Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Искания пьера безухова таблица. Искания пьера безухова

Искания пьера безухова таблица. Искания пьера безухова

«И все это мое, и все это во мне, и все это я!»
Пьер Безухов (Л.Н.Толстой «Война и мир»)

Роман Л.Н.Толстого «Война и мир» является произведением, в котором можно проследить, как развиваются исторические события. Но не только об истории этот роман. В нем мы видим становление человеческой личности, развитие определенных нравственных качеств героев, создание семейных отношений. Герои не стоят на месте, они движутся, растут духовно, выбирают лучшие пути, ищут правильные решения важных задач. Большой и трудный путь проходят Андрей Болконский и Пьер Безухов. И главным вопросом моего сочинения будут духовные искания Пьера Безухова в романе «Война и мир» Толстого. Писатель неслучайно выбирает именно Пьера, доброго, мягкого, слабого человека. Трудности закаляют душу, и Безухов становится другим человеком, он перерождается.

Портрет Пьера Безухова

«…массивный, толстый молодой человек с стриженною головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке», – таким мы встречаем Пьера на страницах романа. Он очень рассеян, не умеет вести себя в обществе, как ждут от него его представители, не умеет вовремя сесть, встать, уйти, когда нужно, сказать, когда просят. Он ведет себя непосредственно, чем очень сильно раздражает хозяйку салона – Анну Павловну Шерер. Пьер приехал в Петербург незаконнорожденным сыном богатого графа Безухова. Князь Василий Курагин с недовольством отнесся к этому известию, так как сам имел виды на наследство старого графа. После смерти отца Пьер стал владеть всем его состоянием, и он принял это как должное. «Его, как и везде, окружала атмосфера людей, преклонявшихся перед его богатством, и он с привычкой царствования и рассеянной презрительностью обращался с ними», – подчеркивает Толстой.

Идеалы и разочарования Пьера

На протяжении всего романа «Война и мир» искания Пьера Безухова даны Толстым через познание мира, философское его осмысление. Приехав в Петербург, Пьер был убежден в том, что «Наполеон велик, потому что он стал выше революции, подавил ее злоупотребления, удержав все хорошее – и равенство граждан, и свободу слова и печати, – и только потому приобрел власть». Для него наполеоновские идеи были понятны и обоснованы.

После женитьбы на Элен Курагиной, разочаровавшись в любви и доброте помыслов, Пьер признает: «Да я никогда не любил ее. Я знал, что она развратная женщина, но не смел признаться в этом». Дуэль с Долоховым приносит лишь неприятие произошедшего, непонимания смысла жизни. Но Пьер никогда не искал того, кому можно было все рассказать, он «переработывал один в себе свое горе».

Случайно встретив старика-масона, он увлекается этим движением и находит новые идеалы жизни: «Он всей душой желал верить, и верил, и испытывал радостное чувство успокоения, обновления и возвращения к жизни». Когда у него спрашивают, что он считает главным пороком в своей жизни, Пьер не знал, что именно плохо для него: «Вино?

Объедение? Праздность? Леность? Горячность? Злоба? Женщины? – перебирал он свои пороки, мысленно взвешивая их и не зная, которому отдать преимущество». Утвердившись в своих помыслах, Пьер знал, что из всех «правил» масонства он «…имел любовь к ближнему и в особенности щедрость». Но вскоре и здесь пришло разочарование.

В разговоре с Андреем Болконским Пьер говорит: «Надо жить, надо любить, надо верить, что живем не нынче только на этом клочке земли, а жили и будем вечно жить там, во всем (он указал на небо)». Увидев, что русское масонство идет по ложному пути, Безухов выходит из этого круга и едет в Москву.

Его глазам открылась война, как действие, совершенно непредсказуемое и жестокое. Он видит мужиков-ополченцев, которые надели белые рубахи, потому что всегда готовы к смерти. Он слышит грохот пушек, жалеет раненых. К нему приходит мысль: «Как легко, как мало усилия нужно, чтобы сделать так много добра, и как мало мы об этом заботимся!». Война преподносит ему неприкрытые истины, которых он не замечал прежде. Теперь он решает, что должен исправить всю ситуацию, прекратить эту войну, спасти всю Европу. Именно он, а никто другой. «Да, один за всех, я должен совершить или погибнуть!», – говорит себе Пьер и готовится убить Наполеона, как единственного виновника всех бед России. Его задумка, к счастью, не увенчалась успехом. Пьер попадает в плен.

Пьер и Платон Каратаев

Четыре месяца плена дают Пьеру хороший жизненный урок. Он встречает там простого крестьянина – Платона Каратаева, который своим философскими рассуждениям приводит Пьера к другим истинам. Теперь Безухов понимает, что главное – не богатство и успех, признание в обществе, положение, главное – есть, где спать, что надеть, что поесть. И в этом счастье человеческое – просто жить, без всяких условностей и предрассудков, зависимости от денег и знатности. Жить в добре, в гармонии с самим собой. «Платон Каратаев остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием всего русского, доброго и круглого», – пишет Толстой, подчеркивая отношение Пьера к русскому народу, познание им патриотических чувств.

Пьер Наташа Ростова

Настоящее счастье Пьер Безухов познал с Наташей Ростовой. Влюбился он с первого взгляда, но хранил эту любовь в душе. Пьер искренне желал счастья своему другу Андрею Болконскому, когда тот сделал предложение Ростовой. Любовь Пьера была настоящей. Ее не сломили ни предательство Элен, ни неискренность Анатоля и Долохова, ни война, ни плен. Пьер пронес это чистое чувство через все испытания. И счастье упало ему в руки, когда Наташа Ростова стала его женой. Истинное человеческое счастье теперь для Пьера было дома, каждый день в его жене, в его детях, в его тихом семейном уюте, в его любви. Нравственные искания Пьера Безухова пришли к неугасимой истине: «…Пьер чувствовал радостное, твердое сознание того, что он не дурной человек, и чувствовал он это потому, что он видел себя отраженным в своей жене».

В моем сочинении на тему «Духовные искания Пьера Безухова» можно проследить весь путь становления личности нашего героя. Его сомнения, радости, разочарования, новые идеалы. Толстой показывает, как меняется Пьер. Кого мы встречаем его в начале романа, и с кем расстаемся в конце.

Тест по произведению


«Господи! Научи меня жить!». Для автора романа «Война и мир», великого писателя и великого человека, эта молитва на протяжении всей жизни была путеводной звездой. Вся жизнь Льва Толстого – это один большой урок, поэтому совсем не удивительно, что для героев своих произведений он уготовил тяжелый, но познавательный путь.

Роман «Война и мир» изначально был задуман Толстым как эпическая история о декабристах. Но начав работу, писатель осознал, что для наиболее полного раскрытия характеров героев 20-х годов 19-века необходимо вернуться на несколько десятилетий назад, чтобы понять, что привело их в декабристское движение. Лев Толстой поставил перед собой целую плеяду вопросов: «Что стало причиной революционных наклонностей героя?», «Каким было его окружение?», «Какие ценности были основными в его жизни?», «Как они менялись со временем?».

Одним из центральных персонажей, на примере которого, писатель показывает эволюцию личности, становится Пьер Безухов.

С безобидным, добрым и, на первый взгляд, слабохарактерным героем мы знакомимся в салоне Анны Павловны Шерер:

Этот толстый молодой человек был незаконный сын знаменитого екатерининского вельможи, графа Безухова, умиравшего теперь в Москве. Он нигде не служил еще, только что приехал из-за границы, где он воспитывался, и был первый раз в обществе. Анна Павловна приветствовала его поклоном, относящимся к людям самой низшей иерархии в ее салоне. Но, несмотря на это низшее по своему сорту приветствие, при виде вошедшего Пьера в лице Анны Павловны изобразилось беспокойство и страх, подобный тому, который выражается при виде чего-нибудь слишком огромного и несвойственного месту.

В сцене, где впервые появляется Пьер акцент на его «огромной» фигуре сделан неспроста. Так писатель дает нам понять, что его герой – не такой как все, причем не только внешне. Действительно, ему тесно и душно среди пафосных речей с напыщенными людьми. Фальшивое общество с его фальшивыми правилами угнетает молодого человека. И это не остается незамеченным. Хозяйку вечера, Анну Павловну, пугает его «умный и наблюдательный взгляд».

Между тем Пьер еще не сформирован как личность. Он легко поддается влиянию других, а кумир для него – Наполеон Бонапарт. Пьер только вернулся из Франции, его мировоззрением правят идеи Французской революции. Он еще с трудом отделяет добро от зла, поэтому слепо следует за более опытными и сильными товарищами. Таким мечтательным, добрым и рассеянным философом мы видим Безухова в начале эпопеи.

Легко увлекаясь, Пьер, даже имея самые чистые намерения, попадает в различные передряги. Его доверчивость и вместе с тем импульсивность приводят к браку с надменной Элен, который оканчивается разрывом и дуэлью. Между тем Пьер – единственный, кто пусть даже после серьезной ошибки смог разгадать в образе холодной красавицы бессердечное чудовище: «Елена Васильевна, никогда ничего не любившая, кроме своего тела, и одна из самых глупых женщин в мире, – думал Пьер, – представляется людям верхом ума и утонченности, и перед ней преклоняются».

Несмотря на то, что в образ Пьера Лев Толстой вложил «лучшие краски своей души», он не щадит своего героя, демонстрируя, к чему приводят поспешность и необдуманность решений. Так, познакомившись с видным масоном Баздеевым, Пьер начинает увлекаться этим учением и даже становится главой петербургских масонов. Восторженный новыми идеями, охваченный верой в братскую любовь между людьми, Пьер задумывается о переустройстве жизни крестьян. Но излишняя непрактичность приводит Безухова к неудаче и последующему разочарованию.

Однако череда всех потрясений открывает Пьеру секрет, в чем счастье. Он понимает, что смысл жизни человека - в счастье других людей. Главную роль в том, что открылось бывшему почитателю Наполеона, экс-масону и кутиле Безухову сыграла Отечественная война 1812 года. После разочарования в своём кумире Пьер едет на Бородинское сражение. Всеобщее единение, молитва перед иконой Смоленской Божьей матери производят на него неизгладимое впечатление. Весь смысл происходящего Лев Толстой вложил в уста Андрея Болконского в момент последней встречи графа Безухова с князем:

– Так ты понял все расположение войск? – перебил его князь Андрей.

– Да, то есть как, – сказал Пьер, – как невоенный человек я не могу сказать, чтобы вполне, но все-таки понял общее расположение.

– Ну, так ты больше знаешь, чем кто бы то ни было, – сказал князь Андрей.

– То есть как? – сказал Пьер с недоумением, через очки глядя на Андрея.

– Да никто ничего не понимает, как и должно быть, – сказал князь Андрей.

Князь Андрей раскрывает удивленному Пьеру, что исход любого сражения зависит не от распоряжений командования, а от простых солдат, которые борются за право своих детей жить на этой земле. Безухов понимает, что война – это не четко продуманная игра, не шахматная партия. Охваченный новыми думами о предстоящей битве он из пассивного наблюдателя превращается в активного участника баталии, хоть и было сказано, что ему «здесь не место». Молодой граф пытается быть полезным, однако и здесь он выглядит несуразно:

– Что ездит этот перед линией? – опять крикнул на него кто-то...

Во время Бородинской битвы в душе Безухова происходит переворот. В уже опустевшей, полыхающей Москве он решается убить Наполеона. Это ему не удается, но он совершает куда более реальные поступки, свои первые подвиги: защищает женщину, спасает из огня ребенка. После – попадает в плен как «поджигатель».

Находясь в плену, Пьер ведет себя, как душа компании, его любят и уважают за светлый и веселый характер. Здесь он знакомится с простым солдатом Апшеронского полка Платоном Каратаевым. Тот учит героя видеть жизнь так, как видит её русский народ. Открыв для себя философию крестьянской жизни, Пьер испытывает новое для себя чувство – не надуманную, а зародившуюся после тяжелых испытаний любовь к людям. Он осознает, что человек есть капля в людском море, а его жизнь имеет смысл и назначение лишь как часть и одновременно отражение этого целого.

Первый раз мы встречаемся с Пьером Безуховым в салоне Анны Павловны Шерер. Появившийся на вечере, где господствуют лицемерие и неестественность, неуклюжий и рассеянный, Пьер разительно отличается от всех присутствующих прежде всего искренно добродушным выражением лица, на котором, как в зеркале, отражаются и нежелание принимать участие в не интересующих его разговорах, и радость при появлении князя Андрея, и восторг при виде красавицы Элен. Практически все в салоне снисходительно, а скорее даже пренебрежительно относятся к этому “медведю”, “не умеющему жить”. Лишь князь Андрей по-настоящему рад встрече с Пьером, которого называет единственным “живым” среди этого общества.
Не знающий законов высшего света Безухов чуть было не становится жертвой козней князя Василия и сводной сестры, не желающих признания Пьера законным сыном старого графа и всячески старающихся помешать этому. Но Пьер побеждает своей добросердечностью, и граф, умирая, оставляет наследство своему любимому сыну.
После того как Пьер становится наследником огромнейшего состояния, он не может не бывать в свете. Будучи наивным и недальновидным, он не может противостоять интригам князя Василия, направившего все усилия на то, чтобы выдать свою дочь Элен за богатого Пьера. Нерешительный Безухов, лишь подсознательно чувствуя отрицательную сторону отношений с Элен, не замечает, как все больше и больше запутывается в сети обстоятельств, так или иначе подталкивающих его к женитьбе. В результате, руководствуясь этикетом, его буквально женят на Элен, фактически без его на то согласия. Жизни молодоженов Толстой не описывает, давая нам понять, что это не заслуживает внимания.
Вскоре в обществе поползли слухи о любовной связи Элен и Долохова, бывшего приятеля Пьера. На вечере, устроенном в честь Багратиона, Пьер был доведен до бешенства уже далеко не двусмысленными намеками на связь Элен на стороне. Он вынужден вызвать Долохова на дуэль, хотя сам не желает этого: “Глупо, глупо: смерть, ложь...” Толстой показывает абсурдность этой дуэли: Безухов не хочет даже защититься рукой от пули, а сам тяжело ранит Долохова, не умея даже стрелять.
Не желая больше так жить, Пьер решает порвать с Элен. Все эти события накладывают глубокий отпечаток на мировосприятие героя. Он чувствует, что “в голове его свернулся тот главный винт, на котором держалась вся его жизнь”. После разрыва с женщиной, на которой он женился без любви, которая опозорила его, Пьер находится в состоянии острого душевного кризиса. “ Что дурно? Что хорошо?” - вот вопросы, волнующие героя. Именно в этот период поиска ответов на поставленные вопросы он встречает Баздеева - члена братства свободных каменщиков, благодаря чему проникается идеей изменения жизни к лучшему и по-настоящему верит в возможность этого: “Он всею душой желал верить, и верил, и испытывал радостное чувство успокоения, обновления и возвращения к жизни”. Результатом явилось вступление Безухова во франкмасонскую ложу. “Перерождение” Пьер начал с того, что решил провести преобразования в деревне, но ловкий управляющий быстро нашел способ не использовать деньги незадачливого Пьера по назначению. Сам же Пьер, успокоенный видимостью деятельности, вел все тот же разгульный образ жизни.
Заехав к своему другу князю Андрею в Богучарово, Пьер высказывает ему свои мысли, проникнутые верой в необходимость стремления человека к добродетели, и для Андрея это свидание с Безуховым “было эпохой, с которой началась хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь”.
В 1808 году Пьер становится главой петербургского масонства. Он давал свои деньги на устройство храмин, на свои средства поддерживал дом бедных.
В 1809 году на торжественном заседании ложи 2-го градуса Пьер произносит речь, которая не была воспринята с энтузиазмом, ему лишь сделали “замечание о его горячности”.
Обстоятельства, а также “первые правила масона” вынуждают Пьера помириться с женой.
В конце концов Пьер понимает, что для многих масонство - это не стремление служить великой идее добродетели, а лишь способ завоевать место в обществе, и, разочаровываясь, он отходит от масонства.
Приехав в Москву и увидев Наташу, Безухов понял, что любит ее. Он помог вывести Анатоля Курагина на чистую воду, тем самым предотвратив распространение в свете слухов о связи Анатоля и Наташи.
Пьеру захотелось приехать на место предстоящего сражения в Бородино. После сражения по дороге обратно он ест вместе с солдатами “кавардачок”, который казался ему вкуснее всего на свете, и думает, что хотел бы “скинуть с себя все это лишнее, дьявольское” и быть “просто солдатом”. Это момент настоящего духовного единения героя с народом. Он пытается разгадать тайну солдатского характера. Почему солдаты спокойно идут на смерть, не боясь быть убитыми? “Кто не боится ее, тому принадлежит все”. С такими мыслями Безухов возвращается в Москву.
В то время, когда французы почти достигли квартала, в котором жил Пьер, он находился “в состоянии, близком к сумасшествию”. Пьера давно занимала мысль о предопределенности его судьбы, о его высшем назначении убить Наполеона; в нем жило “чувство потребности жертвы и страдания”.
Проснувшись однажды, он взял пистолет", кинжал и вышел из дома с намерением совершить наконец то, для чего он родился, а на самом деле только для того, чтобы доказать самому себе, что он “не отрекается” от своего намерения.
На улице Пьер встретил женщину, умолявшую спасти ее ребенка. Он бросился искать девочку, но, когда нашел ее, золотушную, чувство омерзения уже готово было возобладать над душевной потребностью быть нужным. Но все-таки он берет ее на руки и после долгих попыток отыскать ее родителей отдает девочку армянам. Пьер попадает в плен, вступившись за армянскую женщину.
Во время казни пленных Пьер испытывает страшное чувство крушения всех жизненных убеждений: ничто не было значимо перед лицом смерти. Он не знал, как жить дальше.
Но знакомство с Каратаевым помогло ему возродиться. Любовное отношение Каратаева к жизни научило Пьера ценить то малое, что дает ему судьба. После освобождения Пьер долго болел, но был полон радости жизни. Он сдружился с княжной Марьей, у которой встретил Наташу, и давно зажегшееся пламя его любви разгорелось с новой силой.
В эпилоге мы встречаем Пьера, живущего спокойной, счастливой жизнью: он уже 7 лет муж Наташи и отец четверых детей.
Споря с Николаем, Пьер отстаивает идеи революционеров - необходимость преобразований. Таким образом, мы видим, что Толстой подводит своего героя к началу пути лишений в борьбе за народное счастье, пути Петра Лобазова, декабриста, который должен был быть изначально героем романа Толстого.


Нравственные искания Пьера Безухова.(По роману Л.Н. Толстого "Война и мир")

Любимые герои Толстого:Наташа Ростова,Андрей Болконский Марья Болконская,Пьер Безухов - на протяжении романа меняются.Они совершают поступки,делают ошибки,стараются их исправить,и сами себя строго судят за содеянное.Каждый из них ищет смысл жизни.Для чего он родился? Ответы в романе разные.Обратимся к Пьеру.Ради него задумывался роман,который первоначально назывался "Декабристы".Писатель хотел рассказать о возвращении в Москву ссыльного декабриста (это был Пьер) .Но,разрабатывая его образ,Толстой увлёкся героем и решил вернуться в прошлое декабриста и понять,как сформировался такой характер,под воздействием каких обстоятельств?..
Впервые мы встречаем его в салоне А.П.Шерер,в 1804 году,он вернулся из-за границы и проникнут идеями французской революции.Его кумир -Наполеон.Пьер умён и добр,он очень естественен,за что его любит саркастичный Андрей Болконский.Увлечение светской жизнью и её радостями пройдёт быстро.Но под влиянием окружающих его людей Пьер совершает ряд ошибок.Участвует в кутежах и бесчинствах в компании Курагина и Долохова.На время делается игрушкой в руках хитрого князя Василия Курагина,который его обирает и женит на своей дочери,безнравственной Элен.Пьер предаётся чревоугодию: много ест,пьёт,ведёт недостойный образ жизни..Стреляется на дуэли с Долоховым,осознавая ненужность этого поступка.Рвёт отношения с женой,отдав ей большую часть своего состояния Пьер уезжает подальше от столиц,не видя никакой цели в жизни.Но отказ от такой жизни даёт Пьеру возможность её изменить.Он становится масоном.Это учение возродило героя к жизни.Идея самосовершенствования привлекла его.Он стремится улучшить положение своих крестьян.(и хотя не всё удаётся из -за доверчивости и неопытности Безухова,мы радуемся новым поступкам героя)Но настоящим апогеем возрождения Пьера стала война 1812 года.Мы видим героя на Бородинскомполе,подносящим ящики со снарядами и не уклоняющимся от пуль.Мы видим,что он на свои средства снарядил полк.Мы видим его на улицах захваченной Москвы.Он намерен убить Наполеона,как всемирное зло.Он спасет девочку.Он попадает в плен.Холод,голод,вши,грязь и бесправность не делают героя рабом. Он восклицает "Они хотят поработить меня,мою бессмертную душу!" Напротив.Он встречает в плену Платон Каратаева.который оказал огромное влияние на его мировоззрение.Пьер понял,что все прелести сытой жизни - ерунда.Герой приходит к выводу,что надо жить "ради простоты,добра и правды "С этой мыслью он возвращается из плена.женится на Наташе (которую давно любил,ценя в ней как раз простоту и добро ".)Пьер становится декабристом,чтобы служить облегчению участи своего народа.
Таким образом, Пьер,нашёл смысл жизни в служении Родине и своему народу.Он типичный герой своего времени,хотя таких людей было и немного.Для него характерна неудовлетворённость жизнью.стремление к полезной деятельности,патриотизм.

Искания Пьера Безухова (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»)

I. Вступление

1. Пересказать всю биографию Пьера в сочинении невоз­можно, поэтому выбираются ключевые моменты в его развитии.

2. Основные направления исканий Пьера: желание быть внутренне довольным собой, стремление к соединению с людьми и к служению им, освобождение от ложных чувств и понятий (см. план на тему «Истинное и ложное в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»).

II. Главная часть

1. В начале романа Пьер - молодой, еще не определившим­ся человек, в сущности, не знающий реальной жизни. Однако уже здесь Толстой отмечает его сочувствие идеям Французской революции и подсознательное неприятие светского общества.

2. Период от объяснения в любви Элен до дуэли с Долохо­вым. Пьер полностью захвачен ложными чувствами и понятиями: чувственным влечением к Элен, ревностью, светскими правилами и т.п.

3. Дуэль с Долоховым потрясла Пьера. Сознание, что он мог убить человека (и чуть не убил) из-за суетных и ложных чувств, приводит его к пересмотру всего, чем он жил до сих пор, и эту жизнь Пьер осознает как чудовищное заблуждение В том., что произошло, Пьер не винит никого, кроме самого себя, - это очень важная для Толстого черта. В этот период Пьер полностью теряет смысл жизни.

4. Встреча с Баздеевым и увлечение масонством. В масон­стве Пьера привлекают две основные цели: стремиться к нрав­ственному самоусовершенствованию и делать добро людям. Это и есть то, чего он все время ищет.

5. Стремление Пьера следовать принципам масонства, по­пытки улучшить жизнь крестьян и т.п. Пьер начинает сомне­ваться и в масонстве, видя, что многих привлекает в ложу ко­рысть, а не любовь к людям, и в самом себе.

6. Пьер на Бородинском поле. Его реальное приобщение к народу и возникновение чувства истинного патриотизма. Дальнейшие действия Пьера (намерение убить Наполеона - следствие ложногероических стремлений и тщеславия, а вме­сто этого спасение девочки из горящего дома и т.п.).

7. Пьер плену. Глубокое потрясение от расстрела пленных. Второй раз Пьер чувствует, что «все завалилось в кучу бес­смысленного сора», а смысл жизни окончательно утерян.

8. Пьер и Платон Каратаев. Каратаев кажется Пьеру «оли­цетворением духа простоты и правды», воплощением всего «русского, доброго, круглого». Пьер приобщается к инстинк­тивной народной правде, суть которой - единение с людьми и отказ от всякого индивидуализма.

9. Через лишения и физические страдания в плену Пьер приходит к пониманию истинной свободы, ему открывается радость жизни, он постигает ее смысл. Он отбрасывает все лишнее, ненужное, что раньше считал важным, и от этого ста­новится впервые действительно счастливым.

10. Пьер в эпилоге. Толстой изображает его немного изме­нившимся. Влияние Платона Каратаева и тот смысл жизни, ко­торый открылся ему в плену, так и остаются с ним, но он ищет свой путь в жизни. В эпилоге Пьер - член тайного общества, вероятно, будущий декабрист, который хочет не только пассив­но принимать жизнь, но и активно бороться со злом и неспра­ведливостью. Он находится на очередной ступени бесконечной лестницы нравственного развития и идейных исканий.