Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Отношения между жителями ночлежки горький на дне. М

Отношения между жителями ночлежки горький на дне. М

Михайлова Н. И. (Москва), сотрудник Государственного музея А. С. Пушкина / 2004

В «Невском проспекте», повести Гоголя, как известно, высоко оцененной Пушкиным, есть трагикомический эпизод, в котором заявлен значимый для писателя мотив носа. По существу, это маленький драматический спектакль со своим сюжетом, действующими лицами и зрителем. Сюжет — отрезание носа. Действующие лица: пьяный жестяных дел мастер Шиллер, нос Шиллера в роли будущей жертвы, пьяный сапожник Гофман в роли палача. Зритель - поручик Пирогов, который вместе с тем играет роль deus ex mahina, прерывая своим внезапным появлением готовящуюся казнь носа через его отсечение.

Комизм ситуации сказывается в именах немцев-ремесленников, людей сугубо прозаических профессий, названных Шиллером и Гофманом, именами великих немецких романтиков. При этом Гоголь подчеркивает, что его герой Шиллер «не тот Шиллер, который написал „Вильгельма Теля“ и „Историю Тридцатилетней войны“, но известный Шиллер, жестяных дел мастер в Мещанской улице», а другой его герой Гофман - «не писатель Гофман, но довольно хороший сапожник с Офицерской улицы...» Сама конструкция фраз, строящихся на противопоставлении, призвана убедить читателя в том, что в мире гоголевских героев известны не писатели, а ремесленники. Имена же великих писателей-романтиков, которые носят ремесленники, усиливают комизм логических рассуждений расчетливого и бережливого жестянщика, апеллирующего к сапожнику, убеждающего его в том, что нос потребляет слишком много табаку, за который надо платить слишком много денег:

« - Я не хочу, мне не нужен нос! <...> У меня на один нос выходит три фунта табаку в месяц. <...> Шесть да четырнадцать - двадцать рублей сорок копеек на один табак! Это разбой, я спрашиваю тебя, мой друг Гофман, не так ли?»

Само слово «разбой» в данном случае создает комический эффект, вызывая в памяти драму Шиллера «Разбойники».

Так как заявленный в «Невском проспекте» мотив носа получил дальнейшую разработку в повести «Нос», то, как правило, в исследованиях в связи с повестью «Нос» упоминается и «Невский проспект». О «Невском проспекте» речь идет и в работе В. В. Виноградова «Натуралистический гротеск. Сюжет и композиция повести Гоголя „Нос“» . В. В. Виноградов широко представил так называемую «носологию» в европейской и русской литературе, в анекдотах и каламбурах первой половины XIX в., так или иначе сказавшихся в гоголевском творчестве. Между тем, два возможных источника рассматриваемого нами эпизода из «Невского проспекта» остались, как нам кажется, незамеченными. На наш взгляд, они небезынтересны для комментария к гоголевскому тексту.

Один из возможных источников - анекдот о силаче Лукине, отличавшемся эксцентричностью поведения (этот анекдот мог слышать Гоголь):

«Рассказывали, что во время пребывания Лукина в Англии один англичанин заспорил с ним насчет смелости и решительности русских и англичан, он утверждал, что русский никогда не решится на то, что сделает англичанин. „Попробуй“ - сказал Лукин. „Вот например, ты не сможешь отрезать у меня носа“ - возразил англичанин. „Почему же нет, если ты захочешь,“ - отвечал Лукин. „На, режь!“ - воскликнул англичанин в азарте. Лукин прехладнокровно взял нож со стола, отрезал у англичанина конец носа и положил на тарелку» .

Заметим, что в «Невском проспекте», как и в приведенном анекдоте, для мотива отрезания носа харатктерно то, что нос предлагается отсечь самим владельцем носа: «Я не хочу носа! Режь мне нос! Вот мой нос!»

В основе рассуждений пьяного Шиллера - сознание того, что нос существует для табака, а раз табак дорого обходится, то потребляющий табак нос следует отрезать. В связи с этим, следует указать на еще один возможный источник гоголевского текста. Это напечатанный в альманахе «Урания» на 1826 год перевод П. А. Вяземского с польского басни И. Красицкого:

Для табака ли нос, или табак для носа? -

Заспорили до слез, знать, два молокососа.

Табашный лавочник, свидетель жарких врак,

Назначен был от них в решители вопроса.

О чем и спорить тут? - решил наш добрый дьяк: -

Возможно, что Гоголь мог знать от Вяземского и другой вариант сделанного им перевода польской басни. Под названием «Решение» П. А. Вяземский привел его в письме к А. И. Тургеневу от начала ноября 1819г.:

Для табакерки ль сделан нос


Раздаточные

Материалы(в виде карточек) к повести Н.Гоголя «Невский проспект» (10 класс)

Тема: своеобразие сюжета и образов повести «Невский проспект»

Цель: 1.Анализ основных эпизодов и героев.

2.Сопоставление фрагментов теста с литературной критикой

Эпиграф урока

Притчи 13:7 «Иной выдаёт себя за богатого, а у него ничего нет».


Мотивация

Л.И.Ерёмина

«Перевёрнутость мира», переоценка ценностей в числе других средств передаётся ещё и системой различных уточнений и конкретизаций. Гоголь любил давать своим ничтожным героям имена великих писателей, оговариваясь каждый раз, о ком именно идёт речь. Причём и в этих оговорках передаётся всё та же «перевёрнутость мира»


Вопрос по мотивации

О каких героях повести идёт речь? /Шиллере и Гофмане/

Задание на ассоциативное мышление

От чего, по- вашему, могут происходить фамилии героев: Пискарёв и Пирогов? Можно ли эти фамилии назвать говорящими? Как вы думаете, что имел в виду автор, давая героям такие фамилии?

Личностно- ориентированное задание

Какую улицу нашего села вы могли бы назвать по ассоциации с названием «Невский проспект»? \ например, ул.Центральная- это Невский проспект нашего села \напишите сочинение- миниатюру на эту тему.

Вопросы урока

1.Композиция повести. В чём своеобразие рамочной композиции?

2.Каков смысл названия повести? Есть ли что- то общее между историями о Пискареве и о Пирогове?

3.Какое отношение вызывает к себе образ Пискарёва?

4.В чём социальная направленность образа Пирогова?


Проблемный вопрос урока

Какую общую мысль выразил гоголь в повести «Невский проспект»?

Карточка 1

В чём своеобразие рамочной композиции?


Фрагменты текста

Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге; для него он составляет вес. Чем не блестит эта улица- красавица нашей столицы!.. Едва только взойдёшь на Невский проспект, как уже пахнет одним гуляньем… Всё исполнено приличия: мужчины в длинных сюртуках, с заложенными в карманы руками, дамы в розовых, белых..атласных рединготах (пальто широкого покроя).. Тысячи сортов шляпок, платьев, платков, пёстрых, лёгких… ослепят хоть кого на невском проспекте..

О, не верьте этому Невскому проспекту!. Всё обман, всё мечта, всё не то, о чём кажется!. Вы думаете, что этот господин, который гуляет в отлично сшитом сюртучке, очень богат? Ничуть не бывало: он весь состоит из своего сюртучка.. Вы воображаете, что эти два толстяка, остановившиеся перед.. церковью, судят об архитектуре её? Совсем нет: они говорят о том, как странно сели две вороны одна против другой..

Вопрос

1. Сравните начало и финал повести. Как меняется отношение автора к Невскому проспекту?

2.Какое свойство Невского проспекта вселяет недоверие к его совершенству? \ обманчивость \


Фрагменты литературной критики

М.Б.Храпченко

К онтрастны начало и финал «Невского проспекта». Если в начале повести показан парадный «блистательный» Петербург, то в её финале выступает обнажение лжи, фальши этой «парадности».


Задание: найдите свои подтверждения в тексте с одной стороны «парадности» Невского проспекта, с другой лжи, фальши её.

Карточка 2

Каков смысл названия повести? Есть ли что- то общее между историями о Пискареве и о Пирогове?


С.И.Машинский

В основе «Невского проспекта» две новеллы, герой одной из них- художник Пискарёв, в центре другой поручик Пирогов. Внешне обе новеллы не связаны между собой. Но так только кажется. На самом – то деле они образуют неразрывное целое. Сюжетно они объединены рассказом о Невском проспекте. Именно здесь завязываются узлы, которые затем распутывают каждый по- своему Пискарев и Пирогов. Но панорама Невского проспекта служит как бы идейно- эмоциональным ключом не только к этой повести, но и ко всему петербургскому циклу.


М.Б.Храпченко

По своей художественной структуре «Невский проспект» представляет собой слияние картин, отражающих общую «панораму» жизни, с историей трёх героев, трёх характеров. Начальное и заключительное описания «Невского проспекта» являются не простым обрамлением рассказа о героях, не композиционной рамкой, в которую заключён этот рассказ, а тем воссозданием общего движения жизни, которое освещает судьбу отдельного человека..


Вопросы

1. Как вы сами ответили бы на вопрос карточки о смысле названия повести?

2.Можно ли точно назвать главное действующее лицо повести?

3.Какие две истории лежат в основе повести? О каких трёх героях идёт речь в высказывании М.Б.Храпченко?

4.Что объединяет обе истории?

5.Что объединяет оба высказывания критиков о Невском проспекте?


карточка 3

Рассмотрим конфликт истории

Текст

Закончите фазы конфликта

Он содрогнулся. Она раскрыла свои хорошенькие уста и стала говорить, но всё это было так глупо, так пошло.. Вместо того чтобы воспользоваться такою благосклонностью.. он бросился со всех ног, как дикая коза, и выбежал на улицу..

Завязка

Пискарев решил, что встретил чистую, благородную девушку, влюбился в неё, но.. \укажите, что стало препятствием на пути влюблённого Пискарева ?\


-Правда, я беден,- сказал наконец после долгого и поучительного увещания Пискарев,- но мы станем трудиться; мы постараемся наперерыв, один перед другим, улучшить нашу жизнь.. Я буду сидеть за картинами, ты будешь, сидя возле меня, одушевлять мои труды, вышивать или заниматься другим рукоделием..

Как можно!- прервала она речь с выражением какого- то презрения.- Я не прачка и не швея, чтобы стала заниматься работою…

Женитесь на мне!- подхватила с наглым видом молчавшая дотоле в углу её приятельница..

Он бросился вон, потерявши чувства и мысли. Ум его помутился…


Кульминация

Пискарёв надеялся осчастливить свою избранницу предложением жениться на ней, несмотря на её позорное положение. Однако \чем ответила ему красавица? \


..На другой только день каким- то глупым инстинктом зашёл он на свою квартиру, бледный, с ужасным видом, с растрёпанными волосами, с признаками безумия на лице. Он заперся в свою комнату и никого не впускал, ничего не требовал.. протекли четыре дня.. выломали дверь и нашли бездыханный труп его с перерезанным горлом…душа его оставила тело.

Развязка

Что… стало причиной самоубийства героя?


вопросы и задания

  1. Найдите в тексте, что предшествовало тому, что Пискарев решил сделать предложение девушке из публичного дома?

  2. Что способствовало сумасшествию героя: отказ девушки выйти замуж за Пискарева, насмешка подружки красавицы, смех красавицы.?

  3. Почему герой покончил собой: потому что стал безумен, потому что не видел смысла жизни?

Карточка 4

Какое отношение вызывает к себе образ Пискарёва?

С.Машинский

Отношение Гоголя к Пискарёву двойственное. С одной стороны ему глубоко симпатичен характер этого благородного мечтателя, с негодованием отвергающего фальшивые и пошлые устои современного мира. Однако, с другой стороны, писатель не может не чувствовать беспочвенность романтического идеала своего героя. Дело не только в том, что этот идеал.. не реален, но ещё и в том, что по самой природе своей он- порождение той же самой пошлой действительности, против которой направлен


вопросы

  1. Докажите примером из текста, что Пискарёв отвергает «фальшивые устои современного мира»

  2. Какова жизненная позиция Пискарева? В чём её слабость?

Карточка 5

В чём социальная направленность образа Пирогова?

Текст

Закончите фазы конфликта

-Что, ваш муж дома?

Дома,- отвечала блондинка.

А когда он не бывает дома?

Он по воскресеньям не бывает дома,- сказала глупенькая блондинка


Завязка

Поручик Пирогов увлёкся хорошенькой блондинкой, но \ какое обстоятельство не считает нужным принять во внимание Пирогов? \


-О, я не хочу иметь роги! Бери его, мой друг Гофман, за воротник… я немец, а не рогатая говядина! Прочь с него всё, мой друг Гофман! держи его за рука и нога!.. и немцы схватили за руки и ноги Пирогова.

Кульминация

Поручик Пирогов добился свидания с блондинкой наедине, но \ чем на самом деле закончилось это свидание? Кто победил в конфликте? \


Он летел домой, чтобы, одевшись, оттуда идти прямо к генералу, описать ему самым разительными красками буйство немецких ремесленников. Он разом хотел подать и письменную просьбу в Главный штаб.. в Государственный совет.. самому государю.

Развязка

Пирогов хотел отомстить Шиллеру за позор, но…

\ чем на самом деле закончилась история с оскорблением Пирогова? \


Вопросы

  1. К какому социальному классу принадлежал Шиллер? А Пирогов?

  2. Как Шиллер пережил утреннее воспоминание о том, что он и друг его Гофман сделали с офицером Пироговым? \ обратитесь к тексту \

Карточка 6

В чём социальная направленность образа Пирогова?


Из комментариев к повести «Невский проспект»

В сохранившейся черновой рукописи,… сцена «секуции» выглядела так: «Если бы пирогов был в полной форме, то, вероятно, почтение к его чину и званию остановило бы буйных тевтонов. Но он прибыл совершенно как частный приватный человек в сюртучке и без эполетов. Немцы с величайшим неистовством сорвали с него всё платье.. Шиллер схватил в рук пук прутьев. Служивших метлою. Я должен с прискорбием признаться, что поручик пирогов был очень больно высечен.»


Ф.М.Достоевский

Поручик Пирогов, сорок лет тому назад, высеченный в Большой Мещанской слесарем Шиллером, был страшным пророчеством, пророчеством гения, так ужасно угадавшего будущее, ибо Пироговых оказалось так безмерно много.. что и не пересечь. Вспомните, что поручик сейчас же после приключения съел слоёный пирожок и отличился в тот же вечер в мазурке на именинах у одного видного чиновника. Как вы думаете: когда он откалывал мазурку и вывёртывал, делая па, свои столь недавно оскорблённые члены, думал ли он, что его всего только часа два как высекли? Без сомнения думал. А было ли ему стыдно? Без сомнения нет!


  1. Сравните черновик с текстом повести. Почему, на ваш взгляд, подробности сцены не вышли в печать?

  2. Пророчеством каких литературных героев стал поручик Пирогов? \ Чичиков, Хлестаков, Анатоль Курагин (Л.Толстой «Война и мир»), Пётр Петрович Лужин (Ф.Достоевский «Преступление и наказание»)

Карточка 7

Какую общую мысль выразил Гоголь в повести «Невский проспект»?

С.Машинский

Два человеческих характера, две судьбы, два совершенно различных взгляда на действительность- всё это сталкивает в своей повести Гоголь. И вот вывод, к которому он подводит читателя: какой же странный этот город Петербург, в котором гибнет честный, никем не защищённый талант и преуспевает наглая, самодовольная пошлость!


  1. Какие герои стоят за словами критика : « никем не защищённый талант » и « наглая, самодовольная пошлость »

  2. Как бы вы ответили на заглавный вопрос карточки?

Мониторинг

Напишите сочинение по речевой модели

Повесть Н.Гоголя «Невский проспект» имеет ….. композицию.

Она объединяет в себе ….

Между историями есть нечто общее . Это…

Основная мысль повести отображена в …. урока.

«Иной выдаёт себя за богатого, а у него ничего нет» .Смысл этого выражения в том, что

Главные герои повести являются представителями разных литературных направлений: …

В повести встречаются такие художественно- выразительные средства, как…

На меня произвело впечатление… (эпизод, деталь, герой)

Тестовые задания

1.Какова композиция повести «Невский проспект»?

1.Двухчастная

2.Рамочная

3.Кольцевая

4.Антитеза

2.Что объединяет обе истории в повести «Невский проспект»

1.Общий герой

2.Однотипность конфликта

3.Наличие любовного треугольника в каждой истории

4.Место действия – Невский проспект

3.Какой шаг решил предпринять Пискарёв, чтобы завоевать понравившуюся девушку?

1.Купить ей дорогой подарок

2.Выкрасть её

3.Предложить ей замужество

4.Совершить подвиг в её честь

4.Чем закончилась история Пирогова и хорошенькой блондинки?

1.Пирогов женился на ней

2.Блондинка отвергла ухаживания Пирогова

3.Пирогов покончил с собой

4.Пирогова высек муж блондинки

5. «Я не хочу, мне не нужен нос!»- почему Шиллер хотел избавиться от собственного носа?

1.Нос мешал при насморках

2.Нос был безобразный и уродовал героя

3. Нос не нравился жене

4.Нос потреблял слишком много табаку

6.Кто такой был Шиллер

1.Жестянщик

2.Писатель

3.Музыкант

4.Художник

7. «Шиллер на другой день был в сильной лихорадке… ожидая с минуты на минуту прихода полиции».. Чего боялся Шиллер?

1.Наказания за пьянство

2.Наказания за недобросовестно сделанную работу

3.Наказания за высеченного им и его другом русского офицера

4.Наказания за оскорбление жены

8.Назовите художественно- выразительное средство «Сибирь и плети он почитал самым малым наказанием и для Шиллера»

1. Эпитет

2.Сравнение

3.Экспрессивная лексика

4.Литота

9.Назовите художественно- выразительное средство

«Он разом хотел подать и письменную просьбу в Главный штаб. Если же Главный штаб определит недостаточное наказание, тогда прямо в Государственный совет, а не то самому государю. »

1. Ирония

2.Гипербола

3.Градация

4.Антонимы

10.Назовите художественно- выразительное средство «Он лжёт во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущённою массою наляжет на него»

1.Олицетворение

2.Сравнение

3.Метафора

4.Гипербола

Напишите интерпретацию к повести «Невский проспект»

(вариант интерпретации ученика 10 класса Генинг Сергея)

«Улица Рабочая»

Притчи 13:7 «Иной выдаёт себя за богатого, а у него ничего нет».

Красива и привлекательна улица Рабочая, которая протянулась длинной лентой в селе Талом. Названа она так неслучайно, так как строилась в основном для рабочих, которые работали в далёкие времена СССР на существовавших когда- то фермах, МТМ и колхозах. 35 ровных «коробочек» стоят по обе стороны от дороги, состоящей из бетонных плит, причём ранее этих плит не было, и до 1992 года дорога представляла собой сплошное грязевое месиво, которое сейчас можно найти в нашем селе разве что на улице Льнозаводской. Некоторые владельцы одноквартирных «избушек», которые стоят на других улицах называют рабочие «коробочки» коттеджами. Почему? Потому что эти владельцы старше улицы Рабочей, и помнят, как эта улица возводилась, и как ровно строились двухквартирные дома, да ещё и с водоснабжением… На самом же деле это далеко не коттеджи. В какой дом ни зайди- клетушка, площадь не более 50 квадратных метров, на которой располагается крохотная, ничтожная кухня (которая, думаю, видит много далеко не крохотных ссор её владельцев), маленький зал, узенький коридор и две малюсеньких, униженных размерами, спаленки, в которых кроме стола, шкафа и собственно кровати, больше ничего не помещается.

Вот и живут в этих «коробочках» семьи по три- пять человек. И у каждой семьи своя история, своя жизнь. Можно сказать, что это жизнь всей улицы. Жизнь интересная, весёлая.

Один владелец своей половины дома, например, является хранителем и переносчиком всех событий и происшествий, происходящих на улице Рабочей, да и всего Талого тоже… Не знаю как, но этому владельцу известно всё про всех. А про некоторых он знает даже больше, чем они сами знают про себя! Что ни спроси- всё знает этот владелец. С уверенностью можно начинать писать летопись родной улицы.

Жители другой квартиры решают вопрос тесных комнат весьма оригинальным способом- убирают мебель и оставляют только самое необходимое. В доме всё больше и больше присутствует атмосфера ощущение холода, простора и свободы, как на Антарктиде.

Ещё одни хозяева вообще не переживают по поводу внутреннего убранства своей хижины. Некоторые квартирные достопримечательности, вероятно, сохранились ещё из эпохи тех самых рабочих.

А хозяевам ещё одной квартиры вообще можно считать свой дом победителем в конкурсе необычностей улицы, так как в их квартире две печки: одна в кухне, а другая в спальне. Вот и топи их, топи- одну в кухне, другую в спальне. Иначе холодно в доме будет!

В нескольких «коробочках» на улице Рабочей умещаются семьи по 5 человек. Как им это удаётся, большой секрет для многих, но только не для жителя улицы, который всё про всех знает.

Есть на улице и семья, печь которой, по наблюдениям нескольких соседей, вообще не перестаёт пускать клубы дыма практически никогда. Или тепло любят хозяева, или квартирка обветшала- неизвестно. Надо спросить у жителя, который всё про всех знает.

Ещё одна квартира таит в себе загадочность. В любое время суток в этой квартире горит свет. Будь то 8 вечера, 3 ночи, 6 утра. К тому же хозяин этой самой квартиры ведёт себя противоположно семье. Которая постоянно кормит печь дровами,- он свою печь топит редко. И дровишки появляются по мере необходимости.

Несколько домов, расположенных внизу улицы, у молодёжи принято называть Петербургом, не знаю почему. Это наверняка знает тот, кто всё про всех знает. Но так сложилось с того момента, как в эти дома заселились новые жители. Произошло это сравнительно недавно- всего- то несколько лет назад. У двора одной квартиры временно отсутствовала калитка, у другой квартиры- ворота. У ещё одного двора квартиры так называемого Петербурга вообще две пары ворот! И в этой квартире постоянно устраиваются вечеринки для тех, кто побывал в армии и не знает, что делать дальше.

Три дома улицы Рабочей стоят на отшибе. Дорогу и эти дома разделяет просторная поляна, на которой зимой хозяева этих домов любуются снежными барханами и разделяют их узкой тропочкой до дороги.

В общем, как вы поняли- жизнь на улице бьёт ключом. Некоторые жители хорошо относятся к своим соседям, а у себя в квартирке хихикают, когда у тех какая- то проблемка. Некоторые, наверно, и вправду любят своих соседей. Одни слишком мнительны, другие относятся к классу людей, которым вообще всё равно. Кто- т о безработный по обстоятельствам, кто- то рад этому. Некоторые сумели взойти на вершину карьеры, которая возможна в селе. Есть люди, которые неравнодушны к горячительным напиткам, даже был наркоман- съехал. Все жители улицы- разные люди, с разными взглядами, характерами. Но все они, я думаю, являются соседями друг другу, не чужими людьми.

В начале 21 века Рабочую улицу освещало 4 фонаря. До наших дней достояли только 2. властелины таёжного поселения решили, что 4- слишком много, добавив тем самым в вид улицы приличную таинственность, загадочность и неожиданность.

Ну и на последок добавлю, что на улице Рабочей строятся два новых дома, которые уже не назовёшь клетушками, но и слишком большими тоже не наречёшь. Когда- то и в них поселятся люди, которые будут вносить в улицу Рабочую свой особенный колорит.

Список литературы

1 М.Б.Храпченко. Николай Гоголь. Литературный путь. Величие писателя. М.,1984

2.С.Машинский.Художественный мир Гоголя.М.,1971

3.Н.В.Гоголь Петербургские повести.М.,2002

4.Книга Притчей Соломоновых

Драма "На дне" является этапным произведением в творческой биографии Горького. Описание героев будет представлено в этой статье.

Произведение это было написано в переломное время для страны. В России в 90-х годах XIX века разразился серьезный Массы обнищавших, разорившихся крестьян после каждого неурожая уходили в поисках заработка из деревень. Закрывались заводы и фабрики. Без средств к существованию и крова оказались тысячи людей. Это привело к тому, что появилось большое число "босяков", опустившихся на дно жизни.

Кто жил в ночлежках?

Предприимчивые владельцы трущоб, пользуясь тем, что люди оказались в безвыходном положении, нашли, как извлечь из зловонных подвалов пользу. Они превратили их в ночлежки, в которых жили нищие, безработные, воры, бродяги и другие представители "дна". Это произведение было написано в 1902 году. Герои пьесы "На дне" - именно такие люди.

Максима Горького на протяжении всего творческого пути интересовала личность, человек, тайны его Чувства и мысли, мечты и надежды, слабость и сила - это все находит отражение в произведении. Герои пьесы "На дне" - люди, жившие в начале XX века, когда рушился старый мир, и возникала новая жизнь. Однако они от остальных отличаются тем, что отвержены обществом. Это люди "дна", изгои. Неприглядно и страшно место, в котором живут Васька Пепел, Бубнов, Актер, Сатин и другие. По описанию Горького, это подвал, похожий на пещеру. Потолок его - каменные своды с обвалившейся штукатуркой, закопченные. Почему же "на дне" жизни оказались обитатели ночлежки, что их сюда привело?

Герои пьесы "На дне": таблица

герой как оказался на "дне" характеристика героя мечты
Бубнов

Владел в прошлом красильной мастерской. Однако уйти его заставили обстоятельства. Жена Бубнова сошлась с мастером.

Считает, что человек не в силах изменить судьбу. Поэтому Бубнов лишь плывет по течению. Проявляет часто скептицизм, жестокость, отсутствие положительных качеств.

Трудно определить, учитывая негативное отношение ко всему миру этого героя.

Настя

Жизнь заставила эту героиню стать проституткой. А это и есть социальное дно.

Романтичная и мечтательная особа, живущая любовными романами.

Мечтает долгое время о чистой и большой любви, продолжая заниматься своей профессией.

Барон

Был в прошлом настоящим бароном, но утратил богатство.

Насмешки обитателей ночлежки не воспринимает, продолжая жить прошлым.

Хочет вернуть свое прежнее положение, вновь став состоятельным человеком.

Алешка

Веселый и вечно пьяный сапожник, не пытавшийся никогда подняться со дна, куда его привела легкомысленность.

Как сам говорит, ничего не хочет. О себе сообщает, что он "хороший" и "веселый".

Всем всегда доволен, сложно сказать о его нуждах. Мечтает, скорее всего, о "теплом ветерке" и "вечном солнце".

Васька Пепел

Это потомственный вор, сидевший дважды в тюрьме.

Слабохарактерный, влюбленный человек.

Мечтает уехать в Сибирь с Натальей и стать добропорядочным гражданином, начав новую жизнь.

Актер

Опустился на дно из-за пьянства.

Цитирует часто

Мечтает найти работу, вылечиться от алкоголизма и выбраться из ночлежки.

Лука Это загадочный странник. О нем известно не много. Учит сочувствию, доброте, утешает героев, направляет их. Мечтает помочь всем нуждающимся.
Сатин Убил человека, в результате чего попал на 5 лет в тюрьму. Считает, что человеку необходимо не утешение, а уважение. Мечтает донести до людей свою философию.

Что погубило жизни этих людей?

Пристрастие к алкоголю погубило Актера. По его собственному признанию, раньше у него была хорошая память. Сейчас Актер считает, что все для него кончено. Васька Пепел - представитель "воровской династии". Этому герою не оставалось ничего другого, как продолжить отцовское дело. Он говорит, что даже когда был маленьким, уже тогда его звали вором. Бывший скорняк Бубнов мастерскую оставил из-за измены жены, а также из страха перед любовником своей супруги. Он разорился, после чего отправился служить в одну "казенную палату", в которой совершил растрату. Одна из наиболее колоритных фигур в произведении - это Сатин. Он в прошлом был телеграфистом, а в тюрьму попал за убийство человека, оскорбившего его сестру.

Кого винят обитатели ночлежки?

Практически все герои пьесы "На дне" склонны винить в теперешней ситуации не себя, а жизненные обстоятельства. Возможно, если бы они сложились иначе, ничего существенно бы не изменилось, и все равно ночлежников постигла бы эта же участь. Фраза, которую произнес Бубнов, подтверждает это. Он признался, что на самом деле пропил мастерскую.

Видимо, причиной падения всех этих людей является отсутствие у них нравственного стержня, который составляет личность человека. Можно привести слова Актера в качестве примера: "А почему погиб? Веры у меня не было..."

Существовал ли шанс жить другой жизнью?

Создавая образы героев пьесы "На дне", автор предоставил каждому из них возможность жить другой жизнью. То есть выбор у них был. Однако у каждого первое испытание закончилось крахом жизни. Барон, например, мог свои дела поправить не с помощью кражи казенных средств, а вкладывая деньги в выгодные дела, имеющиеся у него.

Сатин проучить обидчика мог бы другим способом. Что касается Васьки Пепла, неужели на земле нашлось бы мало мест, где о нем самом и о его прошлом никто бы ничего не знал? То же самое можно сказать о многих обитателях ночлежки. Будущего у них нет, но в прошлом у них имелся шанс сюда не попасть. Однако герои пьесы "На дне" не воспользовались им.

Чем утешают себя герои?

Им остается теперь лишь жить несбыточными надеждами и иллюзиями. Барон, Бубнов и Актер живут Мечтами о настоящей любви тешится проститутка Настя. При этом характеристика героев пьесы "На дне" дополняется тем, что эти люди, отвергнутые обществом, униженные, ведут бесконечные споры о нравственных и духовных проблемах. Хотя логичнее было бы рассуждать о поскольку они живут впроголодь. Авторская характеристика героев пьесы "На дне" говорит о том, что их занимают такие вопросы, как свобода, правда, равенство, труд, любовь, счастье, закон, талант, честность, гордость, сострадание, совесть, жалость, терпение, смерть, покой и многое другое. Волнует их также еще более важная проблема. Они рассуждают о том, что такое человек, зачем он рождается, в чем состоит истинный смысл бытия. Философами ночлежки можно назвать Луку, Сатина, Бубнова.

За исключением Бубнова, все герои произведения "ночлежный" образ жизни отвергают. Они надеются на удачный поворот фортуны, который их со "дна" вынесет на поверхность. Клещ, например, говорит о том, что он работает с малых лет (этот герой -слесарь), поэтому выберется отсюда непременно. "Вот, погоди... умрет жена..." -говорит он. Актер, этот хронический пьяница, надеется найти роскошную лечебницу, в которой чудесным образом к нему вернутся здоровье, сила, талант, память и аплодисменты зрителей. Анна, несчастная страдалица, мечтает о блаженстве и покое в которой ей воздастся, наконец, за муки и терпение. Васька Пепел, этот отчаянный герой, убивает Костылева, хозяина ночлежки, поскольку считает последнего воплощением зла. Мечта его - уехать в Сибирь, где он начнет вместе с любимой девушкой новую жизнь.

Роль Луки в произведении

Поддерживает эти иллюзии Лука, странник. Он владеет мастерством утешителя и проповедника. Максим Горький этого героя изображает как врача, который считает неизлечимо больными всех людей и свое призвание видит в том, чтобы смягчить их боль и скрыть от них это. Однако на каждом шагу жизнь опровергает позицию данного героя. Анна, которой он обещает на небесах божественное воздаяние, хочет вдруг "еще немножко... пожить". Поверив сначала в излечение от алкоголизма, Актер сводит в конце пьесы счеты с жизнью. Васька Пепел определяет истинную ценность всем этим утешениям Луки. Он утверждает, что тот "сказки говорит" приятно, ведь так мало на свете хорошего.

Мнение Сатина

Искренней жалости к обитателям ночлежки полон Лука, однако не может ничего изменить, помочь людям зажить другой жизнью. В своем монологе Сатин отвергает такое отношение, поскольку считает его унизительным, предполагающим несостоятельность и убогость тех, на кого направлена эта жалость. Главные герои пьесы "На дне" Сатин и Лука выражают противоположные мнения. Сатин говорит о том, что необходимо уважать человека и не унижать его жалостью. В этих словах, вероятно, выражается позиция автора: "Человек!.. Это звучит... гордо!"

Дальнейшая судьба героев

Что же станет в дальнейшем со всеми этими людьми, смогут ли что-то изменить герои пьесы "На дне" Горького? Нетрудно представить их дальнейшую судьбу. Например, Клещ. Он пытается в начале произведения выбраться со "дна". Он думает, что когда его жена умрет, все изменится волшебным образом к лучшему. Однако после смерти супруги Клещ остается без инструментов и денег и мрачно поет вместе с другими: "Я и так не убегу". На самом деле, он не убежит, как и другие обитатели ночлежки.

В чем заключается спасение?

Существуют ли вообще пути спасения со "дна", и каковы они? Решительный выход, возможно, намечается из этого непростого положения в речи Сатина, когда он говорит о правде. Он считает, что назначение сильного человека - искоренять зло, а не утешать страдающих, подобно Луке. Это одно из наиболее твердых убеждений самого Максима Горького. "Со дна" могут подняться люди, лишь научившись себя уважать, обретя чувство собственного достоинства. Тогда они смогут носить гордое звание Человека. Его еще нужно заслужить, по мнению Горького.

Заявляя о своей вере в творческие силы, способности и разум свободного человека, Максим Горький утверждал идеи гуманизма. Автор понимал, что в устах Сатина, спившегося босяка, слова о свободном и гордом человеке звучат искусственно. Однако они в пьесе должны были звучать, выражая идеалы самого писателя. Эту речь некому было сказать, кроме Сатина.

Горький в произведении опроверг главные принципы идеализма. Это идеи смирения, всепрощения, непротивления. Он дал понять, за какими убеждениями будущее. Это доказывают судьбы героев пьесы "На дне". Верой в человека проникнуто все произведение.