Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Сообщение о писателе короленко. Краткая биография владимира короленко самое главное

Сообщение о писателе короленко. Краткая биография владимира короленко самое главное

Владимир Короленко родился 15 июля 1853 года в украинском городе Житомир. Его дед, Афанасий Яковлевич, имел казацкие корни. Предки Короленко по материнской линии были шляхтичами, и будущий писатель с детства говорил на польском языке, как на родном. Его отец служил уездным судьей и отличался суровым, замкнутым характером, но в то же время обладал высокими нравственными качествами, славился своей честностью и бескорыстием. Галактион Афанасьевич серьезно повлиял на представления и склад ума своего сына, хотя впоследствии писатель говорил, что между ними не было «никакой внутренней близости». Тем не менее, Короленко неоднократно возвращался к образу отца в своих произведениях: рассказ «В дурном обществе» (1885), автобиография «История моего современника» (1905-1921).

В молодые годы Короленко жил в небольших городках, где тесно переплетались между собой польские, русско-украинские и еврейские традиции. Межнациональный колорит, смесь кровей, воспитание, культура разных народов - все это нашло отражение в творчестве писателя, определило его художественную манеру. Короленко стал художником-гуманистом, порицающим национальную рознь и всякого рода нетерпимость в обществе. Сказалось и влияние матери, Эвелины Иосифовны, ревностной католички, женщины эмоциональной и впечатлительной.

В 1868 году скончался Галактион Афанасьевич, и семья Короленко стала бедствовать. По окончании гимназического курса в Ровно, в 1871 году Владимир поступил в Технологический институт Петербурга, однако нужда заставила его бросить учебу и устроиться работать корректором. Не без помощи матери в 1872 году Короленко переезжает в Москву, где становится стипендиатом в Петровско-Разумовской земледельческой Академии. Именно тогда он начинает увлекаться идеями народничества. В 1876 году, за подачу прошения от имени 79 студентов об отмене церберских порядков в Академии, Короленко исключили и выслали в Кронштадт.

Последняя неудачная попытка получить высшее образование состоялась в 1877 году: он был зачислен в петербургский Горный институт, но не проучился там и двух лет. Короленко был арестован по доносу, обвинен в революционной деятельности и вновь выслан из столицы - в город Глазов. (Правда, еще до ареста, в 1879 году молодой человек все же успел дебютировать как писатель, опубликовав в журнале «Слово» новеллу «Эпизоды из жизни искателя»).

Следующие шесть лет Короленко провел в тюрьмах и ссылках: Березовские починки, Вятка, Вышний Волочек, Амгинская слобода. Он продолжает много писать: только в 1880 году им созданы рассказы «Ненастоящий город», «Яшка», «Чудная». Последний был написан в Вышневолоцкой политической тюрьме, под впечатлением от знакомства с девушкой-революционеркой Эвелиной Улановской. Рукопись была тайно передана на волю. В 1893 году рассказ напечатали в Нью-Йорке и Лондоне (в нелегальных русских газетах), а в России его опубликовали под названием «Командировка» лишь в 1905 году.

С 1881 по 1884 год Короленко жил в Якутии, куда его выслали за отказ присягать восшедшему на престол императору Александру III. Под впечатлением от суровой обстановки, переносимых тягот, окружающей нищеты, но вдохновленный сибирской природой, писатель задумал и создал целую серию блистательных новелл, впоследствии опубликованных в столичных журналах: «Убивец» (1882), «Сон Макара» (1883), «Соколинец» (1885), «Федор Бесприютный» (1885) и т.д. Успех рассказа «Сон Макара» был столь огромен, что молодому прозаику было сразу отведено одно из первых мест в рядах русской литературы того времени.

С высочайшего соизволения императора, в 1885 году он поселяется в Нижнем Новгороде. Здесь Короленко женится на Евдокии Ивановской, русской революционерке и народнице, также прошедшей через аресты и ссылки. В 1886 и в 1888 годах у них рождаются дочери Софья и Наталья.

С Нижним Новгородом связан самый плодотворный период в жизни писателя, продлившийся 11 лет. Его сибирские рассказы выходят отдельной книгой в 1886 году, а через три года публикуется второй сборник, состоящий из произведений волжского периода. Повести и новеллы, литературные заметки и воспоминания выходят из-под его пера одна за другой - хрестоматийные «Дети подземелья» (1885), этюд «Слепой музыкант» (1886), ставший подлинным триумфом писателя и выдержавший только при жизни Короленко пятнадцать изданий, «За иконой» (1887), «Черкес» (1888), «Ночью» (1888), «Птицы небесные» (1889), этнографические «Павловские очерки» (1890), «Река играет» (1891) и другие. Он проявляет себя подлинным гуманистом, выражая почти в каждом произведении беспокойство о судьбе русского народа. В каждом человеке он пытался увидеть, открыть самые лучшие стороны, очистить его от житейской грязи.

В Нижегородской губернии Короленко ведет также активную общественную деятельность, выступает против произвола властей, организует бесплатные столовые для голодающих (своими впечатлениями он делится в многочисленных очерках, выпущенных в 1893 году специальным изданием под общим названием «В голодный год»). К числу самых заметных эпизодов этого периода жизни Короленко относится «дело вотяков»: благодаря защите писателя были спасены от каторги удмуртские крестьяне, ложно обвинявшиеся в ритуальных убийствах. Он опубликовал цикл громких статей «Мултанское жертвоприношение».

В 1890-е годы Короленко путешествует по Крыму и Кавказу, совершает вояж по Америке. Под впечатлением от увиденного, в 1895 году он создает рассказ-аллегорию «Без языка» (1895), описывающий жизнь украинца-эмигранта. Прозаик получает признание и за рубежом, его рассказы выходят на нескольких языках. С 1895 по 1900 год Короленко живет в Петербурге, где работает редактором и издателем журнала «Русское богатство». Здесь публикуются его блестящие новеллы «Марусина заимка» (1899) и «Мгновение» (1900).

Он продолжал открыто выступать против беззакония властей, против смертной казни, против «белого» и «красного» террора, обличал деятельность военно-полевых судов, осуждал продразверстку и раскулачивание. Короленко придавал большое значение публицистике, не менее важной в его творчестве, чем беллетристика. Авторитет писателя был колоссален, по сути, в то время он стал настоящим символом русской демократической литературы.

В 1900 году он был одним из первых, кого избрали почетным академиком петербургской Академии наук, вместе с А.П. Чеховым и Л.Н. Толстым. Но через два года Короленко заявил письменный протест в связи с исключением из числа академиков Максима Горького и сложил с себя звание.

В 1900 году Владимир Короленко, в связи с ухудшением здоровья, переезжает в Полтаву, где продолжает писать многочисленные публицистические статьи и очерки. Он очень болезненно относился к происходящим в стране политическим событиям, остро реагировал на каждое общественно-значимое событие, любой межэтнический или социальный конфликт.

Короленко ненавидел самодержавие и яростно осудил действия царского режима, направленные на подавление революционного движения 1905 года. В 1911-1913 годах активно выступал против шовинистов и реакционеров, раздувавших громкий судебный процесс над евреем Менахемом Менделем Бейлисом, обвиняемом в убийстве 12-летнего мальчика. В то же время он опубликовал не менее десяти статей, разоблачавших ложь и фальсификации, организованные правительством и черносотенцами. Среди них - «Бытовое явление», «Дело Бейлиса», «В успокоенной деревне», «Черты военного правосудия».

Короленко весьма неоднозначно воспринял Октябрьскую революцию 1917 года. Называя себя «беспартийным социалистом», он не разделял большевистских идей и не одобрял те методы, которыми осуществлялось строительство социализма. Вместе с тем писатель выступал и против контрреволюционеров, осуждая творимые ими погромы, казни, грабежи и бесчинства. Современники называли его «нравственным гением», «совестью России».

Короленко был гуманистом и демократом во всем, не принимал насилие ни в какой форме и всегда становился на защиту личности, прав угнетенных. Его деятельность оказывала значительное влияние на самые разные слои русского общества того времени. В 1920 году он написал шесть писем А.В. Луначарскому. Обращения остались без официального ответа, но их автор получил следующую оценку наркома просвещения - «прекраснодушный Дон-Кихот».

В Полтаве Короленко очень много работает, невзирая на прогрессирующую болезнь сердца, основывает колонии для беспризорных, организует сбор продовольствия для детей Петрограда и Москвы, избирается почетным председателем Всероссийского комитета помощи голодающим. В последние годы жизни Короленко трудился над объемной эпохальной автобиографией «История моего современника», которая подводила итоги его общественной и художественной деятельности, в то же время характеризуя значительный период русской истории. Это произведение создавалось на протяжении 15 лет, но, к сожалению, осталось незаконченным.

Владимир Галактионович Короленко умер 25 февраля 1921 года от рецидива воспаления мозга. Похоронен в Полтаве, на Старом кладбище.

Короленко и сила его творчества

В силу романтического склада души автора, рассказ вылился в, по-настоящему, романтическом стиле, каждое слово которого протекает очень спокойно и насыщает действие разнообразными сильными акцентами. Действие рассказа протекает в среде, где человеческое сознание затуманено и не осознает в полной мере, что есть свобода, что есть любовь, что есть счастье. Воры, нищие, сумасшедшие люди - все эти отбросы живут в развалинах старого замка и не выходят за его пределы. Автор настоял на том, что общество, показанное через «потерянных» людей, на самом деле не нуждается в жалости, и является «дурным».

Имея склонность к меланхолии или чрезмерной сентиментальности, он распорядился бы своим материалом по иному и заставил бы читателя переживать трагедию отверженных. Однако этого не происходит и не должно происходить. Намерения автора показать лживых, грязных в душе людей, облекаются в жуткую форму. Жители замка пьют, воруют, развратничают. Однако не все в душе этих людей прогнило. В черствости есть своя мягкая корка. Тибурцый любит свою дочь, и хочет уберечь её от посягательств той системы, в которой он взращен и живет. Девочку зовут Маруся, она невинна как слеза. Автор выписал в ней образ страдалицы, из которой окружающая обстановка высасывает все жизненные силы, всю красоту той непорочной юности, которая выросла в девочке и продолжает расти. В итоге истории, она умирает, и смерть её написана поистине трогательно, так, что слезы невольно наворачиваются на глаза и чувствуешь первую по-настоящему сильную утрату.

В читателе, как и в героях, просыпается совесть и чувства. Глядя на место действия этого рассказа, невольно вспоминается легенда «Лес шумит», которая написана практически в подобной сказочной манере. В ней говорится о том, как пана убивает оскорбленный простолюдин. Однако, несмотря на столь банальную сюжетную канву, подробности истории описаны с огромной тонкостью и чутьем. Великое мастерство было вложено в сюжет. Прекрасно показана общая физиономия леса, личность каждого отдельного дерева. Лес в описании оживает и становится живым участником разворачиваемых событий.

Короленко - поэт с чисто меланхоличными чертами характера. Его нити души волнуются при виде трогающих картин повседневности, при виде цветущей, яркой природы. Короленко принадлежат еще "Слепой музыкант" (1887), "Ночью" (1888) и рассказ из еврейской жизни: "Иом-Кинур". В «Слепом музыканте» автор с большим мастерством и искусством дал психологический портрет развития гниющего общества. Здесь научное переплетается с художественностью и создает странный симбиоз.

Поистине благоухающим можно назвать рассказ "Ночью". Разговоры детей о том, как появляются на свет дети, переданы с поразительной наивностью. Эти детские мысли и рассуждения читаются так искренне, потому, что написаны ребенком, который остался верен своей детской наивности до самых поздних лет. Он всегда знал, что в детстве является ребенком, который все еще удивляется и задает много вопросов, но очень важных вопросов. Однако в рассказе имеют место и взрослые. Есть молодой доктор, который отвечает на этой вопрос просто, без всяких изгибов в сторону. Он говорит что это просто физиологический акт и ничего более. Ничего заумно философического здесь ничего нет и не может быть. Но для другого персонажа, который из-за этого акта потерял свою супругу, все кажется намного сложнее и объемнее.

Мы прекрасно видим, как автор наслаждается тем, что описывает ситуации, как примеры того, что есть в мире. Он смотрит на жизнь человека, как на величайшую и прекрасную тайну. Одним из лучших рассказов Короленко, в котором говорится о Сибири, является «Из записок сибирского туриста». Автор раскрывает в рассказе огромную степень гуманности и понимания. Несмотря ни на что, он любит тот мир, в котором живет. Здесь история убийцы рассказана с огромным гуманизмом и душевностью. Он необычного душевного склада. Однако автор готовит для него испытание, в котором герой разрывается, не в силах понять и избрать сторону, к которой примкнуть. Тот же выбор между двумя началами лежит в основе маленького рассказа «В пасхальную ночь». Автор не хочет и не намерен осуждать тот принцип, который позволяет преступникам бежать из заточения. Он в своей манере просто рассказывает историю, которая якобы произошла, и рассказывает её так, будто это какое-то чудо, аналогов которого нет больше на свете.

Вскоре после своего переселения на Волгу, Короленко написал рассказ «Река играет», в котором герои ведут страстные дебаты, касательно веры и выбора своего жизненного пути. В рассказе автор выделяет такие слова: «Тяжелые, не радостные впечатления уносил я от берегов Святого озера, от невидимого, но страстно взыскаемого народом града... Точно в душном склепе, при тусклом свете угасающей лампады провел я всю эту бессонную ночь, прислушиваясь, как где-то за стеной кто-то читает мерным голосом заупокойные молитвы над уснувшей навеки народной мыслью».

Короленко при всей своей наивности, считает, что народная мысль еще не утратила своей силы и голоса, и может в любой момент прозвучать, как звучала раньше. Его другой рассказ, из той же волжской жизни «На солнечном затмении» - заканчивается тем, что люди съезжаются наблюдать великое затмение солнца, и постепенно проникаются к нему таким сильным удивлением, что начинают восторженно хвалить науку и мудрствовать по поводу неё, хотя сами до этого относились с презрением ко всем мудрствованиям других.

Короленко всю свою жизнь верил в лучшее будущее. Его гуманизм и надежда на исправление человека доходили до космических горизонтов. Он мечтал о том, чтобы сделать человека лучше. Мечтал о том, чтобы направить его на путь истинный, показать дорогу, путь к исправлению. Он делал все, чтобы человек понял, для чего он рожден, чтобы он понял, что его жизнь должна не понапрасну растрачиваться на бессмысленные нравоучения или бесполезное прожигание, а тратиться с умом. С верой в том, что перерождение возможно, и все зависит от самого человека. Он, как писатель, смотрящий в будущее, не разочаровывается и не скулит. Он знает, что судьба человека всегда находится в состоянии варьирования. Что он всегда предпочитает жизнь на грани, и что у каждого в душе есть хотя бы капля греха. Для него жизнь - это один большой идеал, высокие грани и бесконечные границы.

В середине 1890-х годов, Короленко достигает пика своего творчества. Это кульминация его жизни, а вместе с ней и его творчества. В этот период он пишет много произведений и прекрасных очерков, а также этюдов, среди которых «Государевы ямщики», «Мороз» и другое.

В 1906 году, автор начинает печатать свой самый большой, самый обширный труд, автобиографическую повесть «Историю моего современника». В ней автор попытался дать отчет о своей жизни. Через персонажа показать свою жизнь. В этой работе он сознательно идет на жертвы, он ставит на плаху красоту слогу и чистоту описаний, дабы подвести повествование под реалистические каноны, под автобиографический стиль. И это ему удается. Чувствуется правда и её сила. В этом двухтомнике Короленко рассказывает о своих молодых годах жизни, о том, как он рос и креп как личность. Как рождались его взгляды, и закалялась душа.

Короленко прекрасный писатель, и умеет писать и о других. Его перу принадлежат воспоминания о крупных писателях Михайловском, Чехове, Успенском. Все эти воспоминания он объединил под общим названием «Отошедшие». Среди этих очерков стоит выделить об Успенском, написанный со всем выразительным мастерством, со всем колоритом и силой художественного слова.

Помимо известного талантливого писателя Короленко раскрывается и как гений публицистики. Он пишет многочисленные журнальные и газетные статьи, в которых говорит о злобах дня, раскрывает актуальность современной общественной жизни и его проблем. Где бы он ни трудился, везде был в центре общественного мнения и сознания. Он держал внимание людей своей силой, своим разумом подавлял в них негативные моменты и говорил, как им жить. Но главное, они его слушали.

В таких произведениях, как «Голодный год» и «Бытовое явление», он выступил в роли ярого критика общественной жизни. Читая их, мы видим сильного человека, знающего за что и как бороться. Он рыцарь пера, в нем изящность таланта соприкасается с неподдельным образованием.

И напоследок стоит заметить, что Короленко не партийный писатель, как Маяковский. Его творчество полностью держится на гуманизме, красоте и правде слова. Он гений своего дела и это чувствуется каждым, кто хоть раз соприкоснется с его творчеством.

Произведения Короленка всегда имели огромный интерес и пользовались неубывающим спросом. Его книги выдерживали не одно переиздание. Такие знаменитые книги, как: «Слепой музыкант», «Без языка», «История моего современника» пережили не одно переиздание, и являются рекордами в литературном наследии автора. Его мелкие рассказы расходились и сейчас расходятся в десятках тысяч экземпляров. Одна из полнейших библиографий Короленка дана в книге Н.Д. Шаховской «Владимир Галактионович Короленко. Опыт биографической характеристики».

Выдающийся писатель и общественный деятель, - Владимир Короленко, оставил после себя огромное количество литературных трудов, большая часть из которого с огромным успехом расходятся и до сих пор. Наше поколение также нуждается в его наследии, ибо те принципы, который заложил автор в свои произведения, живут и до сих пор. Вечные вопросы всегда остаются вечными. И Короленко прекрасно это понимал.

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Короленко Владимира Галактионовича представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.

Родился 15 июля 1853 в Житомире в семье судебного чиновника украинского дворянского рода (его образ запечатлен в повести «В дурном обществе» и «Истории моего современника») и матери, польки, католички из шляхетского сословия. Учился в житомирской и ровенской гимназиях, учениками которых были украинцы, русские, поляки, евреи. Многонациональная среда, разнообразные культурные традиции наложили особую печать на его творчество, художественную манеру. Будущий писатель впоследствии неоднократно протестовал против национальных притеснений и религиозной нетерпимости.

Его мировоззрение складывалось под воздействием произведений И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Д. И. Писарева, Н. А. Добролюбова. После смерти отца в 1870 семья Короленко осталась без средств к существованию (у Короленко были еще два брата и сестра). Поселившись в Петербурге, будущий писатель вместе со своими братьями занялся раскрашиванием атласов и корректурной работой. В конце1870 в печати появились первые литературные опыты Короленко, однако в тот период автор не был замечен читающей публикой. Его дебютная повесть «Эпизоды из жизни искателя» «Слово», 1879, написанная в период, когда писатель был увлечен идеями «правдоискательства», свидетельствовала о высоком нравственном подъеме, охватившем русскую молодежь, призывала жить во имя общественного блага. Это настроение во многом определило дальнейшую личную и творческую судьбу писателя.

В 1871 г. поступил в Петербургский технологический институт, но не окончил его. В 1874 успешно сдал вступительные экзамены в Петровскую сельскохозяйственную академию в Москве, но и здесь недолго проучился, в 1876 г. был отчислен за участие в коллективном протесте, направленном в адрес администрации академии.

В связи с этим был сослан в Вятку (по пути к месту ссылки был написан рассказ «Чудная», опубликованный четверть века спустя, в 1905 г.), затем в Кронштадт - его ссылка продолжалась год. Время, проведенное в Вятке, Короленко считал лучшим. Его новым литературным ориентиром становится Г. И. Успенский, изображающий «живую жизнь живых людей». Получив в 1877 г. разрешение на свободное проживание, Короленко поступил в Горный институт в Петербурге, который также бросил, т. к. увлекся идеями народников и, мечтая сблизиться с народом, стал учиться сапожничать.

В 1878 г. попробовал себя в качестве журналиста, опубликовав материал в газете «Новости». В 1879 г. был арестован по подозрению в связях с революционерами, с нелегальными организациями. После того как отказался присягнуть императору Александру III, в 1881 г. был выслан в Якутию, где отбывал трехлетнюю ссылку. Суровая, но прекрасная природа Восточной Сибири, тяжелая обстановка жизни поселенцев, своеобразная психология сибиряков, жизнь которых была полна самых невероятных приключений, нашли свое отражение в сибирских очерках Короленко: «Сон Макара» (1885 г.), «Записки сибирского туриста», «Соколинец» (1885 г.), «В подследственном отделении».

«Сон Макара» - вторая крупная публикация писателя. В образе главного героя, казалось бы, давно потерявшего человеческий облик, автор тем не менее увидел человека. Источник отступлений Макара от правды в том, что никто не научил его отличать добро от зла. Очерк, написанный поэтичным языком, обладающий мастерски сколоченным сюжетом, принес писателю настоящий успех. Вслед за «Сном Макара» увидел свет рассказ «В дурном обществе» (1885 г.), сюжетную основу которого составили ровенские воспоминания. В творчестве писателя появился мотив «отверженных». Рассказ более известен в сокращенном варианте для детского чтения как «Дети подземелья».

В 1885 г. Короленко поселился в Нижнем Новгороде, оставаясь под надзором полиции. Однако ему было разрешено заниматься журналистикой, литературным трудом. Верхневолжская жизнь со всеми ее невзгодами и маленькими радостями органично вошла в книги писателя. Здесь были написаны рассказы: «На затмении» (1887 г.), «За иконой» (1887 г.), «Птицы небесные» (1889 г.), «Река играет» (1892 г.), «На Волге» (1889 г.) а также «Павловские очерки» (1890 г.) и очерки, составившие книгу «В голодный год» (1893 г.).

«Река играет» - один из лучших рассказов не только этого периода, но и, пожалуй, всего творчества Короленко. Писатель создал образ, на первый взгляд, безалаберного, но на самом деле обаятельного, подкупающего искренностью перевозчика Тюлина, который в свое немудреное ремесло вложил душу артиста.

Десять лет, проведенные в Нижнем Новгороде, оказались очень плодотворными для писателя. Он занимался литературным творчеством, вел активную общественную деятельность: помогал в организации помощи голодающим, обрел личное счастье (женился на Авдотье Семеновне Ивановской, в октябре у них родилась старшая дочь). Здесь он получил читательское признание; познакомился с А. П. Чеховым, Л. Н. Толстым, Н. Г. Чернышевским и др. В 1887 г. самостоятельным изданием вышла повесть «Слепой музыкант», которая стала, выражаясь современным языком, бестселлером. «Слепой музыкант» - повесть о вечном стремлении человека к непознанному. Главный ее герой испытывает неодолимую тягу к свету, которого никогда не видел. В произведении реализм изображения действительности гармонично сочетается с идеализмом мировосприятия. Основная тема, волнующая писателя, - торжество духовного начала в человеке над материальными сторонами жизни. Повесть была переведена на европейские языки и заинтересовала П. Верлена, увидевшего в ней образец нового искусства.

В 1893 г. Короленко пересек океан, чтобы посетить Всемирную художественно-промышленную выставку в Чикаго. Америка писателю решительно не понравилась. Эта поездка укрепила его в неприятии буржуазного мира. В 1902 г. писатель опубликовал повесть «Без языка», написанную по следам американских впечатлений.

Интерес Короленко к «психологии общечеловеческой тоски по недостижимому» («Письма к А. Г. Горнфельду») прослеживается и в рассказе «Ночью» (1888 г.). Ребенок, чувствующий «тайну» рождения и смерти, по мнению автора, мудрее студента-медика. Рационалисты усмотрели в этом рассказе уклон автора в сторону метафизики.

К лучшим публицистическим произведениям писателя принадлежит статья «О сложности жизни» - напоминание о преемственной связи поколений русской интеллигенции, задача которой заключена в защите личностной свободы человека.

В 1896-1918 гг. Короленко входил в редакцию журнала «Русское богатство» в Петербурге (с 1904 г. - редактор-издатель). Писатель считал, что в России недостаточно развито гражданское общество, правовое сознание народа крайне слабо, почти отсутствует правосудие (сам он неоднократно выступал правозащитником на судебных процессах).

В 1900 г. перебрался из Петербурга в Полтаву в связи с нервным истощением, где жизнь его не стала размеренней и спокойней: частые поездки в столицу по делам журнала, сложности с цензурой. Здесь он завершил цикл сибирских рассказов («Государевы ямщики», «Мороз», «Феодалы», «Последний луч»), написал рассказ «Не страшное».

В 1902 г. вместе с Чеховым отказался от звания почетного академика (был в числе первых избранных) в знак протеста против отмены избрания М. Горького в Академию наук.

В публицистике прямо выражал свою гражданскую гуманистическую позицию, возмущение еврейскими погромами («Дом №13», 1905). В 1905 году, когда цензурный гнет несколько ослаб, приступил к работе над художественной летописью своего поколения, писал ее с большими перерывами до конца своих дней. Полностью «История моего современника», выдержанная в литературной традиции «Былого и дум» Герцена, появилась в 1922-29 гг. - в ней ярко выражен многогранный талант писателя, его тяготение к лирическим, очерковым и публицистическим жанрам.

Февральскую революцию 1917 г. воспринял как возможность демократического обновления России. 6 марта 1917 г. выступил на митинге в Полтаве по поводу свержения самодержавия. К Октябрьскому перевороту отнесся прохладно, а в годы Гражданской войны резко выступал против кровавого подавления крестьянских восстаний, клеймил революционный террор (шесть писем А. В. Луначарскому, 1922 г.).

В 1921 году, будучи тяжелобольным, отказался покинуть Россию и ехать лечиться за границу. В 1922 г. в очерковом цикле под эмоциональным названием «Земли! Земли!» изложил собственные представления о том, на каких основах могла бы возродиться Россия. В глазах современников оставался «нравственным гением», человеком высоких моральных принципов, праведником русской литературы.

Короленко Оренбургский край заинтересовал Пугачевским восстанием. Первый раз в Оренбургском крае, в Бугуруслане, Короленко был в 1891 году по пути в Уфу. В июле 1900 года Короленко побывал в с. Илек. Интерес Короленко был связан с тем, что Илек первым признал Пугачева «царем», здесь его встретили хлебом-солью. 25-26 августа 1900 г. совершил ещё одну поездку в Оренбургский край на речку Таловую, так как по убеждению писателя там находился «умет», постоялый двор, «где Пугачев начинал свое дело». «Свою поездку Короленко описал в очерках «У казаков» (1901). В очерке, посвящённом описанию Илека, есть страницы, где Короленко достигает особенной художественной силы. Это замечательная сцена своеобразного песенного состязания старых и молодых казаков в трактире «Плевна». Эту сцену исследователи сопоставляли, по силе художественного проникновения, с «Певцами» И. С. Тургенева. Эту сцену и все очерки «У казаков» высоко ценили Л. Н. Толстой и А. П. Чехов.

Владимир Галактионович Короленко вошел в сознание современников и потомства как писатель общественник и правдоискатель, кипучедеятельный и мятежный, с неукротимостью революционера боровшийся против веками царившего в России произвола и насилия, против любых форм проявлений социального зла, беззакония и несправедливости. Свобода и справедливость - это девиз его творчества, общественной деятельности, всей его жизни. Он был одержим гуманистической, романтически-красивой мечтой о вольном, как птица, человеке, о людском равенстве и счастье, и в то же время он каждодневно делал неисчислимо много для реальной защиты отдельной личности, попавшей в беду или несправедливо гонимой, для блага своего народа. Его гуманизм всегда был практически действенным, активным. Он был любим народом, пользовался в демократических низах непререкаемой славой правдолюбца, защитника и певца угнетенных. Имя его обладало в дореволюционной России огромной силой нравственного авторитета.

Мировоззрение Короленко формировалось в бурные и мятежные шестидесятые годы, с их реформами во многих областях общественной жизни и государственной системы, с пробудившимся свободомыслием и активной деятельностью "мужицких демократов". 1863 год вошел в историю как навеки памятный год польского восстания, одним из вождей которого был белорус Кастусь Калиновский. Эти события произвели глубокое впечатление на Короленко, жившего в той части Российской империи, где это восстание было особенно бурным.

Писательское имя В.Короленко впервые появилось на страницах печати в июле 1879 года, когда ему было уже 26 лет. Оно стояло под рассказом "Эпизоды из жизни искателя". Рассказ полемически направлен против террористических методов борьбы, против своеобразного "сектантства" в среде интеллигенции. Пафос рассказа - в призыве искать пути практического сближения революционеров с массами народа и новые способы борьбы за его освобождение. Автор не указывал в рассказе каких-либо конкретных и действенных рецептов: их не знает ни он, ни его герой. "Ищите!" - к этому звал Короленко радикальную интеллигенцию, студенческую молодежь России.

Сам писатель, внимательно вглядываясь в жизнь, упорно искал своего положительного героя. Он с глубоким сочувствием рисует людей большого мужества и стойкости, несгибаемых в борьбе со злом, наделенных сильным характером. В период, когда Россия после мартовских событий 1881 года была ввергнута в состояние духовного оцепенения вследствие наступившей общественной и политической реакции, а интеллигенция была охвачена настроениями апатии, тоски и уныния, Короленко создавал одно за другим произведения жизнеутверждающие, светлые по тону, оптимистичные. В большинстве из них разрабатывалась сибирская тематика, в центре повествования ставились типы бродяг, ссыльных, бывших каторжан. Короленко в этом случае продолжал традиции своих предшественников - Ф.Достоевского с его "Мертвым домом", С.Максимова, Н.Наумова, Н.Златовратского - и предвосхищал чеховскую прозу о каторге и ссылке ("Остров Сахалин"), книги П.Якубовича-Мельшина, Вас.Немировича-Данченко, В.Тана-Богораза, Максима Горького, А.Куприна и других писателей.

В произведениях Короленко о Сибири образы "отверженных", конечно, романтизированы, но, исследуя внутренний мир своих героев, писатель обычно рисовал их без идеализации: они в его рассказах человечны и одновременно жестоки, в их душе красота уживается с уродством, их страстное вольнолюбие порою оборачивается ницшеанским индивидуализмом. В таком смешении нравственно красивого и безобразного предстают и герои названных выше рассказов, и заглавный герой более поздней повести "Прохор и студенты" На материале сибирских впечатлений создан и рассказ "Сон Макара", написанный в 1883 году в якутской ссылке. Впрочем, тут речь идет уже не о революционерах и протестантах по убеждению и складу характера и не о бродягах, ссыльных и гулящих людях. Короленко изображает крестьянина-якута, всю жизнь бьющегося в безысходной нужде и бедности, как бы навеки обреченного на непосильный труд, молчаливого, покорного, во всех отношениях несчастного человека, - того самого Макара, на голову которого "все шишки валятся". До времени он безропотно сносил все невзгоды и бедствия, но, доведенный до последней степени отчаяния и глубоко возмущенный явной несправедливостью по отношению к себе и повсеместной неправдой, Макар взбунтовался. В его сердце раба "истощилось терпение", в душе созрел гнев, пробудилась воля к протесту и бунту, и в нем "забушевала ярость, как буря в пустой степи глухою ночью". И долго молчавший человек громко и гневно заговорил, проклиная людскую несправедливость и обвиняя в ней самого бога: "Он забыл, где он, перед чьим лицом предстоит, - забыл все, кроме своего великого гнева".

Короленко не раз говорил своим современникам о необходимости высоко ценить и свято чтить память тех, кто мужественно "исполнял свой долг, сопротивляясь насилию". Эти слова находим, в частности, в "Сказания о Флоре, Агриппе и Менахеме, сыне Иегуды". Короленко выступает против всякого смирения и малодушной покорности, бездействия и пассивности перед проявлениями социального зла. Насилие обычно питается покорностью, как огонь соломой. Значит, насилию над народом надо противопоставить революционное насилие, ибо "камень дробят камнем, сталь отражают сталью, а силу - силой...". Отвергая фаталистический взгляд на историю и общественную жизнь, писатель утверждает "завет борьбы" как единственное средство избавления людей от позора рабства, насилий, деспотизма, произвола. Насилие и гуманизм - одна из важных нравственно-философских и социальных проблем этого рассказа.

С философской аллегорией перекликается повесть "Слепой музыкант", в основном созданная в 1886 году и впоследствии неоднократно подвергавшаяся авторской доработке. "Основной психологический мотив этюда, - писал Короленко, - составляет инстинктивное, органическое влечение к свету. Отсюда душевный кризис моего героя и его разрешение". Поясняя идею повести (или этюда, как он именовал ее), писатель в другом месте сделал признание, что в этом произведении отразилось романтическое настроение его поколения в юности, и в этом своеобразный и живой колорит. В повести раскрыта душевная драма слепого, который через высокое и одухотворенное искусство понял и "увидел" мир. Под стремлением слепого музыканта "к свету" нетрудно было разглядеть глубоко социальное стремление угнетенных достичь таких общественных порядков, при которых было бы соблюдено их естественное право на счастье. Счастье героя повести как отдельной личности стало возможным только в результате сближения с народом, в готовности и способности служить ему своим талантом.

Сила Короленко - в критике и обличении всех сторон самодержавно-политического строя в России. В пореформенной действительности он обнаруживал явные следы "крепостнической традиции", показывал проявления всевластья помещиков над крестьянами и произвол чиновников, равнодушие властей к положению народа, задавленного и подверженного голоду, недоеданию и высокой смертности из-за нехватки питания и периодических неурожаев. Об этом Короленко поведал в книге очерков "В голодный год" (1892), которая в свое время глубоко потрясла всю Россию правдивым изображением трагедии современной писателю деревни.

Важное место в творчестве Короленко - художника слова и публициста - занимает тема капитализма. Народники отрицали возможность перехода России на буржуазно-капиталистический путь развития и признавали лишь кустарные формы хозяйства и труда. Короленко уже в 1890 году выступил с книгой "Павловские очерки", в которой поставил под сомнение правильность народнических теорий.

Литературная карьера

Отношение к революции

Псевдонимы

Библиография

Повести и рассказы

Публицистика

Рецензии

Издание произведений

Экранизации произведений

(15 (27) июля 1853, Житомир — 25 декабря 1921, Полтава) — русский писатель украинско-польского происхождения, журналист, публицист, общественный деятель, заслуживший признание своей правозащитной деятельностью как в годы царского режима, так в период гражданской войны и советской власти. За свои критические взгляды Короленко подвергался репрессиям со стороны царского правительства. Значительная часть литературных произведений писателя навеяна впечатлениями о детстве, проведенном на Украине, и ссылкой в Сибирь.

Почётный академик Императорской Академии наук по разряду изящной словесности (1900—1902).

Детство и юность

Короленко родился в Житомире (Украина) в семье уездного судьи. Отец писателя происходил из казацкого рода. Суровый и замкнутый, но вместе с тем и неподкупный и справедливый, Галактион Афанасьевич Короленко (1810—1868) оказал огромное влияние на формирование мировоззрения сына. Впоследствии образ отца был запечатлен писателем в его знаменитой повести «В дурном обществе ». Мать писателя была полячкой и польский язык Короленко знал с детства.

Короленко начал учиться в Житомирской гимназии, а после смерти отца завершил среднее образование в Ровенском реальном училище. В 1871 году поступил в Петербургский технологический институт, но из-за материальных трудностей вынужден был его покинуть и перейти в 1874 году на стипендию в Петровскую земледельческую академию в Москве.

Революционная деятельность и ссылка

С ранних лет Короленко примкнул к революционному народническому движению. В 1876 году за участие в народнических студенческих кружках он был исключён из академии и выслан в Кронштадт под надзор полиции.

В Кронштадте молодому человеку пришлось зарабатывать себе на жизнь собственным трудом. Он занимался репетиторством, был корректором в типографии, перепробовал ряд рабочих профессий.

По окончании срока ссылки Короленко возвратился в Петербург и в 1877 поступил в Горный институт. К этому периоду относится начало литературной деятельности Короленко. В июле 1879 года в петербургском журнале «Слово» была напечатана первая новелла писателя «Эпизоды из жизни „искателя“». Этот рассказ Короленко первоначально предназначал для журнала «Отечественные записки», однако первая проба пера оказалась неудачной — редактор журнала М. Е. Салтыков-Щедрин вернул молодому автору рукопись со словами: «Оно бы и ничего… да зелено… зелено очень». Но ещё весной 1879 года по подозрению в революционной деятельности Короленко вновь был исключён из института и выслан в Глазов Вятской губернии.

3 июня 1879 года вместе с братом Илларионом писатель в сопровождении жандармов был доставлен в этот уездный город. Писатель оставался в Глазове до октября, пока в результате двух жалоб Короленко на действия вятской администрации его наказание не было ужесточено. 25 октября 1879 года Короленко был отправлен исправником в Бисеровскую волость с назначением жительства в Березовских починках, где он пробыл до конца января 1880 года. Оттуда за самовольную отлучку в село Афанасьевское писатель был отправлен сначала в вятскую тюрьму, а затем в Вышневолоцкую пересыльную тюрьму.

После отказа подписать покаянную верноподданническую петицию новому царю Александру ІІІ в 1881 году, Короленко был отправлен в ссылку в Сибирь (он отбывал последний срок ссылки в Якутии в Амгинской слободе). Однако суровые условия жизни не сломили воли писателя. Тяжёлые шесть лет ссылки стали временем формирования зрелого писателя, дали богатый материал для его будущих сочинений.

Литературная карьера

В 1885 году Короленко разрешили поселиться в Нижнем Новгороде. Нижегородское десятилетие (1885—1895) — период наиболее плодотворной работы Короленко-писателя, всплеска его таланта, после которого о нём заговорила читающая публика всей Российской империи. В 1886 году вышла его первая книга «Очерки и рассказы », в которую вошли сибирские новеллы писателя. В эти же годы Короленко публикует свои «Павловские очерки», явившиеся результатом неоднократных посещений села Павлова в Горбатовском уезде Нижегородской губернии. В произведении описывается тяжёлое положение кустарей-металлистов села, задавленных нищетой.

Настоящим триумфом Короленко стал выход в 1886—1887 годах его лучших произведений — «В дурном обществе » (1885) и «Слепой музыкант » (1886). В этих повестях Короленко с глубоким знанием человеческой психологии по-философски подходит к разрешению проблемы взаимоотношения человека и общества. Материалом для писателя послужили воспоминания о детстве, проведённом на Украине, обогащённые философскими и социальными выводами зрелого мастера, прошедшего тяжёлые годы ссылок и репрессий. По мнению писателя, полноту и гармонию жизни, счастье можно почувствовать, только преодолев собственный эгоизм, став на путь служения народу.

В 1890-е годы Короленко много путешествует. Он посещает различные края Российской империи (Крым, Кавказ). В 1893 году писатель присутствует на Всемирной выставке в Чикаго (США). Результатом этой поездки стала философско-аллегорическая повесть «Без языка » (1895). Короленко получает признание не только в России, но и за рубежом. Его произведения выходят на иностранных языках.

В 1895—1900 годах Короленко живёт в Петербурге. Он редактирует журнал «Русское богатство ». В этот период публикуются замечательные новеллы «Марусина заимка » (1899), «Мгновение » (1900).

В 1900 году писатель поселился в Полтаве, где и прожил до своей смерти.

В последние годы жизни (1906—1921) Короленко работал над большим автобиографическим романом «История моего современника », который должен был обобщить всё, что он пережил, систематизировать философские взгляды писателя. Роман остался незавершённым. Писатель умер, работая над четвертым томом своего произведения. Скончался от воспаления легких.

Публицистика и общественная деятельность

Популярность Короленко была огромна, и царское правительство было вынуждено считаться с его публицистическими выступлениями. Писатель привлекал внимание общественности к самым острым, злободневным вопросам современности. Он разоблачал голод 1891—1892 годов (цикл эссе «В голодный год »), привлёк внимание к «Мултанскому делу», обличал царских карателей, жестоко расправлявшихся с украинскими крестьянами, борющимися за свои права («Сорочинская трагедия », 1906), реакционную политику царского правительства после подавления революции 1905 года («Бытовое явление », 1910). В 1911—1913 годах Короленко активно выступал против реакционеров и шовинистов, раздувавших сфальсифицированное «дело Бейлиса», он опубликовал более десяти статей, в которых разоблачал ложь и фальсификации черносотенцев.

В 1900 году Короленко наряду с Львом Толстым, Антоном Чеховым, Владимиром Соловьёвым, Петром Боборыкиным и Максимом Горьким был избран почётным академиком Петербургской академии наук по разряду изящной словесности, но в 1902 покинул её в знак протеста против исключения из рядов академиков Максима Горького.

Отношение к революции

В 1917 году многие на вопрос, кому быть первым президентом Российской Республики, отвечали: Короленко. После Октябрьской революции Короленко открыто осудил методы, которыми большевики осуществляли строительство социализма. Позиция Короленко-гуманиста, осуждавшего зверства гражданской войны, ставшего на защиту личности от большевистского произвола, отражена в его «Письмах к Луначарскому » (1920) и «Письмах из Полтавы » (1921).

В. Ленин писал Максиму Горькому в 1919 году: «… „Интеллектуальные силы“ народа смешались с „силами“ буржуазных интеллигентов неправильно. За образец возьму Короленко… Короленко ведь лучший из „околокадетских“, почти меньшевик. … Жалкий мещанин, пленённый буржуазными предрассудками!.. Нет. Таким „талантам“ не грех посидеть недельки три в тюрьме, если это надо сделать для предупреждения заговоров (вроде Красной горки) и гибели десятков тысяч…»

Псевдонимы

  • Архивариус;
  • В.К.;
  • Вл. К.;
  • Гм-гм;
  • Журналист;
  • Зритель;
  • Зырянов, Парфён;
  • И.С.;
  • К-енко, В.;
  • К-ко, Вл.;
  • Кор., В.;
  • Кор., Вл.;
  • Кор-о;
  • Кор-о, Вл.;
  • Корол., Вл.;
  • Кор-ский, В.Н.;
  • Король, Вл.;
  • Летописец;
  • Маленький человек;
  • Н.А.;
  • Н.О.;
  • Незваный, Андрей;
  • Не-статистик;
  • Нижегородец;
  • Нижегородский сотрудник «Волжского вестника»;
  • О.Б.А. (с Н. Ф. Анненским);
  • Обыватель;
  • Пассажир;
  • Полтавец;
  • Провинц. наблюдатель;
  • Провинциальный наблюдатель;
  • Простодушный читатель;
  • Прохожий;
  • Старожил;
  • Старый читатель;
  • Тентетников;
  • П.Л.;

Семья

  • Был женат на Евдокии Семёновне Ивановской.
  • Двое детей: Наталья и Софья.
  • Сестра жены П. С. Ивановская и брат жены В. С. Ивановский — были революционерами-народовольцами.

Библиография

Повести и рассказы

Публицистика

  • 1884 — Адъютант его превосходительства (Комментарий к недавнему событию)
  • 1886 — Омоллон
  • 1890 — Павловские очерки
  • 1890 — В пустынных местах (Из поездки по Ветлуге и Керженцу)
  • 1891 — К истории отживших учреждений
  • 1894 — "Божий городок"
  • 1895 — Отголоски политических переворотов в уездном городе XVIII века
  • 1895 — Мултанское жертвоприношение
  • 1895 — К отчету о мултанском жертвоприношении
  • 1896 — Приносятся ли вотяками человеческие жертвы?
  • 1896 — Толки печати о мултанском деле
  • 1896 — Фабрика смерти (Эскиз)
  • 1896 — Колечко (Из архивных дел)
  • 1898 — Знаменитость конца века
  • 1901 — Пугачевская легенда на Урале
  • 1903 — Дом № 13 (Очерк)
  • 1904 — Соня Мармеладова на лекции г-жи Лухмановой
  • 1904 — Новые возражатели
  • 1905 — Морской штаб "на мирном положении"
  • 1905 — Хроника внутренней жизни (9 января в Петербурге)
  • 1906 — Единство кабинета или тайны министерства внутренних дел
  • 1906 — Возвращение генерала Куропаткина
  • 1906 — Заботы доброго пастыря о грешной пастве
  • 1907 — Генерал Думбадзе, ялтинский генерал-губернатор
  • 1907 — Из записок Павла Андреевича Тентетникова
  • 1907 — Сорочинская трагедия (По данным судебного расследования)
  • 1907 — В голодный год (Наблюдения и заметки из дневника)
  • 1908 — О латинской благонадежности
  • 1909 — "Декларация" В.С.Соловьева (К истории еврейского вопроса в русской печати)
  • 1909 — Полтавские празднества
  • 1909 — Наши на Дунае
  • 1910 — Черты военного правосудия
  • 1910 — Бытовое явление (Заметки публициста о смертной казни)
  • 1911 — Истязательская оргия
  • 1911 — О "России" и о революции
  • 1911 — В успокоенной деревне (Картинки подлинной действительности)
  • 1912 — Процесс редактора "Русского богатства"
  • 1913 — О суде, о защите и о печати
  • 1913 — "Они судили мултанцев..."
  • 1913 — Дело Бейлиса (Четыре статьи, написанные в 1913 году, во время процесса Бейлиса)
  • 1913 — Третий элемент (Памяти Николая Федоровича Анненского)
  • 1913 — Нирвана. Из поездки на пепелища Дунайской сечи (Отрывок)
  • 1916 — Котляревский и Мазепа

Воспоминания и литературные заметки

  • 1887 — Две картины (Размышления литератора)
  • 1889 — О Щедрине
  • 1890 — Воспоминания о Чернышевском
  • 1898 — Памяти Белинского
  • 1902 — О Глебе Ивановиче Успенском
  • 1904 — "Гражданская казнь Чернышевского" (По рассказу очевидца)
  • 1904 — Антон Павлович Чехов
  • 1908 — Лев Николаевич Толстой (Статья первая)
  • 1908 — Л. Н. Толстой (Статья вторая)
  • 1908 — Ангел Иванович Богданович (Черты из личных воспоминаний)
  • 1909 — Стереотипное в жизни русского писателя (К некрологу гр. Е. А. Салиаса)
  • 1909 — Трагедия великого юмориста (Несколько мыслей о Гоголе)
  • 1910 — Великий пилигрим (Три встречи с Л. Н. Толстым)
  • 1910 — Умер
  • 1910 — Всеволод Михайлович Гаршин (Литературный портрет)
  • 1911 — Памяти замечательного русского человека
  • 1912 — Мое первое знакомство с Диккенсом
  • 1912 — И. А. Гончаров и "молодое поколение" (К 100-летней годовщине рождения)
  • 1912 — Старец Федор Кузьмич (Герой повести Л. Н. Толстого)
  • 1916 — Суммистские ребусы
  • 1920 — К десятилетию со дня смерти Л. Н. Толстого
  • 1922 — Разговор с Толстым (Максимализм и государственность)

Рецензии

  • 1896 — Я. Канторович - Средневековые процессы о ведьмах
  • 1897 — Житейский задачник для детей - Мандрыки
  • 1901 — А. Серафимович. - Очерки и рассказы
  • 1904 — В. П. Буренин - Театр (Том первый. Спб. 1904)
  • 1904 — Станислав Пшибышевский - Homo sapiens
  • 1907 — Георгий Чулков - "Тайга" (Драма. Издательство "Оры". С.-Петербург. 1907)
  • 1908 — Северные сборники

Издание произведений

  • Собрание сочинений в 6-ти переплетах. СПб, 1907—1912.
  • Полное собрание сочинений в 9-ти томах. Петроград, Изд. т-ва А. Ф. Маркс, 1914.
  • Собрание сочинений в 10-ти томах. М., 1953—1956.
  • Собрание сочинений в 5-ти томах. М., 1960—1961.
  • Собрание сочинений в 6-ти томах. М., 1971.
  • Собрание сочинений в 5-ти томах. М., 1989—1991.
  • История моего современника в 4-х томах. Л., 1976.
  • Была бы жива Россия. Неизвестная публицистика 1917—1921 гг. — М., 2002.

Экранизации произведений

  • Слепой музыкант (СССР, 1960, режиссёр Татьяна Лукашевич).
  • Среди серых камней (СССР, 1983, режиссер Кира Муратова).
  • Полесская легенда (СССР).

Цитаты

  • «Человек создан для счастья, как птица для полёта, только счастье не всегда создано для него » («Парадокс»).
  • «Насилие питается покорностью, как огонь соломой » («Сказание о Флоре, Агриппе и Менахеме, сыне Иегуды»).

Музеи

  • Дом-музей «Дача Короленко» находится в посёлке Джанхот, километрах в 20 юго-восточнее Геленджика. Основное здание было построено в 1902 году по чертежам писателя, а хозяйственные помещения и здания достраивались на протяжении нескольких лет. В этой резиденции писатель жил в 1904, 1908, 1912 и 1915 годах.
  • В Нижнем Новгороде на базе школы № 14 работает музей, в котором собраны материалы по нижегородскому периоду жизни писателя.
  • Музей в городе Ровно на месте Ровенской Мужской гимназии.
  • На родине писателя, в городе Житомире, в 1973 году открыт дом-музей писателя.
  • В городе Полтаве существует Музей-усадьба В. Г. Короленко — дом, в которой писатель прожил последние 18 лет жизни.

Память

  • В 1977 году малая планета 3835 была названа Короленко.
  • В 1973 году на родине писателя в Житомире установлен памятник (скульптор В. Винайкин, архитектор Н. Иванчук).
  • Имя Короленко присвоено Полтавскому педагогическому институту, Харьковской государственной научной библиотеке, Черниговской областной библиотеке, школам в Полтаве и Житомире, Глазовскому государственному педагогическому институту.
  • В 1990 году Союз писателей Украины учредил литературную премию имени Короленко для лучшего русскоязычного литературного произведения Украины.
  • Ряд улиц во многих городах бывшего СССР назван в честь Короленко. Также улица Короленко есть в Тель-Авиве.

Владимир Галактионович Короленко – русский прозаик, публицист, Почетный академик Петербургской АН (1900-1902 ) и РАН (1918 ) – родился 15 (27) июля 1853 года в Житомире. Отец – украинец, из старинного казачьего рода, мать – полька, католичка. Его отец был чиновником судебного ведомства и отличался неподкупной честностью, резко выделявшей его из среды чиновников того времени. Мать писателя была дочерью помещика средней руки. В 1868 году отец Короленко умер, оставив семью без всяких средств. В это время будущий писатель был гимназистом 6 класса.

В.Г. Короленко учился в Санкт-Петербургском технологическом институте (с 1871 г .), Петровской земледельческой и лесной академии в Москве (с 1874 г. ), Санкт-Петербургском горном институте (с 1877 г. ); ни одно из этих учебных заведений не окончил вследствие арестов по политическим мотивам и длительных ссылок в Вятскую губернию и Якутию, давших богатый материал для его дальнейшего творчества. В 1885-1896 гг. Короленко жил в Нижнем Новгороде; в 1893 году совершил поездку в США (впечатления от этой поездки отразились, в частности, в повести «Без языка», 1895 ) и Западную Европу. В 1896 году переехал в Санкт-Петербург, где совместно с Н.К. Михайловским издавал журнал «Русское богатство». С 1900 года В.Г. Короленко живет в Полтаве.

Убежденный гуманист, ставший для многих современников олицетворением гражданской совести (М. Горький назвал его «честнейшим русским писателем»), Короленко не принял Октябрьскую революцию 1917 года; выступал против большевистского террора («Письма к Луначарскому», опубликованные в Париже в 1922 г . , в СССР в 1988 г .). К Короленко относились с демонстративным уважением, но его неоднократные призывы к гуманности игнорировали.

Короленко дебютировал в печати как корреспондент газеты «Новости» (1878 ). Первый рассказ «Эпизоды из жизни «искателя»» (1879 ) о молодом разночинце отразил увлечение Короленко идеями народничества. Известность принес рассказ «Сон Макара» (1885 ) – проникнутое глубоким сочувствием повествование о жизни человека из народа, страдания которого перевешивают на весах Господа его грехи.

Убийство и пролитие крови - темы, волновавшие многих писателей XIX века и рассматривавшиеся ими в разных аспектах. Короленко же думает о «стройном порядке в мире», но идея взаимосвязанности, взаимообусловленности природы, человека, общества была расплывчатой.

Короленко в скитаниях по ссылкам боялся впасть в озлобленность - она расшатывает убеждения. Борьба и неудовлетворенность, постоянное движение, даже если цель не до конца сформулирована, - вот что ценит Короленко в людях. Остановка равносильна смерти.

Почти все рассказы Короленко созданы на основе пережитого или виденного им самим, и в их центре - человек, который не сломлен.

Среди лучших произведений Короленко: рассказ «Чудная» (1880 , опублик. в 1905 ) о несгибаемом характере ссыльной девушки-революционерки; «Сказание о Флоре, Агриппе и Менахиме, сыне Иегуды» (1886 ) о восстании иудеев против своих поработителей-римлян, носящее аллегорический характер; «полесская легенда» «Лес шумит» (1886 ), изображающая времена запорожского казачества; повести: «В дурном обществе» (1885 ) – не лишенное романтизации и построенное отчасти на автобиографическом материале повествование об обитателях социального «дна»; «Слепой музыкант» (1886 ) – «этюд» о торжестве духа над плотью, включающий в себя элементы естественно-научного исследования; символический «эскиз» «Река играет» (1892 ).

Короленко много работал в документально-художественном и публицистическом жанрах. В 1895-1896 гг . Короленко успешно выступал в качестве общественного защитника в суде по делу крестьян-удмуртов из с. Старый Мултан, ложно обвиненных в ритуальном убийстве; его очерки об этом деле составили цикл «Мултанское жертвоприношение» (1895-1898 ). Цикл очерков «Сорочинская трагедия» (1907 ) – о расправе с крестьянами местечка Сорочинцы. В очерках «Бытовое явление», «Черты военного правосудия» (оба 1910 года ), «В успокоенной деревне» (1911 ) и др. Короленко обличает власть за массовые казни участников первой русской революции. Пафосом борьбы с национализмом проникнуты статьи и корреспонденции Короленко, связанный с «делом Бейлиса» (1913 ).

Самое крупное произведение Короленко – многотомная автобиография «История моего современника» (опублик. в 1922-1929 гг .), сочетающая художественное и публицистическое начала, лиризм и очерковость; повествование в ней доведено до 1884 года. Короленко – автор литературно-критических статей и воспоминаний о Н.Г. Чернышевском (1890 ), В.Г. Белинском (1898 ), Г.И. Успенском (1902 ), А.П. Чехове (1904 ), Л.Н. Толстом (1908 ), Н.В. Гоголе (1909 ).

Отрицая натурализм, порожденный рационалистическим позитивистским мировоззрением, Короленко в своем творчестве тяготел к синтезу реалистичного и романтичного начал; достоверность, а порой и этнографическая точность в воссоздании быта сочетаются в его произведениях с интересом к скрытым силам человеческой души, понимаемой Короленко как общемирового «бесконечного создания». Оптимистичное отношение к жизни, обостренное чувство справедливости и вера в торжество добра нашли выражение в знаменитой формуле: «человек создан для счастья, как птица для полёта» (рассказ «Парадокс», 1894 ).