Каннибализм, возможно, является самым главным табу в разных культурах. Большинство адекватных, здравомыслящих людей никогда не думали о том, чтобы съесть плоть другого человека. Это нормальным людям и в голову не приходит, более того - сама мысль вызывает тошноту и отвращение. Конечно, есть определенные ситуации, в которых поедание плоти человека - это единственный способ, чтобы выжить, не умереть, но есть и другие, более тревожные, страшные истории о том, когда человек становится каннибалом без каких-либо видимых причин, кроме той, что он просто наслаждается вкусом человеческого мяса. Следующие случаи каннибализма не для слабонервных, читайте на свой страх и риск. Но это нужно знать, так как все истории имели место в реальной жизни. Итак, на что способны некоторые люди? Читайте и удивляйтесь!
В холодный октябрьский день в 1972 году, самолет, летевший в Уругвай, на борту которого была команда регби, потерпел крушение на неопознанной горе, находящейся между Чили и Аргентиной. На место крушения было отправлено несколько лучших поисковых групп, и после 11-дневного поиска команду списали со счетов, посчитали мертвой. Чудесным образом некоторые члены команды смогли выжить, более двух месяцев они были без пищи или воды. Но это благодаря тому, что у них все же была еда. Команда была вынуждена съесть тела своих товарищей, которые погибли рядом с ними. Набравшись сил, двое мужчин (Нандо Паррадо и Роберто Канесса) отправились в поход по горам и наконец нашли помощь. Из 45 человек, которые были на борту самолета, только 16 удалось выжить и пройти через все эти неприятные испытания.
Этого вождя, проживавшего на острове Фиджи, считают самым страшным каннибалом в истории всего человечества. Со слов его сына, он не ел ничего, кроме человеческой плоти. Когда у него оставалась хоть какая-то «пища», он прятал ее на потом и ни с кем не делился. Его жертвами были в основном солдаты и военнопленные. Удре использовал камни, чтобы следить за тем, сколько тел он ел. Считается, что Удре Удре съел около 872 человек за всю свою жизнь. Его убеждения о пользе людоедства не совсем ясны, но тем не менее Удре Удре занесен в Книгу рекордов Гиннеса как «Самый страшный каннибал».
Этот человек был членом группы миссионеров, он работал на островах Фиджи, где в 1800-х годах процветал каннибализм. Ситуация была слишком шоковой для многих миссионеров: мужчины и женщины убивали и съедали людей, причем основными жертвами становились те, кто был побежден в битве. Некоторые даже были вынуждены смотреть, как их разорванные конечности поглощали их победители. Несмотря на ужасающее окружение, миссионеры остались целыми и невредимыми. Так было до тех пор, пока преподобный Томас Бейкер еще глубже не погрузился в крупнейший остров Фиджи с группой других миссионеров. Племя, которое обитало в этом районе, убило и съело всю его команду. Затем племя переживало период плохих урожаев и таинственных смертей, которые они приписывали проклятию, наложенному на них Богом христиан за то, что они съели одного из Его избранных. Они попробовали все, чтобы избавиться от этого проклятия, включая тот факт, что они даже приглашали родственников Бейкера и проводили традиционные церемонии прощения.
В 1884 году корабль «Миньонетта», который отплыл из Англии в Австралию, потерпел кораблекрушение. Четверым членам экипажа удалось выжить, они продолжили плыть на борту четырехметровой спасательной шлюпки. Девятнадцать дней не прошли бесследно. Они были без еды и питьевой воды и начали прибегать к каннибализму. Ричард Паркер был самым молодым - ему исполнилось только 17, у него не было ни жены, ни детей, ему не к кому было возвращаться. Он также был плотного телосложения, поэтому остальные трое решили убить и съесть Паркера, чтобы хоть немного утолить чувство голода и продлить себе жизнь. Пять дней спустя лодку вымыло на берег, и в конечном итоге троих мужчин осудили за убийство и людоедство. Позднее их освободили, но только после того, как присяжные посочувствовали их ситуации.
Золотая лихорадка отправила многих американских старателей на запад в поисках богатства в конце 1800-х годов. Одним из таких энтузиастов был Альфред Пэкер. Этот человек и пять других его «компаньонов» отправились в Колорадо на поиски золота, но ситуация стала кошмарной, когда Пэкер пришел в соседний лагерь, чтобы сообщить о шторме, который недавно прошел. Он утверждал, что его товарищи отправились на поиски пищи и еще не вернулись. Вы, вероятно, можете догадаться по названию этой статьи, что с его пропавшими без вести товарищами случилось на самом деле. Конечно, Пэкер был тем, кто искал еду и нашел ее в плоти своих спутников. После жизни в бегах в течение девяти лет полиция догнала его, и Пэкера приговорили к 40 годам лишения свободы. Он был освобожден в 1901 году, а в тюрьме, как сообщается, он кардинально изменил свой образ жизни. Он стал вегетарианцем.
Он был не только каннибалом, но еще серийным убийцей и насильником, который издевался над детьми. Его все так сильно боялись, что его помнят под такими прозвищами, как Бруклинский вампир, Серый призрак и Лунный маньяк. Точное количество жертв неизвестно, но многие утверждают, что Фиш совершил около 100 убийств, хотя только три инцидента указывали на его участие. Он специально преследовал, калечил и убивал людей с умственными недостатками (детей и стариков), потому что он чувствовал, что их никто не будет искать. После того как он написал письмо родителям 10-летнего Грейси Бадда, которого он похитил, убил, а затем частично съел, Альберта в конечном итоге удалось поймать, и его приговорили к смерти. А зацепкой стали именно его ужасающие письма, которые он писал родителям Грейси, где рассказывал им о том, что он сделал с их ребенком.
Ростовский мясник, он же Андрей Чикатило, был серийным убийцей, насильником и каннибалом, который убивал людей на территории России и Украины. Он признался в убийстве более чем 50 женщин и детей в период с 1978 по 1990 г. После того как Чикатило поймали и арестовали, милиционеры почувствовали странный запах, который исходил из пор его кожи. Этот запах гнили напоминал запах человеческой плоти. И все сразу встало на свои места. Некоторых своих жертв он просто съедал, дабы не оставить никаких следов и зацепок. Его казнили 14 февраля 1994 года. В результате расследования и последующего судебного разбирательства было разрешено более 1000 не связанных с ним преступлений, включая убийства и сексуальные посягательства.
Александр Пирс - смесь между выжившей жертвой и прирожденным каннибалом. После очередного побега из австралийской тюрьмы в начале 19-го века он и восемь других беглецов прошлись по лесам Тасмании, а потом поняли, что им не хватает еды. После долгих странствий нескольких заключенных съели, но Пирсу и двум остальным заключенным удалось выжить, так как они были лучшими. Но вскоре он убил и съел остальных беглецов, и в итоге его поймали и отправили обратно в тюрьму. Но вскоре ему снова удалось сбежать с другим заключенным, и вы, наверное, догадались, что он также сначала его убил, а затем съел. На этот раз, когда Пирса поймали, в его карманах нашли части тела другого беглеца. Вскоре Александра Пирса приговорили к смертной казни и повесили в Хобарте 19 июля 1824 года (ровно в 9:00 утра). Последние его слова были такими: «Плоть человека очень вкусная. Это вкуснее, чем рыба или свинина».
Название «каннибалы» произошло от «кани́ба» - имени, которым называли до Колумба жители Багамских островов обитателей Гаити , ужасных людоедов . Впоследствии название «каннибал» стало равнозначным антропофагу, хотя, по Геррере, canibal значило собственно «храбрый».
Синоним антропофагия происходит от греческого ἄνθρωπος, anthropos - «человек» и φαγειν, phagein - «поглощать».
Бытовой каннибализм практиковался на древнейшей стадии каменного века , с увеличением пищевых ресурсов сохранился лишь как исключительное, вызванное голодом явление. В частности, нехваткой пищевых ресурсов в суровых условиях жизни объясняют каннибализм неандертальцев . Религиозный каннибализм сохранялся дольше, выражался в поедании различных частей тел убитых врагов, умерших сородичей; был основан на убеждении, что сила и другие свойства убитого переходили к поедающему. У племён, практиковавших каннибализм, вследствие поедания мозга жертвы были распространены болезни, вызывавшиеся прионами , например, болезнь Куру .
О племенах людоедов упоминают уже многие писатели древности и путешественники средних веков; у них же встречаются указания на случаи людоедства и у культурных народов, вызванные голодом. В новые времена (с XVI в.) каннибализм был найден и описан у многих народов, во всех частях света (в том числе и в Европе). Достоверно известно, что он практиковался до недавнего времени во внутренней Африке , в Папуа - Новой Гвинее, на некоторых островах Малайского архипелага, во внутренних частях Бразилии . Ещё в XIX и в начале XX века каннибализм был распространён и на многих группах островов Полинезии и Меланезии , в Австралии , у некоторых народов северо-западной Америки , в Южной Африке и т. д.
В мифах, преданиях, языке, верованиях, обычаях имеются указания и на то, что каннибализм не был чужд и предкам культурных народов; следы его можно отметить в мифологии греков, в преданиях и сказках немцев, славян и т. д. Некоторые исследователи предполагают даже, что людоедство характеризует собой одну из стадий развития - род болезни, через которую должно было пройти всё человечество, все племена в известный, более или менее отдалённый период их жизни. Такое предположение невозможно доказать; доисторическая археология не даёт ему достаточных подтверждений. Правда, были замечены как будто некоторые следы людоедства в отложениях каменного века (пещерах) Бельгии , Италии , Франции , даже в некоторых древних могилах или курганах; но, во-первых, следы эти очень редки, недостаточно явственны и некоторыми признаются совершенно неубедительными, а во-вторых, известно много пещер и мест погребения, давших обильные остатки каменного века, в том числе и остатки человеческой трапезы, расколотые и иногда обглоданные кости различных животных - но между ними не было найдено ни одной подвергшейся подобному же раскалыванию или обгладыванию кости человека. Не подлежит, однако, сомнению, что каннибализм прежде был распространён гораздо шире, чем теперь, и что следы употребления человеческого мяса в смысле непосредственного питания им или в религиозных, суеверных и символических целях замечены у многих народов.
Вопрос о причинах, вызывавших людоедство, не разъяснён вполне и по настоящее время; они могли быть различны - то чисто физиологические, именно голод, то психические, соединённые с известными представлениями. С другой стороны, однажды возникнув, людоедство могло поддерживаться и даже получить более широкое распространение вследствие удовольствия, вызываемого этим способом питания. Голод, недостаток в дичи и вообще в мясе - вот, по-видимому, побудительные поводы к людоедству у пешересов Огненной Земли, у жителей некоторых островов Полинезии, в Бразилии, хотя и тут были известны народы, питающиеся исключительно растительной пищей. Местами в известное время года население (напр., первобытные аборигены Австралии) вынуждено вообще голодать, и тогда, в особенности если далёкие поиски за дичью приводили его к столкновению с другим племенем, павшие и взятые в плен враги легко могли быть употреблены в пищу. Затем, одним из наиболее первобытных мотивов каннибализма должна быть признана ярость, инстинктивное желание уничтожить врага в буквальном смысле этого слова. Примеры такой ярости представляет и история культурных народов, когда разъярённая толпа, убив ненавидимого ею человека, терзала его на части, пожирала его сердце , лёгкие и т. д. Такие случаи были отмечены в разных странах и в различные эпохи. Слепая ярость осмысливается впоследствии представлением, что съедением врага последний совершенно уничтожается, или что его дух переходит в дух его победителя, даёт ему новую силу и храбрость. Вследствие этого съедаются преимущественно известные части тела: глаза, сердце, печень , мозг , или пьётся кровь и т. д., в которых особенно предполагается жизненная или одушевляющая тело сила. У некоторых народов убивались и съедались старики, чтобы душа их не умерла вместе с телом путём постепенной дряхлости, а продолжала бы жить в их потомках и сородичах. Первобытный человек не мог дойти до представления о вечности; боги должны были умирать, как и люди; даже в Греции показывались могилы Зевса, Диониса, Афродиты и т. д. Поэтому воплощённый бог или жрец его, а также царь у некоторых народов убивались, дабы их души могли перейти ещё в полной силе в души других смертных. Впоследствии вместо царя или бога в жертву стали приноситься другие лица. У семитов в важных случаях приносился иногда в жертву для блага народа царский сын; обычай принесения в жертву первенцев существовал у многих народов. В таинствах Митры приносился в жертву мальчик, тело которого съедалось потом всеми присутствовавшими; у ацтеков Мексики также был религиозный обычай съедания бога, который чествовался в течение года в образе красивого юноши. Позже съедание бога заменяется съеданием посвящённого ему животного или хлеба, которому придаётся иногда человекообразная форма (как и теперь ещё кое-где в Европе после жатвы, из первого обмолоченного хлеба). У многих первобытных племён людоедство заключало в себе нечто религиозное, таинственное и совершалось ночью, при участии жрецов или шаманов и т. д. У других подобных народов оно превращалось просто в обжорство, для удовлетворения которого предпринимались набеги на соседние племена с целью захвата пленных. Такие племена каннибалов часто в культурном отношении стояли выше их окружающих, например монбутту тропической Восточной Африки или жители островов Фиджи . Когда путешественник Георг Швейнфурт гостил у короля монбутту, людоедство всячески скрывалось от европейца, так как королю было известно, что белые относятся к этому обычаю с отвращением.
Карта распространения каннибализма, изданная в Германии в 1893
К началу ХХ века племенное людоедство существовало только во внутренней Африке и кое-где в Меланезии. Народ короваи , называемый также колуфо , населяющий юго-восток Папуа - Новой Гвинеи , можно считать последним в мире из сохранившихся людоедских племён. Американский антрополог Марвин Харрис занимался исследованием людоедства и табу на пищу. Он утверждал, что каннибализм бывал в традиции у небольших замкнутых групп, но исчезал при переходе к более крупным поселениям. Народ ацтеков был здесь исключением. Хорошо известен случай поедания покойников в племени фор в Новой Гвинее , приведший к эпидемии куру . Часто то, что, казалось бы, хорошо документировано, не имеет реальных свидетельств. Имеются мнения, что хотя посмертное расчленение практиковалось в погребальных ритуалах, людоедство при этом места не имело. Марвин Харрис заключил, что каннибализм имел-таки место в период голода, совпавший с прибытием европейцев, и был возведён в религиозный ритуал. В средневековой медицине существовало объяснение каннибализма, основной идеей которого было существование чёрной жёлчи , находящейся в оболочках желудочка сердца и ответственной за пристрастие к человеческой плоти .
… они выкапывали трупы, потом стали убивать своих пленников, а с усилением горячечного бреда дошли до того, что начали пожирать друг друга; это - факт, не подлежащий ни малейшему сомнению: очевидец Будзило сообщает о последних днях осады невероятно ужасные подробности, которых не мог выдумать… Будзило называет лиц, отмечает числа: лейтенант и гайдук съели каждый по двое из своих сыновей; другой офицер съел свою мать! Сильнейшие пользовались слабыми, а здоровые - больными. Ссорились из-за мёртвых, и к порождаемым жестоким безумием раздорам примешивались самые удивительные представления о справедливости. Один солдат жаловался, что люди из другой роты съели его родственника, тогда как по справедливости им должен был питаться он сам с товарищами. Обвиняемые ссылались на права полка на труп однополчанина, и полковник не решился прекратить эту распрю, опасаясь, как бы проигравшая тяжбу сторона из мести за приговор не съела судью.
Служилых людей он бил и мучил напрасно и, пограбя у них хлебные запасы, из острожка их вон выбил, а велел им идти есть убитых иноземцев, и служилые люди, не желая напрасною смертию помереть, съели многих мёртвых иноземцев и служилых людей, которые с голоду померли, приели человек с пятьдесят; иных Поярков своими руками прибил до смерти, приговаривая: «Не дороги они, служилые люди! Десятнику цена десять денег, а рядовому два гроша». Когда он плыл по реке Зее, то жители тамошние его к берегу не припускали, называя русских людей погаными людоедами.
Тела братьев де Витт
13-го июля, примерно в четыре часа дня, пройдя два опасных перевала, мы приблизились к третьему, где мы были атакованы 800 сенеками, 200 из которых пытались зайти к нам в тыл, а остальные силы атаковали нас спереди, но оказанное нами сопротивление навеяло такой страх, что они вскоре вынуждены были спасаться бегством. Наши войска были настолько утомлены необычайной жарой и длинным переходом, что мы решили стать лагерем на один день. Нам довелось увидеть обычные зверства дикарей, которые расчленяли тела на четверти, как в мясной лавке, чтобы засунуть их в котёл. Наши мерзавцы отоайи (оттавские индейцы) особенно отличались своим варварством и трусливостью, по тому, как они удирали с поля боя…
«Онорский людоед» Губарь на сахалинской каторге, 1903
Смертный приговор за каннибализм, Конго, до 1905
У цивилизованного человека не укладывается в голове организованный каннибализм, до которого скатилась японская армия к концу Тихоокеанской войны. При этом людоедство имело место даже тогда, когда хватало другой пищи. Этот факт подтверждает мысль о том, что японская армия была глубоко поражена дикими предрассудками и поверьями. Согласно одному из них, считалось, что съеденное тело поверженного врага укрепляет дух и прибавляет сил победителю.
По вкусу это напоминало хорошую телятину, не от самого молодого телёнка, но и не говядину. Это в точности соответствует указанному описанию, и не похоже на другие виды мяса, которые мне когда-либо приходилось есть. Думаю, человек с нормальным восприятием не смог бы отличить его от обычной телятины. Этот кусок мяса обладал мягким вкусом без какой-либо остроты или специфических характеристик, как например, у козлятины или свинины. Кусок был немного более жёстким, чем нормальная телятина, немного волокнистым, но не слишком, чтобы не быть пригодным в пищу. Поджаренный кусок, из середины которого я сделал срез и съел его, по цвету, фактуре, запаху и вкусу укрепил мою уверенность, что из всех привычных нам видов мяса телятина является наиболее близким аналогом.
William Bueller Seabrook. «Jungle Ways» London, Bombay, Sydney: George G. Harrap and Company, 1931
В истории известны многочисленные случаи вынужденного каннибализма, когда люди, находящиеся перед лицом угрозы голодной смерти, вынуждены были ради выживания употреблять в пищу плоть тех, кто умер прежде них естественной смертью, или, реже, сами их убивали; в такой ситуации инстинкт самосохранения обычно оказывается сильнее морального табу на каннибализм, хотя психологическая травма и чувство вины у вынужденных каннибалов сохраняются долго. Известный случай такого рода - авиакатастрофа в Андах 13 октября 1972 года . Выжившие в той катастрофе провели 72 дня в зоне вечных снегов и уцелели только потому, что употребляли в пищу тела погибших .
Другими примерами являются описанные выше массовые случаи: массовый голод в 20-е годы (особенно в Поволжье) голод в СССР (1932-1933) , ленинградская блокада в годы Второй мировой войны, в Северной Корее (1996), во времена правления красных кхмеров в Камбодже в 1970-х , многочисленные гражданские войны в странах Африки , а также отдельные случаи при кораблекрушениях и других катастрофах.
«Каннибализм в Московии и Литве», Аугсбург, 1571
Каннибализм в пропаганде : финские солдаты демонстрируют кожу, снятую с советских солдат, которые якобы были съедены своими товарищами на Maaselkä. Подпись: «Солдаты вражеской разведроты, которые оказались отрезанными от продовольственного снабжения, убили нескольких своих товарищей и почти всех съели.»
Существуют необоснованные сообщения о каннибализме в среде групп, которых так или иначе презирают, боятся или плохо знают. Ещё в античное время греки упоминали о людоедстве удалённых не греческих племён варваров , или в мифах о примитивном подземном (хтоническом) мире до появления олимпийских богов : например, явный отказ от человеческого жертвоприношения на пиру, данном в честь Олимпа Танталом и его сыном Пелопом . В Европе с XV по XIX века цыганам и евреям нередко приписывали похищение людей из числа национального большинства стран проживания с целью их поедания; местами это была осознанная клевета, местами - бессознательная, вызванная мистическими ожиданиями населения по отношению к инородцам. В 1994 году распространялась брошюра с сообщениями о югославском концентрационном лагере Маняча (Manjaca), где боснийские беженцы якобы были вынуждены есть тела друг друга. Информация была ложной.
Яркими примерами являются описанные выше случаи с японским студентом Иссэем Сагавой во Франции (1981) и Армином Майвесом в Германии (2002).
Среди многих племён и народов был распространён религиозно-магический каннибализм, выражавшийся в поедании различных частей тела убитых врагов, военнопленных, умерших сородичей (так называемый эндоканнибализм) и т. д. Такой обычай был основан на убеждении, что сила и др. положительные свойства поедаемого переходили к поедающему.
Оргии каннибалов и элементы каннибализма появляются в фольклоре всего мира. Примерами являются ведьма в сказке «Гензель и Гретель » и Баба-Яга в русских народных сказках; Людоеды и людоедки являются действующими лицами нескольких сказок Шарля Перро («Кот в сапогах» и др.).
Большое количество историй в древнегреческих мифах так или иначе несёт элементы каннибализма, например в историях о Тезее , Терее и особенно о Кроносе (аналогом которого в римском варианте является Сатурн). Эти мифы вдохновили Шекспира на каннибальскую сцену в драме «Тит Андроник ».
Людоедство, наряду с запретом употребления в пищу крови, согласно Библии , является первым пищевым запретом, данным Богом (Быт. 9:3-6). Несмотря на это, в I-III веках н. э. противники Христианства иногда обвиняли ранних христиан в каннибализме, толкуя «Кровь и Плоть» евхаристии буквально. Опровергая это, Тертуллиан отвечал: «Вы знаете дни наших собраний, почему нас и осаждают, и притесняют, и хватают на самых тайных наших собраниях. Однако наткнулся ли кто когда-нибудь на полуобъеденный труп? Заметил ли кто-нибудь на залитом кровью хлебе следы зубов?» . Некоторые историки , антропологи , этнографы , этологи , фольклористы , философы , представители других наук в христианской традиции причащения хлебом (телом Бога) и вином (кровью Бога) видят пережитки религиозно-магического каннибализма (см. Теофагия). Однако вопрос о непосредственной связи происхождения этой традиции и каннибализмом, даже в символической форме - вопрос дискуссионный . Традиционно в христианстве тема связи теофагии и евхаристии не была предметом специального рассмотрения и полемики, поскольку, как подчёркивает культуролог К. А. Богданов, «прямые аналогии между евхаристией и каннибализмом оказались востребованными - в контексте экспансии соответствующих сюжетов - только в культуре XX века» .
У православных, католиков и древневосточных церквей существует понимание, что при осуществлении таинства Причастия (Евхаристия) хлеб и вино пресуществляются в само Тело и Кровь Иисуса Христа, которое верующие и вкушают (причащаются) для оставления грехов и наследования жизни вечной, тем самым реально соединяясь с Христом Богом. В части протестантских церквей (англикане, лютеране) сохраняется представление о реальном присутствии крови и плоти Иисуса Христа в евхаристических вине и хлебе. В другой части протестантских церквей хлеб и вино только символизируют истинные кровь и плоть Иисуса Христа. Обвинения в каннибализме по адресу ранних христиан основаны на недоразумении, вызванном незнанием существа обряда, при котором христиане «пьют кровь и едят плоть Иисуса». Христиане, в свою очередь, обвиняли в каннибализме своих преследователей - римлян из-за их практики смертной казни путём сожжения , а также своих религиозных оппонентов - например, секту борборитов .
В XVI-XVIII веках в Западной Европе использовались «лекарственные средства», изготовленные из частей человеческого тела. Историк медицины Ричард Сагг из университета Дарема (Великобритания) утверждает, что человеческую плоть и препараты, изготовленные из трупов, европейские медики применяли так же часто, как травы, коренья и кору, а части трупа и кровь являлись предметами первой необходимости и имелись в каждой аптеке. На лекарства шли трупы нищих, останки казнённых преступников и даже прокажённых. Самым известным пропагандистом такого лечения был Парацельс .
К примеру, считалось, что человеческий жир якобы помогал при ревматизме и артрите . В XVII веке немецкий фармаколог Иоганн Шрёдер прописывал своим пациентам следующий рецепт (не ясно от чего):
Человеческое мясо следует нарезать на мелкие кусочки, добавить чуточку мирры и алоэ, несколько дней выдержать в винном спирте, а затем провялить в сухом помещении.
Одни из последних рецептов, связанных с каннибализмом в медицинских целях, оставил британский проповедник Джон Кеоф, умерший в 1754 году . Среди каннибальских снадобий от различных болезней рекомендованы порошки из костей человеческого запястья и черепа, толчёное сердце, дистиллят мозга, экстракт жёлчи, свежая и сушёная кровь, а также «мох» (Usnea Cranii Humani), растущий на черепе мертвеца. Последний оставался официальным лекарством в английской фармакопее до 19-го века .
Некоторые люди рассматривают потребность грызть ногти или куски кожи на пальцах как вид каннибализма, но обычно с этим не соглашаются, так как эти субстанции потребляются в виде пищи ненамеренно. Аналогичным образом, намеренное потребление собственной плоти или частей тела, такое как высасывание крови из ран гематофагия обычно не рассматривается как каннибализм; то же относится к глотанию собственной крови при ненамеренных травмах, таких как носовое кровотечение , глотанию жидкостей человеческого происхождения, таких как сперма или моча.
Литература
- Воеводский, «Каннибализм в греческих мифах» (СПб., ).
- Schaffhausen в «Archiv für Anthropologie» (т. IV).
- Bergemann, «Die Verbreitung der Anthropophagie» ().
- Frazer, «The Golden Rough. A study in comparative Religion» (London, ) (Vol. - ).
- Лев Каневский, «Каннибализм», М., «Крон-пресс», 1998.
- путешествия и общие этнологические сочинения Леббока, Тэйлора, Летурно, Бастиана и др.
- Богданов К., «Каннибализм: История одного табу» // Пограничное сознание (Альманах «Канун». Вып. 5). СПб., 1999, с. 198-233.
- Борис Диденко «Цивилизация каннибалов. Человечество как оно есть», М., 1996 г., 1999 г.
Ссылки
- Алексей Иванов «Языческие боги больше всего любят в человеке сердце и печень»
См. также
- Самоканнибализм
Примечания
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
- «От голода неандертальцы творили жуткие вещи»
- Brief history of cannibal controversies; David F. Salisbury, August 15, 2001
- Anthropophagy .
- Cannibalistic Celts discovered in South Gloucestershire 7 March 2001
- Ibn Ishaq (1955), 380-388, cited in Peters (1994) p. 218
- Amin Maalouf, The Crusades through Arab Eyes. Schocken, 1989, ISBN 0-8052-0898-4).
- Матфей Парижский «Великая хроника» (ок. 1200-1259)
- X. Л. Борхес - Девять эссе о Данте
- История Востока В 6 т. / Отв. ред. Л. Б. Алаев, К. З. Ашрафян, Н. И. Иванов. Т. III. Восток на рубеже Средневековья и Нового времени. XVI-XVIII вв. М.: Издат. фирма «Восточ. лит-ра» РАН, 2000. С. 101.
- «Юкатан до и после Завоевания», перевод с Relación de las cosas de Yucatan, 1566 (New York: Dover Publications, 1978: 4)
- (Alanna King, ed., Robert Louis Stevenson in the South Seas, London: Luzac Paragon House, 1987: 45-50)
- Е. Боун, 1747: 532.
- К. Валишевский. «Смутное время». М., 1993. С. 293-294. ISBN 5-8498-0037-9
- Dixon, Never Come to Peace , 111-114.
- The Wreck of the Whaleship Essex
- The Acadian Recorder , Saturday, May 27, 1826
- Beattie, Owen and Geiger, John (2004). Frozen in Time. ISBN 1-55365-060-3 .
- ИЗ ИСТОРИИ СМЕРТНЫХ ПРИГОВОРОВ, КАЗНЕЙ И ПЫТОК. (любопытная статистика и факты)
- Ukraine marks great famine anniversary (22 ноября 2003). Архивировано из первоисточника 9 февраля 2012. Проверено 27 июля 2007.
- «Взял труп мальчика 7 лет, разрубил топором на мелкие части и сварил» Еженедельник «Коммерсантъ», № 3 (957), 23.01.2012
- Without a Hangman, Without a Rope: Navy War Crimes Trials After World War II
- PT 109 by Donovan (book)
- James K. Crissman. Death and Dying in Central Appalachia: Changing Attitudes and Practices University of Illinois Press, 1994, p. 113-6.
- The Register of the Kentucky Historical Society Ed. Jennie C. Morton. Kentucky Historical Society, 1947, p. 42.
- (Кей Рэй Чонг - «Каннибализм в Китае», )
- Tim Bowden. One Crowded Hour . ISBN 0-00-217496-0
- Совершенно СЕКРЕТНО - Опять к нам едет Ким Чен Ир
- Artist Cooks meal in own Body Fat , January 13, 2007
- The Peninsula. (2007). «Four Asians land in jail for cannibalism» . The Peninsula . Retrieved June 23, 2007.
Страница устарела, была удалена или не существовала вовсе, попробуйте перейти на главную страницу сайта или воспользуйтесь поиском.
Христофор Колумб родился 25 августа 1451 в Генуе (Италия), умер 20 мая 1506 в Вальядолиде (Испания), мореплаватель. Под его руководством проведены четыре экспед...
Колумбия находится на северо-западе Южной Америки, граничит с Венесуэлой, Бразилией, Перу, Эквадором и Панамой. Страна названа в честь открывателя Америки Христ...
Моржевание - короткое погружение в ледяную воду или плавание в ней на небольшие расстояния, это занятью является разновидностью зимнего плавания. Во время морже...
С момента появления в Европе кофе о нем было создано множество мифов, однако и сегодня их количество не уменьшается....
Этих насекомых на планете насчитывается более 4500 видов. Тараканы - довольно древние существа, жившие еще в палеозое, сотни миллионов лет назад. Эти плоские и...
И, как и все более-менее успешные товары, Кока-кола окружена огромным количеством слухов, мифов и ошибочных представлений....
Эта табачная марка является одной из самых старых и престижных в мире. История бренда Camel является доказательством, как можно работать долго, сохраняя высочай...
В истории бизнеса немало историй успеха. Предприниматели или просто компании использовали удачные идеи, которые приносили им миллионы. Однако не всегда продукты...
Индустрия развлечений приносит баснословные дивиденды. Во главе ее стоит могущественный «Голливуд». Списки шедевров, принесших создателям сотни миллионов доллар...
Если в 1970 году американцы потратили на еду из этой сети 6 миллиардов долларов, то в 2001 году эта цифра уже составила 110 миллиардов. Граждане США тратят мень...
Почему коты обычно идут на руки или ложатся на ноги тех, кто их недолюбливает? Когда один кот пытается напугать другого, он выгибает спину дугой, вздыбливает ше...
Многим кажется, что поло на лошадях - вид спорта аристократов, уже давным-давно устарел. Роль этого занятия - лишь редкое упоминание в новостях о времяпрепрово...
В нашем безумном ритме жизни не хватает времени, чтобы остановиться и передохнуть. Страдает от этого и сон - мы поздно ложимся, доделываем оставшиеся дела и ран...
Нам кажется, что все мы способны на великие дела. Вот только сил обычно не хватает - рано или поздно нас одолевает усталость. И вроде бы ничего особенного и не...
Каннибализм (или антропофагия) - поедание людьми человеческой плоти. Если в древние времена основной причиной людоедства был голод, то в наши дни это страшное психическое расстройство. По словам психиатров, от встречи с каннибалом никто не застрахован.
Обычная на первый взгляд семейная пара 20 лет ела людей - эта шокирующая новость пришла из Краснодарского края.
Как сотрудники полиции, муж и жена похищали людей, усыпляли их эфиром и корвалолом, потом убивали и по частям съедали. Что не доели - превращали в консервы.
Раскрыть жестокость семейной пары удалось только после того, как муж потерял свой телефон на улице - там нашли многочисленные фотографии обезображенных трупов. А дома у людоедов хранились рецепты по приготовлению человечины и те самые консервы, в которые превратились убитые люди.
Предположительно, на счету семьи людоедов 30 жертв. Правоохранители уже смогли доказать причастность каннибалов к гибели семи человек. Отдельной статьи за каннибализм в российском законодательстве нет, но, вероятно, преступления краснодарских людоедов подходят под статьи "Убийство" и "Надругательство над телами умерших".
Если все 30 эпизодов будут доказаны, то преступления будут квалифицированы как убийства с отягчающими обстоятельствами: предварительный сговор, умышленное убийство, убийство с особой жестокостью и, возможно, что-то ещё, - объясняет юрист Константин Трапаидзе. - Этим людям будет назначена психиатрическая экспертиза. Если она покажет, что они вменяемые, то прокуратура однозначно запросит для них высшую меру наказания - пожизненное заключение. Если экспертиза признает их невменяемыми, то их ждёт пожизненное принудительное лечение в психиатрической больнице.
Сейчас этой историей занимаются в Следственном комитете. Лайф выяснил, можно ли было заранее вычислить каннибалов, скрывающихся под маской счастливой семейной пары.
Каннибализм бывает разный. Это может быть способом выживания (спасение от голода) или ритуалом (жертвоприношение). Всё это было распространено в древнем мире и в Средние века. В наше время каннибализм чаще всего - форма психического расстройства.
В 2016 году учёные из Алтайского государственного университета выпустили исследование о каннибалах (есть в распоряжении Лайфа). В работе сказано, что у большинства каннибалов было сложное детство, они подвергались психологическому, физическому или сексуальному насилию. Нередко причиной каннибализма становится психическое заболевание, чаще всего - шизофрения.
Шизофреники-людоеды очень агрессивны. "Страдания, которые каннибал перенёс в детстве, позволяют ему причинять страдания другим людям; пытаясь самоутвердиться, он начинает убивать и расчленять людей, питаться человеческой плотью", - пишут авторы исследования.
В качестве примера учёные приводят историю одного из каннибалов, раскрытых уже в современной России, - Игоря Кузикова. Это "типичный представитель homo antropofagus - "человека человекоядного".
Кузиков родился в неблагополучной семье в 1961 году, страдал шизофренией, умственной отсталостью, а кроме того - алкоголизмом. Несмотря на внешнюю безобидность, он был склонен к агрессии с самой молодости. Он лечился, но в начале 1990-х в психиатрии был развал.
В результате Кузиков не получал лечение в больнице и самостоятельно тоже не принимал лекарства. Преступник знакомился на улице с бомжами и бродягами, приводил их в свою однокомнатную квартиру, убивал и съедал. На суде были доказаны факты убийства Кузиковым в 1994–1995 гг. как минимум трёх человек. В материалах дела зафиксированы ужасающие подробности - тело последнего из убитых Кузиков расчленил и сварил из него холодец.
Есть более извращённое "направление" каннибализма - это людоеды, которые хотят съесть свою жертву из-за сексуальных фантазий. Каннибала мучает болезненная страсть и желание обладания другим. Каннибалы утверждают, что, поедая свою жертву, они делают её частью себя, тем самым сохраняя её для себя. Как сказано в исследовании, самым ярким примером сексуального каннибализма стали преступления самого известного российского маньяка Андрея Чикатило.
Каннибализм Чикатило имел сугубо сексуальный смысл и был порождён его жалкими и неудачными попытками обрести биологический мужской статус хотя бы на психологическом уровне. На счету у Андрея Чикатило порядка 65 убийств, из них 36 с применением каннибальных наклонностей. Чикатило признался, что потрошил своих жертв для того, чтобы получить какое-то сексуальное удовольствие. Он делал это не из мести или ненависти, это приносило ему душевный покой, - говорится в исследовании.
В исследовании перечислены некоторые признаки каннибалов:
По мнению психиатра-криминалиста Михаила Виноградова, по такому списку признаков каннибала вычислить невозможно, как и по любым другим.
- Распознать каннибала со стороны крайне сложно. Выделить очевидные признаки не получится - у нас немало пациентов с шизофренией или другими психическими расстройствами, но это не значит, что все они каннибалы, - отметил эксперт.
Психиатр привёл пример из своей практики: в советское время милиция поймала мужчину, который скармливал человечину своим соседям по коммунальной квартире. Он убивал людей, приносил домой мясо и часть добычи отдавал соседям. Говорил, что работает мясником на рынке и это остатки, которые можно съесть. Большую часть он съедал сам. А внешне он был очень отзывчивым, добрым, немного замкнутым человеком. Соседи были в ужасе, когда преступления раскрылись, - каннибала взяли с поличным во время убийства одной из своих жертв. В итоге его расстреляли.
Как видите, по внешним признакам распознать в убийце жестокого человека было крайне сложно, - добавил Виноградов.
По словам психиатра, каннибализм не поддаётся лечению.
Вылечить каннибала невозможно - добровольно он никогда не обратится за помощью, потому что не считает, что делает что-то не так. Состояние больного можно поддерживать успокоительными, содержанием в изоляции, но от тяги к людоедству, если она уже возникла, избавиться не получится. Если такие люди окажутся на свободе после отбывания наказания, то они будут продолжать свои зверства, - объяснил он.
В советское время истории про каннибалов старались не освещать, чтобы не сеять панику, рассказал Михаил Виноградов. Сейчас все эти шокирующие истории легко просачиваются в СМИ. За рубежом кто-то даже пытается на этом заработать.
Например, в 2010 году СМИ писали об открытии "ресторана для людоедов" в Берлине. Как утверждают хозяева, пищу в него будут поставлять добровольцы, желающие пожертвовать свои органы.
Есть и те, кто не прочь превратиться в каннибала на время ради шоу. В 2016 году британский телеведущий Грег Фут намеревался в прямом эфире попробовать человеческое мясо (своё собственное). Он обратился к медикам, которые отрезали от него кусок мышцы. Затея провалилась - по британскому законодательству есть человечину запрещено.
В нашей стране известны случаи, когда каннибализм связывали с увлечением той или иной молодёжной субкультурой. В 2009 году в Санкт-Петербурге двое молодых людей убили и съели свою 16-летнюю подругу. Когда преступление было раскрыто, в СМИ просочилась информация, что убийцы причисляли себя к "готам" и "эмо". Это вызвало настоящий взрыв в прессе и Интернете - люди были уверены, что все "готы" и "эмо" пожирают человечину, их нужно изолировать от общества и лечить.
Позднее следствие доказало, что жестокость убийц не имела никакого отношения к указанным субкультурам. Неизвестно, сколько "эмо" и "готов" пострадали от возникшей травли.
С одной стороны, хорошо, что в СМИ стали эту тему освещать. Каннибализм - это очень опасно, люди должны быть защищены. Но с этой темой надо быть осторожнее - это может вызвать нездоровый интерес людей к этой теме и спровоцировать новые преступления, - сказал Михаил Виноградов.
Все обо всем. Том 3 Ликум Аркадий
Почему каннибалы едят людей?
Для нас каннибализм представляется чем-то таким, о чем невозможно даже думать без отвращения. Однако известно, что до сих пор встречаются люди и даже целые первобытные племена, употребляющиевпищу человеческое мясо. Прежде всего следует помнить, что каннибалы ели его не от того, что оно им очень нравилось. Они делали это, так как людоедство являлось частью священного ритуала, видом религиозной обязанности. Например, среди некоторых народов, давным-давно населявших восточную Индию, было принято съедать собственных родителей в знак уважения и почтительности!
Во многих диких племенах широко распространена вера в то, что дух, заключающийся в том, кого съедает человек, переходит в него самого. Если, например, будешь питаться мясом льва, то станешь обладателем львиного сердца; если съешь оленя, то сможешь бегать так же быстро; если же отведаешь лисьего мяса - будешь таким же хитрым, как это животное. Таким образом, чем больше человек из такого племени уважал своего отца, тем сильней он желал съесть его.
У других примитивных племен существовал обычай поедать преступников, осужденных на смерть, но отнюдь не тех, кто умирал естественной смертью. Причина заключалась в том, что они считали, будто преступник своим деянием оскорбил богов, следовательно, чтобы умилостивить этих богов, его следует принести в жертву. Ну а поскольку они съедали или хотя бы пробовали на вкус жертвоприношения, то поступали так и тогда, когда в жертву приносился человек.
Слово «каннибализм» или «каннибал» происходит от названия «Каниба» или «кариб», названия вест-индейского племени, у которого испанцы впервые наблюдали обычай людоедства. Некоторые из ранних индейский племен, обитавших в Северной Америке, практиковали каннибализм в качестве религиозного обряда. Нельзя сказать наверняка, сколько людоедских племен существует на Земле в настоящее время. Некоторые исследователи утверждают, что их нет вовсе, тогда как другие полагают, будто такие племена обитают в глубине острова Новая Гвиненея.
Из книги Все обо всем. Том 1 автора Ликум АркадийПочему у людей кожа разного цвета? Людей с самой белой кожей можно увидеть в северной Европе, их относят к нордическому типу. Люди с самой черной кожей живут в западной Африке. Кожа у жителей Юго-Восточной Азии - желтоватого цвета. Однако большинство людей не белые, черные
Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора Кондрашов Анатолий ПавловичПочему у людей такие разные волосы? Тип наших волос определяется наследственностью. Сама их структура очень мало отличается, чего нельзя сказать о форме, цвете, составе. По некоторым различиям легко определить принадлежность человека к той или иной расе. Другими словами,
Из книги Все обо всем. Том 2 автора Ликум АркадийПочему у одних людей есть аллергия, а у других нет? Иметь аллергию означает быть подверженным или чувствительным к влиянию одного или многих веществ. Это могут быть пищевые, химические, растительные и животные продукты и даже домашняя пыль или перхоть кошек, собак,
Из книги Все обо всем. Том 4 автора Ликум Аркадий Из книги Странности нашего тела – 2 автора Джуан СтивенПочему у некоторых людей приятные голоса? Знаете ли вы, что, когда вы говорите, вы выступаете в роли музыкального виртуоза? Вы играете на самом трудном и сложном музыкальном инструменте, какой только известен человеку. Этому вы научилисьвраннем детстве.Считается, что
Из книги Запоры: маленькие трагедии и большие проблемы автора Буторова Людмила ИвановнаПочему у людей на теле растут волосы? У птиц есть перья, а у млекопитающих - волосы, а у человека - волосы. Считается, что перья и шерсть дали возможность птицам и млекопитающим уйти так далеко в развитии от своих общих предков - рептилий. На человеческом теле есть всего
Из книги Я познаю мир. Змеи, крокодилы, черепахи автора Семенов ДмитрийПочему волосыу некоторых людей вьются? Всем нам очень любопытно знать все, что касается волос. Отчего у них такой цвет? Почему волосы седеют? Почему у некоторых людей волосы вьются? Наука не дала еще ответы на все вопросы, касающиеся наших волос, но давайте поговорим о том,
Из книги Мир животных автора Ситников Виталий ПавловичПочему у некоторых людей голова выглядит деформированной? (Спрашивает Дж. Гарднер, Нью-Рошель, Нью-Йорк, США)Причиной этого может быть травма или врожденный дефект. Искажение формы головы называют плагиоцефалией. Деформация черепа чаще всего бывает вызвана внешними
Из книги автораПочему от некоторых людей исходит запах гнилой рыбы? Триметиламинурия – это наследственное генетическое заболевание, из-за которого от человека может пахнуть гнилой рыбой. Это заболевание иногда называют синдромом рыбного запаха, синдромом зловонной, или несвежей,
Из книги автораПочему у некоторых людей имеется дыра в месте соединения ушей с головой? (Спрашивает Эд Швейн, Нью-Йорк, США)Это называется предушной пазухой. Она возникает в результате дефекта формирования ушной раковины до рождения. У эмбриона имеется несколько небольших бугорков,
Из книги автораПочему у некоторых людей с каждой стороны головы не по одному, а по два уха? (Спрашивает Эд Швейн, Нью-Йорк, США)Этот небольшой врожденный дефект называется преаурикулярным отростком. Данный отросток содержит внутри хрящевой стержень, он обычно расположен прямо перед
Из книги автораПочему у людей так мало волос на теле? (Спрашивает Барбара Сансом, Госфорд, Новый Южный Уэльс, Австралия)Да, у людей, по сравнению с другими млекопитающими, очень мало волос на теле. Ученые выдвигают множество теорий по поводу
Из книги автораПочему у некоторых людей ложкообразные ногти? Медицинское название этого заболевания – койлонхия. Это ногтевая дистрофия, при которой ногти становятся тонкими и вогнутыми. Койлонхия связана с нехваткой в организме железа. По мнению доктора Л. Брай22, этот недуг также
Из книги автора Из книги автораКаннибалы и людоеды Когда хищники охотятся на животных, близких к ним по происхождению, в конце концов дело может дойти до каннибализма – поедания особей своего вида. У пресмыкающихся каннибализм встречается довольно часто. Обычно он связан с тем, что у них нет
Из книги автораЕдят ли крокодилы людей? На этот вопрос можно, к сожалению, ответить только однозначно. Крокодилы действительно очень опасны, и многие из них нападают на людей. Крокодилы убивают больше людей, чем все остальные животные. Может быть, только кобра может им составить в этом