Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Самый загадочный блогер россии.

МИХАЙЛОВСКИЙ A.M.
В. И. Ленин

БРОДСКИЙ И. И.
В. И. Ленин на фоне Смольного

ИВАНОВ В. С.
В. И. Ленин на субботнике в Кремле

ШИРОКОВ Е. Н.
Встреча В. И. Ленина с членами Исполкома IV конгресса Коминтерна (М. Кашен, К. Цеткин, Б. Кун, С. Катаяма)

ВИШНЯКОВ О. Н.
В. И. Ленин на революционной сходке студентов в Казанском университете 4 декабря 1887 года

МОРАВОВ А. В.
В. И. Ленин в самарском марксистском кружке

ЧЕПЦОВ Е. М.
В. И. Ленин и А. М. Горький на о. Капри

Кукрыниксы: КУПРИЯНОВ М. В. КРЫЛОВ П. Н. СОКОЛОВ Н. А. В. И. Ленин в Разливе

СКУБКО С. М.
В. И. Ленин в вагоне поезда

СОКОЛОВ М. Г.
В. И. Ленин в Смольном в Октябрьские дни 1917 года

НАЛБАНДЯН Д. А.
В. И. Ленин в 1919 году

БРОДСКИЙ И. И.
Выступление В. И. Ленина на проводах частей Красной Армии на Западный фронт 5 мая 1920 года

БЯЛЫНИЦКИЙ-БИРУЛЯ В. К.
Дом-музей В. И. Ленина в Горках

ПАРХОМЕНКО И.К.
Портрет В,И, Ленина, 1921
(на обложке)

Сопроводительная к комплекту открыток статья:
"...Многочисленные художественные произведения, посвященные В. И. Ленину, играют огромную пропагандистскую и воспитательную роль, помогают глубже понять и сохранить в наших сердцах вечно живой и любимый образ великого вождя.
Образ вождя революции волнует творческое воображение художников. Многие художники нашей страны обращаются в своем творчестве к ленинской теме. Работа эта почетная, но очень сложная и ответственная. О большой ответственности художника, избравшего темой своей работы образ Ленина, писала Н. К. Крупская: «Надо относиться с большой осторожностью к картинам, изображающим Ильича...
...Можно установить по ряду воспоминаний внешние реакции Ильича (быстро ли ходил, как держал руку, как смеялся и пр.), но, чтобы дать живой образ Ильича, этого мало. Для этого надо как можно лучше изучать его произведения... Ленинские сборники, даты жизни, письма к родным, ряд многочисленных фото дают возможность хорошо изучить Ленина как человека и революционера» (А. Шефов. Центральный музей В. И. Ленина. М., 1967, с. 8-9).
. Ценные указания И. К. Крупской, верного друга и соратника В. И. Ленина, помогли многим художникам в работе над образом Владимира Ильича.
Надежда Константиновна часто бывала в Центральном музее В. И. Ленина и принимала самое активное участие в отборе произведений, посвященных В. И. Ленину, для экспозиции музея. Она постоянно давала советы художникам А. М. Михайловскому, А. В. Моравову, М. Г. Соколову, Ф. А. Модорову, П. В. Васильеву и другим, помогала в выборе тематики новых произведений. И сегодня в музее наряду с картинами, созданными в последние годы, можно видеть лучшие произведения мастеров старшего поколения - это картины «В. И. Ленин в самарском марксистском кружке» А. В. Моравова, «В. И. Ленин и А. М. Горький на о. Капри» Е. М. Чепцова, «В. И. Ленин в Смольном в Октябрьские дни 1917 года» М. Г. Соколова, «В. И. Ленин» А. М. Михайловского. Среди недавних поступлений музея следует назвать портрет В. И. Ленина 1921 года работы известного художника И. К. Пархоменко. Художник встречался с В. И. Лениным
в его рабочем кабинете в Кремле, делал зарисовки и писал маслом этюды с натуры. После 1924 года портрет В. И. Ленина работы И. К. Пархоменко находился в зале заседаний Совнаркома.
Этот портрет - один из немногих прижизненных портретов В. И. Ленина - представляет большую историческую и художественную ценность.
В данном издании представлена известная работа одного из основоположников Ленинианы в живописи художника И. И. Бродского «В. И. Ленин на фоне Смольного». «Октябрь 1917 года дал мне, - писал художник в своей автобиографии, - как и другим художникам, принявшим революцию и целиком отдавшим свое творчество пролетариату, возможность в целом ряде портретов и композиций отразить величие нашей эпохи, спокойно и просто, языком реалистического искусства поведать о великих делах и днях пролетарской революции, о ее вождях, героях и рядовых бойцах».
Идея работы над картиной была подсказана художнику старым коммунистом Сергеевым, который рассказал: «Я его увидел однажды поздней питерской осенью в пальто и кепке. Ильич шел уверенной, крепкой походкой и вдруг остановился...
Все, что окружало в этот момент Ленина, отдавало глубокой стариной. И собор и строго классический Смольный. Сквозь осеннюю мглу в этом уголке старой России он смотрел далеко вперед, наш дорогой Ильич, и видел другую Россию, видел Страну Советов в лесах коммунистической стройки» (И. А. Бродский. И. И. Бродский. М., 1973, с. 295-297).
В комплект репродукций включены работы Героев Социалистического Труда Д. А. Налбандяна и М. В. Куприянова, П. Н. Крылова и Н. А. Соколова, произведения О. Н. Вишнякова, В. С. Иванова, Е. Н. Широкова и других. Показать В. И. Ленина в период бурной революционной эпохи, поднявшего народные массы на борьбу за освобождение, - таков замысел художников, раскрывающих различные стороны многогранной деятельности вождя. Художники, работающие над ленинской темой, постоянно обращаются в музей, получают консультации, сведения и материалы.
Примером такой работы может служить история создания картины художника О. Н. Вишнякова «В. И. Ленин на революционной сходке в Казанском университете 4 декабря 1887 года».
Молодой тогда художник очень серьезно взялся за работу над картиной, которая стала его дипломной работой. Художник познакомился с архивными материалами о студентах - участниках этого события.
Документальные и изобразительные материалы, воспоми¬нания, беседы с современниками помогли художнику при работе над картиной. О. Н. Вишняков убедительно и достоверно воспроизвел на полотне важный исторический эпизод - одно из первых политических выступлений В. Ульянова. Это произведение хорошо было принято общественностью и сейчас экспонируется в музее. Близкий и родной образ Владимира Ильича Ленина находит все новое и новое воплощение в произведениях мастеров искусства.
А. ШЕФОВ..."

Единственный до 1917 года портрет Ленина в кафе "Клозери де Лила" (La Closerie des Lilas) - кафе на бульваре Монпарнас (дом 171), Париж, 1910 год, художник Эмиль Бернар (Emile Bernard, 28.04.1868-16.04.1941)
http://ttolk.ru/wp-content/uploads/2015/03/%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD-1.jpg

а вот "канонические" портреты В.И.Ленина, нарисованные с натурщика еврея Иосифа Славкина

Прим.: ниже не все иллюстрации, полностью см. по ссылке на "Толкователь":

Ленин запечатлён в образе Иосифа Славкина // Толкователь. 04.03.2015.
http://ttolk.ru/?p=23121
С начала 1930-х портреты и скульптуры Ленина художники изготавливали с образа еврея Иосифа Славкина – внешне очень похожего на вождя революции. Первой возмутилась тем, что образ Ленина всё дальше от оригинала – Надежда Крупская. Затем запрет на Славкина утвердил Главлит. Но находчивые художники стали рисовать Ленина с гипсовой маски Славкина.
Иосиф Ариевич Славкин, мещанин города Стародуба Черниговской губернии на Украине, в начале 1920-х переселился жить в Москву, где устроился работать в адвокатскую контору. В конце 1920-х его начальник, адвокат Белоцерковский обратил внимание, что Славкин внешне очень похож на Ленина. Он предложил Иосифу Ариевичу сыграть вождя революции в любительском спектакле, который ставила его жена. Постановка прошла очень успешно, особенно зрители выделяли, как «Ленин» похож на своего прототипа.
Славкин понял, что внешнее сходство с Лениным даёт ему шанс пробиться в жизни. Более того, он стал совершенствовать свой образ. Иосиф Ариевич смотрел документальную хронику с вождём, копируя его походку и жестикуляцию.
Адвокат Белоцерковский познакомил Славкина с художником Нюрнбергом. Иосиф Ариевич стал ему позировать для портрета Ленина в картине «Ленин в период эмиграции». Нюрнберг же и ввёл Славкина в мир искусства. После него со Славкина стали рисовать вождя художники Финогенов, Одинцов, Налбандян, Иогансон, Васильев и др.
Окрыленный успехами, Славкин бросил свою адвокатскую деятельность и полностью переключился на искусство. Прежде всего, он с целью, как он сам говорил, «восполнения недостающих документально ленинских поз» начинает сам их выдумывать и при этом фотографироваться. Эти фотографии он продает художникам по десять рублей за штуку, а за час позирования берет с них по 20-40 рублей.
В середине 1930-х Славкин на позировании художникам и скульпторам в образе Ленина зарабатывает по 2-3 тысяч рублей в месяц – это в 5-6 раз больше, чем средняя зарплата по стране. Но ему хочется большего. Славкин мечтал сыграть роль Ленина в кино, собирался издать альбом своих фотографий в образе Ленина, выпускать открытки серии «Ленин». Аппетиты его растут, и вот, когда скульптор Андрианов лепит с него скульптуру «Ленин-вождь», то между ними возникает договоренность о том, что Славкин получит половину всего гонорара, выданного скульптору.

Портрет Ленина в кафе "Клозери де Лила" (La Closerie des Lilas) - кафе на бульваре Монпарнас (дом 171), Париж, 1910 год, художник Эмиль Бернар (Emile Bernard, 28.04.1868-16.04.1941)
http://ttolk.ru/wp-content/uploads/2015/03/%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD-1.jpg
Это единственный портрет Ленина созданный в дореволюционную эпоху. Автор – известный французский художник Эмиль Бернар (1868-1941). Написан в Париже в 1910 году за один сеанс. Знакомство Ленина и Бернара произошло в кафе Клозери де Лиль, находившемся поблизости от Монпарнаса и улицы Мари-Роз, где квартировали тогда Ульяновы. Ильич любил играть в шахматы в этом кафе. Одним из его партнёров по игре являлся Поль Фор, известный тогда французский поэт и социалист, родственник живописца Бернара. Так они и познакомились. В 1970-е годы полотно оказалось в фондах Центрального музея В.И. Ленина, где и пролежало до Перестройки, так как не соответствовало каноническому образу вождя.

Конец заработкам Славкина положила Надежда Константиновна Крупская. А случилось вот что. Художник Пётр Васильевич Васильев, рисовавший Ленина со Славкина, как-то показал жена вождя свои работы. Крупская долго и внимательно рассматривала рисунки, а потом осторожно спросила художника, не пользовался ли он в работе над образом её мужа услугами натурщика. Петру Васильевичу пришлось признаться в этом. Надежда Константиновна попросила его никогда больше этого не делать.
Пока Славкин упивался своим сходством с основателем первого в мире государства рабочих и крестьян, слухи о том, что Надежда Константиновна Крупская перестала узнавать своего мужа на портретах советских художников, распространились по Москве. Уже после смерти Крупской, в 1940 году натурщиком заинтересовался ЦК ВКП(б). Работники Управления пропаганды стали вызывать к себе художников, которым позировал Славкин, и допрашивать по вопросу об искажении ими великого образа. Художники клялись, что больше никогда в жизни не будут рисовать Ленина с натурщика и что вообще прекратят со Славкиным всякие отношения.
Потом в ЦК вызвали самого Славкина. Его предупредили о том, что если он и впредь будет корчить из себя вождя мирового пролетариата, то будет привлечен к уголовной ответственности. В Комитете по делам искусств он дал письменное обещание о прекращении своей деятельности.
В декабре 1940 года он устроился юристом в контору «Мясосбыт», в которой проработал до пенсии. Умер Славкин в 1962 году в возрасте 74 лет.
ЦК ВКП(б) изгнанием Славкина из натурщиков не ограничился. Оказалось, что в Москве, помимо Славкина, в образе Ленина позируют работник издательства «Легкая промышленность» Морозов и бывший шофёр Лебедев, который к тому же выбривает себе лысину и красит волосы в рыжий цвет. Нашёлся натурщик и в Ленинграде. Он разъезжал по городам, в которые его вызывали художники, и брал с них за позирование по 50 рублей в час. Пришлось вводить полный запрет на натурщиков для художников, рисующих Ленина.

Ещё один неканонический портрет Ленина, нарисованный Кузьмой Сергеевичем Петровым-Водкиным, 1934 год

Но и это не было окончанием истории. Известно, что с лица вождя после его смерти скульптором Меркуровым была снята посмертная маска, или «матрица», как её ещё называли. Специальная комиссия по увековечению памяти Ленина категорически запретила её распространение. И вот в начале 1940-х, после запрета натурщиков вождя, у московских и ленинградских художников и скульпторов стали появляться маски Ленина. Они очень дорого стоили, и Ленин на них не совсем походил на самого себя. Узнав об этом, партийные органы снова всполошились, подключили чекистов. В распространении масок заподозрили Меркурова. Мастерскую скульптора обыскали, но маску не нашли. Кроме как в сейфе Центрального музея В. И. Ленина, её нигде не было.
Все маски у художников и скульпторов, конечно, изъяли, а во избежание всяких недоразумений и сомнений Главлит (цензура), по указанию Управления пропаганды ЦК ВКП(б), 13 июня 1941 года издал приказ о том, что отныне выпуск фотопортретов, картин, рисунков, плакатов, имеющих общественно-политический характер в количестве более десяти экземпляров разрешается только Главлитом в Москве. Этим же приказом контроль над всеми произведениями искусства, в том числе и над фотографией, был возложен на главного цензора.

Посмертная маска Ленина, сделанная Меркуровым

Но маски «Ленина», несмотря на запрет, всё равно продолжали ходить в среде художников – но только в провинции, где цензурный запрет был не так строг, как в Москве и Ленинграде. Только в начале 1970-х выяснилось, что это были маски всё того же Иосифа Арьевича Славкина – оригинал с него снял художник Нюрнберг, а потом она в копиях разошлась по всей стране.
Таким образом, почти со всех портретов и скульптур Ленина, выполненных после середины 1930-х, на нас глядит черниговский мещанин.
(Цитаты: Г.В.Андреевский «Повседневная жизнь Москвы в сталинскую эпоху. 1930-1940-е годы», изд-во «Молодая гвардия», 2008)
Серия неканонических портретов вождя, выполненных в 1920-е, из Ленинского мемориала в Ульяновске.

Ещё в Блоге Толкователя о Ленине:
На какие деньги жил Ленин. По современной классификации Владимир Ленин был классическим дауншифтером // Толкователь. 04.09.2012.

Александр Дмитриевич Бланк

Директор народных училищ Симбирской губернии Илья Николаевич Ульянов. 1882

Инспекция народных училищ Симбирской губернии с директором И. Н. Ульяновым. 1881 год.

Мария Александровна Ульянова

Александр Ильич Ульянов

Дмитрий Ильич Ульянов

Мария Ильинична Ульянова

Домик в Симбирске

Володя Ульянов с сестрой Ольгой. 1874 г. Симбирск

Семья Ульяновых. 1879 г. Симбирск
Стоят (слева направо): Ольга, Александр, Анна.Сидят (слева направо): Мария Александровна c дочерью Марией на руках, Дмитрий, Илья Николаевич, Владимир.

Владимир Ульянов в гимназические годы. 1887 г. Симбирск

Владимир Ульянов. Портрет. 1891 г., не позднее 26 марта (7апреля). Самара
фотография была приложена к прошению В. И. Ульянова от 26 марта (7 апреля) 1891 года на имя председателя юридической испытательной комиссии при Петербургском университете о допуске его к сдаче экзаменов экстерном за курс университета

В.И. Ульянов во время ареста по делу петербургского "Союза борьбы за освобождение рабочего класса", 1895 г.
1895 г., не ранее 9 (21) декабря - не позднее 20 декабря (1января 1896 г.). Санкт-Петербург.

В.И. Ульянов среди членов петербургского "Союза борьбы за освобождение рабочего класса", 1897 г.
На фотографии (слева направо): стоят - А.Л.Малченко, П.К.Запорожец, А.А.Ванеев; сидят - В.В.Старков, Г.М.Кржижановский, В.И.Ульянов, Ю.О.Мартов (Цедербаум). 1897 г., не ранее 14 (26) февраля - не позднее 17 февраля (1 марта).

В.И.Ульянов. Портрет. Санкт-Петербург, 1897 г.
1897 г., не ранее 14 (26) февраля - не позднее 17 февраля (1 марта). Санкт-Петербург.

В.И.Ульянов. Портрет. Москва, 1900 г.
Эта фотография была отправлена почтой из Москвы в Шушенское в 1900 году на имя О. А. Энгберга, рабочего Путиловского завода, который отбывал ссылку вместе с В. И. Лениным.

В.И.Ленин в гостях у А.М.Горького играет в шахматы с А.А.Богдановым. 1908 г., между 10 (23) и 17 (30) апреля. Капри, Италия
На фотографии: слева от Владимира Ильича сидят А.М.Игнатьев и И.П.Ладыжников; стоят - В.А.Базаров (Руднев), А.М.Горький, З.М. Пешков, Н.Б.Богданова. 1908 г., между 10 (23) и 17 (30) апреля. Капри, Италия.

В.И.Ленин в гостях у А.М.Горького. Капри, Италия
1908 г., между 10 (23) и 17 (30) апреля. Капри, Италия

В.И.Ленин. Портрет. 1910 г. Париж

В.И.Ленин на прогулке в окрестностях Закопане. 1913 г., лето. Закопане, Польша
На фотографии: Г.Е.Зиновьев, С.Ю.Багоцкий.

В.И.Ленин. Портрет. 1914 г., между 6 (19) и 13 (26) августа. Поронин, Польша

В.И.Ленин. Портрет. 1916 г., не ранее 28 января (10 февраля) - не позднее 28 февраля (12) марта. Цюрих, Швейцария

В.И.Ленин и группа русских политэмигрантов в Стокгольме по пути из Швейцарии в Россию. 1917 г., 31 марта (13 апреля). Стокгольм

В.И.Ленин у подъезда Центрального вокзала в Стокгольме по пути из Швейцарии в Россию. 1917 г., 31 марта (13 апреля). Стокгольм.
Рядом с В.И.Лениным идут Т.Нёрман и К. Линдхаген.

В.И.Ленин выступает в Таврическом дворце. 1917 г., не ранее 4 (17) - не позднее 17 (30) апреля. Петроград

В.И.Ленин в парике и кепке перед нелегальным выездом из Петрограда в Финляндию. 1917 г., 25-29 июля (7-11 августа). Ст. Разлив


В.И.Ленин в ложе Таврического дворца на заседании Учредительного собрания. 1918 г., 5 (18) января. Петроград
1918 г., 5 (18) января. Петроград.

В.И.Ленин. Портрет. 1918 г., январь. Петроград

В.И.Ленин в Смольном на заседании Совета Народных Комиссаров. 1918 г., 1 января - 11 марта. Петроград
На фотографии: слева направо - И.З.Штейнберг, В.П.Милютин (?), Б.Д.Камков, В.Д.Бонч-Бруевич, В.Е. Трутовский, А.Г.Шляпников, П.П.Прошьян, В.И.Ленин, И.В.Сталин, А.М.Коллонтай, П.Е.Дыбенко, Е.К.Кокшарова, Н.И.Подвойский (?), Н.П.Горбунов, В.И.Невский, А.В.Шотман, Г.В.Чичерин. 1918 г., 1 января - 11 марта. Петроград.

В.И.Ленин, Н.К.Крупская и М.И.Ульянова в автомашине после окончания парада частей Красной Армии в Москве на Ходынском поле. 1918 г., 1 мая. Москва.
На фотографии: А.С.Бубнов, К.П.Максимов, П.С. Космачев, П.Л.Петров и другие.

В.И.Ленин, М.И.Ульянова и Н.К.Крупская в автомашине во время поездки на дачу к В.Д.Бонч-Бруевичу. 1918 г., 9-10 мая или 22-24 июня. Мальце-Бродово (ныне Пушкинский район Московской области).

В.И.Ленин и М.И.Ульянова направляются в Большой театр на заседание V Всероссийского съезда Советов. 1918 г., 5 июля. Москва.

В.И.Ленин произносит речь перед участниками I Всероссийского съезда по просвещению. 1918 г., 28 августа. Москва.
На фотографии (слева направо): в президиуме сидят - П.Н.Лепешинский, В.М.Познер, А.В.Луначарский, В.И.Ленин, В.П.Потемкин, Н.К.Крупская, В.И.Попов; стоят - А.И.Зейбут, С.И.Куделин, С.И. Горшечников и другие

В.И.Ленин и Н.К. Крупская после заседания I Всероссийского съезда по просвещению. 1918 г., 28 августа. Москва.

В.И.Ленин за рабочим столом в своем кабинете в Кремле. 1918 г., 16 октября. Москва.

В.И.Ленин у книжного шкафа в своем кабинете в Кремле. 1918 г., 16 октября. Москва.

В.И.Ленин. Портрет. 1918 г., 16 октября. Москва.

В.И.Ленин во дворе Кремля на прогулке по выздоровлении после ранения. 1918 г., 16 октября. Москва.

В.И.Ленин с В.Д. Бонч-Бруевичем во дворе Кремля на прогулке по выздоровлении после ранения. 1918 г., 16 октября. Москва.

В.И.Ленин в Кремле председательствует на заседании Совета Народных Комиссаров по выздоровлении после ранения. 1918 г., 17 октября. Москва.
На фотографии: П.И.Стучка, Л.М. Карахан, С.М. Диманштейн, Н.Н.Крестинский, А.И. Свидерский, А.И.Рыков, Д.И.Курский, И.П.Товстуха, Л.Д.Троцкий, Г.В.Чичерин, К.Б.Радек и другие.

В.И.Ленин в группе сотрудников секретариата Совнаркома в Кремле. 1918 г., 17 октября. Москва.


В.И.Ленин, Я.М.Свердлов, М.Ф.Владимирский и П.Г.Смидович на площади Революции перед открытием временного памятника К.Марксу и Ф.Энгельсу. Москва, 7 ноября 1918 года

В.И.Ленин произносит речь на открытии временного памятника К.Марксу и Ф.Энгельсу. Москва, 7 ноября 1918 года

В.И.Ленин и Я.М.Свердлов осматривают открытый временный памятник К.Марксу и Ф.Энгельсу. Москва, 7 ноября 1918 года

В.И.Ленин разрезает ленту, открывая мемориальную доску на стене Кремля в память павших за мир и братство народов. Москва, 7 ноября 1918 года

В.И.Ленин, Я.М.Свердлов, В.А.Аванесов, Н.И.Подвойский, Г.И.Окулова и М.Ф.Владимирский перед открытой мемориальной доской в память павших за мир и братство народов. Москва, 7 ноября 1918 года

В.И.Ленин произносит речь на Красной площади в день празднования 1-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. Москва, 7 ноября 1918 года

В.И.Ленин на Красной площади в день празднования 1-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. Москва, 7 ноября 1918 года

В.И.Ленин и Я.М.Свердлов в президиуме I Всероссийского съезда Земотделов и Комбедов в колонном зале Дома Союзов. Москва, 11 декабря 1918 года

В.И.Ленин в президиуме I конгресса Коминтерна в Кремле. Слева направо: Г.Эберлейн, В.И.Ленин и Ф.Платтен. Москва, 2-6 марта 1919 года

В.И.Ленин в президиуме I конгресса Коминтерна в Кремле. Слева направо: Г.Клингер, Г.Эберлейн, В.И.Ленин и Ф.Платтен. Москва, 2-6 марта 1919 года

В.И.Ленин. Москва, 2-5 марта 1919 года

В.И.Ленин произносит речь на похоронах Я.М.Свердлова на Красной площади. Москва, 18 марта 1919 года

В.И.Ленин, Демьян Бедный и делегат от Украины Ф.Панфилов на VIII съезде РКП(б). Москва, 18-23 марта 1919 года

В.И.Ленин, И.В.Сталин и М.И.Калинин на VIII съезде РКП(б). 18-23 марта 1919 года

В.И.Ленин перед звукозаписывающим аппаратом в Кремле. Москва, 29 марта 1919 года

В.И.Ленин. Москва, 29 марта 1919 года

В.И.Ленин и М.И.Калинин в группе курсантов Московских курсов тяжёлой артелерии Красной армии. Москва, 15 апреля 1919 года

В.И.Ленин произносит речь на Красной площади на открытии временного памятника Степану Разину. Москва, 1 мая 1919 года

В.И.Ленин произносит речь на Красной площади в день Первомайского праздника. Москва, 1 мая 1919 года

В.И.Ленин на Красной площади во время Первомайской демонстрации. Москва, 1 мая 1919 года

В.И.Ленин на Красной площади беседует с секретарём МК РКП(б) В.М.Загорским во время Первомайской демонстрации. Москва, 1 мая 1919 года

В.И.Ленин. Москва, 1 мая 1919 года

В.И.Ленин и. Н.К.Крупская выходят из Дома Союзов после заседания I Всероссийского съезда по внешкольному образованию. Москва, 6 мая 1919 года

В.И.Ленин с группой командиров обходит фронт войск Всевобуча на Красной площади. Москва, 25 мая 1919 года

В.И.Ленин произносит речь перед войсками Всевобуча на Красной площади. Москва, 25 мая 1919 года

В.И. Ленин, Н.К. Крупская, М.И. Ульянова, Т. Самуэли и А. Беленький на Красной площади во время парада войск Всевобуча. Москва, 25 мая 1919 г.

В.И.Ленин перед отъездом с Красной площади прощается с участником парада войск Всевобуча. Москва, 25 мая 1919 года

В.И.Ленин выступает с балкона Моссовета с приветствием бойцам-коммунистам, отправляющимся на борьбу сДеникиным. Москва, 16 октября 1919 года.

В.И.Ленин на Красной площади во время празднования II-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. Москва, 7 ноября 1919 года

В.И.Ленин. Москва, 7 ноября 1919 года


В.И.Ленин и М.И.Калинин в Доме Союзов во время работы I Всероссийского съезда трудовых казаков. Москва, 1 марта 1920 года

В.И.Ленин и М.И.Калинин в Доме Союзов в группе делегатов I Всероссийского съезда трудовых казаков. Москва, 1 марта 1920 года

В.И.Ленин в президиуме IX съезда РКП(б) в Свердловском зале Кремля. Москва, март-апрель 1920 года

В.И.Ленин на I Всероссийском субботнике во дворе Кремля. Москва, 1 мая 1920 года

В.И.Ленин произносит речь при закладке памятника К.Марксу на площади Свердлова. Москва, 1 мая 1920 года

В.И.Ленин подписывает закладную доску на закладке памятника К.Марксу на площади Свердлова. Москва, 1 мая 1920 года

В.И.Ленин закладывает первый камень в основание памятника К.Марксу на площади Свердлова. Москва, 1 мая 1920 года

В.И.Ленин. Москва, 1 мая 1920 года

В.И.Ленин направляется к месту закладки памятника «Освобождённый труд». Москва, 1 мая 1920 года

В.И.Ленин на закладке памятника «Освобождённый труд». Москва, 1 мая 1920 года

В.И.Ленин и А.В.Луначарский в группе товарищей после закладки памятника «Освобождённый труд». Москва, 1 мая 1920 года

В.И.Ленин выступает на площади Свердлова перед войсками, отправляющимися на фронт. Москва, 5 мая 1920 года
Цензурная версия с удаленными фигурами Троцкого и Каменева

Оригинальная версия

В.И.Ленин принимает парад XI выпуска командиров Первых Московских советских пулеметных курсов в Кремле. Москва, 12 мая 1920 года



В.И.Ленин в момент прибытия на II конгресс Коминтерна. Петроград, 19 июля 1920 года

В. И. Ленин, Н. И. Бухарин и Г. Б. Зиновьев на одном из заседаний II Конгресса Коминтерна. Москва, 1920 г.

В.И.Ленин в группе делегатов II конгресса Коминтерна на площади Жертв Революции. Петроград, 19 июля 1920 года

В.И.Ленин произносит речь на Дворцовой площади на интернациональном митинге, посвященном открытию II конгресса Коминтерна. Петроград, 19 июля 1920 года

В.И.Ленин выступает с докладом о международном положении на заседании II конгресса Коминтерна. Петроград, 19 июля 1920 года

В.И.Ленин на II конгрессе Коминтерна в Кремле. Москва, июль-август 1920 года

В.И.Ленин на заседании одной из комиссий II конгресса Коминтерна в Кремле. Москва, июль-август 1920 года

В.И.Ленин и Е.Д.Стасова во время работы II конгресса Коминтерна в Кремле. Москва, июль-август 1920 года

В.И.Ленин. Москва, июль 1920 года

В.И.Ленин в своем кабинете в Кремле беседует с английским писателем Гербертом Уэллсом. Москва, октябрь 1920 года

В.И.Ленин и Н.К.Крупская в группе крестьян на празднике, посвящённом открытию Кашинской электростанции. село Кашино, 14 ноября 1920 года

В.И.Ленин в своей квартире в Кремле. Москва, осень 1920 года

В.И.Ленин и Н.К.Крупская с А.И.Елизаровой, М.И.Ульяновой, Д.И.Ульяновым и Г.Я.Лозгачевым в кремлевской квартире В.И.Ленина. Москва, осень 1920 года

Почти договорилась. Мужайтесь:)
И да, цели собрать абсолютно все изображения не преследовалось

Часть первая, с 1917 по 1940-й годы

Лениниана – пример сотворенного мифа в искусстве. Черты мифологизации были еще очень тесно связаны с конкретным переживаемым моментом. История канонического же образа Ленина в советском изобразительном искусстве восходит к концу 20-х годов, когда начинается организованное и целенаправленное формирование «культа личности». Первоначально именно на нем отрабатывается сама «культовая» модель «большого стиля» – и лишь впоследствии в этой модели Ленина заменяет Сталин.

1918 Фешин Николай Иванович (1881-1955) «Портрет В.И.Ленина»

Одним из первых в этом жанре был Бродский. Из дневника Корнея Чуковского, 1926 год:
«Ах, как пышно он живёт и как нудно! Уже в прихожей висят у него портреты и портретики Ленина, сфабрикованные им по разным ценам, а в столовой, которая и служит ему мастерской, некуда деваться от расстрела коммунистов в Баку... Сам Бродский очень мил. Чтобы покупать картины, чтобы жить безбедно и пышно, приходится делать расстрелы и фабриковать Ленина, Ленина, Ленина. Здесь опять-таки мещанин, защищая своё право на мещанскую жизнь, прикрывается чуждой ему психологией...
И я вспомнил того стройного изящного молодого художника, у которого тоже когда-то была своя неподражаемая музыка в портретах, в декоративных панно Его талант ушёл от него вместе с тонкой талией, бледным цветом лица...»



1919 Бродский Исаак Израилевич (1884–1939) «Ленин и манифестация»




В.И. Ленин на III конгрессе Коминтерна, справа И.И. Бродский


1924 Бродский Исаак Израилевич (1884–1939) «В. И. Ленин на фоне Кремля»

Не пропадало ничего, ни один эскиз, ни один набросок... :)


1924 Бродский Исаак Израилевич (1884–1939) «В. И. Ленин на Красной площади»


1925


1925 Бродский Исаак Израилевич (1884–1939) «В. И. Ленин на фоне Смольного»


1927 Бродский Исаак Израилевич (1884–1939) «В. И. Ленин на фоне Волховстроя»
1927 Бродский Исаак Израилевич (1884–1939) «В.И.Ленин»


Бродский рядом с картиной «В.И.Ленин на Волховстрое»



1922 Андреев Николай Андреевич (1873-1932) «В.И.Ленин»


1923 Гринман Илья (Элиаш) Абрамович (Аврумович) (1875-1944) «В.И.Ленин»


1927 Парамонов Александр Никитич (1874–1949) «Ленин на охоте»



1927 Пчелин Владимир Николаевич (1869-1941) «Покушение на Ленина»



1927 Соколов Михаил Ксенофонтович (1885-1947) «Ленин в Смольном в Октябрьские дни 1917 года»



1927
ранний вариант, ещё без «рябого»



1934 Юон Константин Федорович (1875-1958) «Первое появление В.И. Ленина на заседании Петросовета в Смольном 25 октября 1917 года»



1927-1933 Грабарь Игорь Эммануилович (1871-1960) «В. И. Ленин у прямого провода»



1929 Бродский Исаак Израилевич (1884–1939) «Выступление В.И.Ленина на митинге рабочих Путиловского завода в мае 1917 года»

Изменения, связанные как с созданием этой модели, так и с последующим замещением легко прослеживаются в смене двух главных иконографических образцов ленинианы в 30-е годы. Первоначальную модель образа «вождя» в эстетике «большого стиля» создает Александр Герасимов в картине «Ленин на трибуне» (1930), где Ленин вдохновенно и пророчески вещает с высоты, как бы паря над толпой.


1929-1930 Герасимов Александр Михайлович (1881-1963) «В. И. Ленин на трибуне»


1920-е Уфимцев Виктор Иванович (1899-1964) «В.И. Ленин» коллаж



1930 Лабас Александр Аркадьевич (1900-1983) «Приезд Ленина в Петроград» из серии «Октябрь»

Однако этот образ Ленина как «вождя» постепенно исчезает, сменяясь (особенно в послевоенные годы) целым рядом других – восходящих к другому иконографическому источнику конца 20-х – начала 30-х годов. Этим источником является картина Исаака Бродского «Ленин в Смольном» (1930), где Ленин скромно сидит и пишет что-то на клочке бумаги. Именно она, по-видимому, послужила образцом для создания канонического образа Ленина в живописи поздней сталинской эпохи.



1930 Бродский Исаак Израилевич (1884–1939) «В.И. Ленин в Смольном»

Нет, это две разные картины, ведь как мы помним, производство было безотходным:)


1930 Бродский Исаак Израилевич (1884–1939) «Владимир Ильич Ленин в Смольном»


1933 Бродский Исаак Израилевич (1884–1939) «В. И. Ленин на трибуне 1 мая 1920 года»



1933 Пчелин Владимир Николаевич (1869-1941) «Историческое решение о вооруженном восстании на заседании ЦК РСДРП (б) 23 (10) октября 1917 года»



1934 Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (1878-1939) «Портрет В.И.Ленина»


1934 Сокольский Николай Михайлович (1900-1970) «Портрет Ленина»


1935-1936 Герасимов Сергей Васильевич (1885-1964) «В.И.Ленин на II съезде Советов среди крестьян-делегатов»



1938 Дейнека Александр Александрович (1899-1969) «В. И. Ленин на прогулке с детьми»

Ленин недолго оставался главным персонажем. Вот «первая ласточка»:


1938 Сварог Василий Семёнович (1883-1946) «В. И. Ленин и И. В. Сталин в Горках в 1923 году».



1939 Финогенов Константин Иванович (1902-1989) «Ленин на испытании электроплуга Фаулера в октябре 1921 года»

И снова «двойной портрет». Пока скромно, за плечом товарища по партии:)


1940 Владимирский Борис Еремеевич (Иеремеевич) (1878-1950) «В.И.Ленин и И.В.Сталин в Смольном»



1940-е Васильев Пётр Васильевич (1899-1975) «В. И. Ленин и И. В. Сталин за беседой»



1940-е Васильев Пётр Васильевич (1899-1975) «В.И.. Ленин, И.В. Сталин и Ф.Э. Дзержинский. 1918 год»

продолжение следует...