Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Образ Маши Мироновой в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка

Образ Маши Мироновой в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка

Характеристика Маши Мироновой из «Капитанской дочки» важна для понимания специфики произведения: оно родилось в творчестве великого русского писателя под влиянием популярности переводных романов Вальтера Скотта.

Образ Марии Мироновой в повести «Капитанская дочка»

Он вызывал к себе своеобразное отношение со стороны разных критиков – характер не восприняли глубоким и даже примечательным.

Близкий друг Пушкина П. Вяземский видел в образе некую вариацию Татьяны Лариной. Неистовый В. Белинский назвал его ничтожным и бесцветным.

Недостаток интересности и характерности отмечал и композитор П. Чайковский. Шаблонный и пустой – оценка поэта М. Цветаевой.

Но были и те, кто не относил образ главной героини к слабым местам повести. Пожалуй, самый авторитетный голос здесь – мнение Н. Гоголя, ценившего пушкинскую новеллу за безыскуственность, истинно русские характеры и простое величие ничем не примечательных людей.

Характеристика и описание Маши Мироновой

Прототипом Маши некоторые исследователи видят героиню романа «Эдинбургская темница» Вальтера Скотта. Однако сходство здесь только сюжетное.

Определяя персонаж кратко: это парадоксальное (как сама история и вообще жизнь) сочетание обычности и простоты с величием и исключительностью. Мария Ивановна – восемнадцатилетняя дочь капитана Белогорской крепости.

Скромность фамильного положения совмещается в ней с умом и добротой, которые оценил и полюбил главный герой повести. Им пришлось многое преодолеть, чтобы быть вместе: интриги соперника за любовь Маши, отказ отца жениха благословить брак, пугачевское восстание и военный трибунал.

Обычная девушка стала причиной смертельных испытаний для главного героя и доходит до самой императрицы в надежде спасти его.

Нравственная красота героини

Автор постоянно подчеркивает благородную естественность героини, отсутствие кокетства, жеманства, любого притворства в чувствах и речах. В обращении с людьми ее отличает чуткость, нежность и доброта – мудрый Савельич зовет ее ангелом, говоря, что такой невесте и приданого не нужно.

Присущая ей милая женственность побуждает к осторожному обращению с оружием и вообще со всем, связанным с войной: выросшая в военной крепости девушка страшно боится звука стрельбы.

Избегает конфликтов и ссор: не говорит ничего плохого о Швабрине, безмерно огорчается из-за дуэли Гринева и немилости его отца.

Она душевно мудра, видит людей сердцем. Остроумный и хорошо образованный Швабрин не смог одержать любовную победу над глуповатой по его же словам барышней – потому что за блестящими манерами нет истинно благородного человека.

Любящая Мария желает счастья прежде всего для дорого человека – даже если это означает брак с другой женщиной. И все это без романтического пафоса и презрения к быту: понимает, что для счастья человеку нужна не только любовь, но также мир и покой в семье, какой-то достаток и определенность.

Внешность Маши Мироновой в повести «Капитанская дочка»

Пушкин осознанно набросал ее портрет очень схематично. В лице и фигуре подвигнувшей на подвиги девушки нет тонкости или экзотичности черт, выразительной оригинальности –

внешность ее не романтическая и чисто русская.

Вместе с главным героем читатель впервые видит молодую девушку круглолицей и румяной. Светло-русые волосы прибраны немодно – не завиты в локоны, полностью убраны с лица, открывая уши, «которые у нее так и горели» (выразительная деталь, характеризующая одновременно первое далекое от восторгов впечатление молодого человека и чувствительность девушки).

Постепенно читатель вместе с Петром Гриневым начинает воспринимать Машу сердцем. «Милая», «добрая», «ангельская» – постоянные эпитеты, когда речь заходит о ней.

Влюбленный видит, что немодная барышня одевается «просто и мило», ее голос кажется «ангельским».

Родители Маши

Иван Кузьмич и Василиса Егоровна Мироновы – супружеская пара из бедных дворян, отнесшиеся к главному герою по-семейному.

Комендант – любящий выпить офицер со стажем, служил почти 40 лет. Доброта и беспечность характера плохо помогают ему в работе на руководящей должности и делают его «подкаблучником» у собственной жены. Он человек чести, бесхитростный и прямой.

Пожилая «комендантша» – отличная хозяйка, добрая и гостеприимная. Бойкая и «прехрабрая» женщина, она фактически управляет своим мужем и всем гарнизоном. Твердость характера сочетается с женственностью: она не умеет хранить тайны, а мужа своего любит и жалеет.

Перед лицом гибели отец трогательно и просто благословляет дочь, муж и жена так прощаются друг с другом, что видна вся нежность, сила и глубина их любви.

Цитатная характеристика Маши Мироновой

Речевую характеристику характера героини можно выразить в двух очень многозначительных цитатах.

«Коли найдешь себе суженую, коли полюбишь другую – Бог с тобою, Петр Андреич; а я за вас обоих…», — говорит она возлюбленному, узнав из письма отца-Гринева о запрете их женитьбы.

Здесь все: усилие спокойно принять невозможность собственного счастья, достоинство смирения, желание добра для возлюбленного, искренность чувства без прекрасных слов.

«Придется ли нам увидаться, или нет, Бог один это знает; но век не забуду вас; до могилы ты один останешься в моем сердце», – произнесла освобожденная из плена Маша, отправляясь к родителям Гринева.

Верная душа говорит почти простонародно – и естественно поэтично. Как в одном из стихотворений Пушкина, сердечное «ты» сменяет вежливое «вы» — эта перемена передает сочетание в Марии сердечной глубины и чувства собственного достоинства, естественной непосредственности и благовоспитанности.

Захват Пугачевым Белогорской крепости и судьба героини

Набег Пугачева на крепость произошел быстрее ожидаемого: план эвакуировать дочь в Оренбург у Мироновых не осуществился.

Оба родителя Маши погибли после взятия Белогорской крепости: отца повесили бунтовщики, а мать скончалась от удара саблей по голове, полученного в ответ на причитания над убитым мужем.

Подруга матери попадья спрятала заболевшую от потрясения сироту у себя, выдав ее за свою племянницу перед квартировавшим в этом же доме Пугачевым. Швабрин знал и не выдал этот секрет.

Назначенный новым комендантом крепости, он стал принуждать ее к браку, угрожая выдать ее бунтовщикам.

Спасение капитанской дочки

В осажденном пугачевцами Оренбурге Петр получает письмо от Маши с рассказом о недостойном поведении Швабрина. Главный герой просит военного коменданта отпустить его с военным отрядом в Белогорск. Получив отказ, Гринев самовольно покидает Оренбург вместе с верным Савельичем.

По пути в Белогорск их у Бердской слободы схватили мятежники. Дворянин обращается с просьбой вызволить возлюбленную к самому Пугачеву. Петр Гринев нашел любимую сидящей на полу, в крестьянском рваном платье, с растрепанными волосами, бледную и похудевшую. Она смело и просто высказывает презрение Швабрину.

После освобождения Маша отправляется к родителям Гринева – те впоследствии приняли и полюбили ее.

История любви Маши Мироновой и Петра Гринева

Судьба отношений двух молодых людей сложно связана с трагическим эпизодом истории целой страны. Любовь в этом произведении является обстоятельством, главным условием для проявления лучших человеческих качеств мужчины и женщины: доброта, верность, честь, вдумчивое отношение к себе и другим.

Заключение

Роман-воспитание или биография озаглавлен «Капитанская дочка» отнюдь не случайно. Мария Миронова – просто женщина и человек, но остается собою и не изменяет себе даже перед лицом смерти. Она привносит в жизнь главного героя любовь, чувства восхищения добротой, отвагой и преданностью людей.

Татьяна Ларина, Мария Троекурова, Лиза Муромская, Людмила и другие. Однако одной из самых необычных женщин в его прозе стала главная героиня «Капитанской дочки». Чем же образ Маши Мироновой отличался от других? Давайте разберемся.

Немного о предыстории написания повести «Капитанская дочка»

Хотя повесть называется в честь главной героини, в центре сюжета находится ее возлюбленный - Петр Гринев и бунтовщик Емельян Пугачев. Более того, изначально в произведении бунту Пугачева было уделено значительно больше места, а главным героем должен был стать офицер, примкнувший к восставшим (Швабрин).

Однако такое построение сюжета представляло бунт с позитивной стороны. А в Царской России времен Пушкина цензура была весьма строгой, и повесть, фактически восхваляющая антимонархическое восстание, могла остаться неопубликованной.

Зная об этом, Александр Сергеевич сменил настроение главного героя, сократил упоминания о бунте и его причинах и сосредоточил сюжет на истории любви. В результате всех этих переделок образ Маши Мироновой оказался в центре всех событий. Хотя в честь этой героини и названа повесть, тем не менее Гриневу и его взаимоотношениям с Пугачевым в произведении все также уделено немало внимания.

Биография Марии Мироновой

Прежде чем подробно рассмотреть образ Маши Мироновой, кратко стоит узнать о содержании повести «Капитанская дочка». При этом более целесообразно представить события не с точки зрения Гринева-рассказчика, а как часть биографии героини.

Мария Ивановна Миронова была единственной дочкой капитана Белгородского гарнизона Ивана Кузьмича и его волевой жены - Василисы Егоровны.

Чуть ранее знакомства с Петром Гриневым к ней сватался офицер Алексей Швабрин. Учитывая, что Миронова была бесприданницей, молодой человек был для девушки отличной партией в финансовом и социальном плане. Однако Мария не любила его, поэтому ответила отказом.

Обиженный офицер, затаив обиду, начал распространять о девушке лживые слухи. Эти наветы способствовали тому, что Гринев поначалу относился к Маше негативно. Но познакомившись с ней поближе, увлекся девушкой, вызвал на дуэль клевещущего Швабрина и был ранен.

Выхаживая его, Маша Миронова искренне влюбляется в Гринева, и тот предлагает ей руку и сердце. Получив согласие любимой, шлет письмо отцу, сообщая о намерении жениться и прося благословения.

Но на пути счастья Маши и Петра вновь становится Швабрин, который сообщает родным Гринева о дуэли и ее причине. Теперь отец отказывает сыну в благословении. Маша не желает ссорить любимого с его семьей и отказывается тайно выходить за него замуж.

Тем временем Емельян Пугачев поднимает бунт, объявив себя Петром II. Его армия движется к Белгородской крепости. Комендант, понимая, что они обречены, пытается спасти Машу: переодевает ее в крестьянскую одежду и прячет в доме священника. Когда пугачевские войска берут крепость, большинство ее обитателей переходят на сторону мятежника. Однако несколько офицеров остаются верными присяге. За это их казнят.

Единственный, кому удается выжить - это Гринев, который когда-то помог Пугачеву, не зная на тот момент, кто он. Вместе с верным слугой Петр отправляется в Оренбургскую крепость. Но Марию, оставшуюся сиротой, взять с собой он не имеет возможности, так как она тяжело заболела.

Об убежище Марии становится известно Швабрину, присягнувшему Пугачеву и назначенному комендантом Белгородской крепости. Офицер запирает девушку и требует, чтобы она вышла за него замуж. Получив очередной отказ, морит ее голодом.

Девушке удается передать письмо любимому, и он спешит ей на помощь. Хотя Гринева вновь захватывают сторонники Пугачева, «воскресший Петр II» еще раз милует юношу и помогает ему воссоединиться с любимой.

Преодолев массу препятствий, Маша и Петр добираются домой к Гриневым. Личное знакомство с невестой юноши благотворно подействовало на Андрея Гринева, и он согласился на брак.

Но пока мятеж не подавлен, Петр считает своим долгом воевать. Скоро бунт удается усмирить. Среди арестованных оказывается и Швабрин, который, дабы отомстить Гриневу, клевещет на него. Петр тоже арестован и приговорен к ссылке. Боясь за судьбу Маши, он ничего не рассказывает о причинах своих отношений с Пугачевым.

Узнав об этом, Маша самостоятельно едет в столицу, чтобы рассказать правду и спасти Гринева. Судьба оказывается милостивой к ней: она случайно знакомится с царицей Екатериной. Не зная, кто ее собеседница, девушка рассказывает всю правду, и императрица милует юношу. Тогда влюбленные отправляются домой и женятся.

Образ Маши Мироновой в повести «Капитанская дочка»

Разобравшись с биографией, стоит больше внимания уделить характеру героини. На протяжении всей повести Пушкин образ Маши Мироновой преподносит как образ девушки из народа. Именно по этой причине к каждой главе, в которой она фигурирует, подобран эпиграф из народных песен.

На момент начала действия Маше уже 18 лет, и по меркам тех времен - она уже засиделась в девках. Несмотря на это, миловидное создание не превратилось в жадную искательницу мужа. Маша не старается прихорашиваться, а одевается просто. Свои белокурые волосы гладко зачесывает в обычную прическу, а не сооружает из них замысловатые композиции, как было принято у дворянских барышень тех времен.

Смирение и авантюризм - две стороны характера Марии Мироновой

Хотя некоторые исследователи называют Миронову вариацией образа Татьяны Лариной - это спорное утверждение. Ведь девушки очень разные. Так, Татьяна поначалу активно борется за свою любовь, нарушая определенные нормы приличия (признается в любви мужчине первой), но позже смиряется, выходит замуж за выбранного родителями богатого и знатного мужчину и отказывает Онегину.

У Марии Мироновой все иначе. Полюбив, она полна смирения и готова отказаться от своего счастья для пользы Гринева. Но когда любимому угрожает ссылка, девушка проявляет невиданное для себя мужество и едет просить за него саму царицу.

Стоит отметить, что такой поступок для барышни XIX в. был настоящей дерзостью. Ведь не имея нужных связей в обществе, незамужняя девица, всю жизнь прожившая в глухой провинции, едет в Петербург. А в те времена кроме царицы остальным женщинам империи не особо дозволялось вмешиваться в «мужские» дела вроде политики. Получается, поступок Маши - это авантюра.

Иногда исследователи сравнивают и с другой пушкинской героиней этот образ (Маша Миронова - «Капитанская дочка»). Речь идет о героине романа «Дубровский» Маше Троекуровой, которая в самом финале не нашла в себе мужества добиться своего счастья и сдалась на волю обстоятельств.

Отдельные литературоведы утверждают, что образ Маши Мироновой непоследователен. Ведь проявляя постоянно покладистый характер и благоразумие, в финале она неизвестно откуда берет необычайную смелость, хотя по логике должна была бы смиренно поехать в ссылку, как жены декабристов или Сонечка Мармеладова из романа Достоевского «Преступление и наказание». Такую перемену в нраве можно объяснить тем, что девушка в короткий срок потеряла любимых родителей, пережила массу потрясений, и, чтобы выжить, вынуждена была измениться и стать смелой.

Отношения Маши с родителями

Рассматривая образ Маши Мироновой, стоит обратить внимание на ее отношения с семьей. Родители девушки были людьми искренними и честными. По этой причине карьера у отца особо не сложилась, да и состояние скопить Мироновым не удалось. Хотя они не бедствовали, но денег на приданое для Машеньки не имели. Поэтому особых перспектив в плане замужества у девушки не было.

Иван Кузьмич и Василиса Егоровна хотя и воспитали дочь приличной девушкой с благородной душой, но ни образования, ни положения в обществе ей не предоставили.

С другой стороны, они всегда учитывали мнение дочери. Ведь когда она отказалась от прекрасного жениха (Швабрина), который мог бы обеспечить ее будущее, Мироновы не стали упрекать и неволить девушку.

Капитанская дочка и Швабрин

Отношения с Алексеем Ивановичем особо характеризуют Машу. Хотя этот герой был некрасив собою, но он был достаточно образованным (говорил по-французски, разбирался в литературе), обходительным и умел очаровать. А для юной провинциальной простушки (которой, в сущности, и была героиня) вообще мог казаться идеалом.

Его сватовство с Мироновой выглядело как большая удача для «престарелой» бесприданницы. Но девушка внезапно ответила отказом. Возможно, Маша почувствовала подлую сущность несостоявшегося жениха или узнала какие-то слухи о его поведении. Ведь тот когда-то предлагал Гриневу соблазнить девушку за пару сережек, а значит, мог иметь опыт подобного соблазнения других барышень. А может Швабрин просто не понравился юной и романтичной Маше. Такие наивные девушки склонны влюбляться в красивых и немного глуповатых парней вроде Гринева.

Почему ее отказ так задел мужчину? Возможно, тот хотел жениться на ней, чтобы в будущем стать приемником ее отца. А поскольку невеста была без приданого и имела покладистый нрав, то герой рассчитывал, что она до конца своих дней будет ему благодарна. Но провинциальная бесприданница внезапно ответила отказом, разрушив его честолюбивый план.

Образ Маши Мироновой, в частности, ее высокая нравственность, более подробно раскрывается в свете дальнейших взаимоотношений с несостоявшимся женихом. Она никак не оправдывалась, когда тот распускал о ней сплетни. А оказавшись в его власти, когда Швабрин пытался морально сломать ее, мужественно выдержала испытание.

Маша Миронова и Петр Гринев

Взаимоотношения этих персонажей также весьма показательны. Их любовная история выглядит весьма традиционно: стихи, дуэль, запрет родителей и преодоление массы препятствий на пути к своему счастью. Но через эту историю показана вся глубина душевного благородства Маши. Ее чувства являются более осмысленными и глубокими, нежели у Гринева. В частности, очень любя своих родителей, девушка не желает размолвки между Петром и его отцом.

Первое расставание она переносит более стоически, чем Гринев, который мечется и оказывается на грани того, чтобы либо сойти с ума, либо предаться распутству.

После захвата крепости Пугачевым и убийства родителей Маши любовь героев только крепнет. В определенный момент каждый из них, рискуя жизнью, спасает другого.

Прототипы капитанской дочки

У Маши Мироновой было несколько прототипов, на основе которых Пушкин и создал этот образ. Так, в те времена был распространена шутка о встрече немецкого правителя Иосифа II с дочкой неизвестного капитана. Впоследствии Александр Сергеевич адаптировал ее под историю встречи с Екатериной II и даже назвал так повесть - «Капитанская дочка».

Своей простотой и близостью к народу Миронова обязана героине Вальтера Скотта - Джини Динс ("Эдинбургская темница"). Ради спасения своей сестры эта скромная и благородная шотландская крестьянка поехала в столицу и, добившись аудиенции у королевы, спасла несчастную от смертной казни. Кстати, из этого же романа Пушкин позаимствовал идею, использовать слова народных песен в качестве эпиграфов.

Само звучание словосочетания «капитанская дочь» образ Маши Мироновой рисует совершенно иным, не таким, как описано на страницах повести. Кажется, что это должна быть девушка с озорным, дерзким характером, смелая и кокетливая.

Однако главная героиня книги - совершенно другая девушка. Она напрочь лишена кокетства, ей не свойственен задор юности и желание молоденьких девушек нравиться всем без исключения. Мария являет собой иной образ. Маша Миронова - сочинение каждого школьника цитирует этот отрывок - «круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши», скромная восемнадцатилетняя девушка. Вряд ли кто-то из юных читательниц сочтет ее привлекательной особой, достойной подражания.

Жизнь и воспитание

Образ Маши Мироновой неразрывно связан с характеристиками ее родителей - Ивана Кузьмича и Василисы Егоровны. Жизнь их протекала вБелогорской крепости, недалеко от Оренбурга. Они жили в небольшой деревушке с тесными улочками и низкими избами, где самкомендант занимал простой деревянный домик.

Родители Марии Мироновой были людьми искренними и сердечными. Капитан слыл человеком малообразованным, но отличался честностью и добротой к людям. Василиса Егоровна - женщина радушная, привыкшая к военному укладу жизни. За много лет она научилась ловко управлять крепостью.

Словом, девушка жила замкнуто, общаясь, в основном, с родителями.

Ее мать говорила, что Маша - девушка на выданье, но приданого у нее совершенно никакого нет, поэтому хорошо, если найдется который женится на ней. Не исключено, что Василиса Егоровна делилась своими мыслями и с дочерью, что вряд ли могло добавить ей уверенности.

Истинный характер капитанской дочки

Образ Маши Мироновой, на первый взгляд, наверняка многим покажется довольно скучным. Она так же сначала не понравилась Петру Гриневу. Несмотря на то что Маша жила уединенно, можно сказать замкнуто, в окружении родителей и солдат, девушка выросла очень чувствительной. Мария, несмотря на кажущуюся робость, была смелой, сильной натурой, способной на искренние, глубокие чувства. Маша Миронова отказалась от предложения Швабрина стать его женой, хотя он, по меркам общества, был завидным женихом. У Марии не было чувств к нему, а на капитанская дочка была не согласна. Полюбив Петра Гринева, Маша открыто говорит о своих чувствах в ответ на его объяснение. Однако на брак, который не благословили родители жениха, девушка не согласна, потому отдаляется от Гринева. Это говорит о том, что Маша Миронова - образец высоконравственности. Только позже, когда родители Петра полюбили ее, Мария стала его женой.

Испытания в жизни Марии Мироновой

Долю этой девушки нельзя назвать легкой. Однако образ Маши Мироновой раскрывается под влиянием трудностей более полно.

Например, после казни родителей, когда Марию приютила попадья, а Швабрин посадил ее под замок и попытался заставить выйти за него замуж, она сумела написать Петру Гриневу о своем положении. Избавление пришло к девушке в совершенно неожиданном обличье. Ее спасителем стал Пугачев, убийца ее отца и матери, который отпустил их с Гриневым. После освобождения Петр отправил девушку жить к своим родителям, искренне полюбившим Марию. Маша Миронова - образ настоящей русской но при этом ранимой и чувствительной. При том что она падает в обморок от выстрела пушки, в вопросах, касающихся ее чести, девушка проявляет невиданную твердость характера.

Лучшие душевные качества героини

Образ Маши Мироновой еще более полно раскрывается после ареста Петра Гринева, когда она проявила истинное благородство своей натуры. Виновницей беды, произошедшей в жизни возлюбленного, Мария считает себя и беспрестанно думает, как вызволить жениха. За кажущейся робостью девушки скрывается героическая натура, способная на все ради близкого человека. Маша отправляется в Петербург, где в саду Царского Села встречает знатную даму и решается поведать ей о своих несчастиях. Ее собеседница, которой оказалась сама императрица, обещает помочь. Решимость и твердость, проявленная девушкой, спасает Петра Гринева от заключения.

Образ Маши Мироновой в повести претерпевает сильную динамику. Несчастье, случившееся с Гриневым, позволяет раскрыться ей как твердой, зрелой, можно сказать, героической личности.

Мария Миронова и Машенька Троекурова

А. С. Пушкин приступил к написанию повести «Капитанская дочка» в 1833 году. Замысел этой книги, скорее всего, возник, когда писатель работал над повестью «Дубровский». В этом произведении Пушкина также есть женский образ. Маша Миронова, сочинение о которой обычно пишут школьники, являет собой совершенно другую личность, чем ее тезка.

Мария Троекурова также живет уединенно, правда, в изнеженных условиях, в родительском поместье. Девушка любит романы и, конечно, ждет «прекрасного принца». В отличие от Маши Мироновой, она не смогла отстоять свою любовь, у нее не хватило решимости на это.

Кажется, что счастливым финалом, которым заканчивается «Капитанская дочка», автор пытается сгладить кровопролитие, произошедшее в «Дубровском».

Образ Маши Мироновой и Татьяны Лариной

Образ нашей героини в определенной степени созвучен другому женскому характеру, созданному А. С. Пушкиным в романе «Евгений Онегин», - Татьяны Лариной. «Капитанская дочка» была написана позднее «Евгения Онегина» примерно на пять лет. Образ Маши Мироновой раскрывается более полно и глубоко, чем характеристика Татьяны. Возможно, это, отчасти, связано с тем, что сам автор стал немного взрослее. Маша также, но еще больше, чем Татьяна, родственна народной среде.

Главная тема и идея произведения

Основная проблема, которую обозначает Пушкин в своем романе, - это вопрос чести и долга. Об этом можно догадаться уже по эпиграфу, представленному в виде народной пословицы: «Береги честь смолоду». Основные герои повести проявляют эти качества по-своему. Петр Гринев, несмотря на тяжелые обстоятельства, верен данной присяге. Швабрин, не задумываясь и не вникая в проблемы страны и народа, переходит на сторону Емельяна Пугачева. Слуга Гринева, Савельич, предан Петру, выполняет наказ старого барина, следит за сыном, ухаживает за ним. Иван Кузьмич, комендант погибает, выполняя свой долг.

Образ главной героини повести также неотъемлемо связан с понятиями долга, отваги и верности. Мария Миронова, как и старый капитан, скорее, готова умереть, чем сделать что-то, противное ее совести.

Другая ведущая тема «Капитанской дочки» — это тема семьи, отчего дома, личных отношений. В повести автор представляет два семейства — Гриневых и Мироновых, которые передали своим детям, Петру и Марии, лучшие человеческие добродетели.
Именно в условиях семьи формируются нравственные качества, такие как духовность, человеколюбие, милосердие. Эта тема в повести столь же важна, как и тема долга.

Образ Маши Мироновой кратко характеризуется буквально парой слов, и в сознании, чаще всего, всплывает облик скромной, румяной, круглолицей девушки. Глубина ее характера заставляет понять, насколько прячется под незатейливой внешностью.

Одной из самых лучших повестей Пушкина считается «Капитанская дочка», описывающая события крестьянского бунта 1773-1774 годов. Писатель хотел показать не только ум, героизм и талант предводителя мятежников Пугачева, но и изобразить, как в сложных жизненных ситуациях меняется характер людей. Характеристика Марии Мироновой из «Капитанской дочки» позволяет проследить за перевоплощением девушки из деревенской трусихи в состоятельную, смелую и самоотверженную героиню.

Бедная бесприданница, покорившаяся судьбе

В самом начале повести перед читателем предстает несмелая, трусливая девушка, которая даже выстрела боится. Маша - дочь коменданта Жила она всегда одиноко и замкнуто. В деревне женихов не было, поэтому мать переживала, что девушка так и останется вечной невестой, да и приданого у нее особенного не было: веник, гребень да алтын денег. Родители надеялись, что найдется который женится на их бесприданнице.

Характеристика Марии Мироновой из «Капитанской дочки» показывает нам, как постепенно меняется девушка после встречи с Гриневым, которого она полюбила всем сердцем. Читатель видит, что это бескорыстная юная особа, которая хочет простого счастья и не желает выходить замуж по расчету. На предложение Швабрина Маша отвечает отказом, потому что он хоть человек умный и богатый, но не лежит к нему сердце. После дуэли со Швабриным Гринев получает серьезное ранение, Миронова не отходит от него ни на шаг, выхаживая больного.

Когда Петр признается девушке в любви, она тоже открывает ему свои чувства, но требует от возлюбленного получить благословение от его родителей. Одобрения Гринев не получил, поэтому от него стала отдаляться Мария Миронова. Капитанская дочка была готова отказаться от собственного счастья, но против воли родителей не идти.

Сильная и смелая личность

Характеристика Марии Мироновой из «Капитанской дочки» открывает нам, как героиня кардинально изменилась после казни ее родителей. Девушка попала в плен к Швабрину, который требовал от нее стать его женой. Маша твердо решила, что лучше смерть, чем жизнь с нелюбимым. Ей удалось послать весточку Гриневу, и тот вместе с Пугачевым пришел ей на помощь. Петр отправил возлюбленную к своим родителям, а сам остался воевать. Капитанская дочка Маша понравилась отцу и матери Гринева, они полюбили ее всем сердцем.

Вскоре пришла весть об аресте Петра, девушка не показывала своих чувств и переживаний, но постоянно думала, как освободить любимого. Робкая, необразованная деревенская девушка превращается в уверенную в себе особу, готовую до конца бороться за свое счастье. Именно тут характеристика Марии Мироновой из «Капитанской дочки» являет читателю кардинальные изменения в нраве и поведении героини. Она едет в Петербург к императрице, чтобы просить помилования для Гринева.

В Царском Селе Маша встречает знатную даму, которой во время разговора поведала о своем несчастье. Она разговаривает с ней на равных, даже смеет возражать и спорить. Новая знакомая пообещала Мироновой вставить за нее словечко императрице, и только на приеме Мария узнает в правительнице свою собеседницу. Вдумчивый читатель, конечно же проанализирует, как характер капитанской дочки менялся на протяжении всей повести, и робкая девушка смогла найти в себе смелости и твердости духа, чтобы постоять за себя и своего жениха.

Образ Маши (роман А.С.Пушкина «Капитанская дочка».)

Маша Миронова - дочь коменданта Белогорской крепости. Она — обыкновенная русская девушка: «круглолицая, румяная, со светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши». Робкая и чувствительная, она боялась даже ружейного выстрела. Во многом ее робость и стеснение вызваны тем, что она живет довольно замкнуто. Из слов Василисы Егоровны мы узнаем о незавидной судьбе девушки: «Девка на выданье, а какое у ней приданое?» К ней сватается Швабрин. Но Маша отвечает отказом на предложение Швабрина стать его женой. Она не может принять замужества с нелюбимым человеком. Брак по расчету для нее немыслим, окажись она хоть в самом тяжком положении.
Маша искренне полюбила Петра Гринева, однако она ни за что не соглашается выходить замуж без благословения родителей жениха.
Горькая участь ждет девушку впереди: родители ее были казнены, а ее спрятала в своем доме попадья. Но Швабрин силой забрал Машу и посадил под замок, заставляя выйти за него замуж. Когда же наконец приходит долгожданное спасение в лице Пугачева, девушку охватывают противоречивые чувства: она видит перед собой убийцу своих родителей и в то же время своего избавителя. Вместо слов благодарности она закрыла лицо обеими руками и упала без чувств.
Пугачев отпустил Петра с Машей, и Гринев отправил ее к родителям, которые хорошо приняли девушку.
Ярко раскрывается характер Маши Мироновой после ареста Гринева. Она сильно переживала, так как знала настоящую причину ареста и считала себя виновной в несчастьях Гринева. Маша отправляется в Петербург. Она решительно настроена добиться освобождения любимого, чего бы ей это ни стоило.
Встретившись случайно с императрицей, но не зная еще, кто эта женщина, Маша открыто рассказывает ей свою историю. Именно в этой встрече по-настоящему раскрывается характер скромной и робкой русской девушки безо всякого образования, нашедшей, однако, в себе достаточно силы, твердости духа и непреклонной решительности, чтобы отстоять правду и добиться оправдания своего ни в чем не виновного жениха.
Вскоре ее вызвали ко двору, где и объявили об освобождении Петра Андреевича.

Образ Маши Мироновой был дорог и близок автору. Она олицетворяет собой идеал женщины - с чистой, хоть и немного наивной душой, добрым, отзывчивым сердцем, верной и способной к искренней любви, ради которой она готова идти на любые жертвы, совершать самые смелые поступки.

Образ Катерины (пьеса А. Н. Островского «Гроза»)
Для главной героини пьесы островского «Гроза» Катерины в жизни превыше всего правда и глубокое чувство долга.
В детстве Катерину окружала красота и гармония, она жила среди материнской любви и благоухающей природы. Она жила с матерью в деревне, ходила умываться на ключ, слушала рассказы странниц, потом садилась за какую-нибудь работу, и так проходил весь день. Девочка не получила хорошего образования.. Катерине снились волшебные сны, в которых она летала под облаками. Сильно контрастирует с такой тихой, счастливой жизнью поступок шестилетней девочки, когда Катя, обидевшись на что-то, убежала вечером из дома на Волгу, села в лодку и оттолкнулась от берега!…
Мы видим, что Катерина росла счастливой, романтичной, но ограниченной девушкой. Она была очень набожной и страстно любящей. Она любила все и всех вокруг себя: природу, солнце,церковь, свой дом со странницами, нищих, которым она помогала. Но самое главное в Кате то, что она жила в своих мечтах, обособленно от остального мира. Из всего существующего она выбирала только то, что не противоречило ее натуре, остальное она не хотела замечать и не замечала. Поэтому и видела девочка ангелов в небе, и была для нее церковь не гнетущей и давящей силой, а местом, где все светло, где можно помечтать. Можно сказать, что Катерина была наивной и доброй, воспитанной в вполне религиозном духе. Но если она встречала на своем пути то, что. противоречило ее идеалам, то превращалась в непокорную и упрямую натуру и защищала себя от того постороннего, чужого, что смело потревожить ее душу. Так было и в случае с лодкой. После замужества жизнь Кати сильно изменилась. Из свободного, радостного, возвышенного мира, в котором она чувствовала свое слияние с природой, девушка попала в жизнь, полную обмана, жестокости и опущенности.
Катерина вышла замуж за Тихона не по своей воле: она вообще никого не любила и ей было все равно за кого выходить. Дело в том, что у девушки отняли ее прежнюю жизнь, которую она создала для себя. Катерина уже не чувствует такого восторга от посещения церкви, она не может заниматься привычными ей делами. Грустные,тревожные мысли не дают ей спокойно любоваться природой. Кате остается терпеть, пока терпится, и мечтать, но она уже не может жить своими мыслями, потому что жестокая действительность возвращает ее на землю, туда, где унижение и страдание. Катерина пытается найти свое счастье в любви к Тихону, но искренние проявления этой любви пресекаются Кабанихой: «Что на шею-то виснешь, бесстыдница? Не с любовником прощаешься». В Катерине сильно чувство внешней покорности и долга, поэтому она и заставляет себя любить нелюбимого мужа. Тихон и сам из-за самодурства своей матери не может любить свою жену по-настоящему, хотя, наверное, и хочет. И когда он, уезжая на время, покидает Катю, чтобы нагуляться вволю, девушка становится совсем одинокой.
Почему Катерина полюбила Бориса? Наверное, причина в том, что ей недоставало чего-то чистого в душной атмосфере дома Кабанихи. И любовь к Борису была этим чистым, не давала Катерине окончательно зачахнуть, как-то поддерживала ее.
Она пошла на свидание с Борисом потому, что почувствовала себя человеком, имеющим гордость, элементарные права. Это был бунт против покорности судьбе, против бесправия. Катерина знала, что совершает грех, но знала она и то, что дальше жить по-прежнему нельзя. Она принесла чистоту своей совести в жертву свободе и Борису.
И на этот шаг, Катя уже чувствовала приближающийся конец и хотела насытиться любовью, зная, что другого случая не будет. На первом же свидании Катерина сказала Борису: «Ты меня загубил». Грех висит на ее сердце тяжким камнем. Катерина ужасно боится надвигающейся грозы, считая ее наказанием за совершенное. Катерина боялась грозы с тех пор, как стала думать о Борисе. Для ее чистой души даже мысль о любви к постороннему человеку — грех. Катя не может жить дальше со своим грехом, и единственным способом хоть частично от него избавиться она считает покаяния Она признается во всем мужу и Кабанихе. Катя боится бога, а ее бог живет в ней, бог — ее совесть. Девушку мучают два вопроса: как она вернется домой и будет смотреть в глаза мужу, которому изменила, и как она будет жить с пятном на своей совести. Единственным выходом из этой ситуации Катерина видит смерть.
Преследуемая своим грехом, Катерина уходит из жизни, чтобы спасти свою душу.
Бедная, невинная «птичка, заточенная в клетку», не смогла выдержать неволи – Катерина покончила жизнь самоубийством. Девушке все-таки удалось, «взлететь», она шагнула с высокого берега в Волгу, «расправила крылья» и смело пошла ко дну.
Своим поступком Катерина оказывает сопротивление «темному царству».