КАВАТИНА
КАВАТИНА
(ит.). Небольшая ария, прерываемая речитативом.
Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н. , 1910 .
КАВАТИНА
ит. cavatina , от cavata , род песни. Небольшая ария, прерываемая речитативом.
Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д. , 1865 .
КАВАТИНА
небольшая арии (песня), несложная по музыке, с нежным содержанием, перерывающая с речитативом (говорком).
Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М. , 1907 .
КАВАТИНА
небольшая ария, выражающая нежные чувства и перемежающаяся речитативом.
Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф. , 1907 .
Кавати́на
ит. cavatina) небольшая оперная ария, обычно лирико-повествовательного характера; иногда небольшая инструментальная пьеса напевного характера.
Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009 .
Каватина
каватины, ж. [ит. cavatina ] (муз.). Небольшая лирическая ария, мелодичный сольный номер в опере, иногда небольная пьеса. Каватина для тенора.
Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК» , 2007 .
Каватина
ы, ж.
(ит.
cavatina cavare извлекать (звуки)).
Небольшая оперная ария или инструментальная пьеса напевного, лирического характера.
Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык , 1998 .
См … Словарь синонимов
КАВАТИНА, каватины, жен. (итал. cavatina) (муз.). Небольшая лирическая ария, мелодичный сольный номер в опере. Каватина для тенора. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
- (итал. cavatina) небольшая сольная вокальная пьеса лирического характера в опере и оратории … Большой Энциклопедический словарь
КАВАТИНА, ы, жен. Небольшая оперная ария, обычно лирического характера, а также напевная инструментальная пьеса. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Жен., итал. коротенькая ария или напев (одноголоска), которою прерывается речитатив, говорок, в опере. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
- (cavatina или cavata) краткая, несложная по форме ифактуре ария, с одной темой нежного характера, умеренного движения.Небольшой речитатив предшествует К. Н.С … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
- (итал. cavatina, уменьшительное от итал. cavata) небольшая лирическая оперная ария. Произошла от каваты. С конца XVIII века часто выходная ария в опере (каватина Фигаро в опере «Свадьба Фигаро», каватины Князя, Алеко). Краткая,… … Википедия
- (итал. cavatina, уменьшит. от cavata кавата, от cavare извлекать). 1) В 18 в. короткая сольная лирич. пьеса в опере или оратории, обычно созерцательно задумчивая по характеру. Возникла из связанной с речитативом каваты начала 18 в.… … Музыкальная энциклопедия
- (итал. cavatina, от cavare, буквально извлекать) сольная лирическая пьеса в опере и оратории. В 18 в. обычно носила созерцательно задумчивый характер и отличалась от арии большей простотой, песенностью мелодии и скромностью масштабов. В 1 … Большая советская энциклопедия
Ы; ж. [итал. cavatina] Одна из разновидностей оперной арии, обычно свободного построения, отличающаяся напевностью и лиричностью. * * * каватина (итал. cavatina), небольшая лирическая ария в опере и оратории. * * * КАВАТИНА КАВАТИНА (итал.… … Энциклопедический словарь
Номерная опера долго господствовала в мировом музыкальном искусстве. Номерной она называется потому, что может быть с легкостью разбита на номера — арии героев оперы. Таковы (в которых количество арий могло превышать все разумные пределы), оперы эпохи романтизма (Беллини, например), оперы классицизма (Моцарт, конечно), оперы Верди (кроме поздних) и многие другие. С появлением Вагнера произошла некоторая революция, после которой стала высоко цениться сквозная опера, из которой сложно или невозможно выделить отдельные номера.
Когда опера была номерная, в ней могли быть написаны арии для каждого героя. Для главных действующих лиц композиторы сочиняли по несколько сольных номеров. Естественно, такое многообразие не могло называться одним словом «ария». На самом деле, есть классификация оперных арий, и певцу неплохо бы разбираться в ней.
Итак, есть основной вид сольного номера — ария. Это полностью законченный, самостоятельный эпизод в опере (или оратории), который с легкостью может быть из нее взят для отдельного исполнения. Ария наиболее полно характеризует героя. По продолжительности ария может быть разной. Например, aria da capo, распространенная в старинных opera-seria, состоит из первой части, средней и повторения первой части, но с вариациями, пример арии да капо — Гендель «Lascia ch’io pianga». В эпоху барокко вариаций было столько, что мог спокойно попить чаю, пока певец выводит колоратуры. Большая ария подразумевает медленную и быструю части (такие арии поют на последних турах вокальных конкурсов). Арии может предшествовать сцена, то есть . Примеры из опер: Ария Каварадосси «E lucevan le stelle» Пуччини, ария Хозе с цветком из «Кармен», две арии Церлины из «Дон Жуана» Моцарта, ария дона Базилио о клевете из «Севильского цирюльника» и т. д.
Часто главному герою дается две арии, вторая из них может быть менее развернутой. В таком случае номер называется «ариозо». Он более насыщенный, чем речитатив, тоже может быть с легкостью изъят из оперы для исполнения на концерте. Чаще всего ариозо описывает реакцию героя на происходящие события. Так же ариозо встречается в больших дуэтных сценах (сцена Виолетты и Жермона из «Травиаты»). Примеры у Чайковского: ариозо Германа «Прости, небесное созданье», ариозо Ленского «Я люблю вас», ариозо Онегина «Ужель та самая Татьяна» и т. д.
Близко по значению к ариозо примыкает ариетта. Она имеет более простую мелодию песенного характера. Ариетта распространена во французской комической опере. Например, ариетта Лоретты Гретри, ариетта Снегурочки «Слыхала я» и др.
Особое место занимает каватина. Раньше это была самая первая ария героя, «выходная», то есть пелась сразу при выходе на сцену. Позже каватиной стали называть арии со свободным построением. Примеры: каватина Валентина из «Фауста» Гуно, каватина Розины и каватина Фигаро (обе очень популярные) из «Севильского цирюльника» Россини.
В операх встречаются и романсы. Вообще, романс — это основной жанр камерной музыки, но вспомним романс Дубровского из оперы Направника, романс Сантуццы из «Сельской чести», романс Неморино из «Любовного напитка». Чаще темой романса является любовное переживание.
Баркарола (от итальянского слова «барка» — лодка) — это песня венецианских гондольеров, ее мелодия словно «качает» слушателя на волнах. Самый известный пример — дуэт-баркарола «Belle nuit» из оперы «Сказки Гофмана» Оффенбаха.
К серенаде композитор прибегает тогда, когда герой оперы поет под окном возлюбленной. Примеры: Серенада Смита из «Пертской красавицы» Бизе, серенада Мефистофеля Гуно (эта серенада сатирическая).
Баллада — это песенный рассказ с драматическим и фантастическим содержанием. Например, баллада Мефистофеля или баллада Маргариты о Фульском короле из оперы «Фауст».
Канцоной в итальянской опере называется лирическая песня. Самая известная песня — «Сердце красавицы» из оперы Верди «Риголетто», еще примеры: канцона Альмавивы из «Севильского цирюльника», канцона Керубино «Voi che sapete». Канцонетта — это небольшая канцона, как, например, канцонетта де Грие из оперы «Манон Леско» Пуччини.
Для показа героического, боевого, волевого характера героя используется кабалетта. Она небольшая по размеру, быстрая и ритмичная. Такова кабалетта Манрико «Di quella pira» из «Трубадура», каватина и кабалетта Нормы или Эльвиры у Беллини. Правда, кабалетту Манрико называют так же стреттой, что означает ускорение темпа музыки и действия в финале произведения.
Вот основные виды оперных арий, зная которые, вы правильно объявите свое выступление на концерте или перед жюри.
Вконтакте
Каватина - это короткая ария в оперном спектакле или же пьеса для какого-либо инструмента.
В инструментальной музыке каватина - это коротенькая пьеса. Обычно такие произведения имеют не слишком быстрый темп. Исполняются они очень певуче, словно это песня, только для музыкального инструмента. Например, Людвиг ван Бетховен Adagio molto espressivo из струнного квартета B-dur. Но в инструментальной музыке этот термин всё-таки используется редко.
Слово каватина имеет итальянские корни. Оно является уменьшительной формой от cavata (кавата), которая происходит от cavare (каварэ), что означает "извлекать".
Главным образом термин этот употребляется в оперной музыке. Каватина - это ария, небольшая по размеру (обычно это один куплет, которому предшествует короткое инструментальное вступление), лёгкая, имеющая лирический характер. Исполняется, как правило, созерцательно-задумчиво. Отличается от обычной арии тем, что она более проста, гораздо скромнее по масштабам и в ней редко используются текстовые повторы и колоратура. Темп каватины обычно небыстрый.
В конце 18-го века зачастую становилась выходной арией главного персонажа оперного спектакля. С 19-го века получили распространение каватины, виртуозные в исполнении, а также умеренно-медленные по темпу. Кроме того, такие, мелодии которых больше похожи на песню. Ярким примером последнего типа являются две каватины Й. Гайдна из оратории «Времена года», одна из них принадлежит героине Агате, а другая - Антониде. этого жанра, созданные в 19-м веке, более свободны в своём построении и намного масштабнее, чем те, которые были приняты в веке 18-м. Существуют также каватины, которые по форме являются ариями.
Каватина Фигаро из оперы Вольфганга Амадея Моцарта - одно из самых знаменитых произведений данного жанра. Она является выходной арией этого персонажа. В ней раскрывается характер Фигаро. Музыкальный портрет главного персонажа говорит о нём, как о человеке темпераментном, смелом и самолюбивом. Размер каватины - 2/4.
Ещё один знаменитый персонаж, устами которого исполняется каватина, - это Розина из оперы Джоаккино Россини. Эта ария написана в виде короткой песенки из 1 куплета. Характер ее - виртуозный. Каватина Розины относится к тем редким произведениям своего жанра, в которых присутствует колоратура. Героиня здесь рассказывает о себе, о том, как она послушна и всем уступает, но если нужно, то всегда сумеет настоять на своём.
Каватина
— ж. итал. коротенькая ария или напев (одноголоска), которою прерывается речитатив, говорок, в опере.
Толковый словарь Даля
Каватина
— каватины, ж. (ит. cavatina) (муз.). Небольшая лирическая ария, мелодичный сольный номер в опере. для тенора.
Толковый словарь Ушакова
Каватина Ж.
— 1. Небольшая ария лирико-повествовательного характера в опере, оратории. 2. Небольшая инструментальная пьеса (или ее часть) певуче-мелодического характера.
Толковый словарь Ефремовой
Каватина
— -ы; ж. [итал. cavatina] Одна из разновидностей оперной арии, обычно свободного построения, отличающаяся напевностью и лиричностью.
Толковый словарь Кузнецова
Каватина
— (итал. cavatina) - небольшая сольная вокальная пьеса лирическогохарактера в опере и оратории.
Большой энциклопедический словарь
Каватина
— (итал. cavatina, уменьшит. от cavata - кавата, от cavare - извлекать). 1) В 18 в. - короткая сольная лирич. пьеса в опере или оратории, обычно созерцательно-задумчивая по характеру. Возникла........
Музыкальная энциклопедия
КАВАТИНА
(итал. cavatina , от cavare , букв. - извлекать) - небольшая оперная ария, обычно лирико-повествовательного характера, отличающаяся относительной простотой формы и песенным складом. каватиной иногда называется также небольшая инструментальная пьеса с напевной мелодией.
Словарь музыкальных терминов. 2012