Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Термин предания. Значение слова предание в словаре литературоведческих терминов

Термин предания. Значение слова предание в словаре литературоведческих терминов


Фольклористы еще не дали достаточно удовлетворительного и обоснованного определения преданий. Нередко в научной литературе смешивают предания и легенды, хотя это различные жанры. Это объясняется их близостью, а также наличием переходных форм, одни из которых ближе к преданиям, а другие - к легендам. Предания в народе называют «былями» и «бывальщинами». Для них характерна историческая тематика. Предания сохраняют память о событиях и деятелях национальной истории. Этот вид произведений устного народного творчества имеет большое познавательное значение, так как в преданиях рассказывается об очень далеком прошлом, о времени, от которого, как правило, не сохранилось других свидетельств. То, о чем говорится в преданиях, обычно воспринимается и рассказчиком и слушателями как действительно происходившее. Ряд особенностей придают преданиям реалистический характер: исторический материал, имеющий порой местную окраску, точное указание времени и места событий, бытовые детали, нередко ссылка на традиционность повествования («старики рассказывают», «говорят»), незначительная роль в сюжетах фантастических элементов. Предания не только повествуют о событиях и действиях исторических лиц, но и объясняют их причины. Это увеличивает познавательную ценность рассказов. Предания близки к историческим песням, но имеют прозаическую форму, а не стихотворную. От сказок предания отличаются тем, что в них повествуется о реально существующих фактах, хотя порой трактуемых с некоторой долей вымысла, отличаются и «свободной формой»; предания не имеют устойчивых зачинов и концовок, определенных ходов развития сюжета. От бытового устного рассказа предание отличается тем, что говорит о далеком прошлом, а не о близком, а также тем, что повествователь никогда не выступает участником или свидетелем событий. Предания - эпический, т. е. повествовательный, сюжетный жанр. Но сюжет в них обычно не развертывается в сложную цепь событий, как в сказке, а строится на одном эпизоде, ярком и необычном. Необычное - предмет повествования и в сказке, но там оно - результат вымысла, тогда как в предании речь идет о необычном в жизни, что придает рассказу удивительный, поразительный характер. Предание хотя и имеет «свободную форму», при которой отсутствует определенная модель построения произведения, не лишено внутренней структуры, принципов идейно-художественной организации произведения: скрепления всего повествовательного материала одним сюжетным эпизодом, одним основным героем, созданию образа которого подчинены и сюжет и выразительные средства. В дореволюционной русской фольклористике, а порой и сейчас не все ученые признавали предания фольклорным жанром и нередко рассматривали их как разновидность устного бытового слова. Однако предания не только выполняют информативную и идейную функции, но обладают и эстетической, что проявляется в необычности сюжетной ситуации, идеализации положительного героя, употреблении особых выразительно-изобразительных средств. Предания бытуют в устах многих людей, тогда как устный рассказ-воспоминание передается одним лицом. Предания существуют во многих вариантах, что является важной особенностью фольклора. Они соотносятся с другими фольклорными прозаическими жанрами и взаимодействуют с ними, а также с историческими песнями. Наконец, они имеют свою историю. Для них, как и для некоторых других жанров устного творчества, свойственна циклизация, т. е. объединение групп произведений вокруг исторических персонажей или по сходным сюжетным ситуациям. Цикл более полно раскрывает образ героя, нежели отдельное предание. Входящие в него произведения близки по темам, по оценке событий и персонажей. Собирание и изучение преданий. Собирание русских народных преданий не велось систематически. Древнейшие предания записаны в пересказах в русских летописях. Записи преданий были сделаны и некоторыми западноевропейскими путешественниками: Олеарием, Флетчером, Коллинзом. В журналах XVIII в. время от времени публиковались так называемые исторические «анекдоты» - рассказы об удивительных случаях в жизни известных людей, главным образом царей и полководцев. Эти рассказы нередко носили верноподданический характер. Такие произведения появлялись и в отдельных книгах) Большое число их выходило в начале XIX в. Несколько изданий выдержал сборник «Анекдоты и деяния славных мужей» (1808, 1809 и др.). Особенно популярен был Петр I. Книга анекдотов о нем выходила много раз. Издавались анекдоты, относящиеся к Отечественной войне 1812 г., например книга Ф. М Сидельникова «Анекдоты достопримечательнейших происшествий, случившихся в течение нынешней войны с французами» (1813). В такого рода изданиях помещались предания, сложенные главным образом в солдатской среде. Первым сводным (и, собственно, единственным до сих пор) сборником преданий была книга М. Н. Макарова «Русские предания» в трех частях, вышедшая в Петербурге в 1838-1840 гг. В ней помещен разнообразный материал, но тем не менее есть и народные предания. В XIX - начале XX в. предания публиковались главным образом в журналах, уделявших внимание русской истории: «Историческом вестнике», «Русском архиве», «Беседе», а также в областных сборниках. Публикации помещали Е. В. Барсов, Н. Я. Аристов и др. Предания включались и в сборники сказок. Так, книга Д. Н. Садовникова называется «Сказки и предания Самарского края» (1884). Предания печатались в этнографических журналах «Этнографическое обозрение», «Живая старина», «Сибирская живая старина» и др. Более систематично собирание преданий русские фольклористы стали вести после Октябрьской революции. Данные об их издании приведены в известном библиографическом указателе М. Я. Мельц «Русский фольклор». Изучение русских исторических преданий в XIX в. большей частью представляло собой комментирование публикуемых текстов. Собственно же исследование почти не получило развития. Наиболее ценны -статья Н. И. Костомарова «Предания первоначальной русской летописи» (1905), книга И. П. Хрущова «О древнерусских исторических повестях и сказаниях XI-XII столетия» (1878), статья Н. Я. Аристова «Предания об исторических лицах и событиях» (1880), статья А. Зачиняева «Об эпических преданиях Орловской, Курской и Воронежской губерний». В названных работах сделана попытка отграничить предания от других прозаических жанров фольклора, определить основные сюжеты и состав наиболее популярных героев, установить роль преданий как исторического источника. Значительно шире развернулось изучение преданий в советское время. К. В. Чистов разработал вопрос о классификации жанров несказочной народной прозы и о сюжетном их составе . С. Н. Азбелев пытался разграничить эти жанры в их отношении к действительности , В. К. Соколова изучала типологию преданий . Своеобразные уральские предания изучали В. П. Кругляшова и А. И. Лазарев . Фундаментальную работу представляет собой книга В. К. Соколовой «Русские исторические предания» (1970). Исследование В. К. Соколовой - первая работа, в которой обстоятельно рассмотрены сюжеты, познавательная, идейная и художественная ценность преданий, обобщено то, что сделано в их изучении. В книге выясняются отношение преданий к другим жанрам, освещение действительности в произведениях этого типа. Исследователь обращается к историко-сравнительному сопоставлению русских преданий с преданиями других славянских народов и устанавливает важные особенности их отношений. В. К. Соколова дала классификацию типов преданий, показала использование традиционного материала преданий и приспособление его к новым общественным условиям. К сожалению, в книге не рассмотрены предания о русских полководцах (Суворове, Кутузове, Платове, Скобелеве). Типы преданий. Русские народные предания неоднородны. Но попытки дать их обоснованную и стройную классификацию не всегда удавались. Самой простой классификацией была тематическая, какой, например, придерживается С. Н. Азбелев: «Предания и легенды, как правило, разграничиваются по тематике - исторические, топонимические, религиозные, демонологические, бытовые и др.» . В. Е. Гусев делит исторические предания на «собственно исторические», или предания о событиях, и «героические», или предания о лицах . В. К. Соколова справедливо критикует такую классификацию, так как предания о событиях и лицах трудно разграничить: историческими могут быть и предания о событиях, и предания о лицах, героическими также могут быть предания и о событиях, и о лицах . В. К. Соколова выделяет два типа преданий: исторические и легендарные . Разъясняя далее, что такое «предания легендарные», она относит к ним исторические легенды религиозного содержания и социально-утопические легенды, т. е. смешивает два жанра -предания и легенды. Что касается собственно преданий, то можно принять классификацию, данную В. К. Соколовой, которая делит их на два типа: предания исторические и топонимические. К первым относятся рассказы об исторических событиях и лицах^ случаях, связанных с ними, а также о лицах, участвовавших в событиях или встречавшихся с историческими деятелями. Ко вторым относятся рассказы о возникновении поселений (городов и сел) и их названий, о местах, связанных с важнейшими событиями.

Предание это «устная летопись», жанр несказочной прозы с установкой на историческую достоверность. Предания распространены в фольклоре разных народов . Основное назначение предания - сохранять память о национальной истории. Историзм обусловлен стадиальным состоянием фольклора данного этноса. Древние предания насыщены мифологическими представлениями, в то время как поздние – изображают действительность в обыденных формах, однако и в них обязательно присутствует вымысел, иногда даже фантастика. Ученые выделяют разные группы преданий: исторические, топонимические, этногенетические, о заселении и освоении края, о кладах, этиологические, культорологические. Часто предания подразделяются на исторические и топонимические, однако историческими являются все предания (уже по их жанровой сущности), следовательно, любое топономическое предание также исторично. Предания продолжают бытовать в устной традиции. преданий всегда общезначима, конфликт - национальный либо социальный, персонажи - представители государства, нации, конкретных классов или сословий. Общее, типическое в предании изображается посредством частного, конкретного. Преданиям свойственна локальная приуроченность к селу, озеру, горе, дому. Их достоверность иногда подкрепляется материальными свидетельствами (героем построена церковь, подарена вещь). События концентрируются вокруг исторических деятелей, которые предстают чаще всего в идеальном свете. Сюжеты преданий, как правило, одномотивные. Вокруг персонажа могут развиваться сводные (контаминированные) сюжеты, возникать циклы. В начале или конце повествования допускаются прямые характеристики и оценки героя, необходимые для того, чтобы образ был правильно понят, и выступающие как общее мнение (о Петре I: «Вот оно царь - так царь, даром хлеба не ел, лучше бурлака работал»).

Предание в русском репертуаре

В русском репертуаре можно выделить древнейшие предания, предания о «справедливом царе», предания о предводителях народных движений, о разбойниках и кладах. Древнейшие предания повествуют о расселении славянских племен и об их родоначальниках. Большое количество преданий посвящено борьбе Древней Руси с внешними врагами. Предания о «справедливом царе» связаны с именами Ивана IV (Грозного) и Петра I. Многочисленна группа преданий о взаимоотношениях Петра I с представителями разных социальных слоев и профессий. Предания о предводителях народных движений (Ермаке, Степане Разине, Емельяне Пугачёве) дополняют утопическую мечту народа о «справедливом царе». Предания разбойниках и кладах рассказывались повсюду в России. Образ «благородного разбойника», который грабит богатых и заступается за бедных, представал во многочисленных локальных вариациях (Чуркин, Рощин, Сорока). Широко распространены предания о разбойнике Кудеяре, отразившие генетическую связь сюжетов о кладах с мифологией. Древний пласт образа Кудеяра восходит к таинственному и могущественному существу, хозяину земных недр и скрытых в них ценностей. Само слово «Кудеяр» означает буйного мятежника, волшебника. Предания о Кудеяре использовал Н.А.Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» (1863-77). Существуют повторяющиеся топонимические сюжеты (о провалившихся церквах, городах). Международным является сюжет о том, как царь усмирил разбушевавшуюся водную стихию (его относили к персидскому царю Ксерксу, а в русской устной традиции сюжет стал фигурировать в предании об Иване Грозном и о Петре I). В ряде случаев международные предания обнаруживают типологическую общность: на протяжении истории они возникали у разных народов независимо друг от друга, порожденные сходными общественными и культурно-бытовыми условиями. Такими были предания о благородных разбойниках (Робине Гуде, Разине, Шиндерханнесе и др.). И все же событие преданий всегда изображается как единичное, законченное, неповторимое. В настоящее время составлены некоторые национальные каталоги преданий и выдвинута проблема создания их единого международного каталога.

Значение слова ПРЕДАНИЕ в Словаре литературоведческих терминов

ПРЕДАНИЕ

Жанр устного народного творчества: рассказ, повествование о реальных людях и событиях прошлого, сведения о которых необходимо было передать последующим поколениям. Однако сюжет П. обычно не развертывается в сложную цепь событий, как в сказке (см. сказка литературная), а строится на одном эпизоде, как правило, всегда ярком и необычайном. Источником П. являются рассказы очевидцев, однако, передаваясь из уст в уста, П. удаляется от фактической первоосновы, подвергается вольной поэтической интерпретации, тем самым сближаясь со сказкой и легендой (см. легенда). По тематике различают исторические (происхождение того или иного народа, история предков и т. д.) и топонимические (о происхождении природных объектов: гор, скал, рек, озер, болот и т. п.; памятников старины: могильников, монастырей и т. п. и их названий) П.

Словарь литературоведческих терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ПРЕДАНИЕ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ПРЕДАНИЕ в Словаре экономических терминов:
    СУДУ - стадия уголовного процесса, в которой проверяется достаточность фактических данных и юридических оснований для рассмотрения дела в судебном заседании. …
  • ПРЕДАНИЕ в Литературной энциклопедии:
    [укр. — оповідання, нем. — Sage, фр. и англ. — tradition, греч. — par?dosis, по народной терминологии — «досюльщина», «быль», …
  • ПРЕДАНИЕ в Большом энциклопедическом словаре:
  • ПРЕДАНИЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    в народнопоэтическом творчестве повествование, содержащее сведения о реальных лицах и событиях. Возникнув из рассказов очевидцев, П. при передаче удаляется от …
  • ПРЕДАНИЕ в Современном энциклопедическом словаре:
  • ПРЕДАНИЕ в Энциклопедическом словарике:
    в народно-поэтическом творчестве вид сказания, содержащего сведения об исторических лицах, местностях, событиях прошлого. Вымысел в преданиях отличен от сказочной фантастики …
  • ПРЕДАНИЕ в Энциклопедическом словаре:
    , -я, ср. Переходящий из уст в уста, от поколения к поколению рассказ о былом, легенда. Народное п. Семейное …
  • ПРЕДАНИЕ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПРЕД́АНИЕ, жанр фольклора; устный рассказ, к-рый содержит сведения об ист. лицах, событиях, местностях, передающиеся из поколения в поколение. Возникнув нередко …
  • ПРЕДАНИЕ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    преда"ние, преда"ния, преда"ния, преда"ний, преда"нию, преда"ниям, преда"ние, преда"ния, преда"нием, преда"ниями, преда"нии, …
  • ПРЕДАНИЕ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -я, с. Устный рассказ о былом, история, передающиеся из поколения в поколение. Семейное предание. Читать старинные предания. В семье осталось …
  • ПРЕДАНИЕ в Словаре синонимов Абрамова:
    см. история, …
  • ПРЕДАНИЕ в словаре Синонимов русского языка:
    каббала, легенда, миф, поверие, поверье, притча, рассказ, сказание, сказка, сунна, …
  • ПРЕДАНИЕ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    1. ср. Процесс действия по знач. глаг.: предать. 2. ср. 1) Рассказ о былом, переходящий от поколения к поколению в …
  • ПРЕДАНИЕ в Словаре русского языка Лопатина:
    пред`ание, -я (от пред`ать; рассказ о былом) ; но: Свящ`енное Пред`ание …
  • ПРЕДАНИЕ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    предание, -я (от предать; рассказ о былом); но: Священное Предание …
  • ПРЕДАНИЕ в Орфографическом словаре:
    пред`ание, -я (от пред`ать; рассказ о былом) ; но: свящ`енное пред`ание …
  • ПРЕДАНИЕ в Словаре русского языка Ожегова:
    переходящий из уст в уста, от поколения к поколению рассказ о былом, легенда Народное п. Семейное …
  • ПРЕДАНИЕ в Словаре Даля:
    предать и пр. см. предавать …
  • ПРЕДАНИЕ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    жанр фольклора; устный рассказ, который содержит сведения об исторических лицах, событиях, местностях, передающиеся из поколения в поколение. Возникнув нередко из …
  • ПРЕДАНИЕ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    предания, ср. (книжн.). 1. только ед. Действие по глаг. предать-предавать. Предание суду. Предание земле. 2. Рассказ, поверье, переходящее от одного …
  • ПРЕДАНИЕ в Толковом словаре Ефремовой:
    предание 1. ср. Процесс действия по знач. глаг.: предать. 2. ср. 1) Рассказ о былом, переходящий от поколения к поколению …
  • ПРЕДАНИЕ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
  • ПРЕДАНИЕ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    I ср. процесс действия по гл. предать II ср. 1. Рассказ о былом, переходящий от поколения к поколению в устной …

Что такое "Предание"? Как правильно пишется данное слово. Понятие и трактовка.

Предание Предание ПРЕДАНИЕ (укр. - оповідання, нем. - Sage, фр. и англ. - tradition, греч. - paradosis, по народной терминологии - «досюльщина», «быль», «бывальщина») - «народное сказание», точнее те рассказы и воспоминания, которые не входят в круг жанров, четко обособившихся: былин, исторических песен, духовных стихов, сказок, легенд и анекдотов. П. - термин, применяемый к произведениям устного творчества и по аналогии переносимый на соответственные произведения литературы (памятники древней письменности, излагающие мало достоверные события). Цель народного П. - закрепить в потомстве прошлое, поэтому в соответствующей среде к нему относятся обычно с известным доверием (в отличие напр. от сказки и анекдота, к-рым не верят). Количество народных П. безгранично, но по содержанию их можно разбить на несколько групп: 1. П. мифические (см. «Мифология»). Это, помимо рассказов о богах, - рассказы о небе и его явлениях, о душе и теле, о борьбе духов, о нечистой силе, о душах усопших, о народных святых вроде Фрола и Лавра, Пятницы и т. п. 2. П. натуралистические: этиологические сказания о происхождении растений, животных, птиц, рыб, предметов или их свойств, о фантастических животных (птица Феникс, Жар-птица, Левиафан), о чудесных народах (одноглазые, псоглавцы, гоги и магоги) и др. 3. П. исторические, особенно многочисленные. К ним относятся П. географические (о названиях местностей, городов, урочищ: Киев от Кия, Париж от Париса и т. д.), о вещевых памятниках (кладах, монастырях, могильниках, храмах и т. п.), об обычаях (обряды посвящения у примитивных народов, брачные, похоронные обряды и др.), о подлинно исторических событиях (о татарах, о войнах), о разных исторических лицах (об Александре Македонском, Наполеоне, Аттиле, Велизарии, Колумбе, Жанне д’Арк), о генеалогии народностей или героев (франки от троянцев, датчане от Одина, Рюрик от Августа и др.), П. о полезных ископаемых (например у Геродота о богатстве севера золотом и янтарем у берегов Северного моря). Классовая борьба захватывала исторические предания в свой водоворот, делая из них либо оружие порабощения и обмана угнетаемых классов (феодальные предания о шапке Мономаха, о белом клобуке, о благородстве царей), либо фокус притяжения симпатий, чаяний освобождения и светлого будущего у классов угнетенных (например крестьянские П. о Степане Разине, о Пугачеве и др. героях народных восстаний). Октябрьская революция породила ряд революционных преданий о героизме гражданской войны, о красных партизанах, о вождях революции, о коммунистах (бакинских комиссарах, Чапаеве, Дзержинском и др.), в классово-враждебной среде распространялись и контрреволюционные П. (о рождении чорта, антихриста, обновленных иконах и т. п.). Большой круг П., широко захвативших не только СССР, но и народы Востока, вызвала героическая личность В. И. Ленина. Народные П., отражая черты производственных, бытовых, общественных и классовых отношений разных стадий прошлого, представляют богатейший исторический источник. Хранятся народные П. в широких слоях населения, но бывают особые их знатоки, люди, обладающие иногда огромной памятью. Самое рассказывание народных П. не является самоцелью, а происходит при подходящем случае на сборищах, посиделках и т. п. Бытование народного П. происходит волнами: то П. замирает, то под влиянием общественно-политического толчка вновь оживает. Есть П., странствующие по всему земному шару (о потопе и др.), есть узко-местные П. Творческий процесс создания П. совершается по сегодняшний день. П. насыщены наши древние исторические (летописи, хронографы, палеи и др.) и литературные памятники (апокрифы, сказания, повести, романы). П. служит богатым источником сюжетов и образов мировой художественной литературы (например «Божественная комедия» Данте, «Декамерон» Бокаччо, «Сон в Иванову ночь» Шекспира, «Фауст» Гёте, «Пан Тадеуш» Мицкевича, «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя и мн. др.). Библиография: I. Тексты русских П. разбросаны по сборникам сказок, легенд, напр.: Садовников Д. Н., Сказки и предания Самарского края, СПБ, 1884; Афанасьев А. Н., Народные русские легенды, М., 1859, и Казань, 1914; Шейн П. В., Материалы для изучения быта и языка русского населения Сев.-зап. края, т. II, СПБ, 1893; Добровольский В. Н., Смоленский этнографический сборник, ч. 1, СПБ, 1891. Большой материал текстов и исследований по П. народов СССР находится в фольклорных журналах и сборниках: «Живая старина», «Сибирская живая старина», «Этнографическое обозрение», «Етнографічній вістник», «Материалы для описания местностей и племен Кавказа», «Етнографічній збірник», «Известия Моск. общества любителей естествознания, антропологии и этнографии» и др.II. Народные П. собирались и изучались неравномерно. Отправные издания: Grimm, Br., Deutsche Sagen, 2 Teile, Berlin, 1816-1818, 4 Aufl., 1906; Danhardt O., Natursagen, eine Sammlung naturdeutender Sagen, Marchen, Fabeln und Legenden, Lpz., I-IV, 1907-1912; Wehrhan K., Die Sage, Lpz., 1908; Paul H., Grundriss der germ. Philologie, Bd II, 2 Aufl., Strasburg, 1901-1905. См. также «Мифология».III. Библиографии русских П. нет. Их надо разыскивать по общим библиографиям фольклора, напр.: Бродский H., Гусев H., Сидоров H., Русская устная словесность, Л., 1924.

Предание - ПРЕДАНИЕ, Ця, ср. Переходящий из уст в уста, от поколения к поколению рассказ о былом, легенда. Наро... Толковый словарь Ожегова

Предание - в народнопоэтическом творчестве повествование, содержащее сведения о реальных лицах и событ...

"Преданье старины глубокой, дела давно минувших дней..." Эти строки с самого детства слышит, видит, читает каждый русскоязычный человек. Так начал свое произведение "Руслан и Людмила" Александр Пушкин. Являются ли действительно преданиями его сказки? Чтобы знать точно, нужно разобраться в понятиях.

Поэзия поэзией, но что значит слово "предание"? Определение и особенные черты этого явления мы рассмотрим в нашей статье.

Предание как жанр

Свое ознакомление с миром народных преданий мы начнем с определения самого понятия. Так, различные источники дают нам следующее.

Предание — прозаический сюжетом в котором выступают исторические факты в народной трактовке. Предания народа не связаны с жанром сказки, хотя порой события и напоминают мифические или сказочные.

Предания в теории литературы принято делить на две большие группы по типу сюжета: исторические и топонимические.

Предания - часть устной народной прозы

Мы узнали, Определение дало нам общее представление. Поговорим об одной особенности данного жанра. Примечательно, что предания являются Это значит, что истории, услышанные сегодня, были созданы сотни лет назад и переходили из уст в уста. К тому времени, как предание было записано на информационном носителе, могли произойти десятки или даже сотни трансформаций сюжета, образов.

Творения известного поэта Греции Гомера "Илиада" и "Одиссея", имеющие невероятный размер, также передавались устным способом. Они также описывали исторические события, приукрашенные и несколько видоизмененные. В этом прослеживается некоторая схожесть данных творений с более новыми преданиями.

Как жанр устной прозы, предания восхищают своей долгой историей. К счастью, а может и нет, в наше время их распространение в записанном виде гораздо проще. Нам стоит ценить каждое слово, предание, дающее важные духовные знания о предках.

Сравнение с другими фольклорными прозаическими жанрами

Предания порой можно ошибочно определить как легенду или былину. Во избежание этого назовем такую закономерность: сюжеты легенд направлены на объяснение происхождения какого-либо культурного или природного явления. Они часто дают определенную моральную оценку описываемым событиям. А предание - это пересказ на народный лад истории с участием широко известных или знаменитых в локальной местности героев.

От былин предания народа отличаются содержанием, действующими лицами (исторические лица: разбойники, правители, простые люди, ремесленники), участием реальных известных в определенной местности личностей, ставших мифологическими героями.

Характерным для данного жанра фольклорной прозы является повествование от третьего лица о событиях, относящихся к прошлому. Рассказчик преданий не был очевидцем событий, а передает историю, услышанную от третьих лиц.

Исторические предания

Коллективная народная память создала древние предания из реальных фактов, о которых в несколько ином свете мы можем прочесть в учебниках истории. Так создавались исторические предания.

К историческим относят предания о Жанне д’Арк, царе Иване Грозном, атамане Мазепе и других.

Сюда же относим библейские рассказы о сотворении мира, выходе израильтян из Египта в поисках своей земли и множество других.

В данную группу входят такие предания, которые впитывают представления людей о творении их мира. Все фольклорные единицы создают единый историко-мифологический мир, отображающий широкую картину народного взгляда на окружающую действительность.

Временные рамки, охвачиваемые преданиями, трудно определить: это сведения от самой библейской древности до современности.

Топонимические предания

К топонимическим относят предания, фиксирующие события, ставшие основой для происхождения того или иного названия. Их героями становятся, соответственно, местные известные персонажи и события, имеющие значение только там. Изучение таких вот местных историй - интересная часть топонимических и этнографических исследований.

Топонимическими являются краткие предания о Змиевых Валах (от Змия), городе Киеве (о Кие, его братьях и сестре), городе Орше (князь Орш и его дочь Оршица), городе Львове и многих других топонимических объектах.

Перспективы для исследователей

В каждом городе, каждом селе есть такие краткие истории о том, откуда взялось какое-нибудь местное название. Сборники подобных преданий можно составлять бесконечно. Поле для исследований есть и сегодня. Поэтому каждому, кто открыл для себя предания и нашел их интересным объектом деятельности, есть работа.

Издать сборник преданий, собранных в конкретной местности, - вполне реальная перспектива. Новые названия появляются и сегодня, прямо в этом момент. Также в отдаленных уголках России существуют такие поселения, в которых фольклор активно развивается. Значит, появляются новые границы для этнографической и фольклорной работы.

Примечательно, что в нынешнее время больше появляется топографических преданий. Исторические сохраняются с предыдущих эпох, поскольку с некоторого времени фиксация всех фактов происходит моментально после их появления.

Предания, мифы и их историческая основа

Предание, определение которому мы уже дали, порой связывают с мифологией. Так, рассказы о подвигах греческого героя Геракла, как считают исследователи, не могли возникнуть без реальных исторических фактов. Те мифические события и герои, которыми обросла вероятная реальная история похождений Геракла, появились с течением времени.

Были подтверждены некоторые факты из Книги Еноха, в которой упоминались исполины. Таким же образом, найдены архитектурные памятки, которые могли быть свидетелями событий, ставших основой предания о Всемирном Потопе.

Выводы

Таким образом, мы узнали, что предание - из уст в уста народный рассказ об исторических событиях. В процессе передачи носителям свойственно приукрашать предание. Определение и черты данного фольклорного жанра теперь нам известны. Мы можем легко отличить его от легенд и сказок.

Древние предания - это отражение самых глубоких пластов культуры и истории определенного народа. Изучая и сопоставляя их с фактами истории тех или иных народностей, можно сделать выводы о мировоззрении живших в то время людей. Ценность пересказов для этнологии также крайне велика.

Народные предания, исторические и топонимические, слышал каждый человек, но мог не обратить внимания на этот алмаз, ограненный за годы передачи из уст в уста. Теперь мы можем ценить то, что знаем и что слышим об окружающем культурном мире. Пусть же наша статья окажется вам полезной и даст возможность взглянуть на творчество народа с другой стороны.