях, не позволять никому себя запугивать. Он учил нас всегда иметь чувство достоинства, самоуважения. Музыка окружала нас все время, я слышал ее всегда, сколько себя помню - можно сказать, что это было нечто врожденное».

В 1972 году Крис Блэквелл (Chris Blackwell), владелец компании «Island Records», подписал контракт с «The Wailers». И уже в следующем году вышел альбом «Catch a Fire», который принес группе всемирное признание. Впервые в истории регги, группа записывалась на профессиональном оборудовании. До того как группа подписала контракт со студией, регги-песни звучали только в дешевых альбомах-сборниках.
Крис Блэквелл: «Я думаю, это вечная музыка - она никогда не умрет, как Моцарт, который уже четыре столетия оказывает на людей такое влияние».

Патрик Нельсон (друг Боба Марли): «Он всегда будет звездой. Он был из тех, чье предназначение - рассказать людям нечто важное».

Эдвард Сэага (Edward Seaga), бывший премьер-министр Ямайки: «Я считаю Боба величайшей звездой третьего мира. Он был не просто певцом с Ямайки, его музыка принадлежит всем. Он поведал всему миру о жизни третьего мира и прославил музыку Ямайки».

Патрик Нельсон: «Боба считают пророком. Я считаю его посланником Бога. Он верил, что Бог живет в каждом из нас, поэтому мы никогда не бываем одиноки. И мы должны помнить о том, что придет судный день и придется отвечать за все поступки. Думаю, что если бы он этого не понимал, то не был бы самим собой».

Седелла Марли: «Боба ничто не интересовало кроме музыки - она была его жизнью, главной музыкой для него было регги. Это был его способ сказать всем людям, что нужно жить в мире, что они должны объединиться. Он пел о том, как хорошо будет жить в мире, где все люди - братья, где царит гармония и мир, ведь миром правит любовь».

Зигги Марли: «Он научил нас всему что мы знаем - он научил нас петь, играть, мы идем по его стопам. Все в нашей семье музыканты - и наша бабушка, и дяди и тети».

Тони Калдер (Tony Calder, музыкальный менеджер, работал с «The Rolling Stones»): «Что мне нравилось в Бобе так это его вкус в отношении жещин. Как все растафариане, он считал женщин людьми второго сорта, но я часто видел его в окружении потрясающе красивых женщин. По законам растафари, он имел много детей от разных женщин, и все его подруги были очень красивыми».

Деннис Боувелл (Dennis Bovell): «Во многих странах подобные отношения не поощряются, но если считать что каждый ребенок - это благословение свыше, то Боба несомненно благословил Бог».

Патрик Нельсон: «Думаю, от мужчин требуют слишком многого, Боб просто любил женщин».

Банни Мелоди (Bunny Melody): «Да, он очень любил женщин. На Ямайке нет ничего странного в том, что у мужчины есть дети от разных женщин, а уж если вы великий музыкант как Боб Марли, перед вами открывается больше возможностей».

Боба считали мистиком и пророком, на него стали обращать внимание политики. Когда премьер-министр Ямайки Майкл Мэнли предложил предоставить Бобу сцену для бесплатного концерта, тот согласился. Остров разрывали политические конфликты. Шла гражданская война, и представители различных групп хотели использовать Боба в своих интересах. 25 ноября 1976 года кто-то пробрался в особняк Боба и начал стрельбу. Среди пострадавших был сам Боб, его жена Рита и его менеджер Дон Тейлор (Don Taylor).

Патрик Нельсон: «Каждая политическая партия пыталась переманить его на свою сторону, но он был ни на чьей стороне, а это им не нравилось и они решили припугнуть его».

Натти Ребел, философ растафарианского учения (Nattie Rebel): «Для того, чтобы стать президентом Ямайки или политиком, нужно быть преступником».

Деннис Боувелл: «Думаю, Боб отказался бы от высокой должности в политике, но при этом он мог бы быть великим политическим советником».

Патрик Нельсон: «Если бы он попал в парламент, все бы изменилось к лучшему, но быть политиком очень опасно. На Ямайке политика - это борьба не на жизнь, а на смерть, поэтому и приходится быть эгоистом».

Натти Ребел: «Человек, который выступал против власти, не мог сам стать политиком. Боб скорее был революционером, он возглавлял движение растафари, и мог разговаривать с народом посредством музыки. На Ямайке был только один телевизионный канал. Большинство людей слушали радио или покупали газеты, хотя не каждый мог себе это позволить. Музыка была самым доступным способом сообщать людям что-то важное, поэтому мы, музыканты регги, поем о тех вещах, которые важны для общества - в этом мы похожи на политиков. Боб пел об идеях растафарианства. Для него не было ничего важнее этого».

Интервью с Бобом Марли:

- «Боб, как вы относитесь к тому, что вас считают влиятельной политической фигурой?»

- «Я просто стараюсь нести идеи мира. Ни один конфликт нельзя решить с помощью войн. Убийства не решают ни одной конфликтной ситуации, я считаю что мир - это лучшее из всех решений. Ведь это духовные вещи».

- «Вам не кажется, что для того чтобы изменить общество, нужно изменить закон. В стране неблагоприятные экономические условия - высокая безработица…»

- «Мы хотим изменить не только наш остров, но и весь мир».

- «Растафарианство, столько распространенное на Ямайке, не приветствуется в Канаде и США - оно ассоциируется с наркотиками, распространением марихуаны и преступностью».

- «Да, это правда».

Бывший премьер-министр Ямайки Майкл Менли:

«Боб Марли - очень значительная фигура в мире музыки - такие люди рождаются раз в десятилетие, может даже реже, такие люди как он благодаря своей энергии, гениальности, могут превратить местную музыку в явление международного значения. Боб не обладал чертами характера, необходимыми политику, и не состоял в какой бы то ни было политической партии. Но он был рупором народа - своими песнями он рассказывал о нищете и лишениях. Когда Боб стал миллионером, многие задумались - а не станет ли он петь коммерческую музыку или пойдет на другую тропу, но ничего не изменилось. Теперь он пел не только о Тренчтауне, но и о Зимбабве, но вопросы которые он затрагивал, оставались прежними».

Деннис Боувелл: «Боб умел зарабатывать деньги, у него всегда они были. Его благосостояние начало расти когда он стал известным музыкантом, не знаю, пользовался ли он своим богатством…»

Банни Мелоди: «Он был добрым, у него было много друзей, думаю деньги не изменили его… Он писал о самом очевидном, доступном. Его песни были как поговорки, он просто складывал вместе простые вещи».

Как растафарианин он не верил в медицину, особенно западную, он никогда не ходил к врачам. Когда у него нашли рак на ноге, он отказался лечиться. Для Боба тело было храмом - он считал, что если господь решил что тебе пора покинуть этот мир - ты должен готовиться к уходу. Он выбрал альтернативный метод лечения - его положили в клинику, где ему прописали особые микстуры, диету, лечение травами, но было слишком поздно. Многие говорили что это был заговор, и Боба убили намеренно, но это не так. Он знал, что его время пришло. Лечение в клинике только помогло ему спокойно подготовиться к уходу в другой мир. Он умер от рака в возрасте 36 лет.

Катафалк с его телом в сопровождении машин проехал 100 км к северу от Кингстона. Тысячи людей выстроились на улице, чтобы посмотреть на это. Безусловно, это были самые пышные похороны среди ямайских певцов. Из огромных динамиков звучала его музыка. На похоронах присутствовали оба премьер-министра Ямайки, а обсуждение вопросов госбюджета было отложено на несколько дней в связи со смертью национального героя. Музыка Марли была бунтарской, и вряд ли бы его удивили волнения, возникшие на его похоронах. Само прощание с телом певца прошло по растафарианскому обряду. Прощальную речь читал премьер-министр Ямайки, Майкл Менли. Сам Менли раньше был музыкальным продюсером, ему была близка жизнь и творчество Боба. В речи он перечислил наиболее известные песни Боба и рассказал, о чем пел Боб. На похоронах выступили различные музыканты, в том числе Рита Марли, жена Боба. Затем в непосредственной близости от гроба отца танцевали двое сыновей Боба Марли. Тело Боба Марли было похоронено в усыпальнице на севере Ямайки.

Статья составлена на основе фильма «Viasat History: Bob Marley»

Боб Марли

Роберт Неста Марли – ямайский певец и музыкант, основатель и лидер группы «Wailers» (позднее «Bob Marley & The Wailers»). Родился на острове Ямайка в маленькой деревушке Найн-Майлс. Его отец, которого тот видел всего дважды, умер, когда мальчику было десять лет. Тогда же Боб вместе с матерью переехал в бедный столичный район Тренчтаун, позже воспетый им в своем мировом хите «No Woman, No Cry». Боб Марли также известен в качестве фигуры, популярной в растафарианской культуре: нередко изображения узнаваемого дредастого профиля музыканта намекает на причастность к данному движению.

В юношестве Боб увлекался популярной в 50-х субкультурой рудбоев (агрессивная молодежь из бедных слоев общества), работал сварщиком и вместе с приятелем Банни пробовал себя в музыке. Музыкант Джо Хиггс давал им уроки вокала. В 1963-м формируется группа «The Wailers» и начинаются первые выступления будущей звезды регги. Дебютным синглом, записанным на «Studio One» становится «I’m Still Waiting».

Роберт добивается успеха и признания на Ямайке, «The Wailers» попадают на вершину музыкального рейтинга страны, но уже в 1966-м группа распадается. Около полугода Боб Марли не занимается музыкой: за это время он успевает жениться и побывать в США, но вскоре возвращается и восстанавливает коллектив.

Мировую известность группе приносит студия «Island Records», на которой музыканты записывают в 1972-м году альбом «Catch a Fire», ставший первой работой, известной за пределами Ямайки. Растущей популярности группы помог Эрик Клэптон, записавший кавер на песню «I Shot The Sheriff».

В 70-х гг. песни «The Wailers» занимают лидирующие места в мировых хит-парадах, а за группой закрепляется репутация ведущего регги-коллектива. У себя на родине Боба признают культовой фигурой, его речи о политике, религии и музыки воспринимаются фанатами как откровения. Зимой 1976-го на Боба напали: музыкант получил огнестрельное ранение, что не мешает ему уже через два дня выступить на политическом концерте «Smile Jamaica».

Несмотря на общемировую известность и востребованность, Боб Марли уделяет особое внимание бедным странам Африки, проводя в них бесплатные концерты. В 1978-м за свою деятельность он удостаивается Медали Мира. В 1980-м у артиста обнаружена опухоль, которая в скором времени дает метастазы. Боб Марли понимает, что жить ему остается недолго, и хочет умереть у себя на родине. Однако скончался Боб в больнице г. Майами в возрасте 36-ти лет. Смерть Боба была воспринята жителями Ямайки как национальная трагедия. На родине артист почитается как пророк, а во всём мире Боб Марли остается признанным лидером музыки регги.

«Ibanez » и «Fender »? – Нет, начинал играть на «немного» других инструментах: гитары, сделанные из бамбука и жестяных банок, барабаны из коровьих шкур да румба-боксы (инструмент, сделанный из металлических пластинок разной толщины). Да что говорить – в маленькой деревушке на Ямайке, где, собственно, и росла будущая легенда регги , к тому времени даже электричество не провели. В общем, жизнь на Ямайке в середине 20-го века была отнюдь не похожа на рекламу конфет «Skittles», в которой типичный ямаец доит жирафа. Однако это не помешало Роберту Неста Марли стать одним из самых значимых музыкантов на планете.

Будучи еще не всемирно известным музыкантом, а босоногим ямайским мальчиком, Боб отбивал ногой такт под песни своей няни. Вся семья Марли была музыкальной, и уже в 14 лет Марли решил бросить школу и заняться музыкой.

У Роберта (так его назвали при рождении) было довольно-таки тяжелое детство. Его считали изгоем из-за цвета кожи: он был единственным мулатом в своей «чернокожей» деревушке. Да и вообще тогдашняя жизнь на Ямайке была не сахар. Дети в прямом смысле ходили босиком и ложились спать голодными, а уровень преступности просто зашкаливал. Был единственный способ выбиться в люди – придумать что-то свое, что-то новое. Именно тогда и зародился регги.

Работая сварщиком, чтобы хоть как-то свести концы с концами, Марли встретил парней, которые так же, как и он, хотели заниматься музыкой. Практически сразу начались интенсивные репетиции. Репетировали «Малолетки» на улице. Так они в шутку называли свою группу. Ребята записали свою первую песню, когда Бобу было всего 16. Гитарист Боба Марли считал, что даже самые великие музыканты «лажают», если не могут побороть страх сцены. Для этого музыканты по ночам играли… на кладбищах. Поудобней устраивались на могилках и репетировали. После нескольких таких ночей музыканты решили, что способны покорить сцену.

Спустя некоторое время песни группы «» стали входить в топ-10 Ямайки, однако, за пределы страны творчество пока не выходило. Да и радио, мягко говоря, не горело желанием с ними сотрудничать. Как минимум потому, что они были растаманами и не сотрудничали с крупными лейблами.
Но не надо думать, что растаманы не могут действовать жестко. Чтобы зазвучать на радио, менеджер группы Дон Тайлор несколько раз привозил на радио-точку гангстеров. Эти милейшие люди заходили к ди-джею с битами и… договаривались. Тайлор в это время сидел в машине и слушал это самое радио. Слушал до тех пор, пока не начинала звучать «The Wailers».

Насколько неординарным было творчества Боба, настолько неординарные люди ему в этом и помогали. Его продюсер Крис Блэкуэлл, например, перед каждой записью окроплял углы студии белым ромом. А все свои музыкальные задумки он показывал танцевальными движениями. Как только у него появлялась какая-то задумка, он начинал танцевать и просил Боба сыграть под танец.

Но даже у самого известного регги музыканта не все получалось сразу и без затруднений. Проблем было больше, чем достаточно. Боб Марли хотел писать стихи о социальных проблемах, хотел быть ближе к народу, но денег это не приносило. Музыкантам платили по 3 фунта в неделю, на что практически невозможно было прожить. В итоге Бобу Несто Марли пришлось покинуть группу и уехать работать в США. Однако увлечение музыкой он не бросил. Каждый день он запирался у себя в подвале и творил.

В США он прожил совсем недолго и через некоторое время вернулся на родину, где, по его словам, было больше свободы. Ведь что может быть важнее для человека с Ямайки, чем свобода? Разве что преданность своим идеалам и убеждениям. А своим убеждениям он был верен до самой смерти, как истинный раста…

По зеленому коридору к Богу

Растафарианство, в купели которого плескался Боб Марли, «стало религиозным выбором для бесправных и забытых людей из трущоб, которые стали участниками первого потока борьбы островитян за независимость, более чем готовых к приходу нового Мессии, особенно чёрного». Религия появилась в 30-е годы ХХ века, объединив в себе традиционные африканские культовые практики, христианство, афроцентризм (а именно выделение Эфиопии как «рая на земле») и неприятие деспотичной западной культуры, которые раста называют «Вавилоном».

Название религия получила от имени последнего эфиопского императора Хейле Селассие 1 (мирского, разумеется, – Рас Тафари Маконнен), который в 1936 году взошёл на престол и получил прозвище «Царь царей». Казалось бы, что в этом такого? Но дело в том, что некий деятель по имени Маркус Гарви, который проживал, активно проталкивая свои идеи, в начале ХХ века на Майке, однажды предложил идею о «чёрном Христе». Более того, он предсказал коронацию Хейле (прямого потомка царя Соломона, между прочим). Последователи Гарви не могли упустить такое событие, быстро уверовав в воплощение Иисуса в эфиопском властителе. Тем более что в одном из первоначальных текстов Библии, которую набожные растаманы, включая Боба Марли, не выпускали из рук, была интересная цитата: «Придут посланцы из Египта, Эфиопия прострет первой руку свою к Богу».

Растафариане не настаивают на присоединение верующих к определённой конфессии, но, тем не более, таковые существуют и вполне успешно. Среди крупнейших «Обителей Растафари», например, выделяются «Двенадцать колен Израилевых», в которой числился наш герой Марли.

Возможно, у определённых течений взгляды расходятся, но далеко не глобально. К тому же есть ряд моментов, совершенно общих для всех: признание божественности Хейле Селассие (его считали воплощением Джа, Христа, Мессии, Спасителя, Бога) и его миссии, Эфиопия как колыбель человечества и Вавилон – воплощение зла в виде западной цивилизации. Религиозный источник – Библия. Употреблялась в пищу только «жизненная» еда. Дреды – один из самых узнаваемых атрибутов раста, противопоставлялись коротким прическам людей из Вавилона. Язык, объединяющий английский, Креольский, французский говор и африканские диалекты, выступал как протест, очередной камень в огород ужасному Вавилону. Про то, что раста активно употребляли гандж (марихуану, каннабис), думаю, известно всем.

Боб Марли – Божий комбо-усилитель

На музыку Боба Марли повлияли самые разные формы поп-музыки, начиная от соула и заканчивая R&B. Молодой мулат щедро вбирал в себя всё, что слышал в родном гетто. К тому же в музыке он видел спасение от скуки и нелегкой жизни, а в душе лелеял мечты о том, как он станет известным музыкантом и избежит жизни в бедности, на которую, казалось бы, обрекали детей с рождения.
Регги, жанр, который Боб Марли вывел на мировой уровень, сами по себе гибрид: они вобрали в себя черты ямайского ска, сочетая с ним основные характеристики рокстеди (которое, в свою очередь свело в себе ска и R&B). Творчество ямайского музыканта выделялось оптимистичным и счастливым звучанием. Слушаешь такое и понимаешь – Бог на небе и все в порядке. Сразу вспоминается ямайская крылатая фразочка: «Никаких проблем, чувак» (обычно сопровождается укуренным смехом и откашливанием дыма). Под музыку Боба Марли многие просто сидят, кивая головой и расслабляясь, практически не вслушиваясь в текст. А стоило бы. Контрастный душ, так сказать.

«Не я говорю эти вещи, это Бог… Если бы Бог не давал мне песни, чтобы я пел их, у меня не было бы песен, чтобы петь», – говаривал сам Боб Марли, деликатно обозначая в себе некую «пророческую» черту. Согласны вы с этим или нет, принимаете значимость музыканта или являетесь его хейтером – это не важно, ведь с помощью своих песен и обретённой славы действительно смог стать настоящим рупором Растафарианского движения.

Лирика Боба Марли вобрала в себя многие идеи Растафарианства . Это и тема «чёрного Христа», и тема Эфиопии-Зиона, возвращение темнокожих на родину в Африку (новый Исход). Например, одна из самых известных песен музыканта «War» является, по сути, расширением цитаты Хейле Селассие из его осуждающей расизм речи, с которой «Царь царей» выступил в 1968 году перед ООН.

«Пока цвет человеческой кожи
Не будет равен цвету его глаз,
Я говорю – быть войне.
Так будет, пока основные права человека не станут одинаковыми
Для всех, без разделения на расы,
А пока – война».

Очень остро Марли отреагировал на смерть Хейле Селассие. Сразу же после того, как по новостям передали сообщение о смерти императора Эфиопии, музыкант отправился в студию, где просто слушал новости, а затем пел, вложив всю свою горечь и веру в бессмертие Бога в строчки песни «Ja Live»:

«Джа жив, дети, да!
Джа-Джа жив, дети, да!»



Песня стала хитом почти мгновенно. А когда репортер спросил у Марли о ней, тот ответил, несмотря на смерть Селассие: «Вам не убить Бога».
Одержимость идеями о возвращении народа в свою колыбель, Эфиопию, о воцарении рая на Земле и пaрочие утопичные до чертиков мотивы вылились в песни вроде «Exodus». Вообще Марли расценивал возвращение в Африку не как путь к расовой чистоте, а путь к гуманизму и бегство от «системы Вавилона».


«Откройте глаза и взгляните,
Согласны ли вы с жизнью, которой живёте?
Мы знаем, куда мы идём.
Мы знаем, откуда мы.
Мы покидаем Вавилон.
Мы возвращаемся на нашу Родину».

Марли смело катапультировал булыжники в огород ужасного Вавилона. Например, в песне «Babylon System» он величает её славным представителем семейства графа Дракулы.

«Система Вавилона это вампир,
Пьющий кровь детей день ото дня.
Я говорю, что система Вавилона это вампир,
Пьющий кровь мучеников
И Строящий церкви и университеты».

Светлый, пусть и несколько одурманенный коноплёй ум Марли тревожили вопросы справедливости, надежды и свободы. В разные периоды своего творчества он неизменно отводил этим насущным проблемам немало места. Именно в песнях вроде «Buffalo Soldier» музыкант раскрывался и как политический активист, затрагиваю нелёгкую судьбу чужого человека, сражающегося на чужом континенте за чужие идеалы и стремления.

«Он сказал, что был солдатом буффало,
Победил в войне во имя Америки.
Солдат буффало, растаман с дредами,
Сражавшийся по прибытии, боровшийся за выживание,
Привезенный с материка
В самое сердце Карибского бассейна».



Очень видный тематический блок в творчестве Боба – песни, призывающие возлюбить ближнего своего, объединиться, отринуть всевозможные разногласия. Наивность, разве люди способны на такое? Только лучшие, идеалисты, вроде нашего укуренного героя.

«Одна на всех Любовь! Одно на всех Сердце!
Давайте объединимся, тогда всем будет хорошо!»

Но не все же время писать о политике, религии, ужасах и противоречиях несправедливого мира. Иногда хочется побаловаться, вспомнить былые деньки, дать волю гормонам и юности, признаться, наконец, через песню в любви тому, кому не можешь сказать это сам. Да-да, неизменная и столь котируемая всеми поколениями во все времена интимная лирика.

«Я хочу любить и оберегать тебя,
Я хочу любить тебя и днем и ночью,
Нам двоим нужна крыша над головой,
Мы разделим друг с другом кров,
Разделим одну комнату, о да,
А Джа обеспечит нам пропитание».

Хотя и здесь оказался Джа, как видите. Куда уж без него.
Боб Марли, пусть у него зеленеют поля каннабиса, где бы он ни был, оставил действительно многогранное и качественное наследие. Творчество, которое не должно быть забыто. Каждый выносит что-то своё из этого золотого ларца. Растафариане – идеи об исходе, «чёрном Христе» или Вавилоне; политические активисты услаждаются серьёзными рассуждениями о морали и справедливости. А влюблённые юноши поют под гитару «Is it Love?» своим сомнительным принцессам.


О том, что у Смерти отличное чувство юмора намекает то, как ушел из жизни Боб Марли . Убежденный раста, который всю свою жизнь хотел быть черным и жить счастливо в родной Эфиопии, в конце концов умер от «белой» болезни под наводящим страх названием меланома. Дело в том, что чернокожие не могут заболеть этой разновидностью рака. Но в жилах Боба текла кровь в том числе и кровь его белого отца.

Марли до последнего не верил, что пришел конец его песне, в которой осталось еще так много куплетов. Даже после приговора врачей он говорил, что настоящие растаманы не сдаются и Джа до последнего будет с ним. Но Боги редко спасают даже самых преданных и теперь Марли жив только в своих песнях.

Все права обречены… ©



Распродавший свыше 20 миллионов пластинок и в 1994 году посмертно введенный в "Зал Славы Рок-н-Ролла" Боб Марли был по существу первой суперзвездой, взошедшей в стране так называемого "третьего мира". Роберт Неста Марли родился 6 февраля 1945 года в приходе Святой Анны. Его отец был белым средних лет, а мать – молоденькой чернокожей девчонкой. Такой мезальянс никак не способствовал нормальному браку, так что родителя маленький Боб почти не видел. Став подростком, Марли переселился на окраину Кингстона, именуемую ее нищими обитателями Тренч Таун. Выросший в трущобах и закаленный в уличных драках, Боб со временем все больше и больше стал обращать внимания на музыку, тем более что на острове развивался оригинальный стиль ска, являвшийся местной переделкой американского соула и ритм-энд-блюза. Волны радиостанций США доносили до Ямайки голоса таких исполнителей как Рэй Чарльз , Фэтс Домино , Кертис Мэйфилд и Брук Бентон, а особой популярностью у Боба и его друзей пользовались черные вокальные группы типа "The Drifters". Когда в 14 лет Марли бросил школу, мать попыталась найти ему доходное занятие и устроила учеником сварщика, но затея провалилась. Во время работы Бобу попал в глаз кусочек железа и, послав сварку ко всем чертям, парень сосредоточился на более безопасной для здоровья музыке.

Вместе со своим приятелем Невиллом "Банни" Ливингстоном он брал уроки вокала у популярного на Ямайке исполнителя Джо Хиггса и во время этих занятий познакомился с другим амбициозным парнем, Питером Макинтошем. В 1962 году Марли под руководством местного антрепренера Лесли Конга впервые записал несколько треков. Две песни прозвучали на радио и привлекли некоторое внимание публики, но каких-либо дальнейших подвижек не произошло. На следующий год Боб решил, что успеха лучше добиваться в составе группы, и вместе с Ливингстоном и Макинтошем (к тому времени Тошем) организовал "The Wailing Wailers". Первый же сингл "Simmer Down" с призывом к молодежи гетто контролировать свои эмоции и поступки, вышедший в 1963-м на лейбле "Coxsone", возглавил ямайские чарты и продержался на вершине около двух месяцев.

В последующие годы "Wailers" продолжали издавать свои записи, но популярность группы не покидала пределы страны, а выпуск пластинок не приносил особого дохода. В 1966-м Марли вслед за матерью перебрался в Штаты, однако его пребывание там оказалось недолгим, и влекомый зовом растафарианства, музыкант вернулся на родину. По возвращении на Ямайку Боб обзавелся дредами, а также вместе с коллегами организовал лейбл "Wail"N Soul"M", куда приписались возрожденные "Wailers" и женский коллектив "The Soulettes" (в котором пела жена Марли Рита Андерсон). На рубеже 70-х группа начала сотрудничать с пионером даба, продюсером Ли Перри, что заметно изменило ее звучание и привело от ска и рокстеди к классическому рэгги. Серьезный коммерческий прорыв случился в 1972 году, когда Марли во время пребывания в Лондоне заключил контракт с "Island Records" (предыдущий мажорный альянс с "CBS" рухнул очень быстро). Владелец этой фирмы был выходцем с Ямайки и потому не постеснялся подписать своих земляков. До этого времени считалось, что музыка рэгги может издаваться только на синглах и дешевых компиляциях, однако альбом "Catch A Fire", на который фирма авансировала "Wailers" 4000 фунтов, сломал протухшее правило. И хотя нельзя было сказать, что пластинка сразу же стала хитом, многие обратили внимание на колоритные ямайские ритмы. В поддержку альбома "Wailers" провели турне, причем в его американской части выступали вместе со "Sly & The Family Stone " и чуть было не задвинули хедлайнеров.

Осенью 1973-го вышел еще один гигант, "Burnin"", включавший в себя как обработки старых песен, так и новые вещи, среди которых находились повстанческий гимн "Get Up, Stand Up" и прославленная Эриком Клэптоном "I Shot The Sheriff". В 1974 году большую часть времени Марли провел в студии, записав один из лучших своих альбомов "Natty Dread", отражавший социально-политические настроения ямайцев. Банни и Питер к тому моменту уже ушли из группы, а Боб с другим сопровождающим составом теперь выступал под вывеской "Bob Marley & The Wailers". Первый трек "Lively Up Yourself" с пропитанным блюзом рэгги Марли впоследствии часто использовал для открытия концертов, титульная композиция сыграла существенную роль в распространении идей растафарианства по всему миру, а песня "No Woman, No Cry" с воспоминаниями об уличных сражениях в Тренч-Тауне стала для артиста первым международным хитом (UK 40).

Популярность Марли неуклонно росла, и его следующее творение "Rastaman Vibration" попало в американские чарты и даже прорвалось в горячую десятку. Самой интересной песней на диске была "War", тексты для которой Боб позаимствовал из речи императора Эфиопии Хайле Селасси, произнесенной на Генеральной Ассамблее ООН. По мере роста международного успеха певца росло и его политическое влияние на Ямайке. Впрочем, в этом были и негативные моменты, и в 1976 году в период выборов на Марли и его жену какая-то сволочь совершила покушение. После того случая певец все же дал один концерт на родине, а затем отправился в Лондон записывать альбом "Exodus", название которого было запараллелено с библейским "исходом", но при этом касалось Африки и африканцев. Титульная композиция, зовущая людей Джа к переменам, с ее потрясающей амальгамой из рэгги, рока и соул-фанка, будучи изданной синглом, стала британским хитом. Популярность также обрели песни "Jamming", "Waiting In Vain", "One Love/People Get Ready", а сам альбом провел больше года в английских чартах. Следующая полнометражка также оказалось коммерчески удачной, но при этом ""Kaya" исполнялась в более расслабленной манере, а основной успех пришелся на романтические синглы "Satisfy My Soul" и "Is This Love?".

В том же 1978-м музыкант отыграл "One Love Peace Concert" на Ямайке, получил премию мира в ООН и побывал на духовной родине растафари – в Эфиопии. Впечатления Марли от визита в Африку нашли отражение на альбоме "Survival", о чем, например, свидетельствовали названия песен "Africa Unite" и "Zimbabwe". Эта работа также стала достойным украшением дискографии "Bob Marley & The Wailers", но для Боба она оказалась предпоследней. Финальным прижизненным студийником стал альбом "Uprising", где в хиты выбились неформатные для рэгги вещи, диско-номер "Could You Be Loved" и фолковая "Redemption Song". Еще в 1977-м у Марли была обнаружена злокачественная меланома на большом пальце ноги, однако, следуя традициям растафари, музыкант отказался от ампутации. Болезнь в итоге прогрессировала, и Бобу не помогло даже лечение у немецких специалистов. Чувствуя, что дни его сочтены, Марли хотел последний раз взглянуть на Ямайку, но не успел добраться до родины и умер во Флориде 11 мая 1981 года.

Last update 27.08.14

Дата рождения: 6 февраля 1945 года.
Дата смерти: 11 мая 1981 года.
Полное имя: Роберт Неста Марли (Robert Nesta Marley).
Композитор, певец и гитарист. Самый яркий представитель музыкального направления регги.

Именно благодаря Бобу Марли с музыкой регги познакомилось множество людей во всем мире. Певец дожил лишь до 36 лет, но и этого оказалось достаточно, чтобы между понятием «регги» и именем Боба Марли стоял знак равенства. Он не только революционизировал музыку регги, но и оказал влияние на многие другие музыкальные направления. Изображения певца можно увидеть на футболках и плакатах, в каком-то смысле оно стало символом свободы.

Родился Боб на Ямайке. Его матерью была местная девушка, а отцом — квартирмейстер британского корабля Норвал Марли. Вскоре отец покинул свою ямайскую семью, но продолжал оказывать им финансовую поддержку.

В конце 1950-х годов Боб с матерью приезжают в столицу Кингстон, оказываясь в бедном квартале. Но здесь будущий гитарист знакомится с Невиллом О’Риле Ливингстоном (по прозвищу Банни), вместе с которым начинает осваивать музыкальные инструменты. Вскоре он бросает школу, идет на работу, но все свое время начинает отдавать музыке. На бесплатных уроках вокала он знакомится Питером Макинтошем, который возьмет сценическое имя Питер Тош.

Благодаря счастливому случаю, трем друзьям удалось записаться в профессиональной студии. Пусть успеха пробные записи не принесли, зато молодые люди приобрели бесценный опыт и еще больше укрепились в желании посвятить музыке свои жизни. Они образую группу The Wailing Wailers, в которую четвертым участником приходит барабанщик Алвин Паттерсон, а затем еще несколько человек и бэк-вокалистки. Первая же песня — Simmer Down — приносит группе успех, два месяца удерживая ямайских чартах. Несмотря на это, из-за разногласий из успешной группы уходит часть участников.

10 февраля 1966 года Боб женился на Алфарите (или просто Рите) Андерсон и усыновил ее дочку Шэрон. Забегая вперед скажем, что в этом браке у него родится четверо детей: дочь Седелла, затем два мальчика Дэвид (известный впоследствии как «Зигги») и Стивен, потом снова девочка Стефани. Кроме того, у него будут и внебрачные дети... А тем временем, новоиспеченный жених, благодаря усилиям вновь вышедшей замуж матери, приезжает в Америку, работает подсобным рабочим, упорно продолжая совершенствовать свои музыкальные навыки.

После восьмимесячного отсутствия, марли возвращается на родную Ямайку и воссоздает The Wailers, но вернуть былой успех легко не получается. Лишь написав для Джонни Нэша пару хитов, Марли пробивает для своего коллектива в 1971 году контракт со звукозаписывающей компанией Island Records. Первый же альбом под этим лейблом Catch A Fire становится для коллектива супер-успешным.

К этому времени в жизни Марли произошли довольно существенные изменения. К возвращению Марли из Америки, на Ямайке все более укреплялась религия растафари, и Боб отнесся к ней весьма серьезно, проникся ее идеями. Происходит не только смена музыкальных направлений, меняются тексты песен, их поэзия не только лирична, но и жестка. «Лучшая песня рэгги та, в которой заложен хороший смысл», — говорил Боб Марли. Внешний вид Боба Марли тоже соответствует растафарианству, его образ легко узнается по дредлокам — отросшим и спутавшимся волосам, которые у представителей афро-расы образуют, что называется, колтуны (кстати, название альбома Natty Dread дано как раз по этой прическе).

The Wailers и Боб Марли едут в турне по Англии и Америке. Музыка коллектива обретает все больше новых поклонников. Тур получает хорошие отзывы в прессе. Это был прорыв.


В 1973 году выходит альбом Burnin, в 1974 году — Natty Dread. Треки из них популярны до сих пор, а уж песня No Woman No Cry знакомы любому школьнику и даже в современном сленге интернет-общения не являются редкостью.

Из группы окончательно уходят Питер Тош и Банни, сама она переименовывается в Bob Marley & The Wailers. Новое турне — еще более оглушительный успех, теперь он сопутствует группе постоянно. С лондонского концерта из этого турне выпускается отдельный диск.

Альбом 1976 года назывался Rastaman Vibration. Он оказался не только более успешней предыдущих (хотя куда же больше?), но еще сильнее закрепил за Марли славу проповедника растафарианства. Теперь он не только сам пишет тексты, но и кладет на музыку стихи Хайле Селассие. На 5 декабря 1976 года был назначен бесплатный концерт коллектива, однако накануне в него стреляли из-за политических интриг, ведь вскоре должны были состояться выборы. Раненный, Марли все же дает концерт. И переезжает в Лондон. В 1977 году записывает Exodus, в 1978 году — Kaya. Пластинки успешны, песни с них также будут впоследствии включаться в сборники лучших синглов за всю историю коллектива (взять хотя бы Satisfy My Soul).

1978 год оказывается богат и на заметные события. Во-первых, он примиряет власти Ямайки и ее противников (или они только сделали вид?) концертом One Love Peace. Во-вторых, ему вручают Медаль Мира ООН. В-третьих, наконец он посещает родину растаманов Эфиопию.

Марли продолжает активно выражать свою жизненную позицию, переживания и мысли через творчество. Очередной вехой стал альбом Survival, названия композиций говорят сами за себя: Africa Unite, Zimbabwe, So Much Trouble In The World. Кроме того, в 1980 году The Wailers выступают на церемонии обретения независимости Зимбабве.

И опять оглушительный успех. Песни Work, Redemption Song, Could You Be Loved и другие, собранные на новом диске Uprising, лишь подтверждают статус группы и служат поддержкой европейского турне.

И вдруг мир облетает новость: 11 мая 1981 года (в день премьеры мюзикла «Кошки») в больнице умер Боб Марли. Как оказалось, на его ноге уже давно образовалась меланома, но религиозные взгляды растафарианства не позволили сделать операцию. Интенсивное лечение не помогло. Хоронили Боба одновременно и по растафарианским, и по христианским обычаям.

До сих пор никто так и не занял место Боба Марли. Записи его музыки все еще миллионами продаются по всему миру, в память о нем устраиваются концерты. Его вдова возглавляет Фонд Боба Марли на Ямайке, сыновья стали музыкантами. Посмертно о музыканте создан официальный сайт http://www.bobmarley.com/ .