Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Образы русской земли в литературе. “слово о полку игореве”; – памятник древнерусской литературы

Образы русской земли в литературе. “слово о полку игореве”; – памятник древнерусской литературы

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — одно из самых сложных произведений русской классической литерату-ры. В нем множество героев, у каждого из которых — своя судьба, своя философия, своя точка зрения на мир. Но своеобразие автор-ской позиции в этом романе состоит в том, что писатель находит точки пересечения между разными героями. Такими героями, бе-зусловно, являются Сонечка Мармеладова и Раскольников.

С самого начала романа мы видим, что судьба девушки чем-то задела сердце Раскольникова. Это произошло в тот момент, когда Мармеладов в распивочной рассказал о ее жертвенном поступке: она пошла на улицу, чтобы спасти от голода свою семью.

В самые трудные, тяжелые для него дни Раскольников, порвав-ший всякую связь со своими близкими, в глубоком одиночестве несет свою боль. И когда она становиться невыносимой, он идет к Соне. Именно в ее униженной обстоятельствами и прекрасной по своей сути душе ищет он успокоения.

Несмотря на совершенное несходство этих двух людей, есть в них общее. Соня, как и Раскольников, сломала, растоптала себя. Раскольников, отрицая идею жертвенности, говорит Соне, что она тоже «переступила, смогла переступить». Речь идет о нравственной гибели личности, в этом смысле оба героя одинаково трагичны. Раскольникова влечет к Соне не только понимание общности их судеб(«убийца и блудница»), но и осознание того, что человек не может быть один. Даже пьяница Мармеладов, принесший много горя семье, считает: «Ведь надо же, чтобы у всякого человека было хоть одно такое место, где бы его пожалели». В этом смысле Рас-кольников видит спасение в милосердии Сони. Благодаря такому отношению Сони вдуше Раскольникова происходит очень важный поворот от страдания к состраданию.

Соня, с присущей ей добротой, не понимая сложных философ-ских построений Раскольникова, чувствует главное: «он ужасно, бесконечно несчастен», и она нужна ему. Для Раскольникова же Соня — воплощение бесконечных нравственных мук. Но при этом Родион знает: Соня никогда не оставит его, пойдет за ним на ка-торгу, разделит его судьбу, и это дает ему силу, проясняя будущее.

И хотя Раскольников внутренне сопротивляется принять жерт-ву Сони, на каторге он вскоре понимает, что Соня, с ее религиозно-стью, добротой и милосердием, с открытым для людей сердцем, становиться частью его существования. Как завершение этого от-крытия звучит просьба принести ему Евангелие. «Разве могут ее убеждения не быть теперь и моими убеждениями», — думает он. Раскольников видит, что религия, вера — единственное убежище для Сони. Раскольников хочет принять ее веру не по убеждению (он так и не открыл Евангелие, которое она ему дала), а в силу дове-рия и благодарности к ней, которые заставляют его смотреть на мир ее глазами.

Если Соня придерживается традиционной веры, то для Расколь-никова Бог — воплощение гуманности, способности служить не-счастным, падшим. То, что делала Соня, Раскольников постиг по сути. И затем обратил свой взор к каторжанам и почувствовал, что он им нужен. Осужденные, отверженные, они ждут от него помо-щи, так же как он сам когда-то ждал ее от Сони. Ждут помощи. Чувство отчужденности от людей в душе Раскольникова уступает место чувству общности, единения с ними, что приводит к духов-ному очищению героя. На этом прерывается история преступле-ния и наказания, а продолжается жизнь.


Похожие сочинения
  • | Просмотров: 9964

Обнищавший и опустившийся студент Родион Романович Раскольников - центральный персонаж эпохального романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Образ Сони Мармеладовой необходим автору для создания морального противовеса теории Раскольникова. Молодые герои находятся в критической жизненной ситуации, когда необходимо принять решение, как жить дальше.
С самого ӊáчаӆа повествования Раскольников ведет себя странно: он подозрителен и тревожен. В зловещий замысел Родиона Романовича читатель проникает постепенно. Выясняется, что Раскольников - «мономан», то есть человек, одержимый единственной идеей. Его мысли сводятся к одному: во что бы то ни стало он должен испытать в деле свою теорию деления людей на два «разряда» - на «высших» и «тварей дрожащих». Эту теорию Раскольников описывает в газетной статье «О преступлении». ϲᴏᴦласно статье, «высшие» наделяются правом переступить через нравственные законы и во имя великой цели принести в жертву любое количество «тварей дрожащих». Последних Раскольников считает всего лишь материалом для воспроизведения себе подобных. Именно эти «простые» люди нуждаются, по мнению Родиона Романовича, в библейских заповедях и морали. «Высшие» - это «новые законодатели» для серой массы. Для Раскольникова главный пример такого «законодателя» - Наполеон Бонапарт. Сам Родион Романович вынужден начинать свой путь «высшего» с поступков совсем другого масштаба.
О Соне и ее жизненных обстоятельствах мы впервые узнаем из адресованного Раскольникову рассказа бывшего титулярного советника Мармеладова - ее отца. Алкоголик Семен Захарович Мармеладов прозябает вместе с женой Катериной Ивановной и тремя маленькими детьми - жена и дети голодают, Мармеладов пьет. Соня - его дочь от первого брака - живет на съемной квартире «по желтому билету». Мармеладов объясняет Раскольникову, что она решилась пойти на такой заработок, не выдержав постоянных упреков чахоточной мачехи, называвшей Соню дармоедкой, которая «ест и пьет и теплом пользуется». На самом деле это кроткая и безответная девушка. Всеми силами она пытается помочь тяжело больной Катерине Ивановне, голодающим сводным сестрам и брату и даже своему непутевому отцу. Мармеладов рассказывает, как он обрел и потерял работу, пропил новый, купленный на деньги дочери мундир, после чего ходил просить у нее «на похмелье». Соня ни в чем его не упрекнула: «Тридцать копеек вынесла, своими руками, последние, все что было, сам видел… Ничего не сказала, только молча на меня посмотрела».
Раскольников с Соней находятся на одном и том же бедственном жизненном уровне. «Будущий Наполеон» обитает на чердаке в убогой каморке, которую автор описывает такими словами: «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стен обоями, и до того ʜᴎɜкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок». Родион Романович дошел до крайней черты бедности, но в этом положении ему чудится странное величие: «Трудно было более опуститься и обнеряшиться; но Раскольникову это было даже приятно в его теперешнем состоянии духа».
Простым выходом из тяжелого финансового положения Родион Романович считает убийство. Однако в этом решении превратиться в кровавого преступника главную роль играют отнюдь не деньги, а безумная идея Раскольникова. Прежде всего, он стремится проверить свою теорию и убедиться в том, что он - не «тварь дрожащая». Для этого нужно «переступить» через труп и отвергнуть общечеловеческие нравственные законы.
Жертвой этого морального эксперимента была выбрана злая старуха-процентщица Алена Ивановна. Ее Раскольников считает «вошью», которую он, ϲᴏᴦласно своей теории, может раздавить без всякой жалости. Но, зарубив Алену Ивановну и ее сводную сестру Лизавету, Родион Романович вдруг обнаруживает, что он больше не может нормально общаться с людьми. Ему начинает казаться, что все вокруг знают о его поступке и изощренно над ним издеваются. В романе с тонким психологизмом показано, как под влиянием этого ошибочного убеждения Раскольников начинает подыгрывать своим «обличителям». Например, он нарочно затевает разговор об убийстве старухи-процентщицы с Заметовым, письмоводителем полицейской конторы.
При этом Раскольников по-прежнему способен время от времени отвлекаться от своей богатой внутренней жизни и обращать внимание на происходящее вокруг него. Так, он становится свидетелем несчастного случая с Семеном Мармеладовым - пьяный чиновник попадает под лошадь. В сцене исповедования раздавленного и доживающего последние минуты Мармеладова автор дает первое описание Софьи Семеновны: «Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами». Узнав о происшествии, она прибегает к отцу в своей «рабочей одежде»: «наряд ее был грошовый, но разукрашенный по-уличному, под вкус и правила, сложившиеся в своем особом мире, с ярко и позорно выдающеюся целью». Мармеладов умирает у нее на руках. Но даже после этого Соня посылает младшую сестру Поленьку догнать Раскольникова, который пожертвовал свои последние деньги на похороны, чтобы узнать его имя и адрес. Позже она наведывается к «благодетелю» и приглашает его на поминки отца.
Это мирное мероприятие не обходится без скандала: Соню несправедливо обвиняют в краже. Несмотря на благополучный исход дела, Катерина Ивановна с детьми лишаются крова - их выгоняют со съемной квартиры. Теперь все четверо обречены на скорую гибель. Понимая это, Раскольников предлагает Соне сказать, как бы она поступила, будь у нее власть заранее лишить жизни оклеветавшего ее Лужина. Но Софья Семеновна не хочет отвечать на этот вопрос - она выбирает покорность судьбе: «Да ведь я божьего промысла знать не могу… И к чему вы спрашиваете, чего нельзя спрашивать? К чему такие пустые вопросы? Как может случиться, чтоб это от моего решения зависело? И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?»
Несмотря на чуждые ему убеждения, Раскольников чувствует в Соне родственную душу, ведь они оба - отверженные. Он ищет у нее сочувствия, поскольку понимает, что его теория оказалась несостоятельной. Теперь Родион Романович предается извращенному удовольствию самоуничижения. Однако, в отличие от идейного убийцы, Соня - «дщерь, что мачехе злой и чахоточной, детям чужим и малолетним себя предала». У нее есть четкий нравственный ориентир - библейская мудрость очистительного страдания. Когда Раскольников рассказывает Мармеладовой о своем преступлении, она жалеет его и, упирая на библейскую притчу о воскрешении Лазаря, убеждает покаяться в содеянном. Соня намерена разделить с Раскольниковым превратности каторжной жизни: она считает себя виноватой в нарушении библейских заповедей и ϲᴏᴦласна «пострадать», чтобы очиститься.
Важная черта для характеристики обоих персонажей: каторжники, отбывавшие наказание вместе с Раскольниковым, испытывают к нему жгучую ненависть и одновременно очень любят навещающую его Соню. Родиону Романовичу говорят, что «ходить с топором» - не барское дело; его называют безбожником и даже хотят убить. Соня же, следуя своим раз и навсегда установленным понятиям, ни на кого не смотрит свысока, ко всем людям она относится с уважением - и каторжные отвечают ей взаимностью.
Закономерный вывод из взаимоотношений этой пары центральных героев романа: без жизненных идеалов Сони путь Раскольникова мог завершиться только самоубийством. Федор Михайлович Достоевский предлагает читателю не только воплощенные в главном герое преступление и наказание. Жизнь Сони ведет к покаянию и очищению. Благодаря этому «продолжению пути» писателю удалось создать целостную, логически завершенную систему образов. Взгляд на происходящее с двух существенно отличающихся точек зрения придает действию дополнительный объем и убедительность. Великому русскому писателю удалось не только вдохнуть в своих героев жизнь, но и привести их к благополучному разрешению самых тяжелых коллизий. Эта художественная завершенность ставит роман «Преступление и наказание» в один ряд с величайшими романами мировой литературы.

Лекция, реферат. Родион Раскольников и Соня Мармеладова в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.




Достоевский написал свой роман "Преступление и наказание" после каторги. Именно в это время убеждения Федора Михайловича приняли религиозную окраску. Обличение несправедливого общественного устройства, поиски правды, мечта о счастье для всего человечества сочетались в этот период в его характере с неверием в то, что мир можно переделать насильно. Писатель был убежден в том, что зла невозможно избежать ни при каком устройстве общества. Он считал, что оно исходит из человеческой души. Федор Михайлович поднимал вопрос о необходимости нравственного усовершенствования всех людей. Поэтому он решил обратиться к религии.

Соня - идеал писателя

Соня Мармеладова и Родион Раскольников - два главных героя произведения. Они представляют собой как будто два встречных потока. Идейную часть "Преступления и наказания" составляют их мировоззрения. Сонечка Мармеладова является писателя. Это носитель веры, надежды, сочувствия, любви, понимания и нежности. По мнению Достоевского, именно таким должен быть каждый человек. Эта девушка является олицетворением правды. Она считала, что у всех людей есть равное право на жизнь. Сонечка Мармеладова была твердо убеждена в том, что путем преступления нельзя добиться счастья - ни чужого, ни своего. Грех всегда остается грехом. Неважно, кто совершил его и во имя чего.

Два мира - Мармеладовой и Раскольникова

Родион Раскольников и Соня Мармеладова существуют в разных мирах. Подобно двум противоположным полюсам, эти герои не могут друг без друга. Идея бунта воплощена в Родионе, тогда как Сонечка Мармеладова олицетворяет смирение. Это глубоко верующая высоконравственная девушка. Она верит в то, что в жизни есть глубокий внутренний смысл. Идеи Родиона о том, что все существующее бессмысленно, ей непонятны. Во всем Сонечка Мармеладова видит божественное предопределение. Она считает, что ничего не зависит от человека. Истина этой героини - бог, смирение, любовь. Для нее смысл жизни - великая сила сочувствия и сострадания к людям.

Раскольников же беспощадно и страстно судит мир. Он не может мириться с несправедливостью. Именно отсюда проистекает его преступление и душевные мучения в произведении "Преступление и наказание". Сонечка Мармеладова, подобно Родиону, тоже переступает через себя, однако она делает это совсем не так, как Раскольников. Героиня приносит себя в жертву другим людям, а не убивает их. В этом автор воплотил идею о том, что у человека нет права на личное, эгоистическое счастье. Необходимо учиться терпению. Достичь истинного счастья можно лишь через страдание.

Почему Соня принимает преступление Родиона близко к сердцу

Согласно мысли Федора Михайловича, человеку необходимо ощущать ответственность не только за свои поступки, но и за любое зло, творимое в мире. Именно поэтому Соня чувствует, что в преступлении, совершенном Родионом, есть и ее вина. Она принимает поступок этого героя близко к сердцу и разделяет его нелегкую судьбу. Раскольников решается открыть свою страшную тайну именно этой героине. Ее любовь возрождает его. Она воскрешает Родиона к новой жизни.

Высокие внутренние качества героини, отношение к счастью

Образ Сонечки Мармеладовой является воплощением лучших человеческих качеств: любви, веры, жертвенности и целомудрия. Даже будучи окруженной пороками, вынужденная отдать в жертву собственное достоинство, эта девушка сохраняет чистоту своей души. Она не теряет веру в то, что в комфорте нет счастья. Соня говорит, что "человек не родится для счастья". Оно покупается страданием, его надо заслужить. Падшая женщина Соня, загубившая свою душу, оказывается "человеком высокого духа". Эту героиню можно поставить в один "разряд" с Родионом. Однако она осуждает Раскольникова за презрение к людям. Его "бунта" Соня не может принять. А ведь герою казалось, что его топор был поднят и во имя нее.

Столкновение Сони и Родиона

По мысли Федора Михайловича, эта героиня воплощает русскую стихию, народное начало: смирение и терпение, и к человеку. Столкновение Сони и Родиона, их противоположные мировоззрения являются отражением внутренних противоречий писателя, тревоживших его душу.

Соня надеется на чудо, на бога. Родион же убежден в том, что бога нет, а чуда ждать бессмысленно. Этот герой раскрывает перед девушкой тщетность ее иллюзий. Раскольников говорит о том, что ее сострадание бесполезно, а ее жертвы безрезультатны. Вовсе не из-за позорной профессии является грешницей Сонечка Мармеладова. Характеристика этой героини, данная Раскольниковым во время столкновения, не выдерживает никакой критики. Он считает, что ее подвиг и жертвы напрасны, однако в конце произведения именно эта героиня возрождает его к жизни.

Способность Сони проникнуть в душу человека

Загнанная жизнью в безвыходное положение, девушка пытается предпринять что-то и перед лицом смерти. Она, подобно Родиону, действует согласно закону свободного выбора. Однако, в отличие от него, она не потеряла веру в человечество, что отмечает Достоевский. Сонечка Мармеладова - героиня, которой не нужно примеров, чтобы понять, что люди добры по своей природе и заслуживают самой светлой доли. Именно она, и только она, способна сострадать Родиону, поскольку ее не смущает ни уродливость его социальной судьбы, ни физическое уродство. Соня Мармеладова проникает в суть души через ее "коросту". Она не спешит никого осуждать. Девушка понимает, что за внешним злом всегда таятся непонятные или неизвестные причины, которые привели ко злу Свидригайлова и Раскольникова.

Отношение героини к самоубийству

Эта девушка стоит вне законов мира, терзающего ее. Ее не интересуют деньги. Она по собственной воле, желая прокормить свою семью, пошла на панель. И именно по своей несокрушимой и твердой воле она не покончила жизнь самоубийством. Когда перед девушкой встал этот вопрос, она тщательно обдумала его и выбрала ответ. В ее положении самоубийство было бы эгоистическим поступком. Благодаря ему она была бы избавлена от мучений и позора. Самоубийство вытащило бы ее из "зловонной ямы". Однако мысль о семье не позволила ей решиться на этот шаг. Мера решимости и воли у Мармеладовой намного выше, чем предполагал Раскольников. Для того чтобы отказаться от самоубийства, ей необходимо было больше стойкости, чем для того, чтобы совершить этот поступок.

Разврат для этой девушки был горше смерти. Однако смирение исключает самоубийство. В этом раскрывается вся сила характера этой героини.

Любовь Сони

Если определить одним словом натуру этой девушки, то слово это - любящая. Любовь к ближнему у нее была деятельной. Соня умела отзываться на боль другого человека. Это особенно проявилось в эпизоде признания Родиона в убийстве. Это качество делает ее образ "идеальным". Приговор в романе произносится автором с позиций этого идеала. Федор Достоевский в образе своей героини представил пример всепрощающей, всеобъемлющей любви. Она не знает зависти, не хочет ничего взамен. Эту любовь даже можно назвать невысказанной, ведь девушка никогда не говорит о ней. Однако это чувство переполняет ее. Только в форме поступков оно выходит наружу, но никогда не в форме слов. Безмолвная любовь становится от этого только прекраснее. Перед ней преклоняется даже отчаявшийся Мармеладов.

Перед девушкой падает ниц и сумасшедшая Катерина Ивановна. Даже Свидригайлов, этот вечный развратник, уважает за нее Соню. Не говоря о Родионе Раскольникове. Этого героя ее любовь исцелила и спасла.

Автор произведения путем размышлений и нравственных исканий пришел к мысли о том, что любой человек, обретающий Бога, по-новому смотрит на мир. Он начинает переосмысливать его. Именно поэтому в эпилоге, когда описывается нравственное воскрешение Родиона, Федор Михайлович пишет, что "начинается новая история". Любовь Сонечки Мармеладовой и Раскольникова, описанная в конце произведения, - самая светлая часть романа.

Бессмертный смысл романа

Достоевский, справедливо осудив Родиона за его бунт, оставляет победу за Соней. Именно в ней он видит высшую правду. Автор хочет показать, что страдание очищает, что оно лучше, чем насилие. Вероятнее всего, в наше время была бы изгоем Сонечка Мармеладова. Образ в романе этой героини слишком далек от норм поведения, принятых в обществе. И далеко не каждый Родион Раскольников будет сегодня страдать и мучиться. Однако до тех пор, пока "мир стоит", всегда живы и будут жить душа человека и его совесть. В этом и состоит бессмертный смысл романа Достоевского, которого по праву считают великим писателем-психологом.

В настоящий момент нет единого мнения насчет того, кто именно был автором произведения. Известно, что это был общественный деятель и поэт, образованный, выдающийся человек своего времени.

Историческая основа памятника – поход на половцев в 1185 году новгород-северского князя Игоря Святославовича, его сына Владимира и брата Всеволода. Герои: Игорь и Всеволод (братья); мужественны, честолюбивы, целеустремленны. Ярославна (жена князя Игоря) воплощает лиричное, женственное начало. Это обобщенный женский образ. Образ киевского князя Святослава (двоюродного брата Игоря и Всеволода) символизирует идею объединения Руси.

Композиционно “Слово…” делится на три части: вступление, повествовательная часть и заключение (“Будьте здравы, князья и дружина…”) “Золотое слово” Святослава – композиционный центр произведения. Особенности – композиция мозаичная. Наличие нескольких повествователей.

Идея “Слова…” – патриотическая. Объединение Руси как средство избежать кровавых княжеских междоусобиц.

Образная система “Слова…”: Святослав как воплощение государственной мудрости, Ярославна – символ женственности, образ автора, образ князя Игоря. Художественное совершенство “Слова…”. Русская земля – основной художественный образ “Слова…”. Связь с фольклором: сказочные мотивы, повторы, прием одушевления природы (плач Ярославны).



  1. Сюжетную основу “Слова о полку Игореве” составляют подлинные исторические события: неудачный поход Новгород-Северского князя Игоря Святославовича против степных кочевников половцев весной 1185 года, который закончился...
  2. Почему, на ваш взгляд, “Слово о полку Игореве” ряд исследователей относят к воинским повестям? Ответ обоснуйте. О жанре “Слова о полку Игореве” в литературоведении нет...
  3. Поэма “Слово о полку Игореве” написана на древнерусском языке неизвестным автором, современником того времени. Он рассказывает о походе русских князей против половцев в 1185 году,...
  4. Создатель “Слова о полку Игореве” написал свое произведение в 1185 году. В это время Великая Русь и Киев находились в трудном положении. Огромное государство, созданное...
  5. “Слово о полку Игореве” – величайший памятник древнерусской литературы, которая во многом определялась особой ролью христианской религии в жизни общества. Вот почему для людей той...
  6. В 80-х годах XII в. неизвестный нам автор создал величайшее произведение древнерусской литературы – “Слово о полку Игореве”. Открытие и публикация в 1800 г. “Слова”...
  7. Гениальный общий литературный памятник русского, украинского, белорусского народов – “Слово о полку Игореве” – был открыт случайно в 1795 году собирателем русских древностей Мусиным-Пушкиным. Высокие...
  8. Главным героем “Слова” является не какой – либо из князей, а русский народ, Русская земля, а потому образ Русской земли занимает в нем центральное место....
  9. “Слово о полку Игореве” – удивительнейший памятник древнерусской литературы. Более восьми веков назад неизвестный автор написал эти немудреные строки, а сколько научных статей и художественных...
  10. “Слово о полку Игореве” является художественным памятником не только русской поэзии, но всех восточнославянских литератур. Открыт он был знатоком русской древности А. И. Мусиным-Пушкиным в...
  11. Вторая часть “Слова…” – идейный центр произведения. Без исторического комментария невозможно понять высокий и трагический пафос обращения автора к князьям, постичь ту глубину страдания, которая...
  12. Вот свидетельства прошедших годов о том, когда впервые упоминается и от чего происходит название “Русская земля” и кто раньше начинает княжить в Киеве, – об...
  13. Драгоценнейший памятник древнерусской литературы – “Слово о полку Игореве”. Это произведение посвящено походу 1185 года новгорд-северского князя Игоря Святославича на половцев. На примере неудачи Игоря...

Дорогие девятиклассники, выкладываю обещанный материал (в двух отдельных сообщениях).

Напоминаю, что вы должны его внимательно прочитать и использовать для создания презентации.

Патриотический пафос «Слова…» в том, что главный герой его – Русская земля. «Слово…» с необыкновенной силой отразило главное бедствие своего времени – отсутствие государственного единства Древней Руси. Суть поэмы – призыв русских князей к единению.

Свой призыв к единению, своё чувство единства родины автор «Слова о полку Игореве» воплотил в живом, конкретном образе Русской земли. Ещё раз повторю, что героем «Слова…» является не какой-либо князь, а русский народ, Русская земля. К ней, Русской земле, обращена вся полнота личных чувств автора. Образ её очерчен широко и свободно. Автор рисует обширные пространства Русской земли, ощущает родину как единое, огромное, живое существо.

Едва ли в мировой литературе есть произведение, в котором были бы одновременно втянуты в действие такие огромные географические пространства. Половецкая степь («страна незнаема»), «синее море», Дон, Волга, Днепр, Донец, Дунай, Западная Двина, Рось, Сула, Стугна, Немига, а из городов – Корсунь, Тмуторокань, Киев, Полоцк, Чернигов, Курск, Переяславль, Белгород, Новгород, Галич, Путивль и др. Вся Русская земля находится в поле зрения автора, введена в круг повествования. При этом автор «Слова…» не выключает Русь из состава окружающих её народов, заставляя прислушиваться к происходящим в неё событиям немцев и венецианцев, греков и моравов, а половцы и литовские племена непосредственно втянуты в ход русской истории.

Ветер, солнце, грозовые тучи, в которых трепещут синие молнии, утренний туман, щёкот соловьиный по ночам и галочий крик утром, вечерние зори и утренние восходы и многое другое составляют необычайно широкий фон, на котором разворачивается действие «Слова…», передают ощущение бескрайних просторов родины.

Люди чувствуют себя частью природы, доверяют ей свои беды и радости, ищут отклик на свои помыслы, сравнивают себя с животными и птицами. Например, Святослав Киевский сравнивает себя с соколом, который после линьки надел оперение взрослой птицы и «не даст гнезда своего в обиду». Сокол и на самом деле отважно защищает своё гнездо от птиц, даже значительно более сильных, чем он сам.

Или Ярославна, которая в тяжёлую минуту обращается к силам природы за помощью: к ветру, лелеющему корабли на синем море, к Днепру, пробившему каменные горы сквозь землю Половецкую, к солнцу, которое в степи безводной простёрло жгучие лучи свои на русских воинов. Ярославна не только просит у природы помощи для попавшего в плен Игоря, но и скорбит по всей дружине, полёгшей в сражении с половцами.

В радостях и печалях русского народа принимает участие вся русская природа: понятие родины – Русской земли – включает в себя и историю, и города, и пейзаж.

Автор никогда не изображает природу в спокойном состоянии. Природа активно участвует в событиях и наделена человеческими качествами: степные звери и птицы предчувствуют поражение русского войска; вместе с половцами на русских надвигаются чёрные тучи; природа помогает Игорю в бегстве из плена.

Автор говорит о мирном труде русских «ратаев» (т.е. пахарей), нарушенном усобицами князей; о жёнах русских воинов, оплакивающих своих мужей, павших в битве за Русь; о горе всего русского народа после поражения Игоря, о гибели достояния русского народа, о радости жителей городов при возвращении Игоря. Его войско – это, прежде всего «русичи», русские сыны. Они идут на половцев за родину. Переходя границу Руси, они прощаются с Русской землёй в целом, а не с Новгород-Северским княжеством, не с Курском или Путивлем: «О Русская земля! ты уж за холмом».

Понятие родины включает для автора «Слова…» и её историю. В зачине к «Слову…» автор говорит, что он собирается вести своё повествование «от старого Владимира до нынешнего Игоря» . Излагая историю несчастного похода князя Игоря на половцев, автор охватывает события русской жизни за полтора столетия и ведёт своё повествование, постоянно обращаясь от современности к истории, сопоставляя прошлые времена с настоящим. Например, вспоминает века Трояновы, годы Ярославовы, походы Олеговы.

Русская земля – основной художественный образ «Слова о полку Игореве». Автор пишет ради Русской земли, стонущей от набегов половцев, жалеет её, любит и именно ей посвящает свои думы, тревоги. Идеал автора – могущество Русской земли, единство русских князей, которых хочет видеть братьями, способными почувствовать чужую боль и помочь в горе. «Слово» – это урок сочувствия, сопереживания и любви к своей земле.