Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » «Иностранка» требует увольнения директора, экс-советника Мединского. – Почему лучше? — А, например, если надо ксерокопировать книгу

«Иностранка» требует увольнения директора, экс-советника Мединского. – Почему лучше? — А, например, если надо ксерокопировать книгу

Интервью с новым директором Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы Вадимом Дудой

Хорошо бы в Иностранке и в районных библиотеках организовать пункты выдачи книг, заказанных в интернет-магазинах. Это не только удобно, но и логично.

Вадим Дуда: Это отличная идея, которую мы уже обсуждаем. Библиотека действительно очень хорошо умеет организовывать книжную логистику. И очевидно, что книжный магазин в библиотеке - тоже важная вещь. Мы же примерно понимаем спрос наших читателей.

Молодежь неохотно идет работать в библиотеку, потому что мало платят. Какова средняя зарплата библиотекаря у вас?

Вадим Дуда: Да, нам непременно понадобятся «свежие мозги». Но при этом важно сохранить суть: библиотека - должна оставаться в руках профессионалов. А средний заработок у нас сегодня сопоставим со средним заработком в московском регионе - 30-40 тысяч рублей.

Насколько сократилось количество абонентов за последние несколько лет?

Вадим Дуда: Динамика выдачи билетов, конечно, снижается. Раньше выдавали около 8-9 тысяч в год. Сейчас - около 5 тысяч.

Электронная книга тому виной или снижение культуры в целом?

Вадим Дуда: Есть такое понятие - внешний локус контроля, когда человек приписывает свои неудачи внешним факторам, на которые повлиять не может. В нашем случае это - появление интернета, снижение интереса к чтению, увеличение количества книг. Но насколько мы конкурентоспособны в борьбе за внимание человека? Насколько наш набор сервисов соответствует ожиданиям людей? Насколько интересно вернуться в библиотеку опять? Вот это находится в нашей зоне ответственности - нашу конкурентоспособность в борьбе за свободное время мы должны увеличивать.

Вы верите, что случится день, когда все бумажные книги приобретут электронный вид, а книжные новинки старого - бумажного - образца станут просто изюминкой для книголюбов?

Вадим Дуда: Я не понимаю, как можно читать для души с . Книга должна быть хорошо издана: только читая с карандашом в руках, делая пометки, можно воспринимать текст глубоко. Но при этом все должно существовать вместе: эта же книга в электронном виде, чтобы быстро посмотреть, освежить в памяти, сделать справку, например. Ну, и главное - у человека должен быть выбор: хочет читать - пожалуйста, есть бумажная, есть электронная версия, только читай, пожалуйста.

Вы занимались созданием Национальной электронной библиотеки, там остро стоит вопрос об авторском праве: может ли читатель из любой точки получить доступ к книгам, на которые еще распространяется авторское право, или читать такие книги стоит непременно в библиотеке?

Вадим Дуда: К сожалению, тут от библиотекарей зависит немногое. Баланс интересов смещен в сторону . Потребуются серьезные усилия, чтобы баланс сместился в сторону общества. Нужны новые механизмы лицензирования. НЭБ не должна быть угрозой для издателей, она должна быть площадкой справедливого распределения средств за чтение книг. С другой стороны, у нее должен быть широкий круг читателей. Как этот баланс найти - в этом и есть серьезный вызов НЭБ.

Какая у вас любимая - настольная - книга, что перечитываете?

Вадим Дуда: Сложно сказать, зачастую это зависит от настроения и от жизненной ситуации. Одной универсальной книги для всех состояний у меня нет. И с возрастом предпочтения меняются: в детстве - , Хэмингуэй, в студенческие времена - , . Друзья до сих пор вспоминают, как за один день «проглотил» Маркеса, открыл книгу и пропал. Читаю много и постоянно, если начну перечислять - это надолго.

Следите за современной русской литературой?

Вадим Дуда: Конечно. Требуется время, чтобы пропустить современную литературу через себя. Хотя у нас с вами наверняка разные представления о современной русской литературе. По причине возраста. Еще в школе выписывал «Юность», с удовольствием читал Дину Рубину. И для меня она по-прежнему современный русский писатель. Мне нравится ее юмор, въедливый подход к теме, сюжету и деталям. Поэтому не люблю разговоры про женскую или мужскую литературу. Литература может быть только интересной, увлекательной, талантливой или гениальной.

СПРАВКА
Вадим Дуда родился 24 декабря 1964 года. Окончил Московский авиационный институт по специальности инженер-механик, защитив диплом на английском языке. В 2005 году получил степень МВА (American Institute of Business and Economics). Некоторое время был директором Департамента информационной политики и международных связей Министерства культуры Российской Федерации, был советником министра культуры. Он занимался вопросами развития библиотек, созданием Национальной электронной библиотеки (НЭБ), работал над созданием библиотеки Центра детского творчества в Сочи.

На должность директора Библиотеки иностранной литературы (ВГБИЛ) назначен Вадим Дуда

  • Когда: 03.08.15 (13:52)
  • Источник: Министерство культуры Российской Федерации
  • Сайт: http://mkrf.ru/

Новым директором Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы стал экс-ректор Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма.

С предложением о назначении на этот пост Вадима Дуды к Министру культуры Российской Федерации Владимиру Мединскому обратились крупные деятели библиотечной сферы - директор Российской государственной библиотеки (РГБ) Александр Вислый, генеральный директор Государственной публичной научно-технической библиотеки (ГПНТБ) Яков Шрайберг, гендиректор компании ЭЛАР («Электронный архив») Сергей Баландюк и ректор Кемеровского государственного университета культуры и искусств Екатерина Кудрина.

В их письме министру, в частности, говорится о том, что «сейчас «Иностранке» необходим руководитель, способный сохранить ее особую атмосферу, поддержать и развить все лучшее, созданное и накопленное за десятилетия, выстроить баланс отношений между Министерством, коллективом, общественными, международными организациями, всем сообществом «Иностранки».

«Этому руководителю необходим опыт международной деятельности, понимание нюансов и особенности работы в мультикультурной и мультиязыковой среде, профессиональные менеджерские качества, заряд энергии и позитива для поддержания «саморазвивающейся библиотеки», реализации планов стратегического развития. По нашему мнению, таким руководителем мог бы стать Вадим Валерьевич Дуда, ректор ФГБОУ ДПО «Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма».

В течение ближайших трех месяцев Вадим Дуда будет заниматься разработкой концепции развития ВГБИЛ, которая будет вынесена на обсуждение коллегии Министерства культуры РФ. Об этом во время встречи нового руководителя с коллективом библиотеки заявил статс-секретарь - заместитель Министра культуры РФ Григорий Ивлиев.

«Заменить такого выдающегося деятеля культуры, как Екатерина Гениева, невозможно, - сказал Григорий Ивлиев. - Благодаря Екатерине Юрьевне библиотека и сейчас двигается по пути инновационного развития, задает тон в использовании новейших технологий, щедро делится своим опытом с коллегами. Вадим Дуда продолжит традиции, заложенные Екатериной Гениевой. Библиотека иностранной литературы останется важнейшим культурным центром в России».

Речь прежде всего идет о программе развития ВГБИЛ до 2018 года, в которой прописаны направления развития, приоритетные задачи и стратегические цели. Этот документ был утвержден Екатериной Гениевой. Важно отметить, что перспективы и приоритеты, прописанные в этом документе, актуальны не только для Иностранки, но и для всей библиотечной отрасли в целом. «При выборе кандидатов на пост нового генерального директора Иностранки учитывались прежде всего наличие опыта и компетенций, которые позволят реализовать эту программу», - подчеркнул Григорий Ивлиев.

Замглавы ведомства также отметил, что Вадим Дуда был одним из ключевых участников разработки концепции, технического задания, формирования НЭБ, вывода этой системы на новый уровень, позволяющий превратить корпоративный проект в государственную систему, пространство электронных знаний. В программе много внимания уделяется вопросам оцифровки фондов, необходимости координации деятельности федеральных библиотек в данном вопросе. В системе НЭБ закладывается именно такой функционал, позволяющий крупным библиотекам координировать и планировать свою работу, не дублируя усилия.

Неоценимую помощь оказала Екатерина Юрьевна в важнейшей инициативе министерства - разработке модельного стандарта деятельности общедоступных библиотек. За основу была принята идея о необходимости превращения библиотек в востребованные информационные, культурные, коммуникационные центры. Как ректор АПРИКТ, Вадим Валерьевич курировал вопрос развития модельного стандарта и модельных библиотек. Была проведена серьезная научно-исследовательская работа по изучению международного опыта планирования пространства, сервисов, моделей информационного взаимодействия, разработаны концептуальные модели библиотек нового типа. Результаты этой работы опубликованы на сайте новаябиблиотека.рф. Но, пожалуй, самым важным результатом этой работы стало решения коллегии Минкультуры о создании в 2015 году пилотных площадок в регионах России. Такие площадки сейчас создаются в Сочи, Крыму, во Владимирской и Рязанской областях командой АПРИКТ.

Для справки:

Вадим Дуда родился 24 декабря 1964 года. В 1991 году окончил Московский авиационный институт (МАИ) по специальности «инженер-механик», защитив диплом на английском языке. В 2005 году получил степень МВА (American Institute of Business and Economics).

В 2012–2013 годах работал директором Департамента информационной политики и международных связей Минкультуры, был советником Министра культуры. Он занимался вопросами развития библиотек, созданием Национальной электронной библиотеки (НЭБ), работал над созданием библиотеки Центра детского творчества в Сочи.

Осенью 2015 года, после смерти прежнего директора , новым руководителем Библиотеки иностранной литературы стал Вадим Дуда. Преобразования, которые он начал проводить, вызвали противоречивую реакцию. поговорила с Дудой и попросила его прояснить ситуацию.

«Лента.ру»: Во многих СМИ в последнее время появилась информация о проблемах в Библиотеке иностранной литературы: сотрудников заставляют увольняться, ликвидируются отделы, опечатано книгохранилище…

Дуда: Ничего не закрыто. Действительно, осенью прошлого года книгохранилище было опечатано судебными приставами в связи с претензиями к противопожарной безопасности. Но с первого декабря у нас нет никаких ограничений, библиотека полностью открыта.

Что вы можете сказать об увольнениях?

Ни один человек не был уволен по нашей инициативе. Я подписал в январе два внутренних документа. Первый касался международного книгообмена, второй - выставочного отдела. Про книгообмен - ранее в октябре уже был приказ о неукоснительном соблюдении правил документооборота и законодательства в международном книгообмене. Январский приказ приостанавливал деятельность книгообмена из-за очень серьезных расхождений с требованиями закона.

В чем заключались расхождения?

Это касалось оформления документов библиотечного учета. У меня есть все основания предполагать, что эта деятельность была, мягко говоря, непрозрачной. Суть в том, что поступление в фонд и «выход» книг за пределы библиотеки должны быть определенным образом документированы, чтобы всегда можно было определить, куда, на каких основаниях, с какой целью была отправлена книга. Существует ряд требований по такому учету.

То есть вы подозреваете, что на международном книгообмене наживались люди, отвечающие за этот процесс?

Я этого утверждать не могу, это не в моей компетенции. Я лишь могу констатировать: у меня есть все основания говорить о непрозрачности и незаконности этой деятельности и невозможности ее продолжения в таком виде в «Иностранке». Также отмечу, что библиотека не получала денег по результатам этой деятельности.

О суммах какого порядка идет речь?

Дело не только в суммах, хотя они были немаленькие. На мой взгляд, «Иностранка» с ее репутацией, созданной усилиями уважаемых и известных людей, просто не может быть частью каких-то серых, совсем непрозрачных схем.

1 /10

В каком виде, по вашему мнению, должен проводиться международный книгообмен? Люди, работавшие раньше в библиотеке, в интервью «Открытой России» говорят, что «многие из старых партнеров уже отвернулись от "Иностранки", остальные продолжают сотрудничество по старой памяти».

А по какой причине старые партнеры отворачиваются? Я убежден, что работа с такими замечательными партнерами, как Государственная библиотека Берлина или Библиотека Конгресса, должна быть совершенно честной и взаимовыгодной. Приведу пример - сейчас мы не можем провести сверку взаиморасчетов с нашими партнерами, так как многие операции не фиксировались документально. Это значит, что мы не сможем предоставить никаких юридически значимых документов партнерам для аудита. А это может быть серьезной проблемой для любой крупной библиотеки. Если мы не будем полностью соответствовать законам, то обязательно будем терять и партнеров, и репутацию.

Сотрудники вашей библиотеки утверждают, что их вынуждали писать заявления на увольнение по собственному желанию и создавали обстановку, в которой они просто вынуждены были уволиться.

Я не очень хороший психолог или психотерапевт, но скажу так: если требования соблюдать закон и порядок - это оказание психологического давления, то мы действительно оказывали очень сильное психологическое давление. Сотрудники написали заявления на увольнение, так как несогласны с этими требованиями. Они занимались этим много лет, это их право. И они получили при увольнении компенсации.

Они говорят о том, что по отделам рассылали заявления на увольнение, без подписей, таким образом побуждая их подписать эти бумаги.

Что такое заявление на увольнение без подписи? Не знаю, имели ли вы дело с государственными или бюджетными учреждениями, но у нас не все так легко. Я не могу уволить сотрудника просто так. Есть определенные процедуры.

Значит, вы полностью отрицаете, что это было?

Слухи о «расстрельных списках», о рассылке заявлений, на мой взгляд, создаются для того, чтобы напугать сотрудников, в корне не согласных с мнением уволившихся. Таких сотрудников подавляющее большинство, среди них авторитетные работники с многолетним стажем, наш золотой фонд… Я готов ответственно заявить, что нет никаких планов по сокращению сотрудников и нет никаких требований от подобного плана. Особенно это касается сотрудников библиотечных подразделений - нашей элиты, мы всегда поддерживали и будем их поддерживать.

Пытались ли вы как-то работать над атмосферой в коллективе, сплотить его?

У нас сплоченный коллектив, костяк нашей команды - те самые библиотекари, которые посвятили «Иностранке» всю свою жизнь. Я с ужасом думаю о том, что кто-то из них захочет уйти на пенсию, потому что они не только кладезь информации и бесценного опыта, но и образец абсолютно честного служения своему делу. С подавляющим большинством сотрудников у нас полное взаимопонимание: куда мы двигаемся, какие приоритеты важны для развития современной библиотеки. И я хочу сохранить эту атмосферу, потому что я - часть этого уникального коллектива.
Негатив идет от внешних источников. Обсуждается информация, не подтвержденная документально, слухи и домыслы. Я уверен, как только все факты будут проверены, получат соответствующую оценку и будут опубликованы, пена схлынет.

Фото: Библиотека иностранной литературы

По словам ваших сотрудников, вы говорили, что «каждый квадратный метр библиотеки должен продаваться», приносить деньги…

Про «продажу квадратных метров» - это не ко мне, я таких задач никогда не ставил. Я всегда за то, чтобы государственные средства расходовались максимально эффективно. Библиотека, как и любое другое учреждение культуры, заинтересована в росте посещаемости. Поэтому в 2015-2016 годах мы попросили освободить помещения всех арендаторов, не вписывающихся в концепцию развития библиотеки. Эта концепция была согласована Екатериной Юрьевной Гениевой с Попечительским советом в 2012 году.

Библиотека для вас - это прежде всего слаженно, оптимально работающее предприятие или просветительский проект?

Конечно же, просветительский проект. Это же библиотека! Но необходимость соблюдения норм законодательства совершенно очевидна. Библиотека не может быть частью каких-то странных схем.

Зачем был закрыт выставочный отдел?

Здесь необходимо расставить приоритеты - сначала библиотека, потом все остальное. Приведу пример. За два года рубль достаточно сильно обесценился, а мы покупаем книги за рубежом. Очень хочется сохранить объем поступлений, для чего нужно больше денег. У нас имеются серьезные проблемы с противопожарной безопасностью и еще очень много проблем библиотечного свойства, решение которых потребует затрат.
В такие достаточно непростые времена тратить 11 миллионов рублей на 12 выставочных проектов в год - в корне неверно, мы просто не можем себе этого позволить. Кроме того, у нас есть отдел культурных программ, с очень похожими функциями. 5 из 10 сотрудников выставочного отдела написали заявления об увольнении по соглашению сторон, с выплатой компенсации, остальные остались в библиотеке, продолжат заниматься этой деятельностью.

Проблема с противопожарной безопасностью стояла с 2010 года. Почему она не была решена?

Основная претензия - отсутствие системы автоматического пожаротушения в книгохранилище и еще целый ряд других нарушений. Предписания выдавались с 2010 года, и это выглядит так: сначала выписывается предупреждение, потом штраф, потом штраф лично на директора. И в какой-то момент эти возможности кончаются, можно только обратиться в суд и потребовать закрытия библиотеки, особенно учитывая недавнюю историю с пожаром на Алтуфьевском шоссе и в библиотеке ИНИОН.
По многим причинам финансирование - а это весьма внушительная сумма - организовано не было. Хочу отметить, что в конце прошлого года нам удалось договориться о финансировании со стороны Министерства культуры, государственный контракт подписан. Автоматическая система пожаротушения будет внедрена в июле этого года.

В библиотеке был Американский культурный центр…

Почему вы говорите в прошедшем времени? Американский центр ни на секунду не был закрыт, он и сейчас открыт, и там ровно то же, что и два года назад. Мы прекратили получать деньги от посольства потому, что тип соглашений, подписанных между библиотекой и , к сожалению, во многом не соответствовал нормам. Так что мы продолжаем поддерживать деятельность этого центра, и делаем это успешно.

Ваш проект «Франкотека» получил от посольства Франции 9000 книг, но сотрудники библиотеки говорят, что в посольстве просто не знали, куда их списать.

Странно слышать о таком отношении к книгам от библиотекарей, пусть даже и анонимных... Наверное, поэтому и побоялись выступить открыто... У посольства Франции есть организация Institut Francais. У них есть проблемы с библиотечными площадями, и когда мы договаривались о проекте «Франкотека» с послом Франции, идея состояла в том, чтобы не создавать ненужную конкуренцию. Мы - библиотека, они - культурный центр. Поэтому мы в какой-то мере взяли на себя библиотечное обслуживание этой организации. Не вижу здесь каких-то проблем. «Франкотека» востребована нашими читателями, помогает нам увеличивать аудиторию, в том числе и за счет полученных книг.

Например, 28 февраля у нас будет открытие еще одного Американского центра, совместно с издательством Pearson. На очереди Итальянский и Иберо-американский центры. Мы активно развиваем библиотеки в регионах и считаем, что, как крупная федеральная библиотека, должны им помогать. «Иностранка» не останется в стороне и от развития цифровых технологий. За год мы стали достаточно заметны в области виртуальных сервисов - около 200 региональных библиотек пользуются нашими услугами как агрегатора цифровых книг.

18.11.2015

О новой концепции развития «Иностранки» и ситуации с культурными центрами, о перспективных международных планах и открытии региональной сети филиалов, о НЭБ и библиотечных ассоциациях в интервью Генерального директора ВГБИЛ имени М.И. Рудомино Вадима ДУДЫ.

Вадим Валерьевич, прошло три месяца с момента Вашего назначения на должность Генерального директора ВГБИЛ. Уверена, до конца вникнуть во все проблемные вопросы за это время ещё не удалось, но «погрузиться с головой» в библиотечное пространство «Иностранки», думаю, получилось. Что для Вас было самым сложным тогда (в момент принятия решения) и теперь?

Вы знаете, если честно, всё произошло достаточно неожиданно. «Иностранка» всегда была библиотекой с серьёзной идентичностью, обладала авторитетным брендом, и возглавлял её сильный руководитель. Мы все ассоциировали библиотеку с именем Екатерины Юрьевны Гениевой, это была незыблемая догма. Очень непростое решение - занять место после такого человека. Но должен сказать, что большое достоинство «Иностранки» в том, что здесь создана очень позитивная внутренняя атмосфера. Понятие «толерантность» настолько вошло в сознание коллектива, что люди стараются не высказывать резких суждений, нет никакого неприятия. Прежде чем делать какие-либо выводы, они стремятся сначала разобраться, в чём дело, и понять позицию собеседника. Во многом это мне очень помогло.

Скажу откровенно: за три месяца работы в библиотеке у меня не было ни одного дня, когда я бы вставал с утра с тяжёлым сердцем и думал, что мне снова придётся погружаться в этот клубок проблем. Я получаю огромное удовольствие от встреч с коллегами, вижу, что все готовы к активной работе. Я чётко понимаю, чем могу быть полезным библиотеке на сегодняшнем этапе её развития. Думаю, что наиболее сложный этап уже позади.

Как думаете, а почему выбор пал именно на Вашу кандидатуру? Какие компетенции стали Вашим конкурентным преимуществом? Немало разговоров в сообществе ходило, что Вы владеете каким-то огромным количеством иностранных языков.

- (Смеётся.) Конечно, я могу объясниться с таксистом, решить какие-то бытовые вопросы на пяти-шести языках. Английский, кстати, я не считаю иностранным: это must have, просто должен быть. Уверен, дело совсем не в языках, это не может быть определяющим конкурентным преимуществом. Библиотека не МИД, а мы не дипломаты.

Должен сказать, что я был несколько удивлён системностью подхода министерства. Когда мне Г.П. Ивлиев очень осторожно намекнул о назначении, я был весьма озадачен, но он привёл несколько аргументов, которые основывались на Программе развития ВГБИЛ, принятой ещё в 2012 г. Приоритетные направления включали развитие коммуникационной составляющей, ИТ, международного сотрудничества, образовательных программ. Работая в министерстве, я примерно понимал, как устроены механизмы финансирования, понимаю в информационных технологиях, занимаясь этим так или иначе последние 20 лет, год возглавлял АПРИКТ. Поэтому логика была. Наверное, это тот случай, когда решение было не эмоциональным под воздействием настроений публики, а очень рациональным: сопоставили определённые компетенции кандидата и потребности организации на данный момент.

- Какие изменения коснутся персонала и кадровой политики библиотеки?

В одном из своих последних интервью Е.Ю. Гениева сказала о том, что много дерзких планов, но очень мало времени. Честно говоря, не совсем согласен с этим тезисом. Дело ведь касается не просто одного человека, а всей организации. Мы собираемся активно продолжать то, что было начато не только Екатериной Юрьевной, но и Маргаритой Ивановной Рудомино. Времени у нас достаточно, и очень важно, чтобы коллектив обеспечил последовательность. Уверен, что нельзя отходить от корней и принцип «новая метла по-новому метёт» здесь не годится.

Я сторонник эволюционного подхода: нужно выделить главное из того, что было создано великими предшественниками, и строить на этом программу развития. Поэтому никаких резких изменений в кадровой политике не планируется. Конечно же, мы будем приглашать людей с новыми компетенциями, которые нужны для реализации приоритетных планов развития библиотеки. Например, недостаточно хорошо выстроено взаимодействие с Минкультуры России. Это требует определённой специфической работы и понимания, что происходит в профильном ведомстве.

Мы получаем очень мало средств по внебюджетной деятельности из ФЦП, нужно активизировать это направление. Необходимо закупать оборудование, делать капитальный ремонт, развивать электронные ресурсы. Это требует постоянного, рутинного взаимодействия.

Насколько я понимаю, за эти три месяца Вы должны были сформулировать концепцию развития ВГБИЛ. Понятно, что её необходимо выстроить в соответствии с уже упомянутой программой, утверждённой Минкультуры в 2012 г. Тем не менее поделитесь основными положениями и тезисами Вашего видения развития библиотеки. Какие направления выделяете в качестве приоритетных?

Есть несколько общественных органов, мнением которых мы дорожим. Один из них - Попечительский совет библиотеки. Мы сочли необходимым в начале сентября провести его внеочередное заседание, потому что основные положения концепции должны быть одобрены в том числе и Советом. Мы утвердили концепцию рамочно, сейчас наполняем её деталями.

Основной тезис в том, что миссия библиотеки - быть центром международной культурной коммуникации. Она должна формировать толерантное мышление, межкультурную компетентность, чтобы люди были готовы к вызовам и физической глобализации, и информационной, и жизни в поликультурном мире. Это означает, что для нас одним из важнейших факторов становится аудитория. Конечно же, все библиотечные вопросы - и комплектование, и фонд, и сохранность коллекций, и обслуживание - приоритетны, этим мы будем заниматься просто по умолчанию. Но помимо этого мы должны активнее развивать коммуникационный компонент.

Мы проанализировали состав аудитории «Иностранки», востребованные услуги. Оказалось, что примерно 42% посещений дают библиотечные сервисы, 20% - электронный читальный зал, а остальные 38% привлекают международные культурные центры. Та концепция, которая была сформулирована ещё М.И. Рудомино, - что библиотека - это центр изучения языков, приобщения к различным культурам, «окно в мир» - и сейчас очень актуальна. 84% всех заказов приходится на несколько основных тематик: языкознание, литературоведение, художественная литература на иностранных языках. Активно растёт число посетителей электронного читального зала и вообще электронных сервисов.

В течение двух месяцев мы внимательно отслеживали путь посетителя библиотеки: где он бывает, сколько времени у нас проводит. Получается, что одновременно 30 человек находятся в электронном читальном зале, ещё 30 - в библиотечных залах и ещё столько же - в международных культурных центрах. Таким образом, в библиотеке в один и тот же момент присутствуют 80–90 человек. Должен сказать, что нам есть к чему стремиться. Даже при сегодняшней планировке и размещении в читальном зале у нас примерно 220 рабочих мест. Таким образом, он заполнен далеко не полностью. В культурных центрах могут находиться до 150 человек одновременно. Кстати, культурные центры дают 45–50 тыс. посещений в год, из них больше половины - американский. Причина объективна - там проходит около 700 мероприятий в год. Для сравнения: в японском - 100, он на втором месте по посещаемости.

Возвращаюсь к анализу поведения читателя: выяснилось, что среднее время его нахождения в библиотеке достаточно небольшое - около часа. Можно, конечно, говорить о том, что люди меньше читают книги, но нужно трезво смотреть на вещи: если человек проработал час-другой, то ему нужно выпить кофе, перекусить, да и просто расслабиться и отдохнуть.

Мы учли пожелания читателей и выявили четыре основных направления, в которых хотим быть лидерами. Прежде всего это международные культурные центры. Их должно быть много, мы планируем выделить специальные площади, для того чтобы увеличить их количество (сегодня их 14). Мы должны занимать лидирующие позиции в направлении виртуальных сервисов. Нужно, чтобы библиотека стала интересной и комфортной для работы: должны быть кафе, места для коворкинга. И конечно, в приоритете региональное развитие. Мы хотим, чтобы у нас появилась региональная сеть. Конечно же, нам нужен новый портал. И мы будем активно участвовать в НЭБ.

Хотел бы остановиться на двух потенциальных проектах, которые мне представляются интересными и перспективными. Сейчас все огорчены сложностями с комплектованием: растёт курс евро и доллара, подписка на электронные ресурсы становится очень дорогой. Мы хотим предложить национальным библиотекам в разных странах открывать в «Иностранке» свои виртуальные читальные залы. У всех примерно похожий подход к копирайту, т.е. доступ к полным текстам только из помещений библиотек.

Приведу пример. Как много в Москве португалистов? Думаю, что не очень. Но библиотека должна предоставлять доступ к современным книгам, материалам для исследований, научной работы. В то же время комплектовать для них собственный полный фонд затратно. Виртуальный доступ к электронным ресурсам Национальной библиотеки Португалии может решить эту проблему.

Ещё один проект - оцифровка периодики. У нас в книгохранилище огромное количество архивов газет на иностранных языках. При этом в каталоге о них очень мало данных: мы не расписываем их по статьям, содержанию, фактически известны только номер и дата выпуска. Это не очень удобно для поиска, ценность такого каталога как информационного ресурса невысока. В то же время этот архив занимает много места, а его востребованность минимальна.

Возникает соблазн всё оцифровать и освободить полки, но очевидно, что нужны не просто сканы, а метаданные, система тегов и т.д. При этом такие же газеты, скорее всего, есть в крупных библиотеках тех стран, где газеты издавались. Поэтому в Совете Европы мы предложили договориться с библиотеками о кооперации, совместной оцифровке периодики, выработать единые технологические подходы, чтобы все участники проекта могли в дальнейшем пользоваться общим ресурсом.

Серьёзные изменения ждут и помещения самой библиотеки. Первый этаж мы намерены сделать открытым социальным пространством. Там будут книжный магазин, литературное кафе, зоны для встреч с авторами, мастер-классов, презентаций. Зайти туда смогут все желающие. В Финляндии видел очень интересную картину: там люди стоят в очереди к открытию библиотеки, чтобы прочитать свежую газету и выпить чашку кофе. Не уверен, что у нас это приживётся, но такие практики стоят изучения.

Есть идеи обновления внутреннего двора библиотеки. На втором этаже планируется зал электронной книги и помещения, в которых можно собраться небольшой группой из двух-трёх человек, пространство коворкинга. Люди смогут там эффективно поработать, предполагается обустройство и изолированных, личных, кабинетов.

В библиотеке, в открытом пространстве, располагаются культурные центры, но там есть и административные помещения, которые мы будем стараться освобождать, открывая новые читальные залы и новые международные культурные центры. Мы думаем о более тщательном зонировании помещений: Южная и Северная Америка, Европа, Азия, чтобы читателю можно было в соответствующей части библиотеки легко найти интересующие его ресурсы. Всё это мы хотим делать совместно с посольствами, с институциями и людьми, которые отвечают за продвижение культуры этих регионов и смогут помочь с фондами и мероприятиями.

Есть идея на пятом этаже (на крыше) разместить мультиформатное пространство, включающее читальный зал, литературное кафе. Там потрясающий вид на Москву. Можно будет из любого читального зала с открытой выкладкой взять книгу, подняться наверх, почитать, отдохнуть и провести там хоть целый день.

Понятно, что проект дорогой - речь будет идти о десятках миллионов рублей, но это дело не одного года. Хотим начать с первого этажа, модернизировать его в течение следующего года. Мы уже обсудили проект с министерством, частными инвесторами. Очевидно, что это нужно делать только в сотрудничестве, найти взаимовыгодный механизм государственно-частного партнёрства.

Закономерно, что мы планируем расширять взаимодействие с нашими иностранными партнёрами. Когда мы общаемся с посольствами, они готовы предоставлять книги, мультимедийные материалы, организовывать встречи с авторами и деятелями культуры, интересными людьми. Для них это означает рост количества контактов, обращений к материалам. А если мы предложим ещё и региональную сеть, то можем рассчитывать на увеличение числа книг, материалов, встреч с интересными людьми.

Суть нашего предложения по региональному сотрудничеству примерно следующая. Мы хотим договориться о создании уголков «Иностранки» (выделение площади для книг, мультимедийных ресурсов с доступом к Интернету) в региональных библиотеках, при этом взяв на себя их наполнение иностранной литературой и мультимедийными фондами при поддержке наших международных партнёров, а также обеспечение культурной программы. Таким образом, мы сможем предложить людям, которые приезжают по линии институтов посольств и фондов культуры, посетить не только ВГБИЛ, но и сеть региональных филиалов.

Знаю, что ВГБИЛ выбрана в качестве пилотного проекта в части реализации инициативы Министра культуры РФ В. Мединского об открытии книжных магазинов в библиотеках. Как оцениваете эту идею в отношении эффективности в Вашей библиотеке и в целом по России?

Как ни странно, здесь есть общая цель как для библиотеки, так и для магазина - увеличить трафик, аудиторию. Конечно, имеющегося сегодня потока - 150–200 человек - недостаточно для книжного магазина.

Кафе, встречи с авторами, презентации и прочие мероприятия позволят привлечь дополнительную аудиторию, что косвенно повлияет и на выручку оператора. Считаю важным внимательно подойти к выбору тематической направленности и формата этого магазина. Не уверен, что какой-то один оператор может соответствовать всем типам библиотек.

У нас очень специфическая аудитория, и обычный книжный магазин - это не наш формат. Возможно, на первом этапе стоит ограничиться терминалами для заказа книг, учитывая скромные возможности библиотек по площади, которую они могут выделить. Сейчас пока я не вижу готовой концепции, которая нам бы подошла, но мы очень активно работаем над её созданием.

Учитывая непростую политическую ситуацию, немало вопросов возникло в последнее время относительно культурных центров ВГБИЛ, в частности американского. Как разрешилась ситуация?

Международные центры для нас являются крайне важным активом. Это приоритетно и как источник внебюджетных поступлений, и как интересный сервис для аудитории. Но все центры должны быть переведены в определённое правовое поле, поскольку есть немало замечаний по этому поводу.

Через неделю после моего прихода в «Иностранку» я собрал представителей всех международных культурных центров и поставил перед ними задачу провести работу по легитимизации всех соглашений.

Коллегам из США мы тоже об этом сообщили, но они заняли достаточно жёсткую позицию: никаких торгов, всё, что сказал Госдеп, свято. Нас такая ситуация не устраивала, соглашение должно соответствовать нашему пониманию правового поля. Получив такое жёсткое заключение посольства США о том, что категорически ничего нельзя менять, мы были вынуждены их уведомить, что отказываемся от текущего грантового соглашения.

Подчёркиваю: мы отказались не от американского центра, он открыт и функционирует в полном объёме, мы отказались от денег. Центр сохранён с той же площадью и оборудованием, люди, которые в нём работали, переведены на штатные должности в библиотеку. Мы восстанавливаем программы, которые там были. Более того, мы хотим продолжать сотрудничать с американскими коллегами, но только на условиях, которые соответствуют российскому законодательству и приняты двумя сторонами, а не только Госдепом США.

Два года Вы участвовали в проекте НЭБ. Целесообразна ли, по Вашему мнению, выбранная сегодня стратегия развития проекта? Кaковы его слабые стороны, какие сервисы следует добавить или начать разрабатывать?

Я думаю, что мы достигли очень многого за это время. Главная ценность в том, что НЭБ из «междусобойчика» нескольких крупных библиотек стала делом широкого сообщества. Безусловно, много что можно критиковать, но в целом НЭБ постепенно становится действительно общебиблиотечным проектом. Конечно, сейчас он таковым не является, потому что невелика мотивация для участия.

Мы ещё очень далеки от идеала, и если говорить о перспективах, то, на мой взгляд, главное, что нужно сделать, - создать систему стимулирования участия библиотек в этом проекте.

Чего бы я не хотел - это чтобы НЭБ превратилась в веб-сайт РГБ или какой-то другой библиотеки. НЭБ должна стать совокупностью электронных библиотек, системой организационно-правовых и технологических мер, которые стимулируют библиотеки создавать электронные коллекции и делиться ими с широкой аудиторией.

Мы в очень тесном контакте со всеми, кто участвует в НЭБ, я активно этим занимаюсь на новой должности. Будем помогать, поддерживать и стараться делать так, чтобы были учтены интересы широкого библиотечного сообщества.

- Как оцениваете модель решения правовых вопросов относительно доступа к современному контенту в НЭБ?

Совместно с издательством «ЭКСМО» мы разработали пилотный проект «Предоставление доступа к электронным книгам», где модель совершенно другая. Мы ничего не покупаем на склад, а приобретаем доступ к фонду из 50 тыс. книг и будем организовывать выдачу этих книг через библиотеки-партнёры «Иностранки» по требованию пользователя.

Есть отличия от текущей модели взаимодействия библиотек и «ЛитРес», где всё организовано более сложно: есть экземпляры, у которых свой жизненный цикл, их надо покупать. Здесь мы договорились о плате только за пользование, покупаем определённое количество книговыдач из достаточно широкого ассортимента.

Проект с «ЭКСМО» подразумевает и комплектование региональных представительств книгами в электронном формате. Библиотека-партнёр получит логин и пароль к административной части системы и сможет выдавать логины своим читателям. Те будут скачивать мобильное приложение, брендированное под библиотеку, и смогут получать во временное пользование электронные книги.

Думаю, через полгода-год у нас будет определённая статистика, понимание того, насколько это востребовано читателями, библиотеками.

Я против попытки насильно отчуждать какие-то права, контент. Нужен справедливый механизм распределения денег в зависимости от использования и просмотров, Pay per view например. Всё должно быть понятно и прозрачно для всех сторон - читателей, библиотек, издателей, учредителей.

- С какими коллекциями «Иностранка» планирует участвовать в НЭБ?

В этом году мы, скорее всего, включим в НЭБ свои «билингвы» - двуязычные издания. Была издана классика - Пушкин, Лермонтов, другие великие поэты - на русском и французском, русском и английском, русском и итальянском. Думаю, это очень необычный и востребованный формат, контент, который будет вызывать интерес.

Вы были одним из инициаторов создания Ассоциации «Библиотеки будущего», став вице-президентом этой организации. Каким видите её будущее?

Основная роль Ассоциации, на мой взгляд, в том, что она должна стать партнёром государства в области управления крупными проектами, которые касаются библиотечной отрасли, - такими, как НЭБ, включение 10% ежегодно издаваемых книг, распространение цифровых книг и т.п. Министерство не может точно сформулировать все задачи отрасли, там очень мало ресурсов.

Необходим орган коллективного управления крупными проектами. Им и может стать новая Ассоциация. Кроме того, она может помочь в объединении ресурсов библиотек для совместных взаимовыгодных проектов.

- А что мешает это сделать в рамках существующей РБА?

Попробую объяснить. Если помните, на выборах Президента РБА в Рязани год назад была «битва титанов» - Я.Л. Шрайберга и В.Р. Фирсова. В.Р. Фирсов придерживался мнения о том, что ассоциация - политический орган, она должна выражать мнение сообщества, обеспечивать его консолидированную позицию. Это, безусловно, важная функция.

Я. Л. Шрайберг стоял на экономической платформе: ассоциация должна управлять определёнными ресурсами, участвовать в выполнении госконтрактов, должны быть проекты, подкреплённые деньгами и ресурсами.

Мне кажется, эти подходы очень разные, их сложно совмещать в рамках одной ассоциации. А конфликт, на мой взгляд, был вызван не самой идеей создания новой ассоциации, а скорее столкновением личностей очень уважаемых людей, определённым недопониманием. Я не вижу ничего плохого в конкуренции, при этом считаю, что две ассоциации должны быть партнёрами, а не заменять друг друга или вступать в конфронтацию.

Необходимо вырабатывать доверие, без этого невозможны крупные дела и проекты.

До своего назначения Вы активно занимались проектами внедрения Модельного стандарта библиотек. Как оцениваете практическую применимость этого документа в Вашем сегодняшнем статусе?

Все наши наработки по Модельному стандарту, я надеюсь, мы будем использовать в проекте регионального развития. В конце года мы планируем запустить библиотеку в Боголюбово, соответствующую Модельному стандарту, «Иностранка» будет поставщиком части оборудования, мы поможем министерству реализовать этот проект.

Серьёзные дискуссии в профессиональном сообществе вызвали предложения об удалённой переаттестации кадров. Каково Ваше отношение к этой инициативе?

Думаю, что это очень перспективная идея. Вполне возможно, это может стать делом новой ассоциации, одним из её направлений. Всё, что касается дистанционного образования, удалённой аттестации, может представлять большой интерес, за этим явно есть будущее.

- Как планируете выстраивать издательскую деятельность библиотеки?

Для библиотеки издательская деятельность важна не сама по себе. Это не бизнес, не KPI, это повод привезти интересных людей, организовать встречи, презентации, т.е. скорее способ решения политических, аудиторных задач.

Выделю два направления, которые мне очень импонируют в нашей издательской деятельности. Первый - издание «билингв», двуязычных изданий. Это прекрасный инструмент для продвижения языка, этими книгами следует в обязательном порядке комплектовать представительства Россотрудничества, дипмиссии, зарубежные университеты. Второй - наше взаимодействие с Форумом славянских культур, например серия «Сто славянских романов». Нужно не сдаваться в борьбе с глобальным доминированием английского языка.

Последние годы позиционирование российского библиотечного сообщества на международном профессиональном ландшафте очень непростая тема, учитывая тот факт, что Россия утратила былые позиции и наше «присутствие» в ИФЛА лишний тому показатель. Какие первоочередные шаги, на Ваш взгляд, необходимо предпринять для более активного продвижения отечественных проектов?

Согласен, мы недостаточно агрессивно и последовательно ведём себя на международной профессиональной арене. К сожалению, мы слабо видны в международном информационном поле. Какова была российская делегация в Кейптауне? 12 человек. Американских коллег было более 250. Из 12, насколько я понимаю, не было ни одного директора национальной и федеральной библиотеки. А сколько из присутствующих 12 могли неформально общаться на английском? Сколько всего докладов на ежегодном форуме ИФЛА? Сотни. А сколько из них было российских? Вопросов множество, и все ответы не в нашу пользу.

Нам необходимо очень внятно сформулировать политику присутствия в ИФЛА, на других международных площадках. Должны быть постоянные члены в секциях, комитетах, правлении. Мы должны активно влиять на повестку дня. Нужны лидеры мнений и авторитеты в международных ассоциациях.

Пока у нас не будет постоянных членов в руководстве таких организаций, которые в теме, пользуются авторитетом и реально что-то делают, дело не сдвинется.

У нас была аналогичная ситуация с Советом Европы. Когда мы начинали общаться по линии Минкультуры, мы избрали политику, направленную на активное участие в управлении проектами внутри комитетов Совета Европы. Одним из них стала конференция министров культуры стран Совета Европы в 2013 г. Это значит, что мы полноправно участвовали в Бюро, рабочих группах.

Мы активно влияли на повестку дня, вопросы реализации. А самое главное, что после проведения этой конференции в совете Европы появился документ - Moscow Agenda, в котором были зафиксированы общеевропейские приоритеты в развитии культуры, в том числе и в области применения цифровых технологий, на несколько лет.

Думаю, для продвижение российского библиотечного сообщества на международной арене нужна активная рабочая группа, которая должна проводить темы, интересные на международном уровне, за ней должен быть определённый ресурс, поддержка. Тогда можно будет говорить о разработке и реализации стратегии нашего международного сотрудничества, повышении значимости и авторитета России.

- Каковы Ваши предпочтения в чтении по жанрам и форматам?

Сложно ответить на вопрос однозначно, зависит от ситуации и обстановки. На прикроватной тумбочке у меня нередко оказывается Хемингуэй, Фицджеральд, Джойс, правда сейчас там - Антон Дончев, болгарский писатель. Интересно, звучит немного непривычно, но мне нравится. А если бы я ехал в поезде, ночью, зимой, я бы с удовольствием перечитал Пастернака, «Доктора Живаго», чтобы особенно ясно прочувствовать, как «метель лепила на стекле круги и стрелы»… Кстати, не читаю электронные книги, не доставляет большого удовольствия. Только бумажные!

- Спасибо и удачи!

Беседовала Елена Бейлина

Вадим Валерьевич, работа в библиотеке - это исполнение детской мечты или стечение обстоятельств?

Сложно сказать. Я закончил Московский авиационный институт. Моя первая в жизни работа была в библиотеке МАИ. До сих пор появляется очень много воспоминаний, когда я попадаю в книгохранилище. Все это очень живо.

Моя трудовая деятельность была посвящена двум составляющим: это цифровые технологи и международная тематика. После института у меня была очень интересная работа, которая касалась сертификации, установления соответствия инженерных дипломов России и других стран, в первую очередь Америки. Это была ассоциация инженерных вузов. Моя работа была очень интересной и важной. Нам нужно было наладить контакты с большим количеством профессиональных ассоциаций, чтобы понимать, насколько мы и наша инженерная школа может вписаться в общемировой контекст. В этом, кстати, есть определенная связь с «Иностранкой», она всегда была окном во внешний мир, окном между Россией и Западом.

Затем была длительная командировка на Ближний Восток. Там я жил 6 лет. Погружение в многокультурную среду стало очень серьезным вызовом и еще одним пересечением с общей концепцией «Иностранки», ведь здесь много культур представлено в виде книг, центров, линейки мероприятий.

Уметь жить в поликультурном мире и уважать особенности той или иной культуры -очень важный опыт для современного человека.

Потом я долго работал в IT. Это было очень интересное время, когда цифровые технологии начали менять многие индустрии, в том числе СМИ. Мы привносили много цифровых технологий и в полиграфию, и в традиционные СМИ. Мы застали «ломку» медиаландшафта - от традиционной бумаги к «миграции» в цифровую среду. То же самое сейчас происходит и в библиотечном мире. Мы всегда были традиционными книгохранилищами, и знания во многом ассоциируются с книгами. Библиотекам нужно найти свое место в меняющемся мире с учетом новых цифровых возможностей. Мне кажется, что опыт общения с медийщиками и опыт понимания миграции традиционных СМИ в мультимедийные холдинги может быть очень полезен и для библиотек.

Потом был очень важный опыт работы в министерстве культуры, где я отвечал за IT и международную деятельность. Очень многое, что со мной происходило в жизни, оказало мне серьезную помощь. Получилось так, что мы вернулись в библиотечную среду, и она показалась очень привлекательной.

Каковы были ваши первые задачи?

Одной из идей министра культуры было создание модельных библиотек в регионах. Мы хотели опробовать тезис о том, что библиотеки никому не нужны, так как ими никто не занимается. Как только библиотека получает внимание власти, определенный ресурс, меняется пространство, библиотекари получают новые компетенции, которые нужны для современной аудитории, то библиотека становится успешной.

Нам удалось реализовать несколько проектов в регионах России, и мы ими очень гордимся. Мы всем с гордостью рассказываем о нашем проекте в Боголюбово. Это важный для российской истории поселок. Неслучайно именно там была открыта библиотека. Она была обычной, сельской, в нее приходило 5-8 человек в день, а сейчас там обычно очередь, приходит до 100 человек в день. Она стала по-настоящему гостиной для местного сообщества. Люди считают библиотеку своим третьим местом.

Мир библиотеки - это удивительный мир, и когда ты попадаешь в эту среду, она очень глубоко в тебя проникает, особенно когда ты имеешь дело с настоящими подвижниками.

Профессия библиотекаря никогда не была пределом мечтаний карьеристов. Это скорее работа очень осознанная, работа людей, которые несут высокое знамя культуры. Чаще всего библиотекари - это очень хорошие люди, и это очень важно.

Мне кажется, что если в систему ценностей входит необходимость общаться с очень хорошими, чистыми и честными людьми, то библиотеки - это как раз нужная среда.