Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Мозаика определение для детей. Мозаика из искусственного камня

Мозаика определение для детей. Мозаика из искусственного камня

Мозаика – такое, казалось бы, привычное для нас слово, несет в себе прекрасное значение и целую историю. Дословно от латинского это означает «посвященное музам». Согласно определению, мозаикой называют узор, выкладываемый на поверхности стен, пола, потолков. Материалами служит керамика, стекло, а также дерево, смальта и даже камни.

Возникновение мозаики

Этот вид искусства берет свое начало из древнего Востока. Из творений древневосточных мастеров нам известны персидские шкатулки необычайного изящества.

Уже в античную эпоху мозаику выполняли цветной галькой на полах высокопоставленных особ, чаще духовенства и правительства. Расцвет этого искусства приходился на период существования Римской Империи. В это время мозаика достигает высокой популярности, ею украшают дворцы, стены и полы храмов, бань, а материалы для выполнения дополняются цветными камнями и смальтой.

Выдающееся искусство

Наиболее потрясающими творениями, известными по сей день, являются мозаики, изображающие великие исторические события или битвы – изображение Помпеи, Битвы при Иссе. Последняя мозаика выполнена с помощью 1500 кусочков, уложенных по особой технологии «opus vermiculatum». Она подразумевает кладку кусочков один к одному в виду извилистой линии.

Византийский период

Византийская мозаика отличается предпочтением золотистых, зеленых и белых цветов для фона. Наборы смальты и полудрагоценных камней часто не подвергались шлифовке. Такой подход сохранял насыщенность цвета и в свою очередь оптически расширял помещение.

Средневековая мозаика

В VI–VIII веках искусство мозаики прославило город Равенна в Италии. Мозаичные изображения украшали знатные дворцы и храмы, что придавало им особое величие и богатство. Отличился также город Монреале, в котором большой Кафедральный собор и Бенедиктинский монастырь украшены величественными изображениями святых с помощью мозаики.

Расцвет мозаики на Руси

Мозаичное искусство пришло к нам гораздо позже и не сразу получило популярность, так как материала для таких же изысканных мозаик было недостаточно. Причиной развития стало открытие производства стеклянной смальты. Именно в Киеве, где впервые наладили такое производство, созданы потрясающие творения искусства с помощью мозаики – панно в Софийском соборе и Михайловском монастыре.

Мозаикой называется изображение или узор, выполненный из однородных или различных по материалу частиц - цветного непрозрачного стекла, смальты или камня, и является одним из видов монументального искусства. Мозаика набирается из отдельных частиц, которые закрепляются в специальном клее.

В классический период в Греции, под влиянием древневосточных образцов, получили распространение мозаичные узоры и надписи (первоначально выполнявшиеся цветной галькой на полах). В период эллинизма стали создавать мозаичные композиции из цветных камней и смальты.

В раннем средневековье своими мозаиками славился итальянский город Равенна, который украшали мозаикой многочисленные дворцы и храмы.

Высокого совершенства мозаика достигла в ранневизантийский период, когда мозаичными изображениями украшали стены и своды церквей. Наборы из смальт и камней (часто полудрагоценных) не шлифовались, что позволяло добиваться глубины цвета. Мерцающая поверхность этих мозаик, их золотые фоны, оптически расширяли реальное пространство интерьеров византийских храмов и дворцов знати.

Вместе с принятием христианства на Русь пришло и искусство мозаики, тесно связанное с фресковой живописью. Первые образцы мозаичной смальты привозились в Киев с Византией. В последствии производство стеклянной смальты было налажено в Киеве в соборе Св. Софии и Михайловском Златоверховском монастыре (Х1-ХП вв.). Соборы поражают величием и богатством мозаичного декора. Даже ступени винтовых лестниц собора Св. Софии были выложены золотой смальтой. Учёные насчитали в мозаичной палитре собора Святой Софии сто семьдесят семь оттенков. После татаро-монгольского нашествия, ни один последующий правитель в Восточной Европе не мог позволить себе такого атрибута истинного богатства и просвещения.

Мозаика отличается роскошью и нарядностью, сложенная из смальты - небольших модулей цветного стекла. Хорошо отражая солнечный свет, смальта отдаёт цветовыми переливами, подобно мерцанию драгоценных камней.

На протяжении многих веков мозаика распространялась по всему миру, и каждое государство вносило свои изменения в технику выполнения мозаики. Рассмотрим некоторые направления развития мозаики.

Александровская мозаика. Это условное название мозаики эллинистического времени, выполненной во II веке до нашей эры и изображающей эпизод битвы Александра Македонского с персидским царем Дарием III, спасающимся бегством на колеснице. Мозаика была найдена в «Доме Фавна» в Помпеях и теперь находится в Неаполе. Мозаика размером 5,82x3,13 м., исполнена в четыре цвета: белый, желтый, красный, коричневый. Она покрывала пол дома и являлась повторением картины, по сообщению Плиния Старшего, созданной живописцем Филоксеном из города Эретрии на о. Эвбея, в конце IV века до нашей эры. Считается также, что первоначально эта мозаика находилась в Александрии. «Мозаику Александра» следует отличать от «александрийской» - особого способа облицовки стен плитками разноцветного мрамора, порфира, стекла, вырезавшимися по контуру рисунка, орнамента. Такая мозаика зародилась в античной Александрии.

Для византийских храмов (V в. до н.э.) типично соединение мозаик с мраморной облицовкой стен. Как правило, мозаики украшали лишь верхние части интерьера - купола, своды, конхи, тромпы. Стены же остаются скрытыми за мраморной облицовкой - крепкой и монолитной, с блестящей

полированной поверхностью. Эта твердая поверхность, контрастируя с живописным мерцанием мозаических кубиков, еще более подчеркивает художественные своеобразные эффекты мозаики. Кубики смальты имели разнообразную форму и текстуру, выгодно отличавшие византийскую мозаику от других видов мозаики.

Флорентийская мозаика. Эпоха XIII в. и первой половины XIV столетия в Италии была эпохой расцвета декоративной живописи, в том числе и декоративной мозаики. Мозаика являлась в то время одним из приемов монументальной декоративной живописи, которым художник должен был владеть наравне с другими ее приемами. В технике мозаики в то время часто работали выдающиеся мастера монументальной живописи - Чимабуэ, Джотто, Капаллини и др. Мастера разрабатывавшие композицию предстоящей к выполнению мозаики и выполнявшие картоны для нее. Они руководили исполнением мозаичного набора, вероятнее всего непосредственно ведшегося мастерами-мозаичистами, хотя и не исключена возможность участия самих маэстро в выполнении мозаичного набора.

Благодаря непосредственному участию в создании композиции и картонов мозаики, а также руководству мозаичным набором, авторы мозаик Чимабуэ, Джотто, Петро Капаллини, Андреа Тафи, Андреа Гадди, Джакобо Торрити, Иоанн Косматы и др. мастера монументальной живописи XIII- XIV вв., создали мозаичные произведения. Они отличались не только большим живописным мастерством, но и общей гармонией цветового решения и более свободным и монументальным характером исполнения, выгодно отличавшимся от византийских приемов мозаичной живописи. Часто применявшиеся в мозаиках этой эпохи золотые фоны в значительной мере способствовали гармоничному объединению всех частей композиции в одно целое и в то же время усиливали звучание цветового решения мозаичных композиций.

Михайловская мозаика выделяется исключительной красотой своих густых, сочных красок. Среди них преобладают зеленые цвета, от изумрудно-зеленого до приглушенных темно-зеленых. Во фресках в разделке складок хитонов и плащей широко применяется золото, придающее одеяниям парадный характер. Лица набирались из белых, розовых, серых и красных кубиков, в тенях широко использовались темно-серые, красно-коричневые. Так создается совсем особая переливчатая гамма, которой византийские мастера владели с замечательным искусством. Краска берется не в ее случайном, изолированном, статическом аспекте, а в тесном взаимодействии с соседними красками, с которыми она образует единое целое. Каждое одеяние представляет собой законченную композицию, но из сочетания одеяний всех 12 апостолов, Христа и ангелов рождается новое, еще более совершенное единство. В этом отношении Михайловская мозаика занимает выдающееся место в истории монументальной средневековой живописи.

Софийская мозаика. Самой сильной стороной софийской мозаики является ее колорит. Он поражает своей цветовой насыщенностью, а также разнообразием и богатством красочных оттенков. Нетрудно понять, что подобное цветовое богатство мозаической палитры можно было обрести лишь в результате высокоразвитой техники производства смальты. Вот почему ремесленники, непосредственно изготовлявшие смальты, ценились в средние века не ниже тех, кто эту смальту выкладывал на плоскости, то есть мозаичистов. И самое примечательное в софийской мозаике - это то, что огромное обилие красочных оттенков никак не идет в ущерб яркого цвета, а, наоборот, обогащает цвет в силу совсем особых свойств смальты, которая обладает поблескивающей поверхностью. В софийской мозаике преобладают элементы прямоугольной формы, треугольной и овальной формы. Сама укладка выполнена легко, без лишнего педантизма, но и без излишней торопливости.

На протяжении многих лет мозаика внедрялась в различные страны, каждая из которых вносила свои изменения в технологию выполнения мозаичного набора, цветовую гамму и т.д. Для того чтобы наглядно проследить за особенностями развития мозаики, приведем таблицу, где отображены особенности византийской и русской мозаики.

Мозаика на протяжении многих веков развивалась и совершенствовалась, но стиль создания мозаики остается таким же, как многие тысячелетия назад. В настоящее время мозаика переживает второе рождение. Все чаще можно увидеть мозаику в самых различных по назначению помещениях: в бассейнах, в выставочных залах, холлах отелей, в кафе, магазинах, на верандах, в прихожих и коридорах жилых домов, и т.д.

Покрытие, выполненное техникой мозаики, может быть достаточно простым по рисунку, а может представлять собой произведение искусства с тончайшими переходами света и тени, с прекрасно сделанным рисунком. Составление сложных композиций возможно благодаря небольшому размеру элементов мозаики и широкому спектру их цветов.

Элементы мозаики (маленькие квадратные плитки) могут быть выполнены из камня, керамики, стекла или смальты (Приложение 2). Покрытие, выполненное техникой мозаики, может быть достаточно простым по рисунку, а может представлять собой произведение искусства с тончайшими переходами света и тени, с прекрасно сделанным рисунком. Составление сложных композиций возможно благодаря небольшому размеру элементов мозаики и широкому спектру их цветов.

Прекрасно смотрятся также фрагменты мозаики, выполненные, например, в виде «ковров». Мозаичный «ковер» из натурального камня или смальты может служить подлинным украшением пола в гостиной. Подобные мозаичные композиции производятся различной формы и размера, по готовым рисункам и на заказ. Можно использовать центральную часть ковра как отдельное панно или в сочетании с фризом, в последнем случае получается классический «ковер». Такая мозаика хорошо гармонирует с камнем или паркетом.

Отличительной особенностью техники мозаики является возможность облицовывать криволинейные поверхности (в т.ч. колонны), устраивать плавные переходы от горизонтали к вертикали, например, при устройстве подиумов, бассейнов, и т.п.

Ранее устройство покрытия в технике мозаики было длительным и трудоемким процессом, сегодня же современные промышленные методы позволяют создавать мозаичные рисунки в заводских условиях и поставлять заказчику уже готовые модули. Эти модули представляют собой фрагменты собранного рисунка, наклеенного на листы плотной бумаги или сетку из полимерных волокон. В случае использования бумаги на основание укладывается модуль мозаики бумагой сверху. После того как клеевая смесь застынет, бумага смывается водой, а швы затираются.

Помимо готовых модулей можно также приобрести и набор разрозненных плиток разного цвета и самостоятельно составить из них рисунок, как в старые времена.

Элементы мозаики (маленькие квадратные плитки) могут быть выполнены из камня, керамики, стекла или смальты.

Каменная мозаика выполняется из натурального камня. Каменные плиточки могут быть полированными, шлифованными, и т.д.

В производстве мозаики используются самые разные породы камня, начиная с дешевого туфа и кончая редчайшими породами мрамора и яшмы.

Элементы каменной мозаики выпускаются самой разной формы: квадратной, прямоугольной, округлой и даже вовсе неправильной.

Керамическая мозаика выполняется из кусочков керамической плитки разного оттенка, огромной цветовой гаммы, что позволяет создавать практически любые рисунки. Для укладки мозаики пригодны клеи и косметическая химия, разработанные для облицовки помещений керамической плиткой.

Чрезвычайно интересный эффект создает комбинация полированных и неполированных поверхностей - под определенным углом зрения кусочки мозаики с полированным рисунком начинают поблескивать.

Разработана также специальная мозаика для бассейнов. Ее особая глазурь препятствует образованию водного камня и не выцветает под воздействием воды или химических растворителей.

Керамическая мозаика может содержать также различные «спецэффекты» - мелкие трещинки по поверхности, разводы, вкрапления другого цвета, имитации неровной поверхности.

Стеклянная мозаика представляет собой сплав кремнистого песка и других компонентов с добавками окрашивающих оксидов. Она обладает уникальными водоотталкивающими характеристиками.

Несмотря на то, что мозаика сделана из стекла, она гораздо прочнее, чем обычное стекло. Ведь после того как расплавленное стекло для мозаики разливают в формы, его обжигают в печах. Стеклянная мозаика абсолютно водонепроницаема. Этот жаропрочный материал выдерживает температуру до +150 °С. Она прекрасно подходит для облицовки каминов и печей.

От обычной стеклянной мозаики смальта отличается особой прочностью. Стекло растирают в порошок, прессуют в форму мозаики обжигают в печах и получают непрозрачный материал, как бы светящийся изнутри. Кроме того, каждый элемент немного отличается от других оттенком. Из-за этого большая поверхность, выложенная смальтой одного цвета, не выглядит уныло.

Производство стекла в Древнем Египте началось около 3000 лет до н. э. Из стекла делались различные украшения, амулеты.

Во времена Птолемеев (IV-I вв. до н. э.) в Египте существовало относительно развитое стекольное производство. Египет оставался центром стеклоделия вплоть до нашей эры; его стеклянные изделия вывозились во многие другие страны. Стеклоделие было развито также в странах Ближнего Востока, в частности в Сирии и Финикии, а также в Причерноморье. Кроме рядовой продукции, здесь изготовлялись богатые уникальные изделия, украшенные эмалью и золотом. С древних времён стекло было известно в Китае (V-III вв. до н. э.). В источниках V в. говорится об умении китайцев изготовлять стекло пяти цветов.

Примерно за 1200 лет до н. э., уже была известна техника прессования стекла в открытых формах. Этим способом изготовлялись вазы, чаши, блюда, кубки, цветные мозаичные украшения.

При некоторых достижениях древнего стеклоделия техника его была примитивна и переживала период застоя. Высоких температур получать не умели, плавку стекла вели в небольших глиняных тигельках, стекло получалось не проваренным, часто непрозрачным и в очень малых количествах.

Переворот в технологии стеклоделия был вызван на рубеже нашей эры изобретением метода выдувания полых стеклянных изделий. Тогда стали уверенно получать прозрачное стекло, выплавлять его сразу в значительных количествах.

Открытие способа выдувания стекла положило начало второму большому периоду развития стеклоделия, продолжавшемуся до конца XIX- начала XX вв. и характеризующемуся на всём своём протяжении единством

технологических приёмов, не претерпевших за это время принципиальных изменений.

Первыми овладели методом выдувания стеклянных изделий мастера Древнего Рима. В римское время стекло было впервые использовано в качестве оконного материала. После падения Западной Римской империи (конец V в.) центр стеклоделия перемещается в Византию, где, в частности, быстро развивается особый вид художественного производства - выплавка цветного непрозрачного стекла (смальты) для смальтовой мозаики, сменившей в раннем средневековье античную каменную мозаику.

На Руси стеклоделие было значительно развито в домонгольский период. В Киеве, в слоях XI-XIII вв., раскопками вскрыты большие стекольные мастерские. Такая мастерская была обнаружена и при раскопках в Костроме. С XI в. на Руси развилось производство смальты для монументальных мозаик. Монголо-татарское нашествие прервало стекольное производство на Руси, которое возобновилось только в XVII в. В средние века мозаика из смальты создавалась в ряде центров Грузии.

В странах Западной Европы в средние века развивается искусство витража - картин или орнаментальных композиций из цветного стекла. Фигурно вырезанные стекла скреплялись свинцовыми перемычками и вставлялись в оконные проёмы зданий.

Ведущая роль Византии в развитии стеклоделия сохраняется до XIII в., когда главным центром производства стекла в Европе становится Венеция. Художественное стеклоделие получает здесь интенсивное развитие и достигает подъёма в XV-XVI вв. Венецианские мастера изготовляют разнообразнейшие по форме и технике декоративные сосуды из топкого или окрашенного стекла, туалетные зеркала, ставшие тогда удивительной новостью, бисер, бусы и другие художественные стеклянные изделия, пользовавшиеся широчайшей известностью.

В XVI в., после открытия Америки, широко развивается промышленность в странах Западной Европы. Здесь строятся стекольные

предприятия, ведущую роль в которых составляют беглые венецианские мастера, соблазнившие огромными заработками. 1612 во Флоренции была издана книга А. Пери, которую можно считать первым научным трудом в области стеклоделия. В ней даны сведения об использовании окисей свинца и бора, а также окиси мышьяка как осветляющего стекло реагента, составы цветных стекол и прочее. Книга эта сделалась надолго руководством по технологии получения стекла.

В 1615 в Англии предлагается способ использования угля в качестве топлива для стекловаренных печей. Это даёт возможность получать при высоких температурах тугоплавкое и термостойкое стекла. В 70-х годах XVII века в Англии был предложен состав стекла с окисью свинца, что повысило показатель светопреломления. Это стекло, отличающееся блеском и радужной игрой, получило распространение и в других странах. Со второй половины XVII в. первенство по производству художественного стекла в Европе переходит к Чехии, где начали изготовлять толстостенные сосуды из стекла со значительным содержанием кальция. По своей бесцветности и чистоте это стекло напоминало горный хрусталь. Большая толщина стенок изделий позволяла производить особенно глубокую огранку, и в таком виде это стекло, известное под названием богемского хрусталя, получило широчайшую известность.

На Руси новый этап развития стеклоделия начинается с XVII в., когда близ Можайска был построен в 1635г. шведом Елисеем Коэтом первый в России стекольный завод. Важнейшую роль в дальнейшем развитии стеклоделия в России сыграл государственный стекольный завод, заложенный Петром I в первые годы XVIII века на Воробьевых горах под Москвой и к середине XVIII в. переведённый в Петербург. Завод этот стал образцом для всех других стекольных предприятий страны, подлинной школой для русских мастеров стекольного дела и лабораторией освоения новой техники.

В настоящее время распространены многие техники, которые в народе называются мозаикой.

Значение слова МОЗАИКА в Словаре терминов изобразительного искусства

МОЗАИКА

- (от латинского musivum, буквально - посвященное музам) изображение или узор, выполненные из однородных или различных по материалу частиц (камень, смальта, керамические плитки и пр.), один из основных видов монументального искусства. Употребляется также для украшения произведений декоративно-прикладного искусства, реже для создания станковых образов. Особым видом является инкрустация. Существуют два способа набора: "прямой", при котором частицы вдавливают в грунт, нанесенный на декорируемую поверхность, и "обратный", когда частицы наклеивают лицевой стороной на картон или ткань с нанесенным на них рисунком (затем тыльная сторона заливается клеем, а временная основа отделяется). Древнейшие сохранившиеся - орнаменты из разноцветных глин: кружков (храмы в Двуречье, 3-е тысячелетие до н. э.), сюжетные изображения из раковин и лазурита (т. н. "Штандарт" из Ура, около 2600 лет до н. э.). В византийском искусстве исключительные по силе воздействия мозаики (в церкви Сан-Витале в Равенне, около 547 г.; в церкви Успения в Дафни, 2-я половина XI века) заняли господствующее положение в системе живописного убранства храмов. Высокого расцвета достигло искусство мозаики и в странах, воспринявших и развивавших византийские традиции: в Италии, Грузии, Древней Руси. В романском искусстве Западной Европы преимущественное распространение получили орнаменты. В XVI веке в Италии возникает т. н. флорентийская мозаика из шлифованных, вырезанных по шаблону цветных камней, предназначенная для отделки интерьеров и мебели. Распространившиеся с XVII века чисто смальтовые шлифованные мозаики имитировали масляную живопись. В странах ислама (а также в средневековой Испании и Португалии) с XIII-XIV вв. развивалась орнаментальная, строго подчиненная архитектурным членениям майоликовая мозаика.

(Илл. Александр Македонский в битве при Иссе с Дарием III. II век до н. э., мозаика.)

Словарь терминов изобразительного искусства. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое МОЗАИКА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • МОЗАИКА в Словаре строительных терминов:
    изображение или узор, выполненные из цветных камней, смальты (разноцветных кусочков стеклянных сплавов), цветной керамической плитки и т. п. Используется мозаика …
  • МОЗАИКА в Толковом строительно-архитектуром словаре:
    - изображение или узор, выполненные из цветных камней, смальты (разноцветных кусочков стеклянных сплавов), цветной керамической плитки и т. п. Используется …
  • МОЗАИКА в Большом энциклопедическом словаре:
    (франц. mosaique) изображение или узор, выполненный из цветных камней, смальты, керамических плиток и т. д.; разновидность живописи, используемая преимущественно для …
  • МОЗАИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (франц. mosaique, итал. mosaico, от лат. musivum, буквально - посвященное музам), изображение или узор, выполненные из однородных или различных по …
  • МОЗАИКА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона.
  • МОЗАИКА в Современном энциклопедическом словаре:
    (французское mosaique), изображение или узор, выполненный из цветных камней, смальты, керамических плиток и т.д. разновидность живописи, используемая преимущественно для украшения …
  • МОЗАИКА
    [французское mosaique, от итальянского mosaico] 1) изображение или орнамент, выполненные из отдельных, очень плотно пригнанных друг к другу разноцветных кусочков …
  • МОЗАИКА в Энциклопедическом словарике:
    и, ж. 1. Рисунок или узор из скрепленных между собой разноцветных камешков, кусочков стекла, эмали и др.||Ср. ОРНАМЕНТ. 2. …
  • МОЗАИКА в Энциклопедическом словаре:
    , -и, ж. 1. Узор из скрепленных друг с другом кусочков смальты, разноцветных камешков, эмали, дерева. М. из стекла. Детская …
  • МОЗАИКА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МОЗ́АИКА (франц. mosaique), изображение или узор, выполненный из цв. камней, смальты, керамич. плиток и т.д.; разновидность монумент. живописи, используемая …
  • МОЗАИКА* в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • МОЗАИКА в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    моза"ика, моза"ики, моза"ики, моза"ик, моза"ике, моза"икам, моза"ику, моза"ики, моза"икой, моза"икою, моза"иками, моза"ике, …
  • МОЗАИКА в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -и, ж. 1) Картина, узор, орнамент, выполненные из цветных камней, керамических плиток, разноцветных кусочков стекла, дерева, эмали и пр., а …
  • МОЗАИКА в Новом словаре иностранных слов:
    (фр. mosaique ит. mosaico) 1) изображение или орнамент, выполненные из седельных, очень плотно пригнанных друг к другу разноцветных кусочков …
  • МОЗАИКА в Словаре иностранных выражений:
    [фр. mosaique 1. изображение или орнамент, выполненные из седельных, очень плотно пригнанных друг к другу разноцветных кусочков стекла, цветных камней, …
  • МОЗАИКА в Словаре синонимов Абрамова:
    см. искусство, …
  • МОЗАИКА в словаре Синонимов русского языка:
    маркетри, смесь, стекломозаика, терраццо, тессера, …
  • МОЗАИКА в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    1. ж. 1) Вид декоративного прикладного искусства. 2) а) Картина, узор из закрепленных на слое цемента или мастики разноцветных кусочков …
  • МОЗАИКА в Словаре русского языка Лопатина:
    моз`аика, …
  • МОЗАИКА в Полном орфографическом словаре русского языка:
    мозаика, …
  • МОЗАИКА в Орфографическом словаре:
    моз`аика, …
  • МОЗАИКА в Словаре русского языка Ожегова:
    искусство составления таких узоров Заниматься мозаикой. мозаика узор из скрепленных друг с другом кусочков смальты, разноцветных камешков, эмали, дерева М. …

Мозаика — от этого слова веет роскошью римских терм и величием византийских храмов. Само понятие мозаики необратимо включено в нашу жизнь. По сути, это одна из функций анализа нашего сознания, осязающего окружающую реальность и слагающего из ассорти разных фрагментов жизни единую картину мира. Понятие мозаики или мозаичности столь же краеугольно, как и понятие яркости, цельности или схематичности, которые необходимы для любой мыслительной и творческой работы.

  • Зарождение мозаичного искусства

Искусство мозаики возникло как неотъемлемая часть общего развития любой из древних цивилизаций, создающей предметы пользования и облагораживающей среду обитания – свое жилище. Так еще в IV тысячелетии до н.э. в Междуречье при строительстве домов из кирпича-сырца лицевые фасады декорировались глиняными клиньями с цветными шляпками, которые вгонялись прямо в стены, образуя собой яркий орнаментальный рисунок. Это своеобразное , расшивающее бисером цветных головок улицы городов древней Месопотамии – можно считать примером первичного .

Параллельные цивилизации Китая и Центральной Америки имели свои , дошедшие до нас в инкрустации шкатулок, мебели, домашней утвари и культовых масок. Материалами, создающими мозаичное оформление служили: шлифованный камень, слоновая кость, перламутр, кусочки вулканического стекла и другие природнокрашенные материалы, не теряющие со временем свой цвет. Причем точность и тонкость набора отдельных элементов, мозаичного рисунка поражают сложностью технических решений, которые и сегодня далеко не просто решить таким же материалом и с таким же качеством. Так ацтекские наборные маски, инкрустируемые яшмой, агатом, абседианом и горным хрусталем являются примером кропотливейшей работы древних мастеров-мозаичистов с прочнейшими природными материалами.

  • Искусство Египта

Все прикладное искусство древнего Египта, дошедшее до нас благодаря раскрытым захоронениям, глубоко мозаично по своему художественному принципу. Инкрустации камнем, слоновой костью, различными породами дерева, предметов быта, культовой утвари, оружия является неотъемлемой частью образа древнеегипетской цивилизации, который глубоко впечатан в историю развития мировой культуры.
Можно сказать, что именно броская мозаичность предметов прикладного искусства в изобилии приемов, материалов и техник и создает ту магическую сказочность Древнего Востока, представленную Египетской цивилизацией.

  • Период Античности

И конечно наиболее ярким примером, представляющем мозаику в полноте ее свойств является Античность . Значение мозаики в древнем мире Греции и Рима трудно переоценить. Наличие мозаики как элемента убранства в римском доме сравнимо по присутствию сегодня в нашем доме керамической плитки. Такие зоны как ванная, холл, бассейн, крыльцо, кухня трудно представить без плитки. Ее наличие, к примеру, в сан.узле безальтернативно. Та же ситуация была и в отношении . Земляные и каменные полы по мере развития империи превращались в мозаичные, а они в свою очередь совершенствовались в рисунке и наборе. Наличие мозаики в доме было естественным и необходимым, а вот ее количество, изысканность и сложность рисунка свидетельствовали о богатстве и знатности владельца. Причем характерной особенностью именно Римской империи было то, что храмы, как дома Богов не превосходили своим убранством дома светские. Это является принципиальным отличием от Византии, где считалось, что смальта, как немеркнущий «вечный материал, неподверженный тлению», отражает характер небесного мира и «Царства Божия», а мозаика соответственно была техникой, воспевающей это царство.

  • Особенность мозаичного искусства Античности

Именно в период Античности непрерывная и всевозрастающая потребность в мозаике, в конечном счете систематизировалось и выработала оптимальную технику, отвечающую требованием века.
В основе ее, с одной стороны лежит инженерная целесообразность, свойственная всей римской культуре в целом, выработавшей основные принципы римской мозаики. А с другой стороны чисто экономический фактор, рыночного спроса, требующий увеличения производительности мозаичного труда. Действительно, складывание изображения из разновеликих частей, куда более трудоемко, чем выкладывание мозаик из модуля, приведенное к определенному стандарту. Этот способ преобразования реального изображения с помощью модульной системы мелких кубиков, где уровень стилизации образов определяется величиной модуля был найден и выработан мастерами античности и используется до сих пор как универсальный мозаичный стиль.

В поисках решения задач по организации мозаичного производства, процесс изготовления мозаик был разделен на две части: техническую – накол модуля и художественную – непосредственно сам набор изображения. Наколом модуля занимались рабы, делая это механически и отвлеченно от конкретного изображения. Они подготавливали из мягких мраморов различного цвета горы приблизительно одинаковых кубиков, которые назывались “тиссеры”. В дальнейшем, художники-ремесленники, люди уже другого социального слоя выкладывали разработанное по эскизу изображение прямо в известковый раствор, используя готовый модуль и только в нужных местах подкалывая его, превращая кубик в трапецию или треугольник. По окончанию работ мозаики могли шлифоваться более твердыми каменными материалами. Такая техника, выработанная и усовершенствования в течении веков вошла в историю, как .

Распавшаяся в IV веке Римская империя неравномерно поделила культурное наследство Античности. Византия, как правопреемница традиций сохранила дух и принцип римских мозаик, развила их смысловое звучание и перевела это искусство из разряда утилитарных в разряд культовых.

– это в первую очередь мозаика храмовая, трактовка образов по сравнению с римской мозаикой утратив трепетную реалистичность, становится более условной. Это связано с тем, что объектом изображения становятся не конкретные люди и предметы, а христианские святые, чей образ не был столь известен и конкретен, как их дела. Византийские мастера не копировали мир, как мастера античности, а моделировали его по подобию реального.

Величина модуля определяется задачами, которые решают . Она может колебаться от нескольких квадратных миллиметров в минимозаиках до крупных пластин в несколько квадратных дециметров в масштабных монументальных работах.

  • Флорентийская мозаика


В период ренессанса определилась еще одна техника набора мозаики. Она называется флорентийской , по месту где была разработана и откуда, потом распространилась по всей Европе. Ее принцип основан на подборе разновеликих кусков из натурального камня, которые не только плотно подходят друг к другу, но и своей структурой подчеркивают характер изображаемого предмета. Кроме этого размер и силуэт кусков, из которых , разнообразен по размеру, силуэту и определяется характером изображения. Эта техника основана на использовании природного рисунка в камне.
Камень, являясь художественным материалом этого вида мозаики, дает ей не только цвет, но и характерную, присущую породе текстуру, которую невозможно получить никаким другим способом. Характерной особенностью именно этого вида мозаики является полировка, при которой цвет камня с присущей ему структурой проявляется наиболее глубоко и сочно.

По началу флорентийская мозаика использовала мягкие, легкие в обработке породы мрамора, добываемые на юге Европы. Но по мере распространения этой техники материал, используемый для нее, становился все боле разнообразным, ее география расширялась. Камень, как расходный световой материал поставляли со всех континентов, расширяя цветовые и текстурные возможности этой техники. Так на всемирной Парижской ярмарке в 1911 году были представлены изделия российских мастеров, которые в изготовлении мозаик применили палитру уральских самоцветов. Поразив искушенную европейскую публику цветонасыщенностью полудрагоценных и драгоценных камней, использованных при изготовлении объемных ваз, они обозначили характерную разновидность флорентийской мозаики, которую с тех пор принято называть русской мозаикой .

  • Классическая мозаика

Исторические техники римской, византийской и флорентийской мозаик существовали и развивались вплоть до наших дней,
выработав общий принцип традиционной классической мозаики .
На базе римской и византийской техник набора в результате естественных процессов развития искусства был выработан некий общий принцип, который называется классическим.
Это универсальный, обобщенный метод модульной кладки , который варьируется в зависимости от задач и приоритетов художественных школ. Классическим он называется в силу собирательности и ориентации на существующие в истории искусств типовые образцы традиционного мозаичного искусства. Частные аранжировки основных положений модульной мозаики не изменяют основного принципа и легко укладываются в общее название классической. Приблизительно так мы можем называть классикой и непосредственно классицизм и ампир и барокко и неоклассицизм и эклектику, в общем все стили вплоть до модерна.

  • Стиль Модерн в мозаике

Модерн – это пороговый стиль, отрицающий опыт предыдущих поколений, возникший как возмутитель спокойствия.
Модерн – это буржуазная революция в эволюционном развитии искусства. Этот стиль ярко характерен и принципиально отличается от всех других, которые мы можем совокупно определять, как классику. Этот стиль дал много нового в каждом из видов искусства. В мозаике это использование таких новых материалов, как керамика и фарфор. Причем и в качестве чисто наборного материала и в качестве детальных элементов композиции. Модерн дает и новый “неправильный” вид кладки. Нарушая модульную целесообразность и единство принципа он скрещивает флорентийскую и классическую техники, ломая традиции и сложившиеся стереотипы. Так в одной мозаичной композиции могут встречаться кладки разного размера и характера модуля, от традиционно прямоугольного до гипертрофированно вытянутого и геометрически неправильного.

Яркой фигурой эпохи модерн является испанский архитектор Гауди , его фантастические архитектурные сооружения необычны даже для стиля модерн. Мозаики Гауди оригинальны и органичны, они настолько естественно ложатся в архитектурную среду, подчеркивая экзотическую пластику форм, что если подыскивать им замену, то непременно придется менять и саму архитектуру.

Основным качеством, которое модерн, как стиль внес в искусство мозаики можно считать разрушение традиционных границ техники и смешение методов кладки . В кладке появилась разновеликость, характер фигур модуля стал меняться в зависимости от изображения, а наборные материалы, помимо традиционной смальты и камня стали керамика, стекло, фарфор, галька. Даже само понятие классической мозаики после модерна стало значительно шире и пластичнее.

  • Российская мозаика. История мозаики в России

Мозаика в России всегда была признаком роскоши и царственной власти. Первый опыт явления мозаик на Руси можно видеть в Софии Киевской , чьи монументальные полотна, по прошествии почти 1000 лет столь же чисты и цветоносны, как и много лет назад. Как известно из исторических летописей софийские мозаики набирались византийскими мастерами. Но уже 50 лет спустя, для другого киевского собора — Архангела Михаила , набор мозаик делали русские мастера. На территории лавры для них специально было организовано смальтоварочное производство и налажено полноценное производство драгоценного материала, для нужд мозаичного убранства храма.

В дальнейшем, в связи с татарским нашествием и разорванными связями с Византией возникла историческая пауза в развитии этого искусства на Руси. Только в XVII веке М. В. Ломоносов сделал попытку возрождения этого трудоемкого, но по истине царственного искусства. Его заслуга в том, что он опытным путем, нигде не заимствуя разработал и поставил это производство фактически на промышленную основу. Используя созданный им материал, вместе с учениками он набрал и серию портретов, которые являются уникальными не только для своего времени. Но его мозаичная инициатива не имела исторического развития.

  • Мозаики Исаакиевского собора в Петербурге

И следующее пришествие мозаики в Россию уже окончательное состоялось в середине ХIX века. Поводом для этого послужило строительство Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге.

Для создания украшающих его стены мозаик, русскими художниками были созданы живописные полотна, которые с помощью специально приглашенных итальянских мастеров, переводили из техники масляной живописи в технику смальтовой мозаики . Созданная для этого при Академии художеств мастерская использовала, в том числе и , разработанную М. В. Ломоносовым. Начиная с этого времени, благодаря поставленному на поток художественному производству смальты искусство мозаики в России стало динамично развиваться, обретая свой академический стиль.
Так храм Воскресения Христова , известный как Спас на Крови , является самым крупным в Европе произведением мозаичного искусства и бесспорно ярчайшим в мире примером синтеза мозаики и архитектуры.

В советское время мозаика, лишившись элитарной и храмовой принадлежности, была переориентирована на дворцы для народы – дома культуры, вокзалы, метро. Дорогостоящий и ценный материал – смальта по стечению обстоятельств, стал чуть ли не стройматериалом. Им закатывались гектары стен и фасадов, что конечно же выделяло эти здания среди прочих но принижало сакральную ценность мозаики.

Надо сказать, что искусство всегда авторское. Художник – мастер, работающий в той или иной технике, стиле, направлении отражает в работе свой внутренний мир, образ мысли, мировоззрение. Мозаики, исполненные талантливыми художниками, несут печать их дара, их гения, запечатленную в смальте.
Но тотальная безликость карьерно вылезшая в художники под шапкою школы соцреализма часто втаптывала и загоняла живое искусство, прораставшее как всякая жизнь даже сквозь асфальт официальных выставкомов.

И сегодня рядом с омертвелыми остатками маститых соцреалистов современная мозаика находит свое место, пробиваясь и в храмы и на улицы.

  • Мозаика в наши дни

Как вид искусства складывает свое лицо параллельно с процессом формирования классов общества, отвечая на государственный и частный заказ.
Мозаика по прежнему элитарна, она способна удовлетворить требования, как материального, так и духовного характера. Разнообразие современных материалов, предоставило возможность широкого выбора техник и стилей в изготовлении мозаик. И сегодня как никогда профессионализм и мастерство художественной мозаики зависит от умения автора включиться в живой процесс формирования современной архитектурной среды.

Слово «мозаика» произошло от греческого «Муса», или муза, по имени девяти дочерей Зевса, покровительниц искусств. Когда точно появилась мозаика, доподлинно не известно. Большинство историков связывают ее возникновение с Древней Грецией, хотя имеются свидетельства более древнего происхождения мозаики в Месопотамии в 4 тысячелетии до нашей эры.

С 8 до 2 века до нашей эры был так называемый «галечный» период в истории мозаики. Древнейшая галечная мозаика была найдена в городе Гордион, столице Фригии в Средней Азии. Мозаика выполнялась в виде простых геометрических узоров из гальки белого, черного и красного цвета.

Постепенно галечная мозаика развивалась и становилась все более сложной. Четвертый век до нашей эры стал пиком развития галечной мозаики. Рисунки стали образными, мифологическими, появились вставки из полосок свинца для создания более четких контуров, используется большое количество элементов (до 40 тысяч).

Мозаика в Гордионе

В 3 веке до нашей эры происходит значительное событие в искусстве мозаики — появляется квадратная плитка из природных материалов — камня, мрамора, стекла и терракоты, цветной обожженной глины с неглазурованной поверхностью. С появлением мозаичной плитки стало возможным использование большего разнообразия цветов и оттенков, создавать разнофактурные комбинации.

Такая мозаика позволила уменьшить зазоры между плитками и сделать ее более четкой. Мозаичные работы стали более реалистичными и даже конкурировали с живописью. Старейшая плиточная мозаика, известная на сегодняшний день, была обнаружена в городе Моргантина на острове Сицилия.

В первом веке до нашей эры в Риме появился термин "мозаика". Возникновение этого слова связывают также с латинским "opus musivum". Искусство проявлялось в виде мозаик, украшающих стены и потолки пещер и фонтанов, посвященных музам. Эти места отдыха были названы "musaea". Поскольку украшение стен и потолков не подвергалось износу, мастера использовали более хрупкие материалы — цветное стекло, сусальное золото, зажатое между прозрачным стеклом.

В это время происходит развитие мастерства мозаики и возникает несколько типов мозаичных структур, ставших впоследствии основополагающими:

1. opus tessellatum с использованием мелких плиток размером 4 мм. Мозаика изготавливалась в мастерских в виде панелей с временной подложкой.

2. opus signinum, основой мозаики служил водонепроницаемый строительный раствор из терракоты, известняка и дробленого кирпича, покрывающего землю. В строительный раствор затем вставлялась плитка. Этот метод был легче и являлся менее дорогостоящим.

3. opus sectile с использованием пластин мрамора, цветных камней или стекла. Мозаика, как правило, изготавливалась в виде цветов или геометрических узоров. Создавать такую мозаику было быстро, но сырье стоило дорого.

4. opus vermiculatum состояла из крошечной мозаики размером от 2 до 4 мм и особенно подходила для создания тонких кривых линий. Это была кропотливая и тонкая работа. Мозаичные изображения соперничали с картинами, иногда эти мозаики набирались из полутора миллиона плиток. А знаменитая мозаика "Битва при Иссе" сделана из 4 миллионов мозаичных плиток.

5. opus scutulatum, когда между плитками одного цвета вставлялись плитки разных цветов и размеров.

В Римской империи в это же время появляется монохромный черно-белый стиль мозаик, который доминировал на протяжении двух столетий. На окраинах Римского государства, однако, был распространен полихромный вид мозаик. Образовалось несколько различных школ по изготовлению мозаики.

В отличие от скульптуры, мозаика уникальна тем, что она часто показывает повседневную жизнь, на такие темы, как времена года, развлечения, путешествия и т.д. Древняя мозаика позволяет нам увидеть повседневный быт людей, живших задолго до нашего времени.

Византийская мозаика, как и все византийское искусство в целом, была полностью сосредоточена на религиозных представлениях. Наиболее известны мозаики Равенны, которая в средневековой христианской Европе была центром мозаичного искусства.

Использование новых материалов, таких как венецианские цветные эмали (смальта) и золотые мозаичные плитки придают мозаикам Равенны яркость и живость, а различный угол наклона плиток создает дополнительно игру света. Фон мозаик обычно выполнялся золотым, что символизировало вечность. Византийская мозаика украшает большое количество церквей и базилик в Европе.

На востоке мозаика также получила широкое распространение. Исламское религиозное искусство запрещает любое представление лица или тела, поэтому мозаика выполнена в виде витиеватых геометрических узоров, спиралей, звезд, арок, арабесок, растительных форм.

В дальнейшем искусство мозаики претерпевает спад, на смену ему приходят фрески и панно. И только в середине 19 века после полного забвения начинается возрождение мозаики. Итальянский мозаичист Антонио Сальвиати вдохнул новую жизнь в венецианскую стекольную промышленность. Он увидел возможность для развития бизнеса по изготовлению стеклянной мозаики по старинным технологиям Венеции.

Интерес к мозаике возник в основном потому, что это был более долговечный вариант украшения пола и стен. Мозаичные плитки приклеивают очень плотно друг к другу, а затем шлифуют.

Возвращение к мозаике произошло в дополнение к формирующейся моде на исторический стиль архитектуры. В Ватикане появляется мозаичная мастерская. Следуя этому примеру, «Музей изделий» (ныне музей Виктории и Альберта) в Лондоне в середине 19-го века также основывает мозаичную мастерскую.

Царь Николай I создает мастерские в России, вдохновленный открытием византийских мозаик в церкви Святой Софии в Киеве. Римские мозаичные школы организуются в Санкт-Петербурге. Крупные мозаичные школы и артели художников были основаны в Париже, Вене, Дармштадте и Венеции.

Венецианские мозаики 1920 года, показанные на Парижской выставке в 1925 году, выполнены в новом стиле - стиле ар-деко. Движение в стиле модерн также не миновало искусство мозаики. В Барселоне Антонио Гауди совместно с Жузепом Марией Жужолем изготавливают потрясающие керамические мозаики в Парке Гуэля. Они использовали различные материалы, включая битую посуду, битое стекло и отходы строительного производства.

После второй мировой войны в мозаике процветают веяния нового времени: авангард, дадаизм, кубизм и футуризм.

Мозаика в начале 21-го века, является больше мастерством ремесленников, чем художников. Возможно, это связано с тем, что мозаики часто имеют двойную функцию, например, в качестве напольных и стеновых покрытий, а также потому, что теперь мозаика очень доступна, а не является элитарным видом творчества. Мозаичное дело богато новыми идеями и подходами, существуют организации, для продвижения мозаики - Британская ассоциация современной мозаики, Общество американских мозаичистов.